Сочиво, омела и вертепы: чем католическое Рождество отличается от православного
Христиане празднуют Рождество во всех уголках планеты. Этот праздник остается одним из самых важных в христианской религии много веков и знаменует собой рождение Иисуса Христа. Согласно верованиям, Бог послал своего сына в мир, чтобы спасти человечество. Тогда и началось современное летоисчисление, которое разделило историю существования людей на земле. Тем не менее, в разных конфессиях со временем сформировались абсолютно различные традиции.
Редакция NEWSONE.ua разбиралась, почему верующие разделились на две общины и собрала интересные факты о празднике.
Православные и католики: когда празднуют
Две разные даты празднования появились вместе с новым григорианским календарем в XVI веке. Раньше люди жили по юлианскому стилю, но каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Поэтому папа римский Григорий XIII заменил старый календарь, более точным.
Тогда католики и протестанты начали отмечать Рождество на две недели раньше православных верующих. Так, христиане западного обряда празднуют рождение Христа 25 декабря, а православные – 7 января.
На самом же деле, дата одна и та же, а главная разница – в системе летоисчисления.
Богослужение
Христиане восточного обряда проводят одно продолжительное рождественское богослужение. Оно длится до утра и соединяет в себе Великое Повечерие, Утреня и Литургия.
У католиков полагается три отдельные мессы. Их проводят ночью, на заре утром и днем. Таким образом, христиане западного обряда отмечают рождение Христа три раза – ночью чтят Бога Отца, на заре – рождение Бога-Сына от Девы, днем отмечают появление Бога-духа. Всего празднование Рождества в церкви длится восемь дней.
Отношение к Рождеству
Для православных – это праздник духовного и телесного очищения. В период поста, который длится с 28 ноября по 7 января, верующие должны ограничивать себя и много работать над духовной и телесной составляющей. В результате, они смогут наградить себя праздником и отдыхом.
Библейские события, связанные с Рождеством, поминаются в церкви в течение пяти дней – со 2 января. Утром, 7 января православные отправляются на богослужение, а после – водят вертепы и поют колядки.
Православные считают более важным то, что Иисус воскрес, поэтому Пасха имеет немного большее значение.
Католики относят этот праздник к семейным, когда за праздничным столом собираются все родные и близкие. Интересно, что новогодняя елка у католиков значится также рождественской. Существует даже специальная дата, когда ее ставят – 24 декабря – в день Адама и Евы.
Малыши находят под ней свои подарки, 25 декабря утром, а взрослые обмениваются ими. Не менее обязательные атрибуты католического Рождества, которые развешивают по всему дому – рождественский венок и веточки омелы. Под вечнозеленым кустарником принято обмениваться поцелуями.
При этом Рождество более значимо, чем Пасха.
Праздничный стол на Рождество
Обе христианские общины проводят Сочельник – это праздничный ужин из постных блюд накануне Рождества. На западе угощение начинается с оплаток или гостий – тонкими хлебцами причащают прихожан в церкви. В восточном обряде первой пробуют кутью.
У православных в канун Рождества родные и близкие собираются за столом в Святой Вечер. Люди готовят 12 постных блюд, которые символизируют 12 апостолов Христа.
Традиционно, среди блюд узвар, постные вареники и сочиво (полужидкая кутья) – главное блюдо Свят вечера. У каждой хозяйки свой рецепт сочива. Обычно, его готовят из пшеничной крупы или риса с добавлением меда, сухофруктов и орехов.
За стол разрешается садиться только после первой зари. Тогда, хозяин дома зажигает рождественскую свечу, произносит молитву и благословляет пищу.
В отличии от православных, пост перед Рождеством на западе не такой суровый. Перед рождеством западные верующие имеют Адвент – за месяц до праздника люди стараются больше времени уделять духовной жизни и семье. У кого есть желание, те постятся. В канун Рождества на столе у католиков запеченная индейка или утка с яблоками.
Многие западные христиане из США, Великобритании, Германии, Франции, Греции готовят рождественский пудинг. В разных странах следуют своим традициям за рождественским столом.
Например, литовцы готовят кутью и блюда из рыбы, венгры и австрийцы избегают блюд из птицы, чтобы удача и счастье “не улетели”, а скандинавы перед праздником режут поросят, коптят мясо и варят солодовый напиток.
Рождество Христово – это праздник милосердия и добра. Редакция NEWSONE.ua желает всем веселого и светлого Рождества!
Источник: https://newsone.ua/articles/society/sochivo-omela-i-vertepy-chem-katolicheskoe-rozhdestvo-otlichaetsja-ot-pravoslavnoho.html
Католики и православные — в чем разница?
Католики и православные — в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье — ответы на эти вопросы коротко простыми словами.
Католики относятся к одной из 3-х основных конфессий христианства. Всего в мире три христианских конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самой молодой является протестантизм, возникший в 16 веке в результате попытки Мартина Лютера реформировать католическую церковь.
Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?
Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 году, когда Папа Римский Лев IX составил акт об отлучении Патриарха Константинопольского и всей Восточной Церкви. Патриархом же Михаилом был созван собор, на котором отлучили от Церкви и прекратили поминовение пап в восточных церквях.
Главные причины разделения церкви на католическую и православную:
- разные языки богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви),
- догматические, обрядовые различия между восточной (Константинополь) и западной (Рим)церквями,
- желание Папы Римского стать первым, главенствующим среди 4-х равных христианских патриархов (Рим, Константинополь, Антиохия, Иерусалим).
В статье Вы найдёте главные различия в догматах и верованиях 2-х христианских церквей — католической и христианской. Но важно понимать, что все христиане: и католики, и протестанты, и православные, никак не «враги» друг другу, а, напротив, братья и сестры во Христе.
Догматы католической церкви. Отличия католицизма от православия
Вот основные догматы католической Церкви, которые отличаются от православного понимания Евангельской истины.
- Filioque — догмат о Святом Духе. Утверждает, что Он исходит и от Бога Сына, и от Бога Отца.
- Целибат — догмат безбрачия всего духовенства, а не только монахов.
- Для католиков Священным Преданием являются только решения, принятые после 7-ми Вселенских Соборов, а также Папские послания.
- Чистилище — это догмат о том, что между адом и раем есть промежуточное место (чистилище), где возможно искупление грехов.
- Догмат непорочного зачатия девы Марии и её телесного вознесения.
- Догмат о причастии духовенства Телом и Кровью Христовыми, а мирян — только Телом Христовым.
Догматы православной церкви. Различия православия и католицизма
- Православные христиане, в отличие от католиков, верят, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Об этом говорится в Символе веры.
- В целибат православии соблюдается только монахами, остальное духовенство вступает в брак.
- Для православных Священным преданием является древняя устная традиция, постановления первых 7-ми Вселенских Соборов.
- В православном христианстве нет догмата о чистилище.
- В православном христианстве нет учения о переизбытке добрых дел Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов (“сокровищнице благодати”), позволяющем “черпать” из этой сокровищницы спасение. Это учение и допустило появление индульгенций*, которые стали камнем преткновения между протестантами и католиками. Индульгенции глубоко возмущали Мартина Лютера. Он не хотел создавать новую конфессию, он хотел реформировать католицизм.
- Миряне и духовенство в православии Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя».
Другие полезные статьи: Как приготовиться к исповеди и причастию?Как научиться правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?Есть ли Бог на самом деле? Доказательства и мнения учёных.
Кто такие католики, в каких странах живут?
Больше всего католиков живет в Мексике (около 91% населения), Бразилии (74% населения), США (22% населения) и Европе (варьируется от 94% населения в Испании до 0,41% — в Греции).
Каков процент населения по всем странам исповедует католицизм можете посмотреть в таблице в Википедии: Католицизм по странам >>>
Всего католиков в мире более миллиарда. Главой Католической Церкви является Папа Римский (в православии — Вселенский Патриарх Константинопольский). Существует расхожее мнение о тотальной непогрешимости Папы, однако это не верно. В католицизме непогрешимыми считаются только вероучительные решения и высказывания Папы. Сейчас Католическую Церковь возглавляет Папа Франциск. Он был избран 13 марта 2013 года.
И православные, и католики — христиане!
Христос учит нас любви абсолютно ко всем людям. И уж тем более, к нашим братьям по вере. Не Поэтому не стоит устраивать споры, какая вера более правильная, а лучше показывать своим ближним пример милостыни, помощи нуждающимся, добродетельной жизни, всепрощения, неосуждения, кротости, милосердия и любви к ближним.
Надеюсь статья «Католики и православные — в чем разница?» была для Вас полезной и теперь Вы знаете, в чем главные различия католичества и православия, в чем разница между католиками и православными.
Желаю всем замечать в жизни хорошее, радоваться всему, даже хлебу и дождю и благодарить бога за всё!
Алёна Краева
Делюсь с Вами полезным видео ЧЕМУ МЕНЯ НАУЧИЛ ФИЛЬМ «ОБЛАСТИ ТЬМЫ»:
Вам также может понравиться
Источник: http://alenakraeva.com/positive-philosophy/katoliki-i-pravoslavnye-v-chem-raznica/
Христианство и секс: когда и почему это стало грехом?
Правообладатель иллюстрации istock
Христианство на протяжении столетий последовательно осуждало гомосексуализм, а также супружескую неверность и неразборчивость в сексуальных связях. Но всегда ли интимные отношения между людьми были запретной темой? На этот вопрос попытались ответить журналисты отдела Би-би-си iWonder, рассмотрев отношение к этой теме в западном христианстве.
«В начале было Слово»
В дошедших до нас словах Иисуса о сексе говорится крайне мало. И тем не менее вопросы сексуального поведения и морали продолжают беспокоить церковных иерархов вот уже почти две тысячи лет.
В последние годы споры о гомосексуальности, абортах, разводе, контрацепции и отношении к сексуальным надругательствам над детьми тревожат сердца и умы христиан во всем мире, вызывают горячие споры и создают массу неудобств церковным властям.
Но если сам Иисус о сексе особенно не распространялся, то откуда взялись правила сексуального поведения, за которые упорно держится церковь?
Что Библия говорит о сексе?
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Библия остается главным источником в формировании взглядов христиан
Для всех христиан Библия является главным источником вероучения, будь то Ветхий завет (древнее еврейское Священное писание) или Новый завет (в который включены четыре Евангелия и так называемые послания, приписываемые св. Павлу и другим христианским авторам I века нашей эры).
Именно Ветхий завет и послания св. Павла легли в основу христианской сексуальной морали и этики.
Однако в более поздний период различные христианские конфессии интерпретировали Священное писание совершенно по-разному.
Гомосексуализм
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Против гомосексуализма церковь возражала давно
«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость».
Книга Левит, глава 18, стих 22
«Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» — Послание к Римлянам, глава 1, стих 27
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» — Первое послание к Коринфянам, глава 6, стихи 9-10
Сам Иисус прямо о гомосексуальности в том виде, как ее понимают сегодня, ничего не говорил. Но церковь для осуждения однополой любви всегда пользовалась выдержками из Ветхого завета и Посланий св. Павла.
Католическая и православная церковь и по сей день считают гомосексуализм смертным грехом. В протестантских конфессиях мнения разделились. Некоторые церкви считают однополые отношения не большим грехом, нежели другие известные виды сексуального поведения, причем целый ряд теологов уверены, что главным в этом вопросе является призыв Иисуса ко всеобщей любви, верности и состраданию.
Воздержание
«хорошо человеку не касаться женщины» — Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 1
Иудаизм, в котором вырос Иисус, к полному сексуальному воздержанию относится без особого пиетета. Сдвиг в сторону прославления воздержания произошел в христианстве позднее, частично из-за ремарки св. Павла в Послании к Коринфянам.
Во II веке нашей эры призыв к целомудрию получил дополнительное распространение с возникновением монастырей и монашества.
Брак
«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек да не разлучает». — Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5-6
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Брак стал церковным таинством только в XII веке
Св. Матфей привел слова Иисуса в похвалу моногамного брака и против развода. Несмотря на это, очень немногие христиане считали необходимым заключать церковный брак в первое тысячелетие христианства. Ситуация изменилась в XI веке, когда римский папа Григорий VII постановил, что заключение брака является исключительной прерогативой церкви.
В 1184 году брак был объявлен таинством (нерасторжимым действием, через которое снисходит божественная благодать), подобно крещению и святому причастию.
И хотя Иисус явно выступал за моногамию, но он также проповедовал и прощение превыше многих других добродетелей.
Когда его спросили, надо ли забить неверную жену камнями, он сказал: «Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в нее камень» (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 7).
Контрацепция
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Контрацепция была и остается очень спорным вопросом в христанской морали
«и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» — Евангелие от Луки, глава 1, стих 42
«Он знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» — Книга Бытия, глава 38, стих 9
В XX веке новые способы контрацепции создали для христианских церквей очередную проблему.
Для начала их осудили и католики, и протестанты, приводя в обоснование своей правоты выдержки, как из Ветхого, так и Нового заветов. Но в 30-х годах XX века англиканские церкви во всем мире смягчились и перестали считать контрацепцию грехом.
Если правила установил не Иисус, тогда кто?
После 300 лет преследования христиан Римская империя при императоре Константине круто поменяла курс и сделала христианство государственной религией.
Однако новая, Латинская церковь (Ecclesia Latina) решила не ограничиваться Библией для установления новых правил и законов, но обратиться еще и к теологам и философам, многие из которых являлись последователями греческих стоиков, ставивших дух выше плоти.
Правообладатель иллюстрации istock Image caption Святой Августин связал сексуальное желание с первородным грехом
Святой Августин
Самой важной фигурой в западном католическом христианстве остается св. Августин — теолог, живший в IV веке на территории современного Алжира.
Именно он радикально изменил взгляды церкви на сексуальные отношения. Августин считал, что именно сексуальные желания, которые он называл похотью, заставили Адама согласиться с Евой и отведать запретный плод с Древа познания.
Августин первым в истории христианства установил прямую связь между сексуальными желаниями и первородным грехом, совершенным прародителями человечества.
Его взгляды привели к тому, что на протяжении многих столетий христиане Западного мира пребывали в состоянии постоянного смущения и стыда, поддаваясь зову своей «грешной плоти».
Взгляды Августина на секс довлели над умами и телами христиан на протяжении более чем тысячи лет. Но в XVI веке в Германии произошло некое событие, которое бросило вызов общепринятой связи секса и первородного греха.
Сексуальная революция
Image caption Мартин Лютер и его жена Катерина фон Бора
Мартин Лютер, инициатор Реформации, отверг учение Августина о том, что секс сам по себе является грехом.
Вместо этого он провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной являются даром Господа, но до тех пор, пока проходят в рамках супружеской жизни.
Он осудил католическую традицию, согласно которой все священники должны были давать обет безбрачия и хранить целомудрие, сказав, что неудовлетворенные сексуальные желания могут привести к нежелательным и даже опасным последствиям.
Лютер призвал священников жениться и вдохновлять паству личным примером. Он предпринял еще один радикальный шаг, заявив, что брак не является церковным таинством.
А если он не является таинством, то не является и нерасторжимым, и, следовательно, развод, в принципе возможен, хотя и нежелателен.
Наследие Лютера
Лютер утверждал, что именно вера в бога простит грехи и принесет спасение, а вовсе не добрые дела и не раскаяние за совершенные грехи.
Это привело к тому, что в современных христианских конфессиях больший акцент делается именно на божественное милосердие и всепрощение, что, разумеется, позволило ослабить более жесткие церковные правила.
Что говорят о сексе сегодняшние христианские лидеры
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск несколько смягчил отношение католической церкви к гомосексуализму и контрацепции
В 2015 году папа Франциск заявил журналистам, что католическим семьям вовсе не обязательно «плодиться, как кроликам», и что они должны ограничивать число детей.
При этом он по-прежнему жестко высказался против «искусственной контрацепции», отметив, что есть много «естественных» методов предотвратить нежелательную беременность.
В июне Франциск стал первым папой, заявившим, что он не вправе осуждать гомосексуалистов. Понтифик проповедует более терпимое отношение к геям, однако продолжает утверждать, что гомосексуальный акт является грехом, хотя гомосексуальная ориентация сама по себе – нет.
В 2011 году в Британии был проведен опрос общественного мнения среди католиков, который показал, что 9 из 10 опрошенных поддерживают широкое распространение контрацептивных средств. Из этого был сделан вывод, что католическая церковь существенно отстает от большинства верующих.
В 2010 году папа Бенедикт XVI безоговорочно поддержал учение католической церкви о целибате. Выступая перед 10 тысячами священников, он сказал, что безбрачие является признаком веры.
А что делать протестантам?
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь выработать единую позицию по вопросам сексуальной морали
У протестантских церквей нет единого центра. Поэтому выработать общую позицию по какому бы то ни было вопросу, особенно по отношению к этике сексуального поведения, представляется чрезвычайно сложным.
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби созвал конференцию лидеров протестантских церквей, которые должны собраться в будущем году, чтобы решить, как ответить на вызовы, которые ставит перед христианством XXI век.
Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/12/151211_sex_christianity_sin
почему произошёл раскол в христианской церкви? перечислите главные отличия между католической — Школьные Знания.com
Христианство является одной из крупнейших религий в мире по количеству верующих. Эта религия возникле после проповедования Иисуса и получила широкое распространение с 60 года до нашей эры. В XVI веке понятие «христианство» использовалось также в следующих значениях: «православие», «католицизм» и «протестантизм» стали употреблять чаще. Эти понятия часто используются для обозначения христианских сект.
Между христианами произошел раскол в 1054 году, тогда они разделились на два направления: восточные и западные.
16 июля 1054 года патриарх Константинопольский Михаил Церуларий был отлучен от церкви, положив начало «великому расколу», который создал две крупнейшие конфессии в христианстве — римско-католическую и восточно-православную конфессии.Великий раскол был как духовным, так и практическим.
Например, один из духовных различий между западной (римской) и восточной ветвей церкви заключалось в том, приемлемо ли использовать пресный хлеб для церемонии. Запад поддержал эту практику, а восток — нет.
Более практический конфликт, который привел к Великому расколу, заключался в том, имел ли папа , духовный лидер в Риме, власть над патриархом , религиозными лидерами на востоке.
Перечислите главные отличия между католической и православной церквями
Вот некоторые из различий между двумя христианскими направлениями:
Святой Дух
- У католиков Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына.
- Православные утверждают, что он оставил Отца только через Иисуса.
Спор о непогрешимости папы
- Католики считают, что папа представляет Бога на земле. Папские атрибуты — это «непогрешимость» и освобождение от ошибки.
- Протестанты и православные выступают против этой идеи. Хотя признается, что даже пророки могут совершать ошибки, непогрешимость Папы для восточно-православных христиан и протестантов не является вопросом веры.
Бог: прощать / наказывать
- У православных и протестантов Бог выступает против своей «доминирующей роли» глазами «любящего и прощающего». Прощающая роль Иисуса стоит на первом плане, а Бог определяется как «любовь».
- Католики основаны на старом мышлении Римской империи. Католики видят в Боге великого судью. Бог праведный, праведный и праведный.
Различия в администрировании:
- Православная церковь поощряет включение народных слоев. Так что патриарх и архиепископ могут быть выбраны из народа. Кроме того, православные церкви и католические церкви долгое время не имели полного независимого статуса против государства.
- Для католиков задание выполняется сверху вниз.
Разногласия по поводу даты рождения Иисуса
- Католики празднуют рождение Иисуса 25 декабря.
- Православные — 7 января.
Предмет брака
- Католики запрещают священникам вступать в брак, в то время как православная церковь разрешает священникам вступать в брак.
Практика крещения
- У католиков крещение совершается только окроплением водой, а в православных — полностью погружается в воду.
Греческий / латынь
- Католики используют латынь в ритуалах, а православные предпочитают греческий.
Иконы / Статуи
- Православные предпочитают иконы в церквях, в то время как католики также включают статуи.
Какие зарождавшиеся явления и, главное, каким образом вызывали в Казанской губернии рост производства сельскохозяйственной продукции в послепетровскую 1)Почему Италия стала первой из стран Европы где фашистской партии удалось прийти к власти2) Какими методами фашистская партия в Италии утвердила своювласть в стране 3) Каковы особенности итальянского фашизмаВнешняя политика России в XVII веке.Годы, название войныПричинаХод войныИтогиПочему потомки Нижегородского князя Дмитрия Константиновича стали носить титул князей шуйских????Охарактеризуйте борьбу великих держав Европы решение восточного вопросаСРОЧНО ПЖПомогите дам 10 балловНаписати про «8 Запорізьких Січей» (де розташовані-термін існування-кошові-як склалася доля)Помогите надо срочно по Истории Украины (Написать надо на Охарактеризуйте основні етапи які пройшло людство в епоху середніх віківСРОЧНО!!Західно-українські землі в к.19 на початку 20 ст.Назвати нові явища в економічному житті з.-у. земель в к.19 на поч. 20 ст.———————————————————————————————-2.На які групи поділялися селяни з.у.земель в к.19 на поч.20 ст( 3 групи)————,———-,————.3. Основні галузі виробництва на з.у. землях ( 3 галузі)———,———,———.4. Провідною формою соціального руху на селі на поч.20 ст. були———,перший відбувся в ——-,на ———-.5. Громади українців,які проживали за межами своєї країни називалися———-6. Райффайзенки це ————7. На з.у. землях виникли фізкультурно-спортивні товариства. Це у 1894 ——-,засновник ——-, в 1900р.——,засновник———8. Греко-католицький священник,педагог,батько українського відродення на Закарпатті ————9. Вираз “свій до свого по своє” стосується явища,яке називається——-,засновник якого був —————,перша його організація була створена у ——,яка називалася ———10. Загальноукраїнська безпартійна організація на Україні називалася———,яка була створена у—-р, в місті——,за ініціативою ———,——-.11. Назва партії,програмою якої було “Вільна,неподільна,самостійна республіка -Україна робочих людей” називалася ——,вона була створена у —-р.,лідером її був ——-,програмою партії стала його робота —— ——-.12. Назва нелегальної організації,яка об,єднувала національну еліту підросійської України——, яка утворилася у місті ——-, у ——- році, лідери якої були ——,——-,——-,——,——-.:Проаналізувати Декларацію незалежностіСполучених Штатів і встановити які ідеї епохи Просвітництва в нійвідображено
Источник: https://znanija.com/task/8248494
Православие и католицизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.
История раскола христианской церкви
В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:
- православие;
- католицизм;
- протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.
Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.
https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk
В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.
Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.
Читайте о других вероисповеданиях:
- Православие и иудаизм
- Православие и буддизм
- Православие и сектанство
Святая Троица
Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.
Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:
- Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
- Александрийская;
- Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
- Антиохская.
Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.
Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.
После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.
Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.
Святой Пётр
Филиокве
Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.
Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.
Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.
По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.
Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.
Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.
Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.
Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.
Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.
Отличия православия от католицизма
- В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
- Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай.
В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
- Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)
Православие и католицизм: сходства и различия
Отличия в обрядах
- В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
- Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
- Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы. Каждый восточный обряд имеет своего патриарха. Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский.
- Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.
- Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.
Папа римский
- Православие считает каноничными только законы и изменения в обрядах, принятые на Вселенских соборах, в то время как католицизм отдал право изменять богословские определения понтификам.
- По учению православия Богородица была призвана Богом, как не имеющая земных личных грехов, родила в непорочном зачатии Иисуса и почила, как простая смертная, после чего была вознесена Ангелами на Небо.
- Католики утверждают, что перед непорочным зачатием с Девы Марии был снят первородный грех всего человечества, по этой, только Ей данной, привилегии, была Она вознесена на небо душой и телом.
Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.
Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.
Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.
Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.
Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.
Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.
Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.
Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.
Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.
Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.
По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.
Повседневная жизнь: обряды и служения
- Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
- В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
- Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов.
Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.
- Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.
- В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
- Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
- В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.
Исповедальня в католической церкви
- В восточном обряде усопшие поминаются на третий, девятый и сороковой день, а в латинском течении — третий, седьмой и тридцатый.
- Чисто человеческий вопрос — о возможно применения контрацепции. Католики в этом случае категорически против контрацепции, православным разрешено предохраняться в некоторых случаях.
Высказывания святых о разделении и единстве
Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.
Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.
Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.
Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.
Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.
Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)
Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.
о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-katolicizm.html
Раскол Церкви — как и почему разделились православные и католики | Православиум
Рубрика: Основы веры
Официальной датой Раскола (Великой схизмы) принято считать 1054 год. Но события, предшествующие отделению Церквей, начали развиваться гораздо раньше. Истоками конфликта можно назвать отделение от Римской Империи в 395 году Византии со столицей в Константинополе.
Закономерно в новой столице было установлено Патриаршества. В 472-489 годах титул “Вселенского” окончательно закрепился за Константинопольским Патриархом Акакием.
Уже в то время появились существенные обрядовые расхождения в совершении Таинств и богослужений между Латинским Западом и Греческим Востоком. Так начался раскол Церкви.
Встреча Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска (2016)
Впервые разделение на “Православие” и “Католицизм” наметилось в IX веке. Формальной причиной тому послужило недовольство Папы Николая I избранием Патриарха Фотия. Он утверждал, что Фотий был избран незаконно. На самом деле Николай I хотел стать главой над епархией Балканского полуострова. Это закономерно возмутило Константинопольскую Патриархию. Также Папа Римский (Папа — титул римского епископа) желал воплотить в жизнь концепцию римского господства во Вселенской Церкви.
Первая волна разделения продлилась до 867 года. X век был веком перемирия и установления доверительных отношений между Западной и Восточной Церковью. Но в XI веке при правлении Папы Льва IX и Патриарха Михаила Керулария произошел окончательный раскол Церкви на Католическую и Православную.
Поводом для того послужило закрытие Латинских церквей в Константинополе. Папа направил Патриарху послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне церковных иерархов. Эти анафемы были личными и не распространялись на Церкви.
Но они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней.
Причины раскола Христианской Церкви
Почему произошел в 1054 году раскол в Христианской Церкви? В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы. Они касались представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам. Также большую роль сыграло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.
Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь, опираясь на евангельскую цитату: “Дух истиныот Отца исходит” (Ин., 15,26) утверждала, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Католическая Церковь отстаивала свою точку зрения об исхождении Духа от Отца и Сына.
Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб. Это противоречило Евангельским событиям: на Тайной Вечере Иисус Христос преломлял именно квасной хлеб.
Константинопольский собор 1583 года постановил: “Тот кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей) как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть, хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема”.
Окончательное разделение Церкви на Католическую и Православную
В течение еще несколько веков происходили попытки как сближения, так и события, усиливающие раскол Церкви. В результате требования Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата. Вся Католическая Церковь была признана еретической.
В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более отдалило его от православного мира. С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Самым трагичным из них был IV крестовый поход, завершившийся разорением Константинополя. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими.
Возможно, это происходило непреднамеренно. Но такой поворот событий был логическим следствием создания Западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. Вплоть до 50-х годов ХХ века православные и католики считали друг друга раскольниками. Соответственно, общения между Церквями не было.
Отношения между Православием и Католичеством
Во время проведения II Ватиканского Собора (1962 -1965) католики признали Православную Церковь апостольской. Совершаемые православными Таинства стали считаться действительными. Между Церквями в 1980 году возобновилось официальное общение.
Что касается взаимоотношений между Церквями, то из информации на официальном сайте Московской Патриархии следует:
“Прежде всего, надо отметить, что официально Православная Церковь не признавала никаким документом, декретом или определением действенность и спасительность Таинств Католической Церкви.
Но фактически на протяжении веков в Православии практиковался такой же чин приема католиков, который сегодня употребляется католиками в отношении православных.
Это значит, что если мы принимаем в лоно Православной Церкви крещенного в Католической Церкви мирянина, мы его не крестим заново; если он прошел у католиков конфирмацию, мы его не миропомазуем; если он был католическим священником, мы его не рукополагаем в священный сан, а принимаем в сущем сане.”
В настоящее время обе Церкви отказались от взаимного употребления определения “ересь” в отношении друг друга. Каждая из сторон стремится к диалогу, что можно считать новым этапом в общении между Церквями.
Источник: https://pravoslavium.ru/raskol-cerkvi-kak-i-pochemu-razdelilis-pravoslavnye-i-katoliki/