Анубис
Анубис (или Инпу) — в египетской мифологии это бог загробной жизни, мумификации (бальзамирования), а также покровитель потерянных и беспомощных душ (например, сирот).
Слово «Анубис» — это греческая форма его египетского имени Инпу (или Анпу), что означает «разложение» (указывает на его связь со смертью).
Обычно Анубис изображается в виде шакала или фигуры человека с головой шакала.
Изображение Анубиса со скипетром богов «Уас» и иероглифом «анк»
Анубис на английском — Anubis.
Анубис является одним из древнейших богов Египта. Существует теория, что верование в него развилось от гораздо более старого бога по имени Вепвавет, которого иногда изображали так же (человеком с головой шакала).
Сначала Анубиса считали сыном бога Ра и Хесат (божественная корова). Однако позднее появился миф о том, что он сын Осириса и его невестки Нефтиды.
У него была жена — богиня Инпут (Анпут), и дочь — Кебхут, которая приносила прохладную воду душам мёртвых и утешала недавно умерших.
Миф о рождении Анубиса (об Осирисе и Нефтиде)
Анубис родился от Осириса (бог загробного мира) и Нефтиды (богиня рождения и смерти, сестра и жена Сета). У Нефтиды были чувства к Осирису, ей никогда не нравился её муж Сет.
Однажды ночью Нефтида и её сестра Исида обманули Осириса. Сёстры были близнецы, и смогли обмануть Осириса, чтобы Нефтида переспала с ним вместо Исиды.
В результате Нефтида сбежала со своим сыном (Анубисом), и чтобы защитить, спрятала его в болотах у реки Нил.
Исида, жена Осириса, нашла Анубиса и воспитала как своего собственного.
Сет убил Осириса как месть за любовные отношения с его женой.
Когда Анубис вырос, отплатил Исиде, постоянно её защищая.
Скипетр богов Уас
Зачастую Анубис держал в руке скипетр богов Уас, который носили короли и боги. Существует теория, что это символ благополучия, здоровья и счастья.
Иероглиф «анк»
Иероглиф «анк»
Также его часто изображали с иероглифом «анк» в руке, он означает «жизнь», «дыхание жизни», «крест жизни» или «ключ жизни».
Учёные предполагают, что оба этих атрибута (анк и Уас) имели какую-то практическую, а не только символическую функцию, возможно они как-то взаимодействовали друг с другом.
Учёные заметили, что в зависимости от ситуации вокруг, эти предметы могли находиться и в «сложенном», и в «развёрнутом» состоянии.
Шкура быка
Ещё символом Анубиса была чёрно-белая, свисающая с шеста шкура быка, забрызганная кровью, но её значение неизвестно. Также его изображали как просто чёрного шакала или как собаку, сопровождающую Исиду.
Анубис и бог Сет
Сет, один из древнейших в пантеоне египетских богов, олицетворял войну, хаос и шторм, а также беспорядок и потрясения.
Существует легенда о том, что когда Сет убил Осириса, его органы стали подарком для Анубиса.
Существуют другие мифы, которые предполагают, что Сет был отцом Анубиса.
Другие боги египетского пантеона
В египетском пантеоне существует целое множество богов. Например:
Осирис
Один из самых важных богов древнего Египта. Властелин подземного мира и судья мёртвых. Он является братом и мужем Исиды.
Гор (Хор)
Бог неба и солнца. Но сначала его считали богом охоты, который метко впивался когтями в свою добычу. Его изображают либо в облике сокола, либо человеком с головой сокола, либо крылатым солнцем.
Он является сыном Исиды и Осириса.
Маат
Маат — древнеегипетская богиня справедливости, гармонии, правды и равновесия.
Её изображали как крылатую женщину со страусиным пером на голове или показывали только белое страусиное перо.
На церемонии Взвешивания Сердца Души в загробной жизни, когда сердце души умершего взвешивалось на весах правосудия, использовалось именно её перо.
«Суд Осириса» из Книги Мёртвых
Смотрите также значения Пантеона и Религии.
Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/anubis/
Бог Сет
Бог Сет – демонический персонаж древнеегипетской мифологии. Это бог хаоса, разрушения и смерти.
Сет с самого начала противостоял Осирису и его сыну Хору (Гору) – добрым и справедливым божествам, правителям земли и подземного царства.
Но примечательно, что Сет был одновременно и братом Осириса и дядей Гора, по-видимому, для египтян это означало, что добро и зло, созидание и разрушение, рождение и смерть неотделимы друг от друга и происходят из общего источника.
Сет – это предтеча
Сатаны (Шайтана) в авраамических религиях, имя которого происходит от имени этого египетского бога. Однако Сатана – это абсолютный злодей, упрямый разрушитель и убийца, тогда как фигура Сета была более сложной и противоречивой.
Полноценные демонические черты Сет обрёл достаточно поздно, вначале он выступал на стороне света.
Сет был защитником бога Ра и покровителем царской власти, он был могучим воином с красными глазами и единственным существом, способным одолеть Апопа – мифического змея, который, в свою очередь, олицетворял для ранних египтян абсолютную тьму и зло.
Впоследствии, когда развилось представление о борьбе Гора и Сета как борьбе добра и зла, считалось, что эти два бога могут сливаться в одно двухголовое существо по имени Херуифи.
Имя Сета часто входило в имена фараонов (например, знаменитый Сети, а также Сетнахт). Этому богу была посвящена обширная область в Северной Африке – Судан (теперь – независимое государство).
Культ Сета процветал в таких городах, как Омбос, Ком-Омбос и других. Рамзес III построил себе укреплённый город, один из храмов которого был посвящён Сету.
Рождение
Как и Осирис, Сет был сыном бога земли Геба и небесной богини Нут. По одному из мифов, он появился из бока Нут, которая почиталась в обличье коровы. День его рождения египтяне считали несчастливым и старались не делать ничего важного в этот день.
Изображение На рисунках Сета представляли по-разному. Один из вариантов – в виде осла или трубкозуба: с вытянутой мордой, длинными ушами и гривой. Грива и глаза имели красный цвет, который у египтян ассоциировался со смертью (поскольку это цвет пустынного песка).
Другие варианты – в виде гиппопотама, крокодила, змеи или сочетания этих животных. Во время битвы с Гором Сет принял обличье свиньи. Ещё один вариант – «зверь Сета». Ему соответствовал даже отдельный иероглиф, который имел значение «злой», «дикий». Это изображение несколько напоминает трубкозуба или окапи (карликового жирафа).
Описание этого существа встречается даже в арабских книгах, в которых оно носит название «салава».
Почему семитские народы не едят свинину?
Известно, что евреям и арабам (а также всем мусульманам) запрещено употреблять в пищу свинину. Арабы считают свинью просто грязным животным, а евреи – «некошерным», поскольку свинья не пережёвывает жвачку. Был такой запрет и у древних египтян.
Мифологическая подоплёка этого закона была иной: в чёрную свинью превращался демонический бог Сет, когда боролся с Гором – богом света и защитником Осириса. Очевидно, запрет на поедание свинины достался этим народам от общих предков и был связан с какими-то гигиеническими соображениями.
Возможно, свинья представлялась египтянам настолько мерзким существом, что её покровителем они посчитали самого Сета.
Гиппопотам
Самец гиппопотама считался столь же нечистым животным, что и свинья (в отличие от самки, которая отождествлялась с добродушной богиней Таурт), поэтому Сета изображали и в его обличье. В определённые праздники египтяне устраивали на него ритуальную охоту. Враждебность народа к бегемотам была оправдана тем, что они уничтожали посевы и нападали на скот.
В рассказе о тяжбе Сета и Гора первый предложил второму соревнование – гонки на лодках из камня. Гор решил перехитрить брата и сделал лодку из лёгкого дерева, покрыв её воском, который по цвету походил на камень. Сет не смирился с тем, что брат его обыграл, превратился в бегемота и перевернул лодку Гора.
Передняя нога Сета
По одному из рассказов, во время битвы с Гором одна из ног Сета была заброшена на небо, где боги приковали её железными цепями к небесной опоре. Охранять эту ногу поручили гиппопотаму Хесамуту – священному животному Исиды.
Отождествления Бог
Сет у различных народов и у самих египтян отождествлялся с другими богами.
- При владычестве гиксосов (кочевых племён индоевропейского происхождения) он отождествлялся с их богом Ваалом.
- Ливийцы сближали его с Ашем – древнейшим египетским божеством пустыни.
- Хурриты отождествляли его с Тешубом – суровым богом грозы.
- Греки сближали его с великаном Тифоном, порождённым Геей и появившимся из вулканического огня и дыма.
Таким образом, Сет достаточно давно играл роль антагониста, бога суровых природных условий, хотя и не абсолютного злодея. Даже после проигранного спора с Гором он оставался покровителем южных египетских регионов и богом воинской доблести и храбрости. Лишь при поздних фараонах, особенно Птолемеях, возвысивших Гора и его культ, Сет окончательно перешёл на сторону, занимаемую прежде Апопом.
Источник: https://2mir-istorii.ru/mify-egipta/7423-bog-set.html
Бог Сет в древнеегипетской мифологии
Среди повелителей Земли и Неба, наводящих ужас на египтян, был бог Сет, которого представляли в виде человека с головой осла или дракона. При этом даже упоминание о нем вызывало трепет, а значимость его была столь велика, что его ставили наравне с Гором, покровителем фараонов. На многих изображениях, найденных на территории Древнего Египта, оба этих божества изображаются по обе стороны от правителя страны.
Египетский бог Сет
Согласно египетской мифологии, Сет был сыном богов земли и неба Геба и Нут. Правда, прославился он не своими добрыми делами, а тем, что убил своего брата Осириса и съел священную кошку, после чего приобрел дурную репутацию убийцы и стал ассоциироваться с силами зла. При этом древнеегипетский бог Сет сохранил свой статус покровителя сильных мира сего, о чем свидетельствуют изображения бога, стоящего рядом с фараоном.
Какую природную стихию олицетворял бог Сет?
Поклонялись ему в разных частях страны, но везде он вызывал мистический ужас. Как и любое другое божество, связанное с одной из природных стихий, он нес в себе отрицательное начало. Сет бог пустыни был покровителем и повелителем песчаных бурь и засухи, повергая в страх земледельцев. Но его боялись и другие египтяне, так как с ним связывали наступление хаоса, враждебное отношение ко всему живому, войну и другие несчастья.
Жена бога Сета
Легенды сообщают, что бог хаоса имел несколько жен, одной из которых была Нефтида. Сет и Нефтида были родными братом и сестрой. При этом нет четких указаний на их супружескую связь.
Что касается самой богини, ее образ, как правило, связывают с обычаями похорон, совершением погребальных обрядов и чтением заупокойных молитв. Древние историки считали, что богиня Нефтида в древнем Египте царит над нематериальным и нереальным.
Вместе с тем, ее нередко считали покровительницей женского начала и богиней творения, которая «живет во всем».
Чему покровительствовал бог Сет?
Народы Египта боялись Сета и желая его задобрить, возводили в его честь дворцы и храмы, опасаясь его гнева. Жестокость, ярость и смерть – это было главное, что олицетворял бог Сет, и хотя жители страны старались всячески задобрить его, покровительствовал он не им, а чужеземцам, обитателям дальних стран. Однако было бы неправильно представлять Сета как воплощение зла. Он покровительствовал доблести и отваге, вселяя храбрость в сердца воинов.
Бог Сет, относившийся к когорте верховных богов, изображался в виде существа, объединившего в себе человеческое тело и голову животного.
На различных изображениях он выглядел по-разному: то с головой крокодила, то бегемота, но чаще всего его изображали с головой шакала или осла, который для жителей Восточного Египта считался символом власти. Его отличительная особенность – длинные уши.
Облик бога Сета дополняет скипетр – символ власти. При этом для большинства древних животные, в виде которых изображался Сет, символизировали связь с демоническими потусторонними силами.
Как почитали бога Сета?
Несмотря на столь грозный и неприятный характер, история сохранила сведения о том, как поклонялись богу Сету. Особым расположением он пользовался у фараонов.
Письменные артефакты свидетельствуют, что его именем называли правителей Египта, в его честь возводились храмы. Правда, количество их невелико, однако они отличались богатством убранства и величественностью архитектуры.
Жители Восточного Египта питали теплые чувства к божеству и даже считали его своим покровителем, создавая в его честь культовые центры.
Символ бога Сета
Несмотря на свою силу и принадлежность к высшим богам, символы и культ бога Сета известны мало. Возможно, именно потому, что под свое покровительство он брал не египтян, а чужестранцев и представителей верховной власти государства.
Некоторое время он даже составлял своеобразную конкуренцию верховному богу Гору, о чем свидетельствуют найденные изображения фараонов, восседающих на троне, по обеим сторонам которого стоят эти два божества. Бог Сет не имеет собственных символов и атрибутов.
На всех изображениях он держит в руках жезл – символ власти и крест.
Наличие культовых центров в отдельных районах Египта свидетельствует, что злой бог Сет, тем не менее, был почитаем местными жителями.
Интересно, что в отдельных районах страны его представляли в виде священной рыбы, поэтому здесь было запрещено использование в пищу рыбных блюд.
Кроме того, образ этого воинственного бога был близок тем, кто принимал участие в сражениях и надеялся на его покровительство. Отличительным признаком бога-воителя стал красный цвет: это кровь, напор и раскаленная почва пустыни.
Источник: https://womanadvice.ru/bog-set-v-drevneegipetskoy-mifologii
Сет – самый противоречивый персонаж древнеегипетской мифологии
> Африка > Египет > Сет – самый противоречивый персонаж древнеегипетской мифологии
На первый взгляд древнеегипетский бог Сет – классический образ «плохого парня». Но внимательное изучение египетской мифологии показывает, что образ этого божества более чем противоречив. Что выделяет его среди других богов египетского пантеона?
Сет – олицетворение зла в египетской мифологии
Сет или Сети – это бог пустыни, хаоса, ярости, войны, разрушения и смерти. Он олицетворял зло во всех его проявлениях. Знаменитая «Книга мертвых» приписывает Сету беды, причиняемые стихийными бедствиями. Знак «зверя Сета» использовался для написания таких слов, как «болезнь», «жестокость», «деспотия» и «буря».
Именно Сет был главным соперником Гора, считавшегося богом неба и солнца. Согласно египетской мифологии Сет и Гор могли сливаться в единое божество Херуифи. Это показывает, что в представлении египтян эти два персонажа были неразделимы. Согласно одной популярной трактовке, они представляли собой 2 стороны царской власти. Гор воплощал порядок, созидание и милосердие, тогда как Сет символизировал суровые, разрушительные и карающие черты правителя.
И хотя Сет неизменно строил козни против людей и богов, в представлении египтян о нём есть и некоторые светлые моменты. Было время, когда он почитался как «защитник солнца» и покровитель царской власти. Его часто награждали эпитетом «могучий». А также он покровительствовал чужеземцам. Неудивительно, что после завоевание Египта гиксосами именно он стал главным богом. Кроме того, его знали как бога металлов. Например, железо египтяне называли «костью Сета».
Барельеф, хранящийся в египетском музее Берлина
В период правления Рамсессидов (13-11 вв. до н. э.) он почитался как бог, дарующий смелость и воинскую доблесть. Именно он сражался со змеем, защищая ладью бога Ра. Но с тех пор как Сет стал ассоциироваться с враждебными Египту гиксосами, его негативные черты стали проступать гораздо сильнее. В ненавистного злодея и источник зла он окончательно превратился в эпоху Птолемеев (4-1 вв. до н. э.).
Как изображали Сета?
Сета чаще всего изображали в человеческом теле, с красной гривой, длинными ушами и красными глазами. Стоит отметить, что красный считался в Древнем Египте символом смерти. Иногда этот бог выглядел как крокодил, гиппопотам или свинья. Если его изображали рядом с Гором, то он непременно стоял сзади. Небесным образом Сета была планета Меркурий.
Особого внимания заслуживает голова Сета. По логике она должна была олицетворять священное животное, связанное с божеством. Одни ученые считают данный образ плодом воображения художников, другие пробуют угадать в нем реального представителя африканской фауны. Самой вероятной гипотезой пока является ассоциация Сета с трубкозубом.
Гор и Сет по сторонам от Рамзеса III, музей Каира
Как почитали Сета?
До того как стать сугубо отрицательным персонажем он был покровителем Верхнего Египта. Его культ процветал в Омбосе, Ком-Омбосе и Гипселе. В оазисе Дахла долгое время существовал оракул Сета.
Преимущественно бога боялись и старались по возможности умилостивить. Так, прежде чем начать войну, фараоны старались получить поддержку именно этого бога Египта. С этой целью организовывались специальные жертвоприношения.
Чтобы уберечь себя от враждебных сил, египтяне делали амулеты с его изображением. Его рисовали с двойной короной – символом верховной власти над страной. Таким образом, владельцы амулетов желали добиться расположения божества. В то же время день рождения Сета египтяне считали несчастливым. В этот день старались избегать важных дел.
Мифы о Сете
Начать стоит с мифологической родословной Сета. Он был младшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Сет также приходился братом Осирису и Исиде. Имел несколько жен, среди которых была и его родная сестра Нефтида. При этом ничего не известно о его детях.
Одна из самых известных легенд о Сете повествует о том, как он убил Осириса, чтобы занять его трон. Но как следствие он обрел главного противника – Гора, сына Осириса, желающего отомстить за отца и вернуть трон. Во время одного из противостояний Сет вырвал у Гора глаз, ставший потом амулетом уджат. Согласно другому мифу Сет плюнул в глаза Гору, приняв облик черной свиньи. Поэтому египтяне считали свиней нечистыми.
Египетская мифология связывает с этим богом и некоторые вполне материальные события. К примеру, одна из легенд рассказывает о том, как победив Сета, Гор основал город Эдфу. Именно здесь располагался храм, стены которого обильно украшены рельефами, представляющими борьбу двух божеств.
Ряд историков отмечают, что в мифах о Сете и Горе отобразились социальные и политические события истории Египта. В частности, объединение страны, произошедшее на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Тогда велась жестокая борьба за власть между правителями Верхнего и Нижнего Египта.
11 ноября 2017
Источник: https://archeonews.ru/set-samyj-protivorechivyj-personazh-drevneegipetskoj-mifologii/
Сет
Жестокий тиран, в сердце которого существует только злоба и зависть, – таким предстает египетский бог Сет в большинстве современных произведений. На самом деле, родной брат Осириса с момента рождения служил помощником и поддержкой верховному богу Ра. Увы, добрые поступки божества давно померкли на фоне многолетней войны за престол, которая сопровождалась убийствами и пытками родных и близких.
История происхождения
Истоки культа, прославляющего Сета, скрыты в городе Нагада, где зародилось идолопоклонничество неоднозначному богу. Первое изображение мужчины датируется 3100 годом до нашей эры. Образ Сета вырезан на булаве владыки Египта по имени Скорпион.
Бог Сет
Во время правления второй династии Сет распространил собственное влияние на верхнеегипетские города, вытеснив из пантеона богов Ашема. Мифология подтверждает, что в этот период Сет почитался как бог-защитник Ра и покровитель фараонов.
Демонизация мужчины произошла в Новом Царстве. Подобная трансформация связана с политическими событиями в Древнем Египте – государство попало под влияние гиксосов, у которых Сет соотносился с национальным богом Ваалом. Основным местом поклонения персонажу провозгласили город Аварис.
Появление на границах государства ассирийцев и персов лишь усугубило отрицательное значение Сета. Теперь бог олицетворял для египтян покровителя чужестранцев, властвовал над пустыней и прослыл богом разрушений.
Внешность бога Сета
Внешность Сета тоже претерпела изменения. Изначально бога изображали в виде животного, схожего с лисицей или шакалом. Позже Сет приобрел облик худощавого мужчины с головой осла (в других источниках – трубкозуба). Затем к облику добавились красные глаза, которые символизировали смерть.
Сета также рисовали в виде кровожадного крокодила, змея или гиппопотама, но полузооморфный образ божества так и остался самым запоминающимся изображением.
Мифы и легенды
Сет – младший ребенок супружеской пары Нут и Геба. Родители бога уже воспитывали трех детей: Осириса, Исиду и Нефтиду. Дети росли дружно и не испытывали нехватки любви. Однако, в отличие от брата и сестер, Сет не чувствовал радости и благодарности к родным.
Богиня Исида
Выросшие братья и сестры заняли предначертанные места. Осирис стал править Египтом, Исида вышла замуж за старшего брата и помогала управлять страной. Нефтида связала жизнь с Сетом, и младший бог вместе с собственным прадедом Ра путешествовал по территории подземного мира, охраняя бога от чудовища Апопа.
Но вскоре сердце Сета охватила зависть. Мужчина жаждал заполучить трон Египта и завладеть женой старшего брата. Осознавая, что в честном поединке фараона не победить, бог ярости разработал коварный план. По заказу Сета великие мастера создали саркофаг, превосходящий по красоте все известные изделия и идеально совпадающий с ростом Осириса.
Сет и Ра
Сет, который часто навещал фараона, предложил брату примерить саркофаг. Мужчина провозгласил, что подарит драгоценный гроб тому, кому изделие подойдет по размеру. Осирис с удовольствием примерил саркофаг. Воспользовавшись ситуацией, Сет запер мужчину и забросил гроб в море.
Египет остался без правителя. Исида, испуганная за судьбу еще не родившегося сына, бежала из дворца. Так Сет стал править государством, установив в стране жесткие правила и высокие налоги.
Долгое время тирании бога ничего не угрожало. Первый удар ожидал Сета во время охоты. Мужчина случайно наткнулся на саркофаг, в котором мирно лежало тело мертвого Осириса. Бог понял, что Исида нашла собственного мужа и не оставила попыток возродить возлюбленного. В ярости Сет разорвал тело старшего брата на куски, которые раскидал по свету.
Анубис
Боги, недовольные узурпатором, пытались противостоять богу хаоса. Но Сет, который успел сформировать собственную кровожадную армию, отражал все удары. Одним из ярых противников бога стал Анубис, поддерживающий Исиду и помогающий той воспитывать сына.
Вскоре Гор, долгожданный потомок Осириса, возмужал и вступил в схватку с тираном. Мужчины воевали за египетский трон на протяжении 80 лет. Остальные боги решили не вмешиваться в конфликт, издалека наблюдая за сражениями. Хитрый Сет отвлек внимание Гора и вырвал наследнику фараона глаза, в которых скрывалась магическая сила бога.
Ока Уджат
Мужчина сложим магические Ока Уджат (глаза Гора) в шкатулку, которую разместил в скале. Не доверяя даже собственным подчиненным, Сет принял вид крокодила и лично охранял сокровища. Анубис, увидевший, что сделал бог, принял вид крылатого змея и выкрал глаза Гора.
Схватка возобновилась, но на этот раз Гор одержал победу. Последним ударом сын Осириса отрубил Сету мужское достоинство. На совете боги решили сослать побежденного бога в пустыню, где дозволили тирану руководить землями по собственному разумению.
Экранизации
Многосерийный мультфильм «Приключения Папируса», вышедший на экраны в 1998 году, использовал образ бога пустыни как главного антагониста. Изгнанный Сет прилагает максимум усилий, чтобы юный рыбак Папирус не воскресил Гора из небытия.
Сет в мультфильме «Тутенштейн»
Очередное появление Сета состоялось в мультсериале «Тутенштейн». Мультфильм рассказывает о мальчике-фараоне, внезапно воскресшем в современном мире. Бог Сет применяет различные уловки, чтобы завладеть скипетром Уас, гарантирующим власть над всем живым. Русский дубляж Сета доверили Борису Быстрову.
В 2016 году Сет стал героем фантастического фильма «Боги Египта». Сюжет кинокартины основан на мифе о противостоянии бога ярости и сына Осириса. Сет захватывает трон Египта и устанавливает в государстве собственные правила. Роль бога-тирана сыграл актер Джерард Батлер.
Джерард Батлер в образе Сета
В 2017 году состоялась премьера фильма «Мумия», в котором бог пустыни вновь стал главным антагонистом. Кинолента – перезапуск серии о воскресшей мумии. Принцесса Аманет в погоне за троном отца принимает от Сета проклятый клинок. Спустя тысячелетия королевская особа возвращается в современный мир, желая вернуть собственную власть и воскресить бога разрушения. Образ Сета на экране воплотил актер Хавьер Ботет.
Интересные факты
- Священное животное Сета – черная свинья.
- После демонизации у Сета появилась вторая жена, не игравшая заметной роли в жизни мужчины. Бог сочетался узами брака с Таурт – богиней беременных.
- Помимо разрушения и ярости, Сета считали покровителем сексуальности. При этом у бога не было родных детей.
Источник: https://24smi.org/person/3645-set-bog.html
ОСИРИС. в словаре античности
А Б В Г Д ЕЁ Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
[ страницу]
ОСИРИС(егип.) — бог производительных сил природы, властитель загробного мира, старший сын Геба и Нут, брат и муж Исиды, брат Нефтиды и Сета, отец Гора. Унаследовав власть над Египтом, О. научил людей сеять ячмень и пшеницу, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать вино и пиво, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Он обучил людей строительству, целительству, установил культ богов. Младший брат Сет, злой бог пустыни, задумал погубить О. и отнять у него власть. Явившись со своими приспешниками на пир к О., он принес роскошно украшенный ящик и сказал, что подарит его тому, кому он будет впору. Когда О. лег в ящик, сделанный специально по его мерке, помощники Сета захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили ящик в Нил. Ящик прибило течением к берегу, где он застрял в кустах. Жена О. Исида нашла тело мужа и чудесным образом зачала от него сына. Похоронив мужа, она скрылась от Сета в болотах дельты Нила и там родила и воспитала сына Гора. Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Потеряв в битве один глаз, он затем все же победил Сета, отобрал у него свой глаз и дал проглотить мертвому отцу. О. ожил, но не захотел оставаться на земле — он оставил наземное царство Гору, а сам стал править в загробном мире. (По одной из версий, Сет разрубил тело О. на 14 частей и разбросал по Египту, а Исида собрала эти части и погребла.) О. изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что О. каждый год умирает и возрождается к жизни, а жизненная сила сохраняется в нем всегда, даже в мертвом.(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006) Бог Сет — один из важнейших в египетской мифологии — Египетские пирамиды навсегда!Египетский бог СетСет (Сетх, Сутех) — египетский бог хаоса и беспорядка, персонификация зла и враждебности. Сет был сыном Геба и Нут, то есть являлся братом Осириса, Исиды и Нефтиды; последняя богиня была также его женой. Книга Мертвых именует Сета как «бога северного неба», ответственного за облака и штормы. Фигура Сета — одна из центральных как в египетской мифологии, так и в пантеоне египетских богов. Один из древнейших египетских боговБоги Сет и Сопду. Фрагмент рельефа из пирамидного комплекса фараона V династии Сахура в Абусире. Новый музей, Берлин, ГерманияСету поклонялись с доисторических времен, что подтверждается тем, что найденные его изображения, статуи и амулеты относятся ко всем периодам древнеегипетской истории. Причем находки эти относятся не только к Нагаде, где согласно традиции он родился, но ко всем другим областям Египта. Одно из самых первых известных изображений бога находится на булаве Скорпиона (ок. 3100 г. до н.э.), легендарного первого правителя Египта еще додинастического времени. Во время II династии (ок. 2890 – 2686 гг. до н.э.) Сет был тесно связанным с Ашем, древним богом Верхнеегипетского города Омбос, которого он заменил в качестве главного божества этого города.
То есть в отдельные периоды третьего тысячелетия до н.э. Сет несколько потеснил Гора в качестве опекуна и покровителя фараонов, составив вместе с ним своеобразный тандем. Оба персонажа символизировали богов королевского достоинства и божества Севера (Гор) и Юга (Сет). Они часто и позже изображались вместе с фараоном, символизируя объединение двух земель – Верхнего и Нижнего Египта — на королевских тронах, храмовых рельефах и т.д., коронуя и благословляя короля на правление. «Золотые периоды» поклонения СетуСет с телом собаки. Фрагмент рельефа из храма Сета в Омбосе (Нагада). XVIII династия. Музей ПетриПопулярность Сета была различной в разные периоды египетской истории. Помимо упомянутых выше нескольких периодов в первой половине III тыс. до н.э. можно выделить еще два периода, когда влияние его культа Сета было особенно весомым. Первый приходится на 2-ой Промежуточный Период на время правлений фараонов XV-XVI династий (ок. 1674 – 1567 гг. до н.э.), происходивших из гиксосов, завоевавших Нижний Египет. Гиксосы в Дельте, вероятно, идентифицировали его со своим собственным богом Баалом. Второй всплеск особенного почитания и внимания к Сету наблюдался в период правления Рамессидов (XIX и XX династии, ок. 1293 – 1070 гг. до н.э.), когда имя бога в качестве основного и дополнительного носили многие египетские фараоны. Сети I (ок. 1291 – 1278 г.г.) – один из самых знаменитых и известных правителей Древнего Египта. Борьба Сета и Гора за египетский тронБронзовая фигура Сета. XVIII-XX династии. Датский музейПосле смерти Осириса, которого согласно некоторым мифам убил именно Сет, он в течение длительного времени – на протяжении 80 лет — боролся с Гором (Хором, Горусом), сыном Осириса, за королевский трон Египта. Накал борьбы между этими двумя противниками передают многие мифы Древнего Египта, приводя кровавые подробности битвы. В частности Гор попытался убить Сета копьем, когда последний в облике гиппопотама вырвал у Гора левый глаз. Гор в конечном итоге победил врага, кастрировав Сета (лишил мужских яичек).
Сет должен был отдать глаз Хоруса и, согласно одной мифологической традиции, был убит, согласно другой – присоединился к свите бога Ра и стал голосом грома, согласно третьей – он был примерен с Гором. Сет – олицетворение враждебного мира и злаСтела из сланца. Птолемеев период (ок. 664-30 гг. до н.э.). Бруклинский музей, США Вначале Сет не был божеством с такими отрицательными характеристиками и злобным характером. Их он приобрел со временем, вероятно, вследствие череды политических и социальных событий, которые нашли отражение в мифах, постепенно существенно изменив первоначальный образ бога и его восприятие. На протяжении истории Египта репутация Сета постепенно становилась все хуже и хуже, пока он не стал Сетом – отвратительным богом зла.
Связь бога с другими государствами привела к тому, что он иногда связан в египетской мифологии супружескими узами с иностранными жестокими семитскими богинями Астартой и Анат (среди собственно египетских богинь его супругой считалась Нефтида, иногда богиня-гиппопотам Таурет, а «Тексты пирамид», ТП 1521, упоминают в качестве таковой даже воинственную богиню Нейт). Нарушитель всех табуАнкх — священный символ египтян, держащий посохи с головой СетаТексты Нового царства приписывают Сету совершение серии кощунственных преступлений, таких как рубка священных деревьев, охота на священную рыбу, птиц и животных. Он был также печально известен как злостный нарушитель сексуальных табу. Его похотливый характер приводит к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам. В одном мифе он наказан за то, что он совокупился с «богиней семени», которая персонифицировала сперму создателя. В другом мифе описывается попытка Сета сексуально доминировать над своим конкурентом, Хорусом, что приводит к неестественному рождению лунного бога Тота. Имеется мифологический сюжет, согласно которому именно Сет в облике крокодила Собека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил.
В греко-римский периодом Сет сурово критиковался в большинстве храмов. Греки идентифицировали Сета с монстром Тифоном, который восстал против богов и должен был быть уничтожен Зевсом. Сет в роли военного богаФараон Рамзес II c Cетом и ГорусомОднако Сет не был воплощением «чистого зла» для египтян. Он был владыкой металлов. Впоследствии, когда египтяне научились производить железо, самый твердый на тот период металл, он получил название «костей Сета». Сет был олицетворением силы, особенно в военном понимании. Сам Сет считался великим воином. Главное оружие Сета — гигантская булава или скипетр. Прекрасно владел он и копьем. Такой облик не мог не быть привлекательным для воинственных египетских фараонов, обращавшихся за поддержкой ко многим богам с ярко выраженными «военными» чертами: Монту, Михосу, Нейт и т.д.
О знаменитом фараоне XIX династии Рамсесе II (ок. 1279 – 1212 гг. до н.э.) говорится, что во время сражения при Кадеше он бился с неприятелями «как Сет». Защитник и охранник бога РаСет, борющийся с Апопом. XIX династия. Стела из крашеного известняка. Зал искусств, РоттердамКак и у любого египетского бога, даже самого кровожадного, у Сета в египетской мифологии немало и положительных сторон. Он был тем, кто например, поражал каждую ночь своим копьем злую змею Apопа (Апофиса), заклятого врага бога солнца, когда Апоп пытался напасть на ладью бога Ра во время ночного плавания по подземному миру.
В целом, похоже, для подавляющего числа египтян на протяжении большей части истории Египта Сет оставался двойственным божеством в лучшем случае. В египетском календаре день рождения Сета считался особенно неудачным днем во всех отношениях. Культовые центры бога СетаСтела из известняка. Содержит пророческие суждения от имени Сета. XXII династия. Оазис Дахля. Несмотря на одиозный характер Сета, почитание бога отмечается во все периоды египетской истории, а не только тогда, когда он был особо выделен из среды других богов. У Сета были культовые центры в различных областях и особенно в Верхнем Египте, где он часто расценивался как божественный покровитель этой части страны, символически уравновешивая покровительство Гора над Нижним Египтом. Самый ранний культовый центр бога был, возможно, в древнем Нубте, греческом Омбосе, расположенном приблизительно в 30 км к северу от Луксора, во входе в Вади Хаммамат – пути через восточную пустыню. Полагали, что Сет родился именно в этой области. Также Сета особо уважали в 5, 10, 11 и 19 номах (областях) Верхнего Египта (см. Карту Древнего Египта). Однако и в Нижнем Египте Сет был популярен, особенно в 14 номе, который расположен на северо-востоке Египта. Культовый центр бога существовал также в королевском городе Пи-Рамзесе в Дельте. Иконография СетаГиппопотам. XVIII династия. Роспись на известняке. Метрополитен-музей. США Египетский бог Сет обычно изображается с телом человека и головой мифического животного, напоминающего осла или муравьеда с необычными ушами прямоугольной формы. Есть также изображения бога, когда у него тело хищного зверя или млекопитающего с головой вышеупомянутого мифического животного, с длинным разветвленным хвостом.
Бронзовый амулет в облике Сета. Эпоха Рамессидов. Британский музейМифология рассказывает, что у него были глаза и волосы красного цвета — цвета, который традиционно ассоциировался с раскаленными песками пустыни. Интересно, что животные с красным мехом, даже мужчины с рыжими волосами считались последователями Сета. Амулеты и СетАмулеты, изображающие бога, не были широко распространены, тем не менее, имеются. Их, видимо, использовали для того, чтобы противостоять воздействию других недружественных богов или защититься от негативного влияния самого Сета. Его голова на изображениях и амулетах иногда увенчана Белой короной Верхнего Египта или Двойной короной всего Египта. Также интересно будет посмотреть: Обновлено (20.07.2014 22:32) Источник: Что это за бог Апис — Покров деньВ Египте почиталось множество богов (см. Список египетских богов). Многие из них были очень древними и изображались с головами животных. Богов египтяне считали творцами городов, номов (областей), законов, ремесел, искусства, письма и т.п.; они, с точки зрения древних египтян, управляют миром. Во многих городах Древнего Египта обожествляли животных (кошек, быков, крокодилов). Их держали в специальных помещениях, прудах; оскорбление священных животных каралось смертью. Египтяне также поклонялись растениям (лотос, папирус, финиковая пальма) и неодушевленным предметам (в основном знакам царской власти – скипетру, короне, царскому одеянию).
Храмы почитались жилищами богов. Каждый храм был посвящен какому-то богу, внутри помещали его статую бога. Храмовый культ осуществляли жрецы – служители богов, знающие молитвы, приносящие богам жертвоприношения. Жертвоприношения – подношения богам с целью умилостивить их; обмен между мирами: миром богов и людей, живых и мертвых. Обожествление царяФараон в представлении египтян – это живой бог. Египтяне верили, что по его воле разливается Нил и восходит солнце; считали, что у него два тела – человеческое и божественное (солнечное, золотое). Божественное тело могут видеть только боги. Смертные люди фараонов практически не видели, даже с придворными они разговаривали из-за ширмы. В момент рождения фараон – сын Ра. Когда умирал – воплощение бога возрождающейся жизни Осириса. Когда вступал на царство, становился воплощением бога света – Гора. Культ ОсирисаОсирис – покровитель всех производительных сил природы; вечно умирающий и возрождающийся бог. Зерно и плоды виноградной лозы египтяне воспринимали как воплощение этого бога. Поэтому сев (сеяние) для египтянина – это похороны Осириса, появление всходов – его воскресение, а срезание колосьев – умерщвление бога. Миф об Осирисе и Исиде – центральный миф египетской культуры. Со временем Осирис в представлениях египтян становится царем и судьей загробного мира, определяет посмертную участь человека. (подробнее про суд Осириса), (см. Изображение загробного суда с папируса Хунефера). Загробный мирЕгиптяне считали, что мумификация, сохранение тела умершего – условие бессмертия души. Для этого тело обрабатывали соляным раствором и ароматическими маслами, затем высушивали и заворачивали в льняное полотно. «Книга Мертвых» была предназначена для любого человека (независимо от происхождения), служила достижению бессмертия и благоденствия в загробной жизни, но не давала гарантий счастливой потусторонней жизни. Появляется идея воздаяния за совершенные в земной жизни плохие поступки. Так, глава 125 содержит перечисление преступлений и грехов, за которые людей могут лишить загробной жизни. Книга представляет собой перечень магических заклинаний и правильных ответов Осирису на суде. Задача – повлиять на исход суда с помощью магии и заговоров. Магия в Древнем Египте превалировала над этикой. КонспектРелигия играла огромную роль в жизни каждого египтянина. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Люди строили для богов жилища — храмы. При храмах находились жрецы — служители богов. Жрецы были богаты и могущественны. В Египте существовали культы различных животных. Как предполагают исследователи, поклонение животным — это наследие тотемизма, господствовавшего в первобытном обществе. Зооморфные черты характерны для египетских богов: как правило, боги изображались с человеческими телами и головами животных. Особо почитаемыми животными в Египте были: бык — Апис; крокодил — Себек, бог Нила; ибис — Тот, бог мудрости; кошка — Бастет, покровительница женщин и женской красоты. Почитался также и кот, в образе которого верховный бог Амон-Ра сражался с богом тьмы Апопом (рис. 1). Почитаемые животные после смерти мумифицировались. Источник: Древнейшие культы (боги: ра, тот, себек, сехмет, сет, изида). суд озириса (осириса)Египтяне были беспомощны перед грозными силами природы. Они верили, что боги управляют миром и людьми. В их религии сохранялись пережитки тотемных верований, они почитали кошек, птиц, змей, жуков-скарабеев и т. п. и представляли богов в виде людей с головами животных. Так, бога солнца Ра, одного из наиболее почитаемых богов египтян, изображали с головой сокола. Каждый день он проплывал на золотой ладье по небосклону с востока на запад. Бог луны Тот считался «наместником Ра», его изображали с головой болотной птицы ибиса. Бог Нила Себек представлялся в облике крокодила, а злая богиня войны Сехмет изображалась с головой львицы. Так в Древнем Египте зарождался культ животных. Самым любимым и почитаемым богом египтян был Озирис (Осирис) — бог природы и всего живого. Он был царем над богами, но бог зла Сет, владыка пустыни, убил его и разрубил на части.
Лишь когда Гор, сын Озириса и Изиды, отомстил за отца и убил Сета, Озирис воскрес. Египтяне верили, что каждый год Озирис воскресает. Со временем он стал властителем царства мёртвых и вершил суд над душами всех умерших, безжалостно наказывая тех, кто жил неправедной жизнью. На этом суде Озирис взвешивает сердце умершего на весах. Если покойник в земной жизни не запятнал себя грехом, то равновесие весов не нарушалось. Тогда Озирис пропускал праведную душу на благодатные райские поля Иалу.
Так в религии Древнего Египта впервые возникла идея о посмертном наказании за грехи. Потом она была унаследована другими религиями. В древнем Египте фараона почитали как живого бога. Он считался сыном бога солнца Амона. Это было проявлением культа фараонов. Считалось, что безграничную власть фараону могли дать лишь боги, поэтому к тронному имени фараона приобщали и имя бога. Произносить же вслух имя фараона считалось тяжким грехом.
Обожествление фараона свидетельствовало о его огромной власти и укрепляло эту власть в интересах государства в Египте. Также можно почитатьИсточник: Для любых предложений по сайту: [email protected] |