Религия армян
История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.
Принятие христианства Арменией в 301 году
Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.
Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви
Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.
Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян
Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны. Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.
Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей
Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.
Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.
Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире
ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.
Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.
В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.
Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.
Католикос — епископ в ААЦ
Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.
В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.
Традиции и обряды ААЦ.
Матах — приношение в благодарность Богу
Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.
Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.
Передовой пост
Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу. Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.
Причащение
Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.
Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.
Крестное знамение
Совершается тремя пальцами слева направо.
Чем Григорианская церковь отличается от православной
Монофизитство — признание единой природы Бога
Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.
Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.
Отличия григорианской и православной церквей
- Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
- Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.
Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри
- Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
- Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
- Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
- Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
- Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
- Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
- Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.
Источник: https://hranitel.club/116-armyane-religiya
Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?
Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.
На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.
Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».
Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?
Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.
В чем различие между православием и армянским христианством
— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?
— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.
Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.
С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
Армянская Церковь. Монофизиты
Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).
Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.
появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.
учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.
— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?
— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:
1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.
2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).
3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).
Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.
На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).
Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.
В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.
Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.
Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.
В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.
Армянская Церковь. Диалог
— Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?
— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.
Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».
В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.
Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.
Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.
Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.
Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.
С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.
В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.
Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.
— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?
— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.
С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.
Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/
Какую религию в основном исповедуют армяне
Армения – небольшая страна, с численностью населения около трех миллионов. Расположена в Закавказье. Республика Армения основана в IV-II веках до нашей эры, она богата своими традициями, историей, культурой и религиозными воззрениями.
Религия Армении очень разнообразна. Она включает в себя христианство, ислам, езидизм и френги. Большинство жителей Армении верующие люди. Считается, что самой распространенной религией является христианство.
Христианство в Армении
Около 94% всего населения проповедуют христианство и относятся к Армянской Апостольской Церкви. Эта церковь является одной из древнейших в мире. Мало кто знает, что Армения – это первое христианское государство в мире: в 301 году вера в Царя Небесного и сына его Христа стала государственной религией страны. Первыми проповедниками здесь считаются Варфоломей и Фаддей.
В 404 году был создан армянский алфавит, и в этом же году Библия была переведена на армянский язык, а в 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на дальнейшую историю государства, его политическую и общественную деятельность.
Католицизм в Армении
Но христианство не единственная религия, приверженцы которой проживают в Армении. Существуют общины Армянской католической церкви (всего насчитывается около 36 приходов), которые называются «франками». Франки (или френги) проживают в Северной Армении. Первоначально они появилось вместе с крестоносцами, но позднее, в 16-19 веках, франками стали называть армян-католиков. Армяне-франки делятся на три группы:
— гбо-франки, — хас-франки, — мшеци-франки. Разделение католиков связано не с особенностями религиозных воззрений, оно связано с местом жительства приверженцев данной веры.
Ислам в Армении
Есть и последователи ислама, проживающие в Армении, хотя нужно отметить, что в основном эту религию исповедуют курды, азербайджанцы и персы. В столице – Ереване – расположена знаменитая Голубая мечеть. Она была построена в 1766 году и в начале 20 века была одной из семи действующих мечетей столицы. Это красивейшее сооружение носит не только религиозный характер. Это еще и символ межконфессиональной дружбы.
Иные религии
Есть также армяне-евангелисты, которые вышли из Апостольской церкви, так как считали, что ее учения и традиции не соответствовали Библии. Среди армян также распространено псевдопротестантское сектантство, хемшилами и суннизм ханафитского толка. Некоторые армяне отрицают Бога и входят в общество атеистов.
Несмотря на все разнообразие религии, стоит учесть тот факт, что Бог во всех верах и учениях один, хоть и имеет различные названия и имена.
Христианство охватило большую часть жителей Земли, не оставив в стороне Армению. Именно христианство сыграло важную роль в судьбе республики, когда она потеряла независимость. Фактически христианской церкви пришлось взять на себя часть государственной власти, что позволило ей сохранить этнос и уникальную культуру государства.
Войти на сайт
или
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-840263-kakuyu-religiyu-v-osnovnom-ispoveduyut-armyane
Кому молятся в Армении?
Хотя в этой стране 95% населения армяне-христиане, тем не менее, и в таком «монолитном камне» есть свои интересные вкрапления.
Народная Церковь
Армения — первая в истории страна, которая приняла христианскую религию. По преданию еще в I веке нашей эры апостолы Фаддей и Варфоломей пришли проповедовать в эту страну. Однако само Крещение страны произошло в 301 году при царе Трдате III.
Поначалу Армянская Церковь была в составе единой христианской, затем после Халкидонского Собора 451 года, всё изменилось Церкви Армении, Сирии, Египта и Эфиопии не признали этот Собор, и как следствие они получили наименование «дохалкидонские».
Итак, с V века армянский народ возымел свою собственную Церковь, которая глубоко связана с культурой и историей армян.
В составе Армянской Апостольской Церкви, существуют два Католикосата — Католикосат всех армян, с центром в Эчмиадзине (Армения) и Киликийский католикосат, с центром в ливанском городе Антилиасе. Но главным, конечно, является Католикос в Армении.
Также в составе ААЦ есть два автономных Патриархата — Константинопольский и Иерусалимский, которые находятся под руководством Католикоса всех армян.
Сегодня 92% населения Армении являются приверженцами Армянской Апостольской Церкви, причем среди них не только армяне, но и греки, грузины и русские.
Армянская Католическая Церковь
Первые католические миссионеры появились на Кавказе в XII веке вместе с итальянскими купцами, которые основали несколько городков на черноморском побережье, среди которых были: Матрега (современная станица Таманская), колония-крепость Копа (нынешний Славянск-на-Кубани), Мапа (Анапа) и Бата (Новороссийск). В результате деятельности миссионеров в католицизм обратились даже некоторые черкесы.
Их община просуществовала до XVII века.Попытку окатоличивания Армении предпринимали крестоносцы. Тогда, в XII — XIII веках католическое воинство решило освободить Святую Землю (Палестину) от власти ислама. Так европейцы завязали контакты с Армянской Церковью. Правда, как ни старались рыцари, но склонить армян к церковной унии им не удалось.
Лишь в XVIII веке частью армянского духовенства была основана Армянская Католическая Церковь.
В наши дни, в основном, верующие армяно-католики живут на Ближнем Востоке и в Европе, но их общины существуют также в Армении и на юге России. Глава АКЦ живет в столице Ливана, Бейруте. Армянские католики признают главенство Папы Римского и католические догматы, но используют в богослужении свой исторический армянский обряд.
В настоящее время в Армении численность армяно-католиков составляет 0,5% от численности всего населения.
Армянская Евангелическая Церковь — протестантская церковь пиетистского толка
В 40-е годы XIX века в Стамбуле под патронажем Константинопольского патриархата ААЦ Григором Пешдималджяном была открыта школа для изучения Библии и повышении грамотности среди духовенства и мирян.
В итоге работы этого общества был основан «Пиетистский союз», члены которого начали критиковать обряды и обычаи ААЦ, которые по их мнению не соответствовали Библии. В результате конфликта с ААЦ библеисты-любители в 1846 году основали свою Армянскую Евангелическую Церковь.
В начале ХХІ века АЕЦ имела около 100 приходов во многих странах от Канады и США до Ливии и Ирака. На территории Армении имеется одна церковь и 50 молитвенных домов. 1% населения страны принадлежит к АЕЦ.
Ислам
Религия Мухаммеда распространилась в Армении еще во времена арабского завоевания в VIII веке, а далее при персидском и турецком правлении. В начале XX века в Эриваньском уезде насчитывалось до 62% мусульман. За век потрясений, революций и войн, в частности Карабахского конфликта, доля мусульман в Армении сократилась до 0,1%. Сейчас в Армении проживает около трех тысяч мусульман шиитского толка. Этнически это, в основном, курды и персы.
Этанизм — «национальная религия» армян
В конце 80-х — начале 90-х в Армении, как и во многих странах постсоветского пространства начали развиваться неоязыческие движения, желавшие возродить «религию предков». Но армянское неоязычество уходит корнями еще в начало XX века, когда армянский мыслитель Гарегин Нжде создал учение Тцахарон, что означает «национальная религия». Войны, революции и Советская власть прервали возрождение армянской религии почти на 80 лет.
Только в 1991 году Слак Какосаян, реэмигрант из США, создал «Орден детей Ари» и приступил к возрождению «веры отцов». Он же стал редактором сборника армянских мифов — Священного Писания Ухтагирк («Книга Клятв»).К слову, скажем, что согласно данной книге, верховный бог Ара создал младших богов, а спустя божественное мгновение богиня Анаит сотворила человечество.
На сегодняшний день этанисты проводят свои ритуалы в знаменитом храме в Гарни, у них есть свои жрецы.
Общая численность родноверов в Армении составляет 5 434 человек или 0,18 % от населения страны.
Езидизм — загадочная религия Ближнего Востока
Вера курдов-езидов представляет собой удивительную палитру религий Ближнего Востока: христианства, ислама и зороастризма. Сама эта религия возникла примерно в XII веке, основателем был Ади ибн Мусафир. Согласно вере езидов, которая изложена в Книге откровения и Чёрной книге, Бог за девять дней создал семь ангелов, небо, Землю и солнце.
А ангела-павлина Малак Тавуса назначил владыкой всего сущего. Согласно мифу, когда Бог сотворил Адама, Тавус отказался преклониться перед человеком и был сброшен с Небес в Ад. Там на протяжении тысячелетий он горько плакал над страданиями грешников, залив слезами всю Преисподнюю. И Ада не стало. За это Бог и сделал его владыкой мира.
С тех пор Тавус смотрит на мир через свое око — Солнце.
Согласно переписи населения Армении на 2011 год езидизм исповедуют 25 204 человек или 0,83% населения. В основном езиды проживают в Армавирской области страны. 29 сентября 2012 года в этом регионе, в селе Анкалич был торжественно открыт и освящен езидский храм «Зиарат».
Это первый храм, построенный за пределами северного Ирака — родины езидов.
Источник: http://christian.by/stati/3076-komu-molyatsya-v-armenii