Как называется место где родился Иисус

Чем могла быть Вифлеемская звезда

Как называется место где родился Иисус

Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к дому, где родился младенец Иисус. Звезда зажглась на востоке, когда Иисус появился на свет, и привела волхвов в Иерусалим, откуда царь Ирод направил их в Вифлеем Иудейский. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», — говорится в Евангелии от Матфея.

Белый карлик, раздирающий на части собственную планету, показал астрономам, как будет происходить гибель Солнечной системы через несколько миллиардов →

Если допустить, что описанные в Евангелии события являются правдой, встает вопрос о том, что представляла собой Вифлеемская звезда. Очевидно, что привлечь внимание волхвов могло только действительно необычное и яркое небесное тело, однако,

по мнению богословов, звезда вообще могла не являться реальным небесным объектом.

Так, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды.

Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу.

А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

Соединение планет

В 1614 году немецкий астроном Иоганн Кеплер выяснил, что в 7 году до н.э. произошла серия из трех соединений Юпитера и Сатурна. Ученый предположил, что сближавшиеся друг с другом планеты могли быть видны с Земли, и именно это явление стало известно под названием «Вифлеемская звезда». Впрочем, современные расчеты показывают: расстояние между планетами составляло около двух диаметров Луны, а это значит, что Юпитер и Сатурн вряд ли могли произвести на волхвов такое впечатление.

Каменная глыба размером в сто метров стала одним из главных ньюсмейкеров вторника: отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает, что наука знает →

В 3–2 годах до н.э. произошла серия из семи соединений космических тел, включая три соединения Юпитера и Регула (самой яркой звезды в созвездии Льва), а также необычайно близкое соединение Венеры и Юпитера 17 июня 2 года до н.э. и в августе 3 года до н.э. Впрочем, эти события являются не слишком хорошими претендентами на роль Вифлеемской звезды:

соединения планет были видны на западе при заходе Солнца, а значит, не могли указать волхвам путь на юг и привести их из Иерусалима в Вифлеем.

Комета

Комета Галлея была видна с Земли в 12 году до н.э. в течение примерно 60 дней и теоретически могла бы являться неплохим кандидатом на роль звезды, однако в то время астрономы уже умели отличать кометы от других космических тел и считали их плохим предзнаменованием.

Еще один похожий на вспыхнувшую новую звезду объект наблюдался корейскими и китайскими астрономами в 5 году до н.э. Этот объект был виден на протяжении 70 дней и при этом не двигался – так же, как и Вифлеемская звезда, которая как бы «висела» над домом Марии и ее младенца.

В 2005 году возникла гипотеза о том, что

Вифлеемская звезда была сверхновой звездой, вспыхнувшей рядом с галактикой Андромеды, отдаленной от Земли на расстояние 2,52 млн световых лет.

Несмотря на то что обнаружить следы сверхновой звезды или определить точное время ее вспышки в другой галактике чрезвычайно сложно, ученым удалось найти остатки сверхновой в галактике Андромеды.

Через 20–40 млн лет у планеты Марс появятся кольца, и он станет напоминать Сатурн. Однако он лишится своего спутника Фобоса, который постепенно →

Гелиакический восход

Одна из теорий гласит, что выражение «на востоке», употребленное в Евангелии, можно трактовать не просто как указание на сторону света, а хоть и малоизвестный, но вполне конкретный астрономический термин — гелиакический восход.

Это выражение означает первый после некоторого периода невидимости утренний восход звезды или планеты.

До гелиакического восхода звезда на протяжении некоторого времени находится на дневном небе и является невидимой, после чего в определенный момент восходит на восточной стороне неба на фоне утренней зари.

Впрочем, другие переводчики древнего текста уверяют, что Евангелие не содержит специфичной астрономической лексики и выражением «на востоке» автор хотел только указать на сторону света.

Астроном Майкл Мольнар утверждает, что звездой на Востоке стали события, случившиеся 20 марта и 17 апреля 6 года до н.э., — покрытие Юпитера Луной. Покрытие — это астрономическое явление, при котором один космический объект проходит перед другим, заслоняя его часть.

Ученые полагают, что

покрытие Юпитера Луной не могло быть видимым с Земли невооруженным глазом, а значит, его вряд ли можно было бы принять за яркую звезду.

С другой стороны, когда волхвы пришли к царю Ироду, который направил их из Иерусалима в Вифлеем, царь был удивлен этим визитом. Это означает, что «путеводной звезды» волхвов он не видел — а вот они, будучи людьми образованными и сведущими в астрономии, вполне могли заметить покрытие.

Несмотря на немалое количество теорий, которые могли бы объяснить появление на небе Вифлеемской звезды, ни одна из них не является общепризнанно верной.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2016/01/07_a_7991933.shtml

Спецпроект

Как называется место где родился Иисус

«Врата смирения». Центральный вход в храм Рождества Христова специально заложили так, чтобы все входящие преклоняли головы

Считается, что путешествие на Святую землю может изменить всю жизнь. Причем кардинально. Но это и пугало, так как моя жизнь только-только вошла в приятное русло. Святая земля чревата искушениями.

Если перед командировкой на Валаам у моих коллег были потопы в домах и серьезные заболевания, то я боялась и представить, что нас ждет перед поездкой туда, где зародилась человеческая культура, где найдены артефакты 790 тыс. лет до нашей эры.

Да Бог с ними, с артефактами! Ведь это — место моего Господа! В церкви на всякий случай я каждый раз каялась в грехах чуть ли не с самого рождения. И Бог миловал.

Я отделалась только сгоревшим холодильником и поломкой водного насоса, да и эти проблемы разрешились так же быстро, как и появились. Другое дело, что поездка эта в течение полугода откладывалась. Потому, в отличие от правильных паломников, которые заказывают билеты за три месяца со скидкой 50%, нам удалось купить их только за два дня до вылета, что по еврейским меркам, и украинским тем более, сродни сумасшествию. Для нас же это было чудо.

Израиль «славится» своими получасовыми собеседованиями на таможенном контроле. И хотя у нас были письма от Православной Духовной Миссии, мы все равно до последнего сомневались, пропустят нас или нет. Бог снова миловал. Нас очень быстро пропустили, попросив лишь показать билет на обратный рейс. Когда мы вышли в фойе аэропорта Бен Гурион, я ощутила прилив счастья, словно мне дали пропуск в рай.

Но ощущение тут же улетучилось за пределами аэропорта, когда мои легкие впервые вдохнули горячий израильский воздух. Теперь я знаю, что такое настоящая жара! Рысцой вбежав в автобус, я поблагодарила Господа за кондиционер, который охлаждал нас до +19. Хотя голос внутри меня похоронно глаголил: «А Господь с учениками жили здесь без машин и кондиционеров».

«Меня могут взять в плен!»

«Куда едем?» — весело спросил наш водитель. «В Вифлеем, в гостиницу Православной Духовной Миссии».

Водитель заглушил мотор: «Это же Палестина! Вы что, не могли в Иерусалиме остановиться? С израильским паспортом въезд туда запрещен, местные запросто могут взять меня в плен и требовать выкуп! Особенно после случая, когда за одного израильского солдата государство Израиля согласилось выпустить 150 палестинских террористов.

И хотя спустя три месяца практически все эти террористы снова оказались в тюрьме, меня, как гражданина Израиля, наши же военные остановят еще перед въездом в Вифлеем». Хорошо, что нам удалось дозвониться до принимающей стороны и договориться, чтоб нам выделили водителя-араба.

Разделительный барьер. Граффити знаменитого Бенкси

После такого неожиданного начала поездки мы уже не удивлялись, что дорога оснащена высокими заборами, колючей проволокой и камерами слежения системы «Давид». «До середины 70-х, пока не было заборов, на дорогу могла выехать машина палестинцев, расстрелять тех, кто попадется им на пути, и уехать, — нагнетал обстановку наш израильский водитель.

 — Сейчас такого нет, вся спорная территория охраняется. Так что теперь ездить не страшно.

А вот, смотрите, слева тюрьма! Но вы не бойтесь! Палестина делится на три сектора, и Вифлеем — сектор наименее опасный, это туристический центр, там палестинцы деньги зарабатывают, вас никто не тронет, если вы не припрятали израильский паспорт!» Вот тебе и Святая земля.

На муниципальной границе Иерусалима нас пересадили в другой автобус с другим водителем. Он говорил только по-арабски и по-английски, потому всю оставшуюся дорогу молчал. На въезде в Вифлеем мы потянулись в пробке, рассматривая граффити знаменитого художника Бэнкси.

Граффити эти сделаны не просто на стенах, а на разделительном барьере, который построили израильтяне в начале нулевых. На пропускном пункте мы с перепугу подоставали паспорта, но военным с оружием наперевес было достаточно услышать от водителя загадочные слова: «Юкрейниан ортодокс» (православные украинцы.

 — Авт.) — и нас пропустили без досмотра.

Въезд в Вифлеем. Проверка документов израильскими военными

В «доме хеба»

За то, как по узкому серпантину в Вифлееме ездят огромные туристические автобусы, умудряясь не скатиться в пропасть и не врезаться на встречке, я бы давала водителям «Нобеля». То и дело над всем городом слышен или призыв на молитву с мечети, или звон колоколов. У маленьких лавочек, больше напоминающих гаражи, кемарят продавцы. Дети, с ног до головые одетые в платья поверх джинсов, преспокойно ждут автобус на самой жаре.

Вифлеем здесь называют «Бейт-Лехем», что в переводе означает «дом хлеба». Кстати, в качестве хлеба тут пекут вкуснейшие питы, внутрь которых добавляют иссоп (местная приправа) и ложку оливкового масла.

Вифлеему более четырех тысяч лет, и он связан с именами множества ветхозаветных личностей. Именно здесь — гробница Рахили (красавицы жены патриарха Иакова из Ветхого Завета), именно сюда пришла Руфь со своей свекровью и стала прабабушкой Давида. Кстати, сам пророк Давид, чьи псалмы в Псалтыре до сих по читает весь мир, родился именно здесь. Но конечно, в первую очередь христиане едут сюда в храм Рождества Христова.

Храм построен над пещеркой, в которой родился Иисус.

Теперь это огромное сооружение из иерусалимского камня, с несколькими приделами для представителей разных конфессий: есть придел и православной, и армянской церкви, а у католиков вообще здесь целый монастырь! Именно туда, в католический монастырь, новички без гида и входят первым делом.

Потому что там широкие ворота. Центральный же вход в храм Рождества представляет собой низенькую, почти квадратную дверцу, через которую можно войти, только согнувшись пополам. Ясное дело, с непривычки мы с фотокором ударились о него лбами.

«Врата смирения»

Паломникам обязательно показывают крестообразный «след от пчел» в центральном нефе храма. Пчелы эти известны тем, что изгнали человека, который въехал в храм на лошади. После того случая центральные врата заложили, чтоб никто не смел больше по храму на конях разгуливать.

«Это народные предания, которые гиды очень любят рассказывать туристами и паломникам, — с улыбкой рассказал нам владыка Иорданский Феофилакт, когда я поведала ему, что мы вообще зашли не туда, а на выходе «не вписались» в главные ворота. — А вообще вход в храм называется «Врата смирения». Полное название храма — базилика Рождества Христова — один из самых древнейших на Святой земле.

Во втором веке после рождества Христова на этом месте было даже языческое капище богу Адонису. И жители Вифлеема приходили в грот рождества Христова, чтобы поклониться своим идолам. И только в IV веке император Константин со своей матерью, царицей Еленой, строят здесь христианский храм. Он был тогда гораздо меньше нынешнего. Достроил и увеличил храм уже в VI веке император Юстиниан.

Именно он соорудил две боковые лестницы, ведущие в пещеру Рождества. Тогда же широкий вход заложили, и теперь войти можно, как и выйти из храма, только склонив голову. Храм Рождества до сих пор в лесах, и ремонт этот длится очень давно, и неизвестно, когда закончится. Из того, что есть здесь сегодня, аутентичны только фрагменты мозаики на полу, построенные святой Еленой и Константином».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На службу мы пришли в шесть утра, опасаясь, что в семь уже просто не сможем войти в пещерку из-за нашествия других паломников.

Меня поразило, что в пещерке Рождества еще с пяти утра идет католическая служба, и до семи «ортодокс» (так здесь называют православных) не имеют права входить, а смиренно ждут на лавочке или стульях.

Святая земля не зря считается страной трех религий — она еще славится своим умением договариваться. Это становится понятным, если понаблюдать, как безропотно владыки ждут своей очереди у входа в пещерку.

«Существует договоренность между конфессиями, которой уже более 300 лет, — объясняет владыка Феофилакт. — Все конфессии должны служить по очереди, не мешая друг другу. Если мы не будем соблюдать эту договоренность, между нами начнется война. Сначала католики начинают службы, потом мы, потом армяне.

Хорош ли компромисс в вере? А как иначе? Ведь наша цель не воевать, а служить Богу. Хотим служить? Надо идти на компромиссы, договоренности. Зато так мы каждый день можем поклоняться святыням. Тем более что в Вифлееме это единственное место для христиан.

Это приходской храм, в котором каждый день службы идут, проходят венчания или крестины».

Ожидание. Владыка Иорданский (в центре), владыка Павел (справа)

За время ожидания у нас была возможность не только поклониться, но и вдоволь налюбоваться святыней Божия Матерь «Вифлеемская». Это единственная икона в мире, где Богородица улыбается. Ее улыбка мне очень напоминала улыбку «Джоконды». Говорят, изначально икону написал святой Лука еще при жизни Богородцы, и она ей понравилась.

Этот список с древней иконы — совсем юная святыня, ей чуть более 100 лет. Тем не менее она уже считается чудотворной, и на поклонение к ней так же выстраиваются очереди, как и в пещеру Рождества. Чаще всего у Богородицы Вифлеемской просят рождения детей. И потом приносят в дар украшения и фотографии рожденных вымоленных младенцев.

Богородица «Вифлеемская»

Вифлеемская звезда

В начале восьмого утра нам разрешили спуститься в пещерку Рождества Христова (второе название — Святой Вертеп). И хотя написано, что ее длина 12, а ширина 4 метра, но она оказалась совсем маленькой. Первые несколько минут я с недоумением наблюдала, как люди, спускаясь по ступенькам в пещерку, практически заныривают внутрь сооружения, похожего на камин, чтобы коснуться серебряной звезды, символизирующей Вифлеемскую. Именно там — место, где родился младенец Христос.

Пещерка Рождества Христова. Вход по мраморным ступеням

Когда очередь дошла до меня, я на секунду запаниковала. Насколько уместно распластываться на полу? Вдруг уже владыка Иорданский Феофилакт и наш владыка Павел, наместник Киево-Печерской лавры, пришли, а я тут лежу?

«Настя, крестись и опускайся, не бойся», — услышала я знакомый голос матушки Михаилы из нашей паломнической группы.

Место рождения Христа. Чтобы коснуться звезды, нужно почти лечь

Я послушно легла на холодный мрамор и опустила руку в отверстие в полу, касаясь Святой земли. Над моей головой горели 15 серебряных лампад, принадлежащих разным конфессиям, справа от меня священник читал молитвы, и моя поза совсем перестала казаться мне нелепой.

На звезде высечена надпись на латыни: Hic de Virgine Maria Iesus Christus natus est (здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Я словно коснулась самой истории, ощутила ее! Когда же выбралась, пришло какое-то смирение в сердце. Понимание фразы, что за Господом надо идти, ползти, держаться за Него руками, ногами и даже зубами, если нужно.

И пусть со стороны все это выглядит нелепо. Закхей ведь тоже висел на ветке нелепо, но Господь именно к нему обратился и пришел на ужин.

Звезда Вифлеема. Над ней — 15 лампад от разных конфессий

Придел яслей Христовых тоже оказался совсем крохотным, там человека три-четыре с трудом поместятся. Сами ясли скрыты под мраморной облицовкой. Здесь хранится лишь половина. Вторая — в Риме.

Божественная литургия двух владык была относительно недолгой, около часа. Но впечатлило то, что она велась на греческом и церковнославянском языках. А если учесть, что рядом с тобой люди читают Новый Завет на арабском, понимаешь — вот это Вселенская церковь.

Придел Яслей Христовых

Чудеса: мел для появления деток и прекрасные отцы

«Надо обязательно купить чудотворный мел! — озадачила нас провожатая Раиса. Она уже несколько лет приезжает в Вифлеем работать и вызвалась показать нам город. —
Это «пудра», как его тут называют, помогающая верующим в рождении детей. Пойдемте в храм, где его берут».

Мел. За ним едут тысячи женщин

Перед нами еще одна святыня Вифлеема — грот, где Богородица остановилась по пути в Египет, чтобы покормить своего новорожденного сына. Она расположена недалеко от базилики Рождества Христова на улочке Молочного Грота. Капелька молока Девы Марии упала на пол, и весь грот стал белым.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто держит иконы на венчание

Храм, выстроенный над пещеркой, принадлежит католикам, но идут сюда все, в том числе и мусульмане. Монахи-францисканцы владеют Молочным Гротом с 1375 года, а храм построили в XIX веке.

Мел со стен этого святого места уже в те времена считался чудотворным, и его привозили в Западную Европу.

Источник: https://www.segodnya.ua/religion/sunday_school/specproekt-palomniki-vifleem-ostrovok-mira-v-palestine-1062022.html

Рождество Христово. Для чего Христос родился?

Как называется место где родился Иисус

Во всем христианском мире он сопровождается многочисленными выходными: в Европе, Северной и Южной Америке — это рождественская неделя (от 25 декабря до 1 января); в России и в православных странах СНГ — это новогодние каникулы (от 1 января до 10 января).

Хотя раньше на Руси новогодних каникул не было, а были Святки — рождественские гуляния от Рождества Христова до праздника Крещения Господня.

С этим днем связано множество общемировых и сугубо национальных традиций: Санта-Клаус, рождественская елка, хороводы, калядование, особые подарки и прочее. Каждый ребенок ждет Рождества (в нашей стране Нового года) не меньше, чем свой день рождения.

А в чем смысл Рождества Христова? Зачем пришел в мир Господь Бог Иисус Христос?

Когда людям задаешь этот вопрос, то одни честно говорят, что не знают. Некоторые отвечают, что Христос пришел нас спасти.

Но согласитесь с простой логикой: если нас пришел Христос спасать, значит было от чего; иначе зачем вообще все это нужно?

Не стоит думать, что в мире есть однозначный ответ на этот вопрос. Существует три крупных учения о том, зачем Христос родился, зачем Он страдал и умер на Кресте.

Эти три учения составляют собой три крупнейшие христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Несмотря на то, что конфессий три, различий в понимании вопроса воплощения Бога на земле всего два: одно понимание называется «юридическая теория искупления»; другое называется «нравственная теория искупления».

Что такое искупление? Искупление — это понятие христианского богословия, означающее совершенное богочеловеком Иисусом Христом — через его крестную смерть и воскресение — восстановление поврежденной грехом человеческой природы и примирение человека с Богом.

Теперь разберем очень кратко смысл этих теорий.

Юридическая теория искупления

Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033−1109). Теория является основой учения католичества и протестантизма.

Адам и Ева, согрешив в раю, оскорбили Вечного Бога. И теперь Божественная справедливость требует искупления, равного оскорблению. А так как человек смертен, то искупить свой грех он не может. Поэтому вместо него это искупление (как некая плата) приносит Сын Божий: Он становится человеком и приносит себя в жертву за весь мир, тем самым восстановив справедливость и открыв человечеству путь к Богу — в Царство Божие.

В протестантизме это учение получило дальнейшее развитие. Лютер и Кальвин говорили уже не только об удовлетворении Божественной справедливости, но и о гневе Божием, который смогла утолить лишь смерть Христа на Кресте.

Положительные стороны этой теории: 1. Однозначно показано, что человек не может спасти свою душу только собственными усилиями. 2. Однозначно показано, что что для спасения человека от греха и смерти необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком.

3. Теория подкупает простотой, прямолинейностью, четкостью и ясностью формулировок и потому импонирует людям рационалистического склада ума.

Негативные стороны этой теории: 1. Бог оказывается «заложником» собственных свойств и Ему приписываются такие чувства, которых мы не встречаем в Священном Писании: «оскорбление», «удовлетворение», «заслуга».

2. Забывается главный камень, на котором построено все учение Господа Иисуса Христа — это Любовь. Любовь Бога к нам и наша любовь к Богу и ближним.

Нравственная теория искупления

Ее появление стало реакцией на появление юридической теории искупления. Нравственная теория искупления — это основа православия и всего древнего христианства до раскола Востока и Запада.

Сущность Искупления — в явлении сострадательной любви Бога к человеку. Главный момент, когда совершается наше Искупление, есть Гефсиманское борение, моление о Чаше (молитва Христа за весь мир — известна еще под названием «первосвященническая молитва»), а Крест есть не более чем иллюстрация той тайны, которая совершилась в Гефсимании.

Положительные и отрицательные стороны этой теории заключены в критике юридической теории искупления, так как, с одной стороны, юридическая теория явно не совершенна, и ее есть за что критиковать; с другой стороны, критикуя противоположную теорию, нравственный взгляд на искупление не дает нам большого положительного содержания.

Заключение

Учение Христово нужно понимать так, как понимали его в первые века христианства. И тогда мы не ошибемся. Во втором веке святитель Ириней Лионский сказал: «Бог соделался человеком, дабы человек стал богом». И в этом главный смысл Рождества Христова. Бог пришел в мир, чтобы изменить грешную человеческую природу, чтобы показать истинный путь к Богу.

Чтобы человек понял, что путь к Богу — это любовь к Нему и к ближним даже если ради нее придется идти на смерть.

Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/42007/

Рождение иисуса христа

Общие сведения

Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере)

Две служанки и омовение Младенца

Поклонение Младенцу

Путеводная звезда

Ангелы

Gloria

Цветы  

Охапка сена

Туфли

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

(6) Когда же они были там, наступило время родить Ей; (7) и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

(Лк. 2 : 6 – 7)

Празднование Рождества Христова на Востоке упоминается уже в учении гностиков, в частности у Климента Александрийского. Рождение Христа отмечалось ими вместе с празднованием Его яления. Явление же это было Богоявлением (Представление Господа в храме), и, таким образом, праздник Рождества, отмечавшийся вместе с Богоявлением, праздновался на Востоке 6 января.

Точное разделение этих праздников во всей христианской Церкви – Западной и Восточной – произошло  в конце IУ – начале V века. Как отмечают историки Церкви (М. Э. Поснов, в частности), праздник Рождества Христова был заимствован Восточной Церковью у Рима, тогда как праздник Богоявления впервые появился на Востоке, а затем уже был перенесен в Рим.

Здесь же необходимо указать, что Западная и Восточная Церкви со временем стали вкладывать разный смысл в понятие Богоявления, что отразилось на выборе отмечаемых в этот праздник событий евангельской истории.

Так, Восточная Церковь утвердилась в праздновании Богоявления как Крещения Христа – первого  появления Иисуса среди народа и установления догмата троичности – идеи о явлении лиц Божества.

В свою очередь Римско-Католическая Церковь под Богоявлением, празднуемым также 6 января, подразумевает явление звезды восточным волхвам как первое откровение язычникам явления Мессии (праздник Трех волхвов, Трех царей). Крещение же в том случае, если воскресе­нье, когда оно всегда празднуется, не совпадает с 6 января, отмечается Римско-Католической Церковью в первое воскресенье после этого числа.

Изложенные выше обстоятельства чрезвычайно важны для верного понима­ния рождественского цикла сюжетов, как он сформировался в западном искусстве. Евангельская история рождения Христа – это, собственно, только приведенные выше слова Луки.

Часто, однако, в западном искусстве под названием «Рождество Христово» подразумеваются также сцены Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (мы не говорим в данном случае о трактовках сюжета рождения Христа, основанных вообще не на евангельском повествовании, например, поклонение Марии, поклонение царей и другие – об этих трактовках и их литературных программах см. ниже), тогда как эпизод Поклонения волхвов, строго говоря, является сценой Богоявления.

Причем, если картины на сюжет Рождение Христа, как правило, включают и последующие эпизоды, образую­щие, в сущности, круг эпизодов праздника Богоявления, то сцены этого последнего праздника — Поклонение волхвов, Поклонение царей – отнюдь не всегда включают изображение собственно рождения Христа.

Итак, мы намеренно отделяем сюжет собственно рождения Христа, как непосредственное иллюстрирование рассказа Луки, от следующих за ним сюжетов Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (царей), как опосредованное доказательство рождения Христа. Заметим, что в соединении этих сюжетов в живописи отразилось изначальное смешение самой Церковью обстоятельств рождения Христа и его явления, то есть праздников Рождества и Богоявления.

Первым источником, из которого христианские художники заимствовали основную идею рождения Христа, должно было быть Евангелие. Матфей лишь констатирует факт рождения: «Наконец Она родила Сына Своего первенца, и он [Иосиф. – А. М.]нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1 : 25). Произошло это в Вифлееме.

У Луки рассказ несколько более подробный: упоминается об отсут­ствии места в гостинице, о том, что Мария спеленала Младенца, о том, что Он положен был в ясли. Из дальнейшего рассказа Луки становится ясно, что при рождении присутствовал Иосиф (Лк. 2:16).

Но если сравнить с этими свидетельствами Евангелия изображения рождения Христа в живописи, станет ясно, что они включают подробности, которых нет в Евангелии. Таким образом, иконография Рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей.

Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения Младенца, положение родившей Богоматери, действия Иосифа, Ангелы и пастухи, омовение Младен­ца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены. Для всех этих деталей сюжета имеются богословская база и литературные программы.

Первые изображения рождения Христа относятся к эпохе древнехристианских саркофагов, но датируются не ранее чем IV веком. Сцена, как правило, очень проста: в яслях под навесом лежит спеленутый Младенец, над ним склонились вол и осел, присутствуют Мария и Иосиф, иногда изображаются пастухи. Часто, когда фигурирует звезда, как на одном из римских саркофагов, обнаруженных на Viaappia, мы видим также трех волхвов (во фригийских шапочках).

Итак, если не ограничиваться только свидетельством Луки, а попытаться выявить более широкий круг литературных источников для темы Рождение Христа, то оказывается, что сюжет этот распадается в западном искусстве на несколько прочно утвердившихся к эпохе Возрождения иконографических типов.

Чтобы очертить их, необходимо рассмотреть ряд входящих в этот сюжет «мотивов» и выяснить их литературную программу: 1) Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере); 2) Две служанки и омовение Младенца; 3) Поклонение Младенцу; 4) Звезда; 5) Ангелы; 6) Цветы; 7) Охапка сена; 8) Туфли.

Рассмотрим их последовательно.

ОБУСТРОЙСТВО ДЕВЫ МАРИИ (В ДОМЕ [ПОД НАВЕСОМ] ИЛИ В ПЕЩЕРЕ)

С определением места, где следовало бы поместить сцену рождения Христа, у художников всегда возникало много проблем. С одной стороны, они опирались на свидетельство Матфея: «И, войдя в дом ()» (Мф. 2 : 11). Речь здесь у Матфея идет о явившихся на поклон волхвах. Но, строго говоря, волхвы явились много позже, чтобы считать их приход «в дом» доказательством того, что и само рождение Христа произошло здесь.

Тем не менее ранние художники предпочи­тали именно так трактовать место действия этого сюжета. Можно констатиро­вать, что в ранних изображениях рождения Христа действие происходит под навесом, что символизирует дом.

В эпоху Возрождения художники изображали дом, где родила Дева Мария, в виде обветшалой постройки (лачуги) – она  символизировала Ветхий Завет, заменить который Новым явился в мир Христос (Робер Кампен).

Робер Кампен. Рождение Христа (1425). Дижон. Городской музей).

Выбор художниками иного места для рожающей Девы Марии – пещеры – основан  на упоминании о ней у Иустина Мученика в его «Диалоге с Трифоном» (II век), который видел в таком рождении Христа осуществление пророчества Исайи; ср.

: «Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила () и также из пророка Исайи ()?» (Иустин Мученик. «Диалог с Трифоном», 70) с пророчеством Исайи: «Тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступ­ные скалы» (Ис. 33:16).

Это предание ясно формулируется во многих апокри­фических текстах, в частности в Протоевангелии Иакова (которое, по-видимому, Иустин Мученик знал), где говорится: «(17) И он снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой? Ибо место здесь пустынно. (18) И нашел там пещеру, и привел Ее ()» (Протоевангелие, 17 – 18).

Можно указать и другие литературные источники этой живописной традиции. Первые изображения рождения Христа в пещере относятся к VI—VII векам.         В пещере изобразил рождение Христа Пьетро Каваллини на своей мозаике в церкви Сайта Мария ин Трастевере в Риме.

Пьетро Каваллини. Рождение Христа (1291). Рим. Церковь Сайта Мария ин Трастевере.

В общих чертах его композиция следует канонам византийской иконографии, но в изобразительных формах несет печать римской традиции.

Фреска эта необычайно интересна тем, что соединяет в себе несколько литературных программ – свидетельства Евангелия от Луки, Евангелия от Матфея, Протоевангелия Иакова, а кроме того, вносит местные – римские – детали  в трактовку сюжета.

У Луки художник заимство­вал: 1) изображение гостиницы – дом с башней на переднем плане; надпись поясняет: «tabernameritoria» (лат. – жилище, сдаваемое внаем) («не было им места в гостинице». Лк. 2:7), 2) благовестие пастухам: Ангел с бандеролью, на которой текст:

«Annutiouobisgaudiummagnum»

(лат. – «Я возвещаю вам великую радость». Лк. 2:10).

       У Матфея художник заимствовал звезду, которая привела в Вифлеем волхвов. У Иакова (из Протоевангелия) – пещеру, в которой родила Дева Мария, а также образ застывшего в задумчивости Иосифа: «и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф, шел и не двигался.

И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились ()» (Протоевангелие, 18).

И наконец, свой вклад в разработку программы этой мозаики внес кардинал Якопо Стефанески, известный меценат раннего треченто: на переднем плане рядом с хижиной и башней виден источник благовонного масла, который, согласно легенде, забил в Риме в момент рождения Христа. Над этим источником и была поставлена церковь  Санта Мария ин  Трастевере, о чем свидетельствует  надпись  под картиной:

Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/II.Detstvo/7.Rojdestvo/Rojdestvo_Opisanie.htm

Место рождения Иисуса Христа (Вифлеем)

Почему местом рождения Иисуса Христа стал город Вифлеем? Каково значение Вифлеема — этого небольшого древнего города в плане Бога по спасению человечества? Было ли место рождения Иисуса случайным или нет?

«Но ты, Вифлеем Ефрафа, хотя ты и мал среди клана Иуды, для Меня выйдет из тебя Тот, Кто станет правителем Израиля. Его начало уходит в древность, ко дням вечности». (Михея 5:2)

Это место в Библии раскрывает перед нами, пожалуй, самое удивительное и трепетное пророчество о приходе Мессии — Иисуса Христа. Оно говорит о приходе Того Вечного, Кто должен прийти из маловероятного места. Вифлеем — небольшой и, казалось бы, неважный город должен был взять на себя очень важную роль.

Сегодня, когда в центре внимания рождение Иисуса Христа (Рождество), очень важно понимать значение и роль место Его рождения — города Вифлеема. Это исследование будет рассматривать причины, по которым Бог избрал Вифлеем — маленький городок для места рождения Иисуса, а также некоторые более глубокие истины о нашем Господе и Спасителе.

«И тогда, оставшиеся братья вернутся к народу Израиля. И встанет [правитель Израиля], и будет пасти своё [стадо], и [поведёт] его в силе Господней, в славном имени Господа, Бога его. И будут они жить в мире, ибо тогда величие Его достигнет краёв земли. И будет мир. Да, ассирийская армия войдёт в нашу страну и растопчет наши большие дома. Но [правитель Израиля] выберет семь пастырей. Нет, восемь вождей найдёт он. (Михея 5:4,5)

Михей был пророком в Иудее, как и современник Исаия. Они оба были пророками около 740-700 годов до нашей эры. Особенность их мессианских пророчеств заключалась в том, что они давали надежду Израилю о приходе Искупителя.

Исайя говорил об Иммануиле (Бог с нами), а также о специальном сыне в роде Давида, который будет править вечно на его престоле (Исайя 9:1-6). Исайя уточняет, что служение Мессии будет происходить в Галилее (Исайя 9:1-6).

Михей указывает на Вифлеем иудейский, как на место, из которого должен прийти Мессия.

«Вифлеем Ефрафа». Было фактически два Вифлеема в Израиле: один находился в Северной Галилее, другой – в южной части, который расположен в нагорной части страны иудейской. Ефрафе означает «плодородный». Это был очень древний город, маленький город, всего в шести милях от Иерусалима на юг. Известный в первую очередь разведением овец. А особенно овец, которые позднее становились жертвой в храме.

То, что из Вифлеема должен был произойти Царь Израиля, на самом деле, очень уникально. Поскольку не было больше ни одного другого царя Израиля из этого маленького города, не считая Давида. В отличие от Иерусалима, где родились все цари Израиля, Вифлеем выглядел очень скромно.

Михей показывает нам много контрастов по этому поводу, говоря о величии Того, Кто должен был прийти из этого города. Еврейские религиозные лидеры первого века очень хорошо понимали эту часть пророчества – Михей 5:1-5, как описание места, где должен родиться человек, имеющий очень большое значение.

Еврейские учителя очень хорошо связывали Вифлеем с местом рождения Мессии (Евангелие от Матфея 2). Следующий отрывок из Евангелия от Иоанна это тоже хорошо показывает:

«Разве не сказано в Писании, что Христом будет один из отпрысков Давидовых, и придёт он из Вифлеема, города, где жил Давид?». (Евангелие от Иоанна 7:42)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что считается грехом в Библии

Библейское значение города Вифлеема

Вифлеем означает «дом хлеба». Впервые упоминается в книге Бытие 35:19-20, как место, где Рахиль, жена Иакова, умерла при родах Вениамина — «Рахиль умерла, рожая этого сына и, умирая, дала сыну имя Бенони, но Иаков назвал его Вениамином. Рахиль похоронили у дороги в Ефрафу, то есть Вифлеем »

Город Вифлеем и книга Руфь

Небольшой городок Вифлеем послужил местом для трогательной истории в книге Руфь, где молодая женщина Моавитянка вышла замуж за еврея из Вифлеема. Её муж умер, когда они жили в Моаве. Позже Ноеминь после смерти и своих сыновей решила отправиться обратно к своему народу, чтобы быть с ним.

И Руфь (невестка Ноемини), хотя она и не была еврейкой, решила отправиться вместе с ней, чтобы поддержать Ноеминь. Находясь там, Господь благословил её, где она смогла найти себе мужа и восстановить имя предыдущего мужа.

Согласно еврейскому закону родственники могли жениться на вдове и таким образом сохранить имя:

«Я также беру в жены Руфь, чтобы всё имущество покойного оставалось в его семье. Таким образом имя умершего будет восстановлено» (Руфь 4:10).

Руфь и Ноеминь обрели радость, когда Вооз решил жениться на Руфи. В конечном счете, родился ребенок, о котором сказано:

«Соседки говорили: «Этот мальчик родился для Ноемини». Женщины дали ему имя Овид. Овид был отцом Иессея, а Иессей был отцом [(Царя)] Давида». (Руфь 4:17)

Эта история интересна не только с точки зрения истории любви, но и с точки зрения уникальной родословной царя Давида. Мы видим небольшой, но очень важный кусочек на фоне всей истории, где семейная линия, через которую должен был прийти Мессия, была сохранена от вымирания. Это дает нам понимание огромного мессианского значения Рождения Спасителя, и влияния язычников, находящихся в линии Давида.

Вифлеем – город Давида

Вифлеем был местом рождения Давида и впоследствии стал «городом Давида». Давид был пастухом. Там он был избран и помазан пророком Самуилом, чтобы стать царем над Израилем (1-я книга Царств 16:1-13). Интересно, что при правлении Давида Израиль стал сильной нацией. Из династии Давида произошли многие другие иудейские цари. Но кроме Давида все цари родились в Иерусалиме.

Пророчество в Михее 5 главе интересно тем, что еще один царь, не считая Давида, должен был родиться в этом маленьком городе Вифлееме. Хотя еврейские религиозные знатоки закона увидели в этом пророчестве Мессию, было ясно, что это будущий Царь, Спаситель Израиля, который должен был родиться в Вифлееме. На протяжении всей истории царей израильских много рождалось царей из рода Давида, но все они были не из Вифлеема.

Кроме самого Давида и Того, о Ком было пророчество в Михее 5 главе.

Источник: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/raznoe/mesto-rozhdeniya-iisusa-hrista-vifleem.html

Рождество Христово

Рождество – великий христианский праздник, день, когда на свет появился Иисус Христос.  Его отмечают по всему миру, и разные страны имеют свои особенные традиции празднования.

Библейское предание

Согласно евангелическим текстам, Иосиф и обрученная с ним Дева Мария отправились в Вифлеем, так как тогда по приказу императора Августа проводилась перепись населения. Для удобства ее проведения каждый житель империи обязан был вернуться в тот город, откуда он родом.

Мария была беременна, и, когда они добрались до Вифлеема, подошел срок родов. Из-за того что в гостинице не оказалось свободных мест, Мария и Иосиф устроились в пещере, где и появился на свет Иисус Христос. Богородица спеленала и, как в колыбель, положила ребенка в ясли.

Первыми поклониться Богочеловеку пришли пастухи, которым явился и поведал о великом чуде ангел. Также согласно библейскому преданию, в миг рождения Спасителя на небе засияла яркая звезда, которая привела к Иисусу Христу волхвов. Они принесли с собой дары: золото, ладо и смирну.

Когда до царя Иудеи, Ирода, дошла весть о рождении Спасителя, он велел убить всех младенцев, не достигших 2-летнего возраста. Однако Иисуса удалось спасти. Иосифу во сне явился ангел, который рассказал о намерениях Ирода и вел бежать в Египет, что и было выполнено.

Православное Рождество

Для Русской православной церкви Рождество – один из двунадесятых праздников – двенадцать великих праздников, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богоматери – второй по важности после Пасхи.

В России, также как и в Израиле, Сербии и Грузии, Рождество отмечают 25 декабря по юлианскому календарю, то есть 7 января по новому стилю. Ночью с 6 на 7 января в храмах совершаются богослужения.

С наступлением Рождества принято говорить друг другу «Христос родился!» и отвечать на это «Славим Его!». После праздника наступают Святки, которые длятся до Крещения.

Перед Рождеством верующие соблюдают 40-дневный пост, длящийся до появления первой звезды в сочельник, которая символизирует собой – Вифлеемскую. До этого времени надо появиться в храме. Рождественский пост не такой строгий, как Великий пост перед Пасхой: разрешается есть растительное масло, рыбу и другие морепродукты. Однако главное в это время все-таки соблюдать не телесный, а духовный пост: не совершать грехов

В канун Рождества принято готовить сочиво или кутью, поэтому этот день называется Сочельник или Кутейник. Сочиво – это блюдо из пшеничных зерен или риса с добавлением орехов, сухофруктов или цукат, пропитанное медом и соком орехов или семян мака. Зерно символизирует возрождение и обновление, потому что, прежде чем дать новую жизнь, росток, оно должно быть похоронено в земле.

Еще одна традиция – это рождественская елка. Обычай ставить елку на Рождество пришел в Россию в XIX веке с Запада. По свидетельствам историков, еще в Петровскую эпоху было принято к Новому году украшать дома хвойными ветками, но эта традиция никак не связана с рождественской.

Ель символизирует вечную жизнь, потому что это вечнозеленое дерево. Ее украшение также несет большую смысловую нагрузку. Подарки, сладости, фрукты, цукаты, шишки, игрушки напоминают о дарах, принесенных волхвами. Огонь свечей и блеск гирлянд – «благодатный свет», разлившийся повсюду после рождения Иисуса Христа, а звезда, обязательно венчающая макушку ели, символизирует Вифлеемскую.

В 1929 году правительство СССР отменило празднование Рождества, но обычай ставить елку вновь вернулся в 1935 году, только теперь она была не рождественской, а новогодней и обрела новую советскую символику. Голубая семиконечная «Вифлеемская» звезда была заменена на красную пятиконечную «Кремлевскую». Игрушки изготавливали в виде политической, пионерской и военной атрибутики, а также сказочных персонажей.

Католическое Рождество

Католическое Рождество отмечается 25 декабря по григорианскому календарю. Для Римско-католической церкви оно также занимает второе место в иерархии праздников после Пасхи. Ему предшествует Адвент – аналог Рождественского поста у православных. Он наступает в 4 воскресенье до Рождества Христова. В этот период надо готовиться к празднику, размышлять о Втором пришествии Спасителя, совершать добрые дела.

Одной из традиций Адвента является Рождественский венок. Его плетут из еловых веток, укрепляя в них 4 свечи, которые по очереди зажигаются каждое воскресенье до Рождества, таким образом, с каждой неделей в мире увеличивается количество света, что символизирует приближение дня рождения Спасителя. Также круг и ель означают бессмертие, дополнительно символика может быть усилена цветом свечей и декоративных лент.

Еще один атрибут Адвента – календарь, показывающий количество дней, оставшихся до Рождества. Как правило, он сделан в виде картонного домика с открывающимися окнами, в каждом из которых лежит сладость, подарок или записка с пожеланиями, реже со священным текстом.

В сочельник 24 декабря в храмах начинается всенощная служба, звучат мессы. Рождественское время продолжается до Крещения.

Для католиков Рождество имеет гораздо большее значение, чем Новый год.

Интересные факты

  • Никем точно не доказано, что Иисус Христос родился 25 декабря, в Евангелие никакая дата не указана. И вообще в науке есть проблема существования исторической личности, соотносимой с библейским образом Спасителя.
  • Астрономы спорят о том, что является Вифлиемской звездой. Наиболее вероятным объяснением является то, что это была комета Галлея, так как «звезда двигалась по небосклону» или вспышка сверхновой.
  • Прообразом рождественского дарителя является Николай Чудотворец, который тайно дарил подарки детям из бедных семей. В России представление о нем смешалось с фольклорным образом Мороза, Повелителя зимы, а в советское время он стал новогодним персонажем, Дедом Морозом.

Израиль

Это многонациональное государство, где самой распространенной религией является – иудаизм. Однако в Рождественские дни тысячи паломников и туристов наполняют город Вифлеем, где, начиная с 25 декабря по 7 января, проводятся службы. Представители других конфессий также приезжают в этот город, чтобы выказать уважение христианам.

Великобритания

В Великобритании на Рождество дома украшают остролистом, олицетворяющим страдание и кровь Христа, и омелой символизирующей жизнь, плодородие, богатство.

Дети пишут письма с желаниями, а потом сжигают их в камине, чтобы дым из трубы дошел до Отца Рождества.

Франция

Французские дети ждут прихода Пер Ноэля, который приносит послушным ребятам подарки и кладет их в обувь, оставленную у камина. Его также сопровождает Пер Фуетар – дед с розгами, напоминающий Ноэлю, кто как себя вел.

Также во Франции есть традиция – делать всей семьей рождественское полено, пепел от его сжигания должен на целый год уберечь дом от проделок дьявола. Постепенно этот ритуал менялся, и современные французы готовят шоколадный рулет в виде полена, украшенный сахарными листьями.

Каталония (Испания)

Здесь также как во Франции готовят рождественское полено, но делают его в виде живого существа с ножками, мордочкой и в одежде. А в Рождество начинают его колотить палками, ложками, выбивая из полена маленькие подарки, как правило, небольшие безделушки и сладости.

Австрия

В канун Рождества по улицам Австрии разгуливают Крампусы – страшные существа с рогами и розгами. Крампус – это спутник и антипод Святого Николая, он наказывает непослушных детей и грозится навсегда унести их в свою пещеру.

Финляндия

Финская Лапландия считается родиной Рождественского дарителя, как бы он не назывался, Дедом Морозом, Сана Клаусом или как-нибудь еще.

У финнов есть свой уникальный рождественский обычай – ходить в сауну.

Норвегия

В Норвегии существует поверье, что накануне Рождества просыпаются злые духи, ведьмы и призраки. Они носятся повсюду, поэтому иногда жители палят в воздух из ружей, чтобы напугать вредных духов, и прячут метлы, чтобы ведьмы случайно не украли, так как это их любимое средство передвижения.

Дания

У датчан принято задабривать домашних эльфов ниссе. Им готовят кашу, в которую обязательно кладут много масла. Если этого не сделать, нисс обидится и отомстит.

Австралия

Этот зеленый континент отмечает Рождество в разгар летней жары, поэтому празднования начинаются ближе к вечеру на пляже, а Санта Клаус появляется из океана на доске для серфинга.

Мексика

В этой теплой стране накануне Рождества жители проводят фестиваль редиса. Все желающие поучаствовать вырезают фигурки из этого корнеплода. Они могут изображать сцены из жизнеописания Иисуса Христа, но не обязательно.

В Сочельник в некоторых регионах готовят букуэлос – анисовое печенье, которое подается на тарелке с сиропом. После того как печенье съедено, тарелку разбивают на счастье.

Япония

Для большинства японцев Рождество не несет в себе никакого религиозного смысла, и этот день они отмечают как семейный праздник или как день влюбленных. А немногочисленные христиане стараются в рождественское время совершить как можно больше добрых дел.

Китай

Жители Поднебесной, исповедующие Христианство украшают «Деревья света» – рождественские деревья – бумажными цепями, цветами и фонариками. 

Источник: https://eanews.ru/news/articles/Rozhdestvo_Hristovo

Где родился Иисус Христос? — Академия

Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Археология о месте Рождества Христова. Вифлеем и Назарет

Давайте теперь поговорим о такой интересной теме, которая касается как рождения самой археологии, так и Рождества Господа Иисуса Христа.

Почему я говорю о рождении археологии? Если бы мы с вами попытались установить, когда, собственно, родилась библейская археология, то были вынуждены вернуться в IV век, в эпоху царя-императора равноапостольного Константина и его матери Елены.

Именно в те времена начинается активное исследование Святой Земли ради того, чтобы прикоснуться к событиям Евангельской и в целом Священной истории. Была предпринята мощная программа по воссозданию Святой Земли, описанная во многих исторических источниках, например, об этом можно почитать у Евсевия Кесарийского.

Она привела к тому, что были исследованы важнейшие места, связанные с евангельскими событиями.

Давайте попробуем узнать, что нам известно о Вифлееме и Назарете, о месте Благовещения и месте Рождества Господа. Из Священного Писания мы с вами знаем, что Господь родился в Вифлееме Иудейском, потому что тот был родиной царя Давида. Мессия должен был прийти из Вифлеема. Вифлеем (Bethlehem) переводится с еврейского языка как «дом хлеба».

Из евангельского повествования мы знаем, что Иосиф Обручник вместе с нареченной женой Девой Марией жил на севере Галилеи, хотя происходил из колена Иудова. На перепись они должны были пойти в Вифлеем. Здесь мы имеем некое противоречие, потому что Вифлеема было два.

Один Вифлеем не так далеко от Назарета, откуда происходил Иосиф, а другой Вифлеем на юге. То есть надо было пройти всю Святую Землю в сторону Хеврона, чтобы прийти в южный Вифлеем. У ряда критиков Священного Писания возникло предположение, что северный Вифлеем ближе к истине, это то самое место, которое нам нужно.

Но в этом случае как раз очень важно учитывать исторический контекст.

Истинные обстоятельства переписи открывают древние тексты. Вот приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея. Он относится к более позднему периоду – примерно 104 год по Рождестве Христовом, но описывает аналогичную ситуацию: переписи проводились регулярно.

Приказ содержит указание, что все должны переписываться на родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта, говорит: «Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так, чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи».

Поэтому, следуя повелениям римских властей, Иосиф Обручник должен был отправиться именно на юг Иудеи, так как он происходил из потомков царя Давида. Собственно, Иудея – это непосредственно та часть Святой Земли. Кстати говоря, предположительно раскопанного дома жил Иосиф в Назарете.

Назарет – место, интересное по своему названию. Сейчас это, наверное, самый крупный арабский город, в нем большой процент арабского христианского населения, есть мусульманское арабское население.

Но в те времена это был совсем небольшой городок, скорее, даже деревня, в котором проживало всего лишь порядка трехсот человек.

Название города тоже представляет собой некую загадку. Дело в том, что слово Назарет, похоже, происходит от еврейского слова «нецер» – ветвь – таким образом называли себя потомки Давида. Скитаясь по разным местам Святой Земли, основывая иногда новые поселения, они, видимо, помня о своем происхождении, назвали это место так. То есть это было поселение именно потомков царя Давида.

Незначительность Назарета известна. Апостол Нафанаил, узнав, что Иисус из Назарета, говорит: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?». Назарет не упоминается в ранних источниках. Не упоминает его ни Иосиф Флавий, ни Талмуд. Давайте разберем, в каком смысле эти источники могли бы его упоминать?

Иосиф Флавий пишет о местах, более или менее серьезно связанных с историей. Чем его мог заинтересовать Назарет, совершенно не понятно. Там не происходило никаких серьезных событий Иудейской войны, ничего такого, что могло привлечь внимание, кроме рождения Иисуса, но о нем Флавий пишет в другом месте и в совершенно ином контексте.

Талмуд – это очень специфический источник: поздний и заведомо антихристианский. Распространяться о Назарете как месте рождения Мессии в Талмуде не было никакого смысла. Скорее, места, связанные с Христом и христианством, покрыты фигурами умолчания совершенно определенно. Поэтому то, что этот маленький городок, находившийся около северной столицы – большого города Сепфориса (Ципори), не упоминается, – совершенно естественно.

Кстати говоря, в Евангелии есть такой интересный момент. В Евангелии от Матфея, 2-й главе, 23-м стихе говорится: «Поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется».

Интересно, что в Священном Писании Ветхого Завета нигде не говорится, что Мессия должен быть назореем, то есть принять обет назорейства. А говорится о том, что ветвь – «нецер» наречется. Потому что Господь называется жезлом или ветвью от корня Иесеева, то есть потомство Давида.

Очевидно в словах «назореем наречется» обыгрывается корень слова – «нецер» (ветвь).

Назарет, как я уже сказал, был маленьким городком на окраине Сепфориса, или Ципори. Это был больший город, столица Галилеи, он неплохо раскопан, там прекрасные здания. Город сильно эллинизирован: мозаики, театр и прочее, хотя жило в нем вполне ортодоксальное еврейское население.

Возможно, в самом Назарете Иосиф не имел возможности работать плотником, и предполагают, что большой столичный город, находившийся рядом, буквально в пяти километрах, был местом, где эту можно было постоянно найти эту работу. В Назарете найдены остатки небольшого поселения: маслодавильни, выбранные в пещерах места для хранения зерна и проч. У каждого здания был подземный этаж или полуэтаж, для каких-то технических целей, как бы мы сказали сейчас, или для склада.

Источник: http://academy.foma.ru/arheologiya-o-rozhdestve-hristovom-vifleem-i-nazaret.html

Пещера Рождества. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Находится под амвоном храма (базилики) Рождества Христова в Вифлееме. 

В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда и кто построил храм Святой Софии в Константинополе

Место Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»

«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»

Звезда

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.

Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос

За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Православный престол над местом Рождества в пещере

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.

В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Придел Яслей

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.

Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.

Ясли Христовы

Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.

Младенец Христос на троне в Яслях Христовых. Католический придел Яслей в рождественские дни

Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.

Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Описание пещеры

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.

В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.

Южная лестница в пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века

Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.

Икона прямо над Яслями

Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.

Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/24130-peshhera-rozhdestva/

Уроки по теме РОЖДЕСТВО

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово». Дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы (покажите рисунок, где изображена елка и дети или приготовьте елку сами из картона рис. №1). А что ты хочешь? (обратитесь к 2 детям).

Прочтите стих детям

Рождество — это значит радость,

Рождество — это значит мир!

Рождество — это значит надо

Всех простить, как Иисус простил!

Библейская история. Рождение Иисуса было описано в Библии (покажите детскую Библию детям, пусть они повторят с вами слово «Библия» или рис. Библия).

Возьмите на урок куклу-малыша, заверните его в покрывало и возьмите в руки. Или покажите картинку. «Много-много лет назад родился маленький мальчик, малыш по имени Иисус. Он был особенным. Он был Богом и человеком одновременно. Он родился, чтобы помогать людям, спасти их от грехов. Бог любит вас и каждого человека на земле».

У кого из вас есть маленькие братик и сестренка? Посмотрите на эту картинку – малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2 или покажите куклы). В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша.

Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных (покажите рисунок №3, назовите животных).

Как же это произошло и что удивительного было при рождении Иисуса? Одно из чудес – пастухи увидели ангелов на небе. Пастухи – это те, которые пасут овец (покажите рисунок №4). Ночью они увидели много ангелов, которые славили Бога, говорили «Аллилуйя!» и пели песни. Ангелы (покажите рисунок) служат Богу и помогают людям. Они также заботятся о каждом из вас.

Включите песню «Иисус – имя всех выше» или спойте сами.

Давайте представим, что мы вместе с ангелами славим Иисуса, будем петь эту песню.

Иисус – имя всех выше,

Чудный Спаситель, славный Господь.

Эммануил – Бог вечно с нами,

Освободитель, вечно живой.

Молитва. А теперь мы помолимся Богу. Попросите детей встать и в тишине взрослый человек молится вслух примерно так: «Дорогой Бог, благодарю Тебя за праздник Рождество. В этот день много лет назад родился Иисус Христос, наш Господь. Благослови меня и моих родителей. Аминь».

Задайте вопросы детям

— Где изображен малыш Иисус?

— Где его мама?

— Как ее звали?

— Покажите ангела

— Кто подарил подарки Иисусу?

— Что люди увидели необычного на небе?

— Как называется книга, где можно прочитать эту историю?

Если дети не могут ответить на эти вопросы, вы помогите им.

 Поделки. На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №5). Заранее приготовьте вырезанные фигуры для детей — Ангела, звезды. Пусть дети приклеят их на темно-синий фон. Объясните детям, где звезды, ангелы и младенец Иисус.

2 Занятие с детьми по теме «Рождество»
для детей 3-5 лет

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово». Дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы (покажите рисунок, где изображена елка и дети или приготовьте елку сами ). А что ты хочешь? (обратитесь к двум детям).

Прочтите стих детям.Рождество — это значит радость,Рождество — это значит мир!Рождество — это значит надо

Всех простить, как Иисус простил!

Библейская история. Рождение Иисуса было описано в Библии (покажите детскую Библию детям, пусть они повторят с вами слово «Библия»).

Возьмите на урок куклу-малыша, заверните его в покрывало и возьмите в руки. Или покажите картинку. «Много-много лет назад родился маленький мальчик, малыш по имени Иисус. Он был особенным. Он был Богом и человеком одновременно. Он родился, чтобы помогать людям, спасти их от грехов. Бог любит вас и каждого человека на земле».

У кого из вас есть маленькие братики и сестренки? Посмотрите на эту картинку – малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2). В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша.

Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных (покажите рисунок №3, назовите животных).

Как же это произошло и что удивительного было при рождении Иисуса? Одно из чудес – на небе появилась необычная звезда. Она была очень яркая и красивая, отличалась от других звезд. Дети, вы видели звезды на небе (выслушайте ответы

 детей). Звезда, которая появилась на небе, показала путь мудрецам, которые хотели увидеть младенца Иисуса и подарить Ему подарки. Они ехали долго через пустыни, горы. В то время люди ездили на верблюдах.

Когда мудрецы встретились с младенцем, они были счастливы, и подарили ему подарки.

Другое чудо произошло, когда пастухи увидели ангелов на небе. Пастухи – это те, которые пасут овец (покажите рисунок №4). Ночью они увидели много ангелов, которые славили Бога, говорили «Аллилуйя!» и пели песни. Ангелы (покажите рисунок) служат Богу и помогают людям. Они также заботятся о каждом из вас.

Включите песню «Иисус – имя всех выше» или спойте сами.

Давайте представим, что мы вместе с ангелами славим Иисуса, будем петь эту песню.

Иисус – имя всех выше,Чудный Спаситель, славный Господь.Эммануил – Бог вечно с нами,

Освободитель, вечно живой.

Молитва. Прочтите с детьми молитву «Отче наш». Попросите детей встать и в тишине молитесь. Сначала говорит взрослый по два слова, потом повторяют все дети вместе, пока не прочтете всю молитву.

Отче наш, сущий на небесах!да святится имя Твое;да приидет Царствие Твое;да будет воля Твоя и на земле, как на небе;хлеб наш насущный дай нам на сей день;и прости нам долги наши,как и мы прощаем должникам нашим;и не введи нас в искушение,но избавь нас от лукавого.Ибо Твое есть Царство

и сила и слава во веки. Аминь.

Задайте вопросы детям
— Где изображен малыш Иисус

Если дети не могут ответить на эти вопросы, вы помогите им.?— Где его мама?— Как ее звали?— Покажите ангела— Кто подарил подарки Иисусу?— Что люди увидели необычного на небе?

— Как называется книга, где можно прочитать эту историю?

Поделки. На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №6). Заранее приготовьте вырезанные фигуры для детей – елку, ангелы, звездочки (вместо свечек), фигуры Марии, Иосифа и Младенца. Вы можете сделать Ангелов (рис. 7 и 8 ) или гирлянду из звезд (для каждой гирлянды нужно от 5 до 10 звезд разных цветов, вырежьте заранее их, потом приклейте скотчем к нитке).

для детей 5-7 лет

Введение. Дети, скоро будет чудесный праздник «Рождество Христово».  Что это за праздник (выслушайте ответы детей). Добавьте — дома украшают красивыми елками с игрушками, снежинки делают, дарят друг другу подарки. Скоро и вы получите подарок от мамы и папы (покажите рисунок, где изображена елка и дети или приготовьте елку сами). А что ты хочешь, чтобы родители подарил тебе? (обратитесь к двум детям).
Прочтите стих детям.

Рождество — это значит радость,

Рождество — это значит мир!

Рождество — это значит надо

Всех простить, как Иисус простил!

Библейская история. Рождение Иисуса было описано в Библии (покажите детскую Библию детям).

Возьмите на урок куклу-малыша, заверните его в покрывало и возьмите в руки. Или покажите картинку. «Много-много лет назад родился маленький мальчик, малыш по имени Иисус. Он был особенным. Он был Богом и человеком одновременно. Он родился, чтобы помогать людям, спасти их от грехов. Бог любит вас и каждого человека на земле».

У кого из вас есть маленькие братики и сестренки? Посмотрите– малыш только что родился. Он еще не умеет говорить, ходить, кушать как взрослый человек. Он маленький и беспомощный. О нем заботится мама и папа. Маленьких детей носят на руках или возят в колясках.

Маленький Иисус родился в городе Вифлееме, далеко от города Москвы, где мы с вами живем. Этот город находится в Израиле. Может, кто-то отдыхал там с родителями? Эта страна находится очень далеко от нас. Зима там короткая, снега почти не бывает, а летом очень жарко. Там растут пальмы.

Итак, маму Иисуса звали Марией, а папу – Иосифом (покажите рис. №2). В то время люди одевались по-другому, не как ваши мамы и папы. Мария едет на осле в город Вифлеем, а Иосиф идет рядом с ней. Ей тяжело, т.к. она скоро должна родить малыша. Место, где он родился, называется хлев, там держали домашних животных (покажите рисунок №3, назовите животных).

Как же это произошло и что удивительного было при рождении Иисуса? Одно из чудес – на небе появилась необычная звезда. Она была очень яркая и красивая, отличалась от других звезд. Дети, вы видели звезды на небе (выслушайте ответы детей).

Звезда, которая появилась на небе, показала путь мудрецам, которые хотели увидеть младенца Иисуса и подарить Ему подарки. Они ехали долго через пустыни, горы. В то время люди ездили на верблюдах.

Когда мудрецы встретились с младенцем, они были счастливы, и подарили ему подарки.

Другое чудо произошло, когда пастухи увидели ангелов на небе. Пастухи – это те, которые пасут овец (покажите рисунок №4). Ночью они увидели много ангелов, которые славили Бога, говорили «Аллилуйя!» и пели песни. Ангелы (покажите рисунок) служат Богу и помогают людям. Они также заботятся о каждом из вас.

Включите песню «Иисус – имя всех выше» или спойте сами. Давайте представим, что мы вместе с ангелами славим Иисуса, будем петь эту песню.

Иисус – имя всех выше,Чудный Спаситель, славный Господь.Эммануил – Бог вечно с нами,

Освободитель, вечно живой.

Молитва. Прочтите с детьми молитву «Отче наш». Попросите детей встать и в тишине молитесь. Сначала говорит взрослый по два слова, потом повторяют все дети вместе, пока не прочтете всю молитву.

Отче наш, сущий на небесах!да святится имя Твое;да приидет Царствие Твое;да будет воля Твоя и на земле, как на небе;хлеб наш насущный дай нам на сей день;и прости нам долги наши,как и мы прощаем должникам нашим;и не введи нас в искушение,но избавь нас от лукавого.Ибо Твое есть Царство

и сила и слава во веки. Аминь.

Ребус. Поделите группу на команды из 2 человек. Раздайте каждой команде конверт с  буквами О Е Ж Р Д С В Т О. Они должны догадаться, что это за слово (Рождество).

Задайте вопросы детям

— Где изображен малыш Иисус?

— Где его мама?

— Как ее звали?

— Покажите ангела

— Кто подарил подарки Иисусу?

— Что люди увидели необычного на небе?

— Как называется книга, где можно прочитать эту историю?

Если дети не могут ответить на эти вопросы, вы помогите им.

Поделки. На праздник Рождества Христова люди дарят друг другу подарки. Сейчас мы с вами сделаем подарки для наших мам и пап (рис. №6). Заранее приготовьте вырезанные фигуры для детей – елку, ангелы, звездочки (вместо свечек), фигуры Марии, Иосифа и Младенца. Вы можете сделать Ангелов (рис. 7 и 8 ) или гирлянду из звезд (для каждой гирлянды нужно от 5 до 10 звезд разных цветов, вырежьте заранее их, потом приклейте скотчем к нитке).

Источник: http://www.cerkovst.ru/archives/6498

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию