Какая вера у армян Григорианская

Христиане, пользующиеся григорианским календарем, отмечают Пасху

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Христианские конфессии, которые используют григорианский календарь (новый стиль), в 2020 году отмечают Пасху 12 апреля. В России среди них — Римско-католическая церковь, Евангелическо-лютеранская церковь России (ЕЛЦР), Армянская апостольская церковь и часть евангельских христиан.

В связи с пандемией пасхальные богослужения пройдут в особых условиях: в частности, во многих храмах они состоятся без участия прихожан и будут транслироваться в интернете. Духовенство призывает верующих с пониманием, терпением и надеждой ждать окончания охвативших мир испытаний, проявляя заботу о ближних и сохраняя веру.

Онлайн-богослужения в столице

В католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии в Москве пасхальные мессы пройдут на латинском, русском, польском, испанском и английском языках. Все они пройдут без прихожан и будут транслироваться онлайн. Ранее канцлер курии архиепархии священник Игорь Ковалевский рассказал ТАСС, что католическим приходам настоятельно рекомендуется придерживаться предписаний местных властей.

Архиепископ ЕЛЦР Дитрих Брауэр, поздравив верующих с праздником, напомнил им, что «Господь победил безнадежность зла и смерти».

«Это время ограничений и испытаний даровано нам  чтобы мы по-настоящему соскучились друг по другу, по церкви, по богослужению, по совместной молитве и святой Трапезе у алтаря Господня. Эпидемия пройдет, вновь явив нам нашу слабость и беззащитность перед разного рода напастями.

Церковь же продолжает и далее свой путь сколь шторма и бури, неся всем людям драгоценный груз Божьего Слова», — приводит его слова сайт кафедрального собора апостолов Петра и Павла в Москве.

Канцлер ЕЛЦР пастор Виктор Вебер ранее сообщил ТАСС, что в лютеранских храмах на Пасху присутствовать будут только священнослужители и ответственные за онлайн-трансляцию, а прихожанам рекомендовано оставаться дома.

Начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры Евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский сообщил ТАСС, что российские евангельские христиане в большинстве будут справлять Пасху по юлианскому календарю вместе с Русской православной церковью (РПЦ), но на западе страны некоторые общины, возможно, отметят праздник по григорианскому летоисчислению.

«Мы празднуем Пасху в семьях, это будет семейная Пасха в этом году. Но я обратился с посланием к нашим прихожанам, пастырям, епископам, что после того, как закончится режим самоизоляции, мы будем праздновать Пасху торжественно, как только будет первое воскресенье после окончания режима самоизоляции  После того, как мы отпразднуем по домам, будет торжественная, очень праздничная Пасха — если это будет в мае, значит, в мае, если в июне, значит, в июне», — рассказал ТАСС епископ.

Ранее Ряховский призвал пасторов организовать онлайн-трансляции богослужений, а верующих — не пренебрегать врачебными предписаниями и профилактическими мерами. В преддверии Пасхи он рассказал ТАСС, что, «учитывая режим самоизоляции, мы будем праздновать в режиме онлайн в церкви, то есть все службы будут транслироваться».

Протестанты: молитвенник по рассылке и служба без причастия

Лютеране в разных городах и регионах России будут отмечать Пасху дома, церкви в большинстве случаев организуют для прихожан интернет-показы богослужений.

В Санкт-Петербурге трансляции в прямом эфире будут вести из Петрикирхе — лютеранской церкви, расположенной на Невском проспекте.

«У нас есть онлайн-трансляции всех пасхальных богослужений — пасхальной ночи и еще утром в пасхальное воскресенье 12 апреля», — рассказал ТАСС председатель Немецкой евангелическо-лютеранской общины св. Анны и св. Петра Евангелическо-лютеранской церкви Михаэль Шварцкопф.

Уже несколько недель в общине перевели все занятия и совместные молитвы в онлайн-режим, и службы транслируются из церкви каждый день. «Я лично молюсь каждый день в 16:00 мск у главного алтаря Петрикирхе», — добавил пастор.

Предстоящее празднование Пасхи в Петрикирхе будет отличать и то, что в этом году не будет проводиться святое причастие. «Я сам не хочу причащаться без прихожан, это не по-лютерански. Как вы знаете, по вероучению Лютера, мы все священники: пастор и все прихожане тоже. Если они не могут причащаться, то и пастор тоже не причащается — так я решил», — сказал Шварцкопф.

В Ульяновске пасхальное богослужение планируется записать и выложить на и в социальной сети «ВКонтакте», рассказал агентству пастор Евангелическо-лютеранской общины св. Марии Владимир Проворов. Так, утреннее богослужение 9 апреля, в Чистый четверг, появилось в онлайн-доступе уже днем.

На фоне запрета на массовые мероприятия перешли на онлайн-формат общения с прихожанами и в Калининграде. «Приняли решение в онлайне несколькими группами выйти на связь пообщаться.

В центральном кафедральном соборе [святых Петра и Павла] в Москве архиепископ проводит богослужения, и мы рассылаем записи трансляций», — рассказал ТАСС председатель Евангелическо-лютеранской общины Калининграда Сергей Кивенко.

Пожилым прихожанам в общине регулярно звонят по телефону, чтобы поддержать их, а тем, у кого есть электронная почта, рассылают ежедневный молитвенник, добавил он.

Католики: без звуков органа и освящения огня

Дистанционно следить за мессами будут и католики. В Новосибирске онлайн-трансляцию в соцсетях будут вести из Кафедрального собора Преображения Господня, который из-за распространения коронавируса закрыт для прихожан с 26 марта.

«Мы ведем разъяснительные беседы с прихожанами, чтобы они подключались к трансляции, некоторым помогаем освоиться, но месса — это все-таки не главное, ее можно заменить домашней молитвой», — рассказал ТАСС настоятель собора Денис Марчишин.

Из-за того, что прихожане не смогут присутствовать на службе, в этом году не будут проводить традиционный обряд освящения пасхального огня на улице перед храмом, с которого обычно начинается литургия.

Без участия прихожан будут служить пасхальную мессу в приходе Тайной Вечери в Ростове-на-Дону, а также в Базилике святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, которая является одним из старейших католических храмов России. «Онлайн-трансляции ведутся каждый день из базилики и из нескольких приходов: раз в день служба передается в онлайн», — рассказал ТАСС представитель прихода. В этом году отличием пасхальной службы будет и то, что не будет звучат большой орган, добавил он.

Но не все храмы смогут транслировать богослужения в праздник. «У нас возможности транслировать нет, есть трансляция из кафедрального собора, и люди будут следить за ней. Люди могут выбрать, откуда трансляцию они будут смотреть — из Москвы, Петербурга, Ватикана», — сообщил ТАСС настоятель католического прихода Святого Розария Пресвятой Девы Марии во Владимире Сергей Зуев. Аналогичная ситуация — в приходе Святого Климента Римско-католической церкви в Севастополе.

«Обычно на Пасху прихожане собирались, накрывали столы, была праздничная трапеза и освящение пасхальной пищи. В этом году такого не будет, но архиепископ благословил, что дома каждый может у себя окропить святой водой пасхальные яства. Святая вода есть у наших прихожан: они приходили за ней недавно, на праздник Богоявления, и каждый христианин традиционно хранит ее у себя в течение года для разных целей», — рассказал ТАСС викарий севастопольского прихода отец Александр.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по другому можно назвать надежду

Армянская апостольская церковь: минимум прихожан

В 2020 году Пасху отмечают 12 апреля не только католики и протестанты. Армянская апостольская церковь, пользующаяся собственным календарем, летоисчисление в котором ведется с 552 года н. э. по григорианскому, также встречает праздник в этот день.

В ней продолжают проводить богослужения с минимальным количеством верующих. «Мы стараемся, чтобы не было скопления людей, но двери церкви будут открыты. Верующие смогут подойти, свою молитву совершить и спокойно уйти.

Уже дважды в этих условиях проводили онлайн-трансляции с наших богослужений, получили хорошие отзывы от наших прихожан», — рассказал ТАСС отец Тер-Тадеос, настоятель храма Сурб Амбарцум в селе Чалтырь Ростовской области, добавив, что вопрос о том, как будет проходить освящение даров на Пасху (12 апреля), пока еще окончательно не решен.

История Пасхи

Пасха — самый древний и важный праздник церковного литургического года, посвященный посвященный воскресению Иисуса Христа. Его название восходит к еврейскому «Песах» (праздник в иудаизме, посвященный библейской истории об освобождении евреев от египетского рабства).

Пасха начинается в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием.

С XVI века, когда западное христианство перешло на григорианский календарь, использующие его церкви обычно встречают Пасху раньше православных, рассчитывающих ее дату по юлианскому календарю.

Однако раз в несколько лет православная Пасха и Пасха по григорианскому календарю могут совпасть. В 2020 году православные отмечают свой главный праздник спустя неделю после западных христиан — 19 апреля.

Пасхальные традиции католиков

В католицизме празднование Пасхи начинается в субботу предшествующей Пасхе Страстной недели. Вечером этого дня все католические церкви проводят богослужения — Навечерие Пасхи; в Москве его провел в кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии ординарий Архиепархии Божией Матери с центром в Москве архиепископ Павел (Паоло) Пецци. Перед храмами разводят костры, от которых зажигают пасхал (большую свечу), символизирующий воскресение Христа.

Утро пасхального воскресенья начинается с благословения огня и воды. Святой водой окропляют пасхальные яства, а святой огонь разносят по домам и зажигают специальные пасхальные свечи, которые очищают дом. Следующая за праздником Пасхальная неделя или Светлая седмица считаются такими же праздничными, как воскресенье, и в католицизме эти восемь дней называют Октавой Пасхи, от латинского «octo» — восемь).

Как и у православных, у католиков главными блюдами являются освященные крашеные яйца и куличи, также много мясных блюд, особенно из зайца или кролика. В виде кроликов делают игрушки и сладости, открытки и сувениры, фигурками кроликов украшают дома.

Особенности в разных странах

Традиции празднования католической Пасхи в разных странах имеют много общего, но каждый народ имеет и свои обычаи. В Польше на Пасху выпекают особые пасхальные «бабки» из дрожжевого теста, которые символизируют весну и плодородие, и украшают фигурками пасхального барашка, которого вырезают из масла или сахара. Чехи пекут сладкие круглые булки с миндалем и изюмом — «мазанцы», а словаки подают на стол «паску», напоминающую традиционную православную пасху из творога.

В Италии распространена традиция выпекать особый пасхальный кекс в форме птицы — «пасхальную голубку». В Великобритании принято запекать барашка с овощами. В Германии разноцветными яйцами украшают мосты и фонтаны, что символизирует «пасхальные ручьи» — обновление и радость весны. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, наряженные наподобие рождественской елки.

В США единой традиции празднования Пасхи нет, однако там также красят яйца и пекут пасхальный хлеб, а в понедельник после праздника на лужайке перед Белым домом устраивают катание пасхальных яиц.

В большинстве европейских стран Страстная и Пасхальная недели являются школьными каникулами. Многие страны отмечают Пасху и понедельник за ней как государственные праздники. В ряде стран, например в Австралии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Латвии, Португалии, Хорватии и большинстве латиноамериканских государств, выходным также является Страстная пятница.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/8222309

Что категорически запрещает армянская церковь в Вербное воскресенье и пасхальные дни

Вербное воскресенье или по-армянски Цахказард отмечается в последнее воскресенье Великого поста и посвящен торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой.

ЕРЕВАН, 25 мар — Sputnik. Армянская Апостольская Церковь 25 марта празднует Вход Господень в Иерусалим или Цахказард, что в переводе с армянского означает «Украшенный цветами».

Накануне вечером во всех армянских церквях прошло богослужение, символизирующее открытие завес Святого алтаря. В воскресенье, после утренней службы, проводится Святая литургия, во время которой благословляются зеленеющие ветви оливы, вербы или ивы.

Католикос Всех Армян Гарегин Второй провозгласил Цахказард Днем благословения детей, в память о том, что во время въезда Иисуса в Иерусалимский храм дети с ликованием восклицали: «осанна Сыну Давидову» (Мат. 21:15).

Сегодня во всех армянских церквях проводится благословение детей.

Период от понедельника после праздника Цахказард до Светлого Христовa Воскресенья в Армянской апостольской церкви называется Страстной (Великой) неделей.

Несмотря на то, что этому церковному празднику много веков, однако что принято делать в этот день и что категорически запрещает армянская церковь большинство так и не знает. В результате Цахказард и Пасха обросли легендами, и стереотипами, которые Sputnik Армения развеет в этом материале.

Sputnik / Ani Liparityan

Как преобразился Ереван в праздник можно посмотреть здесь>>

Цахказард у армян — особенный

Самое большое заблуждение, распространенное среди населения Армении — это то, что Цахказард — Армянская Апостольская церковь отмечает иначе, так как армянское Вербное воскресенье отличается от остальных. Этот стереотип связан с тем, что в Армении, вместо классической пальмовой или оливковой ветвей освящается веточка ивы (урени по-армянски, — ред.)

«Ничего удивительного в том, что у нас освещается ива, нет, так как в нашей стране растет это дерево. В других странах в этот день освещают ветви пальмы или оливкового дерева», — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения духовный пастырь церкви Сурб Саркис иерей Петрос Малян.

Яйца красят в пятницу?

Ежегодно армянский народ встает перед дилеммой когда красить яйца: в пятницу или субботу. Многие не вникая в суть праздника, по старинке, предпочитают красить яйца в пятницу, чего не приемлет ААЦ.

«Яйца красят в субботу вечером после захода солнца, а не в пятницу, как это делают многие», — сказал иерей.

По его словам, окрашенные яйца многие сразу же едят, чем нарушают Великий пост, который заканчивается не в пятницу, а в субботу вечером, после захода солнца. В пятницу церковь проводит различные обряды: распятия, погребения, поэтому ошибочно красить яйца в этот день.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда и где родился Иисус

«Есть устоявшийся закон — яйца красят к Воскресению Христа, при этом яйца — символизируют воскресенье и начало новой жизни. Красный цвет —  кровь, которую пролил Христос во имя спасения человечества», — пояснил иерей.

Почему нельзя красить яйца в четверг?

Неправильно красить яйца и в четверг. Среди населения распространен стереотип, что во время Страстного Четверга обязательно надо красить яйца, по количеству членов семьи. Это также запрещает армянская церковь.

Плов без изюма?

Некоторые люди, не знающие своих традиций, считают, что если в их доме недавно скончался человек, то они должны как-то иначе отмечать первую в их семье после трагедии пасху. Традиционно к пасхальному столу хозяйки ставят плов с изюмом, вареную рыбу, крашеные яйца, блюда из зелени. Многие ошибочно считают, что если у них дома произошла трагедия, то они должны готовить пасхальный стол без изюма, или не красить яйца.

Воскресенье или понедельник?

Армянская апостольская церковь также запрещает ходить на кладбище в праздничные субботу или воскресенье. Для этого церковь специально выделила день, после главных церковных праздников — Мерелоц. Следующий после праздника Пасхи день — второе апреля предназначен для посещения усопших.

Малян поясняет, что традиция ходить на кладбище в выходные дни, сохранилась с Советского союза. Тогда не принято было отмечать День поминовения усопших (Мерелоц) и люди, ходили на кладбище в выходные дни.

Великий Пост охватывает семь воскресений или 48 дней, которые отражают восемь памятных событий: Жизнь в раю (Истинная Масленица), Изгнание, Возвращение блудного сына, Притчу о неверном Домоправителе, Притчу о неправедном Судье, Пророчество о Втором пришествии и Въезд в Иерусалим (Цахказард / Вербное воскресенье).

В период поста раньше было запрещено венчаться или же проводить ритуал жертвоприношения. Сегодня совершать таинство венчания в крайних случаях можно в субботние и воскресные дни, за исключением Страстной Седмицы – последней недели Великого поста.

Источник: https://ru.armeniasputnik.am/society/20180325/11082194/chto-kategoricheski-zapreshchaet-armyanskaya-cerkov-v-verbnoe-voskresene-i-paskhalnye-dni.html

Святыни и Храмы Армении

Армения была первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии в 301 году нашей эры. Армяно-григорианская церковь (Армянская Апостольская церковь) является одной из старейших христианских церквей.

Церковь называется Апостольской в честь апостолов Фадея и Варфоломея, которые первыми проповедовали христианство в Армении.

Ее также называют григорианской в честь Григория Просветителя, который убедил царя Трдата принять христианство и стал первым католикосом всех армян. 

​Дохристианская Армения  

Дохристианская Армения унаследовала элементы язычества от протоармянских племен, населявших регион. Древние Урарты, предшественники армян, объединяли божества месопотамского, иранского и греческого происхождения. На протяжении многих лет зороастризм играл важную роль на армянских землях.

Позже, в Эллинистический период, армяне поддерживали греческую мифологию, и армянских божеств отождествляли с древнегреческими божествами.Хотя большинство армянских церквей были построены на руинах языческих храмов, единственному храму удалось сохраниться. Языческий храм Гарни является единственным стоящим греко-римским зданием колоннады не только Армении, но и на всей территории бывшего Советского Союза.

С каждым годом храм принимает все больше и больше посетителей из разных стран мира. Он является самым известным символом дохристианской Армении.

Археологические раскопки открывают все больше храмов по всей стране. Исследования на территории языческого храма Огмика были возобновлены в 2003 году и раскрыли больше информации о забытом армянском языческом прошлом.​

​Нехристианские Cтороны в Армении

На протяжении многих лет Армения находилась под властью мусульманских правителей, потому в столице Армении можно найти Голубую мечеть 18 века. Расположенное в столице Армении, сооружение было построено во время правления иранского правителя Надира Шаха. На протяжении всего периода советской власти религиозные мероприятия мечетей были прекращены, но после реконструкции во второй половине 1990-х годов мечеть активна и продолжает свою деятельность.

Армения – «Земля церквей»   

Говорят, что в Армении, известной также как «Земля церквей», более 4000 монастырей и церквей, которые разбросаны по всей стране. Христианская вера глубоко сформировала армянскую культуру: хачкары (каменный крест: «хач» — крест, «кар» — камень), разбросанные по самым отдаленным долинам, древние монастыри, расположенные на вершинах гор, окруженных захватывающим духом природы.

Церкви и монастыри находятся на всей территории страны – в глубоких ущельях, на вершинах неприступных гор, в лесах и долинах. Уникальный национальный стиль армянской церковной архитектуры возник в конце 6-го начале 7-го века, вероятно, став первым в христианской архитектуре, задолго до того, как византийские, романские и готические стили были полностью сформированы.

Первые армянские церкви часто строились поверх языческих храмов, имитируя некоторые аспекты армянской дохристианской архитектуры.

Источник: https://armenia.travel/ru/explore/religious-sites

Какие иконы дарят армянам: история армянской православной церкви

Армения считается первым государством в мире, принявшим христианство и признавшим его государственной религией. Произошло это событие в 301 году н.э. Предпосылки к этому зародились ещё в 1 веке н.э., когда в страну прибыл апостол Фаддей, своими проповедями склонивший многих армян к православию.

В Армении действуют Русская и Грузинская Православные Церкви. Но основная часть населения (почти 95%) считают себя подданными Армянской Апостольской Церкви, учение которой отличается от учения РПЦ в вопросе двойственности натуры Иисуса Христа (смешение Божественного и человеческого начал). В остальном эти вероучения не противоречат друг другу.

Армяне очень набожны. Они соблюдают посты, отмечают много религиозных праздников, ходя в церковь. У многих жителей в домах есть иконы. Наиболее почитаемыми образами являются Армянская икона Божией Матери и Григорий Просветитель Армении.

Армянская икона Божией Матери

Считается, что икона была написана в 10 веке. Согласно предположениям историков, она была завезена в украинский город Каменец-Подольский (Хмельницкая область) армянскими переселенцами приблизительно в 1380 г. Путники прибыли по разным версиям из:

  • Херсонес (современный Севастополь);
  • Таврия (Крым);
  • граница Армении и Турции (г. Ани).

Украинский историк, археолог и священник Евфимий Сецинский в своих трудах описывает странствия иконы. В 1672 г. на город напали турецкие войска. Вскоре после этого начались притеснения армян, гонения монахинь. В этом же году многие жители покинули поселение, взяв с собой главную религиозную реликвию — икону Богородицы.

Они достигли Черного моря и направились в Армению. В 1673 г. путники остановились в турецком Сизополе, но в 1675 г. двинулись дальше. После долгих странствий они добрались до Львова, где прожили до момента освобождения Подолья от турецких захватчиков. В 1700 г. образ торжественно перевезли в Николаевскую армянскую церковь в Каменце-Подольском.

Церковь стояла в руинах, поэтому икону временно перенесли в Благовещенский храм. В 1767 икона вернулась в родную обитель и до 1920 г. больше не покидала ее. В это время храм подвергся разграблению, и реликвия пропала.

В начале 21 в. историки пришли к выводу, что пропавшая икона Божьей Матери Армянской и икона Богородицы Одигитрии являются идентичными по многим признакам. Последняя хранится в киевском Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Празднование иконы совершается 27 июня.

Григорий Просветитель Армении

Святой Григорий Просветитель считается первым Католикосом (высшим духовным лицом) всех армян. У святого Григория много имен:

  • Грегориос Фостир (греч.);
  • Грегориос Фотистис (греч.);
  • Сурб Григор Лусаворич (арм.);
  • Григор Партев (арм.).

Святой почитается многими Православными церквями, а также Англиканской и Римско-Католической церквями. Согласно житию, Григория во младенчестве спасла его кормилица. Все семейство было истреблено за убийство отцом Григория царя Армении. И только женщина с малолетним ребенком сумели спастись, бежав в Турцию (соврем. Кайсери). Там Григория воспитали в христианстве. После развода с женой он подался в Рим в услужение к сыну убитого армянского царя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой грех совершила Ева

Тот вернулся с войском на родину и завоевал престол, а Григория велел заточить в темницу за христианские проповеди. Через 13 лет царь помешался, но заключенный исцелил его. Уверовав в Бога, Трдат III провозгласил христианство государственной религией. Вскоре Григория рукоположили в епископский сан. Ему было видение, в котором Христос велел построить храм, что и было сделано.

Через несколько лет Григорий скончался. Его могила в течение тысячелетия являлась местом поклонения паломников. В 2000 г. мощи святого переданы в Ереванский кафедральный собор, названный в его честь. На иконах Григорий Просветитель изображается один, совместно с царем Трдатом III, святым Иоанном Крестителем, апостолом Фаддеем, Римским папой Сильвестром.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Источник: https://vseikony.ru/news/kakie-ikony-daryat-armyanam/

Религия армян

История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.

Принятие христианства Арменией в 301 году

Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.

Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви

Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.

Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны.  Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Католикос — епископ в ААЦ

Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.

В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.

Традиции и обряды ААЦ.

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

Передовой пост

Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу.  Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.

Причащение

Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.

Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.

Крестное знамение

Совершается тремя пальцами слева направо.

Чем Григорианская церковь отличается от православной

Монофизитство — признание единой природы Бога

Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.

Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри

  1. Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
  3. Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

Источник: https://hranitel.club/116-armyane-religiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что такое проскомидия в православии

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]