Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке
В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.
Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.
И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.
В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.
Роль Полоцка
Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».
Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.
Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.
Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах
Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).
В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)
Артельный знак качества
Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:
Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?
В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.
Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.
90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы
И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.
Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.
: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4
Колокола князя Всеслава
Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.
Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:
Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.
Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.
Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html
Храм — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Устройство храма |
Православный храм
По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы.
Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех.
Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения.
Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.
Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа.
Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св.
Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.
«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.
Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е.
в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно».
Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.
«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.
В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».
Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.
Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».
Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник
В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.
Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.
С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.
Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.
В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.
Слово «храм» в церковнославянском языке
В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:
- дом (греч.
οικία):
- «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф. 24, 43);
- храм (греч. ναός):
- «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);
Храм набдя́щий име́ния (греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:
- «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).
Использованные материалы
- Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 387-388
Источник: https://drevo-info.ru/articles/138.html
Коронавируса в церковном уставе нет Как целые епархии РПЦ бунтуют против решения патриарха закрыть храмы на Страстную неделю и Пасху — Meduza
Патриарх Кирилл призвал верующих в Страстную неделю и на Пасху молиться дома.
Его викарий, митрополит Воскресенский Дионисий, обязал московских священников и монахов закрыть храмы и монастыри от свободного посещения верующими, сославшись на постановление главного санитарного врача России.
Тем не менее не все епископы и священники поддерживают эти меры: некоторые священнослужители открыто призывают саботировать решения церковных и светских властей — и зовут прихожан в храмы в самую важную для православных верующих неделю.
Пасха без куличей
О том, что божественная литургия на Вербное воскресенье — один из главных праздников для православных верующих — стала последней перед тем, как на Страстную неделю и Пасху закроются все храмы, многие московские прихожане узнали из текста, зачитанного настоятелями после проповеди. Циркулярное письмо первого викария патриарха Московского и всея Руси по Москве, митрополита Воскресенского Дионисия — одного из первых лиц в церковной иерархии — разослали по московским приходам глубокой ночью предыдущего дня и опубликовали на сайте Московского патриархата.
В этом послании от имени патриарха Кирилла «с болью в сердце» прихожан просят, выполняя предписания «санитарных властей», оставаться дома — а в богослужениях участвовать по видеотрансляции из храмов. Вторая часть документа содержит уже конкретные указания настоятелям приходов: по окончании литургии огласить это предписание прихожанам, «утешить их отеческим словом» и с этого момента проводить службы при закрытых дверях без паствы.
В московских приходах к этому моменту уже действовали беспрецедентные меры безопасности по рекомендациям, опубликованным 17 марта 2020 года Священным Синодом РПЦ.
Например, в храме святителя Спиридона Тримифунтского в районе Коптево на севере Москвы пол разметили белыми точками с интервалом в полтора метра, на которые должны были вставать приходящие в храм посетители во время службы; после заполнения всех точек людьми двери храма закрылись.
В храм не пускали прихожан без масок, а причастие совершалось в максимально стерильных, насколько это возможно, условиях: один из алтарников после каждого совершения таинства окунал ложечку для причащения в чашку со спиртом, губы причащающиеся вытирали сами бумажной салфеткой, а «запивку» после причастия раздавали в одноразовых пластиковых стаканчиках.
Еще когда эти меры вводились, они вызвали активные споры и среди православного священства, и среди прихожан. Настоятель храма Спиридона Тримифунтского отец Сергий, пытаясь донести до растерянной паствы серьезность ситуации, воскликнул: «Многие из вас были недовольны тем, что их при входе в храм заставляют надевать маску: мол, никаких масок в уставе Церкви нет. Так и коронавируса в уставе нет!»
Объясняя необходимость выполнять решения светских властей и воздержаться от посещения храма, отец Сергий советовал прихожанам рассматривать это как уникальный шанс сконцентрироваться на истинном значении праздника Пасхи как воскресения Христа, свободного от внешней, мирской атрибутики вроде куличей и яиц. Он отдельно просил не вступать в конфликты с сотрудниками полиции, которые готовились поставить кордон на входе в храм. Однако это убедило не всех прихожан; один мужчина начал кричать: «Кто они такие, чтобы меня в храм не пускать?»
Церковные COVID-диссиденты
В большинстве других епархий митрополиты и епископы выпустили похожие циркуляры и обращения, призывающие верующих оставаться на Страстную неделю и пасхальное воскресенье дома. Однако некоторые иерархи РПЦ открыто выступили против предписаний властей и высказываний патриарха Кирилла по поводу санитарных мер против пандемии коронавируса — в диапазоне от отрицания самого явления пандемии до призывов к саботажу решений светских властей.
Например, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим на своей странице «ВКонтакте» назвал распоряжение республиканского Роспотребнадзора антиконституционным и заявил, что православная общественность региона готовит судебные иски против ведомства. А епископ Камышловский Мефодий в проповеди во время службы на Вербное воскресенье посетовал, что «в храме, к сожалению, слишком пусто», и заявил: «Все равно нас в храм принесут [на отпевание], все равно лучше прийти в храм своими ногами».
Примерно в том же духе высказался протоиерей Андрей Ткачев в своей передаче «Отец Андрей. Ответы» на телеканале «Царьград»: «Мы не бунтари, не революционеры, не хотим войны в Церкви, надо уважать священноначалие.
Но есть другие вещи, есть власть светская, которая нас просто закрывает, а есть Христос воскресший, трудно представить себе, как это праздновать дома». Заодно Ткачев усомнился в самой реальности угрозы.
«По цифрам это никакая не пандемия!» — негодовал протоиерей, в конце марта прославившийся в соцсетях тем, что вышел на проповедь к прихожанам своего храма в противогазе и заявил, что если выключить телевизор, то никакого коронавируса не будет.
В открытой оппозиции к местным властям публично выступила Екатеринбургская митрополия, которая резко отреагировала на пост в инстаграме губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева с призывом к верующим соблюдать меры социальной дистанции и молиться дома. «Печально именно в нашем регионе наблюдать особое стремление закрыть храмы под предлогом распространения вируса», — говорится в заявлении на сайте епархии.
Там же приводится еще один популярный аргумент в пользу открытых на Пасху храмов: ведь светские заведения не подвергаются таким же жестким карантинным мерам, как храмы. Похожее мнение высказывал, например, и настоятель храма св. Татианы при МГУ Владимир Вигилянский.
«Позавчера был мой друг в „Ашане“, он посидел-посчитал, там более тысячи человек. У трети были маски. Там нет ни одного санитарного врача, потому что это экономика.
А здесь самое массовое мероприятие во время поста вы видели — 25 человек», — заявил Вигилянский после воскресной службы.
В отличие от других православных стран, где светские власти немедленно закрыли храмы после первых же заразившихся коронавирусом (например, кипрские власти запретили массовые мероприятия, в том числе общественные богослужения в церквях, еще в начале марта 2020 года), руководство РПЦ не сразу решилось на такие радикальные меры.
Первые призывы к верующим воздержаться от посещения храмов и молиться дома в России прозвучали от светских властей — и тут же были встречены резким протестом со стороны православной общественности и церковного руководства.
Например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов 26 марта 2020 года своим указом запретил посещать храмы и другие религиозные учреждения до 30 апреля.
На это Московская патриархия сперва заявила, что «акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса федерального закона».
Только 29 марта патриарх Кирилл наконец публично призвал верующих молиться дома. «Церковь призывает сегодня строго исполнять те обязательства, которые предлагаются сегодня санитарными властями России. Я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословления, воздержаться от посещения храмов», — обратился он к пастве.
«Высокие» и «низкие» мотивы
По словам диакона Андрея Кураева, одна из главных причин призывов епископов и священников прийти в храм, несмотря на пандемию, — их «плохое образование». «Священник сегодня — это психотерапевт для бедных, пара расхожих цитат из Писания служит ответом на большинство вопросов. Мы столкнулись с бабкиным восприятием, где высшее проявление веры — это в церкву сходить, свечку поставить, денежку оставить», — объясняет священнослужитель.
Филолог, библеист и профессор РАН Андрей Десницкий объяснил «Медузе», что для многих представителей духовенства и верующих «хождение в храм — одна из главных ценностей». «Это внушалось десятилетиями.
Призыв идти в храм звучал в ответ на любой вопрос: „Что-то не ладится? Иди в храм! Не понимаешь церковнославянского языка? Иди в храм!“ И тут они слышат: „Не ходи в храм!“ Это для них звучит как „Бога нет!“.
К этому можно относиться как угодно, но для многих посещение храма — высшая ценность», — констатирует эксперт.
Такой подход Андрей Кураев называет «храмоцентричным» и не соглашается с ним: «Бог не в бревнах, а в ребрах, есть другие способы доказать христианскую идентичность».
При этом «косность мышления» он называет «высоким мотивом», которому сопутствует «низкий», более практический: финансовая прибыль от массового посещения храмов в праздники, с которой все храмы должны платить епархиальный взнос, формирующий общецерковный бюджет.
Снял эту повинность с храмов своей епархии пока что только митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).
«В Москве эту головную боль патриарх не снял», — отмечает Кураев. При этом он не ожидает, что призывающие приходить в храмы во время эпидемии священники будут наказаны по церковной линии — это может произойти только в случае недовольства светских властей, считает священнослужитель.
«Надо уметь вовремя уступить, пойти на жертву, и не такую жертву в духе „на тебе, Боже, что мне негоже“, а отказаться от действительно важного. Епископы начинают эти слова говорить, но сделать это надо было два месяца назад. Из уст патриарха слова о жертве любви так и не прозвучали, во вчерашней проповеди он несколько раз сказал слово „сила“ и ни разу не произнес слово „любовь“.
Это звучало скорее как ответ санитарным властям — сила все равно с нами», — заключил Кураев.
Андрей Десницкий, в свою очередь, не исключает, что епископов и священников, которые не подчиняются общей линии патриархии, может ждать наказание. «Но это зависит от конкретной персоны и ее отношений с вышестоящим руководством.
Письмо духовенства в защиту фигурантов „московского дела“ имело разные последствия для подписантов — для кого-то их вообще не было, для кого-то они были минимальными, с кем-то поступили жестко (например, по информации Андрея Кураева, одного из подписантов этого письма отстранили от служения, — прим. „Медузы“).
Но видно, что система пошла вразнос, и дальше таких проявлений будет больше, духовенство на местах чаще будет игнорировать распоряжения патриархии», — ожидает Десницкий.
К моменту выхода этого материала «Медуза» не смогла получить от отдела внешних церковных связей Московского патриархата оперативный ответ на вопрос, какие санкции могут ждать священнослужителей, отказавшихся выполнять распоряжения светских и церковных властей о закрытии храмов на Пасху.
Источник: https://meduza.io/feature/2020/04/14/koronavirusa-v-tserkovnom-ustave-net
Какие бывают храмы и как они устроены?
30.11.2017
В преддверии большого праздника Введения Богородицы во Храм хотелось бы поговорить о центре нашей духовной жизни — о храме.
Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы |
В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения.
Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни.
Неслучайно это место называют «Божиим домом», ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.
Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.
К слову, первый храм-палатку (скинию) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.
Скиния — походный храм у древних евреев |
Формы православных храмов.
По своей форме храмы бывают:
— в форме Корабля. Церковь, как Корабль, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном;
Храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Сочи |
— в форме Креста, так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;
Храм Христа Спасителя в Москве |
— восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду. Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)в Москве |
— круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;
Церковь Рождества Богородицы в с. Подмоклово Московской области |
— четверик – в основе простой четырехугольник — символ полноты мира, собранного в Церкви.
Церковь Покрова на Нерли |
Также встречаются храмы смешанных типов.
Архитектурное устройство православного храма
Итак, перед нашими глазами храм. Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.
Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.
Вход в соборный храм святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского в Переделкине |
Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница, башня, на которой висят колокола. Испокон веков благовестом, совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях. Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.
Колокольня храма Софии Премудрости Божией в Москве |
Трапезная — часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.
Куб — основной объем храма.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Неф — часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.
Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.
Неф и пилястры |
Фронтон (фриз) — завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.
Фронтон и закомара с барельефами святых |
Апсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.
Апсида храма Трех Святителей в пос. Воскресенское г. Москвы |
Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).
Купол и барабан Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге |
Купол — церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.
Купола бывают различными по форме.
Шлемовидные (византийские) купола — символ духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. |
Луковичные (русские) купола — символ горящей свечи — обращение нашей души к Богу. |
Граненый (зонтичный) купол |
Римский купол (свеча) |
Также купола могут быть разного количества:
один купол знаменует единство Бога;
две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
три главы — в честь Святой Троицы;
пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;
семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов;
девять глав — девять ангельских чинов;
тринадцать глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три — по количеству земных лет Иисуса Христа.
Храм Троицы Живоначальной в Останкино |
Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.
Источник: https://www.sofija.ru/blog/kakie-byvayut-khramy-i-kak-oni-ustroeny/
Самые красивые храмы и церкви России
К возведению храмов и церквей в нашей стране издавна привлекались лучшие мастера своего дела — зодчие, архитекторы, строители. С размахом и величием религиозных памятников мало что может сравниться. И именно в России можно найти больше всего самых впечатляющих и поражающих воображение церквей и храмов. В начале Страстной недели предлагаем вспомнить хотя бы несколько из них.
Собор Василия Блаженного, Москва
Собор Василия Блаженного, расположенный в самом сердце столицы — на Красной площади, признан не только самым красивым храмом России, но и одним из самых впечатляющих религиозных памятников мира, внесенных в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Построенный в середине XVI века по приказу Ивана Грозного, этот собор с одиннадцатью цветными куполами стал самым узнаваемым символом Москвы.
Как мы все знаем из школьной программы, возводивший его неизвестный мастер был ослеплен по приказу царя, чтобы больше никогда не иметь возможности создать подобное чудо.
Смольный собор Воскресения Христова, Санкт-Петербург
Один из самых изысканных архитектурных шедевров Санкт-Петербурга Смольный собор Воскресения Христова начал строиться по велению императрицы Елизаветы Петровны.
В монастыре при храме она планировала встретить старость, однако строительство собора, первоначальный проект которого принадлежал Растрелли, растянулось почти на сто лет.
За это время экстерьер вобрал в себя черты не только узнаваемого елизаветинского барокко, но и классицизма, и, таким образом, превратился в уникальное и ни на что не похожее творение русской архитектуры.
Успенский кафедральный собор, Смоленск
В центре Смоленска на холме над городом возвышается величественный Успенский кафедральный собор в стиле барокко, возведенный в честь победы над Речью Посполитой. Его размеры по-настоящему впечатляют: высота — 70 метров, длина — 56,2 метра и ширина — 40,5 метров. Храм построен на месте другого, разрушенного в ходе обороны города собора. Его возведение длилось более ста лет и в ходе работы проект неоднократно изменялся и совершенствовался — результат превзошел все ожидания!
Успенский кафедральный собор, Омск
Одна из главных достопримечательностей Омска появилась относительно недавно — в конце XIX века: тогда Успенский кафедральный собор был построен на средства горожан. В 30-е годы XX века по приказу советских властей храм был разобран. Восстановить его удалось лишь 70 лет спустя. И снова деньги на строительство собирали всем миром — за два года жители Омска пожертвовали на восстановление православной святыни в общей сложности несколько десятков миллионов рублей.
Знаменская церковь, Дубровицы
Знаменская церковь в подмосковном поселке Дубровицы сильно выделяется на фоне других религиозных построек в нашей стране – она создана в стиле голицинское барокко, не получившем большого распространения.
Имена мастеров, создавших удивительную церковь, так и остались загадкой. Если верить легенде, князь Голицын пригласил из Италии мастеров, которые выполнили заказ, сохранив инкогнито.
Церковь из белого камня, представляющая в основании равноконечный крест, увенчана куполом с золоченным венцом.
Казанский собор, Санкт-Петербург
Казанский собор в Северной столице построен по аналогии с собором Святого Петра в Риме — северный фасад здания в стиле ампир дополняет впечатляющая полукруглая колоннада из 96 колонн высотой 13 метров. Храм стал не только почитаемой верующими религиозной святыней, но и памятником русской воинской славы. Кроме того, площадь перед собором часто выбиралась местом для проведения политических и общественных демонстраций.
Храм Христа Спасителя, Москва
Храм Христа Спасителя на Волхонке построен в 1990-е годы, но является точной копией собора, стоявшего на этом месте в XIX веке и разрушенного при советской власти. Кстати, изначально храм Христа Спасителя должен был находиться на Воробьевых горах, но из-за неумелого руководства его возведение прекратилось на несколько лет. Вторую жизнь ему дал император Николай I, который лично выбрал место строительства и архитектурный стиль (византийский) нового храма.
Церковь Воскресения Христова (Форосский храм), Крым
Удивительная церковь на Красной скале на высоте 412 метров над уровнем моря посвящена спасению царской семьи — в 1888 году Александр II с супругой и детьми чудом уцелел во время крушения поезда. Узнав об этом, местный купец Александр Кузнецов попросил дозволения построить в честь этого события церковь. Храм, хорошо заметный с моря, на протяжении всех лет всего своего существования служит морякам в качестве маяка, указывая путь во время штормов или туманов.
Церковь Преображения Господня, Кижи
Небольшой остров Кижи в Онежском озере известен на весь мир благодаря церкви Преображения Господня. Глядя на это сооружение, невозможно поверить, что оно полностью создано из дерева без единого гвоздя. Согласно легенде, построил храм в начале XVIII века местный плотник Нестор, используя один единственный топор, который он после завершения работы выбросил в озеро, чтобы никто не смог повторить его успех.
Никольский морской собор, Санкт-Петербурге
Еще один шедевр стиля «елизаветинское барокко» — Никольский морской собор в Санкт-Петербурге. Он был построен во второй половине XVII века по прошению князя Михаила Галицина. Средства на его возведение были предоставлены морским ведомством, ведь храм был призван олицетворять славные дела российского флота. Неподалеку от собора расположена четырехъярусная колокольня, образующая с ним единый архитектурный ансамбль.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев посад
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — это уникальный архитектурный комплекс, состоящий из более чем полусотни зданий, строительство которых велось в период с XIV по XIX век. Это крупнейший мужской монастырь России, первым игуменом которого был Сергий Радонежский. Лавра пережила татаро-монгольское нашествие, выдержала осаду польско-литовских интервентов, в советские времена была преобразована в историко-архитектурный музей, но после распада СССР вернула былой статус.
6 апреля 2015·Плотникова Дарья
Источник: https://www.elle.ru/stil-zhizni/puteshestviya/samyie-krasivyie-hramyi-i-tserkvi-rossii/
ТОП-10 самых впечатляющих храмов Европы
«Вестник АТОР» представляет подборку из десяти самых интересных христианских храмов Европы – от Рима и Москвы до Норвегии и Уэльса – от грандиозных и величественных соборов до деревянных церквушек.
СОБОР СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА
Где: Ватикан
Ни один уважающий себя портал, составляющий рейтинг самых впечатляющих европейских соборов, не может пропустить Собор Святого Петра в Риме. Это крупнейший исторический христианский собор в мире (но не самый крупный вообще – об этом поговорим далее). Здание Собора Святого Петра представляет собой шедевр эпохи Возрождения, с его характерной архитектурой фасадов и барочными украшениями.
Архитектурный комплекс собора создавали настоящие гении. Это Микеланджело, которому было поручено руководить работами по строительству собора в 1546 году. Это Карло Мадерна, пристроивший к основному зданию базиликальную часть. Это Джованни Лоренцо Бернини, создавший ансамбль площади перед собором – ныне одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
Независимо от того, в какой части этого грандиозного строения вы находитесь, будь то на вершине купола, возвышающегося над городом, или в склепе самого Святого Петра, вы всегда почувствуете особую атмосферу этого места.
Интересные факты: Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Вместимость собора около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади, к которой обращается с балкона собора папа Римский, читая свои послания «Граду и миру». По образцу и подобию собора Святого Петра в Риме была построена и самая большой на нынешний момент христианский храм в мире – храм Пресвятой Девы Марии Мира в Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар.
МАРИАЦКИЙ КОСТЕЛ (СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ)
Где: Краков, Польша
Современный внешний облик этот храм обрел в результате перестройки в 1392-1397 гг., хотя первый каменный костел в романском стиле на этом месте был построен еще в начале XIII века. Сейчас этот красивейший католический храм выходит своим главным фасадом на краковский Главный рынок.
Интересной особенностью этого костела являются две абсолютно разные башни в основании: у них разная высота и архитектурные элементы. Шпиль верхней башни венчает позолоченная корона, а нижняя выполняет роль колокольни. Еще одна «фишка» костела: во время заката, когда солнце садится над шумной главной площадью, весь собор будто бы начинается светиться изнутри красным светом.
Интересные факты: На высокой (82 м) башне Хейналица находится часовой колокол диаметром в 165 см, отлитый в 1530 году. Отсюда каждый час доносится Мариацкий хейнал, транслируемый польским радио по всей стране как сигнал точного времени, и который является «аудио-визиткой» Кракова и всей Польши. У храма две части и два входа – для прихожан (с площади), и для туристов (сбоку от главного).
СОБОР ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)
Где: Москва, Россия
Собор Покрова Пресвятой Богородицы – именно таково настоящее имя храма, который и москвичи, и туристы называют «собор Василия Блаженного». Это не только главное Красной площади в Москве, но давно уже символ и визитная карточка нашей всей России, и, пожалуй, самая известная в мире ее дотопримечательность.
Собор был построен середине XVIвека по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. «Василий Блаженный» славится своими яркими луковичными куполами и цветными крышами, напоминающими мерцание пламени костра. Впрочем, точное значение такого совершенно необычного «дизайна» куполов и по сей день остается неразгаданной историками и искусствоведами загадкой.
Возможно, все дело в том, что собор не всегда назывался «храмом Василия Блаженного» – это название появилось по имени пристроенной к нему позже отдельной церкви – которых в этом соборе было 18 штук! Когда то собор Покрова Пресвятой Богородицы называли «Троицким», а затем – «Иерусалимским» собором.
Есть версия, что необычная архитектура и концепция храма – это отражение предания о сне святого Андрея Константинопольского, которому на праздник Покрова приснился Небесный Иерусалим – его и изображает храмовый комплекс.
Интересные факты: Собор представляет собой целый храмовый комплекс, и сейчас состоит из восьми (а раньше – 18) церквей, престолы которых освящены в честь праздников, которые пришлись на дни решающих боев за Казань.
Храм является музеем, из значимых религиозных реликвий для паломников здесь можно отметить некоторые почитаемые иконы. Богослужения здесь, тем не менее, тоже идут — регулярно в воскресные дни и на второй день Пасхи.
СОБОР СВЯТЫХ ПЕТРА И МАРИИ (КЁЛЬНСКИЙ СОБОР)
Где: Кёльн, Германия
Строившийся на протяжении шести веков (!), Кёльнский собор, посвященным святым Петру и Марии, входит во все рейтинги самых больших красивых и грандиозных церквей не только в Европе, но и во всем христианском мире.
Он буквально взлетает на 157 метров над самым центром Кёльна, доминируя над горизонтом долины Рейна на много миль.
Хотя Кельнский собор и не самый высокий в мире (собор в Ульме выше на 4 метра), он остается храмом №1 в мире по ширине фасада (61 м) и самым большим готическим собором всей Германии.
Это также самая посещаемая достопримечательность во всей Германии: чтобы поглядеть на величественные готические фасады, контрфорсы и скульптуры, и, разумеется, зайти внутрь полюбоваться витражами, каждый день сюда приходит около 20 000 туристов и гостей Кельна.
Особенности:Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор известен во всем христианском мире и тем, что здесь хранятся почитаемые реликвии, главная из которых – мощи Трех Волхвов, — тех самых, принесших Христу-младенцу дары в Рождество. Они лежат в золотом «Ларе трёх волхвов».
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА (ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ)
Киев, Украина
Живописнейшая Киево-Печерская лавра является одной из самых красивых христианских святынь Европы. Более всего, конечно же, туристам и паломникам известен главный собор лавры – храм Успения Пресвятой Богородицы, усыпальница киевских князей.
Лавра была основана в 1051 году монахами Антонием и Феодосием как скромный пещерный монастырь в тогдашних традициях древнерусского монашества. Затем монастырь медленно разрастался, постепенно заняв два красивейших холма, возвышающихся над правым берегом Днепра.
А сами древние пещеры, с которых и началось строительство этого храмового комплекса, сейчас не менее популярны среди паломников и туристов, чем Успенский собор лавры. Сейчас лавра — одна из главных достопримечательностей Киева и Украины.
Особенности: Подземные лабиринты Ближних и Дальних пещер тянутся на многие километры — монахи копали на протяжении столетий. Пещеры представляют собой замысловатую систему коридоров высотой 2—2,5 м, расположенных на глубине от 10 до 20 м под землей. Однако для посещения паломников открыты в общей сложности лишь около 700 метров пещер лавры.
СОБОР СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА (САГРАДА ФАМИЛИЯ)
Где: Барселона, Испания
Самый известный «долгострой» мира — собор Святого Семейства в Барселоне, известный как Саграда-Фамилия, известен туристам лучше, чем любое другое здание в Барселоне. Даже несмотря на то, что это – так и не незавершенная по сей день постройка.
Знаменитый проект Антонио Гауди взлетает ввысь над равнинами Коста-Брава более чем на 160 метров. Он представляет собой такую симфонию архитектурных стилей, что посетители этого колоссального интерьера могут провести несколько часов, рассматривая каждую деталь. Именно за свой необычный вид он и стал одной из главных достопримечательностей Барселоны.
В укромных уголках собора таятся мрачные горгульи, в то время как огромные черепахи в своих панцирях цепляются за стелы. Внутри доминирует разноцветная «мешанина» из возвышающихся древовидных колонн. Модерн, готика, сюрреализм, романская архитектура – в Саграде-Фамилии есть все.
Интересные факты: Согласно данным правительства Испании, полностью достроить храм удастся не ранее 2026 года.
ХРАМ СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО (СТАВКИРКА В БОРГУННЕ)
Где: Боргунн, Норвегия
Одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей (ставкирок – норв.) в мире расположена между дикими в долинах Лердал в западной Норвегии. Во внешней архитектуре можно заметить черепичную крышу, скульптурные изображения драконов на ее коньках, а также рунические знаки-обереги XII века.
Внутри церковь представляет собой «смесь» открытых балок и резных скульптур, где туристам легко представить, как викинги встречаются и молятся здесь в течение столетий
Уникальность постройки состоит в том, что она сохранилась без существенных технологических и декорационных изменений с XIIвека, кроме окраски – когда-то она была расписана яркими красками.
Интересные факты:Ставкирка в Боргунне была построена «без единого гвоздя» — как и знаменитая церковь в Кижах. Для постройки церкви был частично использован ясень – священное дерево скандинавов-язычников.
Церковь Ванг в Карпаче
Где: Карпач, Польша
«Скандинавский эмигрант в польской глубинке» — именно так можно было бы назвать эту самую посещаемую в мире деревянную церковь. Она была построена в Норвегии – полностью из дерева, без единого гвоздя – а затем перевезена в Польшу в 1842 году, когда ее подарил местным протестантам прусский король Фридрих, пожалевший церковь, которую хотели снести.
Начало строительства церкви датируется XIIвеком; сама по себе она является одним из немногих оставшихся примеров старой архитектурной школы церковного строительства, которое было особенно популярно в странах Северной Европы в то время. Сегодня эту достопримечательность можно найти среди покрытых зеленью холмов и еловых лесов гор Крконоше.
Особенности: Церковь Ванг посещают более 2о0 000 туристов каждый год.На стенах церкви по-прежнему видны оригинальные надписи и руны эпохи викингов. Изначально костел был приобретен королем для берлинского музея, однако в 1844 году король подарил его польской протестантской церкви по просьбе графини фон Реден из Буковца.
Собор св. Франциска (церковь Сан-Франческо в Ассизи)
Где: Ассизи, Италия
Вряд ли найдется человек, который будет оспаривать величественную красоту церкви Сан-Франческо в Ассизи – этот мерцающий жемчужно-белый свод, возвышающийся над равнинами Перуджи. Туристы, посещающие это место, всегда остаются в восторге от изысканных романских перекрестных сводов и портиков эпохи Ренессанса, плавно сочетающихся с готическими апсидами и резными оконными рамами Верхней церкви.
Внутреннее убранство главного храма ордена францисканцев также поражает воображение. Всемирную известность он получил в том числе благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Св. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками.
Особенности: Храм находится под охраной ЮНЕСКО и является одной из шести «великих базилик» Римской католической церкви.
Собор Святого Давида/St. David’sCathedral
Где: Сент-Дейвидс, Уэльс
Расположенный на самом краю Западного Уэльса, собор Святого Давида будто бы «наблюдает» за бурными волнами на побережье острова Рамси и заливом Святой Невесты. С момента своего основания в VIIвеке он успел подвергнуться многократным нападениям викингов, побывать под патронажем Вильгельма Завоевателя и получить особые привилегии от папы Каликста II: два паломничества в Сент-Дейвидс приравнивались к паломничеству в Рим.
На сегодняшний день собор поражает туристов разнообразием готических и средневековых стилей и атмосферой легенд и мифов, которую вполне можно ожидать от строения возрастом 1300 лет.
Особенности: Собор посвящен национальному покровителю Уэльса – Святому Давиду.
Источник: https://www.atorus.ru/tourist/top10/article/3721.html
Устройство православного храма
По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
Средняя часть храма (Святое)
Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы.
Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех.
Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения.
Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.
Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.
Купол
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа.
Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св.
Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.
«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.
Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е.
в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно».
Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.
Иконостас
«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.
В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».
Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.
Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».
Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник
В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.
Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.
С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.
Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.
В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.
Слово «храм» в церковнославянском языке
В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:
- дом (греч. οικία):
- «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф. 24, 43);
- храм (греч. ναός):
- «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);
Храм набдя́щий име́ния (греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:
- «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).
Сколько храмов нужно России?
Виктор Нехезин Би-би-си, Москва
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Восстановление Храма Христа Спасителя в Москве было одним из символов возрождения современной России, однако вскоре стало объектом для все более острой критики — за очевидные расхождения нового проекта собора с оригинальным замыслом архитектора Константина Тона
Почему одним кажется, что в современной России не хватает церквей, а другие протестуют против слишком назойливого, по их мнению, миссионерства Русской православной церкви?
Статистика и эксперты-религиоведы свидетельствуют, что ответ на этот вопрос связан не только — и даже не столько — с идеологическим противостоянием общественных групп с разными взглядами на религиозность.
В продолжающемся четвертую неделю конфликте вокруг парка «Торфянка» на северо-востоке Москвы, где в четверг прошел митинг противников строительства в парке храма, многие местные жители подчеркивали, что сами являются православными верующими и не хотят конфликтовать с РПЦ.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал стороны конфликта в «Торфянке» к примирению. Активисты по обе стороны «баррикад» его не услышали, но сам призыв можно трактовать как готовность патриарха согласиться с будущим решением суда, назначенного на 31 июля.
В итоге, как и в большинстве других подобных конфликтов, государству приходится решать в «Торфянке» проблемы, которое оно само же и создало — своими волюнтаристскими решениями и преференциями одной конфессии в ущерб другим.
Мифы о храмах
Число православных храмов в России уже приближается к 20 тысячам, а с учетом зарубежных приходов Русской православной церкви Московского патриархата давно перевалило за половину от количества храмов, насчитывавшихся до революции.
Эти цифры во многом противоречит сложившемуся стереотипу о том, что за время советской власти по Русской православной церкви был нанесен столь мощный удар, что ей не стоит и мечтать о восстановлении своего влияния на постсоветском пространстве.
По крайней мере в деле строительства и восстановления храмов РПЦ за последние 25 лет добилась ощутимого прогресса: к 1917 году в Российской империи было около 50 тысяч приходов, на закате Советского Союза в 1987 году насчитывалось всего 6500 действующих церквей, но уже в 2008 году патриарх Алексий II отчитался о том, что число приходов достигло 28 тысяч.
Image caption Строительство типовой церкви в московском Крылатском напротив ТЭЦ не вызывает протестов местных жителей, если не считать тех, кто раньше выгуливал на этом месте своих собак
Однако статистика не подтверждает и другую точку зрения, которую часто высказывают противники массового строительства православных храмов в Москве и в других регионах: о том, что в последнее время это строительство резко активизировалось и стало чаще вызывать недовольство местных жителей.
Цифры говорят о том, что в 90-е годы церквей в России строили больше, чем сейчас, а в Москве — несмотря на принятую пять лет назад «Программу 200 храмов» — темпы возведения культовых сооружений вовсе не меняются уже последние 20 лет.
И это несмотря на особый статус РПЦ в стране, где церковь по конституции отделена от государства.
Московская аномалия
Религиовед Николай Митрохин, ассоциированный научный сотрудник центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете, предлагает оценивать масштабы строительства церквей в России в процентах от уже действующих приходов — и по его данным, темпы строительства не превышают 2-3%.
Это приблизительно 250-300 храмов ежегодно.
«Темпы снижаются по сравнению с 90-ми и даже 2000-ми годами, но все-таки строительство осуществляется. То есть в Москве каждый год строится 10-12 храмов, эти темпы достаточно стабильны на протяжении последних 25 лет», — утверждает Николай Митрохин.
Тем не менее, ныне действующая московская «Программа 200 храмов» является по-своему уникальной не только для России, но и для стран бывшего Советского Союза.
РПЦ получает помощь от государства или городских властей по всей стране, но только в Москве принята совместная программа строительства храмов, по которой город взял на себя обязательства безвозмездно предоставить землю сразу для двухсот строительных площадок, а также бесплатно подвести к ним коммуникации.
Идея «храмов шаговой доступности» появилась еще при бывшем мэре Юрие Лужкове, официально программа начала действовать с 2011 года, а осенью 2012 года патриарх Кирилл освятил первую церковь, построенную в ее рамках — храм Иоанна Предтечи в Братееве.
Image caption Храм около метро «Войковская», против которого в 2013 году безуспешно протестовали местные жители, за минувшие два года обзавелся куполами, но на окончательную отделку здания денег пока не хватает
Церковные власти никогда не скрывали, что надеются построить в Москве значительно большее числа храмов, однако взять на себя обязательства на 600 церквей (как просил патриарх Кирилл) московские власти в тот момент не решились.
Николай Митрохин называет принятие «Программы 200 храмов» личной инициативой ее нынешнего куратора, депутата Госдумы Владимира Ресина, который в то время работал заместителем Лужкова и отвечал за строительство.
По мнению эксперта, эта программа стала для Ресина способом сохранения влияния (а возможно, и свободы) в ситуации конфликта прежнего президента России Дмитрия Медведева с Лужковым, в результате которого прежний мэр был отправлен в отставку и его место занял Сергей Собянин.
«Медведев сильно осерчал на Лужкова и его группировку в московской власти. Второй де-факто человек в Москве после Лужкова — Ресин. Там была ситуация, что их вполне могли отдать под суд, начались расследования и прочее.
Ресин решил, что есть вариант избежать наказания и сохранить свое влияние на московскую строительную индустрию.
Поэтому он договорился с патриархом Кириллом и супругой Медведева Светланой о том, что начинается такая масштабная программа по православному возрождению», — считает Митрохин.
Храмы строятся без государственного финансирования, исключительно на пожертвования, и программа, как признают представители РПЦ, может растянутья на долгие годы, если не десятилетия.
Несмотря на цифру «200» в названии программы, в реальности власти Москвы выделили пока около 150 участков для строительства и пообещали еще столько же, но на территории так называемой «Новой Москвы» — присоединенной к столице в 2012 году части Подмосковья.
И уже в двух десятках случаев строительство храмов на выделенных участках было отменено — из-за протеста местных жителей.
«Застройщик сильнее»
Местные жители зачастую настроены против любого нового строительства, будь то церковь или торговый центр, считает Александр Верховский, глава информационно-аналитического центра «Сова», занимающегося мониторингом конфликтных ситуаций между церковью и обществом.
В этом мнения правозащитника и куратора «Программы 200 храмов» Владимира Ресина совпадают — оба призывают не сводить конфликты вокруг строительства церквей к идеологическому противостоянию.
«Практика трех лет показала, что конфликты, которые возникают вокруг строительства храмов, можно поделить на две части. Первый случай — когда жители недовольны выбором участка под строительство храма: например, он расположен близко к домам, или находится на территории, где люди привыкли гулять и отдыхать», — признал Ресин в интервью «Коммерсанту» осенью 2014 года.
О втором типе протестов Ресин отзывается резко негативно — это «когда конфликт раздувается из ничего активистами, которые даже не являются жителями района».
Однако Александр Верховский отмечает, что разделение конфликтов на идеологические и неидеологические весьма условно: недовольные местные жители все чаще и охотнее находят (и принимают) поддержку со стороны общественных и политических активистов и тем самым вольно или невольно идеологизируют конфликт.
Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/07/150709_new_churches_conflicts