Как русская церковь стала автокефальной

Вопрос об автокефальной церкви на Украине — история и политика

Как русская церковь стала автокефальной

Вопрос о предоставлении томоса об автокефалии является одним из наиболее обсуждаемых на Украине на протяжении вот уже нескольких месяцев. Есть основания полагать, что проект автокефалии осуществляется не без геополитической составляющей.

В конечном счете, это проект минимизации ментального и духовного влияния России на Украине и на постсоветском пространстве в целом. Все, что происходит сегодня с церковью на Украине, имеет не просто каноническое, но и политическое значение.

Решения принимаются, естественно, не без влияния внешних факторов, однако не стоит преувеличивать это влияние и считать его исключительным. При этом полагать, что Варфоломей действует по собственной инициативе, было бы наивно.

Вопрос о предоставлении томоса об автокефалии является одним из наиболее обсуждаемых на Украине на протяжении вот уже нескольких месяцев. Есть основания полагать, что проект автокефалии осуществляется не без геополитической составляющей. В конечном счете, это проект минимизации ментального и духовного влияния России на Украине и на постсоветском пространстве в целом.

Все, что происходит сегодня с церковью на Украине, имеет не просто каноническое, но и политическое значение.

Решения принимаются, естественно, не без влияния внешних факторов, однако не стоит преувеличивать это влияние и считать его исключительным. При этом полагать, что Варфоломей действует по собственной инициативе, было бы наивно. Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД Александр Гущин рассказал об исторических предпосылках спора православных церквей на территории Украины.

— Вопрос о предоставлении томоса об автокефалии является одним из наиболее обсуждаемых на Украине на протяжении вот уже нескольких месяцев. Каковы исторические предпосылки этого спора?

После унии 1438 г. Константинопольский патриарх Иосиф и почти вся греческая церковь признали главенство Римского Папы Евгения — этот шаг был необходим, чтобы получить военную и политическую помощь католического запада в борьбе с османами, оккупировавшими почти все Балканы, Ближний Восток и север Африки.

После отпадения на несколько лет Константинополя от православия (1439–1453 гг.) в результате Ферраро-флорентийской унии, когда Константинополь подписал унию с Римско-католической церковью, в 1448 г. Московская митрополия стала автокефальной, получив статус патриархата (1589 г.). Следует отметить, что это самостоятельное решение середины XV в.

является вполне законным и обоснованным в силу того, что кириархальная церковь впала в ересь.

На территории Украины к концу XVI в. сформировалось сразу несколько православных юрисдикций — Волынь, Галичина, Подолье, Черниговщина находились в юрисдикции Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Слобожанщина находилась в ведении Московского патриархата, Буковина оказалась в составе Радовецкой епархии, которая в 1781 г.

стала частью Сербской православной церкви. После оккупации Буковины в 1918–1919 гг. Румынией Буковинская митрополия стала частью Румынской православной церкви, а после присоединения Буковины к УССР — частью Украинского экзархата РПЦ. В 1920–1930-е гг.

церкви на Волыни и Галичине находились под юрисдикцией Польской автокефальной православной церкви.

Киевская же митрополия после войны Речи Посполитой с Россией (1654–1667 гг.) в 1686 г. была передана Константинополем в подчинение Московской патриархии. Подчинение Московскому патриарху в 1685 г. было осуществлено сначала без разрешения Константинополя, властью русских государей. Российские власти в первый раз затребовали Киевскую митрополию в 1684 г., но патриарх Иаков отказал. Тогда 8 июля 1685 г.

в Софийском соборе в Киеве, несмотря на сопротивление части духовенства, митрополитом был избран епископ Луцкий Гедеон. Затем он был возведен Московским патриархом в сан митрополита Киевского в московском кафедральном соборе. После этого в Стамбул было отправлено посольство, которое летом 1686 г. вело переговоры с патриархом Иерусалимским Досифеем и с Вселенским патриархом Дионисием и последний дал свое согласие.

В итоге митрополит Гедеон утверждался главой Киевской митрополии, объединенной с Московским Патриархатом. Все это делалось не без помощи турецких властей и не без стимулирования, как сказали бы сегодня, но тогда многие вопросы решались именно так, а факт остается фактом — царские дипломаты добились от патриарха Дионисия согласия на передачу Киевской митрополии под покровительство патриарха Московского.

Тем не менее в дальнейшем Вселенский Патриархат неоднократно отмечал нарушение канонического порядка, что было, например, вписано в томос о признании Православной Церкви в Польше автокефальной в 1924 г.

Однако официально никакого опровержения томоса в 1686 г. не было. Кроме того, важно обратить внимание на тот факт, что пока Петербург был силен, в синодальный период Константинополь не проявлял себя, а вот в периоды смуты — гражданской войны в России, нестабильности в современной Украине — Константинополь проявлял активность, стремился и стремится подорвать влияние РПЦ.

Речь идет о том, что он рассматривает акт 1686 г. не как полную передачу юрисдикции, а только передачу права хиротонии и нечто вроде концессии по принципу — «хочу — даю, а хочу — забираю». РПЦ же, говоря о том, что именно она является материнской церковью по отношению к УПЦ, подчеркивает, что первенство чести Константинопольских патриархов не может быть первенством власти.

Более того, стремление руководствоваться не только принципом первенства чести, но и власти рассматривается как проявление папизма, что для православия, которое состоит из 14 (по русскому диптиху — 15) православных церквей неприемлемо.

Исходя из этого, даже назначение двух экзархов Константинопольского патриарха на Украину воспринимается как нарушение, не говоря уже о том, что предоставление автокефалии должно проводиться кириархальной церковью.

— Как бы Вы могли охарактеризовать политическое значение этого процесса, насколько он важен в период предвыборной кампании и какое он может оказать влияние на нее?

Стоит отметить, что вопрос об автокефалии стоит уже довольно давно — он обсуждался еще в период президентства В. Ющенко, но тогда дальше намерений дело не пошло. Сейчас же этот вопрос действительно является одним из животрепещущих в современной Украине.

Если говорить о его политическом значении, то я бы отметил, что превалирующую роль во всех обсуждениях имеет именно политика и уже потом сугубо канонические споры.

Естественно, когда президент Украины провозглашает в качестве базовых основ своего курса и предвыборной кампании триаду «язык, армия, вера», то неудивительно, что вопросам развития украинской церкви уделяется столько внимания.

Источник: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/vopros-ob-avtokefalnoy-tserkvi-na-ukraine-istoriya-i-politika/

Иерархия церквей | Белорусская Автокефальная Православная Церковь

Как русская церковь стала автокефальной

Белорусские националисты, провозгласившие независимую республику в 1918 году безусловно хотели получить и независимую Православную церковь. Западная Беларусь в межвоенный период входила в состав Польши и там все православные были объединены в Польскую православную церковь.

Идея создания независимой белорусской православной церкви стала возможна на территории СССР, где любые расколы поощрялись властью. Так 23 июля 1922 года Собор в Минске образовал самостоятельную Белорусскую Митрополию, во главе которой встал иерарх РПЦ Мельхисдек, в митрополии были образованы три епархии.

Однако сам Мельхисдек не был ярым сторонником автокефалии, а вскоре и сама автокефалия уже перестала интересовать и светские власти. В 1927 году митрополит и двое епископов были вызваны в Москву, и вскоре расстреляны. Оставшийся епископ вновь созвал Собор, который 10 августа 1927 года вновь провозгласил Автокефалию Белорусской Православной Церкви.

Однако гонения на церковь увеличивались, и закончились в 1938 году, когда церковь была окончательно уничтожена.

Вторая глава в истории церкви открылась с нацистской оккупацией. Немцы, поощряющие любые расколы, дали добро на восстановление автокефалии. Новый Минский собор состоялся 30 августа 1942 года, на котором была подтверждена независимость Белорусской Автокефальной Православной Церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется восточная церковь

В 1944 году, с возвращением советских войск, провозглашенная автокефалия была уничтожена — полученные церкви конфискованы, не успевшие убежать деятели расстреляны (К этому моменту церковь состояла из 9 епархий с 10 архиереями). С этого времени белорусские автокефалисты обосновались на западе. В эмиграции иерархия БАПЦ влилась в состав РПЦЗ (так как сама автокефалия 1942 года была им, в общем-то, навязана насильно).

Однако группы эмигрантов не желали забыть об идее автокефалии и обратились за помощью к украинским автокефалистам. Глава УАПЦ Поликарп благословил епископа Сергея (Охотенко) принять остатки БАПЦ под свой омофор. 5 июня 1948 года в Констанце (Германия) был созван новый собор, восстановивший автокефалию Белорусской церкви, избравший Сергея своим архиепископом и выбравший архимандрита Василя (Тамащука) епископом. После упразднения лагерей в Германии белорусы разъехались по всему западному миру.

Архиепископ Сергей уехал в Австралию, а епископ Василь в США. В 1968 было рукоположено еще два епископа. После смерти Сергея был созван второй зарубежный Собор церкви, состоявшийся в 1972 в Нью-Джерси, избравший нового главу и даровавший ему титул Митрополита. В 1973 году БАПЦ была разделена на две епархии — Американо-Австралийскую (митрополит Андрей) и Канадско-Европейскую (архиепископ Николай). В 1980 году, после назначения о.

Бруцкого настоятелем в Гайленд Парк, старый священник отказался покидать церковь и его сторонники нового настоятеля не впустили. В результате этого арх.Николай объявил митр.Андрея недееспособным и объявил о переходе трех приходов (Гайленд-Парк, Кливленд и Детройт) под его юрисдикцию. 7 августа 1982 года архиерейский собор БАПЦ (Андрей и Изяслав) экскоммуницировали Николая. Однако после смерти митрополита Андрея на соборе в Гайленд Парке (26-27 мая 1983) именно Николай был избран митрополитом.

Поэтому Изяслав созвал Внеочередной Соборе в Мюнстере (Великобритания), где также был избранн митрополитом в мае 1984. Так БАПЦ раскололась на две юрисдикции. Под руководством Изяслава оказались 3 прихода в Англии, 2 в Австралии и 1 в США. Вторую группу возглавил архиепископ Торонто, под омофором которого 5 приходов в США, один в Канаде и один в Австралии. После смерти Николая (Мацукевича) обе части воссоединились на Объединительном соборе (30 августа 2003) под омфором митрополита Изяслава.

Теперь состав приходов БАПЦ таков: 2 в Канаде (Торонто, Монреаль), 3 в США (Бруклин, Кливленд, Гайлен Парк), 2 в Великобритании (Валийская миссия, Манчестер) и 2 в Австралии (Аделаида, Мельбурн). В 2004 был рукоположен викарный епископ (рукоположен на Украине митрополитом Мефодием), после прибытия в США 12 июня 2004 года он назначается администратором БАПЦ.

После независимости Белоруссии в 1991 автокефалисты начали действовать в свободной республике, но без особого успеха. Протоиерей Иоанн Спасюк, которого РПЦ извергла из сана объявил себя и.о.

местоблюстителя и управляющим делами БАПЦ в Белоруссии (однако БАПЦ его не признает), пытается зарегистрировать автокефальный приход в селе Пограничном (Гродненский район) (который сам и возглавляет). Вскоре Спасюка в свой «Всемирный Американский Патриархат» принимает патриарх Юрий (Рыжий) (Спасюк переименовывает свою церковь в Белорусскую Народную Церковь).

В той же «патриархии» возможно получил хиротонию и Петро Гуща, называющий себя епископом БАПЦ (сейчас скрывается от властей, сам утверждает, что у него около 4 тысяч последователей).

Продолжилась и дезинтеграция БАПЦ в Америке. Выделилась еще одна БАПЦ (Александра/Йована). В конце 2004 викарный епископ Василий исключил ряд сомнительных лиц из приходского совета церкви святого Кирилла Туровского в Бруклине. Причиной конфликта стала националистическая детяельность ряда прихожан (в итоге епископ Василий обвинил их в фашизме, а они в свою очерердь Василия в ненависти к белорусской нации и предательстве национальных интересов).

Церковь была захвачена несогласными с исключением (объявив, что гомосексуализм и занятия колдовством не осуждаются Уставом БАПЦ), которых поддержал секретарь Консистории БАПЦ Борис Данилюк. В приход Жировичской иконы Божией Матери в Гайленд Парк был приглашен отслужить лужбу священник УПЦ КП. 6 февраля 2005 г. митрополит Изяслав наложил на Данилюка анафему.

23 мая 2005 администратор БАПЦ и Местоблюститель Василий подтвердил прещения митрополита Изяслава и отпустил его с миром из БАПЦ (митрополит Изяслав в конце эизни причащался у клириков константинопольского патриархата мирским чином). Священник Игорь Якунин (настоятель церкви в Бруклине) с верующими православными покинул БАПЦ. Один приход в Австралии перешел в Константинопольский патриархат, и три церкви (Аделаида, Нью-Джерси и Манчестере) стоят пустые и разрушаются.

Старая православная БАПЦ фактически перестала существовать, епископ Василий, так и не выехавший в США, ничем реально не управляет, поэтому в 2005 году создает новую юрисдикцию — Греко-православные приходы на Беларуси. Под именем БАПЦ существует два прихода (Бруклин и Гайленд Парк), которые занимаются преимущественно финансовыми манипуляциями, получением денег из различных фондов и т.п. Имеют ярко националистическую направленность.

С 2005 года Митрополит Изяслав находился в доме престарелых, болел болезнью Паркинсона, не узнавал окружающих и плохо представлял реальность. От его имени руководство церковной организацией в Бруклине осуществлял секретарь консистории Борис Данилюк.

Группа Данилюка полемизирует с Белорусскими автокефалистами — епископом Петром Гущей, и священником Леонидом Аколовичем и священником Викентием Ковальковым (которые называют себя Белорусской Автокефальной Церкви на родине), считая именно себя единственной БАПЦ, которая может претендавать на финансирование. Для группы Данилюка (состоящей из двух приходов в США) в мае 2008 года их священник Вячеслав Логин был рукоположен епископом и поставлен первоиерархом.

Иерархия

1922-1938: Минская Митрополия Слуцкая епархия Мазурская епархия

Бобруйская епархия

Мелхиседек (Паевский) (1922 — 1927) Филарет (Раменский) (1927- 1 ноября 1937) (не был митрополитом Минска, но возглавлял БАОЦ)

Пантелеймон (Рожновский) (1942-1946)

Бобруйский викариат Минской епархии

Филарет (Раменский) (1922 — 1 ноября 1937)

Слуцкая епархия

Микалай (Шимицина) (1922-1927)
Филофей (Нарко) (1941-1942)

Гродненская епархия

Венедикт (Бобковский) (апрель 1942 — 1944)

Гомельско-Мозырская епархия

Григорий (Боришкевич) (24 октября 1943-июнь 1944)

Смоленско-Брянская епархия

Стефан (Севбо) (1941-1944)
Павел (Мелетьев) (12 июля 1943 — 1944), викарный епископ Рославльский

Полоцкая епархия

Афанасий (Мартос) (8 марта 1942-1944) (управлял c 1941; также управлял Новогрудской и Барановической епархиями)

Эммиграция

Сергей (Охотенко) (5 июня 1948 — 2 октября 1971) (архиепископ, упр. приходами в Австралии)
Андрей (Крыт) (1972 — 21 мая 1983) (митрополит, с 1973 управляющий Американо-Австралийской епархией)

Епископы

Василь (Тамащук), епископ Виленский (19 декабря 1949 — 9 июня 1970) (управляющий приходами в Сев.Америке и Европе) Андрей (Крыт) (15 февраля 1968 — 1972) Николай (Мацукевич), епископ Турово-Пинский и Торонтский (10 марта 1968 — 1983), с 1973 епископ Канадско-Европейский

Изяслав (Бруцкий), епископ Полоцкий (22 февраля 1981 — 1983)

Бапц (торонто, канада)

Николай (Мацукевич) (1983 — 20 июня 2002) архиепископ Торонто

Бапц (бруклин, сша)

Изяслав (Бруцкий) (1983 — 26 ноября 2007) митрополит Василий (Костюк), викарий (20 марта 2004 — 27 июля 2005), Епископ Бруклинский и Барановичский Святослав (Логин). епископ Новаградский и Североамериканский (11 мая 2008 —

Серафим (Чекита/Чыкіта), епископ Виленский и Нью-Йоркский (19 июня 2011 — 9 декабря 2012)

Альтернативная (малочисленная) БАПЦ

Александр (Сологуб) (2000-2002) епископ США, 2002-2004 митрополит Йован (Порич) (2002 — ) (Зап.Европа), управляющий делами

Также на имя БАПЦ претендуют и представители БНПЦ в Беларуси (Гуща, Акалович).

Приходы Белорусской Автокефальной Православной церкви

Ссылки

Сайт церкви (белор., англ.)
Сайт церкви (белор., англ.)

Православная миссия Уэльса

Образовалась в городке Бленай Фистиниог (Blaenau Ffestiniog) в 1979 году, когда для небольшой группы верующих в составе Сурожской епархии был рупололожен игумен Даниил (Deiniol) (бывший методист, принявший православие в 20 лет и постриженный в монашество в 1977). А с 1981 года службы совершаются в церкви Покрова (переоборудованной из магазина). Служба ведется на валлийском языке (в переводе игумена Даниила).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится храм Николая Чудотворца в Турции

В 1995 году община образовла «Православную миссию Уэльса» и в 1996 году принята под омофор БАПЦ (митрополита Изяслава). В 1999 году общиной была куплена бывшая англиканская церковь и переоборудована в православную и освящена «Во имя всех валлийских святых». В 1998 году в помощь игумену Даниилу священником был рукоположен о.Люк.В 2005 году миссия перешла под омофор УПЦ (К).

Богослужение практически полностью проходит на валлийском языке.

Источник: http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-baoc.html

Мониторинг сми: диакон:

Как русская церковь стала автокефальной

— Скорее православная церковь видит себя федерацией независимых поместных церквей, в которой все же есть иерархия, и в которой у константинопольского патриарха есть определенное первенство.

Большинство православных церквей считает, что константинопольскому патриарху можно направлять апелляции. В этом и есть особенность нынешней украинской тематики.

Потому что начальство украинских церквей, которые были в расколе последние годы, неоднократно просило Константинополь пересмотреть их дело.

Речь идет о главе киевского патриархата Филарете Денисенко и главе украинской автокефальной православной церкви Макарие Мелетиче. Они, будучи отлученными решением Русской Православной Церкви, тем не менее сохранили за собой миллионы верующих. И они не раз просили Константинополь пересмотреть их дело.

В начале сентября, константинопольский патриарх Варфоломей, основываясь на праве апелляции, принял решение, что осуждение этих двух священнослужителей произошло по политическим причинам. Поэтому возвращение им статусов православных епископов становится возможным.

Это в свою очередь приведет к тому, что тех верующих, которые относятся к их церквям, начнут считать «нормальными православными».

То, что в настоящее время делает константинопольский патриарх — это подготовка собора православных епископов на Украине, которые должны решить вопрос и статуса, и устройства этой новой православной церкви в общении с константинопольским патриархом. Будет ли она автономной или будет автокефальной т.е. полностью независимой, мы пока не знаем.

— Есть ли право у константинопольского патриарха давать автокефалию новым поместным церквям, в том числе украинской?

— На этот счет в православном мире есть определенный консенсус. В XX веке те церкви, которые получили автокефалию, становились общепризнанными, когда ее подтверждал константинопольских патриарх. Московский патриарх мог давать автокефалию той или иной церкви, которая имела к нему отношение, например, польской или чешской.

Но это никто всерьез не воспринимал кроме самой РПЦ и некоторых славянских церквей. Если константинопольский патриарх не подтверждал автокефалию, как это получилось с православной церковью в Америке, ее статус оставался спорным.

Но факт остается фактом: автокефалия начинает признаваться всем православным миром, когда ее подтверждает константинопольский патриарх.

— Чем руководствуется Москва, бунтуя против «первой по чести» православной церкви?

— Я думаю, что проблем несколько. Первая заключается в том, что Москва считает Украину своей территорией в церковном смысле слова. Все решения, которые принимаются на Украине, должны подтверждаться в Москве, как оно и было последние века. В Москве считают обращение «вчерашних раскольников» к константинопольскому патриарху и снятие им отлучения от церкви вторжением в дела Московского патриархата.

Вторая проблема, что за последние 25 лет существования украинских расколов Московский патриархат не сделал ничего для их исцеления. Не было проведено ни одной конференции на эту тему, не предлагалось никаких общецерковных решений. То, что Москва предлагает сейчас, то есть решение вопроса на общеправославном собрании, это не предполагалось все 25 лет. Говорилось, что это внутреннее дело РЦП.

Поэтому сейчас выходит так, что у Константинополя получается решать проблему раскола, а у Москвы не получилось. Момент обиды с российской стороны, безусловно, есть.

Источник: https://credo.press/220821/

Греческая церковь признала право Константинополя дать автокефалию Украине

Правообладатель иллюстрации Orthodox church of Ukraine Image caption Предстоятели Греческой и Украинской церкви архиепископ Иероним (слева) и митрополит Епифаний уже встречались: они тепло пообщались в Стамбуле

Архиерейский собор Элладской (Греческой) православной церкви в субботу признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ), сообщают греческие СМИ.

https://www.youtube.com/watch?v=8_chvp-KFz4

По сути, это означает признание самой ПЦУ, основанной при активном участии тогдашнего украинского президента Петра Порошенко и вопреки позиции Московского патриархата. Элладская церковь стала первой из поместных православных церквей, которая пошла на такой шаг.

Собор, состоящий из 80 епископов, принял соответствующее решение в ответ на просьбу патриарха Константинопольского Варфоломея, поддержанную главой Греческой церкви архиепископом Афинским Иеронимом, который лично включил этот вопрос в повестку дня собора и специально продлил его работу на один день, говорится на сайте газеты «Катимерини».

С точки зрения канонического права, окончательно признание можно будет признать состоявшимся после того, как архиепископ Иероним помянет митрополита Епифания во время литургии.

Митрополит Яннинский Максим подтвердил агентству РИА Новости, что собор «признал право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию и право блаженнейшего архиепископа поминать [главу ПЦУ митрополита Епифания]».

Правообладатель иллюстрации SERGEY DOLZHENKO/EPA Image caption Митрополит Епифаний был избран главой новой церкви в декабре прошлого года

На вопрос корреспондента, будет ли Греческая церковь фактически поминать Епифания, митрополит Максим ответил: «Мы решили, что архиепископ имеет право поминать, значит, он это будет делать».

Реакция Киева и Москвы

«Благодарен моему брату во Христе, Главе Священного Синода Церкви Греции Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и братьям-архиереям, которые сегодня на заседании Собора Иерархов поддержали позицию и последовали каноническим и историческим решениям Вселенского Патриархата, что открывает возможность полноценного взаимодействия между двумя нашими Поместными Автокефальными Церквами во всех сферах», — написал в своем «Фейсбуке» глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний.

По сообщениям из Киева, в скором будущем можно ожидать приезда в Афины митрополита Епифания для сослужения с архиепископом Иеронимом.

«Итак, решение Элладской церкви — одобрить предложение архиепископа Иеронима о признании ПЦУ. Несмотря на просьбы ряда иерархов воздержаться от немедленного принятия решения. Будем внимательно изучать принятые решения. Оценку им и их последствиям для православного мира, для межцерковных отношений даст Священный Синод Русской православной церкви», — заявил «Интерфаксу» замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

По его словам, очередное заседание Синода состоится в скором времени.

11 октября 2018 года Синод Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров неканонических православных церквей на Украине.

5 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей в храме Святого Георгия в Стамбуле подписал томос об автокефалии (грамоту о независимости) новой украинской церкви, учрежденной на объединительном соборе 15 декабря. 6 января томос о ее автокефалии был вручен главе этой церкви Епифанию (Думенко).

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption После вручения томоса об автокефалии в январе этого года Украинская церковь стала пятнадцатой в семействе признанных поместных православных церквей в мире

Эти действия Константинополя были резко раскритикованы Русской православной церковью и стали причиной разрыва ее отношений со Вселенским престолом.

По последним данным, УПЦ Московского патриархата располагает примерно 12 тысячами, а автокефальная ПЦУ — 7 тысячами приходов.

Греческие раздумья

Греческая церковь является одной из крупнейших православных церквей мира и пользуется статусом государственной церкви в Греции.

Дискуссии о возможном признании Украинской церкви продолжались в ней с начала этого года, когда были созданы две специальные комиссии, призванные изучить этот вопрос и представить свои выводы синоду.

Отчеты этих комиссий были заслушаны на заседании синода Греческой церкви в августе этого года. Они носили положительный для Украинской церкви характер и констатировали право Константинополя провозглашать автокефалии новых поместных церквей.

Тогда синод постановил, что вопросы, связанные с признанием Украинской церкви, имеет право решать предстоятель Греческой церкви, архиепископ Афинский Иероним, который решил обсудить этот вопрос со всеми иерархами своей церкви на заседании собора в октябре.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько по времени длится причащение в церкви

Первое признание

Отныне все препятствия для установления церковного общения между Греческой и Украинской церковью устранены. Это имеет огромное значение для ПЦУ, в том числе и из-за того, что в Греции расположены известные в церковном мире православные учебные заведения.

То, что первой церковью, признавшей ПЦУ, станет именно Греческая, прогнозировали многие наблюдатели.

Так, именно ее называл в числе возможных «первопроходцев» в этом вопросе экзарх Вселенского патриарха архиепископ Памфильский Даниил, который принимал непосредственное участие в предоставлении ПЦУ автокефалии.

Правообладатель иллюстрации MURAD SEZER/AFP/Getty Images Image caption Новый украинский президент Владимир Зеленский встречался с патриархом Константинопольским Варфоломеем в Стамбуле

Предстоятели Украинской и Греческой церквей уже встречались: это произошло в июне этого года в Стамбуле на праздновании в честь дня небесного покровителя Вселенского патриарха Варфоломея.

Будет ли раскол?

Сторонники ПЦУ считают первое признание важным шагом: с их точки зрения оно способно открыть путь для дальнейшего признания Украинской церкви другими церквями. В этом контексте в Киеве чаще всего называют Кипрскую и Румынскую церкви, которые уже рассматривали вопрос признания ПЦУ, но отложили принятие окончательного решения на более позднее время.

Русская православная церковь последовательно протестует против признания Украинской церкви другими церквями.

Руководитель отдела внешнецерковных связей РПЦ митрополит Иларион в июле этого года посещал Грецию и после этого визита заявил, что «если бы даже сейчас одна или две церкви признали новосозданную структуру, это лишь углубило бы возникшее разделение».

«Более того, в случае признания ПЦУ одной поместной церковью разделение наверняка возникнет внутри самой этой церкви, потому что значительная часть иерархии не согласится с таким решением», — добавил митрополит Иларион.

Примерно такие же прогнозы в сентябре этого года давал один из влиятельнейших иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата, пребывающей в духовном единстве с РПЦ, митрополит Запорожский Лука.

«Даже если синодом или собором архиереев той или иной православной церкви под давлением и будет принято положительное решение в отношении признания ПЦУ, то внутри этой же церкви обязательно найдется достаточное количество здравомыслящих архиереев, духовенства и мирян, которые останутся верны каноническому церковному устройству. Эти люди ни за что не примут признание ПЦУ и перестанут поминать тех предстоятелей и архиереев, которые ее признали», — написал он в своем Телеграм-канале.

Против воли РПЦ

Православную церковь Украины создали на объединительном соборе, который прошел в Киеве в декабре прошлого года. В ее рядах объединились представители двух не признанных до того времени украинских церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви — а также двое из примерно 90 епископов церкви Московского патриархата.

Томос об автокефалии ПЦУ был подписан в январе этого года Вселенским патриархом Варфоломеем и тогда же вручен предстоятелю Украинской церкви митрополиту Епифанию.

Этому предшествовали несколько лет непубличных переговоров, в которых принимали участие иерархи Вселенского патриархата, представители украинского духовенства, а также политические лидеры Украины во главе с тогдашним президентом Петром Порошенко.

На протяжении всего этого времени представители Русской православной церкви резко критиковали намерения Константинополя предоставить Украинской церкви автокефалию.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В РПЦ заявляли, что независимая украинская церковь — политический проект Петра Порошенко, который завершится вместе с его президентским сроком

Они утверждали, что создание независимой от Москвы церкви является политическим проектом тогдашнего руководства Украины, поддерживаемым недругами России. В РПЦ называли предоставление ПЦУ автокефалии вторжением Вселенского престола на каноническую территорию Русской церкви.

В конечном итоге «украинский вопрос» стал причиной разрыва отношений между Русской церковью и Константинопольским патриархатом в октябре 2014 года. Церковное общение между влиятельнейшими центрами мирового православия до сих пор не возобновлено.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50020363

Румынская Православная Церковь

Румынская Православная Церковь

3503      0

I. История

Румынская Православная Церковь имеет апостольское начало, рождаясь вслед проповеди Святого Апостола Андрея, который принес благую весть в римскую провинцию Скития Минор (Малая Скифия), т.е. на территории между Черным морем и Дунаем, где сегодня находится Добруджа (юго-восток Румынии).

25 апреля 1885 Румынская Православная Церковь стала автокефальной, а 25 февраля 1925 была возвышена в ранге Патриархии, имея полное догматическое, литургическое и каноническое общение с остальными Поместными Православными Церквями.

Согласно последней переписи населения (2002 г.) в Румынии проживают 21.794.792 человек, из которых 86,7% заявили себя православными христианами.

II. Устройство

Священный Синод Румынской Православной Церкви является высшим решающим органом в области догм или канонов. Синод составлен из всех иерархов в должности.

Центральным представительным органом Румынской Православной Церкви, который решает административные и экономические проблемы, является Церковное Народное Собрание, составленное из членов Священного Синода и из трех представителей каждой епархии (один клирик и два мирянина), избранные каждые четыре года местными епархиальными собраниями.

Высшим административным органом как для Синода, так и для Церковного Народного Собрания, является Церковно-Народный Совет, в составе которого входят три клирика и шестеро мирян, избранные Церковным Народным Собранием на четыре года, так как и административные советники, в качестве постоянных членов.

Первостоятелем Румынской Православной Церкви является БлаженнейшиййПатриарх ДАНИИЛ (начиная с 30.09.2007).

Румынская Православная Церковь организована как Патриархия и имеет 6 кафедр для митрополитов. В которых входят епископские и архиепископские епархии, насчитывающие в целом 11.146 приходов, в которых служат 14.035 священников и диаконов, в 15.116 мест для богослужения. Для православных, ушедших из Румынии, были учреждены 5 епархий, из которых 3 имеют уровень митрополии, 2 епископства (в Европе) и одно Архиепископство на Американском континенте.

III. Внешние Церковные Связи

Вместе с другими Православными Церквями, Румынская Православная Церковь участвует в богословском диалоге с Римско-католической Церковью, с Протестантскими Церквями, с Англиканской Церковью и др.

Румынская Православная Церковь – член Всемирного Совета Церквей начиная с 1961 г. И Конференции Европейских Церквей, с 1964 г.

Румынская Православная Церковь имеет представительство при Европейском Союзе и других европейских политических учреждениях, в Брюсселе.

IV. Монашеская жизнь

В Румынской Православной Церкви открыты 631 монастырей и скитов, в которых подвигзаются более чем 8.059 монахов и монахинь.

V. Богословскоеобразование

В Румынской Православной Церкви:

— 37 Духовных Семинарий лицейского среднеобразовательного уровня;

-12 Богословских Факультетов, которые входят в систему светских ВУЗ-ов и имеют более чем 10.898 студентов по разным специальностям:

1. Пастырское Богословие;

2. Дидактическое Богословие;

3. Социальное Богословие;

4. Церковное Искусство;

— 10,428 учителей, которые преподают уроки религии в государственных школах.

VI. Церковь и oбщество

Духовная поддержка оказывается:- в больницах 215 священниками;- в армии 78 священниками;- в тюрьмах 36 священниками;

— в социальных учреждениях 70 священниками;

VII. Социальное служение

Следующие социальные учреждения находятся под покровительством Румынской Православной Церкви :91 для детей; 32 для пожилых людей; 92 социальных столовых и хлебных заводов; 37 центра для диагностики и лечения;

23 центра для помощи семьям находящимся в трудности.

Румынская Православная Церковь предоставляет постоянную социальную помощь для 270.000 человек.

В случаях природной катастрофы Румынская Православная Церковь начинает благотворительные кампании во всей стране, чтобы немедленно помочь пострадавшим людям. В то же время, вместе с центральными и местными властями и государственными или международными организациями, Румынская Православная Церковь – часть государственных программ для:

Преодоление нищеты;

Предупреждение семейного насилия;

Предупреждение трафика с людьми;

Предупреждение наркомании;

Предупреждение распространения ВИЧ \ СПИД-а;

Проведение социальной реинтеграции людей и др.;

VIII. Музейные коллекции и центры для хранения книг и церковных античностей

В Румынской Православной Церкви работают: — 275 музеев и музейных коллекций;

— 42 центров для реставрации и хранения церковных античностей государственного значения.

Patriarhia Romana

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_4755

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию