Какая вера у русских

Языческая религия Древней Руси и переход к христианству

Языческая религия славянорусских племен составляла основу мировоззрения древнерусского народа. Языческие представления глубоко укоренились в сознании народа и стали определяющими факторами формирования национальной культуры. Наряду с христианством эти верования долгое время сохраняли свои позиции и проявлялись в образе жизни народа, в характере его мышления и отношении к миру.

Первозданная чистота и естественность языческого мироощущения оказала влияние на формирование русского национального характера и на дальнейшее развитие древнерусской культуры.

Характеристика русской языческой религии

Языческая религия древних русичей была тесно связана с благоговейным обожанием природы, с поклонением великим силам природы.

Ей было присуще одушевление предметов и явлений природы — анимизм, признание мыслящей силы за объектами и явлениями окружающего мира. Поклонение древних жителей Руси солнцу, земле, небу, ветру, воде, птицам, деревьям, камням и т.д. отражено в народных сказаниях, песнях, баснях, в обрядах, празднествах и верованиях, основанных на обожании природы.

Религиозные обряды  выражались в поклонении идолам, у народа еще не было храмов и жрецов; еще не существовало разработанного представления о загробном мире — жизнь после смерти представлялась им как продолжение земной жизни. Они поклонялись умершим предкам, приносили им жертвы, просили защиты и покровительства.

Древнерусским языческим верованиям были присущи фетишизм и вера в волшебство, в тайное знание и волшебную силу вещей.

Проявление язычества в преданиях, сказках и былинах

Эти представления пронизывали всю духовную жизнь жителей Древней Руси. Архаическое мировоззрение нашло свое отражение в фольклоре, обрядах, заговорах и заклинаниях. Велика была вера в тайную силу и могущество слова.

В большом почете были волхвы, которые считались обладателями тайного знания: широко распространены были различные гадания, шептания и заговоры, которые сохранились до сих пор.

Бесценными источниками народного творчества, в которых отразилась вся первозданная прелесть древнерусского язычества, являются сказки, былины, легенды и предания.

Образность и жизненная сила этих представлений стали основой народного творчества. Одним из самых ярких, характерных фольклорных героев является любимый народом Илья Муромец. В характере этого героя природная свобода, стихийность и вольнолюбие сочетаются с христианской верой и осознанием необходимости сильной государственной власти.

У былинного героя четко проявляется сознание единства народа и отчизны. Он ощущает себя христианином и защитником бедных и обездоленных людей. В то же время Илья Муромец — олицетворение мощных сил природы, единства и силы русского народа.

Илья Муромец, обращаясь к русским богатырям, призывал их защитить землю русскую, сразиться с врагами, которые хотят захватить стольный Киев град. Илья говорил им, что идет служить за землю русскую, за веру христианскую, за бедных людей, вдов и сирот. Здесь он выступает как защитник Родины, христианских ценностей и простого народа.

Переход от языческой религии к христианству происходил постепенно. Этому предшествовали исторические события, которые привели к христианизации Руси. Новгородский князь Олег в 882 году объединив под своей властью земли и города, расположенные вдоль торгового пути «из варяг в греки» стал править в Киеве, сделав его столицей Древней Руси. В 907 году князь  предпринял поход против Византии и, овладев Константинополем, заключил с ней мирный договор. Олег правил в Киеве до 912 года.

Его преемник – князь Игорь, правивший в Киеве с 912 по 945 гг., продолжил процесс объединения восточно-славянских племен под властью Киева.

Жена Игоря — княгиня Ольга в 955 г крестилась в Константинополе и стала христианкой, подав тем самым пример будущим поколениям.

Ее примером воспользовался внук Игоря и Ольги – князь Владимир Святославович, принявший христианство как государственную религию в 988 году. Князь Владимир Святой правил на Руси с 980 по 1015 гг. В начале своего правления он пытался создать единый пантеон языческих богов для всех восточных славян во главе с богом Перуном, но его попытка оказалась неудачной. После этого Владимир пошел по пути христианизации Киевской Руси.

Христианство определило дальнейший ход духовного развития Древней Руси и, одновременно, решило множество геополитических задач древнерусского государства.

Принятие христианства позволило Древней Руси разрешить также целый ряд проблем, связанных с международными связями: улучшились торговые связи с Европой, стали заключаться междинастические браки и т.д. С этим переходом Русь стала частью европейской цивилизации и восточным бастионом христианства.

Христианское древнерусское государство стало барьером для наступления ислама на Европу (к тому времени под влияние мусульман попали Южная Италия и Испания). Таким образом, по своему геополитическому значению Русь стала преемницей Византии.

Византийская культура оказала огромное влияние на формирование древнерусской культуры: Древняя Русь унаследовала культурные традиции византивизма – особого культурного феномена, в котором сплелись воедино культурные традиции многих народов. В дальнейшем, на русской почве византивизм был трансформирован в новый культурный феномен – евразийство.

Языческие и христианские традиции в культуре Древней Руси

Христианская культура, пришедшая на русскую землю, вобрала в себя весь арсенал архаической языческой славянской культуры. Языческие и христианские традиции на Руси многие века сосуществовали, образуя своеобразный культурный сплав.

Народные праздники и обряды, имеющие нехристианские корни уживались с церковными догмами и церемониями. Противоборство христианства и язычества на Руси не носило ярко выраженного, острого характера. Скорее, шел процесс взаимопроникновения и взаимообогащения двух культурных пластов.

Именно принадлежность Руси к древнеславянской культурной традиции и славянскому мироощущению стало основой обращения Руси к православию.

В «Повести временных лет» ярко описываются впечатления послов князя Владимира от греческой литургии. Послы настолько были поражены пышностью и красотой православного богослужения, что не смогли забыть эту роскошь и захотели приобщиться к этой красоте.

Мировосприятие русского человека в большей степени основывалось на эстетическом сознании, нежели на сознании религиозном.

Изначально русский человек искал в христианской вере не новую идею или закон, а красоту и благодать, выражавшуюся в роскошном и пышном православном богослужении.

Формирование древнерусской православной культуры шло параллельно с процессом образования самобытной культурно-религиозной среды, в которой нашли выражение как языческие, так и христианские культурные традиции.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/istoria-kultury/drevnerusskoe-yazyichestvo-i-perehod-k-hristianstvu

Национальный акцент


Факты

Численность в РФ — 111 млн. человек

Основной регион — вся Россия

РУССКИЕ, восточнославянский народ, большинство населения Российской Федерации.

По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает 116 миллионов русских. По данным Переписи 2010 года — 111 млн. Также русские составляют значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литвы и Узбекистана.   

Язык

Термин «русский язык» употребляется в четырех значениях:

— совокупность всех языков восточнославянский ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков

— письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси

— совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ

— общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык.

Письменность — вариант кириллицы.

Религия и духовная культура

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории — политические и церковные деятили, ревнители благочестия. 

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу — радетелю о народных интересах — связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.

Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.

В настоящее время большинство верующих русских — православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

Традиционные занятия 

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Народное искусство и промыслы

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси.

Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии.

В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени — ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия,  при ковке решеток, дверей, крестов и пр.

Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) — как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название «резьба руссов».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали родителей преподобного Сергия

Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий. 

В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения.

С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр.

Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор — это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве. 

Источник: https://nazaccent.ru/nations/rus/

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

Русские мусульмане

Русские мусульмане составляют этнорелигиозную группу, в которую входят представители русской национальности, принявшие Ислам.

Славяне мусульмане – это также этнорелигиозные группы людей, которые этнически относятся к славянским народам, но ислам исповедуют как свою религию.

Славяне (slavyane) взаимодействовали с народами ислама в торговых делах издревле. Постепенно отдельные части и группы славянских народов, сохраняя за собой свое славянское самосознание и собственный язык, обратились в ислам. На современном этапе истории славяне мусульмане делятся на несколько групп и представлены разными народами. Славяне мусульмане являются очень религиозными приверженцами Ислама.

Известны южные славяне мусульмане – торбеши или македонцы, помаки или мусульманские болгары, горанцы или македонцы или сербы по происхождению, которые проживают в Горе и Метохии. Также славяне мусульмане представлены боснийцами или бошняками, потуреченцами или муслиманами. Самые известные славяне мусульмане – это сербы.

Русские мусульмане Древней Руси

Русские мусульмане, также как и славяне мусульмане, впервые упоминаются в летописях вместе с упоминанием о первых обращениях русских славян в Ислам. Такой факт упоминается в истории об убийстве, произошедшем в 1262 году, когда был убит православный монах Зосима или Изосима.

Зосима стал известен тем, что принял Ислам, а позже в Ярославле служил у ордынского наместника, которому помогал собирать дань. Его убили во время разгоревшегося восстания: участники восстания были недовольным тем, что объем дани, которую они должны были платить, резко увеличилась.

В тринадцатом веке при хане Узбеке Ислам был определен как государственная религия Золотой Орды, тогда обращались в Ислам преимущественно язычники, и за распространение православия хан Узбек не карал, а также терпимо он относился к распространению других религий. Помимо случая с монахом Изосимой, больше у историков нет достоверных фактов того, что появлялись русские или славянские мусульмане в этот период.

Отдельно стоит упомянуть категорию русских и славян, которые приняли Ислам и проживали на территории Османской Империи, их называли сакалиба.

Когда Иван Грозный взял Казань и Астрахань, начала раскручиваться кампания по христианизации мусульман, что не способствовало вступлению не мусульманских славянских народов в Ислам.

Русские славяне были совершенно не знакомы с арабским языком, что также создавало серьезные препятствия для ознакомления с исламскими источниками литературы. В тот исторический период мусульманские тексты не переводились на славянские языки, поэтому исламские сочинения были недоступны для чтения.

В силу определенных ментальных различий не приветствовалось государственными властями и стремление русских славян контактировать с иноверцами.

Отношение к новообращенным в царской России

Русский мусульманин — организатор проекта «Читай Коран»

В допетровской и в имперской Руси, если человек изъявлял желание перейти из православия в другую веру, на него накладывались уголовные санкции, а если кто-либо пытался обратить в другую веру православных, то санкции были еще более жесткими. Как было сказано в Соборном уложении от 1649 года, смертная казнь грозила тем, кто «какими-нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет».

Чтобы исключить для русских славян контакты с представителями иной веры, возле православных храмов было запрещено строительство мечетей, а кряшены или крещенные татары не могли проживать вместе с некрещенными. Все это не свидетельствует о том, что в то время не было русских мусульман, но число новообратившихся было небольшое, русские не афишировали переход в Ислам, о новобращенных мусульманах мы узнаем только из иностранных архивах.

После того, как начались русско-турецкие войны, стали известны случаи, когда Ислам принимали русские пленные, как на добровольной основе, так и в принудительном порядке. В описании жития святого, относящемся к восемнадцатому веку, упоминается случай, когда русский пленник был насильственно обращен в Ислам.

Также отражение подробного случая есть в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», где описывается насильственное обращение русского пленника.

В тот же период времени был опубликован крымским татарином просветителем Исмаилом Гаспринским труд, которые назывался «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения».

В этом сочинении впервые появился в культуре термин «русские мусульмане», под которым подразумевались в основном те люди, которые представляют мусульманские народы, являющиеся подданными Российской Империи.

Сейчас термин «русские мусульмане» включает в себя не только народы, которые проживают на территории России, но являются этническими русскими, то есть те группы людей славянских и русской национальности, которые имеют этнические корни и самостоятельно обратились в Ислам.

Известные русские мусульмане прошлого

Среди известных русских мусульман необходимо выделить такого величайшего русского писателя, как Лев Николаевич Толстой, а также русского путешественника Афанасия Никитина, о котором можно посмотреть видео ниже.

После того как 17 октября 1905 года был выпущен основной манифест, который провозгласил гражданские права и свободы, наблюдалось существенное изменение ситуации. В период с 1905 года по 1917 стало известно о ряде случаев, когда христиане переходили в Ислам.

Такие случаи были зафиксированы и среди славянских крестьян, которые принимали Ислам в условиях разраставшегося ваисовского движения: русские мусульмане ваисовцы ссылались в Тобольскую губернию, и там стали активно призывать русских обращаться в Ислам, и местные православные священники были очень этим встревожены.

Когда же состоялась Октябрьская революция 1917 года, обращаться в Ислам представителям другим конфессий стало сложнее: чаще всего при Советской власти русские мусульмане стали появляться вследствие того, что славяне попадали в плен при боевых действиях и уже в плену обращались в мусульманскую веру. Русские мусульмане новообращенные массово были зафиксированы во время Афганской войны в 1979 году.

Современная русская мусульманская община

Число русских мусульман точно не определено, поскольку на основании данных переписи населения отделить этнических мусульман от новообращенных крайне сложно.

По словам Али Вячеслава Полосина, в 2003 году число русских мусульман на территории России достигало десяти тысяч человек. Религиовед Силантьев утверждал в 2007 году, что не более, чем три тысячи человек — это русские, принявшие ислам за последние пятнадцать лет.

Но уже в 2013 году он же утверждал, что за последние пятнадцать лет в России не более десяти тысяч славян приняли в России мусульманство.

Ислам, в современной России исповедуют десятки тысяч новообратившихся русских, среди которых немалое количество и тех, кто родился уже будучи этническим мусульманином во втором и третьем поколениях русских семей.

Статистика по русским мусульманам не ведется в стране, официально говорится о нескольких тысячах новообротившихся русских, однако такие данные являются специально заниженными.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как долго Адам и Ева были в раю

На сегодняшний день количество русских мусульман превышает 50 тысяч человек, которые проживают по всей территории России, Казахстана и Украины, а также Турции и ближневосточных арабских странах.

Как считает российский исламовед Алексей Малашенко, русские мусульмане появляются по причине того, что Ислам воспринимается ими как универсальная религия, которая способна дать ответы на любые проблемы, призывающая к борьбе за справедливость.

Если же подойти к вопросу с иной точки зрения, то можно выделить несколько причин, по которым русские мусульмане принимают Ислам: это возможно по идейным причинам, по причинам семейным, а также духовными поисками истинного смысла жизни человека. По семейным причинам чаще всего веру меняют женщины, выходя замуж за мусульман. Мужчины, принявшие Ислам, потому что женятся на мусульманках, встречаются гораздо реже.

Если русские мусульмане обратились в новую мусульманскую веру в результате долгих духовных исканий, то возможно они это сделали по идейным причинам. Принятие Ислама по идейным соображениям может иметь в своих истоках антигосударственные и революционные побуждения человека – до принятия ислама многие из таких людей были членами леворадикальных и праворадикальных группировок.

Русские мусульмане, интеллигенция проявляла к Исламу живой интерес, который был вызван интересом к восточной философии, а также к трудам Идрис-шаха и Гурджиева, мистицизму. Труды этих деятелей к Исламу имели лишь отдаленное отношение, даже к его мистическому направлению или к суфизму.

Но в одном из таких кружков, который объединял любителей мистики восточного происхождения, появилась такая значительная и авторитетная в русском и славянском Исламе фигура, как Гейдар Джемаль, который родился в Москве в семье азербайджанца и русской.

Джемаль оказал свое влияние и на такую авторитетную фигуру, как Али Вячеслав Полосин, который в прошлом был православным священником, а после стал автором книги «Почему я стал мусульманином?», в которой он и упоминает, какое влияние на него оказал сам Джемаль, а также его передачи «Минарет» и «Ныне», ведущим которых он был в девяностых годах.

Полосин с Джемалем познакомились лично, и это лишь усилило намерение Полосина обратиться в Ислам. Он реализовал это намерение в 1998 году, но публично этот поступок он не обнародовал, и решился на это только через год. Немного позже он стал мюридом Саида афанди Чиркейского.

Хамза Дмитрий Черноморченко — главный редактор «Голос Ислама»

Далее у Полосина началась публицистическая активная деятельность, которая был направлена на критику догматов христианства.

Этнические мусульмане отнеслись к деятельности бывшего протоиерея далеко не одобрительно, особенно руководители духовных управлений.

Русские мусульмане, особенно среди молодых славян мусульман, относились к Полосину с признанием его авторитета, но непререкаемым лидером интеллектуальным или духовным он считаться не может, особенно для этнических мусульман.

Вместе с переводчиком Священной Книги Коран Иман Валерией Пороховой в 2000 году Полосин объявил о том, что создают общину «Прямой путь», которая была призвана стать организацией, в которой объединятся русские мусульмане, новообратившихся в Ислам.

В течение нескольких лет Али Вячеслав Полосин активно выступал против того, чтобы русские мусульмане делились по национальности, поскольку считал, что «по национальному признаку в Исламе нельзя создавать общины, поэтому специально «русских» общин не существует, как не должно быть и специально татарских, арабских». Но со стороны этнических мусульман последовала довольно сдержанная реакция на его деятельность, и в итоге Полосин пришел к выводу, что русские мусульмане должны иметь свой путь.

НОРМ

В 2004 году несколько мусульманских групп объединились в Национальную организацию русских мусульман. Лидеры НОРМ на пресс-конференции сказали, что только в Исламе возможно духовная перспектива русских и спасение России. Одной из своих целей организация обозначила формирование русских мусульман как «субэтноса». Социологи провели исследование, в результате которого выяснили, что в данную организацию большинство русских мусульман не входят.

Современные выдающиеся русские мусульмане

Многие русские мусульмане стали выдающимися авторитетными людьми, среди них можно назвать муфтия Свердловской области Николая (Абдуль Куддус) Ашарина, муфтия Северной Осетии Сергея (Али) Евтеева, члена Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова Павла (Ахмада) Михайловича Жеребина, советского и российского культуролога, журналиста, искусствоведа и поэта Сергея (Джанната) Владимировича Маркуса, основателя портала «Голос ислама» Дмитрия (Хамза) Игоревича Черноморченко.

Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/russkie-musulmane

Религия русских — 1, 2 или великое множество?

Часто приходится слышать, как люди отождествляют русскую национальность и православие. «Православие — религия русских, ты должен ей следовать, а не всякой иностранщине», — говорят некоторые.

Это неправильно, нечестно и неправославно. Интересы своей религии не должны бежать впереди здравого смысла. Наша страна мультикультурная и мультиконфессиональная.

https://www.youtube.com/watch?v=YVwT8pLY6SI

Терпимостью к другим мы демонстрируем лучшие моральные, нравственные и духовные качества православного человека. К чужакам нужно быть добрыми, ведь и само христианство — гость на русской земле.

Христианская вера традиционна для русского народа? Нет!

Есть люди, у которых на уровне рефлекса выскакивает: «Православие для нас традиционно, мы живём на христианской земле». Это заблуждение. Нужно отделять то, что нам, возможно, хочется, от того, как всё обстоит на самом деле.

Обратим внимание на факты:

  1. Происхождение христианства. Христианство возникло на территории Израиля и Палестины. Эта религия не основана на нашей культуре.
  2. Принятие христианства. Дальнейшее развитие христианство получило благодаря Римской империи. Именно в ней эта религия приобрела государственный статус, и именно поэтому её унаследовали практически все европейские страны. И среди них не было России.
  3. Возникновение православия. Православие также не возникло в России. Это течение христианство формально ведёт своё начало от раскола Церкви в 1054 году на Западную и Восточную. В то время центр православия — Константинополь. А как же Русь? А Русь в ту пору — это просто митрополия Восточной Церкви.

То есть история русского народа ещё долго держалась особняком от христианских конфессий. После крещения Руси, согласно документам, государственной религией является христианство, но народ даже поднимает вооружённые бунты против нетрадиционной для себя религии.

Русские ещё много веков отдавали жизни за свою традиционную, славянскую веру.

Крупные города ещё долго сражаются за право исповедовать привычное для себя язычество, а провинции сохраняют традиции даже в столь позднее время, как XVIII век. Фактически православие удалось утвердить только в крупнейших городах, а далёкие сёла и деревни жили по своим устоям.

Крещение Руси свершили над народом, который имел свою веру, так что христианство для нас не традиционно

Так можно ли сказать о Русской православной Церкви, что она традиционна для русского народа? Нет. Эта религия пришла извне. Конечно, сейчас, с оглядкой на минувшие десять веков христианства, уже сложно назвать нашу веру чужой, непривычной и т.д. Но всё же мы должны помнить о своей истории, какого бы вероисповедания ни придерживались.

Традиционная для русского народа религия — славянское язычество

А какая вера была у нас изначально? За что умирали наши предки, противостоя христианизации? Сегодня мы называем эту религию славянским язычеством. Как называли её раньше, не знает никто.

О самой религии мы тоже знаем мало. В основном это имена: Перун, Макошь и т.д.

Исторические документы почти не сохранились. Первые русские христиане старались уничтожить предшествующую религию, и если где-то упоминали что-либо о ней, то преимущественно бегло и в негативном контексте.

И всё же нам кое-что известно:

  1. Это была довольно зрелая и проработанная религиозная традиция.
  2. Приверженцы этой веры очень её любили и были готовы умирать за неё.
  3. Помимо высших богов предки верили ещё и в духов-хранителей лесов, рек, домов и т.д. Это сохранилось в виде леших, водяных, домовых. К слову, некоторые исследователи полагают, что значимость этих божеств была выше простых духов-хранителей, но снизилась со временем.
  4. Главным богом был Перун, похожий на греческого Зевса, скандинавского Тора и индийского Индру.
  5. Имелась сложная космология, например, представление о связи мира живых с миром мёртвых.
  6. Был культ предков.

Собственно, каждый тезис можно долго развивать. На эти и другие темы есть подробные научные работы. Мы же сегодня до сих пор наблюдаем эхо славянского язычества:

  1. Верба на Вербное воскресение — это отголосок языческого праздника Вербохлеста.
  2. Поминание усопших в первый понедельник после Пасхи — это след от ещё одной языческой даты.
  3. Параскева Пятница — это перекочевавшая в православную культуру славянская богиня.

Параскева Пятница — это славянская Богиня Макош, трансформировалась в христианскую святую

Неоязыческие культы — это не традиционная религия наших предков

Сегодня на территории Российской Федерации действует много неоязыческих культов. Лишь внешне они напоминают то, что мы обычно отождествляем с религией наших предков. Но поставить знак «равно» между этими традициями мы не имеем право.

Конечно, никакие руководители современных неоязыческих культов не признаются в том, что они — самозванцы и создатели апокрифической славянской литературы. Однако это так. Сколь бы глубоко и позитивно не было их мировоззрение, оно строится на весьма шатком фундаменте:

  1. Отсутствие источников. Есть тексты вроде «Книги Велеса» и «Славяно-арийских вед», но все они на поверку оказываются новоделами. В них очевидны нарушения лексики и грамматики древнеславянского языка, чего не могло быть в подлинниках.

На просьбу предъявить сколько-нибудь достоверный письменный источник руководители неорелигиозных организаций лишь разводят руками, либо пускаются в демагогии — мол, не можем, спрятаны, не положено.

Справедливости ради стоит заметить, что и христианских первоисточников нет. Но те документы, что есть, относительно древние. А вот письменный источник неоязычников, датированный хотя бы XV веком, нигде не встречается. Обычно речь о произведениях XIX–XX веков с массой архаизмов.

«Велесова книга» — апокриф славянского язычества

  1. Ошибки при реконструкции древней религии. О вере древних славян мы знаем немного, но кое-что исследователи смогли выяснить даже сквозь века. А вот основатели неокультов этого сделать не удосужились. Из-за этого заметны искажённые представления о древних божествах и ритуалах.
  2. Заимствования. Многое неоязыческие культы заимствуют в Восточных культурах. Особенно благодатная кладезь информации для них — индуизм. Объясняется это обычно тем, что древние индусы «украли» у наших предков почти все познания, чтобы написать свою религию. Разумеется, ни археология, ни текстология эти домыслы не подтверждают.
  3. Зацикленность на расе. Регулярно делаются попытки приписать славянской религии некоторую нацистскую идеологию. Кажется, будто предки были помешаны на роде, презирали все другие народы и просто пухли от самомнения. Понятие избранности Богом вообще никогда не доводит до добра.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно писать воскрес

Религия не должна спекулировать на избранности людей, её задача — делать их лучше

Чего стоит пример иудейской культуры, которая сейчас осталась без храма и без государства. Но неоязыческих культах акцент на этом никак не затихает. Он настолько ярко выражен, что становится ясно, что это даже не столько религия, сколько очередная попытка искусственным путём насадить некую деструктивную национальную идею.

Это неправильно, ибо человек должен не гордиться своей национальной принадлежностью, а стремиться творить добро и стать лучше.

Российская Федерация не имеет официальной религии

В Российской Федерации не существует религии, которая бы законно имела больше полномочий, чем любая другая. Нет официально государственной религии. Нет религиозного преследования. Всё это установлено статья 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Религия и государство не должны быть связаны никаким образом. В идеале эти структуры вообще никак не могут пересекаться и взаимодействовать.

Никто не имеет права насаждать другому свою веру, называя её обязательной. Разумеется, православных христиан большинство. Но это не значит, что Российская Федерация — христианское государство. Согласно законодательству, любая религиозная традиция, даже если ей следует всего два-три человека, имеет те же права, что и крупные церкви.

Конечно, на практике мы можем заметить совсем иную картину:

  1. Православие — это самая влиятельная религиозная традиция в стране.
  2. Высшее духовенство участвует в обсуждении политических вопросов.
  3. Архиереи на равных с политиками обсуждают возможность принятия тех или иных законов.
  4. Православное руководство всячески подчёркивает свою близость к правительству.

Это наша, христиан, ошибка. Ни в церковном уставе, ни Священном Писании, ни в законодательстве не говориться о такой роли РПЦ в Русском государстве. От нас же требуется, несмотря на всё это, соблюдать кротость и веротерпимость, дабы не относиться к меньшинству так, как это себе позволяли римляне по отношению к первым христианам.

Ни по закону, ни по религиозному учению мы не должны воевать с иноверцами

На территории России действует множество других конфессий

Сегодня нельзя сказать, что вероисповедание русских какое-то одно. Тут даже неуместно использовать определение «традиционные конфессии России», но всё же у нас распространено немало вероисповеданий. И число их приверженцев достаточно велико.

Вот лишь основные религиозные конфессии России:

Ислам. Количество верующих почти достигает 20% по всей стране. Это примечательно, если учесть, что ислам — одна из самых молодых религий в мире.

20% — примерно столько среди верующих России занимают мусульмане

Протестантизм. Протестантские школы ежегодно в сумме набирают примерно 15% от общего количества верующих в России. Но обманываться не надо: это довольно разрозненные течения. Термин «протестанты» удобен для обобщений, но фактически речь идёт о таких столь разных направлениях, как кальвинисты, англиканцы, баптисты и т.д.

Старообрядцы. Немногим более 1%. Православные христиане, не принявшие реформ Церкви и оставшиеся верными старым традициям.

Буддизм. Чуть менее 1%. Это тоже не единое течение, а несколько школ с общим названием. Из-за особенности учения буддизм сложно отождествить с религией. Если сравнить, то по отношению к Церкви он является не «религиозным конкурентом», а просто образом жизни, идеологией.

https://www.youtube.com/watch?v=XHzen8Sbo1k

Самая большая в Европе статуя Будды (9 метров) находится в России (г. Элиста)

Католицизм. С трудом тянется к 1%. Хотя в мире у католиков дела идут просто замечательно, в России, как исторически сложилось, их немного. Преимущественно это потомки приезжих европейцев.

Иудаизм. До 1%. Разумно предположить, что количество верующих иудеев в России примерно соответствует еврейскому населению в ней же. Но это не так. Среди евреев хватает и атеистов, и новообращенных христиан. Многие из них утрачивают свою религиозную идентичность, посещают православные храмы и всячески следуют принятым в России традициям.

Прочие религии. Все религиозные течения в нашей стране не перечислить. Некоторые, например, синтоисты, слишком малочисленны. Другие разделены на огромное количество внутренних конфессий (индуизм).

Всё это разнообразие позволяет России существовать в качестве многонациональной, богатой культурами страны. И это прекрасно.

Источник: https://hranitel.club/1075-religiya-russkih

Религия Греции

Когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник Неведомому Богу. Выступая в ареопаге, божий посланник сказал: Вот этого чтимого, но пока неизвестного вам Бога, я и проповедую.

Обращение в христианство народа, взрастившего культ идольских богов и оставившего миру огромное культурное языческое наследие, — тот редкий случай в истории, когда светом евангельской истины был освящен культурный и в большинстве своем образованный народ.

Греция — страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии. 98 % населения страны — ортодоксальные христиане.

Греческая (официально — Элладская) Православная церковь — одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция — единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия.

Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.

Крещение в этой стране считается обязательным. Брак не признается государством, если он не венчанный. Религиозные праздники возведены в ранг государственных. А день рождения для грека — событие менее важное, чем именины. Профессиональные праздники отмечаются в день памяти святых покровителей профессий.

Как утверждалось православие на эллинских землях

Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди.

В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий.

В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.

Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.

Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.

Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.

Святая Гора Афон — живая Византия

Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.

По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.

https://www.youtube.com/watch?v=b0LxDQSrqa8

Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.

Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.

Отличия греческого православия от русского

Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:

  • Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
  • Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/info/7-religion-of-greece

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]