Точка зрения | История религии в школе – интервью на ПостНауке
TALKS В формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения на основные проблемы преподавания истории религии в школе.
Основная проблема преподавания истории мировых религий в школе, на мой взгляд, заключается в том, что данные уроки вводят слишком рано.
Дело в том, что мы с 4 класса пытаемся детям объяснить вещи, понимание которых приходит позднее. Мы пытаемся дать им основы четырех так называемых традиционных религий, которые распространены на территории России. Это иудаизм, христианство, ислам и буддизм.
При этом три из них — это авраамические религии, их очень многое связывает друг с другом, и в этом случае детям можно рассказывать об общности религиозной традиции и пространстве для диалога. Но буддизм — совершенно особая религия, которая не имеет отношения к авраамическим.
В буддизме совершенно иной взгляд и на мир, и на проблему Бога-творца, основу авраамических религий, которой нет в буддизме.
На мой взгляд, все это очень сложно осознать 4–5-класснику, и мне кажется, что начинать необходимо с каких-то азов и двигаться дальше. Давать основы и не заходить так глубоко, как мы пытаемся это сделать сразу в 4 классе. То есть не шокировать детей изобилием информации.
Я работаю с преподавателями, поскольку являюсь одним из авторов учебника «Основы мировых религиозных культур» для 4–5 классов, и понимаю, насколько много у них проблем, связанных с тем, что мы слишком рано пытаемся объяснить детям вещи, понимание которых должно приходить все-таки чуть позднее.
Мировой опыт преподавания истории религии в школе очень разнообразен, возможны разные подходы и разные варианты. У нас пока получается некий микс. Мне кажется, детям нужно давать представление о разных религиозных культурах, но так, чтобы это знание приходило к ним постепенно и закладывались прочные основы рассмотрения религиозных традиций в толерантном ключе.
Для преподавания курса религий требуются качественные кадры, которые нужно готовить в вузах. В противном случае это будет профанация и принесет только вред. Исключения бывают, но знатоков религии (непрофессионалов) крайне мало.
Надо учитывать, что преподавание религии детям — это еще и преподавание ее их родителям. Не исключено, что у ребенка по тому или иному поводу может возникнуть внутрисемейная дискуссия по религиозной тематике. Единый учебник для всей России создать почти невозможно.
Тут нужен некий модуль с привлечением дополнительной литературы, посвященной религиям данного региона.
С каких лет начинать преподавание, сказать непросто. Наверное, целесообразнее это делать с 10–11 лет. Определить минимум информации, который ученики должны выносить с каждой темы. С самого начала определить, что есть вера, а что — религия.
Представлять религию, как нечто создававшееся и создаваемое людьми в разные времена и в разных краях. Обязательно избегать любого намека на «состязательность» религий: «наша лучше, ваша агрессивнее; наши ценности, ваши ценности» и так далее.
И не привлекать к ведению уроков священнослужителей: для них существуют воскресные школы.
Я обеими руками за то, чтобы в школе преподавали историю религий. Именно историю религий, а не этику той или иной конфессии. История религий — это универсальный демократический предмет, который детям из любых семей, будь то семьи православные, иудейские, мусульманские и другие, будет полезно изучать.
Я должна подчеркнуть, что в целом я яростный противник того, чтобы в школьную программу добавлять любые предметы. Я всегда протестую против расширения нагрузки и считаю, что школьная программа совершенно бессовестно и бестолково перегружена. И это давно должно было стать предметом внимания общественности.
Но именно для этого предмета я бы сделала исключение. Может быть, стоит уделять истории религий небольшое количество часов, но из всего цикла гуманитарных знаний это один из тех предметов, который, скорее всего, понадобится в практической жизни. Наш мир многолик, наш мир сложен, общество наше многоконфессионально, и лучше, если дети будут из профессиональных рук получать знания о религии соседей, чем из каких-то враждебных для этих соседей источников.
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы преподавать православную или мусульманскую этику.
Может быть, в этом случае я была бы лояльна и нейтральна, если бы школьная программа не была перегружена и в ней оставалось достаточно пространства и времени, для того чтобы что-то добавлять.
Но это заострение: «мы сейчас идем учить предмет нашей религии, нашей этики, а у вас предмет вашей этики», — закладывает, может быть, на подсознательном уровне переживание радикальной розни, чего стоит избегать.
Почему надо изучать историю религий? Сама постановка вопроса соответствует уже уходящей секулярной концепции построения нашего большого мировоззренческого поля. Религия выделяется в нечто особое, она становится предметом, который мы изучаем, и, соответственно, излагаем ее историю. То есть это некая постсекулярная компенсаторная реакция.
Мы «выдавили» религию на периферию, потом нас заставили о ней забыть. Сегодня к теме религии привлечено внимание, она должна быть возвращена в большое общественное поле. И детям надо об этом рассказывать.
И возникает вопрос: как? Если мы будем рассказывать о религии в смысловом отношении, это так или иначе выродится в религиозное преподавание.
Значит, мы должны найти какой-то способ рассказа, не нарушающий общественного запрета секулярной системы, не называя ее по имени, не говоря о принципах религии, о ее откровениях.
О чем еще в школе рассказывается с исторической точки зрения? Есть всеобщая история и история отечества. Мы почему-то не говорим в школе об истории наук. У нас нет истории физики, у нас нет истории химии, истории искусства, истории кулинарного дела, нет истории вещей, предметов, социальных практик, поведенческих кодов и так далее, но мы хотим рассказать о религии.
Мне хотелось бы обратить внимание, что в этом есть некая такая поздняя секулярная или постсекулярная компенсаторная реакция: религию нужно вернуть, мы должны о ней рассказать. Но при этом она существует как нечто выделенное в качестве отдельного предмета. Мы не преподаем религию, как физику: законы физики, основные правила, — а рассказываем только о ее истории.
В этом есть некая странность.
Мне кажется, что преподавать историю религий надо, если еще не поздно, и это некий эксперимент с расчетом на будущее.
Религия должна вернуться и в большую историю, и в историю науки, и в историю кулинарного дела, и в историю социальных практик, поведенческих кодов, то есть это дальняя перспектива.
Опыт религиоведения 1990-х и 2000-х показал, что да, религию надо изучать как отдельный предмет, но на сегодняшний момент (по крайней мере, для меня) становится ясно, что изучать ее в таком выделенном состоянии довольно скучно и неперспективно.
Проблемы современной школы
Источник: https://postnauka.ru/talks/30227
Философия марийской традиционной религии
Марийцев часто называют последними язычниками Европы, но они негативно относятся к слову «язычество» и свою веру называют марийская традиционная религия Марий Юмынйӱла.
Часть первая. Философия традиционной религии мари
У Юмо-бога была дочь, молодая и прекрасная. Она пасла скот, но на небе травы нет, потому скоту надо было спускаться на землю. Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной, которого звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юмо-богу. Девушка осталась на земле и вышла за Мари замуж. От них и появились люди.
(Марийская мифология)
Бог вокруг и в каждом
Вера – общечеловеческая потребность. Она существует столько же, сколько людское сообщество. Религия стала той силой, которая сплотила народы вокруг собственной национальной идеи и самобытности. Для марийцев, живших в окружении лесов и рек, самой почитаемой стала природа, а храмом – рощи. — Марийская философия говорит, что мы есть дети природы, дети божьи.
К природе нужно относиться так, как бы ты относился к родной матери, — рассказывает Василий Пектеев, художественный руководитель театра им. Шкетана. Современная реальность делит мир на материальный и духовный. При этом сначала человеку нужно удовлетворить телесные потребности, а потом духовные. Если рассматривать философию марийского родноверия, то в ее основе будет божественное начало «шырт».
— Мы сами себя считаем божественным началом, частью космоса, — говорит карт-онаен Виталий Танаков. — Красной нитью философии и основой воспитания идет постулат «Будь, как бог», то есть будь нравственным, как он. Если человек начинает осознавать, что он часть божественного начала, космоса, то у него другая реальность открывается, он по-другому начинает мыслить.
Далее в структуре религиозного сознания марийцев идут неразрывно связанные душа и сознание «чон», а затем уже тело «кап».
Бог един, гласит Марий Юмынйӱла, все божества и духи в пантеоне, от домовенка до судьбы, – его проявления, субличности. Все вокруг, даже камень, имеет душу.
— Бог может проявляться в разных образах. Например, вода, огонь, земля имеют божественное начало, — продолжает Виталий Танаков. – При этом в космосе нет понятий «добро и зло». У единого бога Ош Кугу Юмо есть такие понимания, как Юмо и Омо. Частица «мо» означает генерирующий источник энергии. Юмо – это положительное начало, Омо – отрицательное. Вместе они создают «тӱня» – миры, и через свои субличности бог согласовывает их жизнь. Мы, люди, тоже субличности Ош Кугу Юмо, то есть их неисчислимое количество.
Табу
Марийцы с детства и по сути связаны с природой, и все моления проходят в священных рощах. К лесу отношение особое, он и источник питания, и материал для строительства и обогрева жилищ, и защита. Как писал еще в XIX веке исследователь Сергей Нурминский, «лес – это волшебный мир черемисина,около лесу вертится все его мировоззрение».
По примерным оценкам, сегодня в марийском жречестве больше ста картов. Вертикали верховного жреца как таковой не существует, главный карт призывается только на одно моление. Причем выбор делают люди, которые собираются провести обряд.
Чтобы получить такое уважение, карт должен быть признан среди народа настоящим транслятором традиций, истинным хранителем веры, которому открывается бог.
Источник: https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/velikaya-tayna-malogo-naroda/
Ученые выяснили, какие религии скоро могут исчезнуть
ДУШАНБЕ, 1 мая – Sputnik. Ученые предрекают существенное изменение религиозной картины мира уже к 2060 году. Во многом это связано с демографическим кризисом в Европе, однако есть и другие, более глубокие проблемы. О том, какие конфессии могут скоро уйти в прошлое, — в материале РИА Новости.
Ежегодно в Европе закрываются десятки христианских храмов и строится примерно столько же мечетей. Давно идущие разговоры об «исламизации Европейского континента» подтверждаются статистически. Исследователи авторитетного социологического центра Pew дают неутешительный для христианства прогноз.
Проанализировав динамику конфессий при помощи современных методов социологии демографии, они сделали вывод, что численность христиан к 2060 году (то есть всего через одно поколение) увеличится на 34 процента, а мусульман — на 70.
Россия, самая крупная на Европейском континенте христианская страна, согласно прогнозам Pew, уже через 40 лет выпадет из десятка государств с наибольшими христианскими общинами. Сейчас с этим вероисповеданием ассоциируют себя 73 процента россиян — 4,5 процента общемирового числа христиан.
Помимо России, ощутимо сократится христианская община в Китае и Германии.
Главной же мировой религией, которая займет место христианства, как утверждают эксперты, станет ислам. Причем основным драйвером этого процесса выступят вовсе не страны Ближнего Востока, а Индия и США.
Индия — за счет стремительного общего увеличения населения, Америка — благодаря массовой иммиграции.
Пророчества социологов раздражают американский истеблишмент. В публичном пространстве все больше нападок на мусульман. Причем исламофобской риторикой не брезгует даже президент Трамп.
Уже третью неделю в США не утихает скандал вокруг первой в истории страны «конгрессвумен в хиджабе» Ильхан Омар. Рассуждая об исламофобии в американском обществе, она назвала боевиков, совершивших теракты 11 сентября 2001 года, «людьми, которые кое-что сделали». Эту фразу, вырванную из контекста, растиражировали СМИ, спровоцировав настоящую травлю мусульманки. По словам Омар, после вмешательства в скандал Трампа в ее адрес посыпались угрозы.
Мусульманская община США, согласно ряду исследований, уже к 2040 году может стать второй по численности после христианской. Сейчас в стране, по официальным данным, 3,3 миллиона мусульман — один процент населения.
«Христианство в упадке: два к трем»
В Европе картина схожая: на одну христианскую семью приходится в среднем два ребенка, на одну мусульманскую — три.
Существенное увеличение численности мусульман привело, например, к тому, что Минобороны Германии в апреле ввело должность полкового имама: в бундесвере служат более трех тысяч последователей пророка.
Sputnik
А вот христианская община за последние пять лет сократилась на полтора миллиона. Это бьет прежде всего по Лютеранской церкви, которая находится в тяжелейшем кризисе: храмы закрываются, паствы все меньше.
«Можно допустить, что какие-то либерально-христианские конфессии, например лютеране и методисты, либо исчезнут совсем, либо останется несколько приходов», — рассуждает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.
Ирония в том, что эти конфессии — одни из старейших в протестантизме. Лютеранство возникло в Германии в XVI веке, методизм — в XVIII веке в США, где несколько местных общин отделились от англиканства.
В Церкви Англии тоже большие проблемы. Еще два года назад ее руководство забило тревогу: большинство священников к 2020-му уйдут на пенсию, а заменить их некем. Правительство Великобритании запустило специальную программу дотаций — молодым священникам доплачивают из госбюджета. Правда, ощутимого результата, судя по заявлениям духовенства, это пока не принесло.
За 15 лет в Британии закрыли более 500 церквей — некому в них ходить. Опустевшие храмы превращают в концертные площадки, гостиницы и даже в бары.
Низкая рождаемость — не единственная причина оттока прихожан из методистских, лютеранских и англиканских общин. Сейчас в мире, по словам Лункина, наблюдается спрос на консервативные религиозные учения, а эти течения слишком либеральны. К примеру, Лютеранская церковь Норвегии разрешила священникам венчать гей-пары. Кстати, главный епископ этой церкви — женщина. В Англиканской церкви тоже нет единого мнения о допустимости гей-браков и женского священства.
«В христианском мире возникают новые направления. Если лютеранские церкви в Германии, Норвегии или Швеции либеральны, то их «дочерние» общины в Африке и Азии более консервативны и фактически уже самостоятельны. А самое активно развивающееся течение — евангельский протестантизм (возник в XVIII веке; согласно этому вероучению, спасение человека возможно только через личную веру. — Прим. ред.), который по самому своему духу консервативен», — отмечает Лункин.
«Либеральные христианские течения пребывают в упадке потому, что, как сказал один известный пастор, пытаются продать то, чего у них уже нет. Зачастую они даже не провозглашают свое учение абсолютной истиной и не предъявляют жестких требований к верующему. Тем самым они размывают христианское мировоззрение», — добавляет он.
Компьютерные вызовы
Вообще, по мнению исследователей, религиозные течения исчезают по разным причинам.
«Демография — фактор только для локально-этнических вероучений. С одной стороны, шумеры исчезли, а с ними и их религиозные традиции. С другой — античные религии ушли с исторической сцены, а греки сегодня ассоциируются прежде всего с православным христианством. Персы (иранский народ. — ред.
) когда-то были зороастрийцами, но сейчас большинство из них — мусульмане. Религиозное и этническое не так крепко связано, как многие стараются продемонстрировать в последние годы.
В конечном счете для большинства масштабных религиозных традиций этническая идентичность верующего находится на втором плане», — отмечает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.
В основном же религии уходят с исторической сцены из-за неспособности меняться, из-за нежелания учитывать особенности новой эпохи и ее вызовы.
«Традиции, ничего не способные предложить технизированной молодежи, основным воспитателем которой выступает интернет, воспринимаются архаичными, отжившими. Судьба их незавидна», — считает Костылев.
Согласно последним исследованиям, наиболее уязвимы те религиозные течения, которые «досконально следуют национальной традиции». Это, например, синтоизм (традиционная религия Японии), шаманские религии Сибири и Дальнего Востока, верования африканских племен.
Правда, некоторые национальные религии порой сильно трансформируются и уже абсолютно не похожи на свой «прототип». Пример тому — неоиндуизм, весьма популярный сейчас в Западной Европе и США.
А в целом исчезновение одних религиозных течений и постоянная изменчивость других приводит к такому многообразию, что, по словам Костылева, отличить их может разве что специалист.
Источник: https://tj.sputniknews.ru/science/20190501/1028812577/Uchenye-vyyasnili-kakie-religii-skoro-mogut-ischeznut.html
Что такое религия?
С древних времен люди пытались понять, что такое религия? В основе слова «религия» лежит связь или повторное обращение к чему-либо. Религия связывает людей разной этнической принадлежности, профессии, характера и образа мыслей. У представителей каждой религии есть свои традиции, которые заставляют их снова и снова возвращаться к основам своего вероучения, напоминая о том, что и в повседневной жизни нам нельзя забывать о Боге, Он везде и повсюду с нами.
Удивительное устройство мира, в котором создано все для того, чтобы в нем развивалась жизнь всегда наталкивало людей на мысли о том, что существует Творец. Даже там, где сейчас люди не знают Священного Писания, они продолжают верить в высшие силы. Из Священного Писания мы знаем, что отношения человека с Богом развивались на протяжении многих тысячелетий. Именно поэтому нам кажется непонятным многое из того, что описано в Ветхом Завете.
В те времена Бог еще являлся людям, открывал им Свою волю. Мы живем во времена Нового Завета и наша вера основана на нашем духовном опыте, который иногда может служить более явным доказательством существования Бога, чем иные материальные чудеса и подтверждения Его существования. Но духовный опыт каждого человека различен. В мире существует множество религий. И сказать, что «Бог един для всех религий» было бы неправильно, потому что Бог — не обезличенная Сущность.
Несмотря на то, что в монотеистических религиях есть много общего — Бог един и совершенен, в них есть и существенные различия, которые не позволяют последователям религий окончательно объединиться. Для христиан Богом является Иисус Христос, мы говорим о триединстве Бога. В основе христианства лежит Завет, как некий «договор», заключенный человечеством с Богом. Было бы неправильным обеднять роль религии до определенного свода правил или «закона», по которому живут люди во всем мире.
На самом деле, у религии гораздо больше функций, о которых мы расскажем в этой статье.
Сейчас нам многое известно даже о тех религиях, которые мы не исповедуем. Если в прежние времена основа учения той или иной религии была открыта только ее последователем, то сейчас многие историки занимаются изучением того, что такое религия? Уже известно, что религия неизбежно влияет на многие общественные процессы.
Религиозные воззрения людей сыграли огромную роль в истории современного мира и продолжают менять его. Мировые религии существуют очень давно. Самая молодая из них — Ислам, но и она насчитывает более 1600 лет. Христианству более 2000 лет, а иудаизму боле 4000 лет, а индуизму более 5500 лет.
Во все времена люди старались ответить себе на вопрос — кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? На этом построены древние мифы, легенды и сказки. Религия — это система взглядов, построенная на твердой вере во что-либо из нематериального мира. Многие большие ученые — Эйнштейн, Курчатов, Павлов, Вернадский и другие не скрывали, что они являются верующими религиозными людьми.
Понятие «религия» тесно связано с такими понятиями как «Бог» и «Церковь», потому что любая религия, будь то мировая или небольшой культ какого-либо племени построена на вере в Бога или богов и связана с организацией, имеющей традиции и обычаи — Церковью. Люди всегда объясняли те или иные природные явления и катаклизмы сверхъестественными силами.
С развитием цивилизации к человечеству пришло понимание того, что Бог един и политеизм ушел в прошлое, появились монотеистические религии. Это религии, в которых Бог един.
Роль религии в жизни человека
Религия играет огромную роль во всех социальных сферах. Что такое религия, если она влияет на культуру, развитие науки, медицину, социальные институты и многое другое? Это — удивительная духовная общность, которая возникает у людей с разным культурным наследием, разными взглядами и традициями. Даже такие сферы, как брак и создание семьи не обходятся без участие религиозных воззрений человека.
Так, например, католическому духовенству запрещено вступать в брак. Медицинская этика сформирована не без участия религии. Многочисленные споры о возможности клонирования во многом были связаны с тем, что Церковь не считает должным брать на себя роль Творца.
Иногда люди, живущие в одном государстве и имеющие одну культуру и историю могут быть совершенно разными и жить по-разному лишь, потому что они исповедуют разные религиозные взгляды.
Религия часто определяет психологическое состояние человека. Так, попадая в деструктивные секты, люди часто начинали вести себя агрессивно или проявляли не свойственные им прежде черты характера.
Религия влияет даже на политику и образование отдельных государств, а также на управление ими. К сожалению, именно религиозными взглядами часто покрывались преступные деяния. Такие, как инквизиция. Но к истиной религиозности это не имеет никакого отношения, так как все мировые религии миролюбивы и исповедуют любовь и уважение к ближнему. Любовь к Богу и ближним — это основа христианства.
Если говорить научным языком, то у религии существуют регулятивная, коммуникативная, интегративная, воспитательная и компенсаторная функция в жизни общества. Регулятивная устанавливает сложные общественные процессы и влияет на поведение людей и их жизнь в обществе. Коммуникативная заключается в объединение людей в группы по религиозному признаку.
Интегративная позволяет каждому последователю той или иной религии стать частью целого и считается продолжением коммуникативной функции. Компенсаторная функция помогает человека справиться с жизненными трудностями, религия поддерживает людей в трудные моменты их жизни, объясняя, с чем могут быть связны неприятности, как их преодолеть или научиться с ними жить.
Воспитательная формирует нравственные ценности у отдельно взятого человека или у целой группы людей.
Большинство религий помогает человеку побороть страх смерти и неизвестности, декларируя бессмертие человеческой души или перерождение. Религия помогает человеку пережить боль от потери близких и найти новый смысл в земном существовании.
— Религия и манипуляция: в чем разница?
Виды религий
Изначально религии были основаны на многобожии. В древнем Египте, конечно, пытались ввести культ единого бога (Ра, бога солнца), но людям было привычнее думать, что каждое божество «отвечает» за вверенную ему «епархию». Монотеизм был важен и с политической точки зрения, ведь собрать множество древних племен в единое государство было возможно только, если все они были готовы исповедовать одну религию. Иначе это могло грозить распрями и религиозными войнами.
В современном мире религии в основном являются монотеистическими. Несмотря на то, что неоязычество стало модным явлением в наши дни, в том числе, на территории бывших стран СНГ и в Европе. Иудаизм, христианство и ислам — монотеистические религии. Каждая из них претендует на вневременную религию, являющуюся постоянной и вечной системой ценностей для тех, кто ее исповедует.
Свою веру люди, как правильно, основывают на священных книгах. Для Христиан это — Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, для мусульман — Коран. В книгах содержатся основы вероучения и история возникновения той или иной религии.
Для совершения богослужений и таинств, люди строят храмы. В каждой религии свое название для места, в котором можно воздать поклонение богу. Мусульмане посещают мечеть, христиане — храм. Причем в каждой христианкой конфессии у храма есть свое название. В католицизме это — костел, в протестантизме — кирха. Они имеют разное архитектурное устройство и оформление.
Кроме того, в каждой религии Бог почитается по-разному, существуют разные таинства и обряды. Так Сикхизм предполагает медитации, христианство — богослужения с Причастием.
— Религия появилась только в Новое время
Религии мира
Существует расхожее мнение, что существует три мировые религии:
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
На самом деле, буддизм не может считаться религией, так как не включает в себя поклонение богу. Будда считал себя просветленным, но никогда не причислял себя к богам. Наряду с даосизмом и индуизмом, буддизм — это лишь определенная система ценностей, вера в сверхъестественные силы природы.
К монотеистическим религиям в данный момент относятся:
- Иудаизм
- Христианство
- Ислам
- Сикхизм
Иудаизм сформировался у еврейского народы и остается по сей день одной из древнейших монотеистических религий. В мире более тринадцати миллионов иудеев. Исходная точка этической идеи иудаизма — единство человеческого рода и равенство между людьми. Согласно иудаизму не этническая или другая принадлежность различают людей, а участие в их жизни нравственной силы.
Единство мироздания, согласно иудаизму, обязано своим существованием Воле Творца. Наряду с единством Бога иудаизм подчеркивает Его бестелесность. Бог — не одна из сил природы или материального мира, Он над природой и над материальными законами. Заповеди, которые Моисей получил на горе Синай являются продолжением союза, который Бог заключил с Авраамом.
Согласно иудаизму человек своими деяниями должен очистить мир, чтобы Бог мог присутствовать в нем. Доктрина иудаизма заключается в том, что Бог Един, Всемогущ и Вечен. Человек не способен познать Бога, кроме той меры, в которой Господь являет себя людям. Воля Божья является через пророков. Он оставляет каждому человеку свободу воли и не насаждает веру силой.
Иудеи ждут Царства добра и справедливости, которое наступит, когда придет Мессия.
Христианство в свое время считалось иудейской сектой, но истинность веры во Христа позволило скромному течению иудаизма превратиться в мировую религию с множеством последователей. В мире более двух миллиардов христиан, которые верят, что Христос и есть Мессия. Он пришел спасти Нас и принял Крестную смерть за нас.
Христианство не отрицает ветхозаветный принцип монотеизма и почитания Единого Бога. Новозаветный Бог есть любовь. Основа христианской добродетели — смирение и любовь к ближним. Христианство также говорит о равенстве всех людей.
Каждого человека Бог любит, как свое дитя и у каждого есть средства спасения — свободная воля и Божественная благодать.
Ислам — самая молодая из всех монотеистических мировых религий. Коран — священная книга для мусульман. Основателем Ислама считается пророк Мухаммед. Ислам пришел на замену язычеству в в Западную Аравию, в Мекку. Основа Ислама — вера в единого Бога, братство верующих и соблюдение норм морали. Согласно Исламу Иисус — один из пророков. Христиан в Исламе называют «людьми Писания». Этим термином последователи иудаизма и христианства отделяются от язычников.
Сикхизм — также монотеистическая религия. Она основана духовным учителем сикхизма Нанаком. В мире более 22 миллионов человек исповедуют сикхизм. Он возник в XVI веке. Бог, согласно сикхизму, никому не раскрывает цель творения материального мира, но исполнен любви и лишен ненависти. Бог присутствует повсеместно — в природе, милосердии, правде и красоте. Ему поклоняются с помощью медитативных практик.
Не стоит также путать религии и конфессии. Одна религия может содержать несколько конфессий. Так в христианстве основными являются православие, католицизм и протестантизм. В Исламе крупнейшими направлениями являются суннизм и шиизм.
Одной из крупных политеистических религий является индуизм. Это — не совсем религия в привычном понимании слова, скорее, сложный комплекс верований. Главными божествами в индуизме считаются Брахма, Вишну и Шива.
Важно помнить о том, что наш Бог есть любовь и ненависть к людям, исповедующим другие религиозные взгляды, никак не поможет нам в деле Спасения. Лучший способ миссионерства — являть своей жизнью пример христианской любви и благочестия. Не стоит забывать о том, что Иисус не обращал никого в христианство силой, но являл миру чудеса любви.
- Подросток и религия
- Христианство как истинная религия
Источник: https://www.pravmir.ru/chto-takoe-religiya/
РЕЛИГИЯ
статьи
- Происхождение религии.
- Ранние формы религии.
- Классификация религий.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать).
Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.
Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.
Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.
Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии; систематическую – догматика, апологетика; практическую – гомилетика, катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.
Происхождение религии
К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.
В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.
К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы.
По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: « всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.
https://www.youtube.com/watch?v=Hr8QArGTxTQ\u0026list=PLUuqyGc-1E3pLB-P3iaow4glvGWCu4vTz
Однако происхождение религии не может объясняться только изъянами в познании людей. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов.
Социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной.
Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.
Ранние формы религии
Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (см. также МИФ). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой.
В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.
Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей.
В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога.
Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм,синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм (см. также МОНОТЕИЗМ).
К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности. См. также РАСТАФАРИАНСТВО;
Классификация религий
В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам.
Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные).
К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.
Религии могут быть
монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);
родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);
народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);
мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).
Елена Казарина
Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/RELIGIYA.html?page=0,1
Религия. Виды религий
Религии бывают «примитивные» и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм.
Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, или архаические — в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но, как правило, не на уровне учения, а на уровне практики.
К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.
Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста «зачем нужна религия?»
Ответ верующих людей обычно таков: религия объясняет этот мир и человека во всей полноте, которую не способно дать научное объяснение мира и человека. Кроме того, каждый верующий человек, как правило, пережил некий особый личный опыт, который убедил его, что мир и человек — это не цепь случайных физических и биологических явлений, а творение Бога или высших сил.
Читать рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он поверил в Бога
Функции религии
Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь — организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил.
Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться.
В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.
В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)
Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии:
- Утешительная
- Коммуникативная
- Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
- Регулятивная
- Мировоззренческая
Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере
«Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно.
Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это – чудо, счастье А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота.
И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить.
Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, – просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. – то есть все то, что в 14–15 лет мальчику не свойственно.
Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка.
И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял – не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность.
Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, – правда, и значит, правда и все остальное И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь».
ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ
Десять заповедей Ветхого Завета
1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4.
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9.
Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого.
https://www.youtube.com/watch?v=EURtr_O42ro\u0026list=PLUuqyGc-1E3pLB-P3iaow4glvGWCu4vTz
ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ
Источник: http://egevmeste.ru/religiya-vidy-religiy.html
Где же новые мировые религии, господи?
Секулярное общество — это не то, что вы думаете
На феномен религии можно смотреть по-разному. Кто-то считает это стадией общественного сознания, которую всем пора переступить. Кто-то — элементом своей культурной идентичности, когда вопрос о принадлежности к определённой вере более важен, чем вопрос о том, а действительно ли ты хоть во что-то веришь. А для кого-то религия остаётся главным ориентиром и содержанием жизни.
И пока роботы учатся рассчитывать областной бюджет и писать поэзию, люди продолжают устраивать религиозные ритуалы. Люди убивают за веру, люди умирают или терпят лишения за веру. Люди добиваются того, чтобы их движение признали в качестве религии. И это не просто хождение по кругу — появляются всё новые и новые религиозные течения и движения, пытаются перетянуть паству друг у друга, предложить своё решение первостепенных вопросов. Но получается у них не очень.
Журнал The Atlantic расспросил исследователей современных религиозных движений о том, почему же новым религиям не удаётся соперничать с теми, что возникли ранее.
Я построю свой сион
Рассмотрим, например, такой сценарий. В одной стране, по преимуществу мусульманской, появился человек, который объявил, что он — сын божий. Вокруг него собралась большая группа сторонников. Перед нами новый пророк, утверждали они. Такой пророк, каким был Мухаммед.
Сторонники новоиспечённого пророка создают религиозное учение. Многие распродают своё мирское имущество и на заработанные деньги совместно покупают землю. Это будет новая Земля Обетованная, и последователи пророка собираются жить там в мире и согласии
Что ждало эту коммуну, нетрудно догадаться. Новый пророк оказался в тюрьме и вроде даже отказался от своих притязаний. При полном попустительстве полиции угодья его последователей были сожжены, а затем (уже при полной поддержке полиции) те насильно были выселены со своей Земли Обетованной.
Небольшие пояснения: история эта произошла совсем недавно в Индонезии. Пророк — это бывший тренер национальной сборной по бадминтону Ахмад Мушаддек:
Проповедовать он начал в конце девяностых. Количество сторонников Мушаддека, образовавших движение «Мила Абрахам», или «Гафатар», составило около 50 тысяч человек. Семь тысяч из них переселились на Борнео в надежде обрести там Землю Обетованную, и в 2016 году их прогнали.
Официально Индонезия — светское государство со свободой вероисповедания. Вместе с тем, на самом деле только основные религии считаются здесь законными. Как отмечает индонезийский исследователь Аль Макин, в современной истории одной только этой страны было зафиксировано около 600 новых религиозных течений. Государство реагирует на их появление агрессивно, особенно это касается движений, отошедших от официального ислама.
Как часто бывает со всякими ересями, новое движение было не только религиозным, но и этическим.
За что бы вас сожгли в Средние века?
Мушаддек призывал людей мирно жить, заниматься фермерством и научиться полностью обеспечивать себя всем необходимым. Практически исламский нью-эйдж.
С точки зрения государства сторонники Мушаддека — секта, опасные радикалы, так что после разгона общины для них устроили специальные курсы под присмотром психологов — чтобы переучить людей обратно законопослушных граждан и легальных мусульман.
А вот с точки зрения религиоведения и социологии как «Мила Абрахам», так и многие другие аналогичные движения, могут рассматриваться как новые религии, которых просто губят в зародыше, отмечает канадская исследовательница Сьюзан Палмер.
По её словам, многие люди просто даже не осознают, сколько на свете этих «детских религий» и с каким постоянством они возникают.
Молодые религии были всегда; это органический феномен, как сорняки в саду. В некоторых обществах в них видят только сорняки и выпалывают; в других им позволяют вырасти, пустить корни и стать полноценными растениями.
Палмер поясняет, что изнутри члены коммуны видят своё движение именно так — как соперника «больших» религий. В доктрину тех же «Мила Абрахам» входит критика доминирующих авраамических религий: коррупция и властолюбие развратили религиозных лидеров, война на Ближнем Востоке означает скорый крах ислама — поэтому-то и нужен новый пророк, чтобы вернуть всё, как было.
Религии, которые мы называем мировыми, развивались по схожему сценарию, отмечает швейцарский учёный Жан-Франсуа Майе.
Будь мы свидетелями религиозной ситуации в 50 году нашей эры, я сомневаюсь, что мы бы делали ставку на маленькую религиозную группку в уголке Римской Империи.
Всё уже поделено до нас
Но в глобальном масштабе нашей семимиллиардной планеты это всё равно довольно маргинальные течения.
Конечно, нельзя оценивать статус той или иной религии исключительно по количеству последователей — ведь иудаизм относят к мировым религиям отнюдь не за число верующих (оно относительно невелико), а за исключительное влияние этой религиозной традиции. Вместе с тем, исследователи признают — после ислама, появившегося в VII веке нашей эры, столь значительных религий больше не появлялось.
Согласно энциклопедии «Британника», на все новые религии приходится всего 63 млн последователей, а влиятельный американский религиовед Джон Мелтон насчитывает 64 млн.
Источник: https://newtonew.com/culture/gde-zhe-novye-mirovye-religii-gospodi
Существует ли конфликт науки и религии
25.02.2009 00:00:00
В основе религии – вера. Физиологически в строении мозга человека локализованы две полусферы – чувственная и разумная.
Коллаж «НейроАдам». Источник: neurosuegeon.com
В отличие от западного общества, где взаимоотношения науки и Церкви давно устоялись, наше общество находится в переходном состоянии. В обществе еще не сложились доминирующие ценности. Одна из конфликтных линий, как показали недавние дискуссии, – антагонизм, возбуждаемый как со стороны деятелей Церкви, так и со стороны ученых.
На самом деле для антагонизма, если он не провоцируется необоснованными амбициями, оснований нет. Хочу высказать несколько соображений в этой связи.
Не быть в изоляции
Религия и наука относятся к разным сферам человеческой психики. Наука рождена потребностью человека в знании. Религия рождена потребностью человека в надежде. В основе научного метода – сомнение. В основе религии – вера. Физиологически в строении мозга человека локализованы две полусферы – чувственная и разумная.
Для жизнедеятельности человека важны и логика, и вера. Обе опоры необходимы. В социальном устройстве первая воплощена в науке, вторая – в религии. Со стороны науки неэтично подступаться к религии с критикой, основанной на научных аргументах, так же как религии не следует браться за обсуждение законов материального мира.
Жорж Леметр говорил: «Философия и теология, когда их удерживают в изоляции от научной мысли, превращаются либо в отсталую, погруженную в саму себя систему, либо становятся опасной идеологией». Замечательно сказано.
Напомню, что аббат Леметр, крупный ученый теолог и космолог, президент Папской академии наук в Ватикане.
«Не быть в изоляции» в данном случае как раз и означает воспринимать доказанные границы научного понимания мира и отсюда – тонко чувствовать изменяющуюся границу между верой и наукой.
Считается, что коренное различие между научным и религиозным миропониманием состоит в том, что научное утверждение требует доказательств, а религиозное принимается на веру. Нужно заметить, однако, что в основе всех фундаментальных наук лежат принятые на веру утверждения – аксиомы.
Всем известны аксиомы евклидовой геометрии. Закон Кулона – тоже аксиоматическое обобщение наблюдений. Если его дополнить одним из законов, охватывающих магнитные явления, приняв его за аксиому, то, основываясь на них, можно логически вывести всю теоретическую электродинамику.
Закон сохранения энергии также не из чего не выводим. Мы в него верим.
Второй закон термодинамики, утверждающий, что развитие любой изолированной системы всегда ведет к деградации и установлению наиболее примитивного равновесного состояния, – это также аксиоматическое утверждение, не выводимое в рамках термодинамики.
Главное свойство научных аксиом в отличие от религиозных верований в том, что выводы, предсказанные на их основе, отвечают наблюдениям и эти наблюдения воспроизводимы. Но на вопрос, почему имеет место данная аксиома, нам нечего ответить, кроме того, что «так устроен мир».
С равным правом можно сказать: «Так устроил Бог». Существуют явления, несводимые – или которые мы не умеем сводить, – к установленным в науке законам.
Например, почему известные нам физические константы имеют именно эти значения, а не иные? Что означает конечность или бесконечность Вселенной? В ответах на эти вопросы у науки нет преимущества перед религией.
Наука не может претендовать на истину там, где она не может предложить свойственные ей доказательные и проверяемые утверждения. Она лишь расширяет область знания, все дальше раздвигая горизонт, за которым еще возможны гипотезы и верования. С каждым шагом она завоевывает право в очередной раз сказать: «Я в этой гипотезе больше не нуждаюсь».
Сомнения в существующем
Немецкий богослов, кардинал Николай Кузанский (1401–1464) задолго до Коперника и Галилея высказал в своем трактате «Апология ученого незнания» представления об относительности движения и нецентральном положении Земли.
«Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным┘ каждому, будь он на Земле, на Солнце или другой звезде, всегда будет казаться, что он как бы в неподвижном центре, а все остальное движется┘ мир будет как бы иметь всюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде».
Принцип «всюду и нигде» не чужд науке, не чужд современной физике. Это один из основополагающих принципов квантовой физики. Именно таково состояние электрона в атоме. С известной вероятностью он присутствует всюду в атоме и нигде определенно. Он одновременно волна и частица.
Надо признать, что религия никогда не противилась распространению знания, не противилась обучению. Но она, увы, преследовала творцов нового знания, а наука – это не просто знание, это – производство знания. Чтобы произвести новое знание, нужно усомниться в существующем. И тут наука и религия расходятся, как расходятся сомнение и вера.
Религия сродни искусству. Высокое искусство взросло на религиозной почве. Ранние шедевры живописи и архитектуры вдохновлялись религией и возникали под покровительством Церкви. В отличие от науки религия и искусство относятся к одной и той же чувственной сфере.
Наука также совместима с религией, как и с искусством. Глядя на сцену в театре, мы переживаем чувства героев, мы можем плакать и сострадать, хотя мы понимаем, что это всего лишь вымысел. Но если человек, пришедший в театр, будет твердить про себя, что то, что он видит, лишь выдумка и неправда, ему нечего делать в театре и нечего делать в церкви.
Чувственность и логика
В демократическом обществе наука и религия должны сосуществовать как сосуществуют в человеке чувственность и логика. В реальной жизни такое сосуществование не бывает гладким. Институты науки и образования – с одной стороны и Церковь – с другой, погружены в конкретную социально-общественную среду.
Власть эксплуатирует в своих интересах и Церковь, и науку, отдавая предпочтение той или другой в зависимости от текущих целей государства и его политического устройства. История доказывает, что перекосы эти никогда не бывают продуктивны. Воинствующая Церковь так же опасна для общества, как циничное безбожие.
В этой связи нельзя не сказать о развернувшейся у нас дискуссии по поводу возможного введения в школе уроков богословия. Речь идет, конечно, об уроках богословия, в какой бы форме это ни преподносилось, например, как «Основы православной культуры» или как-то иначе.
Школа должна давать знание. Знание добывается наукой, а не верой. Поэтому преподаваться должно только научное знание.
Один из религиозно настроенных телеведущих задал с дискуссионным запалом вопрос – «Почему школа не уважает моего сына?», имея в виду, что сыну в школе преподают биологию в рамках эволюционного учения, а не религиозного толкования. Школа выполняет свою общественную функцию. Уважать в данном случае нужно школу.
В школу и университет люди приходят за знанием. В церковь – укрепить надежды. Другое дело, что научные положения, даже те, которые преподаются в школе, могут оказаться неточными или ошибочными.
Но альтернативой ошибочному научному положению может быть только другое, более обоснованное научное положение, а не религиозное суждение.
Преподавание религии – это преподавание идеологии. Преподавание религиозного миропонимания как альтернативы научному знанию как раз есть та опасная идеология, о которой говорил Жорж Леметр.
Преподавание истории религии и сведения об институтах Церкви как форме общественного сознания, а в некоторые периоды – движущей силе исторических событий, должно находить место в курсах истории.
Соответствующие главы должны быть написаны и преподаваться историками, а не теологами. Тогда это будет раздел знания, а не религиозная идеология.
В такой же степени в историческом экскурсе может присутствовать объективное повествование о коммунистическом мировоззрении. Или иных общественных верованиях.
Религиозная идеология к тому же не единообразна. Разные конфессии – это разные идеологии. В дореволюционной России православие было государственной религией. Государь призван был равно заботиться о всех своих подданных, но государственную службу могли нести лишь православные.
Граждане указывали не национальность, а вероисповедание. Инородец неправославного вероисповедания лишен был некоторых прав и освобожден от определенных обязанностей, в частности, воинской повинности.
Но он приобретал всю сумму гражданских прав и обязанностей независимо от национальности, если принимал православие.
В православном государстве законны и уместны были священники в армии, преподавание Закона Божьего в школе, публичное появление государственных чиновников при отправлении церковных обрядов и проч.
Вернуться к православному государству, так же как к монархии, в сегодняшней России невозможно. Поэтому акции, вполне естественные в православном государстве, неуместны в России, какая она есть сегодня.
Пренебречь этим – значит нанести ущерб российской государственности и единству российского общества.
Справедливый баланс
Для того чтобы избежать антагонизма науки и религии, нужно прежде всего понять и принять, что нет религиозного и научного типа мышления. Есть научное мышление и религиозные чувства.
Человеческая психика, как и все созданное эволюцией, несовершенна. Страхи и вера имманентно присущи ей. Суеверие – одна из форм проявления их. В Бога тоже многие «верят» на всякий случай. Это свойство психики непобедимо. Оно присуще в той или иной степени всем.
Некоторым умам, возможно, в исчезающе малой степени. Некоторым – в значительной. Иногда – по невежеству. Иногда – вследствие глубоких размышлений.
Во многих случаях религиозность есть выражение согласия с этическими и нравственными нормами вероучения, признание исторической роли религии в формировании цивилизации.
По этой причине религиозность и существование Церкви как института религии есть признак демократического общественного устройства, уважающего индивидуальность и признающего отсюда свободу и права личности. Отклонение в сторону государственного атеизма, равно как и в сторону государственного клерикализма, недемократично.
Свобода слова допускает любые суждения о личности, об устройстве общества и миропонимании, если они не оскорбляют ничье достоинство и не являются клеветническими и заведомо ложными. Поэтому воинственно настроенный атеист может вести антирелигиозную пропаганду, а воинствующий клерикал высказывать антинаучные суждения. Задача же демократического государства и просвещенного общества, терпимо относясь к крайностям, удерживать справедливый баланс между разумом и чувствами.
для элемента не найдены.
Источник: http://www.ng.ru/science/2009-02-25/14_conflict.html