10 стран с наибольшим числом православных
Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.
Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.
Православная церковь доминирует в Белоруссии, Болгарии, Кипре, Грузии, Греции, Македонии, Молдавии, Черногории, Румынии, России, Сербии и Украине, тогда как Древневосточная Православная Церковь преобладает в Армении, Эфиопии и Эритреи.
10. Грузия (3,8 млн.)
Грузинская Апостольская Автокефальная Православная церковь насчитывает около 3,8 млн. прихожан. Она относится к Православной Церкви. Православное население Грузии является самым наибольшим в стране и управляется Священным Синодом Архиереев.
Действующая Конституция Грузии признает роль церкви, но определяет ее независимость от государства. Этот факт противоположен историческому устройству страны до 1921 года, когда Православие было официальной государственной религией.
9. Египет (3,9 млн.)
Большинство христиан Египта являются прихожанами Православной Церкви, составляя около 3,9 млн. верующих. Самая большая церковная конфессия — Коптская Православная церковь Александрии, которая является последователем Армянской и Сирийской Древневосточных Православных Церквей. Церковь в Египте была основана в 42 году н.э. апостолом и евангелистом Святым Марком.
8. Белоруссия (5,9 млн.)
Белорусская Православная Церковь являются частью Православной Церкви и насчитывает до 6 миллионов прихожан в стране. Церковь пребывает в полном каноническом общении с Русской Православной Церковью и является крупнейшей конфессией в Белоруссии.
7. Болгария (6,2 млн.)
Болгарская Православная Церковь насчитывает около 6,2 млн. независимых верующих Вселенского Патриархата Православной Церкви. Болгарская Православная Церковь является старейшей в славянском регионе, основанная в V веке в Болгарской Империи. Православие также является крупнейшей религией в Болгарии.
6. Сербия (6,7 млн.)
Автономная Сербская Православная Церковь, относящаяся к автокефальной Православной Церкви, является лидирующей сербской религией с количеством почти 6,7 миллиона прихожан, представляющих 85% населения страны. Это больше, чем большинство этнических групп в стране вместе взятых.
Существует несколько Румынских Православных Церквей в некоторых частях Сербии, основанных мигрантами. Большинство сербов отождествляют себя с приверженностью к Православной Церкви, а не по этнической принадлежности.
5. Греция (10 млн.)
Количество христиан, которые исповедуют Православное учение, близко к 10 млн. населения Греции. Греческая Православная Церковь включает в себя нескольких православных конфессий и сотрудничает с Православной Церковью, проводит литургии на языке оригинала Нового Завета — греческом Койне. Греческая Православная Церковь строго следует традициям Византийской Церкви.
4. Румыния (19 млн.)
Большинство из 19 миллионов прихожан Румынской Православной Церкви являются частью автокефальной Православной Церкви. Количество прихожан составляет примерно 87% населения, что дает повод иногда называть румынский язык правоверным (Ortodoxie).
Румынская Православная Церковь была канонизирована в 1885 году, и с тех пор строго соблюдает православную иерархию, существующую на протяжении веков.
3. Украина (35 млн.)
В Украине около 35 миллионов членов православного населения. Украинская Православная Церковь обрела независимость от Русской Православной Церкви после распада СССР. Украинская церковь пребывает в каноническом общении с Православной Церковью и имеет наибольшее количество прихожан в стране, что составляет 75% от общей численности населения.
Несколько церквей по-прежнему относятся к Московскому Патриархату, но украинские христиане по большей части не знают, к какой конфессии они принадлежат. Православие в Украине имеет апостольские корни и было объявлено государственной религией несколько раз в прошлом.
2. Эфиопия (36 млн.)
Эфиопская Православная Церковь является крупнейшей и старейшей церковью как среди населения, так и структуры. 36 миллионов прихожан Эфиопской Православной Церкви находятся в каноническом в общении с Древневосточной Православной Церковью и были частью Коптской Православной Церкви вплоть до 1959 года. Эфиопская Православная Церковь является независимой и самой крупной из всех Древневосточных Православных Церквей.
1. Россия (101 млн.)
Россия имеет наибольшее число православных христиан во всем мире на общую сумму около 101 миллиона прихожан. Русская Православная Церковь, также известная под названием Московский Патриархат, — это автокефальная православная церковь, находящаяся в каноническом общении и полном единении с Православной Церковью.
Считается, что в России проявляется нетерпимость к христианам, и число православных христиан постоянно оспаривается. Небольшое количество россиян верят в Бога или даже исповедуют православную веру. Многие граждане называют себя православными христианами, потому что они были крещены в церкви еще детьми или упоминаются в официальных правительственных отчетах, но не практикуют религию.
Рекомендуем посмотреть:
В ролике будет подробно рассказано об основных религиях, исповедуемых в мире, с множеством исторических фактов.
Источник: https://batop.ru/10-stran-s-naibolshim-chislom-pravoslavnyh
Фото | как православные отметили пасху в разных странах мира
20.04.2020, 10:01
Scanpix, PA Images By-line:Dusko Jaramaz/PIXSELL
Вчера, 19 апреля, православные христиане отпраздновали Пасху. Церкви и власти в ряде стран по-разному решили вопрос о том, как в этом году должно проходить празднование из-за пандемии коронавируса.
Жители большинства стран Европы сейчас живут в условиях большого числа ограничений, введенных из-за стремительного распространения коронавируса SARS-CoV-2. Практически везде запрещены массовые мероприятия, в ряде стран на улице можно находиться лишь в группах по несколько человек, в отдельных государствах введен комендантский час. Как отпраздновать в таких условиях православную Пасху? Церковные и светские власти в странах Восточной и Юго-Восточной Европы по-разному решили этот вопрос.
Россия
В России глава Русской православной церкви патриарх Кирилл еще в конце марта призвал верующих соблюдать предписания властей, введенные в связи с распространением коронавируса в стране, и не ходить в храмы. По данным РПЦ на 16 апреля, в Москве коронавирус выявлен у 24 священнослужителей, еще у 31 есть симптомы коронавируса, но диагноз не подтвержден.
Scanpix, AFP By-line:OLEG VAROV
Однако на Пасху храмы РПЦ не были закрыты для прихожан в 43 из 85 регионов РФ, сообщило 16 апреля издание РБК со ссылкой на епархии РПЦ и пресс-службы глав регионов. В остальных 42 регионах власти смогли договориться с епархиями о закрытии храмов для верующих. Кроме того, местными властями введены карантинные меры различной степени жесткости, и в некоторых регионах жители вообще не имеют права выходить на улицу, кроме как за покупками в ближайший продуктовый магазин или в аптеку.
Украина
На Украине полностью закрывать храмы на Пасху не стала ни одна из действующих церквей: УПЦ МП, ПЦУ и греко-католики, объединенные в УГКЦ. В некоторых пасхальная литургия прошла без прихожан, в других — с резко ограниченным числом верующих в зависимости от размера храма, в третьих прихожанам разрешили собраться у церквей с соблюдением дистанции в два метра.
Scanpix, Pyotr Siov/TASS
Во Владимирском соборе в Киеве заявили, что выгонять прихожан из храма, если их число будет превышать разрешенное властями, никто не будет. При этом на Украине действует карантин, запрещающий, в числе прочего, собираться на улице группами в количестве более двух человек.
Беларусь
В Беларуси, где, в отличие от других стран, меры для борьбы с распространением коронавируса минимальны и носят в основном рекомендательный характер, для участия верующих в пасхальных богослужениях не было вообще никаких ограничений.
Scanpix, via REUTERS By-line:BelTA
Президент Беларуси Александр Лукашенко еще 13 апреля заявил, что не будет запрещать белорусам на Пасху идти в церковь и сам туда пойдет. При этом митрополит Минский и Заславский Павел призвал верующих воздержаться от посещения храмов на Пасху и молиться дома. «Бог вас услышит», — сказал он.
В Грузии, несмотря на введенное на время пандемии правило — не собираться более 3 человек в одном месте, православная церковь смогла добиться того, чтобы власти не закрывали храмы на праздники.
По словам пресс-секретаря премьер-министра Грузии Ираклия Чиковани, в церквях, согласно совместному с патриархией решению, были выполнены все нормы безопасности, установленные Минздравом.
В крупных храмах между людьми была соблюдена как минимум двухметровая дистанция, а в мелких церковная служба проходила без прихожан — только с участием духовных лиц и церковных служителей.
Scanpix, AFP By-line:VANO SHLAMOV
Болгария
Открытыми на Пасху были храмы и в Болгарии. Болгарская православная церковь договорилась с властями о том, чтобы проводить богослужения на улице перед зданиями храмов. Таким образом посетители могли соблюдать предписанную дистанцию в два метра. При этом некоторые епископы в Болгарии призвали верующих оставаться дома на пасхальных праздниках.
Собор Святой Недели, София, Болгария Scanpix, AFP By-line:NIKOLAY DOYCHINOV
В некоторых государствах храмы на Пасху были закрыты для прихожан. Одна из таких стран — Сербия. Президент Александар Вучич продлил комендантский час на прошедшие выходные дни. Жителям было запрещено покидать дома до 5 часов утра понедельника, 20 апреля. Свое решение Вучич принял вопреки призыву Синода Сербской православной церкви разрешить верующим покидать дома в воскресенье с 5 до 10 часов утра, чтобы посетить пасхальное богослужение. Однако правительство не вняло этой просьбе.
Пасха с Подгорице, Черногория Scanpix, AFP By-line:SAVO PRELEVIC
Как в Сербии, так и в соседних с ней Северной Македонии, Черногории и Греции пасхальные богослужения прошли без непосредственного участия паствы. В этих странах перевесило опасение, что в переполненных храмах коронавирус продолжит массово распространяться. В частности, в Белграде власти напомнили, что от заражения коронавирусом умер епископ Сербской православной церкви.
В Румынии вход для прихожан в храмы на Пасху также был запрещен. Клирики и волонтеры в защитных масках и одноразовых перчатках по желанию верующих пронесли от дома к дому зажженные во время богослужения пасхальные свечи и раздали пастве освященные куличи. Полиция следила за соблюдением правил безопасности, об этом договорились правительство и патриархат румынской церкви.
Scanpix, AFP By-line:ANDREI PUNGOVSCHI
Армения
В Армении православные христиане отметили Пасху 12 апреля. Армянская Апостольская Церковь ранее решила проводить литургию за закрытыми дверями без верующих в храме. В стране с 16 марта по 14 мая действует режим чрезвычайного положения. Вице-премьер Армении Тигран Авинян, занимающий должность коменданта республики в период ЧП, ранее призвал граждан страны не посещать церкви в Пасху, предупредив, что «в любом случае полиция будет пресекать все скопления людей».
Scanpix, AFP By-line:KAREN MINASYAN
Источник: https://turist.delfi.ee/news/stories/foto-kak-pravoslavnye-otmetili-pashu-v-raznyh-stranah-mira?id=89605621
25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение
Почему на Западе Рождество 25 декабря, а у нас аж 7 января? Объясняем ‒ кратко и быстро!
На самом деле, и православные, и католики празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.
25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.
Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.
Что же разделило христиан?
Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.
На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.
«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.
Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие высокосными, «считать» невысокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.
Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.
Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.
Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).
Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.
Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.
А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!
По каким календарям празднуют Рождество в мире?
Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).
Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.
Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.
Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.
Источник: https://ru.krymr.com/a/rozhdestvo-25-dekabrya-7-yanvarya/30342206.html
Депутатские хроники: зачем России предлагают перейти на юлианский календарь
В этом году григорианский календарь, по которому сейчас живет весь мир, отмечает свое 435-летие: он был принят в 1582 году. А в России тем временем предлагают вернуться к календарю юлианскому: 16 мая в Госдуме запланировано рассмотрение соответствующего законопроекта.
Его авторы ссылаются на неудобство двойного датирования событий, произошедших до 1918 года, и даже утверждают, что переход на григорианское летосчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты скептически отнеслись к депутатской инициативе, назвав возврат к дореволюционной системе анахронизмом.
Более того, предполагаемые траты на реализацию проекта специалисты считают бессмысленными, а календарную реформу — далеко не главной задачей для страны.
Наследие большевиков
Законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об исчислении времени» предполагает переход с григорианского календаря (ныне действующего) на юлианский (по которому страна жила до 1918 года). Его еще в 2017 году внесли в Госдуму депутаты Борис Чернышов, Михаил Дегтярев и Виталий Пашин из ЛДПР. Рассмотрение документа долго откладывалось, но сегодня оно включено в повестку заседания.
В пояснительной записке авторы напоминают, что юлианский календарь использовался в нашей стране со времен крещения Руси, а в связи с переходом на григорианский многие исторические события стали обозначать двойной датой — по старому и по новому стилю.
«Для России юлианский календарь важен именно как национальная, многовековая историческая и культурная традиция», — говорится в документе. По мнению депутатов, переход на юлианский календарь позволит восстановить «прерванное григорианским календарем почти на столетие течение времени», а также духовные традиции народов России.
— Григорианский календарь — это наследие большевиков, которые не только развалили гигантскую страну, перебили миллионы людей в Гражданской войне, но и оставили после себя путаницу в датах. Весь мир отмечает Рождество 25 декабря, мы — 7 января.
Во всех исторических учебниках приходится дублировать даты событий.
Поэтому фракция ЛДПР внесла законопроект о возвращении к юлианскому календарю, — пояснил «Известиям» один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев.
Депутат отметил, что католические страны Европы сохраняют свои традиции и живут по григорианскому календарю, в Иране и Афганистане — по персидскому, в Китае используют лунный и солнечный календари.
— И мы должны вернуться к юлианскому календарю, по которому, сохраняя традицию, живет Русская православная церковь и весь православный мир, — заключил Михаил Дегтярев. — Тогда все исторические события и их даты снова будут совпадать, а Рождество мы будем отмечать со всем христианским миром.
Не в ногу
Однако хронологи и историки не согласны с предложенной парламентариями трактовкой причин перехода России на григорианский календарь.
Завкафедрой Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов пояснил «Известиям», что юлианский календарь был прогрессивен для времени своего создания — 46 года до н.э. Он возник в Древнем Риме, а принципы вычисления христианской пасхалии были установлены Первым Вселенским собором в 325 году н.э. Тогда юлианский календарь стал и христианским.
Но со временем стало понятно, что он неточен: продолжительность года в нем больше реального астрономического. Реформа календарной системы произошла еще в конце XVI века и была инициирована католическим миром, но протестанты и православные поначалу ее отвергли.
Но уже к середине XVIII века все протестантские страны постепенно перешли на григорианский календарь, а в начале XX века это стали делать и православные государства: в 1916 году — Болгария, в 1919-м — Югославия, в 1924 году — Греция. В 1923 году Константинопольская православная церковь перешла на так называемый новый юлианский календарь, который мало чем отличается от григорианского.
Так что принятие григорианского календаря в нашей стране в 1918 году стало звеном общего процесса. А слова депутатов о том, что все православные церкви живут по юлианскому календарю, вызывают определенные сомнения. Он действует только в четырех православных церквях: Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской. А также в разных ответвлениях русского православия (например, у старообрядцев).
— Если мы хотим пойти не в ногу со всем человечеством, мы можем совершить это странное действие, которое будет выглядеть абсолютным анахронизмом, — сказал Евгений Пчелов. — И более того, совершеннейшим абсурдом.
Это приведет к тому, что наш календарь не будет соответствовать всемирному, что только усложнит эту календарную ситуацию. Никаких особенных русских корней в юлианском календаре нет.
То, что он долгое время использовался в России, объясняется тем, что Церковь у нас не была отделена от государства.
Историк Сергей Волков напомнил, что и до перехода России на григорианский календарь в документах приходилось указывать две даты.
— Если речь шла о каких-то контактах с европейскими странами, то указывалась дата и по григорианскому календарю. Например, высочайшие приказы о чинах военных отдавались в ежедневном режиме, и, когда император находился за границей, то даты этого приказа указывались по обоим календарям, — отметил историк.
Он также уточнил, что ряд мусульманских стран ведет исчисление от Хиджры (16 июля 622 года н.э.), но это не мешает им при взаимодействии с иностранными государствами пользоваться григорианским календарем.
Особый путь
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев назвал инициативу депутатов странной.
— Да, Русская православная церковь по-прежнему пользуется юлианским календарем. В пику католикам и протестантам. Ибо точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день, — сказал он. — Ни одна страна юлианским календарем не пользуется. Что хотят этой инициативой подчеркнуть депутаты? Что мы православная страна? Что у России особый путь? Если так, то это найдет отклик в сердцах некоторой части избирателей, но инициатива, конечно же, не пройдет.
В думском комитете по охране здоровья считают, что законопроект о переходе на юлианский календарь нецелесообразен и принимать его не нужно.
— Это потребует перекройки всего действующего календаря, а это большие затраты, да и какого-то особого смысла в этом нет, — пояснил «Известиям» член комитета Николай Герасименко («Единая Россия»).
А руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков уверен, что жизнь по двум календарям — церковному и гражданскому — никаких сложностей для верующих не создает.
— Если говорить о какой-то идеальной ситуации, то, конечно, было бы правильно вернуться к исторической системе. Но это из разряда мечтаний. А в действительности мы живем в обществе, которое уже привыкло к григорианскому календарю. По моему личному мнению, вопрос смены календаря сейчас не самая актуальная тема, — отметил он.
Что же касается поддержания духовности в обществе, то и здесь, по словам священника, календарь имеет очень небольшое значение.
Источник: https://iz.ru/878489/valeriia-nodelman-sergei-izotov/deputatskie-khroniki-zachem-rossii-predlagaiut-pereiti-na-iulianskii-kalendar
Амманский формат. Для чего главы православных церквей встретились в Иордании и что это значит для Украины
Глава УПЦ Митрополит Онуфрий присутствовал на встрече иерархов Поместных Православных церквей в Аммане. УПЦ
26 февраля в Аммане (Иордания) по инициативе Патриарха Иерусалимского состоялась встреча предстоятелей и представителей Поместных православных церквей мира. Одной из причин этого совещания стали вопросы о церковных расколах в Украине и Черногории.
Во встрече приняли участие делегации Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
То есть тез церквей, которые в конфликте вокруг создания ПЦУ поддержали позицию Русской православной церкви и УПЦ.
По итогам встречи участники подписали итоговое коммюнике, в котором говорится, что это собрание «призвано укрепить братские узы между братьями и их Церквами, содействовать узам мира во Христе среди них, выступать за единство Православных Церквей и возобновить диалог в молитвенной надежде на примирение там, где были разногласия. Относительно текущей церковной ситуации в Украине участники также признали, что всеправославный диалог необходим для исцеления и примирения».
«Страна» отвечает на главные вопросы по встрече в Аммане и о ее значении для церквовной ситуации в Украине.
1. Кто и зачем инициировал встречу в Аммане?
Формально встретиться в Иордании для обсуждения кризиса в мировом православии еще в ноябре прошлого года предложил Иерусалимский патриарх Феофил.
Эта встреча была первой попыткой обсудить вопрос предоставления патриархом Варфоломеем Украине Томоса об автокефалии.
После того, как в Украине была создана Православная церковь Украины, на протяжении 9 месяцев она не признавалась ни одной поместной православной церковью мира, кроме Вселенского патриархата, чей глава Варфоломей и предоставил ей автокефальный статус.
Осенью 2019 года ПЦУ признали Элладская и Александрийская церкви. Таким образом, из 14 Поместных Православных церквей мира на данный момент только три поддерживают церковно-каноническое общение с ПЦУ.
Священный синод Украинской православной церкви считает ПЦУ «объединением раскольников».
Но «украинский вопрос» не единственный, который стоял на повестке дня встречи в Аммане.
Критическая ситуация в Черногории, где два месяца продолжаются массовые протесты верующих, направленные против скандального закона, который позволит отобрать святыни у канонических епархий Сербской Православной Церкви на территории страны.
Документ, ущемляющий интересы СПЦ и практически открывающий процесс автокефалии непризнанной мировым православием Черногорской церкви, был принят в ночь на 27 декабря парламентом страны и подписан резидентом Мило Джукановичем. 8 января закон вступил в силу.
Согласно тексту закона, религиозные общины сохранят свои активы, если смогут представить четкие доказательства права на собственность. Но у Сербской православной церкви в Черногории таких документов практически нет, хотя ей принадлежат более 600 храмов и монастырей в государстве.
По задумке властей, в собственность государства должны перейти все культовые здания, возведенные до 1 декабря 1918 года.
В столице Черногории Подгорице с момента принятия этого закона регулярно проходят массовые шествия православных черногорцев, молящихся о сохранности своих святынь, а ряд встреч представителей власти и церковников по этому вопросу не привели ни к какой развязке.
На пороге автокефалии находится и непризнанная в мировом Православии Македонская Церковь в республике Северная Македония. Вселенский патриархат уже официально подтвердил, что не отказался от стремления решить вопрос автокефалии Македонской Православной Церкви.
На данный момент на территории государства Северная Македония существует каноническая Охридская епархия Сербской Православной Церкви и отколовшаяся от нее Македонская Православная Церковь.
Еще в июле 2019 года премьер республики сообщил, что правительство Македонии уже работает с патриархом Варфоломеем по вопросу получения автокефалии.
Обсудить эти болезненные вопросы и должны были представители Поместных Православных церквей мира на встрече в Аммане.
2. Почему во встрече не приняли участие все православные церкви мира
От участия в этой встрече отказались Вселенский патриарх Варфоломей, а также Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Албанская православные церкви. Варфоломей даже заявил, что Амманская встреча «подрывает устои Православной Церкви».
Об этом он написал в специальном письме Патриарху Иерусалимскому Феофилу, заявив, что это собрание «направлено на свержение установленных норм и отчуждение Православной Церкви от ее церковных устоев».
По сути, участие во встрече в Аммане в очередной раз продемонстрировало раскол в мировом православии на «греческую» и «славянскую» части.
Но отсутствие некоторых церквей на этой встрече вовсе не значит, что они выступают на стороне Фанара. Например, патриарх Антиохийский Иоанн еще в декабре 2019 года подтверждал, что поддерживает инициативу Иерусалимского Патриарха по такому совещанию, но на самой встрече его не оказалось из-за неурегулированности спора вокруг юрисдикции Катара между Антиохией и Иерусалимом.
А в Болгарской Православной Церкви приглашение от Патриарха Феофила даже не донесли до сведения членов Священного Синода, о чем член Синода БПЦ митрополит Ловчанский Гавриил рассказал местным СМИ.
Последним, кто отказался от поездки в Иорданию, стал Архиепископ Албанский Анастасий, заявивший, что «инициатива исцеления новой реальности несомненно принадлежит Вселенскому патриархату». Таким образом, он высказал мнение, что такую встречу должен был созывать именно глава Фанара.
Интересно, что сторонники Фанара расценили малое представительство делегаций Поместных Православных церквей в Аммане как провал этого мероприятия. Но тут стоит отметить, что ни один Вселенский собор не собирал всех иерархов Поместных православных церквей мира. И даже во время Собора Поместных православных церквей на Крите в 2016 году там также отказались от участия четыре Церкви.
Кроме того, следует подчеркнуть, что даже те шесть Поместных Православных Церквей мира, которые приняли участие во встрече в Аммане, имеют самую большую паству и представляют 80% всех православных в мире.
«Это не просто встреча представителей 6 Церквей. Это встреча тех, кто составляет подавляющее большинство Православной Церкви, – написал в своем Telegram-канале протоиерей Александр Овчаренко, спикер Запорожской епархии УПЦ. – Нас, православных, в мире около 200 млн. В Аммане участвуют те Церкви, которые представляют интересы 160 млн.человек т.е. почти 80% всех православных».
3. Какими будут последствия встречи в Аммане для Украины и мира?
Сама встреча иерархов в Аммане состоялась за закрытыми дверями. Между тем, многие участники мероприятия открыто говорили журналистам, что главная тема собрания — проблема потери единства в Православии. Например, епископ Ириней из Сербской Православной Церкви прямо заявил, что – это результат действий Константинопольского патриархата.
Политолог Руслан Бортник считает, что одним из важных последствий Амманской встречи станет неутешительный вывод для ПЦУ. Единство, которое показали в Иордании шесть Поместных Православных Церквей мира означает, что эти Церкви не признают ПЦУ или другие автокефалии, которые готовится признать Варфоломей.
«Самый главный вывод, что полноценного признания ПЦУ всеми Поместными Православными церквями мира даже в стратегической перспективе не стоит ожидать. Да, ее могут признать еще какие-то малочисленные Церкви «греческого» пула, ориентирующегося на Фанар, но масштабного и всеобъемлющего признания не будет.
Вообще теперь в мире есть четкое распределение на «константинопольский пул» — Церкви, которые ориентируются на Варфоломея, так называемую Амманскую группу — славянские православные церкви, выступающие против парада автокефалий Варфоломея, и группу, соблюдающую или пытающуюся соблюдать нейтралитет.
Но сегодня все больше и больше православие входит в разъединение на разные группы влияния, которые не всегда будут поддерживать друг друга. И вся эта ситуация играет против православия, конфликт чреват тем, что будет все больше и больше расколов в каждой из этих Церквей. В конечном итоге православие вообще рискует потерять часть прихожан.
Этот конфликт закладывает огромные риски, которые могут смести силу православия в мире», — говорит «Стране» Бортник.
Религиевед Алексей Смирнов, комментируя «Стране» встречу в Аммане, отмечает, что присутствие в Аммане Митрополита Онуфрия доказывает, что он единственный канонический глава украинского православия.
«На встрече присутствовал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, что говорит о том, что Поместные Церкви даже не сомневаются в том, что он является единственным каноническим главой украинского Православия. А участие главы «ПЦУ» Епифания в таком формате даже не рассматривалось», — отмечает он.
По словам эксперта, встреча в Аммане все еще может стать началом всеправославного диалога.
«Встреча в Аммане — это попытка сдвинуть «дело» с мертвой точки. Дело в том, что Константинопольский патриарх Варфоломей упорно отказывается созывать Всеправославное совещание для обсуждения «украинского вопроса», что провоцирует углубление кризиса как в самой Украине, так и во всем православном мире.
Это неудивительно, ведь он является одной из сторон конфликта и вряд ли горит желанием обсуждать свои собственные действия. По итогу это провоцирует тупиковую ситуацию, выйти из которой и попытались участники амманской встречи. Судя по их заявлениям, одной из главных задач совещания было желание запустить соборное рассмотрение сложившейся ситуации.
Это единственный способ остановить ползучий распад Православия и преодолеть негативные последствия односторонних действий Патриарха Варфоломея в Украине. И если он проигнорирует коллективный голос Поместных Церквей (ведь даже те, кто не участвовал в Аммане также указывают на собор, как на единственное средство решения проблем), это будет выглядеть как откровенное затягивание времени и саботаж.
В этом случае, «амманский формат» может продолжить свою работу, что называется, с «чистой совестью», но уже без патриарха Варфоломея», — считает религиевед.
При этом следует отметить тот факт, что в итоговом коммюнике Константинопольская Церковь подчеркнуто названа «первой по чести».
«По сути, это довольно прозрачный намек на то, что Поместные Церкви отвергают ее претензии на особые привилегии и «первенство власти» в Православной Церкви», — считает Алексей Смирнов.
Источник: https://strana.ua/articles/analysis/251999-chto-oznachaet-vstrecha-ierarkhov-mirovoho-pravoslavija-v-ammane-.html
Православие в Черногории: новые вызовы и старые соблазны
События, происходящие в религиозной жизни Черногории, невозможно понять и адекватно оценить без краткого экскурса в прошлое. Почти тридцать лет назад, в начале 1990-х годов, в Черногории стали активны сторонники независимости (автокефалии) Черногорской церкви.
Их деятельность усиливалась по мере ослабления центральной власти, особенно после того, как в результате политического кризиса 1991 года Югославия распалась, а четыре из шести входивших в ее состав республик — Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония объявили о своей самостоятельности. В начале XXI века в Югославии оставалось лишь две республики: Сербская и Черногорская. Однако уже в 2006 году, после черногорского референдума о независимости от Сербии, политический проект Югославия окончательно стал достоянием прошлого.
Первые попытки раскола
Политические пертурбации не могли не затронуть и Сербскую православную церковь (СПЦ), чья юрисдикция распространялась и на православное население Черногории. Сепаратистские настроения среди части верующих республики в XXI веке получили поддержку официальных властей Черногории.
Впрочем, о своем «автокефальном» статусе деятели так называемой Черногорской православной церкви громко заявили еще в 1993 году, избрав своим предстоятелем (в сане митрополита) архимандрита Антония, а после его кончины в 1996 году — бывшего священника Константинопольского патриархата Мираша Дедеича, принявшего монашеский постриг с именем Михаил.
Рукоположение и возведение Михаила на кафедру состоялись в 1998 году, причем в епископский сан его избирали представители неканонического болгарского «альтернативного синода» во главе с Пименом.
Стоит отметить, что когда болгарские раскольники проводили свою интронизацию Пимена, то в качестве гостя на этом мероприятии присутствовал Филарет — скандально известный лидер Украинской православной церкви Киевского патриархата (УКП КП), изверженный из сана и анафематствованный Архиерейским собором Московской патриархии.
Не случайно, думается, что именно УКП КП начиная с 1990-х годов находилась в евхаристическом общении (возможность совместного причастия) с Черногорской православной церковью, деятели которой неизменно и последовательно разыгрывали националистическую карту, выступая сторонниками выхода Черногории из конфедерации с Сербией.
Активным противником подобного развития событий был и остается митрополит Черногорский и Приморский СПЦ Амфилохий. По существу, митрополит Амфилохий, православный «традиционалист» и видный богослов, выступал и выступает против «национализации» церкви. Он не желал содействовать политическому руководству Черногории, заинтересованному в официальном признании Черногорской православной церкви.
Его выступления часто критикуются активистами правящей ныне Демократической партии социалистов Черногории (наследница Союза коммунистов Черногории), во главе которой стоит президент страны Мило Джуканович. Сторонник полной евроинтеграции и членства своей страны в НАТО, Джуканович поддержал и закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», рассматривавшийся в декабре 2019 года Скупщиной (парламентом) Черногории.
Позиция СПЦ и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия светскими властями была проигнорирована.
Суть нового закона
Новый закон угрожает изъятием в пользу государства земель и имущества СПЦ на территории Черногории. Речь идет о «религиозных объектах», построенных и приобретенных из доходов государства и бывшие в государственном владении до 1 декабря 1918 года.
Это также касается тех объектов, в отношении которых нет доказательств о праве владения ими религиозными объединениями.
Таким образом, СПЦ может потерять то, чем сейчас владеет (всего на территории Черногории СПЦ принадлежит 650 святынь, включая особо чтимый монастырь Острог).
Обвиняя СПЦ в «религиозной монополии», президент Джуканович, по мнению ряда аналитиков, задался целью создать новую церковь. Фундаментом для нее и должна стать Черногорская православная церковь, для которой Джуканович собирается добиваться томоса об автокефалии, не скрывая, что действует по кальке украинских властей.
Однако стремления президента Черногории, вызванные политическими соображениями, вовсе не отражают настроения большинства православных верующих его страны.
В первые же дни после объявления о принятии и утверждении закона в Черногории прошли массовые акции протеста (в городах Беране, Биело-Поле, Плевля, Подгорица, Бар, Будва, Котор, Никшич); верующие заблокировали несколько городов и дорог.
Настроения в православном мире
Сложившаяся ситуация болезненно переживается в православном мире, особенно там, где церковные распри оказались связаны с политическими амбициями светских деятелей. Так, митрополит Онуфрий, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (Московского патриархата), 4 января 2020 года направил Патриарху Сербскому Иринею специальное письмо, в котором утверждал:
«Несомненно, что происходящее сегодня в церковной жизни Черногории стало следствием антиканонических и волюнтаристских действий Константинопольского патриархата в Украине, которые были поддержаны уже бывшими доминирующими политическими властями нашей страны».
Тем самым митрополит Онуфрий однозначно обвинил Вселенского патриарха Варфоломея в действиях, направленных на поощрение раскола в автокефальных Православных церквях. Насколько данное заявление окажется верным и каковы будут его последствия — покажет время. Думается, для нас важнее всего отметить сам факт подобных заявлений, свидетельствующих о том, что противостояние с Константинополем имеет продолжение — в новых условиях и в иной стране.
Источник: https://tass.ru/opinions/7566813
В каких странах мира православие является официальной религией? — судьба инфо
государственная религия ислам, государственная религия индии
Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством.
- 1 Атрибуты государственной религии
- 2 Современное состояние
- 3 Государства, в которых существует официальная религия
- 3.1 Католицизм
- 3.2 Лютеранство
- 3.3 Англиканство
- 3.4 Православие
- 3.5 Иудаизм
- 3.6 Ислам
- 3.7 Буддизм
- 3.8 Индуизм
- 3.9 Особые случаи
- 4 Атеизм
- 5 История
- 5.1 Государственные религии Древнего Мира
- 5.2 Государственные религии Средних Веков
- 5.3 Государственные религии Нового Времени
- 6 См.
также
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
Атрибуты государственной религии
Если какое-либо учение является государственным, то государство принимает участие в финансировании организации, в той или иной степени влияет на кадровые вопросы (от прямого назначения религиозных лидеров до подтверждения статуса выбранных внутри организации), принимает законодательные акты, регулирующую внутреннюю деятельность организации, привлекает религиозных лидеров к участию в государственных структурах. Неофициальная поддержка государством того или иного вероучения не даёт ему статус государственного.
Современное состояние
По данным Гарвардского университета в 2000 году ситуация была следующей: из 188 государств 75 стран признали то или иное вероучение официальным, а 113 стран не имели государственной религии.
Католицизм
- Аргентина
- Ватикан
- Доминиканская Республика
- Коста-Рика
- Лихтенштейн
- Мальта
- Мальтийский орден
- Монако
- Сальвадор
- Сан-Марино
- Некоторые кантоны Швейцарии
Лютеранство
- В Норвегии церковь формально отделена от государства с 2012 года, однако при этом священники сохранили статус государственных служащих, ответственность за поддержание церковных зданий в надлежащем состоянии лежит на государстве, а король остался главой церкви.
- В Финляндии отношения между церковью и государством регулируются особыми соглашениями. Деятельность церкви регулируется особым законодательством. Церковь имеет право на особый церковный налог (собирается при помощи государственных структур на добровольной основе). Однако юридически Церковь Финляндии не является государственной.
- В Швеции, несмотря на то, что главой Церкви Швеции является король, с 2000 года Церковь формально независима от государства.
- В Шотландии есть национальная Церковь Шотландии; английский монарх является не главой этой церкви, как в церкви Англии, а лишь её членом.
Англиканство
- Англия в Соединённом королевстве имеют государственную Англиканскую церковь главой которой является британский монарх Елизавета II.
Православие
Конституция Греции
вступила в силу 11 июня 1975 года
Во имя Святой, Единосущной
и Нераздельной Троицы
Часть перваяОсновные положенияРаздел II
Отношения Церкви и государства
Статья 3.1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой.
Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции.
Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.2.
Существующий в определённых районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.
3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается.
— Конституция Греции
2. Финляндия. Статус православной церкви в Финляндии аналогичен лютеранской.
Во многих странах Восточной Европы особый статус православной церкви закреплён в законодательных документах, вместе с тем словосочетание «государственная религия» не употребляется. Гарвардское исследование причисляет такие страны к странам с государственной религией:
- Грузия. В 9-й статье конституции Грузии записано: «государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».
- Болгария. Согласно болгарской конституции, принятой в 1991 году, восточное православие является «традиционной» религией страны.
Иудаизм
- в Израиле иудаизм фактически является государственной религией, на что указывает ряд фактов:
- Религия не отделена от государства; главный религиозный орган — Раввинат и институты обучения религии (ешивы) непосредственно поддерживаются Министерством по делам религии, то есть содержатся на деньги налогоплательщиков; в ведение этого министерства также входят местные религиозные советы и религиозные суды, решения которых имеют силу государственных судов и также исполняются государственной властью.
- Только евреи-иудеи имеют исключительное право на иммиграцию в Израиль; Законом о возвращении не предусмотрено возможности для репатриации в страну еврея, перешедшего в другую веру.
- В сфере семейного права и некоторых других областях для евреев действует исключительно религиозное право. В частности, институт заключения и расторжения браков находится под контролем Раввината Израиля. В результате в стране нет гражданских браков для евреев (для последователей других верований вступление в брак контролируется представителями соответствующих религиозных структур; только два атеиста имеют право зарегистрировать брак вне религиозной системы — в суде по делам семьи). Однако в Израиле признаются гражданские браки, заключённые за границей (на практике желающие обойти религиозную процедуру заключения брака уезжают чаще всего на Кипр).
- Во многих городах не работают в шаббат предприятия торговли и сферы услуг, а также не ходит общественный транспорт, в том числе поезда.
Сунниты
- Алжир
- Афганистан
- Бангладеш
- Бахрейн
- Бруней
- Египет
- Иордания
- Йемен
- Катар
- Коморские Острова
- Мавритания
- Малайзия
- Мальдивы
- Марокко
- Объединенные Арабские Эмираты
- Пакистан
- Саудовская Аравия
- Сомали
- Судан
- Тунис
- Палестинская национальная администрация
Буддизм
- В Шри-Ланке конституция предоставляет буддизму «передовое место», но буддизм не признан государственной религией.
Индуизм
- В XX веке единственным государством, в котором государственной религией был индуизм, был Непал, однако это положение было отменено решением парламента страны в 2006 году.
Особые случаи
- В Индонезии конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, однако по законодательству, принятому в 1965 году, особый статус, предусматривающий поддержку и защиту государства, предоставлен основным религиям страны — исламу, протестантизму, католицизму, индуизму, буддизму и конфуцианству — с оговоркой о допустимости существования других вероисповеданий.
Атеизм
- Албания была единственным государством, в котором атеизм был законодательно провозглашен, начиная с 1967 года. В 1991 году это положение Конституции было отменено.
Государственные религии Древнего Мира
В Древнем Египте, в XIV веке до нашей эры, Эхнатоном была насильно объявлена вера в Атона как главнейшая. В Древнем Риме, в 313 году официальной религией стало христианство.
В 301 году н.э Великая Армения при царе Трдате III стала первым государством в мире, которое приняло христианство в качестве государственной религии.
См. также
- Отделение церкви от государства
Примечания
- Глоссарий.ru: Государственные религии
- 12 (англ.) Robert J. Barro and Rachel M. McCleary, Which Countries Have State Religions? Harvard, 2005.
- http://www.rol.ru/news/misc/news/08/02/21_034.
htm Изложение результатов Барро/МакКлири по-русски (с ошибками)
Источник: https://sudbainfo.ru/v-kakix-stranax-mira-pravoslavie-yavlyaetsya-oficialnoj-religiej.html
В каких странах мира православие является официальной религией?
Интерес россиян к тому, как живут православные страны мира, обоснован тем, что с этими странами нас связывает общая религия, и, следовательно, мировоззрение и культура. Однако, если спросить у среднестатистического российского гражданина, какие православные страны он знает, то в большинстве случаев будут названы Украина, Беларусь, Грузия, Греция и Сербия.
А между тем, православных стран достаточно много, и иногда, глядя на карту, мы даже не догадываемся, что в Эфиопии или Египте, например, численность православных христиан очень велика. И все-таки, в связи с историческими и территориальными причинами, православие наиболее распространено в странах Восточной Европы.
Во время соцопросов православными называют себя 80% россиян, такой же процент белорусов, 76% украинцев. Что касается южнославянских государств, то большая их часть в разные исторические периоды находилась поочередно под влиянием Византии и Османской империи, в связи с чем ведущими религиями в них являются православие и ислам.
К таким странам можно отнести Турцию, Болгарию, Македонию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину. Во всех этих странах количество православного населения колеблется в районе 50%.
Страны мира с православными общинами
Помимо православных стран, в мире существуют также государства, которые не исповедуют православие как основную религию, но в которых по объективным причинам сложились достаточно крупные и сплочённые православные общины.
В основном это страны Западной Европы, которые были в составе Российской империи, а также те государства, которые ощутили на себе самый большой приток эмигрантов, бежавших от коммунистического режима в ХХ столетии. К первым можно отнести Финляндию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, ко вторым – Канаду, США, Германию, Японию, Китай, Францию, Бразилию, Австралию, страны Южной Америки.
Несмотря на то, что в этих странах православные общины составляют меньше 5% процентов от общего количества населения, они поражают своей организованностью, активностью, чувством единения.
Деятельность общин не заканчивается соборной молитвой: здесь помогают найти работу новым эмигрантам, оказывают финансовую и психологическую помощь тем, кто решил начать новую жизнь в чужой стране, поддерживают активную связь с православными общинами России, Украины и Беларуси. Практически во всех этих странах мира православные церкви находятся в юрисдикции Московского патриархата.
Уровень жизни православных стран мира
Каждый, кто исследовал статистику православных стран мира, не мог не отметить для себя интересную тенденцию: в экономическом плане именно православные страны являются наиболее бедными. Для того, чтобы подтвердить этот факт, достаточно привести список государств, входящих в двадцатку по уровню ВВП: в них присутствуют Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада – преимущественно протестантские страны.
Ни одной православной страны в двадцатке государств с развитой экономикой нет. С чем же связан такой экономический успех именно протестантских стран? Некоторые исследователи этого феномена считают, что одной из доктрин протестантизма является отношение к богатству, как к Божьему дару, и, исходя из этого, возведение труда в культ.
В православной религии, наоборот, духовное богатство всегда противопоставлялось финансовому, и, на тех, кто стремится разбогатеть, зачастую смотрели искоса и ставили клеймо «вор» или «хапуга». Это не означает, что православные страны мира должны сменить свою религию, но говорит о необходимости изменения отношения к благополучию в целом.
&1
Источник: https://www.sudba.info/v-kakix-stranax-mira-pravoslavie-yavlyaetsya-oficialnoj-religiej/
Рождество 25 декабря или 7 января: как правильно встречать праздник?
Рождество Христово — день рождения сына Божьего, один из самых важных христианских праздников, который отмечают во всех христианских странах мира, но в разные дни
Католики, протестанты и некоторые православные общины празднуют Рождество 25 декабря, а православная церковь — 7 января.
Sputnik Грузия рассказывает, почему католическое Рождество празднуют 25 декабря, а православное — 7 января, почему возникла эта разница в датах и как правильно встречать праздник.
Рождество Христово
Евангелие говорит, что Спаситель родился в иудейском городе Вифлеем, куда Дева Мария – мать Иисуса, вместе с мужем Иосифом, прибыла из Назарета для участия в переписи населения.
В городских гостиницах свободных мест не оказалось и им пришлось остановиться в пещере, где пастухи от непогоды укрывали скот. Именно там и родился Сын Божий. Спеленав Богомладенца, Дева Мария положила Его в ясли — в кормушку для скота.
На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, означавшая, по восточным пророчествам, время пришествия в мир Мессии — Сына Божьего, которого ждал иудейский народ.
Первыми Иисусу поклонились пастухи, узнав от ангелов о рождении Спасителя мира, а затем волхвы, прибывшие в Вифлием, следуя за путеводной звездой.
Древние мудрецы принесли Сыну Божьему в дар золото, ладан и смирну, имевшие глубокий смысл. Золото — как царю в виде дани, ладан — Богу, а смирну — человеку, который должен умереть. Умерших в те времена помазывали смирной.
История праздника
Праздник установили с первых веков христианства для прославления явления миру Сына Божьего во плоти. Рождество праздновали вместе с Крещением 6 января – праздник называли Богоявлением.
Впервые Рождество от Крещения отделили в 337 году. Решение отмечать Рождество, как отдельный праздник 25 декабря, утвердил Папа римский Юлий I. Отцы церкви посчитали, что 25 декабря исторически более соответствует дню рождения Господа и хотели создать противовес языческому торжеству, которое праздновалось народом в это время.
Из Константинополя традиция встречать Рождество 25 декабря распространилась по всему православному Востоку.
С тех пор Рождество весь христианский мир встречает 25 декабря. Только Армянская Апостольская церковь по сей день отмечает 6 января, как единый праздник Богоявления.
Рождество Грузинская, Иерусалимская, Русская, Сербская и Польская православные церкви также встречают 25 декабря, но по старому стилю — 7 января.
Рождество 7 января отмечают монастыри на Святой горе Афон, некоторые протестанты, католики восточного обряда, придерживающиеся юлианского календаря, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, православные и греко-католики Украины, Македонии, Кыргызстана и Казахстана.
Разница в датах празднования возникла у православных и католиков после проведения Римско-католической церковью календарной реформы в 1582-м.
Православная церковь григорианский календарь или новый стиль, не признала и продолжала церковные праздники отмечать по-старому — юлианскому календарю.
По григорианскому календарю в настоящее время живет большинство стран мира, в том числе и православная Грузия. После введения григорианского календаря, разница между новым и старым стилями в год составляла 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.
Как правильно встречать?
Католики, чтобы правильно встретить Рождество, проходят определенные ритуалы. Один из них Адвент или период покаяния. Он начинается за четыре недели до праздника.
Верующие католики, чтобы принять Причастие и правильно встретить Рождество, в это время исповедуются и участвуют в богослужениях.
Католики на праздник Рождества совершают три церковных богослужения — в полночь, на рассвете и днем. Праздник начинается с восходом первой вечерней зари, возвестившей всему миру о рождения Сына Божьего и продолжается в течение восьми дней (октавы).
Православному Рождеству предшествует рождественский пост, который длится 40 дней. Те, кто хотят правильно встретить Рождество, не должны пропустить Божественную литургию. По уставу, они должны накануне праздника, 6 января, присутствовать на утреннем богослужении. Затем прийти на Великое повечерие и утреню.
Во время вечерни и утрени прославляется Христос, родившийся в Вифлееме. Основные богослужебные тексты и песнопения объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают прихожан, как правильно встретить праздник.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20191224/247336583/Rozhdestvo-25-dekabrya-ili-7-yanvarya-kak-pravilno-vstrechat-prazdnik.html
Религия Греции
Когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник Неведомому Богу. Выступая в ареопаге, божий посланник сказал: Вот этого чтимого, но пока неизвестного вам Бога, я и проповедую.
Обращение в христианство народа, взрастившего культ идольских богов и оставившего миру огромное культурное языческое наследие, — тот редкий случай в истории, когда светом евангельской истины был освящен культурный и в большинстве своем образованный народ.
Греция — страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии. 98 % населения страны — ортодоксальные христиане.
Греческая (официально — Элладская) Православная церковь — одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция — единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия.
Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.
Крещение в этой стране считается обязательным. Брак не признается государством, если он не венчанный. Религиозные праздники возведены в ранг государственных. А день рождения для грека — событие менее важное, чем именины. Профессиональные праздники отмечаются в день памяти святых покровителей профессий.
Как утверждалось православие на эллинских землях
Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди.
В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий.
В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.
Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.
Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.
Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.
Святая Гора Афон — живая Византия
Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.
По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.
Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.
Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.
Отличия греческого православия от русского
Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:
- Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
- Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.
Источник: https://www.grekomania.ru/articles/info/7-religion-of-greece
Самые завораживающие святые места в мире
Уединенный монастырь на скалах, золотая пагода, священная вершина-шеститысячник и роскошный собор эпохи Возрождения впечатляют независимо от религии: хотите верьте, хотите нет. Скайсканер собрал святые места от Италии до Бутана, которыми можно любоваться вечно.
Хорошую религию придумали индусы,
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
Высоцкий
Варанаси — важнейший из семи Сапта Пури, священных городов Индии. По легенде, он появился по воле Шивы, а сейчас богу-разрушителю поклоняются в золотом храме Каши Вишванатх, в который стремится попасть каждый индуист.
Другой сакральный объект притяжения — Ганг, река жизни и смерти. Паломники спускаются по лестницам-гхатам, совершают ритуальные омовения и пьют священную воду: считается, что Ганг смывает болезни, несчастья и грехи. Но предел мечтаний для индуиста — после смерти быть кремированным в Варанаси на берегу Ганга.
Это значит освободиться от круговорота перерождений и достичь вечного блаженства. На двух из 87 гхатов погребальные костры горят днем и ночью — зрелище это поражает даже издалека. Атмосферное и не такое шокирующее действо — огненная церемония Ганга Аарти, которую проводят каждый вечер на гхате Дасашвамедх.
Тибетский автономный район, Китай
Гора Кайлас стоит вдалеке от суетного мира, в труднодоступном высокогорье Тибета. Сама она похожа на пирамиду, грани расположены по сторонам света, а трещины на южной стене складываются в свастику, древний сакральный символ. Кайлас считают священным сразу в четырех религиях.
Индуисты верят, что на вершине горы живет бог Шива со своей женой Парвати. Буддисты называют ее обителью Будды в форме гневного божества Чакрасамвары. Согласно традиции бон, на Кайлас спустился с небес основатель этой религии Шенраб Миво.
В джайнизме Кайлас почитают как место, где достиг освобождения первый тиртханкара.
Паломников Кайлас тянет, как магнитом, но не для восхождения на вершину — это было бы святотатством. Вокруг горы совершают «кору» — ритуальные обходы. При этом буддисты и индуисты идут по часовой стрелке, а джайны и бонцы — им навстречу.
Город Ипиалес, Колумбия
Базилика Лас-Лахас похожа на сказочный замок, построенный в каньоне реки. Первое впечатление не обманывает: за неоготическими башенками, высокими окнами и стрельчатыми арками скрывается чудесная история.
В середине XVIII века индианка Мария Муэсэс как обычно возвращалась домой из деревни Ипиалес со своей глухонемой дочерью Розой. В пути их застала непогода — п��ишлось укрыться в пещере, про которую говорили, что она населена духами.
Представьте себе удивление и счастье Марии, когда ее дочь отчетливо крикнула, что видит женщину с младенцем на руках. Так был открыт нерукотворный лик Богородицы, к которому потянулись паломники в надежде избавиться от недугов.
Современный собор на этом месте строили аж 33 года и закончили в 1949-м. Алтарь расположили так, чтобы на нем оказался лик Девы Марии. А на пути к храму появилась целая стена с благодарностями от исцелившихся пилигримов.
Город Амритсар, Индия
Золотой храм в Амритсаре — главное святилище сикхизма, самостоятельной и оригинальной религии. Сикхи не признают аскезы, неравенства и сложных ритуалов и медитируют, чтобы достичь слияния с единым Богом. Узнать сикхов легко по тюрбанам и длинной бороде, а еще они всегда носят кинжал, гребень для волос, стальной браслет и нижнее белье качера.
В Золотом храме кристально чисто, спокойно и фантастически красиво — как будто это сон, а не путешествие по взаправдашней Индии. Любой может зайти внутрь, разувшись и прикрыв голову платком, а потом пообедать в бесплатной столовой. Вечером приятно устроиться на мраморном берегу озера и смотреть, как зефирные и золотые здания загораются в алых закатных лучах.
Хайфа, Израиль
В Хайфе по склону горы Кармель «струятся» роскошные висячие сады, в которые стремятся попасть все бахаи. Последователи этой религии убеждены, что люди обладают равными возможностями, бог един, а все вероучения исходят из одного источника. Они почитают Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Христа и Мухаммеда, а также основателя бахаи – Бахауллу – и Баба, который предсказал его появление.
Усыпальница Бабы стоит на самом верху садов в Хайфе, а 18 сказочно красивых террас под ней символизируют его учеников. Учитывая верхний уровень, всего террас — 19, а это настолько сакральное число для бахайцев, что у них даже год состоит из 19 месяцев по 19 дней.
Не пропустите: 14 мест, которые нужно посетить в Израиле
Город Янгон, Мьянма (Бирма)
99-метровый колокол, весь покрытый настоящим золотом, — вот что такое пагода Шведагон. Главное святилище Мьянмы поражает, с какой стороны ни посмотри. Кроме золотых пластин, пагоду украшают тысячи рубинов, сапфиров и топазов, а еще 4531 бриллиант, самый большой из которых — размером с грецкий орех. Центральная пагода окружена множеством пагод поменьше, все они блестят и переливаются на солнце — божественные чертоги над мирским Янгоном.
Внутри Шведагона замуровано 8 волосков Будды Шакьямуни и вдобавок реликвии трех предыдущих Будд. Приобщиться к святому месту помогают гиды: они вычисляют, в какой день недели вы родились, и показывают, как правильно полить водой покровителя своего дня. Плюсы в карму обеспечены.
Саудовская Аравия
Слово «Мекка» — нарицательное для всех. Но увидеть священный город удается только мусульманам: остальным въезд запрещен. В 571 году в Мекке родился будущий пророк Мухаммед. В пещере рядом с городом он получил первое божественное откровение, а к 630-му вместе со своими сторонниками из Медины превратил Мекку в религиозный центр ислама.
Главной святыней стал черный камень Кааба, который почитался еще в доисламскую эпоху, а молиться с тех пор нужно по направлению к Мекке. Сегодня Хадж — то есть паломничество в Мекку — должен совершить каждый мусульманин при условии, что ему позволяют здоровье и доход.
Архангельская область, Россия
Соловецкие острова состоят из контрастов, в ответе за которые — сама история. В древние времена здесь кто-то построил спиральные лабиринты из камней, сложил курганы и дольмены — до сих пор непонятно зачем. В XV веке на Соловках впервые появились православные монахи, тогда же был основан монастырь, который со временем стал служить и приграничной крепостью.
С начала XVIII века в монастырских стенах томились узники — в том числе первый граф Толстой и князь Василий Долгоруков. Но самый ад пришелся на 1923–1933 годы, когда тысячи человек окончили свои дни в Соловецком концлагере.
Сейчас исторические постройки восстановлены и даже включены в список ЮНЕСКО, в церквях идут службы.
Но до сих пор чувствуется, что это не просто тихая обитель посреди суровой северной природы, а место на грани жизни и смерти, где страшно от тайн и недосказанных историй.
Провинция Шэньси, Китай
Источник: https://www.skyscanner.ru/news/samye-zavorazhivaiushchie-sviatye-mesta-v-mire