Как происходил раскол христианской церкви

Раскол церковный

История церкви полна различных событий как трагичных, так и радостных. Многие века тело Христово страдало от гонений, притеснений и ересей. Но все эти горести не так страшны для христианства, как разделение изнутри, когда верующие не могут не только любить друг друга, но и даже не говорят. Страшно, когда единое тело не способно найти общий язык между членами и вынуждено распадаться — именно это и происходит во время любого церковного раскола.

Значение термина

Сам термин «раскол» означает деление на несколько частей, а вот термин «раскол церковный» — это нарушение единства Церкви из-за различий, которые никак не связаны с догматикой или таинствами. Обычно разделение происходит из-за обрядовых или юрисдикционных мотивов, а также вопросов различных календарей. Тех же, кто возглавляет разделение или одобряет его принято считать раскольниками.

На заметку! Раскол — это не синоним ереси или вероотступничества, поскольку последние просто искажают догматику и богословие, а вот разделение происходит по другим причинам.

По словам святого Василия Великого, раскол — это отделение группы людей от основной церкви по причине различного мнения об одних и тех же церковных вопросах. При этом эти разногласия могут быть улажены со временем или как только оппоненты будут готовы пойти на компромисс или полностью изменить свое мнение.

Комментатор Иоанн Зонара назвал раскольниками тех, кто мыслят о вере и догматике верно, но по каким-то причинам желают отделиться и образовать отдельные богослужения. Вопрос церковного разделения — это вопрос личностных разногласий и неумения наладить правильный и плодотворный разговор.

Впавшие в раскол общины не перестают быть частью единой Церкви Христовой

Разделение, несмотря на то что его причины никогда не связаны с учением или догматикой, может закончиться впадением отделившейся группы в ересь.

Дело в том, что отдельные части гораздо слабее и сильнее подвержены влиянию извне.

Группе людей, которые решили самостоятельно проводить служения, намного сложнее выделять изменения в догматике и богословии и пресекать их, поэтому ереси в малых группах встречаются чаще и распространяются быстрее.

Епископ Далматинско-Истринский Никодим (Милаш) считает, что разделения происходят в результате того, что люди не могут договориться о вопросах незначительных относительно догматики. Однако эти вопросы становятся и камнем преткновения. Расколом, по мнению св. Игнатия Брянчанинова, считается нарушение единства с телом Церкви, при этом обе стороны сохраняют истинное учение, богословие и таинства.

Святой Иоанн Златоуст считал разделения злом не меньшим ереси, Киприан Карфагенский говорил, что раскольники противодействуют Христу, ведь нарушают единство Его Тела. При этом он говорил, что разделение — это не только вторичное распятие Спасителя, но раздирание Его тела, что есть тяжкий грех.

История расколов Церкви

Самое большое разделение в истории церкви произошло в 1054 году — когда Римская католическая Церковь отделилась от Восточной Православной. Оно началось с многочисленных разногласий, которые длились на протяжении долгого времени, и закончилось окончательным разрывом между церковью Запада и Востока.

Длительное противостояние (иногда гласное, иногда нет) глав двух церквей подкрепилось различным отношением к пониманию Святых Даров — предметам причастия. В 1054 году Папа Римский Лев IX посылает к Константинопольскому патриарху легатов, а после многочисленные письма с целью восстановить свой авторитет в Византии. Немаловажной стала и политическая подоплека взаимоотношений двух сторон — Римская и Византийская империя противостояли друг против друга и упорно делили территории влияния.

Старообрядческий раскол в православной церкви

В итоге разделение началось с предания Константинопольского патриарха анафеме со стороны Римского Папы и предания Византийским патриархом анафеме легатов со стороны Рима.

Длительное противостояние полностью не преодолено и сегодня, что отражается на отношении христиан этих двух различных сторон.

Кроме того, католики приняли иные догматы относительно Святых Даров (имеется в виду вставка об исхождении даров «и от Сына»), а также исказили догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

На заметку! Главной ересью сегодня, которая усиливает разрыв, является принятый католиками догмат о главенстве и непогрешимости римского папы и это также усиливает непримиримость сторон.

В 1517 году Тело Христово испытала еще один мощный разрыв — Мартин Лютер опубликовал свои «95 тезисов веры» и тем самым начал Реформацию. Отделение протестантов от католиков было кровавым и принесло много смертей, а также рост многочисленных сект и ересей.

В лоне Русской православной церкви также происходили расколы, среди которых:

  • старообрядческий;
  • обновленческий;
  • карловацкий.

Начиная с осени 2018 года РПЦ переживает еще один раскол, обусловленный по большей мере политическими играми, а не реальными богословскими вопросами и проблема. Речь идет об отделении УПЦ и создание непризнанной автокефалии. За признанием Константинополем этого отделения последовал разрыв отношений РПЦ и Константинопольского патриарха. Хотя это не первый случай, тем не менее, последствия раскола могут быть весьма серьезные.

Причины и суть конфликта с УПЦ

Киевская митрополия с 1686 года подчинялась Московскому патриархату — более 12 000 приходов принадлежит ему. Наравне с этими приходами на территории Украины действует еще две отдельных неканонических церкви — Украинская автокефальная православная и Украинская православная Киевского патриархата. Две эти организации в сумме имеют около 6 000 приходов.

Мысли о самостоятельной общине украинцев посещали давно, как только завершилось существование СССР и все республики получили свободу. В 1992 году украинские епископы обратились с прошением об автокефалии к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. На прошение был дан отрицательный ответ, но в качестве доброго отношения РПЦ предоставила экзархату Украины большие права в самоуправлении.

Все православные поместные церкви равны между собой

Недовольный полученным ответом, митрополит Филарет не остановился на достигнутом, и создал Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Это был первый шаг в большом расколе двух соседей. С 2014 года, когда отношения между Россией и Украиной существенно накалились, митрополит Филарет получил возможность продолжать раскол при поддержке политической власти.

Осенью 2018 года Константинопольский патриарх Варфоломей решил вмешаться и 11 октября отменил анафему, которая была получена Филаретом от Московского патриарха, а также принял решение отменить приказ от 1686 года о власти Московского патриарха над Киевской митрополией. Таким образом, Константинополь одобрил раскол и отделение УПЦ.

В ответ на действия Варфоломея, РПЦ приняла решение полностью прекратить взаимоотношения с Константинополем. Митрополит Иларион, глава отдела внешних связей РПЦ, огласил это решение и назвал его вынужденным. По его словам, РПЦ находит действия главы Православной церкви преступными, хотя и ожидаемыми.

Весь патриархат Константинополя был назван раскольничьим, хотя было ясно, что члены РПЦ все же надеятся на изменение решения.

Читайте о предстоятелях Православной Церкви:

  • Партиарх Сербский Павел
  • Кто такой патриарх
  • Патриарх Московский Гермоген

Последствия

Люди, считающие себя православными и живущие на территории России, не почувствуют никаких изменений, за исключением невозможности причаститься в храмах, которые находятся в подчинении у Константинополя. Все священство с обеих сторон не сможет принимать участие в совместных богослужениях, что усилит разрыв и отдаление двух сторон.

Внимание! РПЦ предоставила список всех приходов, которые относятся к Константинополю и не рекомендуются для посещения.

Одним из самых трагичных потерь — это невозможность посетить русским паломникам святую гору Афон, поскольку она, как и ряд других храмов, находится на территории Греции и подчиняется патриарху Варфоломею.

Греческие монахи Московского патриархата, которые живут в монастырях Афона, оказались в сложном положении — они живут и служат в храмах, которые находятся под запретом, однако, выехать им некуда. Это же касается приходов на территории Турции и Стамбула.

Раскол может закончиться нарушением внутренней жизни одной из поместных церквей

Главенство РПЦ объяснило, что для духовенства предусмотрено наказание за нарушение запрета и за поддержание отношений со священством Константинопольского патриархата. Для мирян предусмотрена лишь исповедь в нарушении запрета. Однако как именно будет отслеживаться нарушение пока не ясно.

Значение конфликта для других приходов

Полное прекращение взаимоотношений между двумя патриархатами крайне болезненное действие. Это раскол в Теле Христовом, и он не несет ничего правильного и полезного для всех христиан. Тем не менее дальнейшее развитие отношений возможно, как и полное примирение, однако, это долгий процесс и сторонам придется наладить друг с другом полноценный разговор.

Многие религиоведы считают, что конфликт существенно снизит рейтинг не только патриарха Кирилла, но и всей РПЦ. Это может привести к отделению РПЦ и ее полной изоляции. А рейтинг Константинополя и патриарха Варфоломея, напротив, вырастет, как и сферы их влияния. На территории Украины это может привести к кровавым стычкам между мирянами двух патриархатов и столкновениям среди священства. Не исключена и большая потеря собственности, которой будет стремиться овладеть новоявленная община.

Раскол — это не просто разделение, это открывшаяся пропасть в Теле Христа. Она наносит вред в первую очередь раскольникам, которые стремятся посеять вражду и смуту. А после этого разделение негативно влияет и на всех членов Церкви, уничтожая веру и сея недоверие к духовенству.

Раскол в христианстве. Диакон Андрей Кураев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/raskol-pravoslavnoj-tserkvi.html

Раскол христианства 1054

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру.

Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части.

Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Обрядовые традиции и взгляды на догматические принципы в Риме и Константинополе начали постепенно различаться задолго до окончательного разделения. В прошлом сообщение между государствами было не столь активным, и каждая церковь развивалась в собственном направлении.

  1. Первые предпосылки к расколу начались в 863 году. В течение нескольких лет православные и католики находились в противостоянии. События вошли в историю как Фотиева Схизма. Две правящие церковные верхушки хотели поделить земли, но не сошлись во мнениях. Официальным поводом стали сомнения в законности избрания Патриарха Фотия.
  2. В конечном итоге, оба религиозных лидера подвергли друг друга анафеме. Общение между главами католиков и православных возобновилось только в 879 году на Четвёртом Константинопольском соборе, который ныне не признан Ватиканом.
  3. В 1053 году ярко выделилась ещё одна формальная причина будущей Великой Схизмы – спор об опресноках. Православные использовали для таинства евхарастии квасной хлеб, а католики – пресный.
  4. В 1054 году Папа Лев XI отправил в Константинополь кардинала Гумберта. Поводом послужило произошедшее годом ранее закрытие латинских церквей в столице православия. Святые Дары выбрасывались и топтались ногами из-за пресного способа приготовления хлеба.
  5. Обосновывались папские притязания на земли поддельным документом. Ватикан был заинтересован в получении военной поддержки от Константинополя, и это было главной причиной оказываемого на Патриарха давления.
  6. После смерти Папы Льва XI его легаты все же приняли решение об отлучении и низложении лидера православных. Ответные меры не заставили себя ждать: спустя четыре дня они сами были преданы анафеме Патриархом Константинополя.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году была построена церковь Покрова на Нерли

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни.

Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего.

Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

1054 год

Годы

1050 · 1051 · 1052 · 1053 — 1054 — 1055 · 1056 · 1057 · 1058

Десятилетия

1030-е · 1040-е — 1050-е — 1060-е · 1070-е

Века

X век — XI век — XII век

2-е тысячелетие
IX век — X век — XI век — XII век — XIII век
990-е 1000-е 1010-е 1020-е 1030-е 1040-е 1050-е 1060-е 1070-е 1080-е 1090-е 1100-е
990 991 992 993 994 995 996 997 998 999
1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009
1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019
1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029
1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039
1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049
1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059
1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069
1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079
1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089
1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099
1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109
Хронологическая таблица

1054 (тысяча пятьдесят четвёртый) год по юлианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в субботу. Это 1054 год нашей эры, 54 год 2 тысячелетия, 54 год XI века, 4 год 6-го десятилетия XI века, 5 год 1050-х годов.

События

Наставление Ярослава Мудрого сыновьям

  • 4 июля, понедельник — вспышка сверхновой SN 1054 в созвездии Тельца. Сейчас на этом месте находится Крабовидная туманность.

События без точных дат

Вильгельм I Завоеватель побеждает в битве при Мортемере и посылает курьера к королю Генриху I

  • Король Англии Эдуард Исповедник направляет епископа Вустерского для переговоров с императором Священной Римской Империи о пропуске через его территорию Эдуарда Ателинга, проживавшего при венгерском дворе. Эдуард Ателинг воспользуется правом вернуться в Англию только через два года.
  • Победа Малькольма, сына Дункана, и графа Нортумбрии Сиварда, тестя короля Дункана I, над королём Макбетом.
  • Неудачная война Генриха I и Джеффри Мартелла с герцогом Вильгельмом. Победа Вильгельма при Мортемере над армией Эда, брата короля Генриха. Изгнание из Нормандии архиепископа Може, дяди Вильгельма.
  • Победа кастильского короля Фердинанда I над своим братом в битве при Атапуерке.
  • «Великая схизма». В Константинополе произошёл раскол христианской церкви на восточную и западную, где патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и Папский легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.
  • Составлена «Правда Ярославичей» — вторая часть «Русской Правды».
  • Тогрул занял Ширван, подчинил мелких князей.

Продолжающиеся события

  • 1054—1072 — король Вьетнама Ли Тхань Тонг.

> Родились

Источник: https://thram-m.ru/stati/raskol-hristianstva-1054/

История христианства – кратко — Русская историческая библиотека

Под именем христианства мы разумеем, с одной стороны, исходящее от Иисуса Христа вероучение, как спасительное самооткровение и посредничество Божие в лице Иисуса Христа, восстановляющее и ведущее к совершенству благие элементы человеческой природы, а с другой – восприятие этого вероучения человечеством, отношения его к Богу и проистекающие из взаимодействия этих факторов (объективного и субъективного), формы организации общественной религиозной жизни.

Эль Греко. Спас Нерукотворный. 1580-1582

Начало христианства

Самою раннею из этих форм было единое, разделенное этнографически, но крепко сплоченное твердою верою в Искупителя духовное общество иудеев и иудейских прозелитов, образовавшееся после сошествия Святого Духа и первой проповеди апостолов в Иерусалиме. Отсюда евангельское учение широкою волною разлилось по большей части средиземноморских стран.

Святой Петр, по преданию, основал церковь в Антиохии, затем проповедовал в областях Малой Азии и посетил Рим. Святой Павел основал церкви в некоторых городах Малой Азии, на острове Кипре, во многих городах Греции и Македонии. Святой Варфоломей проповедовал в Индии и Аравии, святой Матфей – в Эфиопии, святой Андрей – в Скифии.

От святого Фомы ведут свою генеалогию Персидская и Малабарская церковь; святой Марк просветил христианством побережье Адриатического моря. Путем передвижения римских легионов, торговых сношений, беспрестанного обмена мыслей и сведений между Римом и провинциями, путешествий и проповеди ближайших преемников и помощников святых апостолов (Тимофея, Силуана, Аристарха, Стахия, Оригена, Пантена и др.

) христианство проникло в Галлию, Германию, Испанию, Британию, на североафриканское побережье, в Египет и пограничные с ним страны.

Организация первых христианских общин

В начале III-го века нашей эры христианские общины существовали уже во всех частях известного тогда мира. Устройство и администрация этих первобытных общин были крайне просты.

Служители церкви избирались обществом верующих и делились на три степени: диаконов, исполнявших маловажные духовные требы и хлопотавших по светским делам, пресвитеров, учивших и священнодействовавших в зависимости от епископов, и епископов, пользовавшихся высшими после апостолов правами учительства, священнодействия и управления церковью.

Дары священства, полученные апостолами от Главы церкви, были переданы ими посредством рукоположения первым епископам, которые, в свою очередь, сделались преемственными распространителями этих даров на прочих членов первобытной иерархии.

Гонения на христиан

Между первыми членами христианства, отличительными чертами которых служили горячая вера, истинное смирение и безупречная чистота нравов, не происходило никаких споров за главенство и притязаний на первенство. Тем не менее, начало распространения христианства было встречено жестокой ненавистью и кровопролитными гонениями.

С одной стороны, евреи видели в христианах отщепенцев от своей древней религии.

С другой стороны, благодаря своему универсальному характеру, христианство не умещалось в рамках римской терпимости, сообщавшей государственную санкцию только национальным религиям, и своею таинственностью внушало опасения римскому правительству, принимавшему его за темное и противообщественное суеверие.

Ряд странных и ужасных обвинений, основанных на превратном толковании христианских обрядов и учреждений, послужил предлогом для жестоких гонений, которые в Иудее достигли высшей степени при Ироде Агриппе и прекратились с войною 67 – 70 гг. В римской империи они начались при Нероне (64 – 68 гг.

), повторились при Домициане и Траяне и достигли поразительного зверства при Деции (249 – 251) и Диоклетиане (284 – 305), при цезарях Севере (в Италии и Африке) и Максимине (в Египте и Палестине).

Необыкновенная твердость в перенесении мучений и трогательная судьба христианских мучеников привлекали много новых последователей под знамена преследуемого учения – и так «кровь мучеников становилась семенем веры».

Христианская апологетика

Со II в. появился длинный ряд защитительных трактатов о христианской вере, имевших целью снискать её последователям расположение римского правительства и отразить обвинения, возводившиеся на нее представителями языческой религии и философии.

Между писателями этого направления (апологетами) особого внимания заслуживают Кодрат, епископ афинский, Тертуллиан, пресвитер карфагенский, философ Ермий, Ориген александрийский и другие.

В царствование Константина Великого (306 – 337) издан был ряд эдиктов, гарантировавших христианам свободу исповедания и предоставлявших духовенству некоторые льготы, но окончательное торжество христианства над язычеством наступило лишь при преемниках Юлиана Отступника (Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане).

Ереси и Вселенские соборы

Кроме внешних гонений, христианскую церковь с первых веков её существования тревожили возникавшие в её среде расколы и ереси, Таковы были выступившие в I веке назореи, присоединявшее к христианским обязанностям соблюдение Моисеева закона; эвиониты, отрицавшие божественность Иисуса Христа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил Благовещенский собор в Кремле

Во II веке появились гностики, проповедывавшие дуализм духа и материи; аскетическая секта монтанистов и монархиане, делившиеся ни динамистов и модалистов. К III веку относятся ереси Павла Самосатского и пресвитера Савеллия и носившая восточный колорит секта манихеев, расколы новациан и донатистов.

Значительное развитие ересей, возраставших по мере распространения и утверждения христианства в качестве господствующей религии, обусловило созыв Вселенских соборов, частью разрешавших назревшие догматические вопросы, частью издававших правила церковного благочиния. Первым в их ряду был собор, созванный в 325 г.

в Никее по поводу ереси ариан, в осуждение которым был утвержден догмат о единосущии Бога-Сына с Богом-Отцом и издан ясный и вразумительный Символ веры. Во 2-ой половине IV века путем последовательного развития арианской ереси возникла ересь патриарха Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, и созванный по этому случаю в 381 г. Второй Вселенский (Константинопольский) собор дополнил пятью новыми членами Никейский Символ.

В 431 г. в Эфесе заседал Третий Вселенский собор, осудивший ересь несториан, которые признавали в Иисусе Христе только человеческую природу, но в 451 году император Маркиан вынужден был снова созвать (4-ый) собор в Халкедоне, по поводу ереси противника несториан, Евтихия, признававшего во Христе только божественное естество (монофизитство). Пятый и Шестой Вселенские соборы, созванные в Константинополе, в 553 и 680 гг.

, довершили разоблачение монофизитского лжеучения. В 681 г. Трулльский собор («Пято-Шестой») выработал правила церковного управления, послужившие главной основой сборников канонического права – Номоканона или Кормчей. В 787 г. был созван в Никее Седьмой и последний Вселенский собор, опровергший возникшую в первой половине VIII века ересь иконоборцев, окончательно искорененную Константинопольским поместным собором 842 г.

Отцы церкви

В тесной связи с деятельностью вселенских соборов стояли творения отцов и учителей церкви, которые путем письменной передачи апостольских преданий и разъяснения истинного учения веры и благочестия много содействовали сохранению христианства в первобытной чистоте. Особенно благотворна была деятельность святых Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блаженного Иеронима и др.

Монашество

Не менее важное нравственно-воспитательное значение имело также монашество, как реализация стремления к высшему нравственному совершенству, зародившегося вместе с появлением христианства, но в течение первых двух веков носившего характер одиночного подвижничества и лишь в конце ІІІ века принявшего массовые очертания.

В IV веке в Египте было основано отшельническое монашество (святым Антонием Великим) и общежительное монашество (святым Пахомием). В V веке появились еще два вида подвижничества: столпничество, основанное святым Симеоном, и юродство о Христе, наиболее известным и уважаемым представителем которого был святой Андрей.

На Западе монашество было организовано в VI веке по восточному образцу святым Бенедиктом Нурсийским, основателем ордена Бенедиктинцев.

Патриархи и папа

Помимо появления монашества, в духовной иерархии христианства произошли с течением времени некоторые другие перемены. Еще во времена апостолов между епископами более почетное положение занимали митрополиты, т. е. областные епископы.

Между ними, в свою очередь, выделились епископы столичных городов, за пятью из которых (римским, александрийским, антиохийским, иерусалимским и константинопольским) Вселенские соборы признали известные одинаковые привилегированные права и общий титул патриархов.

С течением времени распространение ислама, ограничившее епархии трёх восточных патриархов, обусловило соответственное уменьшение их влияния.

Константинопольские патриархи были заняты борьбою с иконоборством; область римских патриархов (пап) тем временем расширилась на весь запад Европы, и в силу исторических условий их власть получила важное политическое значение, на котором папы основали свои притязания на первенство в духовной иерархии. К этим притязаниям, опиравшимся на появившиеся в IX веке подложные акты (Лжеисидоровы декреталии), присоединились некоторые догматические отклонения западной церкви от постановлений вселенских соборов.

Раскол христианства на православие и католичество

Так как папы упорно отказывались признать эти отклонения ошибочными и оспаривали права других патриархов и верховную власть Вселенских соборов, в 1054 г.

произошел открытый и окончательный разрыв между папой Львом IX и константинопольским патриархом Михаилом Керулларием.

С этого времени широкое русло христианства разделяется на два больших потока – церковь западную или римско-католическую и церковь восточную (греческую) или православную. Каждая из них идет своим путем развития, не объединяясь в единое целое под общим названием.

Источник: http://rushist.com/index.php/byzantium/3508-istoriya-khristianstva-kratko

Арианские споры. Ч.3. Никейский Собор, или Как преодолеть раскол?

В преддверии Сретения Господня — о первом Соборе в истории Христианства.

Так называемые «арианские споры» чуть не привели к распаду Церкви на два враждующих «лагеря». Как удалось преодолеть раскол? Хороший урок такого преодоления — история первого Вселенского Собора.

Арианские споры. Ч.1

Арианские споры. Ч.2. Богословие и политика

«Так как дело шло вопреки надеждам, споры были громче голоса примиряющего, — и посланный для водворения мира возвратился без успеха; то царь решился созвать Собор, и всем предстоятелям Церквей предписал явиться к определенному дню в Никею вифинскую», — пишет Эрмий Созомен.  

Почему Никея?

Сперва планировалось провести Собор в городе Анкира, центре провинции Галатия. На месте того древнего города сегодня располагается столица Турции. А во времена Константина Великого Анкира была христианским городом, и епископскую кафедру там занимал владыка Маркелл, убеждённый и очень активный противник ариан.

Однако император перенес Собор в Никею. Некоторые историки полагают, что такое решение было принято не без влияния епископа Евсевия Никомедийского (а именно у этого архиерея, напомним, получил поддержку отлучённый и изгнанный из Александрии Арий).

Профессор Александр Бриллиантов приводит послание Константина епископам:

«Что для меня нет ничего важнее богопочтения, это, я думаю, всем известно.

Так как раньше постановлено было быть собору епископов в Анкире [городе] Галатии, ныне нам показалось по многим причинам за лучшее, дабы он собрался в Никее, городе Вифинии: и ввиду того, что прибудут епископы из Италии и прочих местностей Европы, и ввиду хорошего [ее] климата, и для того, чтобы мне присутствовать в качестве очевидца и участника того, что будет происходить [там].

Посему извещаю вас, возлюбленные братья, о моей воле, чтобы все вы с поспешностью собрались в названный город, т.е. в Никею. Итак, каждый из вас, имея в виду то, что полезно, как я сказал ранее, пусть поспешит прибыть скорее, без всякого замедления, чтобы быть, присутствуя лично, очевидцем того, что будет происходить. Бог да сохранит вас, братья возлюбленные».

Как была вопринята идея созыва Собора?

Идею о созыве Вселенского Собора Церковь приняла благосклонно и с воодушевлением.

Профессор Анатолий Спасский отмечает: «С половины второго века церковь привыкла решать возникавшие в ней более важные затруднения путем соборов; при императорах-язычниках то были по большей части соборы местные, малочисленные; однако уже и в эпоху гонения в тех случаях, когда христиане пользовались сравнительной свободой и безопасностью, они достигали довольно грандиозных размеров.

Неудивительно, поэтому, что мысль Константина о созвании Вселенского Собора была принята общим одобрением, и ее осуществление не встретило никаких препятствий для себя, несмотря на ту поспешность, с какою Константин принялся приводить эту мысль в дело. Объявление о Соборе не могло быть издано ранее второй половины 324-го года, а между тем весной 325-го года уже состоялось его открытие».

Никейский Собор. Киево-Печерская Лавра

Император, по-видимому, действительно стремился открыть Собор как можно скорее.  Путешествующим в Никею Вифинскую епископам бесплатно предоставляли почтовых лошадей и вьючных животных. А.А. Спасский пишет, что содержание прибывших на Собор архиереев Константин тоже принял за счет казны.

Как видим, император не считался с расходами, а расходы были очень и очень значительными. По данным из «Церковной истории» Э. Созомена, «епископов на Соборе находилось около 320-ти. Вероятно, немалое также число было пресвитеров и диаконов, приехавших вместе с епископами.

Вместе с ними явились и мужи, искусные в диалектике, намеревавшиеся помогать им словом».

Не только «арианские споры» вносили разлад

Помимо вопроса о ереси Ария, на Соборе должны были быть улажены и другие споры, вносившие разлад в церковную жизнь. К примеру, очень часто поводом для раздоров становился вопрос о принятии в Церковь священников и мирян, отпавших от веры во время гонений на христианство, устроенных императором Диоклетианом. Нужно было также преодолеть «мелетианский раскол», возникший из-за разногласий по вопросу о назначении епископов.

Требовалось наконец-то назначить единый для всего христианского мира день празднования Пасхи: в одних церквях Пасха праздновалась «по числам», из-за чего, зачастую, не совпадала с воскресным днем, а в других церквях было принято праздновать «по дням», отчего праздник всегда приходился на воскресный день. Существовала ещё масса вопросов, требующих разрешения.

Одним словом, Собор был исключительно важен для укрепления церковного единства.

Никейский Собор. Споры. Афон

Однако, действительно важные вопросы, касающиеся веры и Церкви, поначалу чуть было не потонули в потоке мелких жалоб и просьб, которыми отдельные несознательные священники «забрасывали» присутствовавшего на Соборе императора — многие не выдержали искушения и вздумали воспользоваться нахождением рядом с монаршей особой, чтобы «порешать» какие-то свои, личные проблемы.

Из затруднительного положения Константин Великий вышел блестяще, наглядно продемонстрировав остроумие, находчивость и мудрость, достойные легендарного царя Соломона. Эрмий Созомен пишет: «Многие из священников как обыкновенно бывает, собрались туда [на Собор] будто для борьбы за собственные дела, и думали иметь время — поправить то, что огорчило их лично.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя София

Всякий из них, за что-нибудь порицая других, представлял царю прошение, в котором излагал нанесенные себе обиды. И так как это легко случалось каждый день; то царь повелел, чтобы к назначенному времени все объявили, в чем обвиняют (других).

Когда же данный срок наступил, он взял представленные просьбы и сказал: «для этих обвинений будет свое время,- день великого суда; и будет судия — Бог, имеющий тогда судить всех: а мне — человеку, не подобает брать на себя выслушивание дел, в которых и обвиняющие и обвиняемые суть священники; ибо они отнюдь не должны поставлять себя, в такое положение, чтобы подвергаться суду другого.

Итак, будем подражать Божественному человеколюбию, именно: прощая друг друга, оставим эти обвинения, примиримся между собою и постараемся лучше о вере, ради которой мы сошлись сюда». Сказав это, царь повелел рукопись каждого оставить без рассмотрения и просьбы сжечь и назначил день, в который надлежало разрешить сомнения касательно веры».

Как принимались решения, ставшие эпохальными?

Источник: https://pravlife.org/ru/content/arianskie-spory-ch3-nikeyskiy-sobor-ili-kak-preodolet-raskol

Раскол Церкви — как и почему разделились православные и католики | Православиум

Рубрика: Основы веры

Официальной датой Раскола (Великой схизмы) принято считать 1054 год. Но события, предшествующие отделению Церквей, начали развиваться гораздо раньше. Истоками конфликта можно назвать отделение от Римской Империи в 395 году Византии со столицей в Константинополе.

Закономерно в новой столице было установлено Патриаршества. В 472-489 годах титул “Вселенского” окончательно закрепился за Константинопольским Патриархом Акакием.

Уже в то время появились существенные обрядовые расхождения в совершении Таинств и богослужений между Латинским Западом и Греческим Востоком.  Так начался раскол Церкви.

Встреча Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска (2016)

Впервые разделение на “Православие” и “Католицизм” наметилось в IX веке. Формальной причиной тому послужило недовольство Папы Николая I избранием Патриарха Фотия. Он утверждал, что Фотий был избран незаконно. На самом деле Николай I хотел стать главой над епархией Балканского полуострова. Это закономерно возмутило Константинопольскую Патриархию. Также Папа Римский (Папа — титул римского епископа) желал воплотить в жизнь концепцию римского господства во Вселенской Церкви. 

Первая волна разделения продлилась до 867 года. X век был веком перемирия и установления доверительных отношений между Западной и Восточной Церковью. Но в XI веке при правлении Папы Льва IX и Патриарха Михаила Керулария произошел окончательный раскол Церкви на Католическую и Православную.

Поводом для того послужило закрытие Латинских церквей в Константинополе. Папа направил Патриарху послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне церковных иерархов. Эти анафемы были личными и не распространялись на Церкви.

Но они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней. 

Причины раскола Христианской Церкви

Почему произошел в 1054 году раскол в Христианской Церкви? В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы. Они касались представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам. Также большую роль сыграло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.

Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь, опираясь на евангельскую цитату: “Дух истиныот Отца исходит” (Ин., 15,26) утверждала, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Католическая Церковь отстаивала свою точку зрения об исхождении Духа от Отца и Сына. 

Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб. Это противоречило Евангельским событиям: на Тайной Вечере Иисус Христос преломлял именно квасной хлеб.

Константинопольский собор 1583 года постановил: “Тот кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей) как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть, хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема”.

Окончательное разделение Церкви на Католическую и Православную

В течение еще несколько веков происходили попытки как сближения, так и события, усиливающие раскол Церкви. В результате требования Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата.  Вся Католическая Церковь была признана еретической. 

В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более отдалило его от православного мира. С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Самым трагичным из них был IV крестовый поход, завершившийся разорением Константинополя. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими.

Возможно, это происходило непреднамеренно. Но такой поворот событий был логическим следствием создания Западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. Вплоть до 50-х годов ХХ века православные и католики считали друг друга раскольниками. Соответственно, общения между Церквями не было. 

Отношения между Православием и Католичеством

Во время проведения II Ватиканского Собора (1962 -1965) католики признали Православную Церковь апостольской. Совершаемые православными Таинства стали считаться действительными. Между Церквями в 1980 году возобновилось официальное общение.

Что касается взаимоотношений между Церквями, то из информации на официальном сайте Московской Патриархии следует:

“Прежде всего, надо отметить, что официально Православная Церковь не признавала никаким документом, декретом или определением действенность и спасительность Таинств Католической Церкви.

Но фактически на протяжении веков в Православии практиковался такой же чин приема католиков, который сегодня употребляется католиками в отношении православных.

Это значит, что если мы принимаем в лоно Православной Церкви крещенного в Католической Церкви мирянина, мы его не крестим заново; если он прошел у католиков конфирмацию, мы его не миропомазуем; если он был католическим священником, мы его не рукополагаем в священный сан, а принимаем в сущем сане.”

В настоящее время обе Церкви отказались от взаимного употребления определения “ересь” в отношении друг друга. Каждая из сторон стремится к диалогу, что можно считать новым этапом в общении между Церквями.

Источник: https://pravoslavium.ru/raskol-cerkvi-kak-i-pochemu-razdelilis-pravoslavnye-i-katoliki/

5 расколов христианства

 :: ИНФОРМАЦИЯ >> ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

17.04.2018 г.

К самому первому расколу можно отнести отделение от иудаизма. Изначально христианство существовало как иудаистская секта, за основу которой использовалось священное еврейское писание. Отношения стали ухудшаться уже в І веке н.э.

— иудеи не признали распятие Христа и часто натравливали на христиан мирных язычников. Начались массовые гонения, в которых участвовали иудеи. Во II веке н.э. в христианском веровании царили антисемитские и антииудейские взгляды и начались столкновения и погромы иудеев.

Так христианство укрепилось как автономная религия уже в начале III века.

Раскол на католицизм и православие

Первый крупнейший раскол церкви случился в 1054 году. Еще годами ранее случилась так называемая Фотиевая схизма — конфликт между Папой Римским, Николаем І и византийским императором Фотием І.

Продолжение этого конфликта вылилось уже в 1054 году, а формальным поводом для разногласия стало различие в трактовке священных писаний и в обрядах, которые тогда существовали. К примеру, так называемый спор о прессовках был о том, какой вид хлеба надо использовать во время служений.

Но реальной причиной стала борьба за влияние в регионах. Так, главными спорными регионами стал Юг Италии, потерянный Византией, и Балканский полуостров.

Стоит заметить, что сам раскол не был каким-то единовременным событием, а продолжался и после 1054 года — год является более формальным, нежели реальным. Так, обострение отношений начались еще во времена Первых Крестовых походов.

Реформация

Другим же крупнейшим расколом в истории христианства является реформация, длившаяся на протяжении двух веков. Главной причиной недовольства католической церкви стали её священнослужители и поддержка феодализма. Она также владела половиной земель тогдашней Европы. Более того, католический феодализм нещадно эксплуатировал и обирал своих подданных. Реформатором стал Мартин Лютер, изначально критиковавший её, а затем ставший родоначальником христианского течения — лютеранства.

Другая же реформация, выступавшая против католиков — кальвинизм — происходила одновременно, но в других странах.

В итоге, реформация стала скорейшим переходом от феодализма к капитализму, а в результате неё, стали возникать множественные национальные церкви и различные движения.

Раскол русской церкви

Русское царство уже полностью утвердилось на мировой арене и объединила многочисленные русские земли. Таким образом, в царстве стали проходить реформы, которые не обошли стороной и тему религии.

Так, патриарх Никон решил унифицировать церковные обряды, а также издал новую церковную литературу, основываясь на тогдашней греческой церкви.

Реформы были встречены в штыки многими священнослужителями, и реформирование проходило насильственно, из-за чего были образованы группы отступников, которые обрели название старообрядцев.

Униатство

Греко-католическая церковь впервые возникла в результате раскола на православие и католичество. Идея церкви состояла в слиянии византийского и католического наследий. Первая церковь сохраняла традиции византийского обряда, но, при этом, была в подчинении у Папы Римского. Сегодня она носит название Итало-Албанской.

[ главная | библиотека | новости | родителям | информация | предложения ]

Источник: http://www.zavet.ru/obs/mx/fact/070raskoly.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]