Место, где воскрес Христос
Сердцем Палестины, привлекающим паломников со всего мира, является Иерусалим, а сердцем Иерусалима – храм Гроба Господня.
Это место, связанное с самыми дорогими для каждого верующего сердца событиями Священной истории, само по себе памятник многих исторических эпох. Паломник ожидает увидеть здесь блеск и роскошь, соответствующие святыне вселенского значения.
А находит простоту, граничащую с нищетой, как нельзя лучше свидетельствующую о смирении Господа, отдавшего Свою Жизнь за каждого из нас.
История храма
Место Распятия и Погребения Господа нашего Иисуса Христа находилось за городской стеной ветхозаветного Иерусалима. Его почитание началось уже во времена первых христиан, однако никаких храмовых сооружений над Гробом Господним и Голгофой тогда построено не было.
Но память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 г. По сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского, при строительстве в 135 г.
императором Адрианом на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Святого Гроба был построен храм в честь языческой богини Венеры. Блж.
Иероним Стридонский добавляет, что с эпохи Адриана до эпохи Константина Великого над местом Воскресения стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия – статуя Венеры, сохраняя тем самым указание на месторасположение христианских святынь.
Первый храм Гроба Господня был заложен св. царицей Еленой и построен под руководством свт. Макария Иерусалимского. Римская архитектура не допускала наличия в здании массивных скал: поэтому скалу вокруг Гроба Господня пришлось обрезать, обтесав пещеру снаружи, и привести к круглой форме.
Над нею царица Елена возвела круглую же ротонду – Анастасис (в переводе: Воскресение). Эта форма здания сохраняется и до наших дней. Точно так же, но в кубической форме, была обтесана и скала Голгофская.
Величественный комплекс храма Воскресения Христова был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 г.
Храм просуществовал без изменений до захвата Иерусалима в 614 г. персидским царем Хозроем, когда его сооружения были сильно повреждены.
Но под руководством инока Модеста (будущего патриарха Иерусалимского), на средства императора Ираклия и жены Хозроя, христианки Марии, храм был восстановлен. В 637 г.
, когда Иерусалим был осажден халифом Омаром, патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, сдал город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.
В 1009 г. халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов.
В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена Константиновская базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.
Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха, но по масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы.
Слухи о разрушении храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации к началу крестовых походов. Захватив Иерусалим в 1099 г., в середине 12 в. крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Ново-иерусалимского монастыря под Москвой).
В 1187 г. Иерусалим был взят султаном Салах-ад-Дином. Он разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня. Однако его преемники неоднократно начинали преследование христиан на Святой Земле. Святыни пребывали в бедности и запустении. В 16 в. за их восстановление взялись монахи-францисканцы.
В 1860-х гг. над ротондой был сооружен из металлоконструкций полусферический купол, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.
Экскурсия по храму
Храм Воскресения Христова состоит из нескольких приделов. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Господа по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад.
Направо от святых врат храма Воскресения и Камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 17 ступеням на Святую Голгофу. Ее название в переводе означает «лобное место». Согласно еврейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама.
Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого рода происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое установлен был Животворящий Крест Господень.
Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением Страстей Христовых.
С правой стороны от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Христос испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась.
Православный престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы. На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.
Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел Адама, устроенный под Голгофой. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. Выйдя из придела Адама и пройдя направо, паломник подходит к греческому приделу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца.
От этого места паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь св. Елены, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время Распятия Христа.
Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к приделу разделения воинами риз Господних. Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, и они не пожелали рвать его, а согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Тем самым воины буквально исполнили пророчество царя Давида: «Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21,19).
Далее выходим в греческий придел св. мч. Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Христа при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54).
На противоположной от Голгофы стороне храма, в северной части, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время установки Креста.
Недалеко отсюда находится место, обозначенное мраморным кругом, где Господь явился по Воскресении Своем Марии Магдалине. В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находится гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста Христа положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в этой, более скромной, гробнице.
Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится в Ротонде храма Воскресения. Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (по-гречески – кувуклия), обложенная мрамором, с украшениями по стенам и куполом посередине.
Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела – благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.
Вход в придел Гроба Господня очень низкий и узкий: высотой 112 см, шириной 72 см. Сама пещера тоже мала. Три стороны Гроба прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Дары для Евхаристии.
Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.
Богослужение в храме
В 19 в. храм был поделен между шестью различными христианскими общинами – католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чей монастырь находится на крыше храма. Раздел не был мирным. Лишь в 1852 г. договор, подписанный под нажимом турецкого султана, закрепил статус-кво.
Христиане других Церквей могут посещать храм в качестве простых паломников. На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных литургии: в 12 часов ночи – греческая, православная; за ней – армянская, и третья – католическая. Участок земли, занятый храмом, со времен Салах-ад-Дина принадлежит двум мусульманским семьям.
У них же хранятся и ключи от храма.
Несмотря на разделение Христианских Церквей, почитание Гроба Господня, Голгофы и других святынь Иерусалима – это, пожалуй, немногое из того, что сегодня по-настоящему объединяет всех христиан и напоминает нам призыв апостола искать горнего, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).
Источник: http://trsobor.ru/mesto-gde-voskres-hristos/
Вопросы к Пасхальной викторине
Все события
21 апреля в 13:00 в средней школе N 28, расположенной по соседству с Благовещенским храмом, состоится викторина, посвященная Празднику Пасхи. В викторине примут участие ученики шолы N 28 и воскресной школы Благовещенской церкви.
Предлагаем Вам заранее познакомиться с вопросами и подготовить развернутые ответы.
ГБОУ СОШ № 28 Василеостровского района Санкт – Петербурга. Викторина «Пасха» (с ответами). Составители: педагог-организатор Смирнова Л. И., Воскресная школа храма Благовещения. Санкт-Петербург, 2016.
Праздник воскресения Христова называется Пасхой. В ряду церковных праздников Пасха занимает центральное место. Пасха празднуется особо светлым и торжественным образом.
I. Что ты знаешь о Пасхе?
1. Как называется пост перед Пасхой и какова его продолжительность?
(Великий Пост, 7 недель)
2. Как называется последняя неделя перед праздником Пасхи?
(Страстная неделя)
3. За какое вознаграждение Иуда предал Христа?
(За 30 сребренников)
4. Где и кем был схвачен Христос?
В Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы в предместье Иерусалима отрядом храмовой стражи.
5. Кто судил Иисуса Христа? Что сделал этот человек после того, как осудил Иисуса на распятие?
(Римский наместник Понтий Пилат. После осуждения Христа он умыл руки в знак непричастности к этой казни)
6. Кто нес крест Иисуса Христа?
(Сначала Он сам, а потом Симон Киринейский)
7. Кто был распят вместе с Иисусом Христом?
( Два разбойника: один справа, другой слева от Иисуса Христа)
8. Как называется место, где был распят Христос?
(Голгофа, или Лобное место).
9. Кто не оставил Христа во время казни и был рядом с Ним до конца?
( Его Матерь – Пресвятая Богородица, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Мария Клеопова).
10. На какой день после смерти на кресте воскрес Иисус Христос?
(На 3-й день).
11. Кто из учеников не сразу поверил в воскресение Иисуса?
(Фома).
12. Какие пасхальные традиции ты знаешь?
(Крашение яиц, приготовление куличей и творожной пасхи, освящение пасхальной пищи, христосование с возгласом “Христос Воскресе!” и ответом “Воистину Воскресе!”, праздничные пасхальные службы в церкви, крестные ходы, пасхальный колокольный звон (после молчания колоколов во время Страстной седмицы), пасхальная трапеза, пасхальные игры: катание яиц и т.д.)
13. Как переводится имя Иисус Христос?
Иисус – Спаситель. Христос – Помазанник.
II.ВОПРОС – ОТВЕТ
1. В связи с каким событием христиане отмечают праздник Пасхи?1) С воскресением Христа +2) С началом жатвы
3) С окончанием зимы
2. В чём заключается празднование Пасхи?1) Богослужения в храмах +2) Семейное празднование +
3) Народные гулянья +
3. Ежегодно Пасха отмечается в одно и то же число, или это переходящий праздник?
Ответ: в современной истории дата Пасхи в наступающем году исчисляется по лунно-солнечному календарю, то есть Пасха – это переходящий праздник.
4. Какие продукты питания принято относить к пасхальной обрядовой еде?1) Сыр, масло2) Шаньги, молоко
3) Яйца, куличи +
5. Славянское блюдо – пасха – непременный атрибут праздника. Из чего она изготавливается?1) Из творога со сливками (сметаной), спрессованного в виде усеченной пирамидки +2) Из слоеного теста с украшениями
3) Из размоченных сухарей
6. Что такое Светлая неделя?1) Неделя, когда солнце наиболее ярко светит2) Неделя, в которую употребляется максимальное количество пасхальной еды
3) Светлая неделя — праздничная неделя, когда в течение семи дней с особой торжественностью празднуется Пасха. +
7. Сколько дней продолжается праздник Пасхи?1. 40 +2. 50
3. 7.
8. Кто из апостолов трижды отрекся от Христа, а затем глубоко раскаялся?1. Павел2. Пётр +
3. Иуда.
9. Кто попросил у Пилата тело Иисуса и положил его в гробнице в скале?1. Мария Магдалина2. Апостол Иоанн
3. Иосиф Аримафейский. +
13. Какое событие произошло на 40-й день после Пасхи?1. Сошествие Св. Духа на апостолов;2. Вознесение; +
3. Преображение.
III. Объясните значение слов:
1. Пасха (евр. прохождение, переход) – праздник у иудеев и христиан. Иудеи празднуют избавление от египетского рабства и спасение первородных детей. Христиане празднуют избавление от рабства греху и диаволу через воскресение Иисуса Христа из мертвых.
2. Апостол (от греч. “посланник”) – ученик Христа (один из 12 или 70 ближайших учеников).
3. Синедрион — высший орган политической, религиозной и юридической (судебной) власти в Иудее в период римского господства.
4. Голгофа — место распятия Христа, холм, расположенный к северо-востоку от Иерусалима за городской стеной в районе пригородных садов и могил. Христианское предание утверждает, что в Голгофском холме был погребен Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа в подножии креста.
5. Первосвященник — священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме. Обязанностью первосвященника было присматривать за всем, что касалось храма, богослужения и священства.
Он должен был приносить жертвы как за свои грехи, так и за грехи всего народа; ему полагалось совершать предписанные жертвоприношения в День искупления.
Во времена Иисуса Христа первосвященник председательствовал в синедрионе и в политическом плане являлся верховным вождем народа (правда, подконтрольным оккупационным римским властям).
6. Претория — в Римской империи дворец, в котором жил правитель провинции и где он производил суд.
7. Багряница — одежда багряного (ярко-красного) цвета, в древности являлась знаком царского достоинства.
8. Опресноки — лепешки из пресного неквашеного теста, употребляемые в еврейском религиозном обиходе как пасхальное кушанье; то же, что маца.
9. Артос (греч. – квасной хлеб) – большая просфора, освящаемая в первый день Пасхи и раздаваемая верующим в субботу светлой седмицы.
10. Плащаница — льняное полотно, которым обернули тело Иисуса Христа перед положением в гробницу в скале.
11. Библия – священные книги Ветхого и Нового завета. Представляет собой собрание книг, которые написаны избранными Богом людьми(пророками и апостолами) по вдохновению Святого Духа. Библию так же называют Священным Писанием, так как всё, исходящее от Бога, свято.
12. Ангел-хранитель – название взято из Священного Писания: «Ангелам своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих». У каждого крещёного человека есть Ангел-Хранитель.
* * *
Загадки о Пасхе
К нам пришел праздник праздников лучший,Самый главный, любимый, певучий,Торжествуйте же, люди! Все вместеПринимайте такое известье:Днесь Воскресе Христос! То не сказка!
Вот она, долгожданная !
Поет душа!Ведь – это чудо из чудес:Христос Воскрес!
!
Почему по всей земле радость и веселие? –
Потому, что празднуем Христово
Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо-!
Праздников всех Праздник, Чудо из чудес,
Всех вас поздравляю! Ведь ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Источник: http://hramblag.spb.ru/voprosy-k-pashalnoj-viktorine/
Голгофа: как выглядит гора в Израиле, где был распят Иисус
Гора Голгофа в Иерусалиме – священное место для христиан, расположенное на окраине города трёх религий. Это место неразрывно связано с возникновением главной мировой религии, и до сегодняшнего дня тысячи людей ежедневно совершают сюда паломничество.
Общие сведения
Гора Голгофа в Израиле, на которой, по преданию, был распят Иисус Христос, считается одной из двух главных святынь для христиан (вторая – Гроб Господний). Изначально она была частью холма Гареб, однако после его намеренного разрушения для строительства церкви, гора вошла в состав единого храмового комплекса.
В высоту она достигает 11,45 метров, высота над уровнем пола – 5 метров. Расположена в западной части страны, недалеко от границы Израиля с Иорданией. Голгофа на туристической карте Иерусалима занимает почётное место – ежегодно сюда приезжает более 3 млн. паломников, которых не останавливает ни палящее солнце в июле и августе, ни огромные очереди.
Историческая справка
В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.
Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы.
В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад.
Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.
В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.
В 1009 году мусульманский правитель города халиф аль-Хаким хотел уничтожить святыню. Однако благодаря медлительности правительства, этого, к счастью, не произошло.
Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.
Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.
Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.
Современная Голгофа
Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.
Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей.
И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа.
Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.
Booking.com
Практическая информация:
Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.
Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.
Полезные советы
- Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
- Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
- Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
- Будьте готовы к огромной очереди.
- Священники разрешают делать фото горы Голгофы.
Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.
Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Источник: https://kuku.travel/country/izrail-country/goroda-i-kurorty-izrail-country/ierusalim/golgofa-kak-vyglyadit-gora-v-izraile-gde-byl-raspyat-iisus/
Где воскрес Иисус Христос? — Православный журнал
Обычно римляне бросали тела распятых в общую яму — или хуже того, оставляли на Кресте, пока тела не расклевали птицы и не растаскивали животные. Но один из членов иудейского верховного совета — синедриона, Иосиф из Аримафеи, человек богатый и ученик Иисуса, пришел к римскому наместнику — Понтию Пилату, и попросил у него разрешения забрать тело Иисуса.
Со стороны Иосифа это было проявлением большой верности — выражать заинтересованность в казненном по обвинению в мятеже Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение.
В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу — и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем.
На другой день собрались первосвященники и фарисеи и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим.
Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Мф 28:1-7).
Место, где был погребен — и воскрес — Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года.
С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался, но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день.
Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима” (Ис 2:3).
Dennis Jarvis
Почему воскрес Иисус Христос?
Евангелие подчеркивает, что воскресение Господа Иисуса — это победа над грехом и смертью в масштабах всей вселенной, победа, которая касается каждого человека.
До этого были другие случаи возвращения мертвых людей к жизни: Господь воскресил, например, сына наинской вдовы (Лк 7:11) и наиболее поразительным и чудесным образом — Лазаря (Ин 11). Но это было возвращением людей к обычной жизни, которая все равно завершается смертью.
Святой Лазарь, как говорит нам церковное Предание, стал епископом на Кипре и скончался через тридцать лет после своего воскрешения. Но “Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим 6:9).
Именно эту, качественно иную, вечную и блаженную жизнь Христос разделит с теми, кто доверится Ему и последует за Ним: Он еще раз (и уже навеки) воскресит и Лазаря, и всех благочестивых христиан.
Воскресение, которое Господь неоднократно предсказывает еще до Своего страдания, является также печатью Божиего одобрения на всем, что сказал и сделал Иисус.
Очевидцы Его служения передают нам Его слова, они сохранены в Евангелиях. Как признавали даже Его противники, “никогда человек не говорил так, как этот Человек”.
Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день. Что наша вечная жизнь определяется тем, обратимся ли мы к Нему в покаянии и вере. И Он говорил, что цель Его прихода — пострадать и умереть за грехи людей. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45).
По прошествии сорока дней Он вознесся к Отцу, дав ученикам поручение проповедовать Благую Весть о Его воскресении: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мар.16:15,16)
Через веру и Крещение люди входят в таинственный союз со Христом, пребывают “во Христе”, как говорит Писание, так, что Он берет на себя их грехи и приобщает их Своей вечной жизни. Это союз осуществляется в Церкви — сообществе, где Воскресший невидимо, но действенно и спасительно, пребывает среди Своих верных.
Совершив свой земной путь, они переселяются к Нему и пребывают в невыразимом свете и радости Его присутствия. Наступит день, когда Господь вернется во славе, чтобы совершить суд над миром, навсегда и окончательно сокрушить силы зла. Тогда мертвые будут воскрешены и войдут в блаженную жизнь спасенного и преображенного мироздания.
И мы уже видим рассвет этого дня в Воскресении Христовом.
В каком году воскрес Иисус Христос?
Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры — ведь мы и отсчитываем годы “нашей эры” от Рождества Христова.
Правда, возможно, что в Средние века при определении точной даты Рождества была допущена ошибка, и в действительности Господь родился между 12 и 7 годом до н.
э, что, соответственно, меняет точную дату Воскресения, но это не так важно; для нас важен исторический контекст этого события.
В I веке весь мир был языческим, люди поклонялись многим божествам. Эти боги не были ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Даже нельзя было сказать, что они любят людей, у них могли были быть любимцы, как у правителей бывают фавориты, но любовь к людям вообще Нет, этого не было. Боги могли иметь довольно склочный и распущенный характер и нередко конфликтовали между собой.
Но в Иерусалиме верили совсем по-другому. Древние евреи отличались от своих языческих соседей — они были, как мы сейчас говорим, монотеистами. Они верили в то, что существует только один истинный Бог, Создатель всего существующего. Бог, который является безусловным Владыкой человеческой истории и направляет ее к целям, которые Он определил. Этот Бог заключил со Своим народом Завет, то есть вступил в близкие, семейные отношения с людьми, которых Он избрал и приблизил.
Ветхий Завет — часть Библии, рассказывающая о событиях, происшедших до рождения Иисуса Христа — излагает долгую, часто мучительную историю Божиего народа. Люди клялись Богу в верности, но потом изменяли и впадали в идолопоклонство. Грех народа приводил к ужасающим бедствиям — язычники разрушали город и угоняли людей в плен.
Люди раскаивались и обращались к Богу и получали возможность вернуться. Все это время Бог посылал народу пророков — людей, которые обличали поклонение ложным богам, несправедливость и притеснения, и призывали народ и знать к покаянию. Но пророки передавали и еще одно послание — о том, что Бог пошлет людям Спасителя, Мессию.
Слово “Мессия”, Машиах, или, по гречески, “Христос” означает “помазанник”. В древности, когда человека поставляли на какое-то чрезвычайно важное служение, пророка или царя, ему на голову возливали священный елей, особого рода масло, в знак того, что Бог дает ему власть и силы, чтобы исполнить возложенную на него миссию.
Со временем слово “помазанник” стало означать царя и пророка в неком абсолютном, окончательном смысле — того, кто установит на земле Царство мира и справедливости и навеки победит силы зла и греха.
Когда Господь Иисус вышел на проповедь, кто-то отозвался на Его слова искренней верой, поняв, что это Христос, предсказанный пророками, но многие увидели в Нем угрозу их власти, их авторитету, их привычному образу жизни. Противники Иисуса оклеветали Его перед римским наместником, Понтием Пилатом, представив Его мятежником против римской власти.
Иисус был приговорен к страшной смерти, которой римляне подвергали тех, кто восставал против них, — к Распятию на Кресте. Казнимого сначала избивали бичами с вшитыми свинцовыми шипами, которые рассекали тело до костей, потом прибивали гвоздями за руки и за ноги ко кресту так, чтобы его смерть была как можно более мучительной и внушающей ужас.
На заставке: фрагмент фото Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, автор — Tsafrir Abayov
Источник: https://foma.ru/gde-voskres-iisus-hristos.html
Голгофа (крест)
Голгофа означает холм, гору, которая круглая, словно череп. В христианской традиции Голгофа связывалась с черепом Адама, который был похоронен именно там. Крест Голгофа — это основной символ христиан во всем мире. Богатство его изготовления и обрамления, украшательство в большинстве произведений церковного искусства указывает на историческую достоверность, а символизирует трепетное отношение к нему верующих людей, сложившееся в Христианской Церкви.
Для Церкви Крест и Гологофа являются самыми драгоценными сокровищами, с которыми не сравнятся никакие богатства всего мира.
Особую запоминающуюся красоту убранству русских церквей придает церковная мебель: это и иконостасы, и аналои, киоты, гробницы, а также столики для благословения хлебов, свечные лавки, ограждения клироса, голгофа (крест с распятием), облачения на престол и прочая церковная утварь.
Чёрная круглая пещера с точкой, которая располагается внизу — это символ горы Голгофы, на которой римляне распяли Христа, и где, по сохранившимся преданиям, появился череп Адама, чтобы омыться Божественной кровью от грехов.
Могут быть и надписи: словоНИКА, что означает победил и буквы МЛБР, которые можно расшифровать так — Место Лобное Распят Бысть (то есть лобное место, на котором был распят Иисус Христос).
Голго́фа или Кальва́рия (лобное место букв. череп; лат. Calvaria) — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.
Крест шестиконечный Русский-православный
Вопрос о причине начертания нижней перекладинынаклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия. Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.
Одному разбойнику низводимому во ад тяготою хуления, произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: днесь со Мною будеши в раю (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное.
Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.
Шестиконечный православный крест наряду с другими использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в Российском гербовнике (стр. 193), изображается серебряный Русский крест (рис. 26).
Крест осмиконечный православный
Восьмиконечие — наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие.
А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.
() Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе, — обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24).
Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала распяли Его (Ин. 19; 18), а потом только Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили одежды Его воины распявшие же Его (Мф. 27; 35), а уж только потом поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский Мф. 27; 37
Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евнгелии все же крестом Его (Мф. 27; 32, Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы (рис. 27) употреблялся чаще других.
Крест терновый венец
Изображение креста с терновым венцом (рис. 29) употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой.
Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе Прославление Креста XII-го века из Третьяковки (В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр.
11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на покровце Голгофа — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т.д.
Бог сказал согрешившему Адаму, что проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3; 17-18). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53; 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: венец правды (2 Тим. 4; 8), венец славы (1 Пет. 5; 4), венец жизни (Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).
Крест схимнический или Голгофа
Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.
С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — лобное место), где и был распят Христос. На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп, — пророчествовал Адам.
Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения Голгофы следующие обозначения: М.Л.Р.Б. — место лобное распят бысть, Г.Г. — гора Голгофа, Г.А.
— глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.
Буквы К и Т означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: IСХС — имя Иисуса Христа; а под ней: НИКА -Победитель; на титле или около нее надпись: СНЪ БЖIЙ — Сын Божий или аббревиатура I.Н.Ц.И. — Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: ЦРЬ СЛВЫ — Царь Славы.
Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.
Крест Голгофа (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.
В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.
Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва, — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Источник: http://www.ukoha.ru/article/iko/Golgotha_and_the_way_of_manufacturing
600 метров Виа Долороза – идем по пути Христа
Время чтения: 11 мин
В канун великого праздника Иерусалим переполнен паломниками. Именно сейчас для каждого верующего особо свята и близка узкая извилистая дорога длиной всего 600 метров, вымощенная камнем и истёртая подошвами обуви миллионов паломников со всех уголков нашей планеты. Это священный для всего христианского мира Крестный путь (Via Dolorosa), по которому шёл на Голгофу Иисус Христос.
Путь Христа на Голгофу — Via Dolorosa
Иерусалим всегда манит верующих, потому что именно здесь прошли последние дни земной жизни Христа и Его последний земной путь, распятие и воскресение. Важно не поддаться соблазну, чтобы толпа людей, шум и базар не отвлекли вас от важного, чтобы вы смогли прожить библейские события, увидеть таинство схождения Благодатного огня, встретить светлый праздник и почувствовать присутствие Христа.
Виа Долороза — суета базара и 33 свечки
Путь огромной скорби и наивысшей благодати. Путь страдания, боли, поругания и одновременно путь надежды и спасения Это улица, по которой в свой последний путь на Голгофу шёл Христос. Название Виа Долороза — Крестный путь или Дорога скорби — появилось в XVI веке. Это была показательная казнь, долгая и мучительная, в назидание другим.
Попавшего сюда поражает обыденность, суета. Как и две тысячи лет назад, вдоль этой дороги всё тот же базар, то же праздное любопытство толпы и равнодушие продавцов (с обязательными криками: «Купите 33 свечки (по возрасту Его»).
И если вы хотите прочувствовать Дорогу скорби, то необходимо суметь «отключиться» от этой суеты и настроиться на события того времени. И поверьте, они здесь живы! Главное — погрузиться во внутреннюю тишину своего сердца, и всё получится.
Восточный базар в Старом городе Иерусалима отвлекает от погружения в страдания Христа. Но, возможно, для кого-то это и спасение. Иначе сердце могло бы не выдержать
Иерусалим не раз разрушали, и Виа Долороза в Старом городе нынче немного не совпадает с путём, которым прошёл Спаситель. На нём канонизировано 14 остановок (станций). Каждая отмечена церквями, часовнями и связана с определёнными событиями. Девять из них описаны в Евангелиях, а остальные относятся к легендам и преданиям. Но от этого Виа Долороза не теряет своего духовного значения. Ведь важно, что все эти события проходили именно здесь, в Иерусалиме.
Виа Долороза считается и напутствием каждому христианину: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (то есть жизнь) свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (МФ. 16:25).
І остановка — место осуждения Христа на смерть, Претория (крепость Антония)
За начало Крестного пути принято открытое место, где сейчас находится двор исламского духовного учебного заведения Эль-Омария в мусульманском квартале старого города Иерусалима, возле Львиных ворот (раньше их называли Овечьи ворота).
На этом месте была римская крепость Антония, в которой прокуратор Понтий Пилат решал участь обвиняемых. Пилат, желая угодить народу, отпустил Варавву и вынес приговор Иисусу, предав на распятие.
После изгнания крестоносцев (еще в 1187 году) крепость Антония стала недоступна для христиан.
Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Воины отвели Христа в расположенную напротив преторию (жилище и основное место деятельности римского прокуратора Иудеи), в качестве насмешки одели багряницу (накидка монарха), сплели терновый венок и возложили на голову. Здесь сейчас находится монастырь Сестер Сиона и во дворе расположена Часовня Осуждения.
Претория — место, где прокуратор Иудеи Понтий Пилат вынес свой приговор Христу, поддавшись увещеваниям народа
Кстати, сразу за Львиными воротами находится католический монастырь Святой Анны, матери Девы Марии. В одном из подземных помещений есть каменная плита, украшенная иконами. Это место рождения Богородицы.
Львиные ворота Иерусалима
Претория также была и местом заточения Христа — тюрьмой, где содержались преступники, ожидавшие суда Пилата. Это сооружение с подземными гротами, обустроенными в качестве камер.
В 1911 году Иерусалимская патриархия начала считать это местом заключения Христа под стражу и назвала «Темничка», о чём свидетельствует высеченная над входом надпись.
В Великую Пятницу греческий православный архиерей возлагает на себя крест, который весь год стоит в алтаре церкви около «Темнички», и несёт по Крестному пути до Голгофы.
ІІ остановка — место принятия Христом креста. Церковь бичевания
По римским законам, перед распятием осуждённого бичевали: несколько палачей наносили удары со всех сторон. Их бичи, представлявшие собой ремни с вложенными в них острыми костяными или свинцовыми шариками, врезались в тело, принося невыносимую боль.
Церковь Бичевания — отсюда Христос шел с крестом на плечах
Место это расположено также во дворе монастыря Сестер Сиона. На куполе церкви Бичевания можно увидеть терновый венец. Он напоминает о том, что отсюда Иисус с терновым венком на голове понёс возложенный крест.
Терновый венец изображен в церкви Бичевания
Пилат вывел к собравшимся приговорённого со словами «Ессе homo» — «Сие человек». Слова Пилата дали название арке, переброшенной через улицу, из окна которой и были произнесены слова. Хотя некоторые историки утверждают, что арка была построена уже после смерти Пилата.
Арка Пилата, из окна которой он произнес «Сие человек»
На плечи Христа положили крест и повели на Голгофу, место казни. В те времена оно находилось за пределами города, за западными воротами, которые назывались Судными.
ІІІ остановка — место первого падения Спасителя под тяжестью креста
Храм на месте первого падения Христа на Виа Долороза
По преданию, именно здесь под тяжестью креста в первый раз упал на землю изнеможённый Иисус. Тут находится небольшая часовня, принадлежащая с 1856 года армянскому католическому патриархату. В первой половине ХХ века она находилась под польским патронатом и в 1947—1948 гг. была отреставрирована на пожертвования польских солдат. Фасад и интерьер украшен скульптурами Мингетти, изображающими падение Христа.
Место на Виа Долороза, где произошло первое падение Христа
ІV остановка — место встречи Иисуса с мамой
Дева Мария была среди тех, кто сопровождал Христа в последний земной путь. В этом месте, прорвавшись через оцепление римских солдат, вышла она навстречу Своему сыну. Это место отмечено небольшим храмом, принадлежащим армянской церкви. Называется «Скорбящая Мать» и построена на руинах византийской церкви Святой Софии.
Четвертая остановка на виа долороза — здесь произошла встреча Христа с мамой, Девой Марией
Сохранилась мозаика, на которой есть следы от сандалий. Их принято считать следами Богородицы, которая стояла на этом месте, наблюдая за страданиями Своего сына. Средневековым паломникам эта церковь была известна как часовня Измождения. Место встречи отмечено небольшой капеллой, над дверью которой барельеф, изображающий Иисуса и Богородицу.
В церкви «Скорбящая мать» сохранилась мозаика с отпечатками сандалий Богородицы
V остановка — место, откуда Симон Киринейский помог Спасителю нести крест
Идем мимо базарных рядов, высматривая продолжения Виа Долороза. На перекрестке с улицей Эль-Вад будет место, посвященное сразу двум событиям. Тут дорога к Голгофе начинает подниматься верх, и, возможно, римские солдаты, видя измождение Христа, испугались, что Он может не дойти до места казни. Поэтому они заставили Симеона Кириенского, который пришёл в Иерусалим на Пасху, помочь Иисусу нести крест.
Лесюэр Эсташ «Несение креста»
Нести крест осуждённого на казнь было унизительно для любого человека. Симон был родом из ливийского города Кирены, а его сыновья были уважаемыми людьми в Иерусалиме. Предполагают, что, возможно, он был последователем Христа, иначе бы не согласился нести его крест. В честь этого события в 1895 году была построена францисканская капелла.
Второе событие — это место, где изнеможённый Иисус оперся рукой о стену. Камень находится рядом с входом в капеллу.
Это место пятой остановки Христа. Справа около входа есть камень, на который оперся Христос
След его руки сохранился в камне, и среди паломников существует традиция дотрагиваться до этого места, вспоминая страдания Спасителя. Хотя некоторые исследователи оспаривают и это. Но представьте, сколько миллионов людей прикоснулось к этому отпечатку за два тысячелетия!
VІ остановка — место, где Вероника отёрла чело Иисусу. Часовня Святой Вероники
Находится в районе дома святой Вероники (на пересечении Виа Долороза и улицы Эль-Бейрам).
Дом Вероники обозначен надписью между дверями. Бирюзовые двери — вход в часовню Вероники
Вероника была одной из женщин, которые стояли вдоль улицы, когда по ней вели преступников. Не испугавшись римских солдат и толпы, она вышла вперёд и отёрла грязь и кровь со лба Иисуса. На платке осталось изображение лица Спасителя. Его называют Плат Вероники. Святыня не потерялась в веках и сейчас хранится в римской базилике Святого Петра.
Плат Вероники хранится в Риме, в соборе святого Петра
Тут есть колонна, которая обозначает место, на котором стоял дом святой Вероники. Надпись на колоне гласит: здесь Вероника отёрла лицо Христа платком.
Колонна, обозначающая место дома святой Вероники
VІІ остановка — место второго падения Христа
Место, где, по преданию, вновь упал обессиленный Иисус, находится на перекрёстке Виа Долороза и шумной улицы арабского рынка. Здесь расположена францисканская часовня и красный гранитный столб. Когда-то здесь были городские ворота.
Место седьмой остановки на Виа Долороза
Источник: https://lifegid.media/special-projects/pasxa-i-600-metrov-via-dolorosa.html
Что такое Голгофа и где она находится?
- История и местоположение
- Значение в православии
Центром истории всего человечества стала Голгофа – лобное место поблизости Иерусалима где распяли Христа. По преданию, на том самом месте был погребен и первый в мире человек – Адам, но это не имеет подтверждений исторических. Да они и не нужны.
Голгофа имеет глубоких духовный смыл лишь потому, что на том месте принял смерть Иисус Христос – Богочеловек, умерший за каждого грешника. Что означает Голгофа для человека и особенно для христианина? Об этом далее.
Голгофа — одно из самых знаковых мест на Земле
История и местоположение
В Древнем Израиле была популярна казнь для особо опасных преступников – их распинали на деревянных крестах, и они страдали в течении нескольких дней, медленно умирая. Но место для такой казни должно быть на возвышении, чтобы потенциальные преступники видели, что их может настигнуть после нарушения закона.
Интересно о православии:
Кроме этого, место казни не может находиться в черте города, ведь это оскверняет его, а для евреев важно была чистота. Поэтому, Голгофа – это было лобное место неподалеку от Иерусалима времен Иисуса Христа.
С тех пор город существенно увеличился в размерах и лобное место сегодня находится где-то в западной его части. Археологические раскопки ведутся уже давно.
Они не дадут ответов о сакральном значении Жертвы Христа, но они могут понять исторический контекст и понять культуру того времени.
После 135 г. н. э. Иерусалим был полностью перестроен, поэтому документы тех времен не могут ответить на вопросы археологов. Тем не менее, известно, что на месте Гроба Господня возвели языческий храм Афродиты. А вот Голгофа возвышалась над каменоломней, которую засыпали со временем. Поскольку сам выступ был около 5 высотой, он остался на месте, там, где его продолжительно нашли епископ Макарий и царица Елена.
Для сведения! Альтернативным местоположением лобного места стала скала на севере Иерусалима, которая напоминала череп по своей форме.
Значение в православии
Что означает Голгофа в духовном смысле для людей?
Духовное значение Голгофы для людей
На самом деле, местоположение лобного места менее важно, чем его сакральный смысл. Это то место, где Господь Христос был распят. Перед этим Его избивали, но Он все вытерпел и висел там на кресте, чтобы каждый человек в мире мог иметь спасение от греха и вечную жизнь!
О значении креста для христиан:
Важно! Голгофа – это лобное место, на котором Господь позволил распять Своего Сына за каждого человека в этом мире.
Грех каждого Иисус вознес на крест. Благодаря этому холму, месту смерти, каждый верующий во Христа имеет вечную жизнь. Таким образом, место казни и позора стало символом радости и величия нашего Царя!
о Голгофе – месте распятия Иисуса Христа
Янв 19, 2019 15:43 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-golgofa-i-gde-ona-nahoditsya.html
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Ни одна из конфессий не владеет ключами от храма. Ключи хранятся в арабской мусульманской семье. Каждый день представитель семьи Нусейбе открывает храм, а каждый вечер закрывает его. Процедуру закрытия может посмотреть каждый турист или паломник, а процедуру открытия нет, так как вначале отпирается дверь храма, а уже потом внешние ворота двора.
Обязанность следить за Храмом Гроба Господня семье Нусейбе поручил арабский халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 637 году. С тех пор только они имеют право открывать и закрывать главные ворота. Однако семья Нусейбе не владеет ключами, хранение поручено другой семье – Джуда, которую уполномочил в этом турецкий султан в 16-м веке.
За порядком внутри следят охранники-мусульмане, которых называют “кавасы”. Их легко узнать по палкам, которыми они стучат об пол, и по фескам (на фото слева). Мусульмане обеспечивают порядок в храм уже 500 лет, с того момента, когда Иерусалим вошел в состав Османской Империи (турок).
Такое активное участие мусульман в жизни Храма Гроба Господня только к лучшему. Они не дают ни одной христианской конфессии доминировать.
В списке конфессий нет Русской православной церкви, но службы на русском языке в Храме Гроба Господня проводятся. Русские священники используют права и места богослужений Греческой православной церкви.
Протестантские церкви не имеют доступа к Храму Гроба Господня, и они считают настоящим местом погребения и воскрешения Христа другое место – Садовую могилу в Иерусалиме.
Первый христианский храм на этом месте был возведен еще в 335 году, с тех времен он много раз перестраивался. Очень немногие элементы остались тут с 4-го века. 2000 лет назад это место располагалось за пределами городской стены города Иерусалим, но позже город разросся и сейчас Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Старого Города Иерусалима.
Как добраться
Нужно доехать до Старого Города, войти в одни из ворот и найти Христианский квартал.
Проще всего доехать на такси, но израильское такси стоит недешево. В этом случае просите довезти до Новых ворот, они ближе всего к Храму Гроба Господня.
Второй вариант – легкое метро Иерусалима, хотя гораздо больше этот вид транспорта похож на обычный трамвай. Сейчас в нем всего одна ветка, точно не заблудитесь. Станция “City Hall” находится рядом с Новыми воротами. Станция “Damascus Gate” находится рядом с Дамасскими воротами.
Третий вариант – на автобусе. Автобус 38 привезет вас в Еврейский квартал. Автобусы 1, 2, 3 и 21 останавливается у Дамасских ворот. Есть еще несколько автобусных маршрутов, которые останавливаются около Старого Города, но за них мы не ручаемся. О них лучше спросить на рецепшн вашего отеля.
Кого пускают внутрь
В Храм Гроба Господня доступ открыт всем вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Часы работы
Храм открывается в 4-30 утра, а закрывается в 19-30.
Источник: http://jj-tours.ru/articles/israel/israel-holy-sepulcher.html
27 сентября — ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ | Подворье Патриарха Московского и всея Руси Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.
Воздвижение Креста Господня — есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.
ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ КРЕСТА
Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос.
Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.
Константин Великий — первый христианский император
Это произошло во время правления святого равноапостольногоКонстантина Великого (306 — 337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.
Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения
Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Святая царица Елена
Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.
Большинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, — были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины.
(Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).
В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.
Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными.
Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю.
Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.
Место обретения Креста Господня
В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа — обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.
Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест.
Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа.
Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда —Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.
В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.
Храм Гроба Господня
Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу.
Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е.
освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА
В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением.
По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей.
Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св.
Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.
Битва императора Ираклия с персами. Казнь персидского царя Хосроя
Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из пленав марте 631 года. Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II.
Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий.
По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым.
Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и беспрепятственно вошёл в ворота.
С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста.
Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.
Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) «воскресением». Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.
О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.
ЧИН ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установленстрогий пост. Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.
ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» ( Матф.24:30).
Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Слова «благоверным царем» содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины.
В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее «царем,» без имени, но в Российской империи стали петь «благочестивому императору нашему (имя)». Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства.
В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.
Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.
Источник: http://hram-pohvala.moseparh.ru/2015/09/27/27-sentyabrya-vozdvizhenie-kresta-gospodnya/
Гроб Господень
Гроб Господень (Святой Гроб Господень) – так называют пещеру, в которой после распятия был погребен Иисус Христос. Во всем христианском мире это место почитается как величайшая святыня.
Святой Гроб находится в Иерусалиме, столице современного Израиля. Реликвия скрыта под величественным храмовым комплексом Гроба Господня, также известным как храм Воскресения Христова.
За долгую историю храм не раз разрушали, а доступ к Гробу Господню перекрывался многочисленными завоевателями-иноверцами.
В наши дни каждый христианин может приехать в Иерусалим и поклониться святыне.
Святой Гроб
Гроб Господень находится под храмом его имени. По древней традиции, пришедшей к ранним христианам из иудаизма, гробница высечена в скале, и изначально представляла собой пещеру. Сейчас сохранилась лишь часть изначальной пещеры, а вокруг самого гроба выстроена Кувуклия (подземная часовня).
Реликвия являет собой массивное каменное ложе, на которое некогда возложили тело Христа. Святой Гроб был сильно поврежден древними паломниками, и чтобы защитить реликвию от разрушения, её запечатали мраморной плитой. Последний раз мраморная плита менялась в 1555 году. В 2016 году плиту сняли, чтобы провести археологическое исследование Святого Гроба.
Для Храма Воскресения Христова гробница – это главный алтарь. Хотя на территории храма действуют шесть церквей, только греко-Православная, Католическая и Армянская апостольская церкви проводят богослужения у Гроба Господня.
Гроб Господень в Священном Писании
Священное Писание многократно упоминает Гроб Господень в четвероевангелии. Апостолы-евангелисты описывают как тело Иисуса Христа сняли с креста и отнесли на каменное ложе в пещере.
Евангелие гласит, что на третий день к пещере пришли жены-мироносицы, чтобы помазать тело перед погребением. Закрывавший пещеру камень чудесным образом отворился, и мироносицам явился Ангел, провозгласивший Воскресение Христа.
Апостолы Иоанн и Петр посетили гробницу и засвидетельствовали, что тела Христа внутри нет.
Местонахождение Гроба Господня
В течение нескольких веков место погребения Христа считалось утерянным. Римский император Константин Великий, утвердивший христианство в качестве государственной религии Римской империи, организовал поиски Гроба Господня.
Блаженная Елена, мать императора, отправилась в Святую землю с целью найти христианские реликвии. Согласно сохранившимся свидетельствам, равноапостольная Елена обнаружила на месте Гроба Господня языческий храм. Его разрушили, а на его месте построили часовню и храм Воскресения Христова.
Храм Гроба Господня в Средние века
Гроб Господень ждала непростая судьба.
В 614 году персидский шахиншах Хосров II из империи Сасанидов уничтожил храм, но в 630 году святыню восстановили по приказу византийского императора Ираклия I. Вскоре после этого Иерусалим попал под власть мусульман. Завоеватели сохранили храм и позволили христианам молиться в нем. В период с VII по X век храм пострадал от нескольких землетрясений и пожаров.
В 1009 году храм Гроба Господня сравняли с землей по приказу халифа Аль-Хакима, известного своими гонениями против христиан. Разрушения затронули не только сам храм, но и часть пещеры.
Сын Аль-Хакима, новый халиф фатимидов аз-Захир, оказался более терпим к христианам, и по соглашению с византийским императором Константином IX Мономахом храм был восстановлен. Вскоре паломники вновь смогли посещать святое место.
Они свидетельствуют, что храм был одним из немногих восстановленных зданий в разрушенном городе.
Войны за Гроб Господень
Преследования христиан в Святой Земле и разрушение храма Гроба Господня послужили идеологическим обоснованием крестовых походов. В период с 1099 по 1244 год за Иерусалим и Гроб Господень велись многочисленные войны, которые сильно обострили противоречия между христианами и мусульманами.
За два с половиной века контроль над Иерусалимом и Гробом Господнем неоднократно переходил из рук в руки. В этот период храм раз за разом страдал от разрушений, а затем восстанавливался. Это продолжалось вплоть до 1244 года, когда крестоносцы окончательно потеряли власть над Иерусалимом, которая перешла к Хорезму.
Гроб Господень во власти османов
В 1517 году Иерусалим захватили турки-османы. Султан Сулейман I Великолепный вложил много усилий в восстановление разрушенного многочисленными войнами города, и в том числе храма Гроба Господня.
Османские завоеватели были более веротерпимы, чем прошлые властители города, поэтому при их правлении разрушения были редки. После того как в 1555 году храм был вновь открыт, и к Гробу Господню вновь потянулись паломники.
В 1808 году храм был в последний раз разрушен пожаром, но был восстановлен в 1809-1810 гг.
Святой Гроб в наши дни
С 1810 года храм остается в целости. О нем заботились христиане Иерусалима и всего мира. В наши дни храм Гроба Господня, хранящий великую святыню, является важнейшим религиозным центром. Он регулярно реставрируется усилиями шести христианских церквей. Последние масштабные работы по реставрации храма проведены в 2016 году.
Открытие Гроба Господня
В октябре 2016 года археологи впервые за 460 лет вскрыли Гроб Господень и получили доступ к мраморному саркофагу, установленному в 1555 году. Исследование проводила международная группа экспертов в сотрудничестве со священнослужителями храма.
Под мраморной плитой, закрывавшей реликвию, археологи обнаружили большую груду каменных обломков, под которой обнаружили еще одну плиту, установленную крестоносцами. Под ней взорам ученых предстал сам Гроб Господень – прекрасно сохранившееся каменное ложе, на котором две тысячи лет назад покоилось тело Христа.
Исследователи не готовы с абсолютной уверенностью подтвердить, что открытый Гроб Господень – это подлинное место упокоения Христа. Но все сходятся в том, что нет другого места, которое бы столь же точно соответствовало дошедшим до нас описаниям гробницы. Поэтому подлинность Святого Гроба не ставится под сомнение.
Возможно, вам будет интересно:
9 ноября 2018
Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/svyatoy-grob-gospoden/
Голгофа. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю
Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня справа две лестницы ведут вверх, на Голгофу.
Голгофа — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.» (Иоан.19:17-18)
Согласно традиции, в начале I в. Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-западе от города. Сегодня она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX в. некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.
Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.
Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.
Пространство на Голгофе разделено между тремя алтарями: Алтарь распятия, Алтарь гвоздей и Алтарь «Стабат Матер».
Распятие за престолом
Алтарь распятия
Слева находится Алтарь распятия, принадлежащий греческой православной церкви. Этот алтарь расположен над скалой там, где был установлен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.
Вокруг алтаря под стеклом можно увидеть поверхность Голгофы.
Под алтарём находится отверстие, куда можно опустить руку и дотронуться до скалы именно в том месте, где стоял крест с распятым на нём Христом.
Здесь находится XII стояние Крестного пути.
Алтарь гвоздей
Алтарь гвоздей
Алтарь гвоздей находится справа от Алтаря распятия. На этом месте солдаты сорвали с Христа одежды и разыграли их в кости. После этого здесь они пригвоздили Иисуса Христа ко Кресту. Алтарь гвоздей принадлежат францисканскому католическому ордену.
Здесь находятся X стояние и XI стояние Крестного пути.
Алтарь «Стабат Матер». Голгофа
Алтарь «Стабат Матер»
Небольшой католический алтарь «Стабат Матер» — Стояния Богородицы, расположен между алтарями Распятия и Гвоздей.
Он отмечает место, где по преданию, Богородица стояла при Распятии Сына у основания Креста.
Над алтарем возвышается вырезанная из дерева статуя Богоматери, подаренная в 1778 г. королевой Португалии и привезенная из Лиссабона. Рядом можно видеть множество драгоценностей, пожертвованных паломниками.
Меч пронзает сердце Святой Богородицы, символизируя пророческие слова Симеона Богоприимца:
«и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.» (Лк.2:34-35).
Здесь расположена XIII стояние Крестного пути.
Источник: https://guide-israel.ru/attractions/21928-golgofa/