Сколько Поместных Православных Церквей в мире

«Раскол узаконен и углублён»: как православный мир отреагировал на автокефалию новой религиозной структуры на Украине

Вселенский патриархат, предоставляя томос о независимости новой религиозной структуре на Украине, изолирует себя от других поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Против решения константинопольского патриарха Варфоломея уже выступили Польская, Сербская и Антиохийская церкви, отметившие, что подобные действия только усугубляют раскол на Украине.

Предоставив томос об автокефалии новой православной церкви на Украине,  Константинопольский патриархат изолирует себя от других поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Он подчеркнул, что новую религиозную структуру на Украине не поддержали Сербская, Польская и Антиохийская церкви. Кроме того, ни один из предстоятелей поместных церквей не поздравил главу так называемой автокефальной поместной Православной церкви Украины митрополита Епифания.

«Это вполне предсказуемый результат внешней церковной политики, которая действует по личным представлениям патриарха (Константинополя. — RT) Варфоломея руками митрополита (Константинопольского патриархата. — RT) Эммануила и других. Эту команду отличают невероятный цинизм и презрение ко всему, что находится вне влияния Стамбула», — подчеркнул Легойда.

Так, патриарх Сербский Ириней уже заявил, что предоставление автокефалии новой церкви на Украине стало политическим решением Варфоломея и может быть продиктовано сговором Константинополя с «другими силами этого мира».

Также по теме

«Никто не думает о реальных последствиях»: что ждёт Украину после объявления автокефалии новой церкви

Константинопольский патриарх Варфоломей вручил украинской стороне томос об автокефалии новой церкви, учреждённой в Киеве. На

«Желание части мировых сил заключается в том, чтобы с захватом Украины подобраться к России и иметь лучший надзор за этой страной. Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос — и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён», — цитирует ТАСС патриарха Иринея.

Он отметил, что вопрос о статусе православной церкви на Украине следовало решать при участии всех поместных церквей. С аналогичным предложением ранее выступал и глава Польской православной церкви митрополит Савва. Своё отношение к созданию новой церковной структуры на Украине он выразил в письме предстоятелю канонической Украинской православной церкви Московского патриархата митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

«Так называемый объединительный собор, который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но, наоборот, усилил её, привнеся в жизнь общества болезненные явления не только церковные, но и социально-политические», — приводит его слова сайт УПЦ МП.

Митрополит Савва также обратился к патриарху Варфоломею с призывом организовать собор по вопросу об украинской церкви с участием всех глав поместных церквей.

«Ваше решение о церкви на Украине требует всеправославного обсуждения. Поэтому я в очередной раз обращаюсь к вам с просьбой обдумать решение о собрании предстоятелей поместных церквей Мы хотим видеть, что ваши действия объединяют православие, а не разделяют его», — заключил митрополит Савва.

С критикой предоставления автокефалии выступил и патриарх Антиохийский Иоанн. Отвечая на письмо патриарха Варфоломея, он также отметил, что в Константинополе не учли мнения остальных поместных церквей.

«Мы желаем видеть единство православного мира укрепляемым и сплачиваемым, — приводит его слова портал УПЦ МП. — Из вашего письма представляется, что вы решили продолжить процесс дарования автокефалии Поэтому мы призываем вас не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».

Помимо Константинопольского патриархата, ни одна из поместных церквей не выступила с поддержкой новой церковной структуры на Украине. В Грузинской православной церкви заявили, что пока не будут озвучивать свою позицию.

«Члены синода (ГПЦ. — RT) ознакомятся с текстом томоса, изучат документ, и потом будет сделано соответствующее заявление», — сказал ТАСС митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири), местоблюститель Католикоса — Патриарха всея Грузии Илии.

«Трагический день в истории вселенского православия»

Напомним, что 5 января в храме Святого Георгия в Стамбуле константинопольский патриарх подписал томос о предоставления автокефалии новой украинской церкви.

«Этим подписанным патриаршим и синодальным томосом мы признаём и провозглашаем установленную в границах территории Украины автокефальную церковь нашей духовной дочкой и призываем все святые православные церкви признать её как сестру и вспоминать под именем «Святейшая Церковь Украины»», — говорится в тексте документа.

Этот день в РПЦ назвали трагическим для мирового православия. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что данное решение нанесло ущерб единству всей церкви.

«Сегодня трагический день в истории вселенского православия. Поступками патриарха Варфоломея, теперь уже на деле вступившего в молитвенное и каноническое общение с лицом, не имеющим законного рукоположения, нанесён тяжкий ущерб православному единству», — сказал он в интервью РИА Новости.

Предоставление томоса новой украинской церкви стало результатом «вельможной глупости» Киева, считает глава украинской партии «Наши», депутат Верховной рады Евгений Мураев.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/590041-pravoslavnye-cerkvi-ukraina-religiya

Многие православные церкви отметят Рождество в ночь на 25 декабря

По словам представителя РПЦ, Польская православная церковь в марте 2014 года вернулась полностью на старый календарный стиль — через 90 лет после того, как по настоянию тогдашних государственных властей приняла новый календарь в церковной жизни. Однако большинство ее приходов продолжали отмечать праздники по старому стилю, и его официальное восстановление было встречено верующими с удовлетворением.

Вопрос для Всеправославного собора

«Тема церковного календаря является одним из вопросов повестки дня Всеправославного собора, запланированного на 2016 год.

Но никаких революционных решений от предстоящего общеправославного форума не ожидается, — хотя бы уже потому, что все его постановления будут приниматься исключительно на основе единогласия всех автокефальных церквей православного мира, а церкви, придерживающиеся старого календаря, включая Русскую, отнюдь не намерены пересматривать свою практику в этом отношении», — отметил протоиерей Николай Балашов.

По его словам, Всеправославный собор, скорее всего, подтвердит высказанное еще в 1948 году мнение Совещания глав и представителей православных церквей о том, что «для неподвижных праздников каждая автокефальная церковь может пользоваться существующим в этой церкви календарем» при сохранении общей Александрийской пасхалии.

Проект постановления Всеправославного собора по этому вопросу, подготовленный в 1982 году, будет предварительно рассматриваться начавшей свою работу минувшей осенью специальной межправославной комиссией, принимающей свои рекомендации также на основе принципа консенсуса (единогласия).

В упомянутом проекте говорилось, что календарный вопрос «является предметом подобающей оценки церковью своей пастырской ответственности и соответствующих нужд своей паств»; при этом подчеркивается, что единство православия «никоим образом не должно быть поколеблено», и календарные различия «не должны вести к разделению, расхождениям и расколам».

«Значит, настроения паствы обязательно будут учтены участниками собора», — подытожил Балашов.

Календарная реформа

Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

В этих же целях в 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.

Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3 тысячи 333 года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет.

Современные реалии

Тем не менее Балашов заверил, что «в настоящее время перед Русской православной церковью вопрос о перемене календарного стиля не стоит». «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — подчеркнул представитель Московского патриархата.

Правда, по его словам, небольшое количество приходов РПЦ в дальнем зарубежье, состоящих преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.

Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сказал РИА Новости, что многие католики восточного обряда, в частности, Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по юлианскому календарю — 7 января. Вместе с православным большинством 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.

В представительстве же Армянской апостольской церкви, живущей по собственному, «апостольскому» календарю, РИА Новости сообщили, что встречают Рождество в ночь с 5 на 6 января.

Источник: https://ria.ru/20141224/1039896576.html

Амманский формат. Для чего главы православных церквей встретились в Иордании и что это значит для Украины

Глава УПЦ Митрополит Онуфрий присутствовал на встрече иерархов Поместных Православных церквей в Аммане. УПЦ

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Наталия По церковному

26 февраля в Аммане (Иордания) по инициативе Патриарха Иерусалимского состоялась встреча предстоятелей и представителей Поместных православных церквей мира. Одной из причин этого совещания стали вопросы о церковных расколах в Украине и Черногории. 

Во встрече приняли участие делегации Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

То есть тез церквей, которые в конфликте вокруг создания ПЦУ поддержали позицию Русской православной церкви и УПЦ.

По итогам встречи участники подписали итоговое коммюнике, в котором говорится, что это собрание «призвано укрепить братские узы между братьями и их Церквами, содействовать узам мира во Христе среди них, выступать за единство Православных Церквей и возобновить диалог в молитвенной надежде на примирение там, где были разногласия. Относительно текущей церковной ситуации в Украине участники также признали, что всеправославный диалог необходим для исцеления и примирения». 

«Страна» отвечает на главные вопросы по встрече в Аммане и о ее значении для церквовной ситуации в Украине. 

1. Кто и зачем инициировал встречу в Аммане?

Формально встретиться в Иордании для обсуждения кризиса в мировом православии еще в ноябре прошлого года предложил Иерусалимский патриарх Феофил.

Эта встреча была первой попыткой обсудить вопрос предоставления патриархом Варфоломеем Украине Томоса об автокефалии.

После того, как в Украине была создана Православная церковь Украины, на протяжении 9 месяцев она не признавалась ни одной поместной православной церковью мира, кроме Вселенского патриархата, чей глава Варфоломей и предоставил ей автокефальный статус.

Осенью 2019 года ПЦУ признали Элладская и Александрийская церкви. Таким образом, из 14 Поместных Православных церквей мира на данный момент только три поддерживают церковно-каноническое общение с ПЦУ. 

Священный синод Украинской православной церкви считает ПЦУ «объединением раскольников».

Но «украинский вопрос» не единственный, который стоял на повестке дня встречи в Аммане.

Критическая ситуация в Черногории, где два месяца продолжаются массовые протесты верующих, направленные против скандального закона, который позволит отобрать святыни у канонических епархий Сербской Православной Церкви на территории страны.

Документ, ущемляющий интересы СПЦ и практически открывающий процесс автокефалии непризнанной мировым православием Черногорской церкви, был принят в ночь на 27 декабря парламентом страны и подписан резидентом Мило Джукановичем. 8 января закон вступил в силу.

Согласно тексту закона, религиозные общины сохранят свои активы, если смогут представить четкие доказательства права на собственность. Но у Сербской православной церкви в Черногории таких документов практически нет, хотя ей принадлежат более 600 храмов и монастырей в государстве.

По задумке властей, в собственность государства должны перейти все культовые здания, возведенные до 1 декабря 1918 года.

В столице Черногории Подгорице с момента принятия этого закона регулярно проходят массовые шествия православных черногорцев, молящихся о сохранности своих святынь, а ряд встреч представителей власти и церковников по этому вопросу не привели ни к какой развязке. 

На пороге автокефалии находится и непризнанная в мировом Православии Македонская Церковь в республике Северная Македония. Вселенский патриархат уже официально подтвердил, что не отказался от стремления решить вопрос автокефалии Македонской Православной Церкви.

 На данный момент на территории государства Северная Македония существует каноническая Охридская епархия Сербской Православной Церкви и отколовшаяся от нее Македонская Православная Церковь.

 Еще в июле 2019 года премьер республики сообщил, что правительство Македонии уже работает с патриархом Варфоломеем по вопросу получения автокефалии. 

Обсудить эти болезненные вопросы и должны были представители Поместных Православных церквей мира на встрече в Аммане. 

2. Почему во встрече не приняли участие все православные церкви мира

От участия в этой встрече отказались Вселенский патриарх Варфоломей, а также  Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Албанская православные церкви. Варфоломей даже заявил, что Амманская встреча «подрывает устои Православной Церкви».

Об этом он написал в специальном письме Патриарху Иерусалимскому Феофилу, заявив, что это собрание «направлено на свержение установленных норм и отчуждение Православной Церкви от ее церковных устоев». 

По сути, участие во встрече в Аммане в очередной раз продемонстрировало раскол в мировом православии на «греческую» и «славянскую» части.

Но отсутствие некоторых церквей на этой встрече вовсе не значит, что они выступают на стороне Фанара. Например, патриарх Антиохийский Иоанн еще в декабре 2019 года подтверждал, что поддерживает инициативу Иерусалимского Патриарха по такому совещанию, но на самой встрече его не оказалось из-за неурегулированности спора вокруг юрисдикции Катара между Антиохией и Иерусалимом. 

А в Болгарской Православной Церкви приглашение от Патриарха Феофила даже не донесли до сведения членов Священного Синода, о чем член Синода БПЦ митрополит Ловчанский Гавриил рассказал местным СМИ. 

Последним, кто отказался от поездки в Иорданию, стал Архиепископ Албанский Анастасий, заявивший, что «инициатива исцеления новой реальности несомненно принадлежит Вселенскому патриархату». Таким образом, он высказал мнение, что такую встречу должен был созывать именно глава Фанара. 

Интересно, что сторонники Фанара расценили малое представительство делегаций Поместных Православных церквей в Аммане как провал этого мероприятия. Но тут стоит отметить, что ни один Вселенский собор не собирал всех иерархов Поместных православных церквей мира. И даже во время Собора Поместных православных церквей на Крите в 2016 году там также отказались от участия четыре Церкви. 

Кроме того, следует подчеркнуть, что даже те шесть Поместных Православных Церквей мира, которые приняли участие во встрече в Аммане, имеют самую большую паству и представляют  80% всех православных в мире.  

«Это не просто встреча представителей 6 Церквей. Это встреча тех, кто составляет подавляющее большинство Православной Церкви, – написал в своем Telegram-канале протоиерей Александр Овчаренко, спикер Запорожской епархии УПЦ. – Нас, православных, в мире около 200 млн. В Аммане участвуют те Церкви, которые представляют интересы 160 млн.человек т.е. почти 80% всех православных».

3. Какими будут последствия встречи в Аммане для Украины и мира?

Сама встреча иерархов в Аммане состоялась за закрытыми дверями. Между тем, многие участники мероприятия открыто говорили журналистам, что главная тема собрания — проблема потери единства в Православии. Например, епископ Ириней из Сербской Православной Церкви прямо заявил, что – это результат действий Константинопольского патриархата.

Политолог Руслан Бортник считает, что одним из важных последствий Амманской встречи станет неутешительный вывод для ПЦУ. Единство, которое показали в Иордании шесть Поместных Православных Церквей мира означает, что эти Церкви не признают ПЦУ или другие автокефалии, которые готовится признать Варфоломей. 

«Самый главный вывод, что полноценного признания ПЦУ всеми Поместными Православными церквями мира даже в стратегической перспективе не стоит ожидать. Да, ее могут признать еще какие-то малочисленные Церкви «греческого» пула, ориентирующегося на Фанар, но масштабного и всеобъемлющего признания не будет.

Вообще теперь в мире есть четкое распределение на «константинопольский пул» — Церкви, которые ориентируются на Варфоломея, так называемую Амманскую группу — славянские православные церкви, выступающие против парада автокефалий Варфоломея, и группу, соблюдающую или пытающуюся соблюдать нейтралитет.

Но сегодня все больше и больше православие входит в разъединение на разные группы влияния, которые не всегда будут поддерживать друг друга. И вся эта ситуация играет против православия, конфликт чреват тем, что будет все больше и больше расколов в каждой из этих Церквей. В конечном итоге православие вообще рискует потерять часть прихожан.

Этот конфликт закладывает огромные риски, которые могут смести силу православия в мире», — говорит «Стране» Бортник.   

Религиевед Алексей Смирнов, комментируя «Стране» встречу в Аммане, отмечает, что присутствие в Аммане Митрополита Онуфрия доказывает, что он единственный канонический глава украинского православия. 

«На встрече присутствовал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, что говорит о том, что Поместные Церкви даже не сомневаются в том, что он является единственным каноническим главой украинского Православия. А участие главы «ПЦУ» Епифания в таком формате даже не рассматривалось», — отмечает он.

По словам эксперта, встреча в Аммане все еще может стать началом всеправославного диалога. 

«Встреча в Аммане — это попытка сдвинуть «дело» с мертвой точки. Дело в том, что Константинопольский патриарх Варфоломей упорно отказывается созывать Всеправославное совещание для обсуждения «украинского вопроса», что провоцирует углубление кризиса как в самой Украине, так и во всем православном мире.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Тамара

Это неудивительно, ведь он является одной из сторон конфликта и вряд ли горит желанием обсуждать свои собственные действия. По итогу это провоцирует тупиковую ситуацию, выйти из которой и попытались участники амманской встречи. Судя по их заявлениям, одной из главных задач совещания было желание запустить соборное рассмотрение сложившейся ситуации.

Это единственный способ остановить ползучий распад Православия и преодолеть негативные последствия односторонних действий Патриарха Варфоломея в Украине. И если он проигнорирует коллективный голос Поместных Церквей (ведь даже те, кто не участвовал в Аммане также указывают на собор, как на единственное средство решения проблем), это будет выглядеть как откровенное затягивание времени и саботаж.

В этом случае, «амманский формат» может продолжить свою работу, что называется, с «чистой совестью», но уже без патриарха Варфоломея», — считает религиевед. 

При этом следует отметить тот факт, что в итоговом коммюнике Константинопольская Церковь подчеркнуто названа «первой по чести».

«По сути, это довольно прозрачный намек на то, что Поместные Церкви отвергают ее претензии на особые привилегии и «первенство власти» в Православной Церкви», — считает Алексей Смирнов.

Источник: https://strana.ua/articles/analysis/251999-chto-oznachaet-vstrecha-ierarkhov-mirovoho-pravoslavija-v-ammane-.html

Главы православных церквей встретятся на Крите в пятницу

СУХУМ, 17 июн — Sputnik. Небольшая приморская деревушка Колимвари на северо-западе Крита в последние дни оказалась в центре внимания всего православного (и не только православного) мира — по решению глав 14 поместных православных церквей здесь с 16 по 26 июня должен был проходить Святой и Великий Собор православных церквей, который окрестили Всеправославным.

Но, не успев начаться, Собор оказался на грани срыва и потерял статус «Всеправославного». Пять церквей, в том числе крупнейшая — Русская, предложили перенести Собор, заявив, что за пять месяцев не удалось решить спорные вопросы. Вместо Собора следует провести межправославное совещание, заявила Сербская православная церковь, но затем изменила позицию — и патриарх Сербский Ириней среди первых предстоятелей прилетел на Крит.

Собор стал событием для всего Крита, впервые принимающего столь представительное собрание.

Все дороги ведут в Колимвари

Православная академия Крита находится метрах в 500 от Колимвари. На всем протяжении этого отрезка дороги ярко выбелены деревья и камни, на густом слое побелки не видно ни пятнышка. Чистота и порядок и в самом городке, все жители которого с огромным интересом следят за происходящим.

«Конечно, это для нас событие. Но мы пока в основном только полицию видим», — заметил один из жителей. Впрочем, на улицах очень много священников.

В магазине продавцы обсуждают, сколько раз пролетал вертолет, кто приехал. Одна из кассиров дважды за несколько минут, бросив клиентов, выбегала на улицу посмотреть, почему прозвучали полицейские сирены.

По словам сотрудницы кафе на набережной, клиентов пока не намного больше, но все только начинают приезжать. «Понемногу люди прибывают. Людей сейчас больше, чем вчера, но это же первый день. Мы ждем, что скоро будет очень много», — говорит она.

Через город в академию и обратно постоянно проезжают микроавтобусы с эмблемой Собора на лобовом стекле. В Колимвари прибывают не только священнослужители, но и политики. В воскресенье ожидается прибытие президента Греции Прокописа Павлопулоса, а в четверг вечером официальный ужин для глав поместных церквей дал министр иностранных дел Греции Никос Котзиас.

«Трудное время сегодня, люди ищут душой и умом ответы на проблемы времени. И мы верим и надеемся, что эта великая встреча православия даст надежду, исцелит горести и позволит верующим молиться за вас, и граждане других стран, где есть православные церкви, обретут надежду, поймут послание церкви», — сказал министр.

«Святой и Великий Собор православной церкви — важнейшее событие православной церкви за 1300 лет. Греческое государство, имеющее историческую привилегию принимать у себя первое совещание всех православных предстоятелей и епископов после схизмы 1054 года, приняло все необходимые меры, чтобы гарантировать абсолютную безопасность участников и организационный успех Собора», — отмечают в греческом МИДе.

«Как можно без русского Патриарха»

Всеправославным собор уже явно назвать нельзя — не прибыли патриарх Московский и всея Руси Кирилл, патриарх Грузии Илия Второй, патриарх Болгарский Неофит, патриарх Антиохии Иоанн Х.

«Из России никого нет», — подтвердили несколько участников собора.

«А как это возможно без русского патриарха? Что это такое будет проходить? Разве это возможно? Это получается, что священники на каникулы сюда приехали», — сказал местный житель по имени Адонис. «Что-то идет нехорошо», — считает он.

Отношение к решению РПЦ разное: одни считают его оправданным, другие полагают, что надо было ехать и при всех отстаивать свою точку зрения. Но все сходятся в одном — плохо, что не удалось собрать все церкви.

Один из представителей Греческой православной церкви выразил огромное сожаление в связи с решением Синода РПЦ не ехать на собор. По его мнению, это неоправданное решение.

«Зачем Русская православная церковь пять месяцев назад подписала в Швейцарии решение провести собор? Мы тоже со многим не согласны. Но все это надо обсуждать. Мы записали много замечаний, теперь 17 июня обсудим их на малом синаксисе предстоятелей церквей. Для этого мы и собираемся», — сказал собеседник агентства.

Некоторые греки полагают, что с самого начала было ясно, что собрать всех не удастся. «Опять началось с Болгарии. Это ведь болгары сорвали проект Бургас — Александруполис», — заметил один из собеседников, припомнив историю с Трансбалканским нефтепроводом.

Кстати, многие считают, что вопрос о том, кто и где будет сидеть, тоже важен — «Не может патриарх Московский сидеть где-то во вторых рядах! Кто это придумал?».

Как бы то ни было, пока на первое крупное мероприятие — малый синаксис (собрание) — прибыли главы лишь десяти поместных церквей. Обсуждать они будут текст послания, тексты Собора и проблемы.

Драконовские меры

Меры безопасности в связи с приездом глав православных церквей приняты драконовские. Вдоль всех улиц Колимвари растянуты полицейские красно-белые ленты, означающие, что стоянка машин запрещена и оставленные здесь автомобили будут эвакуированы. Стоянка разрешена лишь на нескольких парковках.

Многочисленные патрули полиции стоят по всему городу. Дорога к православной академии перекрыта, машинам, не имеющим отношения к собору, проезд запрещен. Все автомобили досматривают, а часть из них сразу заворачивают. По территории академии свободно передвигаться могут лишь участники Собора и персонал, все остальные могут находиться лишь там, куда разрешен доступ.

Полицию сюда стянули со всего Крита и не только: есть полицейские и из других регионов Греции, рассказали местные жители. По их словам, такая длится ситуация уже месяц.

На помощь полиции для охраны порядка привлечены и крупнейшие частные охранные компании, работающие по всему миру. «Putin is number one!» — сказал один из таких охранников.

Возле Колимвари постоянно дежурят несколько пожарных машин, а на территории академии — скорая помощь. «На всякий случай, здесь же много пожилых людей, есть те, кому за 70, за 80 лет», — пояснили в охране.

Охраняют место Собора не только с суши — на рейде вблизи православной академии стоит корабль береговой охраны, в небе постоянно летают вертолеты.

В пресс-службе Собора журналистов просят проявить понимание к мерам безопасности и быть готовыми к тому, что вещи досмотрят.

СМИ

На подавляющее большинство мероприятий журналистам вход закрыт — разрешена лишь протокольная съемка. По итогам каждого дня обещают проводить брифинги. Огромную палатку для корреспондентов с оборудованными рабочими местами, экранами, стойками для подзарядки телефонов, установили на берегу моря.

Аккредитовались на Собор несколько десятков корреспондентов, но данных организаторы пока не публиковали.

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/world/20160617/1018760745.html

Совещание глав и делегаций поместных церквей завершилось в Аммане

АММАН, 27 февраля. /ТАСС/. Совещание предстоятелей и делегаций шести поместных православных церквей завершилось в среду в столице Иордании. Участники рассмотрели наиболее важные на сегодняшний день вопросы, касающиеся единства православия в мире.

На совещании собрались главы четырех поместных православных церквей — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней и митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав (Гонт). В совещании принял участие и предстоятель Украинской православной церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский). Еще две церкви — Румынская и Польская — направили на встречу свои делегации.

Опубликованное по итогам совещание коммюнике было посвящено темам предоставления автокефального статуса добивающимся его церквам, раскола на Украине, ситуации, с которой сталкивается Сербская православная церковь (СПЦ) в Черногории и Северной Македонии, а также дальнейшему развитию «амманского» формата межправославного диалога.

«Я думаю, что главный итог этой встречи — это то, что церкви договорились продолжать эти консультации, продолжать взаимодействовать друг с другом. И выражено пожелание, чтобы в следующем таком собрании принял участие патриарх [Константинопольский] Варфоломей», — сказал после окончания встречи журналистам председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Каноны и автокефалия

Вопрос о том, каким способом церквам предоставляется автономия, для православия сегодня стоит особенно остро. Существует целый ряд непризнанных церквей (например, Македонская православная церковь (МПЦ), взаимоотношения которой с Сербской православной церковью (СПЦ) также обсуждались в Аммане).

Разногласия во мнениях между Московским и Константинопольским патриархатами о предоставлении автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ), которую Русская и Украинская православные церкви (РПЦ и УПЦ) не признают канонической, привела к тому, что РПЦ разорвала молитвенное общение с Константинопольским патриархатом, Патриархом Александрийским Феодором II, а также с архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом и поддержавшими автокефалию ПЦУ архиереями Элладской и Александрийской православных церквей. Это произошло после того, как в 2018 году ПЦУ была создана на основе двух неканонических церковных структур — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) — и получила автокефалию по решению патриарха Константинопольского Варфоломея.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему когда произошел раскол в православной церкви

Участники совещания призвали к общеправославному обсуждению ситуации с церковью на Украине. «Учитывая нынешнюю экклесиастическую ситуацию на Украине, участники [совещания] признали, что общеправославный диалог необходим для ее оздоровления и прихода к согласию», — говорится в итоговом коммюнике собрания.

Они также согласились, что автокефалия должна предоставляться только при наличии всееправославного согласия с эти. «Решения, имеющие значение для всего православия, включая предоставление автокефалии конкретным церквам, должны приниматься в духе общеправославного диалога и единства, и при общеправославном согласии», — говорится в написано в коммюнике.

При этом вопрос о предоставлении православным церквам автокефалии поднимался на Всеправославном соборе на Крите в 2016 году, рассказал журналистам митрополит Волоколамский Иларион.

«История с процедурой предоставления автокефалии очень давняя, исторически автокефалии предоставлялись очень по-разному, какой-то единой процедуры, общепринятой в православной церкви, не существует.

Когда была подготовка к Всеправославному собору, то эта тема обсуждалась, она была на повестке дня, и было достигнуто соглашение о том, что все автокефалии будут даваться по инициативе, прежде всего, матери-церкви, то есть той конкретной церкви, в которую входит церковь, которая просит об автокефалии, и при всеправославном согласии», — сообщил он.

Такая предварительная договоренность была достигнута, по словам главы ОВЦС, но не была ратифицирована, тема автокефалии была снята с повестки дня собора, и никакого решения не было принято. «Когда закончился этот собор, патриарх Варфоломей фактически объявил эти договоренности не имевшими места и начал в одностороннем порядке предоставлять автокефалии», — добавил митрополит.

Церковь на Балканах

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7847521

Поместные церкви в православии

Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — «сам» и κεφαλή — «голова») — в православии самостоятельная поместная церковь, административно полностью независимая от других православных поместных церквей, но единая с ними в вероучении и пребывающая с ними в литургическом (евхаристическом) общении.

Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий в провинциях Византийской империи. Автокефальность не следует смешивать с церковной автономией.

В древности автокефальной называлась независимая от местного митрополита архиепископия, подчинённая непосредственно патриарху.

Автокефальные церкви

См. также: Автокефалия и Православная церковь

Согласно диптиху, принятому в Константинопольской церкви, в настоящее время существуют 15 автокефальных православных церквей (из которых 14 являются общепризнанными и одна частично признанная церковь), которые расположены в следующей иерархии чести:

  1. Константинопольская (более 2 млн чел.)
  2. Александрийская (более 6,5 млн. чел.)
  3. Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)
  4. Иерусалимская (130 тыс. чел.)
  5. Русская (статистика не ведётся)
  6. Сербская (10 млн чел.)
  7. Румынская (16 млн чел.)
  8. Болгарская (около 8 млн чел.)
  9. Грузинская (4 млн чел.)
  10. Кипра (420 тыс. чел.)
  11. Эллады (около 8 млн чел.)
  12. Польская (500 тыс. чел.)
  13. Албании (около 700 тыс. чел.)
  14. Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)
  15. Украинская (ПЦУ)

Диптихи, принятые в других поместных церквях, могут несколько отличаться от диптиха Константинопольской церкви. Например, в диптихе Русской православной церкви существуют 11 общепризнанных церквей и одна частично признанная церковь, которые расположены в следующем порядке:

  1. Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)
  2. Иерусалимская (130 тыс. чел.)
  3. Русская (статистика не ведётся)
  4. Грузинская (4 млн чел.)
  5. Сербская (10 млн чел.)
  6. Румынская (16 млн чел.)
  7. Болгарская (около 8 млн чел.)
  8. Кипра (420 тыс. чел.)
  9. Польская (500 тыс. чел.)
  10. Албании (около 700 тыс. чел.)
  11. Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)
  12. Православная церковь в Америке (около 1 млн. чел.)

Константинопольская православная церковь в диптихе Русской православной церкви отсутствует с 14 сентября 2018 года, когда Священный синод РПЦ принял решение приостановить поминовение патриарха Константинопольского за богослужениями, а также сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.. В ответ на признание ПЦУ, Русская православная церковь исключила из своего диптиха Элладскую церковь (3 ноября 2019 года) и Александрийскую церковь (8 ноября 2019 года).

Существуют также автономные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской).

Православная церковь в Америке

Основная статья: Православная церковь в Америке

Автокефалия ПЦА была предоставлена Русской православной церковью в 1970 году.

Православные церкви, признающие автокефалию ПЦА:

  • Русская
  • Грузинская
  • Болгарская
  • Польская
  • Чешских земель и Словакии

Остальные Православные церкви не признают автокефальный статус ПЦА, в то же время не оспаривая её каноничность, так как считают её самоуправляемой частью Русской православной церкви.

Православная церковь Украины

Основная статья: Православная церковь Украины

Автокефалия ПЦУ была предоставлена Константинопольской православной церковью в 2019 году.

Православные церкви, признающие автокефалию ПЦУ:

  • Константинопольская
  • Эллады
  • Александрийская

Остальные Православные церкви либо отвергают канонический статус ПЦУ, либо пока не давали официальных комментариев насчёт её признания.

Самочинные автокефалии

  • 1448 год — самостоятельное избрание в Москве собором епископов предстоятеля Русской митрополии — считается началом автокефалии Русской православной церкви от Константинопольской церкви. Получение от него канонической независимости произошло только 26 января (5 февраля) 1589 года, когда, по согласию патриарха Константинопольского Иеремии II, был избран первый патриарх Русской православной церкви Иов (патриарх Московский).
  • В 1865 году Румынская православная церковь провозгласила себя автокефальной, но Константинопольский патриархат признал её только в 1885 году.
  • В 1872 году Константинопольский патриарх объявил филетизм ересью в связи с болгарской схизмой — самопровозглашением болгарским духовенством автокефалии.

    Только 22 февраля 1945 года Константинопольская патриархия издала томос, упразднивший схизму между Константинопольской и Болгарской церквами.

  • 9 (22) ноября 1917 появление Украинской автокефальной православной церкви.
  • В 1918 году Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная церковь выделилась в самочинную автокефалию.

    Томосом Григория VII, патриарха Константинопольского, от 13 ноября 1924 года получила признание в своём статусе.

  • С 1922 года появление преследуемых советскими властями катакомбных церквей в России.
  • С 1922 года появление Турецкой православной церкви.
  • С 10 (23) марта 1924 года раскол Старостильных церквей.

  • 1—3 марта 1927 года Димитрий (Беликов) в условиях частой смены церковного руководства объявил Томскую епархию автокефальной. Был запрещён в служении заместителем Патриаршего местоблюстителя, архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем).
  • С 29 июля 1927 года появление Русской зарубежной церкви. После 17 мая 2007 года в расколе остался Синод противостоящих.
  • В 5 июня 1948 года в городе Констанце был проведён собор, объявивший о создании Белорусской автокефальной православной церкви и избравший её архиепископом Сергия (Охотенко).
  • В 1967 году Македонская православная церковь провозгласила самочинную автокефалию (под главенством архиепископа Охридского и Македонского).
  • 5—6 июня 1990 года в Киеве состоялся «Всеукраинский собор УАПЦ».

    Собор выработал и утвердил новый устав УАПЦ. На Соборе была самочинно провозглашена автокефалия, избран «патриарх Киевский». Им стал Мстислав (Скрипник).

  • 25—26 июня 1992 года состоялся учредительный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата.
  • В 1993 году провозгласила автокефалию Черногорская православная церковь.
  • С мая 2011 года имеет место раскол в Абхазской православной церкви.

Другие непризнанные (отколовшиеся) православные церкви

Кроме 15 автокефальных канонических православных церквей, перечисленных выше, существуют другие де-факто независимые церкви, возникшие в XVII—XXI веках. Многие из них не признаются 15 каноническими православными церквями.

  1. Русская православная церковь заграницей. 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, ознаменовавший вхождение большей части РПЦЗ под юрисдикцию Московского патриархата на правах самоуправляемой церкви.
  2. Российская православная автономная церковь
  3. Русская истинно-православная церковь
  4. Украинская автокефальная православная церковь каноническая
  5. Белорусская автокефальная православная церковь
  6. Русская православная старообрядческая церковь
  7. Русская древлеправославная церковь
  8. Древлеправославная поморская церковь
  9. Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия

> См. также

  • Автономная церковь
  • Митрополичий округ
  • Автокефальная архиепископия

Примечания

  1. Прот. Владислав Цыпин. Автокефалия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 199—202. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  2. Dr. Lewis J. Patsavos, Ph.D. Unity and Autocephaly: Mutually Exclusive?
  3. Other Orthodox Churches // Ecumenical Patriarchate of Constantinople
  4. Определением Священного синода Русской православной церкви от 15 октября 2018 года прекращено Евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.
  5. The Orthodox Church of Albania Архивировано 26 января 2008 года.

Источник: https://thram-m.ru/stati/pomestnye-tserkvi-v-pravoslavii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]