Какие направления в христианстве

Влияние протестантизма на этику

Какие направления в христианстве

Когда люди говорят о протестантской Реформации, многие даже и не подозревают, что те самые процессы, которые привели Церковь к Реформе, повлияли и на всю европейскую культуру, вызвав тем самым переход от Средневековья к Ренессансу.

На закате Средневековья сложилась во многом тупиковая ситуация. Религиозный консерватизм к этому времени стала приобретать все более и более жесткий характер. Любые творческие порывы человека, выходящие за рамки церковного понимания христианства, воспринимались как ересь.

Мышление, выходящее за пределы категорий определенных католической церковью, оценивалось как греховное и ложное. Апологеты средневекового мышления создали свои нерушимые каноны «правильного и неправильного» искусства, и преподносили их в качестве единственного источника истин. А на этом основании в любой экспериментальной деятельности видели опасность идеологической диверсии.

Все это существенно затормозило развитие культуры в целом, поскольку все сферы человеческой деятельности, включая искусство и философию, стали зависимыми от догматического и часто неадекватного понимания назначения искусства.

Изначальные цели христианства — преобразить грешника Благодатью Божьей, дать человеку подлинную духовную свободу, добиться нравственного очищения на основе святой любви, увидеть в человеке печать Господа Бога — Духа Святого, все это усилиями схоластов было в значительной степени извращено.

Естественно, что в этой ситуации возникают различные попытки преодоления устаревшей мировоззренческой платформы.

Эпоха Возрождения явилась ярким проявлением нового начала в христианстве. Ренессанс распространил свое влияние, прежде всего на духовные области человеческой деятельности. Это и понятно, ведь именно они первыми реагируют на свежие веяния. Меняется картина мира.

На смену субъектно-объектных отношений с Богом, когда Бог является Объектом познания человека, одновременно порабощающим и угнетающим его, приходит понимание отношений с Богом, как субъектно-субъектных. Т.е.

человек принимает благодать от Бога и начинает свое преображение в образ Божий.

Вся культура Возрождения и есть создание некоего гигантского пьедестала божественному величию человека, который осознал себя ответственным за выбор собственной судьбы и сотворцом окружающего мира

Пышным цветом расцветает ренессансный индивидуализм, сущность которого проявляется в гипертрофированном ощущении своей самоценности, собственной созидательной функции.

Важно то, что индивидуализм явился одним из важных условия развития возрожденческой культуры, потому что через индивидуализм деятели Ренессанса отстраняли себя от окружавшей их средневековой культуры, в рамках которой подобное творчество было бы невозможным.

Ведь, с точки зрения средневековой системы ценностей, то, что совершали возрожденцы, их мысли и поступки являлись откровенной ересью.

Процесс формирования новой культуры неминуемо должен был отринуть старое для того, чтобы «выжить», стать новой культурой

Для деятелей Возрождения античная культура была не идеалом, как многие ошибочно полагают, а скорее основой, отправным уровнем, ниже которого опуститься было нельзя. Происходит возрождение античной системы образования, формируются гуманитарные дисциплины, то есть ориентированные на проблемы человека и человечества. В этом ключе и возникает знаменитый ренессансный гуманизм.

Это еще была не Реформация, но предвестник Реформации.

Возрождение началось в Италии и постепенно продвигалось на север Европы. И чем севернее, тем сильнее влияние собственно христианского начала на процессы Возрождения.

В Италии на ранних этапах Ренессанса сохранялось это влияние, что заметно, например, по творчеству такого уже ренессансного художника, как Сандро Боттичелли. В конце жизни он перестал писать картины, придя к выводу, что светское искусство и Бог несовместимы.

Однако Высокое Возрождение в Италии, отмеченное именами Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, полностью освобождается от средневековых пут.

Иначе обстояло дело в Германии, Нидерландах. В искусстве этих стран мы замечаем сосуществование двух культурных начал: средневекового и возрожденческого, некий симбиоз. Большую роль продолжает играть символика, библейские сюжеты сохраняют свою религиозную значимость.

И даже повышенная детализация связана прежде всего с тем, что мир, созданный Богом, требует к себе пристального и пристрастного внимания. Новое проявило себя в появлении обнаженной натуры, в повышенном интересе к быту.

Из представителей искусства Северного Возрождения выделим голландских художников Яна ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Мужицкого и, конечно, немца Альбрехта Дюрера.

Большинство из этих художников застали собственно протестантскую реформацию. Например Альбрехт Дюрер, хотя и умер до формального оформления протестантских конфессий, сложно достоверно утверждать, что он стал неофитом Реформации, однако его гравюры того периода, в частности несколько вариантов «Тайной вечери», явно показывают живой интерес к идеям, пропагандируемым Лютером, а именно к причащению для мирян не только хлебом, но вином.

А Питер Брейгель сблизился с выдающимся картографом Абрахамом Ортелием (1527—1598).

Ортелий принадлежал к религиозному обществу «Семья Любви», члены которого, выказывая внешнее согласие с постулатами католической церкви, утверждали персональную связь каждого человека с Богом, не требующую сложного ритуала, — то есть на практике были чистейшей воды протестантами.

Мы не знаем, стал ли членом этого общества художник, но характерные для «Семьи Любви» взгляды на взаимоотношения человека и Бога он разделял. Это заметно и по некоторым его религиозным картинам — таким, как «Успение Богородицы» и «Иисус и грешница».

Но время шло. И как бы там ни было, но культурные процессы, происходившие на севере Европы, тесным образом были взаимосвязаны с движением Реформации и рождением протестантской культуры.

Изменения, подготовившие приход протестантской культуры, начались достаточно рано. Здесь наиболее четко просматриваются прежде всего экономические процессы.

В XIV-XVI веках бурно развиваются новые формы производства, устанавливается система общеевропейских торговых связей, крепнет банковский капитал. Но главное, формируется человек нового типа — предприниматель, индивидуалист, постоянно расширяющий сферу своих интересов. Ведь в труде он видел не наказание Божье, а благословение Небес.

Труд воспринимался, как оказанное Господом доверие человеку.

С политической точки зрения, начинается эпоха сепаратизма.

Первым сформулировал принципы национального государства французский король Филипп IV. Надо сказать, что до этого момента Западная Европа не знала такого четкого деления по национальному признаку.

Католическая церковь вступает в полосу кризиса, постепенно теряет свое влияние прежде всего в политических процессах. Слишком заметное обмирщение церкви вызывает критику со стороны нарождающейся светской интеллигенции, которая выполняет социальный заказ правящей верхушки. Светским правителям необходима независимость от Римского престола. И самой важной задачей для мыслителей, не обремененных церковными путами, становится создание новой идеологии — идеологии буржуазного мира.

Важным процессом, сильно способствовавшим формированию новой культуры, стала Реформация во главе с немецким теологом Мартином Лютером.

31 октября 1517 года священник Мартин Лютер вывесил на дверях своей церкви в городе Виттенберг 95 тезисов, в которых выступил против римско-католической церкви.

Этот день положил начало Реформации и привел к появлению нового направления в христианстве — протестантства. Сам термин возник в 1534 году, когда на Вселенском соборе последователи Лютера подали Римскому Папе протест.

Основные идеи протестантства таковы.

Церковь не имеет права отпускать грехи человека; спасает человека только искренняя вера; церковь не может быть посредником в общении человека и Бога, потому что Бог общается с каждым из нас лично; все люди равно грешны перед Богом, независимо от общественного положения, но каждый может обрести Божью благодать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает понятие духовность человека

Именно поэтому один величайших художников, живших в эпоху протестантизма в протестантской стране — Рембрандт Ван Рейн создает свои потрясающие полотна, в которых идеи Реформации видны невооруженным глазом.

В картине «Возвращение блудного сына» (1669) блудный сын стоит на коленях, спиной к зрителю. И зритель, как бы, оказывается следующим «в очереди» за прощением Отца.

В картине «Воздвижение креста» художник рисует самого себя, распинающего Господа, как бы подчеркивая и свою виновность в распятии Христа, и Божью благодать, распространяющуюся на грешников всех времен и народов (недаром фарисеи и солдаты на картине одеты в одежды разных эпох и культур).

Протестантизм оказал влияние и на музыку.

Недаром подлинной вершиной музыкального искусства считается творчество протестанта И.С. Баха в произведениях которого впервые со времен средневековья ярко выражено экстатическое начало, показывающее близость отношений с Богом. Если для средневекового искусства подобные отношения с Богом были уделом лишь отдельных святых подвижников, то Бах провозглашает равнодоступность Божьей благодати как для мальчишек из школы Св. Фомы так и для убеленных сединами профессоров теологии.

А протестант Г.Ф. Гендель видел в своем творчестве Божий инструмент для нравственного преображения человека. Так он сказал однажды одному из своих почитателей: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше».

Не только живопись и музыка, но и протестантская архитектура под влиянием идей Реформации превратилась в проповедь Евангелия. Даже православный поэт Тютчев был зачарован глубиной творческого замысла протестантских архитекторов:

Я лютеран люблю богослуженье,Обряд их строгий, важный и простой, —Сих голых стен, сей храмины пустойПонятно мне высокое ученье.Не видите ль? Собравшися в дорогу,В последний раз вам Вера предстоит:Ещё она не перешла порогу,Но дом ее уж пуст и гол стоит, —Ещё она не перешла порогу,Ещё за ней не затворилась дверьНо час настал, пробил Молитесь Богу,

В последний раз вы молитесь теперь.

Действительно, ведь пышное убранство православных храмов превращает религию в праздник, а, следовательно, в дело не повседневное, далекое от насущных нужд человека.

Приходить к Богу, как на праздник, а не жить Им каждую минуту — вот типичное средневековое мышление.

Протестантизм же своей нарочитой аскетичностью архитектуры, как бы указывает на то, что вера и жизнь с Богом — это совершенно обычное дело.

Повседневность и близость Бога к душе человека, когда есть время работать и отдыхать, воспитывать детей и готовить пищу, молиться и мыть посуду, читать Библию и постигать премудрости наук — это протестантская идея, которая была выражена в архитектуре, когда храм превращался в дом, а дом в храм.

Таким образом, мы видим, что протестантизм раскрепостил средневековое искусство, приблизил Бога к человеку, а человека к Богу. Протестантизм научил искусство проповедовать Евангелие, не превращая его в нечто сакральное и недоступное простолюдину. Протестантизм не примитивизировал путь человека к Господу, но вернул нас к подлинно библейской простоте.

Что и выразилось в лучших произведениях эпохи Реформации.

В статье использованы материалы:

Источник: https://www.protestant.ru/konfessii/denominations/history/influence

Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм

Какие направления в христианстве

Христианством был создан идеал универсального поведения людей, их существования, целостное мировоззрение и мироощущение. Основой христианства выступает учение об Иисусе Христе – богочеловеке, сыне Бога, пришедшем к людям с добрыми намерениями, заповедующего им законы праведной жизни и принявшего во искупление человеческих грехов страдания и мученическую смерть распятым на кресте.

Христиане верят, что мир создал единый предвечный Бог, и в мире этом не было зла. Воскресение Христа ознаменовало для христиан по победу над смертью и возможность вечной жизни с Богом. Основной идеей христианства выступала идея о грехе и спасении человека. Люди грешны перед лицом Бога, это и делает равными всех, все люди – грешны, все рабы божьи.

Христианская религия утверждает, что страдания на Земле даруют человеку спокойствие и райское блаженство в загробном мире, а сопротивление злу – это путь нравственного совершенствования.

Замечание 1

Основными направлениями в христианстве выступают православие, католицизм, протестантизм.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Причиной раскола религии выступает то, что начиная с IV века, римское христианство все более соединялось с государством и впитывало его проязыческий дух. Католическая церковь, будучи основанной на традициях Рима, больше тяготела к римской практичности и жестокости.Православие же впитало дух Византии и тяготело к возвышенному греческому философствованию.

Иными словами, две традиции уходили своими истоками в два разных мира – греческий и римский, поэтому начали отдаляться друг от друга.

Православие

Православная церковь наиболее близко стоит к традициям раннего христианства. Отличительная особенность православия – сохранение первых семи Вселенских Соборов, без добавления к ним ни одного нового догмата и не исключение ни одного из них. Православная соборность предполагает единение мирян с духовенством, приверженность традициям и коллективное начало.

Православная церковь утверждает, что христианство, в отличие от остальных религий, — это божественное откровение, составляющее основу православной веры. Оно базируется на совокупности догматов – непреложных истин, которые также выступают как результат божественного откровения.

Одним из основных законов православия выступает рецепция, то есть принятие всей церковью каких бы то ни было норм. Ни один орган Церкви или лицо не может быть непогрешимым. В православии очень строго соблюдают традиции семи таинств:

  • крещение
  • причастие
  • покаяние
  • миропомазанье
  • брак
  • елеосвящение
  • священство.

Кроме совершения таинств, православие обязывает читать молитвы, поклоняться кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православии отведено постам и праздникам, главным из которых является Пасха, установленная в честь воскресения распятого на кресте Иисуса.

Католицизм

Основой католической веры служат книги Нового и Ветхого Заветов, решения 21 Вселенского Церковного Собора и Святое Придание. У католической церкви, в отличие от православной, есть единый глава – Папа. Глава церкви – наместник Христа на Земле и преемник апостола Петра. Папа выполняет тройную функцию, являясь: епископом Рима, пастырем Вселенской Церкви и главой Государства Ватикан. В католицизме все священники относятся к какому-то монашескому ордену и обязаны соблюдать обет безбрачия.

В католической церкви сформулирован догмат о чистилище, как промежуточном пункте между адом и раем, в котором пребывают души грешников, не прощенные в земной жизни, но на которых не лежат смертные грехи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое христианство у армян

В католичестве искупить грехи можно общественным трудом. В целом католицизм достаточно снисходителен к человеку, так как основан на убеждении, что все люди грешны по природе своей, безгрешен только Папа. В связи с этим в Средневековье появилась практика индульгенций – выкуп грехов за деньги.

Также католицизм отличается возвышенным почитанием Богородицы, выраженном догматом о непорочном зачатии Девы Марии, а также догматом о телесном вознесении Марии.

Определение 1

Главный праздник католицизма – Рождество.

Протестантизм

У большинства протестантов Библия признана как единственный источник вероучения. Протестантизм ориентирует человека на возможность личного общения с Богом. Из этого вытекает право каждого человека прочитать и обсудить Библию. Протестанты уделяли большое внимание человеческому воплощению Иисуса, поэтому основной их праздник – Рождество. Основными богослужениями являются:

  • чтение библии;
  • проповеди;
  • индивидуальные и коллективные молитвы;
  • пение религиозных гимнов.

Преимущественно отвергнут культ Марии, святых, мощей и икон. Основная организационная структура протестантизма – община, в которой нет развитой иерархии священнослужителей.

В протестантизме выделяют два направления:

  1. либеральное – признает критику Библии;
  2. фундаменталистское – настаивает на буквальном понимании Библейских текстов.

Протестантизм учит, что значение имеют не только и не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих задач, то есть в добросовестном выполнении трудовых задач человек реализует заповеди христианства.

Протестантизмом утверждено равенство перед Богом всех верующих и проповедование спасения верой уже на Земле. Также отрицается монашество и безбрачие духовенства.

Протестантизм характеризуется стремлением к разделению сфер влияния духовной власти церкви и светской власти государства.

Основной догмат протестантизма – это догмат о спасении души только лишь верой в искупительную силу жертвы Иисуса Христа. Другие способы спастись, принято считать несущественными. В соответствии с этим догматом, в связи с грехопадением, первородным грехом, произошла утрата человеком способности к самостоятельному совершению добра, в связи с чем спасение может прийти к нему только в результате божественного вмешательства, то есть спасение – это дар божественной благодати.

Источник: https://spravochnick.ru/religiya/osnovnye_napravleniya_hristianstva_pravoslavie_katolicizm_protestantizm/

Католицизм

Какие направления в христианстве

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве.

Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара.

Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса.

Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Особенности вероучения «католицизм»

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство.

Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора (православие признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия — целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов.

Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.

Эта практика, называемая раздачей индульгенций, подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — протестантизма.

Католицизм следует никео-царьградскому Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат.filioqueи от Сына). До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма является также возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес».

Семь таинств католицизма

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания.

Совершение таинств — обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме отличается рядом особенностей.

Католики, как и православные, признают семь таинств:

  • крещение;
  • причащение (евхаристия);
  • священство;
  • покаяние (исповедь);
  • миропомазание (конфирмация);
  • брак;
  • елеосвящение (соборование).

Таинство крещения совершается путем обливания водой, миропомазание или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном хлебе, а у православных — на квасном. До недавнего времени только духовенство причащалось вином и хлебом, а миряне — только хлебом.

Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме рассматривается как церковное благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих.

Только II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно умножаются. Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и скульптуры на религиозные темы. Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия на чувства верующих, как изобразительные, так и музыкальные.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/katolicizm.html

1. Основные направления христианства

Реферат

подисциплине: Религиоведение

Натему: Историяхристианства

Введение

1.Основные направления христианства

1.1Католицизм

1.2Протестантизм

1.3Православие и основные положенияхристианства

2.Социальные истоки христианства

2.1Религиозные истоки христианства

2.2Философские истоки

2.3Социально-политическая ситуация и еевлияние на христианство

3.Церковь в 30-150 гг. н.э.

3.1“Демократия духа” и идея ЦарствияНебесного

3.2Идея последовательного хода истории

3.3Представление об обществе и государствеи отношение к ним в Апокалипсисе

3.4Представление об обществе и государствеи отношение к ним в Евангелиях

3.5Отношение государства к Церкви

4.Дальнейшее развитие ранней Церкви 150-325 гг.

5.Крещение князя Владимира

5.1Крещение Руси и образование ПоместнойРусской Православной Церкви

Списокиспользуемой литературы

Введение

Христианство– (от греческого слова греч. Χριστός –christos – «помазанник», «Мессия»)религия созданная учением Иисуса Христаи основанные на нем формы организацииобщественной религиозной жизни.

Христианствозародилось в I в. н.э. в Палестине. Первыехристиане по национальности былиевреями, по прошлому религиозномумировоззрению – иудеями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто когда принял христианство

Распространяясьв среде евреев Палестины и Средиземноморья,христианство уже в первые десятилетиясвоего существования завоевывалоприверженцев и среди других народов,уже во второй половине I века христианствостало интернациональной религией.

Связьновой религии с иудаизмом проявиласьв частности в том, что священное писаниехристиан – Библия включала как собственнохристианские произведения образовавшиеНовый Завет, так и священные книгипоследователей иудаизма – Ветхий завет.

Враннем христианстве, мы имеем дело сиными формами отражения политическойи правовой действительности – такимикак разного рода представлениями,чувствами, верованиями, настроения,мнениями и т.д. Более того, любые идеи,учения возникают, если их субъектнаходится в определенном взаимодействиис их объектом.

С этой точки зрения, еслимы взглянем на христиан 30-х годов первоговека, которые духовно вообще никак небыли связаны с внешним миром, государством,то придем к выводу, что раннехристианскихполитико-правовых учений в это время ибыть не могло.

А ведь это и есть раннеехристианство! Конечно, позже, ближе кначалу 5 века они появляются: в творчествеАвгустина, например, но ведь это происходиттолько тогда, когда христианствостановиться государственной религиейи, собственно, перестает быть темхристианством, при котором императорбыл для последователей ЦерквиАнтихристом.

Итак,получается, что нам необходимо осветитьпроцесс медленного формированияполитико-правовых идей раннегохристианства, который происходилпараллельно с развитием самогохристианства. При этом, по нашему мнению,раннее христианство прекращаетсуществование в 325 году, когда христианствостановится государственной религией.

Если не раньше: признаемся, у нас возниклинекоторые трудности с точным определениемпериода времени, на протяжении которогохристианство можно называть ранним.(Интересно заметить, что исследователиэтой проблемы либо избегают называтьточные даты, либо сильно расходятся всвоих мнениях по этому вопросу.

)Выяснилось, что христианская религияносила более или менее неизменныйхарактер лишь в первом веке своегосуществования – далее наблюдаетсябыстрая ее трансформация, и, следовательно,изменение ее идей. При таком подходеранним можно назвать христианство лишьпервого века своего существования.

Такили иначе, мы исследуем развитиераннехристианских идей на протяжениитрех веков- до 325 года- и не ошибемся.

Этимтема представляет немалый интерес.Одной из причин выбора этой темы послужилоэлементарное чувство удивления,возникшего при сравнении раннегохристианства и христианства, к примеру,средних веков. Грубо говоря, в них нетничего общего, за исключением образаХриста. Как же могло произойти такоепревращение учения о равенстве,справедливости, милосердии в доктрину“двух мечей”, инквизиции и т.п.

!? Этоудивление спровоцировало искреннеежелание понять, разобраться в истоках,корнях христианского учения. Ведь срелигией, которая подчинила себе римскуюмировую религию и в течение 1800 летгосподствовала над значительнейшейчастью цивилизованного человечества,нельзя, по выражению Ф. Энгельса,разделаться, не рассмотрев ее происхождениеи развитие.

Другой причиной выбора темыможно считать стремление разобратьсяв современной социально-политическойситуации. В данный момент христианскаяцерковь развивается форсированнымитемпами. По этому поводу в обществевитают разноречивые толки. Поговаривают,что церковь даже стремится к распространениювлияния на государственную власть.Причем мнения сходны в одном – что этовопрос стоит достаточно остро.

А ведь,как известно, чтобы дать ответ, необходимоцеликом понять вопрос – в нашем случаеизучить историю христианства с самогоначала.

Осталосьответить на вопрос, насколько подробноэта проблема освещена в литературе. Ксожалению, объективные оценки христианстваначали появляться у нас в стране совсемнедавно. До этого литература, выходившаяв свет под эгидой научного атеизма врамках идеологии, не могла преподнестичитателю достаточно исчерпывающегообзора христианской религии. Этимобъясняется наше обращение к трудам Ф.Энгельса, К. Каутского. Как ни странно,они проводят наиболее последовательноеисследование данной проблемы.

Еслиговорить вообще о литературе похристианству, то ее очень много. Научноеисследование христианства началосьеще в 18 веке и продолжается до сих пор.Внимание на религию как на мощнейшееидеологическое средство государствавряд ли иссякнет, покуда будут продолжатьсямежгосударственные, межнациональныеконфликты, развязанные на религиознойпочве, покуда существует сама религия.

Преждечем приступать к анализу основноговопроса, необходимо рассмотретьнемаловажную проблему, связанную ссоциальными истоками христианства. Подсоциальными истоками христианства(понятием достаточно многозначным) мыпонимаем те социальные явления (идуховные и материальные), которые оказаливлияние на происхождение, развитие,становления христианской религии и,следовательно, основных ее идей.

1.1 Католицизм

Всовременном мире Римско-католическаяцерковь насчитывает более 900 млн.последовате­лей, что намного превышаетчисло по­следователей других направленийхристианства. Латинская традициязападного христианства известна каккатолическая (с греч. – универ­сальная)церковь, однако точнее использоватьтермин Римско-католическая церковь. Воглаве этой церкви стоит римский папа –так с III – IV вв.

стали называть себяепископы Рима. С VI в. этот термин закрепилсяза главой христианской общины “вечногогорода”, Рима, столицы ог­ромнойимперии.

Римские епископы, называющиесебя “наместниками Бога на земле”,поста­вили себя в привилегированноеположение, претендуя на почетное (попреданию, церковь Рима была основанаапостолами Петром и Павлом) и юридическое(как церковь столицы империи) первенствосреди всех христианских церквей.

Термин“латинский” подчеркивает, чтоиспользование латыни в качествеофициального языка Западной Римскойимперии определило связанность историиэтой христианской традиции с историейнародов и государств Западной Европы.Латинская традиция западного христианствапрослеживается примерно с IV в.

Становлениелатинской традиции шло одновременно спроцессами разделения Римской империина Западную и Восточную и упадкомимператорской власти на западе. В ранееедином христианстве с IV –V вв.

, как мыуже говорили, начали обособляться дванаправления: запад­ное (латинское) ивосточное (греко-православное). Формальноеразделение произошло в 1054 г.

, когдаримский папа Лев IX и византийскийпатриарх Михаил Керулларий, отказавшийсяпри­знать притязания Рима на верховенствонад греческой церковью, наложили другна друга анафему.

1.2 Протестантизм

Протестантизм– одно из трех основных направленийхристианства, возникшее в СевернойЕвропе в начале XVI в. в ходе Реформации.В 1529 г. группа глав небольших государственныхобразований (преимущественно германскихземель) и представителей свободныхгородов, участвовавших в работе имперскогосейма в г. Шпейере, где большинстводелегатов составляли католики, выступилас официальной протестацией противсейма, направленной на пресечениедвижений за реформу Римско-католическойцеркви.

Северная,или протестантская, традиция западногохристианства – это традиция национальная,местная, локальная. Среди лидеров раннейРеформации XVI в. центральное местозанимает католический священник,профессор теологии в Виттенбергскомуниверситете Мартин Лютер (1483 – 1543),который в 1517г.

обнародовал 95 тезисовобосновавших необходимость реформ вРимско-католической церкви. От критикипрактиковавшейся церковью продажиин­дульгенций Лютер перешел к критикеоснов католического вероучения и папстваи изложению принципов, на которых должнастроиться реформированная христианскаяцерковь.

В ответ на обвинение его в ересиЛютер публично сжег папскую буллу,отлучавшую его от церкви. Он стал вождемрелигиозной оппозиции в Германии.Идеологом и вождем швейцарскихреформаторов раннего периода былсвященник У.Цвингли (1484 – 1531), выступившийсо своими тезисами принципов реформРимско-католической церкви.

Цвинглиотносился к более радикальному крылуРеформации, последовательно реализуяв руководимой им церкви принципсамоуправляемости, избрания и смещенияцерковнослужителей на общем собраниивсех членов общины.

Ещеболее радикальным вождемкрестьянско-плебейского теченияРеформации был Томас Мюнцер (1490 – 1525),казненный после разгрома руководимогоим ополчения в ходе Крестьянской войныв Германии.

Реформация,вызвавшая раскол западного христианства,завершилась отказом от признанияверховенства римского папы и отиспользования латинского языка вкачестве единственного официальнодопускавшегося для религиозного общенияязыка.

Если отличительной чертойкатолицизма является строго централизованнаяиерархическая церковь, то своеобразиепротестантизма состоит в существованиимножества различных независимыххристианских движений, церквей, общини сект, автономных в своей религиознойжизни.

Это не исключает их объединенияна национальном или международномуровне по принципу общей цели или однойденоминации.

Принципы,лежащие в основе протестантской традиции,способствовали активной разработкепротестантскими теологами вопросовсвязанных с такими понятиями, как“откровение”, “вера”, “психологияверы”. В век Просвещения протестантскаятеология оказала влияние на появлениеи развитие рационализма.

Многиепротестантские церкви принимают активноеучастие в движении за объединение всеххристианских конфессий. Это движениеносит название экуменического (греч.“экумена” – мир, Вселенная) и имеетсвоей целью восстановление утраченногов период средневековья христиан­скогоединства.

Источник: https://studfile.net/preview/8142242/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Какой 28 августа праздник церковный

Закрыть