Практики молчания
Даже гул самого оживленного базара, где торговцы заглушают друг друга, предлагая свой товар, визжат дети, ругаются родители и каждый готов порвать ые связки за медный рубль, не может сравниться с гамом и шумом в нашей голове. Похлеще базарных торговок мысли перекрикивают одна одну. Не успев до конца сформироваться, одна идея перетекает в другую, цепляя за собой третью и заканчиваясь совершенно четвертой.
Не все мысли мы озвучиваем (и слава Богу, конечно), но параллельно с мыслительным процессом мы все время что-то говорим. Говорим по делу, обсуждая важные вопросы (вроде того, упала ли зарплата на карточку), ведем праздные беседы (про новую машину Павлика из отдела продаж), пустословим, спорим, растекаемся мыслию по древу. Способность говорить является одним из самых универсальных и удобных средств самовыражения.
А стремление человека выразить себя так неудержимо, что мы едва ли замолкаем хоть на минуту.
Обычно собеседники чувствуют неловкость, если в разговоре возникла пауза. Когда в начале рабочего дня вы сталкиваетесь у кофе-машины с сотрудником, у вас возникает желание заполнить тишину. А если вы так и не нашли, о чем поговорить, то вам кажется, что кофе делается бесконечно долго и звук кофе-машины не заполняет, а только еще больше подчеркивает неловкую паузу.
Любой разговор, даже самый пустой про Киркорова, дает человеку призрачную и мнимую, но все же надежду, что перед ним находится не враг. Инстинкт самосохранения заставляет нас все время быть начеку и проверять, не плеснет ли нам сейчас этот тип кофеек в интерфейс? Заметим, что вероятность этого значительно снижается, если вы все-таки завязали дружелюбную беседу.
Кроме того, человек боится неизведанного. Когда ваш сотрудник молчит, то он, конечно, думает плохое, и, разумеется, про вас. Скорее всего, он настроен крайне враждебно, вы ему категорически несимпатичны, и вообще, может, у него и нож за спиной — вон как смотрит Чтобы развеять эти подозрения, вы стремитесь наладить контакт, а это проще всего сделать, поговорив о чем-нибудь невинном.
Например, о новой любовнице финансового директора.
Но иногда хочется просто посидеть в тишине. Просто помолчать, ничего не говорить, никого не слушать
Молчание в разных традициях
Если у вас возникло такое желание — значит, пора практиковать Мауну. Те, кто увлекается йогой, могут знать, что так в индуистской традиции называется обет молчания. Махатма Ганди практиковал еженедельную однодневную Мауну, утверждая, что «целью жизни является безмолвие. Безмолвие — это язык Бога.
Мир — это безмолвие. Безмолвие — это язык сердца. Безмолвие — это язык мудрости. Молчание — это огромная сила. Молчание — это великое красноречие». Принцип Мауны заключается в контроле над речью и устранении пустых разговоров.
Это когда мы посвящаем некоторое время себе и стараемся не растрачивать свою энергию на слова.
Вера Молчальница, затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. В православии обет молчания всегда считался высоким подвигом, на который способны далеко не все монахи. В молчании человек имел возможность посвятить себя и свое время молитве, анализу своей жизни, общению с Богом, отречению от повседневной суеты.
В Латурне, недалеко от Иерусалима есть монастырь траппистов (молчальников). Большую часть жизни они проводят в молчании, говорить вслух там разрешается только в специально отведенных помещениях. Монахи проводят время в труде и в молитвах, делают вино и оливковое масло.
Настоятель монастыря говорит, что «душа должна быть свободной — только в этом случае она обращена к Богу», и объясняет, что для этого нужно проводить большую часть своего времени в молитве и молчании. Справедливости ради нужно отметить, что у траппистов есть возможность объясняться жестами.
Например, соединив треугольником большие и указательные пальцы, говорят «хлеб», быстро коснувшись губ тыльной стороной руки — «понятно», проведя пальцем вокруг лба линию воображаемой вуали или диадемы — «женщина», а вино обозначают, приставив указательный палец к носу.
Обет молчания не является для монахов каким-то лишением, наоборот, молчание есть для них благо, с которым они расстаются, по-видимому, неохотно. В монастырь непросто вступить, нужно пройти многолетний испытательный срок и получить соответствующие рекомендации.
Если хочется тишины
Для поддержания внутренней гармонии и спокойствия совсем не обязательно уходить в монастырь или ехать в Индию. Эта практика очень простая, проделать ее можно даже дома. Все, что для этого нужно, — избегать лишних разговоров и постараться успокоить ум. Достаточно выделить час или несколько часов для практики, и результаты вас, скорее всего, приятно удивят.
Молчание — это золото. Но не только. Молчание — это еще и спокойствие. Много энергии тратится на пустые разговоры и сплетни. Даже в то время, когда мы слушаем своего собеседника, мы заняты обдумыванием своего ответа или же просто сочинением остроумной реплики. Мозг находится в боевой готовности и в напряжении. Если же на время отказаться от разговоров, то мы сразу же почувствуем себя более расслабленными и отдохнувшими.
Кроме того, молчание порождает креативность. Все чаще в разных сферах жизни от нас требуется нестандартное мышление. Мыслить, выходя за рамки обыденного, нам приходится на работе, дома, на отдыхе.
Однако для рождения по-настоящему новаторских решений нам нужна абсолютная пустота. Попробуйте найти в себе тот источник творчества, который обычно неуловим для нас и ускользает, прячась в потоке мыслей.
Остановив этот поток, вы увидите дно сквозь спокойную прозрачную воду и, возможно, нечто ценное под толщей воды.
Молчание — это истина. Мы говорим так много, что уже не обращаем внимания на то, правдивы ли наши слова или мы искажаем истину. Молчание учит нас взвешивать каждое слово и нести ответственность за сказанное.
Подобные практики способствуют также раскрытию собственной сути. При взаимодействии с другими людьми бывает сложно познать себя, ведь мы концентрируем свое внимание на том человеке, с которым общаемся. Оставшись же наедине с собой, можно наблюдать за тем, как устроено наше мышление. Это приведет нас к самоанализу и пониманию собственных чувств, эмоций и желаний.
Источник: https://kolesogizni.com/razvitie/paktiki-molchania
Обеты перед Богом: опасность и благословение
Дальше в 3 отрывке говорит Царь Соломон:
Когда дашь Богу обет, не опоздай с его исполнением, ибо не благоволит Он грешникам. То, что обещал – исполни.
Как это работает? Сила обета – это когда ты вступаешь с Богом в прямые взаимоотношения. Если человек осознанно берет обет (недер) перед Богом, то он включает личный договор.
Обычно люди живут в какой-то системе «мировоззрения» без Бога. Но когда человек сам лично вступает в договорные отношения с Всевышним, то и со стороны Бога идет другое отношение. Человек что-то просит у Бога и что-то ему обещает. А если не выполнил – тогда уже другой спрос.
Мы знаем, что, например, у Ханы не было детей. И она взяла обет – и появился у нее ребенок – пророк Шмуэль. Она в 2 года должна была его отдать в Храм, чтобы он служил Богу. В Трактате Брахот в Талмуде об этом можно прочесть более детально.
Рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, рассказывал, что он жил в Ташкенте, и в 70-е годы не отпускали евреев в Израиль. И он говорит, что было там два верующих еврея: один – бреславский хасид, а другой – бухарский еврей (сфаради).
Они были очень верующие. И оба осознанно взяли обет, что если Бог сделает то, что они просят, то они выполнят определенные действия. Один пообещал, что поедет на могилу Раби Нахмана. А второй пообещал, что поедет на могилу какого-то праведника, даст цдаку.
Что Богу важно?
Чтобы были выполнены заповеди (мицвот). И они пообещали выполнить это, если Он даст им разрешение на выезд.
Проходит какое-то время. Оба вдруг неожиданно получают разрешения на выезд. И тут в дело вступает «злое начало». Сила, которую Бог создал для того, чтобы сохранялась свобода выбора. Сила, которая мешает двигаться к Богу и создает препятствия, за преодоление которых и положена награда — вечная жизнь, полная наслаждением от общения с Богом.
У обоих евреев случился инфаркт, а дается только 30 дней, чтобы выехать. Они обет не могут выполнить, потому что не могут поехать — у них инфаркт. Причем очень интересно получается, что инфаркт освободил бы их от обета (спасение жизни важнее всех заповедей), но после инфаркта еще оставалось несколько дней, когда ты уже здоров. Но ехать они не могли из-за сборов и приготовлений. Был месяц всего на выезд из СССР: если проходит этот месяц, они уже не могут выехать.
Рассказывал Рав Ицхак Зильбер, что собрались тогда раввины и мудрецы Ташкента, снимать обет. Да, обет можно снимать! Но, чтобы снять обет, нужно, чтобы собралось 1 или 3 или 10 раввинов, в зависимости от ситуации.
Например, если обет был произнесен во сне, нужно 10 раввинов. Как обет – это сила слова, так и раввины создают специальные условия, чтобы с помощью силы слова этот обет снять и освободить человека.
Поэтому нужно понимать, что это очень серьезное дело – брать обеты. Есть в этом огромная опасность, потому что сразу включаешь на себя огромную помощь, но и включаешь против себя огромное противодействие сил зла.
Ты входишь в опасные договорные отношения с Хозяином мира, которые обязательно нужно выполнить.
Дальше Царь Соломон продолжает свою мысль и говорит в 4 отрывке:
Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить.
Если человек изначально не готов что-либо обещать, нужно сказать: «Бли недер» (перевод: Без обета)
Хотя обеты помогают. У меня, например, в жизни были такие ситуации, когда я брал обет и мне Бог очень помог. Можно сказать, сделал для меня чудо. И уже много лет я чувствую, как попадаю в ситуации, когда могу своё обещание нарушить. Но пока, Слава Богу, не нарушал. Хотя я на всякий случай перед каждым Рош-Ашана, снимаю через раввинский суд из трех раввинов все обеты.
Кстати, интересно, и Рав Зильбер, благословенна память о праведнике, брал обет. Это было еще при Сталине, в 53 году. Это было ужасное время, и он не знал, что с ним дальше будет. Вокруг люди, которые погибают на каждом шагу.
И он взял обет, что, если он выйдет из тюрьмы, Бог ему поможет остаться в живых, соблюдать Тору и не споткнуться, то он будет по Шаббатам учить, насколько я помню, какой-то Мидраш.
И его дочка, рабанит Хава Куперман, рассказывала, что все его болезни, все его инфаркты были именно в то время, когда он выполнял обязательство, выполнял свой обет. В разные годы, но именно это время стало для него очень тяжелым.
Поэтому еще раз хочу подчеркнуть. Когда человек берет обет, прямым текстом вступает в осознанные взаимоотношения с Богом, то Бог поворачивается к человеку и как будто бы «протягивает руку». Потому что для Бога нет невозможного. Но также потом за это идет спрос.
Поэтому и говорит Царь Соломон, что «Лучше обет не давать, чем дать и не исполнить».
Читайте по теме:
Источник: http://vaikra.com/653-obety-pered-bogom-opasnost-i-blagosloveniye.html
Обещание
Обещание (ивр. «автаха») — устное обязательство перед людьми или Б-гом совершить или не совершать определенное действие. Выполнение обещания — моральный долг каждого человека, такова и признанная норма общественного поведения, и мнение Торы.
В религиозном обществе не принято обещать что-либо без ограничительных выражений «бли нэдэр» (т.е. «без обета») или «бэ-эзрат а-Шем» («с Б-жьей помощью»), они призваны снизить уровень ответственности за неисполнение обязательства, а также подчеркнуть ограниченность человеческих возможностей и зависимость человека от обстоятельств, находящиеся исключительно во власти Б-га.
С другой стороны, неосторожность в обещаниях свидетельствует о чрезмерной уверенности в собственных силах, которая не оставляет места для вмешательства Творца.
Религиозная обязанность []
По мнению части Ришоним (законодателей раннего периода), обязанность выполнять обещанное является полноценной религиозной заповедью, данной Торой.
Но, согласно мнению большинства законодателей, Тора запрещает нарушать обещание, только когда человек изначально не собирался держать слово, что противоречит принципу «чтобы не было на устах одно, а в сердце — другое» (Псахим 113 б). Если же человек изначально собирался выполнить слово, но потом передумал, он нарушает не закон Торы, а постановление мудрецов (Рамбан, Рош к Бава Меция 49а, Сма 204:12 и др.).
В любом случае, неисполнение обещания противоречит духу Торы, как сказано (Цфанья 3, 13): «Остаток Израиля не совершит несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана». Иногда невыполнение обещания может расцениваться как открытая ложь (Шаарэй Тшува 3:183).
Обязанность держать обещание в бизнесе []
При заключении имущественных сделок обязанность выполнять устные обещания становится еще более строгой.
В Талмуде (Шабат 31а) сказано, что первый вопрос, который задают человеку на Небесном суде, — вопрос о том, насколько честен он был в деловых отношениях, часть которых — соблюдение устных договоренностей.
Юридическая обязанность []
Хотя устное обещание не обладает юридической силой, позволяющей взыскать обещанное по суду, человек, который не сдержал такое обещание, несет клеймо «ненадежного» — «мехусар амана» на языке мудрецов.
Еще строже осуждается тот, кто отменяет сделку после оплаты товара. С точки зрения еврейского имущественного кодекса передача денег еще не завершает акт приобретения, товар не приобретен, пока покупатель не получил его на руки.
Поэтому, если одна из сторон решит отменить сделку, суд не может этому воспрепятствовать.
Однако на такого человека падает проклятие суда «Ми ше-пара»: «Тот, Кто отплатил поколению потопа, Вавилонской башни и жителям Сдома и Аморы, отплатит тому, кто не держит своего слова».
Чтобы устное обещание имело юридическую силу, необходимо совершить «киньян» — акт приобретения. Для этого тот, кто дал обещание, приподнимает один из предметов, принадлежащих второй стороне, как бы «фиксируя» таким образом сделку с помощью «киньян судар» (дословно «приобретение платка»).
Чтобы обещание в будущем нельзя было оспорить, заявление должно быть озвучено в присутствии двух свидетелей. Или — зафиксировано письменно.
Обещания Творца []
Выполнение обещаний — одно из свойств, «характеризующих» Творца. Слово Б-га не может быть изменено, поскольку не существует обстоятельств, которые не были бы Ему известны в момент дачи обещания. В одном из своих пророчеств Билам начинает свою речь так (Бемидбар 23:19-20): «Б-г же не человек, чтобы лгать, и не сын человеческий, чтобы передумать. Он ли скажет и не сделает? Будет ли говорить и не исполнит?»
Творец обещает Ноаху никогда более не посылать всемирный потоп. В рамках союза между рассеченными частями (Берешит 15:9, 10) Творец обещает Аврааму даровать землю Израиля в исключительное владение его потомкам, а также — воздать тем, кто будет преследовать еврейский народ в периоды изгнания.
Одна из основ иудаизма — обещание Творца сохранять избранничество еврейского народа даже в период нашего изгнания и духовного падения. Об этом сказано в Торе (Ваикра 26:44): «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их».
В этом стихе мы видим и обещание, что еврейский народ никогда не будет полностью уничтожен, несмотря на гонения и многократные попытки уничтожения. Существование еврейского народа на протяжении всей истории — необъяснимый факт для историков.
Обеты и клятвы []
Запрещено нарушать устные обещания, тем более — обещания, скрепленные обетом или клятвой. Об этом сказано в Торе в главе Матот (Бемидбар 30:3): «Если кто даст обет Господу или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: всё, как вышло из уст его, должен он сделать».
Нет определенной формулы, которую надо произнести, чтобы обет или клятва вступили в силу. Достаточно сказать: «Клянусь поступить так-то и так-то» или «Принимаю на себя нэдэр (обет) поступить так-то и так-то».
Если человек обещал пожертвовать определенную сумму на цдаку, нельзя нарушить обещание, даже если оно не было скреплено обетом. Чтобы обещание дать цдаку не стало нэдэром, нужно произнести ограничительную формулу «бли нэдэр».
Это же относится к любому обещанию выполнить заповедь. Например, если человек пообещал изучить трактат Талмуда, обещание принимает статус нэдэра, даже если слово «нэдэр» не было упомянуто при обещании.
Разрешение (отмена) обетов []
Устная традиция предусматривает возможность отменить взятые на себя ограничительные обеты и клятвы, а также обещания, данные Б-гу, с помощью специальной процедуры, которая проводится в присутствии раввина или в присутствии троих менее сведущих в Торе евреев. В рамках процедуры человек должен рассказать, почему он решил отменить свое обещание, после чего раввин или трое евреев возвещают об отмене обещания.
Но в отдельных случаях отменить обет бывает невозможно. Поэтому в каждом конкретном случае лучше всего обратиться к знающему раввину.
В преддверии Рош а-Шана и в вечер Йом-Кипура (в молитве «Кол Нидрэй») совершают коллективное разрешение обетов и клятв, без конкретизации принятых на себя запретов. Но это отменяет только обеты, принятые ненамеренно, или те, о которых человек уже забыл. Чтобы отменить обеты, принятые намеренно, необходимо совершить полноценное разрешение обетов в присутствии раввина или трех простых евреев, с объяснением, какое именно обещание было дано и почему человек хочет его отменить.
Источник: https://toldot.ru/obeschanie.html
Религиозный ликбез: о таинстве обета, иконах и значении слова «аминь» — Одесская Жизнь
Обет – это зарок, клятва, обещание Всевышнему пожертвовать чем-то в благодарность за что-то или ради избавления от каких-то бедствий. Иногда человек может взять на себя обет осуществить паломничество, молиться или придерживаться поста.
Принимают обет только по доброй воле, а его неисполнение считается тяжким грехом. Случается, что человек дает зарок воздерживаться от того, что религиозные каноны не только позволяют, но и предписывают.
Такие обеты священники не одобряют и считают, что за это нужно просить прощения у высших сил, а сам обет выполнять не стоит.
Если человек не чувствует в себе сил или решимости выполнить обет, лучше его не давать вообще. Если же человек дал обет, к этому нужно относиться разумно. В случае, когда обстоятельства складываются так, что выполнить обет сразу невозможно, значит, его исполнение можно ненадолго отложить.
Понятие обета существует и в других религиях – иудаизме (недер) и исламе (харам, назр). Как и в христианстве, эти слова означают обещание, данное Богу. По исламским законам, если человек нарушил обет, он должен искупить свою вину. В древности мусульмане выкупали и отпускали на свободу рабов, а в наше время человек может помочь нуждающимся или выдержать «внеплановый» пост.
Любая молитва заканчивается словом «аминь», которое в переводе с иврита означает «верно», «да будет так», а в переводе с арамейского – «правда». Эта форма присутствует не только в христианских молитвах и псалмах, но и в исламских и иудейских. В этих религиях слово «аминь» используют в том же значении, что и христиане. Кстати, «аминь» и «аллилуйя» – единственные богослужебные слова на еврейском языке, которые не стали переводить на церковнославянский, украинский или русский.
Обычно слово «аминь» несет в себе смысл своеобразной «печати». Именно поэтому его произносят в конце молитвы, где оно должно подтверждать истинность произнесенных слов. Также это слово можно было увидеть в конце древних литературных произведений – там оно также подчеркивало верность сказанного.
Однако «аминь» даже после молитвы никогда не означает «конец». Например, считается, что Христос часто произносил «аминь» в начале фразы – он употреблял это слово в значении «истинно».
В Ветхом завете слово «аминь» употребляли для одобрения клятвы, а в новозаветных текстах – как знак подтверждения и согласия.
Почему в мечетях нет икон?
В переводе с греческого слово «икона» означает «образ». По легенде, первую икону людям подарил сам Иисус. Это случилось в сирийском городе Едессе, которым правил царь Авгарь. Он был болен проказой, и, узнав о чудесах, которые творил Христос, послал к нему художника. Но художник не смог изобразить Спасителя, и тогда Иисус приложил к своему лицу полотенце, на котором отобразился его лик. С тех пор люди стали изображать Христа на иконах.
В отличие от христианства, ислам и иудаизм не признают икон, так как строго следуют букве ветхозаветного писания.
Когда Моисей на горе Синай получил от Бога заповеди, во второй из них говорилось: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».
Мусульмане и иудеи воспитаны на этой ветхозаветной традиции, и привыкли строго выполнять то, что велели делать Моисей, Мухаммед или Иисус, и воздерживаться от того, что они запрещали. У них считается, что в религию нельзя привносить что-либо новое, так как она будет уже не ниспосланной свыше, а придуманной человеком.
Христианство: таинство обета
Священники неохотно благословляют верующих на принятие обетов и советуют им прежде хорошо подумать – ведь неотъемлемым условием этого обещания является жертва. Давать обет нужно в здравом рассудке, по зрелом размышлении и со спокойной душой.
При этом обязательно нужно посоветоваться со священником – он может предостеречь от принятия заведомо невыполнимого обещания. Если же человек принимает обет от души, а сам обет разумен и обоснован ситуацией, священник даст свое благословение.
В случае, если человек уже дал обет, но не может его выполнить, нужно пойти на исповедь, покаяться и попросить прощения.
Источник: https://odessa-life.od.ua/article/religioznyj-likbez-o-tainstve-obeta-ikonah-i-znachenii-slova-amin
Обет трезвости 28 июля 2019 года
Человек в храме в присутствии священника и прихожан перед образом Божией Матери, крестом и Евангелием дает обещание абсолютного воздержания от употребления алкоголя на определенный период времени. Обещание Богу жить трезво — это выражение нашего богопочтения. И Господь, видя такое радение человека о богоугодной жизни, обязательно ему помогает.
Не может не помочь, ибо сказано: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). После молебна каждому выдается обетная грамота и святой образ, перед которым давался обет трезвости, которые хранятся дома на видном месте.
С грамотой человек, давший обет, хранит и молитвенное обещание, которое он читает за утренним и вечерним правилом, напоминая себе о данном Богу слове.
Кто может дать «Обет трезвости»?
Обет трезвости может дать совершеннолетний православный христианин, имеющий твёрдое намерение не употреблять спиртного на выбранный им срок. При этом намерение должно быть трезвым, взвешенным о обдуманным.
Лукавый враг рода человеческого «иский, кого поглотити», конечно, не может спокойно отнестись ни к какому благому делу, тем более, того, чья душа (по мнению лукавого) уже порабощена страстью, и значит, совершает свой путь не к спасению, а в погибель.
Действовать напрямую, ставя препятствия на пути к храму, малоэффективно – большинство христиан знают эти козни лукавого и умеют противопоставлять им свое непреклонное намерение и молитву о помощи. Он же предлагает разные «благовидные предлоги», чтобы не дать человеку сделать шаг ко спасению души – на то он и лукавый (хитрый, то есть).
Вот – наиболее часто встречающиеся «аргументы»:
- страшно (вдруг нарушу?) – не страх Божий, а трусливая мыслишка: ничего не делать, чтобы не ошибиться.
- слишком большая ответственность – как будто жить по страсти – меньшая ответственность.
- сначала нужно привести себя в порядок (остановиться и т.п.), потом уж и давать обет – т.е. сначала вылечиться, а уж потом.
- сначала нужно стать примерным христианином (молиться, ходить в храм, соблюдать посты и т.п). – кому нужны врачи – здоровым или больным?
- нет, не сейчас: вот с понедельника (с начала месяца, Нового года и т.п.) начну новую жизнь – это один из самых хитрых ходов лукавого, способный остановить человека НАВСЕГДА (т.к. всегда впереди найдется еще более веский «повод для нового начала»).
Все эти блюда подаются под очень «пикантным соусом» доброжелательности ближних: обычно такие советы звучат из уст самых дорогих и близких (родственников, друзей, знакомых, священнослужителей даже).
И мы не должны их за это винить – они, как правило, действуют из самых лучших побуждений, поэтому лукавый именно в их уста вкладывает свои соблазнительные предложения.
Обет – это добровольное обещание Богу посвятить Ему себя или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом.
Казаки за трезвость!
Группа казаков Лобненского Городского Казачьего Отдела (ЛГКО МОО СКР) и Московского Областного Отдела Союза казаков России изъявила твёрдое намеренье и приняла твёрдое решение 28 июля 2019 года при благословлении настоятеля храма во имя Свт. Филарета Московского г.Лобня, протоиерея Димитрия Григорьянц принять Обет трезвости на различные сроки.
Отец Дмитрий полностью поддержал казаков Лобни в этом благом начинании и сам решил принять Обет трезвости. Это очень серьёзное решение, ибо легкомысленное отношение к обетам приравнивается к глупости и навлечению на себя неблаговоления Божия: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5,3-5).
Братья казаки, дорогие жители Лобни, православные. Если вы имеете твёрдое намерение присоединиться к казакам в этом богоугодном начинании, мы приглашаем Вас принять участие и дать Обет трезвости вместе с нами 28 июля 2019 года в 12 часов дня в Храм свт. Филарета Московского по адресу: 141730, Московская область, город Лобня, ул. Калинина д. 11.
Подхорунжий Ельчанинов
Игорь Сергеевич
Источник: https://lgko.ru/2019/07/14/obet-trezvosti/
Обеты в Священном Писании
Толковый словарь даёт следующее определение слову «обет»: Обет – это обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать.
Обет, данный Богу, — это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.
Первое упоминание об обете находится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:20-22).
I. Библейские примеры обетов, данных Богу
- Обет Иеффая: «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд.11:30-31).
- Обет Анны: «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1Цар.1:9-11).
- Обет Авессалома: «По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон» (2Цар.15:7-8).
- Обет язычников: «И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты» (Ин.1:16).
- Обет апостола Павла: «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету» (Деян.18:1.
II. Виды обетов:
1. Обет обещания («neder» — обещание или что-то обещанное)
Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.
2. Обет воздержания («’esar» — зарок, отказ или воздержание от чего-либо). Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо, например, от супружества; также обет это обет назорейства:
– Зарок от женитьбы или замужества: «Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей» (Числ.30:4).
– Обет назорейства. Этот обет включал в себя воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего. См. (Числ.6:1-21).
Назореями были Самсон (Суд.13:3-7) и Самуил (1Цар.1:11). К назореям относят и Иоанна Крестителя: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13-15).
III. Распоряжения ветхозаветного Закона об обетах
1. Обязательное исполнение обета.
Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: « если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Втор.23:22).
Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» (Втор.23:21-23).
«Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься» (Суд.11:35); «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5:3-4);
Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать» (Притч.20:25).
2. В каком случае обет мог быть аннулирован?
Обет мог быть аннулирован только в двух случаях: Отец мог наложить вето на обет своей дочери, а муж мог наложить вето на обет жены. Если муж не отменил обета жены, но позже способствовал тому, чтобы она нарушила свой обет, то грех за нарушение обета ложился на него, а не на неё (Чис.30:4-16).
3. Что могло быть обещано Богу во время произнесения обета?
Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество.
Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, — Господни они И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:26,30).
Господь объявил, к какому жертвоприношению, вознесённому по обету, Он будет благоволить, а к какой – нет: «И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего; и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения» (Лев.22:21-25).
4. Что можно было выкупить?
В Ветхом Завете описан закон о выкупе того, что было посвящено Господу по обету: Лев.27:1-25. Многое из посвящаемого могло быть выкуплено за определённую плату, установленную священником (за исключением чистого животного).
– В случае, когда речь шла о земле или домах, сумма выкупа составляла полную цену жертвы плюс 1/5 от цены жертвы. Цена недвижимости также определялась исходя из того, сколько лет оставалось до Юбилейного года (Лев.27:15-18).
– Животное, которое не отвечало стандартам жертвоприношения, могло быть выкуплено за свою цену плюс 1/5 цены: «Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику, и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть; если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей» (Лев.27:11-13).
IV. Обеты Богу и сегодняшний день
Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако, Священное Писание призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» (Пс.75:12).
Вопрос: Почему же псалмопевец призывает давать обеты Богу?
Ответ:
- Потому что Господь хочет, чтобы мы испытали свою веру и силу молитвы и через это возросли духовно: «Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои» (Иов.22:27);
- Чтобы мы испытали верность Господа и прославили Его за отвеченные молитвы и оказанные нам благодеяния: «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:14-15);
- Чтобы мы засвидетельствовали окружающим о Боге, отвечающем на наши молитвы: «Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов. Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей» (Пс.65:13-16).
Пример обета, который в наши дни люди дают Господу Богу — это крещальные обеты. Принимая крещение, человек даёт Господу обет жить и служить Богу в доброй совести. Вот как об этом сказано в 1Пет.3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».
Источник: https://azbyka.ru/obety-v-svjashhennom-pisanii
Назру — обет Аллаху
Назру — это когда человек даёт обет сделать какое-либо дело, которое не является обязательным по Шариату, например соблюдать пост, прочитать Коран, принести в жертву животное ради Аллаха и т.д..
Примеров и форм обета (назру) существует много. Когда у человека случается какое-то радостное событие в жизни, он берет на себя обязательство раздать определенное количество денег. Или другой пример, когда у человека горе и он дает обет – если Аллах избавит меня от этого горя, то я сделаю такое-то благое дело.
Из истории религии начиная от Адама (аляйхи ссалям) и до последнего Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) также известно много примеров, когда люди давали обет Аллаху.
Однажды беременная женщина из рода Имрана подняла голову к небу.
— О Владыка мой, «дала Тебе обет посвятить на служение Тебе то, что я ношу в утробе своей. Он будет служить священному Дому, поклоняясь Тебе днем и ночью, и никогда не перестанет почитать Тебя.
Прошли месяцы, и женщина родила девочку. И она дала ей имя Марйам. Эта была мать пророка Исы (Иисуса) (аляйхи ссалям).
Мать подождала, пока смогла подняться после родов, взяла Марйам и пошла с ней в Священный Дом, чтобы оставить ее для служения Создателю в храме. Она хотела сделать Марйам одной из служительниц в мечети, так как дала обет этого, если Аллах дарует ей ребенка. Аллах подарил ей Марйам, и она выполнила данный обет.
Другое упоминание об обете мы также находим в истории пророка Иса (аляйхи ссалям) Новорожденный Иса (аляйхи ссалям) сказал своей матери Марям:
«И встряхни к себе ствол пальмового дерева; тогда свежие спелые финики посыпаются на тебя. Итак, ешь и пей, и освежи око твое. И если ты увидишь какого-либо человека, скажи: «Я дала обет поста Милосердному, посему не буду я ныне говорить ни с кем из людей».
Исполняйте свои обеты!
Взявший на себя такое обязательство, обязан выполнить это, ибо в Коране говорится:
وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ
(Смысл): «Пусть исполнят свои обеты» (Сура Хадж, аят 29).
Если человек дал обет делать определённое поклонение ради Аллаха — то он обязан это делать. А если дал обет — сделать какой-либо грех — то все учёные единогласны в том, что этого делать нельзя.
Айша передаёт, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا
عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ مَنْ نَذَرَ أَنْ يُطِيعَ اللَّهَ فَلْيُطِعْهُ وَمَنْ نَذَرَ أَنْ يَعْصِيَهُ فَلَا يَعْصِهِ
«Кто дал обет поклоняться Аллаху — пусть поклоняется, а кто дал обет ослушаться — пусть не ослушивается!» (аль-Бухари №6202).
Анас ибн Малик передаёт:
عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَأَى شَيْخًا يُهَادَى بَيْنَ ابْنَيْهِ قَالَ مَا بَالُ هَذَا قَالُوا نَذَرَ أَنْ يَمْشِيَ قَالَ إِنَّ اللَّهَ عَنْ تَعْذِيبِ هَذَا نَفْسَهُ لَغَنِيٌّ وَأَمَرَهُ أَنْ يَرْكَبَ
«О том, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) увидел старого человека, идущего рядом с сыновьями. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил: что с ним? Ему ответили: это он сделал назру идти пешком. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, что Аллах не нуждается в самоистязании человека, и приказал ему сесть на животное» (аль-Бухари №1732).
Что делать, если нарушил обет?
Если кто-либо сделал намерение зарезать животное ради Аллаха и своевременно не выполнил обет — это остаётся за ним до тех пор, пока он жив. И как можно скорее нужно постараться выполнить этот обет, как только появится возможность. Выполнить обет — это его обязанность.
Если человек не может выполнить обет и по каким-то причинам для него это стало невозможным — он должен избавиться от этого обязательства, выплатив штраф. Такой же штраф, как и за нарушение клятвы.
В качестве штрафа он обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600 грамм) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п. Кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов штрафа, обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием, поскольку Аллах в Коране говорит:
«لَا يُؤَاخِذكُمْ اللَّه بِاللَّغْوِ» الْكَائِن «فِي أَيْمَانكُمْ» هُوَ مَا يَسْبِق إلَيْهِ اللِّسَان مِنْ غَيْر قَصْد الْحَلِف كَقَوْلِ الْإِنْسَان : لَا وَاَللَّه وَبَلَى وَاَللَّه «وَلَكِنْ يُؤَاخِذكُمْ بِمَا عَقَدْتُمْ» بِالتَّخْفِيفِ وَالتَّشْدِيد وَفِي قِرَاءَة عَاقَدْتُمْ «الْأَيْمَان» عَلَيْهِ بِأَنْ حَلَفْتُمْ عَنْ قَصْد «فَكَفَّارَته» أَيْ الْيَمِين إذَا حَنِثْتُمْ فِيهِ «إطْعَام عَشَرَة مَسَاكِين» لِكُلِّ مِسْكِين مُدّ «مِنْ أَوْسَط مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ» مِنْهُ أَيْ أَقْصَدُهُ وَأَغْلَبه لَا أَعْلَاهُ وَلَا أَدْنَاهُ «أَوْ كِسْوَتهمْ» بِمَا يُسَمَّى كِسْوَة كَقَمِيصٍ وَعِمَامَة وَإِزَار وَلَا يَكْفِي دَفْع مَا ذُكِرَ إلَى مِسْكِين وَاحِد وَعَلَيْهِ الشَّافِعِيّ «أَوْ تَحْرِير» عِتْق «رَقَبَة» أَيْ مُؤْمِنَة كَمَا فِي كَفَّارَة الْقَتْل وَالظِّهَار حَمْلًا لِلْمُطْلَقِ عَلَى الْمُقَيَّد «فَمَنْ لَمْ يَجِد» وَاحِدًا مِمَّا ذُكِرَ «فَصِيَام ثَلَاثَة أَيَّام» كَفَّارَته وَظَاهِره أَنَّهُ لَا يُشْتَرَط التَّتَابُع وَعَلَيْهِ الشَّافِعِيّ «ذَلِكَ» الْمَذْكُور «كَفَّارَة أَيْمَانكُمْ إذَا حَلَفْتُمْ» وَحَنِثْتُمْ «وَاحْفَظُوا أَيْمَانكُمْ» أَنْ تَنْكُثُوهَا مَا لَمْ تَكُنْ عَلَى فِعْل بِرّ أَوْ إصْلَاح بَيْن النَّاس كَمَا فِي سُورَة الْبَقَرَة «كَذَلِكَ» أَيْ مِثْل مَا بُيِّنَ لَكُمْ مَا ذُكِرَ «يُبَيِّن اللَّه لَكُمْ آيَاته لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ» ـهُ عَلَى ذَلِكَ
(Смысл): «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы (когда человек просто языком говорит, не имея намерения, как «валахи», «билляхи»), но взыщет за то, что вы скрепили клятвами (клялись, имея намерения).
Во искупление этого (при нарушении), необходимо накормить десятерых бедняков (каждому бедняку по мудду) средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их (рубашка, головной убор, брюки и т.п), или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, должен поститься в течение трёх дней (по мазхабу аш-Шафии не обязательно подряд).
Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения – быть может, вы будете благодарны» (Сура «аль-Маида», аят 89 — тафсир Джаляляйн).
Укба ибн Амир от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) передаёт:
عَنْ عُقْبَةَ بْنِ عَامِرٍ
عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ كَفَّارَةُ النَّذْرِ كَفَّارَةُ الْيَمِينِ
«Штраф за назру такой же, как за клятву» (Муслим №3103).
Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/22666
Обет
Обет — это обещание Богу или обещание, данное перед Богом. Человек может давать обет соблюдать строгий пост и молитву, обет совершать дела милосердия во имя Господне, обет освободиться от власти греха или пагубной страсти.
Перед Богом даются и другие обеты. Например, отказ от мирской жизни и посвящение себя служению Господу — монашеский обет или брачный обет — обещание верности мужу или жене.
Обеты в христианстве
В Библии есть слова о том, что человек не должен произносить клятвы.
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя, ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.»
(От Матфея 5:33-37)
Человек не может клясться в чем-то, так как его жизнь и события, которые в ней происходят, зависят не только от него, но от воли Бога. Тем более, мы не можем клясться тем, что нам совершенно не принадлежит — жизнью и здоровьем близких.
— «Я развожусь, но покажите обет, который я нарушаю»
Примеры клятв, правда, встречаются в Писании.
«Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.»
(1Фессалоникийцам 5:27)
Но — это пример того, как Господа можно призвать в свидетели в сложной ситуации, а не уверенность в том, что человек может ручаться за все, что происходит в его жизни или в жизни других людей.
Обет — это обещание, а значит, — твердое намерение. Мы осознаем, что не все зависит от нас, в то же время, обещаем сделать все от нас зависящее.
Обеты давали многие библейские персонажи:
- Обеты Иакова,
- Обеты Иеффая,
- Обеты Анны,
- Обеты Авессалома.
Какие бывают обеты?
Большинство упоминаний об обетах, данных Богу, существуют в Ветхом Завете. Но и в христианстве существуют разные обеты. Иисус не запрещал обеты, которые давались Богу свободно, от полноты сердца:
- Обет безбрачия — отказ от супружества. Его могут принимать не только монашествующие. По своей доброй воле человек может отказаться от супружества и посвятить себя другим делам милосердия и служению Богу;
- Брачный обет — брачный обет наоборот говорит о том, что супруги вместе будут стремиться к Господу. Муж и жена становятся единой плотью. Одна из целей брака — вместе возрастать в вере. Муж и жена должны хранить друг другу верность, защищать и заботиться друг о друге.
- Монашеские обеты — обеты о добровольном согласии отречься от мира.
- Обет молчания и другие аскетические обеты, которые часто давали святые в качестве жертвы в благодарность Богу.
- Крещальный обет — обет следовать за Христом, который дается во время Таинства Крещения.
Священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов (или: слуг) его, и от всего поклонения ему, и от всего великолепия его?»
Оглашаемый: Отрекаюсь!
Священник: «Сочетаешься ли ты со Христом?»
Оглашаемый: «Сочетаюсь!».
— Вступление в брак — это обет на верность
Монашеские обеты
Св. Антоний Великий, услышав слова Христа в Евангелии: «Оставь все и следуй за Мною», действительно оставил все и удалился в пустыню. У него нашлось много последователей, которые хотели соблюдать обеты.
- Обет нестяжания;
- Обет целомудрия;
- Обет послушания.
Люди были готовы полностью отказаться от всего мирского или того, что представлялось им мирским. Таким образом клир разделился на две половины, одной из которых стали те, кто дал монашеские обеты.
Христианская жизнь вносила свои коррективы в жизнь монастырей, монашеские обеты со временем тоже обретали новые смыслы. Например, в современном последовании монашеского пострига из Большого Требника исчезли обеты относительно запрета на владение личным имуществом, поскольку с практической точки зрение какое-то личное имущество все же требуется. Но суть осталось той же — обет нестяжания означает, что личное обогащение не может быть приоритетом тех, кто ушел от мира.
Поскольку вы здесь
у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.
Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.
Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!
Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen
Источник: https://www.pravmir.ru/obet/
ОБЕТЫ
Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех.
Пророк Моисей Боговидец
Преподобный Симеон Новый Богослов
Обеты Богу
Дал бы Бог соблюстись нам от больших зол, а за эти малости Он не будет слишком взыскателен! Кто говорит такие речи? Христиане, чада Христовы, давшие такие великие обеты Богу, когда крестились, — и особенно монахи, вступившие во вторые соглашения и заветы с Богом; т. е.
которые облечены иноческим одеянием вместо добродетели и носят имя монаха вместо святости, которые вошли в соглашение со Христом, что отвергнутся мира и всего что в мире, отвергнутся и родителей, и родных, и друзей, обещали слушаться своих духовных отцов, как Бога, и соблюдать строжайшее подвижничество и внимание, даже до взора очей и праздного слова, т. е.
что ни смотреть не будут бесчинно, ни празднословить, — а теперь думают, что не грех и зависть, и осуждение, и ропот, и прекословие, и лживые речи, и следование своей воле, и божба, и скрытное украдение вещей монастырских, чтоб иметь их как свои собственные, или дать другим без ведома настоятеля, и при этом еще думают, что совсем не грех — худо исполнять свои монастырские послушания, т. е.
когда поручено кому какое-либо служение братиям, исправлять его с пристрастием, или с лукавством, или с завистью, или бессовестно, или торгашески.
Святитель Василий Великий
Нарушающий обеты, данные Духу Святому, делает хуже досадителей, пьяниц и проводящих жизнь в праздности, это всякому очевидно. Не малый подвиг произнесшему обет — присовокупить к этому и что следует за обетом.
Святитель Григорий Богослов
Не отдав обещанного, ты крадешь это у себя
Ничего не обещай Богу (Еккл. 5:4), даже и малости, потому что все Божие прежде, нежели принято от тебя. И что еще скажу? Не отдав обещанного, ты крадешь это сам у себя. — Какой же необычайный приимешь на себя долг? Да уверят тебя в этом Анания и Сапфира (Деян. 5:1-11).
авва Иосиф
Касательно соблюдения главных заповедей — за них даже и смерти не должно избегать
Хотя бы по внушению какой-либо страсти мы и связали себя какою-либо клятвою, чего никто из монахов вовсе не должен бы делать, однако ж, сторона того и другого дела должна быть исследована здравым суждением ума, и то дело, которое мы постановили сделать, должно быть сравниваемо с тем, к которому вынуждаемся перейти, и без промедления надобно приступать к тому, которое по исследованию старцев будет признано лучшим. Ибо правильнее будет нам оставить данное нами слово (обещание), нежели потерпеть ущерб в деле более полезном и благочестивом. Помним, что разумные и опытные отцы никогда не были упорны и неизменны в таких определениях, но как воск от жара солнца, так они, разумом смягчаясь, по требованию здравого рассуждения без колебания переходили на лучшую сторону. А каких видели, что они упрямо оставались в своих определениях, тех мы всегда признавали неразумными, лишенными рассудительности. Мы это говорим не о главных заповедях, без которых вовсе не может состояться наше спасение, а о тех, которые без опасности для нашего состояния можем оставить, или исполнить, например, касательно неослабной строгости поста, постоянного воздержания от вина или масла, касательно безвыходного пребывания в кельи, касательно непрестанного занятия чтением или размышлением; все это без ущерба для нашего звания и намерения можно соблюдать, когда угодно, а можно безупречно и оставить, когда будет необходимо. Впрочем, касательно соблюдения главных заповедей надобно твердо постановить, за них даже и смерти не должно избегать, если это необходимо будет, для них надобно непоколебимо говорить: «Я поклялся и постановил».
Преподобный Исидор Пелусиот
Не обещать дара Богу — безбедное дело, а дать обет и отказаться от исполнения — достойно осуждения.
Преподобный Серафим Саровский
Благочестивые обеты и от смерти человека избавляют
Некоторые из христиан дают благочестивые обеты пред Богом, то есть обещаются сделать то или другое доброе дело. Такие обеты, если они согласны с духом христианского благочестия и ни в каком отношении не вредны для наших ближних, – богоугодны и для обещающихся полезны. Богоугодны, ибо они не что иное, как твердое предприятие какого-либо доброго дела во славу Божию и для возвышения своего благочестия.
Полезны, ибо примеры показывают, что они дающих их даже от смерти избавляли. Слыша последнее, конечно, многие спросят: неужели это когда-нибудь могло быть? Отвечаем им, что подлинно могло быть, в чем и постараемся убедить их. Некоторым мужу и жене преподобный Серафим Саровский дал одно приказание, вроде заповеди для жизни супружеской, и в заключение к нему прибавил: «Если вы этого не исполните, то ты (то есть жена) или он скоро умрете».
До смерти преподобного муж и жена соблюдали заповедь его, а потом забыли и несколько раз нарушили ее. Но вот после этого муж однажды внезапно сделался болен расслаблением всех членов и чем-то вроде сильной горячки, так что через две недели после того как слег в постель, лишился голоса, губы его помертвели и он стал совершенно безнадежен.
Но в тот самый день, когда уже смерть была готова взять свою жертву, утром пришел к больному лечивший его врач и рассказал присутствующим свой сон.
Ему представилось, что он шел к упомянутому больному, и вдруг попался ему навстречу седовласый старец в лаптях и в рубище, который остановил его и сказал: «Ты идешь лечить его? Знай, что ты его не вылечишь и он должен умереть; но ты скажи ему, чтоб он дал перед Богом какой-нибудь обет, и тогда он останется в живых».
Больной слышал этот рассказ врача, по уходе его стал размышлять о слышанном и тотчас понял, что этот старец был не кто иной, как отец Серафим, и что его болезнь была следствием нарушения его заповеди. Тогда он начал горько раскаиваться в своем поступке и дал обет Богу, что если останется в живых, то возьмет на свое попечение одну из своих родственниц, сироту-девицу.
Только что он утвердил в душе своей этот обет, как почувствовал мгновенное облегчение болезни, а через несколько минут сам сел на постели и стал звать к себе жену обыкновенным голосом здорового человека. На другой же день он стал ходить и потом совершенно выздоровел. Итак, подлинно могло быть то, что благочестивые обеты даже от смерти человека избавляли.
Дал умирающий обет взять на свое попечение сироту – и мгновенно почувствовал облегчение от болезни и стал ходить, и стал говорить как здоровый, а потом и совершенно выздоровел. Столь великую цену имеют в очах Божиих обеты благочестивые! А ввиду сего, если Господь положит на сердце кому-нибудь из вас дать такой обет, то и дайте.
Но дайте, во-первых, с молитвой, чтобы Господь принял его, во-вторых, с благодарностью Богу за то, что Он внушил его, в-третьих, опять с молитвой, чтобы Господь помог исполнить его, и, наконец, в-четвертых, с твердой решимостью соблюсти его. И это последнее должно быть особенно необходимо для человека, обет дающего, ибо не исполняющий обетов не только не получает награду, но и осуждается. «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор.23:21). Примите же при обетах это к сведению. Аминь.
Святитель Феофан Затворник
В обетах, конечно, разумеются дела, или деятельная сторона Но главное — душевный строй. Если сей цел, то изменение какое-либо во внешнем течении дел никакого вреда и ущерба не делает.
Преподобный Макарий Оптинский
Нарушившие обет подвергнутся наказанию Божию
За оставление своего намерения [пойти в монастырь] можешь многое пострадать. Вижу, что у вас завязалась переписка не на шутку, и нумерация на письмах выставляется; по условию ты должна отвечать не на пользу свою, но на расстройство духа! Он заметил в тебе неравнодушие к .
поэтому и полагает, что не твердо твое основание [обет], старается поколебать оное до конца, представляет суету мира в прелестном виде своих занятий и свою к тебе привязанность, а юное твое сердце, однажды уязвленное, растравляется еще более пламенем разжженных стрел.
Ежели в тебе не погасла еще искра желания и стремления к Богу и ежели не совсем помрачился твой разум, то сама можешь видеть и рассудить: могут ли поместиться в твоем сердце Слово Божие и глаголы святых Ефрема, Дорофея, Иоанна Лествичника, Макария и прочих, которые ты с таким вниманием принимав и читала? и вместе с оными письма, обольщающие твои чувства, и влекущие к миру и его мнимым удовольствиям? Не можете Богу работати и мамоне (миру) (Мф. 6:24), глаголет Господь, и Апостол: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4:4). Ты боишься нарушить дружбу миролюбцев, а не страшишься соделаться врагом Божиим?
Обещания, данные выше сил (без рассуждения), не будут взысканы
О том, что вы налагали на себя пост: хлеб и воду, и не исполнили, советую не смущаться, ибо оное обещание ваше не имело рассуждения и выше силы вашей было предпринято, а Бог выше меры от нас не требует.
Как давать обеты
О обетах ничего не случалось мне видеть в Писании, что давать должно с благословения; знаю, что дают оные просто, но есть безрассудные обеты и неудобь исполнимые. В этом надобно предоставить на рассуждение духовного отца, он может переменить на другой удобоисполнимый.
Три сестры: Тарсила, Емилиана и Гордиана — благочестивые, богобоязненные девы, пожелали посвятить себя на служение Богу, и в один день приняли иноческий образ.
Горя любовию ко Господу и живя в одной келье, они со смирением предали себя в послушание старшим инокиням монастыря, в который поступили. Что, казалось, могло быть лучше такой жизни? Но дьявол нарушил покой мудрых дев, и одна из них объюродела.
Мало-помалу Гордиана стала ослабевать в иноческих подвигах, вступила в общение с мирскими девицами, стала сладко есть и пить, а, наконец, и вовсе нарушила монашеский обет и вышла замуж.
Тарсила же и Емилиана пребыли в своем подвиге до конца. Первой перед смертью явился ее умерший дядя Феликс, епископ Римской церкви, и сказал: «Готовься в обитель света, я скоро приму тебя».
После этого видения Тарсилу постигла болезнь, и она, сподобившись во время оной лицезрения Господа, вскоре блаженно скончалась. Прошло немного времени, и она явилась своей сестре Емилиане и сказала: «Готовься, Рождество Христово я без тебя провела, а в Богоявление будем вместе».
«На кого же я оставлю сестру нашу Гордиану?» — спросила Емилия. «Она уже причтена к миру», — ответила Тарсила.
Видение кончилось, и слова Тарсилы сбылись. Емилиана подлинно перед Крещением Господним перешла в вечную жизнь. Что же стало с Гордианой? Увы! «Сии две, — говорит святитель Григорий, папа Римский, — приясте вечную жизнь, сия же (т. е. Гордиана) нескончаемую муку».
Источник: http://azbukaspaseniya.com/biblioteka/obet.html