Отец Иисуса Христа: есть ли имя у Бога
Послание верующим – Новый Завет, необходимое продолжение и дополнение откровений, данных Богом народу Израиля в Ветхом Завете через сына Иисуса Христа. В этом послании Отец через сына дает понимание и осознание самой сути христианства, объясняя смысл- что же значит имя Бога.
Новый Завет не противоречит истине и законам, установленным Отцом в Ветхом Завете, но открывает новые смыслы и толкование вечных и непреложных заповедей. В нагорной проповеди Иисус дает совершенно неожиданное понимание сущности имени, слов, принесенных от Бога Отца сыном его, и во многом кардинально меняет смысл и восприятие установлений непреложного Закона.
Упоминание имен Бога в Библии
В новом Завете имя Бога раскрывается совершенно иначе, с необычайной полнотой и новым высшим смыслом. Если ранее Бог являл лицо свое опосредованно и ассоциировался со стихийными проявлениями – громом и молнией, не являя верующим лика своего, то в Новом послании, через сына Иисуса Христа Он, бесплотный и Вездесущий Творец, стал явно видимым всеми детьми своими.
В Библии упоминается много имен Бога Отца. Какое из них можно считать истинным и какому отцу возносить молитвы, называя его по имени?
Имена, часто упоминаемые и связанные с языковым переводом:
- Элохим – переводится с иврита и означает множественное число слова Эль (бог), окончание обозначает множественное число, перевод с греческого языка – Теос (отсюда теология);
- Господь – перевод понимания господин, в иврите Адонай, перевод с греческого языка – Кюриос.
Каждое имя в истории древности несло определенный информационный код и давало полное, исчерпывающее описание человека, явления или события. Если менялись обстоятельства или человек изменялся духовно, то менялся и смысл имени его.
Несколько исторических примеров:
- проныра (Иаков) переименован и назван победителем (Израилем);
- великий по отцу Аврам переименован в отца народов Авраама;
- княгиня Сара – княгиня всех народов Сарра;
- сыну своему Отец дал имя Иисус – Господь Спасет.
Те же внутренние изменения и полное понимание смысла имени Бога видоизменялись и трансформировались с течением времени.
В Писании не указано конкретно одно имя Отца, повествование ведется от лица бога Израилева, у которого много имен.
Главное в христианстве прославление и служение Отцу небесному по заповедям Иисуса не в словах, молитвах и песнопениях, а в поступках и в делах во Славу его. В Библии можно найти много указаний о том, что обесславить Имя Отца можно поступками и душевными устремлениями.
Нарушение заповедей Отца, переданных через Сына своего :»Дети, вы обесславливаете Имя Его» — говорил Иисус Христос.
Ветхий Завет
Ветхий Завет Библии несет послание Бога Невидимого, Бесплотного и Вездесущего, выражающего свою волю через стихии и знамения. Человек не мог узреть лица Творца, остаться живым после видения было невозможно. Только избранные им могли увидеть его, но только со спины, Лик его не показывался им.
Явление Отца верующим в Ветхом Завете связано с определенными географическими координатами – гора Синай, храмы Иерусалима, Ковчег Завета. Сам Бог представляется вездесущим явлением. Воплощающимся во всех земных проявлениях.
Так как в Ветхом Завете Бог редко назывался Отцом, то понимание имени его было связано с понятиями правления – воздаяния и наказания за мысли и поступки. Бог Господь праведный карающий и воздающий.
Наиболее часто в Писании встречается пять имен, что хочет сказать нам Отец каждым явленным именем своим:
- Ревнитель – « потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34.14).
- Саваоф – Сила или Воинство. «Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему» (Ис. 47:4).
- Святой – « вечно Живущий, — Святый имя Его» (Ис. 57:15).
- Искупитель – « Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (Ис. 63:16).
- Тетраграматон – Иегова или Яхве. « Иегова (тетраграмматон) имя Ему» (Исх. 15:3).
Все пять имен Бога характеризуют его сущность и объясняют верующим, кто есть Отец Небесный – Сила Святая, ревнитель и Искупитель.
Новый Завет
Осмысление Нового Завета Библии, принесенного нам Иисусом Христом, раскрывается иначе — пониманием и прощением ошибок. Отец явил детям лик свой, обратившись к ним со словом утешения, прощения и поддержки. Теперь все послания направлены к духовным помыслам и самой божественной природе людей, в каждом из которых живет божественное начало.
Имена Бога в Новом завете, принесенные нам сыном его Иисусом Христом иные:
- Бог является в образе Спасителя детей своих, который не только судит и наказывает за грехи, но и протягивает любящую руку помощи, поддержки и понимания.
- Милосердный – прощающий раскаявшимся их прегрешения.
- Бог Прощающий – воплотившийся в сыне своем Иисусе, который своей жизнью и смертью свидетельствует о прощении детей Господа;
- Отец – Иисус в молитвах своих называет бога «Отче», являя любовь и заботу обо всех детях Творца.
- Любовь – отец возлюбил детей своих вне зависимости от их любви к нему. В отличие от Бога Ветхого Завета, который любил только тех, кто поклонялся ему. Новый Завет являет через Иисуса любовь жертвенную, как наивысшее проявление божественной благодати.
- Страждущий – разделяющий с простым человеком его жизнь и страдания. Иисус взял на себя все грехи человеческие во имя искупления и спасения.
Отец послал на мучения и смерть своего Сына Иисуса, чтобы показать всю свою любовь к детям своим.
Если в Ветхом Завете Бог понимается в единственном числе, то в Новом Завете он предстает перед детьми своими в трех лицах, объединенных в одно божественное целое.
Список известных имен Бога и значения некоторых из них
Какие имена бога известны в Ветхом завете, их значение:
- Сущий;
- Яхве или Иегова — тетраграматон;
- Элохим;
- Адонай;
- Саваоф – воинство, сила;
- Эль-элион;
- Эль-Олам.
Новый завет, переданный Иисусу Христу Отцом, полностью меняет понимание сущности Бога. Что показано в его Имени:
- Отец;
- Творец;
- Любовь;
- Создатель;
- Спаситель;
- Иисус – господь спасет;
- Христос – помазанник, мессия;
- Свет Миру.
Христианское учение подчеркивает важность Единого Бога, явившего себя в Трех Лицах при Крещении в лице святой Троицы – Бога Отца, Сына и Духа Святого.
Иудейские традиции
Иудейские традиции придерживаются строгого запрета говорить и писать его имя. По утверждению раввинов эти указания содержатся в третьей заповеди – не произноси имя Бога напрасно. Вторая причина – чтобы произносимое имя не услышали язычники, так как даже это оскверняет его.
Как называют Бога в православии
Имя Господа в православии имеет принципиальное значение, основанное на понимании и осознании божественного закона Святой Троицы и Триединства Творца, данный в Новом Завете.
Православие отрицает имя Иегова и Яхве, так как оно отрицает явления Сына его Иисуса и Святого Духа, которые Едины с Отцом. Евангелие от Матфея гласит:
Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (28:19).
Нельзя понять божественное послание Отца, переданное через сына его Иисуса, если не почитать и его Богом своим.
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин.5:20).
Поэтому в православии именуют Бога – Отец, воплотившийся в сыне своем Духом Святым.
Но призывать Имя Божие не «всуе», не в осуждение себе и достойно кушать св. Тело и Кровь Господню может лишь тот, кто совершает сие — по Апостолу — с рассуждением (1 Кор. 11, 23—32).
Все православные славят и почитают Бога, как любящего Отца, который неразделим с сыном своим Иисусом Христом и Духом святым, именуют Бога Отцом, любящим и милосердным.
Источник: https://pravednik.info/otec-iisusa-xrista-est-li-imya-u-boga.html
Как Сын и Отец едины
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, – да уверует мир, что Ты послал меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.» Иоанна17:20-23.
Каким образом Отец и Сын являются одним целым?
Это очень высокое и священное призвание – быть едиными, как Отец и Сын едины. Если мы хотим прийти к этому единству мы должны следовать за Сыном по узкому пути, ведущему к жизни.
«Ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.» Иоанна 6:38.
«Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» Евр. 5:8-9.
Отсюда мы видим, каким образом Сын и Отец стали единым целым. Иисус пришёл на землю и стал сыном человеческим. (1 Тим. 2:5) Будучи сыном человеческим, Он научился послушанию. Этот путь не был лёгким. Ему пришлось пройти через страдания. В 53 главе книги пророка Исаия мы читаем о тех, страданиях, в которых Он учился послушанию.
«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.» Исаия53:10.
Иисус молился: «Не Моя воля, но Твоя да будет.» Луки 22:42. Под «моей волей» здесь подразумевалась человеческая воля, воля Иисуса, как Сына Человеческого. Ей предстояло стать сокрушённой, чтобы в Нём могла исполниться воля Божья. Здесь Иисус принёс Себя в жертву. Он добровольно шёл этим путём.
Он открыл этот новый и живой путь, чтобы мы могли следовать за Ним. На этом пути, на котором Его человеческая воля была сокрушена, полнота Божья телесно поселилась в Нём. (Кол. 1:19; Кол.
2:19) Посредством познания о Нём, мы получили величайшие и драгоценнейшие обетования, чтобы и мы смогли получить участие в Божеском естестве. (2 Петра 1:3-4)
Как мы приходим к единству Отца и Сына?
Если мы тоже хотим принести себя в жертву, тогда мы получаем такие же возможности, какие были у Иисуса. Он стал начальником вечного спасения, для всех послушных Ему. (Евр. 5:9) Идя этим путём, мы приходим к единству, которое было между Отцом и Сыном.
Это было настолько важным, что Павел говорит, что для этого он и получил благодать и апостольство, чтобы покорять вере все народы. (Римл.1:5) Однако научиться послушанию, без того, чтобы сначала пройти сокрушение – невозможно. Очень многие прилагают все свои усилия для того, чтобы объединить различные религиозные течения, однако это бессмысленно.
Их лидеры сильны в своих мнениях и велики в своих собственных глазах. И так же обстоят дела с членами этих групп. Поэтому там раздор и вражда, как внутри самой группы, так и между различными группами верующих. Они не хотят позволить сокрушить себя. Многие проповедуют о любви и читают из 1 Кор. 13 главы, но без сокрушения, мы не можем получить любовь.
Здесь написано, что не делает любовь. Она не завидует, она не ищет своего, не превозносится, не раздражается, не мыслит зла. Тот, кто не позволяет сокрушать себя, тот раздражается, ищет своего, превозносится. Таковые никогда не станут едиными. Они постоянно находят причины для обид, вместо того, чтобы брать на себя крест свой и отвергать себя, осуждая свой эгоизм и жесткость.
Здесь также написано о том, что делает любовь: она долготерпит, всё покрывает, сорадуется истине, всему верит, всего надеется, всё переносит. (Кол. 3:12-14) Когда нам встречаются трудные люди, тогда большинство людей говорят: “Я не собираюсь терпеть это. Всему есть границы”. Вместо того, чтобы позволить сокрушать себя, человек ожесточается и встаёт на защиту «себя и своего». Вместо того, чтобы простить, как Христос простил нас, человек становится злым и злословит брата своего.
Или же возможно мы испытываем антипатию по отношению к кому-то. Мы просто недолюбливаем этого человека, но несмотря на это улыбаемся и вежливо ведём себя, в то же время удаляясь и отстраняясь от него. Ты не хочешь разделить с ним общение в Духе.
Твой великий внутренний человек не переносит внутреннего человека другого. Ты не хочешь позволить сокрушить себя, чтобы получить любовь, которая всё переносит и всего надеется. Нет, ты не хочешь ни с кем враждовать, ты просто стараешься сохранять дистанцию.
Но это же не является единством, которое была у Отца и Сына.
Исполнение молитвы Иисуса о единстве серди христиан
Блаженны те, кто получил познание о единстве Отца и Сына, и кто следует за Сыном по новому и живому пути. В них исполняется молитва Иисуса. Они ходят во свете, как Он во свете, и кровь Иисуса Христа очищает их от всякого греха. Они имеют общение друг с другом. (1 Иоанна 1:7)
Да прославлен будет Бог за это славное спасение, которое мы получаем, когда становимся жертвой. Сатана не может проникнуть в это общение во свете.
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец одно.» Иоанна 10:27-30.
Эта статья впервые была опубликована в журнале «Скрытые Сокровища» в марте 1964 г.
Copyright Stiftelsen Skjulte Skatters Forlag
Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/kak-syn-i-otets-ediny
Кто такой Иисус Христос? | Христианская миссия «Новая жизнь»
Что вам приходит на ум, когда вы слышите имя Иисус — икона в церкви, мем «дружище Иисус» или Иисусова молитва?
Иисус Христос. Летоисчисление ведется от Его рождения, миллиарды людей составляют Его церковь. Он является центральной фигурой всей истории человечества. Но почему так? Почему к Нему такое особенное отношение?
Как благодаря Христу я могу узнать Бога лично?
В наш век информатизации найти достаточно фактов о личности Иисуса Христа и Его делах не составляет особого труда. Но что, если бы у вас было всего семь минут на это? Какие значимые факты о Христе стоило бы выделить?
Вот список из семи фактов о Христе, которые, по нашему мнению, стоит знать:
- Иисус есть Бог
- Иисус есть человек
- Иисус — друг грешников
- Иисус умер на кресте ради вас
- Иисус воскрес! Воистину воскрес!
- Иисус — единственный путь к Богу
- Иисус снова грядет
1. Иисус есть Бог
Согласно Библии самый важный факт об Иисусе заключается в том, что Он является Сыном Божьим — Он и есть Сам Бог.
Люди, жившие во времена Иисуса, знали, что Он называл Себя Богом. Но они не верили Ему. «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Евангелие от Иоанна 5:18).
Слышали ли вы такой термин «Троица»? Библия описывает единого Бога, как вечно существующего, состоящего из равноценных и объединенных личностей или ипостасей. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Согласно Библии Иисус является второй личностью Троицы — Богом Сыном.
И 2000 лет назад Сын Божий сделал что-то неожиданное для всех.
Существует ли Бог?
2. Иисус есть человек
Вы когда-нибудь задумывались, в чем суть праздника Рождества? В этот день христиане празднуют чудо «Воплощения». Это слово обозначает, что Бог стал человеком, воплотился. Библия рассказывает о том, как молодой деве из города Назарета явился ангел. «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Евангелие от Луки 1:31-32). Но Мария, дева, не понимала, как именно произойдет зачатие ребенка. На что ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки 1:35). Девять месяцев спустя у Марии родился ребенок.
Она положила Его в кормушку для животных и назвала Иисусом. Она кормила Его, меняла Ему пеленки и пела колыбельные. В Новом Завете Иисус описывается как одновременно и Бог, и человек. В течение Своей жизни Иисус, согласно Библии, рос и учился. Он был искушаем грехом так же как и мы. И Он постоянно называл Себя Сыном Человеческим.
Но зачем Богу было становиться человеком?
Христианское вероучение основано на Библии. Стоит ли доверять ей?
3. Иисус — друг грешников
Сын Божий родился в этот мир с миссией спасения. Когда Адам и Ева восстали против Бога, грех стал частью человеческой природы. Эта духовная болезнь передается из поколения в поколение. Тем не менее, Бог хочет спасти людей от наказания за грех — вечной смерти. Он любит нас и хочет дать нам вечную жизнь.
Самоправедные религиозные лидеры, жившие во времена Иисуса, критиковали Его за то, что Тот ел с «грешниками». В те времена совместная трапеза была знаком дружбы. Иисус ни коим образом не одобрял грех тех, с кем ел.
И после одного из таких ужинов Он объяснил Свой мотив так: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Евангелие от Луки 19:10).
Но даже близкие к Иисусу люди не могли представить, насколько далеко был готов зайти Иисус ради спасения созданных Им людей.
Секс и Библия: Что говорит Бог о сексе?
4. Иисус умер на кресте ради вас
На следующий день после того, как Иисус разделил пасхальную трапезу с учениками, Он взошел на холм неподалеку от Иерусалима. Его тело было покрыто кровью и синяками из-за многочисленных ударов плетью. На том холме солдаты пронзили руки и ноги Христа, пригвоздив Его к римскому кресту.
Иисуса распяли по двум причинам. Во-первых, иудейские религиозные лидеры завидовали Ему. Во-вторых, Пилат боялся беспорядков. Но все это было частью плана Иисуса. В Библии записано потрясающее заявление Христа о Своей жизни: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Евангелие от Иоанна 10:18).
В духовном смысле Иисус пожертвовал Своей жизнью, чтобы поставить мат нашим врагам: Сатане, греху и смерти.
Несмотря на всевозможные искушения, Он ни разу не поддался им. Он не унаследовал греховную природу от Своего земного отца.
Совершенная невиновность Иисуса позволила Ему умереть той смертью, которую заслуживаем мы.
К трем часам дня тело Иисуса не могло больше бороться. К тому моменту Он провисел на этом орудии казни уже шесть часов. Он вскрикнул и испустил дух. Бог Отец излил весь Свой гнев за грех на Своего Сына.
Тело Иисуса сняли с креста, обернули в ткань и похоронили в гробнице. Ко входу привалили огромный камень.
5. Иисус воскрес! Воистину воскрес!
Иисус ходил по воде. Он исцелял больных, давал прозрение слепым, умножал пищу. Он даже воскрешал мертвых. Но величайшим чудом стало то, что Он Сам воскрес из мертвых. Вы когда-нибудь задумывались о сути праздника Пасхи? В этот день христиане празднуют чудо Воскресения Христа. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее.
Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Евангелие от Иоанна 10:17-18). Вот почему христиане говорят об Иисусе в настоящем времени. Мы говорим, что Иисус есть друг грешников, а не был им, потому что Иисус живой!
После воскресения Христа из мертвых, Он провел 40 дней, наставляя Своих учеников. Затем Он покинул Землю, оставив с нами Святого Духа.
Именно Святой Дух должен был помочь ученикам не забыть важные истины.
6. Иисус — единственный путь к Богу
За ночь до Своего распятия Иисус сказал Своим ученикам что-то очень важное: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6).
Уже после того, как Иисус оставил Землю, апостола Петра схватили иудейские религиозные власти. В Библии рассказывается о том, как третья личность Троицы обратилась к присутствующим через Петра. Он вновь повторил важные истины об Иисусе:
«Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния св. Апостолов 4:8-12).
Библия ясно говорит о том, что Иисус не просто пророк или учитель. Иисус прямо заявляет, что Он — наша единственная надежда. Но, когда Он снова придет, Он придет ради суда.
7. Иисус снова грядет
В Новом Завете можно найти 318 ссылок на Второго Пришествия Христа. В среднем, упоминание об этом событии присутствует в каждом тринадцатом стихе.
Вот один из примеров.
Приблизительно через 62 года после вознесения Иисуса на небо, Он явился апостолу Иоанну в видении. Само это видение составляет собой последнюю книгу Библии Откровение Иоанна Богослова.
В конце данного видения Иисус провозглашает: «Гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение Иоанна Богослова 22:12).
Возможно, вы спросите: «Что имел в виду Иисус Христос, говоря, что он грядет скоро?» Апостол Петр дает нам подсказку:
«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (Второе послание Петра 3:8-9).
Иисус грядет, чтобы судить мир и грешников. Он жаждет правосудия. Но Он дает нам время. Почему? Он дает время, чтобы вы осознали, что грешны, и отвернулись от греха. Он очень хочет даровать вам прощение. Иисус — самая удивительная, креативная и интересная личность во всей Вселенной.
Он хочет, чтобы вы знали Его лично и жили с Ним вечно.
Помните — вы не одни!
Если у вас появились вопросы или вы хотите поделиться чем-то, что вас беспокоит, просто заполните эту форму. Мы свяжемся с вами, чтобы выслушать и поддержать. Все вопросы и разговоры полностью конфиденциальны.
Enable javascript in your browser if this form does not load.
Источник: https://www.newliferussia.ru/ru/faith/jesus.html
МОСКВА, 15 фев — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные отмечают Сретение Господне. Этот праздник, согласно христианскому вероучению, символизирует «встречу Нового завета с Ветхим». Именно на ветхозаветные книги ссылаются евангелисты, когда говорят о происхождении Христа. Правда, Писание содержит не одну, а две версии Его генеалогии. И теперь богословы и светские ученые спорят: это ошибка или некий сложный шифр?
В поисках Мессии
Ни компьютеров, ни редакторов, ни даже бумаги Еще со школьных уроков истории многие знают, что до изобретения книгопечатания «издать» книгу было тяжким трудом. А более двух тысяч лет назад и вовсе был дефицит «носителей» текста. Тогда писали либо на папирусе, либо на пергаменте — искусно выделанной телячьей коже.
Поэтому жители Средиземноморья III века до нашей эры сильно удивились, узнав, что египетский царь Птолемей затеял, говоря современным языком, мегапроект. Он, ни много ни мало, задумал перевести на греческий язык священные книги всех народов своего государства. В их числе были евреи. По приказу правителя в Александрию направились 70 мудрецов, хорошо знавших как иудейскую традицию, так и греческий язык.
Их перевод Библии вошел в историю под кратким названием «Септуагинта», буквально «Семьдесят» — имеется в виду «труд 70 старцев». В некоторых местах текст расходится с оригинальным на древнееврейском, который частично сохранился. Эти расхождения сейчас трактуют как ошибку переводчиков. Они могли и намеренно что-то изменить.
Так поступил один из 70 старцев — священник Иерусалимского храма по имени Симеон. Согласно преданию, он, переводя одно из пророчеств о пришествии Мессии, наткнулся на странную фразу: «дева родит сына». Решил, что это ошибка, и исправил на «жена». И тут ему явился ангел, сказав, что тот не умрет до тех пор, пока не увидит «рожденного от девы».
Спустя 360 лет, согласно Евангелиям, Дева Мария и Иосиф принесли в Иерусалимский храм 40-дневного младенца Христа. Это был один из обычаев иудаизма — приходить с первенцем в храм.
Там их встретил старец Симеон — отсюда и название установленного впоследствии Церковью праздника: Сретение («встреча»). «И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля», — повествует евангелист Лука.
В Евангелии эта история приведена неспроста: Христос родился в так называемую «мессианскую эпоху». В это время в оккупированной язычниками-римлянами Иудее многие верили, что вот-вот придет обещанный Господом Мессия — спаситель еврейского народа.
«Мессия во времена Христа был для евреев прежде всего загадкой — Избавителем, которого предсказывали пророки, но о котором никто в точности не знал, кто он. Его ожидали как потомка Давида, хотя род Давида уже лишился официального статуса. Он должен был представлять Бога на земле и начать новую эпоху. Некоторые пророчества и предания описывали Мессию как страдающего праведника, берущего на себя грех народа», — объясняет религиовед Илья Вевюрко.
Поэтому богословы того времени — в том числе Симеон — пытались вычислить в Библии признаки Божьего посланника. Как минимум ради этого велись родословия — по мужской линии.
Родословие Христа дают евангелисты Матфей и Лука. Вот только между двумя генеалогическими древами есть существенные расхождения. Матфей называет сорок имен предков Иисуса — от Иосифа, мужа Марии, до праотца еврейского народа Авраама. А Лука — 76 имен, от Иосифа до первочеловека Адама.
Существенные различия начинаются как раз после царя Давида. Если Матфей как на прямого предка Христа указывает на его первенца Соломона, то Лука — на третьего сына, Нафана. Вместе с тем первый евангелист, вопреки установленному в те времена порядку, упоминает четыре женских имени: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею».
Казалось бы, нет ничего удивительного в том, что непривычные современному человеку имена различаются у евангелистов. Однако в течение многих веков это расхождение остается одним из главных аргументов критиков: мол, поэтому Евангелие нельзя называть историческим документом.
Так или иначе, ученые и сейчас ожесточенно спорят: неужели кто-то из евангелистов допустил досадную ошибку? Или же это сделали намеренно?
Сын двух отцов?
При исследовании этого вопроса библеисты натыкаются еще на один подводный камень. Оба евангелиста завершают родословие Христа на Иосифе. Но тот же Матфей говорит, что он взял в жены Марию, уже когда та была беременной. Это породило версию о том, что одна из евангельских генеалогий принадлежит матери Иисуса.
«Ничто не препятствовало Луке описать родословную линию Марии», — подчеркивает Илья Вевюрко.
Именно этим ряд специалистов объясняет расхождения в родословных от Матфея и Луки.
«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев» — открывает родословие Лука. А вот у Матфея иначе — Иосиф был сыном Иакова.
В поисках ответа на эту загадку ученые обратились к греческому тексту Евангелия от Луки — по одной из версий, именно на этом языке изначально оно было написано. В конце XIX века известный русский библеист Александр Лопухин тщательно изучил его и пришел к выводу, что Илия — отец Богородицы.
«Евангелист не вносит Иосифа в число предков Иисуса Христа. Лучше поэтому принять чтение александрийского кодекса, где слово «сын» присоединено к греческому причастию, которое переводится на русский как «был». Тогда нужно будет передать этот стих по-русски так: «и был (точнее: будучи) сын, как полагали, Иосифов — (на самом деле) Илиев», — писал ученый.
Как отмечал специалист, в древнееврейском языке имя Илия произносится как Элахим. А это созвучно с известным в христианской традиции именем отца Марии — Иоакимом.
Впрочем, несогласные с этой версией утверждают, что Лука имел в виду интересный обычай, существовавший в Древней Иудее, — так называемый левиратский брак. По нему жена, если становилась вдовой, была обязана выйти замуж за брата мужа. Ученые объясняют это тем, что женщины не могли вступать в права наследования и поэтому должны были вместе с детьми «прикрепиться» к мужчине.
По всей видимости, расхождение в отцах Иосифа у евангелистов связано с этим обычаем. Лука называет биологического отца — Илию, а Матфей — Иакова, приемного отца. То есть в Писании дедушки Христа приводятся все же по мужской линии.
Но почему и Матфей, и Лука настаивают как раз на предках Христа по линии его приемного отца Иосифа, хотя называют его настоящим отцом Бога?
«Юридически у Него был отец, и Он родился в полной семье. Девственное зачатие было тайной этой семьи, которая не афишировалась. Его значение — не «рекламное», но догматическое: рожденный от Девы, Иисус не имел на Себе первородного греха.
Поэтому евангелисты сообщают, что Мария оставалась Девой, но Сам Иисус нигде не говорит об этом в Своей проповеди: ее целью было не удивлять, но призывать к покаянию. Кроме того, евангелисты всегда проводят связь между Евангелием и Ветхим Заветом.
В данном случае это связь с пророчеством Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и наречете имя Ему «С нами Бог», — говорит Вевюрко.
Шифр Матфея
Именно к Богу возводит родословие Христа Лука — в отличие от Матфея. И эта нестыковка побудила исследователей взглянуть на проблему происхождения Иисуса по-новому: похоже, евангелисты намеренно привели разные генеалогические линии.
«Этим Лука, адресовавший свое Евангелие не бывшим иудеям, а бывшим язычникам, подчеркивает универсальный характер миссии Иисуса: Он — Сын не только Авраамов и Давидов, но прежде всего Адамов и Божий (Лк. 3:38).
Выражение «Сын Адамов» практически тождественно многократно используемому Самим Иисусом выражению «Сын Человеческий», так как Адам в ветхозаветной традиции воспринимался как первый человек и символ всего человечества.
А выражение «Сын Божий» подчеркивает, что, будучи вписан в конкретную человеческую родословную и, следовательно, будучи полноценным человеком, Иисус был одновременно и Богом», — подчеркивает в книге «Иисус Христос: жизнь и учение» митрополит Волоколамский Иларион.
То есть у Луки, по его словам, «универсалистский подход»: Христос пришел не только к еврейскому народу, но и ко всему человечеству. В то же время в другом Евангелии, от Матфея, подчеркивается Его связь с иудаизмом и учением о пришествии Мессии.
При этом, если сравнить родословную от Матфея с Ветхим Заветом, можно найти пропущенные имена. Евангелист умалчивает о трех царях — Охозии, Иоасе и Амасии. Кроме того, он делит генеалогическую линию: до Вавилонского плена — изгнания евреев в Вавилон в VI веке до нашей эры — и после него.
«Очевидно, это опущение сделано с целью достичь числа 14 при перечислении поколений между Давидом и переселением вавилонским. Для Матфея символизм чисел имел большее значение, чем историческая последовательность имен», — допускает митрополит.
Дело в том, что в иврите каждая буква соответствует определенному числу. И слово «Давид» соответствует 14-ти. А именно потомком царя Давида, как написано в Библии, является Мессия. Тем самым евангелист указал, что Христос и есть тот самый долгожданный «избавитель еврейского народа».
Историки и богословы все больше склонны считать, что в книгах Евангелия расхождения в родословной Христа допущены специально и представляют собой сложную смысловую и лингвистическую конструкцию. А все для того, чтобы указать на Христа как того самого Мессию — «посланника Бога», которого пытался «вычислить» старец Симеон, один из главных героев праздника Сретения Господня.
Источник: https://ria.ru/20200215/1564804395.html
Какой национальности был Иисус Христос?
- Противоречия
- Родители Иисуса
- Бог или человек
- Учения и икона
Национальная принадлежность любого человека сильно сказывается на протяжении всей жизни. Интерпретировать родство с той или иной нацией можно по-разному. Однако стоит признать, что этническая среда напрямую влияет на менталитет, воспитание, традиции и даже на мышление. И было бы логично предположить, что на Иисуса Христа повлияла окружающая обстановка, так же сильно, как и на прочих людей.
Задавая вопрос о принадлежности Христа к той или иной национальности, параллельно встает и другой вопрос: «кем же был Иисус Богом или человеком?». В этой статье будет разбор этих вопросов на основании некоторых фактов, но это всего лишь теории, ведь дать точный ответ вряд ли кто-то сможет.
Противоречия
Именно противоречия послужили первым толчком в изучении данного вопроса. Ведь любой христианин вне зависимости от конфессии и деноминации фактически уверен, что Иисус — иудей. Спросив у евреев, о принадлежности Иисуса к их национальности, они будут всячески это отрицать. Все это подогрело интерес историков к решению этой задачи.
Читайте о Христе:
Икона «Нерукотворный Образ Иисуса Христа»
Споры по этому поводу ведутся достаточно давно. Все русские в подобной тематике руководствуются православной традицией. Митрополит Димитрий Ростовский в своих сочинениях, в 18-19 веке, упомянул: «Христос по-человечески — был племени иудейского». Спустя некоторое время в начале 20-х годов, данный постулат подвергся сомнению в христианском обществе. Эрнест Ренан, заявлял, что все споры бессмысленны.
Однако многие богословы 20 века, в частности протестанты, вновь приняли вывод о том, что Иисус был иудеем. Отсюда следует, что Он был не согласен с некоторыми учениями Моисея, при этом всю систему иудаизма Христос не отрицал.
Объясняются разногласия вполне просто. Учитывая, что большая часть православных, были плохо осведомлены об истории Палестины и о том времени, когда Иисус жил, то они и считали, что любой родившийся в Палестине — иудей.
Ученые-гебраисты в наше время не согласны с этим. Во время жития Иисуса Палестина была поделена на 3 самостоятельных объекта:
- Иудея, где проживали верующие покорные закону Моисея;
- Галилея, здесь все были «верны» Ветхому Завету;
- Самария, в этой стране люди далеко ушли от иудаизма. У них была своя религия. Проживали тут в основном потомки вавилонян. Самаряне для прочих вышеуказанных были злейшими врагами. Существовали запреты на любые близкие контакты с этим народом.
Отсюда следует, что как таковую правду никто выяснить не смог. Так как ни те, ни другие даже близко не могли правильно обосновать свою позицию.
Родители Иисуса
Дабы все доводы и аргументы не подвергались лишней критике, все высказывания будут подкреплены Священным Писанием. Стоит сразу отметить, что изучая вопрос национальности Иисуса Христа, Иосиф не был причастен к Его зачатию. Ведь согласно Библии, по прибытии в дом мужа, Мария уже была беременна. (От Матфея: 1-18).
Тогда логичным будет предположить племенную принадлежность Марии. Но тут не все так ясно. Её родителями были Иоаким и Анна, родилась в Галилее, что говорит о том, что Мария не была иудейкой. Она была галилеянкой с конфессионными взглядами закона Моисея. К сожалению, в Писании нет упоминаний о её детстве, что лишь затрудняет поиски истины.
Иосиф и Мария — земные родители Иисуса Христа
Интересным было исследование Эрнеста Ренана, который предполагал, что Богородица обладала сирийской красотой. Основанием для этого послужил отрывок из Библии: «Ты самарянин». (От Иоанна: 8-48).
Для Иисуса было присуще утверждать истину и опровергать ересь. Тем самым встает вопрос: «можно ли утверждать, что Христос принадлежал этносу самарян?». Однако же иудеи точно знали, что Мария была галилеянкой, тогда в чем именно заключался смысл этих слов остается загадкой.
Впоследствии ни служители церкви, ни представители духовенства, ни атеисты, ни писатели и т.д. не подчеркивали тот факт, что Иисус, родившись в Галилее у родителей, исповедовавших закон Моисея, получил греческое имя «Христос», что переводится как «Помазанник».
Бог или человек
Как уже упоминалось выше, что если Иисус был человеком, то его национальность должна хоть как-то определяться, но если он был Богом, то, как следует полагать «у Бога нет принадлежности к той или иной нации».
В Библии нет упоминаний, где Иисус прямым текстом заявляет, что Он Бог. Но и человеком Он не является. Богом Христос был всегда, до сотворения вселенной, времени и пространства. Оценить масштаб Его существования человеческим мозгом сложно, а вернее, невозможно. Он является на 100% Богом и на 100% человеком. Тем самым выходя за границы понимания всех людей.
Церковь учит, что Иисус Христос обладает двумя природами — Бога и человека
То есть в Нем не совмещены обе природы, эти две сущности не создают полубога или получеловека. Понять подобное даже в современных реалиях невозможно. Бог неизменен, что на Земле, что на Небесах, Он обладает всеми качествами.
И углубляясь в данную тему, стоит заметить, что Иисус, приняв человеческий облик, стал полностью подобен людям. Во всем, кроме греховности. Христос безгрешен и совершенен и это главное отличие.
Интересно! Определить национальность путем установления Его природы нельзя. Так как это вызывает лишь больше вопросов, на которые человек ответить не в силах.
Учения и икона
Различные учения и иконы могут стать зацепкой, приближающей людей к истине. Однако и здесь все не так однозначно.
Седьмой Вселенский собор 787 г. установил иконопочитание. Другими словами, учения основывались на изображении или представлении Христа в человеческой натуре. В этой статье изложить всю проделанную работу, которой была посвящена огромная статья именуемая «Аномалия». Если вкратце, то на основе всех упоминаний внешности и характера Иисуса, был создан Его фоторобот.
Спустя громадное количество времени и потраченных сил, был создан Его портрет. В созданном лике не обнаружилось никаких признаков семитской принадлежности. У Него был утонченный и ровный нос, а глаза были глубоко посажены. Антропологи сошлись во мнении, что лицо на иконе было склонно в сторону греко-сирийцев, которые проживали в Восточном Средиземноморье.
Христос Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай
Для выяснения подлинности изображения на иконе, можно основываться на изображение, которое находится в монастыре Святой Екатерины, на горе Синай. Написана икона была Куртом Вестуманом. Исходя из летописей и научных исследований, то создана она была в 6 веке. Ведь именно в то время, поддерживались обычаи позднеримского искусства, которые всегда старались максимально точно передать, черты лица и принадлежность к той или иной расе.
При наложении изображений можно было разглядеть общие черты и сходства. Однако сейчас, исследователи поняли, что икона не очищена, и говорить о её первоначальном виде нет никакого смысла. Все же есть вероятность, что христиане разглядывают в Иисусе европейские черты.
Существует и предание, которое гласит, что однажды Иисус увидел художника и понял, что тот не сможет нарисовать Его. Послал живописца больной царь Эдессы. И видя все это, Христос умылся до подбородка и на «полотенце», которым он вытерся, запечатлелся Его лик. Этот отпечаток, служит неким напоминанием и возникновением иконописи.
Интересно! На сегодня эта икона известна как икона Спаса Нерукотворного, и является одной из самых важных и знаменитых. Стоит отметить, что это единственное изображение, где особо выражены глаза. Как говорили на Руси, в эпоху античности, что это творение — идеал симметрии и золотого сечения.
Все вышесказанное не дает оснований утверждать национальность Христа. Ничто из этого, в принципе не может доказать принадлежность Иисуса к нациям. Иконы и прочие изображения, также не несут большой информации. Однако, если об этом умалчивает Писание — значит это действительно не так важно.
Кто был по национальности Иисус Христос?
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/natsionalnost-iisusa-hrista.html
Родословие Иисуса Христа. Кто есть кто — Евангельские места. Путеводитель
В Евангелиях от Матфея и от Луки приведены две родословные Иисуса Христа.
В обеих присутствует имя Иосифа, официального отца Иисуса, а также имена Авраама и Давида, но в поколениях между Давидом и Иосифом родословия расходятся.
Существуют несколько точек зрения на причины расхождения.
Родословие до Давида
Здесь следует обратить внимание на следующий момент — Каинан, сын Арфаксада, отсутствует в еврейском тексте Библии, однако присутствует в Септуагинте.
Библейские родословия
Лука
| Матфей
| Ветхий Завет
|
Число родов
В Евангелии от Матфея сказано:
«Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.»
Число четырнадцать — это удвоенная семёрка, а семёрка в то время считалась священным числом. Но в древнейших кодексах Евангелия от Матфея — в Синайском, Ватиканском, Ефремовом и других — в родословии отсутствует имя Иоакима, и остаётся всего 41 имя (включая Авраама и Иисуса), а 14×3 = 42.
Салафииль и Зоровавель
В родословных у Матфея и у Луки, а также в Ветхом Завете, присутствуют Салафииль и его сын — Зоровавель. Согласно Ветхому Завету и Евангелию от Матфея, отцом Салафииля был Иехония. Согласно Евангелию от Луки, отцом Салафииля был Нирия.
В Ветхом Завете подробно перечислены дети Зоровавеля: Мешуллам, Ханания, Шеломиф (дочь), Хашува, Огел, Берехия, Хасадия, Иушав-Хесед. В этом списке нет сыновей, упоминающихся в Новом Завете (у Матфея это Авиуд, а у Луки — Рисая).
Для объяснения этих противоречий используют левират и говорят об ошибках переписчиков. Кроме того, есть версия, что было два разных Салафииля и два разных Зоровавеля.
Иосиф — сын от левиратского брака
Согласно древнейшей версии, приписываемой Юлию Африкану, Иосиф был рождён в левиратском браке. Так, Евсевий Кесарийский цитирует Юлия Африкана:
«имена родовъ у Израиля исчислялись или по природѣ или по закону. По природѣ, когда подлинно было преемство сѣмени (отъ отца къ дѣтямъ); а по закону, когда во имя брата, умершаго бездѣтнымъ, другой (братъ) рождалъ (отъ жены его) дѣтей.
Такъ-какъ тогда еще не было даровано ясной надежды на воскресеніе, то будущее обѣтованіе считали за одно съ воскресеніемъ смертнымъ, лишь-бы то есть имя усопшаго не исчезало.
Поелику же изъ лицъ, вошедшихъ въ родословіе (Іисуса Христа), нѣкоторыя подлинно преемствовали отцамъ, какъ сыновья, а другія, родившись отъ однихъ отцовъ, прозвались по инымъ: то (въ Евангеліяхъ) и упоминается о тѣхъ и другихъ, — и о родившихся (отъ своего отца), и какъ будто родившихся (отъ своего отца). Посему, ни то ни другое Евангеліе не лжетъ, исчисляя (имена) и по природѣ и по закону».
Далее Африкан усматривает ряд недочётов в такой версии, и заключает:
«Впрочемъ, такъ, или иначе было дѣло, только едва-ли кому удастся пріискать другое, болѣе удовлетворительное объясненіе: по-крайней-мѣрѣ такъ я думаю, — да вѣрно и всякій здравомыслящій. Сего-то объясненія, за неимѣніемъ лучшаго, и будемъ мы придерживаться, хотя оно и не утверждено свидѣтельствами».
Архиепископ Аверкий (Таушев), используя построения Евсевия Кесарийского и Юлия Африкана, объясняет кажущиеся противоречия таким образом:
«В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и другом не всегда совпадают. Так как св.
Матфей писал своё Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это надлежало Мессии, согласно ветхозаветным пророчествам, от Авраама и Давида. Он и начинает своё Евангелие прямо с родословия Господа, причём ведёт его только от Авраама и доводит до „Иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос“.
Возникает вопрос, почему Евангелист даёт родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Это потому, что у евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, а так как Пресвятая Дева несомненно была единственным детищем у своих родителей Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, она должна была быть выдана замуж только за родича из того же колена, племени и рода, и, след., раз старец Иосиф был из рода царя Давида, то и она должна была быть из того же рода. Но, так как Мария из колена Левина рода Ааронова, данный факт был опущен.
Св. Лука, как поставивший себе задачей показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и есть Спаситель всех людей, возводит родословие Господа до Адама и до самого Бога. В его родословии, однако, мы находим как бы некоторые разногласия с родословием св. Матфея. Так, Иосиф, мнимый отец Господа, по св. Матфею, сын Иакова, а по св. Луке, сын Илия.
Также и Салафиил, упоминаемый у обоих Евангелистов, как отец Зоровавеля, по св. Матфею, сын Иехонии, а по св. Луке, сын Нирии. Древнейший христианский учёный Юлий Африкан прекрасно объясняет это законом ужичества, по которому, если один из двух братьев умирал бездетным, то другой брат должен был взять за себя его жену и „возставить семя брату своему“ (Втор.
25:5-6): первенец от этого брака должен был считаться сыном умершего, чтобы „умершему бездетным не остаться без потомства и чтобы имя его не изгладилось во Израиле“. Этот закон имел силу в отношении братьев не только родных, но и происходивших от разных отцов и от одной матери. Такими братьями были Иаков, отец Иосифа по св. Матфею, и Илий, отец Иосифа по св. Луке.
Они родились от разных отцов, но от одной матери, которая была замужем сначала за отцом Иакова, потом за отцом Илия. Имя её было Эста. Таким образом, когда один из сыновей Эсты Илий умер бездетным, то другой Иаков, взяв за себя его жену, восставил семя брата своего, родив Иосифа. Отсюда и получилось, что св. Лука ведёт род Иосифа через Рисая, сына Зоровавеля, и Илия, отца Иосифа, а св.
Матфей — от Зоровавеля, чрез Авиуда, другого сына Зоровавеля, и Иакова, другого отца Иосифа».
Одна из родословных — родословная по линии Марии
Из обеих родословных Иисуса Христа родословной Иосифа принято считать список, приводимый в Мф.1:1-16. Со времён Реформации, положившей начало протестантизму, широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии (Лк.3:23-38), через Марию. Согласно этой версии, Лука называет Иосифа «сыном» (зятем) Илия в правовом отношении, так как женщина не могла указываться в родословной в качестве звена в цепочке наследования.
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна». (Лк.2:1-5)
Перепись населения производилась с целью взимания налогов и касалась владельцев имущества. Участвовать в переписи могли и женщины, если они имели наследство, имевшее значение для налоговой переписи и они были единственными дочерями-наследницами.
170-ти километровое расстояние из Назарета до Вифлеема, которое Мария должна была пройти находясь на последнем месяце беременности, делало этот путь тяжёлым и опасным и для неё, и для её будущего ребёнка. Вероятная причина, по которой Мария решилась на эту дорогу, заключалась в том, что у Марии было наследство в Вифлееме, имевшее значение для налоговой переписи, и она была единственной дочерью-наследницей.
Закон о наследстве дочерей описан в Ветхом Завете: «если кто умрёт, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его» (Чис.27:8). У этого закона было одно ограничение: чтобы сохранить право на землю, такая дочь-наследница имела право выйти замуж только за мужчину из своего же колена (Чис.36:6-9). Как видно из текстов родословных, Мария и Иосиф происходят из разных колен, что и приводит к разным трактовкам родословия.
И именно потому, что Иосиф взял в жёны дочь-наследницу, его имя оказалось записано в родословной его жены (как это всегда и происходило в Израиле в подобных случаях).
И это не единственный пример, описанный в Библии: «И из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем» (Неем.7:63).
Выражение «и стал называться их именем» означает, что имя мужа, который женился на дочери наследнице, заносится в родословный список жены.
В толковой Библии Лопухина приводится результат анализа греческого текста евангелия, с выводом в пользу теории о родословной по Марии:
«И был, как думали, сын Иосифов, Илиев. По гречески: ὢν υἱός, ὡς ἐνομίζετο, Ἰωσὴφ τοῦ Ἠλὶ[8]. При таком чтении слово „сын“ (υιος) относится к слову „Иосиф“ (Ιωσηφ). Но такое сочетание признать запрещает отсутствие члена пред именем „Иосиф“: ведь дальше везде отношение отца к сыну обозначается членом (του). Нет, отсутствие члена пред словом „Иосиф“ скорее заставляет думать, что евангелист не вносит Иосифа в число Предков Иисуса Христа.
Лучше поэтому принять чтение александрийского кодекса, где слово „сын“ (υιος) присоединено к причастию ων (по-русски: был). Тогда нужно будет передать этот стих по-русски так: „и был (точнее: будучи) сын, как полагали, Иосифов — (на самом деле) Илиев“. Но кто же такое Илий? По наиболее вероятному предположению, которое заменило собою в науке ранее принятое объяснение Юлия Африканского (ср. Толк. на Ев. Матфея гл.
1-я), это был отец Пресвятой Девы Марии»
Эту версию не разделяют сторонники англиканской, римской католической и православной традиции, считающей отцом Марии Святого Иоакима.
Родословия сфабрикованы
По одной из теорий критиков, Лука и Матфей писали свои Евангелия независимо друг от друга, но используя Евангелие от Марка. Оба посчитали нужным привести родословие Христа, так как по иудейскому пророчеству Мессия должен быть потомком Давида. Родословие Давида было известно из иудейских источников, но далее имена, согласно этой точке зрения, пришлось выдумывать.
Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/people/5-rodoslovie-iisusa-xrista/