Как называют ангелов в исламе

Сколько ангелов всегда сопровождают человека?

Как называют ангелов в исламе

Вопрос: Слышал, что человека всегда сопровождают два ангела, которые записывают его благие и не очень деяния. А есть ли у человека ангелы-хранители, которые защищают его то бед? И какие ещё ангелы сопровождают людей и в чём их предназначение?

Ответ:

Вначале следует пояснить, что ангелы являются разумными существами, верными слугами Господа ﷻ, которые не имеют тела и сотворены из света (нура). Ангелы не имеют пола (ни мужского, ни женского), они не едят и не пьют, у них отсутствуют страсти и влечения к греховному, при этом они всё время заняты поклонением Богу ﷻ и ни на миг не отвлекаются от этого служения, строго выполняют повеления Всевышнего и не делают ничего другого.

Ангелами заполнены все небеса и земли и точное их количество не знает никто, кроме Творца миров ﷻ. Эти Божьи создания выполняют разные функции, в том числе есть среди них и те, которые сопровождают человека, начиная с момента, когда плод находится ещё в утробе матери, и до самой смерти.

Ангелы хранители – аль-Муакибат

В первую очередь хотелось упомянуть ангелов-хранителей, которых называют аль-Муакибат. Эти ангелы в каждое мгновение находятся рядом человеком, охраняя его, будь он дома или же в пути, ночью или днём.

Об этом говорится в Коране:

لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنْفُسِهِمْ وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِقَوْمٍ سُوءًا فَلَا مَرَدَّ لَهُ وَمَا لَهُمْ مِنْ دُونِهِ مِنْ وَالٍ

«Поистине, Аллах Всевышний вас охраняет. У каждого человека есть свои ангелы-хранители, которые поочерёдно шествуют перед ним и позади, по воле Аллаха ﷻ охраняя его.

Аллах ﷻ не меняет положения людей: не ведёт их от нужды к благополучию, от силы к слабости, пока они сами не переменятся душой в соответствии со своими стремлениями.

Если Аллах ﷻ пожелает наказать людей, то не будет защитника, который спас бы их от наказания, и не будет покровителя, который отвратил бы от них то, что их постигло» (смысл 11 аята суры «ар-Рад», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Аль-Муакибат – это ангелы-хранители, которые охраняют человека спереди и сзади. А когда срок этого человека приближается к концу, тогда они покидают его» (тафсир Ибну Касира, т. 2, с. 662).

Ангелы, записывающие наши деяния – Ракиб и Атид

Как вы упомянули в своём вопросе, действительно, человека всюду сопровождают два ангела, которые записывают все его деяния. Их зовут Ракиб и Атид.

Так о них упоминается в Коране:

وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ * كِرَامًا كَاتِبِينَ * يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ

«Поистине, над вами есть досточтимые ангелы-хранители. Они записывают ваши деяния и знают, что вы делаете: добро или зло» (смысл 10-12 аятов суры «аль-Инфитар», тафсир «аль-Мунтахаб»).

إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ * مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

«Ведь по правую и левую сторону от человека сидят два ангела для записи его деяний. Человек не молвит ни одного слова, чтобы не записал его ангел, приставленный к нему» (смысл 17-18 аятов суры «Каф», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Из достоверных источников следует, что ангел, который находится справа, записывает благие деяния, а слева – прегрешения раба.

При этом по милости Божьей ﷻ, если человек совершит недостойный поступок, ангел не записывает его, а ждёт раскаяния. И только по прошествии определённого времени, если человек не сожалеет о содеянном и не раскаивается, его грех записывают.

Ангелы, призывающие к благому

Милость Всевышнего так велика, что Он приставил к каждому из нас ангела, который призывает нас к совершению благих дел.

Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «Нет никого из вас, чтобы не было с ним приставника из числа джинов и приставника из числа ангелов!» Люди спросили: «И с тобой, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «И со мной. Однако Аллах ﷻ помог мне против него и он принял Ислам, и не велит мне ничего, кроме благого!» (имам Муслим).

Помимо перечисленных ангелов, в определённые моменты человека окружают и другие ангелы. Так, среди них есть те, которые посещают собрания верующих, поминающих Господа ﷻ, другие ангелы расстилают свои крылья перед ищущими знания, есть ангелы, смотрящие за утробами матерей и т.п.

Точное же количество ангелов, окружающих человека, ведомо лишь одному Всевышнему.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/55444

Ангелы в исламе — иерархия и цели мусульманских хранителей

Как называют ангелов в исламе

Ангелы в исламе являются одним из ключевых столпов веры, о которых должен знать каждый мусульманин. Эти существа были созданы самим Аллахом, и их единственная цель — это воплощение воли Всевышнего во всех мирах. У них есть имена, определенный спектр обязанностей и почти безграничные возможности.

В статье:

Ангелы в исламе — кто они и как появились

Ангелы в исламе занимают особое место среди всех неземных существ. Они считаются наиболее сильными существами во всем мире — сильнее их есть лишь Аллах. Всего, с точки зрения мусульманской религии, существует несколько видов сверхъестественных существ.

Одними из них являются джинны, которые похожи на людей в своих признаках. Они могут быть как добрыми, так и злыми, как правоверными мусульманами, которых будет ждать свой особый рай, так и бесноватыми духами — шайтанами. Сам Иблис также принадлежал к роду джиннов.

Кроме джиннов, есть и другие бестелесные существа — это ангелы.

Ключевые отличия ангелов ислама от ангелов в христианстве и иудаизме— это их исключительная непогрешимость и доброта. Они не обладают свободой воли как таковой, в общем понимании этого слова. Если с точки зрения христианства и иудаизма, ангелы могут быть падшими, то ислам прямо опровергает такую богопротивную точку зрения. Аллах всеведущ, и потому он не мог бы создать своих верных слуг и проводников своей воли таковыми, какие могли бы предать его впоследствии.

Все ангельские существа не имеют пола, целиком лишены нафса — соблазнов, и полностью безгрешны. Их называют общим словом «малаика», однако, далеко не все они равны. У многих ангелов есть строго очерченный круг обязанностей и возможностей. Некоторые из ни заслужили великую славу и известны по собственным именам. Полчища же их есть безымянных или относящихся к какой-то определенной сфере мусульманской жизни.

Ангел смерти в исламе — кто такие малаикат аль-маут

Особое место в исламской религии уделяется карающей функции некоторых из малаика. В исламе есть ангел смерти — Азраил, который управляет миллионами своих слуг. В общем их называют малаикат аль-маут, но и внутри этой ангельской касты есть свои разделения обязанностей.

Азраил является верховным командующим над всеми ими, и входит в число самых близких приближенных Аллаха. Считается, что он будет последним существом, которое погибнет в Судный День, так как он будет выполнять положенную ему работу до последнего момента.

В отличие от иудаизма, ангел Азраил, который во многом похож на демона Самаэля, является исключительно положительным персонажем. Убийство для него — лишь работа и обязанность, возложенная на него Аллахом, которую он выполняет с максимальной тщательностью.

Среди подчиненных ангела смерти в исламе, есть три различных вида малаика:

  • Назиат, также известнее как малаикат аль-азаб — это ангелы-каратели, которые приходят по души всех неверных. Они жестоко и грубо вырезают души из тел, пахнут падалью и прячут свои лица за черной тканью. Все, за кем приходят назиат отправляются в преисподнюю.
  • Нашитат — это ангелы, которые приходят за праведными мусульманами. Их также называют малаикат аль-рахмат, которые имеют сострадание. У них идеально острые клинки, которыми те бережно разделяют тела и души без всякой боли. Они благоухают ароматом райских кущей и закрывают свои сияющие лица тонким белым  шелком, сотканным из облаков.
  • Сабихат и сабикат являются помощниками других ангелов смерти. Некоторые считают, что они отвечают за души безвольных животных. Ведь звери также являются живыми и кто-то должен оканчивать их существование в этом мире. Кроме того, они могут предупреждать праведников о близкой смерти и готовить их к кончине.

Согласно некоторым толкованиям, к ангелам смерти также относится Исраил или Исрафил. Он выглядит как жуткое существо, которое, тем не менее, все также является ближайшим к Аллаху. Исрафаил должен будет возвестить о конце света, дунув в огромную трубу, звук от которой разнесется по всей Вселенной.

Другие мусульманские ангелы, их силы и иерархия

Помимо ангелов смерти, есть и множество других малаика, которые способны выполнить любые задачи, устанавливаемые перед ними Аллахом. В исламе, также, как и в других авраамических религиях строгая иерархия ангелов. Несмотря на страшный вид некоторых из них и действительно жуткие обязанности, все они — безгрешные создания, проводящие сквозь себя волю Аллаха. Несмотря на отсутствие свободы воли и соблазнов, они обладают разумом, который нельзя постичь никакому человеку или джинну.

Иерархия в исламе начинается с мукаррабун — высших ангелов. Некоторые также называют их архангелами в исламе. К мукаррабун причисляется четверка сильнейших существ в мире после Аллаха. Кроме того, к ним также был причислен и Иса ибн-Марьям, которого христиане называют Иисусом. Это свидетельствует о исключительно ангельской природе пророка. Помимо Исы, сами ангелы мукаррабун представлены Исрафаилом, Азраилом, Микаилом и Джибрилом. Все они также есть и в христианстве, и в иудаизме.

Следующими по силе считаются ангелы, окружающие Трон Аллаха. Сильнейшими из них считаются хамаля аль-арш. Это четверо божественных созданий, которые несут трон Всевышнего. При этом их число должно удвоиться к моменту Старшего Суда.

Некоторые мусульманские толкователи Корана объединяют их с мукаррабун. Есть и другие, приближенные к Трону малаика. Их называют карубин, что очень созвучно с ангелами херувимами из христианства.

Такой ангельский чин в исламе имеют ангелы, окружающие трон, а их число — 70 тысяч.

Следующими по силе и важности считаются хафаза, или же — ангелы-хранители в исламе. Они подразделяются на муаккибат и киряман кятибин. Муаккибат есть у каждого правоверного мусульманина. Они следуют за ним всю жизнь, охраняя того от бед и отступая лишь когда Аллах посылает специальные испытания избранным.

Киряман кятибин, которых также зовут Атид и Ракиб — это писари небесной канцелярии. Каждый человек или джинн имеют свою пару таких ангелов, восседающих на правом и левом плечах. Их долг — описывать каждое действие и слово человека, и именно по их записям будет выноситься приговор Аллахом во время Конца Света.

Мудаббират — это ангелы, никак не относящиеся к человеческой жизни. Их долг — это следить за ходом вещей во всей Вселенной. Они исполняют повеления Аллаха, касающиеся устройства мироздания и следят, чтобы миропорядок оставался в целостности. После этих ангелов следующая ступень — это муккосимат. Это — ангелы-посланники, которые разнося указания Аллаха и распределяют их между другими небесными силами.

Заажират, маляк аль-раат, Раббан-Нау, и маляк аль-джибаль — это ангелы, которые подчиняются непосредственно Микаилу. Долг заажират состоит в управлении облаками. Маляк аль-раат — должность одного из ангелов Микаила, который следит за небесным громом, а маляк аль-джибаль — ангел, охраняющий горы. Раббан-Нау — хранитель растений, животных, камней и почв.

Следующие ангелы упоминаются известным исламским историком Ибн Аббасом, состоящим в родстве с Пророком Мохаммедом. Это — хранители семи небес. Первое небо, по которому ходит луна охраняется Исмаилом, который предстает в форме коровы. Во втором небе, держащем Меркурий, живет ангел Шамаил, предстающий в виде орла.

Третье небо Венеры управляется ангелом-стервятником Сайидом. Четвертое, среднее небо, держащее Солнце, защищается ангелом Салсаилом, который имеет вид лошади. Небо Марса, пятое, контролируется Калькаилом, выглядящим, как райская гурия. Самкхаил, хранитель шестого неба, выглядит как человекоголовая птица и повелевает Юпитером.

Сатурном же, как планетой седьмого неба, заведует Бармаил, выглядящий, словно обычный человек.

Малаикат аль-архам — это ангелы, которые покровительствуют матерям. Их долг — предопределять жизнь людей еще в материнской утробе. Именно по их воле ребенок становится мальчиком или девочкой. И именно они изначально определяют срок жизни и её качество для каждого человека.

После стражей утробы идут малаикат аль-маут, о которых говорилось выше, а за ними следуют ангелы, охраняющие рай и ад. В аду живут аз-Забания — девятнадцать ангелов, раздувающих костер адского пламени и наказывающих грешников. Ими управляет Малик. Некоторые, не относящиеся к мусульманам историки и исследователи считают, что он произошел от огненного демона Молоха. Рай же охраняется Ридваном и хазанат-уль-джанна — ангелами-стражами.

Всем воинам ислама покровительствуют джундалла. Они незримо сопровождают джихад каждого человека — и как борьбу с внутренними страхами, и как войну против агрессии неверных. Считается, что их дает в помощь сам Аллах, выражая тем самым свое довольство этими праведниками.

После джундалла идут саффат — ангелы, которые стоят в один ряд, единой стеной охраняя Аллаха и рай. Таилят — это ангелы, которые постоянно перечитывают Коран и заповеди Аллаха, чтобы они всегда звучали в этом мире. А сайяхуны — это ангелы-странники, защищающие путешественников и помогающие им, выполняя все их желания ночью в Рамадан. Они же доносят молитвы мусульман к Аллаху.

Всех умерших оценивают Мункар и Нариб. Они допрашивают мертвых в могилах и имеют жуткий вид. В то же время к праведникам они приходят дважды. Во второй раз — в образе Мубашира и Башира, успокаивая и сообщая о том, что они прошли испытание и достойны рая.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия является национальной

Имена ангелов в исламе

Самыми известными ангелами в исламе являются Исрафил, Азраил, Микаил и Джибриль. Они являются самыми близкими к Аллаху и изображаются четырехкрылыми существами. Считается, что они неотступно сопровождали самого Пророка, даруя ему свое благословение. Они постоянно наставляли Мохаммеда, отводили от него беды и рассказывали ему волю Аллаха.

Микаил является ангелом милосердия. Именно он подарил людям пищу и научил их готовить ее и выращивать. Это — самый светлый и благостный образ из четверки ангелов, приближенных к Аллаху.

Азраил же является ангелом, олицетворяющим смерть. При этом он дарит мучительную смерть неверным и легкую — праведникам. Приходит он сам лишь к пророкам или великим грешникам, остальных же людей забирают его слуги.

Джибриль олицетворяет собой справедливость. Именно он являлся практически ко всем пророкам, охраняя их и защищая. Считается, что главная роль, переданная Аллахом Джибрилю, заключается именно в покровительстве людям.

Исрафил — это вестник гибели всего живого и олицетворение неотвратимости Страшного Суда. Он выглядит как жуткое существо с четырьмя крыльями и покрытым волосами телом. его задача — возвестить о начале конца света, когда все живые существа погибнут, чтобы предстать перед Аллахом и получить причитающееся им воздаяние.

Есть и множество других ангелов, имеющих собственные имена, о которых сообщалось выше. Весьма интересной и поучительной для каждого мусульманина может быть история об ангелах, которых звали Харут и Марут. Они были единственными ангелами, посвященными в тайны нечестивого колдовства и имеющими право учить ему всех людей.

Тем не менее, в отличие от шайтанов, они предупреждали всякого желающего обучиться магии о том, что за такие тайные знания их ждет посмертное наказание. Таким образом, они предоставляли людям свободу выбора и не обманывали их, демонстрируя, что Всевышний дает возможность решать свою судьбу каждому желающему, честно и открыто.

В целом роль ангелов в исламе нельзя недооценивать. Это — действительно могучие и кристально чистые существа, которые являются неотъемлемой составляющей жизни каждого правоверного. Они не требуют поклонения и являются лишь истинными проводниками замысла Аллаха, претворяя его в жизнь. Тем не менее праведные мусульмане почитают их — и как любое другое творение Аллаха, и как непосредственных проводников его воли, которые заботятся о человечестве.

Источник: https://grimuar.ru/poltergeist/angelologiya/angelyi-v-islame.html

6 ангелов, упоминаемых в Священном Коране

Как называют ангелов в исламе

В Коране упоминаются имена следующих ангелов:

1) Джибриль (мир ему)

Всевышний Аллах в Коране сказал:

يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَـئِكَةُ صَفّاً لاَّ يَتَكَلَّمُونَ 

«В тот день, когда Рух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто». (Сура Ан-Наба: 40)

Словом, «Рух»(дух) здесь назван ангел Джибриль. Так сказали Аш-Ша`аби,Са`ид ибн Джубейр и Ад-Даххак (да будет доволен ими Аллах).

Об этом свидетельствуют и другие слова Всевышнего Аллаха:

نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الاٌّمِينُ — عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنْذِرِينَ 

«Верный Рух (Джибрил) сошёл с ним (откровением) на твоё сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает». (сура Аш-Шуара:193-194)

Аль Мукатиль ибн Хаийян сказал: «Рух – это самый благородный из ангелов, наиболее близкий к Аллаху Всемогущему, и он передатчик откровения».

Исходя из своих безосновательных заблуждений иудеи считали ангела Джибриля врагом.

Абдуллах Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал, комментируя слова Аллаха:

 وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ

«Они спрашивают тебя о духе». Этот аят был ниспослан, когда иудеи спросили у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Расскажи нам о душе, как может быть душа подвержена мучению в теле, ведь о душе знает только Аллах?» И до этого не было ниспослано ничего по поводу души. Тогда пришёл Джибриль (мир ему) и сказал ему:

وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّى

«Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего»». И так же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал им. Тогда они спросили: «Кто сказал тебе об этом?» Он ответил:

«جَاءَنِي بِهِ جِبْرِيلُ مِنْ عِنْدِ الله»

«Ко мне пришёл Джибриль от Аллаха». Они сказали: «Клянёмся Аллахом, никто не мог сказать тебе этого, кроме нашего врага (то есть Джибриля)». И тогда Аллах ниспослал слова:

قُلْ مَن كَانَ عَدُوًّا لِّجِبْرِيلَ فَإِنَّهُ نَزَّلَهُ عَلَى قَلْبِكَ بِإِذْنِ اللَّهِ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ

«Скажи: “Кто является врагом Джибрилю” Джибриль низвёл его (Коран) на твоё сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде». (сура аль-Бакара: 97)

2) Микаиль (мир ему)

Всевышний Аллах в Коране говорит:

مَن كَانَ عَدُوًّا للَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ للْكَـافِرِينَ

«Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками Джибрилем и Микаилем (мир им), тому Аллах является врагом неверующих». (сура Аль-Бакара: 98)

Ибн Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари сказал: «Знатоки тафсира убеждены в том, что этот аят был ниспослан как ответ иудеям, утверждавшим, что Джибриль (мир ему) является врагом иудеев, а Микаиль (мир ему) является их другом».

Также Всевышний Аллах в другом аяте говорит:

بِأَلْفٍ مِّنَ الْمَلَائِكَةِ مُرْدِفِينَ

«Тысячью ангелов, следующих друг за другом». (сура Аль-Анфаль: 9) То есть спускающихся друг за другом.

Али ибн Абу Тальха аль-Вабили сообщает, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Аллах поддержал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) и верующих тысячью ангелами. Джибриль пришёл с пятью сотнями крылатых ангелов, и Микаиль пришёл с пятью сотнями крылатых ангелов».

3) Исрафиль (мир ему)

Всевышний Аллах Коране говорит:

مُهْطِعِينَ إِلَى الدَّاعِ ۖ يَقُولُ الْكَافِرُونَ هَٰذَا يَوْمٌ عَسِرٌ

«Они устремятся к глашатаю (Исрафилю), и неверующие скажут: «Это – Тяжкий день!» (аль-Камар: 8)

Также Аллах говорит:

وَلَهُ الْمُلْكُ يَوْمَ يُنفَخُ فِى الصُّورِ

 «Ему принадлежит власть в тот день, когда подуют в трубу». (сура Аль-Анаам: 73)

Под трубой (Ас-Сур) здесь подразумевается рог, в который подует ангел Исрафиль (мир ему). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 «إِنَّ إِسْرَافِيلَ قَدِ الْتَقَمَ الصُّورَ، وَحَنَى جَبْهَتَهُ يَنْتَظِرُ مَتَى يُؤْمَر فَيَنْفُخ»

«Поистине, Исрафиль уже пригубил рог и опустил лоб – ждёт, когда ему будет приказано, и он подует в него». (Муслим)

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вставал на ночное бдение в молитве, он возносил следующую мольбу:

«اللَّهُمَّ ربَّ جِبْرَائِيلَ وَمِيكَائِيلَ وَإِسْرَافِيلَ، فَاطِرَ السَّموَاتِ وَالْأَرْضِ»

«О Боже, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли». (Бухари)

4) Израиль (мир ему)

Израиль – это ангел смерти, который забирает души умирающих людей. В Коране и в хадисах он упоминается не под этим именем, а под именем ангел смерти (Малак аль-мавт).

В Коране говорится:

 حَتَّى إِذَا جَآءَتْهُمْ رُسُلُنَا يَتَوَفَّوْنَهُمْ قَالُواْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ قَالُواْ ضَلُّواْ عَنَّا 

«А когда же к ним явятся Наши посланцы, чтобы завершить их жизнь, они скажут: «Где те, к кому вы взывали вместо Аллаха?» Они скажут: «Они бросили нас!»» (сура Аль-Аараф: 37)

Всевышний Аллах сообщает о том, что когда ангел (Израиль) будет умертвлять многобожников, то те ужаснутся, а их души будут забирать прямо в ад. Им скажут: «Где то, что вы придавали в сотоварищи Аллаху при жизни? Вы взывали к ним, поклонялись им наряду с Аллахом. Так позовите же их, дабы они избавили вас от того, что вы испытываете».

Идолопоклонники ответят им: «Они пропали от нас!» – то есть бросили нас.

5) Кираман-Кятибин

Ангелы, записывающие поступки и слова людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَكِرَامًا كَاتِبِينَيَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ 

«Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всём, что вы совершаете». (сура Аль-Инфитар: 10-12)

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ اللَّهَ يَنْهَاكُمْ عَنِ التعرِّي، فَاسْتَحْيُوا مِنْ مَلَائِكَةِ اللَّهِ الَّذِينَ مَعَكُمْ، الْكِرَامِ الْكَاتِبِينَ، الَّذِينَ لَا يُفَارقونكم إِلَّا عِنْدَ إِحْدَى ثَلَاثِ حَالَاتٍ: الْغَائِطِ، وَالْجَنَابَةِ، وَالْغُسْلِ. فَإِذَا اغْتَسَلَ أَحَدُكُمْ بِالْعَرَاءِ فَلْيَسْتَتِرْ بِثَوْبِهِ، أَوْ بِحَرَمِ حَائِطٍ، أَوْ بِبَعِيرِهِ

«Поистине, Аллах запрещает вам оголяться. Постыдитесь ангелов, которые пребывают с вами и записывают. Они не расстаются с вами, за исключением трёх случаев: во время испражнения, осквернения и омовения. Когда кто-либо из вас моется нагишом, пусть повесит завесу своей одеждой, или моется за стеной или за верблюдом». (Аль-Баззар)

В другом хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَنْ أَنَسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَا مِنْ حَافِظَيْنِ يَرْفَعَانِ إِلَى اللَّهِ، عَزَّ وَجَلَّ، مَا حَفِظَا فِي يَوْمٍ، فَيَرَى فِي أَوَّلِ الصَّحِيفَةِ وَفِي آخِرِهَا اسْتِغْفَارٌ إِلَّا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: قَدْ غَفَرْتُ لِعَبْدِي مَا بَيْنَ طَرَفَيِ الصَّحِيفَةِ

«Ангелы-хранители поднимаются к Аллаху, свят он и велик, с тем, что они записали за день. Увидев, что в начале и в конце свитка Его раб просит прощения, Аллах говорит: «Я простил Моему рабу, что написано между двумя корками этого свитка». (Аль-Баззар)

6) Ангелы, несущие Арш

В Коране говорится:

الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا

«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (сура Гафир: 7).

Ибн Касир в своем Тафсире приводит, что Шахр Ибн Хавшаб сказал:

«Ангелов, несущих Арш – восемь. Четыре из них читают это дуа:

«سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، لَكَ الْحَمْدُ عَلَى حِلْمِكَ بَعْدَ عِلْمِكَ».

«Пречист ты, наш Господь, и хвала Тебе за то, что добр, несмотря на такие знания».

А другие четверо читают это дуа:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، لَكَ الْحَمْدُ عَلَى عَفْوِكَ بَعْدَ قُدْرَتِكَ

«Пречист ты, наш Господь, и хвала Тебе за твоё прощение, несмотря на Твоё могущество»».

ИНФОГРАФИКА

Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/42515

Ангелы и демоны в исламе – кратко — Русская историческая библиотека

В исламе ангелы, существа, созданные из света, не имеют пола и беспрекословно повинуются аллаху. Четыре древнееврейских архангела перешли в ислам и получили название мукаррибун – «близкие» к аллаху, гигантские, как древнееврейские керубим. Это: Джабраил, передающий божественные повеления, Микаил, наблюдающий за вселенной, Исрафил, готовый протрубить в трубу, возвещая о страшном суде, Азраил, архангел смерти.

Каждый человек имеет двух ангелов-хранителей, которые записывают его хорошие и дурные поступки (если только эта функция не выполняется двумя другими ангелами – катибейн – «двумя писцами»). Ангелы-хранители сменяют один другого на утренней и вечерней заре. Поэтому больше всего искушений таит именно это время суток.

Накир и Мункар – ангелы могилы, ангел Ридван – страж рая, ангел Малик – ада. В исламе имеется еще много других ангелов, например есть ангелы, поддерживающие трон аллаха.

Архангел Джабраил несёт пророка Мухаммеда. Персидская миниатюра XIV века

Иблис

Согласно вероучению ислама, сотворение ангелов предшествовало сотворению Адама. Когда появился Адам, аллах приказал ангелам поклоняться ему. Повиновались все ангелы, кроме Иблиса (искаженное diabolos), дьявола (шайтана, от «сатана»; заимствовано из иудаизма).

Иблис, созданный из огня, отказался поклоняться тому, кто сотворен из праха. Аллах проклял его, но он получил отсрочку, которая будет длиться до дня страшного суда. Иблис использует эту отсрочку, чтобы совращать людей, начиная с Адама и Евы.

В конце времен он вместе с демонами, которые ему служат, будет низринут в ад.

Демоны в исламе

Исламских демонов называют по-разному, самое распространенное название джинн (быть может, отсюда латинский genius). Джинны, напоминающие иранских дивов, – существа, состоящие из пара или бездымного огня. Они могут менять свой облик. По правде говоря, их отношения c Иблисом весьма неопределенны, и не выяснено, все ли они являются отверженными.

В доисламской Аравии они играли в пустыне роль нимф или сатиров. Но ко времени Мухаммеда они постепенно превратились в божества, которым приносили жертвы. Ислам признал их официально до такой степени, что совершенно серьезно обсуждались вопросы, связанные с браком и правом собственности, возникавшие при союзе одного из них с кем-либо из смертных.

Этот образ, конечно, был использован в фольклоре и в житиях святых.

Народные исламские верования приписывают демонам злые дела. Как в период христианского средневековья, из одержимого (маджнун) изгоняют злого духа.

Заклинанья, амулеты и талисманы служат для того, чтобы отогнать или умиротворить эти силы тьмы, которые особенно опасны для женщин во время родов и для новорожденных.

Но в то же время, особенно в районах, населенных берберами, к ним охотно обращаются с вопросами относительно-грядущих событий. Случается, что душа демона воплощается в каком-нибудь животном. Простые люди воздерживаются истреблять живущих на них паразитов.

Исламские демоны не ограничиваются землей и низшими небесами. Они осмеливаются добираться до границ седьмого неба, откуда их изгоняют ангелы, бросая в них камни (это и есть падающие звезды).

Кроме демонов, Коран (сура 2, стих 96) называет двух падших ангелов – Харута и Марута. Будучи подобны ангелам из книги Бытия (гл. VI), от которых они непосредственно происходят, они брали себе в жены «дочерей человеческих».

Источник: http://rushist.com/index.php/islam/3532-angely-i-demony-v-islame-kratko

Ангелы ислам – Ангелы в исламе — иерархия и цели мусульманских хранителей

Ангелы в исламе являются одним из ключевых столпов веры, о которых должен знать каждый мусульманин. Эти существа были созданы самим Аллахом, и их единственная цель — это воплощение воли Всевышнего во всех мирах. У них есть имена, определенный спектр обязанностей и почти безграничные возможности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли пить пиво на Благовещение

В статье:

Архангелы в мировых религиях — Философия

3206

В последнее время, образ архангелов стал часто использоваться в популярных фантастических фильмах, книгах в роли бессмертных духовных существ, которые защищают людей. Но знаете ли вы, кто такие на самом деле архангелы, откуда пришло это определение? Упоминание о них присутствует в большинстве религий и мифологий всего мира. Архангелы или вышестоящие ангелы были упомянуты в иудаизме, христианстве, исламе и других мировых религиях.

Слово ангел происходит от древнегреческого слова «Ангелос». Которое означает носителя сообщений или новостей, а архангел в буквальном смысле является правителем этих ангелов. Эти архангелы выделяются, различными обязанностями, Самим Богом. Хотя ссылки на присутствие архангелов в древних текстах, не оспариваются, есть много споров о том, кто они, что они делают, и каково их число. Каждая религия имеет разный взгляд на их количество и обязанности.

Здесь мы пытаемся рассмотреть роли архангелов и их обязанности в различных религиях.

Архангелы в христианстве:

В христианстве есть несколько ссылок на ангелов, которые часто представленны в виде духовных посланников между Богом и людьми. Православная Церковь упоминает восемь архангелов по имени:

  • Михаил- означает «Кто как Бог»
  • Гавриил- означает «Божий человек»
  • Рафаил- означает «Исцеление Божие»
  • Уриил- означает «Свет Божий»
  • Селафиил -означает «Молитва к Богу»
  • Иегудиил -означает «Хвала Бога»
  • Варахиил -означает «Благословение Бога»
  • Иеремиил -означает «Возвышение Божие»

По Священному Писанию все они являются Серафимами, близкими к Богу. А Архангелами называются в качестве вождей войска ангелов.

Архангелы в иудаизме:

В традиционной еврейской культуре, архангелы выполняют божественные команды и несут духовные послания от самого Бога. Тем не менее, ранние ссылки на конкретных архангелов трудно найти. Это только в пост-библейском иудаизме, особенно в апокалиптической литературе, некоторые архангелы, приобрели широкую известность и были названы.

В первой книге еноха, в списке архангелов были

  • Азраил,
  • Михаил,
  • Уриил,
  • Рафаил,
  • Пениел,
  • Гавриил,
  • Метатрон,
  • Сариэль и
  • Ремиил.

Раввинская литература, Еврейская Библия и Талмуд также классифицируют ангелов на высокие и низкие иерархии. Каббала упоминает десятки архангелов, каждый из которых имеет свою специализацию. Каждому архангелу подчинено по 12 ангелов.

Архангелы в исламе:

Ислам также упоминает иерархию архангелов. Наряду с херувимами, что поют дифирамбы Аллаху, есть четыре архангела. К ним относятся:

  • Микаил или Михаил, поставщик: возглавляет небесное войско, а также приносит гром и молнии на Землю.
  • Джабраил или Гавриил: отвечает за Коран и приносит Священные Откровения пророкам от самого Аллаха.
  • Азраил, ангел смерти: отвечает за расставание души человека со своим телом. На основе хороших или плохих поступков человека, душа либо будет вынута безболезненно или разделена как «капля воды, капающей из сосуда».
  • Исрафиил, ангел Страшного Суда. Хотя его имя не упоминается, непосредственно, в Коране, но считается что ему поручено Аллахом дуть в рог Судного дня.

Помимо этих четырех архангелов есть несколько других ангелов, упомянутые в Коране, как:

  • Малик, ангел, который управляет Адом и огонем.
  • Ридван, страж Рая.
  • Кираман — Катибин, два ангела, которые сидят на плече человека и записывают все его добрые и плохие поступки.
  • Мункар и Накир, являются в могилу и допрашивают души людей о их вере, пророке, хороших и плохих поступках.

Архангелы в зороастризме:

Кроме Высшего Существа (Ахура Мазда), зороастризм признает различные другие духовные существа. Среди них Амеша Спента или архангелы. Это благочистивые и бессмертные, высокодуховные существа сотворенные Ахура Маздой. Они наделены индивидуальностью но их также можно рассматривать как отдельные аспекты самого Создателя. Их имена и роли:

  • Воху Мана, «Благая мысль».
  • Аша Вахишта, означает «Высшую Праведность».
  • Хшатра Вайра, «Желаемая Власть».
  • Спента Армаити, «Святая Преданность».
  • Хаурватат, «Целостность или здоровье».
  • Амиртат, «Бессмертие».

Источник: https://filosofia.ru/arxangely-v-mirovyx-religiyax/

Ангелы смерти в мировых религиях и древних культурах

Ангелами смерти называют существа, которые забирают у людей жизнь и душу, сопровождают их в мир мёртвых, предупреждают смертных о чем-то важном. Почему в одних религиях ангел смерти является только грешникам, а в других — только святым? Можно ли обойтись без него? Некоторые ангелы созданы именно ради исполнения этих обязанностей, другие же – во исполнение послушания, которое временно наложил на них Бог.

В каждой религии ангел смерти чем-то отличается от всех прочих, в некоторых, их нет, но есть боги смерти и загробного царства.

Христианство

В Священном Писании ничего не сказано об ангеле, ответственным за сопровождение мёртвых в рай или ад. Нет и такого, который приносит смерть. Ни демоны, ни ангелы не приведут человека к смерти, если не будет на это Божьей воли. Смерть не дух и не скелет с косой.

Физическая смерть в христианстве — это отделение души от тела, и телесно она неизбежна. Ангелы же по наказу Бога могут человеку помочь умереть, отсрочить смерть, могут повлиять на, что произойдёт с человеком после неё.

Так, Архангела Гавриила иногда именуют ангелом смерти только потому, что он явился к деве Марии, чтобы возвестить ей о том, что скоро она умрёт.

Ангел смерти в иудаизме

В иудаизме ангелов смерти называют малах ха-мавет. У каждого из них есть собственное имя и предназначение. Они посланники Бога и проводники в иной мир.

Малах ха-мавету Бог даёт задание забрать жизни обречённых на смерть людей или целые народы:

«И сказал Господь Ангелу смерти: Ступай принеси мне душу Моше. И встал Ангел смерти и вышел навстречу Моше И спросил Моше: Что ты здесь делаешь? И отвечал Ангел смерти Моше: Бог неба и земли, в руке которого душа всякого живого существа и дух каждого человека, послал меня забрать твою душу» (мидраш Дварим раба).

Внешне ангелы в обличии малах ха-мавет разные: это и существо со множеством глаз, и старик с мечом, и бродяга, и жнец. Именно в иудаизме возник образ смерти с косой.

Азраил, он же Сатан

Сариэль, Азраил, Самаэль, он же Сатан – ангел, препровождающий грешников в ад. Вначале Сариэль выполняет поручения Бога беспрекословно, а спустя время становится его противоположностью. В талмуде есть цитата: «Сатана — он же Ангел смерти, он же дурное побуждение».

В популярной «энциклопедии еврейской демонологии» его описывают так:

«Самаэль в образе малах ха-мавет, ангела смерти, представляет собой ужасную чёрную фигуру. Ангел смерти держит в руках иззубренный нож, с которого стекают три капли яда, и приходит он только за грешниками. Человек при виде страшного чёрного ангела в ужасе раскрывает рот, капли попадают туда, и человек от этого умирает. Первая капля прекращает жизнь, вторая капля — это желчь смерти, третья капля закрепляет начатое».

Гавриэль

Согласно той же «Энциклопедии», Архангел Гавриэль приходит забрать души царей и праведников с острым ровным ножом.

Аваддон

Аваддон. Изначально этим словом называют бездну или саму смерть, открытую могилу. Но позже в «Откровении» Иоанн Богослов переосмысляет его как именно ангела:

«Это имя ангела бездны, царя саранчи, вышедшей из той бездны, имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откровение. 9:11)

Шахат

Шахат — ангел, известный по «казням египетским». Тогда по воле Господа он забрал всех первенцев народа Египта, принуждая фараона отпустить народ Моисея из рабства.

Маляк-аль-маут – ангел смерти в Исламе

Ангел смерти сотворён Аллахом из стихии света и очень силён. Смысл их существования заключается в служении Аллаху. У этого ангела, как и у всех других, нет свободы воли, поэтому он безгрешен.

В Коране его зовут Маляк-аль-маут, но все современные последователи ислама называют его Азраил, возможно, заимствуя его из Иудаизма. Азраил — один из четырёх ангелов, приближенных к Аллаху. Ему служат ангелы из разных родов: одни сопровождают в рай мусульман и праведников, а другие — души грешников (или неверных) в ад.

Внешность Азраиля в разных источниках описывается по-разному. В одних его облик схож с христианским ангелами-херувимами, с четырьмя крылами. В других источниках предполагается, что у него много глаз, ртов, и шерсть на теле.

Считается, что во время конца света, после того, как затрубит Исрафил, и творения Аллаха покинут этот мир, Азраил умрёт последним.

В тафсире Мазхари — одном из толкований Корана — упоминается хадис, т. е. предание о словах и деяниях пророка:

«Когда Аллах Тааля приказал Азраилу, мир ему, умерщвлять людей он взмолился: «О мой Господь, Ты возложил на меня такую обязанность, что все сыны Адама, живущие в мире, будут проклинать меня всякий раз, когда вспомнят обо мне и будут считать меня злом». На это Аллах Тааля ответил ему: «Мы позаботились об этом и распространили в мире некоторые заметные болезни и другие причины гибели людей, которые они будут связывать со смертью и ты будешь защищен от их проклятий».

Исламский богослов аль-Куртуби повествует:

«Однажды Пророк увидел ангела смерти, стоящего у головы одного из своих сподвижников, лежавшего на смертном ложе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обратившись к нему: «Облегчи моему сахабу». Ангел смерти ответил: «Будь уверен. Я облегчаю каждому верующему», и добавил: «Представь себе число людей, живущих в городах и деревнях, и в лесах, в горах или у воды. Я вижу каждого из них пять раз в день. Поэтому я напрямую знаю всех их, молоды они или стары».

Яма – ангел смерти в Индуизме

В индуизме это Яма, согласно индуистскому сюжету, первый человек, который умер и открыл этим дорогу в загробный мир. Кроме того, существует богиня смерти и разрушения Кали. Она же и богиня-мать, и защитница мирового порядка.

Буддизм – зачем ангел, если смерти нет

В буддизме «ангела смерти» нет, как и нет представления о душе. Согласно учению Будды Шакьямуни и Антамаваде — теории несуществования души — основой мироздания является разум, который часто сравнивают с пламенем светильника. И как пламя одного светильника может зажечь другой, так и один разум в момент угасания тела может зажечь новый разум.

Синтоизм – ангел смерти Эмма-О

В синтоизме, японской религиозной мифологии, ангел смерти женского пола – это Эмма-О. Она правит адом и судит умерших.

Древний Египет – боги смерти

В Древнем Египте боги смерти Анубис и Осирис. Первый – проводник умерших в царство мертвых, покровитель кладбищ и хранитель лекарств. Второй — царь загробного мира и судья для умерших, но также и бог возрождения.

Вавилон – подземные боги

В Древнем Вавилоне — бог подземного царства и палящего солнца Нергал и Эрешкигаль — великая подземная госпожа, покровительница долгой холодной зимы.

Древняя Греция – Харон и Танатос

В Древней Греции — бог смерти Танатос, ненавидимый другими богами, обладатель железного сердца. Он живёт на краю мира, крылат и не любит подношений. На ангела смерти также очень похож Харон: перевозит души умерших через реку в подземное царство мёртвых. Обратно — нет.

Ацтеки – Миктлантекутли

У ацтеков — Миктлантекутли, владыка подземного мира. Выглядит как человек с голым черепом. С ним часто рядом находятся паук, сова и летучая мышь. Любимое украшение — ожерелье из человеческих глаз. Владыка севера, ест души умерших, поощряет каннибализм.

Древние скандинавы – Валькирии

У скандинавов ангелами смерти можно назвать валькирий. Они гарцевали на крылатых конях над сражениями и забирали умерших славных воинов в Валгаллу — небесный чертог для погибших в бою.

У чувашей ангел смерти Эсрель. Он убивает живых существ быстрой, но мучительной смертью. Его выбор падает на тех людей, которые были скупы на жертвоприношения. Глаза у него на затылке, он состоит только лишь из скелета, ростом выше двух метров. Бывает обманут людьми.

Возможно, вам будет интересно:

28 января 2019

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/angely-smerti/

Какие ангелы находятся рядом с человеком

Одним из столпов имана в исламе считается вера в существование ангелов. Это существа, которые, в отличие от людей и джиннов, не обладают свободой выбора действий и делают всё, что велит им Аллах. Точное их количество известно лишь Всевышнему.

Ангелы имеют свою иерархию, расположение в которой зависит от их прямых обязанностей. Основной задачей некоторых из них стало постоянное присутствие рядом с нами с момента нахождения в утробе матери и до последнего вдоха.

Обязанности ангелов, находящихся рядом с людьми

1. Присутствие при сотворении

Во-первых, ангел присутствует при зарождении новой жизни и появлении её в чреве женщины. В одном из хадисов сказано: «Создатель повелевает ангелам направиться к плоду, после чего те задают вопрос: «Станет ли он просто каплей, сгустком крови или эмбрионом?» Если же Творец вознамерится создать его, то ангел задаёт следующий вопрос: «Какого пола он будет? Будет он счастливым? Каков его удел и сколько ему суждено прожить? И вся эта информация записывается рабу Аллаха ещё в утробе» (Бухари).

2. Защита людей

Ангелы также приставляются к нам с целью защиты от тёмных сил и различных болезней. Подтверждением тому служит аят суры «Гром»:

«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по Божьему повелению» (13:11)

Отсюда возникает вопрос, а почему тогда люди болеют и становятся жертвами колдунов и чёрных магов? Дело в том, что ангелы способны лишь выполнять волю Всевышнего, и когда Аллах решит послать человеку недуг или какую-то беду с целью наказать за грехи или же, наоборот, испытать его трудностями жизни, то ангелы в данном случае бессильны и они отстраняются от этого.

При этом, если человека постигает немощность, из-за которой ограничиваются его возможности (постельный режим, реанимация, переломы, потеря сознания), то верующему записывается саваб, равный тому, сколько он зарабатывал его в полностью дееспособном состоянии (Хаким).

3. Запись положительных и негативных дел

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как происходило принятие христианства на Руси

Кроме того, людей постоянно сопровождают ангелы, записывающие их поступки. Справа находится тот, который записывает лишь благое, а слева – дурное. Причём, находящийся слева пишет про грех не сразу после плохого поступка, а выжидает время для того, чтобы мы могли одуматься и исправить ошибку. Хадис гласит: «Ангел не записывает грех сразу же после его совершения, а выжидает на протяжении 6 ч. (в некоторых риваятах – 3 часов).

Если раб Аллаха за этот промежуток осознает свою ошибку и будет молить о прощении у Господа миров, то этот дурной поступок не будет записан, а иначе запишется грех» (Альбани, Табарани). Здесь важно понимать, что недостаточно будет просто раскаяться и попросить прощения, нужно сделать всё возможное для того, чтобы устранить последствия Вашего деяния.

Например, если Вы испортили чьё-либо имущество, то ущерб необходимо компенсировать.

Ангелы-писари сменяются дважды в день – во время утреннего (фаджр) и послеполуденного (аср) намазов. По этой причине необходимо уделять особое внимание совершению данных молитв в установленное время. Посланник Аллаха (с.г.в.

) говорил, что во время смены ангелов Господь спрашивает их: «В каком положении вы оставили Моего раба?» Тогда ангелы докладывают: «Мы оставили их во время молитвы» (касаемо тех, кто совершил намаз вовремя), а вернувшись, опять-таки застали их в намазе» (Бухари, Муслим).

Дуа ангелов за людей

Ангелы 24 часа в сутки оберегают вверенного им человека. Но в некоторых ситуациях они выражают своё довольство подопечным и просят за него у Аллаха:

  • Намаз. Ангелы довольны человеком, когда тот совершает намаз. Посланник Создателя (с.г.в.) сказал: «Ангелы возносят мольбу за каждого до того момента, пока он не покинет место молитвы, а также пока не будет испорчено омовение» (Бухари, Насаи).
  • Дуа за других. Они выражают своё довольство нами в тот момент, когда мы просим у Господа не за себя, а за другого человека. Подтверждением тому служит хадис: «Когда му`мин просит у Создателя за другого, то ангелы повторяют слова: «О, Аллах! Прими его мольбу и даруй ему то же, что он просит для другого» (Абу Дауд).
  • Щедрость. Они возносят дуа за человека, отличающегося особой щедростью. В одном из хадисов говорится, что с наступлением утра на землю сходят два ангела, один из которых просит у Господа воздать прибылью щедрому человеку, а другой – убытком скупому (Бухари, Муслим).
  • Получение знаний. Довольны ангелы также верующими, находящимися в поиске новых знаний. Здесь речь идёт не только о познании религии, но и о светских науках. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Кто стремится к обретению новых знаний, тому Творец облегчает дорогу в Райские сады, а ангелы расстилают крылья, демонстрируя своё довольство» (Абу Дауд).
  • Чтение Аятуль-Курси. Ангелы-хранители начинают оберегать человека в тот момент, когда он читает Аятуль-Курси (255 аят суры «Бакара»). Подтверждение этому можно найти в хадисе: «Перед сном прочти Аят аль-Курси, с тобой будет ангел-хранитель от Аллаха, и шайтан не сможет навредить тебе» (Бухари).

В какие помещения они не заходят

К сожалению, ангелы могут входить не во все здания, а значит, в некоторых ситуациях они не могут быть рядом с человеком. Это связано с тем, что эти Божьи творения избегают некоторых предметов и существ:

Статуи или статуэтки

Ангелы избегают каких-либо изображений живых существ. Пророк (с.г.в.) говорил: «Они на заходят в дома, где есть идолы» (Муслим). В жилище современного человека весьма трудно найти идола, а вот статуэтки – можно, и по причине их сходства богословы сделали вывод, что лучше в своём доме не хранить подобные произведения искусства.

Некоторые картины

Аналогичная ситуация и с предметами художественного творчества, на которых изображены живые существа. Хадис гласит: «Ангелы избегают дома, в которых есть картины» (Бухари).

Если же нарисован пейзаж, натюрморт или же просто «мазня краской» (современное искусство), на котором невозможно разглядеть чей-либо образ, то такую картину можно спокойно вешать в доме.

Некоторыми богословами считаются также дозволенными картины, в которых есть исключительно силуэт тела живого существа, но отсутствуют очертания лица.

Собака

Известно, что ангелы избегают дома, в которых обитает это животное, ведь в исламе оно считается нечистым (в отличие от кошек). Подтверждение тому мы можем найти в словах Заключительного посланника Господа (с.г.в.): «Ангелы не заходят туда, где есть собака» (Бухари, Муслим).

Источник: https://islam.global/verouchenie/vera/angely-khraniteli-v-islame/

Ангелы в исламе: имена, иерархия, ответственность

Малаика – так называются непостижимые человеческому разуму творения Аллаха. Бестелесные, прекрасные и многокрылые существа беспрекословно исполняют волю Творца. Различаются по силе, красоте и контролируют каждую сферу жизни человека.

Кто они и как появились

Ангелы – первые по силе существа после Аллаха. Они бестелесны. Всего в исламе несколько бестелесных существ. Например, джинны, но они смертны. После кончины джиннов ждет особый рай или ад в зависимости от деяний.

В отличие от джиннов малаика бессмертны и наделены сверхъестественной добротой. Это главное отличие исламских ангелов от христианских. У них нет свободы выбора, они полностью подчинены воле Аллаха. Поэтому предательство подобное деянию Люцифера в исламе исключено. Аллах всеведущ и никогда не допустит такого.

Малаик бесполы и лишены нафса – соблазнов. В отличие от людей и джиннов, ангелы не подвержены страстям. Святое воинство безгрешно, потому что никогда не противоречит воле Аллаха. Большинство из них безлики, но особо великие наделены именами.

Четыре пророка

Среди светлых слуг Господа единицы называются пророками ангелов – мукаррабун. Их четверо:

  1. Джибрил (Джабраил) – первый среди равных и самый близкий к Аллаху. По праву назван «Господом ангелов». Приходит к пророкам в откровениях. Дважды посещал пророка Мухаммеда и вдохновил на создание Корана. Вознес основателя ислама на небо. По описанию Джибрил – обладатель шестисот крыльев, которые занимают собой все небо.
  2. Микаил – второй ангел в иерархии ислама. Отвечает за пропитание живых существ. Известен как милосердный ангел. Управляет стихиями. В Библии ассоциируется с архангелом Михаилом.
  3. Исрафил – вестник Судного дня. Стоя на иерусалимской горе, в назначенный час, ангел вострубит и старый мир разрушится. Когда Исрафил вострубит во второй раз, мертвые воскреснут и соберутся на суд Аллаха. По описанию Исрафил – огромное существо, покрытое волосами, ртами и глазами. Он вестник воли Аллаха другим малаика. Трижды в день Исрафил оплакивает муки грешников, томящихся в аду.
  4. Азраил – ангел смерти. Забирает души умерших и возглавляет воинство ангелов, которые приходят к усопшим. После Судного дня, когда умрет последний человек на земле, следом за ним падет Азраил. До тех пор он беспрекословно исполняет волю Творца.

Коран относит к мукаррабун еще одного пророка – Ису, которого Аллах отправил на землю для создания священной книги Корана – Инджиля (Евангелие). В христианской традиции пророка Ису принято называть Иисусом. Часть богословов ислама трактовали природу Исы, как наполовину ангельскую и называли одним из пяти посланников Аллаха, наряду с пророком Мухаммедом.

В данном видео рассказывается о 6 ангелах, упоминаемых в Священном Коране:

Имена (главные)

Кроме четырех пророков, которые возглавляют светлое воинство ангелов Аллаха, в исламе почитаются:

  • Малик – ангел ада, который поддерживает жар подземного пламени и никогда не улыбается. Согласно Корану, когда пророку Мухаммеду показали ад, он увидел Малика в образе высокого, смуглого человека с курчавыми волосами. О предназначении ангела говорится в 77 аяте суры Аз-Зухруф: «Отчаявшись в облегчении мучительного наказания, грешники воззовут к Малику — стражу огня, говоря: «Попроси твоего Господа послать нам кончину, чтобы мы избавились от ужасов адского огня». А Малик им ответит: «Вы вечно пребудете в адской муке».
  • Харут и Марут – два бестелесных существа из Вавилона. При жизни пророка Сулеймана (в Библии – царь Соломон) учили людей колдовству в обмен на спасение от Страшного суда.
  • Мункар и Накир – ангелы малого суда. После смерти человеческую душу ждала встреча с ними. Ангелы требовали назвать имя бога, пророка и религию, которую человек исповедовал при жизни. Мусульманам открывался доступ к раю, а души неверных Мункар и Накир подвергали жестоким мучениям.
  • Ридван – хранитель рая. Открывает врата перед верующими и дарует небесные одежды. В переводе с арабского имя ангела означает «божественное благоволение».

Различие по рангам

Часть малаика не получила имен:

  • Кираман кятибин – священные писари, сидящие по левую и правую сторону от человека. Каждое слово и поступок записывается, и на Страшном суде зачитывается ангелами. В Коране так сказано: «Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена. [Помни], что два ангела сидят [у человека] справа и слева и записывают [его деяния]. [Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж».
  • Хамаля-и арш – держатели трона Аллаха.
  • Забани — существа, призванные мучить грешников в аду. Это грозные великаны под предводительством Малика.
  • Хафаза созданы Всевышним для защиты людей от происков злого джинна – Иблиса.
  • Джунд-у Субхани — вдохновляют рабов Аллаха на борьбу с неверными и закидывают джиннов на земле небесными камнями – метеоритами.

Функции

Ангелы макараббун призваны прославлять Аллаха и поклоняться величию Творца. Ибад-и мусаббихы — ангелы, которые вечно славят Бога, а хамалаи мумтаси – посланники воли Всевышнего. Кроме них, Аллах создал особый род небесного воинства для защиты людей.

С момента зачатия и до смерти человека оберегают 360 ангелов. Среди них:

  • бестелесные существа, которые внушают людям мысли о справедливости;
  • святое воинство, что молится за правоверных мусульман;
  • духи, которые спускаются к праведникам, читающим Коран;
  • существа, которые присутствуют во время утреннего и вечернего намаза и вместе с верующими произносят: «Аминь»;
  • создания, которые внушают мусульманам мысли о Рае, а кяфиров (неверных) пугают: «Вкусите теперь муки и страдания Ада».

С позволения Аллаха ангелы заступаются за души людей (выполняют шафат). Благодаря им праведный человек никогда не чувствует одиночества – он под сенью защиты всегда и везде. От милости малаика зависит духовная сила человека – она даруется через откровения, которые доставляют малаика.

Слова и поступки каждого человека записаны. За это отвечают кираман кятибин. Гнев, злость и разрушительные действия бесстрастно фиксируются бестелесными наблюдателями. На Страшном суде свидетельства будут зачитаны писарями без утайки. Воздастся всем людям, независимо от социального положения и вероисповедания.

Дозволяется исправить греховный поступок и в первые три часа после совершения попросить прощения у Аллаха. Появится шанс, что Всевышний простит провинившегося и грех не появится в списке злодеяний у малаика. Возможность спасти душу зависит от силы раскаяния. Только истинно верующий избежит страшной участи попасть навечно в огненный ад.

Кроме писарей, спереди и сзади всех людей с рождения и до смерти приставлены защитники – ангелы-хранители. Они оберегают человека от опасностей внешнего мира, а также от дурных мыслей – козней шайтана.

В промежуток между утренней и дневной молитвой защитники сменяются. Одна пара поднимается на небеса, чтобы держать ответ перед Аллахом за подчиненного. Другая – прибывает к человеку и оберегает до возвращения первой.

Азраил: встреча с ангелом, несущим смерть

Четвертый из величайших пророков по воле Аллаха возглавляет миллионное войско, призванное следить за переходом душ в иной мир. Приход ангела смерти неизбежен, а возможности малаика безграничны.

Азраил успевает повсюду, поскольку выполняет волю Творца. Бестелесные создания не привязаны к материальному миру, поэтому способны находиться в разных местах одновременно. Уважаемый исламский богослов Абу Абдуллах аль-Куртуби так описывает встречу Азраила и пророка Мухаммеда:

Ангел обратился к нему со словами: «Представь себе число людей, живущих в городах и деревнях, и в лесах, в горах или у воды. Я вижу каждого из них пять раз в день. Поэтому я напрямую знаю всех их, молоды они или стары».

Кто такие малаикат аль-маут

Воинство ангела смерти многочисленно. Тысячи подданных Азраила рыщут по свету в поисках душ, покидающих смертное тело. Название для слуг ангела смерти – «малаикат аль-мут». Они различаются по внешнему виду и обязанностям, возложенных на них Творцом:

  • Назиат – «ангелы обреченности». Вырывают души из тел умерших кяфиров в момент смерти. Грубы и жестоки. Лица черны и закрыты погребальными тряпками. Источают запах разлагающейся плоти.
  • Нашитат – «ангелы сострадания». Аккуратно извлекают души правоверных мусульман из тел. Отличаются добротой и учтивостью. Лица сияют светом. Одежды ангелов белы и благоухают.
  • Сабихат и сабикат – помощники слуг Азраила. Отвечают за сбор душ животных.

Некоторые богословы относят к малаикат аль-маут Исрафила из-за функции вестника Конца света и разрушителя старого мира.

Другие мусульманские ангелы, их силы и иерархия

В исламе, как и в других авраамических религиях среди ангелов соблюдается строгая иерархия. Кроме мукаррабун, держателей трона Аллаха и ангелов ада, выделяют:

  1. Воинство, окружившее трон Аллаха – карубин.
  2. Заажират – управляют стихиями.
  3. Муддабират – наблюдатели за порядком во Вселенной.
  4. Муккосимат – посланники воли Аллаха.
  5. Ангелы семи небес – впервые упомянуты исламским историком Ибн Аббасом, родственником пророка Мухаммеда.
  6. Малаикат аль-архам – ангелы утробы. Определяют пол, жизнь и судьбу, когда ребенок зарождается во чреве матери.
  7. Хазанат-уль-джанна – воинство, охраняющее Рай. Возглавляет Ридван.
  8. Джундалла – покровительствуют воинам, осуществляющим джихад – борьбу с кознями Иблиса и неверными.
  9. Саффат – воинство, ставшее в ряд.
  10. Таилят – ангелы, читающие Коран вслух.
  11. Сайяхуны – доносят молитвы верующих до Бога.
  12. Аль-укуль уль-ашара – «десять разумов», ангелы, создавшие друг друга по воле Аллаха.

Несмотря на жуткий облик тех, кто несет службу в аду или собирает души неверных, все ангелы – безгрешны и прекрасны. Это создания Аллаха наделены разумом, который непостижим для людей и джиннов.

 

Источник: https://potystorony.ru/poltergejst/angely-v-islame.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию