Создание Петром 1 святейшего синода
«Регламент духовный» 1721 года«Регламент духовный» (Москва, 1776)
Духо́вный Регла́мент 1721 года (полное название: Регламент, или Устав духовной коллегии) — закон, изданный в форме манифеста Петром I, определявший правовое положение Православной церкви в Российской империи (Православной российской церкви). Этим регламентом соборная и патриаршая власть в России была фактически упразднена; вместо патриарха был создан совещательный орган управления Церковью при полном его подчинении власти монарха.
«„Регламент“ был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашёл понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Феофан умел угадывать и договаривать не только недосказанное, но и недодуманное Петром. И умел не только досказывать, но и подсказывать».
История разработки и издания
В октябре 1718 Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».
К февралю 1720 проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».
Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.
Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.
Основные положения Регламента
Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:
- президент;
- два вице-президента;
- четыре советника
- четыре асессора (в число их входили представители чёрного и белого духовенства).
Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.
Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту.
Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов».
Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.
Институализировалась духовная цензура.
Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.
Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.
Значение и оценка
По форме и по изложению «Регламент» всего менее регламент. Это «рассуждение», а не уложение. И в этом именно его исторический смысл и сила. Это скорее объяснительная записка к закону, нежели сам закон. Но для Петровской эпохи вообще характерно, что под образом законов публиковались идеологические программы. «Регламент» есть в сущности политический памфлет.
В нём обличений и критики больше, чем прямых и положительных постановлений. Это больше, чем закон. Это манифест и декларация новой жизни. И с намерением под таким памфлетом и почти сатирой отбирались и требовались подписи у духовных властей и чинов, — и при том в порядке служебной покорности и политической благонадежности.
Это было требование признать и принять новую программу жизни, — признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. Это было требование внутреннего перелома и приспособления
> См. также
- Святейший Правительствующий Синод
- Церковная реформа Петра I
- Синодальный период
Примечания
- Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Париж, 1937. — С. 84.
- Указ № 3718 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314-346
Литература
- Верховский П. В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент. Т. 1—2. — Ростов н/д, 1916.
- Левченко И. В. Русская православная церковь и государство. — Иркутск, 1997.
- Валишевский К. Петр Великий. — М.,1993
Ссылки
- Текст «Духовного Регламента»
Презентация «Церковная реформа Петра 1» презентация к уроку по истории (8 класс) на тему
Слайд 1
Церковная реформа Петра 1 Презентация подготовлена Майоровой Л.Н. учителем истории МБОУ «Берёзовская СОШ» Красноярский край
Слайд 2
Церковная реформа Петра Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.
Слайд 3
Причины и предпосылки Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.
Слайд 4
Цели и задачи Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.
Слайд 5
и ход церковной реформы Год/Событие Цель 1700 Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» Не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана . Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского. 24 января 1701 Секуляризация крестьян и земель Ликвидация финансовой автономии церкви.
Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений Церковные крестьяне и земли переданы в управление к Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну 30 декабря 1701 Запреты касающиеся монашества Снижение числа монахов Запреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию
Слайд 6
и ход церковной реформы Год/Событие Цель 1711 год Контроль со стороны Сената над делами церкви Ограничение административной свободы церкви Созданный в 1711 году Правительствующий Сенат получил в управление церковные дела 1716 год Указ об ограничении численности священников Увеличение эффективности использования человеческих ресурсов Борьба со «странствующими» служители приписывались к определенному приходу. 1717-1720 годы Подготовка главной реформы Петр I стремился закрепить собственный статус полноправного самодержца Феофан Прокопович занимается созданием Духовной Коллегии.
Слайд 7
и ход церковной реформы Год/Событие Цель 25 января 1721 года Издание манифеста об учреждении Духовной Коллегии и создание Правительствующего Синода Фактическое упразднение патриаршества Каждый из 12-ти членов Синода перед вступлением в должности обязан был принести присягу царю.
14 февраля 1721 Монастырский приказ переходит под управление Синода увеличение налоговых поступлений Синод обязывался все средства, оставшиеся после выплат, передавать в государственную казну.
28 апреля 1722 года Введение надзорно-охранительной функции церкви Борьба с противниками власти Священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди
Слайд 8
и ход церковной реформы Год/Событие Цель 11 мая 1722 года Введение при Синоде должности обер-прокурора Дополнительный контроль за Синодом Обер-прокурор отчитывался непосредственно перед царем и являлся его «оком государевым и стряпчим о делах государственных».
Слайд 9
Суть и значение церковной реформы Петра I Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.
Слайд 10
Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.
Слайд 11
Духовный регламент 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору .
Слайд 12
Источник: https://thram-m.ru/stati/sozdanie-petrom-1-svyatejshego-sinoda/
Святейший Синод
Святейший Синод – государственный орган управления Церковью, существовавший в России в 1721-1917 гг.
Деятельность Святейшего Синода дала название Синодальной эпохе в истории Русской Церкви (XVIII – начало XX века). Этот период характеризуется несамостоятельным развитием Православной Церкви, подчиненной государству, хотя сохранившей основные привилегии, отличавшие ее от других вероисповеданий. Она не могла избирать Патриарха, а также проводить Соборы, традиционно служившие инструментом канонического церковного управления.
Создание Святейшего Синода
В XVIII в., когда в России происходили серьезные исторические перемены, в ходе которых складывался новый облик государства, среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям стала церковная реформа. Правительство смотрело на Церковь как на одно из учреждений государственного аппарата, нуждавшееся в опеке и надзоре.
Для этого понадобилось изменить старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и Патриаршество, и учредить на его месте новую систему управления Церковью – Святейший Правительствующий Синод.
Под влиянием реалий Западной Европы Петр I воспринимал отношения светского правителя и Церкви согласно протестантской модели: монарх отвечает и за государство, и за Церковь, которая должна подчиняться государственным интересам. Фигура предстоятеля Церкви, Патриарха, была в такой модели неуместной и создавала потенциальную конкуренцию фигуре правителя. Поэтому уже в 1700 г.
, после кончины Патриарха Адриана вместо избрания нового Патриарха по распоряжению Петра I Русскую Церковь возглавил митрополит Стефан ( Яворский) в должности местоблюстителя патриаршего престола. А в 1721 г. патриаршая форма управления Церковью была окончательно упразднена и заменена – в духе петровских реформ – коллегиальной.
Составленный архиепископом Феофаном (Прокоповичем) «Духовный регламент» устанавливал систему государственного контроля над деятельностью Церкви. Согласно этому документу для руководства всеми сторонами церковной жизни создавалась Духовная коллегия, или Святейший Правительствующий Синод, заимствовавший свой титул – Святейший – от Патриарха.
Принципы работы Святейшего Синода
Синод стал одним из органов управления, встроенных в государственный аппарат. Формально он был уравнен в правах с Сенатом, также носившим название «Правительствующего», а в XIX в. по своему положению встал почти на уровень министерств. Монарх в «Духовном регламенте» назывался «крайним судией» Синода.
Для всех членов Синода полагалась присяга, которая мало отличалась от присяги военных и гражданских служащих. Допускалось даже вторжение в тайну исповеди: если священник узнавал о готовящемся преступлении против императора, ему следовало сообщить об этом.
Фактически император стал главой Церкви, за которым оставалось последнее слово в важнейших вопросах ее бытия, чего ранее в истории России не было, хотя тенденции к подчинению Церкви государственным интересам прослеживались и в XVI, и в XVII вв.
Членами Синода становились крупные архиереи, некоторые архимандриты, в XIX в. – обер-священники, возглавлявшие военное и придворное духовенство. При Синоде была создана канцелярия, куда входили и светские чиновники. Для контроля деятельности органа, соответствия его решений государственной пользу уже при Петре I учреждалась должность обер-прокурора.
Эту должность занимали светские люди, нередко офицеры, далекие от понимания нужд Церкви. В XVIII в. их авторитет не был высоким, они боролись с членами Синода за право непосредственного доклада императорам и т.п. При Екатерине II роль обер-прокуроров стала возрастать, в т.ч. благодаря тому, что они стали контролировать финансы Синода. В XIX в.
обер-прокуроры превратились в крупных чиновников, претендовавших на роль министров, хотя некоторые министерские привилегии они получили лишь в начале XX в. У обер-прокуроров появилась собственная канцелярия. Наиболее известны А.Н. Голицын (1803–1817), инициировавший начало работы по переводу Библии на русский язык и возглавлявший в 1817–1824 гг.
«двойное министерство», которое временно объединило Синод и Министерство народного просвещения; Н.А. Протасов (1836–1855), генерал, командовавший архиереями как своими офицерами; К.П. Победоносцев (1880–1905), убежденный консерватор, оказывавший немалое влияние на политику Александра III и Николая II.
В то же время немногие члены Синода выступали как независимые и влиятельные фигуры в церковной политике: среди них следует назвать Московского митрополита Платона (Левшина) (1775–1812) и особенно Московского митрополита Филарета (Дроздова) (1821–1867).
Синод занимался широким кругом проблем.
Он выбирал кандидатов в епископы во всех епархиях, создавал новые епархии; открывал новые монастыри, назначал настоятелей, давал разрешение на постриг монахов; руководил миссионерской деятельностью, создавал новые миссии; осуществлял издание духовной литературы и духовную цензуру, открывал церковные журналы; занимался канонизацией святых.
Одним из важнейших направлений деятельности было развитие духовно-учебных заведений, для этих целей при Синоде было создано Духовно-учебное управление. Кроме того, ведению Синода подлежала масса мелких дел, например бракоразводных или связанных с проступками представителей духовенства, сильно затруднявших оперативную работу государственного ордена.
Святейший Синод и революция
После Февральской революции 1917 г. было создано Временное правительство, в которое вошел обер-прокурор Синода. Им был назначен депутат Государственной думы В.Н. Львов. Его сменил А.В. Карташев, ставший последним обер-прокурором. В августе 1917 г.
вместо Святейшего Синода при правительстве было создано Министерство исповеданий, которому подлежали дела не только Православной Церкви, но и других исповеданий. Созванный в 1917 г. Поместный Собор Русской Церкви провел реформу ее управления и восстановил Патриаршество.
На этом история Святейшего Синода закончилась.
Рекомендуемая литература
1. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб.; Петроград, 1868–1917.
2. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. СПб., 1902.
3. Барсов Т.В. Синодальные учреждения настоящего времени. СПб., 1899.
4. Благовидов В.А. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII — первой половине XIX столетия. Казань, 1899, 1902.
5. Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов-на-Дону, 1916.
6. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. СПб., 2003.
7. Кондаков Ю.Е. Государственная власть и Православная Церковь в России: Эволюция отношений в первой половине XIX в. СПб., 2003.
8. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: Синодальный период 1700-1917. М., 2003.
9. Иванов Иван, диакон. Взаимоотношения Церкви и государства во второй половине XVIII века (деятельность обер-прокуроров Святейшего Синода 1763–1796 гг.): сборник документов. М., 2010.
Источник: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134469
Святейший синод
Русская Православная Церковь управляется сегодня Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.
Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.
Святейший Правительствующий Синод создан по приказу Петра I
Это была не просто реорганизация Церкви, а полное ее подчинение воле монарха, который получал возможность манипулировать и управлять священнослужителями. Святейший Синод существовал на протяжении 1721–1917 годов и стал заключительным событием церковной реформы Петра I.
Правовой статус
После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.
Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.
Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.
Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.
Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.
Причины и цели создания
Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.
Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.
В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод
Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.
Функции
Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:
- Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
- Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.
Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:
- избрание епископов;
- учреждение новых кафедр;
- назначение епископов;
- регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
- осуществление цензуры всех богословских трудов;
- регламентирование брака;
- духовное просвещение прихожан;
- канонизация святых.
Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).
История создания
Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.
Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.
Все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность
Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.
Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.
Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями.
Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III.
Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию.
В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.
Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.
Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв
На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.
Духовный Регламент 1721 года — устав Святейшего Синода
В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.
В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.
Последние годы (1912-1918)
В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.
Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.
Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.
Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода, 26 июля 1911 года
Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.
Состав
Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:
- президент;
- два вице-президента;
- пять асессоров;
- четыре советника.
Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.
Обер-прокурор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/svyatejshij-sinod.html
История Святейшего Синода в Российской империи
На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.
Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.
Реформа Петра I
Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.
В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.
Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»
24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.
Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.
Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.
Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.
C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.
В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали».
Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде.
Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.
Феофан Прокопович
Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь.
В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.
К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:
«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его»
Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.
Святейший Правительствующий Синод
После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч.
Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии.
Ответ патриарха был следующим:
«Мерность наша утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом»
Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.
25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.
Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода
В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.
Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.
В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.
Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.
Источник: http://www.blagobor.by/article/history/sinod