Почему на православных крестах есть полумесяц? — Духовная Аптека
Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его – crux immissa (крест вбитый).
В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.
Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19).
Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.
Есть еще толкование: полумесяц – Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя – символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).
И еще о кресте с полумесяцем с сайта http://www.pravmir.ru
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста.
Какое значение несет в себе этот символ?Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть.
Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы.
Все это дает право считать, что цата на кресте ― символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности ― от Христа и первых веков христианства ― к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).
Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл ― избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.
Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» ― в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.
Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму ― например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы.
Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие ― например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.
Материал прислала Ирина Кузнецова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Источник: https://aptekahram17.ru/vera/pochemu-na-pravoslavnyh-krestah-est-polumesyats.html
Полумесяц на православном кресте внизу, значение символа, почему на крестах православных храмов есть полумесяц — Точка Веры
- Русский православный крест
- Разновидности
- Использование
- Примечания
К сожалению, многие считают полумесяц неразрывно связанным с Исламом. Полумесяц не используется шиитами и имеет место только в среде «ахлу сунна валь джамаа», которые заимствовали его у христиан, а те, в свою очередь, — из языческих религий. Никаких хадисов о символе полумесяца не существует, равно как и свидетельств его использования в первые столетия Ислама.
Полумесяц — это оккультный языческий знак, использовавшийся практически во всех религиях ширка и многобожия, включая и идолопоклонство курайшитов — мекканских врагов Пророка (С).
Полумесяц печатался на монетах языческого Тюркского каганата, потом был символом персидской империи Сасанидов и гербом города Константинополь — столицы христианской империи. Вероятнее всего, именно после завоевания Константинополя турками-суннитами полумесяц вошёл в суннитский ислам и стал его символом.
Полумесяц на царской крылатой короне Сасанидов:
Полумесяц мы видим в иконографии индуизма — его носит Шива в своей причёске:
В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (коровы), означали божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.
У древних шумеров полумесяц — атрибут вавилонского бога Луны Сина – корабль, на котором он плавал по безбрежным просторам космоса.
Полумесяц на древней шумерской монете:
Здесь царь посвящает свою дочь богине. Полумесяц символизирует бога Сина, солнце — бога Солнца Шамаша:
Древнегреческие и римские богини луны носили изображение полумесяца в своих прическах, как знак одновременно чистоты и рождения.
Древняя языческая стелла:
Как мы сказали, полумесяц был заимствован суннитами у христиан, а те, в свою очередь, заимствовали его у язычников. Полумесяц был символом Константинополя и чеканился на византийских монетах:
В бытность греческим полисом, Константинополь (тогда — полис Византий) имел в покровительницах Гекату, богиню лунного света, отсюда и полумесяц на его гербе.
До сих пор полумесяц часто встречается в нижней части православного креста:
Итак, являясь широко распространённым языческим символом лунных божеств, полумесяц был заимствован византийским христианством, став одним из его символов, а оттуда — российским православием (имеющим византийский исток) и суннитским исламом (после завоевания Константинополя турками в 1453 году).
Таким образом, «ахлу сунна» в целом и «салафиты» в частности — ревнители «ислама без бидаатов» — повсеместно размещают на своих мечетях языческо-христианский символ, не имеющий никакой основы в религии Ислам, что нисколько их не беспокоит. Они сделали оккультный символ ширка символом Ислама — точно так же как поменяли всё, что только можно поменять, в религии Аллаха. Как говорится, думающему — понятно.
Русский православный крест
Не следует путать с русским крестом — 6-конечным крестом с наклонённой нижней перекладиной. См. также: Патриарший крест и Лотарингский крест
Эту страницу предлагается переименовать в Православный крест. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/2 июня 2018. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон. |
Русский православный крест
Русский (православный) крест (православный крест, византийский крест, русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви.
Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных. Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве.
В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и на российской государственной и военной символике.
Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России.
Русский крест
Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины.
Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест), а восьмиконечный — православным крестом.
В Юникоде символ (☦) обозначен как «православный крест» (англ. Orthodox cross). Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «Русский православный крест» (англ. Russian Orthodox cross).
Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.
Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.
Наряду с восьмиконечным, Православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).
Разновидности
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 30 июня 2013 года. |
Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх).
Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известному такой крест уподобляется корабельному якорю, с древних времён считавшемуся символом спасения.
Кроме того, существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой.
Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы».
Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.
Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.
Использование
Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви.
В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно.
Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии, основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви.
Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский русский православный крест.
Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещается на флагах православно-монархической диверсионно-террористической организации Братство русской правды и ультраправой националистической организации Русское национальное единство.
Галерея использования символа креста |
Битва на Куликовом поле в 1380 г. Из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век.Герб России с печати Ивана IV, 1577 год.Герб России с печати Фёдора Ивановича, 1589 год.Ротное знамя 9-й роты солдатского полка, XVII век, в левом верхнем углу русский крест.Сотенное знамя, 1696—1699 |
Примечания
- 1 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
- Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня После Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля // Ахтубинские епархиальные ведомости. — № 7 (48), июль — октябрь 2017. — С. 7.
- Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
- Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. 314.
- Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
- Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С. 87
- Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
- Архиепископ Афанасий (Мартос). Восьмиконечный русский крест // Миссионерский Листок. № 144. — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
- Ryskt kors, Nationalencyklopedin.
- Kors, Store norske leksikon
- 1 2 Liungman, Carl G. Symbols — Encyclopedia of Western Signs and Ideograms. — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2.
- Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. 13.
- Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. 38.
- Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
- Белы А. Крыж Еўфрасінні Полацкай // Наша Слова. — № 29 (817), 1 жнiўня 2007.
- Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 121—122. ISBN 978-0-313-34779-5.
- Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P. 17
- Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. 71.
- The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. 221.
- Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
- 1 2 Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. 112
- Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
- Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. 68.
- Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. 60.
- Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. 283.
- Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer — Leipzig, 1896. — S. 317—318.
- Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452, 462
- Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. 87.
- Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. 116.
Источник: https://achair-city.ru/obryady/polumesyats-na-pravoslavnom-kreste-vnizu-znachenie-simvola-pochemu-na-krestah-pravoslavnyh-hramov-est-polumesyats.html
Красота церкви: что означают шипы, треугольники и замочные скважины над куполом
Находясь у стен старинного храма, мы не всегда обращаем внимание на крест над высоким куполом. Зачастую он имеет свой уникальный узор, каждый элемент которого невероятно интересно прочитывать как отдельный конкретный символ. Несколько характерных примеров из этой серии «Православная Москва» разбирает подробно.
Корабельный штурвал и мачты
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Перове (ул. С. Лазо, д. 54)
Из центра надглавного креста здесь выходят четыре луча, которые в данном случае обозначают штурвал корабля. Нижний полумесяц в этом контексте символизирует морское судно, а вертикаль и горизонталь креста – мачту.
Образ церкви как корабля встречается в христианской литературе и символике с древних времен. Прообразом корабля-церкви считается Ноев ковчег, в котором праведник Ной и его семья спаслись от потопа.
Кстати, следуя той же логике, в греческой православной традиции вместо ели на Рождество наряжают лодку или небольшую модель корабля.
Ведомому Богу
Храм Преображения Господня на Большой Ордынке (ул. Большая Ордынка, д. 20)
Мало кто знает, что на «державе» креста есть загадочная надпись: «Ведомому Богу». Это посвящение противополагается увиденному апостолом Павлом на языческом жертвеннике: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22–23). Кстати, такую же надпись можно встретить и над входом в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
В центре креста изображен треугольник с глазом. Этот символ был заимствован из католических эмблем вместе с модой на западную архитектуру в XIX веке.
Треугольник указывает на Троицу, а глаз отсылает к псалму 32: «С Небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих Он создал сердца всех их и вникает во все дела их Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32, 13–18).
После того как символ стали широко использовать масоны, перетолковав на свой лад, от его употребления в Церкви отказались.
Царь славы
Храм во имя святителя Николая на Болвановке (Верхняя Радищевская ул., д. 20)
Интересная особенность креста – монограммы на его левом, правом и верхнем концах. Расположенные слева и справа монограммы «IC» и «ХС» расшифровать несложно, поскольку их можно увидеть и на иконах – это имя Иисуса Христа. Верхняя монограмма означает: «Царь славы».
Так именуется Мессия в 23-м псалме: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? Господь сил, Он – Царь славы» (Пс. 23, 9, 10). Одновременно это и отсылка к Евангелию: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте.
Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19).
Высота Спасителя и меч духовный
Собор во имя святителя Петра, Митрополита Московского, в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре (ул. Петровка, д. 28)
Форма креста этого архитектурного памятника напоминает самые древние образцы: почти лишенный узоров, он четырехконечный, с полумесяцем внизу.
По мнению преподобного Максима Грека, полумесяц «окружен, аки месяц млад» – на самом деле греческая буква ипсилон. Начинающееся с этой буквы греческое слово «ипсос» переводится как «высота». В то же время эта буква обозначает по-гречески число 400.
Цифра 4 символизирует четыре стороны света, а 100 – указывает на сотню овец, на поиски одной из которых отправляется добрый пастырь в евангельской притче.
Таким образом, по мысли преподобного Максима, буква ипсилон подчеркивает понимание креста как высоты, с которой Христос привлек к Себе заблудших людей со всего света.
Стоит обратить внимание на округлые завершения креста, от которых расходятся по три шипа. Они придают кресту вид холодного оружия, что в сочетании со шлемовидной формой купола отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 11–17).
Ключ спасения
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре
Его венчает корона – в данном случае символ царя земного. Ведь обитель была связана с боярами Нарышкиными, из рода которых происходила мать Петра I. Тут был погребен дед Петра Кирилл Нарышкин.
В центре креста находится пластина, по форме напоминающая замочную скважину. О кресте как о ключе говорится в знаменитом пророчестве о Христе: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» (Ис. 22, 22). В книге Апокалипсиса также встречается этот образ: «Я есмь Первый и Последний и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17–18).
Расходящиеся лучами из центра креста двенадцать звезд символизируют апостолов, проповедавших Евангелие по всей земле. Множество шариков, которыми будто усыпан крест, указывают на капли крови, что пролил Христос для спасения мира.
Антон Саков
Источник: http://orthodoxmoscow.ru/krasota-cerkvi-chto-oznachayut-shipy-treugolniki-i-zamochnye-skvazhiny-nad-kupolom/
Значение православного креста
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Так уж сложилось исторически, что православными верующими принято носить православные нательные кресты. Так же кресты ставят на кладбище при захоронениях. Не редко в жизни каждый человек встречается с крестом. Но вот что означает православный крест, и какие формы для него считаются правильными, мало кто знает. В данной статье попробуем разобраться со всеми этими вопросами.
Православные кресты: виды и значения
Значение православного креста несет в себе много тайного. Он служит «амулетом», который способен защитить своего владельца от злых духов, «плохого глаза» и даже от некоторых неприятностей. В старину, когда дети или близкие уходили из дома как защиту от всего плохого вешали нательный крест.
Также в православной вере после ритуала крещения на ребенка также надевают нательный крестик. Считается, что его нельзя снимать. Только тогда он будет служить для малыша мощной защитой от всех невзгод. Заходя в церковь, каждый человек накладывает на себя крест как истинный знак в силу веры перед Всевышним.
На самом деле на сегодня существует огромное количество крестов. К основным можно выделить:
- Восьмиконечный православный крест. Он является самым распространенным на широтах бывшего СССР. Над перекладиной этого креста находится прямая, короткая перекладина, а под средней перекладиной – коротенькая косая. Верхний конец косой перекладины обращен на север, нижний – на юг. Стоит отметить, что верхняя малая перекладина несет в себе символ доски с надписью, которая в свое время была сделана по приказу Пилата на трех языках. Нижняя перекладина символизирует подножие, на которое опирались ноги Спасителя. Такая форма креста более точно повторяет формы креста, на котором был распят Иисус Христос. На православном кресте есть надпись. «Иисус Назорей Царь Иудейский».
Лучшая статья для Вас, переходите: Как правильно заказать молебен
Есть очень интересное догматическое значение восьмиконечного креста, где восемь концов означает восемь периодов жизни человечества. Последнее число 8 означает будущую жизнь человечества. Один из концов креста направлен вверх в Царствие Небесное. Это означает, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг.
Перекладина к которой были прибиты ноги говорит о том, что в земной жизни людей с пришествием Христа, который ходил с проповедью было нарушено равновесие нахождение человеческого населения на планете под властью греха.
Стоит отметить, что не на всех восьмиконечных крестах изображен Христос. Но если на кресте имеется его изображения, то символ считается полным и несет в себе максимальную защиту для своего владельца.
- Просфорный – Константиновский крест. Данный вид креста напоминает «мальтийский». Он имеет по четырем сторонам надписи на греческом.
- Крест круглый «нахлебный». Еще в древние времена до того как было пришествие Христа, на Востоке был обычай резать хлеб крестообразно. Такой метод символизировал то, что крест, который разделен на части символически объединяет тех, кто употреблял этот хлеб. Стоит отметить, что прямой связи с Таинством Причащения изображается хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.
- Накупольный крест. На этом православном кресте изображен полумесяц. Он является четырехконечным, полумесяц расположен внизу, его концы смотрят вверх. Это православный старообрядческий крест. Сегодня чаще всего такие кресты устанавливаются на куполах церквей и храмов. Такой образ несет в себе символику, которая означает якорь спасения, надежды и упокоения в Царстве Небесном.
- Трилистник. Концы такого креста выполнены в форме трилистника. Это употребляется для изготовления напрестольных крестов.
Виды древних православных крестов
- Антониевский Т-образный крест. Его еще называют египетским крестом. В южных и восточных частях Римской империи такой крест использовали для казни преступников.
- Седьмиконечный. Он имеет одну верхнюю перекладину и косое подножье, которое имеет очень глубокий мистический смысл. Дело в том, что до пришествия Христа на таком подножье, изготовленном из золота, священники приносили жертву. Крестное подножье – это часть новозаветного жертвенника, которая указывает на священническое служение Спасителя мира, который добровольно заплатил за чужие людские грехи.
Лучшая статья для Вас, переходите: Как просить о помощи Матрону Московскую
Кроме вышеперечисленных видов также стоит выделить такие как: шестигранный, андреевский, доконстантиновский, якореобразные и другие.
Все они несут в себе определенную историю и тайное значение.
Чем отличается православный крест от католического
Многие люди, несмотря на свою православную веру, не знают чем отличается православный крест от католического. И так отличие православного креста:
- На православном кресте имеется наличие больше одной перекладины. Классический вариант — это восьмиконечный православный крест, в верхней части которого имеется перекладина, которая символизирует табличку с надписью. При этом нижняя косая перекладина символизирует доску, к которой были прибиты ноги Христа. В католической вере также присутствует восьмиконечный крест, но на них изображаются перекладины не косые, а строго параллельные двух верхним.
- На кресте изображено тело Спасателя. Оно как будто свободно парит рядом с крестом. При этом на лице не изображают мучительную мимику. Печать мучительного страдания больше относится к католическим канонам.
- На православном кресте — ноги Христа изображаются сомкнутыми, а на католическом они изображаются одна поверх другой.
Это основные отличия, зная которые без труда можно отличить православный крестик от католического.
Суеверия и мифы, связанные с нательным крестиком
Говоря о крестике, многие считают, что если человек исповедует православную веру, то ни коем образом ему нельзя надевать католический крестик. Многие священники считают этот вопрос спорным и однозначного ответа не дают.
Но все — таки большинство людей убежденны, что крест несет в себе символ, а католический крест не имеет никакой символики. Но утверждать, что надеть на себя крестик другой веры это грех – также никто не берется.
Но вопреки всем убеждениям и спорам, все священники без исключения твердят, что крестик должен быть на верующем человеке всегда. Даже, несмотря на некоторые суеверия. Такие, например как, его потемнение. Также есть и другие вопросы, которые могут возникать насчет крестика. А именно:
- Крестик нужно носить только на веревочке или ленточке, но не на цепочке. На самом деле это далеко не так. В святых писаниях нигде не сказано, на чем должен быть крестик. Поэтому это скорее вопрос комфорта и привычек.
- Носить крестик нужно только под одеждой на голое тело. Это утверждение является верным. Дело в том, что крестик считается символом веры и защиты. Скрывая крестик человек, показывает всю чистоту и искренность своей веры. В случае, когда его носят поверх одежды – он выполняет роль украшения. В таких случаях он не несет в себе силу защиты.
- Запрещено дарить крестик. Это все предрассудки. Крестик является прекрасным подарком для родных и близких. Тем более если он будет освященным в церкви.
- Нельзя дарить свой крестик. Если крестик вам достался от родителя или от близкого человека, то почему бы и не носить его. Тем более если у вас его нет. Многие люди утверждают, что отдавая крестик, вы отдаете частичку своей судьбы. На самом деле такого поверья в православной вере нет.
Лучшая статья для Вас, переходите: Слово удача в православии
Так что дарите крестики родным и близким, деткам и взрослым и будьте счастливы.
Господь всегда с Вами!
Смотрите так же видео о значении православного креста:
Источник: https://ikona-i-molitva.info/znachenie-pravoslavnogo-kresta/
Почему на православных крестах есть полумесяц?
Христианская символика — богатая пища для размышлений и домыслов и в наше время. Немногие христиане, на самом деле, с полной уверенностью могут сказать, что означает тот или иной символ. Так обстоят обстоятельства и с изображением полумесяца на православном кресте.
Что означает полумесяц на православном кресте
Символика луны, а если быть точнее, — полумесяца непростая, с ней связано появление многих легенд и сказаний. Конечно, обладая знаниями о лунной символике, может возникнуть замешательство — что означает полумесяц на кресте православных христиан.
Полумесяц на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника
Дело в том, что изучая христианский крест подетально, современные ученые пришли к выводу, что, скорее всего, на кресте изображен не полумесяц, а таким образом был передан знак якоря, как символа твердой, непоколебимой веры.
Подтверждение этой мысли можно встретить в Священном Писании, в Послании к Евреям, где о христианской надежде говорится как о крепком якоре в мире, где бушуют страсти.
Немного истории
Обращаясь к истории, стоит вспомнить, что в Византии символика полумесяца была связана исключительно только с властью царя и имела скорее политические корни, нежели духовные.
Известно, что многим позже мусульманами был заимствован полумесяц, к которому был прибавлен знак звезды, ставшие символами мусульманской веры.
Читайте о других религиях:
- Православие и баптизм
- Православие и протестантизм
- Православие и иудаизм
Значение полумесяца на кресте
В христианской традиции существуют и иные трактовки полумесяца на кресте, некоторые из них не имеют ни научного, ни исторического обоснования, что не лишает их права на существование.
Среди таких обозначений можно выделить следующие:
- колыбель младенца Иисуса;
- чаша для евхаристии;
- крестильная купель.
Неправдивое значение
Среди множества трактовок полумесяца существует ложная, крайне не толерантная версия, гласящая, что наличие полумесяца на кресте свидетельствует о привилегированном положении христианства над мусульманством.
Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама
Такое неправдивое значение не только вносит разлад среди людей, исповедующих разные веры, но и противоречит христианским убеждениям в целом.
Различие крестов в православной вере
Разновидностей крестов в христианстве довольно много.
Общепринятым считается отличие католического и православного крестов, первый из которых имеет четырехконечное изображение, у второго чаще их восемь.
Среди основных отличий православного креста можно выделить такие:
- 3 поперечные линии;
- концы креста оформлены в полукруг;
- наличие полумесяца вместо самой нижней линии;
- ноги Христа распяты 2 гвоздями.
Полумесяц в основании православного креста
По одной из версий полумесяц у основания православного креста символизирует корабль, управляемый Иисусом Христом. И сам крест является в таком случае парусом.
Аллегорически значение данного символа становится таким: Церковь Христова под парусом веры плывет в царствие божие.
Внимание! У этой версии есть и еще одно подтверждение — некоторые церкви по типу застройки архитектурно напоминают фрегат.
Что значит полумесяц в основании креста на куполах
Взятое из Византии значение полумесяца как символа царской власти перешло из политики и область религии.
Дмитриевский собор во Владимире имеет полумесяц в основании креста
Для верующего человека во все времена Царем являлся Бог. По этой причине храмы приобрели особый вид куполов с полумесяцем в основании, что служило как бы напоминанием людям о том, кто является Царем этого дома. Позже этот знак стали использовать в убранстве икон Богородицы, Николая Чудотворца и Святой Троицы.
Крест с четырьмя окончаниями и полумесяцем внизу, концы которого приподняты кверху, принадлежит древним видам христианского креста. По одной из версий, в то время элементы языческой веры еще оставались в сознании народа и потому этот элемент, равно как и славянская свастика (коловрат) часто присутствовали в элементах креста.
Важно! Современная трактовка духовников отрицает данные факты и ссылается на то, что крест с полукружием в основании символизирует якорь веры, что соответствует представлениям о церкви, как о корабле.
Происхождение полумесяца
Полумесяц, равно как и солнце — древние астрономические символы, довольно глубоко связанные с первыми религиозными воззрениями.
Для многих людей изображение полумесяца связано исключительно с мусульманской религией.
На самом деле, все эти символы (и сам крест, и полумесяц) существовали задолго до появления основных религиозных систем. В язычестве, предшествующем славянству, знак креста символизировал почитаемое особо солнце, иносказательно это значение перешло в христианство, где крест называют «солнце истины», отождествляя, тем не менее, с данным символом главным образом спасение. Соответственно, полумесяц в таком случае приобретает значение, связанное с победой света (солнце) над тьмой (луна).
Следовательно, можно говорить о сакральных парных символах, раскрывающих свои значения только находясь в одном предмете.
Что означает полумесяц на куполах многих храмов в основании креста?
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/polumesyats-na-pravoslavnom-kreste.html
Крест с полумесяцем внизу: 2 символа, прошедшие эпохи
Крест на куполе православного храма — это понятно, привычно. А что означает, если этот крест с полумесяцем внизу? Впору ли тут искать какие-то переклички с символикой ислама? Есть такая версия. Но она не выдерживает критики. Сам символ намного старше, так что одним исламом тут всё не исчерпывается.
Впервые полумесяц встречается в Библии, его значение, вероятно, связано с Церковью и миром
Полумесяц, вполне возможно, восходит к Откровению Иоанна Богослова. В двенадцатой главе апостол описывает такое видение:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд»
Крест с полумесяцем можно наблюдать на православных храмах
Что означает это описание? Толкование приведённого эпизода различно. Например, «Толковая Библия» Лопухина считает, что это просто упомянуто для подчёркивания красоты и славы:
«Жена — это именно святая и славная Христова Церковь, какою она была с самого своего начала и какою она должна остаться до конца мира, – Церковь победоносная, Церковь всех и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом Иисусом Христом и постоянно рождающая новых и новых чад не только через обращение неверующих, но и через таинства крещения и покаяния. — Одеяние жены в солнце есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены — Церкви.
Луна при жене — с тою же целью, т. е. для придания ей большего света и большего блеска, для более очевидного обозначения ее прославленности и близости к небу. Этой цели служат и звезды, окружающие голову жены в виде (не короны) венца, говорящий о том, что ее слава есть следствие её победы, её личного достоинства. А то, что венец этот состоит именно из 12 звезд, ясно указывает на то, что Церковь Христова украшается двенадцатью апостолами».
Вряд ли столь поверхностное значение вкладывал в это описание автор Откровения. Но в комментариях Баркли встречается та же самая интерпретация. Толкователь подчёркивает, что луна в Окровении взялась не сама собой, а заимствована из «Песни Песней»:
«У Иоанна было изумительное видение, подобное живой картине на небе; ее детали он собрал из различных источников. Жена облачена в солнце, под ногами у нее луна, а на голове – венец из двенадцати звезд. Псалмопевец говорит, что Бог одевается светом, как ризою (Пс. 103,2). В Книге Песни Песней Соломоновых любимая названа прекрасной, как луна, светлой, как солнце (Песн. П. 6,10). Иоанна как бы собрал все знаки Божественности и красоты, которые мог найти, и соединил их в одно».
Вот этот стих, на который ссылается :
«Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?»
Хороший знаток Библии капнёт глубже и обнаружит, что эта символика встречается намного раньше, в книге Бытия, когда Иосиф рассказывает сон братьям:
«И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне»
Учитель богословия МакДональд в своём комментарии тоже это замечает и делает вывод:
«Солнце, луна и звезды описывают славу и владычество, обещанные народу в грядущем Царстве, точно так же, как они олицетворяли полную власть Иосифа над его отцом, матерью».
Византийский крест-якорь, IV в. Этот символ очень близок к кресту с полумесяцем. Скорее всего, они означали одно и то же
Английский комментатор Мэтью Генри досконально расшифровывает образ:
«Как представлена церковь в этом видении:
(1) Как жена, наиболее слабая часть рода человеческого, но супруга Христа и мать святых.
(2) Как облеченная в солнце, то есть во вмененную ей праведность Господа Иисуса Христа. Облекшись во Христа, Который есть Солнце правды, она наделяется почетными правами и привилегиями и сияет в Его лучах.
(3) Как имеющая под своими ногами луну (то есть мир);
она стоит на нем, но живет выше его. Ее сердце не привязано к земному, и ее упование не на земное, а на небесное, где находится ее глава.
(4) Как имеющая на главе венец из двенадцати звезд, то есть евангельское учение, проповеданное двенадцатью апостолами, которое есть венец славы для всех истинно верующих.
(5) Как имеющая во чреве и кричащая от болей и мук рождения. Она была беременна и испытывала муки рождения, чтобы принести святое потомство для Христа, чтобы пробужденные грешники пришли к покаянию и обратились к Богу, чтобы рожденные дети могли укрепляться и расти, чтобы она могла взирать на подвиг души своей».
То есть Церковь Иисуса Христа имеет под ногами фундамент — материальный мир, который символизирует полумесяц. И звёзды тут — многозначный образ: колена Израиля и апостолы.
Крест с полумесяцем внизу называется цата, его сравнивают с парусом корабля
Крест с полумесяцем внизу называют цата. Этот символ пришёл в Русь из Византии.
По одной из версий, его серповидный элемент — это очертание корабля или нижний элемент якоря. Такое сравнение не случайно. Вспомним слова апостола Павла:
«взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий»
Изображение креста в христианских источниках имеет много значений. В этом случае крест — надежда, а морские сравнения позволяют назвать храм судном. Этот церковный корабль ведёт людей к спасению. Крест — это парус, который тянет Церковь Христову в нужном направлении.
Крест — это символ надежды.
Соответственно, если на куполе кресты такой формы, они изображают весь образ в миниатюре: крест, а под ним серповидный кораблик.
Кстати, увидеть полумесяц можно на православном кресте нетолько Руси, но и Литвы.
Историк культуры Б. А. Успенский в работе «Солярно-лунная символика в облике русского храма» замечает:
«Что касается западной христианской традиции, то интересующая нас композиция для нее, по-видимому, не характерна. Вместе с тем здесь — так же, как и в Византии, — достаточно широко представлены формы процветшего, а также якорного креста. Сходство между этими формами и формой креста с полумесяцем не вызывает сомнения, и естественно предположить, что они имеют общее происхождение».
Подобные кресты восходят к античной традиции. Там полумесяцем выступали рога животного.
Полумесяц не появился после победы над монголо-татарами: на иконах и храмах этот символ возник раньше
Появление купольного креста с полумесяцем почему-то связывают с монголо-татарским игом. Это ошибка. Чтобы в ней убедиться, достаточно просто посмотреть на произведения христианской иконописи и архитектуры.
Ещё до монголов он бывал на куполах православных храмов Руси. Примеров сохранилось достаточно, а было — ещё больше.
На киевском Дмитриевском соборе XII века есть крест с полумесяцем, по-видимому, раньше такие устанавливали повсеместно
Такой крест венчает Дмитриевский собор во Владимире (1191 год), Спас в Переславле (1152 год), Собор святой Софии в Киеве (1036 год) и многие другие православные храмы.
Обычно на полумесяце, что на православном храме, устанавливают восьмиконечный крест, но это вовсе не обязательно, встречаются и четырёхконечные кресты.
Полумесяц под православным крестом не имеет никакого отношения к полумесяцу и звезде мусульман
Для многих христиан — большой соблазн найти на православном кресте и его атрибутах какие-то символы, демонстрирующие превосходство над другими религиями. Оттого часто говорят, будто цата попирает серп мусульманского полумесяца.
Это, конечно, глупости. Ислам возник в начале VII века. Только после этого полумесяц и звезда стали символами мусульман. Но сами они применялись в мире намного раньше. Ещё до купольного креста с цатой и звёздами эти символы по раздельности описывала Библия, а история их изображения уходит далеко в доисторические эпохи, задолго до христианской религии.
Ислам возник позже креста с полумесяцем, поэтому не мог повлиять на его появление.
Так что о символе памяти победы над мусульманами приверженцев русской православной церкви говорить вообще не уместно.
А мог ли мусульманский мир отбросить символ того самого креста и оставить для своей религии один лишь полумесяц? У нас нет оснований так говорить. Звезду и полумесяц не изображал только ленивый. Христианство — не единственный источник мировой символики.
На иконах часто изображают полумесяц
На многих иконах изображают полумесяц. Например, на иконе Остробрамской Божией Матери. О ней предание рассказывает, что возник этот образ на Острых вратах Литовского княжества в XV веке. Есть и другие истории о его происхождении.
Полумесяц и круг у головы Царицы Небесной даёт любителям тайных заговоров почву для спекуляций. Утверждают, будто бы это древние символы языческих культов, которые притаились в лоне православной Церкви.
В каждом конкретном случае есть своё объяснение для использования того или иного символа. Например, на иконе Остробрамской полумесяц оправдан композиционно, а сам он — вотивный дар с надписью: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».
Остробрамская икона Божией Матери иногда имеет на себе полумесяц
Впрочем, есть мнение, что в древности крест символизировал солнце, а потому встречаются догадки, что:
- Иисус Христос — это Солнце;
- Царица Небесная — это Луна.
Историк культуры Б. А. Успенский в работе «Солярно-лунная символика в облике русского храма» так и пишет:
«Итак, сочетание креста и полумесяца целиком вписывается в космологическую, языческую по своему происхождению символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну. Вполне закономерно, что сочетание креста и полумесяца встречается на русских лунницах».
Также исследователь добавляет:
«Отметим, наконец, что купольные кресты на русских храмах нередко объединены с солнечными лучами, расходящимися от средокрестия».
Но эта символика не православная, и если таковые отголоски некогда и присутствовали в иконографии, то сегодня никто из христиан такое значение в эти изображения не вкладывает.
На иконе Николы Зарайского начала XIV 2 полумесяца внизу по центру он рядом со святым, а вверху слева изображает лодку
На иконе Николы Зарайского начала XIV тоже присутствует полумесяц. Любопытно, что в одной из сцен можно увидеть лодку в форме полумесяца.
Возможно, на куполах древних церквей Руси до Стоглавого Собора сплошь были кресты с полумесяцами
Исторические источники сообщают, что до Стоглавого Собора кресты на куполах православных храмов ставились по древнему закону. Нельзя исключать, что речь именно о традиции использовать в основании полумесяц.
Стоглавый Собор вынес решение:
«На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Нынѣ убо вдружен крест животворящий на соборной церкви Пречистыа Богородици честнаго и славнаго ея Успения на новопозлащенном версѣ, якоже есть в церквах воздвизальный крест, имже благословляють. И о том разсудити и уложити на святомъ соборѣ, которым образом вперед ставити кресты на церквах, и о тѣх крестѣх, которые стоят на церквах, достоит поразсудити»
После Собора на церкви начали ставить восьмиконечные кресты. Такую форму и — только её — почитали старообрядцы.
Ряд исследователей предполагает, что сочетание креста и полумесяца на куполе храма встречалось достаточно широко до раскола XVII века.
Христианство наделило крест с полумесяцем множеством значений, чтобы наполнить языческую символику новым содержанием
В христианстве видны сложности с интерпретацией этого символа. Разные источники, помимо уже перечисленных, приводят такие версии:
- вифлеемская люлька;
- евхаристическая чаша;
- крестильная купель.
По преданию, св. Евстасий во II веке встретил оленя с распятым Христом между рогами. Эта история — проекция языческой символики на христианство. Рога оленя — образ, который близок к «рогам» месяца
Ясно, что к одному символу пытаются подобрать универсальный ключ. А всё дело в том, что символ старше христианства, поэтому резюмировать всё это стоит рассуждением Б. А. Успенского:
«По словам современного историка церкви, “христианство восприняло и сделало своими многие «формы» языческой религии потому, что весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все «формы» в этом мире не заменить новыми, а наполнить новым и истинным содержанием.
Крещение водою, религиозная трапеза, помазание маслом — все эти основоположные религиозные акты Церковь не выдумала, не создала, все они уже имелись в религиозном обиходе человечества”.
И еще: “ в борьбе с язычеством, в завоевании мира, Церковь не усумнилась обратить на служение христианству многие «естественные» формы религии, бывшие обычными для язычества”».
Источник: https://hranitel.club/1975-krest-s-polumesyacem-vnizu
Что означает полумесяц на кресте православном
Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его – crux immissa (крест вбитый).
В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.
Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19).
Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.
Есть еще толкование: полумесяц – Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя – символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).
Виды христианских крестов
Традиционно большинство памятников оформляется портретом, текстом, словами памяти и крестом. При выборе креста на памятник у заказчиков достаточно часто возникают затруднения: какой крест выбрать? Кресты бывают четырёхконечные, шестиконечные, восьмиконечные. Какой из них православный, какой католический, в чём разница между крестами? Попробуем выяснить.
Как выбрать крест на памятник
В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.
В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.
Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.
Разновидности христианских крестов
В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.
Самые распространённые виды крестов в Беларуси:
- Шестиконечный русский православный крест
- Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
- Восьмиконечный крест — Голгофа
- Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.
В чём разница между этими крестами?
Шестиконечный русский крест
Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.
Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.
Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.
Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.
Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.
Восьмиконечный крест
Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.
Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).
Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.
Восьмиконечный крест-Голгофа
Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.
Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).
Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.
Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.
За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.
По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).
Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.
Четырёхконечный крест
Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.
Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.
Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.
Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.
Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.
Отличие православного и католического распятия
Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.
Отличия православного и католического распятий:
- Число гвоздей, визуально различимых в распятии
- Положение тела Христа
Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.
Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.
Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.
Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22).
В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью.
Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.
На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.
Правильное расположение креста на памятнике
На самом деле как такового «правильного» расположения на кресте нет. Самое большое значение имеет само наличие креста, если усопший был христианином.
Безусловно, весь памятник может быть выполнен в форме креста, и этот вариант, вероятно, был бы лучшим надгробием для христианина. Однако в современных памятниках крест чаще используется в виде гравировки на стелах разнообразных геометрических форм. Крест может быть гранитным, как составная часть монумента, может быть накладным металлическим или гравированным.
Обычно крест располагается чуть выше портрета или медальона, при их наличии, в более высокой части памятника. Если изображение отсутствует, то крест располагается над текстом (над Ф.И.О. умершего).
На симметричной стеле крест лучше расположить справа, потому как иконы Спасителя на иконостасах православных храмов располагаются с правой стороны. Традиционно правая часть внутреннего пространства церкви считается «мужской», женщинам в храме отводится левая часть, хотя данное правило более строго соблюдается в храмах при монастырях.
Форму перекладин креста можно выбрать, принимая во внимание шрифт текста. Если текст печатный, форма перекладин также может быть прямая, без декоративных элементов. К тексту, выполненному курсивом, можно выбрать крест с фигурными перекладинами.
Что делать, если маленький размер гранитного креста не позволяет сделать его шести- или восьмиконечным?
В таком случае на четырёхконечную форму наносится гравировка шестиконечного или восьмиконечного православного креста. Очень часто нательные православные крестики выполнены именно по такому принципу.
Надеемся, наша статья поможет Вам сделать правильный выбор формы креста на памятник. Если у Вас возникнут затруднения, проконсультируйтесь с нашими приемщиками заказов. По возможности мы поможем Вам определиться с выбором креста на памятник.
Источник: https://www.green-stone.by/articles/785
Кресты, навершия, шпили
Кресты на куполах православных храмов нельзя назвать всего лишь декоративным элементом, венчающим архитектурную композицию. Это еще и мощный символ единения Земного и Небесного, под знаменем которого проходит жизнь всей церковной общины.
И требования, которые предъявляются к созданию таких крестов, достаточно обширны. Накупольным крестам надлежит соответствовать канонам по размерам и декоративному оформлению, быть прочными, устойчивыми к непогоде и долго не терять презентабельности внешнего облика.
Отчего зависят размеры, пропорции и внешний вид креста?
Габариты и пропорции крестов зависят от храмового облика — его куполов, шпилей и глав, где они устанавливаются, а также высоты, на которую возносятся.
Кроме того, при создании креста учитываются стилистические особенности, исторический образ и символика храма.
Зачастую важную роль играет и экономический фактор, ведь чем крупнее будет изделие, чем больше на нем будет украшений и деталей, чем труднее, дольше и дороже будет процесс его производства, тем более дорогостоящим будет готовый крест.
И еще один момент: каким бы вычурным не был крест для проекта часовни или храма, символичное значение накупольного креста должно оставаться легко читаемым современниками. Пусть даже в основе проекта лежит аутентичный образец 16-17 в.в.
Купол с крестом по канонам церкви рассматриваются как нерушимое единство, связанное не только символикой, но и пропорциями. В частности, буквально каждому виду купола соответствует собственный тип креста:
- при шлемовидной главе обычно устанавливается корсунский крест;
- на луковичный купол создают восьмиконечный крест, либо ажурное изделие;
- на гранёную главу ставят барочный крест.
СРК «Эра» — это сплоченная команда профессионалов, которые долгие годы выполняют широкий спектр работ по реконструкции и строительству церквей. В том числе, ремонтируют и изготавливают купола и кресты. Наших знаний, умений, техники и оборудования достаточно для качественного изготовления и установки крестов на куполах храмов всех исторически сложившихся в православии размеров, типов и орнаментов.
Купольные кресты должны с честью десятилетиями выдерживать погодные капризы, сохраняя эстетически притягательную внешность и роскошный золотистый блеск. Постоянное пребывание на ветрах, солнце и морозе сулит весомую нагрузку на поверхность подобных изделий.
Вот почему на их изготовление нельзя экономить, доверяя работу над титан крестом «людям с улицы».
Просмотрев наш обширный каталог готовых работ, вы убедитесь, что специалистам СРК «Эра» не только можно, но и нужно доверять это ответственное дело, к выполнению которого мы подходим профессионально и со всей душой.
Наши кресты изготавливаются:
- из высококлассной нержавеющей стали;
- из конструкционной стали с облицовкой двух типов.
Кресты из нержавейки могут покрываться:
- высокопробным золотом посредством гальванохимии, позволяя получить покрытие 0,3 -1,0 мкм толщиной;
- нитрид титаном «под золото».
Выполненные из конструкционной стали изделия обычно получают покрытие в виде:
- листовой меди, покрываемой сусальным золотом;
- листов нержавеющей стали, покрываемой нитридом титана.
Изготавливаются любые виды купольных крестов в несколько последовательных этапов:
- сначала готовится проект будущего креста;
- затем выбирается каркас (нержавеющий зеркальный каркас, либо грунтованный металлокаркас) креста;
- далее каркас изготавливается из материала, выбранного заказчиком (кресты могут достигать 12 метров в высоту);
- после полировки покрытия в купольном кресте вырезаются элементы орнамента. В сложных ажурных изделиях их выполняют с применением гидроабразивного, либо лазерного реза;
- когда поверхность подготовлена к дальнейшему нанесению декоративного покрытия, специалисты покрывают ее золотом или нитридом титана и готов к установке.
Как и другая качественно выполненная церковная утварь, кресты купольные, покрытые золотом 999-й пробы с помощью гальванической технологии сохранят презентабельность облика на пятьдесят лет и даже более. Срок сохранения презентабельности изделий с покрытием сусальным золотом ниже и равняется где-то пятнадцати годам. А нитрид-титановое покрытие способно сохранять презентабельность вида изделия около века.
Подкрестные шары (т. н. «яблоки»), изготавливающиеся диаметром от 12 до 150 см из нержавейки толщиной 0,5 мм, могут покрываться как высокопробным золотом, так и нитрид титаном, дающим эффект золочения.
Купить кресты купольные, цена которых зависит от многих параметров конструкции, вы всегда можете в СРК «Эра». Беря на себя полный цикл работ – от выполнения чертежей до установки изделия на отведенное для него место, — мы изготовим для вас изделия любой конфигурации и степени сложности с соблюдением всех церковных канонов и учитывая личные пожелания. При этом выполним работу быстро и с длительной гарантией качества!
Источник: https://www.srk-era.ru/izgotovlenie-krestov-navershij-shpilej/