Что такое апокрифы в православии

Что такое апокриф и какое его значение в православии — Духовная Аптека

Апокриф это произведение, развивающее темы, идеи и сюжеты Ветхого и Нового Заветов, ориентирующееся на канонические формы, но по каким-либо причинам не вошедшее в канон. Первоначально в разных религиях тайными книгами назывались сборники текстов, происхождение которых приписывалось Гермесу, Зарагустре, Орфею.

Такие книги хранились в храмах и доступны были только посвященным. Упоминание о тайных книгах со держится в третьей Книге Ездры (14.4748). В иудаизме и христианстве апокриф возникали из стремления дополнить библейский текст; пояснить его. Различаются прежде всего ветхозаветные и новозаветные апокрифы, часто их авторами считались какие-либо библейские лица.

Большинство апокрифов в жанровом от ношении и по названию близки библейским книгам. По образцу ветхозаветных книг созданы: Малое Бытие, или Книга Юбилеев; Псалмы Соломона; Пророчества, или Откровение Еноха, Илии, Исайи, Иеремии.

По образу Новозаветных книг составлены: Евангелия Никодима, Иакова, Пере писка Иисуса Христа с Авгарем, Путешествия Апостолов и Евангелистов, Плач Богородицы, Деяния Апостольские, Апокалипсисы и т.д.

Жанры апокриф

Кроме ветхо и новозаветных, существовали также апокрифы, соответствующие другим жанрам церковной литературы: псевдоэпиграфы, т.е. произведения, приписываемые какому-нибудь автору духовных сочинений, чаще всею отцу церкви (Слово Афанасия Александрийского о Мельхиседеке), апокрифические жития (Мучение Св.Феклы).

В основу многих апокрифов легли древнейшие устные предания. Большинство апокрифов было составлено в первые века христианства. Церковь на протяжении веков неоднозначно относилась к ним. С одной стороны, существовали индексы запрещенных книг (с конца 4 в.

), в которых апокрифические тексты перечислялись и запрещались наряду с различными еретическими произведениями; индексы запрещенных книг составлялись на основании Апостольских и Соборных правил и сочинений Отцов Церкви, однако не отличались единообразием.

С другой стороны, апокрифы широко использовались в церковной практике: в текстах церковных, в иконописи, апокрифы широко бытовали в монастырских библиотеках. В средние века апокрифы оказывали большое влияние на развитие духовной поэзии, живописи, скульптуры; их сюжеты могли использоваться в католических мистериях.

Так, одна из первых мистерий «Страдания Спасителя» заимствует сюжет из апокрифа «Евангелие рождества пресвятой Девы» и «Евангелия Никодима». Известно обращение к апокрифу в более поздней западноевропейской литературе (Дж.Милтон. Потерянный рай, 1667). У славян апокрифы появились сразу же с принятием христианства.

Они распространялись преимущественно в составе особых сборников (Хронографы). Особую популярность апокрифы приобрели в Болгарии в 10 в. при царе Петре, когда они не только переводились, но и сочинялись (поп Иеремия). Исследователи связывают расцвет апокрифической литературы с появлением ереси богомилов.

На Русь многие апокрифы пришли из Византии именно через Болгарию, что дало основание А.Курбскому (16 в.) назвать их «болгарскими баснями». Ряд апокрифов стал известен на Руси также в сербской редакции. В славянскую книжность проникли далеко не все апокрифы. Некоторые из них были вовсе не известны в полном виде (Малое Бытие), другие были известны в отрывках или переделках.

Так, популярный в Древней Руси апокрифы Сказание Афродитиана, повествующий о приходе волхвов к младенцу Христу, в византийской литературе являлся лишь частью обширной Повести о событиях и Персиде (5 в.).

Большинство апокрифов отличается обилием чудес и экзотики, что сближает их с легендами: из апокрифов читатель узнавал о подробностях создания человека (Сказание, как сотворил Бог Адама), о «заклепанных» (заключенных) Александром Македонским в «пустыне Етривьской» нечистых народах (Откровение Мефодия Патарского), о посмертных мытарствах души (Хождение Богородицы по мукам, Хождение апостола Павла по мукам, Вопросы Иоанна Богослова о живых и мертвых), об истории дерева, из которого были сделаны кресты для казни Иисуса Христа и двух разбойников (Сказание о древе крестном, приписываемое Севериану Гевальскому или Григорию Богослову).

Апокрифы в древней Руси

В Древней Руси особо были любимы и распространены Сказание об Адаме и Еве, Сказание о праведном Енохе, Сказание о потопе и праведном Ное, апокриф об Аврааме, Заветы двенадцати патриархов, Исход Моисеев, Сказания о Соломоне, Прение Иисуса Христа с дьяволом.

Слово Адама во аде к Лазарю, Беседа трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), Сказание о двенадцати пятницах, Луцидариус (переводная книга апокрифа западноевропейскою происхождения).

О популярности апокрифов в Киевскую эпоху свидетельствует использование их в оригинальных памятниках древнерусской письменности («Повесть временных лет», «Хожение Даниила»).

Однако, как и везде, положение апокрифов в церковной словесности не было определенным: одновременно с апокрифами в славяно-русскую письменность приходят из Византии и индексы запрещенных книг (впервые — в «Изборнике» Святослава, 1073).

Несмотря на это, апокрифы широко распространялись в рукописной традиции, многие из них вошли в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Однако, видимо, в связи с появлением ересей, некоторые древнерусские писатели (Максим Грек, А.Курбский) выступили с критикой отдельных «отреченных книг».

Отношение к апокрифам на Руси закрепилось в решениях «Стоглавого» собора 1551 и соборного суда по делу И.М.Висковатого (1570): предпочтение было отдано тем текстам, в которых подчеркивалась связь между ветхо и новозаветными событиями (троичность божества, святость икон).

Во время реформ Никона (1653) апокрифы подверглись серьезной критике (известны случаи, когда в 17 в. апокрифы вырезались или вырывались из рукописных сборников) и после Раскола сохранили свою популярность в основном среди староверов.

К апокрифам обращались многие древнерусские писатели: Кирилл Туровский, Нил Сорский, Нил Тверской, Зиновий Отенский, Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Сильвестр, Иван Грозный, инок Корнилий, патриарх Гермоген и др. Апокрифы нашли отражение в фольклоре (духовные стихи). Апокрифические сюжеты и мотивы встречаются в творчестве Ф.М.

Достоевского («Идиот», 1868; «Братья Карамазовы», 1879-80), Н.С.Лескова («Сошествие во ад», 1894), П.И.Мельникова-Печерского («В лесах», 1871-74).

Это будет вам интересно:  Либретто

Слово апокриф произошло от греческого apokryphos, что в переводе означает — скрытый, тайный, сокровенный.

Источник: https://aptekahram17.ru/zhitie/chto-takoe-apokrif-i-kakoe-ego-znachenie-v-pravoslavii-2.html

Что такое апокриф и какое его значение в православии — Молитвы

Происхождение слова Апокриф к нам пришло от греческого «апо» + «криф». «Круфос» или «круптос» означает скрывать, делать тайным. Приставка «апо» определяет, что действие скрытности произошло в прошлом времени. Таким образом, Апокриф — это то, что было скрыто, сделалось тайным, сокровенным.

  • Разъяснение о понятии «Апокриф» на примере древнего племени
  • Канон и апокрифы
  • Исторический путь апокрифов
  • Обобщающий вывод затронутой темы об апокрифах

Что такое апокриф нужно рассматривать в нескольких направлениях:

  1. Происхождение слова Апокриф.
  2. Как оперировали понятием в древности и в начале нашей эры.
  3. Какое значение оно имело в период Среднего века.
  4. О чём мы думаем, говорим и размышляем, произнося это слово сегодня, в наши дни.
  5. Что говорит Церковь, литература, наука об апокрифах.
  6. Какое значение имеет апокрифическая литература в мире или церковной жизни.

Разъяснение о понятии «Апокриф» на примере древнего племени

Наш мир (живущие в нём люди) по своей сущности религиозен.

Это означает, что большая часть человечества в период всей истории догадывалась о присутствии высших сил, которым подвластны небесные и земные стихии.

Для того, чтобы все было в жизни благополучно, люди приносили этим божествам дары. У каждого народа и племени приношение совершалось, согласно тому, в какой местности они проживали, и религиозным традициям принадлежали.

Объясним понятие Апокриф, используя пример из жизни предполагаемого народа, живущего в отдалённом времени. Итак, такой вымышленный исторический сюжет.

У одного древнего народа или племени сложились религиозные отношения, которые мирно продолжались в течение нескольких поколений. Вдруг встаёт некий человек из священнического рода и говорит, что раньше такие-то и такие-то вещи совершались по-другому, то есть не так, как сейчас, в наше время.

Давайте мол, поменяем кое-что в наших ритуалах и таким образом, вернёмся к истокам. Стали об этом рассуждать и выяснилось, что действительно об этом говорит некое устное предание, но доказательств, происходящему в прошлом этого народа иной традиции, нет.

Решают оставить все как есть, а те предполагаемые вещи, которые будто совершались в старину, будучи не доказаны, пока оставить «апокрифом».

Конечно, такой термин звучал по-другому на языке того народа, но сущность вердикта была всем понятна. Следует отметить, что вопрос этот все равно оставался открытым, и в народе ещё долгое время витал дух тайны.

Мы нарисовали эту иллюзорную картину, чтобы показать то, как нам, современным людям принимать или отвергать апокрифы, например, как христианам принять апокрифы евангелия.

Канон и апокрифы

Во второй части Библии, в Новом Завете присутствуют четыре Евангелия. Для того чтобы они там находились, была произведена работа отцами церкви на протяжении многих поколений.

Эти посвящённые Богу служители собирали данные, которые пришли к ним в письменной или устной форме от очевидцев, учеников, апостолов Иисуса Христа и христиан.

В четырёх Евангелиях сложилась полная информация, в такой мере, которая нужна людям, о жизни Иисуса, о Его роли в жизни людей как настоящей, так и будущей, и о пришествиях Иисуса Христа, — бывшем и грядущем.

И не только Евангелия, отбор другой новозаветной литературы проходил по той же схеме. По мнению большинства тех, кто занимался отбором — ими было определено, что уже достаточно книг, чтобы во всей полноте явить миру Иисуса Христа и Его Евангелие.

Остальные книги, так называемые апокрифы древних христиан (апокрифы от Иисуса учеников), не вошли в Библию ввиду сомнительности их авторов, и недостаточного доказательства правдивости сюжета.

Тем не менее эти книги остаются полезными, в роли дополнительной литературы к уже утверждённому законченному списку Писаний.

Некоторые новозаветные апокрифы были разрешены к чтению в церкви, за неожиданную трактовку уже известных фактов об Иисусе, но большая часть запрещена из-за их явного расхождения с учением Апостолов.

Новозаветных писаний было достаточное количество, чтобы беспокоится о выборе в канон евангелий, Деяния, посланий, а также Апокалипсиса. Одних только претендентов на роль евангелия было как фольклорного, так и идеологического характера, множество.

Среди них такие как Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, Евангелие от Никодима, Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие от Филиппа и другие.

И в наше время читать эти книги очень интересно, особенно тем людям, кто изучает книгу Библия и которых интересует, по каким критериям был отобран канон святыми отцами.

Апокрифы об Иисусе

Особый колорит принадлежит сказаниям об Иисусе, где авторы хотели представить жизнь Иисуса в детстве, отрочестве, а также в период, который отсутствует в канонических евангелиях. Эти апокрифы появились позднее. Вот некоторые из них:

  1. Послание Христа к Авгарю.
  2. Евангелие детства.
  3. Книга Иосифа плотника.
  4. Тибетское евангелие.
  5. Иисус в храме.

Апокалипсис апокрифы

Необходимо также сказать об Апокалиптике. Это наиболее древний литературный жанр. Прежде чем вышел в свет, библейский апокалипсис Иоанна, в мире уже существовала масса древних и иудейских, таких как Апокалипсис Варуха, Книга Еноха, Видение Исаия, Апокалипсис Адама и др.

Наряду, с апокалипсисом Иоанна существовали апокрифы, написанные раньше и позже, вошедшего в канон Откровения Иоанна Богослова. Вот некоторые из них:

  1. Апокалипсис Иоанна (от канонического существенно отличается).
  2. Апокалипсис Иоанна.
  3. Апокалипсис Петра.
  4. Апокалипсис Павла.
  5. Откровение Варфоломея.

Греческие истоки

Философия школ античности была связана с религией востока и запада, которые смешались в результате завоеваний Александра Македонского.

Образовавшееся синкретическое учение говорило о тайнах бытия, известных только избранным людям, которыми реальность воспринимается особенными психологическими и духовными практиками.

Истоками этого воззрения являлись мифы о певце и поэте Орфее, а также мистерии, в которых действия культов и обрядов соединяли человека с Богом, в результате чего обреталось бессмертие и божественная власть в мире ином. Посвящённым в эту тайну запрещалось под страхом смерти проповедовать простому народу.

Истоки древнего Египта

Магические мистерии, связанные с культом Изиды, исполняемые некими хранителями тайн. В пещерах на острове Фил в пении торжественных гимнов и поклонении, им открывались скрытые божественные знания.

Первые признаки апокрифов и их развитие в начале нашей эры

Сочинения на тему спасения появились в результате влияния смешанного учения Древней Греции и Египта от тайных знаний, ведущих к осознанию божественности человека, вследствие чего он и получает это спасение.

Однако египетский бог был добрым богом, но имеющий ограничения, в то время как халдейский бог являлся злонамеренным Творцом и в их понятии противопоставлялся иудейскому Богоу Яхве.

Поэтому греческие апокрифы отражали в себе непринятие иудейской религии, вследствие чего претендовали на высшее признание, как отражение справедливой религии.

Современный подход в исследовании книги Билия, используя археологические данные

В связи с тем, что не прекращаются научные исследования над текстами Библии, ученными было написано много работ, которые можно трактовать, как современные апокрифы ввиду их роли на новое толковании библейских сюжетов.

Несколько примеров

  • Раскопки вавилонской литературы помогают понимать значение текстов библии значительно легче наших предков. Ветхозаветный язык входит в одну группу с древнесемитскими языками, и поэтому совпадения одних и тех же выражений у еврейских текстов и вавилонских клинописях решают эту задачу. Даже можно узнать каким письмом владели древнееврейские цари Израиля, потому что они вели переписку с вавилонскими царями. Богословие Средних веков сильно исказило понимание ветхозаветных библейских текстов, данные же раскопок ассиро-вавилонских клинописей могут исправить эти ошибки.
  • Найденные ассирийские глиняные таблички раскрыли нам историю библейского Ноя под другим углом. Иные имена Бога и Ноя, другие названия местности, горы, к которой прибило ковчег, начало и продолжительность потопа, но основной сюжет, за исключением некоторых деталей, остался неизменным.

Обобщающий вывод затронутой темы об апокрифах

Наиболее полное собрание взглядов, точек зрения предлагает нам понятие апокриф Википедия, обобщённый аспект которой рассматривает и разделяет апокрифы на ветхозаветные, новозаветные и современные. Даны понятия, определения, названия книг и их тексты, особенно заслуживает внимания большой список литературы в примечаниях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у белорусов

Что говорят некоторые толковые словари об апокрифах

Словарь Ефремовой: 1. Произведения библейского направления, содержащее отступления от официального вероучения и поэтому отвергаемое церковью. 2. Авторство этих сочинений является не подтверждённым и маловероятным.

Словарь Ожегова: Сочинения иудейской или раннехристианской литературы на тему книги Библия, не включённые в канонический текст и отвергаемые церковью как недостоверные.

Религиозный словарь: — религиозные сочинения, не признаваемые христианской церковью каноническими. Понятие апокрифа, первоначально относилось к гностическим произведениям, затем так стали называть писания ранних христиан.

Итак, апокриф значение

  • Такой религиозный текст о событиях святой истории, который не признаётся церковью каноническим.
  • Такая книга, которая написана на основе уже существующей и трактующая её иным аспектом.
  • Произведение, недостоверное тем, что оно может быть сомнительного происхождения.

Интересное значение для православной церкви имеют апокрифы в плане влияния на литургию и жизни вообще.

Например, отдельные элементы апокрифов, Введение во храм и Рождество Девы Марии, вошли в иконографию.

Часть текстов из апокрифического Протоевангелия Иакова вошли в книгу о жизни святых отцов: Житие Святых и богослужебные книги Церкви (Октоих, Минею, Триодь), — стихир, канонов, седальнов и т. п.

Апокриф определение:

  • Сугубо церковный взгляд на апокрифы
    • Апокрифические — это книги, исполненные превратных догматов.
    • Сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается.
    • Таковые книги суть все, коих в книге Библия не имеется.
    • Иоанн Златоуст. Апокрифы: в самом выражении апокрифов не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нём и мало-помалу резвившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, и они, следовательно, дело рук человеческих.
  • Научный взгляд на апокрифы​​
    • Литература иудеев и ранних христиан, не вошедшая в ветхозаветный и новозаветный каноны.
    • Религиозные произведения иудейского, христианского или гностического происхождения, подтасованные под имя библейского персонажа.
    • Сочинения, возникшие на рубеже нашей эры в древнееврейской и древне сирийской среде, а также на христианском Востоке о персонажах и событиях священной истории, не вошедшие в официальные иудейский и христианский церковные каноны.

Заключительное слово от святителя

Заключительное слово Иоанна Златоуста: «Мы не можем изменить меру длины, объёма, веса и так далее, то есть, изменив эталон, мы изменим представление о мире; то же самое мы не можем сделать и с каноном священных книг. Добавив что-то или убавив, мы исказим-то истинное, верное и, можно сказать, спасительное учение о вечной жизни, которое нам даёт Господь Иисус Христос».

Источник: https://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/chto-takoe-apokrif-i-kakoe-ego-znachenie-v-pravoslavii.html

Что такое апокриф и какое его значение в православии

Апокриф является скрытым до недавнего времени произведением христианской религии, истории церкви. Он посвящен какому-либо известному или ранее неизвестному событию или лицу, но при этом не включенным в канонизированные издания Церкви. В протестантской религии апокрифические произведения называют неканоническими, которые не входят в Библию.

В последнее время все чаще появляются сообщения о том, что найдено еще одно, доныне неизвестное евангелие, или со дна какой-то пещеры подняли ветхозаветные свитки. Апокрифические произведения будоражат умы всего мира, давая повод для размышления и исследования как христианам, так и представителям других религий и конфессий.

Апокриф в православной церкви

Православная Церковь призывает с осторожностью относиться к неканонизированным находкам, особенно тем, которые намеренно подрывают авторитет Богодуховного Писания.

У православных апокрифами принято называть другие книги, которые не входили в состав Библии

Священнослужители не отрицают, что среди находок могут встречаться тайнописи, открывающие завесу истории или жизни того, или иного святого. Из апокрифических книг можно почерпнуть много интересного, но при этом следует быть осторожными с выводами.

Православные отцы принимают для изучения апокрифы:

  • Вторую книгу Ездры;
  • книги Премудростей Соломона и Иисуса;
  • Товит;
  • послания Иеремии и книги пророка Варуха;
  • книги братьев Маккавеев, третью книгу Ездры и многие другие.

Эти книги никогда не отвергались, но не признавались Богодухновенными, каноническими. Папа Римский Климент и священнослужитель Поликарп Смирнский часто в своих проповедях и посланиях цитируют Товит.

На заметку! По словам Афанасия Великого, чтение некоторых апокрифических сведений является душеполезным, наполняющим духовную жизнь христиан особой полнотой.

Некоторые цитаты из неканонических сведений используются при паримийных чтениях, на утрени и великом повечерии.

Что такое апокриф

Греки апокрифом называли тайные писания, имеющие скрытый иди сокровенный смысл. В православной литературе такие тайнописи известны, как неканонические, католики называют второканонические, а протестантские последователи называют их на греческий манер апокрифическими.

В отличие от православия и католицизма иудеи и протестанты в свои Библии не включают книги Маккавеев, Иудифь, Товит и другие, в то время, как в православных Библиях они встречаются.

Ветхозаветные апокрифы

Православные священники к апокрифам относят такие издания, как Книги Юбилеев и Еноха, Видения Исайи, Псалмы Соломона и другие, используя их в качестве дополняющей информации.

Книга апокрифов. Ветхий и Новый Завет

При этом в неканонических посланиях может быть неизвестно не только точное время его написания, но и авторство. В апокрифических находках прекрасно описана культура, идейная среда того времени, дающая более полное понятие предхристианского периода.

Между последним посланием Старого Завета, от пророка Малахии и до Евангелия от Матвея расстояние в 600 лет, и только скрытые книги могут донести до человечества события, которые происходили в этот период. Из старозаветных апокрифов наибольший интерес вызывают толкования канонических текстов или мидраши, как их называют евреи.

Мало кто из христиан слышал про Книгу Юбилеев, которая описывает семилетнее пребывание (об этом в Библии не говорится) Адама и Евы в Эдеме. Идентично «Откровению» Иоанна Богослова написана «Книга Еноха», описывающая последние дни жизни людей на земле. Об Апокалипсисе писали пророки, о «Вознесении Моисея» вспоминает в своем послании апостол Иуда.

В «Завете двенадцати патриархов» можно обнаружить молитвенный сборник, идентичный современному «Молитвеннику».

Читайте о Библии:

Новозаветные апокрифы

Неканонические книги, не вошедшие в Библию, в отличие от старозаветных апокрифов, претендуют на равнозначность с Богодухновенным Писанием. Несмотря на то, что Церковь отрицает истинность некоторых из них, в мире продолжают появляться все новые евангелия, авторство которых приписывают:

  • Петру;
  • Фоме;
  • Иуде;
  • Марии Магдалине;
  • Филиппу;
  • Никодиму и другим апостолам и людям, встречающимся на пути Иисуса.

Трудно поверить в их подлинность, читая Новый Завет. В Евангелии от Иуды записано, что любимым и лучшим другом Христа был не Иоанн, а предатель Иуда, якобы посланный выполнить Божественную миссию. Евангелие от Варнавы вообще можно назвать богохульным, ибо в нем сообщается о нежелании Иисуса назваться Сыном Бога.

Апостол Павел в своем письме коринфской церкви предостерегает об иных благовествованиях, имея в виду апокрифические книги, извращающие учение Спасителя и значение Его смерти, Воскрешения и Вознесения.

Читайте о Христе:

Как отличить каноническое послание от апокрифа

Для воцерковленного христианина, хорошо знающего каноны Церкви, не составит труда отличить апокрифы. В канонических книгах есть некоторые несоответствия, ведь писались они в разное время различными людьми. Но все они едины в главной идее — Бог есть любовь, Иисус наш Спасителя, и только через Него можно получить билет в вечную жизнь. В Евангелии от Иоанна в 14 главе Иисус говорит, что Он есть путь, истина и жизнь.

Апокрифические книги имеют собственные повествования, порой несущие ересь, и совершенно не сообразуются с основными Евангелиями и посланиями Старого Завета. Евангелие от Иуды практически полностью пытается перекроить Новый Завет, евангелие от Варнавы написано человеком, никогда не посещавшим Палестину, где проповедовал истинный пророк.

Исторические дополнения к Библии

Апокрифы могут быть просто исторической литературой, не противоречащей основным догматам Церкви, но дополняющей и расширяющей канонические издания. Именно из такой литературы, написанной учениками пророков и апостолов, христианский мир узнал о мученической смерти апостолов.

Апокрифические книги имеют собственные повествования

Библия практически не описывает жизнь Богородицы, о рождении, воспитании родителях Девы Марии описывается в Протоевангелии Иакова. А также есть сведения о Благовещении и Введении в храм.

Из апокрифических посланий мы узнали об Успении Богородицы и Ее вознесении к Богу Сыну.

Мужи апостольские, так называли учеников ранних апостолов, а среди них и Игнатий Богоносец, излагали концепцию построение иерархии служителей церкви, не идущую вразрез с поданной в Новом Завете теорией.

Исторические сведения, переданные епископом Климентием, значительно расширили сведения о жизни ранней церкви. В своем «Дидахе» Климентий изложил правила жизни ранней христианской церкви, описывая:

  • евхаристию;
  • молитвы;
  • посты;
  • обычаи христиан;
  • взаимоотношения между общинами.

Римлянин Ерм, или еще пишут Герм, в своем послании «Пастырь» описал христианские гонения начала второго века от Рождества Христова.

Интересна аллегория этого послания, где в образе Дамы представлена Церковь, а Ангел — это пастух, пастырь. Дама дает наставления своим детям, как им вести праведный образ жизни, в заботе друг о друге, уклоняясь ото лжи и злости, не разделять лживые учения. Однако, апокрифы последнего времени смакуют схождения святых в ад или их пребывания в раю, выдавая такие послания за Божьи ведения.

Важно! Апокрифы, несущие ложные предания, как правило, анонимные, и уже по этой причине не могут рассматриваться Церковью, как богодуховные.

Современное общество активно обсуждает новость о якобы пребывании Христа в Тибете, где Он, только вдумайтесь, Бог, создатель мира, учился у тибетских монахов. Это насколько надо унизить Творца, чтобы приравнять Его к Будде.

Создатель современной Церкви есть Учитель и Спаситель, Он наполнен ведениями от Бога Отца, и Ему не нужны дополнительные учения, даже из Тибета, где нет поклонения Богу Живому.

Если у некоторых христиан не хватает знаний противостоять современной ереси, тогда следует довериться мнению посвященных священнослужителей.

Апокрифы

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-apokrif-v-pravoslavii.html

Апокриф. Евангелия — Евангельские места. Путеводитель

Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне.

Позднее термин «апокрифы» был отнесён к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон.

Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.

Общие определения

По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется».

То есть, апокрифические книги, в большинстве своём, в значительной степени искажают священную историю и догматику Писания и поэтому они не могут быть в целом признаны богодухновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования).

Поэтому эти книги преследовались Отцами Церкви и не вошли в канон богооткровенных книг Ветхого и Нового Заветов (Библии).

Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с традиционным христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф, который называется «Протоевангелие Иакова» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова.

Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания.

Борьба с апокрифами до Рождества Христова

Апокрифические книги возникали ещё задолго до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги.

Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить, перевести на современный ему язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в Танахе иудейской традиции их объединяли в 22 книги — по числу букв в еврейском алфавите).

Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам и расходились с традициями ветхозаветного предания, несли в себе след влияния языческих мифов и суеверия соседних народов, и содержащие оккультные практики и магические заклинания, а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), заранее строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а позднее и в состав христианской Библии.

Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав Талмуда. Апокрифами изобилует и Каббала.

Проблема с неканоническими книгами

После кончины Ездры его последователи — ревнители благочестия — продолжили начатые Ездрой поиски священных писаний, и те книги, что были найдены соответствующими, и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были признаны ими богодухновенными. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг.

И только в достаточно свободной и просвещённой Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 70 (или 72) еврейских толковников — переводчиков, после глубокого изучения, усердных молитв и дискуссий добавили (в греческий текст) к предыдущим 39 книгам ещё 11. Именно этот вариант — Септуагинта — стал основным для христиан, говоривших в первые века христианства преимущественно на греческом языке.

Позже, когда протестанты, пользуясь древними рукописными оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (например, Послание апостола Иакова Мартин Лютер называл «соломенным»), не подтверждающие протестантские вероучения, вызывают у них сомнения.

Эти 11 «неканонических» или второканонических, то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры, — в Православии почитаются так же, как и все канонические книги Библии. Они даже во время общественного богослужения читаются на паремиях наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской археологии для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.

Борьба с апокрифами после Рождества Христова

Уже ранняя церковь столкнулась с ещё бо́льшей необходимостью отделения канонических библейских книг от различных альтернативных апокрифических трактатов, сочинявшихся в разное время и разными людьми.

Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными и недостаточно образованными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание.

(Так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем представительство ее перед престолом Сына.)

Другие апокрифы родились в различных распространившихся раннехристианских сектах и поместных церквах, еретических движениях и в гностицизме, использующем христианскую тематику. Были и такие авторы, которые намеренно, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли «послания», компрометирующие официальную Церковь, по их мнению — скрывающую изначально истинное учение.

Поэтому традиционные общины христиан во все времена старались защищать с их точки зрения истинную «чистоту своей веры», и во все времена на соборах ими составлялись списки отреченных книг — запрещенных апокрифических и откровенно еретических писаний, — которые запрещалось читать, издавать и которые разыскивались и уничтожались (рвались, сжигались или с пергаментов счищались/смывались запрещенные апокрифические и еретические тексты и писались другие палимпсесты).

В канон священных книг Церковью включены 27 новозаветных книг, признаваемых «богодухновенными» книгами, которые по мнению Церкви были написаны непосредственно апостолами — «самовидцами Христа». Состав новозаветного канона закреплён 85-м Апостольским правилом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько патриархатов в православии

Вместе с книгами Ветхого Завета они образуют христианскую Библию, в которой содержится 66 канонических и 11 второканонических книг, различия по включению этих 11 книг можно найти в православной версии и католической. Именно все эти богодухновенные книги считаются основным авторитетным источником в вопросах священной истории и догматики в основных христианских конфессиях.

Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют не только историческое значение, но в некоторой степени и диалектическое, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.

В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, альтернативные тексты Деяний святых апостолов, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные признанным Церковью биографии святых. Писания Отцов Церкви, литургические тексты, жития святых и другие тексты, причисляемые католической, православной и древневосточными церквами к Священному Преданию, к апокрифам не относятся.

Апокрифы сочиняются и в наше время, когда разнообразные еретические и псевдохристианские секты, «старцы», предсказатели и «чудотворцы» сочиняют и распространяют религиозную литературу, по-своему трактующую историю и принципы христианского вероучения.

Источник: http://gospel-ru.touristgems.com/1322-apokrif/

Апокрифы

Апокрифы (от др.-греч. — «скрытый, сокровенный»), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон.

Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне.

Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным «богодухновенными»: Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью «посторонними», или «неканоническими», то есть собственно апокрифами.

Общие определения

По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется».

То есть, апокрифические книги в большинстве своём извращают принципы богооткровенного учения, и они не могут быть в целом признаны боговдохновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования).

Поэтому эти книги беспощадно преследовались Отцами Церкви и не вошли в канон богооткровенных книг Ветхого и Нового Заветов (Библии).

Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф который называется «Протоевангелие Иакова» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания.

Борьба с апокрифами до Рождества Христова

Апокрифические книги возникали ещё задолго до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги.

Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить/перевести на современный язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в Танахе иудейской традиции они искусственно объединялись в 22 книги — по числу букв в еврейском алфавите).

Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам, расходились с традициями ветхозаветного предания, заражённые языческими мифами и суевериями соседних народов, содержащие оккультные практики и магические заклинания, а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а позднее и в состав христианской Библии. Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав Талмуда, Мишны и Гемары, используемых иудаизмом.

Второканонические книги

После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг.

И только в достаточно свободном и просвещённом городе Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческом тексте) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг.

Именно этот вариант (Септуагинта) стал основным для христиан, говорящих в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке.

Когда протестанты, пользуясь древними рукописными оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (которые не подтверждают их взгляды) у протестантов вызывают сомнения.

Эти 11 неканонических (второканонических), то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры книг, в Православии почитаются так же, как и все остальные книги Библии, они также используются во время общественного богослужения (читаются на паремиях), наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской археологии для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.

Борьба с апокрифами после Рождества Христова

С возникновением христианства появилась ещё бо́льшая необходимость отделения официально признанных библейских книг от различных альтернативных апокрифических трактовок, сочинявшихся в разное время и разными людьми.

Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание (так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем представительство ее перед престолом Сына).

Другие апокрифы родились в различных распространившихся раннехристианских сектах, и еретических движениях и в гностицизме, использующеми христианскую тематику. Были и такие авторы, которые специально, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли компрометирующие официальную Церковь «послания», по их мнению — скрывшую изначально истинное учение.

Поэтому христиане во все времена стрались защищать с их точки зрения истинную «чистоту своей веры», и во все времена на соборах ими составлялись списки отреченных книг (апокрифов), которые запрещалось читать, и которые разыскивались, рвались, сжигались или с пергаментов счищались/смывались апокрифические тексты и писались другие палимпсест.

В современном христианстве только 27 книг входят в новозаветный канон и признаются богодухновенными книгами, которые по мнению церкви были написаны непосредственно апостолами (самовидцами Христа).

Состав новозаветного канона закреплён в 85-м Апостольском правиле. Вместе с книгами Ветхого Завета они образуют христианскую Библию, в которой всего 77 книг.

Именно все эти богодухновенные книги считаются единственными авторитетным источником в вопросах священной истории и догматики в основных христианских конфессиях.

Однако написание богодухновенных книг не прекратилось со смертью апостолов.

Православная Церковь пополнилась и продолжает пополняться огромным количеством творений (писаний) Святых Отцов, богослужебными текстами и описаниями жизни святых, которые, после тщательного и всестороннего исследования на предмет соответствия Священному Писанию (Библии), также признаются богодухновенными и обязательными для всех христиан. Поэтому эти религиозные книги, непосредственно не входящие в состав Библии, не считаются апокрифами.

Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют не только историческое значение, но в некоторый степени и диалектическое, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.

В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, Деяния, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные «официальным» жизнеописания святых.

Апокрифы сочиняются и в наше время, когда различные секты, некие «старцы», предсказатели и «чудотворцы» издают и распространяют религиозную литературу, по-своему трактующую историю и принципы христианского вероучения.

Апокрифы Ветхого Завета

Псалмы Соломоновы

Заветы двенадцати патриархов

Эфиопская книга Еноха

Славянская книга Еноха

Сирийский и греческий Апокалипсисы Варуха (Видение Варуха)

Вознесение Моисея

Книга Юбилеев

Мученичество Исайи

Завет Иова

Иудейские разделы Сивиллиных книг

Видение Исайи

Завет Авраама, Откровение Авраама, Смерть Авраама

Мельхиседе

Апокрифические евангелия

Апокрифических евангелий дошло до нас числом до 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в канонических Евангелиях были только намеки. Иногда излагали евангельские рассказы в разговорной форме. Имен своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников. апокрифических евангелий разнообразно:

Евангелия детства

«Первоевангелие Иакова» (Иакова, брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев;

«Евангелие Псевдо-Матфея» или «Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя» сообщает о юности Иисуса;

«Протоевангелие Иакова» (брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев.

«Евангелие от Иакова» (продолжение «протоевангелия от Иакова»). Детство Иисуса от зачатия до 12 лет. Зачатие, рождение, бегство и жизнь в Египте в течение 3 лет, возвращение и жизнь в Назарете до 12 лет. Происхождение текста неизвестно;

История Иосифа плотника (или Книга Иосифа плотника);

«Евангелие детства», приписываемое апостолу Фоме (читалось гностиками во II веке);

Арабское «Евангелие детства» (о пребывании Спасителя в Египте);

«Тибетское Евангелие» («Тибетское сказание об Иисусе») — одно из «евангелий детства», согласно которому Иисус провёл свои ранние годы в Тибете и Индии.

«Иисус в храме» — 3-дневный спор 12-летнего Иисуса с иудейскими фарисеями в Иерусалимском храме по поводу уже пришедшего Мессии. Происхождение и авторство текста неизвестно;

«Евангелие от Марии»;

«Евангелие Никодима»;

«Евангелие Апеллеса»;

«Евангелие 12 апостолов» («Дидахе»);

«Евангелие от евреев»;

«Евангелие от Петра»;

«Евангелие Иуды»

«Евангелие от Филиппа»

«Евангелие от Фомы»;

«Евангелие от Варнавы»

Апокрифические Деяния Апостолов

«Деяния Петра и Павла»;

«Деяния Варнавы»;

«Деяния Филиппа в Элладе»;

«Деяние Фомы» (древнего происхождения);

«Деяния Иоанна»;

«Успение Блаженной Девы Марии»

«Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»

«Деяния и мученичество апостола Матафия»

«Деяния Павла»

«Деяния Павла и Феклы»

«Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати»

«Деяния Филиппа»

«Мученичество святого апостола Павла»

«Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея»

«Учение Аддая апостола»

Апокрифические Послания Апостолов

«Послание Авгаря ко Христу»;

«Послание Христа к Авгарю»;

«Переписка ап. Павла с Сенекой» (6 писем; многие были убеждены в их подлинности, и только позднейшие исследования раскрыли подложность);

«Послание к Лаодикийцам»

послания Климента Епископа (5 шт.)

«Послание апостола Варнавы»

«Послание апостола Петра к апостолу Иакову»

«Послание двенадцати Апостолов»

«Третье послание апостола Павла к Коринфянам»

«Послание Дионисия Ареопагита»

Апокрифические Апокалипсисы

Их также было множество, но целиком дошли только некоторые:

«Апокалипсис Иоанна» (существенно отличный от канонического);
другой «Апокалипсис Иоанна» (открыт в 1595 г.);

«Апокалипсис Петра»;

«Апокалипсис Павла»;

«Откровение Варфоломея»

Прочие новозаветные апокрифы

«Пастырь Гермы»

«Хождение апостола Павла по мукам»

Поздние и современные псевдоцерковные апокрифы

«Евангелие от Афрания» — роман Кирилла Еськова, написанный в жанре, совмещающем альтернативную историю и детектив.

Источник: https://vsemolitva.ru/apokrif.html

��� ����� ��������?

���� «�������», ���������� «��������,������» ���������� �������������. «��������» — ��� «������ �����».��� ������������ ����� ����� �� ����� �������� ���������?

���� � ���� �����-������ ������� ������� ������, �� �������������� ����� ������ � ����� �������. �� �������� ������������������ �������, ��� �� ������� ������������ ������ 1546 ������� ����������� ������ � ������������ ������.

����� «�����», «������», «�������», «��� � ������» ������������������� ��������, � «����������� ��������» (�� «�� ��������»!),«������ ��������» � «����� ������» ��������� � ��� �������������������� � ��������. ��� ����� ������������ �������� � ��������������� ������ ����� �� II �. �� �. X. �, ���������,����� ��� ������������ ��������.

�������� �� ������� � ��������� ������ � �� ������������� ���������� ������������. ������ ��� ������� � ����������������������� ������ (�����������), � ������� �����, �������� ��������������, ������� �� �������� ���� � ��������� ���� ��������. ��� ��������� ��������: «�������� — ��� �����, ������� �� ��������� ����������������� �������, �� ��� ������� � ������ ��� ������».

� ��������� ���� ������ �������, ���������. ��, ������� ������������������� � ����� ������, � ������ — ��� �������� ���������������� �������������� ����������� ������ ��������. ���� ������������ ������, ��� �������� �� ������������� ����� ������. ����������� ����� 300 � 100 ��.

�� �. X., ����� ��� �������� ��������� ��������� ��������. ��������� ������ ������� ������,�������, �������� ����� 400 �. �� �. X. �����������������, ������������ ��������� ������-���������, ��������: «�������������� �������� �����, ������� � ������� ������ ��� �������� ���������».

�������, ������ ����� «�������» ����� ������������� � ��������«������������, �����������», ��� �������� �������������� ���������,�� ������ �� ����� �������.

��� ������ � ������ � �������?

�� �� ��� �� ���������� � ����� ������? ���������� �� ��� �����, ��� «�����» �������� «�������», «�����»,«������������ ����». ������������ ����� ������������ ������������������� ��������� � ������� ������������ � ���������. ������ � ���������� — «�����».

���� ���������� ������ ������ ������������� ���� ������� ��������, ��� � � ��������. � ��������� �� ������������������ �������� ���������� ����. ���� �� ������� ��������������� ������, ��, ��������� ����������, � ��� � ����� ������������� ����������� «������������ ����».

�����, ��� �� �����, ������������� �����, �����������, ����� ������ ����� �����������������?

���� ������������� � ������ ������� ������ ������� ��������, �������� � ������������ ����� ������� ���������� �� ��������� �����.����� ������ ��������� ��� ����������, ��� ����� ����� �����, ������������� �� ������ � ������. �������� �������� �������,��������� �� �����, ����������, ��������� �� �������, ��������� ������.

�������, ��� ������ ������ � ��������������, ������� ��� ����� ������ �������, �� ��� �������� ��������� ������� ���������.����������� ������ ���� ���������� ���������, ��������������������, �������� � ������� ���������� ����� ������� ������������ ���������� ������������ ���������. ������� �� ����� ������������� «����������������» — �� ����, ��������������,����������������� ��� ������� �������.

�������� ����� ����� �������� ������ ����, ����� ����� ��������������� ����������, � ����� �����������. ������� ������������ �������� (����� ����) �� ����� ������� ������� ����� ��������� ���������. � 144 �. �� �. X. �� ����������� �������� ������������ ����������� ������������� ������������ ������� — ������ «�����».

��������� ������� ���������� ���� ��������� �� ���� � ������ �������������, ������� � ���� �������������� �������� ����������� ������������ (!) ���������, ���������� ������ ������������ ������.����� ����� ���������� ������ � ���������� ������������� ������������ ������� �� ���� ���� ������. � ����� II ���� ���� ������������������ � ���� �������. �� ��������� ������� � ����� (393 �.�� �. X.) � � ��������� (397 �. �� �. X.� 419 �.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Максима

�� �. X.) ������������ �������������������������� � ������������������ �������� ���� ������� ������������.

����� �� ������ ���� ���������?

���� � ����� ����������� ������, ����������� �� ��� � � ���� ��� ��������, ��������� ����������������� ��������� ������ � ��������� � ��� ���������� ������������? �� ����� ���������� ���� �� �������� �������, ��� ���������� ���� �����, ��� ��� �������� ������ �� ��� ������� ��������� ���������� �� ���� �����.

��������, ������� �������������� ���� �������� ������������� �������� � ������� �������. ����� ����� ��� �� �������� ����������� (1-����� 1:10—12), ��������������� �����, ����� ��� ��� �����������.

����� �� ������� ����������� � ����� ���������� ���, ��� ��� �� ���������� ������������� ������ (������ 12:4; ���������� 1:19; 22:6—7).

������, ����� �� ����� �� �������, ���������� ��������� �������������. ��� �������� ��� �����������, ��� ������ ���� ����� ����� � ����� ����������� ��������������.

��� �� �����, ��������� ���������� ������������ «���������»����� ������� ���������� ����� (� ���������������� ���������������� ��� ����������������� �������) � ���������� ���������������� � ������. �� ����� �� ���� ��� ����������� ������:��������� ���� �������������� ��� �� ���������� ��������� ������.�� �� ������� ����� ������� ��������. ������� ��������� ��������������������, ��������� ������.

����� ��� ������������� ����������������, ���, ����������, ����������. �� ��� �� � ���� ���� ���������� ������ ������. ����� ���������� ������ ������ ���������������, ��������� �� ���� ����������, �������� �������������, ��� ��, ��� �� ����������� ����� ������, ����� ������ ������������. ������ �������� ��������� ����� �����, �� � ��� ������� �� ��������� ����� «���������» ������ ������ �����������.

�� ������������� ������ � ����������� ������������ ������, ��������, � ���� ����� �������, ������ ����������, ��� �������� ������������, � ��� ���.

��� ���, ��� ������ ������� ���������� �����,���, ��� �� �����, ��������� �� ����������� — ����� ����� ����������� � ����! ������������ �������� ���� ���������� ����.

��������������� ������ ������, ��� �������� �������� �� �������������� �� ����������, �� ��������� ����� ������. ��������� ������������ ����� ���������� ����, ������������ ������ ������������� � ����� �����.

�������, � �������������� ���� � ���� ������, �� ����� �����������, ��� � ��� ���������� ������ ����� �����, ��� � ������������ ������ � ��� �� ��������. �� �������������, ��� �� ����� �������� ���������� � ����� �������, �� �������� �� ����.«���������������� �����» ����������� � ������, � �������� � � �����������: «�� ����������� � ����, ��� � ��������� ���, � �� ����������� ����; ���������� �������� �������, ���� ������, ������� � ������������» (������������ 4:2).

«������ ����� ���� �����; �� — ������������ �� ����. �� ��������� � ������ ���, ����� �� �� �����������, � �� �� �������� ������» (������ 30:5—6). «� � ������������������� ������� ��������� ����� ����������� ����� ���: ������� �������� ��� � ���, �� ���� ������� ��� ����, � ��������������� � ����� ���; � ���� ��� ������� ��� �� ���� ���������������� ����, � ���� ������� ��� ������� � ����� ����� � ������� ����� � � ���, ��� �������� � ����� ���» (����������22:18—19).

Источник: http://www.nauka.bible.com.ua/kpb/kpb5.htm

Почему же апокрифы не включены в библейский канон?

Это вопрос сложный — и в каждом случае индивидуальный. Апокрифичность того или иного текста церковные деятели устанавливали в течение столетий.

Фрагмент Первой книги Еноха, апокрифа, который включён в канон Ветхого Завета в Эфиопии

Вот, например, что сообщает об апокалипсисе Петра Канон Муратори (перевод самого древнего перечня книг Нового Завета):

 «Мы принимаем только апокалипсис Иоанна и Петра, хотя некоторые из нас не желают, чтобы последний читался в церкви».

То есть христианские деятели относили этот апокриф к списку канонических текстов, шли споры, так что решение об его исключении из канона в итоге приняли не без протестов.

Ещё один интересный пример — Первая книга Еноха. Она повествует о том, как ангелы приземлились на горе Ермон и брали в жёны обычных женщин, которые рождали от этого союза исполинов. Но примечательно не это, а то что апокриф входит в канон Ветхого Завета в Эфиопии.

Кстати, одно из условий попадания книги в канон: одна должна быть найдена на двух языках. С большинством апокрифов это не так.

Апокрифы писали из мести, ради славы и чтобы донести свои идеи до масс

Нет единого ответа на вопрос, зачем писали апокрифы. Всё сильно зависит от темы конкретного текста и эпохи его создания. Например, известны такие мотивы:

Месть. У христиан и иудеев было немало противников, а потому это довольно изощрённый способ отомстить — написать библейский текст, который мог бы подорвать основы вероучения, либо подтвердить его вторичность по отношению к другой религии. Яркий пример — апокрифическое евангелие от Варнавы. Его автор описывает новозаветные события в выгодном для ислама контексте.

Проповедь. Как донести свои религиозные идеи до широких масс? Понятно, что анонимный текст или рукопись никому неизвестного человека не будет интересна публике.

А вот если своё учение вписать в доселе неизвестное Послание апостола Павла, например, то интерес к тексту значительно возрастёт. Да и критический настрой к тексту исчезнет. Особенно этот метод пользовался популярностью у гностиков.

То же Евангелие от Марии — гностическая проповедь, но в устах Христа она приобретает большой весь для читателя.

В апокрифе Евангелие от Марии Мария Магдалина предстаёт лучшей ученицей Христа

Жажда славы. «Если не прославлюсь сам, то хотя бы мой текст войдёт в историю», — рассуждали фальсификаторы и сочиняли тексты библейского содержания, напрочь лишённого какого-либо духовного смысла. Обычно это всего лишь художественные сюжеты, расширяющие известные иудейские и христианские сюжеты. Евангелие детства от Фомы — пример такого рода сочинительства.

В этом тексте полно историй о сверхъестественных способностях Иисуса Христа, которые не несут ни нравоучительного, ни духовного, ни сакрального смысла. Это роднит текст с мифами про детство богов и героев (например, Кришны и Геракла), но ничего не добавляет к христианскому учению.

Апокрифы делятся на ветхозаветные и новозаветные

Все апокрифы можно сгруппировать, по примеру Библии, на два больших корпуса:

  • Ветхозаветные писания;
  • Новозаветные тексты.

Апокрифы Ветхого Завета преимущественно написаны в первые века до нашей эры в рамках иудейской традиции. Но не все. Например, есть и славянские тексты:

  • Славянская версия жития Адама и Евы;
  • Лестница Иакова.

Вряд ли эти тексты написаны изначально на Руси, но именно у нас они приобрели популярность.

Славянский апокриф Житие Адама и Евы написан от лица Евы после изгнания из Эдемского сада

Один из самых информативных ветхозаветных апокрифов — книга Юбилеев. Это аналог книги Бытия, который значительно дополняет и расширяет сведения из канонических книг Ветхого Завета.

Излюбленные темы авторов этой категории апокрифов — жизнь первых людей и заветы иудейских патриархов. Наименее интересны авторам подобных писаний многочисленные книги пророков. По их мотивам не написано почти ничего.

Апокрифы Нового Завета в основном пересказывают, дополняют и опровергают канонические евангелия. Написаны эти тексты преимущественно в период рассвета христианства II–IV век.

Очень плодовитые авторы новозаветных апокрифов — гностики. Это одна из первых христианских школ. Её отличает мистическое толкование Священного Писания, что сближает гностицизм с Восточным эзотеризмом, а не иудейскими традициями.

Среди гностических евангелий широко известны:

  • Евангелие египтян;
  • Евангелие Истины;
  • Евангелие Иуды;
  • Евангелие Мани;
  • Евангелие от Евы;
  • Евангелие от Марии;
  • Евангелие от Никодима;
  • Евангелие от Фомы.

Смотрите также статью Евангелие от Иуды

Апокрифы вводят ещё один жанр, который не существует в Библии, — евангелия детства. Это тексты, рассказывающие о первых годах жизни Христа, а также — о событиях, предшествующих Его рождению. Широко известны:

  • «Евангелие детства»;
  • «Евангелие Псевдо-Матфея»;
  • «Евангелие от Иакова»;
  • «Книга Иосифа плотника»;
  • Арабское «Евангелие детства»;
  • «Иисус в храме»;
  • «Евангелие от Апеллеса»;
  • «Тайное Евангелие от Марка»;
  • «Протоевангелие Иакова»;
  • «Евангелие от Андрея»;
  • Евангелие детства от Фомы.

Любопытно, что хотя в Библии есть две уникальные книги — Деяния и Апокалипсис, в апокрифической литературе они превратились в популярные жанры, чему масса примеров: Деяния Филиппа, Деяния Павла, Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати, Мученичество святого апостола Павла, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Апокалипсис Иоанна (неканонический) и другие апокрифические книги на эти темы.

Столь же изобильно представлены различные послания — послание Авгаря ко Христу, Послание апостола Петра к апостолу Иакову и т.д.

Фрагмент рукописи Апокалипсис Петра (апокриф)

Есть апокрифические произведения и других жанров, которые не представлены в Библии:

  • Хождение Богородицы по мукам;
  • Хождение апостола Павла по мукам;
  • Беседа трёх святителей;
  • Сошествие Христа в ад.

10 необычных апокрифов

Каждый апокриф по-своему удивителен, но их число близко к сотне, а потому интересно заострить внимание на наиболее оригинальных книгах.

  1. Книга Яшер. Переводится как «Книга праведного». Эта рукопись до нас не дошла и могла бы навсегда затеряться в истории, если бы не один интересный факт. Пока все апокрифы ссылаются на Священное Писание, сама Библия дважды ссылается на книгу Яшер!

«Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день».

«и повелел научить сынов Иудиных луку, как написано в книге Праведного».

Есть несколько текстов-претендентов на то, чтобы называться книгой Яшер. Но все они признаны подделками. Подлинник, если он сохранился, до сих пор не найден.

  1. Евангелие Иуды (без «от»). Самая шумная библейская находка XX века. Не опровергает, но иначе интерпретирует события канонических Евангелий. Иуда здесь — любимый ученик Христа. Спаситель поручает ему принести величайшую жертву — предать Учителя и стать самым страшным мучеником — предателем в глазах человечества.
  2. Первая книга Еноха. Примечательна тем, что цитата из книги есть в послании Иуды 1:14: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих».
  3. Вторая (славянская) книга Еноха, а также третья книга Еноха. Это разные тексты, но их объединяет описание небесного мира. Здесь много космогонии и фантастических образом. Уфологии очень любят ссылаться на эти тексты, поскольку верят, что речь в них идёт о пришельцах.
  4. Евангелие от жены Христа. Небольшой фрагмент пергамента, который примечателен фразой: «Иисус сказал им „Моя жена“». Сперва эту находку считали подлинной, сейчас большинство исследователей относятся к ней как к фальшивке. Однозначного мнения нет.

Историк Карен Кинг с единственным фрагментом Евангелия от жены Христа

  1. Тибетское евангелие. Этот текст вполне может не существовать. Мы знаем о нём лишь по рассказам двух-трёх людей, якобы видевших оригинальные записи о том, что Христос провёл свою молодость в Индии и на Тибете. Многое в истории о получении перевода этих записей журналистом Николаем Нотовичем странно — настоящий детектив с кучей противоречий и фактических ошибок. Вероятнее всего, никакого тибетского евангелия нет и никогда не было, но на него любят ссылаться любители современных неовосточных традиций.
  2. Евангелие от Марии. Уникально глубиной мистической мысли, но прежде всего тем, что его якобы написала женщина.
  3. Евангелие от Варнавы. Явная подделка. Интересна необычной интерпретацией библейских событий: вместо Христа распяли Иуду, которого мистическим образом все приняли за Иисуса.

В Евангелии от Варнавы вместо Иисуса распяли Иуду.

  1. Евангелие мира от ессеев. Современная подделка. В ней сделан сильный акцент на здоровом образе жизни. Христос здесь учит делать очистительные клизмы, не есть мясо и не обрабатывать термически пищу.
  2. Евангелие от Евы. Сохранилось всего в паре цитат в труде «Панарион» Епифания Кипрского, где тот критикует различные секты. Больше никто ничего не слышал про эту книгу. Если она действительно существовала, интересно было бы узнать, как связали давно почившую ветхозаветную прародительницу человечества и то, о чём рассказывает Новый Завет.

Православие не приветствует апокрифические книги

Православные священники не рекомендуют обращать особое внимание на апокрифические книги. Апокриф, христианский он или иудейский, идёт вразрез с православным учением.

https://www.youtube.com/watch?v=Gm2Es-edoME\u0026list=PLlq01KPWCTSTmknmIlgx2TM5WEnAg1yr0

А у нас, в информационном пространстве, где христиане празднуют чистый четверг и масленицу, а также не знают, кто такой Бог-Отец, было бы вредно забивать головы прихожан ещё и апокрифическими параллелями. Своего-то богословия не знаем!

Но для человека хорошо знакомого с верой, религиоведа-исследователя или грамотного богослова очень интересно знать различные аспекты апокрифов:

  • Идеи;
  • Мотивы написания;
  • Время создания;
  • Художественные приёмы.

Апокрифы — это след внутрирелигиозной полемики.

С их помощью можно определить:

  • какие мысли имели вес в прошлом;
  • какие взгляды могли сегодня приобрести вес сегодня, сложись история иначе;
  • какие источники влияли на библейских авторов;
  • какие сюжеты исключены из библейского текста;
  • какие есть обстоятельства, расширяющие и уточняющие рассказы из Священного Писания.

Источник: https://hranitel.club/99-apokrify

Что такое Апокриф — его значение в христианском мире, определение и аспекты

Происхождение слова Апокриф к нам пришло от греческого «апо» + «криф». «Круфос» или «круптос» означает скрывать, делать тайным. Приставка «апо» определяет, что действие скрытности произошло в прошлом времени. Таким образом, Апокриф — это то, что было скрыто, сделалось тайным, сокровенным.

  • Разъяснение о понятии «Апокриф» на примере древнего племени
  • Канон и апокрифы
  • Исторический путь апокрифов
  • Обобщающий вывод затронутой темы об апокрифах

Что такое апокриф нужно рассматривать в нескольких направлениях:

  1. Происхождение слова Апокриф.
  2. Как оперировали понятием в древности и в начале нашей эры.
  3. Какое значение оно имело в период Среднего века.
  4. О чём мы думаем, говорим и размышляем, произнося это слово сегодня, в наши дни.
  5. Что говорит Церковь, литература, наука об апокрифах.
  6. Какое значение имеет апокрифическая литература в мире или церковной жизни.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Почему икона называется Владимирской

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]