Сколько притч Иисуса Христа

3 притчи Иисуса Христа

Господь Иисус часто рассказывал занимательные истории своим ученикам, чтобы в доступной форме донести мудрость до простых сердец. Их принято называть притчами, «земными историями с небесным значением». Они помогают нам понять Бога и самих себя. Поэтому и дети очень любят притчи, ведь в них сочетаются простота повествования и глубина смысла.

399 р Журналист и писатель, автор-составитель более десятка популярных сборников притч Клюкина Ольга написала такую книгу, которую дети будут с удовольствием читать и много раз перечитывать, а замечательные картинки помогут создать атмосферу игры.

Назидательные истории отличаются и простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, Иисус рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле. 

Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Причина, по которой Христос выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10-13)

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими притчами Иисуса Христа и их толкованием в пересказе для детей:

1. Притча о пшенице и сорняках (о добром семени и плевелах)

Мф. 13:24-30, 36-43

«С чем можно сравнить Царство Божие? Допустим, человек посеял на своем поле семена пшеницы, а ночью, когда все спали, его враг посеял на том же поле сорняки. Спустя некоторое время пшеница взошла вместе с сорняками, и удивленные слуги стали спрашивать хозяина поля: «Господин, ведь ты сеял пшеницу – откуда же взялись сорняки? » Хозяин ответил, что это сделал его враг.

Тогда слуги предложили выполоть сорняки, но хозяин запретил это делать: вместе с сорняками они могли выдернуть и пшеничные колосья: «Пусть это все растет, пока не начнется жатва. Тогда я и скажу жнецам: соберите сорняки в пучки и сожгите их, а пшеницу уберите в закрома»».

Потом, по просьбе учеников, Иисус разъяснил смысл притчи: сеющий пшеницу – это Он Сам, поле – это мир, в котором мы все живем, семена пшеницы – это дети Царства Божия, сорняки же – это приспешники зла, их посеял дьявол. Жатва – это конец мира, а жнецы – ангелы Божии.

https://www.youtube.com/watch?v=YqTDSQN6UG0

Точно так же, как собирают и сжигают сорняки, в конце мира Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они отыщут всех, творивших зло и соблазнявших людей на плохие поступки. И будут они брошены в огненную печь, где их ждут великие мучения. А праведники будут сиять, как солнце, в Царстве Божием!

Толкование священника Константина Пархоменко:

«Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по-славянски – плевелами.

Слова о том, что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.

Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Божие сеется! Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа.

Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна.

Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам».

2. Притча о богаче и нищем Лазаре

Лк. 16:13-31

Иисус убеждал фарисеев, что нельзя одновременно служить Богу и гоняться за богатством – одно всегда будет мешать другому. Фарисеи же, которые любили деньги, лишь смеялись над словами Иисуса. Тогда Он предупредил их:

«Вы хотите выглядеть праведниками перед людьми, но Бог знает, кто вы есть на самом деле. Что ценят люди, то ненавистно Богу».

И рассказал притчу:

«Жил один очень богатый человек – он носил дорогие одежды, каждый день устраивал роскошные пиры. У ворот же его дома лежал нищий по имени Лазарь. Лазарь питался объедками, которые бросали ему; тело нищего было покрыто язвами, которые облизывали собаки.

И вот пришел день, когда Лазарь умер. Ангелы подхватили его и усадили на почетное место близ Авраама. Потом умер и богач, но он попал в ад. Корчась в муках, богач вдруг увидел вдали Лазаря рядом с Авраамом и закричал: «Отец мой Авраам! Смилуйся надо мной и вели Лазарю дать мне глоток воды – мои мучения ужасны».

 Но Авраам ответил ему: «Вспомни – тебе довелось испытать в жизни удовольствия, а Лазарю доставались одни несчастья. Пусть же теперь он утешится, а ты пострадай. Кроме того, вас все равно разделяет бездна, которую невозможно перейти». Тогда богач попросил: «Прошу тебя, пошли Лазаря в дом моего отца, и пусть он все расскажет моим пятерым братьям – я не хочу, чтобы они мучились, как я».

«У них есть Закон Моисеев и писания пророков – пусть их слушают». «Да это что! Вот если бы кто из умерших явился к ним, тогда бы они раскаялись в грехах! » – воскликнул богач.

«Если они Моисея и пророков не слушают, – возразил Авраам, – то пусть даже кто и воскреснет – они все равно не поверят»».

Толкование:

В этой притче интересно то, что в ней богач выставлен безымянным, а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах.

Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.

3. Притча о десяти девах

Мф. 25:1-13

Объясняя ученикам, что такое Царство Божие, Иисус рассказал им притчу о десяти девах:

«Десять девушек встречали жениха. У каждой из них был в руках светильник. Но пять девушек были неразумны и не захватили кувшинчиков с маслом, чтобы поддерживать огонь. Другие же пять были умными и не забыли взять масло. Вышло так, что жених задержался в дороге, и девушки в ожидании его задремали. Когда уже наступила полночь, кто-то крикнул: «Жених появился! Идите, встречайте его! »

Девушки проснулись; светильники уже их догорали. Умные снова разожгли их, а неразумные начали просить: «Дайте нам масла – а то наши светильники погасли». Умные же им ответили: «Чтобы хватило масла и нам, и вам, сходите лучше и купите».

Неразумные побежали покупать масло, а умные тем временем встретили жениха, прошли с ним в комнату, где должен был начаться свадебный пир, и дверь за ними захлопнулась. В этот момент вернулись неразумные девушки и начали просить: «Господин, господин! Открой нам дверь! » Он же сказал им в ответ: «Нет, я вас не знаю»».

«Так что будьте все время начеку, — закончил Иисус, — потому что неизвестен день и час, когда придет Сын Человеческий».

Толкование:

Брачный пир в сюжете был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие. По древнему восточному обычаю, жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.

Аверкий (Таушев) пишет, что благоразумные девы — это «все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные — «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей».

Отказ мудрых дев дать елей неразумным вызван тем, что «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно её для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут».

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/3-pritchi-iisusa-khrista/

Страстная неделя — 2020: Что можно и нужно делать в каждый из дней и от чего лучше отказаться

До Светлого Христова Воскресения осталась всего неделя, и она чрезвычайно особенная. Рассказываем, как провести ее, чтобы правильно встретить один из главнейших церковных праздников

Из открытых источников

Сегодня начинается седьмая и последняя седмица Великого поста, предшествующая одному из главнейших церковных праздников – Светлому Христову Воскресению.

Названий у нее много – Великая неделя, Чистая неделя, Белая неделя, Страстная. Но все они так или иначе отображают суть предстоящих шести дней, которые православный христианин должен посвятить последним приготовлениям к Пасхе. К сожалению, в этом году серьезные изменения как в подготовку, так и в целом в привычный уклад жизни внесла пандемия коронавируса. И во время следующих дней необходимо учитывать введенные в стране карантинные ограничения.

https://www.youtube.com/watch?v=QTOrbQDWlSI\u0026list=PLVLn5jbuh3OvspteYhbY-2laZManYMhFI

В частности, президент Украины Владимир Зеленский анонсировал проект «Пасха дома». И он, и другие представители властей призывают отпраздновать Пасху дома. А пасхальные службы провести онлайн. 

При этом церкви закрывать на период карантина в стране не собираются, однако массовые и религиозные мероприятия — запрещены. Вернемся к Страстной неделе. Каждый из предстоящих шести дней особенный, со своими суровыми правилами и уникальными традициями. О которых мы и расскажем далее.

ВАЖНО

ПРАВИЛА И ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЕ КАСАЮТСЯ ПОХОДОВ НА СЛУЖБЫ В ЦЕРКОВЬ, КАСАЮТСЯ ОБЫЧНОГО ПЕРИОДА И ОТСУТСТВИЯ КАРАНТИННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ. В ЭТОМ ГОДУ ИХ ПРИДЕТСЯ СКОРРЕКТИРОВАТЬ. 

В этот день на церковных службах (которые сейчас массово переводят в онлайн) вспоминают сюжет из Ветхого завета — о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы (инжира), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Кроме того, служится молебен, дающий начало церковному чину мироварения.

Миро — это смесь 50 веществ на основе оливкового масла, трав и смол. Оно считается святыней, хранится в алтаре и используется в таинстве Миропомазания. Готовится только раз в году — с понедельника по среду Страстной недели, в четверг освящается.

С Великого понедельника пост становится более строгим: можно есть сырые овощи и фрукты, а также хлеб, мед и орехи. Однако рекомендуется это делать только раз в сутки – вечером.

Помимо души, люди пытаются посвятить этот день завершению работ по дому – покрасить, подбелить, отремонтировать, убрать.

Вторник, 14 апреля

В Великий вторник в церквях вспоминают обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные им в Иерусалимском храме: о дани кесарю и о воскресении мертвых, о Страшном суде и кончине мира, о десяти девах и талантах. Соответственно разрешено в меру поучать других.

Меню, как и в предыдущий день — сырые фрукты и овощи, мед, орехи и хлеб. Их желательно кушать также только вечером.

В этот день принято заканчивать штопку, стирку и глажку одежды.

Кроме того, уже можно потихоньку продумывать праздничный стол, выбирать скатерть, которой его накроют, и (в обычных условиях) рушник, с которым пойдут на Пасхальную службу.

Среда, 15 апреля

В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребреников, а также грешницу, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

Кушают сырые овощи и фрукты, хлеб, а также холодную сырую пищу без масла.

В этот день из дома выносили последний мусор, подготавливали яйца и все необходимое для их окрашивания. По поверью, яйца, купленные в этот день, долго не испортятся и идеально окрасятся.

Четверг, 16 апреля

В народе его называют Чистым четвергом. Люди до сих пор верят, что вода в этот день обладает целебными свойствами, поэтому особое внимание уделяют купанию, якобы оно вместе с молитвой помогает сберечь здоровье на целый год.

В церкви же вспоминают четыре события: Тайную вечерю, омовение Христом ног ученикам, молитву Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Пришедшие в храм стоят с зажженными свечами, которые по традиции стараются не гасить до возвращения домой. Затем свечу нужно сохранить, она, по поверьям, поможет защитить дом от пожаров на протяжении года.

Также в этот день принято причащаться, класть на стол хлеб и освященную соль.

Кушать разрешается горячую растительную пищу с растительным маслом два раза в день.

Кроме того, в чистый четверг начинают красить яйца и печь куличи (паски). Перед замесом теста обязательно нужно помолиться, очистить душу и пространство вокруг, иначе пасхальные куличи могут не получиться.

Также в этот день считается, что души праведников возвращаются на землю, чтобы справить «Мертвецкую Пасху». Поэтому ночью могут привидится умершие.

Пятница, 17 апреля

В народе ее называют Страстной пятницей. Дело в том, что во время богослужения в этот день вспоминают суд, распятие и крестную смерть Иисуса Христа. В частности, на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, а на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

Чтобы верующие более прониклись страданиями Христа, в Великую пятницу принято не вкушать вообще никакой пищи.

Также нельзя делать ничего по дому и отвлекаться на любые вещи, которые могут вывести человека из траура. В народе поговаривают, «тот, кто смеется в пятницу, проплачет целый год».

Суббота, 18 апреля

Этот день считается днем покоя. В церкви вспоминают о погребении Иисуса Христа, пребывании Его тела во гробе, сошествии Его души в Ад и победе там над смертью.

https://www.youtube.com/watch?v=39w35LFslI4\u0026list=PLVLn5jbuh3OvspteYhbY-2laZManYMhFI

Есть позволяется горячую растительную пищу без масла, но один раз в день.

Великая суббота является самым хлопотным днем для хозяек — в этот день готовят все для пасхального застолья, а также завершают печь куличи и красить яйца.

Вечером проходит Святая литургия, после которой объявляют благую весть о Воскресении Христовом и освящают пасхальную корзину.

В субботу в Иерусалиме также сходит благодатный огонь.

Воскресенье, 19 апреля

По окончании Великого поста, когда душа и тело готовы принять радость Спасения, приходит Великое воскресенье — День Пасхи.

В этот день снимаются все ограничения. И не только в еде. Людям вновь дозволяется веселье – песни, пляски, проведение свадеб и венчания.

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/strastnaya-nedelya-2020-chto-mozhno-i-nuzhno-delat-v-kazhdyy-iz-dney-i-ot-chego-luchshe-otkazatsya-532347.html

«Вышел сеятель сеять»: три загадки самой известной притчи Иисуса Христа

ФОМА

Среди всех притч Иисуса Христа, собранных в Новом Завете, притча о сеятеле (Лк. 8:5-15) — пожалуй, самая известная. Более того, это единственная притча, содержание которой прокомментировал Спаситель. Казалось бы, здесь всё понятно, и никаких вопросов быть не должно. Но на самом деле при детальном изучении их возникает очень много.

В содержании притчи и разных вариантах её толкования разбирался протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов Яра.

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Загадка № 1: зачем разбрасывать зерно повсюду?

Для современных людей, преимущественно живущих в городах, начало этой истории не кажется чем-то необычным. Речь идёт о посеве зерновой культуры — например, пшеницы. «Вышел сеятель сеять», — говорит Иисус Христос и приводит несколько ситуаций того, в какую почву попадает семя.

А это — семя, упавшее на обочину дороги; семя, попавшее на каменистую почву (на асфальт, как сказали бы сегодня); семя, залетевшее в заросли сорняка; и семя на плодородной почве. В такой классификации всё вроде бы нормально.

Но давайте задумаемся: а что это за странный и нерачительный крестьянин? У него что, так много зерна? Зачем он разбрасывает семена на асфальт или в кусты? Какой урожай он собирается там получить? Это и есть первая загадка рассматриваемой притчи. Почему сеятель ведёт себя нелогично?

Отгадку нужно искать в истории сельского хозяйства Палестины. Если у нас принято вначале распахать поле с помощью трактора, а затем засеивать его зерновыми культурами, то в древности сеять могли по-другому. Вначале шёл сеятель, неся на плече сумку или мешок с зерном, и щедро разбрасывал семена. В этом случае зерно могло залететь и на каменистую почву, и в бурьян. А уже потом засеянное поле распахивали.

Помимо исторического толкования есть и духовное. В притче Иисус Христос говорит, что Богу не жалко Своих даров для людей. Он готов одаривать им всех: и тех, кто находится где-то на обочине жизни, но всё же делает шаги по направлению к Богу, и тех, чьи праведные души уже давно готовы воспринять то, что даёт Господь.

Бог не делит людей на Своих «любимчиков» и «врагов». Он протягивает руку, полную семян (или благодати Божией), каждому. И наша задача — откликнуться на этот подарок, воспринять дар Божий. Стать той доброй почвой, которая преумножает посеянное Богом если не стократно, то хотя бы в несколько раз.

Загадка № 2: кто автор комментария?

Внимательно читая толкование, приведенное в Евангелии, мы понимаем, о чём там идёт речь. Мы — христиане, знакомые со Словом Божиим; мы знаем другие изречения Иисуса Христа, и поэтому мысли о терпении, о добрых делах и добрых словах вполне ложатся в привычное нам учение Церкви.

Но когда Господь разговаривал со Своими учениками, Церкви в привычном нам понимании ещё не было. Да и к притче приводится только здесь. Почему истории о сеятеле Спаситель уделил особое внимание? Она самая сложная и непонятная? Вроде бы нет. Почему Он не комментировал другие притчи? Точных ответов на эти вопросы у нас нет.

А не могло ли быть это толкование более поздней вставкой в Евангелие? Может быть, евангелисты или их последователи сами дописали эти слова для назидания первых христианских общин? Такие мысли мы встречаем у учёных, исследовавших притчу о сеятеле. Однако самые поздние выводы библеистов подтверждают, что к притче всё же принадлежит Самому Иисусу Христу.

Четыре типа почвы — это четыре группы людей.

Образ дороги — это люди, привыкшие поступать «как все»: по широкому пути идти или ехать удобно. Но всегда ли мы знаем, куда именно ведёт такой широкий путь? Птицы, склевавшие семя, — это бесовские силы. Они могут действовать по-разному, но всегда под их руководством мы будем идти от Христа.

Каменистая почва — образ людей, внешне вроде бы увлекающихся Словом Божиим, приходящих в храм на Пасху или в день Крещения Господня, но внутренне далёких от учения Церкви. Вспомним Ирода, которому нравилось беседовать с Иоанном Предтечей. Во многом он разделял убеждения пророка, но следовать им не хотел.

Терния, или сорные травы, — это те удобства, развлечения и вроде бы важные дела, которые забивают собой всё наше время и не оставляют возможности на общение с Богом в молитве.

Давайте честно признаемся, сколько часов ежедневно мы тратим на пребывание в социальных сетях, на компьютерные игры, просмотр телевизора и подобные вещи. А потом посчитаем, сколько минут в сутки мы держим в руках Библию или молитвослов. Читать вечерние молитвы, как правило, сложно — хочется спать.

Но как быстро сон пропадает, стоит прикоснуться к смартфону! «Суета сует» — слова, актуальные не только для царя Соломона, но и для каждого из нас.

И наконец, добрая почва, рождающая урожай, в сто раз превышающий объём посева, — это духовный идеал, к которому нужно стремиться. Многие святые отцы плакали о своих грехах и ошибках сладостными слезами покаяния. Такие слёзы тоже удобряют душу. Стремление видеть свои грехи и очищаться от них — это и один из главных способов борьбы со злобными птицами, клюющими при дороге семя, и возможность духовного умягчения сердца, и способ духовной прополки сорняков души.

Загадка № 3: что бы значила притча сия?

Третье сложное место в, казалось бы, известной притче — это вопрос, заданный Христу учениками: «Что бы значила притча сия?» Ответ Господа вряд ли можно назвать понятным: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10).

Нельзя сказать, что форма подачи информации в виде притчи была для иудеев чем-то новым. Иносказание, облечённое в понятную для слушателей, а чаще всего и в парадоксальную форму, — отличительная особенность любой притчи. Но Господь придал таким историям особый смысл.

Сеятель, почва, горчичное зерно, верблюды, светильники, свадебные пиршества — эти и другие герои и обстоятельства притч Христа были понятны слушателям того времени. Гораздо проще выслушать понятную историю на житейскую тему, чем воспринять объёмный доклад, насыщенный серьёзными богословскими терминами.

Выражением «они видя не видят и слыша не разумеют» Господь направляет слушателей к 6-й главе книги пророка Исаии. За много веков до вочеловечения Спасителя пророк говорил слова, которые сводятся к следующему: «огрубело сердце этого народа и оглохли уши их и сомкнулись глаза их. Но ваши блаженны очи, потому что видят то, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите».

По мнению профессора Александра Лопухина, эта параллель слов Христа со словами пророка полна глубокого смысла. Таким людям, которые, видя, не видят и, слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них, вследствие их непонимания, бесполезны. Но Господь пришёл на землю, чтобы проповедовать и им — притчами.

Ученики же Христовы обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли понять больше, чем остальной народ. А притчи, образы, метафоры и выражения, быстро ставшие крылатыми, сделали учение Христово более понятным. В яркой образности и запоминаемости притч заключается одна из причин их популярности и сегодня.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15) — такими словами завершается рассматриваемое сегодня евангельское чтение. И в этой фразе заложен ещё один глубокий смысл: нужно уметь не только говорить, но и слушать. Ведь слушающий Слово Божие уподобляется доброй почве, принимающей семя. Помоги, Господи, преумножить семя и дать добрый плод!

Протоиерей Олег Кручинин

Источник: https://pravlife.org/ru/content/vyshel-seyatel-seyat-tri-zagadki-samoy-izvestnoy-pritchi-iisusa-hrista

Загадка № 1: зачем разбрасывать зерно повсюду?

Для современных людей, преимущественно живущих в городах, начало этой истории не кажется чем-то необычным. Речь идёт о посеве зерновой культуры — например, пшеницы. «Вышел сеятель сеять», — говорит Иисус Христос и приводит несколько ситуаций того, в какую почву попадает семя.

А это — семя, упавшее на обочину дороги; семя, попавшее на каменистую почву (на асфальт, как сказали бы сегодня); семя, залетевшее в заросли сорняка; и семя на плодородной почве. В такой классификации всё вроде бы нормально.

Но давайте задумаемся: а что это за странный и нерачительный крестьянин? У него что, так много зерна? Зачем он разбрасывает семена на асфальт или в кусты? Какой урожай он собирается там получить? Это и есть первая загадка рассматриваемой притчи. Почему сеятель ведёт себя нелогично?

Отгадку нужно искать в истории сельского хозяйства Палестины. Если у нас принято вначале распахать поле с помощью трактора, а затем засеивать его зерновыми культурами, то в древности сеять могли по-другому. Вначале шёл сеятель, неся на плече сумку или мешок с зерном, и щедро разбрасывал семена. В этом случае зерно могло залететь и на каменистую почву, и в бурьян. А уже потом засеянное поле распахивали.

Помимо исторического толкования есть и духовное. В притче Иисус Христос говорит, что Богу не жалко Своих даров для людей. Он готов одаривать им всех: и тех, кто находится где-то на обочине жизни, но всё же делает шаги по направлению к Богу, и тех, чьи праведные души уже давно готовы воспринять то, что даёт Господь.

Бог не делит людей на Своих «любимчиков» и «врагов». Он протягивает руку, полную семян (или благодати Божией), каждому. И наша задача — откликнуться на этот подарок, воспринять дар Божий. Стать той доброй почвой, которая преумножает посеянное Богом если не стократно, то хотя бы в несколько раз.

Загадка № 2: кто автор комментария?

Внимательно читая толкование, приведенное в Евангелии, мы понимаем, о чём там идёт речь. Мы — христиане, знакомые со Словом Божиим; мы знаем другие изречения Иисуса Христа, и поэтому мысли о терпении, о добрых делах и добрых словах вполне ложатся в привычное нам учение Церкви.

Но когда Господь разговаривал со Своими учениками, Церкви в привычном нам понимании ещё не было. Да и  к притче приводится только здесь. Почему истории о сеятеле Спаситель уделил особое внимание? Она самая сложная и непонятная? Вроде бы нет. Почему Он не комментировал другие притчи? Точных ответов на эти вопросы у нас нет.

А не могло ли быть это толкование более поздней вставкой в Евангелие? Может быть, евангелисты или их последователи сами дописали эти слова для назидания первых христианских общин? Такие мысли мы встречаем у учёных, исследовавших притчу о сеятеле. Однако самые поздние выводы библеистов подтверждают, что к притче всё же принадлежит Самому Иисусу Христу.

Четыре типа почвы — это четыре группы людей.

Образ дороги — это люди, привыкшие поступать «как все»: по широкому пути идти или ехать удобно. Но всегда ли мы знаем, куда именно ведёт такой широкий путь? Птицы, склевавшие семя, — это бесовские силы. Они могут действовать по-разному, но всегда под их руководством мы будем идти от Христа.

Каменистая почва — образ людей, внешне вроде бы увлекающихся Словом Божиим, приходящих в храм на Пасху или в день Крещения Господня, но внутренне далёких от учения Церкви. Вспомним Ирода, которому нравилось беседовать с Иоанном Предтечей. Во многом он разделял убеждения пророка, но следовать им не хотел.

Терния, или сорные травы, — это те удобства, развлечения и вроде бы важные дела, которые забивают собой всё наше время и не оставляют возможности на общение с Богом в молитве.

Давайте честно признаемся, сколько часов ежедневно мы тратим на пребывание в социальных сетях, на компьютерные игры, просмотр телевизора и подобные вещи. А потом посчитаем, сколько минут в сутки мы держим в руках Библию или молитвослов. Читать вечерние молитвы, как правило, сложно — хочется спать.

Но как быстро сон пропадает, стоит прикоснуться к смартфону! «Суета сует» — слова, актуальные не только для царя Соломона, но и для каждого из нас.

И наконец, добрая почва, рождающая урожай, в сто раз превышающий объём посева, — это духовный идеал, к которому нужно стремиться. Многие святые отцы плакали о своих грехах и ошибках сладостными слезами покаяния. Такие слёзы тоже удобряют душу. Стремление видеть свои грехи и очищаться от них — это и один из главных способов борьбы со злобными птицами, клюющими при дороге семя, и возможность духовного умягчения сердца, и способ духовной прополки сорняков души.

Загадка № 3: что бы значила притча сия?

Третье сложное место в, казалось бы, известной притче — это вопрос, заданный Христу учениками: «Что бы значила притча сия?» Ответ Господа вряд ли можно назвать понятным: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10).

Нельзя сказать, что форма подачи информации в виде притчи была для иудеев чем-то новым. Иносказание, облечённое в понятную для слушателей, а чаще всего и в парадоксальную форму, — отличительная особенность любой притчи. Но Господь придал таким историям особый смысл.

Сеятель, почва, горчичное зерно, верблюды, светильники, свадебные пиршества — эти и другие герои и обстоятельства притч Христа были понятны слушателям того времени. Гораздо проще выслушать понятную историю на житейскую тему, чем воспринять объёмный доклад, насыщенный серьёзными богословскими терминами.

Выражением «они видя не видят и слыша не разумеют» Господь направляет слушателей к 6-й главе книги пророка Исаии. За много веков до вочеловечения Спасителя пророк говорил слова, которые сводятся к следующему: «огрубело сердце этого народа и оглохли уши их и сомкнулись глаза их. Но ваши блаженны очи, потому что видят то, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите».

По мнению профессора Александра Лопухина, эта параллель слов Христа со словами пророка полна глубокого смысла. Таким людям, которые, видя, не видят и, слыша, не слышат, можно было бы ничего не говорить, потому что речи для них, вследствие их непонимания, бесполезны. Но Господь пришёл на землю, чтобы проповедовать и им — притчами.

Ученики же Христовы обладали большей способностью и восприимчивостью к новому учению и потому могли понять больше, чем остальной народ. А притчи, образы, метафоры и выражения, быстро ставшие крылатыми, сделали учение Христово более понятным. В яркой образности и запоминаемости притч заключается одна из причин их популярности и сегодня.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15) — такими словами завершается рассматриваемое сегодня евангельское чтение. И в этой фразе заложен ещё один глубокий смысл: нужно уметь не только говорить, но и слушать. Ведь слушающий Слово Божие уподобляется доброй почве, принимающей семя. Помоги, Господи, преумножить семя и дать добрый плод!

Протоиерей Олег Кручинин
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (24) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2019/10/31/42775/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как Замочить мак на кутью
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что означает имя мальчика Мирон

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]