Какого числа Успенский пост в 2019 году
В православной традиции существует большое количество определенных обычаев, которые каждый верующий обязан неуклонно выполнять. Среди этих правил одним из наиболее значимых, по праву считается постничество и осознанное отречение на некоторое время от мирских благ.
Такой период определяется церковным уставом для того, чтобы через телесные ограничения правоверные христиане добилась духовной чистоты. Пост позволяет закалить силу воли, очистить помыслы, и обрести внутренние силы.
Православный календарь каждый год предусматривает множество коротких, и несколько длительных постов. В число наиболее важных, входят Великий, Рождественский, Апостольский и Успенский. В этой статье мы подробно рассмотрим Успенский пост, и узнаем, как правильно его соблюдать.
Соблюдение Успенского поста является очень важным правилом для каждого христианина. В православной традиции именно он выступает предвестником наступления большого торжества — Успения Пресвятой Богородицы. С его помощью верующие люди идут к очищению духа через строгие ограничения в еде и других видах удовольствий.
В такое время не принято устраивать увеселительные мероприятия, предаваться различным утехам и жить в праздности, этот период необходимо проводить в молитве, воздавая благодарность Всевышнему.
https://www.youtube.com/watch?v=dGcwyhWP_c8
Успенский пост по своей строгости сравним с Великим и Апостольским постами, хотя большинством людей переносится гораздо легче. Все дело в том, что его время припадает на окончание лета – период, буквально изобилующий зрелыми дарами природы, которые и являются основной пищей к такому поводу.
Таким образом, большинство хозяек избавляется от главной своей заботы, приготовления вкусных и здоровых блюд, полностью соответствующих требованиям церковного устава. Достаточно просто подать на стол свежие фрукты или овощной салат и все домочадцы останутся довольны таким перекусом.
Какого числа, дата
Успенский пост, в отличие от большинства знаковых религиозных дат, не зависит от величайшего праздника всего христианского мира Пасхи. Поэтому, период наступления данного события не меняется, и каждый год наступает в одно и то же время.
В 2019 году все верующие начнут постничать с 14 августа, а закончатся эти ограничения уже 27 августа. Данный период в народе называют «спасовкой» и длится он ежегодно по две недели.
Календарь питания по дням
Согласно наставлениям священнослужителей, Успенский пост это не только ограничение себя в принятии пищи, а прежде всего, духовное очищение и покаяние перед Богом в совершенных грехах. Людям, взявшим на себя ответственность перед Всевышним и решившим соблюдать пост, необходимо на весь указанный период строго урезать свое меню и полностью очистить свой разум от греховных помыслов.
Мясная и молочная пища из рациона абсолютно исключается, также крайне не рекомендуется употребление алкоголя и посещение увеселительных мероприятий.
Каждого человека, решившего соблюдать пост, больше всего интересует, какую пищу разрешается употреблять, а какие продукты категорически запрещены.
Согласно трапезному уставу, Успенский пост считается очень строгим и имеет большое количество рекомендаций по приему пищи. В его соблюдении основное преимущество предоставляется сухоядению, полностью запрещаются любые виды алкоголя и даже употребление растительного масла крайне нежелательно. Данный продукт дозволен только в качестве добавки и то в строго ограниченных количествах.
С 14 августа, начала Успенского поста, верующие обязаны отказаться от употребления всех видов мяса, молока, яиц и даже масла. Основной рацион должны составить крупы, овощи и фрукты. Можно употреблять горячую пищу. На день праздника, известного среди простого народа как Медовый Спас в рацион добавляется мед и изделия из него.
В пятницу, среду и понедельник в питании исключительное предпочтение отдается сухоядению. Это означает, что все продукты в эти дни не должны подавятся термической обработке и употреблять их нужно в свежем виде. Также недопустимо добавление в пищу любого вида масла, даже растительного. В это время лучше всего ограничиться сырыми овощами, фруктами и орехами.
В четверг и вторник церковный устав позволяет готовить горячую пищу без добавления масла. Хозяйкам рекомендуется в эти дни варить кисели, стряпать каши и делать компоты. Каждое воскресенье в Успенском посту предусмотрено послабление. В такой день приготовленные блюда заправляются растительным маслом, и позволяется за вечерней трапезой выпить немного красного вина.
История возникновения и духовная суть Успенского поста
Христианская традиция постничать в последний месяц лета имеет глубокую историю, а ее возникновение связанно с деяниями и упокоением Девы Марии.
Согласно религиозным преданиям, незадолго до смерти святой Девы, перед Матерью Спасителя предстал посланник Господа – архангел Гавриил. Отправлен он был Всевышним для того чтобы передать радостную весть о скором переходе Марии в Царство небесное где ее уже ждет любимый сын.
Услышав такую новость, Богородица провела последние свои дни в этом мире, соблюдая строгий пост и постоянно молясь за спасение душ всего человечества. Ее душа, как и было обещано, вскоре покинула бренное тело, и вознеслась на небеса, где обрела счастье, успокоение и вечную радость.
Для прославления данного торжественного события, христианской церковью было принято решение придерживаться поста две недель, до самого наступления праздничной даты Успения Богородицы.
Духовная суть Успенского поста состоит в том, что верующие люди, сознательно отказываясь от земных радостей, и проводя дни в искреннем покаянии, своей душой приближаются к Богу, тем самым искупают свои грехи.
Они проходят стопами великих христианских деятелей, которые пренебрегая низменными желаниями, укрепляли свой дух, и становились поистине великими людьми. Ведь каждый понимает, что суть любого поста не в отказе от вкусной пищи, а в победе над собственной слабостью. Только преодолев искушения, мы сможем обрести Царство Небесное по окончанию дней наших.
Церковные запреты на время поста
Мало кто знает, но кроме строгих ограничений в еде, церковью на время поста устанавливаются и другие запреты. Так, на период Успенского поста, не разрешается проводить никакие увеселительные мероприятия, а также в них принимать участие. Запрет налаживается на организацию свадебных церемоний, не проводится ритуал венчания и крещения.
Помимо всего этого, священнослужители крайне не рекомендуют своим прихожанам появляться на светских мероприятиях, посещать театральные постановки и даже ходить в кинотеатры на просмотры художественных фильмов. Эти две недели, пока длится постничество, они советуют проводить в сердечной молитве и искреннем покаянии.
Источник: https://2019god.net/prazdniki/kakogo-chisla-uspenskij-post-v-2019-godu
Успенский пост — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Успенский пост — один из четырех многодневных постов, предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается две недели с 1/14 по 14/27 августа.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост:
«Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост — ред.), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский — ред.), для зимы — зимний (Рождественский — ред.)».
Св.
Симеон Солунский пишет, что
«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».
Окончательное установление Успенского поста произошло в 1166 году на Константинопольском Соборе, на котором было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа.
Вальсамон об этом Соборе пишет:
«Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского.
Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».
Особенности Успенского поста
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, «если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».
В праздник Преображения Господня по уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Подробнее про смысл и практику поста см. статью «Пост».
Использованные материалы
Источник: https://drevo-info.ru/articles/22624.html
Успенский пост — 2019: что нельзя делать, и как питаться
Верующим, соблюдающим пост, категорически не рекомендуется в эти дни принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях.
Успенский пост — единственный пост, посвященный Богоматери. Он начинается пост за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы, который православные отмечают 28 августа. К слову, Успенский пост, в отличие от некоторых других, даты которых не постоянны, ежегодно начинается 14 августа и заканчивается 27 числа.
Sputnik / Moldova
Что можно есть, а что нельзя?
Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно употреблять в пишу рыбу.
Успенский пост является самым коротким из постов — он длится всего две недели, но по строгости не уступает Великому посту. Тем не менее, держать его легко из-за изобилия овощей и фруктов, которые подарил нам август. Именно поэтому в народе Успенский пост называли «лакомкой».
Впрочем, яблоки и виноград можно есть только после Преображения Господня, который православные празднуют 19 августа — в народе этот праздник называют Яблочный Спас.
Сухоядение, по церковному уставу, полагается по вторникам, четвергам и субботам. Иными словами, в эти дни можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед.
Sputnik / Вадим Русу
По понедельникам, средам и пятница можно есть горячую пищу без масла, а в субботу и воскресенье – горячую пищу с маслом. В воскресение рацион может состоять из горячей пищи с маслом.
Кто может не соблюдать Великий пост
От поста освобождаются тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, военные, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также путешественники и дети до семи лет. С семи до 14-ти лет дети могут держать пост только по средам и пятницам. А после 14-ти лет подросток сам должен выбрать, соблюдать ему пост или нет.
Если у человека есть проблемы со здоровьем, прежде чем принять решение о посте, обязательно стоит посоветоваться с врачом о том, сможете ли он поститься без нанесения вреда здоровью.
Что нельзя делать в Успенский пост
Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям.
Sputnik / Вадим Русу
По церковному уставу, мирянам для того, чтобы поститься, необходимо получить благословение духовника. Потому что перед вхождением в пост христиане должны духовно подготовиться, пройти таинство исповеди. Священнослужители постоянно напоминают, что пост — это время молитв и покаяния, а не диета, которая ограничивает употребление определенных продуктов.
Верующим, соблюдающим пост, категорически не рекомендуется в эти дни принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях. На протяжении всего Великого поста нельзя вступать в брак, тем более венчаться. Праздновать другие торжества также следует после завершения поста.
В этот период желательно воздержаться и от вредных привычек, например, от курения и спиртных напитков.
Служители церкви считают, что человек, соблюдая пост и больше времени посвящая молитвам, отодвигая все ненужное на задний план, сможет приблизиться к Богу. Первая и последняя недели поста самые строгие, а молитвы более длительные. Некоторые верующие, по желанию, принимают в эти дни только воду и хлеб.
Будь в курсе всех событий в стране и мире: узнай первым, что происходит сейчаc>>>
Смотреть видео Cлушать радио Перейти к другим новостям
Узнать, что мы сообщаем в OK
Источник: https://ru.sputnik.md/news/20190814/27229642/uspenskiy-post-2019-chto-nelzya-delat-i-kak-pitatsya.html
Календарь постов и трапез
Периоды | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
сухоядение | горячая без масла* | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед | рыба** | рыба** | |||||
горячая без масла* | рыба** | сухоядение | рыба** | сухоядение | рыба** | рыба** | |
Летний мясоед | сухоядение | сухоядение | |||||
Успенский постс 14 по 27 авг. | сухоядение | горячая без масла* | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом |
Осенний мясоед | сухоядение | сухоядение | |||||
Рождественский пост 28 ноя. по 6 янв. | |||||||
28 нояб. – 19 дек. | горячая без масла* | рыба** | сухоядение | рыба** | сухоядение | рыба** | рыба** |
20 дек. – 1 янв. | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба** | рыба** |
2–6 янв. | сухоядение | горячая без масла* | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом |
Зимний мясоед | рыба** | рыба** |
* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.
** Постные рецепты.
*** Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. «Пост по Типикону»). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника.
Даты указаны по новому стилю
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти седмиц), три однодневных поста.
Великий Пост
Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и страстную седмицы.
В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).
Апостольский пост
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
Успенский пост
14 августа – 27 августа
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день праздника Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу.
Рождественский пост
28 ноября – 6 января
В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. В народе он назывался также Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного апостолу Филиппу.
Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Сплошные седмицы
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января до 18 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса),
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи,
Троицкая – неделя после Троицы.
Среда и пятница
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя.
В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла.
Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Однодневные посты
Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Источник: https://azbyka.ru/days/p-kalendar-postov-i-trapez
Как правильно прощать и просить прощения
Если грех – огонь, то прощение – огнетушитель. Эта статья не нравоучительное предложение и увещевание кота Леопольда о дружбе. Нет, это разговор о внутренней сути прощения.
Объектом, на который направлено прощение, является грех. Грех – это вирус. Мы все, в той или иной мере больны этим вирусом. Человек может умирать от него в одиночестве, в своем внутреннем обезбоженном мире, а может чихать им наружу, заражая окружающих.
Когда человек грешит против других людей, оскорбляя, обижая, осуждая, поступая с ними несправедливо, то он передает им свой вирус и усиливает активность их собственных греховных болезней. У окружающих возникает чувство обиды, злости, ненависти, зложелательства.
Это вызывает негативный эмоциональный поток чувств, которые сами по себе уже являются разрушительными не только для души, но и для тела.
https://www.youtube.com/watch?v=fSXXPWQWDx8
Как жить в цивилизации, где всех подряд косит насмерть эпидемия греха? Первое – научиться не чихать, а второе – иметь противовирусный иммунитет на чихание других носителей греха. Как научиться прощать и просить прощения? Начнем с первого.
Как прощать?
Прощать вовсе не значит процедить сквозь зубы «прощаю» или внушать себе, что я не помню обиды, в то время когда сердце ею переполнено. Прощение – это не формальный акт, не сухая констатация факта, это, прежде всего, сложный и трудный внутренний процесс.
Он состоит из нескольких этапов.
1-й этап — Понять.
Ситуации могут быть самые разные, их невозможно систематизировать. Но независимо от того, как и чем обидел вас человек, независимо от степени обиды, нужно постараться посмотреть на него не глазами жертвы, не взыскующим взглядом судьи, а с позиции адвоката. Нужно стать на место своего обидчика и попытаться понять мотивацию – почему так произошло?
А здесь может быть очень много факторов, на которые мы в своей обиде вообще не обращаем внимания. Все мы разные люди. У каждого своя наследственность, характер, образование, мировоззрение. Наши поведенческие установки часто зависят от самых разных и независящих от нас обстоятельств. Мы все находимся в несвободе от самих себя.
Только как-то странно получается у нас. Самих себя мы готовы оправдывать и прощать, ссылаясь на все вышеперечисленное, а других – ну никак! Нужно постараться понять другого, а поняв еще суметь и пожалеть.
Ходит человек с колючим шлемом на голове и вас только уколол слегка одной из иголок. А как ему, бедному, с этой болванкой на голове жить? Ведь он только зацепил вас кусочком собственного внутреннего ада, а он в нем живет все время. Этот ад в его чувствах, желаниях, намерениях и прочь. Жалости достоин этот человек, а не наказания.
2-й этап — Оправдать.
Второй этап начинается тогда, когда будет найдено понимание и объяснение происшедшего. Нет, речь идет не об амнистии, которая далеко не всегда возможна, и не об окончательном решении судебной инстанции. Потому что бывают разные ситуации. Высшая судебная инстанция у нас одна – Бог.
«Мне отмщение, Я воздам», – говорит Он. И Ему принимать судебные решения. Для нас важно, чтобы на этом суде мы выступали не на стороне обвинения, а на стороне защиты.
Если мы сможем в своем внутреннем суде оправдать человека, то есть надежда, что и Бог поступит с ним не по справедливости, а по любви.
Зачем нам это нужно? А вот зачем. Есть Договор, закрепленный неизменным и вечным Божиим Словом. Если мы сможем на Страшном Суде Бога быть не обвинителями, а защитниками, то Он обещает что и Сам будет нас не обвинять, а оправдывать за наши грехи. «Как вы прощаете, так и вам простится, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
Если мы сможем понять мотивацию нашего обидчика, оправдать его, понимая, что он сам в большей степени жертва, чем палач, тогда можно подойти к третьему, завершающему этапу.
3-й этап — Прощение.
Прощение может стать действенным и результативным не от произнесенный фразы «прощаю», а от внутреннего убеждения и понимания, что на самом деле вины нет. Есть личная трагедия человека, который доставил вам обиду. Но это повод для жалости к нему, а не для осуждения.
Есть факторы, которые сыграли в этом деле плохую роль, есть, в конце концов, Промысл Божий, который мог, таким образом, испытывать христианские качества вашей души, но нет вины другого. На самом деле, другой послужил или оружием, или жертвой, но не палачом. Потому что носитель зла сам уже наказал себя этим злом. Человек, объятый огнем, может зацепить и обжечь вас, но он-то весь в огне.
Помолитесь о нем и станьте его адвокатом. Он нуждается в вашем прощении не меньше, чем вы в том, чтобы его простить.
Как просить прощения?
Можно сказать все то же самое, только с обратным знаком. Нельзя себя ни в коем случае ни в чем оправдывать. Наша самость, саможаление и эгоизм будут визжать и говорить все, что угодно, лишь бы нас разжалобить. Дирижировать ими будет гордыня. Но если их не слушать, то в душу придет смирение – наш самый лучший и верный друг. С ним всегда ходят мир и тишина.
Нельзя давать даже малейшего повода самого себя оправдать. Нужно понять: если на выходе получилось зло, то что бы мы ни делали, какими бы благими намерениями не руководствовались, мы получили результат угодный не Богу, а дьяволу. Значит – виновен.
В Прощенное воскресенье есть обычай просить в храме прощения у тех прихожан, которые друг с другом даже не знакомы. В этом, довольно странном действии, есть своя логика и смысл. Конечно, просить прощения у человека, которого ты не знаешь и никогда с ним не общался, глупо. Но это, если речь идет о личной обиде или оскорблении.
А если о другом? Все мы – часть единого целого. Мы связаны друг с другом как клеточки одного организма. Кто-то находится дальше, кто-то ближе друг к другу, но, так или иначе, мы едины. Если в человеческом теле воспаляется меленький нервный корешок зуба, то болит и содрогается все тело. Каждая его клетка, так или иначе, реагирует на эту боль.
Так же и любой наш грех резонирует болью во всем всечеловеческом теле Христа. Каждый выброс греха – это капелька крови, капающей со страждущего чела Спасителя на Кресте. Мы все виновны и подсудны. Мы все нуждаемся в прощении и оправдании. Но не от самих себя, а от людей и Бога. Прощение, как Дар, может быть удержано только сердцем сокрушенным и смиренным. Гордый никогда не сможет понести такую огромную ношу.
Протоиерей Игорь Рябко
Православная Жизнь
Просмотрено (4532) раз
Источник: http://voskrcerkov.ru/2016/03/12/kak-pravilno-proshhat-i-prosit-proshheniya/