Какая вера у азербайджанского народа

Религии в современном Азербайджане

Религии в Азербайджане представлены совокупностью разных религиозных течений, распространенных среди этнических групп, проживающих на нынешней территории страны. Кроме того, в республике действует ряд религиозных общин. Большинство жителей Азербайджана исповедует Ислам, около 99% населения страны.

Ислам

После обретения Азербайджаном независимости, Духовное Управление Мусульман Закавказья, именуемое ныне Управлением Мусульман Кавказа (УМК), прилагает все усилия для распространения своего влияния на весь Кавказ. На Х съезде кавказских мусульман, состоявшемся в Баку в 1998 году, УМК осуществляются шаги, направленные на реализацию этого стремления. Открытие представительств УМК в Грузии и Дагестане также привлекло к себе внимание общественности.

Председатель УМК последовательно налаживает связи Управления с международными исламскими организациями, добивается установления тесных взаимоотношений с мусульманскими странами в религиозной сфере.

Сегодня УМК в рамках своих полномочий руководит в Азербайджане общинами исламской направленности, контролирует правильность соблюдения канонов шариата, проводит значительные работы в области подготовки религиозных кадров на базе созданного в 1991 году Бакинского исламского университета, несет ответственность за процессы, протекающие в религиозной жизни страны. Помимо этого, с 1992 года теологический факультет Бакинского Государственного Университета готовит специалистов по богословию и исламоведению.

В Азербайджане ислам представлен течениями шиитов-имамитов, а также суннитов-ханафитов и шафиитов. В последнее время «открытость» республики обусловила проникновение в нее ряда других религиозных направлений и суфийской секты.

В процессе исламизации суверенного Азербайджана наблюдается усиление почитания святых: наряду с традиционными, создаются новые священные места поклонения (пиры). Бахаиты, создав собственную общину, с каждым годом расширяют сферу своей деятельности.

Иудаизм

В Азербайджане существуют три еврейские общины: горских евреев, евреев-ашкенази и грузинских евреев. В целом по стране численность иудеев составляет 16.000 человек. 11.000 являются горскими евреями, из которых приблизительно 6000 живут в Баку, 4000 — в Губе, а 1000 — в других городах. Евреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи; большая их часть проживает в Баку и Сумгаите. Грузинских евреев приблизительно 700 человек.

В настоящее время горские евреи составляют большинство среди всей еврейской диаспоры республики. Язык, на котором они говорят, — татский, однако в нем присутствует много тюркских, фарсидских и русских слов.

По религиозным убеждениям горские евреи являются реббани. Наряду с Ветхим Заветом, Талмуд и учение «раввинов» также воспринимаются ими в качестве основных источников религии. Ввиду того, что горские евреи долгое время не могли получать высшее духовное образование, Талмуд толковался ими в несколько искаженном виде; кроме того, они восприняли некоторые воззрения кавказских народов, связанные с идолопоклонничеством.

Представления, связанные с Дедей-ол — лесной женщиной, извлекающей и поедающей сердца и легкие беременных женщин, Змеей-Драконом, покровительствующим новорожденным, а также обряд разведения костра и перепрыгивания через него, осуществляемый за две недели до Пасхи, связаны не с иудаизмом, а местными верованиями. По сравнению с евреями-ашкенази, горские евреи более ортодоксальны в вопросах убеждений. Евреи, живущие в Азербайджане, далеки от хасидизма (религиозно-политическое течение), а также реформистского иудаизма, появившихся с начала XVIII века среди польских и украинских евреев.

В Баку, Огузе и Губе действуют несколько синагог горских евреев. Поселок Красная Слобода в Губинском районе — единственное на всем постсоветском пространстве место их компактного проживания. 9-го аванина, — в день траурного поста, — они приезжают сюда со всего мира, чтобы отправить необходимые богослужения и посетить могилы близких. В поселке имеются три синагоги и миква, служащая для исполнения ритуальных обрядов.

Евреи-ашкенази, являясь европейскими евреями, происходят из средневековой Германии.

Община грузинских евреев хоть и малочисленна, но активна. В 1997 году при финансовой помощи еврейского комитета «Джойнт» была восстановлена их синагога.

После обретения Азербайджаном независимости действующие в республике еврейские общины еще больше активизировались, укрепили свои связи с международными еврейскими организациями, создали религиозные школы-иешивы, культурные центры (например, Культурный центр еврейской общины), общества (например, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон»), клубы (например, молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха»), учредили газеты (например, «Аз-Из», «Башня», «Амишав»).

Еврейские агентство «Сохнут», а также комитеты «Джойнт» и «Ваад-Л-Хетзола» занимаются защитой и сохранением иудейских традиций среди еврейской диаспоры Азербайджана, оказанием помощи синагогам и проведением различных культурных мероприятий. 9 марта 2003 года в Баку открылась новая еврейская синагога, являющаяся самой крупной в Европе, а в сентябре — первая еврейская школа.

Христианство

В Азербайджане христианство представлено православным, католическим и протестантским направлениями, а также различными сектантскими общинами. Кроме того, государственную регистрацию прошли 5 армяно-григорианских церквей.

В настоящее время православие представлено в республике русскими и грузинскими церквями. Русские православные церкви страны объединены в Бакинской Прикаспийской Епархии, учрежденной в 2000 году. В Азербайджане также действует 11 молоканских общин, придерживающихся старообрядчества, отделившегося от православия. Молокане не имеют церквей, а их догмы содержатся в специальных «обрядных книгах». Они отрицают церковную иерархию, имеющую особые полномочия.

Регистрация албано-удинской христианской религиозной общины явилась знаменательным событием с религиозной и политической точек зрения, хотя формально она не отличается от регистрации других общин. На сегодня в мире насчитывается около 10.000 представителей удинского этноса, причем 6000 их них живут на территории Азербайджана. 4400 удинов компактно проживают в селении Нидж Габалинского района.

В IV веке до нашей эры удины, имея родственные связи с тюркскими племенами, жили в Карабахе и Прикаспийских землях, а затем приняли христианство и распространили эту религию в Кавказской Албании. Кишская церковь (Шекинский район, селение Киш) считается первой христианской церковью — «Матерью христианской церкви».

Российский император, поддавшись на хитрость армян, переселенных царской Россией в Карабах, подписал в 1836 году рескрипт, упразднивший Албанскую церковь: ее храмы, имущество и документы были переданы армянской апостольской церкви. В сложившейся ситуации удины должны были либо принять григорианство, либо превратиться в неверующих, беззащитных «дервишей».

Однако они, проявляя более 160 лет беспримерное геройство, остались верными своей религии, своим обычаям, традициям, языку и исторической родине. Удины не приняли григорианства, а, наоборот, всегда старались ликвидировать историческую несправедливость, имевшую место в 1836 году. Давно доказанные теоретически факты истории материализовались с возрождением албано-удинской христианской общины.

Таким образом, справедливость и права удинов хоть частично, но восстановлены.

Католицизм представлен в Баку римско-католической общиной.

Источник: https://www.mouzenidis-travel.ru/azerbajdzan/article/religiaya_az

Культура Азербайджана

Многовековая история и уникальная природа республики, главным образом повлияли на традиции и культуру азербайджанского народа. Современная страна глубоко чтит память о прошлом, сохраняя и передавая свои культурные знания из поколения в поколение.

На протяжении достаточно долгого времени, страна вела борьбу за свое мирное существование, и за сохранение своей территориальной целостности. Многочисленные памятники, культура Азербайджана явное тому подтверждение.

Абсолютную независимость республика приобрела всего 20 лет назад. До этого страна постоянно находилась под чьим-нибудь гнетом. По географическому положению, Азербайджан располагается прямо на стыке границ Европы и Азии. Большое влияние на развитие культуры оказала Османская империя, многие памятники архитектуры так или иначе связаны с исламом и Ближним востоком.

Религия Азербайджана

Республика является многонациональным государством, здесь имеется сразу несколько крупных религиозных общин. Конечно самая главная религия Азербайджана, это конечно – ислам (шиитского течения), затем идут христианство и иудаизм. География Азербайджана во многом повлияла на ее современный национальный состав.

Экономика Азербайджана

Влияние республики на международном рынке заметно выросло. Экономика Азербайджана стремительно набирает обороты. Одним из важнейших факторов является увеличение и развитие газо- и нефтедобывающей, химической, горнорудной, машиностроительной и пищевой промышленности.

Наука Азербайджана

Сейчас в стране действуют около 150 научных образовательных учреждений. Наука Азербайджана во многом обязана Османской империи, именно с приходом ислама. Культура и просвещение страны получило хороший толчок в своем развитии.

Искусство Азербайджана

Культурное и духовное развитие республики происходило на протяжении многих тысячелетий. Искусство Азербайджана, как и его природа, богато, целостно и очень разнообразно.

В городе Баку, имеется несколько крупных государственных галерей и музеев, в которых явно есть на что посмотреть. Например, знаменитый на весь мир Музей ковров, здесь собрана большая коллекция уникальных ковров, некоторым из которых более сотни лет.

В 2014 году музей переехал в современное здание, которое по своему архитектурному строению напоминает большой сложенный ковер.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто казнил Христа

Кухня Азербайджана

Народы Кавказа издавна славятся своим теплым гостеприимством, азербайджанцы не исключение. Богатая и разнообразная кухня Азербайджана тому подтверждение. В ее ассортименте имеется множество мясных (говядина, баранина), рыбных (осетр, севрюга) и овощных блюд. Самыми известными из них являются: хамраши, овдух, фирни, джыз-быз, долма и многое другое.

Обычаи и традиции Азербайджана

На территории страны проживает несколько крупных народных диаспор: русские, армяне, курды, грузины и т.д. Совместная многолетняя история тесно соединила их между собой, благодаря чему культура республики так уникальна и многообразна. Обычаи и традиции Азербайджана также является частью культуры.

Одним из любимых праздников азербайджанцев является Навруз – ежегодный праздник весны, символизирующий начало нового года. По традиции, в первый день праздника вся семья собирается вместе, за одним дружным столом, считается, что если, не встретить начало года в кругу семьи, то человек последующий семь лет будет проводить в мучительных скитаниях.

Спорт Азербайджана

На сегодняшний день, самыми популярными видами спорта в республике считаются: борьба, бокс, каратэ, футбол. Спорт Азербайджана за последнее время стремительно набирает обороты. Одним из любимых видов спорта в стране является футбол, за предыдущие 10 лет, Азербайджан представил футбольному миру десяток ярких имен: Назим Сулейманов, Алекпер Мамедов, Казбек Туаев и др.

Источник: https://travel247.ru/country/asia/azerbaijan/415-kultura-azerbaijana

Религии Азербайджана

Азербайджан или Азербайджанская Республика — это страна в Закавказье, бывшая советская республика. Граничит с Россией, Арменией, Грузией и Ираном, омывается водами Каспийского моря. Государство многонациональное и поэтому многоконфессиональное.

По Конституции религия Азербайджана отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. В стране запрещается распространять религии, которые бесчеловечны и унижают достоинство личности.

Большинство азербайджанцев — мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?

По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.

В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.

Большая часть населения страны — мусульмане.

Шамахинская Джума-мечеть — место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина

92,5% азербайджанцев — мусульмане

Кроме мусульман есть и представители других религий — православные, католики, протестанты, иудеи.

Какая вера в Азербайджане наиболее слабо распространена? По результатам общенационального социологического опроса о количестве и качестве верующих в Азербайджане, проведенного в 2004 году, азербайджанцы-мусульмане составляют 55,6%, мусульмане-шииты — 28,5%, мусульмане-сунниты — 8,4%, православные азербайджанцы — 2,1%, азербайджанцы христиане других конфессий — 0,8%, по 0,3% приходится на иудеев, нурчу и ваххабитов.

Меньше всего среди населения Азербайджана бахаистов, баптистов, а также хенефи и ибрагими — по 0,1% респондентов опроса. Всего опросили 1200 человек, это были совершеннолетние жители 12 городов и районов страны.

Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет

До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.

Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.

И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.

Шиитский муфтий, глава Управления мусульман Аллахшкюр Пашазаде на Играх Исламской солидарности в 2017 году. Это спортивное мероприятие объединяет суннитов и шиитов из разных стран.

Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны — шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались

В чем суть ислама

Основатель религии — Великий Пророк Мухаммад. Священная книга мусульман — Коран. В переводе с арабского слово «Коран» означает «чтение вслух». Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия).

Какие сверхъестественные существа есть в исламе? Аллах, ангелы, добрые и злые джинны, гурии и Бурак (в переводе с арабского «Молниеносный», крылатая лошадь с человеческой головой).

Бурак — крылатая лощадь с человеческой головой. В исламе считается, что именно они вознесут праведников на небо

Бог у мусульман создал Землю, всех живых существ, семь небес. Ниже первого неба находится ад. Как и в любой другой религии, в исламе существовали посланники и пророки. Шариат (в переводе с арабского «правильный путь») устанавливает правила — что можно и нельзя делать.

Мусульмане считают, что душа — невидимая сверхъестественная сущность человека. Она может существовать и без тела. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог и сотворил их бессмертными. От поведения человека в земной жизни зависит то, куда отправится душа после смерти тела.

Как и в христианстве, в рай после смерти отправляются праведники, в ад — грешники. Надо жить правильно, соблюдать заповеди, молиться, творить добрые дела.

Отличия ислама от христианства:

  • у христиан человек в ад или  рай попадает навеки, а мусульмане верят, что можно из ада попасть в рай;
  • Аллах существует в единственном лице. Троицу ислам не признает.

Азербайджанцы-иудеи

Синагога ашкеназских евреев в Баку – место поклонения иудеев

В столице Баку и других городах Азербайджана находятся 6 синагог, одна из которых, построенная недавно, является крупнейшей в Европе. Еврейские общины – очень активные в Азербайджане.

Азербайджанцы-христиане

Девичья башня в столице Азербайджана Баку. Место поклонения христиан

В стране есть католики (в Баку есть католическая церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии), православные (русские, украинцы, грузины) и протестанты. Есть такое предание, что в Баку давным-давно принял смерть за Христа апостол Варфоломей. Случилось это около Девичьей башни, куда христиане и сейчас приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.

Вера азербайджанского народа — важная часть их жизни. Уважение к другим религиям у азербайджанцев в крови.

Источник: https://hranitel.club/21-religii-azerbajdzhana

«Меня преследует этот запах»: 30 лет армянским погромам в Баку

12 января 1990 года в Баку начались погромы армянского населения, которое к тому моменту насчитывало примерно 40 тыс. человек. Противоправные действия совершались и по отношению к представителям других этнических групп: русских, евреев, грузин и греков. Произошедшие в столице Азербайджанской ССР зверства стали продолжением давно тянувшегося в Закавказье межнационального конфликта.

Руководство Советского Союза отреагировало посылкой в зону напряженности армейского контингента. Попытки усмирить преступников вылились в столкновения, результатом которых стали жертвы как в рядах самих погромщиков, так и среди военных и мирного населения. Подавление беспорядков вошло в историю под названием Черный январь. Есть мнение, что войска вошли в пылающий Баку слишком поздно.

Погромы в Баку стали продолжением убийств в Сумгаите

Азербайджанская правозащитница Лейла Юнус в книге «Из советского лагеря в азербайджанскую тюрьму», написанной в соавторстве с мужем Арифом Юнусом, отмечала, что бакинским погромам предшествовали притеснения азербайджанцев в Армении.

«Первые беженцы-азербайджанцы из Армении появились в Баку осенью 1987 года. В общей сложности с 1987 по 1990 гг. более 200 тыс. азербайджанцев было изгнано из Армении. Изгоняли азербайджанцев из Армении избивая, убивая, сжигая и насилуя.

Погромы эти проходили при молчаливом согласии органов правопорядка и коммунистического руководства страны.

Как свидетельствовали очевидцы, изгнание было организовано районными руководителями и некоторыми ведущими сотрудниками аппарата Совета министров Армении», — указывается в книге.

В 1991 году Ариф Юнус подготовил исследование о погромах в Армении: согласно полученным им данным, жертвами этих событий стали 214 человек.

В ходе погромов в Азербайджане в 1988-1990 годах, если верить Юнусу, погибли 92 человека, в том числе двое азербайджанцев.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет Патриарху Варфоломею

Первые крупные погромы армянского населения произошли в феврале 1988 года в Сумгаите. Как рассказала в интервью «Газете.Ru» правозащитница Светлана Ганнушкина, многие армяне после этого инцидента покинули Азербайджан, поскольку ожидались новые вспышки агрессии.

В своей книге «Черный сад» британский исследователь Кавказа Томас де Ваал уточнял, что отправной точкой трагических событий в Баку следует считать 12 января 1990 года.

В этот день представители радикального крыла Народного фронта Азербайджана (НФА) Неймат Панахов и Рагим Газиев выступили по Бакинскому телевидению и заявили, что Баку заполнен бездомными азербайджанскими беженцами, в то время как тысячи армян живут в комфорте, — провоцируя тем самым людей на насилие против армян.

По версии главного научного сотрудника сектора уголовного права и криминологии Института государства и права РАН Виктора Лунеева, погромы начались после объявления на митинге Народного фронта об убийстве армянином Ованесовым азербайджанца Мамедова, который пытался выгнать его из квартиры.

«Женщин насиловали и бросали в костер»

13 января погромы приняли масштабный характер. Огромная толпа под лозунгами «Слава героям Сумгаита!», «Да здравствует Баку без армян!» собралась на митинг НФА на площади Ленина. К вечеру от манифестантов откололась группа радикалов. Они поделились на банды и приступили к нападениям. Выкрикивая «Долой армян!», погромщики обещали очистить город и от «русских оккупантов». Как писали в те дни «Известия», в агрессии приняли участие около 50 тыс. азербайджанцев.

«Действительно, ненависть разжигалась в отношении не только армян, но и других живших в Баку «иноверцев» — русских, евреев, греков, грузин, солдат Советской армии.

Немало свидетельств можно найти в «Белой книге памяти», где преследованиям русских в Азербайджане уделена отдельная глава», — рассказывала газете «Ноев ковчег» руководитель проекта «Обыкновенный геноцид» Центра общественных связей и информации аппарата президента Армении Марина Григорян.

По словам журналиста де Ваала, Баку всегда занимал особое место в регионе: «Это был самый большой на Кавказе город, который своим родным домом считали представители десятков национальностей. Русский язык широко употреблялся как средство межэтнического общения, были распространены смешанные браки. В то же время возникшая в Баку этническая смесь придала хрупкость социальному миру в городе: под внешней оболочкой метрополиса бродили межэтнические противоречия».

Де Ваал полагает, что бакинские погромы нельзя рассматривать отдельно от массовых убийств в Сумгаите, которые «стали водоразделом в судьбе СССР».

Он также обращает внимание, что изначально советские власти пытались скрыть информацию о происходящем. Крупнейшая ошибка советского руководства в связи с сумгаитскими событиями заключалась в том, что не было проведено официальное расследование, к чему, собственно, призывала как армянская, так и азербайджанская сторона. А полная неизвестность могла лишь способствовать нарастанию уверенности, что организаторы погромов фактически избежали наказания, делает вывод де Ваал.

Расправы над армянами в Баку напоминали по своей жестокости зверства хорватских усташей времен Второй мировой войны. Людей забивали до смерти на улицах и выбрасывали с балконов верхних этажей.

«Многие погромы совершались с особой жестокостью. 14 января группа лиц в количестве 30-40 человек ворвалась в квартиру престарелой четы Торосянов, где находились еще две их родственницы также преклонного возраста. Преступники избили всех, отобрали три с половиной тысячи рублей, насильно вывезли указанных граждан и их соседку Арутюнову за пределы города, облили бензином и подожгли», — писал Кирилл Столяров в книге «Распад».

Факты изощренных издевательств над женщинами подтвердила «Газете.Ru» Ганнушкина, которая следила за происходившим в Баку, а позднее детально занималась этой темой.

«Вот что мне рассказывали: все сидели по домам, боялись и дрожали. И в это время в городе бесчинствовала совершенно озверевшая толпа.

Потом уже эти люди признавались, что не понимают, почему себя так вели. Женщин насиловали, бросали в костер. Одна женщина — впоследствии я с ней встречалась и видела следы зверств своими глазами — только успела спрятать своих дочерей на чердаке.

К ним в дом ворвались несколько человек, ее изнасиловали. Она рассказывала, что ей было все равно, боялась только, чтобы не добрались до девочек. Изуверы прижигали ей сигаретами тело и в конце концов на нее помочились.

Эта женщина говорила: мне кажется, меня преследует этот запах, он везде», — констатировала правозащитница.

А вот рассказ жительницы Баку, армянки по национальности Карины Вартановны:

«Я знаю, что кроме убитых было очень много пропавших армян. Тех, кого потом не нашли ни в списках погибших, ни среди спасшихся. Да что там говорить, если я своими глазами видела, как около соседнего дома «заночевал» грузовик, в котором штабелями лежали трупы. Это были оборванные жизни Кто они — не знаю. И куда потом уехал грузовик — тоже не знаю. Где их безымянная могила — неизвестно».

Эта женщина запомнила, что ворвавшиеся в ее дом молодые люди с особым рвением разрывали на листы книги из домашней библиотеки, одновременно избивая ее мужа Арсена. Затем, связав, как рабов, за шею, их вывели во двор для «исполнения приговора».

«Нам, наверное, очень повезло — хотя в данном случае сравнение неуместно. Неожиданно раздался боевой клич их «сотоварищей» из квартиры другой несчастной армянской семьи, живущей в соседнем доме. Мучители, оставив нас, помчались на новые «подвиги».

Нам же, коренным бакинцам, хорошо знавшим потайные закоулки центра города, удалось в тот момент пробраться через сквозной проход на другую улицу, а потом в другой район, где несколько дней прятались у знакомой русской пары.

Хотя у них дома тоже было неспокойно», — подытожила рассказчица.

Корреспондент радио «Свобода» передавал в те дни, что «быть армянином в Азербайджане означало быть заранее приговоренным к смерти».

Почему бездействовала милиция

13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, чья семья вынужденно покинула Баку из-за погромов, не сомневается, что нападения на квартиры были четко спланированы.

«Если, скажем, в местечке все в курсе: там еврейская семья, там армянская, а там азербайджанская, — налетели, пожгли, поубивали, ушли, — то в таком мегаполисе, как Баку, вести столь точечные операции толпа просто так не может.

Ну вот представьте: перед вами 16-этажный дом.

Откуда вам знать, где армяне живут, где азербайджанцы, а где евреи? Когда погромщики целенаправленно идут из района в район и из квартиры в квартиру, это означает, что в ЖЭКе им дали списки, что есть ведущий», — резюмировал Каспаров.

О бездействии органов правопорядка упоминал даже один из лидеров НФА Этибар Мамедов. В пятом номере газеты «Новая жизнь» за 1990 год был опубликован его следующего содержания:

«Я лично был свидетелем того, как недалеко от железнодорожного вокзала убили двух армян, собралась толпа, их облили бензином и сожгли,

а в двухстах метрах от этого находилось районное отделение милиции Насиминского района, и там было где-то около 400-500 солдат внутренних войск, которые на машине проезжали в 20-ти метрах от этих горевших трупов, и никто не предпринял попытки по оцеплению района и разгону толпы».

Оставшихся в живых под защитой военных посадили на паромы и перевезли через Каспийское море в Туркмению. По воспоминаниям Ганнушкиной, 40 тыс. человек были доставлены самолетами в Москву.

Как следует из справки Управления здравоохранения Ереванского Горсовета, к 20 января 1990 года в городские и республиканские учреждения Армении из Баку поступили более 500 пострадавших. Также в клиниках Еревана находились на лечении 219 депортированных из Баку детей.

Впоследствии бакинские армяне расселились в Армении, России, Нагорном Карабахе и Туркмении.

«До сих пор не могу забыть изгнанных из собственного дома и избитых людей, прошедших «по дороге жизни» на пароме через Красноводск в Ереван. Это лишь небольшая часть тех, кому посчастливилось вырваться из бакинской мясорубки и добраться до родной земли. К сожалению, от полученных ран многие из них скончались уже в Ереване», — делилась впечатлениями медик Инесса Авдалян.

«Хотя погромы армян в Сумгаите и Баку встретили осуждение со стороны различных международных организаций, тем не менее, вопрос так и не был решен де-юре. Поэтому наша задача — ознакомить международное сообщество со всеми документами, связанными с погромами армян в Баку и Сумгаите, чтобы предотвратить политику геноцида для всех народов мира, независимо от расовой принадлежности и вероисповедания», — заключал в 2013 году армянский историк Геворг Мелконян.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что за плод вкусила Ева

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2020/01/11_a_12905720.shtml

АЗЕРБАЙДЖАН

статьи

АЗЕРБАЙДЖАН, Азербайджанская Республика, государство в юго-восточной части Закавказья. Площадь – 86,6 тыс. кв. км. Граничит на севере с Россией, на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юге с Ираном, на крайнем юго-западе с Турцией, на востоке омывается Каспийским морем.

Азербайджан с начала 19 в. до 1918 входил в состав Российской империи, с 1918 по 1920 был независимым государством, с 1922 по 1991 находился в составе СССР.

30 августа 1991 была провозглашена государственная независимость (официальная дата установления независимости – 18 октября 1991). Столица и крупнейший город Азербайджана – Баку.

В состав республики де-юре входят два административных образования: Нахичеванская Республика и де-факто отделившаяся от Азербайджана Нагорно-Карабахская Республика (до 1991 – автономная область), населенная в основном армянами.

Рельеф

Более половины территории Азербайджана занимают горы, относящиеся к системе Большого Кавказа на севере (хребты Большой Кавказский с вершиной Базардюзю, 4480 м, и Боковой с вершиной Шахдаг, 4250 м) и Малого Кавказа на западе и юго-западе. Для высокогорий Большого Кавказа характерны ледники и бурные горные реки, среднегорья сильно расчленены глубокими ущельями.

С запада на восток горы Большого Кавказа сначала постепенно, а затем резко понижаются и сменяются системой низких кряжей. Горы Малого Кавказа менее высокие, состоят из многочисленных хребтов и вулканического Карабахского нагорья с конусами потухших вулканов. На крайнем юго-востоке находятся Ленкоранские горы, состоящие из трех параллельных хребтов. вершина самого высокого Талышского хребта Кёмюркёй достигает 2477 м.

Горы Большого и Малого Кавказа разделяет обширная Кура-Араксинская низменность.

К северо-востоку от Большого Кавказа расположена Кусарская равнина. Северо-западная и северная часть Кура-Араксинской низменности представляет собой систему холмов, низких кряжей и долин; в центре и на востоке расположены аллювиальные равнины, у морского побережья – низкая дельта р.Куры. Низменные Апшеронский п-ов и Куринская коса глубоко вдаются в Каспийское море.

Водные ресурсы

По территории Азербайджана протекают более 1000 рек, но только 21 из них имеет протяженность более 100 км. Кура, крупнейшая река Закавказья, пересекает территорию Азербайджана с северо-запада на юго-восток и впадает в Каспийское море. Главный приток Куры – Аракс.

Большинство рек Азербайджана принадлежат бассейну Куры. Реки используются для орошения. На Куре возведены Мингечаурская ГЭС и Мингечаурское водохранилище (605 кв. км). В Азербайджане насчитывается 250 озер, самые крупные из них – оз. Хаджикабюль (16 кв. км) и оз. Беюкшор (10 кв.

км).

Климат

Бóльшая часть Азербайджана находится в субтропическом поясе. В пределах страны выделяются несколько типов климата, от сухого и влажного субтропического (Ленкорань) до горного тундрового (высокогорья Большого Кавказа). Среднегодовые температуры изменяются от 15° С на низменностях до 0° С в горах.

Среднеиюльские температуры – от 26° С на равнинах до 5° С в высокогорьях, а среднеянварские соответственно от 3° C до –10° C. Лето сухое. Осадки распределяются неравномерно: 200–300 мм в год на равнинах (в районе Баку менее 200 мм), 300–900 мм в предгорьях, 900–1400 мм в высокогорьях Большого Кавказа, до 1700 мм в пределах Ленкоранской низменности.

В Ленкорани максимум осадков приходится на зимний период, в горах и предгорьях – на апрель – сентябрь.

Растительный мир

Во флоре Азербайджана насчитывается более 4100 видов (из них 9% – эндемики, в том числе сосна эльдарская, самшит гирканский, ленкоранская акация, лотос каспийский, некоторые виды астрагала и др.). Сухие низменности покрыты полупустынной и пустынной растительностью (с преобладанием полыни и солянок), а также эфемеровой субтропической растительностью. Местами встречаются солончаки.

Высокие равнины и засушливые предгорья заняты полынно-бородачевыми степями, кустарниками, остепненными полынными полупустынями. Южные склоны Большого Кавказа, некоторые районы Малого Кавказа, а также Талышские горы на высотах от 600 до 1800 м покрыты обширными лесами из дуба, граба, бука, каштана, акации, ясеня. Во влажных низинах растут тугайные леса, ольховники и ольхово-лапиновые леса. В высокогорьях распространены субальпийские луга.

Самые высокие вершины расположены в высокогорном нивальном поясе.

Животный мир

Азербайджана включает примерно 12 тыс. видов, в том числе 623 вида позвоночных (более 90 млекопитающих, ок. 350 видов птиц, более 40 видов пресмыкающихся, более 80 видов рыб, остальные – круглоротые и земноводные). На равнинах распространены пресмыкающиеся, зайцы, волки, лисицы, джейран. В долинах Куры и Аракса водятся дикие кабаны, косули, барсуки, шакалы.

В горах обитают благородный олень, дагестанский тур, серна, безоаровый козел, косуля, медведь, рысь, лесной кот, встречаются муфлон и леопард. Интродуцированы такие животные, как пятнистый олень, сайгак, енотовидная собака, американский енот, нутрия, скунс. Весьма разнообразен мир птиц (фазаны, куропатки, тетерева и др.), особенно водоплавающих. Многие из них прилетают на зимовку (утки, гуси, лебеди, цапли, пеликаны, фламинго, бакланы и др.).

В Каспийском море водится много ценных промысловых рыб (лосось, севрюга, белуга, сельдь, кутум, вобла, жерех, минога, килька и др.), а из млекопитающих – каспийский тюлень.

Состояние окружающей среды

Апшеронский п-ов и другие прибрежные районы являются одними из самых неблагоприятных в экологическом отношении районов земного шара вследствие сильного загрязнения воздуха, воды и почв.

Загрязнение почв и грунтовых вод обусловлено использованием ДДТ и токсичных дефолиантов при выращивании хлопка. Загрязнение воздуха связано с промышленными выбросами в Сумгаите, Баку и других городах.

Серьезным источником загрязнения моря является нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.

Богатая флора и фауна страны подвергается сильному антропогенному воздействию. Леса страдают от рубок и выпаса скота. За счет вырубки лесов расширяются сельскохозяйственные угодья.

В Азербайджане ведется работа по охране природной среды. В целях сохранения некоторых участков естественного леса, реликтовой флоры и редких видов животных созданы 14 заповедников и 20 заказников. Особо охраняются благородный и пятнистый олень, серна, джейран, безоаровый козел, муфлон, косуля, сайгак.

НАСЕЛЕНИЕ

По оценкам на июль 2012 численность населения составила 9 млн. 493 тыс. 600 человек.

Дети и подростки в возрасте до 15 лет составляли 22,7% населения, группа экономически активного населения в возрасте 15–65 – 71%, люди старшего возраста – 6,3%.

Для Азербайджана был характерен высокий уровень прироста населения: в период с 1979 по 1989 он составлял 1,7% в год. В 1990-е годы темпы роста населения замедлились: с 1991 по 1998 они оценивались в 0,5–0,7% в год, в 2001 – 0,3%, а в 2003 составили 0,44%. В 2012 темпы роста снова выросли и составили 1,017%.

По оценкам 2012, ожидаемая продолжительность жизни – 71,32 года (68,38 для мужчин и 74,68 лет для женщин). Младенческая смертность – 28,76 на 1000 новорожденных.

По результатам последней переписи населения, проведенной в СССР, в Азербайджане в 1989 из 7029 тыс. человек населения на долю этнических азербайджанцев (до образования Азербайджанской ССР в 1936 называвшихся кавказскими татарами, закавказскими мусульманами или кавказскими турками) приходилось 5813 тыс., или 82,7%.

Наиболее крупными национальными меньшинствами были русские (5,6%) и армяне (5,5%). Кроме того, здесь проживали лезгины (4,3%), аварцы, украинцы, татары, евреи, талыши, турки, грузины, курды, удины. После столкновений на этнической почве азербайджанцев и армян в Сумгаите и Нагорном Карабахе и в результате оттока русскоязычного населения и армян доля азербайджанцев выросла до 89%, а доля русских сократилась до 3% (по состоянию на 1995).

Доля смешанных браков очень низка. Несмотря на быструю урбанизацию и социальные изменения, в азербайджанских семьях сохраняются тесные родственные связи, играющие важную роль в личной и общественной жизни, политике и бизнесе.

Государственный язык – азербайджанский, принадлежащий к тюркским языкам и близкий к турецкому и туркменскому. Роль русского языка в 1990-е годы существенно снизилась.

51% населения страны проживает в городах, причем более половины из них сосредоточены в Большом Баку и Сумгаите. Население Баку, столицы и крупнейшего города страны, составляет 1 млн. 950 тыс. человек (2012).

Вторым по численности населения городом страны является Гянджа (294,7 тыс.), третьим – Сумгаит (279,2 тыс.). Другие крупные города – Мингечаур, Али-Байрамлы, Нахичевань, Ленкорань.

Религия

Основная религиея Азербайджана – ислам (свыше 95%). С падением советского режима в Азербайджане начался период исламского возрождения. Большинство мусульман Азербайджана составляют приверженцы джафаритской школы (мазхаба) в шиизме. Около 70% всех мусульман страны – шииты, 30% – сунниты. В Азербайджане имеются также православная и иудейская общины.

Государственное устройство

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/AZERBADZHAN.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]