Иегова: кто это?
Иегова — это имя Бога? Что имя Иегова значит для христиан? Кто такие «Свидетели Иеговы»? В этом материале мы постараемся ответить на эти сложные богословские вопросы. Материал носит справочный характер.
Иегова, тетраграмматон
Для чего служит имя Бога и, разве мы не знаем главное для нас имя Триединого Бога — Иисус Христос? Для тех, кто изучает библеистику пытается познать самые сложные понятия Священного Писания, имена Бога — это очень важная загадка. Имя Бога говорит нам о том, что Господь благ и милосерден, прямо указывает на это через сложную грамматическую конструкцию.
Произнесение Бога — запрещено в иудаизме, для этого используются другие термины, о которых мы расскажем ниже. Мы же можем исходить лишь из гипотез о том, как правильно произносить имя Бога, ведь в древнееврейских текстах Не было гласных! У нас есть буквенное обозначение имени Бога, но это только согласные буквы, которые принято называть «тетраграмматоном».
Древние ученые, которые занимались Священным Текстом пытались воспроизвести имя, исходя из своих представлении о культуре и нравственности, традициях еврейского народа. Но мнения их так расходятся, что мы имеет совершенно разные варианты произношения. Например Иегова и Яхве.
Тетраграмматон встречается в иудаизме и каббале. Каббала — одно из оккультных течений иудаизма. Четырехбуквенное обозначение YHWH читается, как Иегова или Яхве. Встречается в Священном Писании более семи тысяч раз и считается в ряде традиций именем Бога. Так секта «Свидетели Иеговы» фактически переводится, как Свидетели Бога. Яхве — это все те же четыре буквы, прочитанные по-другому. Яхве означает «Я есть Тот, Кто Я есть» или просто — «Я есть2 (Исх 3:14).
Тетраграмматон — одна из больших загадок библеистики и предмет разночтений, споров.
— Почему человек верит в Бога?
Употребление имени Иегова в Библии
Имя Иегова действительно встречается в Библии тысячи раз. Однако, современные ученые, работающие над изучением Библии, говорят, что во-первых более правильное прочтение все же — Яхве, во-вторых точного правильного прочтения мы уже, вероятнее всего, никогда не узнаем.
Один из важнейших моментов Писание, где мы встречаем имя Бога — в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (здесь используются именно те четыре буквы, которые читаются, как Иегова или Яхве).
Справка:
- Диодор Сицилийский (90 — 30 гг. до н. э.) пишет: « а у иудеев же Бог Моисея, именуемый Иао́ (Ἰαὼ)»
- Ириней Лионский (II век н. э.) дает имя как Иао́ (Ἰαὼ).
- Климент Александрийский (II век) пишет: «Тетраграмма, или Иаоу́ (Ἰαού) и которое означает „Сущий и будущий“»
- Ориген (III век) дает имя как Иао́ (Ἰαὼ) и как Иа́ (Ἰὰ)
- Значение этого имени как и значения остальных имен Бога пояснил в IV веке Епифаний Кипрский в книге «Панарион»: «Иаве́ (Ἰαβέ) — Тот, Который был и есть, и всегда Сущий, как истолковано Моисею: Сый посла мя, речеши к ним (Исх. 3:14)».
- Феодорит Кирский (V век) пишет: «Самаряне выговаривают оное: Иаве́ (Ἰαβέ), а иудеи Аиа́ (Ἀῐά).
Имя Иегова в религиозных практиках
В оккультном течении каббала Иегова — лишь одно из десяти личных имен Бога. Это — имя Того, кто создает все сущее. Существует и теория о том, что в момент грехопадения одна из букв имени Бога отделилась. Существует достаточно много теорий, подтверждающих — имя Иегова не использовалась нигде, кроме древнееврейского языка.
Именно на основе одного из прочтений имени Бога построили всю свою религиозную практику представители секты протестантского толка «Свидетели Иеговы». В чем же ошибка представителей секты?
Профессор университета Гарвард Томас О. Ламбдин пишет об имени Бога следующее: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э.
и отразили в своей пунктуации масореты , перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом — йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения.
Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”».
В иудаизме мы встречаем несколько имен Бога:
- Адонай — в переводе означает «Наш Господь» и связывается с термином «милосердие». Иудеи используют его в ряде случаев, когда надо заменить то имя Бога, которое в иудаизме при чтении Торы и книг пророков не произносится.
- Хашем — обозначение имени, а не само имя, которым принято заменять эпитет Адонай.
- Элохим — атрибут справедливости и суда.
- Эхье-Ашер-Эхье — «Я есмь Сущий» — считается одним из имен собственных.
- Саваоф — «Господь Воинств», употребляется чаще всего в сочетании с тетраграмматоном (имеются в виду воинства Небесные).
- Ветхий днями — вполне конкретный образ Бога из книги пророка Даниила.
- Шемхамфораш — увеличенный тетраграмматон или 72-кратное имя Бога.
- Страх Исаака — Образ Бога, который встречается в одном определенном месте Писания: (Быт. 31:42)
- Шалом — встречается в Талмуде. «имя Бога есть „Мир“» (Перек Ха-Шалом, Шаб. 10б) (Суд. 6:24)
- Ха-Маком — «Вездесущий», исходит из понятия о том, что Вселенная — лишь мысль Бога.
- Шхина — «Присутствие» — единственное имя Бога, которое употребляется в женском роде.
— Словарь Правмира — вера
Иегова в христианстве
Если исходить из того, что христиане — люди Нового Завета, а Ветхий Завет был исполнен пришествием Мессии, Иегова уже не встречается в христианских текстах. Даже тот тетраграмматон, который цитируется из Ветхого Завета передается словами «Господь» и «Бог».
В целом Библия дает нам сразу несколько Божественных имен, которые некоторые течения считают лишь титулами, но православное вероучение сходится на том, что все это — имена Бога.
В Синодальном переводе Священного Писания имена Бога мы встречаем, как слово Господь, хотя существует и ряд других переводов.
Библейский текст, особенно в части Ветхого Завета кажется очень сложным для понимания. Мы встречаем в нем ряд свидетельств того, что упоминается сразу несколько имен Бога:
- «Господь Саваоф — имя Ему» (Ис.48:2).
- Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии — Теос; в слав. и рус. — Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии — Пантократор; в слав. и рус. Библии — Вседержитель). Все молитвенные упоминания этих имен считались употреблением имени Бога.
Источник: https://www.pravmir.ru/iegova-kto-eto/
Христос — истинный Бог Яхве
Эта подборка цитат из Священного Писания призвана показать, что Христос есть воплотившийся Яхве (Иегова)
В общении с представителями «Свидетелей Иеговы» очень часто поднимается вопрос Божественности Христа и употребимости имени Божьего «Иегова».
Для православного христианина мысль, что Иисус Христос — истинный Бог и Творец мира является очевидностью. Однако для адепта «Свидетелей Иеговы» Иисус Христос есть пришедший на землю ангел, «бог» и «господь», но при этом всего лишь творение Иеговы.
Спорить при этом о терминах «Бог» и «Господь», как нам кажется, нецелесообразно. На все наши доводы у «Свидетелей Иеговы» найдутся контраргументы, ведь точно также во времена Первого Вселенского Собора ариане выискивали тексты Писаний в поддержку своей ереси.
Давайте попробуем разобраться: в чем же здесь дело?
Для начала обратимся к обычной аргументации христиан в пользу Божественности Сына Божия чтобы понять логику рассуждений адептов «Свидетелей Иеговы» и предложить им доводы, учитывающие их восприятие наших слов.
Тексты Писаний содержат достаточно большое количество указаний, позволяющих прийти к выводу, что Иисус Христос действительно является истинным Богом. К ним можно отнести и т.н. «парад титулов», характеризующих Его как Сына Божия, Господа и даже Бога. Однако не следует забывать, что во времена земной жизни Иисуса Христа эти понятия не относились однозначно к истинному Богу, а имели широкий спектр значений, нижний край которого мог относиться даже к простым людям.
В частности, иудейская и языческая мысль вполне могла допустить, что хороший или великий человек может быть назван сыном Бога, и в обоих обществах выражение «Сын Божий» могло подразумевать Божественность.
Правоверный иудей во времена земной жизни Господа Иисуса Христа осознавал, что «есть так называемые боги так как есть много богов и господ много» (1 Кор. 8:5), однако основой его веры было то, «что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4). Этот Бог открыл Себя в Ветхом Завете с уникальным именем Яхве, которое (в отличие от титулов «Бог», «Адонаи=Господь» и т.д.) принадлежало только истинному, Сущему Богу, по сравнению с которым «все боги народов — идолы» (Пс. 95:5).
Точно также греческое слово Κυριος (Господь/господин) могло подразумевать целый спектр степеней достоинства — от почтительной формы обращения к учителю или судье до титула Самого Бога. Ведь в Кол.4:1 этот термин отнесен к Богу и тут же — к людям: «Господа (κυριοι), оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа (κυριον) на небесах». В текстах Нового Завета Христос назван Господом примерно 663 раза, но какой участок этого спектра значений имелся в виду?
Гораздо реже Христос прямо называется в Писании Богом, что можно объяснить стремлением различать Лица в Троице: «Богом» обычно называли Отца, также как титул «Господь» чаще относился к Иисусу Христу: «у нас один Бог Отец и один Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6).
Здесь же следует отметить исповедание Фомы, впервые назвавшего Воскресшего Господом и Богом (Ин. 20:28), а также такие наименования Иисуса Христа как «истинный Бог» (1 Ин. 5:20), «великий Бог (Тит. 2:13), «Бог крепкий» (Ис. 9:6), или коротко «Боже» (Евр.1:8), «Бог наш» (2 Пет.1:1), «Бог» (Еф.5:5, Ин.1:1). По словам ап.
Павла, во Христе «обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9).
Как видно из Ин. (10:34-36), этот титул (Бог) мог относиться к различным духовным существам, и даже к людям, обладающим властью и могуществом, ибо слова Эль, Элоах и Элохим, обычно переводимые как «Бог», дословно означают «Могущественный» или «Достойный поклонения». Точно также древнегреческое слово Θεος может обозначать единого Сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие о божестве.
По этой причине для нашей аргументации не достаточно показать сомневающимся, что в Писании Сын Божий назван «Богом» и «Господом». Полезнее привести указания Писаний на то, что Логос имеет природу ветхозаветного Яхве, и это Имя можно употреблять применительно ко Христу.
Например, если посмотреть на любую православную каноническую икону Спасителя, то видно, что на кресчатом нимбе надписано именя Божие «Яхве» — по-гречески «Ο ΩΝ» или «ὁ ὢν», что подчеркивает убежденность православных, что воплотился именно Тот Бог, Которого в Ветхом Завете именовали Сущий (Яхве). На это же указывает и Само Имя Богочеловека: Иисус на древнееврейском языке звучит как Иехошуа, что означает «Яхве спасает».
Эту же мысль мы попытаемся изобразить с помощью библейских текстов.
При этом будем помнить, что Писания Нового Завета дошли до нас только на греческом языке, поэтому в них ветхозаветное имя Яхве уже не встречается. Однако в этих текстах достаточно часто приводятся ветхозаветные цитаты, где идет речь о Яхве, по отношению к Господу Иисусу Христу. Причем ветхозаветные тексты в большинстве случаев приводятся по древнегреческому переводу Ветхого Завета (т.н. Септуагинта), что позволяет проследить даже дословные совпадения в формулировках.
1-й пример:
Ветхий Завет:
«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (ἐγώ εἰμι ὁ ὤν). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (ὁ ὢν, Яхвех) послал меня к вам» (Исход 3:14).
«А Мои свидетели, говорит Господь (κύριος ὁ θεός) чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я (ἵνα γνω̃τε καὶ πιστεύσητε καὶ συνη̃τε ὅτι ἐγώ εἰμι): прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Исаия 43:10).
Новый Завет:
«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я (γὰρ μὴ πιστεύσητε ὅτι ἐγώ εἰμι), то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24).
«Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (τότε γνώσεσθε ὅτι ἐγώ εἰμι) » (Ин. 8:28).
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (ἐγώ εἰμι)» (Ин. 8:58).
«Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я (ινὰ πιστεύσητε οταν γενηται ὅτι ἐγώ εἰμι),» (Ин. 13:19).
«Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я (ἐγώ εἰμι). Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я (ἐγώ εἰμι), они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я (ἐγώ εἰμι)» (Ин. 18:5-9).
2-й пример:
Ветхий Завет:
«великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа (Яхве), величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:2-10).
Новый Завет:
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:2-6).
3-й пример:
Ветхий Завет:
«..ибо Господь (Яхве), Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор. 10:17-22).
«Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа (Яхве) господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:2-5).
Новый Завет:
«и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1:5-20).
Источник: http://www.k-istine.ru/sects/iegova_witness/iegova_witness_missioner_dona.htm
Кто такие Свидетели Иеговы?
Аиша Стейси (Aisha Stacey)
Свидетели Иеговы — это христианская конфессия, убеждения которой, тем не менее, отличают ее от основных течений христианства. Они известны своей мощной евангелизацией, концентрацией на последних днях существования этого мира и своим уникальным переводом Библии, который называется Перевод Священного Писания Нового Мира.
Отрицание божественности Иисуса
Свидетели Иеговы верят, что Иисус — это не Бог. Это утверждение привело в ярость большинство христиан и побудило многих объявить свидетелей Иеговы псевдохристианами.
Мусульмане, как мы знаем, также верят в то, что Иисус Христос не Бог, поэтому, прочитав лишь это утверждение, мусульманин может сказать: «О, это так же, как у нас!».
Но так ли это? Давайте еще немного углубимся в их веру в роль Иисуса.
Свидетели Иеговы отрицают Троицу как языческое идолопоклонство и, соответственно, отрицают божественность Иисуса. Однако они верят, что Иисус — хотя и уступает Богу — «рожденный от Бога сын». Таким образом, сходство с Исламом внезапно заканчивается. Бог говорит в одной из величайших сур Корана, что Он не родил никого:
Первородный грех
В дополнение к этому ошибочному базовому пониманию Бога, Свидетели Иеговы также верят в другие неприемлемые для мусульман постулаты. Они утверждают, что жизнь Иисуса или то, что Свидетели Иеговы называет его жертвой, стала ценой «выкупа», чтобы спасти человечество от греха и смерти.
Они говорят, что Бог сотворил все на Небесах и на Земле через Христа — «главного работника», раба Божьего.
В своей литературе Свидетели Иеговы называют Иисуса «Его (Божьим) первым духовным творением, мастером-ремесленником». Они утверждают, что после воскресения Иисуса Богом он был «вознесен» на более высокий уровень, чем ангелы. Опровержение этого — в словах Бога в Коране:
Идея, что Иисус был «выкупом», чтобы спасти наши души или простить наши грехи, полностью противоречит учению Ислама:
Вера в то, что первородный грех побудил людей унаследовать смерть и грех, также далека от учения Ислама. Ислам учит нас, что люди рождаются без греха и, согласно своей природе, склонны поклоняться только одному Богу (без каких-либо посредников).
Чтобы сохранить это состояние безгрешности, человечество должно следовать Божьим заповедям и стремиться жить праведной жизнью. Если человек впадает в грех, то всё, что от него требуется, — это искреннее раскаяние. Когда человек раскаивается, Бог стирает грех, как если бы он никогда не совершался.
Свидетели Иеговы учат, что ни одна душа не останется после смерти, и что Иисус вернется, чтобы воскресить мертвых, восстановив душу и тело. Те, кого сочтут праведными, получат вечную жизнь на земле (которая станет раем). Те, кого сочтут неправедными, не будут мучиться, но умрут и прекратят свое существование, попросту исчезнут.
Что говорит по этому поводу Ислам?
Согласно Исламу, жизнь после смерти продолжается в могиле. Душа верующего человека легко выходит из тела, облачается в небесную и приятно пахнущую одежду и проникает через семь небес.
В конце концов, душа возвращается в могилу, и для человека открываются врата в рай, до него доходит его бриз и аромат. Он получает радостную весть о рае, и он жаждет начала Судного дня.
Душа неверующего человека, напротив, выходит из тела с большими трудностями, но в конечном итоге также возвращается в тело. Человек мучается в могиле, пока не начнется Судный день.
Стоит заметить, что Свидетели Иеговы стараются избегать небогоугодного поведения, включая празднование дней рождения и праздников, происходящих из ложных религий.
Свидетели Иеговы не празднуют свои дни рождения, потому что это считается прославлением человека, а не Творца. Эти заявления, безусловно, перекликаются с учением Ислама. Однако, поскольку базовая концепция Единства Бога неверна, их поведение и ценности очень мало значат. Бог ясно говорит нам о тех, кто потерпит неудачу в Судный день.
Таким образом, мы обнаруживаем, что даже если на первый взгляд у Свидетелей Иеговы есть система верований, которая перекликается с исламскими верованиями, они далеки от истины. При внимательном рассмотрении в основных теориях выявляются недостатки, что делает учения Свидетелей Иеговы далекими от Ислама и большинства христианских конфессий.
Источник: http://islam.plus/ru/umma/dialog/kto-takie-svideteli-iegovy
Виктор Нехезин Би-би-си
Правообладатель иллюстрации jw-russia.org Image caption Деннис Кристенсен стал первым обвиняемым в экстремизме последователем свидетелей Иеговы после запрета организации
Датчанин Деннис Кристенсен живет в России уже почти 20 лет и не собирается уезжать, несмотря на уголовное преследование со стороны властей. Последние полтора года он находится в заключении по обвинению в экстремизме. Русская служба Би-би-си рассказывает, почему Кристенсен оказался в России, как он жил все эти годы и чем не угодил властям.
Гражданину Дании Деннису Кристенсену 46 лет. С 2000 года он живет в России. Последние полтора с лишним года он сидит в тюрьме в Орле: суд по делу Кристенсена, обвиняемого в экстремизме, близится к развязке.
Под «тяжелой» 282-й статьей УК РФ гражданин Дании оказался в связи с тем, что он — свидетель Иеговы и активно участвовал в жизни местной религиозной общины, невзирая на запрет ее деятельности. В 2016 году орловский суд признал местную религиозную организацию свидетелей Иеговы «Орел» экстремистской.
По всей России заведено уже более 80 уголовных дел против свидетелей Иеговы, и дело Кристенсена, скорее всего, станет первым, которое будет доведено до приговора.
«В начале следствия в ФСБ заявили мне, что у меня нет будущего здесь в России, — рассказывает Деннис Кристенсен. — Один из офицеров ФСБ, господин Поляков Михаил Сергеевич, сказал мне: «Возможно, Деннис, в Дании ты всем нравишься, но тут, в России, у тебя нет будущего — вообще никакого будущего».
По словам Кристенсена, сотрудники ФСБ убеждали его «сотрудничать со следствием». Другими словами — полностью признать свою вину, и тогда бы он мог рассчитывать на относительно легкий приговор — 3,5 года лишения свободы.
Кристенсен отказался. В ответ упомянутый им сотрудник ФСБ Михаил Поляков якобы обещал Кристенсену максимальное наказание — 10 лет тюрьмы.
Заступничество Путина
Деннис Кристенсен ответил на вопросы Русской службы Би-би-си письменно через своего адвоката. Он считает предъявленные ему обвинения глупыми, а сделку, предложенную ему сотрудником ФСБ, называет психологическим террором.
«Несправедливо, что они уже заранее решили, чем должен закончиться судебный процесс», — удивляется датчанин, напоминая о 49-й статье российской конституции, гарантирующей подсудимым презумпцию невиновности.
Массовое преследование иеговистов началось в России в 2017 году, когда Верховный суд вынес решение о запрете деятельности «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России».
Однако в декабре 2018 года президент России Владимир Путин неожиданно выступил в их поддержку, назвав полной чушью обвинения в экстремизме и заявив, что в этом вопросе надо «внимательно разобраться».
Скажется ли заступничество Путина на судьбе иеговистов, станет ясно уже в конце января, когда, как ожидается, затянувшийся почти на год процесс по делу Денниса Кристенсена в Железнодорожном районном суде Орла наконец завершится.
Внешнее спокойствие
На скамье подсудимых Деннис Кристенсен выглядит очень уверенным в себе человеком: он либо лучезарно улыбается, либо сосредоточенно слушает переводчика.
Правообладатель иллюстрации jw-russia.org Image caption Накануне своего ареста в мае 2017 года Деннис Кристенсен принимал участие в традиционной для свидетелей Иеговы Орла уборке городской территории
На суд к Кристенсену приходит солидная группа поддержки — три раза в неделю, каждый раз по 15-20 человек. Несколько минут перед началом заседания датчанин по традиции посвящает тому, что через стекло «аквариума» показывает публике свежие письма поддержки от свидетелей Иеговы из России, Дании и других стран, которые в большом количестве приходят ему в СИЗО.
Среди посетителей неизменно на каждом заседании — русская жена Кристенсена, Ирина.
Когда в перерыве судебного заседания мы выходим в соседнее кафе для интервью, Ирина Кристенсен тоже выглядит очень спокойной и даже безмятежной.
«А что, я должна плакать и рыдать? — удивляется вопросу Ирина. — Полтора года уже — невозможно плакать. Время прошло. И очень помогают лекарства успокоительные».
Правообладатель иллюстрации jw-russia.org Image caption За помощь в уборке территории власти города в прежние годы даже выносили благодарность общине свидетелей Иеговы
Ирина уверяет, что внешнее спокойствие не должно обманывать — ни она, ни ее муж не считают себя религиозными фанатиками, которые с готовностью хотят страдать за свою веру.
«Что хорошего, если над тобой издеваются, тебя унижают? Ничего. И свидетели Иеговы тоже так считают. Мы не какие-то мученики, которые ждут «ой, быстрее бы нам что-то плохое сделали». Нет. Никто этого не ждет. Все люди хотят спокойно собираться, спокойно читать Библию, спокойно молиться Богу. Но власти пока не дают это делать», — вздыхает Ирина.
Тем не менее, она не сомневается, что никакие гонения властей не заставят их с мужем отказаться от своей веры. «А кто может запретить молиться и читать Библию? Разве можно запретить? Хоть ты в одиночную камеру кинь, человек может молиться и иметь связь с Богом, и никто не сможет повредить», — уверена Ирина Кристенсен.
Чудесное детство в Дании
Деннис Кристенсен — потомственный свидетель Иеговы. Его родители примкнули к движению еще в юности.
Кристенсены, судя по рассказу Денниса, воплощают идеальное представление о семье иеговистов: все друг друга очень любят, отец по профессии продавец, мать — уборщица (считается, что иеговисты поощряют «простые» профессии, которые не отвлекают от служения Богу), после рождения младшей дочери, Майбритт, они переехали из Копенгагена в маленький городок, чтобы дети росли ближе к природе.
По словам Денниса, у него было чудесное детство. С юных лет он с радостью участвовал в обязательной для свидетелей Иеговы миссионерской деятельности. «Мне всегда нравилось рассказывать другим людям о Библии, о Боге и о надежде на вечную жизнь», — признается он.
Правообладатель иллюстрации LOIC VENANCE/AFP/Getty Images Image caption В Европе деятельность свидетелей Иеговы не запрещена: они раздают свои брошюры в разных странах. Нант, октябрь 2017
Став дипломированным плотником и строителем, Кристенсен в 1995 году приезжал в Санкт-Петербург помогать строить в поселке Солнечный комплекс зданий «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» (сейчас этот комплекс, оцениваемый вместе с землей в 2-3 млрд рублей (30-45 млн долларов), решением суда изъят у структур свидетелей Иеговы в пользу российского государства).
Спустя четыре года Деннис Кристенсен принял решение совсем переселиться в Россию и для постоянного места жительства выбрал город Мурманск.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-46946592