Что делать, если умер близкий вам человек
В христианстве не часто употребляют слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Более употребимые слова – успение, преставление. Успение – это сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием.
Для христиан смерть — лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан — это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.
Если у вас случилось горе ‑ умер близкий человек, придите в любой храм и обратитесь к священнослужителю. Батюшка поможет Вам разобраться с неясными вопросами, подскажет как нужно молиться о усопшем, объяснит, каким образом можно заказать поминание.
После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если это возможно, сделайте все сами. Если же слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните усопшего, вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Смерть нужно принять. Почитайте Псалтырь о упокоении новопреставленного.
В церкви закажите отпевание умершего. Лучше чтобы гроб был простым. Дорогой гроб иногда служит как бы искуплением вины родных по отношению к умершему, что в корне не верно. Если есть такое чувство, лучше его успокоить участием в отпевании, погребении, милостынями с обязательными молитвами об упокоении.
В Русской Православной Церкви принято хоронить умерших в земле, а не подвергать кремации. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, придите в храм и поговорите со священнослужителем. Наверняка батюшка разрешит Ваш недоуменный вопрос. Как правило, в таких случаях служат панихиду.
После погребения чаще старайтесь посещать кладбище. Если Вы являетесь православным христианином и усопший был крещен, то на могиле нужно поставить крест, а не какой-нибудь языческий символ в виде памятника. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о смысле смерти и жизни будущего века. У могилы усопшего проще сосредоточиться на памяти о нем, помолиться о упокоении.
Не забывайте, что умершему особенно нужны наши молитвы и примирение с ним. Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем была для нее земля. В эти три дня нужно быть особенно внимательными.
Нужно более обычного молиться, быть сосредоточенным мыслью на всей многосложности отношений с усопшим.
Как говорит приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, необходимо развязать все узелки в душе, нужно быть в состоянии сказать усопшему из самой глубины сердца и всего своего существа: «Прости меня!» и сказать также: «Я прощаю тебя, иди в мире».
Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами просто думай об умерших, это поможет и им и тебе».
Особенно действенны молитвы за умерших, творимые во время Божественной литургии. Вы подаете записку о упокоении души с именами тех, за кого просите священника помолиться. Во время проскомидии священник вынимает частицы из просфор и молится об упокоении усопших. Это самое большое, что мы можем сделать для умерших дорогих нам людей.
Никогда не теряйте уверенности в том, что смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она – начало, а не конец; что смерть – величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.
Какие существуют виды молитв о умерших?
Самое первое поминовение усопшего, это чтение канона об исходе души сразу после смерти. Затем над телом умершего человека как можно дольше (в идеале до погребения) читают Псалтирь.
Следующая служба, это отпевание, которое совершается один раз, непосредственно перед погребением. Как правило, отпевание совершается или в церкви, или на кладбище над телом покойного. В случае, если тело усопшего по каким то причинам отсутствует, как исключение, может быть совершено заочное отпевание. Но этот вопрос, в любом случае, следует согласовать со священником.
Также существуют и другие молитвословия. К ним относится панихида — небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.)
Главное же моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу.
Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных).
На проскомидии из просфор вынимаются частицы о упокоении, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу с молитвой священнослужителя: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, молитвами святых Твоих».
Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Часто за усопшего заказывают сорокоуст. Это поминание умерших за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Такое поминовение можно заказать на полгода, на год и даже вечное. Вечное поминание — это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.
Обязательно нужно молиться об усопших в особые для души, разлучившейся с телом, дни. Это 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти. В эти дни, а также в годовщину смерти нужно обязательно прийти в храм и помолиться за усопшего (заказать поминовение за Литургией, заказать панихиду), исповедаться, причаститься во время Литургии.
Как молиться за человека, если он был не крещен?
О некрещеном человеке можно молиться только самим — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминовение, не пишут имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, крещеных людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!
Длительность ношения траура?
В православной традиции молятся о усопшем как о новопреставленном в течение года. Это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой
Свт. Феофан Затворник, наш соотечественник и подвижник XIX века, однажды сказал: «Давайте плакать о почившем Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни. И когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.
что делать с вещами умершего?
Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду или другие вещи еще до сорокового дня. Именно в это время он нуждается в особой помощи.
Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня. Сжигание вещей умершего Церковью отвергается, так как это противоречит заповеди о любви к ближнему и является чистым язычеством.
Исключение могут составить истлевшие ил испорченные вещи или другие предметы обихода, а так же случаи смерти от инфекционных заболеваний. Если возникают сомнения, всегда можно проконсультироваться со священнослужителем.
Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить, покаяться, измениться к лучшему, воспользуемся этой возможностью. Так как, когда умрем нам самим уже будет невозможно что-то исправить.
(234187)
Источник: http://soborkld.ru/chto-delat-esli-umer-blizkij-vam-chelovek/
40 дней после смерти: что происходит с душой человека?
40 дней после смерти, что означает эта дата для души почившего человека и его близких? Они могут тянуться бесконечно долго или пройти слишком быстро. У всех людей по-разному проходят стадии переживания горя. Но мы знаем, что душа человека после смерти встречается с Отцом Небесным.
И мы можем помочь душе усопшего пройти посмертные испытания. Поэтому так важно молиться за человека даже после его смерти.
Но как сделать это правильно? Как вести себя, чтобы молитва об усопшем была угодна Богу? В этой статье мы постарались собрать ответы на часто задаваемые вопросы о том, почему именно в 40 дней после смерти принято поминать почивших родственников и близких.
Что значат 40 дней после смерти
40 дней — важный период, который часто встречается в Библейской истории. Пророк Моисей постился 40 дней, прежде чем получил скрижали Закона. Израильтяне странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в землю обетованную.
Согласно православной традиции, после смерти душа человека не попадает сразу в рай или в ад. Три дня после смерти душа находится рядом с телом и не сразу оставляет все земное. Лишь на третий день Ангел Хранитель забирает душу человека и показывает ей райские обители.
Это время продлится недолго, лишь до девятого дня, когда душа человека предстает перед Богом и под тяжестью нераскаянных грехов, эта встреча может быть для усопшего трудной. Поэтому так важна молитвенная поддержка родных людей. Разумеется, Бог милосерден, но нельзя представлять Небесного Отца так, как мы представляем человека.
Душе может быть трудно перед совершенным создателем от осознания своего недостоинства. До 40 дня человек смотрит, что такое ад, жизнь без Бога.
— Похороны
Что происходит с душой усопшего 40 дней после смерти
На 40 день после смерти определяется, где будет пребывать душа человека — в райских обителях или в аду. Мы не знаем точно, как выглядят ад и рай, но у нас есть обетование о том, что в аду душа человека страдает. Это решение остается в силе до Страшного Суда.
Мы предполагаем, что душе человека особенно тяжело в эти моменты, поэтому так важна молитвенная поддержка тех, кто остался в земной жизни и переживает об усопшем. Грехи человека чинят ему препятствия для радостной встречи с Господом. Но Ангел Хранитель и молитвы близких помогают душе пройти тяжелые испытания, которые длятся с 9 до 40 дня после смерти. Это важно и для близких.
После смерти дорогого человека мы уже ничего не можем сделать для него, кроме молитв. Выразить свою любовь человеку, который ушел в Вечность мы можем только через молитву.
Поминки на 40 дней после смерти
До 40 дня после смерти душа проходит испытания, мытарства. В эти дни человек вынужден отвечать за грехи, которые он совершил при жизни, не раскаявшись в них. На 40 день Церковь пытается помочь человеку при встрече с Господом и в день определения его дальнейшей судьбы.
Чтобы отдать дань добрым делам, совершенным человеком при жизни, организуются поминки, где близкие усопшего могут вспомнить хорошие поступки человека, найти слова утешения друг для друга. В православной традиции смерть считается горем и неизбежным следствием того, что зло пришло в этот мир, поэтому скорбь о кончине человека естественна. Господь создавал всех нас для вечной жизни.
Но мы знаем, что Иисус Христос, Сын Божий, пришел, чтобы подарить нам жизнь Вечную, поэтому отчаянье и уныние не сопровождает переход христианина из земной жизни в Вечность. Очень важно, чтобы в трудную минуту рядом с близкими усопшего был тот, кто мог бы найти слова и утешения и напоминания о Вечной Жизни, которую даровал нам Господь.
Чтобы кто-то молился о душе человека рядом со скорбящими. А вот брань и споры на поминках человека, воспоминания о былых обидах совершенно неуместны.
Родственников на поминках объединяет совместная трапеза. Православные поминки не предполагают употребления спиртного. Одеваться принято скромно, в одежду темных тонов. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. В кутью добавляют орехи, изюм или другие сладости.
Блюдо поливают медом, а подают кутью в самом начале поминальной трапезы. Если поминовение усопшего пришлось на время поста, блюда поминального стола должны быть постными. Трапезу заканчивают блинами или оладьями, если это позволяет в конкретный день церковный устав. На поминках, как правило, пьют компот. Память о покойном иногда почитают минутой молчания.
Можно ли 40 дней поминать раньше
В течение 40 дней после смерти родственники оплакивают умершего и усиленно помогают ему молитвой. 3, 9 и 40 дней после смерти отмечаются особо, потому что именно в эти дни, согласно учению Православной Церкви с душой человека происходят важные события.
Особенно на 40 день, когда решается судьба человека до Страшного Суда. Молитвенно вспоминать человека можно в любой день, но именно эти вехи в прощании с человеком считаются важными. Ходить на кладбище, молиться о почившем чином келейной молитвы для мирян можно всегда.
Самое главное для души человека — это молитва, все остальные мирские традиции второстепенны. Существуют и исключения:
Если 40 дней после смерти выпадают на последнюю неделю перед Пасхой и первое воскресенье после Пасхальной недели. В сам праздник Пасхи панихиды не служат. В Рождество и другие двунадесятые праздники тоже не принято служить панихиду, но, по согласованию со священником, читают литию.
40 дней после смерти — важная веха в прощании с Почившим. В этот день заказывают заупокойную службу в Церкви. Собирают поминальный стол. Читают молитвы об усопшем келейно. К сожалению, существует очень много суеверий и мирских традиций, которые часто приписывают Церкви.
Часто задаются вопросы: «Можно ли убираться до 40 дня после смерти? Можно ли раздать вещи покойного». Церковный устав не запрещает уборку и нет особых предписаний о том, как поступать с вещами покойного, потому что все, относящееся к материальному миру уже не имеет значения для человека, который перешел в Вечную жизнь.
Главное, что мы можем сделать — это молиться и не осквернять память о человеке воспоминаниями о его дурных поступках или о прошлых обидах на него.
— О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы
Какие молитвы читать до 40 дней после смерти
Чин литии (усердной молитвы), совершаемой мирянином дома и на кладбищеМолитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.Господи, помилуй. (Трижды.)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.Господи, помилуй. (12 раз.)Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.
)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши.
Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Господи, помилуй (трижды), благослови.Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.Во блаженном успении, вечный покой подаждь.
Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Панихида на 40 дней
Существуют молитвы, которые могут произносить за душу покойного миряне и молитвы, которые совершаются на 40 день после смерти в храме. Панихида читается и на 3, и на 9 день после смерти. Такая служба начинается вечером и продолжается всю ночь. Эта служба переходит в заутреню.
За некоторых усопших, к сожалению, можно молиться только келейно. Церковь не может молиться за тех, кто сам при жизни не желал этой молитвы, так как вера — это акт доброй воли.
Нельзя заказать панихиду по человеку, который не был крещен, за богохульников и за людей, которые окончили жизнь самоубийством, не страдая при этом психическим заболеванием.
Даже, если Церковь по каким-то причинам не может молиться за покойного, близкие всегда могут молится в домашней молитве и надеяться на милость Господа.
Великая панихида — Упокой, Господи души усопших раб Твоих (Успенский храм, Екатеринбург)
Источник: https://www.pravmir.ru/40-dnej-posle-smerti/
Вселенская родительская суббота. Что нельзя делать и как правильно поминать
В родительскую субботу в храме принято ставить свечи о помине душ усопших. Фото из открытых источников
Сегодня, 22 февраля, отмечается Вселенская родительская суббота. Это первый день в 2020 году, принято поминать своих усопших родственников.
В году родительских суббот несколько. Вселенские означают, что помин не только по самым близким, а всем православным христианам, которые умерли и стали частью царства Божьего.
«Страна» рассказывает, что сегодня можно и нельзя делать, как правильно поминать. Для удобства читателей мы приводим соответствующие молитвы.
Как поминать, что можно и нельзя делать в родительскую субботу
По церковным традициям не нужно отказываться от домашней работы в родительский день, в отличие от больших православных праздников.
Посещение кладбища в родительскую субботу считается больше народным обычаем. Самое главное в такие дни — прочитать молитвы, которые мы предлагаем вниманию ниже.
Если семья решила посетить кладбище, то нужно там убраться, зажечь свечу или лампадку, а вот нести еду и алкоголь не надо.
Помянуть умершего лучше всего добрыми делами. Еще можно отнести на нужды храма растительное масло, муку или другие продукты.
Вечером в родительскую субботу дома можно организовать поминальный ужин. Злоупотреблять алкоголем не стоит — можно выпить стопку вина. Нельзя веселиться, слушать музыку, смотреть развлекательные передачи по телевизору.
Вечер родительской субботы нужно провести спокойно и умиротворенно. Можно добрыми словами вспомнить об умерших родственниках и всех знакомых.
Накануне же, днем, рекомендуется прочитать молитвы. Это можно делать как дома, так и в храме.
Молитвы в родительскую субботу
Публикуем две молитвы об усопших — общую и об умерших родителях.
Календарь родительских суббот в 2020 году
Помимо сегодняшней родительской субботы, в этом году их будет еще несколько. «Страна» публикует даты и рассказывает о них.
Три родительские субботы всегда выпадают на Великий пост, а именно его второй, третьей и четвертой неделе. В 2020 году это 14, 21 и 28 марта. В эти дни верующие, как правило, ходят в храм и участвует в литургии.
Самая большая родительская суббота — на девятый день после Пасхи. В 2020 году это вторник, 28 апреля. Этот день называется еще Радоницей — после встречи праздника с живыми, прихожане должны поздравить с воскрешением Господним и мертвых.
Троицкая Родительская суббота — это день поминовения, который отмечается перед праздником Троицы. В этом году — 6 июня. Это суббота также будет Вселенской.
Дмитриевская родительская суббота — 2 ноября 2020 года. Она выпадает на субботу перед Днем иконы Казанской Божьей матери. И хоть установлена дата была в честь павших воинов, современные православные стараются помолиться о всех усопших родственниках.
Источник: https://strana.ua/news/250361-vselenskaja-roditelskaja-subbota-chto-nelzja-delat-kak-pravilno-pominat.html
Поминовение в иудаизме
Вопреки расхожему мнению, в иудаизме проводят поминовение умерших. Однако традиции поминок сильно разнятся с христианскими. Например, для евреев нехарактерно собираться роднёй за столом для почтения памяти умерших. Скорее их можно увидеть в синагоге, на кладбище или скорбящих в собственном доме.
День похорон
В день погребения умершего не поминают. Трапезу сочувствия в дом приносят соседи и друзья. Она состоит из сваренных вкрутую яиц (символ Вечности), картофеля в мундирах или отваренного целиком (символ необъятности постигшего горя), чечевичной или бобовой похлёбки (для поддержания сил) и хлеба. Таким образом, домочадцев усопшего избавляют от бытовых хлопот.
Траур
После смерти человека для его родственников начинается период «шива» – семидневный глубокий траур по ушедшему.
Всё это время они не моются, не расчёсываются, не стригут ногтей, волос и бороды, не носят кожаной обуви, носят надорванную одежду в соответствии с требованиями похоронного обряда «криа» (ритуальный надрыв одежды в знак скорби по умершему) и сидят на полу или на низкой табуретке.
Все помыслы направлены на переживание потери. В это время их навещают близкие семьи и выказывают свои соболезнования. Для них дверь держат открытой, чтобы входящие в дом не отвлекали скорбящих.
Следующий период траура «шлошим» длится до 30-го дня после захоронения. Допускается соблюдение минимальной гигиены, хождение на работу, совершение обязательных домашних работ. В последний день шлошима следует посетить могилу. По родителю старший мужчина в роду читает в синагоге «Кадиш» в присутствие миньяна. Если в семье остались только женщины, то молитву прославления святости Всевышнего заказывают читать постороннему иудею-мужчине.
Никаких застолий по окончании шивы или шлошима не устраивают.
Йорцайт
Поминают умершего иудея на годовщины. На иврите день именуется «йом зикарон,» а на идиш «йер цайт». Причём первая годовщина отмечается на дату погребения, а в последующие годы – на дату смерти. Вечером накануне йорцайт зажигают масляную лампу или большую свечу. Допустимо, чтобы горела электрическая лампочка, если нельзя заменить ее естественным огнём. Светильник должен гореть всю ночь и следующий день до первой звезды.
Место захоронения посещают ровно через 12 месяцев. Заметим, что в високосный год дата не совпадает с йорцайт. После наносят визит в синагогу, где в присутствии свитков Торы читают поминальную молитву (аскару или изкор), псалмы из книги Теилим, а также Кадиш, если собрался миньян. Принято в этот день давать пожертвование (цдаку), дабы она была засчитана как заслуга покойного.
Музыке и развлечениям не место в йорцайт. Во многих еврейских общинах в годовщины по родителям постятся. Но это не значит, что нельзя пригласить близких и родственников за общий стол. Трапеза может быть непродолжительной.
Перед её началом все собравшиеся называют имя поминаемого и говорят, что обед устроен для подъёма его души. Как такового установленного меню не существует.
Главное в этот день не еда, а слова Торы, которые помогают душе упокоенного подняться выше по духовной лестнице в иных мирах.
Дни поминовения у иудеев
В иудаизме существует ещё четыре праздника, в которые поминают ушедших в мир иной:
- Йом Кипур или День искупления;
- Шмини Ацерет или восьмой день после праздника Суккот (в Израиле совпадает с Симхат Торой);
- Последний день Песах (седьмой в Израиле, восьмой – в диаспорах);
- Шавуот или День дарования Торы.
Утром в эти дни в синагогах читают Тору и поминальные молитвы. При невозможности посетить синагогу, поминальная молитва читается в домашних условиях.
https://www.youtube.com/watch?v=H785KJ9cV5E
В каждый из указанных дней определён свой праздничный стол. Например, для Шавуот – только молочное. Потому поминальная трапеза не устраивается.
Посещение кладбища для поминовения
Место погребения посещают на 30-й день после похорон, через 12 месяцев и в годовщины смерти. К могиле не приносят цветов или прочей атрибутики. Поминальный визит на кладбище иудеи отмечают небольшими камешками у надгробия. К могиле следует приходить только один раз за одно посещение кладбища. На надгробие в знак поминовения принято класть левую руку.
Поминальные молитвы
В дни поминовения после произнесения слов Торы произносят поминальные молитвы:
- Изкор – для почивших родителей;
- аскара – для прочих родственников, друзей, знакомых;
- Кадиш – при полном миньяне для прославления имени Всевышнего.
При произнесении Изкор упоминают еврейские имена почившего и его отца. При чтении Изкор или Кадиш-Ятом (кадиш сироты) те, у кого оба родителя живы, покидают стены синагоги. В течение первого года те, у кого нет матери или отца, не читают поминальную молитву самостоятельно, а присутствуют при произнесении. После прочтения Изкор скорбящие обязательно совершают подаяние (цдаку), поскольку о ней говорится в тексте молитвы.
Кадиш
Особое место в иудаизме отводится молитве Кадиш. По сути, она не является поминальной, а прославляет Господа. Читают её стоя и только при полном миньяне (наличии 10 мужчин-иудеев) по завершении общей молитвы или после прочтения псалмов. Существует 4 формы Кадиша. Из них при поминовении произносится Кадиш ятом (кадиш сироты).
Главное предназначение Кадиша – поддержать человека. Испытывая невыносимое горе, близкие родственники могут усомниться в деяниях Бога. Трёхкратное ежедневное повторение молитвы на протяжении 11 месяцев до йорцайт поможет смириться с потерей. Прославление Воли Всевышнего из уст скорбящего приобретёт оправдательный характер: «Да, меня постигло несчастье, но я продолжаю прославлять Господа за его деяния».
Читает её старший сын независимо от возраста: даже не достигший религиозного совершеннолетия мальчик может читать молитву в случае смерти своих родителей. Дочь читать Кадиш не обязана, но это допускается, если в роду нет мужчин. В общем случае при отсутствии у умершего сыновей прославление имени Всевышнего доверяют произносить одному из членов общины.
Возможно, вам будет интересно:
21 января 2019
Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/pominovenie-v-iudaizme/
Дни поминок после смерти: в день похорон, на 9, 40 дней, 1 год
Поминальный стол | Траурная речь | Соболезнования
Дни поминовения усопших у православных
Поминать ушедшего из жизни человека — это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения — в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.
Поминать усопшего принято в день похорон, которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни, а также спустя год после утраты.
Поминки на 3 и 9 день после смерти
Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души.
В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице «Поминальный стол») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке.
Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье «Поминальная открытка». О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице «Что говорят на похоронах и поминках».
Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу — с родными и близкими, — читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.
40 дней и 1 год (годовщина)
Поминки на 40 день (или сороковины) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон.
Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует — в рай или ад.
В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.
Панихида об усопших
Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека.
Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок.
Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.
Нужно ли на поминки ходить в церковь
Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни.
Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время, когда вам этого захочется.
Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.
Зачем надо молиться об усопших
И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, — соседей, коллег, друзей.
Суть поминок | Поминальный стол | Траурная речь | Соболезнования | Примеры слов скорби
Как недорого купить памятник на могилу в Москве? Фото и цены на надгробия из гранита и мрамора.
«Изготовление памятников.ру» — это портал о памятниках и «стол заказов». Сделайте заказ, и его увидят гранитные мастерские вашего города и сделают вам предложения.
См. Цены на памятники. Как сэкономить?
Также может быть полезно:
Источник: http://epitafii.ru/pominki/dni-pominoveniya.html
Как поминать усопших? — Православный журнал
В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том, как правильно поминать усопших.
Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших?
Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.
Зачем поминать усопших?
Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь.
Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем.
Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем.
Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?
Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.
Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 22 февраля 2020 года
Суббота 2-й седмицы Великого поста 14 марта 2018 года
Суббота 3-й седмицы Великого поста 21 марта 2020 года
Суббота 4-й седмицы Великого поста 28 марта 2020 года
Радоница 28 апреля 2020 года
9 мая — Поминовение усопших воинов
Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы) – 6 июня 2020 года
Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября – 7 ноября 2020 года
Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.
Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на полгода? Как поминать на год?
Девятый и сороковой дни со дня смерти — особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.
Полгода — такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.
Годовщина — это день памяти, когда мы — те, кто любил человека, — собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, — это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.
Надо ли поминать в день рождения?
Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения — один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.
Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?
Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц — очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства — один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.
Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные — осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея.
Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой.
Но самое важное — в его честь и память творить добрые дела.
Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?
Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.
К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя
Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.
Как помянуть некрещеного?
Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.
Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.
Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков?
В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные. Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.
Как в храме поминать усопших?
В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течение жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».
Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок.
Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».
В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
Также в храмах проходят специальные поминальные службы — панихиды. Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.
Как поминать усопших дома?
В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.
Как поминать в пост?
Во время поста бывают особые дни поминовения усопших — Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.
Как поминать новопреставленного?
С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший — священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон — до сорокового дня.
Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их — особая, соборная.
Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи — одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.
Когда поминать родителей?
Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.
Как поминать животных?
Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека.
Источник: https://foma.ru/kak-pominat-usopshih.html
РАДОНИЦА. Что «нужно», а что «нельзя» в дни поминовения усопших?
Версия для печати
Давайте сразу определимся в понимании слова «Радоница». Корень слова рад, что означает «радование» и «радость». Вполне сочетаемо с этим словом и понятие «род». Не надобно искать здесь языческих откровений, на кладбище в дни Радоницы мы идем, прежде всего, к родственникам, то есть к тем, кто из нашего рода.
Язычество в другом, общеизвестном, наблюдается. В частности, о ситуации начала XX века так говорится: «До настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом. Всё Киевское приходское духовенство увещевало прихожан оставить этот грешный обычай справлять чисто по-язычески пьянственную тризну на гробах своих усопших» (Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителей).
За сто лет после данного указания мало, что изменилось. Поэтому первое НЕЛЬЗЯ, звучит так:
— поминать усопших водкой православному христианину в день их памяти – запрещено. Расхожее замечание, приписанное огорченными сарацинами и иудеями святому князю Владимиру Красное Солнышко, что «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти» всего лишь оправдание неудавшейся рекламы своего религиозного мировоззрения и не более того.
На кладбище мы приходим, чтобы возвестить своим усопшим родственникам и друзьям, что Господь воскрес, как и воскреснет каждый из них. Это реальное, живое, бытовое общение с теми, кто нам дорог, отражает нашу веру в то, что все они и после смерти остаются прихожанами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).
Поминать небольшим обедом на месте захоронения вполне приемлемо, прилично и не возбраняется. Здесь иное НЕЛЬЗЯ:
— поедая вкусную пасхальную снедь уверять себя, что покойник (-ца) тоже покушать любили. Для чего едим на кладбище? Чтобы жить, трудиться и обязательно молиться о тех, к кому пришли на кладбище.
Да и как за них не молиться? Во-первых, хочется, чтобы они «в месте светле» пребывали, во-вторых, чтобы в веке грядущем встретиться, а в-третьих, оттого, что молитва о других Богом ценится больше, чем о себе любимом.
Все же заверения, что отобедать надобно за себя и за родного умершего, сиречь, размышлизма от лукавого, да и, как говорит один очень известный священник, чрезмерное питание приводит к непомерному растяжению живота, отчего кожа натягивается, и веки закрываются
Должно заметить, что автору этих строк пришлось довольно долго отслужить на сельском приходе, куда входило несколько кладбищ, и не один раз встречать в дни Радоницы рядом с могильным холмиком сладко спящего «поминальника».
Дело, конечно, сугубо личное, но все же усопший радости пасхальной ждал, памяти доброй и молитвенной, а не тризны пресыщающей, пития удручающего и сна невменяемого.
Не стоит забывать, что поминовение усопших творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного Воскресения, радость которого возвестил умершим и Сам Господь, сойдя во ад проповедать победу над смертью (1 Пет 3, 18-19).
Нередко приходилось слышать от собратий североукраинских и белорусских, а в прошлом году и самому наблюдать, как в сельских домах на окна выставляют снедь разнообразную и даже крошки от пасхального кулича по подоконнику рассыпают — с уверением, что «придут, кто помер» и полакомятся.
Это очередное НЕЛЬЗЯ, так как основаны действия эти на откровенном язычестве и колдовстве. Сюда еще надобно добавить бытующие мнение, что для поминовения на Радоницу нужно использовать не пасхальные освященные яйца, а иные, даже иным цветом покрашенные.
Грубо ошибаются и те, кто приглашает в дни Радоницы священника к себе домой, или сами молятся в храме о тех, кто закончил свою жизнь по своей собственной воле, то есть стал самоубийцей. НЕЛЬЗЯ этого делать, нет в эти поминальные дни исключения из общего правила св. Тимофея Александрийского, запрещающего церковное приношение за лиц, самостоятельно лишивших себя жизни.
Праздник Радоницы – это не глубокое переживание о смерти родных и близких людей, а скорее, наоборот, в этот день — радость новому рождению своих родных в другой, вечной жизни.
Победа над смертью и воскресение Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуки с родными. Так что стенания, громкий плач с причитаниями никак не уместен у могил тех, кого любили и без кого жизнь не представляли.
Сегодня от вас усопшие иного ждут – вашего радостного и искреннего «Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ: «Воистину Воскресе!»
***
За всеми этими «нельзя» кроется главное, что происходит в дни Радоницы, — это наша очередная встреча с ушедшими родными и близкими. Встреча надежды и упования. Мы молимся за них с просьбой к Богу и уверенностью, что придет то время, когда так же будут молиться о нас.
С праздником.
Христос Воскресе!
РАДОНИЦА: В эти дни усопших поминают особо (+)
Гребешок на тот свет, или Размышления о борьбе с погребальными суевериями –
прот.Владимир РОВИНСКИЙ
«Память смертная – это маленький рюкзачок, который всегда с тобой», – игумен Валериан (ГОЛОВЧЕНКО)
Пасха
Светлая седмица
Радоница
Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:
- Карту «Приватбанку»
- Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/radonica-chto-nuzhno-chto-nelzya-v-dni-pominoveniya-usopshih.html
Рпц прекращает поминовение вселенского патриарха. что это значит?
Правообладатель иллюстрации TASS
Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) на внеочередном заседании по «украинскому вопросу» принял решение приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и прекратить свое участие в тех структурах, где председательствуют его представители.
Кроме того, глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион предупредил о возможности постановки под сомнение статуса Константинопольского патриархата как «первого среди равных» в православном мире в случае продолжения действий по предоставлению автокефалии церкви на Украине.
Также синод принял решение о том, чтобы во всех храмах Русской православной церкви отныне совершались молитвы «о преодолении раскола на Украине».
«Священный Синод Русской православной церкви на своем сегодняшнем заседании принял решение о приостановлении поминовения патриарха Константинопольского за богослужением в Русской православной церкви», — заявил на брифинге митрополит Волоколамский Иларион.
При этом он отметил, что евхаристическое общение между церквями пока не прерывается.
«Это решение пока что не лишает возможности клириков Константинопольского патриархата и Русской православной церкви совершать совместные богослужения», — пояснил агентству РИА Новости пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.
В то же время, по словам митрополита Илариона, если Вселенский патриарх продолжит курс на предоставление автокефалии Украинской церкви, РПЦ будет вынуждена полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольской церковью.
«Это будет означать, что Константинопольский патриархат и Константинопольский патриарх, который часто себя позиционирует как глава трехсотмиллионного православного населения планеты, больше не будет его главой», — приводит Интерфакс слова Илариона, сказанные журналистам после экстренного заседания синода в Москве.
Объясняя принятое решение, глава ОВЦС Московского патриархата сказал, что прекращение поминовения патриарха Варфоломея в храмах Русской церкви аналогично разрыву дипотношений.
По словам иерарха, священный синод уже сформулировал текст молитвенных возношений об «уврачевании раскола», который будет распространен по всем храмам Русской православной церкви.
Как заявил митрополит Иларион Интерфаксу, на нынешнем этапе отношений с Константинополем миряне Русской церкви по-прежнему могут причащаться на Афоне и в Греции.
«Если они доведут свое черное дело до конца, мы полностью разорвем с ними евхаристическое общение», — заключил митрополит.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Миряне Русской церкви по-прежнему могут причащаться на Афоне и в Греции, однако в дальнейшем эта возможность под вопросом, предостерегают в РПЦ
«Не встречались и встречаться не намерены»
Открывая заседание, патриарх Московский и всея Руси Кирилл обвинил Вселенский патриархат в том, что он уже не первый раз берет курс на поддержку раскола в Русской православной церкви, и заявил о намерении твердо следовать в этой ситуации наследию святого патриарха Тихона.
«То, что сейчас происходит в связи с посылкой так называемых экзархов, является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский патриарх в двадцатых годах, когда наша церковь во главе со святейшим патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях», — сказал патриарх.
Заседание синода проходило в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Глава Украинской православной церкви (Московского патриархата) митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий на нем не присутствовал. Пресс-секретарь патриарха Кирилла заявил, что тот не смог приехать по состоянию здоровья, и поэтому выступил перед участниками заседания по видеосвязи.
Правообладатель иллюстрации TASS
Диакон Андрей Кураев: «Разрывать тело Христа ради политических амбиций очень неприлично»
Если относиться к произошедшему с точки зрения церковного права, то это беззаконие, считает православный публицист и богослов, диакон Андрей Кураев.
«Ни церковное право, ни светское право не предполагают наказания за намерение. В данном случае Константинополь объявил о том, что он своих послов, наблюдателей, экспертов посылает на Украину.
Даже непонятно, приехали они туда или нет, но главное, что нет никаких сведений о том, что они делали там что-то церковно значимое — рукоположение какого-то священника или епископа, совершение литургии — ничего этого не было.
Если они туда приехали просто встречаться с людьми, какие каноны это предлагают считать преступлением? Никакие», — сказал он в интервью Би-би-си.
Поэтому, по мнению Кураева, синод РПЦ совершил предупредительный выстрел: «Это превентивное начало войны. Если еще учесть, что в интервью митрополита Илариона слово «война» прозвучало, то это совсем печально».
«Есть потрясающее различие лексикона спикеров Константинопольской патриархии и спикеров Московской патриархии, — обращает внимание богослов. — Те говорят о расколе, любви, единстве и так далее, а с нашей стороны звучат самые страшные слова: война, коварный замысел, вероломное нападение. Это делает малоканоничной, как ни странно, саму московскую патриархию».
«То есть голос нашего патриархата теперь будет гораздо менее авторитетен в православной мировой среде, вот что произошло», — считает Кураев.
«Никакое каноническое право не знает таких четырех уровней раскола. И главное, там же опять угроза, что если вы что-то еще сделаете, то будет полный разрыв общения. Но это еще и богословски малоприлично, потому что верующий человек верит в таинство причастия, а таинство причастия — это Христос. Превращать чашу причастия с кровью Христовой в боевое оружие, разрывать тело Христа ради политических амбиций — это очень неприлично», — резюмировал он.
Митрополит Онуфрий заверил, что не будет контактировать с направленными Константинополем экзархами.
«Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической церкви в Украине мы с ними общаться не будем, ну, а за тем, как развиваются события, будем следить», — сказал митрополит.
Прокомментировали заседание синода и в администрации президента России. По словам пресс-секретаря президента, в Кремле следят за этим событием.
«Безусловно, для Москвы и, собственно, для всего православного мира единственный предпочтительный сценарий — это сохранение единства этого православного мира», — добавил Дмитрий Песков.
Автокефалия Украинской православной церкви
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вселенский патриарх Варфоломей считает, что ответственность за неспособность преодолеть многолетний раскол в украинском православии лежит на Москве
Неделю назад Константинополь издал заявление, в котором сообщил, что в рамках подготовки к предоставлению православной церкви в Украине автокефалии в Киев направляются два экзарха (представителя) Вселенского патриархата.
Приезд в Киев экзархов собеседники Би-би-си в киевских церковных и политических кругах называли свидетельством того, что процесс предоставления украинскому православию автокефалии вышел на финишную прямую.
Константинопольский патриархат, который еще называют Вселенским, исторически претендует на первенство в православном мире и считает, что может даровать церковную независимость своим единоличным решением. В Москве убеждают, что первенство Константинополя является формальностью, а решения об автокефалии должны принимать все существующие церкви сообща.
На этой неделе глава ОВЦС Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что РПЦ готова разорвать отношения с Константинопольским патриархатом в случае, если тот предоставит автокефалию части украинского православия. В Москве назвали этот шаг подлым и вероломным.
Сейчас на Украине действуют три православные церкви. Лишь одна из них — церковь Московского патриархата (УПЦ МП), входящая в структуру РПЦ — признается другими православными церквями. Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и автокефальная церковь (УАПЦ) мировым православием не признаются, а в РПЦ их называют «раскольническими группировками».
В апреле этого года непризнанные церкви направили Константинопольскому патриарху Варфоломею прошения о предоставлении им автокефалии. Эти прошения поддержали президент и Верховная рада Украины.
Правообладатель иллюстрации Vladimir Smirnov/TASS
В Константинополе говорят, что в конце XVII века передали территорию нынешней Украины Русской церкви во временное управление, а позже Москва незаконно «аннексировала» эти земли.
Источник: https://www.bbc.com/russian/news-45521064
Поминовение о здравии живущих и упокоении умерших
В записке «О здравии» мы упоминаем всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Понятие «здравие» включает не только физическое состояние человека, но и его духовное состояние, благополучие.
Мы просим о здравии не только для близких и родных нам людей, но и для тех, кто причинил нам зло, кого мы обидели.
Если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, значит, мы хотим, чтобы Господь переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель обратился к Богу, научился пребывать в мире с окружающими. Молитва за враждующих против нас — великая сила для прекращения вражды и водворения мира.
Записка «О упокоении»
В записке «О упокоении» мы пишем имена усопших родных, знакомых, наставников, благожелателей, всех, кто нам дорог. Наши отношения с ближними не прекращаются после их кончины. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними.
Мы веруем в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Подавая записку за них, мы просим Господа упокоить их души, простить прегрешения, даровать Царство Небесное. Ведь многие перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и Святого Причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню.
Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.
Заказная записка
Если подана заказная записка, священником совершается действо, которое называется возношением Жертвы. Приготовление к Ней начинается во время проскомидии. Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причастия. Священник вынимает частицы из 5 особых хлебов – просфор.
В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы на проскомидию. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне.
Эти частицы приносятся для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать на Престоле очистительной жертвы. В конце литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой.
При этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.
Сорокоуст
Иногда в церкви можно увидеть, как люди заказывают так называемый «сорокоуст». Сорокоуст — это особая, усиленная молитва Церкви о здоровье или же о упокоении своих чад. В течении сорока Божественных литургий служащий священник на Проскомидии поминает человека (точнее, — его имя), поданного на сорокоуст.
Источник: https://feodor-studit.com/tainstva-i-treby/pominovenie-o-zdravii-i-upokoenii/
9 дней после смерти
9 дней после смерти человека в православии считается особенной датой. Церковное предание гласит, что наш жизненный путь не завершается прекращением существования земного.
СОДЕРЖАНИЕ
9 дней после смерти: что делать?
Как поминать на девять дней после смерти?
Что готовят на 9 дней после смерти?
Молитва на 9 дней после смерти
Как считается 9 дней после смерти?
Священное Писание говорит о том, что смертным является только человеческое тело, но не отнюдь душа. После смерти ее ожидает встреча с Господом. И сущность этой встречи зависит от того, какой была жизнь усопшего на земле. Если умерший был грешником, свидание с Богом он переживает как тяжелое испытание, а если праведником – чувствует огромную радость.
На 9-й день после ухода в мир иной человеческая душа, представ перед Отцом Небесным, может узнать о муках ада и вечной жизни без Господа. Значимость этого момента в том, что Бог пока не определил дальнейший путь усопшего и должен сделать выбор. Библия повествует, что именно в этот день происходит очищение, и умерший очень нуждается в участии и поддержке близких, живущих на земле.
Верующие знают, что означает эта поддержка: поддержать новопреставленного можно только искренне молясь. Мы делаем это в храмах, у могилы или дома – место, избранное для моления, не принципиально. Но существенно то, что когда Господь слышит слова, обращенные к нему, то дарует милость и отпускает грехи. Через молитвы, через прощение обид и хорошие воспоминания о покойном его душа способна обрести покой.
Этот факт является объяснением того, почему на 9-ый день отмечают (справляют) поминки. По православной традиции, родные и друзья поминают покойного, заказывают панихидную службу и молятся за него.
О поминках слышали все, но не все точно знают, почему отмечают их, что такое поминальный обряд, как его справляют, как его правильно провести, что делать родственникам накануне поминок и какие блюда готовят и подают вовремя поминального обеда. Ответы на все эти вопросы вы найдете ниже.
ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМИНОК
9 дней после смерти: что делать?
Родственники новопреставленного должны понимать: от того, как они сумеют провести данный день, зависит состояние души умершего, которая в этот час подвергается непростым загробным испытаниям. Как сделать эти испытания посильными, как облегчить их? Этот вопрос не может не волновать всех тех, кому недавно ушедший из мира живых был близок и дорог.Помочь покойному может заказ церковного молебна, проведение поминального обряда и чтение молитв.
Считается, что они помогут покойному в потустороннем мире. Обязательно надо посетить храм. Молясь в церкви, надо поставить свечку об упокоении и просить Господа, чтобы душа, присоединившись к ангелам, попала в Царствие Небесное.До полудня нужно также навестить могилу умершего. Нужно навести там порядок, убрать мусор, положить свежие цветы или венки.
Можно также зажечь свечку и позвать священника, который проведет у могилы специальную панихиду, называемую литией.
Как поминать на девять дней после смерти?
Поминки – одна из установленных традиций православия. Целесообразно уточнить, как правильно провести этот обряд, кто приходит на него, чем занимаются люди и как они должны себя вести.Поминание усопшего нельзя считать формальностью, поминки являются особенным ритуалом.
Как гласит обычай, принято собираться на обед близким и родным новопреставленного, чтобы почтить его светлую память и запечатлеть в воспоминаниях наиболее значимые вехи его жизни.Ритуальная трапеза – не званый обед, для него не уместны приглашения. Все, кто считает покойного важным и дорогим для себя человеком, приходят сами.
Организаторы данного обеда лишь сообщают время и место поведения события, предупреждают родственников о намерении присутствовать на поминках.Ритуал поминания умершего – не празднование, поэтому в час соблюдения данного обычая не допускается проявление радости, звучание веселых песен и смеха.В начале и в конце обряда поминовения проводится Господний молебен.
Следует знать, что в то время может причинить душе усопшего вред: это какие-либо грехи, сотворенные в час поминок, любые нелестные отзывы, плохие слова о покойном. Считается, что данные негативные проявления недостойны и недопустимы: они способны подтолкнуть умершего к страшному суду.Приметы говорят о том, что внимание следует обратить на некоторые детали одежды.
Так как проведение обеда предусматривает чтение молебна, женщинам необходимо находиться в головном уборе, с покрытой головой (платок или шарф). Близкие родственники надевают черные платки как символ великой скорби, у остальных присутствующих головные уборы могут быть любого неброского цвета.Мужчинам рекомендуется головные уборы снять, представ перед Господом в час молитвы с обнаженной головой.
Что готовят на 9 дней после смерти?
Должное внимание следует обратить на то, что готовят и подают на трапезный стол.
- В случае, если 9 дней справляют в пору поста, обед принято переносить на выходные дни, при этом в меню вносятся необходимые коррективы (полностью исключается спиртное и мясные кушанья). Если на обеде предполагается присутствие людей, не соблюдающих пост, блюда из мяса заменяются рыбными.
- Считая пьянство великим грехом, церковь не одобряет наличие на поминальном столе алкогольных напитков: употребление их может повлечь за собой недостойное и крайне неподобающее в данном случае поведение, способное причинить зло покойному.
- Традиционным блюдом поминальной трапезы является кутья. Возможно, не все знают, что по традиции предварительно заказывают освящение кутьи в храме. Если это не представляется возможным, кутью троекратно сбрызгивают освященной водой.
Закончив молитву, каждый кладет это блюдо к себе в тарелку. Кутья – вид каши, основу ее составляет крупа из цельного зерна (это может быть пшеничная, кукурузная, пшеничная или рисовая крупа – согласно обычаям конкретного района), кроме этого, в кутью добавляется мед и зерна мака.
- Примета говорит о сакральном смысле зерна (семени): усопший отходит в мир иной подобно тому, как зерно умирает при приготовлении кутьи.
Но возможно возрождение человека: он воскреснет, попав в Царстве Небесное, и приобретет новый облик. Наличие меда и мака в кутье символизирует сладострастное пребывание новопреставленного в райской обители. В качестве аналогичных символов вместо меда можно добавить в кутью варенье либо сахар.
- В некоторых регионах страны принято начинать ритуальный обед с борща, а вместо кутьи готовить гороховую кашу, к которой подаются блюда из рыбы, котлеты или птица.
- Традиционным блюдом поминального стола являются пышки, пирожки или блинчики со сладкой начинкой – их подают в завершении трапезы. В качестве напитков подается компот из свежих фруктов или сухофруктов. Такой обед не является простым поеданием блюд – это час для того, чтобы вспомнить усопшего добрым словом и утешить скорбящих о нем близких. Традиция требует скромного поведения за столом, присутствующие не должны громко разговаривать и шуметь.
- Не нужно готовить большое количество пищи – православная вера не приветствует чревоугодие.Следует также знать, что еду, остающуюся после такого обеда, обычно раздают малоимущим, тем, кто нуждается в пище.
Молитва на 9 дней после смерти
Как свидетельствуют православные обычаи, на 9-й день следует позаботиться о том, чтобы заказать молебен в храме.Прочтение молитвенного текста, наполненного прошением присоединить покойного к ангелам, должно помочь покойному в прохождении адских загробных испытаний.
Молитва за упокой – возможность облегчить участь покойного и в тоже время способ выражения скорби по безвременно ушедшему близкому человеку. Искренняя и душевная, она обладает своеобразным целебным эффектом, как и те слова соболезнования, что говорят близким людям усопшего.Для заупокойного моления рекомендуется сходить в церковь и поставить свечи об упокоении души новопреставленного.
Обычно на 9 дней заказывают заупокойную службу, на которую должны прийти все православные родственники.Свечи об упокоении души принято ставить в определенной последовательности: сначала подходят к соответствующей иконе, после этого надо осенить себя крестным знамением и зажечь свечку от других свечей или же от лампадки. Использование в данных целях спичек или зажигалок недопустимо.
Зажженная свечка устанавливается на свободное место. Чтобы она была устойчива, не покосилась и не свалилась, следует чуть расплавить ее снизу, предварительно поднеся к пламени свечей, находящихся рядом.Далее следует обратить речь к Господу с просьбой об упокоении души новопреставленного (называем полное имя), вновь перекреститься, отвесить поклон и тихо отступить.
Столы-подсвечники, предназначенные для ритуала данного рода, располагаются в помещении храма с левой стороны и имеют форму прямоугольника (свечи о здравии ставят на круглые столы).Свечи за упокой являются символом коллективного молебна за умершего, просьбой о Божьей милости к грехам новопреставленного человека.Когда мы молимся об упокоении души в загробном мире, мы посылаем Отцу Небесному прошения о даровании ему прощения грехов.
Чем больше слов мольбы, тем лучше для покойного. Молитвы из уст живых, обращенные к Отцу Небесному, ангелам и Святым, способны помочь душе, и чем больше живущих произнесут слова молебна, тем существеннее будет вероятность снисходительного решения Небесного Суда.Близкие, для кого потеря особо велика, приглашают на кладбище для проведения специальной поминальной службы (литии) священника.
Когда молятся об умершем, просят, чтобы при встрече с Господом его душа обрела просветление, а не сожаление и печаль о пройденном недостойно жизненном пути.Милостивый Бог всегда слышит слова, обращенные к нему, и благодаря этим просьбам дарует отпущение грехов – именно для этого мы и молимся за усопшего, и должны делать это.
Как считается 9 дней после смерти?
Важно знать, как правильно посчитать дни от смерти человека, чтобы определить, в какой именно день нужно проводить поминки. Поминальный обряд принято устраивать не позднее девятых суток, предпочтительнее на сутки раньше, но не позже.
Отсчет ведется от даты кончины, а не от даты похорон. Ведь согласно православной традиции тело чаще всего предается земле на день-два позже смерти. В силу разных обстоятельств погребение может быть перенесено и на более поздние сроки, вплоть до шестого-седьмого дня.
ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОН
Как же высчитать день поминок верно? Если смерть наступает во второй половине дня, поминки проводят спустя 8 дней. Следует знать, как отсчитываются дни (ведь рассчитать их правильно крайне важно).
ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМИНОК
Для этого калькулятор вам точно не подойдет, так как прибавление ко дню кончины девяти дней обычным математическим способом не годится: необходимо учесть не только дату, но и время, когда скончался покойный.
Например, если он умер 5 числа (даже поздно вечером), девятым днем со дня его смерти будет 13 число. Обязательно учитывается дата кончины.
По преданию Святого Писания, девятый день после гибели покойного является важнейшей вехой для человеческой души и ее дальнейшей загробной жизни.
Источник: https://pohorony.com.ua/blog/9-dnej-posle-smerti/