Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?
Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.
На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.
Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».
Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?
Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.
В чем различие между православием и армянским христианством
— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?
— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.
Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.
С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
Армянская Церковь. Монофизиты
Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).
Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.
появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.
учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.
— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?
— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:
1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.
2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).
3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).
Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.
На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).
Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.
В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.
Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.
Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.
В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.
Армянская Церковь. Диалог
— Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?
— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.
Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».
В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.
Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.
Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.
Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.
Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.
С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.
В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.
Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.
— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?
— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.
С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.
Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/
Кому молятся в Армении?
С V века армянский народ возымел свою собственную церковь, которая глубоко связана с культурой и историей армян.
В составе Армянской апостольской церкви, существуют два католикосата — католикосат всех армян, с центром в Эчмиадзине (Армения) и Киликийский католикосат, с центром в ливанском городе Антилиасе. Но главный, конечно, является католикос в Армении. Также в составе ААЦ есть два автономных патриархата — Константинопольский и Иерусалимский, которые находятся под руководством католикоса всех армян.
Сегодня 92% населения Армении являются приверженцами Армянской Апостольской церкви, причем среди них не только армяне, но и греки, грузины и русские.
Армянская Католическая церковь
Католицизм с армянским колоритом
Первые католические миссионеры появились на Кавказе в XII веке вместе с итальянскими купцами, которые основали несколько городков на черноморском побережье, среди которых были: Матрега (современная станица Таманская), колония-крепость Копа (нынешний Славянск-на-Кубани), Мапа (Анапа) и Бата (Новороссийск).
В итоге деятельности миссионеров в католицизм обратились даже некоторые черкесы. Их община просуществовала до XVII века.
Попытку католизации Армении предпринимали крестоносцы. Тогда, в XII — XIII веках католическое воинство решило освободить Святую Землю (Палестину) от власти ислама. Так европейцы завязали контакты с Армянской церковью. Правда, как ни старались рыцари, но склонить армян к церковной унии им не удалось. Лишь в XVlll веке частью армянского духовенства была основана Армянская Католическую церковь.
_____________
В наши дни, в основном, верующие армяно-католики живут на Ближнем Востоке и в Европе, но их общины существуют в Армении и на юге России. Глава АКЦ живет в Ливане, городе Бейрут. Армянские католики признают главенство Папы Римского и католические догматы, но используют в богослужении свой исторический армянский обряд. В настоящее время в Армении армяно-католиков проживает 0,5% от всего населения.
В начале ХХІ века АЕЦ имела около 100 приходов во многих странах от Канады и США до Ливии и Ирака. На территории Армении есть одна церковь и 50 молитвенных домов. 1 % населения страны принадлежит к АЕЦ.
Ислам
Религия Мухаммеда распространилась в Армении еще во времена арабского завоевания в VIII веке, а далее при персидском и турецком правлении. В начале XX века в Эриваньском уезде насчитывалось до 62% мусульман. За век потрясений, революций и войн, в частности Карабахского конфликта, доля мусульман в Армении сократилась до 0,1%. Сейчас в Армении проживает около трех тысяч мусульман шиитского толка. Этнически это, в основном, курды и персы.
Этанизм — «национальная религия» армян
В конце 80-х — начале 90-х в Армении, как и во многих странах постсоветского пространства начали развиваться неоязыческие движения, желавшие возродить «религию предков». Но армянское неоязычество уходит корнями еще в начало XX века, когда армянский мыслитель Гарегин Нжде создал учение Тцахарон, что означает «национальная религия». Войны, революции и Советская власть прервали возрождение армянской религии почти на 80 лет.
Только в 1991 году Слак Какосаян, реэмигрант из США, создал «Орден детей Ари» и приступил к возрождению «веры отцов». Он же стал редактором сборника армянских мифов — священного писания Ухтагирк («Книга Клятв»). К слову, скажем, что согласно данной книге, верховный бог Ара создал младших богов, а спустя божественное мгновение богиня Анаит сотворила человечество. На сегодняшний день этанисты проводят свои ритуалы в знаменитом храме в Гарни, у них есть свои жрецы.
Общая численность родноверов в Армении составляет 5 434 человек или 0,18 % от населения страны.
Езидизм — загадочная религия Ближнего Востока
Вера курдов-езидов представляет собой удивительную палитру религий Ближнего Востока: христианства, ислама и зороастризма. Сама эта религия возникла примерно в XII веке, основателем был Ади ибн Мусафир. Согласно вере езидов, которая изложена в Книге откровения и Чёрной книге, Бог за девять дней создал семь ангелов, небо, Землю и солнце.
А ангела-павлина Малак Тавуса назначил владыкой всего сущего. Согласно мифу, когда Бог сотворил Адама, Тавус отказался преклониться перед человеком и был сброшен с Небес в Ад. Там на протяжении тысячелетий он горько плакал над страданиями грешников, залив слезами всю Преисподнюю. И Ада не стало. За это Бог и сделал его владыкой мира.
С тех пор Тавус смотрит на мир через свое око — Солнце.
Согласно переписи населения Армении на 2011 год езидизм исповедуют 25 204 человек или 0,83% населения. В основном езиды проживают в Армавирской области страны. 29 сентября 2012 года в этом регионе, в селе Анкалич был торжественно открыт и освящен езидский храм «Зиарат». Это первый храм, построенный за пределами северного Ирака — родины езидов.
Источник: http://russia-armenia.info/node/53193
В воскресенье армяне отмечают Пасху. По традиции, в армянских храмах во всем мире звучат древние духовные стихи-шараканы, а в домах верующие накрывают пасхальные столы. Однако в этом году Пасха проходит в режиме ЧП: службы без прихожан, а также традиционного причащения.
ЕРЕВАН, 12 апр – Sputnik. Армянская Апостольская Церковь в воскресенье отмечает праздник Пасхи (Светлое Христово Воскресение). С 10:00 в армянских храмах во всем мире совершается богослужение Пасхальной Заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. Литургию.
Однако в этом году впервые без верующих в храме, но наблюдающих, затаив дыхание, за дверями церкви на социальной дистанции, либо перед компьютерами или телевизорами.
Что изменилось?
Как сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения пресс-канцелярии Армянской Апостольской церкви Ваграм Тер-Меликян, это решение хоть и не по душе верующим и священнослужащим, однако оно исходит из общего блага и действующего в стране режима ЧП.
«Чтобы не подвергать риску здоровье верующих литургия будет проводиться за закрытыми дверями», — сказал Тер-Меликян.
Отметим, что все предшествующие Святому Воскресенью литургии также проходили без участия верующих.
Тер-Меликян отметил, что такое решение было принято на совещании, прошедшем в Первопрестольном святом Эчмиадзине. Дело в том, что по традиции во время Страстной недели храмы полны верующими, но не в этом году.
Как известно, из-за коронавирусной инфекции, в стране действуют ограничения на передвижение и контакт людей друг с другом. Воскресная литургия также транслируется. Поэтому верующие могут так сказать причаститься.
Что касается причащения, которое обычно вышедшие из Великого поста принимают перед Пасхой, то ААЦ нашла выход.
По словам Тер-Меликяна, через несколько дней после воскресной литургии верующие, особенно те, кто соблюдал Великий пост, смогут прийти в церковь и по одному причаститься.
Он также отметил, что как церковный служащий, естественно, склонен к живому общению верующих со священниками.
Святое Воскресенье
Праздник Святого Воскресения называется также Пасхой (на армянском «Затик»), что означает освобождение, избавление от грехов и возвращение к Богу.
Приветствуя друг друга в Пасху, последователи Армянской Апостольской церкви говорят друг другу: «Христос арьяв и мерелоц» («Христос воскрес из мертвых») и отвечают: «Орняле арутюне Христоси» («Благословенно Воскресение Христа»).
Воскрешение Иисуса Христа стало основой христианского вероучения.
После литургии армянские хозяйки накрывают праздничный стол. Главные блюда — отварная рыба, плов с изюмом, крашеные в красный цвет яйца — в память о том, что мир был спасен ценою крови Христа и блюда из трав, в частности из шпината.
В старину яйца красили «вордан кармиром», однако сегодня либо пищевыми красками, либо варят в луковой шелухе.
Красный цвет для христиан — кровь распятого Христа. Ритуал очистки окрашенного куриного яйца символизирует рождение нового мира, который Спаситель очистил от человеческих грехов своими страданиями и кровью.
Еще одно блюдо – плов с изюмом. Белый рис символизирует человечество, а изюм уверовавших в Спасителя христиан. Рыба — символ самого Христа. Именно рисуя на песке рыбу, древние христиане узнавали братьев по вере.
Ну и ни один стол не обходится без красного вина — напиток, который Христос пил со своими учениками. На своей последней вечере Иисус преломил хлеб, возблагодарил Отца и раздал апостолам:
«Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается».
Эта заповедь явилась основой таинства Причащения, символизирующего самопожертвование Христа ради людей.
Источник: https://ru.armeniasputnik.am/society/20200412/22697098/Chrezvychaynaya-Paskha-kak-armyane-otmechayut-glavnyy-tserkovnyy-prazdnik.html