Как сотворил Бог Адама

Сотворённый по образу Бога


Рассел Григ

Согласно историческому Библейскому описанию сотворения Адама и Евы (Бытие 1:26-27) Бог создал первых мужчину и женщину «по образу Своему». Что это означает? И почему это важно?

Это произошло на шестой день недели сотворения после того, как Бог подготовил землю для проживания человека, и после того как Он создал рыб, птиц и других животных. Всё это было сотворено по Божественному повелению.

Это означает, что Бог повелел (или захотел) и так произошло, и всё появилось. Но всё было немного по-другому во время сотворения человека. Вдохновенное Писание говорит нам:«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27).

Божье совещание

В этом удивительном стихе Бог, по-видимому, с кем-то говорит. 1 Кальвин писал: «Выглядит так, словно говорящий явно совещается он приступает к консультации». 2 Многие другие толкователи Библии называют это «совещанием». Но если это так, то с кем совещается Бог? И почему? Говорит ли нам Библия что-нибудь об этом?

Поскольку Господь не нуждается ни в каких советниках, 3 подобное совещание может происходить только между лицами Троицы — между Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом. 4, 5 В послании к Евреям 1:2 говорится о том, что когда Бог творил веки (или вселенную), Он делал это через Своего Сына. 6

Бог легко мог повелеть и человек появился бы одним лишь Его Словом, как это и было в случае с животными (Бытие 1:20, 24) и растениями (Бытие 1:11). Но Он выбрал другой путь.

Человек не является ни собратом животных, ни далеким родственником примитивных растений, ни продуктом бактерий. Наоборот человек – это некто особенный, замечательный шедевр Божьего мастерства и особое выражение природы Бога. Человек был сотворен при личном содействии Бога.

Бог вводит человека в мир торжественно, величаво и с особой осторожностью как результат обдуманного решения Троицы.

Несмотря на то, что человек был сотворен из праха земного, Бог лично «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7).

Таким образом, человеческая жизнь является не результатом спонтанной перестройки молекул в его теле или продуктом эволюции от какого-либо животного или «низшего человекообразного существа» (как учит теистическая эволюция), а подарком от Бога.

Это еще больше подтверждается описанием происхождения Адама в Евангелии от Луки, где Лука называет Адама не сыном человекообразной обезьяны, а «сыном Бога» (Луки 3:38).

Так что же Бог обсуждал с Сыном? В книге Откровение 13:8 говорится, что Агнец Божий (т.е. Иисус) «закланный от создания мира».

К шестому дню недели сотворения были заложены все основания земли, но уже с момента сотворения человека Бог начал цепь событий, которые неотвратимо должны были привести к будущему распятию и смерти Господа Иисуса Христа на кресте как расплате за человеческие грехи.

В Своей земной жизни Иисус подтвердил Свое желание и готовность исполнить волю Отца в Гефсиманском саду (Матфея 26:39, 42). Возможно ли, что Он сделал то же самое на небесном совещании, непосредственно перед тем, как Бог сотворил Адама?

По подобию Бога

Когда Бог сотворил человека по Своему подобию,7 Он хотел, чтобы человек (как мужчин, так и женщина) был определенным образом похож на Бога, и имел определенные Божьи привилегии. Относительно этого можно сделать вывод:

1. Это было не физическое сходство, а

Несмотря на то, что Бог – это Дух (Иоанна 4:24) и не имеет такого тела, как у человека, когда Он появляется в Старом Завете перед людьми, Он делает это в теле человеческом (напр., Бытие 18:1-2; 32:24, 28, 30).

8 Доктор Генри Моррис пишет: «В теле человеческом есть что-то особенное, что однозначно указывает на Божье проявление Самого Себя (так как Бог знает всё, что Он создал от начала мира — Деяния 15:18) и Он должно быть создавал тело человека именно с этой мыслью.

Соответственно Бог создал тело человека не таким, как у животных: оно стоит прямо, его лицо направлено вверх, это лицо способно выражать чувства в соответствии с эмоциональными ощущениями, тело имеет мозг и язык, который может передавать звуки и символическую речь».9, 10

Более того, человеческое тело было таким, через которое должен был воплотиться Бог-Сын или «сделался подобным человекам» (Филиппийцам 2:7). Таким образом Бог создал человека в таком теле, в котором Он Сам однажды пришел — в форме, в которой Он пожелал явить Себя людям.

2. Подобие мыслей.

Бог одарил человека интеллектуальной способностью, которая намного превосходила и превосходит способность понимать у животных.

Таким образом, человеку был дан ум, способный слышать и понимать для того, чтобы общаться с Богом; эмоции, способные отвечать Богу с любовью и преданностью; и воля, благодаря которой он может выбирать, слушаться ли ему Бога.

Человек был наделен всем необходимым не только для того, чтобы «любить Бога и вечно слушаться Его», но также и для того, чтобы выполнять Божий замысел на земле — быть Его регентом и управлять творением вместе со своим Творцом.

Это видно из повеления Бога Адаму и Еве,11 чтобы они владычествовали над всей землей и животными (Бытие 1:26, 28), чтобы Адам ухаживал за садом (Бытие 2:15), и чтобы он дал названия всем животным на земле (Бытие 2:19-20).12

Интеллектуальные таланты человека еще больше выражаются в его способности проектировать и создавать различные вещи, ценить красоту, сочинять прекрасную музыку, рисовать картины, писать, считать огромные числа и изучать математику, контролировать и использовать энергию для самого себя (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, мыслить, принимать решения, обладать самосознанием, смеяться над собой и думать абстрактно. Всё это поведение не является инстинктивным (в отличие от животных), и как таковое оно имеет неограниченное многообразие.

3. Моральное подобие.

Из всех сотворённых Богом существ только человек имеет дух или осознание Бога, т.е. способность познавать Его и иметь духовную связь с Ним через молитву, хвалу и поклонение. С момента грехопадения (Бытие, глава 3), человек имеет врождённое моральное понимание добра и зла (совесть), которые он распознает своим духом.13

Человек был сотворен не только непорочным (т.е. без греха), но и святым. В противном случае Адам не мог бы иметь общение с Богом, который не может смотреть на злодеяния (Аввакума 1:13). Это еще больше подтверждается в Бытие 1:31, где Бог говорит, что всё, созданное Им (включая человека), было «хорошо весьма». Это не могло бы быть правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

4. Социальное подобие.14

Социальную природу Бога и истинную любовь можно увидеть в доктрине Троицы. Бог, суть которого есть любовь, сотворил человека с социальной природой и необходимостью в любви. Утверждение в Бытие 3:8 о том, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня», указывает на то, что Адам и Ева наслаждались дружбой и общением с Богом, которые они имели, пожалуй, каждый день.

Бог также обеспечил человека очень особенным общением и любовью. До того, как Бог создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Затем Бог создал Еву из ребра Адама (Бытие 2:21-24), и именно этот факт Иисус использовал в разговоре с фарисеями для того, чтобы защитить святость брака и глубину любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6; Марка 10:6-8).15

Заключение

Когда Бог создавал растения и животных, Он творил их всех «по роду их» (эта фраза встречается в Бытие 1:11-25 девять раз). Когда Бог создал Адама, Он сделал его по образу и подобию Бога (см. Деяния 17:28).

После грехопадения, человек всё равно остается творением, созданным по образу (Бытие 9:6; 1 Коринфянам 11:7) и подобию Бога (Иакова 3:9). Однако этот образ был запятнан в момент неповиновения Богу, и все аспекты Божьего образа были испорчены.

И, тем не менее, эти аспекты были совершенными в Господе Иисусе Христе, который был и является «образом Бога невидимого» (Колоссянам 1:15), и «образом ипостаси» Бога (Евреям 1:3), как в Своей жизни на земле, так и на Небесах.

Апостол Павел говорит, что через Евангелие мы преображаемся в образ Бога, и что этот образ облекается «в праведность и святость истины» (Колоссянам 3:10; Ефесянам 4:24). Это не свойственно природе человека и он не может достичь этого собственными усилиями.

Это является результатом работы Христа через веру и покаяние (Иоанна 1:12; Галатам 2:20). Эту работу совершает в нас Святой Дух (Титу 3:5; Римлянам 8:28-29), который живет в Божьих детях (1 Коринфянам 3:16; 6:19).

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Ссылки и примечания

  1. Два других стиха, где используется множественная форма в речи Бога (совещание): Бытие 3:22 и 11:7. Вернуться к тексту.
  2. Джон Кальвин, Бытие, перевод и издание Джона Кинга, издательство The Banner of Truth Trust, Эдинбург, 1965, с. 91. Вернуться к тексту.
  3. Исаия 40:13; Римлянам 11:34. Вернуться к тексту.
  4. Иоанна 16:13 свидетельствует о том, что Святой Дух говорит. Вернуться к тексту.
  5. Множественная форма «Бог» (Элохим) и местоимения во множественном числе «нас» и «наш», используемые с глаголом в единственном числе в Бытие 1:26, предопределяют доктрину Троицы. Сравните Бытие 1:1-3 и Матфея 28:19. Вернуться к тексту.
  6. Также смотрите Иоанна 1:3: «Всё чрез Него начало быть (т.е.

    через Слово = Иисус Христос), и без Него ничто не начало быть, что начало быть», и Иоанна 17:24, где Иисус говорит о том, что Бог Отец возлюбил Сына «прежде основания мира». Вернуться к тексту.

  7. Некоторые толкователи Писания различают слова «образ» и «подобие» Бога. Другие рассматривают их как синонимы, желая подчеркнуть идею о сходстве. По-видимому, Моисей больше согласен со вторым мнением: т.е.

    он использует слово «подобие» как объяснение «образа» в Бытие 1:26 (между двумя фразами в послании к Евреям нет никакого союза «и»); он использует слово «образ» дважды и ничего не говорит о «подобии», о котором говорится в Бытие 1:27; он использует «подобие» (только) в Бытие 5:1, и «образ» (только) в Бытие 9:6. Вернуться к тексту.

  8. Мы понимаем, что это был Господь Иисус Христос, поскольку «Бога (Отца) не видел никто никогда» (Иоанна 1:18). Вернуться к тексту.
  9. Генри Моррис, Описание Бытия, издательство Master Books, Эль-Каджо, Калифорния, 1976, с. 74. Вернуться к тексту.
  10. Животные общаются несколькими различными способами, включая голос, выражения лица, поза тела и запахи, но, ни одно животное не может говорить с помощью грамматических фраз и предложений. Вернуться к тексту.
  11. Обратите внимание на то, что в Бытие 1:27 говорится, что Ева также была сотворена по образу Бога, а повеление в Бытие 1:26 и 28 находится во множественном числе «их», т.е.

    касается Адама и Евы, а значит и всех их потомков (всех людей). Вернуться к тексту.

  12. Таким образом, человеку был дан во владение весь земной мир (животный, минеральный, растительный) не для того, чтобы он эксплуатировал его для собственной выгоды и вел себя как тиран, но для того, чтобы быть представителем Бога. Это задание, требующее посвящения и ответственности. Человек во всём ответственен перед Богом. (Откровение 20:12).

    Вернуться к тексту.

  13. Человек – это существо, имеющее три составных, т.е. единство тела, души и духа. Растения имеют тело и неосознанную жизнь. Животные имеют тело и осознанную жизнь (с евр.: nephesh, обычно переводится как «душа»). Человек имеет тело, осознанную жизнь (душа, включающая человеческий интеллект или ум, эмоции или чувства, и право выбора или воля), и дух (осознание Бога).

    Человек – это бессмертный и уникальный образ Бога во всех трёх аспектах. Некоторые толкователи Писания сравнивают это триединство человека с Троицей Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Вернуться к тексту.

  14. Адаптированная версия работы Генри К. Тейссена, Лекции по систематической теологии, издательство Eerdmans, Мичиган, 1977, сс. 156-7. Вернуться к тексту.
  15. Создание Евы из Адама является абсолютным камнем преткновения для толкований теистической эволюции. Некоторые говорят, что «из праха – Адам» символизирует эволюцию от низших форм, но что означает «из ребра – Ева»? Вернуться к тексту.
источник — www.creation.com

Источник: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1332

Библейские сказанияТекст

Бог сотворил небо и землю. Земля сперва была не устроена, и Дух Божий носился над ней.

И вот в шесть дней Бог дал устройство земле. «Да будет свет!» – сказал Господь. И стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

Это был первый день.

Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом.

В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же, по воле Божией, произвела растения.

В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и чтобы птицы летали в воздухе над землей.

В шестой день Он сотворил животных земных.

Наконец, сказал Бог: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом, и всеми тварями, живущими на земле».

И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе.

Но Адам был одинок, и Господь Бог создал для него жену – Еву, чтобы она была ему подругой и помощницей.

И увидел Господь Бог, что все, сотворенное Им в шесть дней, прекрасно.

В седьмой день Он почил от трудов Своих, то есть перестал творить, благословил этот день и назначил его быть днем покоя и радости для людей.

Сотворив мир, Бог стал заботиться о нем. Он постоянно хранит его, и все в нем совершается по Его святой воле.

Жизнь первых людей в раю

Бог устроил дивный сад – рай и поселил в нем Адама и Еву, чтобы они возделывали и хранили его.

В раю протекали реки и росли деревья, на которых зрели красивые и приятные для пищи плоды.

Среди рая росли два особенных дерева. Одно из них было дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла.

Вкушая плоды дерева жизни, люди могли жить, не зная ни болезней, ни смерти; о втором же дереве Бог сказал первому человеку, чтобы он не ел плодов с этого дерева, потому что если он вкусит их, то умрет.

Первые люди блаженствовали в раю. Все животные ласкались к ним; не боялись они смерти, не знали болезней, горя, страданий, не знали лжи и обмана и всей душой любили Бога, который постоянно заботился о них и часто являлся им и беседовал с ними.

Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая

Прежде творения мира и всего, что находится в нем, Бог сотворил ангелов, невидимых, как и Он Сам.

Сперва все ангелы были добрые, но потом один из них не захотел повиноваться Богу и научил других тому же.

Он стал называться дьяволом, то есть клеветником, соблазнителем. Господь лишил блаженства его и тех, кто его послушался. И вот дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева познания добра и зла, спросил:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды райских деревьев?

Ева ответила:

– Господь позволил нам есть плоды со всех деревьев сада; только с дерева познания добра и зла Он не позволил вкушать плодов и сказал, что если мы это сделаем, то умрем.

– Нет, вы не умрете, – сказал дьявол. – Бог знает, что как только вы вкусите их, то сделаетесь сами как боги, – и будете знать добро и зло.

Ева посмотрела на дерево, запрещенные плоды особенно понравились ей теперь; она подошла, взяла плодов и ела, потом дала мужу, и он ел.

Как только они сделали это, им сразу стало страшно и стыдно. До тех пор невинные, как младенцы, они не замечали, что наги, и не стыдились этого, но, согрешив, прикрылись листьями и укрылись среди деревьев.

И услышали они голос Бога; Господь ходил в раю.

– Где ты, Адам? – воззвал Он.

Адам ответил:

– Я услышал голос Твой, Господи, и скрылся; мне стало стыдно, потому что я наг.

Господь сказал:

– Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам вместо того, чтобы сознаться в своей вине и просить прощения у Бога, ответил:

– Жена, которую ты сотворил мне, дала мне плодов этого дерева, и я ел.

Жена сказала:

– Господи, змей соблазнил меня.

Тогда Бог проклял змея, а Адаму и Еве сказал, что в наказание за ослушание они будут жить в горе, страданиях, тяжелых трудах и потом умрут. Но, по милосердию своему, в утешение людям, Господь обещал, что впоследствии явится Спаситель мира, Который примирит людей с Богом и победит дьявола.

Сказав это, Господь Бог изгнал Адама и Еву из рая и поставил ангела с пламенным мечом, чтобы охранял путь к дереву жизни.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.

Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин – от плодов земных, Авель – лучшую овцу из своего стада. Авель приносил свою жертву с чистым сердцем, с чувством горячей любви, и жертва его была угодна Богу; Каин же приносил свою жертву без благоговения, а потому даров его Господь не принял.

Каин позавидовал брату.

Бог внушал ему изгнать из своего сердца недоброе чувство, но Каин позвал Авеля с собою в поле и там убил его.

Тогда Господь спросил:

– Где брат твой – Авель?

Каин ответил:

– Не знаю. Разве я сторож брату моему?

– Что ты сделал, – сказал Господь, – как решился ты убить невинного брата своего?

И Бог проклял Каина и осудил его на изгнание и скитание по земле. Каин не смел показаться родителям, ушел от них далеко и до смерти своей боялся всего и нигде не находил себе покоя.

У него были дети, которые, как и отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Адама и Еву пожалел милосердный Господь и дал им вместо Авеля другого сына – Сифа; он был добр и кроток, как Авель.

Потоп

Люди размножились на земле. Потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из нечестивых потомков Каина, все забыли Бога, не молились ему и постоянно грешили.

Господь много раз вразумлял их, но они не слушались его.

Тогда Господь положил наказать людей за их греховную жизнь и упорство и истребить род человеческий потопом.

В то время жил один праведный человек, по имени Ной. Господь не забыл его.

Он велел Ною построить ковчег, то есть большой крытый корабль, войти в него со своим семейством и взять с собою всяких животных.

Когда это было исполнено, Бог затворил двери ковчега, и начался потоп.

Сорок дней и сорок ночей лил дождь; вся земля, самые высокие горы покрылись водою. Все, что жило на земле: и люди, и животные, – все погибло.

Только ковчег спокойно и безопасно плавал по воде.

Через сорок дней дождь перестал лить, и хотя вода не убывала, но тучи рассеялись, выглянуло солнце, и показались вершины гор. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал, но в ковчег не возвращался.

Через несколько дней Ной выпустил голубя; голубь полетал и вернулся – ему негде было отдохнуть.

Прошло еще несколько дней. Ной во второй раз выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился вечером и в клюве принес зеленую ветвь, и Ной понял, что вода начала сходить с земли. Потом он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, по повелению Божию вышел из ковчега, вывел семью свою и всех животных и принес горячую молитву и благодарственную жертву Богу за спасение.

Бог благословил Ноя и обещал, что на земле потопа больше никогда не будет.

В память этого обещания Господь явил на небе радугу.

Источник: https://www.litres.ru/sbornik/bibleyskie-skazaniya/chitat-onlayn/

Сотворение человека

предыдущая глава          следующая глава

Тема грехопадения, братия и сестры, это очень важная тема. Не вникнув в ее суть, мы не сможем понять и тайну спасения. Почему? Потому что, когда мы говорим о спасении, то должны знать: кто, кого и от чего спасает. Впрочем, мы сами – только соучастники этой тайны, открывающие своим свободным выбором доступ Господу Иисусу Христу в наше сердце, в нашу жизнь. Говоря о падении первого человека, знаем ли мы, кто пал? Кем и чем был человек до своего падения, до изгнания из “рая сладости”? Все эти вопросы более чем связаны, поэтому рассматривать их мы будем в таком порядке: сотворение человека; грехопадение; спасение

О сотворении первого человека в Библии сказано: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).

Сотворение человека – это, без сомнения, венец творческого акта неизреченно любящего Свое создание Бога. Господь проявлял любовь к человеку и в самом порядке творения, и в особенностях творимого Им тогда мира.

По праву Творца, Господь – Единственный СОБСТВЕННИК во Вселенной. Все сотворенное принадлежит только Ему. Он Один обладает всем, и все лишь от Него и Им существует. И богатством Своей благости Бог щедро одарил первозданного человека. О совершенствах Адама говорилось много, начиная со времен первых богословов.

Как всякое творение Божие, первозданный человек был сотворен хорошо весьма и без греха: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 27–28).

Итак, мы видим, что Бог не просто создал человека по образу и подобию Своему. Он сотворил мужчину и женщину, чтобы они плодились и размножались, наполняли землю и владычествовали над нею и над всем, что на ней обитает. Первозданный человек был помещен в особом месте на земле – в раю. Об этом в Библии сказано так: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).

Рай – это не столько географическое понятие (хотя и сказано, что он на востоке), сколько обозначение особой близости первозданного человечества к Господу своему. Об этой близости, о постоянстве отношений между Творцом и творением Его свидетельствует такой текст: И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3, 8).

Мы с вами можем только догадываться, каков был этот рай в Едеме, сад Господа (Ис. 51, 3), благословенный рай (Сир. 40, 28). Говоря о рае, святой Иоанн Дамаскин восклицал: “божественный рай, руками Бога насажденный в Едеме, хранилище веселья и всякой радости. Ибо Едем переводится: наслаждение.

Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовониями, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек – создание Божественных рук”.

Сотворенный Богом человек предназначен был для того, чтобы владычествовать над миром, и Сам Господь вводит человека в рай – в царственное и священное достоинство. Господь Сам передает сотворенный Им мир человеку, помещая его в раю, чтобы он хранил и возделывал его.

Бог создал человека для этой удивительной участи – быть более чем совершенным! Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6) – читаем мы у псалмопевца Давида.

Но сможем ли мы хотя бы отчасти представить, каким был человек до грехопадения?

Иногда мы слышим о том, что кто-то обладает феноменальной памятью, даром предвидения или какими-то другими необычайными способностями – это поражает воображение людей. Но надо ли удивляться тому, что некогда было лишь естественной частью тварного человеческого бытия? Все эти способности – лишь жалкие отблески тех совершенств, которыми обладал первый человек.

Святые Отцы учат, что о совершенствах Адама свидетельствует прежде всего тот факт, что он нарекал имена всем животным (Быт. 2, 20). Бог сотворил животных, а Адам, созданный по образу Творца, дает им имена. Он как бы сотворит Самому Богу. Древние греки говорили: “Тот, кто дал всему имя, был самым мудрым человеком на земле”.

Этим “самым мудрым человеком” и был праотец Адам, первозданный человек.

Вначале Господь сотворил только одного Адама. Он создал его из праха земного.

Возникает вопрос: почему Господь не использовал для столь уникального творения какой-нибудь другой материал? Почему именно прах земной? Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу пишет в своих “Беседах на Бытие”: “Мысль о происхождении из персти должна быть для человека неисчерпаемым источником смирения на земле и на небесах”. Господь творит человека подобно горшечнику – из того материала, который у всех под ногами. И у пророка Иеремии мы читаем: говорит Господь. Вот, что глина – в руке горшечника, то вы – в Моей руке (Иер. 18, 6).

Итак, Бог создал человека из праха земного, чтобы тот не гордился, чтобы всегда помнил, откуда он, чтобы не забывал о своей связи с Творцом, о зависимости от Него: ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19) – память об этом должна была научить человека смирению.

Ведь к тому моменту уже была известна трагедия Люцифера – диавола, который первоначально был создан как чистый дух, но, возгордившись, пал (Ис. 14, 12). Именно поэтому, создавая человека из праха земного, Господь желает уберечь его от гордыни. Само имя первого человека – “Адам” – в переводе на русский означает: “красная глина”. Богу все ведомо.

Для Бога нет ни прошлого, ни будущего, у Него всегда настоящее. Он не связан ни временем, ни пространством, подобно нам с вами. Он знает о том, что человек будет делать свой выбор относительно древа познания добра и зла – выбор между временным и вечным, истлевающим и нестареющим – и хочет помочь ему не совершить ошибки.

Имя Адама должно было постоянно напоминать ему об истинном его месте, о его происхождении и предназначении. Взятый от глины, от земли, – предназначен к жизни небесной; перстный, земной, имеющий начало, – восходит на высоту духа и имеет вечное бытие.

И вот человек сотворен, введен в рай, владычествует над тварным животным миром, возделывает и оберегает “сад сладости”. Но, созданный по подобию Триединого Бога, мог ли он оставаться один? Имеющий единство в себе самом как единение сущего бытия: тела, духа и души, – мог ли не искать единства соборного и вне себя?..

Но не находится для Адама помощника, как сказано в Писании, подобного ему (Быт. 2, 20). И Господь наводит на Адама крепкий сон; когда же тот уснул, вынимает одно из ребер его, закрывает это место плотью, а из взятого ребра творит для него жену – Еву. Позже, уже после грехопадения, Адам сам даст ей это имя (Быт. 3, 20). “Ева” означает жизнь.

Вообще каждое библейское имя имеет свое значение, свой перевод и по смыслу подходит человеку, носившему его. Это свидетельствует о том, что живой дух пророчества не оставлял древних людей, а буквально пронизывал всю их жизнь.

Когда Адам по пробуждении от сна впервые увидел Еву, то обрадовался и воскликнул: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2, 23).

Быть может, здесь мы впервые сталкиваемся с проявлением поэтического творчества в жизни человека: слова Адама “литургически” рифмуются и в еврейском, и в славянском, и в русском переводах. Это первый гимн СОБОРНОЙ ЛЮБВИ.

Адам воспевает Еву, он воспевает те отношения, которые складываются между ним и его женой, предвкушая и предвосхищая радость Церковного общения в Духе, радость Мессианскаго пира – Божественной Литургии (именно как общегодела), радость Невесты Церкви о Небесном Женихе – Господе Иисусе Христе.

Здесь прикровенно уже как бы предсказывается, что именно от жены, от представительницы женского пола, от Пресвятой Девы явится в мир Тот, Который действительно есть Истина и Жизнь – Господь наш Иисус Христос. То есть в самом сотворении жены, в ее будущем имени – даже не ожидаемая тогда – уже приоткрывается тайна грядущего Боговоплощения и воспевается гимн Деве.

И мы видим, что человек, созданный Богом, это человек совершенный; что помощница его, плоть от плоти и кость от кости его, жена мужа своего; что место, где обитают первые люди, – место особое, рай на земле. И миссия первых людей обозначена: они должны плодиться, размножаться и наполнять землю.

Есть и еще одна миссия, еще одно великое назначение человека – возделывать и хранить рай, сад Едемский. Таким образом, с самого начала закладывается этот удивительный и таинственный принцип, о котором так часто потом говорят Отцы Церкви: “Бог спасает нас не без нас самих”.

Необходимы усилия Адама, усилия Евы, чтобы возделывать, хранить и поддерживать те удивительные отношения, которые существовали у первозданного человечества (в лице Адама и Евы) с Богом.

Для того, чтобы мы всегда чувствовали ответственность друг за друга и друг перед другом, Господь Иисус Христос учит нас молиться молитвой Отче наш, а не “Отче мой”. Соборность первых людей заключалась в любви между Адамом и Евой, а также между ними и Богом. И если бы люди сохранили эту соборность, то грех бы не состоялся.

предыдущая глава          следующая глава

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Content/Books/75/2.html

И сотворил бог

И сказал Бог: да произведет земля всякую траву, дающую семя

(Бытие 1:11)

Когда сотворена была пшеница, предстала она пред лицом Всевышнего и говорит Ему:

—    Владыка мира! Если уж Ты создал меня для человека, то почему не сделал так, чтобы он сразу мог меня есть? Зачем так устроено, что сначала надо молотить, потом молоть зерна, замешивать тесто, а потом еще и печь — и только после всего этого можно, наконец, насладиться вкусом теплого хлеба?

Отвечал Пресвятой, да будет Он благословен, пшенице:

—    И для твоего собственного блага, и для блага человека сотворил Я тебя такой, какая ты

есть. Почему для твоего блага? А чтобы не загордилась и не сказала бы: благодаря мне и только мне существует человек, это я даю ему силу. Теперь же, когда он и куска хлеба съесть не может, не прибегнув к помощи огня и воды, а главное, предварительно не потрудившись как следует, тебе такая мысль и в голову не придет. Вот и не возгордишься сверх меры.

—    И, конечно, так сделано для блага самого человека. Чтобы не избаловался, не привык вставать поутру и — на тебе, кушать подано. Нет, надо сначала поработать: посеять, сжать, смолотить, превратить в муку, замесить и испечь, а уж после этого — пожалуйста, перед тобой свежеиспеченный каравай.

Ушла пшеница, но тут предстала пред Всевышним виноградная лоза и тоже с жалобой:

—    Владыка мира! — говорит. — Ты создал меня на радость людям, чтобы ели ягоды мои и получали удовольствие. А какое тут удовольствие, если приходится человеку в поте лица давить меня ногами, потом выжимать под прессом и в конце концов получать вместо сладких сочных ягод кислое вино? Зачем Ты мне такую судьбу уготовил?

Успокоил Творец виноградную лозу: радоваться ты, говорит, должна, лоза, а не жаловаться. Смотри, человек вкладывает в тебя свой труд вместо того, чтобы просто взять и съесть сразу. И уверяю тебя, это ему только на пользу: оттого, что он работает и видит плоды своих усилий, сердце его радуется. Недаром сказано: ”Вино возвеселит сердце человека, а хлеб сердце человека подкрепит”

Какой здесь для нас урок? А такой, что нет человеку на земле ни настоящего удовольствия, ни подлинной радости, кроме как от того, над чем он сам как следует потрудился.

У каждой травинки — свой ангел

И произвела земля разные травы, каждая — дает семя по роду ее

(Бытие 1:12)

Вместе с каждой травкой, произрастающей на земле, сотворил Бог и ее особого ангела. Тот оберегает свою подопечную, защищает ее от всевозможных опасностей и, пока она еще маленькая, все время напоминает, что надо вверх, вверх тянуться.

Когда же травка утомляется и перестает расти, то ангел сразу капает на нее капельку воды, чтобы встряхнулась, очнулась от дремы. Если малышка голодна, он кормит ее супом из прозрачной росы, а если вдруг согнется под порывами ветра, то ангел легонько так на нее с другой стороны подует, пока она снова не выпрямится.

В общем, он ей как добрая мать: заботливо лелеет и все шепчет на ушко: «Расти, милая, расти”.

Разумеется, каждая травка знает своего ангела-хранителя и ждет, чтобы тот ее благословил.

Но потом наступает летний зной. Ничего не поделаешь, приходится ангелам спасаться от жары и улетать поскорее на небо. А без них все травинки становятся словно сиротки, чьи ласковые мамы покинули этот мир, оставив своих детишек вздыхать и плакать в одиночестве. Склоняются они к земле и желтеют от горя.

Два царя и одна корона

И сделал Бог два великих светила: большое светило, чтобы царствовать днем, и меньшее, чтобы царствовать ночью, а также звезды.

(Бытие 10:17)

Почему вначале солнце и луна называются в Торе «великими светилами” а потом вдруг солнце «большим”, а луна уже «меньшим” или ”малым”?

Источник: http://www.istok.ru/library/94-i-sotvoril-bog-2-i-sotvoril-bog.html

Из какого «ребра» Бог сотворил женщину? — Православный журнал

В книге Бытие сказано, что Бог сотворил женщину из ребра Адама: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:21–22).

Обычно, этот отрывок вызывает массу вопросов.

Например, как воспринимать «ребро»: буквально или аллегорически? И если аллегорически, что стоит за этим образом? Можно ли истолковать этот сюжет как библейское обоснование «второсортности» женского пола? С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

«Мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы»

В первую очередь нужно сказать, что «ребро», из которого была создана женщина, следует воспринимать как сложный образ, который для своего объяснения требует применения разных подходов. Можно предположить, что в первозданном человеке в равной степени присутствовало и мужское, и женское начало.

Святитель Иннокентий Херсонский, например, пишет об этом: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это — тайна.

Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену».

Именно эта со-равность, единосущность женщины и мужчины Библия и пытается до нас донести, используя образ ребра. Но отчего был использован именно этот образ? И как понять, верно ли мы толкуем этот таинственный сюжет? Чтобы ответить на эти вопросы, придется совершить краткий экскурс в специфику самого библейского текста и попытаться проникнуть в мышление людей далекой древности, реконструировать культурный контекст, внутри которого они жили.

Дело в том, что сложности прочтения Священного Писания во многом связаны с тем, что сегодня мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы.

А эта — заметим, прекрасная — сфера приучает нас к тому, что все образы, характеры, события автор пытается раскрыть перед нами максимально широко и полно.

И если замысел произведения подразумевает, что мы должны что-либо воспринимать иносказательно или домыслить, мы уже подготовлены к этому либо словами автора, либо жанром самого произведения, то есть мы заранее готовы к определенному подходу к восприятию текста. Никто же не станет истолковывать буквально текст басни.

С Библией же все не так однозначно. Здесь соседствуют исторические повествования, подразумевающие буквальное понимание, книги Притчей или Екклесиаста, написанные в поучительном жанре, и пророческие книги, в которых историческое изложение переплетается с мистическими фрагментами, толкуемыми только иносказательно.

Книга Бытие в части повествования о сотворении мира в этом смысле бьет все рекорды по сложности проведения границы между историческим и иносказательным пластами текста. Сотворение мира и человека — это, несомненно, историческое событие, и здесь мы имеем дело с реальностью, доступной восприятию. Но при этом тут присутствует и элемент таинственной, умопостигаемой реальности.

Во-первых, это событие — не только историческое, но и мистическое: Бог творит мир и человека с определенной высшей целью, которая не укладывается в рамки исключительно материального существования. Во-вторых, «таинственность» связана с самой расшифровкой образов.

Она обусловлена тем, что пророк Моисей, который является автором книги Бытие, был вынужден и физическую реальность, и ее мистическую, невидимую сторону доносить до своей аудитории максимально понятным для его времени языком.

Так же, например, впоследствии поступали святые отцы, излагая для языческой аудитории истины христианской веры в категориях знакомой ей греческой философии.

«Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»

Helmuts Rudzītis

Очень показательным в этом смысле является именно сюжет о сотворении Евы из ребра Адама. Сталкиваясь с ним, мы с полным основанием можем задаться вопросом, были ли в том культурном контексте, в котором существовал избранный израильский народ, символы и образы, способные послужить ключом к расшифровке этого рассказа.

Исследования и гипотезы ученых (например, ассиролога Жана-Венсана Шейля и шумеролога Самюэля Ноа Крамера) позволяют проследить такое влияние.

В шумерской поэме о Дильмуне (а шумерская цивилизация оказала мощное воздействие на культуру народов ближневосточного региона) есть сюжет о том, как богиня Нинхурсаг исцеляет умирающего бога Энки. В ходе врачевания Нинхурсаг для каждого из восьми больных органов Энки творит особую богиню, благодаря чему Энки постепенно исцеляется.

Когда Энки на вопрос богини: «Что у тебя болит?» отвечает: «Мое ребро», она говорит: «Для тебя родила я богиню Нинти», что в переводе означает либо «госпожа ребра» либо «госпожа, дающая жизнь», так как шумерское слово «Ти» имеет оба этих значения.

Заметим, что Ева, сотворенная из ребра Адама, тоже переводится с еврейского как «дающая жизнь» или, как сказано в Библии, «мать всех живущих».

И хотя в древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному, ученые предполагают, что в рассказе Моисея содержится отголосок древнего мифа об Энки и Нинхурсаг.

Это не означает, что Моисей заимствовал шумерскую мифологию или был ее приверженцем — хотя бы потому, что шумерскую цивилизацию отделяют от времен создания книги Бытие около двух тысяч лет, да и само повествование Моисея наполнено идеями, абсолютно противоположными религиозному мировоззрению древних шумеров.

Но сам характер такого рода «заимствования» говорит о том, что Моисей пользуется знакомой своим современникам языческой мифологической терминологией для выражения богооткровенных истин единобожия. И пусть нас не удивляет, что некий мифологический образ сквозь века дошел до времен Моисея, ведь мы встречаем целый комплекс подобных мотивов — взять хотя бы историческую память о Всемирном потопе, присутствующую как в шумерской мифологии, так и в Ветхом Завете.

Прибегая к образу ребра, Моисей пытается донести до израильского народа очень важную мысль: женщина происходит из существа мужчины и по природе является с ним одним целым.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» ясно дает понять, что рассказ о сотворении из ребра появляется по причине человеческой немощи и неспособности проникнуть в тонкие истины Откровения («Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»).

И пристального внимания здесь заслуживает как раз акцент не на ребре, а на биологическом и душевном единстве Адама и Евы. Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство.

В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.

Если использовать святоотеческий принцип толкования, а именно: объяснение Писания через само Писание, можно сказать, что толкованием образа ребра служат слова Адама о том, что жена «плоть от плоти моей и кость от костей моих», то есть «близкая, родная».

В те времена это звучало отнюдь не банально, поскольку многие мифологические системы древности мыслили женщину как нечто, данное богами человеку извне, что позволяло в ряде случаев относиться к ней как к недочеловеку, как к очень полезному и красивому домашнему животному.

Библейский рассказ ставит отношения мужа и жены на совершенно иной уровень. Здесь женщина — помощник, равный мужу. Как впоследствии скажет апостол Павел: Ни муж без жены, ни жена без мужа (1 Кор 11:11).

Конечно, христианское благовестие подняло эти отношения на совершенно иную высоту, но и в Ветхом Завете, в отличие от мифологических систем Древнего Востока, мы видим образы женщин — не богинь, а земных исторических персонажей, — которые показывают равную с мужчинами смелость, отвагу и добродетель (Юдифь, Эсфирь, Руфь, Иаиль) и роль которых, вразрез с гендерно-культурными стереотипами Древнего Мира, находит свое признание в Священном Писании.

«Наш позитивный ответ феминизму»

EladeManu

Этот сюжет вдохновлял святых отцов на глубокие богословские размышления, не укладывающиеся в рамки плоского рационального подхода. Святитель Иоанн Златоуст, например, обращает внимание на то, что после сотворения женщины Адам испытывает особое духовное состояние, и тот сон, в котором он пребывал в момент «изъятия ребра», не является сном в буквальном смысле слова (как и ребро не означает конкретный орган).

Ведь его слова о том, что Ева кость от костей его, свидетельствуют о некоем знании, которое он не мог бы получить, если бы действительно спал. Более того, после этого события Адама охватывает пророческий дух. Так, он говорит: Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей и будут двое одна плоть (Быт 2:24).

И это говорится о последующих супружеских союзах, хотя категории отцовства и материнства Адаму еще неизвестны.

В палитре святоотеческих толкований особое место занимает свидетельство блаженного Августина, который в сюжете о сотворении Евы из ребра Адама видит пророчество о будущем единстве Христа и Его Церкви — то есть Бога и людей. В этом толковании нет ничего удивительного, поскольку в Священном Писании в качестве пророчеств могут выступать не только слова, но и события.

Для нас же, христиан двадцать первого века, этот сюжет, несомненно, может стать не только интеллектуальной загадкой, но и источником обновленного переживания собственной семейной жизни. Здесь и наш позитивный ответ феминизму, не перечеркивающий ценность женщины в обществе, и опора в дискуссии с теми религиозными течениями, которые в восприятии роли женщины недалеко ушли от языческих мифологических систем древности.

Источник: https://foma.ru/iz-kakogo-rebra-bog-sotvoril-zhenshhinu.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Бог кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает женское имя Анара

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]