Как называется пещера в которой родился Иисус

предыдущая глава          следующая глава

Урок 24. Рассказ о Рождестве Христовом и поклонении волхвов

План. Припоминание о жизни Богоматери при храме и в Назарете; приказ о переписи; путешествие в Вифлеем и остановка там в пещере. Явление пастухам Ангела и его слова; явление множества Ангелов; их песнь. Поклонение пастырей; показывание картины и повторение. Явление звезды; путешествие волхвов и поклонение их. Возвращение волхвов и избиение младенцев. Повторение по вопросам и связный рассказ.

З. Скоро, дети, будет праздник Рождество Христово. Вы знаете, что Иисус Христос родился на земле от Девы Марии. Она до 14 лет жила при храме, а потом у родственника своего старца Иосифа в городе Назарете. Иосиф и Дева Мария родом были из города Вифлеема.

В то время царь захотел сосчитать и переписать в еврейской земле всех людей и велел каждому человеку прийти в свой город. По царскому приказу Иосифу и Деве Марии пришлось идти из Назарета в Вифлеем. В Вифлееме тогда собралось много народа.

Иосиф с Девой Марией не нашли себе места в домах и остались ночевать в пещере, куда в ненастье загоняли скотину.

От кого родился на земле Иисус Христос? Где жила Дева Мария до 14 лет? Где жила после? Откуда были родом Иосиф и Дева Мария? Что тогда захотел сделать царь? Какой приказ он дал? Куда пришлось идти Иосифу и Деве Марии? Почему они не нашли себе места в доме? Где они остановились ночевать? Для чего была нужна пещера в ненастье?

В эту ночь в поле пастухи пасли скотину. Вдруг явился им светлый Ангел. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «Не бойтесь; я скажу вам большую радость для всех людей: сегодня в Вифлееме родился Спаситель, Господь Христос. Идите в пещеру и вы увидите спелененного Младенца; Он лежит в яслях»[1].

Пока Ангел говорил с пастухами, около них явилось много Ангелов. Ангелы пели такую песню: «Слава Богу на небе, и на земле радость[2], потому что людям Бог дал Свою милость». По-славянски эти слова читаются так: Слава в вышних Богу и на земли мир: во человецех благоволение[3]. Эти слова вы слышите в церкви за всенощной. Теперь знаете, что они означают и кто их пел в первый раз.

Где были пастухи, когда Иосиф и Дева Мария ночевали в пещере? Кто явился в поле пастухам? Что сказал им Ангел? Почему не велел им бояться? Кто родился в Вифлееме? Куда велел идти пастухам Ангел? Кого они там найдут,- сказал Ангел? Где лежал Младенец? Знаете ли вы, что такое ясли? Кто явился, пока говорил Ангел с пастухами? Какую песню пели Ангелы? Как она читается по-славянски? Где вы слышали эту песню? Когда?

Ангелы отлетели на небо, а пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось»[4]. Они пошли в пещеру, увидели Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях; поклонились Иисусу Христу и рассказали, что слышали от Ангелов.

Здесь следует показать картину поклонения пастухов, причем ученики сами находят изображения лиц и обстановки.

Куда отлетели Ангелы? Что сказали пастухи? Кого они увидели в пещере? Что они сделали? Что рассказали?

Когда родился Иисус Христос, то на небе появилась большая звезда, которой люди прежде не видели. Ученые люди, или по-другому волхвы, увидели эту звезду и подумали, что родился на свет новый царь. Волхвы жили далеко от Вифлеема, но все-таки захотели поклониться новому царю.

Они пошли туда, где была звезда, и пришли к еврейскому царю Ироду. У Ирода они спросили, где родился новый царь еврейский. Ирод испугался, как бы не взбунтовался народ, собрал еврейских ученых и спросил у них, где родился Иисус Христос. Ученые знали из книг, что Христос родится в городе Вифлееме, и сказали об этом Ироду.

Ироду тогда вздумалось убить Христа. Он тихонько позвал к себе волхвов и сказал им: «Идите, разузнайте хорошенько о Младенце, и когда найдете его, придите и скажите мне, потому что я сам хочу поклониться ему»[5]. Волхвы пошли, а звезда шла впереди их. Иосиф с Девой Марией переселились в то время в дом. Звезда остановилась над этим домом.

Волхвы пришли, поклонились Иисусу Христу и принесли Ему подарки.

Здесь следует показать и объяснить картину поклонения волхвов.

Что появилось на небе, когда родился Иисус Христос? Кто увидел эту звезду? Как назывались ученые люди? Что они подумали? Что захотели сделать волхвы? Куда они пошли? К кому пришли? Как звали еврейского царя? Что с ним сделалось? Чего он испугался? Кого он позвал? Что спросил у своих ученых? Откуда еврейские ученые знали, что Христос родился в Вифлееме? Что захотел сделать царь? Что он сказал волхвам?

Волхвы хотели идти к Ироду сказать, где они нашли Иисуса Христа; но Бог открыл им, что Ирод хочет убить Спасителя, и волхвы ушли домой другой дорогой. Ирод увидел, что волхвы его обманули, рассердился и велел в Вифлееме перебить всех мальчиков от двух лет и меньше. Солдаты, по Иродову приказу, перебили много младенцев, но Иисуса Христа не убили. Пока Ирод ждал волхвов, Иосиф с Девой Марией и Христом из Вифлеема ушли.

К кому хотели идти волхвы? Что им открыл Бог? Как они ушли домой? Что увидел Ирод? Что он велел сделать? Что сделали солдаты? Почему они не убили Иисуса Христа?

После этого делается связное повторение всего рассказа законоучителем. Конечно, дети не могут повторить также связно весь рассказ, но этого и добиваться не следует. Цель урока — ввести детей в понимание значения праздника Рождества Христова, и она может считаться достигнутой, если ученики будут в состоянии давать ответы на поставленныездесь вопросы.

На Рождество вы, дети, ходите славить Христа. Мы славим Его за то, что Он родился на земле и победил диавола. Для того чтобы лучше праздновать этот праздник, мы перед ним постимся, и этот пост называется Рождественским, а день накануне праздника называется сочельником. Дни после праздника называются святыми или святками, потому что мы должны во время их всегда помнить об Иисусе Христе и жить свято. А кто на святках только наряжается да пьянствует, тот делает плохо.

  1. Ср.: Лк. 2, 10-11.- Ред.
  2. Перевод делается применительно к детскому пониманию. Впоследствии он может быть сделан более точно.
  3. Лк. 2, 14.- Ред.
  4. Ср.: Лк. 2, 15.- Ред.
  5. Ср.: Мф. 2, 8.- Ред.

предыдущая глава          следующая глава

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/636/29.html

С первой звездой: история и традиции рождества

Как называется пещера в которой родился Иисус

Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.

Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.ru.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно говорить воскрес или Воскресе

История праздника

Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.

Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).

Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.

Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.

Елка на Руси и в СССР

Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке.

Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января.

Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.

Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.

К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.

В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).

В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Рождественские традиции

Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.

В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов.

Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок.

Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.

Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.

Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.

В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.

Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.

Рождественские угощения

Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.

В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.

Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/34501073/

Рождение иисуса христа

Как называется пещера в которой родился Иисус

Общие сведения

Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где живут православные

Две служанки и омовение Младенца

Поклонение Младенцу

Путеводная звезда

Ангелы

Gloria

Цветы  

Охапка сена

Туфли

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

(6) Когда же они были там, наступило время родить Ей; (7) и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

(Лк. 2 : 6 – 7)

Празднование Рождества Христова на Востоке упоминается уже в учении гностиков, в частности у Климента Александрийского. Рождение Христа отмечалось ими вместе с празднованием Его яления. Явление же это было Богоявлением (Представление Господа в храме), и, таким образом, праздник Рождества, отмечавшийся вместе с Богоявлением, праздновался на Востоке 6 января.

Точное разделение этих праздников во всей христианской Церкви – Западной и Восточной – произошло  в конце IУ – начале V века. Как отмечают историки Церкви (М. Э. Поснов, в частности), праздник Рождества Христова был заимствован Восточной Церковью у Рима, тогда как праздник Богоявления впервые появился на Востоке, а затем уже был перенесен в Рим.

Здесь же необходимо указать, что Западная и Восточная Церкви со временем стали вкладывать разный смысл в понятие Богоявления, что отразилось на выборе отмечаемых в этот праздник событий евангельской истории.

Так, Восточная Церковь утвердилась в праздновании Богоявления как Крещения Христа – первого  появления Иисуса среди народа и установления догмата троичности – идеи о явлении лиц Божества.

В свою очередь Римско-Католическая Церковь под Богоявлением, празднуемым также 6 января, подразумевает явление звезды восточным волхвам как первое откровение язычникам явления Мессии (праздник Трех волхвов, Трех царей). Крещение же в том случае, если воскресе­нье, когда оно всегда празднуется, не совпадает с 6 января, отмечается Римско-Католической Церковью в первое воскресенье после этого числа.

Изложенные выше обстоятельства чрезвычайно важны для верного понима­ния рождественского цикла сюжетов, как он сформировался в западном искусстве. Евангельская история рождения Христа – это, собственно, только приведенные выше слова Луки.

Часто, однако, в западном искусстве под названием «Рождество Христово» подразумеваются также сцены Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (мы не говорим в данном случае о трактовках сюжета рождения Христа, основанных вообще не на евангельском повествовании, например, поклонение Марии, поклонение царей и другие – об этих трактовках и их литературных программах см. ниже), тогда как эпизод Поклонения волхвов, строго говоря, является сценой Богоявления.

Причем, если картины на сюжет Рождение Христа, как правило, включают и последующие эпизоды, образую­щие, в сущности, круг эпизодов праздника Богоявления, то сцены этого последнего праздника — Поклонение волхвов, Поклонение царей – отнюдь не всегда включают изображение собственно рождения Христа.

Итак, мы намеренно отделяем сюжет собственно рождения Христа, как непосредственное иллюстрирование рассказа Луки, от следующих за ним сюжетов Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (царей), как опосредованное доказательство рождения Христа. Заметим, что в соединении этих сюжетов в живописи отразилось изначальное смешение самой Церковью обстоятельств рождения Христа и его явления, то есть праздников Рождества и Богоявления.

Первым источником, из которого христианские художники заимствовали основную идею рождения Христа, должно было быть Евангелие. Матфей лишь констатирует факт рождения: «Наконец Она родила Сына Своего первенца, и он [Иосиф. – А. М.]нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1 : 25). Произошло это в Вифлееме.

У Луки рассказ несколько более подробный: упоминается об отсут­ствии места в гостинице, о том, что Мария спеленала Младенца, о том, что Он положен был в ясли. Из дальнейшего рассказа Луки становится ясно, что при рождении присутствовал Иосиф (Лк. 2:16).

Но если сравнить с этими свидетельствами Евангелия изображения рождения Христа в живописи, станет ясно, что они включают подробности, которых нет в Евангелии. Таким образом, иконография Рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей.

Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения Младенца, положение родившей Богоматери, действия Иосифа, Ангелы и пастухи, омовение Младен­ца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены. Для всех этих деталей сюжета имеются богословская база и литературные программы.

Первые изображения рождения Христа относятся к эпохе древнехристианских саркофагов, но датируются не ранее чем IV веком. Сцена, как правило, очень проста: в яслях под навесом лежит спеленутый Младенец, над ним склонились вол и осел, присутствуют Мария и Иосиф, иногда изображаются пастухи. Часто, когда фигурирует звезда, как на одном из римских саркофагов, обнаруженных на Viaappia, мы видим также трех волхвов (во фригийских шапочках).

Итак, если не ограничиваться только свидетельством Луки, а попытаться выявить более широкий круг литературных источников для темы Рождение Христа, то оказывается, что сюжет этот распадается в западном искусстве на несколько прочно утвердившихся к эпохе Возрождения иконографических типов.

Чтобы очертить их, необходимо рассмотреть ряд входящих в этот сюжет «мотивов» и выяснить их литературную программу: 1) Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере); 2) Две служанки и омовение Младенца; 3) Поклонение Младенцу; 4) Звезда; 5) Ангелы; 6) Цветы; 7) Охапка сена; 8) Туфли.

Рассмотрим их последовательно.

ОБУСТРОЙСТВО ДЕВЫ МАРИИ (В ДОМЕ [ПОД НАВЕСОМ] ИЛИ В ПЕЩЕРЕ)

С определением места, где следовало бы поместить сцену рождения Христа, у художников всегда возникало много проблем. С одной стороны, они опирались на свидетельство Матфея: «И, войдя в дом ()» (Мф. 2 : 11). Речь здесь у Матфея идет о явившихся на поклон волхвах. Но, строго говоря, волхвы явились много позже, чтобы считать их приход «в дом» доказательством того, что и само рождение Христа произошло здесь.

Тем не менее ранние художники предпочи­тали именно так трактовать место действия этого сюжета. Можно констатиро­вать, что в ранних изображениях рождения Христа действие происходит под навесом, что символизирует дом.

В эпоху Возрождения художники изображали дом, где родила Дева Мария, в виде обветшалой постройки (лачуги) – она  символизировала Ветхий Завет, заменить который Новым явился в мир Христос (Робер Кампен).

Робер Кампен. Рождение Христа (1425). Дижон. Городской музей).

Выбор художниками иного места для рожающей Девы Марии – пещеры – основан  на упоминании о ней у Иустина Мученика в его «Диалоге с Трифоном» (II век), который видел в таком рождении Христа осуществление пророчества Исайи; ср.

: «Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила () и также из пророка Исайи ()?» (Иустин Мученик. «Диалог с Трифоном», 70) с пророчеством Исайи: «Тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступ­ные скалы» (Ис. 33:16).

Это предание ясно формулируется во многих апокри­фических текстах, в частности в Протоевангелии Иакова (которое, по-видимому, Иустин Мученик знал), где говорится: «(17) И он снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой? Ибо место здесь пустынно. (18) И нашел там пещеру, и привел Ее ()» (Протоевангелие, 17 – 18).

Можно указать и другие литературные источники этой живописной традиции. Первые изображения рождения Христа в пещере относятся к VI—VII векам.         В пещере изобразил рождение Христа Пьетро Каваллини на своей мозаике в церкви Сайта Мария ин Трастевере в Риме.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где была похоронена Матрона

Пьетро Каваллини. Рождение Христа (1291). Рим. Церковь Сайта Мария ин Трастевере.

В общих чертах его композиция следует канонам византийской иконографии, но в изобразительных формах несет печать римской традиции.

Фреска эта необычайно интересна тем, что соединяет в себе несколько литературных программ – свидетельства Евангелия от Луки, Евангелия от Матфея, Протоевангелия Иакова, а кроме того, вносит местные – римские – детали  в трактовку сюжета.

У Луки художник заимство­вал: 1) изображение гостиницы – дом с башней на переднем плане; надпись поясняет: «tabernameritoria» (лат. – жилище, сдаваемое внаем) («не было им места в гостинице». Лк. 2:7), 2) благовестие пастухам: Ангел с бандеролью, на которой текст:

«Annutiouobisgaudiummagnum»

(лат. – «Я возвещаю вам великую радость». Лк. 2:10).

       У Матфея художник заимствовал звезду, которая привела в Вифлеем волхвов. У Иакова (из Протоевангелия) – пещеру, в которой родила Дева Мария, а также образ застывшего в задумчивости Иосифа: «и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф, шел и не двигался.

И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились ()» (Протоевангелие, 18).

И наконец, свой вклад в разработку программы этой мозаики внес кардинал Якопо Стефанески, известный меценат раннего треченто: на переднем плане рядом с хижиной и башней виден источник благовонного масла, который, согласно легенде, забил в Риме в момент рождения Христа. Над этим источником и была поставлена церковь  Санта Мария ин  Трастевере, о чем свидетельствует  надпись  под картиной:

Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1-a74d-4c44b3fefa18/Sujeti/II.Detstvo/7.Rojdestvo/Rojdestvo_Opisanie.htm

Пещера Рождества. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Как называется пещера в которой родился Иисус

Находится под амвоном храма (базилики) Рождества Христова в Вифлееме. 

В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Место Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»

«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»

Звезда

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.

Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос

За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Православный престол над местом Рождества в пещере

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.

В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Придел Яслей

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.

Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.

Ясли Христовы

Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.

Младенец Христос на троне в Яслях Христовых. Католический придел Яслей в рождественские дни

Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.

Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Описание пещеры

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.

В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.

Южная лестница в пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века

Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.

Икона прямо над Яслями

Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.

Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/24130-peshhera-rozhdestva/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию