Трамп предложил палестинцам и израильтянам «сделку века»: арабы должны отказаться от армии и построить себе новый Иерусалим. Это очень странный план
Президент США Дональд Трамп в присутствии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу анонсировал «сделку века» по решению палестино-израильского конфликта.
80-страничный план «Мир во имя процветания» Трампа включает взаимное признание еврейского и арабского государств, признание Иерусалима неделимой столицей Израиля, строительство новой палестинской столицы к востоку от этого города, отказ независимой Палестины от армии и выделение 50 миллиардов долларов на помощь региону.
Критики сразу же назвали план нереализуемым, поскольку его никогда не примет арабская сторона, однако он может оказать влияние на внутриполитическую ситуацию в США и в Израиле.
В 1967 году по итогам Шестидневной войны Израиль присоединил к своей территории Западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима (до этого принадлежал Иордании), Голанские высоты (принадлежали Сирии), Синайский полуостров и сектор Газа (ранее были египетскими). Впоследствии Синайский полуостров был возвращен Египту, однако на остальных территориях началось строительство израильских поселений.
Палестинские арабы претендуют на создание собственного государства в секторе Газа и на Западном берегу со столицей в Восточном Иерусалиме. В Газе израильские поселения были демонтированы в начале 2000-х годов, однако на Западном берегу их по-прежнему очень много. Кроме того, Израиль считает Иерусалим своей неделимой столицей.
Официальная позиция ООН состоит в том, что стороны должны найти взаимоприемлемый компромисс и создать два государства для двух народов.
Что предлагает Трамп?
Коротко. Израиль и арабская Палестина признают друг друга. Все соглашаются с тем, что Иерусалим — единая и неделимая столица Израиля. Палестина может построить себе новый Иерусалим на восточных окраинах старого. Большая часть Палестины становится анклавом, со всех сторон ограниченным Израилем; взамен она получит пару участков земли в пустыне. Арабское государство отказывается от армии, а защиту его безопасности берет на себя Израиль.
США выделяют Палестине 27 миллиардов долларов, и она через десять лет будет похожа на Сингапур. Все это случится только после того, как исчезнет «Хамас».
- Международное сообщество и арабская Палестина должны признать Иерусалим нераздельной столицей Израиля. При этом на территории некоторых восточных районов и пригородов Иерусалима арабское государство может построить себе новую столицу и назвать ее Аль-Кудом (арабское название Иерусалима) или как угодно еще. На какие средства должен возводиться новый город, Трамп не уточняет. У арабов останется право на свободное посещение мусульманских священных мест в основной части Иерусалима.
- Мировое сообщество, а также Палестина признают суверенитет Израиля над Западным берегом реки Иордан (Иудея и Самария в израильской терминологии), который был фактически включен в состав этой страны по итогам Шестидневной войны 1967 года. В то же время 70% этой территории займет арабское государство (меньше, чем в своих инициативах предлагали Билл Клинтон, Джордж Буш и Барак Обама). Но оно фактически станет анклавом, всюду граничащим с Израилем: единственная внешняя граница, с Иорданией, проходит в долине реки Иордан — а она, согласно плану Трампа, тоже должна остаться израильской, поскольку «представляет особое значение» для безопасности этой страны.
- Другая часть арабской Палестины будет расположена в секторе Газа. С остальной территорией его должен связать тоннель или же эстакада, проходящая через израильские земли. Газа дает Палестине выход к морю, но Трамп предлагает разрешить строить там порт (а также аэропорт) только через пять лет после заключения мирного соглашения с Израилем — и только с его согласия. До тех пор в качестве компенсации палестинцам будет разрешено пользоваться израильскими портами Ашдода и Хайфы.
- В качестве компенсации территориальных потерь на Западном берегу реки Иордан Трамп предлагает выделить арабскому государству две зоны в пустыне Негев к югу от Газы: одну для промышленного развития, другую — для заселения и сельскохозяйственного освоения.
- Новое палестинское государство должно стать «демилитаризованным», то есть будет лишено права создавать собственную армию, противовоздушную оборону, военную разведку, тяжелые вооружения, мины, ракеты, кибероружие и т. д. Единственной целью его сил безопасности должна стать охрана правопорядка и защита от террористических атак. Вся ответственность за внешнюю безопасность Палестины возлагается на Израиль. Причем Израиль получит право блокировать поставки туда оружия по морю, а также накладывать вето на любые международные соглашения, если увидит в них для себя угрозу. Как отмечается в мирном плане, Палестина должна только выиграть от того, что ей не придется тратить бюджеты на военные нужды.
- Для решения палестино-израильского конфликта США готовы в течение десяти лет выделить 50 миллиардов долларов. Из них Палестине предназначены около 28 миллиардов (это вдвое больше ее ВВП в 2018 году), остальные примерно в равных долях должны поделить между собой Египет, Иордания и Ливан. Около 6,5 миллиарда из них предназначены для развития транспортной инфраструктуры; 3,3 миллиарда пойдут на реорганизацию правительства; 2,6 миллиарда — на цифровизацию местной экономики; 2,5 миллиарда — на развитие энергетики; примерно столько же — на обеспечение жителей водой; чуть меньше — на образование. Трамп обещает, что в результате ВВП Палестины увеличится вдвое; будет создано около миллиона рабочих мест; а уровень бедности, наоборот, вдвое снизится. В качестве ориентиров для Палестины он называет Сингапур, Тайвань и другие быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.
- Важнейшим предварительным условием мира Трамп называет разоружение радикальной группировки «Хамас», которая отказывается признавать Израиль и остается у власти в секторе Газа c 2006 года. Должны быть распущены и боевики группировки «Исламский джихад».
Что говорит Трамп?
Свой план президент США называет «возможностью для обеих сторон достичь победы без проигравших» (win-win opportunity for both sides), которая «устраняет риски палестинской государственности для безопасности Израиля».
По его мнению, он смог учесть все нюансы и дал конкретные технические инструменты, чтобы сделать Израиль, Палестину и весь регион безопаснее и благополучнее. По словам Трампа, палестинцы заслуживают много лучшей участи, чем имеют сейчас.
«Их поместили в порочный круг терроризма, нищеты и насилия те, кто хотят использовать их как пешек для продвижения терроризма и экстремизма», — подчеркнул он. Он заявил, что Израиль впервые одобрил концептуальную карту, очерчивающую компромиссы, на которые он готов пойти во имя мира.
«Все предыдущие администрации, начиная с Линдона Джонсона, пытались [решить проблему] и полностью провалились. Но меня избирали не для малых дел и не для того, чтобы я бежал от больших проблем», — сказал Трамп, представляя свою инициативу.
Что говорят остальные?
Премьер-министр Биньямин Нетаниягу, который присутствовал на презентации плана в Белом доме, назвал день историческим, поскольку Трамп стал первым иностранным лидером, который признал законность присоединения к Израилю Западного берега реки Иордан.
«И в этот же день вы очертили блестящее будущее — блестящее будущее для израильтян, палестинцев и для всего региона, — представив реалистичный путь к достижению мира», — сказал Нетаниягу. По его словам, он согласен вести с палестинцами переговоры о мире на основании этого плана.
К его достоинствам он отнес то, что арабы должны признать еврейский характер государства Израиль, сам Израиль сохраняет контроль над долиной реки Иордан, «Хамас» должен быть разоружен, а Иерусалим — остаться неделимой столицей Израиля. Нетаниягу пообещал, что в течение четырех лет его страна не будет осваивать земли, предназначенные для передачи арабскому государству.
Издание Politicо цитирует Даниэлу Плетку из консервативного Американского института предпринимательства, которая считает, что сам факт согласия Нетаниягу на полноценное палестинское государство — уже большой прорыв, поскольку долгое время израильский премьер был категорически против.
Между тем президент Палестины Махмуд Аббас еще до оглашения «сделки века» заявил, что она окажется на «свалке истории», а после назвал ее «пощечиной века». Палестинские представители на переговорах по мирному урегулированию высказали предположение, что Трамп просто скопировал черновики, предоставленные ему Израилем.
Источник: https://meduza.io/feature/2020/01/29/tramp-predlozhil-palestintsam-i-izrailtyanam-sdelku-veka-araby-dolzhny-otkazatsya-ot-armii-i-postroit-sebe-novyy-ierusalim-eto-ochen-strannyy-plan
Борис ШУСТЕФ: ЧЕЙ ИЕРУСАЛИМ? [WIN]
номера | Архив | страница |
[an error occurred while processing this directive]
«Вестник» №18(251), 29 авгycтa 2000
ЧЕЙ ИЕРУСАЛИМ?
Мекка — священна для мусульман, а Иерусалим — для евреев.Яккут, известный арабский географ, XIII век |
Рассказывают, что Наполеон, однажды проходя мимо синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что они причитают и горюют о разрушенном в Иерусалиме Храме. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость.
Тогда кто-то пояснил, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ: «Если народ может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то, без сомнения, вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления».
Сегодня это предсказание французского императора гораздо дальше от исполнения, чем 200 лет тому назад.
Ну, откуда великий француз мог знать, что в 1967 году Моше Даян передаст контроль над самой главной еврейской святыней — Храмовой горой — мусульманам? Как он мог предвидеть, что Йоси Бейлин будет во главе борьбы за передачу большой части Иерусалима палестинским арабам? Где ему было догадаться, что Эхуд Барак станет первым лидером еврейского государства, готовым разделить Иерусалим? Могло ли ему прийти в голову, что через 50 лет после воссоздания своего государства евреи начнут забывать о том, что в течение 2000 лет именно Иерусалим был тем магнитом, который вернул их в Сион?
Если бы из книги Истории можно было вырвать страницу XX века, и сразу же перепрыгнуть из XIX века в XXI-й, то вопрос о судьбе Иерусалима казался бы просто смешным. Мусульман он не интересовал, христиане смирились с закатом эры крестовых походов, и лишь евреи по-прежнему стремились в Иерусалим, вопреки бесконечным запретам и нечеловеческим условиям, в которых они оказывались, достигнув после неимоверных мытарств города, навечно поселившегося в их сердцах.
На исходе XIX столетия Иерусалим был маленьким провинциальным городишком Османской империи. Его население в 1896 году составляло всего 45 300 человек, из которых большинство — 28 тысяч — были евреями. Еще более поразительно, что почти за 60 лет до этого, в 1838 году, в Иерусалиме жило лишь 16 тыс.
человек, но евреи уже и тогда являлись самой многочисленной группой населения, их было 6 тыс. Если углубиться еще дальше в историю, то окажется, что на протяжении, по крайней мере, двух столетий до этого, население Иерусалима, наверное, самого известного города в мире, не превышало 10 тыс. человек1.
Эти цифры более чем красноречиво свидетельствуют о том, что для мусульман, под чьим контролем Иерусалим прозябал в течение многих веков, город не играл сколь-нибудь значительной роли.
Ярким примером этого может служить тот факт, что в 1229 году египетский султан эль-Камил «отдал» Иерусалим императору Сицилии и Германии Фредерику II и сказал при этом: «Я, в принципе, ничего особенного не потерял, лишь церкви и разрушенные дома»2.
Не правда ли, странные слова, если учесть, что они относились к «третьей по значению святыне мусульман?»
Такому пренебрежению султана к Иерусалиму не стоит удивляться. В наши дни мусульмане утверждают, что доказательством их любви к Иерусалиму служит то, что он был первым местом, в сторону которого они поворачивались лицом во время молитвы. Однако почему-то никто не удосужится спросить, сколько же их было таких, «молящихся» лицом к Иерусалиму.
А спросить стоило, ибо тогда выяснилось бы, что их было-то всего не более 400-500 человек*.
Разве можно сравнивать это мизерное количество с миллионами евреев, которые из поколения в поколение мечтали о возвращении в Иерусалим? Стоит упомянуть, что, когда мусульмане через 16 месяцев «поклонения Иерусалиму» получили указание Аллаха повернуться лицом к Мекке, «сам Пророк был очень рад такому изменению, о котором он втайне мечтал, но не рeшался попросить [Аллаха]»3.
Святость Иерусалима для мусульман базируется на легенде о ночном путешествии пророка Мухаммеда к «дальней мечети». Мусульмане утверждают, что речь шла о мечети Омара, или, как ее иногда называют, Куполе над Скалой, построенной мусульманами на Храмовой горе.
Достаточно вспомнить, что Мухаммед умер в 632 году и что мечеть была построена через 60 лет после этого, в 692 году, чтобы осознать всю фантастичность этой истории. Более того, по диаметру купола мечети тянется вереница текстов длиной 230 метров, где ведется полемика против Христианства.
В текстах дается масса ссылок на Коран, но там нет ни единой строчки, говорящей о «ночном путешествии» Пророка. Интересно, что даже среди самих мусульман нет согласия по вопросу этого ночного путешествия.
«Некоторые интерпретируют историю фигурально, как действительно имевшую место, когда Пророк «физически» пропутешествовал к Иерусалиму и оттуда вознесся на небеса. Однако другие, в том числе и Айша, любимая жена Пророка, всегда настаивали на том, что это «путешествие» являло собой событие чисто интеллектуальное»4.
Достаточно взглянуть на статистику, относящуюся к росту населения Иерусалима, чтобы убедиться, что мусульмане стремились в Иерусалим лишь тогда, когда он не находился под их контролем. За 20 лет, с 1900 по 1922 год, т. е. когда в Иерусалиме правили турки, мусульманское население города увеличилось лишь с 10 тысяч до 13 500 человек.
Количество евреев за этот период времени осталось таким же, как в 1900 году — 34 400. Стоило мировому сообществу вручить Британии мандат на воссоздание в Палестине еврейского государства и потоку евреев в Палестину возрасти, как соответственно возрос приток туда и арабов. «С 1921 по 1933 год в Иерусалим прибыло 20 тыс. евреев и 21 тыс.
арабов. Арабы, как и евреи, приезжали из дальних стран, в том числе, из Марокко, Алжира, Ливии и Йемена»1. К 1939 году еврейское население Иерусалима возросло еще на 26 тыс. человек, в то время как арабская иммиграция добавила за этот же период к населению города «15 тыс.
арабов, большинство из которых прибыло из Сирии, Трансиордании, Египта и Ирака»1.
В 1948 году, на момент воссоздания еврейского государства, в Иерусалиме проживало 100 тыс. евреев. Число арабов, в подавляющем большинстве живших в части города, подпавшей под контроль Иордании, составляло 65 тыс. человек. К 1967 году, т. е.
к моменту воссоединения города, еврейское население города удвоилось и достигло 195 тыс. человек.
За те же 20 лет арабское население, если не учитывать изменений в процентном соотношении между мусульманами и христианами, численно почти не изменилось, составив 67,500 жителей5.
Объединение Иерусалима и его полный переход под еврейский контроль в 1967 году вновь привел к всплеску в росте арабского населения. Если еврейское население продолжало расти стабильно и к 1992 году опять удвоилось, достигнув 402 тыс.
человек, то в росте арабского населения произошел огромный скачок.
После двадцатилетней стагнации оно более чем удвоилось, дойдя до 155 тысяч, причем весь прирост имел место за счет мусульман, ибо число арабов-христиан за это период увеличилось лишь на 600 человек5.
Неправдоподобно аритмичная картина прироста арабского населения города однозначно говорит о том, что «тяга» мусульман к Иерусалиму носит политический характер. Не будь в Иерусалиме еврейского присутствия, город быстро захирел бы, как это с ним уже происходило при различных мусульманских владычествах.
Мечети Омара и Аль-Акса так и остались бы полуразрушенными строениями, каковыми они были в начале XX века. Возведение этих мечетей в ранг главных мусульманских святынь стало политической задачей англичан с момента их появления в Палестине.
Роберт Сторс, назначенный военным губернатором города, писал: «Северный фасад мечети Омара был спасен [от полнейшего разрушения] совершенно без какой-либо арабской инициативы, и только благодаря англичанам и английскому архитектору»1.
Имя иерусалимского муфтия Хадж Амин эль-Хусейни, бесспорно, знакомо всем, как и его преступная деятельности по натравливанию палестинских арабов на евреев. Возглавляемые им террористические банды привели к гибели многих тысяч арабов и евреев. Однако мало кому известно, что именно Хадж Амин явился тем арабским лидером, который в ХХ веке в корне изменил отношение мусульманского мира к Иерусалиму.
Крупнейший английский историк нашего времени Мартин Гильберт написал: «[Начиная с января 1924 года] Хадж Амин эль-Хусейни с огромной энергией и искусством принялся за работу по укреплению статуса Иерусалима в мусульманском мире.
Его главное усилие, которому он придавал чрезвычайное значение и в котором он преуспел, было направлено на то, чтобы мечеть Омара и мечеть Аль-Акса заняли бы гораздо более значимое, чем раньше, место в мыслях всех мусульман»1.
При помощи значительных средств, собранных им в исламском мире, Хадж Амин организовал реставрацию разрушенного фасада мечети Аль-Акса и покрыл золотом купол мечети Омара. Историк Егошуа Порат написал: «Эти реставрационные проекты были чрезвычайно важны.
Они увеличили ценность и значимость двух иерусалимских мечетей как в глазах мусульман Палестины, так и в глазах мусульман других стран Как Хадж Амин и рассчитывал, Иерусалим приобрел в глазах мусульман ту значимость, которую он до сих пор никогда не имел»1.
Иерусалимский муфтий прекрасно понимал, что только политизация Иерусалима и игра на религиозных чувствах мусульман могут дать шансы арабам перехватить инициативу в арабо-еврейском конфликте. Он, как и его современники, отлично знал, что Иерусалим был еврейским городом. Еврейский характер города подчеркивался не только абсолютным численным превосходством евреев среди иерусалимцев, но и распределением евреев в районах самого города.
Сегодня подавляющее число жителей Иерусалима даже и не подозревает, что до 1917 года, т. е. до прихода англичан, в Иерусалиме не существовало арабского квартала. Были «еврейский, армянский, христианский и смешанный кварталы»2. Если вернуться к приведенным раннее цифрам, понятно, что об отдельном арабском квартале не должно было идти и речи, так как «больше половины живших в Иерусалиме мусульман были недавними пришельцами, поселившимися там гораздо позже евреев и христиан»2.
«Хотя в 1914 году 70% жителей смешанного квартала составляли евреи, англичане из политических целей переименовали его в арабский квартал»2. Это именно англичане изгнали из «арабского» квартала евреев под тем предлогом, что не смогут их защитить от мусульман.
В 1920 году, перед тем как евреи были оттуда выселены и квартал переименован, «1160 из 1840 жителей (63%) Халдии, главной улицы квартала, были евреями. На улице находилось 22 синагоги, две иешивы и несколько еврейских общественных организаций»2.
Официальные турецкие и английские документы однозначно свидетельствуют, что «до начала арабских волнений в 1920 году евреи являлись большинством не только в Иерусалиме и в старом городе, но и в самом «арабском» квартале» 2.
Кэнон Ханауэр написал в своем путеводителе по Иерусалиму в 1926 году: «Город в большой степени является еврейским. Это особенно заметно в субботу — в еврейский шабат, когда еврейские магазины закрыты, и крестьяне не считают имеющим смысла даже привозить продукты на рынки в этот день. На улицы возвращается субботний покой, традиция, начавшаяся еще при Нехемии 2372 года тому назад»2.
(Окончание в следующем номере)
1 Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
2 Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994.
3 Adil Salahi: Muhammad: Man and Prophet. Barnes Noble, New York, 1995.
4 Karen Armstrong: Jerusalem — One City Three Faiths. Alfred A. Knopf, New York, 1996.
5 Статистические данные из книги: Nachum Tim Gidal: Jerusalem In 3000 Years. Konemann. Cologne, 1995.
номера | Архив | страница |
Источник: http://www.vestnik.com/issues/2000/0829/win/shusteff.htm
Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР
Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
США признает Иерусалим столицей Израиля
Святыня трех мировых религий
История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года
Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html