Казахский ислам не нравится многим даже внутри Казахстана
— В Актобе, Алматы и Казахстане в целом идет неприкрытая борьба с салафизмом. Но раз спрос рождает предложение значит, нужно искать альтернативу этому радикальному течению?
— Я неоднократно говорил и еще раз повторю: салафизм — наирадикальнейшее крыло ваххабизма. Ваххабиты, представители официальной религии Саудовской Аравии, сами несколько дистанцировались от салафитов из-за компрометирующего поведения.
— Вы согласны с тем, что существует некий «казахский» ислам, который отличается от классического?
— Изначально, особенно в советское время, в Казахстане пропагандировался так называемый «народный» ислам. Когда он только появился в Казахстане благодаря таким суфистам как Ахмед Яссави, то стал сочетаться с народными традициями. Поэтому они и сохранились как в одежде, так и в быту, и в поведении казахов.
К примеру, паранджа в Казахстане никогда не использовалась, хиджаб если и носили, то чаще женщины пожилого возраста, а молодежь никогда не закрывала лица. Короткие штанишки обычно тоже не носили, длинные платья чаще можно было увидеть на сельчанках, нежели на жительницах городов.
Народный ислам в Казахстане отличается от классического безусловно.
И когда Абсаттар Дербисали приехал из Саудовской Аравии и возглавил наше Духовное управление мусульман, то первое, что он сделал — стал бороться с проявлениями народного ислама
Он активно пропагандировал искоренение народных традиций, идущих вразрез с классическим исламом. Дошло до того, что Верховный муфтий призывал перестать поклоняться святым местам, предлагал избавляться от мазаров, а могилы вообще сравнивать с землей.
Начались гонения на суфиев, по телевидению все чаще происходили дискуссии на эту тему. И тогда несколько религиоведов, в том числе и я, выступили с заявлением, что подобные идеи со стороны Верховного муфтия — опасная тенденция, а агитация казахов на классический ислам — прямой путь к ваххабизму. С нами, конечно же, не соглашались.
Но во всяком случае прекратилась откровенная пропаганда классического ислама.
В борьбе за светскость
— Вы говорите в прошедшем времени
— Сейчас тоже подавляющее большинство казахстанских мусульман исповедует народный ислам. Обратите внимание, что хиджаб носят далеко не все женщины. В основном эту моду привнесли оралманы, приехавшие из Китая и Монголии, где ислам от казахстанского несколько отличается. Сунниты ведь не везде одинаковые.
— А может ли «народный» ислам стать своеобразным ответом салафитам?
— Думаю,
если общественности чаще и больше рассказывать об истории казахского ислама, это будет только положительно
Но, к сожалению, в нашем Духовном управлении опасаются поднимать этот вопрос, чтобы не прослыть еретиками в глазах почитателей классического ислама.
— Периодически говорят о том, чтобы признать ислам государственной религией, но при этом не давать этому институту никакой власти. Аргумент у подобных высказываний таков, что это едва ли не единственный путь держать умму под контролем. Но как такие идеи вяжутся со светскостью государства?
— Никак. Это недопустимо и опасно тем, что мы потеряем светскость. Мы проснемся в другой стране. Турция через это проходила. Ататюрк стоял на позиции светскости, за что в современности его до сих пор критикуют. В Турции все изменилось, как только к власти пришли мусульманские лидеры. Но в Казахстане потеря светскости опасна еще и тем, что мы многоконфессиональное государство.
Разве недостаточно того, что радикальные взгляды современных националистов стали приобретать устрашающий вид? И общество, между прочим, закрывает на это глаза
Мода на ислам
— А вы у своих студентов не спрашиваете, зачем они пошли в религию?
— Так совпало, что я читаю лекции для казахскоязычной аудитории, поэтому, конечно же, регулярно провожу со своими учениками открытые диалоги. Подавляющее большинство ссылается на семейные традиции.
Тех, кто пришел в религию по каким-то серьезным убеждениям, очень мало. Например, из семи моих магистрантов-религиоведов только одна женщина приняла ислам по убеждению
Она ходит в хиджабе, соблюдает все религиозные обряды и традиции, регулярно посещает мечеть и совершает намаз, постоянно читает литературу и просвещается. Остальные — мусульмане по названию. Сейчас в молодежной среде стало модным считать себя мусульманами, независимо от взглядов. В основном поминки проходят с приглашением муллы, однако большинство гостей приходят с непокрытой головой. И таких примеров можно привести массу.
Все тонкости религии нужно очень тактично и деликатно доносить до общества, однако большинство толковых экспертов не востребованы, а в разного рода государственных советах по религиозным вопросам состоят люди с сомнительным образованием и убеждениями.
Источник: https://365info.kz/2016/11/kazahi-propoveduyut-neklassicheskij-islam-religioved
Кого не любят в толерантной Монголии
04.02.2004 00:00:00
В Конституции Монголии 1992 г. записано, что «государство уважает религию, а религия признает верховенство государства». Это положение стало основополагающим для развития отношений между государством и религией в стране. Специальный закон, детально регулирующий государственно-церковные отношения, был принят в 1993 г. и дополнен в 1995-м.
Религиозная политика страны
Формулировки первой редакции «Закона Монголии об отношениях с конфессиями и Церквами», принятого в 1993 г., имели довольно жесткий ограничивающий характер. Например, статья 3 гласила: «За исключением буддизма, ислама и шаманизма в Монголии запрещено пропагандировать иные религиозные учения или вести иную религиозную деятельность где-либо, кроме церкви или монастыря».
Статья 2 запрещала «проводить любую религиозную деятельность из-за рубежа», а «число прихожан и месторасположение монастырей должно контролироваться и регулироваться государством», было «запрещено иностранным гражданам или лицам без гражданства приезжать в Монголию с целью миссионерской деятельности, если только они не прибыли по приглашению религиозной организации и указали это целью поездки».
Ограничена деятельность всех религиозных движений, кроме буддизма, ислама и шаманизма — традиционных для Монголии вероисповеданий, хотя в тексте закона нет формулировки «традиционные верования». Государство в первую очередь оказывает помощь при восстановлении буддийских религиозных центров, имеющих культурно-историческое значение.
Если в начале 1990-х гг. государство в основном уделяло внимание возрождению буддизма в контексте национального возрождения и только училось строить отношения с церковными институтами, то с середины 90-х гг., когда «национальная» буддийская община окрепла и заняла доминирующее положение, государственные органы смягчили свое отношение к «нетрадиционным» религиям. Это нашло отражение в поправках и дополнениях к закону в 1995 г.
Буддийский ренессанс
Буддизм на протяжении нескольких веков оказывал огромное влияние на историю и культуру Монголии. В начале XX века в Монголии насчитывалось 583 монастырей и монастырских комплексов, 243 ламы-хубилгана (перевоплощений известных буддийских учителей и божеств).
Буддийскому духовенству принадлежало около 20% всех национальных богатств страны. В 1920 г. в стране насчитывалось 110 тыс. монахов, составлявших около трети мужского населения страны.
Монгольское государство представляло собой теократию во главе с Богдо-гегеном (Джэбцзун Дамба хутухтой).
Репрессии и гонения на духовенство в советский период монгольской истории превзошли по размаху и неоправданной жестокости антирелигиозные кампании в СССР. К 1937 г. в Монголии практически все монастыри обезлюдели, тысячи лам были убиты и сосланы. Такие же гонения и репрессии испытали на себе и последователи шаманских культов.
В 1989 г. вслед за СССР в Монголии тоже начались демократические преобразования. Заброшенные монастыри наполнились монахами и верующими. Тесные связи и контакты существуют между буддийской Церковью Монголии, Традиционной Сангхой России и Далай-ламой.
Огромную помощь в возрождении буддизма в Монголии сыграли тибетские ламы и периодические визиты Далай-ламы, которого в Монголии, несмотря на общую границу с Китаем и окрики Пекина, всегда встречают на высоком правительственном уровне.
При помощи неправительственного фонда произведены реставрация и строительство учебного факультета Идга Чойжчилинг при монастыре Гандан, действует цикл телевизионных передач «Открывая буддизм», открыта радиостанция «Дхарма» и организовано горячее питание для 200 послушников в монастыре Гандан, духовно и исторически связанного с известным тибетским монастырем Сэра.
За последние восемь лет в стране появилось более 160 буддийских дуганов (молитвенных домов) и монастырей. Подавляющее большинство буддийских общин составляют приверженцы тибетского буддизма традиционной для Монголии школы гелукпа.
Недавно появилось несколько корейских и японских буддийских миссий, последователей направления дзен-буддизма. Их прихожанами стали по большей части корейцы и японцы, живущие в Монголии.
Общая численность буддийского духовенства, лам и хувараков (послушников) насчитывает более 2,5 тыс. человек.
Правящая монгольская элита практически полностью состоит из людей, принадлежащих буддийской традиции. Свои буддийские предпочтения наиболее ярко проявляют премьер-министр Монголии Намбырын Энхбаяр и отчасти президент Нацагийн Багабанди. Премьер-министр в некоторых публичных выступлениях объясняет реалии политической и экономической жизни современного мира с буддийской точки зрения.
Ислам и шаманизм
Ислам исповедуют 4% населения страны. К ним относятся этнические казахи, большей частью исповедующие ислам суннитского толка. В основном они живут на западе страны. В июле 1992 г. образован ныне действующий Центр мусульман Монголии (Монголын ислам шашины тов), объединяющий мусульманские общины.
В районах компактного проживания казахов действуют 10 мечетей, в 1993 г. в аймаке Баян-Ульгий открыто медресе (духовное учебное заведение), в котором обучаются около 3 тыс. студентов с преподавателями из Турции.
Мусульманские общины Монголии периодически получают финансовую помощь от религиозных организаций Турции, Пакистана, ОАЭ.
Шаманизм не имеет специальных институтов. Судя по результатам социологических опросов, в современной Монголии сохраняется определенный религиозный синкретизм: участие как в буддийских, так и в шаманских обрядах. Шаманизм, так же, как и буддизм после периода гонений, испытывает небывалый подъем.
Возрождаются культы «хозяев местности», в церемониях общественных молебнов у местных святынь, проводящихся по инициативе местного населения, нередко участвуют и представители центральной и местной властей. Указ президента 1995 г.
«О поддержке инициативы поклонения и культа гор Богдо-Ул, Хан-Хэнтэй и Отгонтэнгэр» придал статус «общенациональной святыни» наиболее примечательным природно-историческим объектам.
Выросло число практикующих шаманов. Часть из них, как правило, представители старшего поколения, исполняли шаманские ритуалы в годы гонений тайком. Сейчас они получили возможность практиковать открыто.
Например, представители малочисленной народности цаатан, оленеводы тюркского происхождения, проживающие на северо-западе Монголии в районе озера Хубсугул, особенно гордятся своим 90-летним шаманом Сунды. Он стал своего рода местной туристической достопримечательностью.
По его словам, он не осмеливается исполнять многие сложные ритуалы, так как его настоящее шаманское облачение было конфисковано и сожжено.
Сам он не в состоянии восстановить сложный зашифрованный узор одеяния, а потому и не может передать свои секреты молодым шаманам. Интересно, что его сын в 1980-е гг.
во время учебы в Иркутске нашел среди экспонатов местного краеведческого музея шаманский костюм. Ему удалось сделать фотографии костюма и показать их отцу.
Шаман «прочел» рисунок облачения и сказал, что тот принадлежал очень сильному шаману, более сильному, чем он, а поэтому он и не осмелился бы повторить рисунок и узор платья великого предшественника.
Нетрадиционные религии Монголии
Христианская община Монголии немногочисленна. Она включает в себя представителей Русской Православной и Римско-Католической Церквей, некоторое число протестантских общин, лютеран, просвитериан, евангелистских сект, мормонов, свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня. Новый Завет был переведен на современный монгольский в 1990 г. Если в 1992 г. в Монголии было 12 христианских миссий, то в 1995-м официально их зарегистрировано уже 20.
Точное число монгольских христиан не установлено, хотя известно, что в столице Монголии Улан-Баторе последователями учения Христа называют себя около 24 тыс. человек, что составляет около 0,3% от общего числа жителей столицы. В 2002 г. воздвигнуты два католических храма. 29 августа 2003 г. в Монголии было объявлено об официальном учреждении католической епархии.
Западные корреспонденты с энтузиазмом сообщают о «подъеме христианства» в Монголии, однако мои личные наблюдения в период месячного пребывания в 2003 г. в Монголии не подтверждают столь оптимистичной картины. Я стала свидетелем картины, как в отдаленном аймаке супружеская пара американцев, преподавателей английского языка из «Корпуса мира», с энтузиазмом раздавала красочные буклеты о жизни Христа.
Местные жители с удовольствием разбирали брошюры и журналы. Хозяин дома, в котором мы остановились, объяснил, что все они идут на растопку печки. Действительно, с 1990-х годов зарегистрировано множество христианских сект, но их деятельность носит весьма ограниченный характер. Официально зарегистрированные религиозные миссии могут открыто заниматься миссионерской деятельностью.
Сведений о преследовании по религиозным убеждениям и узников совести не имеется.
В целом мирное сосуществование различных религиозных организаций в Монголии способствует внутренней государственной политике веротерпимости.
Вместе с тем время от времени в печати и СМИ раздаются голоса недовольных «консервативно» настроенных граждан, критикующих «прозападные» увлечения молодежи, к коим отнесена и христианская Церковь.
Конституция не запрещает миссионерскую деятельность, однако государство запрещает деятельность миссионерских организаций в случае, если они маскируются под различные гуманитарные организации.
Немного статистики
Население Монголии составляет 2,4 млн. человек. Подавляющее большинство жителей страны — это этнические монголы. Религиозная идентичность населения сформировалась практически по признаку этнической принадлежности, поэтому обобщенно можно сказать, что этнические монголы (халха-монголы, баяты, буряты, ойраты и др.) исповедуют буддизм, а казахи — ислам.
По данным социологических опросов, уровень религиозности среди казахов и бурят оказался выше, чем у представителей других этнических групп. Причем для бурят Монголии (около 50 тыс. человек) оказалось характерным сочетание в религиозной практике буддизма и шаманизма. Халха-монголы составляют 80% населения Монголии. Среди них, назвавших себя верующими, 80% исповедуют буддизм, 10% — ислам, 4,7% — христианство, 5,3% — последователи других религий.
Уровень религиозности по возрастным группам также представляет неоднородную картину. На вопрос «Считаете ли вы себя верующим?» — 74,9% молодежи в возрасте от 16 до 30 лет ответили утвердительно; среди представителей среднего поколения от 31 до 60 лет — 67,1% и среди пожилых людей (от 61 и старше) — 78,1% считают себя верующими.
По мнению секретаря Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте Монголии, нынешняя религиозная ситуация в Монголии представляет сложную и интересную картину. Правительство уже накопило определенный опыт взаимодействия как с традиционными, так и с нетрадиционными конфессиями. Оно уже в состоянии прогнозировать развитие религиозной ситуации в стране, выявлять степень влияния религиозного фактора на проблемы национальной безопасности.
По мнению членов совета, религиозным организациям необходимо не только возрождать внутриконфессиональные традиции, но и проводить реформирование, определенную модернизацию.
Новые нетрадиционные конфессии представляют вызов традиционным религиям, нередко уповающим на помощь со стороны государства. Религиозный ажиотаж 1990-х гг. в последние несколько лет заметно спал.
Многие новые конфессии, обретя свою паству, уже не ведут столь агрессивную политику, а население больше интересуют экономические проблемы нового времени.
Работа выполнена в рамках проекта «Религия в истории и культуре монголо-язычных народов России: буряты и калмыки в сопоставительном аспекте». Программа «Этнокультурное взаимодействие в Евразии».
для элемента не найдены.
Источник: http://www.ng.ru/people/2004-02-04/5_mongolia.html
Как мусульманке выйти замуж по всем правилам: никах и брачная ночь
В исламе желающие вступить в брак мужчина и женщина обязаны совершить обряд никах.
Что такое никах
По нормам ислама никах — это очень важное и знаковое событие. Никах — это союз, заключаемый между мужчиной и женщиной. С арабского слова никах или никях переводится как бракосочетание.
Никах имеет очень длительную историю, еще с давних времен мужчина, изъявлявший желание жениться на понравившейся девушке, должен был выйти на главную площадь (улицу) города или деревни и громко сообщить всем, что берет ее в жены.
AFP 2019 / Iroz Gaizka
Важно помнить, что никах не имеет юридической силы, впрочем как и схожие обряды в других религиях, например, венчание в христианстве. Поэтому после совершения никаха молодые людям обязательно нужно зарегистрировать свои отношения и таким образом сыграть официальную свадьбу — прийти в ЗАГС, поставить подписи в свидетельстве о браке, надеть друг другу на пальцы обручальные кольца и выйти из зала под традиционный вальс Мендельсона.
Никах состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство (хитба), передача невесты в дом жениха (зифаф), свадебное торжество (урс, валима), фактическое вступление в брачные отношения (никах).
Чтобы совершить никах, влюбленные должны выполнить несколько обязательных условий и подойти к этому событию со всей ответственностью.
Условия для никаха
Никах по шариату — брак между женщиной мужчиной, основанный в первую очередь на принципах гласности. Ислам не одобряет намерение пары жить вместе, не говоря об этом никому, это считается большим пороком. Важно, чтобы общество обязательно признало новую семью.
Никах может состояться только после выполнения нескольких условий:
1.Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином.
2. Жених и невеста должны дать согласие на брак.
Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. Если невеста является девственницей, необходимо также согласие её опекуна.
За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники.
Вдова или разведенная женщина дает согласие на никах сама через доверенного.
3.Женитьба между родственниками строго запрещена.
Супруга не должна подпадать под категорию махрам (близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка.
Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.
4. Со стороны девушки на церемонии должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола.
Свидетелями на свадьбе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным.
Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака.
Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. При этом ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы (адиль).
Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.
В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным (ваджиб), оно лишь желательно (мустахабб). Если мужчина-мусульманин женится на не мусульманке, то свидетелями с ее стороны могут быть и не мусульмане.
Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.
5.Жених дает за невесту калым, то есть уплатить махр.
Имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака (никаха) называется махром. В древности калым предполагал, что это должен быть очень щедрый дар за красавицу, например табун лошадей или верблюдов. Сейчас же суммы подарков более скромные.
Жених должен сделать невесте подарок на сумму не менее 5 тысяч рублей. Чаще всего таким подарком бывает какое-то золотое украшение. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем. Это может быть просьба купить квартиру, машину, приобрести другое имущество, главное, чтобы подарок имел стоимость не менее 10 тысяч рублей.
Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора (хитба) по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа (таляк) махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью её собственности. На обязательность махра указывает 4 аят суры ан-Ниса.
В качестве махра могут выступать всё, что имеет какую-либо стоимость и на что может быть распространено право собственности. Это могут быть деньги, драгоценные камни или металлы, или любое другое ценное имущество. Если стороны не оговорили размер махра при заключении брачного договора, то в этом случае отдается установленный шариатом минимальный размер махра.
Так, в ханафитском мазхабе минимальный махр равен стоимости 33,6 граммов серебра или 4,8 граммов золота; в маликитском — три дирхема; в джафаритском мазхабе махром может служить, всё, что имеет хотя бы мизерную стоимость. Если супруги уже имели интимные отношения, муж обязан либо заплатить эту сумму, либо расторгнуть брак и выплатить половину от неё. Выплата меньшей суммы запрещено, даже если она оговаривалась до заключения брака.
Во всех суннитских правовых школ, за исключением маликитского, махр не является необходимым (фард) условием для заключения брака. Таким образом, если немаликит по каким-то исключительным причинам не сумел выплатить махр, то его брак не расторгается.
Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путём разделения на части, либо при разводе. Махр может быть передан опекуну или доверенному жены, либо непосредственно жене. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условное расторжение брака (фасх), он продолжается впредь до его уплаты.
6. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках.
Брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.
Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за за представителей иных вероисповеданий. Проводить никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно.
Количество жен в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жены ещё одну, обязан развестись с одной из прежних.
Полиандрия (многомужество) в исламе запрещено. Вдова или разведенная женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок «идда», в зависимости от мазхаба он составляет от 4 до 20 недель.
Требования к жениху и невесте в исламе
В исламе рекомендуется, чтобы муж и жена при совершении никаха соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. Предпочтительней всего жениться на дальней, а не близкой родственнице.
Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.
При выборе невесты мужчинам рекомендуется обращать внимание на её религиозность, нрав, красоту, способность рожать и происхождение.
Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено (харам) и считается прелюбодеянием (зина).
Никах между мусульманином и христианкой
Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно жениться на христианках или иудейках.
Стоит отметить, что никах — это обряд, который проводится не только между мусульманами. К примеру, брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.
Женщины, исповедующие ислам, как правило, не имеют возможности выходить замуж за представителей иных вероисповеданий.
Проводить никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно. При таких обстоятельствах девушке придется выбирать, что ей важнее — вера или любимый человек. Если же ее жених добровольно принял ислам, никах разрешается.
Этапы бракосочетания в исламе
Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама.
Бракосочетание состоит из нескольких этапов:
- Первый этап — сговор, сватовство (хитба).
Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене.
Мужчине разрешается посмотреть на женщину независимо от того, даст она на это своё разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на ее лицо и кисти рук.
Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, входящих в брачный договор (сига).
- Второй этап — передача невесты в дом жениха (зифаф).
Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13-15 лет).
Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом.
- Третий этап — свадебное торжество (урс, валима).
Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть (садак).
- Четвертый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах).
Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, коими могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу. После этого никах считается свершившимся.
Как проходит обряд никах
Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников.
Источник: https://tj.sputniknews.ru/world/20141103/1013208085.html