Когда и кто построил храм Святой Софии в Константинополе

Святая софия

Когда и кто построил храм Святой Софии в Константинополе
статьи

  • История возведения.
  • Архитектура.
  • Св. София после турецкого завоевания.

Святая софия (Hagia Sofia – Божественная Премудрость) (532–537) – грандиозный патриарший храм в Константинополе (Стамбуле), главный храм в Византийской империи. Уникальность этого огромного здания заключается в том, что оно представляет собой купольную базилику из трех нефов, построенную всего за шесть лет.

История возведения

Идея сооружения в Константинополе главного храма в честь Св. Софии принадлежала императору Константину Великому (ок. 285–337), при котором был построен небольшой храм, освященный в 330 и погибший при пожаре в 532. По приказу императора Юстиниана I (482/83–565) начали возводить новый храм в честь Св. Софии.

Строителями храма были малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, создавшие собор грандиозных размеров.

Архитектура

В композиционную основу храма положен план трехнефной базилики в сочетании с типом центрического здания. Центрическое начало собора доминирует, создавая впечатление, будто его купол парит в пространстве. В основе конструкции Св.

Софии лежит точный расчет, зодчие храма изобрели систему полукуполов, связывающую главный купол с основой базилики. В эту систему входят два полукупола и пять малых куполов.

Первоначально предполагалось шесть малых полукуполов, но один из них был заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса (притвора). Это выделило главный входной портал и два меньших портала по его сторонам.

Четыре мощных центральных столба, поддерживающих купол, разделяют внутреннее пространство на три нефа, среди которых доминирует центральный с преобладающей в нем средней подкупольной частью.

Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (диаметр 31,5 м, высота 65 м), каркас которого образован 40 радиальными арками, промежутки между которыми в основании купола прорезаны 40 арочными окнами – световой пояс нижней части купола.

В соборе была применена новая система связи купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством.

Конструктивная система передавала нагрузку распора купола на легкие паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивные столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон и рождают иллюзию легкости.

Центральное пространство с куполом окружено двухэтажной обходной галереей боковых нефов и нартекса. Боковые нефы представляют собой анфиладу арочных проемов, перекрытых крестовыми сводами.

Св. София построена из кирпича с прокладками из тесаного камня, массивные подкупольные столбы – из крупных блоков известняка. Подкупольные арки сложены из кирпича очень крупного размера квадратной формы со стороной в 70 см. Купол – из кирпичей на толстых слоях раствора.

Но тяжесть стен и столбов в храме не ощущается, его формы выглядят невесомыми. Центральное пространство интерьера, нарастающее по направлению к куполу, легко и воздушно.

В храме с его грандиозными размерами (площадь – 75,5 × 70 м) создается впечатление единого пространства, залитого со всех сторон светом, внутри которого словно исчезают массы стен, опорные столбы сливаются с ними. Два этажа колонн и верхние окна придают стенам легкий, ажурный вид.

Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, светлыми, отполированными, способными отражать свет. Их зеркальные поверхности скрывают тяжесть опор, все стены храма воспринимаются как тонкие перегородки, а наружные выглядят ажурно из-за большого количества окон.

Внутри собора нижние части стен были покрыты резным сине-зеленым и розовым мрамором. Купол храма, алтарная апсида, своды, стены были покрыты мозаичными священными изображениями, в верхних галереях храма имелись фресковые росписи. По сведениям современников, купол украшала мозаика с изображением лика Христа Вседержителя.

Для мозаик характерна условность изображения, статичность поз, удлиненность пропорций фигур. Для украшения храма Св. Софии из Малой Азии, Греции, Египта были привезены огромные малахитовые и порфировые колонны (более 100).

Античный ордер был преобразован: горизонтальный антаблемент сменили аркады, остатки антаблемента образовали импост над капителью.

С западной стороны к храму примыкал атриум с фонтаном в центре. Во дворе находилась конная статуя императора Юстиниана. Восточная сторона атриума соприкасалась с нартексом, входным помещением, примыкающим к западной стороне храма. На четырех массивных пилонах, составляющих западный портал храма, стояла квадрига медных коней, вывезенная из Коринфа, а теперь украшающая собор Св. Марка в Венеции.

Вход в нартекс шел через три двери из девяти, расположенных в здании. Центральная дверь, предназначавшаяся для императора, была самой большой и покрыта золотом. Над дверью императора находилась мозаика с изображением Иисуса Христа, Девы Марии и архангела Гавриила. Боковые двери, обитые серебром, служили входом для императорской свиты. Золотые и серебряные украшения дверей исчезли во время завоевания Константинополя крестоносцами (1204).

Северный и южный портики служили для входа остальных молящихся.

Амвон в соборе был очень крупным сооружением и представлял собой род кафедры, увенчанной шатром, который возвышался над уровнем хора. Амвон был возведен из редких пород мрамора, имел колонны с золотыми капителями, осыпанными драгоценными камнями. Выше находился грандиозный золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Алтарная преграда представляла собой колоннаду в виде невысокой стенки из плит, которые поддерживались12 колоннами, соединенными вверху общим антаблементом. Алтарная преграда, колонны, антаблемент были облицованы серебром.

В соборе хранились несметные сокровища, святые реликвии, которые впоследствии были вывезены крестоносцами, занявшими Константинополь (1204).

Св. София после турецкого завоевания

В 1453 Константинополь был завоеван османской армией под предводительством султана Мехмеда II (1432–1481) и переименован в Стамбул. Турки сохранили здание храма Св.

Софии, но преобразовали его в мечеть: убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол, мозаики были закрыты штукатуркой, над куполом подняли полумесяц, были пристроены четыре минарета, возведен михраб – ниша в стене, ориентированная в сторону Мекки.

На боковых стенах и углах храма расположились огромные плакаты (7,5 м) с надписями на арабском языке.

В 1847–1849 была осуществлена крупная реставрация собора: мозаики были открыты и отреставрированы, но затем снова закрыты штукатуркой. Руководили работами братья Фоссати (Гаспар и Транжано).

В 1931 по приказу первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаль Ататюрка (1881–1938) американский византийский институт при поддержке Фонда Генри Адамса провел раскрытие и научную реставрацию мозаик.

В 1934 Св. София перестала функционировать как мечеть, а с 1935 была превращена в музей.

Нина Байор

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/SVYATAYA_SOFIYA.html

Софийский собор в Константинополе — история, интерсные факты, мифы, святыни

Когда и кто построил храм Святой Софии в Константинополе

Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм — значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) — матерью всех православных христианских храмов в мире.

Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно — величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.

Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г.

Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе.

Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век).

Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом.

Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой

Источник: http://fellowtraveler.ru/cvjatye-mesta/1099-sofijskij-sobor-v-konstantinopole

Собор Святой Софии

Когда и кто построил храм Святой Софии в Константинополе

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие государства находятся сейчас на территории древнего Междуречья

Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.

Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.

Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.

Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii

Айя-София (Собор Святой Софии)

Айя София — место паломничества всех без исключения гостей Стамбула. И это не удивительно. Древнейший храм, переживший за свою многовековую историю кажется все возможные испытания, сохранил невероятную притягательность и энергетику.

Собор Святой Софии в Константинополе до 1453 года была эпицентром христианской жизни огромного региона. Когда эти земли перешли под власть Османской империи, собор превратили в мечеть.

Сейчас он в большей степени музей, чем на действующий храм, однако мощь, красота и былая значимость не оставляют никого равнодушным.

Здание Айя Софии действительно грандиозное. Общее архитектурное решение правильной прямоугольной формы, напоминающее классическую базилику. Только купол здесь имеет высоту 31 метр и диаметр 55,6 метров. По углам его поддерживают колонны высотой 24,3 метра. В соборе предусмотрено 9 ворот.

Самая большая гордость храма — сохранившиеся уникальные византийские мозаики.

История

На месте, где сейчас находится храм, на протяжении веков стояла церковь Святой Софии, которая пострадала в пожаре 532 года. Великий император Юстиниан I, который правил в это время византийской империей, приказал начать строить на этом месте новый собор. Уже через 5 лет, в 537 году храм был построен и торжественно открыт. В течение более чем 1000 лет Собор Святой Софии был местом известным и значимым для любого христианина.

Часть ценнейших святынь и реликвий была утрачены храмом в результате Четвертого Крестового Похода, проходившего в 1204 году. Некоторые из них пропали безвозвратно, часть сейчас размещается в венецианском соборе Сан-Марко.

Покоривший Константинополь Мехмет Завоеватель не смог разрушить храм. Величественная красота Собора сослужила ему добрую службу, и он выжил. Это случилось не только с Айя Софией — многих церквям и храмам Константинополя удалось прижиться и в Стамбуле.

Собор решено было перестроить под нужды мечети. Для этого около храма появился минарет, сначала деревянный. Позже новая мечеть получила еще три минарета.

XVI век принес свое — мечеть в Айя Софии получила свой михраб, который указывал мусульманам, где расположена Мекка, место для муэдзина, откуда звучит эзан (призыв на молитву) и особый трон.

В XVIII веке султан Махмуд I добавил к мечети библиотеку. Затем, согласно исламской традиции, перед входом в храм построили особое место для омовений. В мечети появилась своя начальная школа и служебные помещения для священнослужителей.

Во времена Османской империи в Айя Софии создали усыпальницу — здесь похоронены султаны и другие представители царствующих династий, такие как Мехмет II, Мустафа I, Селим II и другие.

После прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка и провозглашения Турецкой Республики, храм начали реставрировать, уделив особое внимание мозаикам и картинам. В 1935 году храм официально получил статус музея и стал доступен посетителям.

Попав внутрь храма, обратите внимание на правую от входа часть с необычной каменной кладкой в виде разноцветных переплетений. Это коронационная часть, здесь возводили на престол римских императоров.

Весь собор держится на множестве колонн, всего их более сотни.

Внутренние стены Айя Софии покрыты мрамором и великолепными мозаиками. Мозаики соединяют в себе золотые, серебряные, стеклянные и каменные элементы. Исследователи относят их к периоду, когда правила Македонская династия.

Первые мозаичные полотна датируют 867 годом (Богородица с младенцем на руках и архангелы).

Примерно десятью годами позже были созданы мозаики, которые изображают 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Из всех мозаичных изображений сохранилась только часть. Так же до наших дней дошли некоторые фрески — во многом благодаря штукатурке, которой в свое время были покрыты стены мечети поверх старых изображений.

В конце IX века в Соборе Святой Софии появилась мозаика с ликом Христа. Он изображен сидящим на троне. В его руках Евангелие, открытое на странице со слова «Мир вам. Я свет миру».

Так же в музее можно увидеть портрет-мозаику, посвященный императору Александру. Потрет уникален тем, что сделан еще прижизненно.

В Айя Софии сохранены и реликвии, относящие к Османской эпохе, например светильники из бронзы — личный подарок Султана Сулеймана мечети.

Цены на билеты 2020 в собор Святой Софии

Вход в музей обойдется в 100 турецких лир. Для детей до 8 лет — бесплатно.

Билеты можно купить в кассе музея или автоматических терминалах при входе. На официальном сайте музея доступна предварительная онлайн-покупка.

Обратите внимание, что музей — самая посещаемая достопримечательность Стамбула, и на входе обычно стоит внушительная очередь.

Часы работы

График работы музея зависит от сезона. В летний период (1 апреля — 31 октября) музей открыт с 9 до 19 часов. В зимний сезон музей Айя София закрывается раньше, в 17.00.

Имейте ввиду, что купить билет и зайти в музей можно не позднее, чем за час до закрытия.

Так же в музее есть традиционные изменения в расписании, связанные с религиозными праздниками, например, с Рамаданом. Отправляясь в Стамбул в эти дни, отдельно уточните расписание музея заранее.

Внутреннее убранство собора Святой Софии (видео)

Как добраться до собора Айя-София

Айя София находится в центре европейской части Стамбула, в самом популярном и посещаемой районе города — Султанахмете, на улице Atmeydanı Caddesi.

Для тех, кто остановился в этом районе города (а большинство туристов предпочитают именно его, здесь сосредоточены основные достопримечательности и масса отелей), прогулка до Айя Софии не займет больше 15–20 минут пешком, на какой бы улице вы ни поселились.

От других районов Стамбула (например, от аэропорта Ататюрка, Аксарая, Университета) можно воспользоваться скоростным трамваем T1, который делает остановку на площади Султанаахмет (Sultanahmet).

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/temples/2910

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор)

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Название: Ἁγία Σοφία / Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (el), Ayasofya (tr), Hagia Sophia (en)

Другие названия: Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София

Местонахождение: Стамбул (Турция)

Создание: 532—537 гг. (основана в 324г.)

Архитектор(ы): Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света.

Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона.
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий.

    Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.

  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна.

    Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.

  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка.

    У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.

  6. Темпы строительства.

    Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.

  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов.

    Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.

  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.

  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Параметры объекта:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Источник: http://kannelura.info/?p=1742

Под сенью Божественной мудрости

Ровно 1480 лет назад — 27 декабря 537 года — в Константинополе был освящен храм Святой Софии. Его построили при императоре Юстиниане. Когда государь вошел в собор, он тихо произнес: «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — подразумевая, что его храм оказался краше и величественнее ветхозаветного Иерусалимского.

Почти тысячу лет Святая София была самым большим храмом в мире, внушая трепет и уважение перед православной Византией, и погибла вместе с империей, чтобы уже на следующий день превратиться в главную мечеть Османской державы. А с 1935 года это музей, памятник мирового наследия ЮНЕСКО. Портал iz.

ru — о самом знаменитом православном храме.

Этот храм — настоящее чудо. Невозможно поверить, что он создан полторы тысячи лет назад, но это именно так. Константинопольская София дала начало как своим «дочерям» в Киеве и Новгороде, так и множеству мечетей, которые строились, да и сегодня строятся по ее образу и подобию.

Более тысячи лет, вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме, константинопольский храм был самым большим зданием на планете, несмотря на свой возраст и те испытания, которые выпали на его долю. Рожденная как символ православной Византии София пережила империю и стала одним из символов ислама, словно утверждая, что божественная мудрость выше конфессиональных предрассудков.

А потом она стала музеем, оставаясь при этом местом поклонения как для христиан, так и для мусульман.

Мудрость божья

Начало великого созидания часто кроется в великом разрушении. Так было и с храмом Софии. Восстание, названное «Ника» (в переводе с греческого «побеждай» — таков был традиционный клич болельщиков на ипподроме), прокатилось по Константинополю, грозя смести имперскую власть с лица земли.

Правитель Юстиниан и его супруга Феодора были окружены в своем дворце восставшими горожанами, на сторону которых перешли сенаторы и столичный гарнизон. Казалось, шансов уже нет, бунтари даже избрали нового императора. Но свершилось чудо. Сторонникам Юстиниана удалось внести раздор в ряды мятежников, а вскоре к городу подошли войска верных полководцев Велизария и Мунда.

У них было совсем немного воинов, но решительным ударом они смели нестройные ряды бунтовщиков. Порядок был восстановлен, смутьяны жестоко наказаны.

Во время восстания город был сильно разрушен, в том числе в огне погибла церковь Святой Софии, заложенная еще во времена Константина.

Ровно через 40 дней после случившегося 13 января 532 года пожара император Юстиниан повелел заложить на том же месте новый храм, который должен был стать самым большим и величественным сооружением на Земле как подтверждение могущества императора и божественного благоволения ему.

Храм был посвящен Божественной Софии как олицетворению вселенской премудрости, ведь Σοφία переводится с греческого как «знание» или «мудрость».

Существует предание, что ангел во сне явился Юстиниану и даровал ему план будущего храма. Не исключено, что император действительно участвовал в обсуждениях архитектурных проектов, но строили храм всё же другие люди — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Траллы и Милет — древнейшие греческие города в Малой Азии, процветающие торговые и культурные центры.

Анфимий, который был значительно старше коллеги, считался отличным математиком и механиком, а Исидор был превосходным зодчим, имел свою архитектурную школу в Александрии и Константинополе. Им понадобилось около двух месяцев для создания проекта и подготовки к строительству.

Сами же работы, как точно указывают византийские летописи, продолжались пять лет, 10 месяцев и 10 дней.

Византийский гений

Сказать, что это было грандиозное строительство, — значит, ничего не сказать. На храм работала вся огромная империя. Из самых отдаленных уголков везли строительные материалы, в столицу съехались лучшие мастера, пять годовых бюджетов страны были полностью израсходованы на возведение собора.

В этом нет чуда, скорее, это свидетельство трепетного отношения византийцев к религии. А вот то, что мастерам удалось возвести такое огромное сооружение, сделать его столь гармоничным, воздушным и в то же время настолько крепким, что оно простояло полторы тысячи лет, — вот это действительно чудо.

При строительстве храма Софии было применено столько феноменальных инженерных и технических решений, что может показаться, будто не обошлось без инопланетян. Или мы плохо представляем себе масштаб таланта византийских ученых.

Ведь шел VI век. В Англии это время легендарного короля Артура, восточные славяне в поисках новых земель только перевалили Карпаты, а германское племя лангобардов вторглось в Северную Италию. Еще не родились пророк Мухаммед и Карл Великий. Большая часть Европы пребывала в варварстве, а Анфимий и Исидор проектировали купол высотой 55 м и диаметром более 30 м.

В принципе, в Римской империи умели строить купола, но никогда не делали их такого огромного размера и на такой высоте. К тому же обычно они возводились на круглых основаниях, а не на прямоугольных, как решили делать Анфимий и Исидор. И совершенно гениально и неожиданно выглядит идея сделать вокруг центрального купола целую систему полукуполов — два больших и пять поменьше.

Симметричнее выглядели бы шесть одинаковых малых полукуполов, но один из них, расположенный над главным входом в центральную часть храма из нартекса, был сознательно заменен на цилиндрический свод. Это отступление от общей системы резко выделило главный входной портал и два меньших портала по его сторонам.

Через них входили процессии, а через главный портал в храм проходили император и патриарх.

Полукупола прекрасно связали базилику и купол, что дало возможность совершенно по-новому скомпоновать внутреннее пространство храма и значительно увеличить его (длина собора 120 м при ширине около 70 м).

Чтобы создать внутри открытое свободное пространство, зодчим не хотелось делать мощные глухие стены, при этом нужно было точно рассчитать нагрузку на несущие конструкции. Помогло удивительное конструкторское решение: купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников, так называемых тромпов.

Остается только удивляться, как византийским зодчим удалось создать сложнейшую математическую модель и технически воплотить свои идеи в жизнь.

Для облегчения конструкции свода применялись специальные кирпичи, которые делали из светлой глины с острова Родос и специальным образом обжигали при не очень высокой температуре. В итоге они получались гораздо легче, чем их обычные «собратья», и даже не тонули в воде. Вторым секретом был раствор, который замешивали из этой же глины с речным песком.

Византийцам удалось достичь удивительной вязкости и надежности без потери упругости. Этот раствор крепостью не уступает современному бетону, да еще и обладает свойством затягивать микроскопические трещины. Византийцы так доверяли ему, что делали слои раствора даже толще, чем ряды кладки. За полторы тысячи лет храм не раз переживал страшные землетрясения (до 7,5 балла).

Хотя совершенно избежать повреждений не удалось, он стоит по сей день.

Еще одно чудо — освещение собора. Расположенные на разных уровнях окна устроены так, что в любое относительно светлое время суток солнечные лучи проникают внутрь, а окна у основания купола как бы отделяют его от основания. Из-за этого кажется, что купола парят в воздухе. При этом нужно учитывать, что сегодня многие окна замурованы во время перестроек турецких времен, когда к зданию были пристроены минареты и контрфорсы, то есть изначально света внутри было еще больше.

«Луг, усеянный цветами»

Внутри храма господствует мрамор. Из разных уголков империи в столицу доставляли разноцветные заготовки, из которых вытачивали колонны, капители и пластины для облицовки стен и пола. Не брезговали и колоннами из разрушенных античных храмов — некоторые детали явно использовались вторично и были подогнаны под требуемый размер.

Мрамор не только создает особую, совершенно неповторимую цветовую палитру, но и позволяет добиться удивительного оптического эффекта. Два яруса цветных колоннад визуально делают стены собора легкими и воздушными, искусственно расширяют пространство. В дальнейшем этот прием использовался во многих странах.

Он был популярен в средневековой готической архитектуре и позже, в эпоху Возрождения, но ведь Исидор и Анфимий делали это впервые.

Впрочем, галереи имели и вполне практическое значение: они скрывали мощные несущие конструкции, которые зодчие вынуждены были высоко поднять, чтобы сдержать горизонтальное давление купола.

А вот изначальное внутреннее убранство стен и купола отличалось от современных: в росписях стен и мозаиках не было изобразительных элементов. Своды представляли собой золотые поверхности, обрамленные легким растительным орнаментом, в центре которых обычно находились небольшие кресты красного цвета.

Под куполами изображались фантастические фигуры серафимов — бесплотных существ, у которых человекоподобные головы как бы вырастали из крыльев. Уже значительно позже в интерьере собора появились изображения святых и сцены из Писания, которые при турках были заштукатурены, а в ХХ веке снова очищены и отреставрированы.

«Поистине зрители не могут сказать, на что они более всего должны были бы смотреть, но с немеющей мыслью и пораженным зрением чувствуют невозможность постичь искусство и даже, потеряв охоту удивляться, отвращают взоры.

Чистое золото, золото, покрывающее своды, увеличивает блеск, который, отражаясь от золота, передается (полированным) мраморам Кто исчислит все портики? Кто изобразит красоту камней и колонн, украшающих храм? Можно подумать, что находишься на прекрасном лугу, усеянном цветами, и удивляешься разнообразию красок их Никто не в состоянии точно исчислить сокровища этого храма и все сосуды, устроенные из серебра и дорогих камней, пожертвованные царем» — так описывал Святую Софию Прокопий Кесарийский в знаменитом трактате «О постройках».

Главными же декоративными украшениями эпохи Юстиниана были серебряная алтарная преграда с рельефными (судя по древним описаниям) изображениями святых и изумительный иконостас, поддерживаемый 12 золотыми колонами. К сожалению, они были утрачены в 1204 году во время разорения Константинополя крестоносцами.

Зато до нас дошел рассказ русских послов, побывавших в 987 году на службе в храме Святой Софии.

Он приводится в «Повести временных лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Кстати, штат священнослужителей собора при Юстиниане состоял из 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Позже он был еще увеличен.

Считается, что красочный рассказ послов был решающим моментом, склонившим Владимира к принятию православия. Впрочем, еще ранее столь же сильное впечатление произвел собор на его бабушку, княгиню Ольгу, которая приняла крещение 30 годами ранее — в 957 году. Стоит ли удивляться, что главный храм Киева тоже был посвящен Софии и построен по образу и подобию константинопольского образца.

Храм Софии был жестоко разорен варварами-крестоносцами в 1204 году. Все ювелирные украшения, утварь и другие ценности были вынесены и переплавлены. Пол храма был залит кровью — служителям вспарывали животы, чтобы убедиться, что они не проглотили драгоценные камни. По сей день на мраморных плитах и ступенях можно увидеть «автографы» европейских воинов.

Но это была не последняя трагедия. В 1453 году Константинополь захватили турки. В ночь на 29 мая перед решающим штурмом император Константин XI Палеолог молился в храме Святой Софии, а через день намаз здесь совершал победитель — султан Мехмет II Завоеватель.

Он не разрушил храм, а предпочел использовать его. Так православный собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-София. В храме появился михраб, направленный в сторону Мекки, снаружи был пристроен традиционный минарет.

Значительно позже появилось еще три, которые стоят по сей день.

Но София продолжала вдохновлять зодчих, теперь уже исламских. Достаточно взглянуть на очертания стамбульской Голубой мечети султана Ахмета или на мечеть Сулеймание, чтобы убедиться, откуда идут корни османской церковной архитектуры.

Источник: https://iz.ru/688234/georgii-oltarzhevskii/pod-seniu-bozhestvennoi-mudrosti

Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии

Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00'30.9″N 28°58'48.7″E

: 

Краткое описание

Собор Святой Софии — царственный храм православия

Айя-София — мечеть султана-завоевателя

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Собор Святой Софии на карте

Краткое описание

Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София — на турецком.

Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.

Общий вид собора

Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.

В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!». По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».

Вид на собор c юга

Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.

Собор Святой Софии — царственный храм православия

Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX — кардинал Гумберт и патриарх Константинополя — Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.

Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.

Вид собора в ночной иллюминации

Айя-София — мечеть султана-завоевателя

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки.

По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Вид сводов собора

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены.

По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах.

Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Интерьер собора

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».

Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли.

Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

достопримечательности

← Турция СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ Европа →

Собор Святой Софии на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/356-sobor-svyatoy-sofii-v-stambule

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. 

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения. 

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре. 

Схема храма Святой Софии 

1. Вход   2. Императорские ворота   3. Плачущая колонна   4. Алтарь. Михраб  5. Минбар
6. Ложа Султана   7. Омфалос («пуп мира»)   8. Мраморные урны из Пергама
 a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
 b.) Минареты султана Селима II

Где находится храм Святой Софии на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

Источник: https://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html

Реконструкция собора святой Софии в Константинополе (Стамбул)

Собор Святой Софии — Премудрости Божией[1], Святая София Константинопольская, Айя-Софья (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Первые постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.

Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.

Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья.

Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.

Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Источник: http://www.historie.ru/3d-rekonstrukcii/vizantiya/560-rekonstrukciya-sobora-svyatoy-sofii-v-konstantinopole-stambul.html

Храм святой Софии в Стамбуле

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа. Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Смысл популярного женского имени София обычно толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке — ее память празднуется 15 мая. Софии — премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

История храма святой Софии в Стамбуле

Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой Азии. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих.

Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было.

Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса — зеленый мрамор, из Ясоса — красный, из Фригии — розовый.

Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное — жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней — мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

https://www.youtube.com/watch?v=4ayZ9xQc_XM\u0026list=PLcOAgGDbcvKu9YHg_G6_zcf4x6III-Qb1

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».

Размеры храма: длина — 81 метр, ширина — 72 метра, высота — 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.

Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур — Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева — Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.

Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд — это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.

Тайны храма святой Софии в Стамбуле

Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.

История храма Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.

Землетрясения в августе 553 года и 14 декабря 577 года частично разрушили здание. А 7 мая 558 года основной купол и вся крыша разрушились полностью. При этом вся внутренняя отделка и убранство храма были также уничтожены. Через четыре года 23 декабря 562 года храм открыли вновь.

В 859 году собор опять серьезно пострадал от огромного пожара, 8 января 869 года храм был разрушен землетрясением. Для полного восстановления потребовалось шесть лет, и 13 мая 994 года Святая София открылась вновь. Как не удивительно, но и спустя 4 года после открытия нового здания, его чуть не потеряли в результате сильнейшего пожара (уже третьего), но на этот раз храм удалось спасти.

Таким образом, храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад.

Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года. На сегодняшний день — это главная достопримечательность Стамбула, символ византийского искусства, повлиявший на архитектуру других народов.

Даже на современников храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал. А некоторые побаивались этого храма. Это уже было связано с непростой судьбой его предшественников.

В Святой Софии есть одна знаменитая достопримечательность — так называемая запотевающая колона. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет.

Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части — ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих.

Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника.

Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

Источник: https://geographyofrussia.com/xram-svyatoj-sofii-v-stambule/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя Самир в исламе

Закрыть