Когда произошел переход на григорианский календарь

Cтарый и новый стиль календаря, когда был введен юлианский календарь в россии, перевод дат на григорианский стиль летоисчисления в россии — Точка Веры

Когда произошел переход на григорианский календарь

1001molitva.ru > Познавательные статьи > Старый и новый стиль календаря

Старый и новый стиль календаря в наше время имеет отличие в 13 дней. Такое различие произошло в 1582 году, когда цивилизованные европейцы по настоянию папы Римского сменили Юлианский календарь на Григорианский.

Вообще, вся история с календарями и летоисчислением тянется в седую древность. От времени года очень сильно зависели крестьяне, которые занимались земледелием. Вот они первыми и начали пытаться систематизировать и упорядочивать время.

Больших значений в точности календарных вычислений добилась великая цивилизация Майя. Они точно определяли дни летнего и зимнего солнцестояния и могли просчитать время на несколько тысячелетий вперёд. Но мы не приняли их достижений, а переняли Римский (Юлианский) календарь.

Когда Рим был центром цивилизации и просвещения, в период правления Юлия Цезаря, когда государство было на пике развития – римский сенат принял решение о замене старого греческого календаря, в котором насчитывалось всего десять месяцев, на Юлианский, который Цезарь, по советам Египетских звездочётов, принял за наиболее удобный вариант. Дело в том, что летоисчислением в Риме занимались жрецы.

Началом года считался месяц март, названный в честь Марса (греческого бога плодородия). И раз в четыре года добавлялся дополнительный месяц мерцедоний. Во-первых, никто не знал, когда наступит конец мерцедония, во-вторых, уплата налогов и возвращение долгов слишком затягивалась в связи с добавочным месяцем.

Есть информация, что жрецы получали солидные дары и награды за отсрочку конца года. Вот как раз из-за нестабильности пополнения государственного бюджета (казны) и произошли коренные изменения.

Когда был введен в России Юлианский календарь

Это событие случилось в 1918 году. В этом году просто не было дат: 1, 2, 3 и т. д. до 13 февраля. Было 31 января, а на следующий день наступило 14 февраля.

Это делалось для сближения с Европой. Партийное руководство надеялось на всемирный коммунизм и старалось как можно ближе слиться с западом.

Какое сегодня число по старому стилю

С каждым столетием растёт разрыв между Григорианским и Юлианским календарями, если номер предыдущего столетия не делится с целым результатом на 4.

Например, с 1700 по 1800 года для определения даты события по новому стилю следует добавлять 11 дней, с 1800 по 1900 – 12 суток, а с 1900 по 2100 – 13. После 2100 года разрыв повысится ещё на один день и будет составлять 14 суток.

Разница между Юлианским и Григорианским календарями

Особого отличия в этих системах измерения времени нет, но православные христиане напрочь отказались от применения Григорианского календаря для определения дат праздников.

В 1923 году Советская власть оказывала сильное давление на святейшего Патриарха Тихона, но так и не смогла добиться от Церкви согласия на использование Григорианского календаря (нового стиля).

Как легко осуществить перевод дат с Юлианского на Григорианский календарь

Источник: https://achair-city.ru/molebny/ctaryj-i-novyj-stil-kalendarya-kogda-byl-vveden-yulianskij-kalendar-v-rossii-perevod-dat-na-grigorianskij-stil-letoischisleniya-v-rossii.html

Календари: в чем разница? Инфографика — Православный журнал

Когда произошел переход на григорианский календарь

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.
 

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 ( 1892, 1896, 1904, 1908 ).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио.

Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю».

В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
 

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.
 

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).
 

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Фомапостер. Скачать бесплатно:

 

Источник: https://foma.ru/infografika-kalendari-v-chem-raznicza.html

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия

Когда произошел переход на григорианский календарь

31 января 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, и многое изменилось. Юлианский и Григорианский календари, отличие которых породило много споров о правильности каждого из них, на самом деле, имеют не такую уж большую разницу. Попробуем разобраться, почему сейчас мы живем по Григорианскому календарю?

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

Источник: https://pravmir.ru/yulianskiy-i-grigorianskiy-kalendari/

Дата по старому стилю (Юлианский календарь)

Юлианский календарь был принят в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима. Сам календарь был назван в честь правителя.

Именно астрономы Юлия Цезаря во главе с Созигеном создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».

Юлианский календарь («старый стиль») — эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Ошибка юлианского календаря

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Поскольку в году не ровно 365 суток, а несколько более, замысел состоял в учреждении високосного года: продолжительность каждого четвертого года устанавливалась в 366 дней, в который добавляется один день — 29 февраля. Созиген оценивал продолжительность года, т.е. время между 2 днями весеннего равноденствия, в 365,25 суток.

В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д.

Результатом явился переход на григорианский календарь («новый стиль»).

Юлианский календарь в православии

На сохранении юлианского календаря настаивает православная церковь, исчисляющая даты праздников по «старому стилю». Сам по себе Юлианский календарь – изобретение языческого мира, к христианству он вообще отношения не имеет. По сути, он нам не должен быть особенно дорог.

Но дело в том, что на этом календаре основана та самая Александрийская Пасхалия, которая в течение столетий – с конца III – начала IV века – определяла строй не просто литургической жизни, но строение самого литургического года.

Именно на основе этой Пасхалии формировалась система христианских праздников, которая как раз с IV века начала создаваться и к VI веку приобрела уже более-менее устойчивый – почти современный нам – вид.

Календарь выполняет роль организатора литургической жизни, и вот в этом своем значении Юлианский календарь уже врос, впитался в церковную традицию настолько крепко, прочно, что любые попытки его оттуда изъять обязательно приводят к очень серьезным соблазнам, к тому, что греки называли «скандала», то есть к тому, что оскорбительно для людей, привыкших к этой литургической традиции. А литургическая традиция значит для христиан гораздо больше, чем просто какой-то ритуал.

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Черногорская православная церковь и Польская православная церковь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что делают на кутью

Дата по старому стилю (Юлианский календарь)

Источник: https://astroson.com/astrologiya/data-po-staromu-stilyu-yulianskiy-kalendar/

История календаря

Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап

О Церковном календаре

:

Что такое календарь?

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово «календарь» приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – «провозглашать», «созывать», потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами.

Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение.

Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница.

Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э.

(поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь). 

Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы.

Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток.

Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди.

Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г.

папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый. 

Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней.

Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. – вставка).

Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – «беременный». Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь1.

1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:

1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и

2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).

Библейский календарь

Счет месяцев Древние и Ассиро-Вавилонские названия месяцев, число дней в месяце и особые дни месяца Современный календарь свящ. гражд.
I 7 АВИВ, НИСАН. 30 дней  14. Пасха (Исх.12; Лев.23:5; Числ.28:16).  16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев.23:10-14). март-апрель
II 8 ЗИФ, ИЯР. 29 дней  14. Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую (Числ.9:10-12). апрель-май
III 9 СИВАН. 30 дней  6. Пятидесятница (Лев.23:16) или праздник седмиц (Втор.16:9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев.23:15-21) и начатков всех плодов земли (Числ.28:26; Втор.26:2, 10). май-июнь
IV 10 ФАММУЗ. 29 дней  17. пост. Взятие Иерусалима (Зах.8:19). июнь-июль
V 11 АВ. 30 дней  9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах.8:19). июль-август
VI 12 ЭЛУЛ. 29 дней август-сентябрь
VII 1 АФАНИМ, ТИШРИ. 30 дней  1. Праздник труб (Числ.29:1). Новый год.  10. День очищения (Лев.16:29, 25:9).  15-22. Праздник кущей (Лев.23:34-36; Числ.29:12-35). сентябрь-октябрь
VIII 2 БУЛ, МАРХЕШВАН. 29 дней октябрь-ноябрь
IX 3 КИСЛЕВ. 30 дней Праздник обновления (1Мак.4:52-59. Ин.10:22). ноябрь-декабрь
X 4 ТЕБЕФ. 30 дней декабрь-январь
XI 5 ШЕВАТ. 30 дней январь-февраль
XII 6 АДАР. 29 дней  11. Пост Есфири (Есф.4:16).  14-15. Праздник Пурим (Есф.9:17-32). февраль-март

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх.13:4, 12:2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев.23:10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх.12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д.

Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) — 3Цар.6:1, афаним (месяц бурных ветров) — 3Цар.8:2, и бул (месяц произрастания) — 3Цар.6:38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем.2:1), ияр, сиван (Есф.8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем.6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем.1:1; Зах.7:1), тебеф (Есф.

2:16), шеват (Зах.1:7) и адар (Есф.3:7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам.

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно.

12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня.

Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой — параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя — субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф.28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» — понедельнику и т.д.

День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд.7:19), а день — на утро, полдень и вечер (см. Пс.54:18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк.12:38; Мф.14:25) и вошло в употребление понятие «час» — двенадцатая часть дня или ночи (Мф.20:1-8; Деян.23:23).

Источник: https://azbyka.ru/days/p-istorija-kalendarja

Перенос Рождества в Украине — как переход на григорианский календарь повлияет на украинцев

В планах новосозданной Поместной православной церкви (ПЦУ) — постепенный переход на григорианский календарь.

Как сообщил в одном из интервью митрополит Епифаний, избранный в выходные предстоятелем ПЦУ, необходимо завершить полноценное единение украинской церкви с Константинопольской патриархией — а Фанар отмечает Рождество 25 декабря. «Но если мы изменим дату с 7 января на 25 декабря, народ этого не воспримет.

Нужно объяснять, доказывать. Когда люди поймут, что это не догма, просто дата — возможно будет делать и принимать решения», — предупредил Епифаний вероятные обвинения в экстренном характере реформы.

Вопрос, разумеется, дискуссионный: эксперты, опрошенные «Вестями», считают, что большинство верующих, даже бывшего Киевского патриархата и Автокефальной церкви, не готовы к смещению религиозных праздников. А инициаторы «календарной реформы» рискуют, что их начнут ассоциировать с католическим миром.

ПЦУ против УПЦ: первый храм перешел новой церкви

Две модели летосчисления

Разница в датах поясняется просто. Дело в том, что календари не особо точны: Гай Юлий Цезарь решил проблему сдвига, внедрив в свой, Юлианский, календарь високосный год. Но каждые 128 лет «набегали» одни лишние сутки — и за 1280 лет разница составила 10 дней.

В свою очередь, папа Римский Григорий XIII, живший в XVI веке, распорядился праздновать Пасху уже по новому календарю, который мы называем григорианским. Его идея в том, чтобы каждые 400 лет убирать три високосных года. Протестанты и христиане-ортодоксы Восточного обряда (т. е.

православные) этих новаций не восприняли, в первую очередь, по политическим мотивам. В итоге к 1917 году разница между календарями составила уже 13 дней.

Переход стран на новый стиль шел постепенно: сначала — пять католических стран, включая, кстати, и территорию нынешней Украины, входившую в состав Речи Посполитой. За ними переходили протестантские страны и колонии. «По григорианскому календарю сейчас празднуют почти все — католические, протестантские страны и 10 из 15 православных церквей.

И в Российской империи был назначен переход на новый стиль с 1918 года. Но началась гражданская война, и процесс затормозило тюремное заключение патриарха Тихона, — пояснил «Вестям» социолог Александр Вишняк. — Сам процесс перехода Европы и Нового Света занял примерно двести лет.

Ряд православных стран Центральной Европы перешел на новый стиль уже в начале ХХ века».

Аргументы сторонников перехода выглядят так: во-первых, Украина будет ближе к странам Запада (курс «прочь от Москвы», объявленный президентом, в действии). Во-вторых, Новый год уступит первенство в «диптихе» праздников Рождеству. «В григорианском календаре Рождество предшествует Новому году, и в Западной цивилизации, куда мы так стремимся, оно стоит куда выше в иерархии праздников.

Те сограждане, кто часто путешествует, прекрасно знает, что в ЕС Рождество — это и есть главный праздник», — сказал «Вестям» доктор философских наук Василий Барановский. Еще аргумент: и в Украине живет немало людей, празднующих Рождество по новому стилю (количество римо-католиков в Украине — 500–800 тысяч, а вот прихожане УГКЦ празднуют вместе с православными, чтобы отличаться от римо-католической церкви).

Руководствуясь этими соображениями, Рада год назад объявила выходной с 24 на 25 декабря, «узаконив» Рождество по западному стилю.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия была у славян до христианства

Кто кому митрополит — кого как теперь называют в украинском православии

«Вопрос оливье»

Еще один аргумент сторонников перехода — чисто практичный: Великий пост будет начинаться после Нового года, что снимет вопрос запретов. Сегодня Рождественский пост у православных восточного стиля начинается в конце ноября (в 2018 году — 28 числа, т. е. за 40 дней до Рождества).

Пост по григорианскому календарю начинается 14 февраля, в Пепельную среду — за 45 календарных дней до праздника Пасхи. «Объяснять смену церковной традиции салатом оливье — кощунство. Христос ни под кого не приспосабливался. Пусть почитают Иоанна Златоуста, который вовсе запрещал празднование Нового года, — сказал нам митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.

— А что до аргумента о том, что по новому стилю живет вся Европа, то почему же на него не переходит Иерусалимская церковь, Афон, Грузия и Сербия?»

Политолог Алексей Якубин видит причину в желании перейти на новый стиль в построении властью идеологем. «Это попытка рассинхронизировать Украину с тем, как празднует Рождество РПЦ, сказать, мол, наша новосозданная ПЦУ будет более «прозападной».

Но одновременно такая постановка вопроса несет и негатив, ведь для верующих она, во-первых, напоминает об угрозе уний и «окатоличивания» (вследствие таковых появилась УГКЦ).

Во-вторых, большинство верующих ходит в церковь по большим праздникам, оно воспринимает религию через обряды, календарь — и для них новая структура, принимая новую модель летосчисления, будет «не совсем православной», «не нашей».

По оценке социологов, к подобной категории относится примерно 40% прихожан. «Это те, кто не задумывается о том, идут ли в церковь Московского или Киевского патриархата. И они реформу воспримут — во всяком случае, протестовать не будут, — но все равно, часть продолжит праздновать по-старому», — сказал «Вестям» Александр Вишняк.

Топ 5 украинских церквей по количеству приходов

Что на практике будет означать смена календаря с юлианского на григорианский? По большому счету, реформа коснется всех церковных праздников. «Если переходить — будет смещена вся Пасхалия, весь Петровский пост», — обрисовал «Вестям» масштабы владыка Лука.

«Церковных праздников около сотни, просто у всех разный статус: какие-то отмечаются большинством граждан, какие-то — лишь истовыми верующими, — продолжил Александр Вишняк.

— При этом я не понимаю, что значит «постепенный переход» — это нужно делать одним махом, ведь нельзя одни праздники перевести на Новый стиль, а другие — оставить на потом».

Какие последствия это вызовет — большой вопрос. «Мы уже 100 лет, как приняли летосчисление по Григорианскому календарю, но у нас до сих пор осталась традиция празднования Старого Нового года, пусть и формальная, — считает политолог, историк Кость Бондаренко. — Так же большинство граждан будет отмечать два Рождества, два Новых года, и все прочие праздники будут «спаренными».

По его мнению, украинцев ждет путаница — ведь большое количество верующих УПЦ останется верным старому стилю. «Поэтому и говорится о постепенном переходе: народу нужно объяснять. Вести просветительскую и, если позволите, пропагандистскую работу, — парирует «Вестям» Барановский. — Общество должно привыкнуть к идее, для этого нужно заложить период «амортизации».

Официально в ПЦУ вопрос перехода к григорианскому календарю комментируют так: тему не стоит привязывать к получению томоса. «И все-таки это не снимает опасности того, что у прихожан новой церкви сложится впечатление: ПЦУ хочет в большей мере быть похожей на греко-католическую церковь», — резюмировал Якубин.

Ранее «Вести» писали, что 6 января 2019 года президент Украины Петр Порошенко и новый митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Думенко) полетят в Стамбул, где должны получить томос об автокефалии.

Также «Вести» сообщали о том, что Епифаний назвал кафедральный собор новой церкви Украины. Кроме того, недавно мы писали про нерешенные вопросы новосозданной ПЦУ.

Источник: https://vesti.ua/strana/317720-rozhdestvo-po-novomu-stilju-v-chem-sut-idei-ptsu-perekhoda-na-hrihorianskij-kalendar

К 100-летию перехода россии с юлианского на григорианский календарь

В России сегодня реально существуют два календаря: один «светский», другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль.

Но примирить разногласие в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным, более естественным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю.

Есть основания полагать, что принятие нашего предложения после рассмотрения его общественными и правительственными инстанциями дало бы благие плоды.

1. Невозможность перехода Православной Церкви на новый стиль

Попытки перевести Православную Церковь на новый календарь всегда встречали серьезное и обоснованное возражение со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей.

Архиепископ Иннокентий Пекинский писал: «Всякая попытка «исправить» или заменить нашу Пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже перед учеными нашего времени».

Глубокий богословский анализ этой проблемы представил в своем докладе «О новом и старом стиле» один из крупнейших церковных авторитетов нашего века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 года. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют «иконой времени».

Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью.
То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические и отступнические. Измена Священному Преданию Отцов не есть добрый пример для подражания.

2. Православный календарь — основа здорового духовного режима жизни нации.
Исторический и нравственный аспекты

Исторически юлианский календарь утвердился в нашем Отечестве со времени Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире. Таким образом, он существует у нас вот уже более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен искусственно антинародной большевистской властью, и его затянувшееся существование измеряется десятками лет.

Смена календаря в России 1918 года сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях.

Но календарь пока остается для русских людей чужим и противоестественным. А ведь счет и наименование дней касается всех нас едва ли не более существенно, чем все остальное в окружающем мире.
Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви. Вот Новый год вклинивается в Рождественский пост.

Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей.

Вот на Благовещение, когда птица гнезда не вьет и девица косы не плетет, работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры Вся жизнь протекает уродливо, антидуховно. Церковь бессильна освятить человека, пока он обращен к ней спиной или боком. Как следствие этого, будет обречено духовное здоровье нации.

Самый естественный и непринужденный способ развернуть человека к Церкви — предложить ему, как это было на Руси испокон веков, жить церковным временем. Тогда какие-то дела придется успевать «до Успенского поста», какие-то начинать «после Красной горки». Никто не забудет, что Вознесение Господне празднуется в четверг (день-то будет не рабочий!). И уж обязательно каждый освятит яблочки на Преображение.

3. Старый стиль вовсе не является признаком отсталости.
Передовая наука — за старый стиль

Стыдиться «отставания» от западного мира нам не пристало. Сегодня наше отставание по всем показателям уровня жизни отнюдь не двухнедельное.
Бояться разрыва с «цивилизованным» миром тем более не следует. Он так агрессивно подавляет нас, что спасу нет. Скорее есть повод беспокоиться за опасность ассимиляции нашей традиционной культуры.
Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры.

В пример можно привести не только страны третьего мира из числа арабских, считающих время от Хиджры, а также Эфиопии и стран Юго-Восточной Азии, верных своим древним календарям. Национальный календарь используется в таких передовых государствах, как Япония и Израиль.

Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря. И отказываться от последнего не желают.
Из сказанного, между прочим, можно сделать вывод, что григорианский календарь ни в коем случае не следует считать «цивилизованным» общечеловеческим.

Если Россия от него откажется, будет справедливо сказать, что европейский календарь не принят практически во всей Азии (и Северной Африке).
Кое-кого может удивить, но переход от нового стиля к старому должен быть по справедливости расценен не как возвращение к глухому средневековью, но как вполне прогрессивный шаг.

Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, — хронология, астрофизика — пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путаной системы високосных годов.
Так что старый стиль выбирают не только захолустные пустыньки и монастыри, но также передовые международные обсерватории.

4. Для России старый стиль — естествен, новый стиль — чужероден

Что естественно для Европы и Америки, то странным и негодным видится нередко на русской почве. Это в полной мере относится и к григорианскому календарю. Между прочим, ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь — «светский», в отличие от русского, «церковного». Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный — но только не православный, а еретический, латинский.

Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?
Архимандрит Рафаил (Карелин) в работе «Мистика земного времени» так оценивает календарную реформу папы Григория XIII: «Символизм, красота и гармония юлианского календаря были отброшены как ненужный хлам, календарь был прокручен сквозь узкое мышление рационалистов, как через мясорубку: от него было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные достижения, а духовное снижение, приземленность и ползучий позитивизм создали в протестантских странах Европы попе для распространения этого календаря. С католическими странами дело обстояло проще. Папа, «безгрешный» папа, являлся творцом календаря. В честь реформы была изображена медаль с изображением Григория XIII и надписью: «Лучший из священников» (буквально — «жрецов»). Указ (булла) папы повелевал католикам безоговорочно принять новый календарь под угрозой отлучения от Церкви. Голоса известных католических ученых, которые раздавались против календарной реформы, вскоре замолкли перед угрозой отлучения. Самыми энергичными распространителями григорианского календаря в то время были не ученые, а иезуиты».
На Западе появление и принятие нового календаря в XVI веке объяснимо, понятно и даже как бы неизбежно. Но для России он как кафтан с чужого плеча. Отметим, что царь Петр I, известный своими решительными реформами всей российской жизни на европейский лад, не забыл коснуться и календарной реформы. Именно ему мы обязаны обычаем считать началом года 1 января вместо 1 сентября. Однако даже сей дерзновенный император не посмел посягать на то, на что посягнул папа Григорий XIII, — на идущую от сотворения мира чреду последовательно сменяющихся дней и месяцев. То, что не посмел сделать российский государь, через 217 лет осуществили большевики во главе с Троцким и Лениным.
Этот волюнтаристский акт был совершен вопреки специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что «нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря». Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. «Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю».
У французской нации однажды (в 1808 году) хватило благоразумия опомниться и отменить введенный было в 1793 году нелепый революционный календарь с «брюмерами». Пора и нам признать григорианский календарь неудачной и вредной затеей, мешающей нашему народу исповедовать свою традиционную православную веру.
Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летосчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не беспокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным (и старообрядцам) — весьма желательно. Магометанам и иудеям, как традиционному этническому меньшинству, можно предоставить исключительное право жить своим календарем (они и так им пользуются). А других значительных национальных интересов в России пока нет. Так что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю.

* * *

Историческая справка: В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.
С 1923 года большинство поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года.

Он также был формально введён Святейшим Патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.
Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года
Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли пить алкоголь когда постишься

В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.

Источник: https://kavkazskaya-hram.cerkov.ru/planeta/k-100-letiyu-perexoda-rossii-s-yulianskogo-na-grigorianskij-kalendar/

Большевистский рывок: как Россия за одну ночь догнала Европу

Кадр из мультфильма «Аленький цветочек», реж. Лев Атаманов

100 лет назад из истории России пропали 13 дней. Страна погрузилась в сон вечером 31 января, а проснулась 14 февраля Таковы были последствия Декрета Совета народных комиссаров «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Он пришёл в нашу страну с опозданием на 336 лет.

С момента принятия в X веке христианства Россия жила сначала по византийскому, а с 1700 года – по юлианскому календарю. Но это по сути не разные календари, а просто разновидности одного и того же: отличаются они только точкой отсчёта (от сотворения мира или от Рождества Христова) и датой начала года (январь или март/сентябрь).

Между тем Европа с конца XVI века начала переходить на принципиально иной стиль летоисчисления – григорианский.

Когда им стали пользоваться в большинстве стран континента (а также в их колониях, разбросанных по всему миру), в российско-западном взаимодействии стали возникать проблемы: чаще курьёзные, но иногда – крайне серьёзные.

Например, в 1805 году во время войны против Наполеона из-за разницы календарей возникла ошибка в сроке прибытия русской армии на соединение с австрийцами, что привело к разгрому австрийцев при Ульме и последующему поражению союзников при Аустерлице.

После этого в России стали задумываться о переходе на григорианский календарь

При пересчете дат со старого (юлианского) на новый (григорианский) стиль, надо добавить к ним от 10 до 13 дней.

Если событие произошло:

с 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года – плюс 10 дней

с 1 марта 1700 года по 28 февраля 1800 года – плюс 11 дней

с 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года – плюс 12 дней

с 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года – плюс 13 дней

Думали 87 лет

Первое официальное предложение ввести в России новый стиль сделала Петербургская академия наук в 1830 году. Однако бывший в то время министром народного просвещения Карл Ливен отнесся к этому отрицательно и в своем докладе Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». После получения такой «рецензии» царь написал на ней: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы».

В 1899 году была предпринята ещё одна попытка реформы исчисления времени, причём она (предполагаемая реформа) была гораздо радикальнее первой. Она вообще была самой радикальной в мире.

Комиссия из представителей разных научных учреждений, ведомств и министерств, созданная при Русском астрономическом обществе, предложила ввести в России не григорианский, а более точный календарь, основанный на проекте долго жившего в России немецкого астронома Иоганна Медлера.

Но эта реформа, как и первая, не состоялась: резко против выступила Православная церковь.

а поменяли – за три месяца

Вопрос с переходом на новый стиль в России был решён только после Октябрьской революции. Большевиков мнение церкви совершенно не интересовало, а вот неудобства в общении с европейскими странами, вызванные использованием разных календарей, были для них очевидны. Поэтому действовали победители стремительно и без тени сомнений.

Уже через три недели после взятия власти – 29 ноября 1917 года – большевики вынесли календарный вопрос на обсуждение советского правительства – Совета народных комиссаров. Была создана специальная комиссия, которая всего через два месяца – 23 января 1918 года – на очередном заседании Совнаркома предложила два варианта решения проблемы.

Первый из них предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю. Предлагалось каждый год «наверстывать» по 24 часа – за счёт превращения всех годов в високосные. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла 13 дней, то полный переход на новый стиль (с учётом четырёх плановых високосных годов) занял бы 17 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и православная церковь.

Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы церкви при этом полностью игнорировались. Сторонником этого варианта был Владимир Ленин. Учитывая его авторитет среди большевиков, неудивительно, что победил именно план Б.

Уже на следующий день Совнарком принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Декрет был подписан Лениным и опубликован в прессе 25 января 1918 года.

Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

Так как, напомним, разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то документ предписывал день, следующий за 31 января, считать не 1-м, а 14-м февраля.

Умерли в один день Но с разницей в полторы недели

Поскольку страны переходили на григорианский календарь в разное время, часто возникают всякого рода ошибки восприятия.

Например, известно, что Сервантес и Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. В связи с этим часто можно встретить утверждения, что два великих литератора скончались в один день. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в XVII веке в католической Испании новый стиль уже действовал, а в Великобритании – нет.

Источник: https://oblgazeta.ru/society/37051/

Когда появился григорианский календарь на руси. Переход на григорианский календарь в России – это хорошо или плохо

На пороге новолетия, когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю.

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский.

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь.

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium, что означает «долговая книжка». Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ, так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием.

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток, а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев, отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем, составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря. Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э. Начало года по этому календарю начиналось 1 января.

Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления.

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.

Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

Папа Григорий XIII (1502-1585)

Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

Номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

Номер года кратен 4 и не кратен 100 ( 1892, 1896, 1904, 1908 );

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте, но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы — весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени. Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый, стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января.

Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь, принятый от Византии с крещением.

14 февраля 1918 года, после переворота, вся Россия перешла на новый стиль, теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю. Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе. Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви, тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским.

07.12.2015

Григорианский календарь – современная система исчисления, основанная на астрономических явлениях, а именно – на циклическом обращении нашей планеты вокруг Солнца. Продолжительность года в этой системе равно 365 суткам, при этом каждый четвертый год становится високосным и равен 364 суткам.

История возникновения

Источник: https://srcaltufevo.ru/kogda-poyavilsya-grigorianskii-kalendar-na-rusi-perehod-na-grigorianskii-kalendar-v-rossii-eto-ho.html

Григорианский календарь

В настоящее время практически все страны современного мира перешли на григорианский календарь. Датой перехода на «новый стиль» считается 4 октября 1582 года, когда папа Григорий XIII утвердил проведение реформы существующего юлианского календаря. Из данной статьи вы узнаете о том, что такое григорианский календарь и почему он является более точным, чем юлианский.

Немного истории

На протяжении истории существовало множество попыток создания «правильного» календаря, который был бы максимально точно приближен к тропическому году и был удобен в использовании.

В основном, все календарные системы, за редким исключением, ориентировались на циклические движения Луны, Солнца и пяти видимых планет. Более подробно вы сможете узнать о них в статье «Календарь — история и современность».

Однако многие из них не получили широкого распространения и их использование в ходе истории было сведено на нет.

Предшественником григорианского календаря является юлианский, который был предложен Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Согласно ему, средняя продолжительность года равна 365,25 сут. Раз в четыре года наступает високосный год, состоящий из 366 дней. Однако счет времени по «старому стилю» к 1582 году накопил значительную ошибку и утратил связь с сезонными явлениями природы.

Особенности григорианского календаря

На смену юлианскому календарю пришел григорианский календарь, с введением которого появилась возможность вернуть реальную дату весеннего равноденствия — 21 марта.

В день, когда была принята реформа, календарная дата была сдвинута вперед на десять дней, так за 4 октября сразу наступило 15-е. Григорианский календарь подразумевал несколько иные, по сравнению с юлианским, правила вычисления високосного года.

Так, например, год является високосным, если а) его номер без остатка делится на 4; б) номер не делится на 100; в) номер года без остатка делится на 400.

Хотя григорианский календарь является более точным, все же он также накапливает ошибку 26 секунд за один год. Эта разница достигнет трех суток примерно через 10000 лет, что гораздо дольше, нежели при использовании юлианской календарной системы.

Переход на новое время

Григорианский календарь был создан еще в XVI веке, однако переход на него в различных странах был осуществлен спустя некоторое время. В католических странах (Испания, Франция, Польша, Португалия и др.

) он был введен практически сразу, а в России был признан по истечении более трехсот лет. В большей степени это было связано с противодействием «новому стилю» русской православной церкви.

Так при расчетах дня празднования Пасхи, православная церковь продолжает ориентироваться на «старый стиль» расчета Пасхалии.

Проекты создания нового календаря, более точного, чем григорианский календарь, рассматривались в ООН, но их принятие отложено на неопределенный срок.

Источник: https://fotocalendar.su/gregorian-calendar.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию