Что было написано на вратах ада

Данте Алигьери и его «Божественная комедия» — Статьи

Что было написано на вратах ада

Действие «Божественной комедии» начинается с того момента, когда лирический герой (или сам Данте), потрясенный смертью любимой Беатриче, пытается пережить свое горе, изложив его в стихах, чтобы максимально конкретно зафиксировать и тем самым сохранить неповторимый образ своей возлюбленной. Но тут оказывается, что ее непорочная личность и так неподвластна смерти и забвению. Она становится проводником, спасительницей поэта от неминуемой гибели.

Беатриче с помощью Вергилия, древнеримского поэта, сопровождает живого лирического героя — Данте — в обходе всех ужасов Ада, совершая практически сакральное путешествие из бытия в небытие, когда поэт, совсем как мифологический Орфей, спускается в преисподнюю, чтобы спасти свою Эвридику. На вратах Ада написано «Оставьте всякую надежду», но Вергилий советует Данте избавиться от страха и трепета перед неизведанным, ведь только с открытыми глазами человеку под силу постичь источник зла.

Ад Данте. Начало

Сандро Боттичелли «Портрет Данте». (wikimedia.org)

Ад для Данте — это не овеществленное место, а состояние души согрешившего человека, постоянно мучающегося угрызениями совести.

Данте населял круги Ада, Чистилище и Рай, руководствуясь своими симпатиями и антипатиями, своими идеалами и представлениями.

Для него, для его друзей любовь была высшим выражением независимости и непредсказуемости свободы человеческой личности: это и свобода от традиций и догм, и свобода от авторитетов отцов церкви, и свобода от разнообразных универсальных моделей существования человека.

На передний план выходит Любовь с большой буквы, направленная не к реалистическому (в средневековом смысле) поглощению индивидуальности безжалостной коллективной целостностью, а к неповторимому образу действительно существующей Беатриче. Для Данте Беатриче — воплощение всего мироздания в самом конкретном и красочном образе.

А что может быть привлекательнее для поэта, чем фигура юной флорентийки, случайно встреченной на узкой улочке древнего города? Так Данте реализует синтез мысли и конкретного, художественного, эмоционального постижения мира. В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз.

Эта сцена — воплощение глубоких идейных и психологических сдвигов, когда художественное постижение действительности стремится стать интеллектуальным.

Иллюстрация к «Божественной комедии», 1827. (wikimedia.org)

Загробный мир предстает перед читателем в форме цельного здания, архитектура которого просчитана в мельчайших деталях, а координаты пространства и времени отличаются математической и астрономической выверенностью, полной нумерологического и эзотерического подтекста.

Наиболее часто в тексте комедии встречается число три и его производное — девять: трёхстрочная строфа (терцина), ставшая стихотворной основой произведения, поделенного в свою очередь на три части — кантики.

За вычетом первой, вводной песни, на изображение Ада, Чистилища и Рая отводится по 33 песни, а каждая из частей текста заканчивается одним и тем же словом — звезды (stelle).

К этому же мистическому цифровому ряду можно отнести и три цвета одежд, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых, тройственное распределение Ада с девятью кругами. Вся эта четко выстроенная система рождает удивительно гармоничную и связную иерархию мира, созданного по неписаным божественным законам.

Говоря о Данте и его «Божественной комедии», нельзя не отметить тот особый статус, который носила родина великого поэта — Флоренция — в сонме других городов Апеннинского полуострова.

Флоренция — это не только город, где Академия дель Чименто подняла знамя экспериментального познания мира. Это место, где на природу смотрели так пристально, как нигде больше, место страстного артистического сенсуализма, где рациональное зрение заменило собой религию.

На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте.

Первоначальное собирание античных рукописей отражало перенос центра тяжести интеллектуальных интересов на устройство внутреннего мира и творчества самого человека. Космос перестал быть местом обитания бога, а к природе начали относиться с точки зрения земного существования, в ней искали ответы на вопросы, понятные человеку, а брали их в земной, прикладной механике. Новый образ мышления — натурфилософия — гуманизировала саму природу.

Ад Данте. Топография

Топография Дантова Ада и структура Чистилища и Рая вытекают из признания верности и смелости высшими добродетелями: в центре Ада, в зубах Сатаны находятся предатели, а распределение мест в Чистилище и Раю прямо соответствуют моральным идеалам флорентийского изгнания.

К слову сказать, все, что мы знаем о жизни Данте, известно нам из его собственных воспоминаний, изложенных в «Божественной комедии». Он родился в 1265 году во Флоренции и всю жизнь оставался верен своему родному городу. Данте писал о своем учителе Брунетто Латини и о талантливом друге Гвидо Кавальканти.

Жизнь великого поэта и философа проходила в обстоятельствах весьма продолжительного конфликта между императором и Папой. Латини, наставник Данте, был человеком, обладавшим энциклопедическими знаниями и опиравшимся в своих воззрениях на высказывания Цицерона, Сенеки, Аристотеля и, само собой разумеется, на Библию — главную книгу Средневековья.

Именно Латини больше всего повлиял на становление личности будущего ренессансного гуманиста.

Путь Данте изобиловал препятствиями, когда перед поэтом вставала необходимость сложного выбора: так, он был вынужден поспособствовать изгнанию своего друга Гвидо из Флоренции. Рефлексируя на тему перипетий своей судьбы, Данте в поэме «Новая жизнь» множество фрагментов посвящает другу Кавальканти.

Здесь же Данте вывел незабвенный образ своей первой юношеской любви — Беатриче. Биографы идентифицируют возлюбленную Данте с Беатриче Портинари, которая умерла в 25-летнем возрасте во Флоренции в 1290 году.

Данте и Беатриче стали таким же хрестоматийным воплощением истинных возлюбленных, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

В 1295 году Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало ему дорогу в политику.

Как раз в это время обострилась борьба между императором и Папой, так что Флоренция была разделена на две противоборствующие группировки — «черные» гвельфы во главе с Корсо Донати и «белые» гвельфы, к стану которых принадлежал сам Данте.

«Белые» одержали победу и изгнали противников из города. В 1300 году Данте был избран в городской совет — именно тут полностью проявились блестящие ораторские способности поэта.

Данте все больше и больше начал противопоставлять себя Папе, участвуя в разнообразных антиклерикальных коалициях. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, ворвались в город и расправились со своими политическими противниками.

Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, поэтому 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город.

Разочаровавшись в возможности изменить политическое положение дел, он начал писать труд своей жизни — «Божественную комедию».

Сандро Боттичелли «Ад, песнь XVIII». (wikimedia.org)

В XIV веке в «Божественной комедии» истина, раскрывавшаяся перед поэтом, посетившим Ад, Чистилище и Рай, уже совсем не канонична, она является перед ним в результате его собственных, индивидуальных усилий, его эмоционального и интеллектуального порыва, он слышит истину из уст Беатриче. Для Данте идея — это «мысль бога»: «Все, что умрет, и все, что не умрет, — / Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий / Своей Любовью бытие дает».

Дантовский путь любви — это путь восприятия божественного света, силы, одновременно возвышающей и разрушающей человека. В «Божественной комедии» Данте сделал особый упор на цветовой символике изображаемой им Вселенной.

Если для Ада характерны темные тона, то путь из Ада в Рай — это переход от темного и мрачного к светлому и сияющему, тогда как в Чистилище происходит смена освещения.

Для трех ступеней у врат Чистилища выделяются символические цвета: белый — невинность младенца, багровый — грешность земного существа, красный — искупление, кровь которого выбеливает так, что, замыкая этот цветовой ряд, белый появляется вновь как гармоническое соединение предыдущих символов.

В ноябре 1308 года Генрих VII становится королем Германии, а в июле 1309 года новый Папа Климент V объявляет его королем Италии и приглашает в Рим, где проходит пышная коронация нового императора Священной Римской Империи.

Данте, который был союзником Генриха, вновь вернулся в политику, где продуктивно смог использовать свой литературный опыт, сочиняя множество памфлетов и выступая публично.

В 1316 году Данте окончательно переезжает в Равенну, куда его пригласил провести остаток дней синьор города, меценат и покровитель искусств Гвидо да Полента.

Летом 1321 года Данте в должности посла Равенны отправляется в Венецию с миссией заключить мир с республикой дожей. Выполнив ответственное поручение, по дороге домой Данте заболевает малярией (как и его покойный друг Гвидо) и скоропостижно умирает в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

История русской медицины.

Нашли ошибку или опечатку ?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/30846364/

Кто попадает в ад

Что было написано на вратах ада

«Ад – это место, где грешников варят в котлах»;

«Ад покрыт льдом»;

«Ад – это страна желтых источников, где пребывает низменная часть души»;

Сегодня мы поговорим за что люди попадают в Ад.

В разных религиях понимание ада разное. В «добром и мирном» буддизме их вообще восемь, и каждый в центре – раскаленный, а по периметру – ледяной. Но все религии сходятся в одном – место это крайне неприятное и попадать туда не стоит.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли быть крестной матерью дважды

А вот как не попасть – тут тоже возможны варианты.

В «воинственном» исламе попасть в ад и выйти оттуда – вообще не вопрос. Совершившие грех, безусловно, будут ввергнуты в муки: в исламе это — огонь, и грешники будут гореть. Сколько продлится мука, знает лишь сам Аллах, ни у кого другого, даже у самых высокопоставленных и уважаемых деятелей церкви «нет доступа» к информации о приговорах.

Но сами грешники могут не беспокоиться.

Те, кто наряду с грехами совершал и добрые поступки, выйдут из ада благодаря заступничеству тех, кому позволят ходатайствовать за них.

Те же, кто умудрился не совершить ни одного доброго поступка тоже выйдут — бесконечной милостью Аллаха.

Просто позавидовать можно!

Хотя в христианстве зависть – один из вернейших способов загреметь в ад. Причем, не в чистилище, откуда все же можно выбраться, пусть через столетия мук. А именно в ад, откуда выхода нет.

«Приговор, не знающий изъятья»

« Lasciate ogni speranza voi ch’entrate» в переводе с итальянского – «Оставь надежду всяк сюда входящий». Надпись над вратами ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери, написанной 700 лет назад, и до сих пор пугающей впечатлительных людей. Еще бы

«Нагие души, слабы и легки,

Вняв приговор, не знающий изъятья,

Стуча зубами, бледны от тоски

Выкрикивали Господу проклятья»

В католической версии христианства есть семь смертных грехов: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие и лень. То есть, согласно этому «табелю» в ад можно угодить за лишний кусок пирога за ужином или за не заправленную с утра постель Крутовато, нет?

Но отсюда вытекает забавный вывод: грехи имеют разный «вес» и имеется некий «божественный прайс-лист», где каждому деянию соответствует свой ценник.

Ознакомиться с ним можно в той же «Божественной комедии», там он достаточно полон. Данте не поленился и четко расписал: кого, куда, по какому адресу, на какие муки и за какой грех. Согласно этой классификации, на самые «легкие» муки осуждены одержимые страстью. Тяжкие предназначены для изменников. Хуже всего в аду приходится предавшим доверие.

А, между тем, в «совершенном кодексе» сказано, что наказание за любой грех, малый или большой, единое – смерть (значит ли это, что не согрешившие ни делом, ни бездействием, ни даже помыслом будут жить вечно?).

За что отключают Божественный свет

Православие, одновременно, и мягче — и строже. «Геенна огненная» — местечко вообще не для людей, оно предназначено для «падших и укоренившихся во зле духов».

А для нас, человеков, есть лишь здравие и болезнь души. И сам православный ад не что-то материальное, типа несмазанной маслом сковородки для грешника, а просто и страшно: гибель души. Когда подумаешь об этом, становится понятным, почему так странно звучит вопрос: «Как спасти душу, попавшую в ад?» Никак. Все равно, что пытаться воскресить покойника. «Померла, так померла».

За что же отключают Божественный свет? Явно не за то, что съел котлету в пост.

Список грехов тот же, а непрощаемый грех (гарантированно и окончательно убивающий душу) – хула на Святого Духа. «Приговор, не знающий изъятия» положен только за это – за то, что ты противопоставил себя Богу. Как Сатана и Компания.

Но что нужно делать (вернее, конечно, не нужно), чтобы вот так окончательно и бесповоротно поссориться с Богом? Развязать войну? Создать секту? Продавать наркотики? Или все проще, и достаточно, как учат 9 из 10 священников, просто не ходить в церковь и «верить дома»?

Можно ли попасть в ад при жизни?

Источник: https://acoustic-fest.ru/kto-popadaet-v-ad-1042/

6 крылатых фраз латыни

Что было написано на вратах ада

Множество крылатых фраз, которые мы слышим каждый день, пришли в наш язык из латинского языка. Сегодня мы расскажем о 6 выражениях, которые вы наверняка слышали, но не знаете их историю.

1 Оставь надежду всяк сюда входящий

Desine sperare qui hic intras — Оставь надежду всяк сюда входящий.

Распространение эта фраза получила после того как стала завершающими словами в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Эта надпись была размещена над вратами Ада в его произведении, а в будущем фигурировала у многих других поэтов и писателей: у Пушкина («Евгений Онегин»), Чехова («Циник»), даже Ленина, который включил фразу в свою статью.

На сегодняшний день эту фразу можно слышать во многих фильмах, сериалах и прочитать на страницах разных книг. Чаще всего её используют или в ироническом ключе, или чтобы подчеркнуть, что положение действительно безвыходное, и лучше сразу оставить надежду.

2 Адвокат Дьявола

Advocatus diaboli — Адвокат Дьявола. Нет, мы не говорим о фильме с Киану Ривзом. Когда зародилась эта фраза, даже его родителей не было в планах. Изначально адвокат Дьявола – это должность в католической церкви.

Такие люди занимались тем, что искали документы против того, чтобы причислить умершего монаха к лику святых. В их обязанности входило копаться в архивах, искать свидетельства того, что усопший не был так чист, как хотелось бы.

Если же адвокат дьявола не находил достаточных доказательств, беатификация (то есть, возведение в лик святых) проходила успешно.

Сегодня «адвокатом Дьявола» мы называем человека, который поддерживает заведомо плохое решение в споре. Он намеренно выставляет это в хорошем свете, стараясь привлечь людей на свою сторону.

3 С нами Бог

Deus vult — С нами Бог. Ещё одна фраза, которая пришла к нам из церкви. Deus Vult использовалась Папой Урбаном II во время Первого крестового похода. Позже этот клич «подхватили» и другие крестоносцы, а ещё спустя немного времени фраза стала использоваться в разных странах, правда, с переводом. Теперь Deus Vult ассоциируется с крестоносцами почти так же, как и костры Инквизиции.

На сегодняшний день эта фраза используется в СМИ для обозначения альтернативного правого движения, является девизом Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского.

4 Деньги не пахнут

Писатель, историк Гай Светоний Транквилл

Aes non olet — Деньги не пахнут. Да, вы удивитесь, но эта фраза тоже пришла к нам из латыни. По легенде, римский император Веспасиан произнес её во время получения налогов на общественные туалеты.

Обращена она была к Титу, его сыну, который этого действа не понимал. Гай Транквилл, древнеримский историк и философ, описывает эту ситуацию в своей книге.

Прямым текстом там ничего не сказано и речь императора была передана косвенно: «тот взял монету из первой прибыли, поднёс к его носу и спросил, воняет ли она».

Сегодня фразу «деньги не пахнут» используют, когда имеется ввиду не совсем честный способ дохода. Она характеризует обстоятельства, когда человек не пренебрегает никакими способами в достижении богатства.

5 Пришел, увидел, победил

Император Гай Юлий Цезарь

Veni vidi vici — Пришел, увидел, победил. Знаменитые слова, произнесенные Юлием Цезарем в Риме, когда тот рассказывал о своих военных успехах на Западе. Сказаны они были после того как Цезарь в третий раз одержал победу в Понтийском царстве, но на этот раз римский консул праздновал не победу как таковую, а то, что одержана она была очень быстро, Цезарь буквально «пришел, увидел и победил».

Сегодня смысл фразы не изменился. Её используют, когда говорят о быстром триумфе, на который не было затрачено много сил.

6 Знание – сила

Художник Фрэнсис Бэкон

Источник: http://www.fiveplus.org.ua/6-krylatyx-fraz-latyni

Что написано на воротах Рая и Ада?

Известно, что у Рая (Джанната) восемь врат, а у Ада (Джаханнама) — семь. Мы перевели крайне интересный и поучительный хадис из книги «Фадаиль ибн Шазан», в котором Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, рассказывает о назиданиях, начертанных на каждом из этих врат, которые по приказу Всевышнего ему показал Джабраил.

Ибн Масуд передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Когда я был перенесён на небеса, Джабраил сказал: „Аллах повелел мне показать тебе Рай и Ад“». Пророк сказал: «Когда они были явлены передо мной, я увидел Рай с его благодатью и Ад с его наказанием. В Раю — восемь врат, на каждом из которых написано четыре предложения, и каждое слово [в них] — величественнее всего мироздания для тех, кто разумеет и следует [путём истины].

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое духовная коллегия

Надписи на восьми вратах Рая (Джанната)

Джабраил сказал: „О Посланник Аллаха, прочитай то, что начертано на воротах Рая!“. И я прочитал всё, что было на них начертано.

На первых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха. У всего есть своё предназначение. Предназначение жизни заключено в четырёх вещах:

  1. в довольстве;
  2. в изничтожении злобы;
  3. в воздержании от зависти;
  4. в помощи благим людям“.

На вторых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха. Есть четыре способа быть обрадованным в Судный день:

  • быть добрым к сиротам;
  • помогать вдовам;
  • удовлетворять нужды мусульман;
  • заботиться о бедняках“.

На третьих вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха. В этом мире хорошее здоровье зависит от четырёх привычек:

  1. меньше говорить;
  2. меньше спать;
  3. меньше ходить;
  4. меньше есть“.

На четвёртых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха. Каждый, кто верует в Аллаха и в Судный день должен чтить гостей. Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день должен чтить и уважать своих родителей. Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день должен говорить лишь благое или молчать“.

На пятых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха. Тот, кто не хочет быть оскорблённым и опозоренным, и не желает быть угнетённым и угнетать самому, должен крепко держаться за мощную цепь и непрерывно повторять: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха»“.

На шестых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха. Тот, кто хочет, чтобы его могила была расширена должен построить мечеть.

Тот, кто хочет, чтобы земляные черви не поедали его тело в могиле должен большую часть своего времени проводить в мечети. Тот, кто хочет, [восстав из мёртвых] в Судный день, оказаться в одежде должен одевать неимущих [в ближнем мире].

Тот, кто хочет быть сильным и здоровым должен проповедовать поминание Аллаха (зикр). Тот, кто хочет оставаться в Раю должен оставаться [подолгу] в мечети“.

На седьмых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха. Четыре действия просветляют сердце:

  1. посещение больного;
  2. присутствие на похоронах;
  3. приобретение кафана (савана);
  4. выплачивание долгов“.

На восьмых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель [верующих от] Аллаха. Тот, кто хочет войти в Рай через эти восемь врат должен утвердить для себя четыре качества:

  1. милостыня (садака);
  2. щедрость;
  3. нравственность;
  4. избавление людей от трудностей“.

Надписи на семи вратах Ада (Джаханнама)

Затем я увидел врата Ада.

На первых вратах было написано три высказывания:

  1. „Тот, кто сохраняет надежду на Аллаха — будет счастлив;
  2. Тот, кто страшится Аллаха — будет [пребывать] в мире;
  3. Погибнет тот, кто надеется на кого-либо, помимо Аллаха, и страшится кого-либо, помимо Аллаха“.

На вторых вратах была надпись: „Тот, кто хочет, [восстав из мёртвых] в Судный день, оказаться в одежде должен одевать неимущих [в ближнем мире]. Тот, кто не хочет испытывать жажду в Судный день должен поить жаждущих в этом мире. Тот, кто не хочет испытывать голод в Судный день должен кормить голодных в этом мире“.

На третьих вратах была надпись: „Проклятие Аллаха на неверующих! Проклятие Аллаха на скупых! Проклятие Аллаха на угнетателях!“.

На четвёртых вратах была надпись: „Да унизит Аллах того, кто оскорбляет ислам! Да унизит Аллах того, кто оскорбляет Людей дома [Пророка] (Ахль аль-Бейт)! Да проклянёт Аллаха того, кто помогает угнетателю!“.

На пятых вратах была надпись: „Не следуй своим страстям, ибо они удаляют от веры; не говори дурных слов, ибо они удаляют от милости Аллаха. Не помогай угнетателям“.

На шестых вратах была надпись: „Я (Ад) запретен для тех, кто совершал дополнительные молитвы и постился [в необязательные дни]“.

На седьмых вратах была надпись: „Рассчитывай свои действия до того, как будешь рассчитан [в Судный день]. Взывай к Аллаху до того, как будешь к Нему возвращён, [ведь тогда] ты уже не сможешь взывать к Нему (то есть твои воззвания не будут приняты)“».

Ибн Шазан, «Аль-Фадаиль», с. 152

Ключевые слова: АдПророк МухаммадРай

Источник: https://shia.world/chto-napisano-na-vorotah-raya-i-ada/

Алигьери божественная комедия. Анализ «Божественной комедии» (Данте)

«Божественная комедия» — бессмертное произведение с философским смыслом. В трех частях раскрывается сюжет о назначении любви, гибели возлюбленной и всеобщей справедливости. В этой статье мы проведем анализ поэмы «Божественная комедия» Данте.

Анализ композиции «Божественной комедии»

Поэма состоит из трех частей, называемых кантиками. В каждом таком кантике по тридцать три песни. К первой части была добавлена еще одна песня, она является прологом. Таким образом, в поэме 100 песен. Стихотворный размер — терцин.

Главный герой произведения — сам Данте. Но, при чтении поэмы становится понятно, что образ героя и реальная личность — не один и тот же человек. Герой Данте — напоминает созерцателя, который лишь наблюдает за происходящем. По характеру он разный: вспыльчивый и жалостливый, гневный и беспомощный. Такой прием использует автор дабы показать весь спектр эмоций живого человека.

Беатриче — всевышняя мудрость, символ добра. Она стала его путеводителем по разным сферам, показывая любовь во всех проявлениях. И Данте, будучи пленён силами любви покорно следует за ней, желая достигнуть небесную мудрость.

В прологе мы видим Данте в 35-летнем возрасте, который стоит на распутье своей жизни. Создается ассоциативный ряд: время года — Весна, встретился он с Беатриче тоже весной и Божий мир создан весной. Встречающиеся ему на пути животные символичны с людскими пороками. Например, рысь — сладострастие.

Данте показывает через своего героя и собственную трагедию и общемировую. Читая поэму, мы видим, как герой падает духом, воскресает и ищет утешения.

Также ему встречаются сонные толпы. Эти люди не совершали ни добрых, ни плохих поступков. Они выглядят потерянными среди двух миров.

Описание кругов Ада Данте

Проводя анализ поэмы «Божественная комедия» можно увидеть, что новшество Данте встречается уже тогда, когда он проходит через первый круг Ада. Вместе стариков и младенцев там томятся лучшие поэты. Такие как: Верлигий, Гомер , Гораций, Овидий и сам Данте.

Второй круг Ада открывает полудракон. Сколько раз он обернет человека хвостом в тот круг Ада он и попадет.

Третий круг Ада — это душеные терзания, которые страшнее земных.

В четвертом кругу — жиды и расточители, которых автор наделил эпитетом «гнусные».

В пятом кругу заточены гневные люди, к которым никто не испытывает жалости. После открывается путь в город дьяволов.

Проходя через кладбище, открывается путь в шестой круг Ада. В нем обитает все политические ненавистники, среди них есть люди, которые горят заживо.

Самым страшным кругом Ада является седьмой. В нем несколько этапов. Там мучаются убийцы, насильники, самоубийцы.

Восьмой круг — обманщики и девятый — предатели.

С каждым кругом Данте раскрывается и становится более реалистичным, грубым и рассудительным.

Значительную разницу мы видим в изображении Рая. Он благоухает, в нем звучит музыка сфер.

Подводя итог анализу «Божественное комедии» Данте стоит заметить, что поэма наполнена аллегориями, которые позволяют назвать произведение символичным, биографичным, философским.

Действие «Божественной комедии» начинается с того момента, когда лирический герой (или сам Данте), потрясенный смертью любимой Беатриче, пытается пережить свое горе, изложив его в стихах, чтобы максимально конкретно зафиксировать и тем самым сохранить неповторимый образ своей возлюбленной. Но тут оказывается, что ее непорочная личность и так неподвластна смерти и забвению. Она становится проводником, спасительницей поэта от неминуемой гибели.

Беатриче с помощью Вергилия, древнеримского поэта, сопровождает живого лирического героя — Данте — в обходе всех ужасов Ада, совершая практически сакральное путешествие из бытия в небытие, когда поэт, совсем как мифологический Орфей, спускается в преисподнюю, чтобы спасти свою Эвридику. На вратах Ада написано «Оставьте всякую надежду», но Вергилий советует Данте избавиться от страха и трепета перед неизведанным, ведь только с открытыми глазами человеку под силу постичь источник зла.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали сыновей Адама и Евы какова их судьба

Сандро Боттичелли, «Портрет Данте»

Ад для Данте — это не овеществленное место, а состояние души согрешившего человека, постоянно мучающегося угрызениями совести. Данте населял круги Ада, Чистилище и Рай, руководствуясь своими симпатиями и антипатиями, своими идеалами и представлениями.

Для него, для его друзей любовь была высшим выражением независимости и непредсказуемости свободы человеческой личности: это и свобода от традиций и догм, и свобода от авторитетов отцов церкви, и свобода от разнообразных универсальных моделей существования человека.

На передний план выходит Любовь с большой буквы, направленная не к реалистическому (в средневековом смысле) поглощению индивидуальности безжалостной коллективной целостностью, а к неповторимому образу действительно существующей Беатриче. Для Данте Беатриче — воплощение всего мироздания в самом конкретном и красочном образе.

А что может быть привлекательнее для поэта, чем фигура юной флорентийки, случайно встреченной на узкой улочке древнего города? Так Данте реализует синтез мысли и конкретного, художественного, эмоционального постижения мира. В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз.

Эта сцена — воплощение глубоких идейных и психологических сдвигов, когда художественное постижение действительности стремится стать интеллектуальным.

Иллюстрация к «Божественной комедии», 1827 год

Загробный мир предстает перед читателем в форме цельного здания, архитектура которого просчитана в мельчайших деталях, а координаты пространства и времени отличаются математической и астрономической выверенностью, полной нумерологического и эзотерического подтекста.

Наиболее часто в тексте комедии встречается число три и его производное — девять: трёхстрочная строфа (терцина), ставшая стихотворной основой произведения, поделенного в свою очередь на три части — кантики.

За вычетом первой, вводной песни, на изображение Ада, Чистилища и Рая отводится по 33 песни, а каждая из частей текста заканчивается одним и тем же словом — звезды (stelle).

К этому же мистическому цифровому ряду можно отнести и три цвета одежд, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых, тройственное распределение Ада с девятью кругами. Вся эта четко выстроенная система рождает удивительно гармоничную и связную иерархию мира, созданного по неписаным божественным законам.

Тосканский диалект стал основой литературного итальянского языка

Говоря о Данте и его «Божественной комедии», нельзя не отметить тот особый статус, который носила родина великого поэта — Флоренция — в сонме других городов Апеннинского полуострова.

Флоренция — это не только город, где Академия дель Чименто подняла знамя экспериментального познания мира. Это место, где на природу смотрели так пристально, как нигде больше, место страстного артистического сенсуализма, где рациональное зрение заменило собой религию.

На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте.

Первоначальное собирание античных рукописей отражало перенос центра тяжести интеллектуальных интересов на устройство внутреннего мира и творчества самого человека. Космос перестал быть местом обитания бога, а к природе начали относиться с точки зрения земного существования, в ней искали ответы на вопросы, понятные человеку, а брали их в земной, прикладной механике. Новый образ мышления — натурфилософия — гуманизировала саму природу.

Топография Дантова Ада и структура Чистилища и Рая вытекают из признания верности и смелости высшими добродетелями: в центре Ада, в зубах Сатаны находятся предатели, а распределение мест в Чистилище и Раю прямо соответствуют моральным идеалам флорентийского изгнания.

К слову сказать, все, что мы знаем о жизни Данте, известно нам из его собственных воспоминаний, изложенных в «Божественной комедии». Он родился в 1265 году во Флоренции и всю жизнь оставался верен своему родному городу. Данте писал о своем учителе Брунетто Латини и о талантливом друге Гвидо Кавальканти.

Жизнь великого поэта и философа проходила в обстоятельствах весьма продолжительного конфликта между императором и Папой. Латини, наставник Данте, был человеком, обладавшим энциклопедическими знаниями и опиравшимся в своих воззрениях на высказывания Цицерона, Сенеки, Аристотеля и, само собой разумеется, на Библию — главную книгу Средневековья.

Именно Латини больше всего повлиял на становление личности будущего ренессансного гуманиста.

Путь Данте изобиловал препятствиями, когда перед поэтом вставала необходимость сложного выбора: так, он был вынужден поспособствовать изгнанию своего друга Гвидо из Флоренции. Рефлексируя на тему перипетий своей судьбы, Данте в поэме «Новая жизнь» множество фрагментов посвящает другу Кавальканти.

Здесь же Данте вывел незабвенный образ своей первой юношеской любви — Беатриче. Биографы идентифицируют возлюбленную Данте с Беатриче Портинари, которая умерла в 25-летнем возрасте во Флоренции в 1290 году.

Данте и Беатриче стали таким же хрестоматийным воплощением истинных возлюбленных, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

Со своей возлюбленной Беатриче Данте разговаривал дважды в жизни

В 1295 году Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало ему дорогу в политику.

Как раз в это время обострилась борьба между императором и Папой, так что Флоренция была разделена на две противоборствующие группировки — «черные» гвельфы во главе с Корсо Донати и «белые» гвельфы, к стану которых принадлежал сам Данте.

«Белые» одержали победу и изгнали противников из города. В 1300 году Данте был избран в городской совет — именно тут полностью проявились блестящие ораторские способности поэта.

Данте все больше и больше начал противопоставлять себя Папе, участвуя в разнообразных антиклерикальных коалициях. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, ворвались в город и расправились со своими политическими противниками.

Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, поэтому 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город.

Разочаровавшись в возможности изменить политическое положение дел, он начал писать труд своей жизни — «Божественную комедию».

Сандро Боттичелли «Ад, песнь XVIII»

В XIV веке в «Божественной комедии» истина, раскрывавшаяся перед поэтом, посетившим Ад, Чистилище и Рай, уже совсем не канонична, она является перед ним в результате его собственных, индивидуальных усилий, его эмоционального и интеллектуального порыва, он слышит истину из уст Беатриче. Для Данте идея — это «мысль бога»: «Все, что умрет, и все, что не умрет, — / Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий / Своей Любовью бытие дает».

Дантовский путь любви — это путь восприятия божественного света, силы, одновременно возвышающей и разрушающей человека. В «Божественной комедии» Данте сделал особый упор на цветовой символике изображаемой им Вселенной.

Если для Ада характерны темные тона, то путь из Ада в Рай — это переход от темного и мрачного к светлому и сияющему, тогда как в Чистилище происходит смена освещения.

Для трех ступеней у врат Чистилища выделяются символические цвета: белый — невинность младенца, багровый — грешность земного существа, красный — искупление, кровь которого выбеливает так, что, замыкая этот цветовой ряд, белый появляется вновь как гармоническое соединение предыдущих символов.

«Не для того на свете мы живем, чтоб смерть застала нас в блаженной лени»

В ноябре 1308 года Генрих VII становится королем Германии, а в июле 1309 года новый Папа Климент V объявляет его королем Италии и приглашает в Рим, где проходит пышная коронация нового императора Священной Римской Империи.

Данте, который был союзником Генриха, вновь вернулся в политику, где продуктивно смог использовать свой литературный опыт, сочиняя множество памфлетов и выступая публично.

В 1316 году Данте окончательно переезжает в Равенну, куда его пригласил провести остаток дней синьор города, меценат и покровитель искусств Гвидо да Полента.

https://www.youtube.com/watch?v=DwOwloK6chA

Летом 1321 года Данте в должности посла Равенны отправляется в Венецию с миссией заключить мир с республикой дожей. Выполнив ответственное поручение, по дороге домой Данте заболевает малярией (как и его покойный друг Гвидо) и скоропостижно умирает в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

По словам монаха Гилария, Данте начал писать свою поэму по латыне. Первые три стиха были следующие:

Ultima regna canam, fluido contermina mundo,

Источник: https://srcaltufevo.ru/aligeri-bozhestvennaya-komediya-analiz-bozhestvennoi-komedii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя Диана

Закрыть