Как русы принимали ислам
По арабским источникам известно, что в X веке какая-то часть русов приняла ислам. Тогдашний правитель русов носил имя или титул Буладмир, созвучное именем князя Владимира Святославича. При этом князя Владимира называют каганом, как правителей у тюрок.
«Великий князь Владимир выбирает веру», 1822. И. Е. Эггинк
Какую веру принял Владимир Святой?
По церковной версии, Владимир Святославович (князь новгородский с 970 г., князь киевский в 978—1015 гг.) принял в 988 г. веру православную, христианскую, поэтому его и считают святым князем. Правда, при более внимательном взгляде очевидно, что святости в нём было мало.
Владимир прославился как очень жизнелюбивый человек, имевший гарем из сотен наложниц, погромщик Полоцка, где он вырезал княжеский род Рогволодовичей, один из зачинщиков гражданской войны и братоубийца – по его приказу убили великого князя Ярополка. Основными источниками о том, как князь Владимир крестился и крестил Киев, являются греческое «Обстоятельное повествование о том, как крестился народ росов» и русская летопись «Повесть временных лет».
«Обстоятельное повествование» сообщает, что князь росов сидел в своем городе и размышлял, что его люди придерживаются четырех религий и никак не могут объединиться вокруг одной правильной.
Одни чтили веру евреев (иудаизм) как самую величайшую и древнюю; вторые – веру персов уважали (язычники-огнепоклонники, впрочем это могли быть русы-язычники, в их вере огонь также имел огромное значение); третьи – «чтили веру сирийскую» (видимо, несторианство, одно из направлений христианства); четвертые – держались «веры агарян». Агарь – это наложница Авраама и мать Измаила, ставшего прародителем арабских племен. То есть агаряне – это мусульмане.
Итак, мы видим, что до официального крещения Руси русы-киевляне были иудаистами (очевидно, хазарская община, весьма влиятельная в Киеве), христианами, мусульманами и язычниками. То есть мусульмане присутствовали в Киеве ещё до официального крещения Руси. Владимир направил послов в Рим, и очень им понравилось богослужение католическое, уже хотел он принять эту веру, но ему посоветовали ещё проверить веру греческую. Вновь он направил послов, уже в Константинополь.
Русским послам поднесли богатые дары, и греческие обряды им понравились ещё больше, чем римские. Вернувшись, послы стали нахваливать греческую веру. В итоге Владимир решил принять греческую веру. Интересно, что послы не интересовались содержанием религии, а только лишь формой – обрядами. Что сообщают русские летописи? Сидел Владимир в Киеве и приносил жертвы языческим богам. Пришли к нему послы от разных народов с предложением принять истинную веру.
Пришли мусульмане из Волжской Булгарии. Хвалят свою веру: молиться одному богу, «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина», но зато можно иметь нескольких жен. Владимиру про жен понравилось, но было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса. И про вино он сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Католики из Рима хвалили свою религию: «вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Пришли хазарские евреи и хвалят свою веру: «Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога» Спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Иудеи ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Князь спрашивает их: «Где земля ваша?» Выяснилось, что бог отвернулся от иудеев, лишил их родины. Естественно, что такую веру принимать не стоит.
Затем прислали греки к князю Владимиру философа, говорившего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их» Так греческий философ бранил все законы и восхвалял свой. Владимиру стало интересно, и по совету бояр и старцев он велел направить послов в различные страны, чтобы узнать побольше о верах. Далее всё повторяется, как в греческом источнике. Послам не понравилось у болгар-булгар и немцев, но они были восхищены красивым приёмом, обрядами и щедрыми дарами у греков. В итоге Владимир принял веру греков. Интересно, что христианские надгробья появляются на Руси только в конце XV века. До этого могилы христиан и язычников отличить сложно, они ничем не отличались. Это в целом и не удивляет, в сельской местности (где проживала подавляющая часть народа) язычество сохранялось ещё несколько столетий после официального крещения.
Что сообщают восточные источники
Восточные источники сообщают о том, что значительная часть русов (русских) приняла ислам. Правда, со своими отличиями, не знали обрядов, ели свинину и т. д. Арабский путешественник XII века Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати аль-Андалуси совершил больше путешествие, посетил Дербент, Нижнюю и Среднюю Волгу. В 1150 году из Булгара он отправился на Русь, проехав по «Славянской реке» (Дон). Посетил Киев.
И вот что он рассказывает о киевлянах: «И прибыл я в город славян, который называют «Гор[од] Куйав» (Киев). А в нём тысячи «магрибинцев», по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман.
Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы». То есть живут в Киеве, а пятничную молитву правильно прочесть не могут. Получается, что в это время в Киеве была большая мусульманская община, но плохо знала обрядность.В восточных источниках есть сообщение, что Кий (основатель Киева) был выходцем из Хорезма – настоящее его имя Куйя.
Часть мусульман-хорезмийцев была переселена в Хазарию, где они были расселены по границам каганата. Куйя стал вазиром Хазарии, его должность по наследству перешла к его сыну – Ахмаду бен Куйя.
Арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, и прозванный «арабским Геродотом», сообщает, что ведущей военной силой в Хазарии являются мусульмане – арсии (ясы), пришельцы из Хорезма. Жители армии имеют мусульманских судей.
Арсания – это одна из «славянских» стран в восточных источниках, наряду с Славией и Куявией. Кроме того, известно, что значительную часть населения Хазарского каганата составляли славяне. Очевидно, что многие из них могли быть христианами и мусульманами.А что говорят восточные источники о Владимире? Персидский автор и историк Мухаммад Ауфи (конец XII – первая половина XIII в.) сообщает, что русы добывают себе пропитание только мечом.
Если кто-нибудь из них умирает, то всё имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме меча, говоря ему: «Твой отец добыл себе имущество себе мечом». Так было до тех пор, пока русы не стали христианами. Приняв христианство, они вложили меч в ножны. Но из-за этого их дела пришли в упадок. Тогда русы решили принять ислам, чтобы иметь возможность вести войну за веру.
К хорезм-шаху прибыли русские послы, родственники их царя, носившего титул «Буладмир», как тюрки носят титул хакан. Хорезм-шах весьма обрадовался этому, пожаловал послов подарками и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого русы стали мусульманами. Русы совершают походы в отдаленные страны, постоянно странствуют по морю на судах.
С кем обычно воюют русы? С христианскими странами – Византией, Польшей, Болгарией, нападают на христианские города в Крыму. Интересно, что в кладах на территории Руси преимущественно восточные дирхемы, что говорит о развитой торговле с Востоком. Византийских же монет в кладах мало. Также в Киеве во время раскопок найдены предметы с надписью арабицей.
Арабские надписи составляют обычную принадлежность богатых русских шлемов (включая шлем великого князя Александра Невского). Старорусские монеты вплоть до Ивана Грозного имеют либо только арабские надписи, либо русские и арабские вместе.
Таким образом, официальная картина русской истории, принятая при Романовых, имеет немало изъянов. Так, в «классической» истории, весьма удобной для Западной Европы и германо-романской исторической школы (ставшей в России «классической»), и официальной церкви, обрезали историю русов практически до крещения. Также предпочли «забыть» о том, что подавляющая часть русов несколько столетия после принятия христианства оставалось язычниками. Также существовала весьма мощная община славян-мусульман.
Дальше всего язычество продержалось на русском Севере, в Новгородской земле. Только в городе преобладало христианство, в деревнях веря была языческой. Схожая ситуация была в Киеве, в юго-западных русских землях. В Киеве князья, знать, ориентируясь на Рим или Второй Рим (Константинополь), приняла христианство.
Существовала и мощная иудейская и мусульманская общины (очевидно, наследие Хазарии). Но в народе преобладала древняя вера. Народу христианство было чуждо. На юго-западе Руси христианство стало проникать в народ лишь под влиянием Польши, примерно в XIV в.
Во Владимиро-Суздальской земле преобладало язычество. Тех, кто сохранил веру в старых богов, называли «погаными» («паганами»).
Понадобились долгие столетия, пока примерно во времена Сергия Радонежского христианство и язычество слились воедино, в огненном православии. Соседом была мусульманская Волжская Болгария-Булгария, где жили волгари-булгары, смешанное славяно-тюркское население. Связи были активными: войны, набеги, торговля, переселение пленных, культурные взаимосвязи.
Поэтому здесь было много славян-мусульман, которые позднее перешли в христианство или влились в татарский этнос.
Источник: https://topwar.ru/163646-kak-rusy-prinjali-islam.html
День Крещения Киевской Руси: Все, что нужно знать верующим
День Крещения Руси отмечают ежегодно 28 июля
112.ua
В этом году в воскресенье, 28 июля, в Украине отмечают 1031-ю годовщину Крещения Киевской Руси. Этот праздник имеет богатую историю и свои традиции. Обычно ко Дню Крещения Руси устраивают крестный ход и проводятся торжественные богослужения. Но обо всем по порядку.
По сути
В Украине праздник официально называется День Крещения Киевской Руси – Украины. Это государственный праздник, который был учрежден 25 июля 2008 года указом третьего президента Украины Виктора Ющенко. Отмечается ежегодно 28 июля.
Дата выбрана не случайно. По преданиям, именно в этот день в 988 году князь Владимир принял новую веру и вернулся в Киев, чтобы окрестить народ Руси. К слову, точную дату крещения так и не установили, ее отметили лишь предположительно. Это 14 августа (по старому стилю или 27 июля по новому) 988 года.
Экскурс в историю
Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. Позже та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев.
Некоторые источники утверждают, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Другие же заверяют, что первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).
Также отмечается, что первым правителем Киевской Руси, который официально принял христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Также сообщается, что симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь Ярополк Святославич, который был убит варягами по приказу своего брата Владимира Великого, который в будущем и крестил Русь.
Из открытых источников
Известно, что князь Владимир решил крестить Русь из политических соображений, в первую очередь надеясь этим шагом объединить враждующие земли и укрепить собственную власть.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «Испытание вер». Тогда киевскому князю поступали предложения принять мусульманство, иудейскую веру, католичество, однако он остановил свой выбор на христианстве.
Впоследствии Владимир крестился в Херсонесе, приняв новое имя – Василий. Также он окрестил детей и подданных и женился на царевне Анне из Византии.
Массовое крещение народа произошло в Днепре. При этом не все были согласны отказываться от язычества, но их «убеждали». Иногда с помощью оружия.
Как отмечают День Крещения Руси в Украине
В Украинской православной церкви (Московского патриархата) заявили, что планируют проведение торжеств по случаю Дня Крещения Киевской Руси.
Так, 27 июля на Владимирской горке в Киеве провели молебен, после чего прошел крестный ход с чудотворными иконами и мощами святых.
На 28 июля в 09:00 состоится торжественная Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.
День Крещения Руси: молебен на Владимирской горке orthodox
В Поместной православной церкви Украины также анонсировали ряд мероприятий к празднику.
«Провести 27-28 июля 2019 общецерковные празднования 1031-й годовщины Крещения Руси-Украины: 27 июля днем — Всенощное бдение в Михайловском Златоверхом соборе Киева; 28 июля утром — Божественная литургия в Малой (Теплой) Софии, крестный ход к памятнику св. равноапостольному кн. Владимиру и молебен», – говорится в сообщении ПЦУ.
К слову, это будет первый крестный ход для ПЦУ, а проведет его, как ожидается предстоятель Поместной православной церкви Украины митрополит Епифаний.
Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/den-kreshheniya-kievskoy-rusi-vse-chto-nuzhno-znat-veruyushhim-501213.html
Причины Крещения Руси
Более тысячи лет тому назад в истории нашей страны случилось важное событие, определившее дальнейшее развитие страны – Киевская Русь приняла Крещение. У современного человека возникает множество вопросов на эту тему, но первый всегда будет звучать одинаково – зачем Князь Владимир это сделал?
Что такое «Крещение Руси»?
Замечание 1
Под этим термином следует понимать введение киевским князем Владимиром Святославичем (будущий Святой Равноапостольный князь Владимир I Святой) на территории Древнерусского государства в качестве государственной религии христианства византийского обряда или Православия. Официальная историография считает датой Крещения – 988 год, хотя отдельные источники указывают и на 990 и 991 год.
Мнения ученых о причинах Крещения Киевской Руси
Русские историки называет несколько причин, которые сподвигли Владимира принять новую религию в качестве государственной.
По мнению русского историка Н.М. Карамзина, основной причиной, по которой Владимир принял христианство, было стремление князя к просвещению населения. Для государственных нужд нужны были люди, умевшие читать, писать и считать, этими знаниями обладали люди церковного звания.
- Курсовая работа 450 руб.
- Реферат 230 руб.
- Контрольная работа 250 руб.
Другого мнения придерживается С. Ф. Платонов. Он считал, что главной причиной, по которой князь принял христианство была – экономика.
Для дальнейшего государственного развития было необходимо введение общих экономических механизмов способных обеспечить развитие всех регионов страны. Для человеческого общества, эпохи средних веков, христианская религия и торговля являлись важными элементами жизни.
Оставаясь языческим государством Древняя Русь могла остаться в политической и экономической изоляции, христианские народы не хотели вести дел с язычниками.
Причины Крещения
Современные ученые придерживаются комплексного взгляда на причины Крещения Древнерусского государства. Считается что принятия единой государственной религии обусловлено следующими причинами.
Внешнеполитическая причина.
Киевская Русь второй половины X века огромное государство на востоке Европы, но вот политический весь державы невелик. И вся причина в религии. Русь – языческая держава, а европейские страны приняли христианство в качестве государственной религии. Получается, что языческая Русь – государство второго сорта, общение с которым возможно только по очень ограниченным вопросам, а ее государь не равен европейским королям и князьям.
Владимира не устраивало такое положение, ему хотелось равного почета и уважения. Устранить эту проблему можно было приняв христианство. Приняв единую религию Владимир получил бы возможность породниться с каким-либо могущественным императорским домом Европы.
Внутриполитическая причина.
Положение князя Владимира в качестве государи Руси было очень шатким.
Во-первых – это происхождение. По некоторым сведениям, его матерью была рабыня и соответственно он, по нормам того времени, то же был рабом и рассчитывать на княжеский стол не мог в принципе.
Во-вторых – процесс восшествия на престол. Владимир, младший из сыновей Святослава, воссел на престол после смерти Ярополка. Считают, что князь Владимир был причастен к убийству брата.
В глазах европейской и местной элиты он был незаконнорожденным, не имеющим права наследования и узурпатором трона. Для придания политического веса своей фигуре князю надо было совершить что-то способное изменить мнение общества о нем.
Этим чем-то и было принятие христианства по Православному обряду, которое утверждало безоговорочное подчинение власти императора.
Управленческая причина.
К моменту принятия Православного христианства, как единой государственной религии, Древнерусское государство существовало чуть более 100 лет. По историческим меркам это очень небольшой возраст. Население страны представляло собой сочетание совершенно разных по происхождению групп и народностей – различные славянские племена, финно-угорские племена.
Представители балтийский и скандинавских народов на севере, тюрки на юге, чудь и литва на западе. Управлять таким конгломератом народов очень и очень тяжело. Была необходима общая идея способная выступать в роли инструмента управления.
На примере Византии Владимир видел, что религия смогла бы выполнить функцию инструмента государственного управления разрозненным населением и на территории его княжества.
Почему Православие?
Почему Владимир выбрал именно христианство по греческому или византийскому обряду?
Существует красивая легенда о послах различных религий, которые пытались склонить князя к принятию свой веры. Согласно легенде последней каплей, сподвигшей Владимира, принять Православие были восторженные отклики его послов на церковную службу в Константинополе, в храме Святой Софии. Но это легенда.
Что говорит История по этому вопросу?
Исторические факты подтверждают, что князь действительно присматривался к различным видам религий и контактировал с представителями конфессий. Выбор в пользу православного христианства от Византии был обусловлен следующими причинами:
- Византия – самое могущественное государство того времени, диктовавшая свое мнение всему миру. Приняв религию и женившись на принцессе Анне Багрянородной, Владимир повышал престиж России в глазах европейских монархов;
- влияние византийских священников на русское общество было огромным и существовало уже много лет. Бабка Владимира, Святая Ольга приняла крещение от византийского императора, в стране уже существовала христианская община и принятие христианства в качестве государственной религии было делом времени;
- Византийская империя сама была заинтересована в том, чтобы Русь приняла Православие и именно от нее. Таким образом Империя устраняла военную угрозу с севера и включала огромное государство и огромное количество населения в орбиту своего влияния.
Существует мнение, что Владимир и не рассматривал других видов религий, кроме Православия, поскольку влияние Византии и ее культуры было огромно.
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/prichiny_krescheniya_rusi/
Князь Владимир: легенда и быль
Князь Владимир: легенда и быль
17779 0
Мы не знаем, когда родился князь Владимир — до нас не дошло ни одного письменного свидетельства. Примерную дату — 960 год — вычисляют, исходя из даты смерти князя.
Будущий креститель Руси был незаконнорожденным, но в те времена внебрачные связи не считались предосудительными и на репутации человека не лежало никакого пятна из-за его происхождения. Год рождения нам неизвестен, зато известно место рождения — село Будутино (Будятино) под Псковом.
Именно туда сослала разгневанная княгиня Ольга свою ключницу Малушу, не зная еще, что сын этой простой женщины совершит то, о чем княгиня жарко молила Господа,— обратит Русь от языческой скверны к истинному Богу!
Розути робичича
Причиной известной распри Святославичей — братьев Ярополка, Олега и Владимира — стал неудачный раздел территории, в результате которого киевский князь Ярополк потерял контроль над знаменитым путем «из варяг в греки». Выход на него с Балтики контролировал Новгород князя Владимира, а сухопутный путь пролегал через древлянские земли князя Олега.
Ярополк терпел большие убытки и, видимо, попытался «нажать» на своих братьев, на что они ответили полным неповиновением. Поводом для начала военного конфликта стало убийство Олегом на охоте сына воеводы Ярополка. Олегу пришлось спасаться бегством, и он погиб от трагической случайности.
Ярополк не был повинен в смерти брата, но князь Владимир и его наставник Добрыня бежали от такой же предполагаемой участи за море, к варягам. Три года, проведенных ими в землях варягов, для историков покрыты мраком.
Что делал князь Владимир? Каков был круг его общения? Как бы то ни было, за эти три года он набрал большое сильное войско из варягов, с которым вернулся в Новгород, прогнал посадников брата Ярополка и объявил войну Киеву.
Путь князя к Киеву лежал через Полоцк, правитель которого, древлянский князь Рогволод, был нужен Владимиру как союзник. Сватовство Владимира к его дочери Рогнеде было важным политическим шагом. Летопись донесла до нас ответ Рогнеды: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочу». Одни исследователи видят в этом презрительный намек на происхождение Владимира, другие — что-то вроде: «Да он еще дитя дитём».
Очевидно, что Ярополк на тот момент уже заручился важной для него поддержкой древлянского князя. Конечно, князь Владимир не мог оставить у себя в тылу человека, преданного врагу. Но его расправа с Рогволодом и его дочерью потрясает запредельно циничной жестокостью даже современного человека, привыкшего к ужасам криминальной хроники: князь изнасиловал юную Рогнеду на глазах ее родителей, а потом убил их, а княжну принудительно взял в жены.
Вообще, нужно признать, что жизнь князя Владимира до обращения ко Христу представляла собой настоящий апофеоз зла.
Братоубийство
После покорения Полоцка князь двинулся на Киев. Ярополк, видя намерения брата, сбежал из стольного града и попытался спрятаться в небольшом городе Родне, однако в конце концов согласился встретиться в Киеве для переговоров и погиб от руки двух наемников-варягов. Так на совесть молодого князя лег грех братоубийства и предательства.
Когда Владимир стал править в Киеве, он взял в жены вдову своего брата — гречанку, которая ожидала ребенка.
К тому времени у князя был уже целый гарем из жен и наложниц, но на этот раз правитель действовал по законам того времени: взяв на себя заботу о вдове брата и признав своим наследником ее будущего ребенка, он тем самым пытался преградить путь кровной мести. Что, впрочем, ему не удалось.
Семена злобы и греха, посеянные Владимиром-язычником, дали свои страшные всходы после кончины святого равноапостольного князя. Святополк — сын «двух отцов», как называет его летопись,— вероломно убил двух любимых сыновей князя Владимира — кротких Бориса и Глеба, первых святых, канонизированных Русской Церковью.
Реформы
Но это будет потом. А пока языческий князь развивал бурную деятельность: укреплял, как сказали бы теперь, вертикаль власти, вел завоевательные походы, облагал данью всё новые и новые земли. Одной из важных составляющих реформ князя была масштабная религиозная реформа.
Князь Владимир пытался поднять неразвитые языческие культы Руси до уровня официальной религии Византийского двора. Киев и Новгород покрывались многочисленными капищами, у подножия которых лилась человеческая кровь. Одной из жертв языческого безумия князя стала христианская семья: Федор и его сын — отрок Иоанн.
Трудно поверить, что жребий пал на них случайно.
Но еще труднее поверить, что в свирепом и жестоком человеке, каким предстает Владимир до крещения, шла напряженная внутренняя работа, велся духовный поиск, тайна которого так и не была нам открыта.
Вот как пишет об обращении князя митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати»: «Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына».
Корсунская и другие легенды
В это время в Византии бушевала кровопролитная гражданская война: законный правитель империи ромеев Василий II вел беспощадную борьбу с узурпатором Вардой Фокой. Император был в отчаянном положении. Свою последнюю надежду он возложил на военно-политический союз с варварским князем из земли русов. Надежды императора оправдались.
В битве при Хрисополисе (988 г.) с участием русов он одержал над Вардой решительную победу. Цена, которую потребовал князь Владимир за военную помощь, была запредельна — брак с сестрой императора Анной. Понятно, что такое требование было осуществимо только при условии личного крещения князя и христианизации Руси.
Впрочем, некоторые ученые практически не сомневаются в том, что крещение князя Владимира состоялось несколько раньше этих событий — в 987 году. В таком случае багрянородный император обратился за помощью уже не к язычнику, а к христианскому государю.
Торжественное крещение киевлян состоялось в 988 году: горожане приходили креститься семьями, а после крещения деревянный безгласый идол Перуна поплыл по волнам Днепра.
В 989 году христианский князь осадил и взял приступом город Корсунь (Херсонес). Как могло такое случиться? Летописный рассказ о крещении князя в Корсуни плохо согласуется с другими историческими свидетельствами. Вероятнее всего, этот поход был совершен с целью напомнить грекам об их обещании. После падения Херсонеса император Византии все-таки отдал свою сестру Анну в жены киевскому князю.
С тех пор жизнь Владимира, которого все знали как жестокого блудника и насильника, полностью переменилась.
На его примере мы лучше всего видим, что крещение — это смерть ветхого и рождение нового человека, а покаяние есть подлинная «перемена ума», которая влечет за собой перемену всей жизни: циничный и жестокий «конунг» — военный вождь — превращается в доброго и милосердного правителя, настоящее «Красное Солнышко».
Правление князя Владимира отмечено широкой благотворительной деятельностью, помощью малоимущим. Правитель Киевской Руси стремился в точности воплотить в жизнь евангельский закон любви — быть милостивым и к бедноте, и к людям, преступившим закон. Он очень тяготился необходимостью карать преступников, потребовалось даже увещевание Церкви, чтобы успокоить его чуткую совесть.
Огнем и мечом?
История крещения Руси таит в себе немало вопросов для историков, но широкую общественность, как правило, интересует только один: правда ли, что князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом»? И на этот вопрос историческая наука отвечает вполне однозначно: нет, неправда.
Сама фраза «огнем и мечом» появилась только в XVIII веке в приводимой историком В.Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Ученые полагают, что этот памятник очень поздний и вряд ли отражает реальное положение вещей. Подлинность его ставится под сомнение.
Но даже если предположить, что текст отражает реальное положение вещей, в нем мы видим как раз свидетельство о том, что новгородское противостояние было не правилом, а исключительным случаем — ведь только про новгородцев ходила в народе уничижительная поговорка: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня — огнем».
Никаких других свидетельств об этом конфликте ни в летописях, ни в археологических артефактах не сохранилось.
Нужно также помнить, что христианизация Руси шла не только «сверху», но и «снизу». На Руси и до князя Владимира возводились храмы, некоторые князья приняли крещение еще до него. Христианкой была святая равноапостольная княгиня Ольга. Так что смена веры не стала шоком для подданных святого князя.
Широкомасштабная просветительская деятельность святого равноапостольного князя Владимира сделала Киевскую Русь одним из самых динамично развивающихся христианских государств средневековой Европы. Его судьбоносный выбор на многие столетия вперед определил вектор развития нашего Отечества.
Газета «Православная вера» № 14 (586)
Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/knyaz-vladimir-legenda-i-byl
Что в реальности делал князь Владимир в сакральном Крыму
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира
Когда Владимир Путин объявил, что крещение князя Владимира в Херсонесе делает Крым и Севастополь для русских не менее сакральным местом, чем Храмовая гора для евреев, многим такой поворот исторический мысли показался новым и неожиданным.
Однако в околоисторической литературе и публицистике сравнения Херсонеса с Иерусалимом попадаются уже давно, а в последние годы особенно часто.
Поэтому здесь было бы интересно обратиться к реальным историческим источникам и постараться понять, чем же на самом деле занимался в Крыму князь Владимир Красно Солнышко, сколько в этом было сакрального и насколько его действия оказались важны для истории Руси и Византии.
Трижды крещенные
Итак, в двух словах сюжет таков. Киевский князь Владимир явился под Херсонес (Корсунь), осадил и взял город, потребовав в жены сестру византийского императора Василия Анну.
Анну он получил в обмен на обещание креститься, крестился там же в Крыму, потом вернулся в Киев, сбросил языческих идолов в Днепр, разорил капища, и Русь стала христианской.
Это, конечно, не единственная трактовка произошедших событий, и поскольку детали хронологии фактически полностью утеряны, есть еще масса альтернативных версий.
Тем не менее сравнению Херсонеса с Храмовой горой несколько мешают исторические обстоятельства, реальность которых трудно оспаривать. В первую очередь поход Владимира был обыкновенным грабительским походом – русы неоднократно появлялись у стен Константинополя с аналогичными намерениями.
Владимир поступил мудрее и прибрал к рукам то, что плохо и ближе лежало – византийская армия во главе с императором только что была полностью разгромлена болгарами, и грекам было не до Тавриды. «Корсунь разорен бысть от Руси», – говорит нам Тверская летопись. Правда, в последнее время историки, основываясь на результатах археологических раскопок, начали минимизировать ущерб, который русская армия нанесла городу.
Но сложно поверить в то, что армия язычников во главе со своим женолюбивым вождем ни с того ни с сего отказалась бы от грабежа и насилия, тем более что Херсонес оказал сопротивление.
Но больше всего в истории с Херсонесом и Крещением Руси поражает то, что по этому поводу хранят молчание византийские историки. А кому, как не им, стоило бы расписать в подробностях столь знаменательные для империи события: потерю форпоста в Крыму (простите, Тавриде, – до тюркского Крыма оставалась еще несколько сотен лет), выдачу замуж сестры басилевса, обретение единоверцев в лице могущественных северных соседей и, наконец, союз с ними.
Михаил Пселл в своей «Хронографии» описывает борьбу императора Василия против мятежных военачальников Варды Фоки и Варды Склира – именно на этот период приходится Крещение Руси. Но византийский летописец лишь в одном месте упоминает «тавро-скифов», как греки именовали русских.
«Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска», – вот, собственно, и все, ни тебе Анны, ни тебе Херсонеса, ни тем более Владимира.
Возможно, в Царьграде не прочувствовали всей сакральности момента, потому что, по мнению греков, можно сказать, монополизировавших тогда православие, Крещение Руси состоялось намного раньше – в середине IX века, когда присланный из Константинополя епископ крестил киевских князей Аскольда и Дира.
Патриарх Фотий в «Окружном послании» от 867 года информирует нас: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Собственно, в IX веке, согласно византийским источникам, появилась и «епархия Росия».
Если к этому добавить то, что бабка Владимира – княгиня Ольга – тоже официально крестилась, да не где-то, а в Святой Софии в присутствии императора Романа, то можно представить недоумение греков, когда речь вновь зашла о крещении «северных варваров».
Сколько можно, каждые сто лет, что ли, их крестить? Получается, для тех, кто крестил Русь, никакой сакральности в истории с Херсонесом не было и быть не могло, а Владимира в Константинополе, скорее всего, расценивали как варвара и пройдоху, отказавшегося от веры своей бабки.
Требование же креститься греки могли выдвинуть, чтобы застраховать сестру императора от участи наложницы, коих киевский князь зело любил – одной из них, например, стала беременная вдова его брата Ярополка, которого воины Ясного Солнышка предательски прикончили.
Плюс у греков был трезвый расчет – им надо было не только вернуть хоть и изрядно пограбленный, но все еще важный для империи Херсонес, но и получить ту самую армию «тавро-скифов», с помощью которой в итоге император Василий одолел мятежников. Причем, по наиболее распространенной версии, Владимир предоставил своих воинов уже после взятия и разграбления Херсонеса, поставив условием опять-таки присылку ему новой жены.
Странные союзники
Что же касается разговоров про включение Руси при Крещении в сферу влияния Византии, то тут, пожалуй, можно говорить только о культурном и религиозном пространстве и вряд ли о настоящем союзничестве. Принятие Христа не помешало Ярославу Мудрому отправить армию и флот на захват Константинополя в 1043 году – как раз когда вспыхнул крупный мятеж полководца Георгия Маниака и трон под императором Константином Мономахом шатался.
Да и все последующие годы Киевская Русь, а потом ее наследники вплоть до падения Константинополя в 1453 году не особенно рвались помогать Византии в ее бесконечной борьбе с внешними и внутренними врагами. Конечно, своих проблем хватало, да и край неблизкий, но разве это помеха, когда речь идет о сакральности? Ричард Львиное Сердце ездил из Англии аж в Иерусалим, чтобы воевать за Гроб Господень, хотя у него дома тоже было все не слава богу.
Русские же правители, покуда враги отщипывали от Византии куски, в том числе и Херсонес (разграбленный татарами, литовцами и присвоенный генуэзцами), делили между собой ярлыки на княжение и наслаждались сакральностью. Последними же защитниками Константинополя, города, откуда эта сакральность пришла, были почему-то наряду с греками как раз итальянцы. Потомки Дмитрия Донского в это время как раз дрались за великокняжеский престол.
И наконец, последнее. Сторонники сакральности Херсонеса забывают о том, что массовое Крещение Руси началось с Киева, где была возведена и первая официальная церковь, Десятинная. Если в мире и найдется место более сакральное для русских православных, чем она, то его уже точно нужно искать не в Крыму, а где-то в Палестине.
Часто встречается утверждение, что раз крестился князь, то это автоматически означает и крещение всех его подданных. Но тут мы опять возвращаемся к Аскольду, Диру и Ольге.
Принятие последней православия не помешало, например, появлению годы спустя первых христианских мучеников – уже в правление Владимира Феодор Варяг и сын его Иоанн были растерзаны язычниками в Киеве.
Да и после Херсонеса прошло еще немало лет, покуда христианство было принято на Руси – кое-где, как в Новгороде, не обошлось при этом без кровопролития. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет. Если Крым наш, то делать с ним можно все, что захочется.
Источник: https://republic.ru/posts/l/1193505
«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель
В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.
Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.
Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций.
Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве».
И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.
- Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)
Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.
Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».
Выбор веры
Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.
«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян.
Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены.
К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.
- И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»
По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.
«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.
По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.
Земля Херсонеса
Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.
Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).
После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.
- В. М. Васнецов «Крещение Владимира»
«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса.
Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь.
А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.
Возникновение русского народа
Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.
«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер.
Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни.
И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.
По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.
«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.
До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.
Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.
«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.
Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.
- Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
- РИА Новости
«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.
По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.
Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.
Источник: https://russian.rt.com/science/article/540418-kreshenie-rusi-rol-istoriya
Что, если бы князь Владимир принял католичество? — Статтьи
И да, и нет. Для начала нужно вспомнить и соотнести даты. Годом крещения Руси принято считать 988-й. Официально в этот момент христианская церковь еще не была разделена. Та самая великая схизма, официально завершившая раскол церкви на католическую и православную (хотя куда точнее будет сказать на Римскую и Византийскую), датируется 1054-м годом. Соответственно два этих события разделили 66-лет. Весьма внушительный разрыв.
Формально это означает одно: выбор католицизм или православие перед Владимиром не стоял. От кого бы он ни принял крещения, от папских легатов или от посланников патриарха Константинопольского, он в любом случае, попал бы в лоно одной и той же церкви.
А ведь нет сомнений, что если князь киевский и мучился выбором, то именно между Римом и Константинополем. И дело тут не столько в религии, сколько в политике. Схизма-то, конечно, произошла в 1054-м году, но отнюдь не на пустом месте.
Это была последняя капля, но до этого, на протяжении нескольких столетий, христианство упорно двигалось навстречу расколу.
Папа Лев IX. (pinterest.com)
Помимо десятков догматических различий, имели место еще и очень острые противоречия иного характера. Константинопольский Патриарх не подчинялся Папе, а Папа, в свою очередь, не повиновался предстоятелю Византийской церкви. Впрочем, еще острее стоял вопрос о том, какую «школу» поддержат в том или ином регионе Европы.
В середине IX-го века вспыхнул нешуточный конфликт из-за Балкан, Болгарии и Южной Италии. Конфликт этот зашел так далеко, что Папа Николай I объявил, что Патриарх Фотий был выбран незаконно и потребовал его переизбрания. Получив отказ, Папа отлучил Фотия от церкви.
Фотий, в свою очередь, предал анафеме Николая, а с ним и Римскую церковь.
Первое отлучение произошло в 863-м году, второе — в 867-м. «Фотиева схизма» не стала окончательным расколом, но контакты двух церквей с этого момента прекращаются. В следующие двести лет их почти не было. Константинополь с Римом начали автономное друг от друга существование.
Одним из его важных факторов была борьба за привлечение в свое лоно новых сынов. Киевская, Новгород и другие города Древней Руси, естественным образом, попали в сферу влияния Византии. Здесь часто бывали греческие священнослужители. Считается доказанным тот факт, что христианство восточного образца приняли Аскольд и Дир, правившие в Киеве.
До крещения Руси приняла христианство и княгиня Ольга. Это, кстати, далеко не единственный пример. Археологические находки убедительно доказывают, что христианство принимали и люди некняжеского происхождения.
В могильниках языческого периода довольно часто находят нательные кресты. В этой ситуации можно было бы сказать, что выбор, в общем-то, был сделан задолго до Владимира. Тому оставалось лишь принять очевидное.
Впрочем, существовал один политический аспект, который мог склонить князя к другому выбору.
Выборы в пользу Рима?
«Повесть временных лет» описывает нам сложный процесс выбора. К Владимиру приходят послы не только из Рима и Константинополя, но также волжские булгары, которые предлагают князю принять ислам, и хазарские иудеи. В конце концов Владимир делает выбор в пользу Константинополя, поддавшись уговорам мудрого византийского философа, который прибыл в Киев.
Источник: https://diletant.media/articles/32509076/