Как называется первый день Великого поста

Чистый, Жилявый понедельник славяне отметят 2 марта текущего года: история праздника, его особенности, традиции и приметы

Чистый или Жилявый понедельник в текущем году отмечается 2 марта. Дата этого праздника не фиксирована, так как она «привязывается» к первому дню Великого поста и зависит от того, на какой день выпадет его начало. Такое название праздник получил благодаря готовности верующих людей начать период добровольного воздержания от всех благ с полного очищения как духовного, так и телесного.

Чистый понедельник не является церковным праздником, так как не содержит библейских событий и не относится к дням почитания святых.

Какие названия имеет этот праздник и почему

Указанный день именуется «в народе» не только Чистым понедельником – ему были присвоены и иные названия. О них и пойдет речь:

  • Жилявый понедельник – со старорусского переводится как сильный, твердый, жилистый. Люди называют его так потому, что после вседозволенной Масленичной недели нужна твердость и сила воли, чтобы начать поститься и провести пост по всем правилам. Начальная неделя поста – строгая, причем предполагает абсолютный отказ от пищи в первый ее день.
  • Тужилки по Масленице — так тоже именуют первый день Поста, причем объясняется название понятно – сегодня избавляются от остатков съестного, раздавая еду бедным, угощая животных и птиц.
  • Горбатый понедельник — есть версия, что это название день носит, потому что является переломным во всех смыслах (олицетворяет тяжелый переход от разгульной недели к полному воздержанию), а также переход зимы к весне.
  • Полоскозуб — это название связывают с традиционным «опохмелом», который наблюдался в 19 веке в нескольких областях на Руси. Касалось это, в основном, мужчин – они полоскали рот самогоном или водкой, чтобы уничтожить остатки от скоромного (речь идет о пище мясной и молочной, которая не употребляется в Пост).
  • Феодоров понедельник – имеется в виду первый  день календарной недели, так как в субботу (в конце недели) верующие почитают память Великомученика  и Святого Феодора Тирона.

Все эти названия одного и того же дня актуальны и сейчас, но как назовут Чистый понедельник – зависит от региона проживания.

История и традиции праздника

Документальные упоминания праздника существовали в Руси еще до христианства, когда его отмечали как символическое окончание Масленичной недели. В этот день люди очищали от накопившегося мусора свое жилище и придомовую территорию, починяли то, что было поломано, чистили зимнюю одежду, чтобы убрать ее до следующего сезона, готовились к посевной. Также на Чистый понедельник традиционно купались в водоемах или парились в банях.

После того как прошло крещение Руси, празднование Масленицы было перенесено на несколько ранний период, а вместе с ней «переместился» и Чистый понедельник.

В день Прощёного воскресенья было принято просить прощения у близких и знакомых, а также у Бога, таким образом очистив свои души от обид. А на следующий день люди посвящали все свое время и силы своему жилищу и себе – убирали, мыли посуду, стирали белье и одежду, мылись сами. Чистый понедельник подразумевает под собой работу как физическую, и духовную – работу над собой и своими слабостями, потому с него и начинается Великий пост.

Что нужно делать в Чистый понедельник

Этот праздник начинают с вечерней воскресной молитвы, когда верующие просят прощенич друг у друга и прощают других, а также раздают милостыню бедным.

  • В Чистый понедельник благоприятно пересаживать цветы и растения для активного роста;
  • особам женского пола в этот день нельзя было ходить к кому-то в гости;
  • нельзя доедать еду, оставшуюся после Масленицы – ее нужно раздать неимущим или животным;
  • понедельник следует провести с полным воздержанием от пищи, в заботах и трудах по дому, а вечером посетить церковную службу.

Считается, что с этого дня начинается весенний сезон, а люди с нетерпением ждут ясную погоду, так как она «обещает» щедрый урожай пшеницы.

Источник: http://rsute.ru/718182-s-gotovnostyu-k-velikomu-postu-chistyj-ili-zhilyavyj-ponedelnik-otmechaetsya-2-marta-2020-goda.html

Великий понедельник 2020: традиции, обряды, приметы

Великий понедельник – первый день последней недели Великого поста, в 2020-м году выпадает на 13 апреля

Заключительная неделя Великого поста называется Страстной седмицей — она посвящена последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя, поэтому все эти дни называются Великими или Страстными.

Православная церковь в Великий понедельник вспоминает евангельское повествование о том, как Иисус проклял дерево смоковницы (инжира), укрытое зеленой листвой, но бесплодное, которое засохло тут же на глазах у Его спутников.

Sputnik / Levan Avlabreli

Это событие стало символом духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. Спаситель на примере смоковницы показал, что в его власти являть и свое правосудие.

Вспоминают в Великий понедельник и целомудренного Иосифа, проданного за 20 сребреников в рабство родными братьями в Египет. И как Иосиф, освобожденный из темницы, господствует над Египтом, согласно Божественному промыслу, так и Христос, восстав из гроба, приемлет власть над миром.

Эти темы являются главным содержанием церковной службы Великого понедельника и отражены в песнопениях в дни Страстной недели.

В Великий понедельник и в последующие два дня вспоминают также последние беседы Спасителя со своими учениками и теми, кто приходил Его послушать.

Мироварение

Чин мироварения начинается в Великий понедельник — миро делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят три дня под непрестанное чтение молитв.

Миро освящает Святейший Патриарх за Божественной литургией в Великий четверг. Освящение проходит при открытых Царских вратах после Евхаристического канона.

Миро используется во время Таинства Миропомазания — оно совершается при крещении и представляет собой печать Дара Духа Святого, а также при освящении новых престолов в храме. Освящение Святым миро проводят один раз в 15-20 лет.

Право на мироварение имеет только автокефальная церковь. Грузинская православная церковь этим правом пользуется издревле.

Традиции, обряды, приметы

Церковь рекомендует отложить все дела, решение насущных проблем и погрузиться в мир воспоминаний двухтысячной давности. Для этого подойдет чтение Евангелия. Лучше всего делать это дома, без суеты, в семейном кругу. Неотъемлемая часть такого процесса – размышления о страданиях Сына человеческого.

Великий понедельник в старину называли чистым — по народным традициям в этот день белили печи и дома, чистили скотину, одним словом, готовились к Пасхе.

Этой традиции многие следуют и сегодня, устраивая генеральную уборку в доме, в которую включен и мелкий ремонт.

В Великий понедельник, по приметам, все помыслы должны быть чисты — нельзя ругаться, сквернословить и завидовать, чтобы не привлечь несчастья на свой дом.

По церковному уставу, из еды разрешены хлеб, овощи и фрукты, но многие православные проводят Великий понедельник в строгом посту — без еды и воды.

Знахарки, по традиции, в этот день собирают золу — она помогала им лечить алкоголизм, сглаз, а также проводить многие магические воздействия.

Девушки в старину в этот день, по традиции, гадали, выглядывая в окно. Хорошей приметой считалось увидеть образ мужчины, после длительного всматривания вдаль — ждали благополучия на протяжении трех следующих месяцев.

Fotolia / Seqoya

Старушка, появившаяся в окне, сулила три месяца неудач, молодая женщина предвещала трехмесячную жизнь без проблем и болезней, а несколько людей или семья – считалось знаком примирения и прощения старых обид.

Плохая примета увидеть собаку – люди готовились к тоске и грусти, а кошка сулила богатство и прибыль. Птица, подлетевшая к окну, предвещала приятные новости и знакомства. На смерть близких родственников, по приметам, указывал хромой или косой человек.

Чистое и солнечное небо с утра указывало, что все браки в году будут счастливыми.

По традиции, на заре умывались с серебряной или золотой посуды, чтобы сохранить молодость и достаток в доме.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20200412/248225188/Velikiy-ponedelnik-2020-traditsii-obryady-primety.html

Великий пост: запреты, ограничения, правила

Великий пост – время строгих ограничений. Запрет накладывается на все, что дарит нам удовольствие: еду, личную жизнь, развлечение. Единственное, что можно – это работать, молиться и читать Священное писание.

Великий пост – один из самых важных и ответственных периодов для верующих христиан. В 2019 году он начался 11 марта, а закончится на Пасху, 28 апреля. По православной традиции Великий пост продолжается 48 дней, и делится на два неравных периода: Великую Четыредесятницу и Страстную седмицу.

Первый день Великого поста называют Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Речь тут идет, главным образом, о духовной чистоте. Недаром последний день перед постом называется Прощеным воскресеньем: в этот день принято просить прощения у всех знакомых, и прощать тех, кто вас обидел.

Начинать пост нужно с исповеди и святого причастия. Также в Чистый понедельник рекомендуется сделать генеральную уборку, чтобы очистить свой дом.

Чистая седмица – время покаяния и скорби. В это время церковные службы проходят в темноте, без освещения. При этом молитвы положено не петь, а читать.

Во время всего поста нужно ежедневно молиться, читать Библию, скромно одеваться, помогать тем, кто оказался в сложной ситуации, и каждое воскресенье ходить в церковь на службу.

Во время всего Великого поста нельзя:

Есть животную пищу: мясо, птица, яйца, все молочные продукты. Также под запретом все сладости, выпечка, белый хлеб, сдоба, жирная и острая пища. Рыбу дозволено есть лишь в праздники – да и то немного. Растительное масло можно только по выходным и праздничным дням.

В целом, рацион должен быть очень скромным: каши на воде, немного фруктов и овощей, черный хлеб. Пить разрешено воду, несладкий некрепкий чай, травяные отвары, квас и узвар, по субботам – виноградный сок. Питание несколько раз в день. Есть, всякий раз, как захочется, тоже нельзя.

В будни можно принимать пищу лишь один раз в день, в выходные и праздники – дважды в день. Курить и употреблять алкоголь. Лишь в выходные и праздничные дни разрешается выпить немного сухого вина Вечеринки, гуляния, походы в театр и кино и прочие развлечения под строгим запретом.

Также нельзя бездельничать, играть в любые игры и смотреть развлекательные программы по телевизору. Интимная жизнь под запретом даже для венчанных супругов. Сквернословие, ссоры, конфликты и скандалы.

Плохие мысли, злость, обида, отказ от прощения, ложь.

Как питаться во время Великого поста

Первая и последняя недели Великого поста – самые суровые. К примеру, первые два дня поста есть вообще нельзя – можно только пить простую воду. То же самое –  в пятницу и субботу Страстной седмицы, накануне Пасхи. Еще один суровый день – первая пятница Великого поста, когда можно есть только сырую пшеницу с сахаром или медом.

В остальные дни тоже не наешься досыта:

По понедельникам, средам и пятницам разрешено исключительно сухоядение:  овощи, фрукты, черный хлеб, сухофрукты, мед и орехи. Есть приготовленную горячим образом пищу (кроме хлеба) запрещено. На Страстной неделе сухоядение с понедельника по четверг включительно.

По вторникам и четвергам разрешено горячее: каши, овощные супы. При этом запрещается во время готовки добавлять растительное масло.
В выходные дни и в праздники дозволено немного горячей пищи и растительное масло. А в праздничные дни к постному меню разрешено добавить рыбу.

Небольшие послабления даются в дни церковных праздников. В этом году во время поста православная церковь отмечает:

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Разрешена приготовленная горячая еда, немного вина и рыба. 20 апреля – Лазарева суббота. Дозволяется есть рыбную икру.

21 апреля – Вербное воскресенье. К постному меню можно добавить нежареную и некопченую рыбу.

Кому не обязательно соблюдать пост

На самом деле, формулировка «кому можно не соблюдать пост» — неправильная. Пост как период покаяния, скорби, молитвы и размышлений о Боге обязателен для всех православных христиан. А вот пищевые ограничения накладываются только на людей крепких и здоровых.

Нарушать пост тем или иным образом дозволяется детям, беременным и кормящим мамам, так как у них может пропасть молоко. Также допустимы послабления для людей военных, путешествующих и занимающихся тяжёлым физическим трудом. И, разумеется, нельзя поститься тем, кому описанные выше пищевые ограничения противопоказаны по состоянию здоровья.

Как правильно соблюдать пост

Те ограничения, о которых мы писали выше – для священнослужителей, а также тех воцерковленных людей, которые уже много лет придерживаются строгого поста.

Всем остальным по разрешению духовного отца допустимы послабления. Какие именно – решать только вам. Наиболее распространенный вариант поста для мирян – это отказаться от животной пищи, но оставить в ежедневном меню рыбу, масло и горячую пищу. Некоторые и вовсе отказываются только от мяса и птицы, но оставляют немного молочных продуктов. 

Основная цель поста – укрощение и очищение духа и плоти. Однако излишне строгий пост для неподготовленных людей – огромный стресс, который может стать причиной проблем со здоровьем. Так что лучше попросить у батюшки благословения на некоторые послабления, нежели взять на себя «повышенные обязательства», а потом или сорваться, или, что еще хуже, загреметь в больницу.

Если вы все же решили поститься максимально строго – готовиться к этому нужно заранее. Ограничения вводите постепенно, в течение нескольких дней. Для начала уберите самые тяжелые продукты – жирное мясо и птицу. Потом – постное мясо. Потом – постную птицу. И так далее. Наши предки, кстати, это отлично понимали. Именно поэтому на Масленицу, при всех ее обжорных традициях, мясо и птицу уже не едят. Организм должен постепенно привыкать к суровому постному рациону. 

Точно также следует выходить из поста. Объесться до колик сразу же после «первой звезды» — не самая лучшая идея.

Главное, помните: пост – не модная диета, на которую можно «сесть» и «слезть» в любой момент. Поститься нужно осознанно, по зову души. А вовсе не потому, что так положено, и мама иначе не отстанет.

Постные рецепты

Если сварить кашу или потушить овощи может каждый, то дни сухоядения вызывают у многих наших современников недоумение: что кушать-то? Сушеный горох? На самом деле, постная кухня весьма разнообразна. Мы нашли для вас простые и вкусные рецептов, не нарушающих постных правил.

Ореховый суп

Нужно 800 г любых орехов, литр воды, 2 стебля сельдерея, 1 красная луковица, 10 мл концентрированного сока лимона, соль, куркума. Сельдерей, лук и орехи взбить в блендере, добавить воду, сок лимона и специи. Взбить ещё раз.

Борщ

Нужно: 200 г пекинской капусты, 300 г свеклы, 300 г моркови, 150 г авокадо, 400 г апельсина, 2 дольки чеснока, пучок укропа, пол-литра воды, 50 мл концентрированного сока лимона, соль. Капусту порубить, посолить, промять руками, оставить на 5 минут.

Половину свеклы натереть, вторую половину – смолоть в блендере вместе с чесноком. Морковь натереть. Авокадо нарезать кубиками. Апельсин очистить не только от семечек и кожуры, но и от белой плёнки, а затем пропустить через блендер. Влить в получившуюся апельсиновую массу сок лимона.

Соединить все ингредиенты, перемешать, разбавить водой. Посыпать измельчённым укропом.

Овощные котлеты

Нужно: 1 морковь, 1 луковица, 1 болгарский перец, по 50 г молотых семян льна и семечек подсолнечника, пучок петрушки, перец, соль. Морковь натереть на тёрке. Луковицу и петрушку смолоть в блендере. Перец нарезать тонкой соломкой. Перемешать, промять руками. Добавить семена, соль, перец. Слепить котлеты. Оставить их в тепле на три часа, чтобы подсохли.

Источник: https://blog.irr.ru/view/velikiy_post_zapretyi_ogranicheniya_pravila

Чистый понедельник 2020: начало Великого поста, история праздника, как отмечать, традиции, что нельзя делать

Сегодня 2 марта для всех православных наступил Великий пост – событие, которого ждут многие христиане в надежде изменить свою жизнь к лучшему, оставив в прошлом весь накопленный за год негатив.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда праздновали Рождество до революции

Почему первый день Великого поста называют Чистым понедельником

Отметим, такое название у торжества не единственное, оно в православии не  считается каноническим, но прижилось, поскольку в этот день каждый верующий должен стремиться очиститься, духовно и физически. В Богословии Чистый понедельник и связанный с ним Великий пост отсылают в период, когда Иисус Христос на протяжении 40 дней постился в пустыне. Тем, кто желает повторить такой подвиг, следует хорошо подготовиться, и Чистый понедельник – начало процесса очищения.

История торжества

Чистый понедельник в разных регионах и в разное время имел множество названий, некоторые из которых имеют языческие корни. Так, в некоторых областях РФ праздник и сегодня именуют Тужилками по Масленице, ранее встречались названия Полоскание (на Полесье), Запустный понедельник.

Первый день Великого поста упоминается также в Ветхом Завете – книга Исайя предлагает несколько важных наставлений в этот день. Если коротко, то суть их сводится к идее очищения, становления на путь добра и избавления от темных мыслей. Принято в этот день в церкви произносить покаянные молитвы, дабы верующий мог настроиться на начало Великого поста путем глубокого самоанализа.

Как праздновать Чистый понедельник

Многие христиане рассматривают этот день как продолжение Прощеного воскресенья. Так что 2 марта многие будут мысленными или зачитываемыми вслух молитвами просить прощения на неправедное поведение и прощать других за допущенные грехи. Необходимо убраться в доме, целый день воздерживаться от приема пищи, а вечером посетить храм, где в понедельник начинается чтение Библии.

Желательно перемыть всю грязную посуду, которая имеется в дома, а также самому сходить в баню. Посаженные на рассаду в Чистый понедельник растения обязательно пустятся в рост. Хорошо 2 марта кому-нибудь оказать посильную помощь: накормить, если нужно – защитить, выслушать. Кроме полной уборки в доме, нужно после бани обязательно сменить белье и нарядиться в чистую одежду.

Что принято делать в Чистый понедельник, а что нельзя?

Традиция Чистого понедельника существовала еще в дохристианской Руси. После того как накануне люди шумно и весело проводили зиму и встретили весну, наступало время домашних дел. Женщины убирали избы и прятали зимние вещи в сундуки, а мужчины начинали готовиться к весенним работам. Еду, оставшуюся с Масленицы, есть запрещалось, ее отдавали животным.

В конце XIX века в этот день, несмотря на то, что начинался строгий пост, была традиция «полоскать рот», то есть опохмеляться. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть».

Затем ходили в баню и покрикивали: «Поддай пару маслянице» и снова «рот полоскали». В разных деревнях устраивали кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению от скоромного».

Скоромная пища – продукты, в которые входят масло, молоко, яйца, масло. То есть то, что есть в пост никак нельзя.

В Чистый понедельник соблюдается строгий пост. По церковным канонам верующим рекомендуют воздержаться от приема пищи. В этот день постящиеся борются с греховными искушениями, усердно молятся, ходят в церковь.

Приметы

  • Чистый понедельник — это уже не зима, а начало весны.
  • Если погода ясная, урожай пшеницы будет хорошим.
  • Тот, кто не сходит в понедельник в баню, рискует навлечь на себя немилость высших сил.
  • Если в этот день порог дома первым переступит мужчина, семью будет сопровождать удача.
  • В Чистый понедельник легко справиться со всеми плохими привычками — это хороший день, чтобы бросить курить.
  • Если на улице выпал снег, обязательно нужно выйти из дома и потоптаться по нему. Такой поступок будет символизировать начало новой жизни, которая будет еще счастливее предыдущей.

Какие молитвы принято читать в Великий пост

При Великом посте молитвам следует больше уделять внимания, нежели в другое время. Поэтому верующие христиане молятся с утра и по вечерам, а также ходят в церковь на службу.

Утром читают легкие и краткие молитвы. Например, молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Либо молитву к Троице:

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Или «Отче наш», который можно читать и вечером. А вот перед сном можно произносить молитву к ангелу-хранителю:

«Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, все мне прости, если согрешил сегодня, и от всякого лукавства избавь меня, и не дай прогневить Бога своими грехами; но моли за меня грешного и недостойного раба, яко да достойно меня покажешь благости милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь».

А также произносить: «В руки Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же меня благослови, помилуй и живот вечный даруй. Аминь».

Источник: https://www.pravda-tv.ru/2020/03/02/451596/chistyj-ponedelnik-2020-nachalo-velikogo-posta-istoriya-prazdnika-kak-otmechat-traditsii-chto-nelzya-delat

Чистый понедельник — первый день Великого поста

Чистый понедельник — это первый день Великого Поста. Великий Пост для христиан — трудное, но одновременно радостное время. Мы готовимся к Пасхе, главному Празднику, и подготовка эта должна быть серьезной. Целых шесть недель (недели называются седмицами) длится воздержание в пище, молитва и другие ограничения.

Последняя неделя перед Пасхой, Страстная. Люди вспоминают страдания и смерть Христа. В эти дни пост особенно строгий.

Христиане подражают сорокадневному посту Спасителя. И стараются подготовить себя ко встрече с Христом Воскресшим. Чистый понедельник — начало этого пути.

Духовный смысл чистого понедельника

Чистый понедельник открывает путь к Пасхе. Это — время задуматься о том, как проходит жизнь, нет ли в ней грязных помыслов, от которых надо очистить душу. Недаром пост в Чистый Понедельник особенно строг. Ничто земное не должно отвлекать от духовного, от близости Пасхи.

Чистый понедельник — день молитвы и вхождения в Великий пост. День, в который мы стараемся стать достойными Христа, Его великой жертвы за нас.

Традиции первого дня Великого поста

Чистый понедельник обычно считают днем, когда принято убирать жилище и выкидывать старые вещи. Отчасти, в этом есть духовный смысл — человек избавляется от земного, ненужного, наносного и приводит в порядок душу, тело и ум. Но главный смысл Чистого понедельника, конечно, не в уборке, а в стремлении и готовности очистить помыслы, приготовиться к Великому посту.

Другие народные верования, связанные с тем, что во рту не должно быть никакой пищи и, если с утра человек забыл прополоскать остатки еды — пост не удался, относятся к суевериям.

Ведь главное в посте — не диета, а именно духовный подвиг человека, который хочет следовать за Христом.

Пост в первый день

Великий пост строг, но питание может быть различным для тех, кто не может обойтись без определенных продуктов. Послабление дается беременным, маленьким детям, людям, страдающим заболеваниями. Пост не должен идти человеку во вред.

В целом питание во время поста помогает сосредоточиться на духовном, а не на телесном, тяжелая пища и чревоугодие отвлекают человека от духовной жизни телесными проблемами и немощами. На время Великого поста из рациона исключается пища животного происхождения, молочные продукты, яйца. Можно употреблять растительную пищу, крупы, грибы, бобовые, хлеб, в определенные дни (в Благовещенье и Вербное воскресение) – морепродуктоы и рыбу.

Но именно в Чистый понедельник действует особое правило: Церковь рекомендует отказаться от пищи совсем, употребляя только воду. Это строгое правило можно соблюдать тем, кто уверен, что не навредит своему здоровью.

О Великом посте: суть Великого поста

Богослужения Чистого понедельника

«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

«Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

«Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.

«Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему».

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим.

Из Великого Канона святого Андрея Критского

Великий православный пост: правила для тех, кто постится впервые

Чистый понедельник. Шмелев «Лето Господне»

В книге «Лето Господне» о Чистом понедельнике рассказано словами ребенка, который видит духовный смысл начала поста своей чистой душой.

***

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет.

Старый наш плотник — «филєнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап кап кап Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый
пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое.

Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.

— Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричитотец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю!».

Почему же кричит отец? Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая

моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный — так называет Горкин.

Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надомной колышет.

— Вставай, милок, не нежься — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься.

Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин.

Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы». Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой.
Такие — угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты.

Я знаю, что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить чай — «за сахар».

— А почему папаша сердитый на Василь-Василича так?— А, грехи — со вздохом говорит Горкин. — Тяжело тоже переламываться, теперь все строго, пост. Ну, и сердются. А ты держись, про

душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли по закону-то! Читай — «Господи-Владыко живота моего». Вот и будет весело.

И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.

В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, — по субботам он сам зажигает все лампадки, — всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е Воскресе-ние Твое Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, — Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.

Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь — «такое, как душа расстается с телом».

Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет — «увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь читается.

— Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни по-мни!.. — поокивает он так славно.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест — по-мни.. по-мни Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется — постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи.

В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина, — «Красавица на пиру», — закрыта простынею. Преосвященный так посоветовал.

Покачал головой печально и прошептал: «греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится — такой шик!
Закрыта и печатная картинка, которую отец называет почему-то — «прянишниковская», как старый дьячок пляшет, а старуха его метлой колотит.

Эта очень понравилась преосвященному, смеялся даже. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься — и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню.

В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост.

Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки,»кресты» на Крестопоклонной мороженая клюква с сахаром, заливныеорехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белымкиселем, а киселек клюквенный с ванилью, авеликая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань» а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все — другое, и много, так много радостного. Сегодня

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой сегодня церковный праздник 21 октября

привезут первый лед и начнут набивать подвалы, — весь двор завалят. Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

— Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу. Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А Бог-то как же как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна — Б о г.

Источник: https://www.pravmir.ru/chistyj-ponedelnik-pervyj-den-velikogo-posta/

Богослужения Великого поста, или Руководство к взлету

Богослужения Великого поста, или Руководство к взлету

5209      1

О главных великопостных службах, которые нужно посетить

В прошлый раз мы уже говорили о том, что самое главное Великим постом совершается в храмах. В православном богослужении человеку открывается новый, незнакомый для него мир духовных законов и истин

Переступая порог храма, мы действительно входим в совершенно иное пространство, как бы попадаем в другую систему координат: вместо нашего обычного «плоского», «горизонтального» существования оказываемся участниками иного бытия с «вертикальной» составляющей. Заходя в храм, мы чувствуем, что отсюда можно начать движение по этой вертикали – движение к Богу. А Великим постом сближение человека с Богом больше похоже на стремительный взлет, во многом благодаря особым великопостным службам.

Если не успел разогнаться

Конечно, все начинается с Прощеного воскресенья и следующей за ним 1-й Седмицы Поста. Поясним: Седмицей в церковной традиции называется наша обычная неделя, а Неделей – воскресенье. Часто неискушенные люди путают и называют «страстной» 1-ю Седмицу, но Страстная седмица – в конце Великого поста, перед Пасхой.

Эта небольшая путаница может происходить от того, что к 1-й Седмице, к началу Великого поста, Церковь относится предельно серьезно. Это время является своеобразным разгоном для всего Поста, и опытные христиане стараются на этой неделе не просто чаще бывать в храме, но посещать службы каждый день. На вечерних богослужениях 1-й Седмицы Великого поста служится Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Это самое большое в православном богослужении последование разделяется на четыре части и читается с понедельника по четверг. Тот, кто хотя бы раз в жизни слушал или читал этот Великий канон, ждет его с особым нетерпением, поскольку он является неким камертоном, задающим духовную ноту на весь предстоящий Великий пост. Завершается 1-я Седмица воскресеньем, которое называется Неделя Торжества Православия.

На службах этого дня Церковь благодарит Бога за возможность обращаться к Нему, за то, что святость как подражание Богу в любви стала обычным, хотя и весьма трудным для людей делом.

Но вот прошла 1-я Седмица, и Великий пост входит в свой, если так можно сказать, обычный повседневный богослужебный ритм.

Если по какой-то причине кто-то замешкался и, что называется, проморгал «разгонную» первую неделю, не надо думать, что теперь можно махнуть рукой на весь Великий пост.

Все еще только начинается, и более того, начать поститься как в телесном, так и в духовном смысле можно в любой момент. Для этого нужно встроиться в богослужебную жизнь Церкви, почувствовать особое молитвенное настроение обычных повседневных великопостных служб.

Как спрятаться в храме

Те, кто уже много лет ходит в храм, знают, что главное, присутствуя на церковном богослужении, найти укромный уголок в храме, спрятаться там, например за колонной, и прочувствовать свое личное предстояние перед Богом – только Бог и душа.

Конечно же, это важно, но немного несерьезно, ведь никуда не спрячешься от самого себя, от бесконечного потока мыслей, не обязательно греховных, а просто суетных. Никакой темный уголок не поможет, а его может и не быть в маленьком храме; никакое «свое» место в храме не избавит от ветра в голове, если нет нужного настроения души.

Великопостные будничные богослужения как раз помогают обрести такое настроение, не прятаться в темном углу храма, а стоя прямо напротив иконостаса, найти укромный уголок внутри собственного сердца.

Особенно ценится знатоками православного богослужения Великое повечерие, которое совершается каждый будний вечер в течение всего Великого поста. На этой службе есть и чтение умилительных покаянных псалмов, и бодрые, даже духовно-воинственные песнопения «С нами Бог» и «Господи Сил, с нами буди», и, конечно, земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

У Великого повечерия действительно свой особый настрой вечернего молитвенного приношения Богу. В одном из тропарей этой службы так и поется: «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми Спасе и спаси мя».

Когда слышишь эти слова, душу посещает торжественное чувство благодарности за самый великий, но и самый незаметный, почти что пренебрегаемый дар Бога людям – время для исправления, для выхода из темного леса греха на столбовую дорогу, добрую христианскую жизнь.

Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается она в среду и пятницу утром, хотя по замыслу также является вечерним богослужением.

В древней Церкви христиане не приступали к телесной пище в течение всего дня, а вечером собирались в храме, чтобы совершить вечерю любви – вкусить главную христианскую трапезу – Тело и Кровь Христовы.

Литургия Преждеосвященных Даров появилась потому, что в будние дни Великого поста по богослужебному Уставу не положено совершение полной Божественной литургии, чтобы еще сильнее подчеркнуть покаянный характер этих дней.

Литургия – это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства – Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными (на воскресной литургии) Дарами.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в неудобное для работающих людей время – поздним утром в среду и пятницу. Однако те, кто любит и ждет эту службу, все же стараются хотя бы несколько раз за Великий пост побывать на ней.

Трудно даже сказать почему, но на этом богослужении, как ни на каком другом, ощущается величие происходящего: присутствие Самого Христа и строгое и в то же время радостное ожидание христианами теснейшего общения с Богом. Несколько раз за эту службу все молящиеся в храме встают на колени.

Новичка может смутить такое поведение, но внимательному человеку скоро становится понятно, что только таким видимым образом смирения можно выразить трепет перед происходящим в храме.

В первый раз на колени опускаются во время пения древнего христианского песнопения «Да исправится молитва моя», а затем следует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, во время которого поется песнопение «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы». Священник несет в своих руках Тело и Кровь Христовы, а люди не только опускаются на колени, но и приклоняют лицо к земле. Чуткая христианская душа чувствует приближение своего Бога и Спасителя.

И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать – приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить – еще страшнее.

Особые дни

В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя – третье воскресенье Великого поста, когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан.

Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста – это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного.

Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста.

Очень ожидаемая служба — Мариино стояние, в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской.

Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле – решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние – это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви.

На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота. Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые.

И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог.

Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.

После Лазаревой субботы – начало того периода церковной жизни, от Входа Господня в Иерусалим до Пасхи, который сам по себе и есть вся наша жизнь. На Страстной седмицемы переживаем все: от ликования встречи Христа в Иерусалиме до предательства, мучения и смерти Спасителя и таинственной Великой субботы. Подготовиться к этому невозможно, это нужно пережить вместе со всей Церковью. Однако в следующий раз мы все же попробуем рассказать о некоторых богослужебных особенностях Страстной седмицы.

Газета «Саратовская панорама» № 10 (938)

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bogosluzheniya-velikogo-posta-ili-rukovodstvo-k-vzletu

Великий пост: как провести семь недель и чего нельзя делать до Пасхи (календарь поста)

В понедельник, 2 марта, у христиан восточного обряда начинается самый важный, самый строгий и продолжительный пост в церковном году — Великий.

Первые сорок дней Великого поста установлены в подражание Иисусу Христу, который после крещения в реке Иордан от Иоанна Предтечи сорок дней в пустыне строгим постом и молитвой готовился к своему проповедническому служению.

А последняя седмица поста — Страстная — посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Спасителя, его крестных страданиях. В общей сложности верующие держат пост семь недель — до Пасхи.

Правила поста

Главное предназначение Великого поста — духовная подготовка верующих к Светлому Христову Воскресению, которое отмечается в 2020 году 19 апреля. Это время очищения души путем покаяния, молитвы, избавления от страстей и пороков. Как и гласит стихира первого дня поста (стихира — от др.-греч.

«стихотворная строка», стих — в них проводится тема дня или воспоминаемого события): «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением.

Оскудение всего этого — таков истинный пост и благоприятный!»

Что нужно делать в течение поста

В дни поста христиане больше времени должны уделять церковной молитве. В первую его неделю с понедельника по четверг необходимо посетить вечерние богослужения, на которых по частям читается Покаянный канон Андрея Критского. Если возможности посетить все службы нет, нужно сделать это хотя бы дважды. Канон читается полностью и в среду вечером (1 апреля) на пятой неделе поста.

Обязательно надо побывать на богослужениях в четвертую неделю поста — Крестопоклонную, а также в субботу пятой недели (4 апреля) — на богослужении с чтением Акафиста Богородицы (Акафист Пресвятой Богородицы звучит в храмах в 2020 году только в этот день, который так и называется — Суббота Акафиста), а также на литургии Преждеосвященных Даров (она совершается по средам и пятницам).

Очень важно помолиться и во время богослужений в Страстную седмицу.

В течение Великого поста существуют субботние дни особого поминовения умерших — родительские субботы, когда во время заупокойной литургии и панихиды можно помянуть всех своих усопших близких. В этом году такие субботы пришлись на 14-е, 21-е и 28 марта.

И конечно, каждый христианин «во исцеление души и тела» должен в течение Великого поста принимать участие (желательно еженедельно) в Таинстве Причастия, установленном Самим Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

Надо помнить и то, что вера мертва без конкретных добрых дел и без проявления любви к ближнему. Поэтому нельзя забывать о благотворительности, помогая делом и словом тем, кто нуждается в помощи.

Ограничения в еде

В пост надо делать все возможное, чтобы победить свою духовную лень и постараться очистить душу от грехов. А помочь в этом призвано телесное воздержание, в том числе и ограничения в еде. Монастырский устав предписывает в Великий пост полный отказ от пищи животного происхождения (мясных, молочных продуктов и яиц).

В понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение (пища растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке — свежие, сушеные или моченые фрукты и овощи, орехи).

Во вторник и четверг разрешена горячая еда без масла, в субботу и воскресенье — горячая еда с растительным маслом. Дважды в течение этого поста — в двунадесятные праздники Благовещение (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (12 апреля) — разрешена рыба, а в Лазареву субботу (11 апреля) — рыбная икра.

Вообще-то Типикон (церковно-богослужебная книга, среди прочего, содержащая правила о постах, трапезе и других сторонах преимущественно монастырской жизни) не предусматривает различий между постом монахов, священнослужителей и мирян.

Но обычно мирянам разрешено поститься мягче, например, не отказываясь от растительного масла в будние дни. Кроме того, послабление дается больным и пожилым людям, беременным женщинам и кормящим матерям, подросткам, а также тем, кто занимается тяжелым физическим трудом.

Для детишек до семи лет достаточно и отказа от сладостей.

Какой вариант ограничений в еде выбрать, каждый может решить, посоветовавшись со своим духовником.

Первая неделя, 2−8 марта

2 марта, понедельник, — строгий пост, полное воздержание от пищи

3 марта, вторник, — сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб (сухоядение)

4 марта, среда, — сухоядение

5 марта, четверг, — сухоядение

6 марта, пятница, — сухоядение

7 марта, суббота, — горячая пища с растительным маслом

8 марта, воскресенье, — горячая пища с растительным маслом, вино

Вторая неделя. 9−15 марта

9 марта, понедельник, — горячая пища с маслом

10 марта, вторник, — горячая пища с маслом

11 марта, среда, — горячая пища с маслом

12 марта, четверг, — горячая пища с маслом

13 марта, пятница, — горячая пища с маслом

14 марта, суббота, — горячая пища с маслом, вино

15 марта, воскресенье, — горячая пища с маслом, вино

Третья неделя, 16−22 марта

16 марта, понедельник, — горячая пища с маслом

17 марта, вторник, — горячая пища с маслом

18 марта, среда, — горячая пища с маслом

19 марта, четверг, — горячая пища с маслом

20 марта, пятница, — горячая пища с маслом

21 марта, суббота, — горячая пища с маслом

22 марта, воскресенье, — горячая пища с маслом, вино

Четвертая неделя, 23−29 марта

23 марта, понедельник — горячая пища с маслом

24 марта, вторник — горячая пища с маслом

25 марта, среда — горячая пища с маслом

26 марта, четверг — горячая пища с маслом

27 марта, пятница — горячая пища с маслом, вино

28 марта, суббота — горячая пища с маслом

29 марта, воскресенье — горячая пища с маслом, вино

Пятая неделя, 30 марта — 5 апреля

30 марта, понедельник, — горячая пища с маслом

31 марта, вторник, — горячая пища с маслом

1 апреля, среда, — горячая пища с маслом

2 апреля, четверг, — горячая пища с маслом

3 апреля, пятница, — горячая пища с маслом

4 апреля, суббота, — горячая пища с маслом, вино

5 апреля, воскресенье, — горячая пища с маслом, вино

Шестая неделя, 6−12 апреля

6 апреля, понедельник, — горячая пища с маслом

7 апреля, вторник, Благовещение Пресвятой Богородицы, — горячая пища с маслом, рыба, вино

8 апреля, среда — горячая пища с маслом

9 апреля, четверг — горячая пища с маслом

10 апреля, пятница — горячая пища с маслом

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли во время поста есть яйца

11 апреля, Лазарева суббота, — горячая пища с маслом, рыбная икра, вино

12 апреля, воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, — горячая пища с маслом, рыба, вино

Седьмая неделя, Страстная, 13−19 апреля

13 апреля, Великий понедельник, — сухоядение

14 апреля, Великий вторник, — сухоядение

15 апреля, Великая среда, — сухоядение

16 апреля, Великий четверг, — горячая пища с маслом

17 апреля, Великая пятница, — строгий пост, полное воздержание от пищи до выноса Плащаницы (полотна с изображением Тела Иисуса Христа) во время церковной службы

18 апреля, Великая суббота, — холодная пища без масла

19 апреля, Светлое Христово Воскресение, Пасха — любая пища.

Украинские традиции поста

В народе первый день Великого поста называется «Жилавий понедiлок» — от слова «жиляники». Так называются ржаные коржики — единственное блюдо, которое хозяйки готовят в этот день. К «жиляникам» подают тертый хрен и редьку, а запивают их свекольным квасом.

В некоторых местностях называют этот день еще и «полоскозубом», когда водкой полощут рот, объясняя при этом: «Це ми зуби полощемо після Масляної, щоб, борони Боже, не залишилося поміж зубами чого-небудь скоромного!» Еще одно, самое распространенное, название первого понедельника поста — «Чистий понеділок». Во-первых, потому что обед в этот день не варили и потому горшки оставались чистыми.

Во-вторых, в этот день было принято не только наводить чистоту в своих домах, но еще и обязательно очистить тело, выкупавшись в реке, бане, в ванне или под душем.

Чего нельзя делать в первый день поста согласно народным поверьям

Надевать после купания новую одежду нежелательно (как и пользоваться новой посудой, если все-таки какая-то еда будет подана к столу).

Женщинам категорически запрещено в Чистый понедельник ходить в гости. Ведь считается, что хозяевам очень повезет, если в их дом в этот день первым войдет мужчина.

Четвертая седмица Великого поста

Седмица: церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла, причем отсчет начинается с воскресенья.
Неделя: в церковнославянском языке, который является богослужебном языком Русской православной церкви, название воскресного дня: первого (а не последнего!) дня седмицы.


     Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых (Мк. 16, 1–6) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного Воскресения Христова и называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмой не делать, т. е.

посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно, это имя принадлежит всякому празднику, и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою заповедью Божией заступил для христиан место ветхозаветной субботы.

     Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, именем седьмого и главного дня седмицы (Лев.

23, 15); (Лк. 18, 12), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из семи дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковью в день воскресный, или в неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем богослужения, или неделею.

Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражьей, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но св. дел веры и благочестия (Евр. 4, 9).«Новый закон, – говорит св. Иустин мученик, – хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу».

Таким образом, всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней образуя известное продолжение времени, и относительно богослужения христианского составляет особый круг церковного последования, еженедельно посвящаемого воспоминанию Воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви Православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен-мироносиц, Пятидесятницы и проч.

     Недели в Церковном Уставе считаются независимо ни от Нового года, начинаемого январем, ни от индикта, начинаемого с сентября. По указанию, как в каждую седмицу читать св. Евангелие, порядок недель начинается с Пасхи, как главнейшего из христианских событий (1Кор. 15, 14) и праздников. В Церковном Уставе порядок недель начинается после дней богослужения непреходящих, разделенных на 12 месяцев, и после августа месяца излагается в Уставе последования триоди.

протоиерей Григорий Дебольский. «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви»

     Для утешения и подкрепления верующих среди подвигов св. Четыредесятницы в четвертую ее седмицу продолжается поклонение Животворящему Кресту; оно совершается в понедельник, среду и пятницу этой седмицы.

В пятницу, по окончании Часов и после обычного поклонения и лобзания, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. От поклонения Кресту вся четвертая седмица называется Средокрестною и Крестопоклонною.

В эту седмицу Церковь назидает нас при богослужении между прочим песнопениями, преданными ей от Иосифа и Феодора Студитов и Феофана Исповедника.

     Благоговея пред Животворящим Крестом и призывая нас на поклонение ему, Церковь в четвертую седмицу взывает:

«Святая сия и светоносная седмица предлагает миру всечестный Крест: приидите поклонитеся со страхом и любовию. Божественный и всечестный Крест есть для нас сокровище освящения и силы. Он испущает световидное сияние благодати и, как источник кипит божественными дарованиями: он утоляет прегрешения, разрешает болезни. Только водрузилось древо Креста Христова: поколебались основания смерти. Поклонимся Кресту Господню»

     Примером Господа, смирившего Себя до смерти Крестной, Церковь по достижении средины св.

поприща поста особенно внушает нам иметь смирение, которое по мере преспеяния в благочестии становится необходимее, дабы гордостью и возношением фарисейским не затмить совершенных подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только на деяния наши, но и на помышления. Для этого Церковь в четвертую седмицу Четыредесятницы многократно напоминает о смирении мытаревом и превозношении фарисеевом:

Не возвышайся добродетелями и не осуждай ближнего, как велехвальный фарисей, считая себя праведным; но в смиренном помышлении о своих согрешениях возопи, как мытарь:

«Боже, очисти мя грешного и спаси мя»

     Св. Амвросий Медиоланский в 4 веке в преполовение Четыредесятницы говорил:

«Возблагодарите, братии, божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы. Но за этот дар достойно возблагодарить Господа могут только те, которые доселе старались жить так, как они научены в начале Четыредесятницы, т. е. те, которые старались испросить себе отпущение грехов ежедневными постом, милостынею и посещением Церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, т. е. не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве или молились без сокрушения сердечного: то эти должны не радоваться, а скорбеть и плакать»

     В субботу четвертой седмицы поста Церковь чтением Апостола поучает нас любви и благотворению ближним и быть ревностными в добродетели до конца (Евр. 6, 9–12); а чтением Евангелия благовествует об исцелении глухонемого прикосновением и словом к нему Иисуса Христа (Мк. 7, 31–51).

     В воскресный день четвертой седмицы Православная Церковь между прочим поучает совершающих поприще покаяния и умиления евангельскою притчею о впавшем в разбойники, изъясняемою в священных песнопениях. Впавшему в разбойники подобен каждый, впавший в грехи, которые, как разбойники, причиняют глубокие язвы душе нашей и оставляют ее едва живой. На раны души нашей возливает спасительный елей Господь наш Иисус Христос, пришедший в мир грешных спасти.

     Особенно в воскресный день четвертой седмицы Великого поста Церковь назидает постящихся примером святого Иоанна Лествичника, подобно нам, обложенного некогда немощью плоти, но который «постом, бдением и молитвою сделался и в телеси яко Ангел» (тропарь св.

Иоанна Лествичника) и опыт великих подвигов своих для наставления шествующих путем его изложил в сочинении «Лествица рая», состоящей из тридцати степеней, возводящих на высоту духовного совершенства.

Эта книга, по выражению Церкви, «приносит присноцветущие плоды учения, услаждающего сердца с трезвением внемлющих: лествица бо есть души возводящая от земли к небесной и пребывающей славе» (кондак 30 марта).

Особенности богослужений суточного великопостного круга

     К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно.

Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения.

Богослужение Великопостное во многом отличается от Богослужения, совершаемого Церковью в другое время. Приведем некоторые его особенности:

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель – настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.

Звон к церковным службам (кроме субботних, воскресных и праздничных дней) бывает редкий.

Священнослужители облачаются в темные святые одежды.

Царские врата отверзаются редко. Светильники возжигаются только немногие. Пение, как выражение радостного состояния духа, слышится редко, и Богослужение состоит больше из чтения.

Полная Литургия, как Богослужение торжественное, совершается только по субботним и воскресным дням, а вместо нее по средам и пятницам совершается особая, приуроченная к посту, литургия, называемая Литургиею Преждеосвященных Даров.

Эта Литургия, как показывает самое название ее, отличается от Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста.

Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения Святых Даров.

На всех церковных службах произносится покаянная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего», которая произносится в конце каждой из них с 16-ю земными поклонами.

В Великий пост «вечернее богослужение состоит из великого повечерия; утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа; дневное — из часов: 3-го, 6-го и 9-го, чина изобразительных и вечерни, а по средам и пятницам с прибавлением к сему литургии Преждеосвященных Даров».

Согласно Типикону, после первого часа совершался «совершенный отпуст», после которого братия расходились из храма. В 3-й час дня (по нашему в 12 часов дня) братия собирались на дневное богослужение. После отпуста вечерни совершалась заупокойная лития, и также был расход (Тип., гл. 49, 330 лист). Устав о трапезе в Типиконе находится после расхода вечерни, т. е.

по окончании дневного богослужения. В 9 часов дня (по нашему исчислению в 15 часов дня) братия собирались в храм для совершения повечерия.
В настоящее время, согласно наиболее распространенной практике, утреннее богослужение соединяется с дневным.

В некоторых приходских храмах утром совершают дневное богослужение (часы, изобразительные и вечерню), а вечером — повечерие, и утреннее богослужение (утреню и первый час).

Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие.

На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней.

На утрене читаются особенные часы, великопостные: на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов стихословится рядовая кафизма..

На вечерне звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Паремии четвертой седмицы Святого Великого Поста

     Паремии́ (или паримии, от греч. притча) – отрывки из Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).

     Читаются паремии чтецом или диаконом.

     Число паремий различается на разных богослужениях от 1 до 8, на утрени Великой Субботы читается 15 паремий.

     Паремии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение паремии.

     Славянская богослужебная книга, содержащая подборку паремий, называется «Паримийник».

Источник: http://bogoslov-kubansobor.ru/chetvertaya-nedelya-velikogo-posta.php

Великий пост: как правильно начать, что нельзя делать сегодня

Великий пост 2020 (коллаж: РБК-Украина)

Великий пост предполагает строгий запрет на все продукты животного происхождения

Великий пост — это центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи. Также это соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Великий пост считается одним из важнейших христианских постов, потому следует знать, как его начать и что нельзя делать в первый день поста.

  • Весной у украинцев будут дополнительные выходные: сколько будем отдыхать

Великий пост установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней.

Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии.

Пост — это строгий запрет или ограничения на употребление пищи или же только отдельных продуктов, например, мясо или молочные продукты. Запрет накладывается не только на употребление пищи, но также запрещается проводить это время в веселье и утехах.

Чистый понедельник, который в 2020 году выпал на 2 марта, — неофициальное название первого дня Великого поста. Этот день считается одним из самых строгих, как и вся первая неделя поста. Это касается не только питания, но и других правил поведения.

Что нельзя есть во время Великого поста

В Великий Пост не рекомендуется употреблять пищу животного происхождения — это мясо, яйца, молоко. Однако, разрешено есть рыбу, но лишь в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы. Употребление в пищу морепродуктов, таких как кальмары, креветки, мидии, не воспрещается во время Великого Поста.

Но, не стоит забывать о том, что Великий Пост — это не диета, и целью поста является не сколько очищение желудка, сколько очищение души.

Что есть в первую неделю Великого поста

В первую и последнюю неделю Великого Поста соблюдается особо строгий пост. Первый день поста называется Чистым понедельником, именно поэтому 2 марта запрещается употреблять пищу в течение всего дня.

При этом с 3 по 6 марта христиане должны придерживаться сухоядения. Со вторника по пятницу разрешается употребление только сырых негорячих продуктов и не подогретого питья. Можно употреблять в пищу все виды фруктов и овощей, любые орехи, сухофрукты, мед и черный хлеб.

В субботу и воскресенье, 7 и 8 марта, можно употреблять вареные, тушеные овощи и фрукты с добавлением любого растительного масла, а также разбавленное вино.

Что можно и нельзя делать в Чистый понедельник

В Чистый понедельник, так же как и в предпоследний день Великого поста — Страстную пятницу, согласно строгому монастырскому уставу принято полное воздержание от пищи.

При этом в Чистый понедельник утром ни в коем случае не следует полоскать род водкой (такой обычай, якобы для «вычищения» изо рта остатков скоромной пищи, еще кое-где сохраняется).

Это противоречит самой идее Великого поста, во время которого алкоголь строго регламентирован и уж, конечно, полностью под запретом в Чистый понедельник.

Чистый понедельник первой седмицы особенно строг, как и вся первая неделя Великого поста. Считается, что максимально строгое самоограничение помогает верующему поскорее «замолить» разгул и излишества Масленицы. Поэтому в Чистый понедельник по строгому монастырскому уставу рекомендовано полное воздержание от пищи.

Считалось, что за время Масленицы каждый набирал немного лишнего веса, поэтому в Чистый понедельник люди ходили в бани с целью избавиться от него.

В Чистый понедельник не принято надевать новую одежду и использовать новую посуду.

Все, что не успели доесть до конца Масленицы, давали животным.

В Чистый понедельник проводился обряд очищения дома, также можно продолжать просить прощения (как и в Прощеное воскресенье).

Существуют и запреты на Чистый понедельник: не разрешается ходить в гости женщинам, нельзя сквернословить, пить алкоголь, стоит воздержаться от интимных отношений.

Приметы в Чистый понедельник

  • Ясная погода в этот день – к хорошему и богатому урожаю пшеницы.
  • Если в этот день первым в дом войдет мужчина – хозяев дома ждет большая удача.
  • С Чистого понедельника начинается весна.
  • В Чистый понедельник легче проститься с пагубными привычками, как курение или зависимость от алкоголя.

Напомним, что ранее мы писали, как встретить весну, чтобы она принесла успех.

Источник: https://www.rbc.ua/rus/styler/velikiy-post-pravilno-nachat-nelzya-delat-1583086822.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что такое клирик храма

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]