Пещера Рождества. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю
Находится под амвоном храма (базилики) Рождества Христова в Вифлееме.
В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Место Рождества
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.
Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:
«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»
«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»
Звезда
Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос
За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.
Православный престол над местом Рождества в пещере
Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.
На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.
Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.
В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.
Придел Яслей
В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.
Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.
Ясли Христовы
Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.
В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.
Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.
Младенец Христос на троне в Яслях Христовых. Католический придел Яслей в рождественские дни
Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.
Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.
Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.
За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.
В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.
Описание пещеры
Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.
В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.
Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.
Южная лестница в пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века
Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.
Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.
Икона прямо над Яслями
Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.
Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.
В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.
Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).
Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».
Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.
Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».
Источник: https://guide-israel.ru/attractions/24130-peshhera-rozhdestva/
Рождественские святыни — Православный журнал
Стараниями многих поколений христиан до нашего времени сохранилось несколько святынь, связанных с Рождеством. Это плат Пресвятой Богородицы, в котором Она была в ночь Рождения Богомладенца Иисуса, Ее риза, пелены, в которые Мария и Иосиф Обручник завернули новорожденное Дитя, ясли, в которые Его положили. На месте же самой Вифлеемской пещеры еще в IV веке был возведен храм.
Вифлеем: пещера Рождества Христова
Вифлеем — город, где родился Христос. Уже в I веке здесь существовала христианская община. Члены ее сохранили предание, указывающее на место Рождества Спасителя. Первая церковь была возведена здесь по приказу святой равноапостольной царицы Елены, и сегодня это древнейший храм Святой земли. Современный вид базилики мало напоминает первоначальный, однако самое главное на протяжении веков осталось неизменным.
Дело в том, что в крипте этого храма, под православным алтарем, находится пещера Рождества Христова. У восточной стены крипты есть небольшая ниша. Там висят лампады, а на полу — серебряная звезда с четырнадцатью лучами. По преданию, именно это и есть место Рождества. Правда, звезда появилась здесь лишь в 1717 году и к тому же в первом варианте не сохранилась.
Но нынешняя копия имеет ту же надпись, что и оригинал: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus Natus Est» («Здесь у Девы Марии родился Иисус Христос»).
Вифлеем и Рим: ясли Спасителя
Римская церковь Санта-Мария Маджоре
В Евангелии сказано, что новорожденного Христа спеленали и положили в ясли, то есть в кормушку для животных: иной колыбели просто не нашлось. Есть две реликвии, которые связаны этими яслями. Одна — в пещере Рождества в Вифлееме. Там устроен придел Яслей, справа от входа в который — углубление в полу в виде колыбели, выложенное белым мрамором. В приделе горят пять лампад и стоит образ с поклонением пастухов Христу.
Есть древнее свидетельство Иеронима Стридонского, в котором сказано, что первоначально эти ясли в крипте были сделаны из глины, а впоследствии — из золота и серебра. Вторая святыня находится в римской базилике Санта-Мария Маджоре. Здесь с 642 года хранятся доставленные из Палестины пять дощечек из оливкового дерева, почитаемые как ясли Христовы, Sacra culla. Точное время изготовления этих дощечек не установлено.
Возможно, святыня была положена в пещеру Рождества Христова позднее. По другой версии, именно в этих яслях Спасителя переносили из Вифлеема в Египет. В любом случае, они тоже почитаемы христианами. После перенесения в Рим для них был изготовлен драгоценный реликварий, который установили в крипте под главным алтарем базилики. По традиции, в Рождественский сочельник с этими яслями совершается крестный ход.
Но и в другие дни в Санта-Мария Маджоре можно видеть паломников со всего света, поклоняющихся яслям Спасителя.
Шартр: плат Пресвятой Богородицы
Шартрский собор, фото abejorro34
В соборе города Шартра в специальной капелле хранится плат Богородицы, в котором Она, по преданию, была в ночь Рождества Христова. Богородица хранила эту святыню, как и некоторые другие вещи, связанные с Рождением Ее Сына, а перед Успением передала ее одной благочестивой христианке. В доме этой женщины плат находился до IV века — его берегли несколько поколений ее родственников.
А затем святыню выкрали два молодых патриция, которые совершали паломничество на Святую землю. Через них плат Богородицы попал в Константинополь, его поместили в церкви во Влахерне. Позднее, уже в IX веке, византийская императрица Ирина передала часть этой реликвии Карлу Великому, объединителю Западной Европы. Сначала плат хранили неподалеку от Парижа, в монастыре города Аржантёй, а затем перенесли в Шартр по настоятельной просьбе его жителей.
Им нужно было защитить себя и свой город от набегов норманнов. Отчаявшиеся люди уповали только на милость Пресвятой Богородицы. И через плат, как верят сами горожане, они действительно получили ожидаемую защиту. Прошло сравнительно немного времени — и набеги норманнов прекратились. Более того, это племя обратилось в христианскую веру.
Собор, который можно увидеть в Шартре сегодня, был построен в XIII веке специально для того, чтобы достойно сохранять великую святыню. Он известен во всем мире своими великолепными витражами, посвященными Деве Марии.
Ахен: риза Божией Матери и пелены Христа
Собор в Ахене. Фото David Ortmann
Эти святыни хранятся в кафедральном соборе Ахена, который в IX–X веках был столицей империи Карла Великого. Реликвии сюда привозили из Византии, Иерусалима, Рима и Дамаска. В каждом из этих городов христианские общины были древними, святыни бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение. Риза — это верхняя одежда, в которой Богородица совершала путешествие в Вифлеем.
Пелены — первые пеленки, в которые завернули Христа. Судя по их форме, они были изготовлены из рубашки Иосифа Обручника (видимо, потому что ничего более подходящего у Святого семейства не оказалось). В Ахене для этих реликвий изготовили драгоценный ковчег — его можно увидеть в самом сердце кафедрального собора. Раз в семь лет святыни открывают для поклонения верующих со всего света.
Нынешний, 2014 год — как раз год Высокого паломничества в Ахене.
Источник: https://foma.ru/rozhdestvenskie-svyatyini.html
Ясли Иисуса Христа, Рождественский вертеп
Публикации по теме:
Беседа «Рождение Иисуса» для детей средней группы Когда родился Иисус Христос, в небе зажглась яркая звезда. Увидели Вифлеемскую звезду восточные мудрецы- волхвы. Отправились волхвы в Вифлеем, и звезда шла перед
Фотоотчет о подготовке и проведении праздника Рождество Иисуса Христа в Воскресной школе Свято-Дмитриевского храма Стало уже доброй традицией и духовной потребностью отмечать православные праздники, в том числе всеми любимый праздник Рождество Иисуса Христа. У нас в селе действует
Конспект занятия по ФЭМП «Машенька гуляет» (ясли) «Машенька гуляет» Цель: развитие логического компонента мышления. Задачи: 1. Учить детей совершать действия соответствующие словесной инструкции. 2. Тренировать
Публикация «Конспект занятия для развития мелкой моторики «Мамина помощница» (ясли)»
Подробнее Образовательное мероприятие «Мамина помощница» Цель: развитие мелкой моторики Задачи: 1. Упражнять детей в отборе предметов по заданному критерию. 2. Тренировать
Утренник в детском саду «До свидания, ясли!» Утренник в детском саду «До свидания, ясли!» Музыкальный руководитель Сергеева Раиса Андреевна. Детский сад 24 «Солнышко», город Южно-Сахалинск, Сахалинская область.
Фотоотчет «Мы заканчиваем ясли — повзрослели малыши, будут новые заботы, а пока что посмотрите, как играть мы научились» Уважаемые коллеги! Мы знаем, главный метод в обучении, развитии и воспитании детей дошкольного возраста-это игра. Ведь дети живут в игре. Они учатся уважать себя
Статья ««Рождение Иисуса Христа». Стихотворение»
ДалееВеликий город – Вифлеем, ведь чудо в нем случилось. В нем был Иисус Христос рожден, в нем сердце Господа забилось! Мария сына родила, запеленала, в ясли положила.
Конспект занятия «История рождения Иисуса Христа» Ход занятия: -Ребята, сегодня я получила необычную посылку (рассматривание посылки). Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей). — Давайте откроем. Ой,
Конспект занятия «Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа» (для старшего дошкольного возраста) Цель: рассказать о празднике Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа Задачи: • приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к
Мое хобби. Вышивка бисером. Икона Господа нашего Иисуса Христа Итогом моей работы с детьми по проекту «Такие разные деревья», стала выставка совместных работ детей и родителей «Мое семейное дерево». Одна мама выставила дерево
Источник: https://www.maam.ru/concurs/238/view_photo/251276
Паломничество к Христову Рождеству
Сегодня мало кто поспорит с тем, что Рождество Христово изменило ход человеческой истории. Даже летоисчисление «новой эры» стали отсчитывать от момента пришествия Богочеловека на Землю. Потому неудивительно, что христиане много веков с особым трепетом относятся ко всему, что «материально» напоминает об этом событии. Сегодня мы немного поговорим о таких «вещественных доказательствах» Рождества Христова, которые сохранились в Вифлееме и не только.
Почему Вифлеем?
Вифлеем – один из древнейших городов на земле. Он не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии, в Назарете, по другой – в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете.
В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую тогда входила провинция Иудея. Это было необходимо для облегчения работы переписчиков.
Ведь масштаб переписи был огромен даже по нынешним меркам (империя включала в себя Средиземноморье, в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, даже в Британии стояли римские легионы).
Рождение Мессии в Вифлееме предсказал пророк Михей за семь с лишним веков до самого события: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 2, 5).
Современный Вифлеем – небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Само имя города символично. Его исконное еврейское название Бейт Лехем переводится как «Дом хлеба» и является пророческим: здесь родился Христос – Хлеб Жизни.
Координаты места Рождения Христа
Сегодня на месте появления на свет Спасителя может побывать любой желающий. Для этого нужно посетить базилику Рождества Христова в Вифлееме.
Само место Рождения Богомладенца находится у восточной стены крипты базилики в небольшой полукруглой нише и отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. В центре звезды отверстие, позволяющее увидеть поверхность природного скального ложа под ней.
На звезде латинская надпись «Hic de Virgine Maria Jesus Christus Natus Est» («Здесь у Девы Марии родился Иисус Христос»).
Здесь же, в пещере, устроен придел Яслей, справа от входа в который – углубление в полу в виде колыбели, выложенное белым мрамором. В приделе горят пять лампад и стоит образ с поклонением пастухов Христу.
А еще возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ примечателен тем, что Дева Мария на нем улыбается.
Сама же базилика состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкви Рождества Христова. Верхняя часть храма является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился до наших дней.
Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» – по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа.
История хранит доказательства
Первый вариант базилики был построен при святом равноапостольном царе Константине и его матери, святой равноапостольной царице Елене. Уже тогда Вифлеем стал центром паломничества и важным местом в истории христианского искусства. А церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой Земли.
В VI веке базилика времен императора Константина сгорела, но при этом она защитила от огня нижнюю Пещеру. В том же году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.
Новый храм стал более приспособлен для совершения Божественной литургии и других служб, приобрел роскошное убранство. Известной его особенностью остаются так называемые врата смирения – войти через них можно, лишь низко склонив голову.
В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Здесь находился стол, на который, по преданию, волхвы возложили дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и другие святыни.
За свою многовековую историю храм не один раз переходил из одной юрисдикции в другую. Сегодня сводом законов установлен особый регламент совершения служб для каждой Церкви. Совершать богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборку в храме проводят католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у православных греков.
Совсем недавно
В 2016 году после двух лет кропотливого труда специалисты отреставрировали отдельные части базилики. Реставраторы удалили многовековые наслоения, и перед верующими раскрылись древние мозаики. Ветхой крыше и окнам придали прочности, а древним произведениям искусства вернули прежнюю красоту. Несмотря на то что в Палестине живут в основном мусульмане, они признают базилику национальным сокровищем.
За доказательствами – в Европу
Ясли Христа сегодня представляют собой пять дощечек из оливкового дерева, привезенные из Палестины в римскую базилику Санта-Мария Маджоре в VII веке. Они хранятся в драгоценном реликварии в крипте под главным алтарем базилики. По традиции, в Рождественский сочельник со святыней совершается крестный ход. Но и в другие дни в Санта-Мария Маджоре можно видеть паломников со всего света.
Во французском Шартре (90 км к юго-западу от Парижа) в специальной капелле находится плат Богородицы, в котором Она, согласно преданию, была в ночь Рождества Христова. Богородица хранила святыню, а перед Успением передала ее одной благочестивой христианке.
В доме этой женщины плат до IV века берегли несколько поколений ее родственников. А затем святыню выкрали два молодых патриция, совершавшие паломничество на Святую Землю. Через них плат Богородицы попал в Константинополь, его поместили в церкви во Влахерне.
Позднее византийская императрица Ирина передала часть реликвии Карлу Великому, объединителю Западной Европы. Сначала плат хранили неподалеку от Парижа, а затем перенесли в Шартр по настоятельной просьбе его жителей, которым нужно было защитить город от набегов норманнов.
Отчаявшиеся люди уповали только на милость Пресвятой Богородицы. И через святыню, как верят сами горожане, они действительно получили защиту – вскоре норманны прекратили набеги и приняли христианскую веру.
Собор, который можно увидеть в Шартре сегодня, был построен в XIII веке специально, чтобы достойно сохранять великую святыню.
Риза Божией Матери и пелены Христа пребывают в кафедральном соборе немецкого Ахена. Реликвии сюда доставляли из Византии, Иерусалима, Рима и Дамаска. В каждом из этих городов христианские общины были древними, святыни бережно передавали из поколения в поколение. Риза – это верхняя одежда, в которой Богородица совершала путешествие в Вифлеем.
Пелены – первые пеленки, в которые завернули новорожденного Иисуса Христа. Предположительно, судя по их форме, они были изготовлены из рубашки святого Иосифа Обручника. В Ахене для реликвий изготовили драгоценный ковчег – его можно увидеть в самом сердце кафедрального собора. Раз в семь лет святыни открывают для поклонения верующих со всего света.
Подлинность этих реликвий в ХХ веке была установлена максимально точно, насколько это возможно при помощи современных технологий.
Есть что-то невероятное, но одновременно понятное для верующего сердца в том, что все эти святыни как будто упраздняют время и пространство. И дело даже не в том, что за ними – история и судьбы тысяч людей. Просто каждая из них – сохранившаяся вопреки войнам, человеческим предрассудкам, вопреки даже законам природы – частица вечности. Вещественное доказательство рождения Бога в наш мир.
Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/28077
Ясли Христовы: реликвия вернулась из Рима в Вифлеем спустя 1400 лет
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Возвращение реликвии совпало с началом предрождественского периода в Вифлееме
Бесценная христианская реликвия — кусочек дерева, из которого по преданию были сделаны ясли Христовы — вернулась в Вифлеем из Рима спустя 14 столетий.
Папа римский Франциск распорядился отправить святыню, с VII века хранившуюся в базилике Санта-Мария-Маджоре, в Вифлеем в качестве дара.
По дороге домой реликвия была на непродолжительное время выставлена на обозрение в Иерусалиме.
Кусочек дерева всего несколько сантиметров в длину в резном обрамлении был торжественно встречен в Вифлееме в субботу с оркестром и праздничной процессией. После этого реликвия была перенесена во францисканскую церковь Святой Екатерины поблизости от базилики Рождества Христова.
В чем значение этой реликвии?
Христиане верят, что крошечные кусочки дощечки, скрепленные металлическими полосами, когда-то были частью яслей — кормушки для скота, куда положили младенца-Христа после рождения.
Согласно Евангелиям, Дева Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем, чтобы зарегистрироваться для переписи, проводившейся по указанию римского императора. Поскольку все гостиницы и постоялые дворы были переполнены, Святое семейство было вынуждено расположиться на ночлег в хлеву, где и родился Иисус Христос.
Представление о том, что Сын Божий появился на свет в столь непритязательном окружении занимает ключевое место в христианской теологии.
В VII веке дощечки были подарены патриархом Иерусалима Святым Софронием папе римскому Теодору I и с тех пор хранятся в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме, куда каждый день приходит огромное количество паломников, чтобы поклониться святыне.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Прежде чем снова оказаться на месте рождения Христа, реликвия ненадолго побывала в Иерусалиме
И вот теперь, по решению папы Франциска, небольшой фрагмент яслей Христовых был передан Custodia Terrae Sanctae — Кустодии Святой земли, отделению монашеского ордена францисканцев,
Подтверждением подлинности реликвий для христиан выступают устные предания и традиции. Они верят в то, что общины ранних христиан с почтением сохраняли предметы, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и передавали их из поколения в поколение как семейное наследство.
«Когда удается проследить древнюю и непрерывающуюся традицию, связанную с какой-либо реликвией, мы можем сказать, что эта реликвия подлинная, — утверждает один из членов ордена, брат Франческо Паттон. — Но, конечно же, у нас нет фотографии тех самых яслей, где родился Христос».
Хотя основная часть реликвии осталась в Риме, возвращение небольшого фрагмента было с воодушевлением встречено христианами Вифлеема.
«Мое сердце рвется из груди, я буквально плачу от счастья, и очень благодарна папе римскому за ту доброту, что он принес в Вифлеем», — признается Луиза Флекенштейн, руководитель группы паломников, прибывших в Святую Землю.
Но не все разделяют оптимизм Луизы.
«Когда мы узнали, что ясли возвращаются назад, мы думали, что это целые ясли, а когда увидели это» — разочарованно говорит Сэнди Шахин Хиджазин.
К чему приурочено возвращение яслей?
Ватикан называет возвращение яслей Христовых даром папы Франциска.
В свою очередь мэр Вифлеема Антон Салман утверждает, что этому предшествовала просьба, высказанная главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом во время его визита в Ватикан.
Возвращение фрагмента яслей совпало с началом Адвента — четырехнедельного предрождественского периода в католической и некоторых протестантских церквях.
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Возвращение яслей приветствовали толпы верующих
Среди палестинского населения Западного берега, Газы и Восточного Иерусалима христиане составляют лишь около 1%, при этом большинство из них проживает в Вифлееме. Кроме того, небольшой городок к югу от Иерусалима остается популярным местом паломничества христиан со всего мира, особенно в период Рождества.
Ожидается, что в это время город посетят десятки тысяч паломников и туристов.
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Возвращение реликвии сопровождалось парадом и праздничным концертом
«Празднование Рождества с фрагментом яслей, в которых родился Иисус Христос, станет великолепным и значимым событием», — говорит член Высшего президентского комитета палестинской автономии по вопросам церкви Амира Ханания.
Необычный дар?
Правообладатель иллюстрации Reuters
Израильский специалист по христианству доктор Ицка Харани называет возвращение яслей историческим переворотом.
«Тысячу лет назад Рим создавал у себя альтернативу Иерусалиму, собирая реликвии на Востоке. Сегодня Рим чувствует себя достаточно могущественным, чтобы возвращать реликвии в Иерусалим и Вифлеем», — рассказала доктор Харани израильской газете Haaretz.
Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Вечером в субботу на площади базилики Рождества в Вифлееме зажгли рождественскую елку и отметили начало Адвента фейерверком
По ее словам, фрагментам яслей в Средние века придавалось особенное значение, так как они были призваны помочь в борьбе с ересями, провозглашавшими Иисуса скорее духовной сущностью, нежели реальной личностью.
Ясли Христовы — и в самом деле не первая реликвия, возвращенная папой римским.
Правообладатель иллюстрации Reuters
В июне этого года Франциск передал Вселенскому патриарху Варфоломею частицу мощей Святого Петра. По словам понтифика, этот шаг был призван послужить делу сближения католической и православной церквей.
Источник: https://www.bbc.com/russian/news-50617615
Рождение иисуса христа
Общие сведения
Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере)
Две служанки и омовение Младенца
Поклонение Младенцу
Путеводная звезда
Ангелы
Gloria
Цветы
Охапка сена
Туфли
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
(6) Когда же они были там, наступило время родить Ей; (7) и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лк. 2 : 6 – 7)
Празднование Рождества Христова на Востоке упоминается уже в учении гностиков, в частности у Климента Александрийского. Рождение Христа отмечалось ими вместе с празднованием Его яления. Явление же это было Богоявлением (Представление Господа в храме), и, таким образом, праздник Рождества, отмечавшийся вместе с Богоявлением, праздновался на Востоке 6 января.
Точное разделение этих праздников во всей христианской Церкви – Западной и Восточной – произошло в конце IУ – начале V века. Как отмечают историки Церкви (М. Э. Поснов, в частности), праздник Рождества Христова был заимствован Восточной Церковью у Рима, тогда как праздник Богоявления впервые появился на Востоке, а затем уже был перенесен в Рим.
Здесь же необходимо указать, что Западная и Восточная Церкви со временем стали вкладывать разный смысл в понятие Богоявления, что отразилось на выборе отмечаемых в этот праздник событий евангельской истории.
Так, Восточная Церковь утвердилась в праздновании Богоявления как Крещения Христа – первого появления Иисуса среди народа и установления догмата троичности – идеи о явлении лиц Божества.
В свою очередь Римско-Католическая Церковь под Богоявлением, празднуемым также 6 января, подразумевает явление звезды восточным волхвам как первое откровение язычникам явления Мессии (праздник Трех волхвов, Трех царей). Крещение же в том случае, если воскресенье, когда оно всегда празднуется, не совпадает с 6 января, отмечается Римско-Католической Церковью в первое воскресенье после этого числа.
Изложенные выше обстоятельства чрезвычайно важны для верного понимания рождественского цикла сюжетов, как он сформировался в западном искусстве. Евангельская история рождения Христа – это, собственно, только приведенные выше слова Луки.
Часто, однако, в западном искусстве под названием «Рождество Христово» подразумеваются также сцены Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (мы не говорим в данном случае о трактовках сюжета рождения Христа, основанных вообще не на евангельском повествовании, например, поклонение Марии, поклонение царей и другие – об этих трактовках и их литературных программах см. ниже), тогда как эпизод Поклонения волхвов, строго говоря, является сценой Богоявления.
Причем, если картины на сюжет Рождение Христа, как правило, включают и последующие эпизоды, образующие, в сущности, круг эпизодов праздника Богоявления, то сцены этого последнего праздника — Поклонение волхвов, Поклонение царей – отнюдь не всегда включают изображение собственно рождения Христа.
Итак, мы намеренно отделяем сюжет собственно рождения Христа, как непосредственное иллюстрирование рассказа Луки, от следующих за ним сюжетов Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (царей), как опосредованное доказательство рождения Христа. Заметим, что в соединении этих сюжетов в живописи отразилось изначальное смешение самой Церковью обстоятельств рождения Христа и его явления, то есть праздников Рождества и Богоявления.
Первым источником, из которого христианские художники заимствовали основную идею рождения Христа, должно было быть Евангелие. Матфей лишь констатирует факт рождения: «Наконец Она родила Сына Своего первенца, и он [Иосиф. – А. М.]нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1 : 25). Произошло это в Вифлееме.
У Луки рассказ несколько более подробный: упоминается об отсутствии места в гостинице, о том, что Мария спеленала Младенца, о том, что Он положен был в ясли. Из дальнейшего рассказа Луки становится ясно, что при рождении присутствовал Иосиф (Лк. 2:16).
Но если сравнить с этими свидетельствами Евангелия изображения рождения Христа в живописи, станет ясно, что они включают подробности, которых нет в Евангелии. Таким образом, иконография Рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей.
Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения Младенца, положение родившей Богоматери, действия Иосифа, Ангелы и пастухи, омовение Младенца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены. Для всех этих деталей сюжета имеются богословская база и литературные программы.
Первые изображения рождения Христа относятся к эпохе древнехристианских саркофагов, но датируются не ранее чем IV веком. Сцена, как правило, очень проста: в яслях под навесом лежит спеленутый Младенец, над ним склонились вол и осел, присутствуют Мария и Иосиф, иногда изображаются пастухи. Часто, когда фигурирует звезда, как на одном из римских саркофагов, обнаруженных на Viaappia, мы видим также трех волхвов (во фригийских шапочках).
Итак, если не ограничиваться только свидетельством Луки, а попытаться выявить более широкий круг литературных источников для темы Рождение Христа, то оказывается, что сюжет этот распадается в западном искусстве на несколько прочно утвердившихся к эпохе Возрождения иконографических типов.
Чтобы очертить их, необходимо рассмотреть ряд входящих в этот сюжет «мотивов» и выяснить их литературную программу: 1) Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере); 2) Две служанки и омовение Младенца; 3) Поклонение Младенцу; 4) Звезда; 5) Ангелы; 6) Цветы; 7) Охапка сена; Туфли.
Рассмотрим их последовательно.
ОБУСТРОЙСТВО ДЕВЫ МАРИИ (В ДОМЕ [ПОД НАВЕСОМ] ИЛИ В ПЕЩЕРЕ)
С определением места, где следовало бы поместить сцену рождения Христа, у художников всегда возникало много проблем. С одной стороны, они опирались на свидетельство Матфея: «И, войдя в дом ()» (Мф. 2 : 11). Речь здесь у Матфея идет о явившихся на поклон волхвах. Но, строго говоря, волхвы явились много позже, чтобы считать их приход «в дом» доказательством того, что и само рождение Христа произошло здесь.
Тем не менее ранние художники предпочитали именно так трактовать место действия этого сюжета. Можно констатировать, что в ранних изображениях рождения Христа действие происходит под навесом, что символизирует дом.
В эпоху Возрождения художники изображали дом, где родила Дева Мария, в виде обветшалой постройки (лачуги) – она символизировала Ветхий Завет, заменить который Новым явился в мир Христос (Робер Кампен).
Робер Кампен. Рождение Христа (1425). Дижон. Городской музей).
Выбор художниками иного места для рожающей Девы Марии – пещеры – основан на упоминании о ней у Иустина Мученика в его «Диалоге с Трифоном» (II век), который видел в таком рождении Христа осуществление пророчества Исайи; ср.
: «Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила () и также из пророка Исайи ()?» (Иустин Мученик. «Диалог с Трифоном», 70) с пророчеством Исайи: «Тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы» (Ис. 33:16).
Это предание ясно формулируется во многих апокрифических текстах, в частности в Протоевангелии Иакова (которое, по-видимому, Иустин Мученик знал), где говорится: «(17) И он снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой? Ибо место здесь пустынно. (18) И нашел там пещеру, и привел Ее ()» (Протоевангелие, 17 – 18).
Можно указать и другие литературные источники этой живописной традиции. Первые изображения рождения Христа в пещере относятся к VI—VII векам. В пещере изобразил рождение Христа Пьетро Каваллини на своей мозаике в церкви Сайта Мария ин Трастевере в Риме.
Пьетро Каваллини. Рождение Христа (1291). Рим. Церковь Сайта Мария ин Трастевере.
В общих чертах его композиция следует канонам византийской иконографии, но в изобразительных формах несет печать римской традиции.
Фреска эта необычайно интересна тем, что соединяет в себе несколько литературных программ – свидетельства Евангелия от Луки, Евангелия от Матфея, Протоевангелия Иакова, а кроме того, вносит местные – римские – детали в трактовку сюжета.
У Луки художник заимствовал: 1) изображение гостиницы – дом с башней на переднем плане; надпись поясняет: «tabernameritoria» (лат. – жилище, сдаваемое внаем) («не было им места в гостинице». Лк. 2:7), 2) благовестие пастухам: Ангел с бандеролью, на которой текст:
«Annutiouobisgaudiummagnum»
(лат. – «Я возвещаю вам великую радость». Лк. 2:10).
У Матфея художник заимствовал звезду, которая привела в Вифлеем волхвов. У Иакова (из Протоевангелия) – пещеру, в которой родила Дева Мария, а также образ застывшего в задумчивости Иосифа: «и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф, шел и не двигался.
И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились ()» (Протоевангелие, 18).
И наконец, свой вклад в разработку программы этой мозаики внес кардинал Якопо Стефанески, известный меценат раннего треченто: на переднем плане рядом с хижиной и башней виден источник благовонного масла, который, согласно легенде, забил в Риме в момент рождения Христа. Над этим источником и была поставлена церковь Санта Мария ин Трастевере, о чем свидетельствует надпись под картиной:
Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/II.Detstvo/7.Rojdestvo/Rojdestvo_Opisanie.htm