Как называется иудейский храм

Ханука: история и особенности праздника

Ханука – иудейский «праздник огней», который отмечается восемь дней и начинается на 25-й день кислева (третий месяц еврейского года) по еврейскому календарю

История Хануки связана с освобождением еврейского народа от гнета греко-сирийских войск во II веке до нашей эры.

По преданиям, во времена правления сирийского царя Антиоха евреям запрещали изучать Тору и исполнять заповеди, делать обрезание младенцам и соблюдать шабат.

В 167 году до нашей эры произошло еврейское восстание против властей, запретивших иудаизм. Начало бунту положила казнь женщин и их детей, которым было тайно сделано обрезание.

В течение трех лет Второй иудейский Храм был местом языческого поклонения греков. Еврейскому народу удалось вернуть себе храм только после победы военачальника Иуды Маккавея над греческой армией.

По одной из многочисленных версий, после освобождения священного места от врагов народ хотел зажечь храмовый светильник, однако нашли только один кувшин неоскверненного масла. Его могло хватить всего лишь на один день.

Но, несмотря на его небольшое количество, масла хватило на целых восемь дней, до тех пор, пока в храм не было доставлено новое кошерное масло.

Sputnik / Илья Питалев

Торжества в честь еврейского праздника Ханука, архивное фото

По решению старейшин, в честь свершившегося чуда был установлен «праздник огней», в дни которого произносится хваление – «Галель» − и зажигаются светильники.

Ханука и еврейский новый год

Зачастую Хануку путают с еще одним еврейским праздником — Рош Ха-Шана – Новым Годом. С ним связывают сотворение первых людей, вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, а также чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения.

Еврейский Новый Год приходится на начало месяца тишрей – седьмого месяца еврейского календаря, то есть на сентябрь-октябрь. А праздник Ханука выпадает почти на середину зимы. В 2017 году иудейский праздник свечей будут отмечать 13 декабря.

Обычаи праздника

Основным символом праздника является подсвечник – менория. Его ставят в центре дома и зажигают в нем свечи.

Вечером каждого из восьми дней праздника принято зажигать ханукальные свечи у входа в дом. Общее число свечей, используемых на Хануку — 44.

В некоторых общинах свечи зажигают сразу после захода солнца. Если свечи были зажжены не вовремя, то сделать это можно, произнеся благословение, пока никто в доме не спит.  Если в доме есть спящие, то благословение произносить не принято.

Ханукальные свечи, по традиции, устанавливаются справа налево. Каждый раз после прогорания светильник очищается. В первый день праздника зажигаются служебная свеча «шамеш» и служебная.  В последний день Хануки горят восемь основных свечей и одна служебная.

AFP 2019 / Menahem Kahana

Торжества в честь еврейского праздника Ханука, архивное фото

Заповедь зажигания ханукальных светильников обязательна для всех, даже для нищих.

Хануку часто называют детским праздником, так как он совпадает со школьными каникулами. В этот день принято одаривать сувенирами, игрушками и ханукальными  деньгами детей, а также учить их правильно обращаться с материальными благами.

Традиционные блюда

В дни праздника запрещено поститься. Даже молодожены, день бракосочетания которых совпадает с Ханукой, должны соблюдать это правило.

В эти дни принято готовить традиционные блюда: картофельные оладьи «латкес», оладьи, жаренные на оливковом масле, и пончики с вареньем «суфгания» как напоминание о чуде горения масла.

Суфгания, или суфганиет, похожи на булочку. Их жарят в масле и впрыскивают повидло или джем. Пончик покрывают шоколадной глазурью и украшают.

Также принято есть блюда, приготовленные из сыра, хворост, фрукты и цукаты. В некоторых общинах Иерусалима обязательны многолюдные застолья, чтобы помирить поссорившихся людей.

AP Photo / Dan Balilty

Праздничные угощения во время Хануки

Особое внимание в эти дни уделяется детям: их кормят пирожными и сладостями.

Источник: https://ru.sputniknews.kz/spravka/20171128/3876799/hanuka-istoriya-i-osobennosti-prazdnika.html

Иудаизм

Говоря об иудаизме, необходимо разделять два совершенно разных явления: ветхозаветный иудаизм, возникший с конца 3 тысячелетия до Р.Х., и поздний иудаизм, сформировавшийся в 1-6 вв. по Р.Х.

Ветхозаветный иудаизм получил свое начало от откровения Бога Аврааму. Именно с Авраамом был заключен Завет, именно тогда проявились те элементы, которые стали затем особенностями религии Ветхого Завета.

Прежде всего, это личное откровение человеку Бога Всемогущего (Быт. 17, 1), Владыки неба и земли (Быт. 14, 22). Второй важный аспект – заключение Завета, или договора, и, таким образом, поднятие отношений человека с Богом на качественно новую ступень. Со своей стороны Авраам и его потомки должны почитать Бога и в качестве знака, символа этого Завета совершать обрезание (Быт. 17, 9 – 11).

Наконец, третье – обетование, данное Богом при заключении Завета. Еще бездетному Аврааму предвозвещается, что от него произойдет многочисленный народ (Быт. 13,16), что этот народ будет владеть землей ханаанской (Быт.

15, 18), но, самое главное, в обетовании уже привносится измерение иного порядка, выходящее за пределы интересов одного человека или даже одного народа и имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 1–3).

Кроме того, как важную особенность можно отметить состояние постоянного откровения, прямого общения Бога с человеком, которое впоследствии будет главным образом характеризовать израильских пророков.

https://www.youtube.com/watch?v=hKXuBekxpWs

Дальнейшую историю Завета, заключенного Богом с Авраамом, можно условно разделить на семь периодов или эпох: 1. Эпоха патриархов от Авраама до Моисея, которая заканчивается египетским пленом; 2.

Эпоха Моисея и Иисуса Навина, в которую сбывается ряд обетований, данных Богом Аврааму, а вместе с тем Завет обновляется, дополняется целым рядом условий, заповедей, предписаний, новых обетований и, в целом, религиозная жизнь народа упорядочивается; 3. Эпоха судей; 4. Эпоха ранней монархии, продолжавшаяся при Сауле, Давиде, Соломоне и, частично, Ровоаме.

Строительство Иерусалимского Храма; 5. Эпоха разделенных царств, когда Израиль делится на два часто враждующих государства: Самарию и Иудею. Духовная жизнь народа в обоих царствах неуклонно приходит в упадок и развращение, характеризующиеся как нравственным падением, так и религиозным: обращением к иным богам, презрением заповедей и т.д.; 6.

Эпоха вавилонского плена, посланная как наказание за грех отступничества евреев от Завета; 7. Эпоха возвращения из Вавилона и восстановления завета с Богом. Вновь отстраивается Храм в Иерусалиме, восстанавливается религиозная жизнь в народе.

Следует назвать ряд специфических черт, определяющих и отличающих ветхозаветный иудаизм как самобытную религию: 1. Вера в единого личного всевышнего Бога-Творца (Втор. 6, 4); 2. Существование избранного Им и посвященного Ему святого народа, заключившего с Богом завет (Быт. 17,7, Исх. 23, 22–23). 3.

Ритуал жертвоприношений как единственно возможное средство для очищения от греха (Лев. 16,10, Чис. 28, 22); 4. Священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. (Втор. 10; 8); 5. Храм и храмовое богослужение. Единственный храм вмещал в себя Ковчег Завета, и слава Господня наполняла его (3 Цар.

8,11), он был центром религиозной жизни древнего Израиля, только в нем могли приноситься установленные законом жертвоприношения; 6. Непрерывная цепь пророков, через которую Господь постоянно возвещал избранному народу Свою волю (4 Цар. 21, 10); 7. Фигура царя, имеющая кроме политического и священное значение. Царь являлся помазанником Божиим (1 Цар.

12, 5), он принимал помазание от пророка (3 Цар. 19, 16), сакрально представлял народ пред Богом.

Иудаизм 1 века

К началу нашей эры ветхозаветный иудаизм претерпевает несколько значимых изменений, происходит ряд крупных событий религиозно-политического характера. В 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван, иудеев заставили платить дань Риму. Иудея, тем не менее, сохраняла значительную степень автономности под правлением царей династии Хасмонеев. В 37 г.

до Р.Х. при поддержке Рима царем Иудеи стал Ирод Великий. В 6 г. по Р.Х. Рим, недовольный распрями между сыновьями Ирода, передал управление Иудеей императорскому прокуратору. Иудея лишилась даже видимости автономии, череда царей на престоле Давида прервалась. Это послужило усилению в народе ожидания скорейшего пришествия Мессии-Освободителя.

При всех этих событиях не прошло незамеченным явление подлинного Мессии – Христа, принесшего избавление не от оккупации римлян, а от ига греха. Весть о спасении выходила за пределы одного народа, будучи адресована всему человечеству. Благодаря апостольской проповеди до трети еврейского народа на протяжении 1 в. обратились в христианство.

Апостолы и первые христиане подвергались жестоким гонениям со стороны не принявших Христа иудеев. Однако судьба самих гонителей оказалась крайне жалкой: пламя войны, постоянно разжигаемое зилотами, наконец разразилось пожаром, погубившим Иудею и ознаменовавшим окончание ветхозаветного иудаизма. В 66 г. разразилось великое иудейское восстание против Рима. В 70 г.

, после жестокой осады, был взят Иерусалим и совершенно разрушен. Для той части еврейского народа, что отвергла Христа, оставалась лишь одна альтернатива: последовать за фарисеями, основавшими центр в г. Ямнии.

Они в изменившихся обстоятельствах, исключавших всякую возможность продолжения существования иудаизма в ветхозаветном виде, положили начало так называемому позднему, раввинистическому, иудаизму – по сути, уже иной религии, с иными характерными признаками.

Новоиудейство

Основополагающим нововведением, определяющим вероучительную и обрядовую составляющие позднего иудаизма, является Талмуд – обширный свод комментариев к Закону (Торе), касающийся области вероучения, философских построений, права, истории, медицины, естественнонаучных знаний, частной и общественной жизни. Во 2 в.

лидеры иудейской общины начали труды по систематизации фарисейского «Устного Закона». Это были записи комментариев-постановлений, дополняющих Пятикнижие. Cобранный материал толкований получил название Мишны (вторичный закон).

Текст Талмуда построен следующим образом: вначале приводится отрывок из Мишны, содержащий законодательное постановление, затем даются материалы дискуссий, постановление и комментарии к этому постановлению. По характеру текстов, составивших его, в Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом.

Галаха – это законодательное предписание, касающееся религиозной, семейной и гражданской жизни. Агада определяет духовные, вероучительные основы иудаизма.

Талмуд регламентирует все стороны жизни иудея. Фактически в иудаизме по авторитетности и значимости он заменил само Ветхозаветное богооткровенное Писание. Талмуд во многих местах провозглашает свое превосходство над Библией: так, например, уподобляя Писания воде, Мишну – вину, утверждается, что «грехи против Талмуда более тяжки, чем грехи против Писания».

Иудейский ритуал

Синагога является культовым зданием, представляющим собой молитвенный дом, а не храм. Первые синагоги начали строиться незадолго до Р.Х. и поначалу выступали не более как смысловое дополнение в религиозной жизни еврейского народа, средоточием и центром которой был храмовый ритуал. После гибели Храма в 70 г. по Р.Х. роль синагог претерпела существенное изменение и переосмысление, став новым центром ритуальной жизни.

Это было по-своему радикальным переворотом в жизни еврейства: в отличие от Храма, богослужение в синагоге не велось священниками и левитами, и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения. Синагога приобрела огромное значение, будучи одновременно молитвенным домом, местом религиозного обучения и центром общественной жизни.

В основе ее планировки лежит конструкция Храма.

Раввинат. После уничтожения Храма исполнение предписанных Пятикнижием обрядов стало физически невозможным; при фарисеях-раввинах, ставших лидерами иудеев и отвергших Господа Иисуса Христа, значение священников практически полностью нивелировалось.

В ветхозаветные времена, помимо богослужебных обязанностей, священники были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Все эти функции взяли на себя раввины, претендовавшие на доскональное знание и право единственно истинного понимания Закона.

Их авторитет определялся лишь степенью учёности, не Божьей благодатью. В ведении раввина находится конкретное применение тех или иных талмудических предписаний в конкретной ситуации.

Талмуд предписывает относиться к словам раввинов с большим вниманием, чем к словам Писания.

Обряды и запреты. В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни иудея. Насчитывается 613 таких предписаний и запретов, которые называются мицвот.

Они касаются пищи, одежды, туалета, распорядка дня, молитв, соблюдения праздников, указывают, что когда можно и что когда нельзя делать. Среди мицвот разделяют 248 повелений и 365 запретов.

Особенно многочисленны пищевые запреты и правила, поэтому в городах, где есть крупные иудейские общины, имеются специальные магазины, продающие кошерные (дозволенные в пищу) продукты питания.

Особенности вероучения

Основные вероположения иудаизма средневековые иудейские мыслители начали формулировать под сильным влиянием других религиозных и философских систем. Так, например, иудеи считают, что, хотя сотворённый Богом из ничего мир реален, он существует только тогда, когда в него вливается творческая эманация Бога.

Таким образом, творение – это не единичный акт, а постоянный процесс. В молитвах иудеи, обращаясь к Богу, называют Его также одним из тех имён, которые упомянуты в Пятикнижии. Культивируя особое благоговение к этим именам, они произносят их только в молитве, а одно из них – Яхве – вообще никогда не произносится.

Говоря о Боге, иудеи часто называют Его словом «Гашем» («имя»).

Многие важнейшие положения Библии перетолкованы в Талмуде в совершенно ином освещении. Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворён гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева. Возрождаются в Талмуде и пантеистические воззрения: так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой Божественной сущности.

Иудаизм учит, что, когда человек покидает этот мир, он получает награду или наказание за всё, что делал в течение своей жизни. Под наградой понимается степень приближения к Богу. Наказание осознаётся как процесс очищения. Иудеи также верят в воскрешение из мёртвых.

Кроме того, существует представление о переселении душ (гилгул).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое царские врата в церкви

Те иудеи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах – в растениях, в животных, в телах неевреев и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

Иудеи верят в грядущий приход Мессии, который построит Храм и станет провозвестником новой эры, будет потомком царя Давида, человеком исключительной святости и учёности.

Ему якобы удастся объединить всё человечество на основе особой роли евреев и подчинённого положения всех прочих народов, установить мир и благоденствие на Земле. Одной из особенностей позднего иудаизма является учение об особой роли еврейского народа.

«Евреи приятнее Богу, нежели ангелы», «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете», – учит Талмуд.

Подводя итоги, следует напомнить и перечислить наиболее важные отличия позднего иудаизма от богооткровенной ветхозаветной религии. Упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем, по ветхозаветным меркам и заповедям, все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты. Упразднено священство как особое родовое сословие, посвящённое на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать.

Отсутствуют храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета. Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после 1 в. у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя.

Вместо этого появилось новое Писание – Талмуд, новое иерархическое служение – раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения.

Всё это вынуждает беспристрастного исследователя признать, что поздний иудаизм – совершенно иная религия, ничуть не в большей степени связанная с ветхозаветным иудаизмом, чем самарянство или ислам.

Подготовлено по книге Максимов Ю., Смоляр К. «Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм»

Источник: http://trsobor.ru/iudaizm/

Путеводитель православного христианина по местам паломничества святой земли. василиос цаферис

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1.  Камень Помазания место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2.  Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3.  Голгофа — место Распятия и нахождения Креста

4.  Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5.  Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6.  Место «Не прикасайся ко Мне» место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне » (Иоанн. 20 : 17).

7.  Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

Блаженный патриарх Иерусалимский Диодорос на церемонии в Св. Дворе Церемония Омовения в Великую Пятницу

8.  Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9.  Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10.  Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, » об одежде Моей бросали жребий «(Иоанн. 19 : 24).

11.   Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале — крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12.  Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13.   Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16.  Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).

Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня

Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Церемония Святого Огня в Великую Субботу Православные паломники, участвующие в одной из церемоний Храма Гроба Господня

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым.

В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины.

Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп.

Такое положение продолжалась вплотьдо середины девятнадцатого века, и лишь послевмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как «status quo».

Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина

Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.

Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат. Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.

Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев — ровесники времён Христа.

Грот Измены в Гефсимании Гефсиманский сад последней молитвы

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.

Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.

Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, — лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.

Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до .н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/holyland/H03-T.htm

Ханука 2019: история и особенности еврейского праздника

Ханука — иудейский праздник света, в 2019 году он начнется в воскресенье 22 декабря с заходом солнца и продлится до 30 декабря. Какие существуют традиции у этого праздника и как его принято отмечать — расскажем далее.

Ханука 2019 дата / фото УНИАН

Ханука — иудейский праздник, который ещё называется «Праздник свечей». Зажигая сотни свечей, иудеи как бы чтут память древних событий, которые повлияли на историю еврейского народа. Даже несмотря на уже наступившие холода, людей согревает тепло свечей и вера. В такие дни они собираются семьями за праздничным столом, поздравляя друг друга и восхваляя Господа молитвами и песнопениями.

Когда Ханука в 2019 году

Каждый год Хануку отмечают восемь дней. Если смотреть по еврейскому календарю, то этот праздник всегда торжествуют 25-го числа кислева месяца. А по григорианскому эта дата разнится каждый год, в 2019 году праздник отмечают с 22 по 30 декабря. Реально же праздник начнётся накануне после захода солнца, как и все иудейские праздники.

Ханука 2019 какого числа / фото УНИАН

Ханука: история праздника

Много веков назад, Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского. Он не вмешивался в религиозную жизнь евреев. После смерти Македонского Иудея побывала под верховенством разных правителей, но только когда власть захватили Селевкиды, в еврейскую среду начала проникать другая культура. Когда к правлению пришёл Антиох Епифан, ситуация ужесточилась. Евреев начали ущемлять, Тору запретили, как и все многовековые традиции, а Храмы разворовали и обставили идолами.

Евреи начали отмечать праздник свечей — Хануку

Иудейский народ не смог потерпеть такого неуважения и поднял восстание. Оно продлилось три года и, несмотря на неподготовленность, не вооружённость и малочисленность евреев по сравнению с греками, они всё же одержали победу.

Этим иудейский народ доказал, что важно не количественное преимущество, а вера и сила духа. В осквернённом храме евреи нашли только один запечатанный кувшин масла для лампад. Его должно было хватить только на день, но каким-то чудом огонь горел целых восемь дней.

За это время идолов убрали, снова освятили Храм и заготовили новые запасы масла.

Именно после этих событий уже много веков 25 кислева считается первым днём Хануки. Зажигая свечи, люди выражают благодарность Господу за его помощь, поддержку и чудеса.

Ханука как праздновать / фото УНИАН

Ханука традиции

Все восемь дней Хануки евреи зажигают свечи и ставят их в специальный подсвечник – ханукию. Количество свечей зависит от дня праздника, в первый день зажигают одну свечу, во второй – две и так до восьми. Свечи всегда добавляют слева направо, а зажигаю от дополнительного светильника – шамаша. Огонь должны зажигать абсолютно все и ставить ханукию на подоконник, тем самым «разглашая окружающим чудо».

Считается, что деньги на свечи обязан найти даже самый нищий еврей, ведь только их свет поможет рассеять зло.

В дни Хануки запрещено поститься. Обычно эти дни сопровождаются обильным застольем и весельем. Трапеза сопровождается молитвами и песнопениями в честь чудес Всевышнего. Блюда разнообразные и вкусны. Обычно это пончики с фруктами или шоколадом, густо посыпанные сахарной пудрой. Также готовят латкес, что-то вроде драников, а евреи, проживающие в Европе, разнообразят меню жареным хлебом с чесноком. Все блюда готовятся с использованием масла и на свой манер.

Ханука подсвечник / фото УНИАН

Во время Хануки обычные рабочие дни, только у детей каникулы, поэтому этот праздник ещё называется «детским». Правда, во время, когда горят свечи, женщинам запрещается выполнять любую работу как символ признательности Всевышнему.

Все мероприятия ориентированы в основном на детей. Для них устраиваются утренники и разнообразные развлечения, а также принято дарить подарки и деньги. Чтобы научить ребёнка распоряжаться материальным достатком, часть денег нужно отдать на благотворительность.

Международное движение Хабад зажгло 15 тысяч ханукий в 100 странах мира

О всех прошедших событиях напоминает и игра ханукальный волчок. Раньше, когда был запрет на иудейские обычаи, с помощью четырехгранной юлы учили детей еврейскому языку. На каждой грани написаны первые буквы еврейского выражения. Если играют в Израиле, надпись гласит: «Чудо Великое было Здесь», а если же в диаспоре – «Чудо Великое было Там». Во время игры дети делают ставки сладостями и деньгами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько длится служба в церкви на Крещение

Не зависимо от места проживания и финансового состояния Хануку празднуют все евреи без исключений. Это праздник веселья, радости и надежд. А огонь, горящий в каждом окне, напоминает о присутствии Всевышнего, который помогает каждый миг и защитит от тьмы.

Ханука: видео

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.unian.net/lite/holidays/10778594-hanuka-2019-istoriya-i-osobennosti-evreyskogo-prazdnika.html

Храм иудеев

Бывали ли вы у «Стены Плача» в Иерусалиме? Этот фрагмент стены иудейского Храма, разрушенного римлянами более 2000 лет назад, привлекает евреев и паломников со всего мира. Люди приходят сюда, чтобы оплакать невосполнимую потерю святого Храма.

Что же на самом деле оплакивают эти люди? И о чем просят ту невидимую Высшую Силу, которая скрывается за куском каменной стены, оставшейся от иудейской святыни?

Два прекрасных Храма

А когда-то на Храмовой горе в Иерусалиме возвышался прекрасный сначала Первый, а затем Второй Храм. Известный историк Иосиф Флавий, живший во времена существования Второго Храма и видевший его своими глазами описывал его так. «В Храме все настолько восхитительно, что при виде его радовались сердце и душа. Он был покрыт со всех сторон листами из золота и поэтому блистал очень ярко, ослепляя подобно солнечным лучам».

Согласно архитектурному плану Храм состоял из двух помещений: внутреннее, самое Святое, и внешнее. В Святая Святых находился Ковчег Завета, на котором были высечены 10 Заповедей. После разрушения Первого Храма он бесследно исчез.

Первый Храм, как всем известно, был возведен во времена правления мудрейшего царя Соломона около тысячи лет до нашей эры. Простояв почти 400 лет, он был уничтожен Навуходоносором, царем Вавилона. Жители Иерусалима попали к нему в плен, многие были убиты.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, был освящен Второй Храм. Это возвращение евреев на свою землю известно из истории праздника Пурим. Второй Храм был немного меньше в размерах и не так красив, как первый. К началу нашей эры Храм был расширен и перестроен. Его вновь освятили почти перед самым разрушением, в 68 году.

Второй иерусалимский Храм был осажден императором Титом весной семидесятого года нашей эры. 5 месяцев длилась осада Святого Города. Храм пал, когда подожгли его ворота.

Оба Иерусалимских храма исчезли с лица земли в один и тот же день — девятого ава.

Иудеи ушли в самое длительное изгнание. Еврейские праведники оплакивали павшую Святыню. Только один праведник, рабби Акива, смеялся. Он объяснил свое отношение к такому печальному событию тем, что теперь он уверен в предсказании пророков о том, что начнется смешение душ и мы придем к окончательному исправлению.

Духовное назначение иудейского Храма

Храм иудеев являлся прототипом серьезного государственного учреждения. Из него велось руководство всей экономической, культурной и образовательной жизнью народа.

В Храме служили коэны и левиты, которые и управляли жителями страны. Регулярно заседал Синедрион —  что-то вроде современной академии, где собирались мудрецы и издавали справедливые законы. Левиты ездили по стране, обучали людей грамоте.

Служители Храма заготавливали впрок продукты, дрова, для того, чтобы в холодные зимы и в неурожайные годы люди могли согреться и поесть. У Храма были свои склады, в его подчинении находились специальные города-убежища, в которых скрывались от мести нечаянно убившие кого-то люди.

Каждый житель страны сдавал десятую часть своего дохода служителям Храма. Эти деньги использовались для поддержания Храмовой службы, а также для многих народных потребностей: помощи бедным, строительства дорог и т.д. В Храм регулярно приносились жертвы в виде урожая или скота.

Все происходящее в Храме было не случайно, а подчинялось строгим духовным законам. Например, люди, которые приносили жертвы, или отдавали десятую часть своего дохода, при этом физическом действии возвышались. Они окунались в атмосферу взаимной отдачи и любви, царившей в Храме.

C утра до вечера в Храме были организованы обучающие курсы, на которых учили прихожан духовным законам. Пища, приносимая в жертву, съедалась всеми гостями на особенных трапезах, во время которых продолжалось духовное возвышение участников застолья. Мужчины и женщины обучались по отдельным программам и находились в разных помещениях.

В целом Храм иудеев предназначался для того, чтобы воспитывать и поддерживать в народе справедливость и любовь к ближнему. Все физические действия, о которых мы читаем в Святых Книгах, подразумевали под собой духовные корни.

И как только все эти духовные идеалы были попраны, не было основания существовать и самим каменным Храмам, поэтому они и были разрушены.

Еврейские мудрецы говорят, что Первый Храм был разрушен из-за поклонения идолам, а Второй Храм — из-за беспричинной ненависти, возникшей внутри народа.

Третий Храм

Как и было предсказано еврейскими пророками, народ Торы после разрушения Второго Храма вышел в самое последнее и длительное изгнание и упал с того высокого духовного уровня, на котором находился. Но этими же пророками предречено, что в наши времена изгнание закончится и иудеи вновь поднимутся на высокую ступень духовности. Но теперь уже не одни.

После длительного скитания по чужим странам и смешения с другими народами не только на физическом уровне, но и на уровне душ, еврейский народ придет к окончательному исправлению вместе со всеми народами мира. И только после того, как сердца всех людей на земле объединятся в любви и согласии, наступит время Третьего Храма.

Этот самый прекраснейший Храм будет выстроен в сердцах людей.

Видимо, о таком будущем мечтают собравшиеся у Стены Плача люди. О том, как в новом, прекрасном мире этот возрожденный Храм станет символом огромной любви и счастья.

Ривка Гольдес

Источник: https://jewish-secret.com/hram-iudeev/

Звезда Давида и её значение

История символа — Гексаграмма в древности — Шестиконечная звезда как магический символ — Шестиконечная звезда в христианстве — Шестиконечная звезда в исламе — Каббала и Звезда Давида — Шестиконечная звезда в масонстве — «Звезда Давида» как символ евреев — Легенды происхождения Звезды Давида как еврейского символа — Символическое значение Звезды Давида — Христианское толкование Звезды Давида  

Наверное одним из самых загадочных символов,окутанных множеством невероятных легенд, является гексаграмма, шестиконечная «Звезда Давида» — символ еврейского народа, иудейской Каббалы, масонов, окультистов и магов. Происхождение Звезды Давида неизвестно.

За тысячелетия существования этого графического символа он получал самые разнообразные толкования. Однако, любые рациональные обьяснения теряются за нагромождением мифов.

Откуда же взялась «звезда Давида», что это за символ, почему именно он сейчас идентифицируется с еврейским народом.

История символа

Шестиконечная звезда (гексаграмма) – один из древнейших и многозначительных символов человечества. Она образована наложением друг на друга двух равносторонних треугольников, один из которых имеет обычное положение, а другой опрокинут. Часто (обычно) изображается как переплетение сквозных треугольников.

Чаще всего гексаграмму ассоциируют с иудаизмом под названием «Звезда Давида». Однако изначально она не являлась специфически еврейским символом и вплоть до XVIIIв. никак не связывалась с иудейской религией. Гексаграмма появилась задолго до появления и масонов, и Талмуда. Она встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах.

Шестиугольная звезда широко использовалась как элемент орнамента потому, что по причинам чисто математического характера покрыть плоскость одинаковыми многоугольниками можно лишь в том случае, если они имеют по три, четыре или шесть сторон (т.е. — треугольниками, квадратами и шестиугольниками). Любой мыслимый орнамент может быть лишь вариацией и усложнением этих первоначальных форм.

Первым и естественным усложнением шестиугольника и является шестиконечная звезда, поэтому она встречается в декоративном искусстве с древнейших времен. Она встречалась уже на наскальных рисунках альпийского региона. У древних евреев эта эмблема тоже не несла сначала особого смысла, хотя и встречалась на различных предметах их утвари, печатях и светильниках.

Изображение ее можно встретить и на старых мусульманских кладбищах, и в качестве храмового орнамента в христианстве. В начале XIV в. ее чеканили на монетах и печатях Золотой Орды. Гексаграмма встречается в археологических памятниках Скандинавии и Восточной Европы. У древних славян гексаграмма с изображением зверя внутри была символом удачной охоты.

Но все-таки основной регион распространения гексаграммы — Индия, а также древние Египет и Греция.

Значение символа в различных культурах

В наше время многие ассоциируют гексаграмму с иудаизмом под названием «Звезда Давида». Однако она используется во множестве других учений и религий — например, в исламе, в христианстве, в восточных религиях, в оккультизме и у масонов. Кроме того, гексаграммы встречаются в современной культуре Нью-эйдж.

В разное время в различных учениях, религиях и тайных обществах гексаграмме давались совершенно различные толкования.

В 4-м тысячелетии до н.э. это был символ шумерской богини любви и власти Иштар (Астарты), а ещё ранее этот символ использовался в Индии, где гексаграмма почиталась как символ соединения между Кали (треугольник вершиной вниз) и Шивой (треугольник вершиной вверх), порождающего и разрушающего мир.

В тантрическом учении гексаграмма была известна под названием Анахата или Анахата-чакра и означала гармонию двух миров: материи (треугольник с направленным вверх остриём) и духа (треугольник, остриё которого направлено вниз).

Анахата-чакра

Также считается, что гексаграмма означает единение мужского и женского начал (два наложенных друг на друга треугольника) — треугольник, направленный углом вниз, символизирует женское начало, треугольник с углом вверх — мужское.

Средневековые европейские алхимики трактовали гексаграмму как символ всех возможных сочетаний из двух стихий

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/neopublikovannoe/view/id/1170932

Хоральная Синагога

0 1418

Московская еврейская община – одна из самых крупных в Европе. В столице расположен и центр религиозно-общественной жизни российских евреев – Хоральная синагога. Это большое, красивое здание в стиле эклектики – старейший иудейский храм столицы. Хоральной синагога называется из-за того, что богослужения в ней сопровождаются песнопениями в исполнении профессионального хора.

Появление Московской Хоральной синагоги неразрывно связано с именем самого либерального русского императора – Александра II. В ходе реформ 2-ой половины XIX в. для евреев из купеческого сословия была отменена черта оседлости, им разрешили селиться и торговать по всей территории России, включая Москву и Петербург. Эти шаги государь предпринял, в том числе, для пополнения государственной казны.

Позднее черта оседлости была отменена для еврейских ученых, студентов высших учебных заведений, ремесленников. Вскоре в Белокаменной было образовано Московское еврейское общество, отстаивавшее интересы евреев в высших эшелонах власти. Так, в 1885 г. общество обратилось к московскому градоначальнику князю В. А. Долгорукову, считавшемуся сторонником либерализма. Евреи попросили князя разрешить им построить в городе молитвенный дом. Долгоруков дал на то свое позволение.

В 1886 г. Московское еврейское общество приобрело участок в Большом Спасоглинищевском переулке, на территории, ранее занимаемой Гончарной слободой. Участок был заложен в Московском кредитном банке, но евреи согласились погасить все долги, сделав тем самым серьезную услугу властям Белокаменной.

Участок в бывшей Гончарной слободе еврейская община выбрала не случайно: это место располагалось неподалеку от Глебовского подворья в Зарядье, где компактно селились евреи, не вписывавшиеся в черту оседлости. Изначально планировалось возвести синагогу в Китай-городе, но власти Москвы не выдали разрешения на строительство.

В Спасоглинищевском переулке в доходном доме Рыженкова несколько лет работала еврейская молельня. Разрешение на обустройство этого религиозного учреждения выдал лично министр внутренних дел Л. С. Маков.

Вообще, идея строительства Хоральной синагоги возникла задолго до создания Московского еврейского общества. Еще при жизни Александра II архитектор С. Эйбушитц создал проект иудейского молельного дома. Предполагалось возвести здание, больше похожее на больницу или приют, чем на храм. Реализовать эту идею не удалось: в 1881 г. царь-освободитель был убит, а по России прокатилась волна еврейских погромов.

В 1886 г. С. Эйбушитц приступил к созданию второго проекта. Примерно за 2 месяца он разработал план строительства крупной базилики с куполом и каменным щитом Давида. В общих чертах здание напоминало Венскую синагогу. На тот момент в Империи был только один купольный еврейских храм – синагога в Варшаве.

28 мая 1887 г. прошла торжественная закладка первого камня в фундамент Московской Хоральной синагоги. Но через год над строительством нависла угроза: всесильный обер-прокурор Синода К. Победоносцев заявил, что купол синагоги оскорбляет религиозные чувства москвичей.

Либеральный градоначальник князь Долгоруков пытался противостоять Победоносцеву, но силы были изначально не равны. В итоге князь был снят с поста, а купол почти построенного здания разобрали.

Кроме того, с фасада были убраны Скрижали завета – непременный элемент украшения иудейского храма в тот период времени.

Тем не менее, в 1891 г. синагога открыла свои двери для верующих. Судьба храма и его прихожан была сложной: здание подвергалось нападениям вандалов, черносотенцы регулярно призывали снести синагогу.

В 1892 г., спустя всего год после открытия, новый градоначальник Москвы Романов запретил проведение религиозных мероприятий в синагоге. От раввинов потребовали обратить храм в благотворительное заведение. Общине пришлось открыть в стенах синагоги ремесленное училище для сирот. Учебное заведение было названо в честь Александра II – императора, стремившегося уравнять евреев и христиан в правах.

Таким образом, к концу XIX в. в Москве не осталось ни одной синагоги. Единственным местом, где евреи могли публично молиться, был частный молельный дом предпринимателя Лазаря Полякова на ул. Б. Бронной.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком веке был построен Казанский собор

В 1897 г. училище в Хоральной синагоге было закрыто. Глава полицейского управления Москвы Д. Трепов распорядился «переделать» храм: фактически это был указ о консервации здания. Россия вступила в череду еврейских погромов, которые вынудили евреев массово покидать страну.

После революции 1905 г. Николай II подписал Манифест, одним из пунктов которого была свобода вероисповедания. Московскому еврейскому обществу сообщили, что оно может снова открыть синагогу. Здание к тому моменту сильно обветшало. Реконструкционные работы обошлись в 200 тыс. руб., руководил ими архитектор Р. Клейн, внесший в облик синагоги новые черты.

В советское время религиозные службы в синагоге были остановлены. В здании располагались различные казенные учреждения, в том числе, «Текстильстрой».

В 90-е верующие вернулись в храм. Оказалось, что в столице проживают десятки тысяч евреев, не утративших свои корни и вероисповедание.

В 2001 г. началась масштабная реконструкция синагоги, в ходе которой здание привели в изначальный вид в соответствии с проектом С. Эйбушитца. Важным символическим событием стало возвращение зданию купола со звездой Давида, снесенного по личному указанию обер-прокурора К. Победоносцева.

В архитектурном плане Хоральная синагога – купольная базилика в стиле эклектика с колонным портиком в духе классицизма. Фасад строгий, формы здания правильные. Изнутри стены храма обильно украшены растительным орнаментом, мозаиками, лепниной. Всего в базилике 4 молельных зала, из которых 2 – женские.

В наше время Хоральная синагога в Москве стала важнейшим местом для евреев всего мира. Здесь проходят церковные службы, публичные лекции о Торе, встречи с религиозными лидерами. Помимо молельного дома, в здании расположен Главный раввинат России, еврейское духовное училище, магазин религиозной и художественной литературы, еврейский ресторан.

Стена плача

В 2001 г. у московских евреев появилась собственная Стена плача – аналог знаменитой иерусалимской святыни. Мемориал в Москве построен по личному распоряжению мэра Ю. Лужкова в честью 110-летнего юбилея Хоральной синагоги.

Высота московской Стены плача – 3 м, длина – 15 м. Памятник построен из необработанных камней, добытых в подмосковных карьерах.

Каждый посетитель Хоральной синагоги может оставить в трещине Стены плача записку с обращением к Богу. Мемориал стал довольно популярен среди москвичей, так как далеко не каждый может позволить себе путешествие в Иерусалим.

Памятник «Птица счастья»

Неподалеку от Стены плача находится скульптура «Птица счастья». Скульптор И. Бурганов отлил большую бронзовую ладонь, с которой взлетает в небо голубь. Композиция заключена в мраморную арку. Скульптура призвана показать миролюбивые намерения всех народов, их стремление у дружбе и взаимопониманию.

Памятник «Птице счастья» был установлен в мае 2001 г.

Источник: https://mos-holidays.ru/xoralnaya-sinagoga/

Синагога — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Синаго́га (греч. συναγωγή, соответствует еврейскому כנסת‎‏‎‎, kenesset — собрание, ‏ ,בֵּית כְּנֶסֶת beth hakenesset — дом собрания) — так назывались в ветхозаветной религии и до сих называются у иудеев богослужебные здания, предназначенные для общественных молитв и чтения и толкования Священного Писания, но не для жертвоприношений.

Слово синагога употребляется иногда также в значении иудейства как религии в противоположность Церкви (Ἐκκλησία, экклесиа), т. е. Христианству.

Появление и распространение синагог

Точно определить время появления общественных молитв и синагог у евреев нельзя: некоторые относят его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство — ко времени вавилонского плена или ближайшему за ним.

Введенный Ездрой порядок чтения закона является основою современного еврейского общественного богослужения: Ездра установил общественное чтение отдела из Пятикнижия, а затем из пророков, по субботним и праздничным дням, впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в ярмарочные и судебные дни.

Ко времени Иисуса Христа синагоги распространились по всем тем местам, где жили евреи, и не только в Палестине, но и вне ее. В Иерусалиме, как говорят, было 480 синогог; особенно богата была ими Галилея, которая называлась «страной синагог»; вне Палестины упоминаются синагоги в Александрии, Дамаске, Антиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах, Риме и т.д.; в Кесарии славилась синагога восстания, подавшая повод к войне против римлян.

В Ветхом Завете не упоминаются синагоги, но они упоминаются в Евангелии, где, в частности, говорится о посещении синагог Иисусом Христом и апостолами (см. Мф. 4, 23, Мф. 9, 35 и др.).

Образовательное значение

Весьма часто при синагогах находилась школа для изучения закона, или это изучение происходило в самой синагоге, почему она часто называется «школой». После разрушения иерусалимского храма синагога сделалась хранилищем идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже самой незначительной еврейской общины.

Архитектурные особенности

Московская хоральная синагога. Интерьер

При постройке синагоге наблюдается, чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где был прежде храм иерусалимский. Общий план синагогального здания представляет в большинстве случаев прямоугольный четырехугольник; при входе портик, за ним следует сама синагога, разделенная рядами колонн на несколько нефов (от 3 до 5).

Синагоги, сооруженные европейскими евреями, носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и вормсская синагоги построены в византийском стиле; в мавританском стиле сооружены синагоги в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте; мюнхенская и бреславльская синагоги построены в романском стиле и своею конструкцией напоминают древние римские базилики; в готическом стиле построены некоторые синагоги в Польше, а также синагога в Кельне.

В середине синагоги находится эстрада, называемая алмемор или бима, где производится чтение Священного Писания; у восточной стены — ковчег, где хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует находившемуся в иерусалимском храме ковчегу.

Помещение для женщин совершенно отделено от помещения для мужчин.

К принадлежностям синагоги относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника, кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в праздники и т. д.

Служители

Для выполнения специально синагогальных функций — чтения Священного Писания, произнесения молитв, проповеди — при синагоге не было сначала отдельных лиц, так как все эти действия могли отправляться кем-либо из общины; тем не менее, при синагоге существовал целый ряд официалов, а при некоторых синагогах — синагогальный совет, состоявший из лиц ученых и уважаемых. Во главе синагоги стояло особое лицо, смотревшее за внешним порядком при богослужении, заботившееся о содержании синагогального здания и вообще управлявшее делами синагоги. Существовали еще особые собиратели милостыни. Исполнение низших служебных обязанностей в синагоге лежало на служителе; он же по субботам обучал детей чтению.

Богослужение

Для отправления синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10 совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев.

Общественное богослужение заключается в чтении трех отрывков Пятикнижия, которые каждый еврей обязан читать утром и вечером; затем следуют евлогии (благословения), молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все Пятикнижие прочитывалось в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на каждую субботу; лишь к VIII в. относится происхождение современного обычая прочитывать закон Моисеев в течение одного года и разделение его для этой цели на 54 части.

Чтение закона Моисеева и пророков производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Священном Писании.

Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического благословения, или воздеяния рук.

Этот синагогальный ритуал, установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь произнесение молитв и чтение Священного Писания обыкновенно лежат на обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым проповедником. В новейшее время в некоторых синагогах введен орган при богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и местный.

Литература

  • Zunz, «Der Ritus des synagogalen Gottesdienstes» (Берл., 1859);
  • А. Никитин, «Синагоги иудейские как места общественного богослужения» (Киев, 1891);
  • Н. Зезюлинский, «Еврейская С. и ее функции» («Жур. Мин. нар. просв.», 1887, № 1).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/7436.html

Иудейское богослужение

общее наименование литургических традиций иудаизма раввинистического.

В научной лит-ре также используется термин «синагогальное богослужение», но он менее удобен, поскольку, с одной стороны, исключает из рассмотрения домашние обряды и личные молитвы, играющие в иудаизме большую роль, с другой — не принимает во внимание то обстоятельство, что на раннем этапе истории И. б.

синагоги как социальные институты не контролировались раввинами, к-рые, хотя и пользовались авторитетом в народе, были по сути лишь мудрецами — знатоками Закона Моисеева, вокруг к-рых собирались небольшие группы учеников (см. в ст. Иудаизм раввинистический).

История изучения

Научное изучение И. б. долгое время было затруднено отсутствием ранних источников. До нач. XX в. ученые (В. Гейденгейм, Л. Цунц, А. Берлинер, Д. Кауфман и др.) могли опираться в основном лишь на сведения талмудической лит-ры и небольшое число средневек. литургических книг и толкований (все старше IX в.).

Поскольку они исходили из представлений об устойчивости и о консервативности иудейской традиции, позднеантичные и средневек. обычаи часто проецировались ими на период Второго храма, что приводило к искаженному пониманию не только истоков И. б., но и его места среди др.

литургических традиций того периода (что в свою очередь отражалось и на понимании истоков раннехрист. богослужения).

Новый этап изучения начался с публикации документов из Каирской генизы. Издание этих памятников, медленно продвигавшееся в течение XX в. (Ш. Шехтер, Л. Гинзберг, Дж. Манн, И. Дейвидсон, И. Эльбоген, Л. Финкельштайн), показало, что процесс формирования раввинистических обрядов и молитвословий был постепенным. Хотя мн. элементы богослужения появились в период Второго храма, фиксация и окончательное оформление И. б.

произошли только в талмудическую и даже постталмудическую эпоху (период гаонов). После детального изучения сохранившегося корпуса молитвословий периода Второго храма и сравнения его с корпусом средневек. иудейских молитв стало очевидным, что проследить эволюцию одних текстов в другие, установить оригиналы тех или иных молитв, объяснить переход от одних форм богослужения к другим с помощью традиц. методов историко-лит.

критики практически невозможно. Поэтому мн. ученые от поисков прототекстов перешли к выявлению структурных оснований и моделей, по к-рым строились молитвы и литургические чинопоследования (Й. Хайнеманн, Э. Д. Голдшмидт, Э. Флейшер, Ч. Джираудо, Р. Кимельман, К. Леонхард и др.). Этот подход позволил выявить внутреннюю логику в построении древних молитв, идентифицировать архаичные структуры внутри средневек.

чинопоследований и т. д. Слабой стороной этого метода было то, что исследователи оперировали абстрактными категориями (тип молитвы, структурный элемент и т. п.), тогда как фактический материал показывает, что «чистых» типов или жанров молитв и гимнов в древности не существовало, а структурные элементы могли сочетаться в самых разных комбинациях.

Кроме того, этот метод плохо учитывает многообразие течений внутри иудаизма периода Второго храма.

До нач. 90-х гг. XX в. исследователи И. б. почти не привлекали кумран. свитки (исключение составляют работы Ш. Тальмона и Д. Флуссера). Огромное значение этих находок заключается в том, что впервые ученые получили подлинные литургические и гимнографические тексты, датируемые II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.

, прежде были известны лишь «литературные» варианты молитв и гимнов в составе девтероканонических и апокрифических книг (в отношении к-рых всегда существовало сомнение в том, что они использовались на практике в реальном богослужении). Хотя кумран.

свитки имеют «сектантское» происхождение, они отражают общие для иудаизма Второго храма тенденции развития богослужения: значительная часть литургических текстов не содержит следов свойственного кумранитам богословия и, вероятно, является наследием периода, предшествующего разрыву кумранитов с иерусалимским священством (Falk. 1998).

Анализ этих рукописей показал, что практика регулярного чтения установленных молитв (как суточного, так и годового цикла) существовала в иудейской традиции уже во II в. до Р. Х., хотя тексты молитв еще были подвижны и, видимо, различались в разных общинах. Эти молитвы содержали формулы, заимствованные из библейских книг, но были в значительной мере ориентированы на актуальные темы (в т. ч. религиозно-политические) и реальные нужды молящихся.

Полученные данные позволили совр. исследователям сделать вывод о том, что И. б. развивалось не линейно, а по разным траекториям, раввинистическая же традиция формировалась на основе соединения неск. предшествующих традиций — храмового богослужения, синагогальной традиции, богослужения «пиетистских» общин, домашних обрядов и молитвословий периода Второго храма (С. Рейф, Л. Шиффман, Л. А. Хоффман, И. Д. Та-Шма, К. Ньюсом, Б. Ницан, Э. Хазон, Дж. Давила, Д. К. Фальк и др.).

Этапы развития и литургические источники

Источник: http://www.pravenc.ru/text/1237769.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Для любых предложений по сайту: [email protected]