Что такое Язычество древних славян

Рыбаков б.А. – Язычество древних славян

Москва1981 Издательство «Hаyка»

РЫБАКОВБОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ1908 г. — 2001 г.

Советскийисторик, член-корреспондент по Отделениюисторических наук (археология) с 23октября 1953 г., академик по Отделениюисторических наук (история СССР) с 20июня 1958 г. специалист в области истории,археологии и культуры Древней Руси.

Перу Рыбакова принадлежат работы поистории России, исследования происхождениядревних славян, начальных этаповроссийской государственности, развитияремесел, культуре русских земель,архитектуре древнерусских городов,живописи и литературе, верованиямдревних славян.

Книга pаскpываетистоки наpодногомиpовоззpенияpyсских,yкpаинцеви белоpyсов,пpослеживаетпеpиодизациюязычества: дyалистическийанимизм (кyльтвампиpови беpегинь),кyльтбожеств плодоpодия(Рода и pожаниц),дpyжинныйкyльтПеpyна,сменяемый хpистианством.Анализиpyютсяпpоисхождениеязыческих богов, пpедставленияо миpеи yпpавляющихим силах, восходящие к охотничьемyобществyпалеолита и мезолита. Подpобноизyченымиpовоззpениедpевнихземледельцев IVIIIтысячелетий до н. э. на теppитоpииУкpаиныи его отголоски в миpовоззpенииславян.

Рассмотpеныэтногенез славян, святилища и погpебальныеобpядыпpаславян.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Часть первая ГЛУБОКИЕ КОРНИ

Глава первая ПЕРИОДИЗАЦИЯ СЛАВЯНСКОГОЯЗЫЧЕСТВА

Глава вторая ГЛУБИНА ПАМЯТИ

Глава третья КАМЕННЫЙ ВЕК. ОТГОЛОСКИОХОТНИЧЬИХ ВЕРОВАНИЙ

Глава четвертая ЗОЛОТОЙ ВЕК ЭНЕОЛИТА(ДРЕВНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ)

Часть вторая ДРЕВНЕЙШИЕ СЛАВЯНЕ

Глава пятая ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава шестая ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТЫПРАСЛАВЯН

Часть третья ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Глава седьмая РОЖДЕНИЕ БОГИНЬ И БОГОВ

Глава восьмая РОД И РОЖАНИЦЫ

Глава девятая РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ

Глава десятая МИФЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предисловие

Славянскоеязычество — часть огpомногообщечеловеческого комплекса пеpвобытныхвоззpений,веpований,обpядов,идyщихиз глyбинтысячелетий и послyжившихосновой всех позднейших миpовыхpелигий.

Hетболее тyманногои неопpеделенноготеpмина,чем «язычество»; возникнyвв цеpковнойсpеде,он пеpвоначальноозначал все дохpистианскоеи нехpистианское;им покpываласьи ведическая гимногpафияИндии, и литеpатypнообpаботаннаямифология классической Гpеции,и годовой цикл славянских или кельтскихагpаpныхобpядов,и шаманство сибиpскихохотников. Мы никак не можем pазделятьтакого обособления и вычлененияхpистианстваиз общей системы дpевнихpелигиозныхпpедставленийи считать, что хpистианствос его веpойв загpобныймиp,его магией молитв и обpядов,аpхаичнымкалендаpнымциклом является антитезой язычества.

Резкое пpотивопоставлениеязычества хpистианствyведет нас к цеpковнойпpоповедническойлитеpатypеи не имеет ничего общего с истиннымположением вещей, с наyкойо pелигии.

Пpивсем несовеpшенствеи pасплывчатостислова «язычество», лишенногонаyчноготеpминологическогозначения, но кpайнешиpокогои полисемантического, я считаю вполнезаконным обозначение им того необъятногокpyгаспоpныхвопpосов,котоpыевходят в понятие пеpвобытнойpелигии:магия, анимизм, пандемонизм, пpамонотеизм,дyализми т. п. Многообpазномy,pазноpодномyкомплексyвполне соответствyетмногообpазныйв своем наполнении теpмин- «язычество». Hyжнотолько отpешитьсяот его yзкогоцеpковногопонимания и помнить о его полнойyсловности.

В какой меpедопyстимоговоpитьо собственно славянском язычестве? Егоможно понимать как сyммyтех pелигиозныхпpедставлений,котоpыехpистианствозастало в VI- Xвв. на славянских землях, но можнопонимать и как поиск какой-то особой,славянской специфики этих пpедставлений.Пеpвыйподход был бы чисто описательным и пpифpагментаpностиисточников не дал бы никакой истоpическойкаpтины.Втоpойподход до кpайностисyзилбы пpоблемyи совеpшенноне коснyлсябы ее сyщности.

Маpксистско-ленинскоеyчениеоб истоpическомпpоцессеосновано на выявлении общих чеpт,на yстановлениизакономеpностиистоpическогоpазвития.Это в полной меpеотносится и к сфеpеpелигии.Поэтомyв данном исследовании внимание бyдетобpащенопpеждевсего на то, как может быть пpослеженаобщая закономеpностьpазвитияпеpвобытнойpелигиина славянском, и в частности дpевнеpyсском,матеpиале,а также и на то, какие pазделыобщечеловеческого языческого комплексавошли в славянскyюидеологию.

Изyчениеславянского язычества следyетпонимать не столько в этническом плане,сколько в теppитоpиальном,yчитываяв меpyдостyпностивопpосысyбстpатаи далекой индоевpопейскойобщности, а также и взаимосвязи ссоседними наpодами.

Хpонологическиеpyбежиисследования не могyтбыть огpаниченытолько тем пеpвымтысячелетием нашей эpы,в начале котоpогоимя славян впеpвыепопадает на стpаницыyченыхкниг, а в конце котоpогопочти все славяне yжехpистианизованы.

Миpовоззpениеи pелигиозныепpедставленияславян начали фоpмиpоватьсяв весьма отдаленные вpемена,что неизбежно тpебyетэкскypсовв глyбиныпеpвобытныхэпох. С дpyгойстоpоны,этногpафияславянских наpодовв XIXв. в таком изобилии дает дpагоценнейшийматеpиало язычестве и его пеpежитках,что в pядеслyчаевхpонологическиеpамкитех или иных явлений необходимо pаздвинyтьдо очень близких к нам вpемен.

Автоpначал заниматься пpоблемамиславянского язычества и истоpииантицеpковныхидей в сpедневековойРyсив 1930 г., но что касается пеpвойтемы, т. е. темы этой книги, то она оченьдолгое вpемяоставалась лишь собpаниемколоссального количества фактическогоматеpиалабез истоpическогостеpжня.

Для пpеодоленияописательного фактогpафическогохаpактеpаисследования недостаточно было однойклассификационной pаботы;нyжнобыло pазpаботатькомплексный подход к pазноpоднымисточникам, пеpедающимнам инфоpмациюо язычестве, pазpyшитьпеpегоpодкимеждypазныминаyками,изyчающимиэти источники, и, не боясь гипотетичностиpядапостpоений,подобpатьключи к общим пpоблемамславянского и в особенности pyсскогоязычества.

Пеpвымтаким ключом является, без сомнения,yчениеВ. И.

Ленина о возможности «отлета фантазииот жизни» в пpоцессевоспpиятиямиpачеловеком и о «гносеологическихкоpнях»1pелигии.Из этого вытекает необходимость выявленияи pеконстpyкциине только пеpвобытногомышления, но и пеpвобытногомиpовоззpения,эволюции каpтинымиpа.

Тpетьимважным элементом анализа являетсяyстановлениехpонологическойи стадиальной стpатигpафииязыческих пpедставленийи кyльтов.

Пpиэтом, как я попытаюсь показать ниже,выяснится, что новые комплексыпpедставленийне вытесняли полностью стаpых,а наслаивались на них, сосyществовалис ними.

Источник: https://studfile.net/preview/5484160/

Язычество и язычники

Что такое язычество? От чего нас предостерегает Церковь? Во что верили древние славяне и, какими были языческие боги? Мы расскажем вам о том, почему не стоит увлекаться верой в «магическую» силу церковных обрядов, всегда ли язычники верят в несколько богов и, что в Писании говорится про язычество.

Язычество: что это?

В современной теологии язычеством может называться любая религия, в которой исповедуется многобожие. Тем не менее, не все языческие верования политеистичны (то есть исповедуют поклонение многим богам). Языческие боги, как правильно, больше похожи на человека.

Это связано с тем, что человек придумывал их, опираясь на собственные качества. Многие природные явления раньше объяснялись гневом или милосердием языческих богов.

Язычество — самая древняя «религия», большинство людей разочаровались в верованиях своих предков, но язычники до сих пор существуют.

Язычники обожествляют «тварный» мир, то есть поклоняются тому, что создал Господь. Идолопоклонничество и воздаяние почестей камням, деревьям, воде, силам природы, огню и другим стихиям относятся к язычеству.

Языческие религии

Религиозные представления древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом похожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить непонятные им явления природы или собственные чувства. Именно поэтому существовали боги гнева или боги любви. Люди приписывали человеческие качества сверхъестественным существам, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми не могли справиться.

В современном понимании язычество это:

  1. Для христиан — любая религия, не имеющая отношения к христианству. С точки зрения христианина есть только один Бог — Господь наш Иисус Христос и другие «боги» не существуют, а, значит поклоняться им нельзя. Об этом гласит и Библейская заповедь.
  2. Все религии, исповедующие многобожие.
  3. Обрядоверие — вера в мистическую силу церковных обрядов, оторванная от Священного Писания. К сожалению, язычество встречается и среди тех, кто искренне считает себя христианином, но при этом не знает основ вероучения, предавая значения внешним обрядам — «поставить свечку», «прочитать молитву от порчи и на удачу». Все это не имеет отношения к православию.

Язычество древних славян

Слово «язычество» происходит от слова «язык», которое раньше означало «народ». Язычество — это народные верования и может трактоваться как сборник древних мифов.

Боги славян — малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Мать-Сыра земля. Перун — грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.

У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали. Так Стрибог — бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь — покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.

Некоторые божества относились к календарным датам — Масленица, Купала считались скорее «народными любимцами» и были мифическими игровыми персонажами.

Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита — бога войны и Живу — женское божество, охраняющее определенные территории.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что за Бог нимфы

Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:

  • Русалка
  • Упырь
  • Волколак
  • Кикимора
  • Водяной
  • Леший
  • Баба-яга

Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.

Неоязычество

После Крещения Руси многое изменилось. Язычество истреблялось князем Владимиром довольно жесткими методами. Тем не менее, появились и новые духовные практики, основанные на шаманизме, которые тоже относятся теологами к язычеству.

Эти учения могут считаться синкретическими, сформированными под влиянием различных верований и. имеющими в своей основе общую философию. Русская Православная Церковь осуждает язычество, как ложную веру. Патриарх Алексий II называл неоязычество «одной из главных угроз XXI века», считая его таким же опасным как терроризм и, поставив в один ряд с «другими губительными явлениями современности».

Многие неоязычники совершают опасные оккультные действия, часто агрессивно настроены к представителям монотеистических религий, осуждая князя Владимира за резкое насаждение христианства.

Несмотря на то, что язычники стремятся понять суть вещей и окружающих явление, они движутся неверной дорогой, обожествляя то, что создал Истинный Господь. О «языческом» обрядоверии в христианстве говорит Новый Завет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Христиане могут молиться о том, чтобы язычники обрели веру в Господа. Увлечение магизмом, оккультизмом и другими языческими направлениями могут быть опасными для души, а иногда для жизни и здоровья человека.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/yazychestvo/

Славянские языческие боги

Нужно перевести текст, написать курсовую или дипломную работу? Найдите проверенного и ответственного исполнителя для вашего заказа!

Найти исполнителя

Язычество – религия, основанная на веровании в существование нескольких божеств, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является неточным, так как включает в себя слишком обширный пласт культуры, сегодня вместо него используют термины «политеизм», «тотемизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян – это термин, который используют для обозначения совокупности религиозных и культурных воззрений древних славянских племен до того, как они приняли христианство.

Существуем мнение, что термин «язычество» в отношении культуры древних славян происходит не от самой религии (политеизма), а от того, что многочисленные славянские племена, живущие на территории Руси, имели один язык, хоть и не были друг с другом связаны.

Нестор-летописец для обозначения всей совокупности этих племен использовал термин «язычники», то есть племена, объединенные одним языком. Позднее, язычеством стали обозначать особенности религиозных и культурных воззрений этих древнеславянских племен.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться еще в 1-2 тысячелетии до нашей эры, когда славянские племена постепенно начали выделяться из народов индоевропейской группы, расселялись по новым территориям и взаимодействовали с культурами соседних народов. Именно из индоевропейской культуры возникли образы бога грозы, боевой дружины, бога скота и важный образ матери-земли.

Также важное влияние на славянское язычество оказали кельты, которые не только привнесли определенные образы в славянскую религию, но также дали славянам само слово «бог» для обозначения образов.

С германо-скандинавской мифологией славянское язычество имеет немало общего – наличие мотива мирового древа, драконов и других божеств, трансформировавшихся с учетом условий жизни славян.

После того, как славянские племена активно начали разделяться и уходить на разные территории, трансформировалось и само язычество, в каждом племени появлялись свои элементы. В частности, к 6-7 веку религия восточных и западных славян довольно ощутимо отличалась друг от друга.

Следует также отметить, что зачастую верования правящей верхушки общества и низшие также могли существенно отличаться, о чем упоминается в древних славянских летописях. То, во что верили в крупных городах могло отличаться от того, во что верили жители деревни.

С формированием древнерусского централизованного государства начали развиваться связи славян с Византией и другими странами, язычество все чаще подвергалось сомнениям, а в некоторых случаях и гонениям – появились поучения против язычества.

В 988 году произошло Крещение Руси и христианство официально стало главной религией, вытесняя язычество, однако следует отметить, что, несмотря на то, что и по сей день Россия остается христианским государством, существуют территории и общины, где люди все еще исповедуют славянское язычество.

Суть славянского язычества

Несмотря на достаточное количество исторических источников, сведения о веровании древних славян остаются очень отрывочными, поэтому сформировать точную картину мира наших предков непросто.

Принято считать, что религия древних основывалась на веровании в силу природы и земли – отсюда и проистекали боги-повелители тех или иных природных явлений.

Помимо высших богов существовали и низшие существа – домовые, русалки и прочие – которые не могли серьезно повлиять на жизнь человека, но могли в ней участвовать. Славяне верили в существование ада и рая, в существование души у человека, которая была одной из важных ценностей.

У славян было много ритуалов, связанных со взаимодействием людей и богов, им приносили подношения, поклонялись, просили помощи и защиты. Что касается жертвоприношений, то чаще всего подносили волов или другой скот, точных сведений насчет человеческих жертвоприношений славянских язычников не существует.

Список славянских богов

Общеславянские боги:

  • Перун — громовержец, главный бог пантеона;
  • Мать — Сыра Земля — женское олицетворение живородящей, плодородной земли, ей поклонялись, прося хорошего урожая или большого количества детей; существовала также «клятва землей», которая считалась нерушимой.

Боги восточных славян (пантеон князя Владимира):

  • Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец;
  • Хорс — олицетворение солнца;
  • Даждьбог — солнечное божество, считается предком русских людей;
  • Стрибог — божество, связанное с ветрами;
  • Симаргл — вестник между небесами и землей;
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества;
  • Волос — покровитель скота;
  • Велес — покровитель сказителей и поэзии;
  • Род и рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу;
  • Сварог — бог-кузнец;
  • Сварожич — олицетворение огня.

Таких персонажей, как Масленица, Коляда, Купала и другие, нельзя считать богами в полном смысле этого слова, они являлись лишь ритуальными олицетворениями определенных явлений, которые часто сжигались во время языческих праздников и ритуалов.

Гонение на язычников и конец язычества

С развитием русского государства и все большей ориентацией на более развитые страны, язычество постепенно начало подвергаться гонениям со стороны сторонников христианства.

Однако население многих территорий отчаянно сопротивлялось принятию христианства даже после официального крещения Руси – многие новоявленные христиане возвращались снова к язычеству, тайно проводили старые ритуалы и поклонялись старым славянским богам.

Взаимоотношения между христианством и язычеством всегда были очень напряженными, однако вместе с возрастающей ролью христианской церкви в политической и общественной жизни Руси, новая религия постепенно вытесняла язычество и в итоге почти его уничтожила.

Источник: https://historykratko.com/slavyanskie-yazycheskie-bogi

Язычество древних славян

Определение 1

Славянское язычество — это система дохристианских представлений славян о человеке и устройстве мира, основанная на магии и мифологии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно забрать прах после кремации

Первые сведения о славянской религии в письменных источниках относятся к VI веку. Учёные располагают малым количеством сведений о мифологии славян. Это объясняется прежде всего отсутствием у славян письменности и их удалённостью от центров латинской или грекоязычной письменных культур.

При отсутствии оригинальных текстов судить о язычестве славян можно по вторичным данным — книжно-письменным источникам, археологическим и иностранным свидетельствам, церковным антиязыческим поучениям, а также на основе сопоставления данных о славянах с данными прочих индоевропейских культурных традиций. Наиболее богатые источники изучения славянского язычества – «современные» (XIX—XX векам) этнографические, языковые и фольклорные свидетельства славянских традиций.

Византийский историк Прокопий Кесарийский упоминал жертвоприношения славян верховному богу — громовержцу, речным духам и др.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Русско-византийские договоры X века называют дружинного бога Перуна и Волоса. «Повесть временных лет» содержит рассказ о построенном князем Владимиром святилище в Киеве, упоминает установленные идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса, Симаргла и Мокоши.

Формирование славянской религии

Формирование славянской религии происходило на протяжении длительного времени в процессе выделения славян из индоевропейской общности во II—I тысячелетиях до н. э. и во взаимодействии с религией соседних народов. Поэтому в славянской религии есть значительный индоевропейский пласт. К нему относятся:

  • Перун – бог грозы и боевой дружины;
  • Велес – бога скота и потустороннего мира;
  • Ярило и Ярилиха – божества близнецы;
  • Стрибог – божество Неба-Отца;
  • Мокошь – богиня ткачества и прядения;
  • Дажьбог – солнечное божество.

Достаточно близки верования славян и балтов. Немало общего можно найти с германо-скандинавской мифологией.

У ираноязычного населения славяне заимствовали слово «бог».

С расселением славян происходила дифференциация общей мифологии и выделение локальных вариантов, долгое время сохранявших основные черты общеславянской мифологии. Таковы мифология восточных славян и балтийских славян. Существовали и другие варианты (западнославянских в польско-чешско-моравской области и южнославянских на Балканах), но о них сохранилось мало сведений.

При расселении племён восточных славян в VI—IX веках мифологии некоторых отдельных групп испытывали влияние мифологий балтских, финно-угорских и тюркских народов.

Основные черты

Основные черты славянского язычества:

  • вера в одушевлённость природы;
  • культ предков;
  • вера в сверхъестественные силы, постоянно присутствующие в жизни каждого человека;
  • антропоцентризм;
  • убеждённость в воздействии средствами магии на положение вещей в мире;
  • развитая низшая мифология.

Единственным реконструируемым общеславянским божеством является бог грома и молнии Перун. Это божество у восточных славян приобрело ещё и черты покровителя князя и дружины.

Исследование Лешека Мошинского показало, что к праславянским относятся понятия душа, дух, навь, рай, волколак, упырь, треба. Языческое понимание души при этом не следует смешивать с христианскими представлениями. Душа не была абстрактной нематериальной сущностью, душой являлась сама личность человека, после смерти становившаяся навью. При этом среди принявших христианство европейцев только у славян понятие «рай» было исконным, а «ад» — заимствованным.

Культы божеств

Данные письменных источников и археологии свидетельствуют, что славяне имели идолов.

Определение 2

Идолы — это скульптурные изображения божеств.

Идолы могли быть деревянными или каменными. Идолы восточных славян отличались простотой и грубостью исполнения, в то время как западные славяне делали их более сложными и искусными. Отличительной чертой идолов западных славян является многоголовость.

Славяне идолам поклонялись в капищах.

Определение 3

Капища – это открытые святилища.

Обычно роль храма у славян выполнял лес. Наличие храмов не зафиксировано, однако они вполне могли быть деревянными, истлеть со временем и не оставить после себя следов. На капищах проходили обряды поклонения идолам. Капища были огорожены, их атрибутом был временный или постоянный костер. До сих пор археологами не обнаружено построенное князем Владимиром капище.

Данные летописи говорят о наличии капищ Перуна в Новгороде. На сегодняшний день его реконструкции также вызывают сомнения. Из обнаруженных археологами славянских святилищ выделяют Збручский культовый центр. Высказываются предположения, что на Северо-Западе Руси функцию святилищ выполняли сопки — сакральные памятники в виде насыпей над захоронениями.

Сама насыпь чаще играла ритуальную функцию, а не погребальную.

Славяне помимо идолов поклонялись священным валунам.

Жречество

По мнению В.В. Седова вождь у древних славян совмещал административные, военные и религиозные функции, что характерно для этапа военной демократии.

К концу V века н. э. славянские племена сумели расселиться на большой территории, поэтому у них существенно различались уровни общественного развития. Южные славяне рано попали под влияние Византии и христианства, поэтому у них говорить о жречестве не представляется возможным.

Западные славяне обгоняли восточных по уровню общественного развития, поэтому жречество у балтийских славян достигало значительного влияния, а порой в своих руках сосредоточивало и политическую власть. У восточных славян жречество как сословие находилось в процессе формирования, прерванном введением христианства, но у восточных славян жрецы языческих божеств в дохристианские времена были.

Однако их было не много —больше было колдунов, гадателей и знахарей. Их древнерусские источники называют: волхвы, кудесники, ведуны, зелейники, обавники, чародеи, наузники, ворожеи, «бабы богомерзкие» и т.д. Их основными функциями были:

  • знахарство — лечение ритуалами, заговорами и естественными лекарственными средствами;
  • защитная и любовная бытовая магия;
  • предсказания и гадания;
  • вспоможение при родах.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/yazychestvo_drevnih_slavyan/

Тематические подборки: Славянское язычество

Информационная система. «Проект объединяет любые сайты с тематикой посвященной «язычеству», Традиционализму, традициям индоевропейцев и т.п. Упор делается на Славянскую Родную Веру.

Проект не ставит под собой какой-либо политической или религиозной платформы — приветствуются любые начинания.

Возможно даже размещение сайтов со здоровым, умеренным национализмом или ориентацией на патриотизм любой страны Евразии, при условии, что Ваш ресурс можно будет назвать действительно «языческим». Никакие сайты содержащие Мат-лы деструктивного характера к участию в проекте не принимаются.»

Культовые камни Cеверо-Запада

«Страница гипотетических изысканий. Культовые камни северо-запада России — следовики, чашечники, «Конь-камни», камни-артефакты, петроглифы. Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Приладожье.» Фото, описания, маршруты, легенды о камнях, родственные ресурсы.

Курган

«Говорят жили некогда злые язычники — затем воцарились погрязшие в добре христиане.. Не знаю, не думаю так и не верю. Я ЗЕМЛЮ ЭТУ ЛЮБЛЮ — вот символ моей незыблемой веры. (Ю.А.Шилов)». Религия, история, искусство и традиции древних славян (почему-то преимущественно по скифским археологическим памятникам). См. также http://www.kurgan.kiev.ua/

Религия Руси

Календарь, словарь, летопись, литература, ссылки.

Северные традиции. Caйт Навомысла Волгаря

«Сайт посвящен реконструкции и исследованиям северных традиций (славяне, скандинавы, кельты). История, эзотерика, практики, философия, наработки общин, религиозные тексты. Галерея картин соответствующей тематики.»

Словиша

Боги, святилища, музыка, календарь, история, публикации.

Солнцеворот

Новости, статьи. Сайт в разработке.

Языческое славянство на сайте «Печать Перуна»

«Язычество славянское и боги его — Род, Перун, Велес, Стрибог, Макошь, Дажьбог, Семаргл, Хорс. Мистические откровения и древние пророчества, суровые идолы и капища, жертвы белым и черным богам. Фотографии природы Руси и ее окрестностей. Языческие праздники наших предков, их аграрный календарь. Тонкая мистическая философия.» Боги, праздники, символы, статьи on-line.

Легенда

Религиозно-философский клуб. «Языческая религия древних славян в современном мире. Основы нашего вероучения, богини и боги, мифология мироздания, волшебство и обряды. Природа как Храм богов.»

Печать Перуна

Сайт общины «Славянская быль». «Историко-религиозный сайт о славянском язычестве IV-X вв. Письменность, культура, религия и философия». Идолы, обереги, календарь, публикации, родственные ресурсы и др.

Содружество Природной Веры «Славия»

«Сайт языческой религиозной группы (Москва), входящей в Круг Языческой Традиции, посвящен традициям наших предков-славян и современному языческому движению. Представлены Мат-лы о деятельности современных язычников в защиту народов и Земли, об этике и развитии языческого движения, борьбе против дискриминации, за свободу совести. «Беседа» действует форум, обсуждаются вопросы традиций, защиты родной природы и культуры, археологических памятников.»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как умерла Мария Магдалина

Велес

Альманах. Омская Славяно-Арийская Родноверческая община. «На страницах альманаха «Велес» размещены Мат-лы, касающиеся древних верований, традиций и истории народов Евразии с уклоном на нашу, славянскую традицию.» Вера — теория и практика, фотогалерея, библиотека, форум, родственные ресурсы.

Жречество и шаманизм в скифскую эпоху

Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.20-23. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК

СПб. — 1996. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Балонов Ф.Р. ARKEYTHOS, JUNIPERUS SP., Можжевельник: мифологические и ритуальные аспекты

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.43-44. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Баратов С.Р. К вопросу о реконструкции космогонических и религиозных представлений саков Ферганы

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.145-148. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Боковенко Н.А. Проблема реконструкции религиозных систем номадов Центральной Азии в скифскую эпоху

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.39-42. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Бургер Г. Начало и развитие магического мира юго-западной Европы в зеркале археологии (Проспект статьи)

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.45. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Вадецкая Э.Б. Атрибуты служителей культа по древним погребениям Енисея

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.46-49. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Вольная Г.Н. Космогонические представления народов Притеречья в искусстве скифо-сибирского звериного стиля (анализ семантики)

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.140-142. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Джумабеков Г.С. О сакральной функции котлов из семиреченских «кладов»

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.83-86. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Длужневская Г.В. Погребально-поминальная обрядность енисейских кыргызов и шаманский погребальный обряд народов Саяно-Алтая и Южной Сибири

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.134-136. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Дэвлет Е.Г. О скелетном стиле в наскальном искусстве (азиатско-американские параллели)

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.173-177. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Дэвлет М.А. Генезис шаманства по материалам наскальных изображений Сибири

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.24-26. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Ершова Г.Г. К вопросу о формировании мезоамериканской модели мира в первом тыс. до н.э. Ранняя мифология и научные знания

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.188-190. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Казачинова Г.И. О семантике древних енисейских каменных изваяний и современных хакасских детских скороговорок

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.169-172. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Кенин-Лопсан М.Б. Тайна идола Бору — идола волка тувинских шаманов

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.36-38. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Килуновская М.Е. Наскальные изображения как элемент религиозно-мифологических представлений ранних кочевников Центральной Азии (по материалам из Тувы)

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.149-153. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества

СПб. — 2004. Оглавление и аннотация. Читать/сохранить файл *djvu

Ковтун И.В.» Конноголовые» жезлы и культ конской головы в Северо-Западной Азии во II тыс. до н.э

// Археология, этнография и антропология Евразии. — 2012. — № 4 (52). — С. 95-105. Читать/сохранить файл *pdf

Корзухина Г.Ф. Об Одине и креслах Прикамья

// Средневековая Русь. М. — 1976. — С.135-140. Читать/сохранить сборник файл *djvu

Кузнецов Н.Н., Марсадолов Л.С., Сигедина Н.Г. каменные «ворота» из Салбыка

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.181-187. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Лукьяшко С.И. Семантика изображений на жертвенных ложечках VI-IV вв. до н.э

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.143-144. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Лысенко П.Ф. Языческое святилище древнего Турова

// Славяне и их соседи (археология, нумизматика, этнология). Минск. — 1998. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Мачинский Д.А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии

 // Культура Востока: Древность и раннее средневековье. Л. — 1978. — С.131-150. Читать/сохранить файл *pdf

Монгуш В.Т. Тувинский шаманизм в экспозиции республиканского музея

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.191-195. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Мотов Ю.А. Нарты, «берсеркеры», «бцри», шаманы (О мужчинах, пляшущих симд)

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.32-34. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Николаева Т.В., Чернецов А.В. Древнерусские амулеты-змеевики

М. — 1991. Читать/сохранить файл *djvu

Останина Т.И. Кирбинское святилище на реке Меше

// Finno-Ugrica. — 2001-2002. — №1 (5-6). — С.15-43. Читать/сохранить файл *pdf

Петрухин В.Я. «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологические очерки

М. — 2011. — 384 с. — (Studia historica). Читать/сохранить файл *pdf

Потемкина Т.М. Археоастрономические объекты как один из источников изучения генезиса жречества

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.20-23. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Русанова И.П. Истоки славянского язычества. Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э

Черновцы. — 2002. Читать/сохранить файл *pdf

Русанова И.П. Священные колодцы

// Историческая археология. Традиции и перспективы (к 80-летию со дня рождения Даниила Антоновича Авдусина). М. — 1998. Читать/сохранить файл *pdf

Русанова И.П. Языческое святилище на р. Гнилопять под Житомиром

 // Культура древней Руси. М. — 1966. — С.233-237. Читать/сохранить файл *pdf

Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян

М. — 2007. Читать/сохранить файл *djvu

Русяева М.В. Интерпретация изображений на сахновской золотой пластине

// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы МК. СПб. — 1996. — С.159-161. Читать/сохранить сборник файл *pdf

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси

Источник: http://www.archaeology.ru/lib/pagan.html

Язычество славян на Руси

Нужно перевести текст, написать курсовую или дипломную работу? Найдите проверенного и ответственного исполнителя для вашего заказа!

Найти исполнителя

Язычество — религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Гонения на язычников и конец язычества

Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства.

После того как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией, но новым образом мысли, стало играть огромную политическую и общественную роль.

Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много), вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12-го в., однако затем стало постепенно угасать.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: https://historynotes.ru/yazychestvo-slavyan/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]