Сколько конфессий в России

How to: как создать свою церковь

Сколько конфессий в России

Пастафарианцы поклоняются Летающему макаронному монстру, носят дуршлаги на голове. Подчас их деятельность выглядит как троллинг православной церкви: организация в сокращении зовется РПЦ, иконы напоминают те, что висят в российских храмах, в конце молитвы они говорят «Раминь», а главу церкви зовут Пастриарх.

Тем удивительнее, что в нынешних — мягко говоря, нетерпимых для противников старой доброй РПЦ — условиях пастафарианцы спокойно стали религией. Как оказалось, сделать это проще простого. Пришел с заявлением в местные органы власти, там тебе его зарегистрировали как входящее письмо — и ты в деле: молись и постись сколько хочешь.

А через 15 лет можно построить себе храм.

1. Придумайте религию

В России, согласно закону «О свободе совести и вероисповедания», можно поклоняться практически всему.

Главное — чтобы это не нарушало права других религий (то есть не стоит объявлять главной целью священный джихад против неверных) и в принципе не было уголовно наказуемым (то есть о жертвоприношениях и поджоге зданий придется забыть).

Кроме того, надо заранее продумать, что будет символом веры (грубо говоря, кому молиться) и какие заповеди вы будете соблюдать (естественно, все в рамках законодательства).

Амир Хусаинов, Домодедовский епископоп РПЦЕсли любая организация нарушает законы, то все это будет совершенно логичным основанием для отказа».

2. Найдите друга

Молиться в одиночку не только скучно, но и неверно с юридической точки зрения. Официально для регистрации религиозной группы требуется всего два человека. Так что берите друга и идите регистрировать религию вместе с ним. Правда, поговаривают, что для вящей убедительности количество заявителей должно быть хотя бы чуть больше десяти.

Николай Бородин, юристС религиозной группой все достаточно просто. Нужно уведомление о создании религиозной группы. Ее существование не требует какого-то особого разрешения. Вы можете существовать даже без уведомлений, но пастафарианцы заинтересованы в регистрации и в пропаганде своих ценностей. Там нужно указать, что вы желаете создать свою религиозную группу, вписать свои личные данные. Вас может быть хоть двое — по закону религиозной группой признается объединение граждан с целью распространения веры, количество не указано»

3. Идите в местную администрацию

В Москве пастафарианцы пошли в муниципалитет и там получили регистрацию. В Петербурге же регистрацией подобных организаций (даже в уведомительном порядке) занимаются местные администрации по согласованию с муниципалитетами. При этом, согласно закону, порядок регистрации религиозной группы уведомительный и принять заявление от гражданина РФ может любой местный орган власти.

А если речь идет об областном центре — идите прямиком в мэрию, заявление должны принять и там. Если речь идет о Петербурге или Москве — придется подавать заявления сразу в несколько муниципалитетов или районных администраций, чтобы нести свое (или божье) слово как можно большему количеству людей. Те же пастафарианцы зарегистрировались только в Москве.

Поэтому петербургская епархия РПЦ будет подавать документы отдельно — и сразу в трех местах.

Амир Хусаино, Домодедовский епископоп РПЦ: Мы собрались с единомышленниками, изучили закон «О свободе совести и вероисповедания», подготовили заявление и отнесли его в органы Местного самоуправления. По закону, это уведомление должны принять в секретариате и поставить штамп. Там мы указали, что организуем религиозную группу, прописали ее участников и организаторов. Кроме того, мы указали место для проведения обрядов. После того, как нам поставили штамп, мы официально стали религиозной группой. Таких групп по стране уже больше десяти — и будут еще, скорее всего. Религиозная группа — это только территориальное образование. А епархии нашей РПЦ формально, юридически существуют отдельно от нас. Но в законе не прописано, как наши религиозные группы могут взаимодействовать. Мы можем быть вместе только тогда, когда мы станем религиозной организацией, как, например, мусульмане или буддисты
Николай Бородин, юристМожно идти куда угодно, пока есть органы МСУ. Как только эти органы заканчиваются, то создать группу уже нельзя. На самом деле, эти границы между муниципалитетами довольно свободные. По-хорошему, ваша группа работать может только на территории муниципалитета. Но местностью и территорией по смыслу закона является вся РФ, так что группа может действовать на всей территории страны. Необходимо указать дату, для гарантий — адрес помещения, контактные данные. Затем — символ веры, заповеди и, разумеется, личные данные самих участников. Имя, паспортные данные там. Люди должны проживать на некой общей территории — вообще, по закону это вся Российская Федерация»
Александр Шуршев, муниципальный депутат, Санкт-ПетербургНикаких сложностей с регистрацией религиозных групп возникать не должно, так как в регламенте всё прописано более, чем подробно, включая образец заявления, которое передаётся в муниципалитет. У муниципалов, конечно, могут возникнуть вопросы по каким-то религиозным группам, но их они могут задавать лишь друг другу, но не заявителям. Оснований для отказа в выдаче свидетельств не так много — они прописаны в законодательстве, в том числе в регламенте. Лично я не слышал о том, чтобы кто-то сталкивался со сложностями в этом вопросе. Правда, и толпы желающих получить эту услугу я также не видел»

4. Найдите место для отправления религиозных нужд.

Если у вас обычная религиозная группа, то подойдет квартира. Или комната в коммуналке. Или офис. У пастафарианцев в качестве места для молитв была указана квартира российского пастриарха — в муниципалитете вопросов не возникло.

Николай Бородин, юристДля религиозной группы никаких особых требований нет. Помещения для молитв предоставляются ее участниками. Для строительства культовых сооружений нужен статус религиозной организации. Религиозная организация регистрируется как НКО, имеет право на собственное помещение»

5. Ждите 15 лет

Религиозная группа — это только объединение граждан на определенной территории.

Встать на один уровень с уже существующими религиями, вроде мусульман и христиан, вы сможете только через 15 лет — таков ценз для превращения из религиозной группы в религиозную организацию, согласно закону. Как только это время прошло, вам можно зарегистрировать свою религию.

Порядок оформления документов толком нигде не прописан, но в то же время стоит помнить, что религиозные организации регистрируются как НКО — следовательно, порядок подачи документов должен быть примерно схожим.

Николай Бородин, юристКонкретного списка документов для регистрации религиозной организации на данный момент нет. Самое важное — свидетельство о существовании религиозной группы на отдельной местности в течение пятнадцати лет, как требует закон»

6. Защищайтесь

В наше время религиозного мракобесия вполне логично ожидать на ваших акциях группы хоругвеносцев, казаков и друзей Дмитрия Энтео, жаждущих полить вас то святой водой, то кетчупом. Но теперь на вашей стороне закон «О защите чувств верующих». Который, правда, до сих пор не был ни разу использован.

Амир Хусаинов: Мы подпадаем под закон «О защите чувств верующих», как религиозная группа. В субботу товарищ из организации «Божья воля» ходил с камерой, снимал нас и говорил, что нашего пророка — Летающего макаронного монстра — не существует. И, таким образом, он оскорбил наши религиозные чувства»
Тимур Щукин, редактор православного журнала «Вода живая»:Во-первых, нужно учитывать естественный антиклерикализм т.н. креативного класса. Этот слой людей выполняет важную функцию в общественном разделении труда. Он ничего не производит. Он не владеет средствами производства. В его задачу входит только потребление, он обеспечивает постоянный спрос на те товары, которые предлагает рынок. Вполне естественно, что этот потребительский слой создает свою эстетику (хипстерство), свою идеологию (набор либеральных клише), свою политику («болотный протест»). Вполне естественно, что они создали и собственную религию. Посмотрите на ключевые идеи пастафарианства: это идеология хипстера, облеченная в форму стеба, впрочем, вполне естественную для субкультуры эстетизированного потребления. Разумеется, даже самые либеральные формы настоящего христианства, даже самые не-ригористичные священники не могут их устроить. Потому что идеология потребления с христианством несовместима.Второе, что нужно учитывать: для власти (включая чиновника, который отвечает за регистрацию нового религиозного объединения) ни пастафарианство, ни любая другая аналогичная «религия» не представляет никакой угрозы. Эпатаж, общественный резонанс — сколько угодно. Но базовым принципам нынешней социально-экономической модели деятельность этой «религии» не противоречит. «Толку как с козла молока, Но вреда, однако, тоже — никакого». Поэтому и регистрируют без проблем. Напротив, там, где работа религиозной организации вступает в противоречие с интересами власти (чаще региональной), у нее возникают проблемы. Вспомните, гонения на РПАЦ в Суздале или «наезды» на священника, который поддержал Евгения Ройзмана в Екатеринбурге. Это только самые известные примеры. Каждый второй приходской батюшка может вам рассказать о проблемах с местной властью. Все дело в том, что крепкая православная (католическая, протестантская) община — это всегда альтернативный центр силы. А это государству всегда неприятно. «Пастафарианцы» в силу своей идеологии и классового происхождения таким альтернативным центром быть не могут. Потому их и не боятся. Потому и спокойно регистрируют»

Источник: http://www.sobaka.ru/city/city/17925

Службы онлайн и заболевшие священники. Как РПЦ адаптируется к коронавирусу

Сколько конфессий в России

Анастасия Голубева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации OLEG VAROV/patriarchia.ru

В Москве у троих священников Русской православной церкви диагностировали коронавирус. Церкви в России, в отличие от мечетей и синагог, не были закрыты. Иерархи РПЦ совершают объезды и облеты российских городов с иконами, а отдельные священники переносят службы в интернет.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как православные адаптируются к коронавирусному карантину.

Что будет с Пасхой?

То, как Русская церковь будет праздновать Пасху 19 апреля, будет зависеть от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом регионе России, сказал Би-би-си замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Мы считаем, что постановка вопроса о каких-то особенностях празднования пока преждевременная. Нужно будет рассматривать какие-то особенности празднования, когда положение будет более определенное. Россия — большое государство, есть регионы, где нет ни одного случая заражения инфекцией, поэтому сложно говорить о каком-то единообразии в отношении к этой угрозе», — заявил он.

Церковь и прихожане обязательно будут отмечать Пасху, даже если в этот день не получится прийти в храм, говорил ранее глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

При этом Антиохийская и Элладская греческая церкви решили перенести празднование Пасхи на конец мая. Антиохийская церковь (окормляет территорию Сирии, Ливана и других стран ближнего востока) проведет богослужения 19 апреля, но за закрытыми дверями.

В закрытом режиме может пройти и церемония схождения благодатного огня в Иерусалиме, несмотря на закрытие храма Гроба Господня, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата. В РПЦ не стали комментировать эту информацию.

Тем не менее в РПЦ подчеркивают, что отменять празднование Пасхи из-за эпидемии точно не собираются. «Когда меня коллеги-журналисты спрашивают: «Что будет с Пасхой?», я всегда отвечаю: «Пасха будет!» Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас», — говорил глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда.

Заболевшие священники

В Москве коронавирус был обнаружен у трех священников РПЦ. Два священника с подтвержденными диагнозами служили в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Третий заболевший священник служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Еще четыре священника из этого храма ожидают своих тестов на коронавирус, а сам храм был закрыт на карантин.

«Все церковные служащие, которые имели с ними контакты, будут проверены [на коронавирус] и в случае необходимости изолированы», — говорит Вахтанг Кипшидзе.

На карантин закрылась и Киево-Печерская лавра на Украине (входит в юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата), где коронавирус нашли у четырех монахов. Богослужения в Лавре будут проходить, но в закрытом режиме.

Ранее настоятель лавры митрополит Павел призывал игнорировать карантин, приходить в храм и причащаться. «Не смотрите, старшее поколение или младшее, все спешите в храм, обнимите друг друга», — призывал митрополит Павел.

Правообладатель иллюстрации Tass Image caption Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел

Нужно ли ходить в храм?

Русская церковь «серьезно относится к угрозе распространения коронавируса», священнослужителям были даны указания, как соблюдать правила безопасности в рамках богослужений, рассказывает Вахтанг Кипшидзе.

Еще в марте Синод РПЦ и патриарх Кирилл распорядились увеличить меры предосторожности во время служб в храме — например, дезинфицировать иконы, к которым прикладываются верующие, и лжицу для причастия. Также в храме необходимо соблюдать дистанцию между людьми. Тем, у кого есть признаки простуды, рекомендуют храм не посещать.

«Как к прихожанам, так и к клиру относится призыв патриарха не подвергать окружающих опасности», — говорит Кипшидзе.

Официальная позиция Русской церкви заключается в том, что церкви на время эпидемии закрыты не будут, в них можно будет зайти, однако патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от похода в храмы и молиться дома.

«51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — заявил патриарх 29 марта.

С такими мерами согласны не все священнослужители — некоторые из них продолжают настаивать на том, что верующим необходимо посещать храмы.

«На практике оказалось, что заметная часть духовенства и особенно монастыри открыто встали в оппозицию патриарху и отказываются от выполнения вполне разумных инструкций патриархии. Некоторые священники продолжают убеждать прихожан: «Ничего страшного не происходит, приходите в храмы, во время эпидемии самое главное — молитва и участие в таинствах», — отмечает главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто из апостолов был братом Петра

«Это крайне безответственная позиция. Такие призывы более всего характерны для консерваторов и фундаменталистов, которые буквально шантажируют простых прихожан. Мол, если не придете в храм — то у вас вера слабая», — продолжает он.

Инструкции, которые были даны патриархией, по его словам, где-то соблюдаются полностью, где-то частично, а где-то совсем не соблюдаются.

«Это опасная ситуация, она говорит о том, что у церковной власти нет необходимого авторитета и ее сегодня не слушаются. Еще меньше авторитета у государственной власти, и священники не видят причин, чтобы строго следовать тем предписаниям, которые дают государственные службы. Такое отрицание связано с тем, что они плохо понимают реальную ситуацию и не могут оценить возникающие риски», — считает Чапнин.

Службы онлайн и крестные облеты

Однако на фоне развивающейся эпидемии храмы во многих городах России стали устраивать дистанционные богослужения — в онлайн-трансляции.

Например, храмы Петербурга отчитались о том, что их трансляции служб набрали около 400 тысяч просмотров. В Ижевском храме сделали возможным через интернет подавать записки о поминовении. Такую же процедуру ввели в Орловской епархии, но там решили ввести еще и заочные отпевания умерших.

В отдельных ситуациях исповедоваться также можно по телефону или «скайпу», предположил митрополит Иларион. Однако ему возразил глава отдела церковных связей со СМИ Владимир Легойда: «Есть вещи, которые дистанционно невозможны в церкви — это таинства. Здесь ничего не меняется, и я не вижу здесь возможности идти в ногу со временем».

В Нижегородской митрополии ввели специальное молитвенное правило на время карантина: всех верующих просят четыре раза в день в обозначенное время читать определенный набор молитв.

Также за последнюю неделю несколько десятков митрополитов и епископов совершили крестные объезды или облеты в разных городах России. Архиереи проезжали или пролетали над городами с особо почитаемыми иконами. Крестные ходы во время эпидемий — своеобразная традиция русского православия, начавшаяся еще в средние века.

Правообладатель иллюстрации Nail Fattakhov/TASS Image caption Крестный ход против коронавируса в Челябинске

3 апреля крестный объезд также совершил и патриарх Кирилл в Москве. В сопровождении охраны он объехал Москву с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился Серафим Саровский. Объезд патриарха транслировался в прямом эфире.

«Ко всему новому церковь адаптируется очень медленно и тяжело. Тем не менее ситуация в церкви меняется, я вижу, что многие священники серьезно относится к тем вызовам, которые связаны с пандемией. Уже запущен процесс изменения ряда важных церковных практик», — резюмирует публицист Чапнин.

Например, если раньше многие священники скептически относились к онлайн-богослужениям, то сейчас это «вынужденная мера и других вариантов нет». То же самое происходит и с практикой причащения, говорит Чапнин.

«Еще пару недель назад казалось, что это что-то незыблемое, а теперь уже и лжицу дезинфицируют, и обсуждают, что можно раздавать причастие руками (что прежде воспринималось как католическая практика), некоторые идут еще дальше и говорят, что в условиях карантина можно раздавать причастие мирянам домой для самостоятельного причащения», — объясняет он.

«Это сложные вопросы, на которые нет и не будет однозначных ответов. Но жесткое и узкое понимание традиции уходит в прошлое, обсуждение приведет к тому, что новые подходы прозвучат довольно громко и будут услышаны», — считает Чапнин.

Что делают другие конфессии?

Многие мечети в Москве и других городах России были закрыты еще в середине марта. После закрытия мечетей мусульмане стали молится в режиме онлайн — с помощью трансляций богослужений. Коллективные молитвы мусульман прекращены до 30 апреля.

24 апреля у мусульман начинается Рамадан. Коронавирус не помешает мусульманам поститься целый месяц — не придерживаться поста могут только те, у кого есть проблемы со здоровьем, заявили духовные лидеры Северного Кавказа.

В апреле празднуется и Песах — главный праздник иудеев. В Израиле во время этого праздника, который отмечается неделю (8-16 апреля), будет введен полный карантин. «Мы не допустим повторения случившегося во время празднования Пурима месяц назад, когда была вспышка заражения коронавирусом», — заявил премьер министр Израиля.

В России иудеи в связи с коронавирусом решили провести акцию «Песах дома», и раздали верующим в разных городах около 80 тонн мацы.

«Для того, чтобы у членов общины была возможность провести праздник дома, стартовала благотворительная акция «Песах дома», в рамках которой были подарены наборы, включающие мацу, виноградный сок, агаду — путеводитель по празднику, а также необходимые ингредиенты для кеары и другие кошерные на Песах продукты», — рассказала пресс-служба Федерации еврейских общин России.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-52035174

Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.

Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.

Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.

Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.

Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Источник: https://ria.ru/20170823/1500891796.html

Религия

Сколько конфессий в России

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.

например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.

Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

Источник: http://guide.travel.ru/russia/people/religion/

Йоги, протестанты, язычники. Во что верит Пермский край — пять вопросов и ответов

Как показывают социологические исследования, на 2017 к религиозным гражданам относят себя около 75% жителей Пермского края, т. е. около 1,98 млн человек. Уровень удовлетворенности возможностью реализации своих религиозных потребностей у верующих жителей Пермского края составляет около 96%.

На 1 июня 2017 года в Пермском крае на территории Пермского края зарегистрированы и действуют 457 религиозных организаций, которые представляют 24 религиозные конфессии и деноминации. Среди них 244 организации представляют Пермскую митрополию Русской Православной Церкви, 106 мусульманских организаций, 17 организаций Русской Православной Старообрядческой Церкви и более 100 организаций иных религиозных конфессий и деноминаций.

Что такое зарегистрированная религиозная организация и почему это важно?

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии со ст.11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации подлежат государственной регистрации. Специальный порядок регистрации религиозных организаций регламентирует Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для регистрации религиозная организация должна помимо заявлений, устава организации, протокола учредительного собрания и уплаты госпошлины предъявить:

  • документ, который подтверждает вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания
  • сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией.

Таким образом, регистрация религиозной организации говорит о ее принятии государством в правовое поле. При этом известны случаи, когда зарегистрированные религиозные организации были признаны экстремистскими и запрещены в России. Это означает не запрет государства на именно эту форму вероисповедания, а именно запрет на функционирование организации.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Маргариты

100 иных религиозных организаций — кто все эти люди?

Сюда относятся религиозные течения, менее характерные для России, чем христианство и мусульманство. В этой группе находятся буддистские организации, а также организации, которые можно объединить по общим признакам в группы: неоориенталы, неохристиане, неоязычники и приверженцы паранаучных религий.

Паранаучные религии

Разновидность новых религий, в которой наиболее сильно проявляется влияние светской культуры на религиозное сознание. Культовой практики как таковой в таких системах верований не существует. Чаще всего осваиваются прикладные методики и упрощенные системы медитации. Неотъемлемой чертой паранаучных религий становятся массовые собрания.

Неоориенталы

Последователи новых религий с восточными элементами, которые появились в России с 1960-х гг. Неоориенталистские движения, существующие в Прикамье, качественно не отличаются от аналогичных групп в других регионах России. Как правило, численность неоориенталистских общин ограничивается несколькими десятками человек.

Неохристиане

Учения нового типа, претендующие на воспроизводство либо обновление христианской традиции. Эти учения можно встретить повсеместно во всех странах. В Прикамье неохристианские группы существуют с начала 1990-х годов. Их можно разделить на две части по источнику происхождения — связанные с протестантской традицией Запада и обращенные к российскому духовному наследию, говорится в исследованиях религиозной картины в Пермском крае.

Неоязычники

Разновидность новых религий, претендующая на возрождение дохристианских традиций страны в целом и региона в частности. Все эти течения в качестве основной стратегии существования предлагают возврат к дохристианским верованиям, связанный с пропагандой естественного образа жизни в гармонии с природой.

Как религиозные организации взаимодействуют между собой?

В целях взаимодействия с традиционными религиозными организациями Пермской области, а затем и Пермского края с октября 1998 года организован и действует Межконфессиональный Консультативный комитет Пермского края. Это уникальное межконфессиональное образование для многоконфессиональной России, в работе которого участвуют представители 7 крупных конфессий Пермского края.

Межконфессиональный консультативный комитет (МКК) — некоммерческая организация, которая обсуждает не вероучительные вопросы, а обеспечивает приложение совместных усилий религиозных объединений в их взаимоотношениях с государственной и муниципальной властью, светским обществом. Цели комитета: укрепление духовно-нравственных основ общества, развитие милосердия, патриотизма, борьба с духовно-нравственным экстремизмом, создание механизма взаимодействия религиозных организаций с властными структурами и другими субъектами гражданского общества.

Членами МКК являются Пермская Епархия РПЦ, региональное Духовное Управление мусульман Пермского края, Старообрядческая община Перми Русской Православной Старообрядческой Церкви, Иудейское религиозное общество, Евангелическо-Лютеранская община Перми, Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-католической Церкви в Перми, Армянская Апостольская Церковь.

Члены МКК выступают против включения в Комитет представителей нетрадиционных религиозных течений любых направлений, а также готовы исключить действующих членов из комитета, если их деятельность нарушает принципы, цели и устав МКК. Нетрадиционные религиозные течения в МКК тоже не стремятся, так как большинство из них исповедует исключительность своего вероучения.

Религиозная толерантность в Пермском крае — есть или нет?

Как отмечают в отделе религиозных отношений департамента внутренней политики администрации Пермского края, для нашего региона характерен стабильно высокий уровень веротерпимости (толерантности). Это объясняет многонациональным составом населения региона и соседство с такими же многонациональными регионами.

Более 93% жителей Пермского края характеризуют отношения между людьми разного вероисповедания в своем населенном пункте как доброжелательные и бесконфликтные. Немногочисленные конфликты, известные в информационной повестке, связаны лишь с земельными отношениями и размещением религиозных сооружений — все они решались длительными переговорами и через органы муниципальной власти.

Источник: https://properm.ru/news/society/145302/

Религия и армия – вопрос не закрывается

Тема взаимоотношений Церкви и армии упорно не сходит со страниц печатных СМИ. Проблема продолжает активно дискутироваться в блогосфере и обществе. Однако при обсуждении этого весьма непростого вопроса из виду упускается ряд важных моментов, на один из которых хотелось бы обратить внимание.

Первое, что бросается в глаза при изучении материалов по данной проблеме в различных источниках, – попытка оппонентов показать пользу или, напротив, вред религиозного воспитания граждан вообще и военнослужащих в частности.

При этом доказывая или опровергая наличие самого Бога, авторы зачастую опускаются до откровенных оскорблений.

В качестве подтверждения верности своей позиции обе стороны приводят множество высказываний известных государственных и общественных лиц, а также деятелей науки и искусства, различных полководцев и флотоводцев далекого и не очень прошлого.

Практически не затрагивается в ходе таких дискуссий следующее.

Христианское воинство в прошлом

Сторонники введения в штаты воинских частей священников апеллируют к историческому опыту дореволюционного периода России, когда священнослужители постоянно находились при воинских частях и на кораблях флота. В этом, безусловно, есть доля истины.

Полковые и корабельные священники, православные батюшки, действительно вносили огромный вклад в дело обеспечения высокого нравственного облика военнослужащих и повышения их боевого духа. В ходе боевых действий находившиеся на передовой военные священники проявляли недюжинную личную храбрость и зачастую с крестом в руках вели бойцов в атаку.

Многие из них погибли или умерли от ран. О благотворном влиянии священников на раненых во время посещения госпиталей и говорить не стоит.

Все это, бесспорно, верные факты, но из виду упускается одна важная деталь. На протяжении многих столетий православие было доминирующей, а затем и государственной религией в России в целом и в русских армии и флоте в частности.

Длительное время представителям некоторых религий просто запрещалось проживание на территории Российской империи или разрешалось, но лишь в специально «обрисованной» черте оседлости. На приверженцев иудейской религии воинская повинность распространялась только с 20-х годов XIX века. В офицеры иудеев производить запрещалось.

Таким образом, русское воинство на протяжении веков рассматривалось в первую очередь как христианское, православное, призванное защищать не только свое Отечество, но и православную веру.

Да, среди военнослужащих были представители и других христианских течений (католики, протестанты и др.), а также иудеи, мусульмане и даже представители народностей, исповедовавших язычество. Однако подавляющее большинство все же составляли христиане. По данным С. В.

Волкова, изложенным в труде «Русский офицерский корпус», в XIX веке число иноверцев в войсках не должно было превышать 30 процентов. Там же указано, что в среднем в 1860-е годы состав офицерского корпуса по вероисповеданию был следующим: православные – 76,8 процента, католики – 13,73, протестанты – 7,14, приверженцы армяно-григорианской церкви – 1,15, мусульмане – 1,13.

Что же касается нижних чинов, то по данным Военно-статистического сборника от 1871 года, по состоянию на 1869-й православных в пехоте было около 85 процентов, в кавалерии – более 93, в артиллерии – чуть более 93, а в инженерных войсках – более 92.

В то же время католики по данным родам войск распределялись – 9,04 процента, 4,04, 4,31 и 4,99 соответственно, протестанты – 2,63 процента, 1,33, 1,47 и 1,05, мусульмане – 1,69 процента, 0,88, 0,57 и 1,18, а иудеи – 1,4 процента, 0,38, 0,36 и 0,52 соответственно.

Природа монолита

То, что в подавляющей своей части русские армия и флот были православными, существенно упрощало решение задачи религиозного воспитания военнослужащих, значительно повышало его эффективность. Армия и флот являлись в целом монолитным военным организмом.

При этом военнослужащие-мусульмане, например, преимущественно сводились в отдельные подразделения и воинские части, из которых наиболее известна сегодня «Дикая дивизия», сформированная в 1914 году и на 90 процентов состоявшая из добровольцев-мусульман Северного Кавказа и Закавказья. Для иноверцев учреждались даже свои награды.

Например, введенный в 1844 году особый отличительный знак Георгиевского креста, на котором изображение Святого Георгия было заменено на двуглавого орла (хотя позже, в ХХ веке Георгиевский крест приобрел стандартный вид для всех награждаемых).

Особо необходимо отметить, что государственный статус православной церкви позволял только православным священникам проводить в войсках миссионерскую деятельность и обращать в православную веру католиков, протестантов, мусульман, иудеев, язычников и др.

Остальным конфессиям осуществление такой деятельности в армии и на флоте не разрешалось, да и на протяжении длительного времени православным гражданам России вовсе запрещалось переходить в другую веру.

В этом, как представляется, в суровых условиях существования Российского государства имелась настоятельная необходимость, среди прочего позволявшая сохранить монолитность общества, необходимую для более эффективного решения задачи защиты государства и обеспечения его поступательного развития.

В советское время, как это ни парадоксально, Вооруженные Силы также представляли «религиозно монолитное образование», если условно принять за религию коммунистическую идеологию. Роль «полковых священников» исполняли комиссары и политруки, имевшие специальную подготовку и достаточно хорошо справлявшиеся с возложенными на них задачами по морально-нравственному воспитанию личного состава армии и флота и повышению боевого духа солдат и офицеров.

Большинство не значит все

Сегодня ситуация в стране и армии изменилась кардинально – Россия в полной мере стала многоконфессиональной страной, в жизни которой все более возрастающую роль играют представители ислама, иудаизма и других религий. Равно многоконфессиональными оказались сегодня и российские Вооруженные Силы, не говоря уже о том, что в их рядах имеется и весьма немалое число атеистов.

Даже Роман Илющенко в своей статье «С Богом на защиту Отечества» подтверждает это, цитируя газету «Красная звезда» от 4 февраля 2012 года: «В настоящее время практикующие верующие составляют 22 процента, время от времени участвующие в религиозных церемониях – 57, не определившиеся до конца в своей религиозной принадлежности – 5, агностики и убежденные атеисты – 16.

Такие цифры на сборах штатного военного духовенства привел начальник Социологического центра Вооруженных Сил Минобороны РФ Леонид Певень.

Согласно данным соцопросов по своей конфессиональной принадлежности верующие военнослужащие распределяются следующим образом. Православные христиане составляют 76 процентов, мусульмане – 10, католики, протестанты, буддисты и последователи других религий набирают по одному проценту».

Таким образом, минимум 16 процентов военнослужащих могут воспринимать совершаемые перед общим строем любые церковные обряды оскорбительными для себя (плюс к тому есть 5% «неопределившихся»), а еще 10 процентов могут сказать то же самое в отношении благословления общего строя подразделения или воинской части со стороны, к примеру, православного батюшки. Да и «время от времени участвующие в религиозных церемониях» не могут быть полноценно отнесены к «настоящим верующим».

Как в такой ситуации можно заниматься активным введением штатных должностей воинских священников да еще и не представляющих полностью все существующие на территории России конфессии? Даже с учетом того, что религиозная принадлежность военных священников будет зависеть от веры, которую исповедует большинство личного состава конкретной части (что отмечалось Вячеславом Котковым в статье «Помощь батюшки необходима»).

Да, вне всяких сомнений, верующий должен обязательно иметь возможность возносить молитвы и совершать другие ритуалы, но так, чтобы не мешать тем, кто исповедует иную религию, или атеистам. Так же, как и атеист никоим образом не должен насмехаться над верующим или мешать ему молиться.

Постулат о свободе совести и вероисповедания обеспечивает возможность гражданам не только принадлежать к какой-то религии, но и не принадлежать ни к одной из них вовсе.

Миссионерство и религиозные ритуалы

Приходилось многократно наблюдать, как по случаю праздника или перед важными мероприятиями православный батюшка благословляет застывшую в едином строю воинскую часть Неужели все эти военнослужащие являются верующими и тем более православными? Неужели в строю не нашлось бы ни одного атеиста или, к примеру, исповедующего католицизм, ислам или буддизм? А освящение батюшкой спускаемого на воду боевого корабля? Не будет ли после этого военнослужащий, исповедующий другую религию, негативно относиться к этому кораблю и своим сослуживцам? Сказанное никоим образом не направлено против Русской православной церкви, на месте батюшки может быть священник любой другой конфессии. Для многоконфессиональной воинской части, в которой также однозначно будут и атеисты, такие действия не совсем оправданны.

Почему военно-политическое руководство страны не устраивает вариант, когда верующие военнослужащие в отведенные для этого часы и дни в свободное от службы время совершают свои религиозные обряды в специально построенном помещении на территории части или в храме за его пределами (если таковой, конечно, есть). Можно также организовать походные храмы или молельные комнаты, ответственными за которые могут стать добровольные помощники из числа верующих военнослужащих, назначаемые совместным решением командира части и священника местного прихода (руководства церкви).

Сторонники введения штатных священников в Российской армии часто ссылаются на армию американскую, имеющую, пожалуй, самую хорошо организованную и эффективно функционирующую службу военного духовенства. Однако корпус капелланов ВС США – это совсем не то, что хотят создать в Российской армии.

Чужой, но современный опыт

Во-первых, перед тем как стать капелланом, кандидат проходит обучение в специальном учебном заведении (школе). Кандидаты в капелланы должны отвечать целому ряду требований, включая сдачу экзамена по физической подготовке и прохождение специального теста на допуск со стороны соответствующих спецслужб, а также показать во время собеседования «высокие духовные, моральные и интеллектуальные способности, наличие развитого чувства плюрализма и терпимости к другим вероисповеданиям».

Во-вторых, выпускник учебного заведения, молодой капеллан, получает первичное офицерское звание и носит военную форму с особыми знаками отличия (то есть является именно офицером, а не, как иногда пишут у нас, «носит офицерскую форму»), а во время своей службы обязан не только духовно окормлять военнослужащих своего вероисповедания, но и предоставлять все, что необходимо для отправления религиозных ритуалов военнослужащими любого другого вероисповедания.

Причем религиозные обряды капелланы проводят в части не перед всем строем, а только с представителями своего учения и в отведенном для этого месте. В поле капеллан использует для этого, к примеру, особые флаги, обозначающие места богослужения для верующих той или иной конфессии.

Кроме того, в зависимости от места службы и имеющейся необходимости капелланы проходят дополнительную подготовку, например медицинскую, для оказания первой помощи раненым и больным в отсутствие медика.

Офицерские звания носят и польские капелланы, а военные священники в армии Чехии к тому же должны сдавать зачеты по огневой подготовке. Впрочем, служба военных священников в западных армиях не всегда обеспечивала высокую нравственность военнослужащих. Девиз Gott mit uns, что в переводе с немецкого значит «С нами Бог», на пряжках солдат вермахта отнюдь не мешал им совершать военные преступления и преступления против человечности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называются врата ада

Однако если бы военно-политическое руководство России все-таки приняло решение организовать в рамках ВС РФ службу военного духовенства, подобную американской, это можно было бы только приветствовать.

Нынешний же вариант, как представляется, не совсем продуман и может в перспективе послужить причиной усиления межрелигиозной напряженности, а также ухудшения взаимоотношений между верующей и атеистически настроенной частями армии и населения России в целом.

Либо, что еще хуже, приведет к созданию отдельных моноконфессиональных воинских подразделений, что тоже потенциально опасно.

А не начать ли нам введение штатных единиц священников с подразделений полиции? Может, они смогли бы не допустить тех резонансных негативных событий, которые сотрясали правоохранительное сообщество России в последнее время?

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/12682

Исследование религиозной ситуации в Свердловской области

Отделом социально-политических технологий Законодательного Собрания Свердловской области (канд. социол. наук Г. Е. Маклакова, канд. филос. наук С. Г. Панова, гл. специалист И. С. Тришкина) был проведен социологический опрос населения об отношении к религии, оценке ее значения как для общества в целом, так и для отдельного человека. Опрос проходил в десяти территориях области, охватив жителей и городов, и сельской местности разных возрастов, образования и социального статуса.

70 процентов опрошенных считают, что за последние годы религиозность жителей области возросла, усилилась роль религии и церкви в жизни общества.

Выяснилось, что по мнению населения религия более высоко значима для индивидуально-личностной жизни человека.

Так, 60 процентов опрошенных указали, что верующий человек всегда помогает другим, хорошо воспитывает детей, легче справляется с жизненными трудностями, а 50 процентов надеются, что религия поможет им выстоять в тяжелой жизненной ситуации.

Заметно нижеопрошенные оценили социальную роль религии.

Так только 36 процентов ответили, что религия может объединить людей в обществе независимо от того, к какой вере они принадлежат и еще меньше, 9 процентов, считают, что возрождение религиозной веры поможет России преодолеть трудности сегодняшнего времени.

Надежды на выход России из кризиса в большей степени связываются с развитием высокоэффективной экономики (47 процентов), а обеспечить процветание России, по мнению опрошенных, сможет сильный, решительный лидер, опираясь на инициативу, предприимчивость и терпение народа.

В ходе опроса изучалось мнение жителей области по поводу развития в России разных религий и конфессий, а также атеизма. Население области главным образом ориентировано на православие.

По сравнению с другими религиями и конфессиями к его активному развитию положительно относится 67 процентов, безразлично 23 процента и отрицательно 4 процента опрошенных. По отношению к другим религиям и конфессиям преобладает скорее безразличие, чем поддержка или отрицание.

В то же время возможность активного развития атеизма воспринимается более негативно, чем развитие каких-либо религий и конфессий.

Сегодня в области помимо традиционных появились различные нетрадиционные религиозные организации (Белое братство, церковь сайентологии и др.). В ходе исследования выяснялось мнение людей о том, почему в эти организации приходят новые члены.

Ответы распределились следующим образом: активная пропаганда — 34 процента, необычность учения — 21 процент, возможность совершенствовать не только дух, но и тело — 12 процентов, критическое отношение к жизни — 11 процентов, возможность тесного общения с другими членами организации — 9 процентов, высокий авторитет учителя, гуру, проповедника — 7 процентов. Характерно, что третья часть опрошенных вообще не смогла ответить на этот вопрос.

Особая задача исследования — выявить как население понимает суть религии. Ответили, что в религии главное: моральные заповеди — 36 процентов, служение людям — 29 процентов, верность традициям — 24 процента, подлинная духовность — 18 процентов, личное спасение — 17 процентов, воссоединение с Богом — 16 процентов, священные книги — 11 процентов. Полученные ответы свидетельствуют таким образом о том, что для населения области главным в религии является ее моральный смысл.

Одним из главных аспектов исследования являлось выяснение того, как самоопределилось население относительно веры. Были получены следующие результаты: колеблются между верой и безверием — 39 процентов, верующие — 30 процентов, неверующие — 26 процентов, атеисты — 5 процентов.

Среди тех, кто назвали себя верующими — 71 процент — определились как православные, 18 процентов — христиане вообще, 6 процентов — мусульмане, 2 процента — представители других конфессий, 3 процента — верят, но не в Бога. То есть, почти все, кто назвал себя верующими, являются приверженцами традиционных религий.

Вопросы анкеты позволяют посмотреть насколько высказанное опрошенными самоопределение подтверждается их реальным поведением. так частота посещения церкви (мечети и т. д.) регулярна у 18 процентов верующих и 3 процентов колеблющихся. От случая к случаю — 69 процентов верующих, 66 процентов колеблющихся и 23 процента (! — ред.) неверующих и атеистов. Не посещают — 13 процентов верующих, 31 процент колеблющихся и 77 процентов неверующих и атеистов.

Исполняют религиозные обряды: регулярно — 17 процентов верующих и 1 процент колеблющихся. От случая к случаю — 64 процента верующих, 54 процента колеблющихся и 16 процентов (!! — ред.) неверующих и атеистов. Не исполняют обрядов — 19 процентов верующих, 45 процентов колеблющихся и 84 процента неверующих и атеистов.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о существовании зависимости между тем, как самоопределяется человек относительно веры, и его реальным религиозным поведением.

Показательно, что верующие значительно отличаются от остальных групп своими моральными оценками. Подавляющее большинство членов этой группы считают, что непозволительно отступать от моральных норм ни при каких обстоятельствах. Среди верующих в два раза меньше людей допускающих, что можно брать взятки, оставить себе найденные чужие деньги, обманывать для собственной выгоды, изменять супругу.

Сегодня на сознание людей оказывают влияние не только религиозные, но и разного рода паранаучные и парарелигиозные учения (магия, астрология, учение о переселении душ). Исследование показало высокую степень присутствия таких учений в сознании людей, причем независимо от их религиозного самоопределения.

Интересно, что истинность астрологии признают 19 процентов неверующих и 21 процент атеистов, в силу магии верят 14 процентов неверующих и 15 процентов атеистов, в существование НЛО 27 процентов неверующих и 29 процентов атеистов, а в переселение душ 7 процентов неверующих и 14 процентов атеистов.

 Показательно также, что и у трети определивших себя верующими вера в Бога уживается с верой в магию, астрологию, переселение душ.

Наибольшей противоречивостью, размытостью мировоззренческих позиций отличаются те верующие, которые считают себя христианами вообще (по-видимому, это представители различных сектантских направлений — ред.). По сравнению с верующими православными «христиане вообще» больше верят в астрологию, магию. У них сильнее выражено светское начало в понимании сущности религии, они реже посещают церковь и исполняют обряды.

В своем пути к Богу рассчитывают больше на себя, чем на пастыря, церковь. Для этой группы характерны менее жесткие моральные оценки: они чаще православных допускают, что можно брать взятки, изменять супругу, оставить найденные чужие деньги, и реже категорически осуждают такое поведение.

Среди них больше молодых людей в возрасте 20–30 лет, им присущ более высокий уровень образования, среди них заметно больше непроизводственной интеллигенции.

Проведенное исследование позволяет заключить, что сегодня существует положительное отношение к религии. У большинства жителей области представление о религии связано с православием, что в значительной мере объясняется этнической структурой Свердловской области, в которой преобладают русские.

Несомненно, что в духовном поиске религия занимает все более заметное место, к ней возникает все больше интереса, проявляется доверие к православной духовности. Это создает благоприятные условия для религиозного просвещения населения, его приобщения к богатым духовным традициям.

Но у значительной части населения духовные искание связаны не с церковью, а происходят под влиянием средств массовой информации, массовой культуры, ближайшего окружения, собственных размышлений и раздумий.

Церковь и государство должны найти свое место в этом процессе, активнее влиять на приобщение людей к подлинной духовности.

Источник: https://orthodox-newspaper.ru/numbers/at75

Ученые выяснили, какие религии скоро могут исчезнуть

ДУШАНБЕ, 1 мая – Sputnik. Ученые предрекают существенное изменение религиозной картины мира уже к 2060 году. Во многом это связано с демографическим кризисом в Европе, однако есть и другие, более глубокие проблемы. О том, какие конфессии могут скоро уйти в прошлое, — в материале РИА Новости.

Ежегодно в Европе закрываются десятки христианских храмов и строится примерно столько же мечетей. Давно идущие разговоры об «исламизации Европейского континента» подтверждаются статистически. Исследователи авторитетного социологического центра Pew дают неутешительный для христианства прогноз.

Проанализировав динамику конфессий при помощи современных методов социологии демографии, они сделали вывод, что численность христиан к 2060 году (то есть всего через одно поколение) увеличится на 34 процента, а мусульман — на 70.

Россия, самая крупная на Европейском континенте христианская страна, согласно прогнозам Pew, уже через 40 лет выпадет из десятка государств с наибольшими христианскими общинами. Сейчас с этим вероисповеданием ассоциируют себя 73 процента россиян — 4,5 процента общемирового числа христиан.

Помимо России, ощутимо сократится христианская община в Китае и Германии.
Главной же мировой религией, которая займет место христианства, как утверждают эксперты, станет ислам. Причем основным драйвером этого процесса выступят вовсе не страны Ближнего Востока, а Индия и США.

Индия — за счет стремительного общего увеличения населения, Америка — благодаря массовой иммиграции.

Пророчества социологов раздражают американский истеблишмент. В публичном пространстве все больше нападок на мусульман. Причем исламофобской риторикой не брезгует даже президент Трамп.

Уже третью неделю в США не утихает скандал вокруг первой в истории страны «конгрессвумен в хиджабе» Ильхан Омар. Рассуждая об исламофобии в американском обществе, она назвала боевиков, совершивших теракты 11 сентября 2001 года, «людьми, которые кое-что сделали». Эту фразу, вырванную из контекста, растиражировали СМИ, спровоцировав настоящую травлю мусульманки. По словам Омар, после вмешательства в скандал Трампа в ее адрес посыпались угрозы.

Мусульманская община США, согласно ряду исследований, уже к 2040 году может стать второй по численности после христианской. Сейчас в стране, по официальным данным, 3,3 миллиона мусульман — один процент населения.

«Христианство в упадке: два к трем»

В Европе картина схожая: на одну христианскую семью приходится в среднем два ребенка, на одну мусульманскую — три.

Существенное увеличение численности мусульман привело, например, к тому, что Минобороны Германии в апреле ввело должность полкового имама: в бундесвере служат более трех тысяч последователей пророка.

Sputnik

А вот христианская община за последние пять лет сократилась на полтора миллиона. Это бьет прежде всего по Лютеранской церкви, которая находится в тяжелейшем кризисе: храмы закрываются, паствы все меньше.

«Можно допустить, что какие-то либерально-христианские конфессии, например лютеране и методисты, либо исчезнут совсем, либо останется несколько приходов», — рассуждает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Ирония в том, что эти конфессии — одни из старейших в протестантизме. Лютеранство возникло в Германии в XVI веке, методизм — в XVIII веке в США, где несколько местных общин отделились от англиканства.

В Церкви Англии тоже большие проблемы. Еще два года назад ее руководство забило тревогу: большинство священников к 2020-му уйдут на пенсию, а заменить их некем. Правительство Великобритании запустило специальную программу дотаций — молодым священникам доплачивают из госбюджета. Правда, ощутимого результата, судя по заявлениям духовенства, это пока не принесло.

За 15 лет в Британии закрыли более 500 церквей — некому в них ходить. Опустевшие храмы превращают в концертные площадки, гостиницы и даже в бары.

Низкая рождаемость — не единственная причина оттока прихожан из методистских, лютеранских и англиканских общин. Сейчас в мире, по словам Лункина, наблюдается спрос на консервативные религиозные учения, а эти течения слишком либеральны. К примеру, Лютеранская церковь Норвегии разрешила священникам венчать гей-пары. Кстати, главный епископ этой церкви — женщина. В Англиканской церкви тоже нет единого мнения о допустимости гей-браков и женского священства.

«В христианском мире возникают новые направления. Если лютеранские церкви в Германии, Норвегии или Швеции либеральны, то их «дочерние» общины в Африке и Азии более консервативны и фактически уже самостоятельны. А самое активно развивающееся течение — евангельский протестантизм (возник в XVIII веке; согласно этому вероучению, спасение человека возможно только через личную веру. — Прим. ред.), который по самому своему духу консервативен», — отмечает Лункин.

«Либеральные христианские течения пребывают в упадке потому, что, как сказал один известный пастор, пытаются продать то, чего у них уже нет. Зачастую они даже не провозглашают свое учение абсолютной истиной и не предъявляют жестких требований к верующему. Тем самым они размывают христианское мировоззрение», — добавляет он.

Компьютерные вызовы

Вообще, по мнению исследователей, религиозные течения исчезают по разным причинам.

«Демография — фактор только для локально-этнических вероучений. С одной стороны, шумеры исчезли, а с ними и их религиозные традиции. С другой — античные религии ушли с исторической сцены, а греки сегодня ассоциируются прежде всего с православным христианством. Персы (иранский народ. — ред.

) когда-то были зороастрийцами, но сейчас большинство из них — мусульмане. Религиозное и этническое не так крепко связано, как многие стараются продемонстрировать в последние годы.

В конечном счете для большинства масштабных религиозных традиций этническая идентичность верующего находится на втором плане», — отмечает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

В основном же религии уходят с исторической сцены из-за неспособности меняться, из-за нежелания учитывать особенности новой эпохи и ее вызовы.

«Традиции, ничего не способные предложить технизированной молодежи, основным воспитателем которой выступает интернет, воспринимаются архаичными, отжившими. Судьба их незавидна», — считает Костылев.

Согласно последним исследованиям, наиболее уязвимы те религиозные течения, которые «досконально следуют национальной традиции». Это, например, синтоизм (традиционная религия Японии), шаманские религии Сибири и Дальнего Востока, верования африканских племен.

Правда, некоторые национальные религии порой сильно трансформируются и уже абсолютно не похожи на свой «прототип». Пример тому — неоиндуизм, весьма популярный сейчас в Западной Европе и США.

А в целом исчезновение одних религиозных течений и постоянная изменчивость других приводит к такому многообразию, что, по словам Костылева, отличить их может разве что специалист.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/science/20190501/1028812577/Uchenye-vyyasnili-kakie-religii-skoro-mogut-ischeznut.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию