Чем могла быть Вифлеемская звезда
Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к дому, где родился младенец Иисус. Звезда зажглась на востоке, когда Иисус появился на свет, и привела волхвов в Иерусалим, откуда царь Ирод направил их в Вифлеем Иудейский. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», — говорится в Евангелии от Матфея.
Белый карлик, раздирающий на части собственную планету, показал астрономам, как будет происходить гибель Солнечной системы через несколько миллиардов →
Если допустить, что описанные в Евангелии события являются правдой, встает вопрос о том, что представляла собой Вифлеемская звезда. Очевидно, что привлечь внимание волхвов могло только действительно необычное и яркое небесное тело, однако,
по мнению богословов, звезда вообще могла не являться реальным небесным объектом.
Так, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды.
Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу.
А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».
Соединение планет
В 1614 году немецкий астроном Иоганн Кеплер выяснил, что в 7 году до н.э. произошла серия из трех соединений Юпитера и Сатурна. Ученый предположил, что сближавшиеся друг с другом планеты могли быть видны с Земли, и именно это явление стало известно под названием «Вифлеемская звезда». Впрочем, современные расчеты показывают: расстояние между планетами составляло около двух диаметров Луны, а это значит, что Юпитер и Сатурн вряд ли могли произвести на волхвов такое впечатление.
Каменная глыба размером в сто метров стала одним из главных ньюсмейкеров вторника: отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, что наука знает →
В 3–2 годах до н.э. произошла серия из семи соединений космических тел, включая три соединения Юпитера и Регула (самой яркой звезды в созвездии Льва), а также необычайно близкое соединение Венеры и Юпитера 17 июня 2 года до н.э. и в августе 3 года до н.э. Впрочем, эти события являются не слишком хорошими претендентами на роль Вифлеемской звезды:
соединения планет были видны на западе при заходе Солнца, а значит, не могли указать волхвам путь на юг и привести их из Иерусалима в Вифлеем.
Комета
Комета Галлея была видна с Земли в 12 году до н.э. в течение примерно 60 дней и теоретически могла бы являться неплохим кандидатом на роль звезды, однако в то время астрономы уже умели отличать кометы от других космических тел и считали их плохим предзнаменованием.
Еще один похожий на вспыхнувшую новую звезду объект наблюдался корейскими и китайскими астрономами в 5 году до н.э. Этот объект был виден на протяжении 70 дней и при этом не двигался – так же, как и Вифлеемская звезда, которая как бы «висела» над домом Марии и ее младенца.
В 2005 году возникла гипотеза о том, что
Вифлеемская звезда была сверхновой звездой, вспыхнувшей рядом с галактикой Андромеды, отдаленной от Земли на расстояние 2,52 млн световых лет.
Несмотря на то что обнаружить следы сверхновой звезды или определить точное время ее вспышки в другой галактике чрезвычайно сложно, ученым удалось найти остатки сверхновой в галактике Андромеды.
Через 20–40 млн лет у планеты Марс появятся кольца, и он станет напоминать Сатурн. Однако он лишится своего спутника Фобоса, который постепенно →
Гелиакический восход
Одна из теорий гласит, что выражение «на востоке», употребленное в Евангелии, можно трактовать не просто как указание на сторону света, а хоть и малоизвестный, но вполне конкретный астрономический термин — гелиакический восход.
Это выражение означает первый после некоторого периода невидимости утренний восход звезды или планеты.
До гелиакического восхода звезда на протяжении некоторого времени находится на дневном небе и является невидимой, после чего в определенный момент восходит на восточной стороне неба на фоне утренней зари.
Впрочем, другие переводчики древнего текста уверяют, что Евангелие не содержит специфичной астрономической лексики и выражением «на востоке» автор хотел только указать на сторону света.
Астроном Майкл Мольнар утверждает, что звездой на Востоке стали события, случившиеся 20 марта и 17 апреля 6 года до н.э., — покрытие Юпитера Луной. Покрытие — это астрономическое явление, при котором один космический объект проходит перед другим, заслоняя его часть.
Ученые полагают, что
покрытие Юпитера Луной не могло быть видимым с Земли невооруженным глазом, а значит, его вряд ли можно было бы принять за яркую звезду.
С другой стороны, когда волхвы пришли к царю Ироду, который направил их из Иерусалима в Вифлеем, царь был удивлен этим визитом. Это означает, что «путеводной звезды» волхвов он не видел — а вот они, будучи людьми образованными и сведущими в астрономии, вполне могли заметить покрытие.
Несмотря на немалое количество теорий, которые могли бы объяснить появление на небе Вифлеемской звезды, ни одна из них не является общепризнанно верной.
Источник: https://www.gazeta.ru/science/2016/01/07_a_7991933.shtml
Село Коелга и самый большой в России мраморный карьер
В этой статье предлагаю познакомиться с селом Коелга, в котором расположено крупное месторождение мрамора, славящееся своим высоким качеством. Здесь образовался самый большой в России действующий мраморный карьер, а запасов мрамора хватит ещё надолго. Посмотреть на карьер с белоснежными ступенями нередко приезжают туристы.
История Коелги
Село Коелга возникло в устье одноимённой реки, которая впадает здесь в Увельку. По реке село и получило своё название. Лингвисты считают, что оно произошло с башкирского и означает «родниковая река». Её название встречается на старых картах с 1735 года. По берегам реки залегает мрамор, который издавна использовали местные жители.
Длина реки Коелги составляет 59 км. Раньше она брала начало в юго-восточной части озера Чебаркуль, а теперь из-за снижения уровня воды в водоёме начинается на болотах в окрестностях деревни Малково. Из рыбы в реке встречаются карась и ротан. На реке создано несколько прудов, один из них расположен в селе Коелга. В XIX – первой половине XX века на Коелге велась добыча россыпного золота.
Населённый пункт в этом месте возник в 1747 году, когда тут заложили крепость. Для охраны земель от набегов здесь поселились 50 семей казаков из Челябинской крепости. Через Коелгу проходила старая дорога, соединявшая Челябинск и Оренбург. П.И. Рычков в книге «Топография Оренбургской губернии» 1762 года писал:
«Коельская крепость стоит на устье реки Коелки, коя впала в Увельку, расстоянием от Челябинска по Оренбургской дороге 60 вёрст, в ней казачьих домов до 100 Укрепление имеет кругом жила заплот, рогатки и надолбы с двумя проезжими воротами».
Во время Крестьянской войны в 1774 году крепость добровольно перешла на сторону пугачёвцев. Позже крепость прекратила своё существование, и Коелга стала казачьим посёлком. Известно, что в 1889 году в Коельском было 330 дворов, в которых жило 726 мужчин и 808 женщин, имелись деревянная церковь, мужская и женская школы, 5 водяных мельниц.
В селе родился танкист Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза Семён Хохряков. В 1952 году тут установили бюст в его честь. Численность населения Коелги, согласно переписи 2010 года, составляет 3993 человека.
Коелгинский мраморный карьер
Известность и стимул для развития селу принесло Коелгинское месторождение белого мрамора. Его разрабатывает компания «Коелгамрамор» — крупнейшее в России предприятие по добыче белого мрамора и одно из крупнейших в мире.
Разработка месторождения была начата в 1924 году местной артелью. В настоящее время тут добывается 45% мрамора всего Урала. Местный мрамор имеет белый или светло-серый цвет с голубоватым и желтоватым оттенками, с мелкозернистой структурой.
Запасы мрамора оцениваются в 19 млн м³. Глубина залегания – до 130 м. Разработка ведется открытым способом с использованием камнерезальных машин, поэтому у краев карьера образовались красивые ступени. В год добывается порядка 45-50 тысяч м³ мраморных блоков. Запасов хватит еще надолго. Коелгинский мрамор славится своим качеством, конкурируя с европейским мрамором. По свойствам он лучше знаменитого белого каррарского мрамора из Италии.
Коелгинский мрамор использовался в облицовке зданий Большого Кремлевского дворца, Дома правительства, Российской академии наук, Генштаба, станций Московского и Екатеринбургского метрополитенов.
Местный мрамор применялся при строительстве самой крупной в Европе мусульманской мечети Кул-Шариф в Казани, мечети Ляля-Тюльпан в Уфе, мраморного иконостаса в екатеринбургском Храме-на-Крови, театра драмы в Уфе и Челябинске, мемориального комплекса на Поклонной горе и многих других объектов.
Но главным триумфом коелгинцы считают победу в борьбе за получение заказа на изготовление мраморного наряда для храма Христа Спасителя в Москве. Для него было изготовлено около 37 тысяч деталей из мрамора. Выполнение этого заказа принесло известность уральскому предприятию.
Коелгинский мрамор охотно покупают не только в России, его поставляют и в другие страны. А вот в Челябинской области его мало где увидишь – у местного бюджета нет средств на дорогой поделочный камень.
Фото Надежды Шималиной
В Коелге есть несколько мраморных карьеров, главный из которых носит название Центрального. Площадь карьерного поля достигает 53 га, карьера — 21 га, глубина — 75 м. Он разрабатывается с 1926 года. По данным на 2015 год, здесь добыли 4,9 млн м3 породы, получено 1,8 млн м3 белых мраморных блоков.
На Центральном карьере имеется смотровая площадка. Именно сюда едут туристы. К смотровой площадке приведёт центральная улица Мира. Перед поворотом дороги направо видны отвалы карьера и поднимающаяся по склону дорога (проезд по ней закрыт). Оставив машину на обочине слева от дороги и поднявшись наверх, вы увидите мраморный карьер во всём его великолепии.
Смотровая площадка тоже украшена мрамором. Тут же установлена табличка, сообщающая основные сведения о карьере, а также о том, что в 2000 году карьер был освящён главой РПЦ.
Присмотревшись, можно увидеть, как выпиливаются мраморные блоки и складываются погрузчиком в самосвалы, еле поднимающиеся в гору под внушительной тяжестью. Чтобы карьер не затопило грунтовыми водами, ведется круглосуточная откачка воды.
Фото Надежды Шималиной
Вернувшись к дороге, стоит пройти по ней дальше пару сотен метров. Здесь сооружен пруд на реке Коелге, а на другой берег ведет пешеходный мост. Интересно, что подпорки моста сложены из мраморных блоков. Река делит село на две части. Как говорят коелгинцы, на одном берегу «царствует» директор карьера, а на другом — директор совхоза. Местное крупное сельскохозяйственное предприятие — единственное в округе, не развалившееся после установления рыночной экономики.
архитектурная достопримечательность Коелги – храм Михаила Архангела, стоящий на въезде в село. Его строительство было начато в 1996 году, а в 1997-м здесь уже состоялась первая служба. Основные работы закончили в 2000 году. Он построен на средства акционеров предприятия «Коелгамрамор», по инициативе директора И.А. Чеботарёва.
Если снаружи храм кирпичный (мрамором отделано лишь крыльцо и некоторые элементы), то внутри он облицован мрамором. Выполнен из мрамора и иконостас. Рассказывают, что в храме великолепная акустика. А вот на внешнюю облицовку мрамором, видимо, не хватило денег, поэтому при взгляде на церковь возникает впечатление какой-то незавершённости.
Высота церкви – 42 м (до верхушки креста). Для небольшого села выглядит масштабно.
Кстати, строительство первой каменной церкви в Коелге начали ещё в 1912 году, но достроить до войны и революции не успели. Недостроенное здание простояло до 1960-х годов, а затем было разобрано на кирпичи.
Рядом с церковью на пригорке стоят шикарные коттеджи разбогатевших на мраморе людей. Местные жители называют это место Полем чудес.
Друзья, предлагаю посмотреть видео из нашей поездки по Южному Уралу, во время которой мы посмотрели в том числе Коелгинский карьер.
Как добраться до Коелги?
Село Коелга расположено в Еткульском районе Челябинской области. На автомобиле нужно ехать по Троицкому тракту, в районе Еманжелинска повернуть на Коелгу, проехать Зауральский, Таянды, Погорелку. Расстояние от трассы – 40 км, дорога асфальтированная, но встречается много ямок. Расстояние от Челябинска – 75 км, от Екатеринбурга – 290 км.
Источник: https://uraloved.ru/goroda-i-sela/chelyabinskaya-obl/koelga
Кем был Иисус Христос: существовал ли Иисус в реальности и как он выглядел?
Иисус Христос – еврейский проповедник и религиозный лидер I века, центральная личность в христианстве. Его же называют Мессией («Помазанником»), предсказанным в Ветхом Завете.
Верующие почитают его как Сына Божьего, который принял на себя жертвенные муки и умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мертвых и вознесся на небеса.
Новый Завет содержит много пророчеств о Втором пришествии Христа, который будет вершить Страшный суд, после чего наступит вечность: блаженная для праведников и мучительная для грешников.
Иисус и Мария, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд». Wikimedia
Что значит Иисус Христос? Значение имени
Иисус – это славянская транслитерация греческой формы еврейского имени Йешуа. Оно было довольно распространенным в Иудее I века и означает «Яхве спаситель» (Яхве – одно из древних и наиболее частых имен Бога, упоминаемых в Библии).
Христос – по-гречески «помазанник», то же самое что «мессия». Это не «фамилия», а скорее нечто вроде звания, титула.
Во времена Христа у евреев было только имя. Для обозначения конкретного человека добавляли отчество или родной город. Поэтому в Новом Завете его часто называют «Иисус из Назарета», а также «сын плотника», «сын Иосифа», «сын Марии».
Был ли Христос реальным человеком? Существовал ли он на самом деле?
Большинство ученых и исследователей, включая нерелигиозных, сходятся во мнении, что Иисус Христос был реальным человеком, который вдохновил на культовую мифологию. Пожалуй, лишь самые ярые атеисты это категорически отрицают.
В то же время продолжаются вековые споры по поводу многих фактов. Просвещенному уму трудно принять библейские истории о чудесах Христовых, от хождения по воде до воскрешения Лазаря через четыре дня после смерти. Поэтому ученые опираются не только на литературный анализ, но и на историю, археологию, антропологию.
То, что Иисус совершал, возможно, не сказочные, но какие-то впечатляющие деяния в Галилее, в Иерусалиме, то, что он был казнен – все это вписывается в реальный сценарий.
«Воскрешение Лазаря», Рембрандт. Wikimedia
Кем был «настоящий Иисус»?
По версиям ученых, Иисус мог быть странствующим мудрецом, религиозным реформатором, революционером (борцом за социальную справедливость), пророком апокалипсиса. Впрочем, ни одна из этих гипотез не принята в качестве основной.
Сегодня дотошно изучаются политические, экономические и социальные течения Галилеи I века, чтобы понять, что возвеличило этого человека и его миссию.
Известно, например, что ко времени рождения Христа палестинские земли больше 60 лет были под гнетом могущественной Римской империи. Почти все еврейское население было недовольно налогами и идолопоклонничеством римлян. Скорее всего, на фоне народных волнений и появился лидер, который вызвал большой отклик тем, что стал осуждать богатых и всесильных, благословлять бедных и отверженных.
«Слепые Иерихона», Никола Пуссен. Wikimedia
Документальные свидетельства о Христе
Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.
Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом».
Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков Плиния Младшего и Тацита.
Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога.
Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название [христиане], казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».
«Христос перед Пилатом», мозаика по эскизам Николая Бодаревского. Wikimedia
Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.
Вот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели, родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета. Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бракосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки), считать авантюристом и мошенником, который выдает ложь за правду, но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.
Археологические находки
Серьезные исследования библейских мест начались 150 лет назад. Причем раскопки только усилили доводы в пользу реального существования Иисуса, хотя обычно археологи, наоборот, опровергают мифы.
«Лодка Иисуса» – рыбацкая лодка времен Христа, найденная в 1986 году в Галилейском море. Wikimedia
Одной из важнейших находок стали руины синагоги времен Христа, впервые обнаруженные в 2009 году на месте древнего библейского города Магдала (место рождения Марии Магдалины).
Мозаичный пол синагоги. Фото с сайта magdala.org
До тех пор считалось, что синагоги появились в Галилее только через десятки лет после Иисуса, поэтому скептики утверждали, что евангельские записи о его проповедях и чудесах в синагогах – выдумка.
Источник: https://www.anews.com/p/107519167-kem-byl-iisus-hristos-sushhestvoval-li-iisus-v-realnosti-i-kak-on-vyglyadel/
Пещера Рождества. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю
Находится под амвоном храма (базилики) Рождества Христова в Вифлееме.
В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Место Рождества
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.
Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:
«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»
«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»
Звезда
Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос
За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.
Православный престол над местом Рождества в пещере
Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.
На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.
Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.
В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.
Придел Яслей
В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.
Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.
Ясли Христовы
Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.
В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.
Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.
Младенец Христос на троне в Яслях Христовых. Католический придел Яслей в рождественские дни
Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.
Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.
Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.
За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.
В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.
Описание пещеры
Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.
В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.
Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.
Южная лестница в пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века
Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.
Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.
Икона прямо над Яслями
Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.
Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.
В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.
Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).
Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».
Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.
Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».
Источник: https://guide-israel.ru/attractions/24130-peshhera-rozhdestva/
Место рождения Иисуса Христа (Вифлеем)
Почему местом рождения Иисуса Христа стал город Вифлеем? Каково значение Вифлеема — этого небольшого древнего города в плане Бога по спасению человечества? Было ли место рождения Иисуса случайным или нет?
«Но ты, Вифлеем Ефрафа, хотя ты и мал среди клана Иуды, для Меня выйдет из тебя Тот, Кто станет правителем Израиля. Его начало уходит в древность, ко дням вечности». (Михея 5:2)
Это место в Библии раскрывает перед нами, пожалуй, самое удивительное и трепетное пророчество о приходе Мессии — Иисуса Христа. Оно говорит о приходе Того Вечного, Кто должен прийти из маловероятного места. Вифлеем — небольшой и, казалось бы, неважный город должен был взять на себя очень важную роль.
Сегодня, когда в центре внимания рождение Иисуса Христа (Рождество), очень важно понимать значение и роль место Его рождения — города Вифлеема. Это исследование будет рассматривать причины, по которым Бог избрал Вифлеем — маленький городок для места рождения Иисуса, а также некоторые более глубокие истины о нашем Господе и Спасителе.
«И тогда, оставшиеся братья вернутся к народу Израиля. И встанет [правитель Израиля], и будет пасти своё [стадо], и [поведёт] его в силе Господней, в славном имени Господа, Бога его. И будут они жить в мире, ибо тогда величие Его достигнет краёв земли. И будет мир. Да, ассирийская армия войдёт в нашу страну и растопчет наши большие дома. Но [правитель Израиля] выберет семь пастырей. Нет, восемь вождей найдёт он. (Михея 5:4,5)
Михей был пророком в Иудее, как и современник Исаия. Они оба были пророками около 740-700 годов до нашей эры. Особенность их мессианских пророчеств заключалась в том, что они давали надежду Израилю о приходе Искупителя.
Исайя говорил об Иммануиле (Бог с нами), а также о специальном сыне в роде Давида, который будет править вечно на его престоле (Исайя 9:1-6). Исайя уточняет, что служение Мессии будет происходить в Галилее (Исайя 9:1-6).
Михей указывает на Вифлеем иудейский, как на место, из которого должен прийти Мессия.
«Вифлеем Ефрафа». Было фактически два Вифлеема в Израиле: один находился в Северной Галилее, другой – в южной части, который расположен в нагорной части страны иудейской. Ефрафе означает «плодородный». Это был очень древний город, маленький город, всего в шести милях от Иерусалима на юг. Известный в первую очередь разведением овец. А особенно овец, которые позднее становились жертвой в храме.
То, что из Вифлеема должен был произойти Царь Израиля, на самом деле, очень уникально. Поскольку не было больше ни одного другого царя Израиля из этого маленького города, не считая Давида. В отличие от Иерусалима, где родились все цари Израиля, Вифлеем выглядел очень скромно.
Михей показывает нам много контрастов по этому поводу, говоря о величии Того, Кто должен был прийти из этого города. Еврейские религиозные лидеры первого века очень хорошо понимали эту часть пророчества – Михей 5:1-5, как описание места, где должен родиться человек, имеющий очень большое значение.
Еврейские учителя очень хорошо связывали Вифлеем с местом рождения Мессии (Евангелие от Матфея 2). Следующий отрывок из Евангелия от Иоанна это тоже хорошо показывает:
«Разве не сказано в Писании, что Христом будет один из отпрысков Давидовых, и придёт он из Вифлеема, города, где жил Давид?». (Евангелие от Иоанна 7:42)
Библейское значение города Вифлеема
Вифлеем означает «дом хлеба». Впервые упоминается в книге Бытие 35:19-20, как место, где Рахиль, жена Иакова, умерла при родах Вениамина — «Рахиль умерла, рожая этого сына и, умирая, дала сыну имя Бенони, но Иаков назвал его Вениамином. Рахиль похоронили у дороги в Ефрафу, то есть Вифлеем »
Город Вифлеем и книга Руфь
Небольшой городок Вифлеем послужил местом для трогательной истории в книге Руфь, где молодая женщина Моавитянка вышла замуж за еврея из Вифлеема. Её муж умер, когда они жили в Моаве. Позже Ноеминь после смерти и своих сыновей решила отправиться обратно к своему народу, чтобы быть с ним.
И Руфь (невестка Ноемини), хотя она и не была еврейкой, решила отправиться вместе с ней, чтобы поддержать Ноеминь. Находясь там, Господь благословил её, где она смогла найти себе мужа и восстановить имя предыдущего мужа.
Согласно еврейскому закону родственники могли жениться на вдове и таким образом сохранить имя:
«Я также беру в жены Руфь, чтобы всё имущество покойного оставалось в его семье. Таким образом имя умершего будет восстановлено» (Руфь 4:10).
Руфь и Ноеминь обрели радость, когда Вооз решил жениться на Руфи. В конечном счете, родился ребенок, о котором сказано:
«Соседки говорили: «Этот мальчик родился для Ноемини». Женщины дали ему имя Овид. Овид был отцом Иессея, а Иессей был отцом [(Царя)] Давида». (Руфь 4:17)
Эта история интересна не только с точки зрения истории любви, но и с точки зрения уникальной родословной царя Давида. Мы видим небольшой, но очень важный кусочек на фоне всей истории, где семейная линия, через которую должен был прийти Мессия, была сохранена от вымирания. Это дает нам понимание огромного мессианского значения Рождения Спасителя, и влияния язычников, находящихся в линии Давида.
Вифлеем – город Давида
Вифлеем был местом рождения Давида и впоследствии стал «городом Давида». Давид был пастухом. Там он был избран и помазан пророком Самуилом, чтобы стать царем над Израилем (1-я книга Царств 16:1-13). Интересно, что при правлении Давида Израиль стал сильной нацией. Из династии Давида произошли многие другие иудейские цари. Но кроме Давида все цари родились в Иерусалиме.
Пророчество в Михее 5 главе интересно тем, что еще один царь, не считая Давида, должен был родиться в этом маленьком городе Вифлееме. Хотя еврейские религиозные знатоки закона увидели в этом пророчестве Мессию, было ясно, что это будущий Царь, Спаситель Израиля, который должен был родиться в Вифлееме. На протяжении всей истории царей израильских много рождалось царей из рода Давида, но все они были не из Вифлеема.
Кроме самого Давида и Того, о Ком было пророчество в Михее 5 главе.
Источник: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/raznoe/mesto-rozhdeniya-iisusa-hrista-vifleem.html
Рождение иисуса христа
Общие сведения
Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере)
Две служанки и омовение Младенца
Поклонение Младенцу
Путеводная звезда
Ангелы
Gloria
Цветы
Охапка сена
Туфли
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
(6) Когда же они были там, наступило время родить Ей; (7) и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лк. 2 : 6 – 7)
Празднование Рождества Христова на Востоке упоминается уже в учении гностиков, в частности у Климента Александрийского. Рождение Христа отмечалось ими вместе с празднованием Его яления. Явление же это было Богоявлением (Представление Господа в храме), и, таким образом, праздник Рождества, отмечавшийся вместе с Богоявлением, праздновался на Востоке 6 января.
Точное разделение этих праздников во всей христианской Церкви – Западной и Восточной – произошло в конце IУ – начале V века. Как отмечают историки Церкви (М. Э. Поснов, в частности), праздник Рождества Христова был заимствован Восточной Церковью у Рима, тогда как праздник Богоявления впервые появился на Востоке, а затем уже был перенесен в Рим.
Здесь же необходимо указать, что Западная и Восточная Церкви со временем стали вкладывать разный смысл в понятие Богоявления, что отразилось на выборе отмечаемых в этот праздник событий евангельской истории.
Так, Восточная Церковь утвердилась в праздновании Богоявления как Крещения Христа – первого появления Иисуса среди народа и установления догмата троичности – идеи о явлении лиц Божества.
В свою очередь Римско-Католическая Церковь под Богоявлением, празднуемым также 6 января, подразумевает явление звезды восточным волхвам как первое откровение язычникам явления Мессии (праздник Трех волхвов, Трех царей). Крещение же в том случае, если воскресенье, когда оно всегда празднуется, не совпадает с 6 января, отмечается Римско-Католической Церковью в первое воскресенье после этого числа.
Изложенные выше обстоятельства чрезвычайно важны для верного понимания рождественского цикла сюжетов, как он сформировался в западном искусстве. Евангельская история рождения Христа – это, собственно, только приведенные выше слова Луки.
Часто, однако, в западном искусстве под названием «Рождество Христово» подразумеваются также сцены Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (мы не говорим в данном случае о трактовках сюжета рождения Христа, основанных вообще не на евангельском повествовании, например, поклонение Марии, поклонение царей и другие – об этих трактовках и их литературных программах см. ниже), тогда как эпизод Поклонения волхвов, строго говоря, является сценой Богоявления.
Причем, если картины на сюжет Рождение Христа, как правило, включают и последующие эпизоды, образующие, в сущности, круг эпизодов праздника Богоявления, то сцены этого последнего праздника — Поклонение волхвов, Поклонение царей – отнюдь не всегда включают изображение собственно рождения Христа.
Итак, мы намеренно отделяем сюжет собственно рождения Христа, как непосредственное иллюстрирование рассказа Луки, от следующих за ним сюжетов Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (царей), как опосредованное доказательство рождения Христа. Заметим, что в соединении этих сюжетов в живописи отразилось изначальное смешение самой Церковью обстоятельств рождения Христа и его явления, то есть праздников Рождества и Богоявления.
Первым источником, из которого христианские художники заимствовали основную идею рождения Христа, должно было быть Евангелие. Матфей лишь констатирует факт рождения: «Наконец Она родила Сына Своего первенца, и он [Иосиф. – А. М.]нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1 : 25). Произошло это в Вифлееме.
У Луки рассказ несколько более подробный: упоминается об отсутствии места в гостинице, о том, что Мария спеленала Младенца, о том, что Он положен был в ясли. Из дальнейшего рассказа Луки становится ясно, что при рождении присутствовал Иосиф (Лк. 2:16).
Но если сравнить с этими свидетельствами Евангелия изображения рождения Христа в живописи, станет ясно, что они включают подробности, которых нет в Евангелии. Таким образом, иконография Рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей.
Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения Младенца, положение родившей Богоматери, действия Иосифа, Ангелы и пастухи, омовение Младенца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены. Для всех этих деталей сюжета имеются богословская база и литературные программы.
Первые изображения рождения Христа относятся к эпохе древнехристианских саркофагов, но датируются не ранее чем IV веком. Сцена, как правило, очень проста: в яслях под навесом лежит спеленутый Младенец, над ним склонились вол и осел, присутствуют Мария и Иосиф, иногда изображаются пастухи. Часто, когда фигурирует звезда, как на одном из римских саркофагов, обнаруженных на Viaappia, мы видим также трех волхвов (во фригийских шапочках).
Итак, если не ограничиваться только свидетельством Луки, а попытаться выявить более широкий круг литературных источников для темы Рождение Христа, то оказывается, что сюжет этот распадается в западном искусстве на несколько прочно утвердившихся к эпохе Возрождения иконографических типов.
Чтобы очертить их, необходимо рассмотреть ряд входящих в этот сюжет «мотивов» и выяснить их литературную программу: 1) Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере); 2) Две служанки и омовение Младенца; 3) Поклонение Младенцу; 4) Звезда; 5) Ангелы; 6) Цветы; 7) Охапка сена; Туфли.
Рассмотрим их последовательно.
ОБУСТРОЙСТВО ДЕВЫ МАРИИ (В ДОМЕ [ПОД НАВЕСОМ] ИЛИ В ПЕЩЕРЕ)
С определением места, где следовало бы поместить сцену рождения Христа, у художников всегда возникало много проблем. С одной стороны, они опирались на свидетельство Матфея: «И, войдя в дом ()» (Мф. 2 : 11). Речь здесь у Матфея идет о явившихся на поклон волхвах. Но, строго говоря, волхвы явились много позже, чтобы считать их приход «в дом» доказательством того, что и само рождение Христа произошло здесь.
Тем не менее ранние художники предпочитали именно так трактовать место действия этого сюжета. Можно констатировать, что в ранних изображениях рождения Христа действие происходит под навесом, что символизирует дом.
В эпоху Возрождения художники изображали дом, где родила Дева Мария, в виде обветшалой постройки (лачуги) – она символизировала Ветхий Завет, заменить который Новым явился в мир Христос (Робер Кампен).
Робер Кампен. Рождение Христа (1425). Дижон. Городской музей).
Выбор художниками иного места для рожающей Девы Марии – пещеры – основан на упоминании о ней у Иустина Мученика в его «Диалоге с Трифоном» (II век), который видел в таком рождении Христа осуществление пророчества Исайи; ср.
: «Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила () и также из пророка Исайи ()?» (Иустин Мученик. «Диалог с Трифоном», 70) с пророчеством Исайи: «Тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы» (Ис. 33:16).
Это предание ясно формулируется во многих апокрифических текстах, в частности в Протоевангелии Иакова (которое, по-видимому, Иустин Мученик знал), где говорится: «(17) И он снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой? Ибо место здесь пустынно. (18) И нашел там пещеру, и привел Ее ()» (Протоевангелие, 17 – 18).
Можно указать и другие литературные источники этой живописной традиции. Первые изображения рождения Христа в пещере относятся к VI—VII векам. В пещере изобразил рождение Христа Пьетро Каваллини на своей мозаике в церкви Сайта Мария ин Трастевере в Риме.
Пьетро Каваллини. Рождение Христа (1291). Рим. Церковь Сайта Мария ин Трастевере.
В общих чертах его композиция следует канонам византийской иконографии, но в изобразительных формах несет печать римской традиции.
Фреска эта необычайно интересна тем, что соединяет в себе несколько литературных программ – свидетельства Евангелия от Луки, Евангелия от Матфея, Протоевангелия Иакова, а кроме того, вносит местные – римские – детали в трактовку сюжета.
У Луки художник заимствовал: 1) изображение гостиницы – дом с башней на переднем плане; надпись поясняет: «tabernameritoria» (лат. – жилище, сдаваемое внаем) («не было им места в гостинице». Лк. 2:7), 2) благовестие пастухам: Ангел с бандеролью, на которой текст:
«Annutiouobisgaudiummagnum»
(лат. – «Я возвещаю вам великую радость». Лк. 2:10).
У Матфея художник заимствовал звезду, которая привела в Вифлеем волхвов. У Иакова (из Протоевангелия) – пещеру, в которой родила Дева Мария, а также образ застывшего в задумчивости Иосифа: «и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф, шел и не двигался.
И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились ()» (Протоевангелие, 18).
И наконец, свой вклад в разработку программы этой мозаики внес кардинал Якопо Стефанески, известный меценат раннего треченто: на переднем плане рядом с хижиной и башней виден источник благовонного масла, который, согласно легенде, забил в Риме в момент рождения Христа. Над этим источником и была поставлена церковь Санта Мария ин Трастевере, о чем свидетельствует надпись под картиной:
Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/II.Detstvo/7.Rojdestvo/Rojdestvo_Opisanie.htm