Глава I. Коран и ветхий завет
Назад
﴿دراسة مقارنة بين القرآن والإنجيل ﴾
] Русский–Russian– روسي [
Айдын Ариф оглы Али-заде
﴿دراسة مقارنة بين القرآن والإنجيل﴾
« باللغة الروسية »
أيدين علي زده
Айдын Ариф оглы Али-заде
БИБЛИЯ И КОРАН
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
(МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Введение
Три мировые религии – Иудаизм, Христианство и Ислам имеют в своих истоках общие черты и в этом смысле являются родственными. Все это отчетливо видно при сравнении первоисточников этих религий Ветхого Завета, Нового Завета, Корана и Сунны. Однако именно эти сравнительные аспекты являются малоисследованными. В своем большинстве работы ученых были направлены на исследование проблем, связанных с Иудаизмом, Христианством, Исламом и их первоисточниками в отдельности.
Научное исследование библейского мировоззрения восходит к античному времени. Этой теме посвятили свои произведения древнеримские философы Порфирий, Цельс и император Юлиан. Основы современной библеистики были заложены выдающимся ученым и философом Барухом Спинозой. На протяжении последующих столетий над данной проблемой работали Ж.Астрюк, А.Кюэнен, К.Г.Граф, Г.Гупфельд, Ю.Велльгаузен, В.М.
де Ветте. Одними из основоположников библеистики были также французские философы 18-го века, в особенности П.А.Гольбах. Среди современных библеистов следует особо выделить З.Косидовского, А.Донини, Б.Рассела, Л.Таксиля. Крупных успехов в этой области достигла российская библеистика. Здесь фундаментальные исследования были проведены такими учёными как И.Свенцицкая, А.Ранович, И.Крывелев, И.Шифман.
Научное исследование Корана и Сунны же предпринималось со стороны Л.Н.Климовича, Р.Белла, Г.Бергштрессера и других ученых.
Существует несколько работ христианских теологов посвященных сравнительному анализу Ислама и Христианства. Среди них можно выделить работы Петра Достопочтенного и Иоанна Дамаскина.
Несколько больше работ, посвященных сравнительным аспектам мусульманского и христианского вероучения, были написаны со стороны мусульманских ученых. Некоторые средневековые мусульманские учёные в той или иной степени касались этого вопроса. Специфической особенностью их работ являлась критика Библии с позиции Исламского вероучения. Среди них следует особо отметить таких ученых как Аш-Шахрастани и Ибн Хазма. В прошлом столетии этой теме посвятили свои работы Ахмад Дидат, Абдул Ахад Дауд.
Однако многие из этих работ в настоящее время устарели, и ощущается необходимость в новизне подходов к проблеме. Кроме того, многие ученые рассматривали проблемы с точки зрения привычной для них системы ценностей. Так, некоторые европейские и российские учёные подходили к проблемам с позиций атеизма. Произведения же христианских и мусульманских авторов средневековья носили в основном полемический и апологетический характер.
Данная работа является попыткой освещения проблемы сравнительных аспектов первоисточников Христианства и Ислама с новых позиций. Ее целью является исследование смыслов некоторых библейских и коранических повествований и выявление их истоков и взаимосвязи.
Глава I
Все религиозные системы мира имеют священные писания, написанные, согласно их вероучениям, по внушению Бога (у монотеистов), или богов (у политеистов). У буддистов это Питаки, у зороастрийцев – Авеста, у индуистов – Веды. Монотеистические религии представлены двумя книгами Библией (в Иудаизме и Христианстве) и Кораном (в Исламе).
Принимая во внимание исторические данные, а также схожесть многих действующих лиц и событий в Ветхом завете и Коране следует, что они исходят от единой древнейшей семитической монотеистической традиции.
У истоков этой традиции, согласно этим священным писаниям, стоял пророк Ибрахим (Авраам) и его потомки. Книги Ветхого Завета (евр. Танах) зародились в среде евреев – его потомков от младшего сына Исхака (Ицхака), а Коран в среде арабов – потомков его старшего сына Исмаила (Ишмаэля).
Этим обстоятельством объясняются отличительные особенности Ветхого Завета и Корана.
Коран, возникший в арабской этнической среде, признаётся своими последователями (мусульманами) Божьим откровением, данным Мухаммаду Творцом в VII веке н.э.
В Коране неоднократно говорится о том, что Ислам не является чем-то совершенно новым, а существовал во все времена как религия пророков. Таким образом, здесь утверждается преемственность веры и истинность древних пророчеств.
Миссия Мухаммада состояла лишь в реформе закона, а не его отмене. Реформировать же закон следовало в связи с тем, что:
- Кончились времена ниспослания откровений отдельным народам, и появилась необходимость всемирной религии.
- Окончательную реформу веры должен был сделать посланник вышедший из среды потомков Исмаила, старшего сына Ибрахима с которым был заключён завет Бога.
- Возникла необходимость замены прежних текстов священных писаний в связи с тем, что они были искажены и изменены человеческим творчеством.
Таким образом, в Коране утверждается, что наличие «трудных мест» в Библии, о которых речь пойдёт ниже, происходит от систематического искажения её смыслов со стороны иудейского и христианского жречества.
Коран имеет 114 глав (сур) независимо от того, где и когда он был издан. Оригиналы Корана, сохранились до наших дней. Они были составлены в период правления третьего праведного халифа Османа (644-656 г.г.) [20, c. 141-142] ближайшими сподвижниками Мухаммада на основе свитков, проверенных самим пророком. Все последующие издания этой книги в точности повторяют текст оригинала. Не существует списков Корана, расходящихся с османовской редакцией.
Ни одно из основных направлений Ислама не подвергало сомнению количество сур в Коран и никогда не вело дискуссий между собой по поводу того, какие из них должны войти в Писание, а какие – нет. По единогласному мнению всех мусульман Коран является результатом Божественного откровения и не подлежит людскому суду.
В последние десятилетия Коран был переведён с арабского на многие языки народов мира. Однако выносить какие-либо независимые от мнения мусульманской общины суждения (фетвы) или вести богослужения на языке перевода запрещается. Из этого следует, что язык оригинала обязателен, в связи с тем, что любой перевод в конечном итоге несовершенен и хоть немного, но искажает истинный смысл Божественного послания. Поэтому не известно ни одного альтернативного канонизированного текста этого писания.
В Коране не обнаружено смысловых противоречий или несоответствий данным современных наук.
«Артур Джеффери работал над проблемой критического издания Корана до середины 50-ых годов. Однако уже первые подходы к её решению выявили значительные сложности, поставившие под сомнение саму выполнимость задачи, и с конца 50-ых годов интерес к проблеме критического издания среди западных исламоведов практически исчез» [19, c. 22].
В связи с этим Коран никогда не был подвержен сколько-нибудь серьёзной научной критике со стороны оппонентов.
Священная книга иудеев и христиан – Библия делится на 2 неравные по объему части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет состоит из следующих книг:
- «Тора» (Закон), который, в свою очередь, состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Иначе эти пять книг называются Пятикнижием.
- «Небиим» (Пророки) – состоящие из книг старших пророков (Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, I и II книг Самуила, I и II книг Царей), книг «младших» пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля) и двенадцати «малых пророков» (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии).
- «Ксубим» (Священные или агиографические писания) состоящие из Псалмов (Псалтырь), Притчей Соломоновых, книг Иова, Песни Песней, Плача Иеремии, Екклесиаста, Есфири, Даниила, I и II книг Ездры и Неемии, I и II книг Хроник (Паралипоменон).
Все эти книги писались в разное время в и окончательно сложились лишь в конце I в. до н.э.
Еще несколько книг не были признаны евреями, так как они были написаны на греческом языке. Это книги Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, пророка Варуха, Послание Иеремии, молитва Манассии, I и II книги Маккавеев. Для евреев диаспоры, и первых христиан они являлись текстами «вторичного канона».
Католическая и православная Библии включают все эти книги. К книгам «вторичного канона», признанных католичеством и православием, относятся также книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова, II и III книги Ездры и III книга Маккавейская. Все эти книги названы неканоническими, но, тем не менее, включены в священное писание этих конфессий.
Протестанты же эти книги отвергают.
Таким образом, количество текстов, вошедших в священное писание, различно во всех трёх основных конфессиях Христианства.
Новый Завет состоит из 27 книг во всех конфессиях христианства.
Исторические и филологические исследования текстов Библии показывают наличие в них поздних вставок и компиляций. Например, еврейском варианте Ветхого Завета Бог называется по-разному. В первой главе книги «Бытие» Он называется Элохим. С четвёртого стиха второй главы этой книги Он называется Яхве.
В последующих стихах встречается как имя Яхве, так и имя Элохим и даже оба имени вместе. Причем Элохим буквально переводится как «боги», то есть во множественном числе. В результате исследований выяснилось, что если выписать отдельно те и другие стихи, то получится два последовательных и независимых друг от друга рассказа.
Это видно, в частности, на примере повествования об Иосифе, где говорится то о Яхве, то об Элохим. То же самое, особенно наглядно, видно в повествовании о всемирном потопе. Это дало повод некоторым ученым предположить, что в Торе соединены два текста. Один из них об Элохим, другой о Яхве. Согласно иудейской традиции оба имени принадлежат единому Богу.
Но даже в этом случае последовательность выписанных повествований о Яхве и Элохиме указывает на то, что эти тексты изначально были различны и лишь впоследствии были соединены.
Все эти факты были открыты и сформулированы в XVIII веке библеистами Ж.Астрюком и Г.Б.Виттером [46, c. 83]. Ж.Астрюк считал, что все противоречия в Торе происходят от механического и неотредактированного совмещения двух источников неизвестными составителями ветхозаветных книг.
Позже один из этих источников был назван Яхвистом. Он обозначается в научной литературе символом J (Jahwe). Второй источник был назван Элохистом и обозначен символом Е (Elohim). Они оба возникли, предположительно, в период распада Израильско-иудейского царства после царя Соломона (X-IX в.в. до н.э.).
Далее оказалось, что Элохист состоит из двух частей. Это утверждал Г.Гупфельт. Вторая часть относящаяся, скорее всего, к периоду «вавилонского плена», называется Жреческим кодексом и обозначается буквой Р (Priestercodex). В основе Жреческого кодекса лежит книга «Левит», а также некоторые другие стихи Торы. Priestercodex содержит правила культа, обрядов, образа жизни священников, а также всей еврейской общины.
Последним источником Пятикнижия является Второзаконие. Её обозначают буквой D (Deuteronomium). В ней отражены реформаторские тенденции, предпринятые иудейским жречеством для укрепления древней религии на более позднем этапе истории. Этот источник появился в VII-VI веке до новой эры.
Считается, что все части Пятикнижия, т.е. источники J, E, D и Р были скомпонованы вместе в середине VI века до н.э.
В связи с этими открытиями было поставлено под вопрос авторство Торы. Согласно древней иудейской традиции Моисей получил Тору на горе Синай в результате откровения от Бога. Архимандрит Никифор писал: «Моисеево Пятикнижие состоит из пяти книг, написанных пророкоми Боговидцем Моисеем» [6, c. 483].
Однако исследования, начатые библеистами с XVIII века опровергли эту церковную доктрину.
Источник: https://islamtv.ru/books-115.html
Ветхий завет
Все Ветхозаветные книги по содержанию разделяются на четырераздела:
1. Законоположительные,то есть составляющие главное основание Ветхого Завета. Это пять книг пророкаМоисея:
1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие.
2. Исторические,содержащие преимущественно историю религии и жизни еврейского народа,сохранявшего веру в истинного Бога: 1) Книга Иисуса Навина; 2) Книга Судей (сней вместе — книга Руфь); 3) Первая и вторая книги Царств;
4) Третья и четвёртая книги Царств; 5) Первая и вторая книгиПаралипоменон (дополнений); 6) Первая книга Ездры и книга Неемии; 7) КнигаЕсфирь.
3. Учительные,содержащие учение о вере: 1) Книга Иова; 2) Псалтирь царя Давида; 3) ПритчиСоломона; 4) Екклезиаст (то есть церковный проповедник) [тоже Соломона]; 5)Песнь Песней (то есть превосходнейшая песнь) [тоже Соломона].
4. Пророческие, тоесть содержащие пророчества, предсказания о будущем. Это книги великихпророков: 1) Исаии; 2) Иеремии; 3) Иезекииля; 4) Даниила и 5) Книги двенадцатималых пророков.
Приведенное выше исчисление Ветхозаветных книг, когданесколько книг могут быть соединены и записаны здесь под одной цифрой, связанос количеством букв еврейского алфавита: еврейские священники в древностирасположили эти книги так, чтобы их было 22, в соответствии с количеством буквеврейского алфавита, хотя на самом деле этих книг больше. Православная Церковьсчитает каждую книгу отдельно, без искусственного сокращения их количества.
Эти 22 книги (по еврейской традиции) являются каноническими. Они создавались надревнееврейском языке в разное время, а около 164 года до Р. X., послевозвращения евреев из Вавилонского пленения, были окончательно собраны,проверены и помещены в Иерусалимском храме. Так был составлен канон ветхозаветных книг (канон —образец, верный, правильный список).
Кроме этих книг есть ещёнеканонические книги. Они сохранились и были взяты из греческого переводаветхозаветных книг, сделанного за три столетия до Рождества Христова.
Этотперевод пользуется особым уважением Православной Церкви, именно с него былсделан перевод Ветхого Завета на славянский язык.
К неканоническим книгамВетхого Завета относятся: 1) Книга Товита; 2) Книга Иудифь; 3) ПремудростиСоломона; 4) Книга Иисуса, сына Сирахова; 5) Послание Иеремии; 6) Книга Варуха;7) Три книги Маккавейские;8) Третья книга Ездры.
Знаете ли вы, что такое книги Рейки? В отличие от советских атеистических времён, сегодня никто не станет отрицать тот факт, что самой популярной книгой за несколько последних веков была и остается Библия. Часто на короткое время вспыхивает популярностью некий бестселлер, чтобы тут же угаснуть и быть забытым — на века. В долгом обороте останутся Рейки книги в силу их постоянной полезности. Тем более, что книги Рейки находятся в Сети в открытом доступе. Их можно читать прямо сейчас. |
СЮЖЕТЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА: СОТВОРЕНИЕ МИРА, СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА,ГРЕХОПАДЕНИЕ
О сотворении мира и человека
Человек — существо особенное, наделённое разумом, речью и свободной волей. Будучи обладателемразума и осмысленного слова, человек с самых древних времён стремился объяснитьпроисхождение всего видимого и даже невидимого, но явного или иногдаоткрывающегося человеку.
Все народы занимались такими «объяснениями» исоздавали мифы, легенды и сказания о сотворении мира и человека.
О том,насколько они близки к истине, до сих пор спорят учёные, но мифологическиесюжеты нашли своё место в сознании людей, отражаясь в творчестве древнейшихбезымянных художников, классиков Возрождения, Средневековья и Нового времени, атакже в современном искусстве.
Представления разных народов о начале бытия всего сущегопоражают удивительным сходством в самых главных, первоначальных и определяющихчертах. В большинстве мифов и религий Земля и Человек возникли по достаточно
общей, так сказать, типовой модели. Жители тихоокеанскихостровов, ацтеки и другие древние народы сохранили в своей памяти версиюсоздания Вселенной, схожую с той, которую донесла до нас Библия.
Книга «Бытие» Ветхого Завета рассказывает о факте ипоследовательности творения мира чрезвычайно лаконичным и подлинно поэтическимязыком, на протяжении тысячелетий доступным для понимания и духовноготворческого осмысления.
Эти сжатые и вдохновенные строки и поныне остаютсяисточником размышлений, споров, откровений, творческих поисков и воплощений.
Отсотворения мира велось первое летосчисление (5508 лет до Рождества Христова),прообразом семидневной недели явились шесть дней творения и седьмой день отдыхаТворца от всех дел Своих.
Давайте познакомимся с текстом книги «Бытие» Ветхого Завета.Читать нужно вдумчиво и не спеша, потому что эта книга, как и вся Библия,является не только древнейшим историческим и культурным памятником, но и высшейдуховной поэзией. Большинство народов планеты обращается к Библии как кисточнику вдохновения и руководствуются ею в своём философском и художественномтворчестве.
БЫТИЕ
Глава 1
1. В начале сотворил Бог небо и землю1 2. Земляже была безвидна и пуста2, и тьма над бездною,
Слово «небо» означает здесьневидимый духовный мир, а «земля» — видимую материю.
Слова «безвидна и пуста» характеризуютпервобытную массу, дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементыбудущего света, воздуха, земли, воды и также зародыши растительной и животнойжизни не поддавались ещё никакому различению и были как бы перемешаны междусобой.
[И далее идет текст кн. Бытия 1 – 2 гл.].
Грехопадение Адама и Евы
Согласно Библии, человек был создан как мудрый хозяинприроды, владеющий речью, способный постигать суть предметов явлений и имеющийправо давать названия каждой твари (от слова «творить», т. е. сотворенныесущества). Для человека были созданы необыкновенно благоприятные условия: онжил в раю, где всё было в изобилии для него и его жены.
Однако первым людямбыла дана заповедь: не есть плодов дерева познания добра и зла. Третья главакниги «Бытие» рассказывает, что, имея всё полезное для жизни, первые людисоблазнились запретными плодами, в результате чего стали доступны греху исмерти.
Имея по-прежнему свободную волю в любом выборе, люди стали склонятьсяко злу, что наполняло их жизнь ижизнидругих людей страданиями и несчастиями.
После грехопадения люди от рожденияимеют способность распознавать добро и зло, но духовная незрелость не позволяетим правильно сделать выбор, склоняя их к сиюминутной выгоде или удовольствию иделая их пленниками греха, зла. О том, как произошло грехопадение первогочеловека и его жены, рассказывает третья глава книги «Бытие».
Использованы материалы кн.:
А.В. Бородина Основыправославной культуры, Москва, «покров»,2003
Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/vzavet.php
Ветхий завет — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Ветхий Завет, библейский термин, имеющий двоякое значение:
1. Договор
Во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения.
Вполне определенный характер взаимного договора завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию — быть носителем истинной религии среди языческого мира.
Аврааму было обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширная страна — «от реки Египетской до реки Евфрата». Видимым знаком принятия завета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора. Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выхода евреев из Египта.
При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их — и выражением этого завета было синайское законодательство.
Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество [1].
Иегова, Царь всей земли, становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого народ обязывается принять и свято соблюдать.
В случае соблюдения договора Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к избранному народу есть «теократия», и ветхий завет в этом смысле есть синоним теократии, или богоправления. Вся последующая история израильского народа была выражением этой теократии, вследствие чего сама история библейская до Р.Х. часто называется «историей ветхого завета». Строгими блюстителями завета были пророки, которые своей пламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ни царей, ни вообще сильных мира сего. Только благодаря пророкам в сознании народа наконец настолько укрепилась идея его избранности, что он мог сохранить свое национальное существование до того времени, когда ветхая теократия сменена была новопровозглашенным «Царством Божиим» и ветхий завет уступил место новому завету, имевшему совершенно иную задачу.
2. Собрание священных книг
Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения. О составе и названиях этих книг — см. статью Библия. Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития.
Сначала является литература историческая с ее почти эпической простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая начаткам национально-политической стадии в развитии народа.
Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической, соответствующей периоду национальной старости с ее практической мудростью и горькими разочарованиями в жизни.
С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшей последовательностью.
Само название Ветхого Завета явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о «чтении Ветхого Завета» (2 Кор. 3, 14). Слово «завет» составляет перевод греческого греч. διαθήκη, которое на западе нашло себе выражение в слове testamentum.
Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. е. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается (бл. Августин Иппонийский).
Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются «историей Ветхого Завета» [2].
Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Fürst, «Geschichte der bibl.
Literatur.» (1867 и 1870); Nöldeke, «Geschichte der ältest. Literatur» и др.
Использованные материалы
[1] Втор. 29: 10—13, 18
Источник: https://drevo-info.ru/articles/4230.html