Кто казнил Христа

Фивейский легион — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Фивейский (или Фиваидский) Легион (Alkateeba al Teebia или Alkateeba Al-sáeedia) римской армии во главе с капитаном Маврикием (Maurice), состоял из христиан. За отказ принести жертвоприношение римским богам по приказу императора Максимиана Геркулия (285-305 н.э.) Легион был полностью истреблен.

Путешествующий по трассе, ведущей из Женевы в Рим, заметит маленький и очень старый швейцарский город, называемый Сен-Морис (Saint Maurice). Этот город был известен в римские времена как Агаунум (Agaunum), важный центр коммуникаций. Именно там коптский офицер по имени Маврикий и 6600 воинов умерли ради Христа от руки нечестивого императора Максимиана Геркулия.

История этих мучеников, обычно известных как Фивейский Легион, была сохранена для нас Евхарием, епископом Лионским (+494). Евхарий предварил счет мучений этих отважных солдат следующим введением: «Вот история страстей святых мучеников, которые прославили Агаунум своей кровью.

Именно в честь этих героических мучений мы опишем своей рукой порядок событий, как они дошли до нашего слуха. Мы часто слышим, не так ли, что некоторый град или весь удостоены высокой чести за одного-единственного мученика, который там умер. И это весьма справедливо, потому что в каждом случае святой отдал свою драгоценную душу Всевышнему Богу.

Во сколько же раз должно быть более почитаемо святое место Агаунум, где так много тысяч мучеников были усечены мечом ради Христа».

Восстание галлов, известное как Багод (Bagaude), вынудило императора Максимиана отправиться против них с армией, одной из частей которой был Фивейский легион, состоявший из 6600 человек. Этот легион был завербован в Фиваиде (Верхнем Египте) и полностью состоял из христиан.

После того, как восстание было подавлено, император Максимиан Геркулий издал приказ о том, чтобы вся армия должна присоединилась к жертвоприношениям римским богам за успех их миссии. Приказ включал убиение христиан (вероятно, в качестве жертвы римским богам). Только Фивейский легион посмел отказаться исполнить приказ. Легион отошел и расположился около Агаунума.

Максимиан Геркулий тогда отдыхал в соседнем месте по имени Октудурум (Octudurum). Когда это известие дошло до него, он стал вновь и вновь приказывать, чтобы они повиновались его приказам и распоряжениям.

После их твердого и единодушного отказа, он приказал казнить в легионе каждого десятого. Этот приказ был исполнен. Второе уничтожение каждого десятого было приказано на случай, если воины вновь откажутся подчиняться его приказу.

Но все легионеры объявили, что никогда не позволят себе выполнить такой кощунственный приказ.

Когда Максимиан узнал про это, он рассердился более чем когда-либо. Подобно дикому животному, он приказал второй раз убить каждого десятого, полагая, что оставшиеся будут вынуждены подчиниться. И еще раз христиане-воины подтвердили свое решение.

После второго убиения каждого десятого, Максимиан предупредил оставшихся легионеров из Фивейского легиона, что им бесполезно рассчитывать на их число, поскольку, если они будут упорствовать в своем неповиновении, то ни одному из них не удастся избежать смерти.

Величайшим оплотом их веры в этом испытании был, несомненно, их капитан Маврикий (Maurice) со своим лейтенантом Кандидом (Candid), первым командиром, и Экзюперием (Exuperius).

Маврикий, привлекая внимание к примеру их товарищей, уже мучеников, убедил их всех быть готовыми умереть в свою очередь ради той клятвы, которую они дали при крещении [1]. Он напомнил им об их товарищах, которые отправились на Небеса перед ними.

При его словах, славный порыв к мученичеству возгорелся в сердцах этих преблагословенных мужей.

Воспламененный таким образом лидерством своих офицеров Фивейский легион послал Максимиану, который все еще гневился, ответ, столь же лояльный, как и храбрый:

«Император, мы — твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени.

Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан – смотрите, мы – такие же.

Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое проишествие не соблазнили нас восстать.

В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе».

Когда Максимиан услышал это, он понял, что эти люди были упорно настроены остаться в христианской вере. Поэтому он постановил в заключительном приговоре, что они должны быть окружены и казнены.

Отряды, посланные, чтобы выполнить этот приказ, прибыли в благословляемый легион и направили свои мечи на тех святых людей, которые, ради любви к жизни не отказывались умирать. Все они были усечены мечом. Они никоим образом не сопротивлялись.

Откложив свое оружие, они предоставили шеи палачам. Ни их число, ни сила их оружия не соблазнили их поддержать свою правоту силой.

Они последовали за Тем, Кто был ведом на смерть без протеста, и Кто, подобно агнцу, не открыл Свои уста. Но теперь они сами, овцы стада Господня, должны были быть казнены, как и Он, уничтожающими все волками. Так дикой жестокостью тирана был сотворен великий сонм святых мучеников. Так был убит тот поистине ангельский легион мужей, которые, как мы в это верим, на Небесах вместе с легионами Ангелов славят Господа Бога нашего, всегда, ныне, и присно, и во веки веков.

Не все воины легиона были в Агаунуме во время казни. Другие находились на постах вдоль по военной трассе, связывающей Швейцарию с Германией и Италией. Впоследствии они были казнены на месте их службы. Вот некоторые из наиболее почитаемых мучеников:

В Швейцарии

Пятеро были замучены в месте Агаунум наряду с остальной частью своего легиона. Этот город известен теперь как Сен-Морис (Saint Maurice en Valais). Их имена: Маврикий (Maurice), Экзюперий (Exuperius), Кандид (Candid), Иннокентий (Innocent), Виталий (Vitalis).

Двое были найдены в Солотурне (Solothurn) наряду с 66 другими: Урсус (Ursus) и Виктор (Victor).

В Цюрихе были замучены: Феликс (Felix), Регула (Regula), Экзюперантий (Exuperantius).

В Цурцахе (Zurzach): Верена из Цурцаха (Verena of Zurzach).

В Италии

Замучен в Бергамо: Александр (Alexander).

Замучены в Турине: Октавий (Octavious), Адвентор (Adventor), Сотутор (Sotutor).

Замучен в Пьяченце (Piacenza): Антоний (Antonius) из Пьяченцы.

Замучены в Коттианских (Cottian) Альпах: Констанций (Constantius), Алверий (Alverius), Сабастьян (Sabastianus), Магий (Magius).

Замучены в Пинероло (Pinerolo): Маурелий (Maurelius), Георгий (Georgius), Тиберий (Tiberius).

Замучены в Милане: Максимий (Maximius), Кассий (Cassius), Секунд (Secundus), Северин (Severinus), Лициний (Licinius)

Замучен в Вентимилии (Ventimilia) среди многих других: Секунд (Secundus) из Вентимилии

В Германии

Замучены в 287 году вТрире (Terier) наряду со многими своими товарищами: Тирс (Tyrsus), Палматий (Palmatius), Бонифатий (Bonifatius) [2].

Замучены в Бонне среди многих других из их когорты: Кассий (Cassius), Флорентий (Florentius).

Замучен наряду с 318 другими в Кельне: Гереон (Gereon).

Замучены наряду с 330 другими в Ксантене (Xanten): Виктор и Маллозий (Mallosius).

Во время их мучений случились многочисленные чудеса, которые, несомненно, в значительной степени внесли вклад в массовое обращение жителей этих областей в Христианство.

В Цюрихе, например, трое казненных мучеников Феликса, Регула и Экзюперантий чудесным образом встали и со своими главами в собственных руках, взошли на вершину холма. Там они встали на колени, помолились и, наконец, легли.

Позже на том самом месте был воздвигнут большой собор. Трое мучеников, несущих в руках свои головы, присутствуют на гербе и печати Цюриха до сего дня.

Мученики Виктор, Орс и их товарищи были жестоко замучены Хиртакусом (Hirtacus), римским губернатором Солотурна. По преданию, во время пыток произошло несколько чудес. Так, например, кандалы внезапно спадали, огонь мгновенно гас, и т.д.

Те, кто это видел, были, таким образом, переполнены удивлением и стали восхищаться Фивейскими легионерами, за что разъяренный Хиртакус приказал их немедленно казнить. Без малейшего сопротивления они предложили палачам свои шеи. Тела обезглавленных святых тогда возсияли ярким светом.

Тела святых, брошенные в реку Аар (Aar), достигли берега, вышли из воды, пошли с главами в руках, затем встали на колени и молились на том месте, где позже воздвигли Базилику Cвятого Петра.

Тела мучеников Агаунума были обнаружены и опознаны Феодором, епископом Октодурма, в 350 г. В Агаунуме он построил в их честь Базилику, остатки которой видны и теперь. Позже она стала центром монастыря, построенного в году 515 году от Рождества Христова на земле, пожертвованной Королем Бургундии Сигизмундом.

Епископ Евхарий Лионский (+494) упоминает, что в его время, многие посещали различные провинции империи, чтобы почтить этих мучеников и принести дары из золота, серебра и пр. Он упоминает, что многие чудеса свершились на местах их упокоения, такие как изгнание бесов и другие исцеления, «в которых могущество Господне являлось каждодневно через заступничество Его святых».

В средние века святой Маврикий был святым покровителем многих римских династий Европы, а позже — Римских императоров. В 926 году Анри I (919-936) даже уступил существующий швейцарский кантон Ааргуа (Aargua) в обмен на копье мученика. Некоторые императоры были помазаны перед алтарем святого Маврикия в Соборе святого Петра в Риме. Меч святого Маврикия был последний раз использован при коронации австрийского императора Карла, как короля Венгрии в 1916.

Короли, дворяне и иерархи соперничали между собой, чтобы получить маленькие части мощей святых, чтобы строить церкви в их честь. Известный король Шарлемань (Charlemangne) предложил монастырю один из хранимых шипов, которые от тернового венца нашего Спасителя взамен маленькой части святых мощей. Он позже построил церковь в честь мучеников во дворе своего дворца.

Святой Маврикий и Фивейский Легион в коптской традиции

Эти святые не включены в коптский синаксарий (Coptic Synaxarion), нет ни одной коптской церкви, освященной во имя этих святых. Имеется единственный алтарь, освященный во имя этих святых. Во время написания этой статьи (сентябрь 1992) единственный алтарь, освященный во имя святого Маврикия, найден в храме Приснодевы Марии и святого Афанасия в Миссиссауге (Mississauga), что в Канаде.

Изображение мук святого Маврикия имеется в коптском храме святой Марии в Кембридже, Канада.

В 1991 году христианский мир праздновал семнадцатое столетие мученичества этих святых. Первоиерарх Коптской церкви папа Шенуда III делегировал епископа Серапиона, чтобы представить Коптскую церковь на этих празднествах.

По этому случаю часть святых мощей мучеников Маврикия, Кассия и Флоренция были возвращены Коптской церкви.

Литература

  • Samir F. Girgis, PhD, «The Theban Legion in Switzerland».

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3347.html

Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса — Православный журнал

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Понтий Пилат был единственным, кто реально мог изменить участь Иисуса Христа. И он пытался ее изменить.

Судя по отзывам современников, Пилат, назначенный в 26 году римским наместником (префектом) Иудеи, не отличался ни справедливостью, ни даже простой порядочностью. Иудейский философ Филон Александрийский описывал его как человека жестокого и продажного, виновника многочисленных казней, совершенных без всякого суда. А иудейский царь Ирод Агриппа даже жаловался императору Калигуле на «бесконечную и невыносимую жестокость» Пилата.

Вероятно, для таких характеристик имелись основания, хотя обвинявшие Пилата были небеспристрастны. Дело в том, что у прокуратора с самого начала не сложились отношения с иудеями. Все жители Иудеи очень тяжело переживали утрату государственной самостоятельности (после смерти Ирода Великого в 4 году до н. э.) и даже в непринципиальных вопросах упорно отстаивали национальные обычаи и традиции.

Известен случай, когда Пилат, решив продемонстрировать свою преданность императору, велел внести в Иерусалим знамена с его изображением.

Иудеи отреагировали на это крайне болезненно: пять дней они окружали резиденцию префекта (преторию), периодически предпринимая попытки штурма и громко требуя удалить языческие изображения из святого города.

Угрозы Пилата перебить всех без разбора не действовали. В конце концов он был вынужден уступить, но мнение об иудеях составил самое неблагоприятное.

Не меньше разозлила Пилата другая история, когда он решил построить в Иерусалиме водопровод. Идея была здравая: в городе часто не хватало чистой питьевой воды, особенно в праздники, когда сюда съезжались сотни тысяч паломников из множества стран. Но финансировать предприятие Пилат предлагал за счет храмовой казны, а первосвященник и прочие члены синедриона (высшего государственного органа Иудеи) были категорически против. История с угрозами повторилась, и вновь Пилат пошел на попятную.

Среди иудеев было немало зилотов — ревнителей Моисеева закона, всерьез стремившихся свергнуть римское иго. То тут, то там возникали мятежи (упоминания о повстанцах Варавве, Февде и Иуде Галилеянине мы находим и в книгах Нового Завета), и Пилату нередко приходилось беспокоить императора, прося военной поддержки.

Словом, иудеев с их религиозными обычаями и бесконечными распрями Пилат, мягко говоря, недолюбливал, и те отвечали ему взаимностью.

И, тем не менее, в тот день накануне иудейской Пасхи, когда к нему привели галилеянина Иисуса, римский префект решил проявить принципиальность. Почему?

Возможно, ему хотелось уязвить иудейских вождей, которые вечно устраивали смуты по самым нелепым поводам. Они уже всё решили насчет Иисуса? Что ж, прекрасно, пусть сами и исполняют свое решение. А если им нужна санкция римского чиновника — тогда будет полноценное разбирательство, без всякой спешки. «Уладить небольшую формальность» на скорую руку не выйдет. Иудеи принципиальны в своих национальных обычаях, а римляне — в следовании закону.

На самом деле, конечно, Пилат вряд ли собирался погружаться в суть претензий к Иисусу. Поэтому начал он с самых простых вопросов: справедливо ли Тебя обвиняют? Ты действительно Царь Иудейский? Если Пилат надеялся на такой же простой ответ, то он его не получил.

Подсудимый не сказал ни «да», ни «нет», Он ответил как есть: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18:36–37). Не желая долго возиться с этим делом, Пилат предпринял еще одну попытку получить короткий и ясный ответ. Итак Ты Царь? — уточнил он.

И вновь услышал не то, на что надеялся: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Меньше всего Пилату хотелось пускаться в философские дискуссии о том, что такое истина, поэтому он решил просто отпустить Иисуса. Если не по причине Его невиновности (выдавал ли Он себя за царя или нет, Пилат так до конца и не разобрался, но опасен Он явно не был), то хотя бы в силу обычая отпускать накануне Пасхи одного из осужденных.

Но тут Пилат столкнулся с уже знакомым ему упорным сопротивлением народа, который первосвященники уже успели обработать. Народ потребовал освободить не Иисуса, называемого Христом, а другого заключенного — мятежника Варавву.

Так бывает: хочется принять легкое, всех устраивающее решение и успокоиться, а обстоятельства вдруг начинают сопротивляться, заставляют докапываться до сути, разбираться и принимать решение по существу, как бы тяжело оно ни далось.

Толпа все настойчивее требовала Христа казнить, а у Пилата появлялось все больше аргументов в пользу Его освобождения.

Во-первых, он уже знал, что первосвященники требуют осуждения Иисуса из зависти. Во-вторых, его собственная жена просила не причинять никакого зла Праведнику, которого прислали иудеи: она во сне много пострадала за Него» (Мф 27:19). А главное, чем дольше Пилат разговаривал с Иисусом, тем больше понимал, что перед ним особенный Человек.

Если фарисеи и первосвященники только возмущались, слыша, что Спаситель называет себя Сыном Божиим, то Пилат, узнав об этом, убоялся и искал отпустить Его (Ин 19:8, 12). Видно, была в душе римского префекта задета какая-то живая струнка.

А, может быть, он просто боялся: будучи язычником, Пилат вполне мог допустить, что и у иудеев есть свой Бог, и лучше с Ним не враждовать.

Тем более его должны были насторожить слова Иисуса: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе (Ин 19: 11).

Пилат предпринял не менее трех попыток освободить Спасителя. Но кончилось все так же, как и в предыдущие его столкновения с иудейской толпой: ему пришлось отступить.

Убедить его, что Иисус виновен, первосвященники так и не смогли и тогда прибегли к откровенному шантажу: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12). Этот аргумент подействовал.

Пилат символически умыл руки перед толпой и объявил: Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф 27:24).

Так малодушие Пилата перечеркнуло все его попытки поступить по совести.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году перешли на григорианский календарь

Мог ли Пилат настоять на своем?

Наверняка мог. Ни один человек не является слепым орудием Божиего Промысла, не был им и Пилат. Просто ему не хотелось идти на обострение конфликта с иудеями. Те и впрямь могли донести на него императору. Хотя, если разобраться, такой донос вряд ли повредил бы его карьере: освобождение Вараввы, открыто бунтовавшего против римлян, наверняка было бы в глазах Рима более тяжелым проступком, чем освобождение «Царя Иудейского».

В конце концов Пилат все равно был смещен по доносу. На него пожаловались жители Самарии (местности к северу от Иудеи) после того, как он казнил множество их сограждан, собравшихся по какому-то поводу на священной для них горе Гаризим. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что Пилата отправили в ссылку, где он покончил жизнь самоубийством.

Так умер человек, который сыграл одну из самых важных ролей в евангельской истории.

Источник: https://foma.ru/pontiy-pilat-chelovek-kotoryiy-mog-predotvratit-kazn-iisusa.html

Почему и за что распяли Иисуса Христа на кресте?

Многие знают, что Иисус Христос был распят на кресте. Но вот почему распяли Иисуса Христа, ответит далеко не каждый. В этой статье вы узнаете 5 причин, за что распяли Иисуса Христа. Вы будете удивлены, но распятие Иисуса Христа произошло отчасти и по нашей с вами вине.

Иисус был распят из-за зависти

Пилат спросил их: «Хотите, я отпущу для вас царя Иудейского?», потому что он знал, что первосвященники отдали ему Иисуса из зависти. Но первосвященники подстрекали толпу просить Пилата, чтобы он отпустил им Варавву вместо Иисуса. (От Марка 15:9-11)

Знали вы или нет, но одна из важнейших причин, почему религиозные лидеры того времени так хотели смерти Христа — это их зависть. Чему завидовали священники, фарисеи и политические лидеры? И те, и другие завидовали лишь одному — за Иисусом всегда шли большие толпы людей. Люди находили во Христе исцеление от своих болезней. Они находили прощение и понимание, которое они не могли найти больше нигде. Они находили любовь и милость.

Фарисеи завидовали чудесам, которые в огромном количестве творил Иисус Христос. В итоге их зависть достигла такого предела, что они решили убить Иисуса Христа. Иисус был незаконно схвачен. Во время ареста были нарушены все римские законы того времени. Нашлись лжесвидетели, которые лишь ускорили незаконное осуждение Сына Божьего.

И когда Пилат спросил, кого отпустить, именно первосвященники первыми ответили, что отпустить надо настоящего преступника Варавву, а распять Иисуса Христа.

Иисус Христос был распят в попытках уничтожить христианство

Рождение Иисуса Христа было задумано Богом с момента сотворения мира. Нам сложно это представить, но Бог с самого начала видел все, что произойдет с миром. И Он, конечно, знал, что случится с Его сыном — Иисусом Христом.

Приход в этот мир Иисуса Христа — не случайное событие. А вот действия врагов Божьих достаточно предсказуемы.

Если вы читали ветхозаветную историю о Моисее или смотрели фильм, то должны знать, что из-за приказа фараона все иудейские мальчики должны были быть убиты сразу после родов:

Египтяне сделали жизнь израильтян горькой, принуждая их к изнурительной работе с кирпичом и известью и к тяжёлой работе в полях. Они с жестокостью заставляли израильтян тяжко трудиться, что бы те ни делали.

Были там две повивальные бабки, помогавшие израильтянкам при родах. Одну из них звали Шифра, а другую Фуа.

Египетский царь сказал повивальным бабкам: «Когда будете помогать иудейкам при родах, и когда родится девочка, оставляйте её в живых, когда же родится мальчик, убивайте его!» (Исход 1:14-16)

Когда родился Иисус Христос, произошло в точности то же самое! Царь Ирод издал указ об убиении всех младенцев мужского пола, так как он так боялся потерять свою власть. И вот отцу Иисуса Иосифу является ангел, чтобы предупредить его и спасти Иисуса Христа.

После того как они ушли, Иосифу во сне явился ангел Господний и сказал: «Вставай, возьми Младенца и Мать Его и беги в Египет. Оставайся там, пока не дам тебе знать, ибо Ирод будет искать Младенца, чтобы убить Его». Иосиф встал, взял Младенца и Мать Его ночью и ушёл в Египет. (От Матфея 2:13-14)

Иисус отправляется в Египет вместе со всей своей семьей. Они остаются там до смерти царя Ирода. После чего Иисус возвращается, чтобы начать Свое миссионерское служение. Тогда Ему исполнилось 30 лет.

Источник: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/dlya-nachinayushhih/5-prichin-pochemu-raspyali-iisusa-hrista-na-kreste.html

МОСКВА, 26 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. У православных христиан наступил самый скорбный день в году. В Страстную пятницу верующие вспоминают распятие и смерть Иисуса Христа.

Однако казни могло и не быть — вместо Христа римские власти предлагали предать смерти некоего Варавву, жизнь которого окутана тайной. Не менее загадочны и распятые вместе с Иисусом разбойники.

Кем были ключевые персонажи истории последних часов жизни Спасителя и какова их роль в христианстве — в материале РИА Новости.

«Кого распять?»

Одному из важнейших эпизодов последних часов жизни Иисуса Христа в Евангелии уделено совсем мало места. Словно евангелисты намеренно о чем-то умалчивают. И невольно возникает вопрос: а что, если бы все пошло иначе?

После Тайной вечери Спаситель отправился с ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — в Гефсиманский сад, за пределами Иерусалима. И там молился Богу-Отцу, чтобы «чаша сия» миновала Его — настолько сильно Он не желал того, что ждет Его в ближайшие часы. Но, как известно, закончил молитву словами: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Там же, в Гефсиманском саду, Христа арестовали и повели на синедрион — высший суд в Древней Иудее. Там Его приговорили к смертной казни «за богохульство», так как Он назвал себя Сыном Божиим. Однако тогда, в I веке нашей эры, Иудея находилась под властью римлян, поэтому смертные приговоры приводились в исполнение только с разрешения римской администрации.

Именно поэтому Иисуса повели к Понтию Пилату — правителю провинции Иудея. «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился», — свидетельствует евангелист Матфей.

А дальше происходит один из самых драматичных эпизодов всей евангельской истории. Пилат, очевидно, уверен, что Иисус невиновен. В то же время во дворе претория («мэрии» Иерусалима в то время) собралась возбужденная толпа — и кто знает, к чему может привести его решение помиловать Христа. Тогда Пилат прибегает к обычаю отпускать одного из приговоренных к смерти накануне праздника иудейской Пасхи.

«Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят», — пишет Матфей.

В итоге Пилат приказывает отпустить Варавву, а Иисуса распять. Больше Варавва не то что в Библии, а даже в предании нигде не упоминается.

Эта странность побудила ученых попробовать разобраться, кем же был Варавва, почему его имя так яростно скандировала толпа, отчего Пилат осмелился отпустить столь популярного в вечно бунтующей Иудее человека. Так много вопросов — и так мало данных. Однако у исследователей есть ряд зацепок.

Два Иисуса

Имя Варавва в оригинале звучит как «Барабба». Значение этого слова вызвало многочисленных споры.

«Это скорее даже не имя, а кличка. На семитских языках «Бар» означает «сын», — отмечает священник Константин Польсков.

Куда сложнее с переводом второй части имени: «абба». Это может означать просто некоего отца в целом, а может быть именем. В 1970 году в ходе раскопок в восточной части Иерусалима (районе Гиват Га-Мивтар) археологи нашли крупное еврейское кладбище I века нашей эры. И там на некоторых надгробиях было высечено имя Абба. То есть, по одной из версий, Варавва переводится как «сын Аббы» или «сын отца».

И если внимательно вчитаться в историю последних часов жизни Христа, то Варавву римский правитель предложил толпе неслучайно.

«Христа обвинили в том, что он называет себя сыном Отца Небесного. Получается — противопоставление Его сыну конкретного понятного земного отца, Варавве, которого в конечном счете отпускают», — подчеркивает отец Константин.

И что интересно: в раннехристианские времена в Писании приводилось настоящее имя «сына Аббы»: Иисус.

Об этом свидетельствует, например, известный христианский мыслитель Ориген, живший в III веке нашей эры. В его эпоху среди переписчиков Евангелия уже сложилась тенденция опускать настоящее имя Вараввы, чтобы не возникало путаницы. «Именем Иисус не должен называться ни один из злодеев», — указывал Ориген.

Выдумка автора?

Это противопоставление Иисуса, сына Отца Небесного, Иисусу — сыну отца земного породило любопытную теорию. Американский библеист Деннис Макдональд в середине 1990-х заявил о сенсации: Иисус и Варавва — одно и то же лицо!

Он объясняет это тем, что схожий эпизод — когда предлагается выбрать, кого из двух осужденных казнить, — встречается в «Одиссее» Гомера. Евангелисты, по мнению Макдональда, попросту придумали Варавву — чтобы еще больше драматизировать приговор Христа к распятию. Мол, даже разбойника помиловали, а Мессию нет.

Однако другие исследователи нашли в теории Макдональда немало существенных изъянов. Например, он не учел то, что первые евангельские тексты — а там упоминается Варавва — написаны на арамейском языке, и это снижает вероятность знакомства их составителей с произведениями Гомера на греческом.

«Это все же некая фантазия (теория Макдональда. — Прим. ред.). Должны быть какие-то веские доказательства», — отмечает библеист Андрей Десницкий.

К тому же первые христиане бережно относились к любой информации о земной жизни Иисуса Христа. Поэтому вряд ли бы кто-то из них осмелился выдумывать нового персонажа. А отсутствие каких-либо свидетельств о Варавве в нехристианских источниках легко объясняется.

«С точки зрения большой истории — например, римского автора I века Тита Ливия — это незначительное событие, которое случилось на задворках империи. Кого-то казнили — а какая разница? Только ученики Христа, для которых эти события были центральными, сохраняли это в памяти», — поясняет Десницкий.

Политический террорист

Само Евангелие немного приоткрывает тайну Вараввы. Если Матфей просто говорит об «известном узнике», то евангелист Марк рассказывает, за что его приговорили к казни.

«Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство», — свидетельствует Марк.

С момента завоевания римлянами Иудеи в 63 году до нашей эры в регионе было неспокойно. Местные жители, как отмечают историки, считали римскую власть оккупационной и цеплялись за любой повод свергнуть ее. Особенно тревожно было как раз в правление Понтия Пилата.

По утверждению историка I века Иосифа Флавия, прокуратор и сам неоднократно провоцировал евреев на бунт. Так, однажды он взял деньги из казны Иерусалимского Храма на возведение акведука, что подданные посчитали богохульством. В Иерусалиме поднялся мятеж.

«Когда Пилат прибыл в Иерусалим, он (народ. — Прим. ред.) с воплями окружил его судейское кресло.

Но Пилат, уведомленный зара­нее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатские платья и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия.

По си­гналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под ударами, а многие были растоптаны в смя­тении своими же соотечественниками», — пишет Флавий.

Возможно, Варавва был одним из зачинщиков бунта. А вот жертвой убийства, совершенного им с соратниками, мог быть как раз один из переодетых римских воинов. Именно поэтому, например, Католическая церковь рассматривает его как одного из лидеров антиримского сопротивления.

«Иисус не был Спартаком (лидер восстания римских рабов в 70-е годы до нашей эры. — Прим. ред.), он не был вовлечен в борьбу за политическое освобождение, как Варавва или Бар-Кохба (лидер Второго иудейского восстания в 132 году. — Прим. ред.)», — заявлял в одном из своих посланий Папа Римский Бенедикт XVI.

Некоторые библеисты и вовсе роднят Варавву с Иудой Искариотом. Тот, по одной из версий, принадлежал к группировке сикариев, устраивавшей теракты против римлян. Иуда видел в Иисусе Христе, согласно такой трактовке, именно политического лидера, а когда понял, что это не так, предал Его.

Первый человек в раю

Еще одно «белое пятно» истории распятия Христа — разбойники. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону», — читаем мы в Евангелии от Луки.

Один из них, по левую сторону, всячески злословил Спасителя: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». А другой разбойник унимал его, говорил, что, в отличие от них, справедливо осужденных, Иисус «ничего худого не сделал».

«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», — сообщает Евангелие.

Согласно христианскому вероучению, разбойник по правую руку стал первым человеком, вошедшим в рай. Это, как поясняет Церковь, яркий пример того, что Бог готов простить каждого.

Во время богослужений на Страстной неделе попавший в рай разбойник называется «благоразумным». Причем до сих пор неизвестно, как его звали. Предание оставило несколько вариантов: Тит, Дисмас или Рах. А имя распятого по другую руку от Христа и злословившего Его — предположительно, Гестас или Думахус.

Больше о них ничего не известно — и для Евангелия это типичная картина, отмечает библеист Андрей Десницкий. Там «очень много безымянных людей».

«А любые спекуляции на эту тему провисают в воздухе — ни доказать, ни опровергнуть. Есть традиционная версия, а есть бесконечное множество фантазий», — заключает специалист.

Источник: https://ria.ru/20190426/1553060400.html

Историки — о личности Христа

Первым языческим свидетелем о Христе является известный римский государственный деятель и ученый Плиний Младший (62-114). Результаты своих судебных расследований о Вифинской общине Плиний сообщил императору Траяну около 110 г. в следующем письме:

«Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал второй раз и третий, угрожая им казнью, упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомневался, что, какова бы ни была сущность их признания, их следовало, конечно, наказать за непреклонную закоснелость и упрямство.

Вскоре, в ходе самого разбирательства, преступников стало набираться все больше и больше. Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков.

Другие сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать.

Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога, и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное».

Плиний сообщает о распространении христианства в его время и говорит даже о некоторых отпавших 20 лет тому назад. Значит, община христиан возникла там не позднее 80-х годов. Самое замечательное, конечно, в этом свидетельстве — упоминание о Христе как о Том, Кого христиане почитают как Бога.

Тацит: «Нерон их предал казни»

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Христа из римских катакомб, III в

Важное свидетельство о Христе содержится в рассказе крупнейшего римского историка Тацита Публия (55-120) о пожаре Рима (64 г.), бывшего во время правления императора Нерона. Император, как известно, обвинял в поджоге христиан, о которых в Риме ходили нелепые слухи. Тацит, по-видимому, им верил. В своих «Анналах» он пишет следующее:

«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и придал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат.

Подавленное на время, это зловредное суеверие вновь прорываться стало наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное, и где оно находит приверженцев.

Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежавшими к этой секте, а затем, по их указаниям, и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому».

В этом небольшом отрывке сказано многое: время жизни Иисуса Христа (при императоре Тиберии — 14-37 гг. н. э.), и факт Его казни прокуратором Понтием Пилатом, и название Его последователей христианами, их большое распространение в империи уже в 60-е годы. Все это полностью согласуется с христианскими свидетельствами.

Гай Светоний: «Иудеев, волнуемых Христом, он изгнал»

Третий не менее знаменитый римский историк Гай Светоний Транквил (70-140) в своем труде «Жизнь двенадцати цезарей» оставил заметки, имеющие прямое отношение к исследуемому вопросу. В жизнеописании императора Клавдия (41-54) Светоний сообщает, что «иудеев, постоянно волнуемых Христом, он изгнал из Рима».

 КАТАКОМБЫ св. Каллиста (Рим)

Второе интересное место у Светония находим в жизнеописании императора Нерона. Перечисляя положительные, с его точки зрения, деяния императора, Светоний в частности говорит, что были «наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Егора

Это замечание историка свидетельствует не только о существовании христианства в конце 50-60-х годов, но и о его уже весьма широком распространении в империи в это время.

Все это совпадает со свидетельствами христианской литературы о данном периоде жизни Церкви и подтверждает тем самым историчность Того, именем Которого называли себя Его последователи.

У Светония имеется еще одно сообщение, подтверждающее историческую достоверность фактов, передаваемых книгами Нового Завета. Светоний пишет об императоре Клавдии, что «любил он и Феликса, которого поставил начальником когорт и конных отрядов в Иудее». О Феликсе упоминает книга Деяний (гл. 23, 24, 25).

Иосиф Флавий: «Его едва можно назвать человеком»

Весьма ценное свидетельство об Иисусе Христе оставил еврейский историк Иосиф Флавий (37-100) в своем сочинении «Иудейские древности», написанном около 93 года:

«В это время жил Иисус, муж мудрый, Которого едва можно назвать человеком, потому что Он совершал изумительные дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью. Он привлекал к Себе многих исследователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Христос.

И после того, как Пилат, по доносу знатнейших наших мужей, присудил Его к крестной смерти, однако не оставили Его те, которые и прежде Его любили. Он опять явился им живой в третий день, как пророки Божии предсказывали об этих и многих других, относящихся к Нему делах».

Другое место в «Иудейских древностях» является еще одним подтверждением не только историчности Иисуса Христа, но и большой распространенности, уже в то время, веры в Него как Мессию. В книге 20-й, гл. 9, читаем:

«Первосвященник Анна собрал суд и поставил перед ним брата Иисусова, называемого Христом, по имени Иакова и некоторых других, которых обвиняли в нарушении закона, и приказал побить их камнями».

Это сообщение, кроме прямого свидетельства о Христе, важно также и тем, что подтверждает историческую подлинность тех фактов, которые передает нам Новый Завет. То же можно сказать о словах Иосифа Флавия, где он сообщает об Иоанне Крестителе, называя его «праведным мужем». Рассказывая же о его казни Иродом, Иосиф добавляет, что происшедшая вскоре после этого гибель войска Ирода была Божиим наказанием Ироду за смерть Иоанна.

Талмуд: «Делал Себя Богом»

Подтверждением исторической достоверности сообщаемых евангелистами фактов из жизни и деяний Иисуса Христа является текст иудейского Талмуда — огромного собрания сочинений авторитетных раввинов, создававшегося в течение многих веков. В современных изданиях Талмуда нет никаких упоминаний о Христе и христианстве, поскольку со времени Базельского собора (1431-1438) Католическая Церковь приняла под свою опеку издание Талмуда.

Во всех изданиях не входили в текст Талмуда места, касающиеся Иисуса Христа и определяющие отношение иудеев к христианам. Вследствие этого Талмуд, в настоящее время, является неполным, пропусков в нем чрезвычайно много. Но некоторые из этих мест известны. Талмуд дышит глубокой неприязнью ко Христу и христианству.

Не упоминая имени Иисуса Христа («Пусть имя Его и память о Нем искоренятся», — заявляет иудейская книга «Толдот Ешуа»), Талмуд в оскорбительной и извращенной форме, но тем не менее сообщает, что Он родился от Марии (Шаббат, 104, 2), Которая происходила от рода Давидова, что с Иосифом и Марией Он бежал в Египет, где научился магии, и с ее помощью «делал Себя Богом» (Санхедрин, 107, 2), творил чудеса и говорил, что взойдет на небо.

Накануне Пасхи Он был повешен, ибо предался чародейству, соблазнял израильтян переходом в чужую религию, и в Его оправдание никто ничего не сказал. Он был царской крови (Санхедрин, 43, 1) и др.

Юлиан Отступник и другие: «Взошел за добродетели на небо!»

Свидетельства о Христе находим также у языческого писателя II века Цельса в его сочинении, направленном специально против христианства, «Логос алифис» («Истинное слово»). Он приводит все важнейшие события из жизни Спасителя и даже сообщает многие подробности (отречение Апостола Петра, например), рассказывает также о чудесах, но все объясняет извращенно, подобно Талмуду, представляя Иисуса Христа волшебником и обманщиком.

В меньшей степени, но также говорят о Христе как исторической Личности: Лукиан Самосатский (200) в сочинении «Жизнь Перегрина», в котором он называет Христа «распятым софистом»; философ-неоплатоник Порфий (304) в сочинении «Философия оракула», где Личность Христа представлена в типично языческом освещении. Иисус там назван благочестивым мужем, взошедшим за свои добродетели на небо и увенчанным после смертной казни бессмертием, — но Ему, по недоразумению, христиане поклоняются как Богу. Сочинения императора Юлиана (361-363) дышат ненавистью ко Христу, но не отрицают Его существования и чудес.

Замечательными свидетельствами об Иисусе Христе как о действительном Сыне Человеческом и истинном Боге являются древнейшие христианские базилики, катакомбы, особенно римские, и различные изображения в них Спасителя, передающие в камне и цвете Его жизнь, страдания, смерть и воскресение, Его деяния и учение.

Что говорит Писание?

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» — сказал однажды Господь Иисус Христос. Красной нитью через всю Библию проходят сбывшиеся уже пророчества об Иисусе Христе. Вот некоторые из них.

О рождении в Вифлееме:

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2).

О рождении от Девы:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Исаия 7:14).

О помазании Духом Святым:

«И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Исаия 11:2).

О совершении чудес:

«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6 Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Исаия 35:5-6).

О въезде в Иерусалим на осле:

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9).

О предательстве за 30 сребреников:

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников» (Захария 11:13).

О страданиях Христа:

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5).

О Его Воскресении:

«Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу» (Псалом 29:4).

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/35522

Раздел 1. происхождение христианства

Вопрос о происхождении христианства разрешается с полной исторической достоверностью на основании древнейших источников. К ним в первую очередь относятся Евангелия, Деяния апостолов и их послания, составляющие в совокупности 27 книг восьми авторов, в основном непосредственных свидетелей описываемых ими событий. Затем – сочинения их учеников – мужей апостольских (I-II вв.), апологетов и древнейших отцов Церкви (II-III вв.).

Исторические сведения, содержащиеся в этих источниках, подтверждаются целым рядом письменных свидетельств нехристианских историков и прямых противников христианства той же эпохи. Масса «немых» свидетелей: христианские катакомбы, храмы и их руины, изображения, иконы, монеты и т. д., – также однозначно говорят, как о времени появления христианства – первой половине I-го века, так и о внезапном характере его возникновения.

Исторические свидетельства о Христе

Об Иисусе Христе как исторической личности кроме непосредственных свидетелей Его жизни и учения, писания которых объединены в одну Книгу «Новый Завет», сообщает также целый ряд нехристианских источников.

Наиболее древним из них является, по-видимому, письмо Мары бар Серапиона, сирийского философа, к своему сыну, написанное из плена в конце I начале II века. В нем Христос не называется по имени, но из текста вполне ясно, что говорится о Нем:

«Скажи нам, мудрейший из людей: на какое обладание может положиться человек? Ибо какую пользу получили афиняне от того, что они убили Сократа, – ведь возмездием им за это был голод и чума?

Или самосцы, что сожгли Пифагора, – ведь вся страна их в один миг была занесена песком?

Или иудеи от казни своего Мудрого Царя – ведь с этого времени у них было отнято царство?

Ибо Бог справедливо воздал за этих трех мудрецов: афиняне умерли от голода, самосцы были затоплены морем, иудеи сокрушены и изгнаны из своего царства, живут повсюду в рассеянии.

Сократ не умер! благодаря Платону; ни Пифагор: благодаря кумиру Геры; ни Мудрый Царь: благодаря новым законам, которые Он дал»[1].

В письмах Плиния Младшего (†114 г.) императору Трояну содержится еще одно из ранних упоминаний о Христе и христианах.

Плиний пишет: «они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета[2]; воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи, обычной и невинной»[3].

Важное сообщение о Христе содержится в рассказе крупнейшего римского историка Тацита (55-120 гг.) о пожаре Рима (64 г.), бывшего во времена правления императора Нерона (54-68 гг.). В этом рассказе он пишет, что «Христа, от имени которого происходит это название (христиане – А.О.), казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие вновь прорываться стало наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме»[4].

Светоний (†122 г.), в жизнеописании императора Клавдия (41-54 гг.) сообщает, что «иудеев, постоянно волнуемых Хрестом[5], он изгнал из Рима»[6].

Об этом указе сообщается и в книге Деяний, где говорится, что апостол Павел, придя в Коринф, нашел там высланных иудеев, потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима (Деян. 18: 2).

Светоний говорит при этом о значительном распространении христианства в империи в конце 50 начале 60-х годов, подтверждая таким образом, сообщения книги Деяний и другой христианской литературы о данном периоде жизни Церкви.

Ценное свидетельство об Иисусе Христе оставил еврейский историк Иосиф Флавий (37-100 гг.). В своём сочинении «Иудейские древности», написанном около 93 года, он, в частности, сообщает: «Около этого времени [при Понтии Пилате – А.О.] жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком.

Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах богодухновенные пророки.

Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по Его имени»[7].

Здесь же Иосиф Флавий сообщает и об апостоле Иакове: Первосвященник Анна «собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями»[8].

Рассказывает об Иоанне Крестителе, называя его «праведным мужем», и о его казни Иродом.

При этом Иосиф добавляет, что происшедшая вскоре после этого гибель войска Ирода была «вполне справедливым наказанием со стороны Господа Бога за убиение Иоанна»[9].

Талмуд (многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма), хотя и в оскорбительной форме, но, тем не менее, говорит о Христе как о реальной исторической Личности: что Он родился от Марии (Шаббат, 104, 2), которая происходила из рода Давидова; что с Иосифом и Марией Он бежал в Египет, где научился магии, и с ее помощью (или с помощью украденного имени Божия) творил чудеса, говорил, что взойдет на небо и «делал Себя Богом» (Санхедрин, 107, 2); что накануне Пасхи Он был повешен, ибо предался чародейству, соблазнял иудеев переходом в чужую религию и в Его оправдание никто ничего не сказал; что Он был царской крови (Санхедрин, 43, 1) и др.[10].

О Христе свидетельствуют и такие языческие писатели, как: Лукиан Самосатский (II век), который называет Христа «распятым софистом», Цельс(II век), о котором крупный христианский писатель и апологет Ориген написал специальную работу «Против Цельса», и др.

О времени происхождении (первая половина I века) и особенностях возникновения христианства говорят и «немые свидетели»: древнейшие монеты, базилики, катакомбы, особенно римские, в которых сохранились многочисленные Его изображения, передающие отдельные моменты Его жизни, страдания, смерть и Воскресение.

Красноречивым памятником Христу-Спасителю является Палестина и преимущественно Иерусалим, где почти каждый камень напоминает о Его жизни.

Литература

Античность и современность. Сборник. М., 1972.

Богдашевский Д.И. О Евангелиях и евангельской истории. Против современного рационализма. Киев, 1902.

Боголюбов А.М., прот. проф. К вопросу о происхождении христианства. //Христианская Мысль, 1916.

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. СПб., 1910.

Булгаков С. Современное арианство. // Тихие думы. М., 1918.

Буткевич Т.И. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Опыт историко-критического изложения евангельской истории с опровержением возражений, указываемых отрицательной критикой новейшего времени. СПб., 1887.

Горский А.В., прот. Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону //Прибавления к Творениям св. Отцов 1861. Ч. 20. Кн. 4 С. 613-628

Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб.: «Алетейя», 1999.

Диминский С. Исследование о Талмуде. // Труды КДА, 1868, август.

Донини А. У истоков христианства / Пер. с итал. М., 1989.

Златое сочинение Самуила, раввина иудейского. Харьков: Изд-во прот. Иоанна Чижевского, 1903.

Каждан А. П. Историческое зерно преданий об Иисусе Христе // Наука и религия, 1966. № 2.

Крывылев И. А. Христос: миф или действительность? М., 1987.

Крывылев И. А. Что знает история об Иисусе Христе? М., 1969.

Кубланов М. М. Иисус Христос. Бог, человек, миф? М., 1964.

Лебедев Н. Сочинение Оригена против Цельса. М., 1878.

Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства / Пер. с англ. 2-е изд. М., 1993.

Мейер Э. Иисус из Назарета / Пер. с нем. С. А. Жебелева. Пг., 1923.

Мень А. Сын Человеческий. Приложения. Миф или действительность? Брюссель, 1994.

Милеант Александр, прот. К познанию Библии. Рига, 1992.

Муретов М.Д. К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе. // Богословский Вестник. 1903. № 9.

Немировский А. И. Евангельский Иисус как человек и проповедник // Вопросы истории. 1990. № 4.

Никольский Н. М. Иисус и первые христианские общины. М., 1918.

Ориген. Против Цельса. Казань, 1912.

Памятники древней христианской письменности. Т. I-VII. М., 1860-67.

Писания мужей апостольских. СПб., 1895.

Письма Плиния Младшего. Москва-Ленинград: Изд-во Академии Наук СССР, 1950.

Раннехристианские отцы Церкви (Антология). Брюссель, 1978.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. 3-е изд. М., 1990.

Рождественский В.Г. Новейшая отрицательная критика и апологетика по вопросу о Евангелиях и евангельской истории. СПб., 1881.

Рождественский Н.П., проф. О происхождении христианства. // Христианская апологетика. Курс Основного богословия. Т.II. СПб., 1893.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1989.

Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. Кн.5. М., 1966.

Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895.

Тацит П. Анналы. Кн.15. Ленинград, 1969.

Тертуллиан. Творения.Ч.I-II. СПб.1847.Ч.III-IV. СПб., 1850.

Фаррар Ф. Исторические свидетельства об Иисусе Христе / Пер. с англ. М., 1876.

Флавий И. Иудейские древности. Кн. 18. СПб., 1900.

Экземплярский В.И. Евангелие Иисуса Христа перед судом Фридриха Ницше. Пгр., 1915.

[1] Аверинцев С.С. Стоическая житейская мудрость глазами образованного сирийца предхристианской эпохи (увещательное послание Мары бар Серапиона к сыну). // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. С. 67-75.

[2] На рассвете такие собрания скорее могли пройти незамеченными, а кроме того их участники, среди которых было много рабов, должны были с наступлением дня вернуться к своим повседневным делам.

[3] Письма Плиния Младшего. Москва-Ленинград: Изд. Академии Наук СССР, 1950. С. 343-345.

[4] Тацит П. Анналы. Л., 1969. С. 298.

[5] Лингвист Тронский И.М. пишет: «Группу — Хри — мы имеем в словах Христос и христианос, которые согласно установленной нами закономерности, должны были при живом заимствовании звучать по-латыни – Хрестус, хрестианос (Античность и современность». М.: Наука, 1972. С. 37).

[6] Светоний Г. Жизнь двенадцати Цезарей. М.: Наука, 1966. С. 140.

[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Т. 2. Кн. 18 Гл. 3. М., 2002. С. 310-311.

[8] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Т. 2. Кн. 20 Гл. 9. М., 2002. С. 426-427.

[9]Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Т. 2. Кн. 18. Гл. 5. М., 2002. С. 318.

[10] Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., 2010. С. 269-293.

Источник: https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/istoricheskie-svidetelstva-o-Khriste/

Иисус на суде и Пилата и Ирода – Детская Библия

Рано утром в пятницу иудеи повели Иисуса к римскому правителю иудейской земли – Пилату Понтийскому. В дом к нему они не вошли – боялись оскверниться, стали у крыльца. Это было в пятницу утром, а вечером они должны были праздновать Пасху, и в такой день войти в дом язычника считалось грехом.

Пилат, узнав, что к его дому идет большая шумная толпа иудеев и ведет связанного Христа, вышел и спросил, в чем они обвиняют этого человека. «Если бы Он не был злодеем, мы бы не привели Его к тебе», – ответили они. «Но если Он злой человек, возьмите и судите Его по вашему закону», – сказал Пилат. «Нам никого не позволено наказывать смертью. А Его следует казнить.

Он обманывает народ, призывает не платить кесарю (римскому государю) подати, называет Себя Христом, Царем», – сказали иудеи. Пилат спросил Господа, правда ли, что Он – иудейский Царь. «Правда. Я Царь», – ответил Иисус. Правитель увел Христа в дом и уже наедине спросил, неужели перед ним в самом деле иудейский Царь. «Ты это от себя говоришь или другие тебе обо Мне наговорили?» – поинтересовался Учитель.

«Разве я иудей? Это Твой народ и первосвященники передали мне Тебя. Что же Ты сделал?» – обратился к Нему Пилат. Тут Иисус сказал, что Он Небесный Царь, а не земной, что Он родился для того, чтобы научить людей истине, правде.

Видя, что Христос ни в чем не виноват, Пилат вышел к первосвященникам и объявил им, что никакой вины за Этим Человеком он не нашел. Иудеи стали кричать, что Иисус виноват, но Он молчал. «Что же Ты ничего не отвечаешь? – обратился к Нему Пилат. – Видишь, как они на Тебя наговаривают». Но Христос не оправдывался, и Понтий Пилат удивился этому.

У ирода

В это время на праздник Пасхи в Иерусалим приехал правитель Галилеи (другой области израильской страны) Ирод. Это не тот Ирод, который хотел убить Иисуса, когда Он был Младенцем, и казнил вифлеемских младенцев. Тот Ирод давно умер.

Когда Пилат узнал, что Христа называют галилеянином, то послал Его к Ироду. Пилату хотелось устраниться от этого дела.

Пусть лучше Ирод, с которым Пилат был в ссоре, разбирается, как знает, с этими иудеями, которые так кричат и требуют смерти невинного Христа.

Когда к Ироду привели Иисуса, правитель попросил Его сделать какое-нибудь чудо. Но Господь творил чудеса не для чьего-то удовольствия и не на показ, поэтому даже разговаривать с Иродом отказался. Ирод, увидев, что Христос ни в чем не виноват, только посмеялся над Ним, велел надеть белую одежду и отослать назад к Пилату, с которым с этого времени примирился.

У пилата

Когда Иисуса Христа опять привели к Пилату, тот сказал первосвященникам, что не верит в справедливость их обвинений и не видит, в чем виноват Этот Человек. Ирод тоже не нашел ничего такого, за что Христа следовало бы убить. Поэтому Пилат решил все же наказать Иисуса, а затем отпустить Его.

У евреев в то время существовал обычай прощать и отпускать на свободу в праздник Пасхи какого-нибудь иудея, посаженного в тюрьму. Поэтому Пилат предложил народу, исполняя обычай, отпустить на свободу Царя иудейского Иисуса, называемого Христом.

И что же?! Иудеи, наученные первосвященниками, кричали: «Не Его, а Варавву!» А этот Варавва был разбойником, грабителем и убийцей.

«Что же мне делать с Иисусом?» – спрашивал Пилат иудеев.

«Распять! Распять Его!» – кричали те. «Что же плохого Он сделал? – спросил Пилат. – Я ничего не нашел такого, за что Его следовало бы предать смерти. Я накажу Его, но все-таки отпущу».

Однако иудеи еще громче стали требовать распять Христа.

Тогда Пилат велел бить Иисуса. Воины увели Его во двор, надели на Него багряницу (красную одежду), сплели венок из терния (из кустарника, на ветках которого есть большие и острые, как иглы, колючки), возложили этот венок Ему на голову, дали в правую руку палку и, становясь перед Ним на колени, издевались над Господом, кланялись и с насмешкой говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», били по щекам, тростью по голове и плевали Ему в лицо.

Пилат опять вышел к иудеям и сказал: «Я выведу Его к вам, чтобы вы видели, что не вижу за Ним никакой вины». Вывели избитого, израненного, всего в крови Иисуса. Пилат думал, что иудеи сжалятся, увидев Его в таком состоянии. Указывая на Христа, он сказал: «Это – человек! Неужели вам не жалко Его? Он так скромен, что молчит и даже не оправдывается».

Но страдания Иисуса не тронули злых сердец первосвященников и служителей. Они еще громче закричали: «Распять! Распять Его!»

«За что я распну Его? – спросил Пилат. – Сами убивайте, а я считаю Его невиновным».

Иудеи не унимались. Они кричали, что по их закону Он должен умереть, так как называл Себя Сыном Божьим.

Пилат испугался. Кто же все-таки Этот Человек? Царь? Сын Божий? Правитель ушел в дом и опять спросил Христа, откуда Он, может быть, Он Бог? Иисус не отвечал. Пилат обиделся: «Ты мне не отвечаешь? Разве Ты не знаешь, что я могу распять Тебя и могу отпустить?» «Нет! Ты надо Мной не имел бы никакой власти, если бы не было дано тебе свыше!» – промолвил Христос.

С этого времени Пилат хотел отпустить Его. Но иудеи стали пугать и самого Пилата: «Если ты отпустишь Иисуса, значит, не любишь кесаря (своего государя). Всякий, кто называет себя царем, противник государю. И Этот Иисус, Который называет Себя Царем, его враг».

Пилату все-таки хотелось освободить Христа. Он вывел Его на крыльцо, у которого стояли иудеи, и сказал им: «Смотрите, вот Царь ваш!» (Посмотрите на Этого Человека: похож ли Он на Царя?) Но они снова стали требовать распятия Иисуса. Пилат обратился к иудеям: «Неужели распять вашего Царя?» «Нет у нас другого царя, кроме кесаря (римского царя)», – ответили ему первосвященники.

Пилат, видя, что ничто не помогает, а народ шумит еще больше, взял воды и умыл перед народом руки: «Я не виноват в смерти Этого Праведника. Вы отвечаете за это перед Богом». На это народ стал кричать: «Кровь Его на нас и на детях наших!» Они согласны были, чтобы Бог наказал их самих и детей их, если они напрасно убивают Этого Человека.

И вот, желая угодить народу, Пилат отпустил на свободу разбойника Варавву, а безгрешного Иисуса осудил на распятие.

глава 227 →
Христа ведут на распятие

Источник: https://bible.by/kids/book/2/226/

Кем был Иисус Христос: существовал ли Иисус в реальности и как он выглядел?

Иисус Христос – еврейский проповедник и религиозный лидер I века, центральная личность в христианстве. Его же называют Мессией («Помазанником»), предсказанным в Ветхом Завете.

Верующие почитают его как Сына Божьего, который принял на себя жертвенные муки и умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мертвых и вознесся на небеса.

Новый Завет содержит много пророчеств о Втором пришествии Христа, который будет вершить Страшный суд, после чего наступит вечность: блаженная для праведников и мучительная для грешников.

Иисус и Мария, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд». Wikimedia

Что значит Иисус Христос? Значение имени

Иисус – это славянская транслитерация греческой формы еврейского имени Йешуа. Оно было довольно распространенным в Иудее I века и означает «Яхве спаситель» (Яхве – одно из древних и наиболее частых имен Бога, упоминаемых в Библии).

Христос – по-гречески «помазанник», то же самое что «мессия». Это не «фамилия», а скорее нечто вроде звания, титула.

Во времена Христа у евреев было только имя. Для обозначения конкретного человека добавляли отчество или родной город. Поэтому в Новом Завете его часто называют «Иисус из Назарета», а также «сын плотника», «сын Иосифа», «сын Марии».

Был ли Христос реальным человеком? Существовал ли он на самом деле?

Большинство ученых и исследователей, включая нерелигиозных, сходятся во мнении, что Иисус Христос был реальным человеком, который вдохновил на культовую мифологию. Пожалуй, лишь самые ярые атеисты это категорически отрицают.

В то же время продолжаются вековые споры по поводу многих фактов. Просвещенному уму трудно принять библейские истории о чудесах Христовых, от хождения по воде до воскрешения Лазаря через четыре дня после смерти. Поэтому ученые опираются не только на литературный анализ, но и на историю, археологию, антропологию.

То, что Иисус совершал, возможно, не сказочные, но какие-то впечатляющие деяния в Галилее, в Иерусалиме, то, что он был казнен – все это вписывается в реальный сценарий.

«Воскрешение Лазаря», Рембрандт. Wikimedia

Кем был «настоящий Иисус»?

По версиям ученых, Иисус мог быть странствующим мудрецом, религиозным реформатором, революционером (борцом за социальную справедливость), пророком апокалипсиса. Впрочем, ни одна из этих гипотез не принята в качестве основной.

Сегодня дотошно изучаются политические, экономические и социальные течения Галилеи I века, чтобы понять, что возвеличило этого человека и его миссию.

Известно, например, что ко времени рождения Христа палестинские земли больше 60 лет были под гнетом могущественной Римской империи. Почти все еврейское население было недовольно налогами и идолопоклонничеством римлян. Скорее всего, на фоне народных волнений и появился лидер, который вызвал большой отклик тем, что стал осуждать богатых и всесильных, благословлять бедных и отверженных.

«Слепые Иерихона», Никола Пуссен. Wikimedia

Документальные свидетельства о Христе

Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.

Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом».

Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков Плиния Младшего и Тацита.

Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога.

Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название [христиане], казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».

«Христос перед Пилатом», мозаика по эскизам Николая Бодаревского. Wikimedia

Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.

Вот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели, родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета. Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бракосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки), считать авантюристом и мошенником, который выдает ложь за правду, но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.

Археологические находки

Серьезные исследования библейских мест начались 150 лет назад. Причем раскопки только усилили доводы в пользу реального существования Иисуса, хотя обычно археологи, наоборот, опровергают мифы.

«Лодка Иисуса» – рыбацкая лодка времен Христа, найденная в 1986 году в Галилейском море. Wikimedia

Одной из важнейших находок стали руины синагоги времен Христа, впервые обнаруженные в 2009 году на месте древнего библейского города Магдала (место рождения Марии Магдалины).

Мозаичный пол синагоги. Фото с сайта magdala.org

До тех пор считалось, что синагоги появились в Галилее только через десятки лет после Иисуса, поэтому скептики утверждали, что евангельские записи о его проповедях и чудесах в синагогах – выдумка.

Источник: https://www.anews.com/p/107519167-kem-byl-iisus-hristos-sushhestvoval-li-iisus-v-realnosti-i-kak-on-vyglyadel/

Понтий Пилат

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, вынесший смертельный приговор Иисусу Христу. Известный по Новому Завету и роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.

Римский префект Иудеи Понтий Пилат

Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» — это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.

Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.

Прокуратор Иудеи

В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.

Понтий Пилат показывает толпе Иисуса Христа после избиения плетьми

Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.

Вынесение смертного приговора Иисусу Христу

В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.

Личная жизнь

Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя Августа Октавиана.

Понтий Пилат и его жена Клавдия Прокула

Спустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.

Смерть

Казнь Иисуса Христа не прошла бесследно для Понтия Пилата. Прокуратор вынужден был покинуть Святую Землю и отправиться в Галлию. Это единственные достоверные сведения о последнем этапе жизни мужчины. Историки считают, что совесть не позволила Понтию Пилату продолжать спокойно жить, поэтому прокуратор совершил самоубийство.

Остатки могильного камня Понтия Пилата

В других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.

Образ в культуре

В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.

Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»

Книга «Мастер и Маргарита» уже давно «разобрана» на цитаты, которые появляются в социальных сетях. Автор поднял на поверхность те самые извечные вопросы о добре и зле, справедливости и предательстве.

Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер Кирилл Лавров.

Память

  • 1898 – «Игра страсти»
  • 1916 – «Христос»
  • 1927 – «Царь царей»
  • 1942 – «Иисус из Назарета»
  • 1953 – «Плащаница»
  • 1956 – «Понтий Пилат»
  • 1972 – «Пилат и другие»
  • 1988 – «Последнее искушение Христа»
  • 1999 – «Иисус»
  • 2004 – «Страсти Христовы»
  • 2005 – «Мастер и Маргарита»
  • 2010 – «Бен-Гур»

Источник: https://24smi.org/celebrity/27628-pontii-pilat.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]