Что такое трапезная в церкви

Истории храмов: почему Пушкин венчался в трапезной и где была тайная община

Что такое трапезная в церкви

В Высоко-Петровском мужском монастыре и храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот заканчиваются реставрационные работы. Рассказываем об их богатой истории и о том, что здесь изменилось за время реставрации.

Усыпальница Нарышкиных, резиденция Мортье и ценные святыни 

Высоко-Петровский монастырь — памятник древнерусского зодчества и великолепный пример нарышкинского стиля — занимает почти целый квартал на Петровке. Кстати, улица названа именно в его честь. История монастыря связана с важными страницами становления российского государства: возвышением Москвы и первым русским императором. Интересно, что в обоих эпизодах фигурируют люди по имени Петр, правда, разделяют их почти 400 лет.

Святитель Петр митрополит Московский 

Высоко-Петровский монастырь, один из самых древних в Москве, был заложен в начале XIV века. Свое название обитель получила в честь апостолов Петра и Павла, а позже — в честь митрополита Киевского и всея Руси Петра.

В XII–XIV веках все русские княжества контролировала Золотая Орда. Единого государства не существовало, как и отдельной церкви. Митрополит всея Руси избирался и подчинялся Константинопольской патриаршей церкви, его кафедра располагалась в Киеве. В 1324 году святитель Петр перенес кафедру в Москву, поскольку Киев постоянно подвергался набегам и пожарам.

В Москве же во времена правления Ивана Калиты была весьма благоприятная обстановка, хороший финансовый климат и относительная безопасность. Многие жители Древней Руси стали переселяться в Московское княжество. Среди них Кирилл и Мария, родители святого Сергия Радонежского, который позже сыграет огромную роль в становлении единого русского государства.

Перенос кафедры в начале XIV века свидетельствовал о возвышении Москвы как центра духовной жизни русских земель. Через два года после переезда в Москву святитель Петр скончался. Его похоронили в Успенском соборе Московского кремля.

Итальянское зодчество и нарышкинский стиль 

Мощи святителя Петра в 1497 году перенесли из кремля в Высоко-Петровский монастырь, где они хранятся до сих пор. В начале XVI века по приказу Василия III в честь святителя Петра построили каменный храм.

Проектом занимался специально приглашенный из Италии архитектор Алевизио Ламберт иди Монтаньяно (Алевиз Фрязин Новый). Строительство храма Святителя Петра, Митрополита Московского завершили в 1517 году.

Необычный купол (шлем и восьмигранная башня) по-прежнему впечатляют изяществом и простотой.

В XVII веке недалеко от Высоко-Петровского монастыря располагался двор Кирилла Нарышкина, отца Натальи Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I.

Во время Стрелецкого бунта 1682 года братьев Натальи Ивана и Афанасия убили, а отца постригли в монахи и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался.

После того как Нарышкины утвердились в статусе одной из влиятельнейших семей при царском дворе, погибших во время бунта Ивана и Афанасия похоронили в Высоко-Петровском монастыре. С этого времени он стал фамильной усыпальницей Нарышкиных. В конце XVII века над могилами Ивана и Афанасия появился каменный Боголюбский собор.

После восхождения на престол Петра I в 1689 году начался золотой век обители. Постройки того времени на территории монастыря — характерные образцы так называемого нарышкинского барокко.

В этот период стены храма Святителя Петра, Митрополита Московского украсили росписью, которую можно увидеть и сейчас. В 1690 году началось строительство колокольни с надвратной церковью (надвратный храм Покрова и Казанская часовня).

Церковь располагается прямо над святыми вратами, которые ведут в монастырь с Петровки, а ее колокольня стала доминантой всего квартала.

В 1690 году начали строить и Сергиевскую трапезную — в честь преподобного Сергия Радонежского. Внешнее строение напоминает трапезную Троице-Сергиевой лавры. Отделку закончили в 1697 году, в это же время рядом возвели братские кельи. Их с трапезной соединяет переход в виде арки.

В 1750 году родственники Петра I построили храм Толгской иконы Божией Матери. В середине XVIII века к ансамблю добавился и храм в честь преподобного Пахомия Великого — основоположника монашества в Египте.

Тяжелые времена и тайная община 

Во время оккупации Москвы Наполеоном Высоко-Петровский монастырь был разграблен. Там устроил резиденцию маршал Мортье, военный губернатор Москвы. Но святыни удалось сохранить: их вывезли еще до нашествия французов. святыня — икона святителя Петра с частицей мощей, она находится в монастыре и сейчас.

Среди других реликвий чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи Митрофана Воронежского, частицы мощей Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и Серафима Саровского.

Также здесь хранится мощевик с частицами 82 мощей преподобных и святителей, подвизавшихся в пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.

Храмы на территории монастыря закрыли после Октябрьской революции, но в 1920–1950 годах поблизости существовала тайная монашеская община. Например, в одной из квартир в Печатникове переулке действовал скит во имя иконы Божией Матери «Знамение».

С 1991 года здесь снова начались богослужения, а в 2009-м возобновилось монашество.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой иерей в церкви

Обновление обители 

В 2010 году отпраздновали 700-летие обители. В 2011-м Правительство Москвы утвердило масштабную программу восстановления храмов, в которую вошел и комплекс Высоко-Петровского монастыря. Реставрационные работы начали в 2016 году, в этом году планируют закончить работы в четырех строениях (а в двух они уже завершены).

В старейшем храме — храме Святителя Петра, Митрополита Московского — обновили стены, полы, кровлю и роспись, укрепили фундамент и кирпичную кладку, восстановили крыльцо, отреставрировали и расписали фасады. Храм завершает оригинальный купол из деревянных лепестков. Дорожки вокруг и ступени крыльца выложили гранитной плиткой, а стены оформили в стилистике XVI века.

В церкви Пахомия Великого ремонтируют крышу, водосток, фасады, стены, ограждения гульбища. Реставраторы восстанавливают декор, воссоздают интерьеры, обновляют полы, двери и окна.

В Сергиевской трапезной завершается реставрация фасадов четверика и апсиды, белокаменного декора, конструкций крыши четверика, окрытия, глав, завершений. В колокольне с надвратной церковью укрепили кладку стен, сводов, проездной арки и стилобата, обновили водосток и отмостки.

Кроме того, специалисты воссоздали двери и окна, отреставрировали фасады, полы, лестницы, архитектурно-лепной декор.

«Большое Вознесение»: от деревянной церкви до самого известного храма Москвы 

Одна из самых известных церквей Москвы, храм Вознесения Господня в Сторожах, или «Большое Вознесение», тоже связана с Нарышкиными. Первая церковь на этом месте появилась в середине XVI века. В XVII веке неподалеку располагался дворец царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По ее приказу на месте деревянной в 1685 году построили каменную церковь — Вознесенский храм.

В конце XVIII века граф Григорий Потемкин решил возвести новый храм, его строили рядом со старым. Работы начались в 1798 году и продолжались почти 50 лет, в них поучаствовали многие известные зодчие.

Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин

Пушкин и Гончарова 

К 1831 году старый храм разобрали, службы стали идти в новом. Среди прихожан была семья Гончаровых, жившая неподалеку. 18 февраля 1831 года здесь венчалась девица Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. Основное здание еще не было достроено, и церемония состоялась в трапезной, в приделе Николая Чудотворца. В «Большом Вознесении» Пушкина поминают ежегодно.

Возведение церкви завершилось в 1836 году, за год до смерти Пушкина, но внутренние работы продолжались. Колокольню, которая предполагалась по проекту, строить вовсе не стали. 19 сентября 1848 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новый храм.

Гараж, лаборатория и реставрация 

В 1931 году храм закрыли, но он все-таки уцелел. Сначала здесь располагался гараж, а в 1960-е разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов. В 1987 году его передали Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года Патриарх Алексий II провел здесь первую службу. В этот период началась реставрация «Большого Вознесения».

Восстановлением живописи храма более 10 лет занимался художник Алексей Артемьев. В 2002–2004 годах была построена колокольня. В 2010-е начались масштабные работы в рамках столичной программы реставрации.

В 2012-м обустроили пандус и лестницу, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах восстанавливали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части.

Также специалисты занимались восстановлением искусственного мрамора и лепного декора.

Реставрация московских храмов 

Храмы столицы реставрируют по программе предоставления субсидий религиозным организациям. Ее особенность в том, что в нее входят памятники не только регионального (московские), но и федерального значения. В период с 2011 по 2018 год ремонтные и реставрационные работы проходили на 52 объектах. За это время 33 объекта отреставрировали полностью. Только в 2018 году в Москве были выделены средства на проведение работ на 17 объектах — в монастырях и отдельных храмах.

Среди самых известных из них Рождественский, Ивановский и Новоспасский монастыри, Владимирская церковь, церковь Симеона Столпника, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», церкви Николы в Хамовниках, Ивана Предтечи под Бором, Флора и Лавра, «Малое Вознесение» и «Большое Вознесение».

Источник: https://www.mos.ru/news/item/47917073/

Соловецкий кремль

Что такое трапезная в церкви

«Нет ничего удивительного, что она затмевает примыкающие к ней помещения — не размерами своими, а своей поразительной пластичностью, художественной законченностью, торжествующей ясностью. Трапезная — архитектурный шедевр высшего ранга. В главных, наиболее характерных своих элементах соловецкая трапезная повторяет то, что к середине XVI века прочно установилось в качестве архитектурной традиции, воплощенной во многих образцах подобных сооружений

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Александра по церковному

Жемчужина Соловецкого кремля:
трапезная палата

Святитель Филипп (Колычев) «едва заняв свой пост, начинает готовиться к сооружению Успенской церкви и Преображенского собора. Работы эти, заняв более 15 лет, стали грандиозным строительным предприятием, итог которого поныне восхищает нас»

Соловецкая трапезная по внешнему своему облику заметно отличается от других трапезных палат. Плоскости ее стен совершенно гладки, лишены каких-либо горизонтальных и вертикальных членений и производят поэтому впечатление убедительной монументальности. Окна не сближены попарно, а равномерно распределены вдоль северной и южной стен здания.

• Расположение Трапезной палаты на плане-схеме Соловецкого кремля.

Нельзя обойти молчанием совершенно необычную форму кровли трапезной палаты. Здание имеет полуциркульное завершение и строго полукруглый фронтон западной стены. Не следует искать аналогий в русской архитектуре XVI века. Их нет и быть не могло — подобная конструкция кровли для того времени совершенно не типична.

Раньше кровля Соловецкий трапезной палаты была двухскатной (именно такой она изображена на многих гравированных и рисованных изображениях монастыря XVIII и начала XIX в.), ее переделка осуществлена между 1837 и 1850 гг. (в этом году мы впервые встречаем в гравированном изображении монастыря современную форму кровли).

Тогда же на углах западной стены были поставлены сохранившиеся доныне тонкие глухие барабаны, имевшие чисто декоративное назначение (куполов на них не было).

Широкий западный фронтон трапезной палаты с самого начала расчленялся двумя вертикальными «лопатками», сохранившимися и поныне.

В центре фронтона, на «коньке» кровли раньше (до пожара 1923 года) стояла высокая четырехугольная башенка, увенчанная шпилем: это была колокольня Филипповской церкви, до конца XVIII века находившейся поблизости, несколько севернее здания трапезной.

После сноса в 1798 году этой старой церкви на башне были установлены часы (в кладке западной стены трапезной имеется вертикальный канал, который, может быть, служил для движения часовых гирь). Шпиль часовой башни раньше был чешуйчатым, а в 1846 году его заменили железным окрашенным «под золото».

Еще монастырская опись 1676 года упоминает «часы боевые с перечасьем, а у них четыре колокола перечасных небольших»; любопытно, что по той же описи в Соловецком монастыре было 17 разных часов. В конце XIX века на часовой башне Трапезной находилось семь колоколов.

https://www.youtube.com/watch?v=R3AM_muNJOw\u0026list=PLl2tVQ6M7CDX3Jw2555IpxMny-czuiCv0

Величественной простотой отличается интерьер трапезной палаты — громадной высокой двухсветной залы, опирающейся на один могучий центральный столб. Вместительность ее фантастична площадь трапезной (без учета глубоких оконных ниш) составляет 481,8 квадратных метра — всего на 13 меньше московской Грановитой палаты! В плане трапезная представляет собой почти точный квадрат: ее длина по линии восток — запад 22,05 метра, а ширина — 21,85.

Освещается палата двумя рядами окон — по четыре окна на северной и южной стенах. Окна помещены в глубоких (до 2,8 метра — такова толщина кладки стен!) нишах, которые, имея со стороны палаты ширину 2,6 метра, постепенно сужаются в сторону улицы.

Первоначально окна трапезной, помещавшиеся в тех же нишах, были узкими и высокими, заделанными слюдой.

1745 году они (одновременно с окнами келарской) были растесаны и закрыты стеклом; этого показалось недостаточно, и в 1800 году окна были сделаны еще шире, «для света».

Поразительно смелое совершенство, с каким осуществлено перекрытие огромной палаты. Так же, как и стены, оно целиком выложено из крупного кирпича, высота свода — 6,75 метра. Конструкция состоит из четырех сводов, замки которых строго ритмично чередуются вдоль северной и южной стен.

Перекрытия каждой половины зала, идущей по линии восток — запад, опираются одной стороной на угловые замки и в пролете стены — на три замка сводов между окон, а другой стороной сведены к центральному столпу. Никаких обнаженных железных связей, которые, как уже указывалось выше, были типичны для конструкции одностолпных трапезных, здесь нет.

Необыкновенное мастерство характеризует исполнение соловецкой трапезной

Геометрическим центром и организующим пунктом всего сооружения является центральный столп. В отличие от большинства подобных палат здесь он не квадратный или многогранный, а круглый. Периметр столба в основании равен 11,85 метра, диаметр составляет 3,9 метра.

Нижняя, круглая часть его сложена из 15 рядов больших каменных плит, соединенных известковым раствором, выше столб, легко расширяясь, почти незаметно утрачивает свою круглую форму и переходит в кирпичную четырехугольную опору сводов.

В кирпичной кладке заметны вентиляционные отдушины.

Интересную деталь замечаем мы в северо-восточном углу палаты, рядом с дверью, ведущей в келарскую. Здесь сохранились остатки изящного юилевидного портала, типичного для русской архитектуры XVI века. Есть предположение, что этот портал обрамлял дверь, ведущую на лестницу, которая была выложена в кладке стены и сообщала помещение трапезной палаты с находившимися в нижнем этаже поварней и хлебопекарней.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Литургия в храме

Широкая арка, соединяющая помещение трапезной с Успенской церковью, сделана в 1800 году вместо небольшой двери, бывшей здесь до этого. В 1802 году арка эта была снабжена створчатой железной решеткой. Пол трапезной первоначально был кирпичным, потом покрыт деревом, а в 1843 году выстлан большими каменными плитами (нынешний деревянный настил положен поверх этих плит).»(Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.)

Уничтоженные коммунистами росписи особой ценности не представляли?

«Около зданий валялся обгоревший кирпич, обломки дерева, куски кровельного железа. Чувствовалась жутьКогда мы стали подниматься на лестницу Успенского собора.., то увидели, что каменные ступени лестницы до половины ее были повреждены огнем, камень растрескался, развалился. Внутри трапезная и собор были совершенно голы.

Полы, столы, скамейки и другая обстановка громадного трапезного помещения (даже половые балки) – сгорели. Перед глазами был только голый верх фундамента Местами лишь валялись слитки металла от паникадил, подсвечников и других расплавленных предметов, да стояли голые, облизанные огнем колонны.» (Зорин. Соловецкий пожар 1923 года. Журнал «Соловецкие острова», №7, 1926).

• Подробности о том, как чекисты подожгли Соловецкий кремль.

«Узнав, что раньше стены и своды трапезной палаты были покрыты росписью, посетители нередко сетуют, что ныне от этой росписи не осталось следа, что обнаженная кирпичная кладка окрашена известью в гладкий белый цвет. Смеем заверить, что это пошло на пользу интерьеру палаты, возвращая ему первоначальный вид. С момента постройки и в течение почти трех столетий стены трапезной были просто побелены и лишены какой-либо росписи. Они были расписаны в 1825—1826 гг.

молодым монахом Николаем. Живопись изображала евангельские сцены, «страсти господни», сюжеты из истории церкви; в частности «подвиги и чудеса» соловецких святых Зосимы и Савватия.

И хотя в целом роспись эта, отличаясь «чисто восточным великолепием», была не только анатомически правильной, но и в чем-то даже изящной (возможно, монах Николай не был лишен подлинного таланта), никакой художественной ценности она не представляла, и жалеть об ее утрате не приходится

Ни в одной из соловецких церквей ценной фресковой росписи не было. Роспись соборов, галереи, трапезной, предпринятая в XIX веке, во-первых, исказила первоначальный облик интерьеров этих памятников, а во-вторых, была лишена серьезных художественных достоинств.

Выполненная масляными красками, она соответствовала дурному вкусу монахов, их представлению о «благолепии» храмов, но в корне расходилась с теми принципами, на которых основаны лучшие образцы древнерусской художественной росписи, с подлинно народными истоками русского искусства.

Тем, кто в этом сомневается, небезынтересно познакомиться с мнением замечательного художника В.В.Верещагина, который, посетив Соловки, записал: «Все церкви монастыря донельзя перепорчены позднейшими переделками и украшениями безвкусного характера; живопись, покрывающая стены, ниже всякой критики.

Еще галерея, покрытая картинами мучений грешников в аду — картинами в полном смысле ужасными, составляющими неистощимый предмет любопытства, удивления и восхищения паломников, — представляет нечто более или менее оригинальное по замыслу, хотя и лубочное по исполнению; но большие картины на стенах главной церкви суть не что иное, как плохие копии с гравюр Рубенса, Штейбена и других — все пестро, кричаще, лубочно»

Старые фотографии интерьера трапезной палаты и остатки живописи на стенах Преображенского собора убеждают нас в справедливости такого отзыва.»(Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.)

Окончание строительства

«Грандиозная постройка Успенской церкви с келарской и трапезной палатами — первенец каменного строительства в Соловецком монастыре — была закончена летом 1557 года. 15 августа этого года Успенская церковь была освящена. В феврале 1717 года в Успенской церкви возник пожар: сгорели верхние приделы, одна из трех церковных глав и крыша над трапезной. Но в том же году повреждения были восстановлены.

В 1753 году деревянные перекрытия паперти, примыкающей к трапезной с запада и соединенной с галереей, были заменены сводчатыми из кирпича. В течение XIX века неоднократно производились различные внешние и внутренние переделки этого комплекса; некоторые из них исказили, испортили его внешний облик (пристройка к келарской с севера трехэтажного здания, изменение формы крыши и т. д.).(Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн.

изд-во, 1978.)

• Расположение Трапезной палаты на плане-схеме Соловецкого кремля.

• Кремль на острове Б.Соловецкий: главный объект туризма и паломничества. Духовный, исторический и архитектурный центр Соловков. Туристическая схема.

Источник: http://www.solovki.ca/solovetsky_kremlin/hall_food/hall_food.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию