Откуда взялась Римская империя
Реконструкция показывает, как выглядела часть великого Древнего Рима.
На макете Древнего Рима — остров Тиберина, цирк Массимо и театр Марцелла.
Термы (то есть бани) Каракаллы, некогда состоявшие из огромных залов, в том числе гимнастических и массажных, портиков, фонтанов, садов, библиотеки. Там были бассейны с прохладной, тёплой и горячей водой.
Участок древней городской дороги, дошедшей до наших дней. Дорога ведёт к Арке Тита.
‹
›
Современная европейская цивилизация зародилась и выросла вокруг Средиземного моря. Достаточно взглянуть на карту или на глобус, чтобы понять — место это уникальное.
По Средиземному морю довольно просто плавать: берега его очень извилисты, в нём много островов, особенно в восточной части, и расположены они недалеко друг от друга.
И корабли бороздили Средиземное море ещё в те времена, когда скорость хода зависела от количества хлеба и пива, съеденного и выпитого гребцами, а парус считался модной новинкой.
Обитатели средиземноморского побережья рано узнали друг друга. Предприимчивые купцы и пираты (обычно это были одни и те же люди) знакомили окрестных варваров с хитроумными выдумками египтян и вавилонян. Это и сложные обряды почитания таинственных богов, и техника изготовления металлического оружия и красивой глиняной посуды, и удивительное искусство записывать человеческую речь.
Две с половиной тысячи лет назад самым развитым народом в Средиземноморье были греки. Они умели делать очень красивые вещи, их купцы торговали по всему побережью, а воины считались почти непобедимыми. От Испании до Аравии множество людей говорили на греческом диалекте койнэ («общая»).
На нём писали стихи, пьесы и учёные трактаты, письма друзьям и доклады царям.
У самых разных народов горожане ходили в гимнасии, смотрели театральные представления на греческом языке, по греческим образцам устраивали соревнования в беге и борьбе, а дворцы и храмы даже незначительных царей и богов украшали греческие статуи.
Но империю греки не создали. Они и не стремились её создавать, как, к примеру, муравьи не стремятся соединять свои уютные жилища в один супермуравейник. Греки привыкли жить небольшими общинами — полисами. Они ощущали себя одним народом, но в первую очередь оставались афинянами, спартанцами, эфесцами, фокейцами и т. д. Пришельцы могли жить в чужом полисе на протяжении нескольких поколений, но так и не становились его гражданами.
Другое дело Рим. Римляне были отличными организаторами. Они мужественно сражались, не терялись при неудачах и к тому же умели договариваться.
Первоначально на римских холмах селились люди из разных племён, тем не менее они довольно быстро нашли общий язык и превратились в уважаемых патрициев. С более поздними поселенцами — плебеями — патриции долго не хотели делиться властью, но в конце концов договорились и с ними. К тому времени, когда Рим приступил к широкомасштабным завоеваниям, патриции и плебеи уже слились в единый римский народ.
Постепенно в состав этого народа втягивались его соседи — италики. Однако самым крупным источником пополнения римской нации служили чужеземные рабы.
В Греции рабов отпускали на волю только в исключительных случаях; в Риме же это было, скорее, правилом. Получив свободу, бывший раб становился отпущенником — человеком свободным, хотя и не самостоятельным, зависимым от бывшего хозяина.
Власть над свободными людьми, с точки зрения римлянина, была гораздо почётнее, чем власть над рабами. Позже этот взгляд унаследовали народы, поселившиеся на развалинах Римской империи.
«В моей стране представители власти гордятся, что являются слугами общества; быть его хозяином считалось бы позором», — сказал в XX веке известный английский политик Уинстон Черчилль.
Отпускать рабов на волю было ещё и выгодно: за освобождение господин мог назначить такой выкуп, что на полученные деньги покупал нескольких рабов. Кроме того, римские сенаторы, которым обычай не позволял зарабатывать деньги «низкими» занятиями, через отпущенников покупали торговые корабли и доли в компаниях.
Что касается бывших рабов, то уже их внуки не несли на себе печать рабского происхождения и уравнивались со свободнорождёнными.
Какой отсюда урок?
Проявить себя может только большой народ.
Благодаря тому, что римляне не шикали на пришельцев и не кричали «понаехали тут всякие», римский народ в течение нескольких веков оставался достаточно многочисленным, чтобы не только подчинить огромные густонаселённые территории, но и удерживать их в повиновении. Если бы римляне были склонны к разобщению, как греки, никакой Римской империи не было бы и в помине. А значит, не было бы и такой Европы, какую мы видим сегодня, и вообще вся история пошла бы по-другому.
И тем не менее у всякой медали есть две стороны.
Новые граждане усваивали римские обычаи. Но и сами они влияли на коренных римлян, которые постепенно растворялись среди многочисленных чужаков. Потомки отпущенных на волю рабов уже не желали рисковать жизнью, защищая Римскую империю. Это в конце концов и привело её к гибели.
Правда, случилось это спустя несколько столетий. К тому времени римляне оставили в истории такой яркий след, что стереть его уже было невозможно. (476 год принято считать конечной датой существования Западной Римской империи. Восточная, называемая Византией, просуществовала ещё тысячу лет.)
Цифры и факты
— Население Древнего Рима на пике его могущества составляло миллион человек. Европа вышла на тот же уровень только через 2000 лет: в начале ХХ века миллион жителей насчитывали лишь некоторые европейские города.
— Римская империя, по разным оценкам, построила от 1500 до 1800 городов. Для сравнения: в начале ХХ века на территории всей Российской империи их было около 700. Почти все крупные города Европы основали римляне: Париж, Лондон, Будапешт, Вену, Белград, Софию, Милан, Турин, Берн
— 14 акведуков длиной от 15 до 80 километров снабжали водой население Древнего Рима. От них вода шла к фонтанам, бассейнам, общественным баням и туалетам и даже в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод. В Европе подобные сооружения появились более чем через 1000 лет.
— Общая протяжённость дорог Римской империи равнялась, по разным оценкам, от 250 до 300 тысяч километров — это семь с половиной экваторов Земли! Из них только 14 тысяч километров пролегало по самой Италии, а остальные — в провинциях. Если не считать грунтовые дороги, 90 тысяч километров были настоящими магистралями — с твёрдым покрытием, туннелями и мостами.
— Знаменитая римская канализация — Клоака Максима — построена в VII—VI веках до нашей эры и просуществовала 1000 лет. Размеры её были столь велики, что работники могли на лодке передвигаться по подземным канализационным каналам.
Подробности для любознательных
Дороги Римской империи
Огромная по площади могущественная Римская империя (на её территории в наши дни находятся 36 государств) не могла существовать без дорог. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, причём делали их на века.
В это трудно поверить, но часть дорожной сети, построенной ими 2000 лет назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала ХХ века!
Римская дорога — это сложное инженерное сооружение. Сначала рыли траншею глубиной 1 м и забивали в дно дубовые сваи (особенно если грунт был сырой).
Края траншеи укрепляли каменными плитами и внутри неё создавали «слоёный пирог» из крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка. Сверху на такую дорожную подушку клали собственно дорожное покрытие — каменные плиты. Не забудьте: всё делали вручную!
По краям римских дорог стояли каменные милевые (верстовые) столбы. Были даже дорожные знаки — высокие каменные колонны с обозначением расстояния до ближайшего населённого пункта и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. На всех магистралях действовала система почтовой связи. Скорость доставки срочных сообщений составляла 150 км в сутки! Вдоль дорог сея -ли чернобыльник, чтобы путники могли положить его листья в сандалии, если натёрли ноги.
Для римлян не было ничего невозможного . Они строили дороги на горных перевалах и в пустыне. В Северной Германии древние строители умудрялись прокладывать брусчатые дороги трёхметровой ширины даже через болота. До сих пор там сохранились десятки километров римских дорог, по которым может без риска проехать грузовик. А во времена империи это были дороги военного назначения, выдерживавшие тяжёлую военную технику — осадные орудия.
Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/14140/
Хачатурян В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века скачать бесплатно учебники всемирной истории
Иди и возвести римлянам: так хотят не божители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию.
Пророчество Ромула, основателя Рима
Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) и А.
Тойнби, которые считали, что история Рима — это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян — в технике, прикладных науках, в законодательстве.
А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием. Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции. Те черты культуры, которые О. Шпенглер и А.
Тойнби приписывали «вырождению», оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.
Утилитаризм — практичность, извлечь пользу, выгоду.
стремление из всего
§1
ИСТОКИ РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию был основан Рим — 21 апреля 753 г. до н. э. На самом деле древнейший период римской истории хранит много загадок, которые и по сей день вызывают споры между учеными.
Апеннинский полуостров Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской.
Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока — Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов, которые так облегчали жизнь греческим мореплавателям. Но это не помешало Риму стать крупнейшей морской державой.
Самые удобные бухты были в Неаполитанском заливе и в устье Тибра. Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благодатны, как, например, в Египте или в Междуречье, хотя многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и других природных богатствах Италии.
Обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне в настоящее время поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами. Второе условие то, что, хотя большая часть ее берегов не имеет, гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны.
Одно из них особенно выгодно для отражения нашествий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли.
Греческий историк Страбон об Италии, конец I в. до к. э. — начало I в. и. э.
Римляне и их соседи В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем те чении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации. В VIII в. до н. э., т. е.
в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, — греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.
В VIII—VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии.
Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы — крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство.
Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство — все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.
Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген — в будущем главный враг Рима — был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген — важнейший центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII—VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.
С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом. Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов — с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти — пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.
По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V—IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.
Итак, не только природные условия благоприятствовали становлению Рима: римляне начали свою историю, находясь в окружении греков, карфагенян, этрусков, стоявших на более высоком уровне культуры. Общение с ними давало возможность воспользоваться «чужими» достижениями, а это ускоряло темп развития римской цивилизации.
Вопросы и задания 1. Расскажите о природных и климатических условиях Апеннинского полуострова.
Какие преимущества, с точки зрения древних историков, давало римлянам полуостровное положение Италии? 2. Какие племена населяли древнюю Италию9 В какой области жили латины? 3. Расскажите о культуре этрусков Какие загадки связаны с историей этого племени? Что дало римлянам общение с этрусками?
4.
Какие древние цивилизации основывали свои колонии на территории Апеннинского полуострова9 Где они располагались? Какое влияние эти колонии оказывали на развитие римской цивилизации?
§2
ПУТЬ К РЕСПУБЛИКЕ
Вы знаете, что с основанием Рима связана легенда о братьях Ромуле и Реме, которых по приказу жестокого отца бросили в Тибр, а потом их вскормила волчица. Они заложили город Рим, но Рому л, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.
Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.
Римская община в древнейший период
Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе требовало осушения болот.
Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья — фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни ра!ег хатШаз) полностью распоряжался своими домочадцами.
Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго. «Патер фамилиас» был и верховным жрецом фамильного культа предков — Ларов, охраняющих дом. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились главами своих фамилий.
«Римский законодатель1 предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни — пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».
Дионисий Галикарнасский, греческий историк конца I в. до н. э. 1 То есть Ромул.
91 II Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной (а&ег риЪН-сив) и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.
Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам.» Из них образовалась привилегированная часть римского общества — патриции; первоначально только они и считались римским народом.
Источник: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hach_istmir/03.php
Древний Рим и его таинственные города | Интересник
Более тысячи лет они оставались устрашающими властителями Древнего мира. Куда бы ни ступала их нога, им покорялись города, а на их месте возникали новые.
На захваченных территориях римляне быстро изменяли планировку и границы согласно своим представлениям о том, как должен выглядеть метрополис. Кто были эти гении, стоявшие у истоков империи, раскинувшейся на три континента? Что могут рассказать нам города о жизни и духе древних римлян? И какую жестокость с страдания впитали в себя эти стены?
Эти руины расскажут нам о блестящей римской цивилизации и ее городах.
Основание Рима
Многие представляют себе Древний Рим сияющей метрополией, землей императоров. «Я нашел Рим кирпичным, а оставил его городом мрамора», — Август, первый император Рима, 14 год н.э.
Чтобы понять, как римская культура распространилась по Древнему миру, нужно сперва разобраться, как появился город, известный нам как Рим, как истеблишмент на этих территориях проложил путь для других городов по всей империи.
Есть свидетельства тому, что город Рим возник в результате объединения разных племен, живших в обыкновенных деревнях, группировавшихся вокруг семи холмов, на которых и расположился Рим.
Историки полагают, что в этих поселениях были свои цари, правившие крестьянами, которые жили на плодородных склонах и вдоль реки Тибр.
Из всех племен самыми загадочными были этруски. Кем же они были?
Мы ничего не знаем об этрусках кроме того, что они сами сообщают нам через свое искусство. Греки и римляне оставили нам богатое литературное наследие, включая исторические труды, но от этрусков нам не осталось ни легенд, ни эпосов в письменной форме. Все, что нашли специалисты – это немногие монументы, пережившие несколько веков. Эти древние памятники передают нам основную информацию о цивилизации этрусков.
Около 600 года до н.э. этруски основали поселение, ставшее в итоге «сердцем» Римской империи и всех ее городов. Некоторые историки считают, что именно этруски изобрели акведуки, с помощью которых римляне позднее снабжали свои города пресной водой.
Исконным занятием этрусков было сельское хозяйство, но керамика и произведения искусства, которые снова и снова находят в усыпальницах, говорят о том, что они весьма преуспели и в торговле, покупая и продавая ценности в Греции и Карфагене.
Этруски были прославленными художниками, искусными кузнецами и строителями. По картинам, найденным в их хорошо сохранившихся гробницах, понятно, что ценностями для этрусков были любовь и страсть.
Мистицизм и прорицание были в почете и считались науками. Этруски верили, что будущее можно предсказать по полету стаи птиц или по печени убитого животного.
С этрусками соседствовали латиняне, самниты и сабиняне. Эти племена тесно сотрудничали в торговле и перенимали образ жизни друг друга, поэтому историки затрудняются сказать, кем именно были римляне.
Известно лишь, что люди, поселившиеся на этой территории и получившие независимость от этрусских верховных мужей, стали называться римлянами.
Как же произошло основание Рима?
История о многом умалчивает, мистифицируя и подкидывая нам противоречивые факты. Самая известная легенда связывает происхождение Рима с богом Марсом в 9 веке до н.э. Главный бог латинской расы оплодотворил вестальскую деву, родившую на свет братьев Ромула и Рема.
Но весталка нарушила священное римское право, забеременев. Ей пришлось отказаться от своих детей, она посадила их в корзину и отправила вниз по реке Тибр. Они не утонули: Тибр был спокоен, и дети были в безопасности. Их нашла волчица и вскормила своим молоком. Это известная статуя и символ Рима. Ромула и Рем предстают полубогами, что позволяет римлянам считать, что они ведут свой род от бога.
Легенда гласит, что повзрослев, Ромул убил своего брата-близнеца, чтобы быть единоличным правителем и царем. Откуда пошла эта легенда?
Есть предположение, что историки того периода просто сочинили эту легенду в качестве божественного оправдания завоевания чужих земель и переделки городов по образу Рима.
Участие бога в рождении и жизни близнецов позволяет Ромулу и дальше воплощать свои коварные замыслы. Царь Ромул пригласил людей со всей Италии, даже бродяг, поселиться в Риме. Сделал он это для укрепления своей мощи.
Ромул отправился в соседние племена, чтобы найти жен для холостяков своего города, но его попытки не увенчались успехом: кто согласится отдать свою дочь за преступников, даже если об этом просит царь? Но вскоре Ромул добился своего.
Он созвал племена в Рим на празднества в честь бога Нептуна. Но когда торжества уже подходили к концу, царь подал особый сигнал, развлечения сменились ужасом и разорениями: молодые римляне захватили арену и изнасиловали сабинянских дев.
История об обесчещенных сабинянских девах частично рассказывает нам о том, кто составлял население Рима. Это же жестокое преступление объясняет, почему так трудно определить, кем именно были римляне. Но была ли трагедия сабинянских дев правдой или мифом – остается загадкой. И был ли в действительности царь по имени Ромул, основавший Рим?
Несколько археологических находок, сделанных в разные века, дают нам основание поверить в эту знаменитую легенду. Один из таких памятников – дом Ромула на Палатинском холме. Некоторые историки полагают, что эта хижина когда-то была домом Ромула – первого римского царя.
Может ли археология предоставить нам подтверждение тому, что в раннем Риме вообще были цари?
Доказательство нашлось на римском форуме в конце 19 века: это криптографическая надпись, называемая Ляпис нигер, «Черный камень», потому что ее обнаружили под плитами черного мрамора. На камне написано, что любого, кто потревожит это место, ждет проклятье. Если царь обнаружит, что кто-то ступил на эту дорогу, он конфискует скот преступника. Пусть каждый свернет и пойдет окольным путем.
Узнав больше о Риме, царях и жителях хижин, мы может представить, каким стал вечный город под властью императоров 6 веков спустя.
Становление Рима
И все же как происходило превращение группы деревень в город-республику, а затем и в столицу целой империи?
История становления Рима – пример прагматизма и силы. Он стал «сердцем» империи, когда римляне захватили остальную Италию, Грецию, Испанию и Африку.
Римский форум – древнейший памятник римской архитектуры, именно отсюда начал свою историю город. Вскоре он стал важнейшей артерией Рима: здесь были рынки, храмы, Сенат, собрания.
Завоевывая все новые города мира, римляне строили дороги от центра к дальним владениям империи. Каждая дорога должна была вести обратно к дому в Риме — к форуму.
Около 509 года до н.э. Рим из объединенного поселения хижин превратился в республику, управляемую органом власти – Сенатом.
В поздний период Римской республики во 2 веке до н.э. были затеяны и выиграны многие войны. Очередные победы приносили деньги, на которые строились новые города.
Одним из важнейших героев Римской республики был Юлий Цезарь – храбрый генерал, чьи победы сделали этого отважного полководца, его солдат и весь Рим богатыми.
У Цезаря были миллионы почитателей, но были и враги. Боясь, что его усиление приведет к становлению монархии, заговорщики убили Цезаря на пике его славы.
Смерть Цезаря стала символом конца Рима как республики. Полтора тысячелетия спустя Шекспир выразил, что являл собой Цезарь для республики в оратории Марка Антония:
И вы, и я,
И все мы пали с Цезарем; над нами
Кровавая измена торжествует
Вы плачете? Я вижу, состраданье
Проснулось в вас. Те слезы благодатны
Марк Антоний из пьесы «Юлий Цезарь» Шекспира.
В течение двух лет сами заговорщики были убиты. Римский народ объявил Юлия Цезаря богом.
Смерть Цезаря открыла путь на престол его усыновленному наследнику Октавиану, ставшему позднее первым императором Августом Цезарем.
Он смог сделать невозможное: удержать в единстве весь римский мир. Уже в юном возрасте он воевал и одерживал победы. Главной проблемой для него стали удержание власти, консолидация сил и создание структуры, способной сплотить римскую цивилизацию на четыре последующих столетия. И ему это удалось.
Есть известная поговорка о том, что Рим не был построен за один день. Ни один император не приписывал себе создание столицы. Каждый успешный правитель стремился оставить свой след в истории, создавая массивные сооружения во благо народа и чтобы увековечить себя. Чаще всего это достигалось вторжением на чужие территории и основанием на их месте новых римских городов.
Это был Рим Прославленный, Город Императоров с 1 века до н.э. по 5 век н.э.
Жизнь в Риме
Постепенно на стал крупнейшим городом того времени. Он привлекал людей разнообразием занятий, необычностью и развлечениями. Кто-то радовался разнообразию и различием между людьми, а кто-то критиковал их. Рим сочетал в себе красоту добродетели и упадка.
«Наслажденье чаще всего шатается где-нибудь возле бань и парилен, ища укромных мест, где потемнее, куда не заглядывает городская стража. Изнеженное, насквозь пропитанное неразбавленным вином и духами, зеленовато-бледное лицо, накрашенное и нарумяненное, как приготовленный к погребению труп» — Сенека, 64 год н.э.
Источник: http://interesnik.net/drevnij-rim-i-ego-tainstvennye-goroda/
Бог Сатурн в древнем Риме
: 3 / 5
Сатурн является римским богом сельского хозяйства, посевных работ, урожая и семян. Интерпретированный как самое многофункциональное божество в римской религии, Сатурн также воспринимается как бог богатства и изобилия.
Шестая, самая дальняя от Земли планета, также называется Сатурном, и занимает самое большое количество времени для завершения одиночного орбитального круга.
Предполагается, что эта планета была названа в честь бога Сатурна из-за его отношения к греческому богу Хроносу, богу времени.
Характеристики
Сатурн часто изображается пожилым человеком с длинной белой бородой и вьющимися волосами. В некоторых описаниях у Сатурна есть крылья. Его изображают сильным, мускулистым и немного завуалированным.
Сатурн был интеллектуальным и волевым богом. Поскольку он контролировал Золотой век, он был связан с рождаемостью, сельским хозяйством, силой и справедливостью. Для него все люди были равными, и поэтому его правление было справедливым.
Связанный с Сатурном персонаж
Сатурн был приравнен римлянами к греческому богу Кроносу. В генеалогии греческих богов характер Кроноса был адаптирован к Сатурну. Однако Сатурн отличался от Кроноса, потому что последний, согласно легенде, содержался в тюрьме в Тартаре. Сатурн, напротив, считался одним из ранних королей Рима во времена золотого века римского процветания. Как утверждается в мифологии, он преподавал римское земледелие и другие ремесленные навыки.
Изобразительное искусство
В искусстве Сатурн обычно изображается с косой, серпом или обрезным ножом. В других случаях его изображают пожирающим детей из-за его связи с Кроносом. Эта разносторонняя интерпретация является показателем истечения времени и появления новых поколений. На настенной картине в Помпеях, Сатурн изображен в белом халате и с вуалью на лице. В правой руке он держит серп и его поза отчетливо показывает, что он готовится к действию.
Мифы о Сатурне
Согласно легенде, Сатурн убежал от своего разгневанного отца Коэлуса и поселился в Риме, в городе Лаций. Двуликий Янус благословил появление Сатурна. Янус был богом рождения и смерти, прошлого и будущего, а также начала и конца. Поэтому римляне доверившись его мнению, с почтением отнеслись к Сатурну.
В течение длительного времени в период Золотого века Сатурн вместе с Янусом правили городом Лаций. Город процветал, а люди жили в достатке и гармонии. Сатурн обучал римлян как правильно выращивать и использовать виноград. Он учил их быть цивилизованными. Отсюда следует, что он также являлся богом богатства.
Другая легенда гласит, что Святой Августин считал Сатурна богом евреев. В X веке Альхабиты утверждали, что Сатурн был основоположником «иудаизма». В еврейской традиции он в основном представлен лысым стариком без одежды. Сатурн, таким образом, является частью не только греческих и римских мифов, но и других мировых мифологий.
Пути поклонения
Римляне всегда считали, что если они будут приносить жертвы богам, то боги будут милостивы к их просьбам и молитвам. Сатурн был одним из наиболее часто почитаемых богов и часто получал жертвы и дары в своем храме.
Во время этих жертвенных обрядов голова жертвующего была покрыта, в отличие от жертвоприношений другим римским богам, где голова человека не обязательно должна была покрываться вуалью.
Причиной этому являлся тот факт, что Сатурн воспринимался как отец истины, и в знак уважения не подобало показывать лицо.
Праздник Сатурналия
Фестиваль Сатурналий, который был одним из самых фундаментальных, популярных и живых событий в римском календаре, был назван в честь Сатурна. Первоначально он отмечался 17 декабря, но позже он был продлен до семи дней, начиная с той же даты, но заканчивался 23 декабря.
Этот ежегодный фестиваль попадал в период зимнего солнцестояния. Во время фестиваля люди радовались, пели, танцевали, угощались вкусными блюдами, играли в разные игры. Праздник был абсолютно для всех. В честь фестиваля выпускали на волю рабов и хозяева менялись с ними местами.
Рабы одевались в одежду хозяев, а те в свою очередь подчинялись им. Они все ели за одним столом и общались как равные. На время праздника происходил переворот всех социальных норм. Пока длился фестиваль отменялись казни и другого рода наказания.
Таким образом, фестиваль Сатурналий помог привлечь всех людей на один уровень и способствовал идее равенства и братства. Однако после фестиваля сборщики налогов возвращались, и продолжались вестись все финансовые счета. Это показывает другую сторону Сатурна — урегулирование счетов.
Позже римские христиане заменили Сатурналию Рождеством. Торжества были похожи: также было полно еды, питья и подарков.
Храм божества
В 498 году до н. э. римляне построили Храм Сатурна возле Капитолийского холма в Риме. Ранее этот холм был известен как Сатурн Монс, иначе известный как Гора Сатурна. Храм оставался центром и постоянно восстанавливался на протяжении веков. В Храме Сатурна размещалась государственная казна, которая была там некогда найдена.
С тех пор Храм начал использоваться как официальное место, где содержалось все золото и серебро Римской империи, что символизировало роль Сатурна как бога изобилия. Именно оттуда брались средства для проведения гладиаторских боев, которые проходили в декабре в течение десяти дней. Предположительно, статуя Сатурна внутри здания была изготовлена из дерева и наполнена маслом.
Ноги статуи были обернуты шерстью, которую убирали лишь на время празднования Сатурналий.
Литература
Альбиус Тибулл, латиноамериканский поэт, родившийся в 54 г. до н. э., написал стихотворение под названием «День Сатурна», которое в конечном итоге привело к слову «Суббота» на английском языке.
Другой известный поэт, Гай Валерий Катулл, описывал фестиваль Сатурналии как самые великие и необычные дни, которые он когда-либо наблюдал.
Феодосий Макробий, писатель Древнего Рима живший в 5 — м веке, написал семь книг Сатурналий, представляющих значительный исторический ресурс по римской истории, мифологии и критического дискурса.
Магия
В магической практике божество рассматривают, как покровителя времени и смерти. Ранее он считался Богом земледелия и жизненных сил. Отвечает за карму.
- Цвета: темно-синий, черный.
- День — сб.
- Камни: аметист, оникс.
- Атрибуты: серп, корзина с зерном.
Присоединяйтесь!
Источник: https://tarovsem.ru/vikka/bozhestva/saturn.html
Римские боги
Цицерон писал:
«Благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы, римляне, превзошли все племена и пароды».
Римляне почти полностью переняли греческих богов — они просто дали им другие имена. Их образы, цвета, символы и заклинания остались теми же; все что вам нужно сделать, это просто заменить Зевса на Юпитера, и так далее; однако это не говорит о том, что они полностью совпадают.
Существует небольшая разница между римскими и греческими богами в том, что различные имена помогают лучше понять их. Как правило, римские боги серьезней и тверже греческих; они добродетельнее и надежнее. Некоторые считают римских богов слишком ограниченными и немного замкнутыми, однако они, конечно же, обладают и хорошими качествами. Например, некоторая жестокость Афродиты меньше выражена в Венере, Юпитер не такой деспотичный, как Зевс.
Выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.
Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.
Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии. Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня любви и плодородия. Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности.
Аполлон — бог солнца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.
Римская богиня Юнона имела титул Монета — «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого слова произошло общее название денег — money.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину — богиню растительности и преисподней и Либора — бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества.
Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения.
Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.
Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать копья в воду.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.
Когда император умирал, его причисляли к богам, а к имени добавляли титул Divus – Божественный.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством.
Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью.
Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э.
были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса.
Все планеты Солнечной системы, кроме Земли, названы именами римских богов.
Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, — таков был верховный владыка богов Юпитер.
Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.
Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.
Читайте здесь еще об Италии!
Источник: https://www.ice-nut.ru/italy/italy239.htm
Боги и Богини Древнего Рима и Греции
Дорогие посетители, если Вам нужно узнать больше про достопримечательности, историю, культуру и прочую информацию оставьте запрос внизу или напишите на [email protected]. Наши добровольцы соберут информацию со всех местных сайтов, переведут на русский и опубликуют. Сделайте Ермак Трэвел Вашим личным окном в мир.
Римский Пантеон богов и богинь
Римских богов было много. Очень много. По сути римский пантеон богов включил в себя пантеон богов почти всех народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. По мере того как росла Римская Империя, римляне поглощали не только территории, но и их небесных покровителей.
В отличие от греков, римляне не имели историю мифологического повествования. Однако, у них была развита система ритуалов и богатый набор легенд об основания Рима.
Конечно основа римских богов были либо заимствованы у греков, либо свои боги и богини были подогнаны под греческие культы. К этому пантеону богов были добавлены соседние местные бога и богини.
С течением времени первоначальная религия древних римлян была изменена путем добавления многочисленных и часто противоречащих друг другу богов и традиций.
Но не следует считать римлян либералам в отношение религии и культов. В римской империи можно было поклонятся всем богам, но боги Рима были главными. В языческой культуре победа на поле боя была одержана не только армиями, но богами- покровителями этой армии.
Таким образом боги иных культур как и их поклонники должны были признавать главенство богов победившего племени. Обычно язычники победив и завоевав врагов уничтожали их храмы и святилище. Боги повержены, зачем им молиться. Римляне сделали поправку в эту логику. Молитесь вашим богам- лузерам, но признавайте наших богов главенствующими.
Если эти народы не признавали богов Рима то римляне крайне жестоко подавляли такие течения.
Исключение было сделано только для иудеев. Им разрешалось молиться единому Богу Авраама, не признавая богов Рима. Но евреи жили всегда особливо и римляне избегали общение с этим народом. Понять их было можно. Римляне считали, что их гости должны были приходить с подарками не только для хозяев дома, но и для гения дома т.е. его покровителя.
Те кто приходили в дом не принося подарка божеству- покровителю могли навлечь гнев гения на хозяина и его семью. Ну а со стороны иудеев понятно, что приносить жертву какому то домовенку было грехом против единого Бога. Естественно та же логика распространялась на всю империю. Религиозное недопонимание между культурами конечно вело к взаимному страху и ненависти.
Поэтому основы европейского анти- семитизма лежат задолго до появления христианства.
Кстати о христианах. Та же логика анти- иудаизма постигла и и христиан. Но если иудеи не желали особенно общаться с внешним миром, то христиане конечно несли свою проповедь всем народам империи и поэтому подрывали все религиозные устои общества. Этим и объясняется редкие, но очень жестокие гонения против христиан.
Родословная Греческих и Римских богов
Основные божества Древнего Рима
Имя | Происхождение | Первоначальное название | Описание |
Аполлон | Греция | Аполлон | Аполлон был одним из наиболее важных из олимпийских божеств. Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, Аполлон почитался как бог света и солнца, истины и пророчества, медицины, стрельба из лука, музыки и поэзии. Один из самых важных храмов города Помпеи стоял на Форуме города. |
Асклепий | Греция | Асклепий | Древний римский бог медицины и целительства в древней Греции. Отец Гигиея и Панацеи. Асклепий представляла собой целебный аспект медицины. Жезл Асклепия, был изображен в виде посоха с переплетены змеями. До сих пор этот символ остается символом медицины. |
Вакх | Греция | Дионис | Древний римский бог Дионис был одним из двенадцати олимпийцев, главных богов Древней Греции. Он был самым веселым и почитаемым богом так как он был богом вина и опьянения. Для римлян он был также божественным покровителем земледелия и театра. |
Церера | Греция | Деметра |
Источник: https://ermakvagus.com/Europe/Italy/Pompeii/gods-rus.html