Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?
Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.
На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.
Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».
Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?
Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.
В чем различие между православием и армянским христианством
— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?
— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.
Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.
С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
Армянская Церковь. Монофизиты
Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).
Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.
появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.
учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.
— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?
— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:
1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.
2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).
3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).
Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.
На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).
Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.
В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.
Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.
Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.
В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.
Армянская Церковь. Диалог
— Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?
— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.
Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».
В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.
Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.
Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.
Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.
Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.
С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.
В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.
Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.
— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?
— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.
С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.
Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/
Православие и иудаизм : отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
Очень часто христиане ошибочно относятся к евреям, которые принадлежат к иудаизму, как к братьям по вере, не зная, что эти религии, хотя и являются родственными, имеют существенные отличия. Ведь Ветхий Завет общий, Иисус пришел именно в Израиль, евреи названы повсеместно Божьим народом. В чем же отличия и как следует относиться к иудаизму православному христианину?
Иудаизм — что это за религия
Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, последователи которой были рождены евреями или обратились в эту веру в течение жизни. Несмотря на древний возраст (более 3000 лет) последователей этого течения не так много — всего около 14 миллионов людей. При этом именно из иудаизма вышли такие течения как христианство и ислам, которые сегодня имеют самое большое количество последователей. Что же исповедуют иудеи?
Иудаизм — это вера (религия) еврейского народа
идея религии — это вера в Единого Бога Яхве (одно из имен Бога) и соблюдение Его заповедей, которые изложены в Торе. Помимо Торы у иудеев есть также Танах — еще один священный текст, вера в святость которого стала одним из фундаментальных отличий от христианства.
На основании этих двух документов, евреи придерживаются следующих взглядов:
- Монотеизм — верят в Единого Бога Отца, который сотворил землю и человека по Своему Образу и подобию.
- Бог является Совершенным и Всемогущим, а также представлен как источник Милости и Любви ко всем. Он не только является Богом для человека, но и любящим Отцом, который милует и помогает спастись от греха.
- Между человеком и Богом могут идти диалоги, т.е. молитвы. Для этого не нужно совершать жертвы или какие-то другие манипуляции. Бог хочет приблизиться к человеку напрямую и делает это по Своему желанию. Человеку лишь стоит стремиться к диалогу и святости Бога.
- Ценность человека, который создан по Божьему Образу, огромна. У него есть свое назначение от Господа, которое состоит в бесконечном и всестороннем духовном совершенствовании.
- В истории человечества есть великие люди и пророки, о жизни котором пишет Ветхий Завет. Среди них Адам, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, Давид, Илия, Исайя и другие мудрецы, которые являются фундаментальными личностями в иудаизме и примером для подражания.
- Главные моральные установки религии — это любовь к Всевышнему и к ближнему;
- Основа религии — это десять Заповедей, соблюдение которых должно быть неукоснительно для еврея.
- Учение об открытости религии, т.е. возможность обратиться в нее каждому желающему.
- Учение о приходе Мессии — пророка и царя, который спасет человечество.
Это далеко не все тезисы иудаизма, но они фундаментальны и позволяют составить мнение об этой религии. На самом деле, она самая близкая к христианству по своим убеждениям, но все же имеет существенные отличия.
Читайте о религии:
- Доказательства христианской веры
- Православие и ислам
- Православие и сектанство
Отличие от православия
Несмотря на одинаковую веру во Всемогущего и Любящего Господа, христианство существенно отличается от иудаизма в ряде богословских вопросов. И именно эти отличия стали непримиримыми для их последователей.
Иудеи молятся в синагоге
К отличиям относятся:
- Признание Иисуса из Назарета Мессией и Господом, как часть Святой Троицы — иудеи отвергают это фундаментальное основание христианства и отказывается верить в божественность Христа. Также они отвергают Христа как Мессию, поскольку не понимают важности и ценности Его смерти на кресте. Они желали видеть Мессию-Воина, который спас бы их от угнетения других народов, а пришел простой человек, который спас человечество от греха — главного врага. Непонимание и отрицание этого является главным и коренным отличием этих религий.
- Для христианина спасение души — только в вере в Иисуса Христа, а для иудея это неважно. По их мнению, спастись можно людям всех конфессий, даже кардинально отличающимся, при условии соблюдения основных заповедей (10 Заповедей + 7 заповедей сыновей Ноя).
- Для христианина основополагающими заповедями является не только 10 законов Ветхого Завета, но и 2 заповеди, которые дал Христос. Евреи же признают только Ветхий Завет и его законы.
- Вера в избранность: для последователей Христа понятно, что спастись и стать частью Божьего народа может каждый, исповедующий Христа. Для евреев вера в их избранность является основополагающей и непререкаемой, несмотря на их поступки и образ жизни.
- Миссионерство — иудеи не стремятся просвещать другие народы и обращать их в свою веру, а для христиан — это одна из заповедей Христа «Идите и научите».
- Терпимость: христиане стараются толерантно относиться к представителям других вероучений и быть кроткими во время угнетений, идеи напротив крайне агрессивны к прочим религиям и всегда воинственно отстаивают свои убеждения и права.
Важно! Это основные различия православия как христианской ветви от иудаизма, но их на самом деле гораздо больше. Важно учитывать также и наличие различных ответвлений и школ в иудаизме, которые могут иметь отличные понятия и взгляды от основного учения.
Отношение православной церкви к иудаизму
На протяжении всей церковной христианской истории (как и истории иудаизма) происходили воинственные стычки, которые касались разногласий в догматических вопросах.
Синагога — место общественного богослужения и средоточие жизни еврейской общины
В начале зарождения христианства (первые века н.э.) иудеи крайне воинственно относились к его представителям, начиная с распятия самого Христа и преследований Его первых учеников. Позже, при повсеместном распространении христианства, его последователи стали жестоко относиться к евреям и всячески их ущемлять.
По историческим документам имело место насильственное крещение евреев в 867–886 гг. и позже. Также многим известно о преследовании евреев как народа уже в 19-20 вв., особенно в СССР и во время Второй мировой войны, когда пострадали миллионы евреев.
Церковь сегодня отвечает на это следующим образом:
- насильственное отношение к иудеям имело место быть, но много позже, нежели страдали христиане;
- это было исключение, а не повсеместно распространённая практика;
- Церковь негативно относиться к такому проявлению насилия и осуждает действия и саму идею насильственного обращения в веру.
Александр Мень когда-то очень четко выразил свое отношение к иудаизму, и оно полностью совпадает с мнением всей Православной Церкви и ее отношением. По его словам, Ветхий Завет стал основой для трех главных монистических религий, которые возникли в лоне культуры Древнего Израиля. И иудаизм, и христианство, несмотря на их однозначное одинаковое признание Ветхого Завета, имеют свои учения и каноны, которые имеют свои богословские отличия.
Несмотря на это, по самостоятельному определению Русской православной церкви она является многонациональной и не желает и станет изгонять из своего лона еврейских элементов, поскольку имеет в себе множество их.
Важно! Христианство является братской религией и принимает всех и каждого, кто разделяет ее ценности. При этом она не отрицает разных культур и народностей, но стремиться к распространению веры во Христа среди всех народов и культур.
Православная Церковь принимает все нации, в том числе и евреев, но не готова признавать убеждения иудаизма, поскольку находит их неверными. Если еврей желает посещать богослужения, ему никто не будет препятствовать или относиться с пренебрежением.
Но православный христианин не может принять его убеждения, поскольку исповедует Христа, которого евреи отвергают как Господа.
Отсюда следует вывод, что принимать другие культуры и вероисповедания вежливо и толерантно должен всякий православный христианин, но не отрекаясь при этом своего национального происхождения и веры в Иисуса Христа.
Принципиальное отличие христианства от иудаизма
Авг 2, 2019 23:10 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-iudaizm.html
Православие и христианство в чём отличие
Христианская религия — одно из трех монотеистических (монотеизм — единобожие) мировых верований, наряду с исламом и буддизмом. Самым древним христианским течением является православие, сложившееся в Византии и приобретшее совершенно особенные формы отличия на Руси. Два других основных христианских верования — это католицизм и протестантизм, господствующие в Европе и Америке.
В чём отличие православия от двух других христианских течений и какой под их влиянием складывался менталитет?
Зарождение христианской религии
Новая христианская религия появилась более двух тысяч лет назад и произошло это событие в Иерусалиме.
В Пятидесятницу (иудейский праздник кущей, Суккот) после воскресения Иисуса Христа раздался шум с неба и на каждого из апостолов опустилось по одному языку будто огненного пламени.
Святой Дух вошел во всех присутствующих и стали они глаголить на всех языках. Этот день ознаменовался обращением в христианство трех тысяч паломников и считается моментом рождения религии Христа.
Но христианская Церковь Нового Завета не осталась навсегда Вселенской — в 1054 году наступил раскол.
Христианское вероучение разделилось на западную и восточную ветвь — католичество и православие, отличия между которыми с годами только крепли. Взаимные обвинения в еретизме и вражда поселились в христианской пастве на долгие века.
Церковные иерархи, главы христианской православной и христианской католической церквей (Папа Римский и Патриарх Константинополя) наложили анафемское проклятие друг на друга.
Внутренние разногласия и отличия в этих двух христианских течениях — католичестве и православии, спустя некоторое время привели к новому расколу. От католицизма отделилось протестантское направление, а на Руси из христианского православия откололись староверы. Расколы церкви были трагедией для христианской веры, подрывали ее авторитет на фоне растущего распространения ислама.
Отличительные черты православия от других ветвей христианства
Официально православие как отдельное направление в христианстве оформилось в 1054 году, в день Великого Раскола, когда патриарх Константинополя прилюдно растоптал пресный хлеб, предназначенный для совершения таинства причастия. Раскол не был неожиданным в христианской церкви, это событие зрело довольно длительное время.
Конфликт касался отличий в проведении христианских церковных обрядов, а также имелись разногласия по догматам веры. Чем это закончилось, известно всем. Единой христианской церкви не стало, а в последствии духовные главы католиков и протестантов прокляли друг друга. Обоюдная анафема была снята только спустя девять столетий.
Что такое Томас в православии
Богослужения и главные положения символа веры в православии и в двух других ветвях христианства остались, тем не менее, разными. Эти отличия очень заметны даже при поверхностном наблюдении:
- для православия, в отличии от католического и протестантского христианства, характерны пышные убранства и одеяния священнослужителей, а также ношение ими бород; разный чин богослужений;
- православные христиане накладывают крест справа налево, паства Папы — наоборот;
- у христиан католиков церковные службы сопровождаются звучанием органа, в отличии от православия, где можно слышать только пение без музыки.
Православные службы, в отличие от других конфессий христианства, по-византийски пышны. Во время православного богослужения зажигают свечи, священник кадит кадилом. Не принято играть музыку. Крестятся прихожане пальцами, собранными в щепоть (двумя, а в настоящее время — тремя). Православные крест накладывают справа налево и кланяются в пояс.
Восточные православные христиане веруют, что их церковь проистекает от распятия и воскресения Христа. Русь стала христианской в 988 году, крещение совершилось по духовной традиции Византии.
Какие аспекты православного учения отличают его от католического и протестантского христианства:
• триединство бога — в ликах Отца, Сына и Святого Духа;• Святой Дух исходит только от Бога-Отца;• Иисус является единородным Сыном Божьим;• Сын Божий принял образ человека, вочеловечился;• воскресение, как и Второе пришествие Христа, истинно;• Богородица — мать Божия, смертная женщина, вознесена на небо душой;• главой церкви является не Патриарх, а непосредственно Иисус Христос;• крещение снимает прошлые грехи с человека;• во время Таинства Крещения крещаемый омывается в купели;
• православные верят в мытарства души после смерти тела; после чего достигается спасение и обретение вечной жизни.
Православная христианская традиция проповедует о вечном спасении души после смерти тела. Всю земную жизнь верующие должны служить Богу и выстраивать свое поведение согласно его заповедям. Православные христиане не ропщут на любые испытания и даже радуются им. Уныние же считается одним из смертных грехов.
Православие и католическое христианство, в чём отличия
Католическое христианское течение отличается от православного христианства подходами к проведению богослужений и вероучению. В римско-католической традиции главой церкви является Папа Римский, не Иисус Христос, как в православии.
Отличия католического христианского вероучения от православного христианского:
Клирик кто это в православии
• Святой Дух исходит от Божьего Сына в той же мере, что и от Отца;• Богородица рождена непорочно и вознесена на небеса телом, а не только душой;• католики почитают большое количество различных святых;• все деяния Папы Римского, как верховного иерарха церкви, считаются непогрешимыми;• после смерти тела душа не подвергается мытарствам, в отличии от православного христианства, а оказывается в чистилище, где ее ждут испытания;
• для таинства причастия необходим пресный хлеб.
Кардинальное отличие католического христианства от православия — это понятие искупления грехов за дары (индульгенция).
Западная традиция считает, что Христос, Богородица и святые своими деяниями создали неисчерпаемый запас благости, которого хватит на покрытие грехов всей христианской паствы.
Запас благости находится в распоряжении католической христианской церкви и продается грешникам в виде специальных грамот, индульгенций. Владельцы индульгенций получают отпущение грехов.
Католическая христианская служба носит название “месса”, в отличие от православной христианской литургии. Богослужение сопровождается торжественной музыкой, исполняемой на органе. Церковное пение в костелах исключительно мужское (мальчики с детскими голосами), тогда как в православных храмах поет смешанный хор.
Догмат о непорочности Богородицы — основная отличительная особенность западно-европейского христианства от православного. Католическая христианская паства верит в непорочное зачатие Девы Марии. Почитание Божьей Матери в православной среде не меньше, но восточная ветвь христианства, в отличии от католической христианской, считает ее смертной женщиной, вознесенной на небо после смерти душой, но не телом.
Еще для христиан католиков типично мистическое сосредоточение на крестных муках Иисуса. Иногда у верующих даже появляются раны на теле (стигмы) от тернового венца и гвоздей.
Помин умерших осуществляется на третий, седьмой и тридцатый дни после упокоения.
Отличается у христиан католиков и процедура миропомазания: оно может проводиться лишь людям, достигшим совершеннолетия, а не детям, прошедшим таинство крещения, как в восточной традиции.
Таинство причастия доступно только с семилетнего возраста, а для восточных христиан — с младенчества.
В костелах нет иконостаса.
Все священники не могут иметь семью (целибат), в отличии от белого духовенства в православном христианстве, наши священнослужители не обязаны давать монашеские обеты, часто создают семьи, имеют детей.
Православие и протестантское христианство, в чём отличия
В чем особенности и отличия протестантского христианского вероучения? Оно зародилось в недрах католического христианства, как протест против Папы — земного наместника Христа. Печально известное историческое событие во Франции 16-го века — Варфоломеевская ночь, когда тамошние христиане протестанты (гугеноты) подверглись массовому убиению под предлогом борьбы за веру.
Автокефалия что это такое в церкви простым языком
Протестантские настроения распространялись по Европе, как пожар, и порождали восстания христианской паствы, вплоть до революции.
Стоит только назвать массовое движение Лютера, возникшее в Германии, и вылившееся впоследствии в самостоятельное направление — лютеранство. Мартин Лютер проповедовал отказ от продажи индульгенций — грамот, отпускающих грехи их обладателю.
К событиям этого же порядка можно отнести войны гуситов. Все это отдельные свидетельства, отражающие широкое распространение недовольства католическими христианскими догматами.
Главные отличия христианского протестантизма заключаются в некоем стремлении к минимализму. Из Таинств протестанты признают только причастие и крещение. Причастие укрепляет верующих, а крещение вводит человека в лоно церкви. Священнослужители являются не отцами, а духовными братьями для христианской паствы. Хотя апостольская преемственность и признается, но считается духовным действом.
Минимализм протестантов, в отличии от других христианских ветвей, проявляется в скромности богослужений: нет икон, нет горящих свечей, дыма от кадильниц. Отсутствует обряд отпевания, почитание пантеона святых. Брачующихся не венчают, нет исповеди.
Одно из главных отличий данного христианского направления в том , что понятие священства очень условно. Священнослужителями могут быть женщины. Жизнь в рамках общины протекает как в большой христианской семье, нуждающиеся получают помощь и поддержку. Развито миссионерство — проповедование Евангелия людям.
Службы в протестантских христианских храмах тоже отличаются и проходят по особенному чину. Сначала люди славят Господа песнями и даже танцами. После этого протестантский пастор приступает к проповеди, построенной на основе текстов из Библии. В конце богослужения повторяется прославление Бога.
В несколько последних десятилетий выделилось большое количество евангельских вероучений, чьей основной паствой стала молодежь. В нашей стране некоторые из этих христианских течений признаны сектами, в отличии от Западной Европы и Америки, где их существование и деятельность не противоречат закону.
Событие исторического масштаба для христианской церкви произошло в 1999 году. Католическая христианская церковь примирилась с лютеранским вероучением. Ранее, в 1973 году, лютеранские церкви объединились в евхаристии с реформаторскими. Окончательное примирение между направлениями христианства достигнуто в XX и XXI веке. Религиозная борьба и вражда стали прошлым.
Источник: https://vopros-o-christianstve.ru/pravoslavie-i-hristianstvo-v-chyom-otlichie.html
Разница между христианами и православными
Вопрос о том, чем отличаются христиане от православных, перед людьми, разбирающимися в истории религии или просто в общей истории, не стоит. Ведь в нем уже заложено изначально неверное утверждение, что православные не являются христианами. Откуда взялась подобная постановка проблемы? Давайте рассмотрим более подробно.
статьи
Христианство времен Миланского эдикта римского императора Константина о веротерпимости (313 год) было относительно единым. Нет, конечно, правдоискатели-ересиархи существовали всегда, но в то время количество их последователей было незначительным.
Первый раскол произошел на третьем Вселенском соборе, состоявшемся в городе Эфесе в 431 году. Тогда часть христиан не приняла установленных на соборе догматов и решила «идти другим путем».
Так появилась Ассирийская церковь, а спустя 20 лет на Халкидонском соборе – вновь разделение: несогласные позже получили наименование «Древневосточные церкви».
И, наконец, еще через 700 лет – Великая Схизма, состоявшаяся в 1054 году. Римский Папа и Константинопольский Патриарх предают друг друга анафеме, и эта дата считается точкой разделения восточного и западного христианства. Западное получило название католицизм, восточное – православие.
Причины Великой Схизмы были скорее политическими, а не религиозными: Византийская Империя считала себя наследницей Рима и претендовала на роль объединителя всех христианских земель, а в Риме с этим не соглашались.
Политические разногласия постепенно, со времени разделения единой Римской империи на Западную и Восточную (395 год) накапливались, трансформируясь в разногласия религиозно-догматические, пока не произошел официальный разрыв.
Позже католическая церковь пережила Реформацию, давшую начало новому направлению в христианстве – протестантизму. Православная же церковь сохранила относительное единство. На сегодняшний день существует следующее положение: Римская католическая церковь – единый организм, управляющийся из общего центра – Ватикана.
Православных церквей существует несколько, крупнейшей из которых является Русская, и среди большинства из них действует евхаристическое общение – взаимное признание и возможность совершения совместных литургий.
Что касается протестантов, то это самое пестрое направление христианства, состоящее из большого количества независимых деноминаций разной численности и разной степени признания другими христианскими направлениями и друг другом.
Отличие православия от других направлений христианства
Вопрос – в чем отличие православных от христиан – изначально некорректен, так как православие – одна из основных веток общехристианского древа. Чем же православные отличаются от христиан других деноминаций? Думается, многие согласятся, что миряне (то есть лица, не имеющие церковного образования и сана) вряд ли смогут внятно объяснить, в чем суть различий. Религия в быту играет скорее роль маркера, позволяющего отделить «своих» от «чужих».
Что касается богословских различий, то они неискушенному человеку не скажут ни о чем. Например, согласно католическому вероучению, Святой Дух есть любовь между Богом-Отцом и Богом-Сыном, а в Православии Святой Дух трактуется как общая энергия Святой Троицы.
Согласитесь, такие нюансы мало кому понятны и интересны. Куда большее значение имеют политические отличия, как, например, догмат о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры. Естественно, принятие этого догмата автоматически подчиняет Папе всех, принявших его.
Протестантизм, появившийся и окрепший в 16 веке, отрицает многие постулаты католической церкви. И хотя в богословском отношении у католиков больше общего с православными, ментально они ближе протестантам, так как обе эти религии часто бытуют в среде одного народа. Существуют немцы-католики и немцы-протестанты (различных деноминаций), французы-католики и французы-протестанты (гугеноты).
Да и в исторической судьбе у христианских европейских народов независимо от вероисповедания много общего, что с течением времени сгладило конфессиональные конфликты.
Хотя во время наивысшего накала страстей протестанты заявляли: «Лучше тюрбан, чем тиара», признавая таким образом, что более терпимо относятся к мусульманам, чем к католикам, а апогеем противостояния стала знаменитая Варфоломеевская ночь.
Протестантизм с течением времени утратил свое протестное значение. Пресловутая протестантская «деловая этика» многими воспринимается не как религиозная идеология, а как пособие по ведению бизнеса. Поэтому большинству представителей этой религии православие кажется чем-то диким: еще бы, ведь от него нет никакой практической пользы! О сакральном смысле религии современные протестанты, кажется, и не подозревают.
Псевдохристианские учения
Начиная с 16 века в среде протестантов происходит формирование большого количества разнообразнейших сект, которые, понятно, сами себя величают не сектами, а Церквями.
Постепенно некоторые из них отходят от традиционного христианства очень далеко, считая, однако, носителями божественной истины только самих себя. Что интересно, в католицизме и православии подобных сект в сравнении с протестантизмом крайне мало.
Некоторые из псевдохристианских учений имеют довольно большое число приверженцев, как, например, мормоны – около 15 миллионов человек.
Самыми крупными и известными псевдохристианскими религиозными организациями являются:
- мормоны (15 миллионов);
- свидетели Иеговы (8 миллионов);
- церковь объединения Муна (7 миллионов).
Остальные псевдохристианские культы значительно малочисленнее и их распространение либо сильно локализовано, либо ограничено определенными социальными группами.
Пример первого – некоторые локальные протестантские или православно-староверческие секты, классическим же примером второго случая являются группы последователей Елены Петровны Блаватской (теософы), состоящие в основном из представителей интеллигенции.
Конечно же, все они истинными христианами считают только себя, отказывая в этом праве другим, в том числе и православным.
Подводя итог, можно сказать, что разница между православными и христианами – это явление примерно того же порядка, что и отличие деревьев от растений, коров от травоядных или Поволжья от России. Православие – часть современного христианства. Оно живет, развивается и процветает. И, в общем-то, оно всегда было духовным стержнем, спасавшим нашу страну в самые тяжелые годы. И забывать об этом нельзя.
Источник: https://thedifference.ru/chem-otlichayutsya-xristiane-ot-pravoslavnyx/
Религия Греции
Когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник Неведомому Богу. Выступая в ареопаге, божий посланник сказал: Вот этого чтимого, но пока неизвестного вам Бога, я и проповедую.
Обращение в христианство народа, взрастившего культ идольских богов и оставившего миру огромное культурное языческое наследие, — тот редкий случай в истории, когда светом евангельской истины был освящен культурный и в большинстве своем образованный народ.
Греция — страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии. 98 % населения страны — ортодоксальные христиане.
Греческая (официально — Элладская) Православная церковь — одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция — единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия.
Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.
Крещение в этой стране считается обязательным. Брак не признается государством, если он не венчанный. Религиозные праздники возведены в ранг государственных. А день рождения для грека — событие менее важное, чем именины. Профессиональные праздники отмечаются в день памяти святых покровителей профессий.
Как утверждалось православие на эллинских землях
Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди.
В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий.
В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.
Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.
Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.
Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.
Святая Гора Афон — живая Византия
Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.
По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.
Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.
Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.
Отличия греческого православия от русского
Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:
- Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
- Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.
Источник: https://www.grekomania.ru/articles/info/7-religion-of-greece