Когда праздновали Рождество до революции

Почему православные отмечают рождество 7 января? История праздника

Когда праздновали Рождество до революции

Рождество празднуют во многих странах мира, отличаются лишь даты празднования

Рождество Христово — один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.

Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, — 25 декабря.

Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.

Рождество Христово

Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства — установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.

Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

photo: courtesy of Patriarchate of Georgia

Икона «Рождество Христово»

Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого иудейский народ ждал.

Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока — золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.

В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.

Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже — одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.

История праздника

В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.

Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.

Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.

С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.

Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной — во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.

Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.

Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах

Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.

AP Photo / Shakh Aivazov

Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому — юлианскому календарю.

В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/society/20180106/238795505/Pochemu-pravoslavnye-otmechajut-rozhdestvo-7-janvarja-Istorija-prazdnika.html

Как праздновали рождественские и новогодние праздники раньше и сегодня | Дети в городе Украина

Когда праздновали Рождество до революции

18 Декабрь 2017 в 18:26

Блог Дети в городе >  Обзорные статьи >  Как праздновали рождественские и новогодние праздники 100 лет назад и сегодня

С 1409 по 1700 годы Новый год в Киеве отмечали 1 сентября, а вместо елки лентами украшали чертополох, который должен был отгонять злых духов.

Традиция наряжать елку на Рождество 24 декабря (по старому стилю) и зажигать на ней рождественскую звезду появилась в конце XIX — начале XX в.

Начинались праздники в Сочельник, с восхождением первой звезды на небе 24 декабря по старому стилю, тогда же символически зажигали звезду и на елке. Новогодней же зеленая красавица стала только в 1936-м.

Впрочем, все по порядку. Перед Сочельником у нас есть еще один праздник: 19 декабря — День святого Николая. Николай — любимый украинский святой, а 19 декабря — один из лучших дней в году для малышей. Задолго до него дети пишут письма Николаю со своими пожеланиями и бросают их в почтовый ящик или кладут на окно и просят у него не только подарков, но и крепкого здоровья себе и родным.

Накануне праздника ребенку следует вспомнить все свои хорошие и не очень поступки и проанализировать, каких было больше. А в ночь на 19 декабря приходит Святой Николай и кладет под подушку подарки. Николай добрый и вряд ли кому-то положит розгу. Но может написать письмо с пожеланиями вести себя лучше.

Интересные детские истории о зиме можно прочитатьонлайн здесь  ↩️

Экскурс в историю самых любимых праздников

Столетия назад киевляне так же любили и с нетерпением ждали новогодних праздников, так называемых зимних Святок — от Рождества и до Крещения. Менялись только атрибуты.

В начале XIX века по новому европейскому обряду — с елкой, подарками и поздравлениями — Новый год в Киеве встречали только иностранцы и приезжие служащие, привыкшие к «веселым немецким обычаям» в Петербурге.

Здешние семьи, даже богатое дворянство, привыкали к такой традиции долго — несколько десятилетий, но в конце концов елка стала неотъемлемым украшением наших зимних праздников.

К середине XIX века формат «немецкой елки» становится все более популярным среди жителей города, главной целью становилось подарить радость детям: «Для детей мало-мальски достаточные родители делали елку, украшая ее лентами и золочеными орехами, конфектами и игрушками, — писали «Киевские губернские ведомости» в 1855 году. – Мы даже слышали, что у знаменитого нашего кондитера Розминтальского едва хватило лакомства для детских елок, а Корде, выписавший игрушки из Петербурга, продал их за 2-3 дня».

Как дальше пишет газета, спрос на детские игрушки в Киеве был необыкновенный: «Стоило пройтись по Крещатику, чтобы заметить заботы нежных родителей, возвращавшихся от Кордеса в санях, откуда торчали головы лошадок, коз, петухов, коровок, расписанных щедро розовой краской румяных кукол».

«Над вертепом звезда ясная весь мир осияла»

Рождество начиналось 24 декабря с восходом на небе первой звезды, символизирующей рождение Сына Божьего. До ее появления (до 6-7 часов вечера) надо было успеть принести с базара елку, убрать дом и приготовить постные блюда. До наступления праздника нельзя было ничего есть.

Пока на кухне готовилось угощение, наряжали елку — яблочками, апельсинами, мандаринами на красных нитях, позолоченными орешками, хлопушками, конфетами, пряниками.

На стол традиционно подавали украинский, или гетманский борщ с балабушками — маленькими шариками из щучьего фарша, наполненными сухими грибами, жареные постные пирожки с кислой капустой, кашей, грибами, карасиков в кляре, оливки.

На второе обычно было блюдо из рыбы — огромный судак, карп или щука. А затем приходила очередь кутьи.

В то время была популярна рисовая кутья с миндальным и маковым сладким молоком, а к ней подавался узвар и компот из яблок и чернослива, в который добавляли даже апельсины.

Наибольшую радость от праздника и елки получали дети, которым родители покупали и дарили новые игрушки и сладости: сначала ими украшали елку, а затем съедали. Для состоятельных киевлян на Крещатике работали кондитерские и магазины игрушек.

Самые красивые игрушки в конце XIX века также были немецкого производства, так называемый дрезденский картонаж, окрашенный серебристой и золотистой краской, — птички, животные, паровозики, некоторые из них и сейчас хранятся в Музее истории Киева.

Кто не мог купить, изготавливал собственноручно: из проволоки мастерили шарики в виде фруктов, цепляли пружину, а на нее — свечу. Верхушку такой елки традиционно украшала вифлеемская восьмиугольная звезда.

Самые известные украинские колядки и щедривки можно послушать онлайн:

Праздник для всех

Уже в конце XIX века рождественско-новогодние праздники из семейных (детских) перешли в разряд общественных. Елки начали устраивать не только дома, но и в детдомах, пансионах, народных школах, училищах Так праздничное настроение, угощение и приятное общение стали доступными не только состоятельным горожанам. В вузах ректоры даже завели традицию приглашать к столу лучших студентов для угощения, откровенных разговоров и дебатов.

Не испорченные телевизором, в XIX веке киевляне очень любили выбирать и подписывать красивые поздравительные открытки. Когда население Киева составляло лишь около 250 тысяч, количество открыток, отправленных на праздники, достигало 600 тысяч!

Как появился Старый Новый год

Введение нового календаря после революции внесло немалый хаос в празднование киевского Рождества. Большинство упорно продолжали праздновать, как привыкли.

Новый год по новому стилю отмечали только на официальном уровне, дома же елки украшали на «настоящее» Рождество — по новому стилю это уже 7 января, и стояли они, как укор советской власти, до 13 января, отсюда и пошло название Старый Новый год.

Впрочем, никаких подтекстов в этом не было, люди просто следовали дедовским обычаям.

В 1928 году елку вообще запретили как «явление буржуазное», а, следовательно, контрреволюционное и антисоветское. Потребовалось почти десятилетие, чтобы людям вернули новогоднюю сказку. Это произошло в 1936 году после выступления первого секретаря КПбУ Постышева и соответствующей статьи в «Правде».

На этот раз власти добились своего: теперь жители города устанавливали елки дома по советскому графику — в ночь на 1 января. На смену восьмиугольной вифлеемской звезде пришла пятиконечная советская, а поскольку стеклянных игрушек тогда еще не было, украшали самодельными из проволоки. Или шли на хитрость — в обычных лампочках срезали верх и раскрашивали.

Вошли в обиход и стеклянные елочные бусы, забытые после появления электрогирлянд и «дождика».

Первую городскую елку в Киеве установили в филармонии (тогдашнем Дворце пионеров им. Постышева), в 30-е годы елку украшали на площади Б. Хмельницкого (сейчас Софиевская), а после войны — на Крещатике и площади Ленинского комсомола (Европейская площадь).

Эпоха каждого советского вождя вносила свои тренды в оформление елки. Например, с приходом Хрущева популярными стали стеклянные игрушки в виде початков кукурузы, грибочков, овощей. Диктовали моду книги и кинофильмы.

Когда в 1953 году вышел перевод на русский Джанни Родари «Чиполлино», популярной стала серия новогодних игрушек-персонажей этого произведения.

А после появления на экранах «Карнавальной ночи» почти в каждой киевской квартире появилась игрушка-часы, где стрелки показывали без пяти минут полночь.

Смешанная традиция отмечания новогодних праздников жива и по сей день. В этом году официальным праздником признано 25 декабря — Католическое Рождество. Собственно, эта дата совпадает с нашим украинским Рождеством до перехода 100 лет назад на новый календарь.

Крестные — вторые родители

В канун Рождества в Украине существует обычай носить ужин крестным родителям. Родом он из язычества, когда кровные связи очень ценились и было принято обмениваться подарками с близкими родственниками, не забывая и повитух, которые приняли ребенка.

Это символизировало укрепление связи внутри рода и служило гарантией хороших отношений. Обычай одаривать дорогих людей вошел и в христианство.

Проведать близких, больных, слабых, одиноких, а еще принести ужин вторым родителям (крестным) считалось моральным долгом каждого, кто уважал Рождество.

Поэтому на Сочельник дети приносят вкусные блюда своим крестным и проводят с ними время, а затем возвращаются праздновать Рождество домой. В Сочельник, принято здороваться «Христос рождается!» и отвечать «Славим Его!». Это первое, что говорят, ступая на порог крестных родителей.

По обычаю сначала угощают крестного, затем — крестную, им вручают подарки со словами: «Мама и папа ужин прислали. Добрый вечер!». В «обязательный набор» входят кутья и круглый хлеб. Этим дети как бы благодарят крестных за взятую на себя моральную ответственность за крестника.

Во время, когда человеческая жизнь была менее продолжительной, в случае потери родителей ребенок имел, где приклонить голову. Недаром во многих местностях принято было иметь по 2 или 3 пары крестных.

За принесенные гостинцы детям дарили деньги и сладости (за то, что донес ужин), а также давали с собой несколько рождественских блюд от собственного стола.

Этой доброй традиции, на наш взгляд, стоит жить и когда крестники становятся взрослыми. Духовная связь между людьми не должна прерываться.

Страсти вокруг Рождества

Когда же праздновать Рождество — 24-25 декабря или 6-7 января? Единственно правильного ответа не существует. Каждый празднует по «собственному календарю», а некоторые встречают Рождество и Новый год дважды. Чем больше праздников, тем больше выходных, а, следовательно, возможности побыть с детьми. А чтобы ваш досуг был интересным, есть много интересных вещей, которые можно посмотреть или послушать онлайн.

Любимые с детства новогодние мультфильмы можно посмотреть здесь:

А здесь можно послушать лучшие новогодние мелодии мира:

Счастливого Рождества и Нового года!

Людмила Масельская

в статье использованы материалы «Малой энциклопедии киевской старины» Анатолия Макарова

Источник: https://detivgorode.ua/blog/4900-kak-prazdnovali-rozhdectvenckie-i-novogodnie-prazdniki-100-let-nazad-i-cegodnia/

25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение

Когда праздновали Рождество до революции

Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!

На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.

25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.

Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.

Что же разделило христиан?

Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.

На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.

«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.

Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.

Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.

Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда надо печь кулич на Пасху

Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).

Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.

Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.

А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!

По каким календарям празднуют Рождество в мире?

Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).

Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.

Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.

Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.

Источник: https://ru.krymr.com/a/rozhdestvo-25-dekabrya-7-yanvarya/30342206.html

Возвращение елки, ограбление Ленина и фейерверк из винтовок — Православный журнал

О том, как белогвардейцы отмечали Рождество, почему елки во время Первой мировой войны оказались под запретом и как в одну новогоднюю ночь дети потеряли Ленина, «Фоме» рассказал Василий Цветков, доктор исторических наук, автор ряда научных работ о революции и Гражданской войне в России.

Первое после революции Рождество и Новый год в Москве и Петербурге прошли практически незаметно

В годы Гражданской войны Рождество Христово и Новый год отмечались в России по-разному — в зависимости от того, под контролем красных или белых находилась та или иная территория страны.

Собственно, первое Рождество и Новый год после революции — с 1917 на 1918 год — в Петрограде и Москве прошли практически незаметно: было не до этого — повсюду царила ужасная разруха. Только Церковь в ту постреволюционную зиму совершала торжественные рождественские богослужения. Общее же настроение горожан было далеко не праздничным.

В качестве примера, можно привести несколько записей из дневника одного петербургского чиновника, банковского служащего, которые хорошо передают атмосферу в северной столице в те дни.

Запись от 16 декабря (по старому стилю), незадолго до Рождества: «Вчера захвачены Петроградские частные банки, арестованы директора. В Москве тоже самое. Объявлена ревизия сейфов». Запись от 17 декабря: «Опубликован декрет о национализации банков. Золото в монете конфискуется и передается в государственный золотой фонд. Происходят кровавые самосуды. В день выдают одну восьмую фунта хлеба».

Запись от 22 декабря, за три дня до Рождества: «Возобновились пьяные погромы. Разгромлен императорский яхт-клуб. На Морской улице стрельба». И вот, наконец, рождественский сочельник, 24 декабря: «Решил устроить у себя елку (этот чиновник жил один, без семьи. — Прим. В. Ц.). Вместо ненужных картонажей (бумажные игрушки. — Прим. ред.) купил кустарные игрушки. Елку купил у товарища на улице.

Но на душе очень тяжело. Россия как единое целое навсегда умерла. Началась ревизия сейфов». 27 декабря: «Второй день продолжается снежная метель. Трамвай не ходит с 24 числа». 30 декабря: «Из-за отсутствия топлива практически нет электричества. Картофель стоит рубль фунт, свежая капуста 70 копеек. Цены неслыханные». 31 декабря, последний день 1917 года: «Прекращены платежи по купонам и дивидендам.

Воспрещаются все сделки с ценными бумагами»

После проведения большевиками календарной реформы Новый год заменил собой праздник Рождества

В последующие годы на территориях, которые контролировали большевики, о Новом годе решили все-таки вспомнить, в отличие от Рождества, которое просто игнорировалось — новая власть, как известно, взяла радикальный атеистический курс: богослужения в храмах проходили, и люди частно, на домах отмечали этот праздник, но ни в газетах, ни тем более на официальном уровне о празднике уже не упоминали. После же проведения календарной реформы, когда Новый год стали отмечать уже на неделю раньше Рождества Христова, церковный праздник по сути был «поглощен» светским новолетием или, говоря прямо, им заменен.

После 1918 года в стране снова стали ставить и украшать елку

Интересно, что с 1918 года на городские улицы вновь вернулись елки, попавшие до этого под запрет во время Первой мировой войной.

Дело в том, что традиция ставить и украшать елку на Рождество пришла к нам из Европы; когда же началась война, было принято решение отказаться от этого рождественского символа, поскольку считалось, что это связано с Германией. Однако после подписания сепаратного Брестского мира (подписан 3 марта 1918 года.

— Прим. ред.) традиция эта вновь была восстановлена, хотя, как оказалось впоследствии, только на время; потом елке как «буржуазному предрассудку» вновь объявили войну.

На детской елке в ночь с 1918 на 1919 год у Ленина украли машину

Новый год воспринимался тогда как детский, а не официальный, государственный праздник. Для детей стали организовывать новогодние елки; одно из первых таких торжественных мероприятий прошло с 1918 на 1919 год в московском детском приюте в Сокольниках. Руководители этого детского дома решили пригласить на праздник Ленина, и вождь революции согласился.

К назначенному времени Владимира Ильича без охраны повезли на машине в приют. Вместе с ним поехала его супруга, Надежда Константиновна Крупская, и сестра — Мария Ильинична Ульянова. Машину вел шофер Гиль. И вот в тот момент, когда они уже были в парке, их остановил бандит Яков Кошельков.

Он издалека заметил дорогую машину — это был «Рено» из бывшего гаража Николая II, — заметил, что охраны нет и что в салоне только две женщины и двое мужчин — то есть, в общем-то, ничего опасного. И тогда бандит остановил машину, высадил всех и уехал.

Дети Ленина потеряли! Начали звонить, искать, но безуспешно, пока Владимир Ильич наконец сам не добрался до ближайшей станции и не позвонил оттуда. Бандита этого потом чекисты нашли; он был осужден и расстрелян.

Потом елку для детей из окрестных деревень наряжали в Горках, и Ленин с Крупской приходили на них вплоть до празднования 1924 года. Эти визиты впоследствии использовали для пропагандистских целей, представляя Ленина как заботливого, чуткого и любимого детьми человека.

Участники Белого движения праздновали Рождество очень широко — с богослужениями, подарками и фейерверками

Если же говорить об участниках Белого движения, то они праздновали Рождество очень широко, как будто бы революции не произошло. На богослужениях присутствовали главнокомандующие белых фронтов. Устраивались крестные ходы, праздничные застолья. Дарили подарки, наряжали елки.

На передовую доставлялись рождественские подарки, приготовленные родственниками офицеров. Известно, например, что в Архангельске на Рождество в 1919 году англичане дарили детям тушенку — англо-американские войска тогда как раз располагались в городе.

А вот в новогоднюю ночь с 1920 на 1921 год солдаты врангелевской армии, уже будучи в Галлиполи, устроили фейерверк: они просто стреляли из винтовок и револьверов в воздух. Правда, затем им сделали выговор — за бессмысленную растрату патронов.

Однако с приближением окончания войны Рождество и Новый год отмечались белыми все скромнее: сил уже не было, как, впрочем, и надежды на победу, было только внутреннее понимание того, что впереди — изгнание из России и жизнь в эмиграции.

Новогодние выпуски белогвардейских газет пестрили лозунгами о скорой победе

Во всех газетах, которые выходили на подконтрольных белым территориях, новогодние выпуски сопровождались оптимистическими лозунгами, что наступивший год станет победным, что обязательно Москва будет освобождена, что Россия вновь будет процветать. В качестве примера можно привести отрывок статьи из одной газеты, выходившей на белом Севере в 1918–1919 гг.

, посвященный празднику Рождества Христова: «Нынешнее Рождество для нас — праздник мира по преимуществу. После продолжительной мировой войны, столь тяжкой для человечества, оно снова вступило на пути мира. И этот мир уже вкушают усталые от взаимной борьбы народы. И к нам пришел бы этот мир, если б в России не оказалось тех несчастных безумцев, которые отступили от заветов нашего Спасителя.

Только они еще омрачают для всего мира светлую радость о возвращении враждовавших народов на пути мира. Только они, именующие себя большевиками, открыто отреклись от основных начал христианской жизни, гонят Христову Церковь, губят Родину.

Безбожное учение этих отщепенцев русского народа, их ненасытная жадность к захватам и обогащению на чужой счет, их каменные сердца (Иез 11:19), забывшие даже азбуку любви к престарелым и беззащитным, еще не дают нам мира. Но усилиями наших союзников уже водворен мир среди большинства враждовавших. Св.

вера утешает нас, что наступит некогда время, когда будет побеждена сама смерть. Тогда будет полное торжество Родившегося Спасителя среди покорившейся Ему твари». К населению и армии обращался с поздравлениями и Верховный правитель адмирал Колчак.

Источник: https://foma.ru/vozvrashhenie-elki-ograblenie-lenina-feyerverk-iz-vintovok.html

Оксана Коваленко для ВВС Украина, Луцк

Правообладатель иллюстрации УНИАН

На Волыни в главном храме епархии Православной церкви Украины (ПЦУ) в этом году впервые проведут два рождественских богослужения: 25 декабря и 7 января.

Так глава епархии владыка Михаил отреагировал на публичное письмо части верующих. Он называет празднование Рождества до Нового года «декоммунизацией» и движением к европейским традициям.

На доске объявлений Свято-Троицкого кафедрального собора, главного в Волынской епархии ПЦУ, есть сообщение о проведении рождественской службы в ближайшую среду, 25 декабря.

Владыка Михаил был главным соперником предстоятеля ПЦУ Епифания во время проведения Учредительного собора и выборов главы церкви год назад. А потом часто критиковал новоизбранного предстоятеля.

Сейчас руководство ПЦУ не советует праздновать Рождество 25 декабря и считает этот шаг преждевременным, а потому позицию Михаила обозреватели воспринимают как некое продолжение недопонимания.

«Изменить атмосферу»

Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко Image caption Свято-Троицкий кафедральный собор — главный в Волынской епархии ПЦУ

Праздничное богослужение в епархии решили провести в ответ на обращение нескольких тысяч прихожан, которые еще в ноябре опубликовали открытое письмо к митрополиту Луцкому и Волынскому Михаилу со «смиренной просьбой».

Верующие не хотят отмечать Рождество после Нового года. Пишут, что более 90 лет назад советская власть изменила праздничные акценты в пользу атеизма, и просят помочь изменить атмосферу предпраздничных ожиданий.

Рождественский пост подписанты также начали раньше — 15 ноября.

«25 декабря — это не только католическое Рождество, а общехристианское. Всеправославный собор в Константинополе в 1923 году решил, что православные христиане согласно более точному григорианскому календарю должны отмечать Рождество Христово 25 декабря. На это согласились все страны кроме тех, что были под влиянием Советского Союза», — говорится в письме.

«Большинство поместных православных Церквей празднуют Рождество именно 25 декабря. Однако Украина до сих пор остается в советской (теперь — российской) парадигме», — отмечают его авторы.

«Филарет этого не любил»

Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко

Митрополит Луцкий и Волынский Михаил рассказывает, что принял решение в пользу богослужения 25 декабря, поскольку есть обращения, а также потому, что празднование Рождества в этот день является логичным. Однако проведет его еще раз — традиционно в январе — для верующих с другой позицией:

«Мы не отменяем ничего, мы просто расширяем время празднования Рождества Христова, — рассказывает он. — Поэтому те люди, которые пожелают прийти 7-го, придут 7-го, те, которые — 25-го, придут 25-го. Мы и первых, и вторых не лишим возможности порадоваться Дню рождения Иисуса Христа. С любовью жду всех!»

О себе он говорит, что не один год празднует Рождество Христово 25 декабря, но только в узком кругу. Почему он не заявлял о своей позиции ранее?

«Не говорили во всеуслышание, потому что патриарх [Филарет, воглавлявший УПЦ КП до октября 2018 года] этого не любил. У них так было утверждено. А сегодня, когда есть новая церковь, соответственно, могут быть и совсем другие новые традиции, и уже мы становимся ближе к европейским церквям», — говорит митрополит.

«В предыдущие годы я точно так же праздновал, но не заявлял об этом, потому что была другая власть, другая церковь, были другие традиции. Ну, а теперь наступил день декоммунизации церковных традиций неправильных», — добавляет он.

Владыка Михаил демонстрирует доказательства в подтверждение того, что Рождество в канун Нового года является истинным, — две богослужебные книги, 1982-го (издательства Московской патриархии) и 2002 года (УПЦ Киевского патриархата).

Говорит, что эти издания для священников — как правила дорожного движения для водителей. Он показывает страницу, где указана дата Рождества — 25 декабря.

Правообладатель иллюстрации Оксана Коваленко Image caption Священник показывает церковные книги двух патриархатов, которые издревле оппонируют друг другу. В обоих написана одна дата

Когда отмечать Рождество?

  • По словам историков, традиция отмечать 25 декабря как день рождения Иисуса Христа восходит еще к концу II — началу III века.
  • В настоящее время большинство христиан в мире — католики и почти все протестанты — празднуют Рождество 25 декабря.
  • Также 25 декабря отмечают Рождество Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и большинство других православных церквей.
  • Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская православные церкви, а также монастыри на Афоне, Польская и восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю (7 января по новому стилю).
  • Армянская апостольская церковь (кроме Армянского патриархата в Иерусалиме), а также древневосточные церкви отмечают Рождество вместе с Крещением Господним (под общим названием Богоявления) 6 января.

Что говорят люди?

Священник расспрашивал коллег из других епархий об их рождественских служениях. Говорит, что большинство поддерживает и многие будут служить в этот день:

«Но не все готовы смело об этом сказать. У меня есть один коллега, он говорит: «Я буду 25-го служить. Но если что, буду говорить, что служил в честь праздника Спиридона Тримифунтского Чудотворца. А если будет тихо, скажу, что рождественское богослужение. В зависимости от того, как народ отреагирует».

Еще не все лучане слышали о возможности праздновать Рождество Христово 25 декабря. Кто-то поддерживает изменения, а кто-то — категорически против.

«Европа когда празднует? 25-го! Так что — на москалей будем смотреть, что они будут держать свою монополию на седьмое? Надо потихоньку внедрять, чтобы присоединиться к мировому сообществу», — рассказывает 71-летний Анатолий.

«Я не знаю, зачем что-то менять. Это, я считаю, неправильно. Всегда 7-го отмечали», — считает 20-летняя Анфиса.

А 84-летний Андрей говорит, что праздновать Новый год перед Рождеством неправильно, потому что это еще время поста.

«Дело в том, что Новый год отмечают в пост, люди гуляют, выпивают и даже морды бьют. А на Рождество 7-го делают такой ангельский вид, будто они не виноваты ни в чем. Получается накладка. Нужно присоединиться к мировому сообществу, праздновать весь период скоромных праздников без всякой водки», — доказывает он.

Владыка Михаил, между тем, предполагает, что потребуется как минимум 15 лет, чтобы украинцы приняли календарное новшество.

Правообладатель иллюстрации ПЦУ Image caption Владыка Епифаний считает переход на новый календарь преждевременным. Этот шаг, по его мнению, может навредить молодой церкви

В пцу советуют не спешить

В ПЦУ идею двойного празднования называют поспешным и непродуманным шагом.

«Поспешная календарная реформа — и даже непродуманные попытки сейчас прорекламировать ее предложениями удвоения празднования — потенциально законсервируют в Московском патриархате тысячи общин с миллионами верующих и внесут сумятицу в украинское православие на десятилетия вперед», — написал в «Фейсбуке» заместитель главы управления Православной церкви Украины по внешним связям Евстратий Зоря.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли есть перед венчанием

По его словам, риски от реформы сейчас — очевидны и реальны, в отличие от пользы для верующих.

Недавно в интервью Украинской службе Би-би-си митрополит Епифаний говорил, что перенос даты празднования Рождества сейчас не ко времени: «Когда дозреем к этому, увидим, что народ готов, — тогда и перейдем».

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-50904837

От утки с яблоками до селедки под шубой. Каким был праздничный стол москвича в ХIХ и ХХ веке

По просьбе mos.ru руководитель отдела «История Москвы» Музея Москвы Ирина Карпачева рассказала об основных блюдах новогоднего и рождественского стола москвичей до и после революции, а также поделилась историями из своего детства.

— В XIX веке главным зимним праздником было Рождество. Тогда, до перехода на григорианский календарь, его отмечали 25 декабря.

Наступление Нового года праздновали только самые стойкие и молодежь, которая любила танцевать до утра и запускать фейерверки. Причем недовольным соседям часто объясняли, что выполняется указ самого Петра Великого.

Каких-то особых приготовлений к новогодней ночи 31 декабря не было — елка уже была наряжена к Рождеству, гости и так приезжали с визитами почти каждый день.

После революции Рождество попало под запрет, но москвичи, которые всегда отличались любовью к традициям и сильным характером, на этот запрет чихали и все равно с удовольствием праздновали и новые торжества, и старые. Рождественские елки наряжали тайно. Главное — не забыть занавесить окна, потому что управдом или дворник могли заметить горящую елочку в окне и доложить о неблагонадежности жильцов.

Серьезных наказаний, конечно, не было, но кому нужны лишние проблемы? До 1938 года не было елочных базаров, и горожанам приходилось нелегально рубить деревья в парках. Часто елки украшали сохранившимися дореволюционными игрушками, но делали их и сами.

Когда же елка вернулась уже как символ Нового года, стали появляться новые игрушки — шары с серпом и молотом, красные пятиконечные звезды, маленькие фигурки комиссарчиков из проволоки и ваты.

Истории вещей. Как новогодняя елка появлялась и исчезала в российской истории

Пироги

Самое московское праздничное блюдо — это, конечно, пироги. В моем детстве, которое пришлось на 1960-е, бабушка говорила: моя мама пекла пироги, бабушка пекла пироги — и мы будем печь пироги к празднику. И в конце декабря запах свежей выпечки заполнял коммунальную кухню нашего дома в Дегтярном переулке.

До революции все очень любили печь к Рождеству хорошие пироги — с капустой, рыбой, мясом, курицей, индейкой, уткой, визигой. Они были практически у всех, у семей с любым достатком.

Мясо

Вторым по важности рождественским блюдом в дореволюционной России было запеченное мясо. Пост заканчивался, и хозяйки начинали соревноваться в мастерстве: поросенок с хреном, баранина, все виды уток — и с яблоками, и с орехами, и даже с апельсинами.

В каждой семье готовили по-своему, у всех были фирменные рецепты. Например, у Бахрушиных на рождественский ужин всегда подавали какую-нибудь особенно вкусную баранью ногу с рассыпчатой гречневой кашей, половина Москвы пыталась разузнать рецепт, но хозяйка держала его в строжайшей тайне.

У Носовых подавали, например, гуся с яблоками в карамели — и это был рецепт только носовского дома. У Третьяковых тоже было коронное блюдо — говядина, запеченная с орехами. Рецепты передавали исключительно внутри семьи, прислуге было строжайше запрещено выдавать гастрономические тайны.

В советские времена праздничный стол у всех был обильным и разнообразным, несмотря на скудный ассортимент магазинов. Традиция столичного хлебосольства сохранялась даже в тяжелые 1990-е, когда с прилавков исчезли все продукты. Мои родители обязательно доставали к празднику красную рыбу, икру или копченую колбасу — финский сервелат.

Холодец

Холодец-студень, заливное и все их вариации были, конечно, известны и в дореволюционной России, но не были так популярны, как в СССР. В советское время холодец, насколько я могу судить, был одним из самых желанных новогодних блюд. Формы с ароматным варевом из мяса и различных специй и добавок стояли почти на каждом балконе. Холодец потихоньку замерзал, пока хозяйки готовили остальные угощения.

Салаты

До революции в России салаты не жаловали, но понемногу сдавались под влиянием поваров из Европы, которые начали приезжать в Россию на заработки со второй половины XIX века. Заказать блюда на Новый год в хорошем ресторане, например в легендарном «Эрмитаже», считалось очень престижным. Но особенным шиком было нанять повара-иностранца.

Любимое место Тургенева и Гиляровского: изучаем меню легендарного ресторана «Эрмитаж»

От Рождества до самых масленичных гуляний повара из разных стран в Москве были нарасхват. К сожалению, большинство из них были, скажем так, не очень хорошими специалистами, а просто людьми, которые желали заработать.

Свидетельств очень много: москвичам не нравились блюда, которые они готовили, — их называли «заморским месивом». Недобрым словом поминали особенно паштеты.

Что поделаешь — европейская кухня предполагает смешивание измельченных  продуктов, которые искушенным московским гурманам были непривычны.

Легендарный повар Люсьен Оливье из «Эрмитажа», подаривший России самое новогоднее блюдо ХХ–ХХI столетий, совершил революцию — ему удалось сделать салат, сразу ставший легендой Москвы. Точного рецепта не знает никто. Кстати, именно в этом ресторане на Трубной площади горожане познакомились с майонезом — тогда его называли «майонезный соус месье Оливье».

Суперпопулярным салат оливье стал в 1960-е годы. Правда, вместо мяса рябчиков, индейки и каперсов в тазиках смешивали колбасу и картофель. Хорошо, что этого не видел месье Оливье. Салат становился безумно вкусным благодаря майонезу провансаль Московского жирового комбината — помните такие маленькие баночки? За ним под Новый год иной раз выстраивались очереди — как и за зеленым горошком, который в декабре становился настоящим дефицитом.

Сельдь под шубой и мимоза

Современная «шуба» — советское изобретение. Закладывать в так называемую шубу из слоев овощей рыбу и мясо могли и до революции, но это было не очень распространено. Тогда в основном «шубой» было тесто. В XIX веке любили простые, хорошо приготовленные блюда с обычным гарниром вроде запеченного картофеля или репы.

Салат мимоза появился благодаря увеличению в советское время объемов производства разнообразных рыбных консервов. Несмотря на то что мимоза, декорированная крошкой вареного яичного желтка или сыра, считалась блюдом для 8 Марта (именно к женскому дню в городе продавали пахучую мимозу), многие готовили его и на Новый год.

Икра

Доступная в ХIХ столетии только богатым москвичам икра в 1920-е годы стала очень дешевой. Красную икру мог позволить себе любой, ее было много. Принимать ежедневно красную и черную икру вполне мог выписать врач в качестве средства против анемии.

Деликатесом и дефицитом икра стала к 1960-м, а в 1980-е совсем пропала из магазинов — найти ее можно было только в спецзаказах.

Мандарины

Мандарин привезли в Россию в ХVIII веке, а уже в XIX веке на Рождество им украшали елки с парафиновыми свечами. Но тогда мандарины не считались каким-то символом праздника — купить их можно было круглый год.

У нас очень любили абхазские мандарины, но достать их зимой было невозможно. Благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву, который захотел, чтобы на зимнем столе советских людей появился этот солнечный шарик, мандарин также стал новогодним символом с конца 1950-х.

Роль экзотического угощения на рождественском столе в XIX веке играла клубника или земляника. Ананасы были в большом количестве, но, конечно, были доступны только богатым москвичам. Как и шампанское — оно до революции было только настоящее, то есть произведенное во французской провинции Шампань.

Десерт

Обязательно выпекалось много сладких пирогов и пирожков для детей, сахарных пряников. Сладости детям давали в рождественский вечер с особенным удовольствием. В советское время появилось сгущенное молоко — и его тоже начали использовать в выпечке.

Важным рождественским десертом и в XIX, и в ХХ веке были пряники и конфеты, или «конфекты», как говорили до революции.

В XIX веке были очень популярны цукаты — засахаренные кусочки фруктов, например груш и ананасов, в специальной глазури и шоколаде, особой карамели. По имеющимся свидетельствам, это было очень вкусно и необыкновенно ароматно.

Засахаренными экзотическими фруктами украшали к Рождеству витрины все кондитерские магазины, о них часто пишут в своих воспоминаниях о детстве известные москвичи.

Возвращение в Новый год: пять традиций XX века

Обязательно на рождественском столе были и орехи — самые разные, в шоколаде, в красивых обертках из фольги. Если родители не могли себе позволить «конфекты» из магазина, делали их сами — топили сахар, добавляли морковь. И как пишут, получались они не хуже фабричных.

В советские годы кондитерские фабрики старались произвести к Новому году как можно больше конфет, чтобы порадовать детей. К середине ХХ века стали популярны сладкие подарки — пластмассовые елочки, шкатулочки с разнообразными вкусностями. Мы в детстве их очень ждали, лучшего новогоднего лакомства не придумаешь.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/49649073/

Когда праздновать Рождество: история и наши дни

Новогодние праздники от Рождества и до Крещения в народе испокон веков называли Зимними Святками. Традиция наряжать елку пришла к нам из Западной Европы и утвердилась только к середине ХIX века.

Рождество начиналось 24 декабря с восходом на небе первой звезды, символизирующей рождение Сына Божьего.

До ее появления (до 6-7 часов вечера) нельзя было ничего есть, люди торопились навести чистоту, наготовить традиционных кушаний (кутья, узвар, борщ, постные блюда, пирожки с грибами) и принести в дом елку.

Наряжали ее преимущественно съедобными вкусностями, подвешенными на красных нитках – яблоками, орешками, конфетами, пряниками. Кто посостоятельнее, мог купить настоящие елочные игрушки. Самым красивым в то время считался дрезденский картонаж, фигурки, раскрашенные серебром и золотом.

Больше всего радости от елки было, конечно, детям. Они получали от родителей новые игрушки и сладости. Съедобные елочные украшения долго не жили: к утру бедная елка выглядела так, словно по ней пронесся ураган.

 Чтобы продлить красоту рождественского дерева, мастерили и долговечные украшения своими руками: из проволоки делали шарики в виде фруктов, прикрепляли пружину, а на нее устанавливали свечу. Верхушку рождественской елки традиционно украшала вифлеемская восьмиугольная звезда.

Ее надо было зажигать после появления первой звезды на небе. Тогда и наступало Рождество.

До начала XX века в Российской империи в качестве гражданского использовался старый, юлианский календарь, в то время, как другие государства давно пользовались грегорианским. В 1918 году состоялось отделение церкви от государства, страна перешла на грегорианский календарь, а церковь нет. Даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому — «новым стилем». 

Откуда взялся Старый Новый год

Переход на новый календарь внес смуту в процесс празднования Рождества и Нового года. Большинство хотело праздновать так, как привыкли: дома елки украшали на «настоящее» Рождество — по новому стилю это уже 7 января, и стояли они до 13 января, отсюда и пошло название Старый Новый год.

После таких споров в 1928 году елку как «явление буржуазное» вообще запретили и реабилитировали в 1936 году. Только теперь победило государство: елки дома начали  наряжать по советскому графику — в ночь на 1 января, а восьмиугольную вифлеемскую звезду заменили пятиконечной советской. Экономигрушки выглядели так: в старых лампочках срезали верх и раскрашивали. Популярны тогда были стеклянные елочные бусы,  позже их успешно заменили электрогирлянды и дождик.

Времена менялись, менялся и дизайн игрушек: при Хрущеве популярными были украшения в виде початков кукурузы, овощей и грибов. А после выхода фильма «Карнавальная ночь» почти в каждой квартире появилась игрушка-часы, где стрелки показывали без пяти минут полночь:

 

Когда же отмечать Рождество?

В этом году официальным праздником в Украине признали  25 декабря — Католическое Рождество. Православная церковь продолжает пользоваться прежним, юлианским исчислением, отсюда и разница в датах.   

Когда же праздновать Рождество — 24-25 декабря или 6-7 января? Единственного правильного ответа не существует. Каждый празднует согласно собственным взглядам и убеждениям, сверяясь с «внутренним календарем», а некоторые вообще встречает Рождество и Новый год по два раза. Чем больше праздников, тем больше выходных, а, значит веселья, вкусных угощений, поездок, походов в гости, общения с близкими и просто так необходимого нам всем отдыха.

Источник: https://hochu.ua/cat-prazdniki/all/article-81175-kogda-prazdnovat-rozhdestvo-istoriya-i-nashi-dni/

Можно ли, соблюдая Рождественский пост, отмечать Новый год

Отмечать или не отмечать? Как быть, если Новый год в России выпадает на самую строгую неделю Рождественского поста? Этот нравственный ребус решают для себя миллионы россиян. Священники же, улыбаясь, отвечают: праздновать, однозначно. Ведь это редкая возможность собраться всей семьей и позволить себе роскошь общения.

Российский казус

Запад отмечает Рождество Христово за неделю до Нового года, 25 декабря,  Россия – неделей позже. Из истории мы знаем, что после 1918 года праздник в нашей стране был запрещен новой властью как религиозный: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов». 

Увы, нынешний «стандартный» Новый год с его обильным столом, танцами до упаду и похмельным синдромом мало похож на теплые семейные рождественские вечера, наполненные нежностью и любовью к ближним.

Заведующая музеем редкой книги Центральной городской библиотеки имени Ядринцева Ирина Миллер уверена, что можно и нужно возвращать в жизнь общества традиции Рождества дореволюционной России. Истинная подвижница, с помощью коллег и горожан она придаёт старой теме новый, интересный современному человеку ракурс. В этом году завсегдатаев музея ждет выставка «Путь Рождества: как рождественская елка стала новогодней».

Приготовьтесь, быстро «пролистать» эту сказку не получится. Здесь представлены более трехсот экспонатов (они переданы в дар барнаульскими семьями) – картонажные и стеклянные игрушки, карнавальные маски, книги, журналы, открытки, рецепты и сами ёлки, украшенные так, как украшали их в русских домах начиная с XIX века. Удивление, открытия, восторг! Настоящая энциклопедия Рождества.

На все времена

Стиль эко, оказывается, придумали не мы. Он был популярен еще до революции, целая линейка рождественских украшений, выполненных из шишек, свидетельствует об этом. Странное приспособление, похожее на современную прищепку, – это подставка с креплением под свечи, ими украшали ёлку во времена, когда электрических гирлянд в помине не было.

А вот вертеп, книжка-раскладушка, большая редкость для нашего региона. Как она оказалась в Барнауле? Скорее всего, выписана из центральной части России для ребенка из богатой семьи.

До революции в России издавалось более трехсот детских журналов, один из них, «Светлячок», выходил с приложением – книгой «Ёлка». Издатель Анна Дороган каждый год выпускала новый тираж собрания стихов, рассказов, святочных историй, игр. «Самое главное для нас – вернуть интерес к книге. Чтобы в дни отдыха люди больше читали. Только так можно идти по пути духовности. Не случайно книга была самым популярным подарком на Рождество», – говорит собеседница.

Ирина Миллер показывает нам карман на книжном форзаце, в котором аккуратно сложены картонажи, рождественская открытка, карнавальная маска, рецепт медовых пряников и орешков из пряничного теста.

Хоть сейчас открывай бал-маскарад! Вариант «Ёлки» для дворянских и купеческих детей – в коленкоре, обрамленный стразами, для сословия попроще – без особых изысков, но с обязательной символикой праздника, картинками счастливых семей, фигурками ангелов и Рождественским дедом, который был главным новогодним персонажем. Не путать с современным Дедом Морозом! 

Он появляется в экспонатах 30-х годов ХХ века – свидетель перемен в стране. Румяный, подтянутый (вероятно, осоавиахимовец), рядом со Снегуркой, статью похожей на женщину-труженицу с советских плакатов.

Такие фигурки артели выпускали массово после 1935 года, когда партийный деятель Павел Постышев выступил в газете «Правда» с инициативой учреждения в СССР светского праздника Нового года вместо религиозного Рождества.

И семейное благополучие в этой подборке иллюстрируют уже не пухлые младенцы-ангелочки, а откормленные поросята – предел мечтаний советских хозяек, пытавшихся соорудить праздничный стол из скудного набора продуктов.

К 60-м годам новогодний антураж становится куда более ярким, в нем явно чувствуются западные веяния, от заснеженных домиков на картинках до образа Барби, на которую теперь становится похожа русская Снегурочка. 

Путь Рождества

Наверное, не стоит долго останавливаться на внешней атрибутике. Ведь куда более важно вернуть людям то, что у них когда-то забрали, – волшебство веры, магию чуда. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему нужно носить обручальное кольцо на правой руке

– Тема Рождества неисчерпаема, и каждый год мы в разных формах рассказываем гостям музея о том, как праздновали Рождество и Новый год, именно в такой последовательности. Об этом писала газета Общества любителей духовного просвещения «Московские церковные ведомости» за 1898 год. Ее нам передала в дар семья протоиерея Михаила Капранова.

Новогодние благопожелания в этот духовно-светский праздник были примерно такими, как и в наше время. Здоровья, счастья, любви, удачи близким. Но тогда акцент делали на духовном росте человека, его стремлении к небесному. В этом люди конца XIX – начала XX века видели истинное гражданство, настоящую суть праздника Рождества Христова.

Так, на первой полосе рождественских номеров «Жизнь Алтая» за 1916 год сообщала о благотворительной акции, устроенной барнаульскими извозчиками в поддержку Красного Креста, о сборе подарков для раненых. Напомню, шла Первая мировая война. Меценатство сейчас на подъеме в России, и Рождество – уникальное время для благих дел. Речь ведь не только о материальных подарках.

Каждый из нас может поделиться душевным теплом, вниманием, расположением, – уверена Ирина Миллер.

– Ирина Владимировна, сложно возвращать утраченное? 

– Согласна, праздники в России не просто поменялись очередностью. В массовом сознании произошла подмена их смыслов. Идет пост, а без молитвы и добрых дел он превращается в обычную диету. «Счастье любит тишину» – это про Рождество. Счастье – делать вместе с детьми подарки родным и близким, читать рождественские истории, учить с ними стихи, подписывать открытки благими пожеланиями.

Мы стараемся вернуть его людям. Тема истории Рождества неисчерпаема, будь то литература или традиции празднования в дворянских домах. Во время мастер-классов, например, барнаульская художница Ольга Воробьева показывает, как сделать своими руками бонбоньерки, снежинки, открытки, какие не купишь ни в одном магазине.

В зимние каникулы к нам приходят семьями, это и есть ответ на вопрос, нужны ли такие экспозиции.

Экспозиция «Путь Рождества» будет работать до 23 января.

Малоизвестные факты из истории Рождества в России

  • Многие думают, что слова песни в «Лесу родилась елочка» – народные. Меж тем у этой песни был автор – Раиса Кудашева, урождённая княжна Гед-
  • ройц. Её стихи впервые опубликовал журнал «Малютка» в 1903 году. Пока праздник в стране был под запретом, не пели и «Ёлочку». Снова она зазвучала после 1935 года. Раисе Адамовне, работавшей в советское время скромным биб-
  • лиотекарем, удалось доказать через суд свое авторство, благо в архиве сохранились гонорарные ведомости журнала «Малютка».
  • Первую ёлку в России устроила императрица Александра Федоровна  в Аничковом дворце в 1817 году. Родовая немецкая принцесса привезла красивый обычай из Германии. Вечнозеленое дерево считается к тому же священным. Поэтому ёлку нельзя ставить на пол. В качестве возвышения используют стол, тумбу, декоративную подставку. 
  • В XIX веке в столицах открылось множество немецких кондитерских. Крендельки, печенья и грецкие орехи поначалу были для русских диковинкой, оттого ими и стали украшать ёлки.
  • Барнаул, город горных офицеров, не отставал от столиц. Здесь уже в начале XIX века в состоятельных домах ставили рождественские ели, а дамы заказывали в Париже праздничные платья.

Источник: https://ap22.ru/paper/Mozhno-li-soblyudaya-Rozhdestvenskiy-post-otmechat-Novyy-god.html

Новый год, история появления празднования Нового года

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово.

А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды.

Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год.

Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси.

Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.

Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление.

Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».

 Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Новый год при советской власти. Смена календаря

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах.

31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

Старый Новый год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь).

Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца.

Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью.

Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

Источник: https://www.russianelka.ru/winrus/novyij-god/istoriya-vozniknoveniya-novogo-goda/

В украине перенесут рождество: когда и как будем праздновать

Предстоятель ПЦУ Епифаний намекнул украинцам, что Рождество можно перенести с 7 января на 25 декабря. Эксперты говорят, что разница в датах связана всего лишь с использованием разных календарей, и перенос Рождества на декабрь – вопрос времени.

Как к этому относятся украинцы, и кто сможет заработать на новых датах, в материале OBOZREVATEL.

25 декабря Рождество празднуют и православные

Религиоведы говорят, что на самом деле нигде, даже в Писании, не установлено, когда именно родился Христос. «В Священном Писании по этому поводу ничего не говорится, это историческое церковное установление, оно появилось только к четвертому веку», – говорит религиовед Игорь Козловский.

А отличие в датах празднования Рождества – 25 декабря или 7 января — связано с календарями. Например, католики и некоторые православные живут по Григорианскому календарю, а мы по Юлианскому. Юлианский календарь утвердил Папа Римский Юлий I в 337 году. Но календарь оказался несовершенным, он не учитывал астрономических погрешностей, и через 1000 лет погрешность достигла 10 дней.

В 1582 году был введен Григорианский календарь Папой Римским Григорием ХIII, по которому Рождество выпадает на 25 декабря.

«Это смешно, что мы празднуем Рождество два раза в год. Причем разнится не только день, но даже и год рождения Христа. По одним документам, это произошло в I столетии н.э., а по другим – в IV до н.э. По этому поводу проводились серьезные исследования», – говорит религиовед Людмила Филиппович.

Мнение о том, что Рождество 25 декабря отмечают лишь католики, тоже не соответствует действительности. «Только четыре православные церкви отмечают этот праздник 7 января. Все остальные, включая католиков, протестантов и православных – 25-го числа. Например, греческие православные празднуют Рождество в декабре», – говорит Козловский.

Традиция больше, чем здравый смысл

На днях предстоятель ПЦУ Епифаний вновь вернулся к вопросу, когда отмечать Рождество. Он заявил, что украинцы могут сами выбирать, когда праздновать Рождество. В том числе могут это делать и по Григорианскому календарю. А вот когда церковь примет официальное решение о переходе на 25 декабря, Епифаний пока не знает.

«Большинство Поместных православных церквей празднуют Рождество по новому Григорианскому календарю. И мы это можем делать в будущем, если такое будет воспринято украинским народом. Если христиане Украины начнут праздновать Рождество 25 декабря, вскоре можно будет говорить и про изменения в Церкви», – процитировали в ПЦУ заявление Епифания.

Предстоятель ПЦУ Епифаний

А вот заместитель главы Управления внешних церковных связей ПЦУ архиепископ Евстратий Зоря считает, что изменение даты празднования Рождества может оттолкнуть украинских верующих Московского патриархата от перехода в ПЦУ.

Источник: https://www.obozrevatel.com/society/rozhdestvo.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Где учился Ганс Христиан Андерсен

Закрыть