Где была установлена первая рождественская елка

Новогодняя елка — история и происхождение

Где была установлена первая рождественская елка

История Новогодней елки насчитывает много тысячелетий. «Прообразом» этой очаровательной и нарядной героини новогодних праздников стало Мировое Дерево. В древние времена оно символизировало собой устройство мира и само считалось центром мироздания. Его корни, уходящие глубоко в землю, — преисподняя.

Его мощный ствол с ветвями — наш наземный мир, его крона, тянущаяся в небеса, — Рай, связь человека с Высшими Силами. У славянских народов Мировое Дерево ассоциировалось с березой, у древних египтян — с пальмой.

В Греции центр мира олицетворял собой кипарис, в Риме — фиговое дерево, а у кельтских народов — омела.

Окончательно традиция украшать дома деревьями сформировалась только в Средние Века. День зимнего солнцестояния (22 декабря, самый короткий день в году) считался особенным, так как именно на него, по поверьям, выпадал день рождения Адама и Евы.

Поэтому в старину в этот день люди устанавливали в своих домах вечнозеленые растения, украшенные красными яблоками.

Впрочем, вместо настоящих яблок на хвойные праздничные деревья уже в 15 веке стали вешать стеклянные шары и другие игрушки круглой формы.

Новогодняя елка — символ Нового года и Рождества

Приблизительно в это же время ель становится символом Рождества (которое отмечается 25 декабря и по дате почти совпадает с днем рождения Евы и Адама). Как уверяют письменные источники, впервые на рождественские праздники наряженную елку установили в немецком городе Страсбурге, в начале 16 века. За несколько столетий эта красивая традиция распространилась по всей Европе. А к началу 19 века она добралась и до Америки.

Новогодняя елка на Руси

На Руси первая новогодняя елка появляется благодаря Петру I. В 1699 году он издал указ вести летоисчисление, как принято в странах Европы, от Рождества Христова. И отмечать наступление Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января пышными торжествами с нарядными елками, фейерверками и застольями.

Правда, приживалась на Руси эта традиция очень долго, более 100 лет. Для многих людей символом Нового года (который до Петровской эпохи отмечали 1 марта) оставалась русская березка.

Первая «государственная» елка в честь Новогодних праздников было установлена только в 1881 году, по приказу Великой Княгини Александры Федоровны.

Какой-то период времени после революции 1917 года Новогодняя Елка считалась буржуазным пережитком. Но уже с 1935 года традиция встречать с ней Новый Год вернулась. В наши дни в дни новогодних торжеств нарядные елочки украшают не только все дома, но и главные площади многих столиц мира. Причем, некоторые деревца выглядят очень необычно!

Самые необычные Новогодние Елки

Плавучая искусственная Новогодняя Елка на озере Лагоа в Рио-де-Жанейро. Ее вес — более 530 тонн. Эта елочка входит в Книгу рекордов Гиннесса.

Елка в Мехико 2009 года. Ее высота — 110 метров (40-этажное здание, 1/3 Эйфелевой башни), а вес игрушек — более 300 тонн.

Елка в Абу-Даби, в Арабских Эмиратах, установленная в 2010 году. Она была украшена шарами из чистого золота и серебра. Считается самой дорогой новогодней елкой в мире.

Впрочем, даже самая маленькая и скромная елочка обязательно принесет в ваш дом радость и ощущение настоящего праздника. Ведь Новый Год уже немыслим без этого очаровательного живого деревца, красивого символа Вечности и Бесконечности Мира.

Источник: https://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/novogodnyaya-elka.html

Самая красивая елка в мире (новогодняя жива или искусственная) — Самый самый

Где была установлена первая рождественская елка

В преддверии новогодних и рождественских праздников портал Материнство приглашает вас в путешествие по миру. Давайте вместе удивимся и полюбуемся самыми необычными и восхитительными елками из разных городов и стран!

Самая шикарная елка в Париже

Каждый год в знаменитом парижском универмаге «Галерея Лафайет» рождественская ель впечатляет посетителей новым нарядом – всегда неординарным, но неизменно дорогим, праздничным и торжественным.

Самая знаменитая елка в США

Рокфеллер-центр, Нью-Йорк

Первая рождественская елка появилась на этом месте в 1931 году. Это была скромная елочка, украшенная гирляндами. Ее поставили рабочие, строившие здание будущего всемирно-известного Рокфеллер-центра. Так зародилась традиция, связанная с одной из самых известных в наше время новогодних елок мира.

Управляющий Рокфеллеровским центром каждый год лично отправляется на поиски будущей главной праздничной елки города. Ель ищется на частных участках, причем это обязательно должна быть норвежская ель высотой не менее двух десятков метров, возрастом от 75 лет и весом около 9 тонн.

Для украшения елки используется 30 тысяч лампочек. Венчает лесную красавицу огромная хрустальная звезда, сделанная мастерами всемирно-известной фирмы Swarovski специально для самой большой рождественской елки Нью-Йорка.

Кстати, именно эта елка фигурирует в финале знаменитого рождественского фильма «Один дома — 2».

елка Бразилии — на воде

рождественская ель Бразилии — искусственная, она сделана из металлических конструкций. Ежегодно ее устанавливают на озере Лагоа-Родригу-ди-Фрейташ в Рио-де-Жанейро.

Первый раз такая необычная рождественская елка порадовала жителей и гостей Рио в 1995 году. С тех пор это стало праздничной традицией города.

В конструкцию ели встроено множество лампочек и световых устройств, благодаря которым иллюминация на елке становится настоящим световым шоу: наряд елки меняет цвета и рисунки, показывая зрителям захватывающе красивый спектакль. В елку также вмонтирован электронный колокол, исполняющий рождественские мелодии, и приспособления для пиротехнического шоу.

Уникальная елка на Мальдивах — под водой

Елочка по-зимнему белая, как будто в инее. Но это кораллы, отколовшиеся от своих сородичей, хотя все еще живые. Их собрали вместе, чтобы они срослись и образовали новый коралловый риф. Ну и заодно чтобы порадовать отдыхающих на курорте Anantara Kihavah Villas. Коралловую елочку видно из окон подводного ресторана. Украшениями работают разноцветные рыбки, скаты, черепахи и другие обитатели Индийского океана.

Самая дорогая елка мира — в Арабских Эмиратах

Стоимость: $11 млн

Самая дорогая в истории рождественская елка, по информации журнала Forbes, была установлена в люксовом отеле Emirates Palace в Абу-Даби в 2010 году. Стоимость самого дерева не превышала нескольких тысяч долларов, а вот в случае с елочными игрушками счет шел уже на миллионы: при их создании использовались жемчуг, золото, бриллианты, сапфиры, изумруды.

На елку повесили не только драгоценные шарики, но и ювелирные украшения: часы, браслеты, ожерелья. Столь помпезное празднование Рождества в мусульманской стране кажется необоснованным, но администрация Emirates Palace руководствуется не национальными обычаями, а запросами богатых постояльцев.

Так, в отеле установлен автомат, торгующий золотыми слитками, а в стоимость проживания входит пользование частным самолетом.

Рождественская елка в Лондоне — подарок из Скандинавии

Самая высокая в Великобритании рождественская елка ежегожно зажигается на Трафальгарской площади. Каждый год город получает дерево в подарок от жителей Осло в знак благодарности за поддержку во время Второй мировой войны. Впервые елка была привезена из Скандинавии в 1947 году и с тех пор ежегодно доставляется в Великобританию морем.

Живая елка в Гондурасе

За свои размеры и необычность эта елка вошла в Книгу рекордов Гиннесса. В ее возведении участвовали почти 3 тысячи человек. 

Шуточная елка в Сиетле

Архитектор Патрик Крюгер, хозяин одноэтажного домика в американском Сиэтле, решил подшутить над соседями. Разрезал высокую ель надвое, нижнюю часть поставил в комнате, верхнюю прикрепил на крыше. А вокруг пристроил черепицу — полная иллюзия, что дерево проросло сквозь потолок.

Самая большая елка в Италии

Жители итальянского города Губбио видят светящуюся елку из любой точки города: она размещена на горе Инджино. Высота новогодней красавицы — более 650 метров, в 1991 году елка попала в Книгу рекордов Гиннесса. 

елка Санкт-Петербурга

Главную елку в Санкт-Петербурге ежегодно устанавливают на Дворцовой площади. В 2016 году ее украшали 3 500 шаров и 4 200 метров гирлянд — этой длины хватило бы, чтобы протянуть светящуюся нить от Дворцовой площади до Александро-Невской Лавры.

елка России — в Москве

Главную елку России доставляют ежегодно из подмосковных лесов. Выбирают дерево, используя различные современные средства, в том числе снимки из космоса. В 2016 году ель возрастом 120 лет и высотой 30 метров была доставлена из Истринского района.

Кремлевскую елку устанавливают на Соборной площади и украшают стеклянными игрушками. А вот на Красной площади и на других площадях столицы устанавливают сборные искусственные елки, украшенные в соответствии с современными тенденциями дизайна и техническими возможностями.

Дата публикации 22.12.2016

Источник: https://cultura-yamala.ru/prochee/samaya-krasivaya-elka-v-mire-novogodnyaya-zhiva-ili-iskusstvennaya.html

Как появилась традиция украшать новогоднюю ель

Где была установлена первая рождественская елка

Вечнозеленая ель традиционно используется для празднования зимних праздников (языческих и христианских) на протяжении сотен лет. Язычники использовали его ветви, чтобы украсить свои дома во время зимнего солнцестояния, так как это заставило их думать о предстоящей весне. Римляне использовали елки для украшения своих храмов на фестивале Сатурналий. Христиане используют это как знак вечной жизни с Богом.

В первую очередь надо понять что ель традиционно наряжалась для празднования Рождества, а вовсе не нового года. Наряжать ель на новый год прижилась в России относительно не давно при СССР, так как Рождество праздник христианский, а на христианство в СССР было вне закона.

Никто на самом деле не уверен, когда елки были впервые использованы в качестве рождественских елок. Это, вероятно, началось около 1000 лет назад в северной Европе. Первые рождественские елки, возможно, были подвешивались вверх ногами к потолку с помощью цепей.

Совсем давно ель часто заменяли растениями вишни или боярышника (или ветвями этих деревьев), которые сажались в горшки и помещались внутрь замков, где они цвели на Рождество. Все такие деревья в том числе и вечнозеленые называли Рождественскими деревьями.

Конечно многие не могли себе позволить растение в доме, это была прерогатива богатых. Более бедные люди делали пирамиды из дерева, и они были украшены шишками, яблоками и свечами. Возможно, что деревянные пирамиды должны были походить на Рождественские Деревья.

Рождественские деревья использовались в средневековых религиозных таинствах и праздниках, и устанавливались они перед  церквями в канун Рождества. В ранних церковных календарях святых 24 декабря было днем ​​Адама и Евы. Рождественские деревья представляли райский сад. Перед началом спектакля его часто выставляли напоказ по всему городу, как способ рекламы спектакля. В пьесах рассказывались библейские истории людям, которые не умели читать.

Первая рождественская ель

Первое документально подтвержденное использование дерева на рождественских и новогодних праздниках оспаривается между Эстонским городом Таллин и городом Рига в Латвии! В обоих странах утверждают, что они использовали первыми новогодние ели; Таллин в 1441 году и Рига в 1510 году. Деревья устанавливались на рождество купцами в Ливонии (в настоящее время это Эстония и Латвия).

Конечно сейчас мало что известно о тех деревьях, кроме того, что они были выставлены на городской площади, украсили бумажными цветами, вокруг них танцевали, а затем деревья сжигали. Это больше похоже на обычай Йольского Рождества (языческий праздник). И сейчас трудно говорить с уверенностью для каких целей использовали ели.

На городской площади в Риге, столицы Латвии, установлена ​​мемориальная доска с надписью «Первая новогодняя елка в Риге в 1510 году» на восьми языках.

На снимке из Германии, сделанном в 1521 году, по улицам проезжает дерево, а за ним едет человек. На мужчине одет епископ, возможно, представляющий святого Николая.

В 1584 году историк Бальтазар Руссов описал традицию в Риге украшать елку на рыночной площади, где «молодые люди шли с девушками, сначала пели и танцевали, а затем поджигали дерево» (свободный перевод openfito.ru) , Существует так же запись о небольшом дереве в Бремене, Германия, с 1570 года. Оно описывается как дерево, украшенное «яблоками, орехами, финиками, кренделями и бумажными цветами» и выставлено оно было в доме гильдии (место встречи общества бизнесменов в городе).

Украшение ели на рождество и новый год

Первым человеком, который принес Рождественскую елку в дом, как мы ее знаем сегодня, мог быть немецкий проповедник XVI века Мартин Лютер. Рассказывают, что за одну ночь до Рождества он шел по лесу и посмотрел вверх, чтобы увидеть звезды, сияющие на ветвях деревьев.

Это было так прекрасно, что он пошел домой и сказал своим детям, что это напомнило ему об Иисусе, который пришел на землю на Рождество.

Некоторые люди говорят, что это то же дерево, что и первая ель в Риге, но это не так! Рижское дерево изначально произошло несколькими десятилетиями ранее.

Другая история гласит, что св. Бонифаций из Кредитона (деревня в Девоне, Великобритания) покинул Англию и отправился в Германию, чтобы проповедовать языческим германским племенам и обращать их в христианство.

Говорят, что он встретил группу язычников, собирающихся принести в жертву маленького мальчика во время поклонения дубу. Говорят, что в гневе и чтобы прекратить жертвоприношение, св. Бонифаций срубил дуб, и, к его изумлению, из корней дуба выросла молодая ель.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем был Бог Арес

Святой Бонифаций воспринял это как знак христианской веры, и его последователи украсили дерево свечами.

Рисунок знаменитой королевской елки 1848 года

В Германии первые рождественские елки были украшены съедобными игрушками, такими как пряники и покрытые позолотой яблоки. Затем изготовители стекла делали специальные маленькие украшения, похожие на некоторые из украшений, используемых сегодня. В 1605 году неизвестный немец писал: «На Рождество в ателье Страсбурга ставят ели и вешают на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сладости»

Сначала фигура Младенца Иисуса была помещена на вершине дерева. Со временем он превратился в ангела, которая символизировала Иисуса, или звезду, которую увидели волхвы при рождении Иисуса.

В Великобритании первая рождественская елка была установлена ​​королевой Шарлоттой, женой короля Георга III. В 1800 году она велела украсить елку в ложе королевы в Виндзоре для детского праздника для богатых и благородных семей. Вскоре наличие дерева ели стало популярным среди некоторых богатых семей.

В викторианские времена дерево было бы украшено свечами для изображения звезд. Во многих частях Европы свечи по-прежнему используются для украшения рождественских елок.

В 1860-х годах начали изготавливать подходящие металлические подставки для деревьев. Если бы вы были богатыми, вы могли бы купить их в очень причудливых формах — а у некоторых даже были музыкальные шкатулки которые проигрывали рождественские мелодии.

Как появилась новогодняя ель в России

В 17 веке Петр I повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова и новый год праздновать по-европейски — 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). С тех пор в России на новый год стали украшать хвойные ели, сосны и можжевельник. Правда с его смертью о традиции быстро забыли. Хвойные деревья никак не ассоциировались у Российских граждан с праздником.

Возродила традицию жена Николая I, по происхождению она немка. Она повелела украшать елями царские комнаты в Сочельник и с тех пор традиция только набирала обороты. Всего за 30 лет это увлечение перекинулось на большую часть русского населения, а в 1840 годах появились первые елочные базары.

В советское время ель объявляют чуть ли не вне закона, так как она напоминает о Рождестве. С годами стало понятно что бороться с елкой советскому правительству было не по силам ее все равно устанавливали в домах, даже под страхом преследования и в 35 году ее предложили наряжать на новый год для детей. Так и стала ель новогодней, а ее звезда трансформировалась в пятиконечную, обычно красную, звезду.

Сегодня хвойное и запах хвои дерево прочно ассоциируется с новым годом, хотя по идее должно ассоциироваться с Рождеством, и прочно вошло в нашу жизнь. Единственная проблема это варварские вырубки елей в канун нового года и в моду входит выращивание сосен и ели в дому либо на садовом участке но это уже тема для другой статьи.

Доступные травы 2019  |  Магазин трав и травяных чаев

Источник: http://openfito.ru/art/18-fitodecor/453-praznovanie-rozhdestva-el

Топ-10 Рождественских елок в Нью-Йорке

Самая популярная Рождественская елка в Нью-Йорке, безусловно, возле Rockefeller Center. Ежегодно на нее приходят посмотреть около 125 миллионов человек. Однако и в других районах города наряжают лесные красавицы, которые конкурируют между собой пышностью и праздничным убранством.

Каждое из множества праздничных деревьев города предлагает уникальную традицию, которая началась в Нью-Йорке в 1912 году, когда в Madison Square Park была установлена первая публичная рождественская елка.

 Для тех, кто предпочитает спокойные праздники мидтаунским толпам, мы собрали топ 10 лучших в этом году праздничных елок Нью-Йорка.

Старейшая в стране публичная церемония открытия рождественской елки проводится в Мэдисон-сквер-парке. Впервые в декабре 1912 года с гор Адирондак в Манхэттен  привезли 60-метровую ель. Ее украсили 2300 цветными лампочками. Именно с этого момента появилась традиция торжественно зажигать праздничные деревья. В этом году елочку в Madison Square Park зажигали под живую музыку

2. Нью-Йоркская фондовая биржа

Фондовая биржа Нью-Йорка с 1923 года освещает деловой центр Манхэттена сверкающей рождественской елкой. В этом году ель высотой 65 футов привезли из Нортвейла, штат Нью-Джерси. Украшают дерево 100 гирлянд, которые переливаются 500 узорами. Верхушку ели украшает  шестифутовая звезда. В этом году елочку для публики торжественно зажигали звезды из «Призрака Оперы» и «Уважаемого Эван Хансона»,  Кадетского хора Евангелия в Вест-Пойнте и другие. 

3. Seaport district

Район Морского порта  — одно из любимых мест жителей Нью-Йорка, которые любят зимние развлечения и праздничные торжества.

 В дополнение к потрясающему катку на крыше с видом на залив, на пирсе №17 устанавливают одно из самых красивых праздничных деревьев в городе.

 50-футовую ель в морском порту зажигали в сопровождении рождественских песен местного хора, затем провели соревнования по фитнесу и вечеринку на крыше.  Между пирсами 16 и 17 до Рождества здесь будет работать елочная ярмарка.

Музей Metropolitan

Фавориткой среди множества рождественских елок в Нью-Йорке является и 20-футовая голубая ель музея искусств Метрополитен. Ее традиционно установили в зале средневековых скульптур.

А украсили — в стиле неаполитанского барокко: херувимами и ангелами 18-го века, а также 71-й тематической рождественской фигуркой.

Их еще в 1925 году начал собирать ныне покойный художник Лоретта Хайнс Ховард, а в 1957 году решил передать коллекцию музею Метрополитен. Елка здесь будет радовать посетителей до 7 января.

Нью-Йоркская публичная библиотека

Одна из самых величественных рождественских елок Нью-Йорка стоит в  публичной библиотеке, в здании Стивена А. Шварцмана. Классический вид библиотеки: белый мраморный вход, знаковые мраморные львы, меноры 18-го века придают рождественскому дереву таинственности, залы библиотеки украшены Рождественскими венками. Декор в библиотеке будет представлен до 5 января.

6. Central Park

Для жителей Манхэттена новогодняя елка в Центральном парке представляет прекрасную альтернативу хаосу в Мидтауне.  Вы ее легко найдете, ориентируясь на 110th Street. Торжество официального открытия елки уже состоялось в сопровождении Санты и Рождественских колядок.  До Нового года вы еще можете успеть посмотреть на скульптуры в парке, которые вырезают мастера из глыб льда. 

7. Washington Square Park

45-футовая  ель к югу от арки парка Вашингтон-сквер в конце Пятой авеню зажжет свои огни в понедельник  9 декабря в 6 часов вечера.  Обратный отсчет времени к моменту, когда на елке вспыхнут яркие гирлянды, поможет вести  Санта-Клаус. 

Также церемония будет сопровождаться праздничными песнями в исполнении квартета Роба Сусмана. Зрители смогут присоединиться к пению гимна и рождественских песен. А в канун Рождества в 5 часов вечера публика снова может присоединиться к квартету, чтобы поднять себе настроение новогодними песнями. В этом году рождественская ель здесь зажжет огни 95-й раз!

8. Lincoln Square

В последнее десятилетие Upper West Side в канун Рождества привлекает все больше и больше людей. Они собираются, чтобы посмотреть на шикарную елку, которую традиционно тут устанавливают.

В этом году дерево привезли из лесничества в окрестностях Нью-Йорка и украсили, с учетом последних веяний моды. Официальная церемония зажжения рождественского дерева состоялось 2 декабря.

И с этого момента тут стартовала  череда музыкальных и танцевальных  представлений, а также лепка снежков и вырезание скульптур из льда. 

9. Нью-Йоркский ботанический сад

8 декабря зажжет свои огни роскошная Рождественская ель в ботаническом саду Нью-Йорка. Церемонию будет сопровождать пение колядок и выступление специальных гостей. Любимая Рождественская традиция в ботаническом саду – это праздничное железнодорожное шоу.

 Вы можете наблюдать захватывающее зрелище, когда модели поездов проезжают по очаровательной экспозиции, состоящей из 175 достопримечательностей Нью-Йорка: Статуи Свободы, Бруклинского моста, Рокфеллер-центра и других исторических мест в миниатюре. Каждый объект создан из натуральных материалов, таких как береста, желуди и палочки корицы.

Праздничные шоу будут длиться до 26 января 2020 года. Обо всех событиях Праздничного Поезда вы можете прочитать здесь.

10. Исторический Ричмонд Таун

На Staten Island исторический город Ричмонд празднует Рождество в стиле 19-го века. Все действие развернется 8 декабря перед домом Эдвардса-Бартона, где более ста лет растет красный кедр. Дерево, высотой с четырехэтажный дом, украсят гирляндами длиной в 2000 футов.

  Кроме церемония зажжения елки в Ричмонд-Тауне можно покататься на коньках, в карете, запряженной лошадьми, посетить мастер-классы по изготовлению елочных украшений и сделать селфи на фоне гигантского снежного шара.

 Билеты стоят $10 для взрослых и $8 для детей 4-12 лет.

Источник: http://afisha.nyc/top-10-rozhdestvenskih-elok-v-nyu-jorke/

Из истории латвийских елок: праздники для бедных детей и хоровод даугавпилсских школьников с премьер-министром

Рождественские елки в Латвии часто были демократичными, для бедных детей; а одна не демократичная была сметена волной народного гнева.

То, что самая первая в Европе рождественская елка была установлена именно в Риге, возле городской ратуши в 1510 году, — уже непреложный факт, попавший во все справочники и путеводители.

Но вот как именно эта елка выглядела, сказать трудно. Может быть, это даже была не елка, а другое дерево. Во всяком случае, ангелочки и вифлеемские звезды на ней не висели, это было введено позже, с появлением лютеранства.

А рижская елка, говорят, была украшена искусственными розами. В ее честь на Ратушной площади в Риге можно увидеть специальный памятный знак. Эта елка была доступна для обозрения всем горожанам и тем, кого пускали в город.

Для детей и инвалидов

Eлка давно уже стала символом благотворительности. Например, в 1893 году газета «Курляндские губернские ведомости» сообщала: «Во время предстоящих Рождественских праздников имеет быть устроена в Митавском замке елка для бедных детей.

Проживающие в городе Митаве (Елгаве) лица городского и сельского сословия всех христианских исповеданий, которые, по своей бедности, лишены возможности доставить своим детям радость видеть елку в великий праздник Рождества Христова, имена детей своих, в возрасте от 6 до 12 лет имеют заявить в Канцеляриях тех Приставов города Митавы, в участках коих они проживают»

Указывалось, что «билеты на елку будут выданы исключительно тем детям, кои, по проверке их имущественного положения, окажутся действительно бедными». Очевидно, проверяли, чтобы на елку не проникли дети среднего достатка. Объявление это опубликовано на трех языках — русском, немецком и латышском, для всех детей.

Даже последовавшие вскоре грозные события — две революции и мировая война — не заставили забыть о рождественской елке, а даже как бы наоборот. Известно, что в разгар знаменитых Рождественских боев в декабре 1916 года, латышские стрелки ставили на позициях елки.

Например, сохранилась фотография такой елки, установленной бойцами 1-го Даугавгривского полка под командованием Рудольфа Бангерскиса, позже печально известного инспектора латышского легиона СС.

А вот 1918 год. Мы видим на фотографии русских офицеров из отряда князя Ливена, добровольно помогавших латышам в борьбе с большевиками, возле елки в Риге. Правда, в январе 1919-го город уже был взят красными латышскими стрелками.

С окончанием боевых действий в молодой Латвийской Республике осталось много инвалидов войны. Они объединились в мощную организацию, выпускали журнал «Лачплесис», периодически выходили на демонстрации с разными требованиями.

15 ноября 1923 года, административный департамент МВД сообщал о разрешении министра внутренних дел Союзу инвалидов войны торговать рождественскими елочками в Риге, Лиепае и Елгаве по установленным ценам, начиная от 15 рублей за елочку до 3 футов, повышая цену от 8 до 12 рублей за каждый следующий фут, в зависимости от красоты елочки. А за елки высотой более 10 футов — цена по договоренности. Один фут — 0.3048 метров.

Последняя елочка Улманиса

Русские в Латвийской Республике продолжали праздновать Рождество по православному календарю. «Вчера, 7 января, состоялась елка, устроенная Русским 0бществом в Латвии для бедных русских детей» — сообщала рижская газета «Сегодня» в 1921 году.

«На елку собралось около 600 детишек, которым сначала было предложено угощение в виде кружки какао и полуфунтовой белой булки с колбасой. После этого состоялись игры и танцы вокруг елки, и в заключение всем детям были розданы мешочки с конфектами, яблоками и пряниками, а также игрушки, душистое мыло, носовые платки, книжки и прочее».

Президент Карлис Улманис предавал посещениям елок для бедных детей большое значение. Правда, детей латышских. После 1934 года в каждом декабре пресса сообщала, как вождь появляется на детском рождественском празднике и публиковала фотографию Улманиса с детьми и с латышским Дедом Морозом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Гермес бог чего

В свое последнее рождество в Латвии — 23 декабря 1939 года вечером президент Карлис Улманис посетил 6 роту батальона связи 5 Рижского полка айзсаргов на улице Гауйенас и привез подарки всем детям этой улицы — обувь, варежки, чулки, теплое белье, а так же конфеты и печенье. Подарки детям раздал Рождественский дедушка. Возле елки, вместе с президентом, собрались пятьдесят детей, их родители — рабочие окрестных заводов, а также айзсарги. Дети рассказали про учебу, а взрослые — про работу, сообщила газета «Ритс».

Новый 1940-й год диктатор встречал в Офицерском клубе, в нынешнем парке Кронвалда. И это была последняя елочка Улманиса.

Пришедшие в 1940 году большевики, как известно, Рождество не праздновали. И елка у них была новогодняя. Но все равно для детей. В здании Большой Гильдии на улице Амату, где при Улманисе был Дворец съездов, комсомольцы открыли первый Дворец пионеров. Где и была устроена елка в честь нового 1941-го года.

Вот как описывала это мероприятие газета Padomju Latvija: «Через душистую елочную аллею более чем 600 школьников идут в большой зал. На полпути встречают большого Деда Мороза. В другой раз он грозный, но сейчас даже трусливый зайчик его не боится. Оба весело шагают рука об руку.

В конце аллее в еловом лесу стоит скорчившаяся серая избушка. Это мотивы русской сказки «Баба-Яга».

На избушке на корточках сидит сова. Она, символ мудрости, говорит: «В Советском Союзе родившийся в избушке может стать значительным ученым»

В большом зале елка свергает 500 свечами. На вершине красная звезда. На стене зала рисунки. Там мотив русской сказки «Жил да был крокодил», здесь латышские: Снегурочка, Золушка

Близится 12. Звучат трубы, падает занавес. Там протрет товарища Сталина. Аплодисменты. По радио передают куранты Московcкого Кремля»

Эхо войны

Прошло два года, и газета «Новый путь», издававшаяся немцами в Риге для оккупированных западных областей России, написала: «В Риге в доме № 118 по улице Адольфа Гитлера, где нашла себе приют группа русских беженцев в 36 человек, — праздничный вечер с елкой

Какой-то добрый человек, живущий по соседству, прислал к празднику целую корзину игрушек, которые сам изготовил, вырезав из дерева и раскрасив Другие, пришедшие в гости на елку, принесли кулечки с печеньем и конфетами, по числу детей, потом оделили их глиняными раскрашенными кружками и маленькими сшитыми из материи кошельками. Радость детей не имела границ. Улыбались и матери. Когда раздавали подарки, одна из них сказала: «Это тебе, сыночек, тятька с фронта прислал».

На всех присутствующих этот вечер произвел отрадное впечатление. Сияющие радостью глазенки детей, улыбающиеся матери, — это ли не награда за труд, участие и помощь! Беженцы сердечно благодарили за все и просили не забывать их и впредь; гости, уходя, пожелали всем здоровья и благополучного возвращения на родину, в новую Россию, свободную и счастливую!»

Неизвестно, удалось ли кому-то вернуться.

Первые послевоенные елки несли на себе отпечаток войны. Газета «Циня» описывала встречу нового 1946 года в Центральном доме профсоюзов в Риге. «В эти новогодние дни здесь, в общей семье, порадоваться ярко украшенной елке, посмотреть славные, близкие и понятные детям выступления, дождаться доброго Деда Мороза с подарками, явились сотни молодых граждан».

Помимо елки, детского спектакля под названием «Субботник», песен и танцев, в углу стояла палатка, «где прошедший Отечественную войну офицер знакомил с разным, причем настоящим, оружием — автоматом, самозарядной винтовкой и даже пулеметом. Конечно, большинство посетителей этой палатки мальчики. Но и девочки интересуются военными вопросами» — писала газета.

Закончилось все представлением кукольного театра «Дружба народов» с участием эскимосского мальчика Уликики, грузинской девочки Сулико и ленинградца Коли.

Когда поют министры

Насколько удалось выяснить, традиция, когда рижский градоначальник выбирает в лесу главную столичную елку, зародилась не раньше 1998 года, когда в чащу отправился заместитель председателя Рижской думы Юрис Ритиньш. А первым мэром в лесу стал Гундарс Боярс в 2001 году. Об этом можно почитать здесь.

Менее известна и отражена в пресса традиция, заложенная Иварсом Годманисом, первым премьер-министром после восстановления независимости. Годманис возглавил правительство в мае 1990 года и тут же убрал из вестибюля Совета министров бюст Ленина, вернув на его место статую латвийской Фемиды, стоявшей там ранее с 1938 года. Латвийская Фемида отличается от классической отсутствием весов и повязки на глазах. Меч есть.

А в декабре рядом с символом латвийского правосудия была поставлена елка, украшенная красивыми коробочками. Это были обернутые в золотую бумагу пустые коробки от лекарств. Впрочем, в каждом году украшения были разные.

Один раз повесили золотые стеклянные шары, которые, по мере усыхания елки, падали и разбивались о каменный пол, пугая ночью дежурного полицейского.

На этом месте елка в здании Кабинета министров стояла до 2016 года. В 2011 году кризисный премьер-министр Валдис Домбровскис пригласил украсить елку не только министров, но и учащихся Адажской художественно-музыкальной школы. Это стало традицией. Министры вместе с детьми каждый год мастерили игрушки, наряжали елку и пели.

Премьер-министр Валдис Домбровскис украшает елку вместе с воспитанниками Адажской художественной и музыкальной школы, 2011 год

А первая женщина-премьер в Латвии Лаймдота Страуюма даже пустилась в пляс с даугавпилсскими школьниками.

А в 2016 году привычную лесную красавицу в вестибюле здания правительства сменила маленькая, но шибко умная. 16 декабря премьер-министр Марис Кучинскис зажег первую в Латвии «смарт-елку», призвав активнее осваивать цифровые навыки. Хотя, по его словам, Латвия в области информационных технологий опережает многие экономически более развитые страны.

«Научиться работать с современными технологиями может каждый из нас. И почему бы не начать это делать на Рождество, спрограммировав праздничную елочку», — сказал премьер.

Цифровая составляющая «смарт-елки» состояла в том, что с помощью компьютера можно было управлять цветом елочных игрушек.

В прошлом, 2017 году, елка в Кабинете Министров была уже обычная, украшенная министрами с помощью юных талантов из Риги.

Вот такие в Латвии были елки, в большинстве своем демократичные, для бедных детей.

Снесенная елка

Отдельно хочется вспомнить об одной крайней недемократичной, сметенной волной народного гнева.

В декабре 2012 года в рамках художественной акции «Путь Рождественской елки» в Риге возле Национальной оперы был установлен художественный объект «VIP-елка». Автор — студент Латвийской академии художеств Эйнарс Тимма.

Объект представлял собой маленькую елочку на постаменте, окруженную шестью полиуретановыми людьми в черном — телохранителями в соответствующих костюмах и очках. Это произведение современного искусства было размещено 7 декабря и должно было стоять до 13 января. Однако не дожило до нового года.

Как сообщила газета Diena со ссылкой на полицию и Управление культуры Рижской думы, одной декабрьской ночью полицейские в Верманском саду заметили трех лиц в состоянии алкогольного опьянения, тащивших безголового человека в черном. Оказалось, вандалы 1991-1994 годов рождения безжалостно разрушили художественную композицию.

Руководитель отдела праздничного городского оформления Управления культуры Рижской Думы Гунтарс Камбарс сказал газете, что и некоторые другие объекты оказались повреждены, но такое, чтобы художественный объект был уничтожен полностью, произошло впервые. А он, между прочим, обошелся Рижской думе в две тысячи латов.

Художник выразил сожаление и заметил, что его произведение никого не отставило равнодушным.

Нарядная на праздник к нам пришла: в Риге начинается «Путь рождественских елок»

Напоминаем, что сегодня в Даугавпилсе состоится зажжение главной городской елки. Портал Gorod.lv будет вести прямой эфир этого мероприятия на своей странице в Фейсбуке. Присоединяйтесь!

Источник: https://gorod.lv/novosti/299550-iz-istorii-latviiskih-elok-prazdniki-dlya-bednyh-detei-i-plyas-daugavpilsskih-shkolnikov-s-premer-ministrom

Реабилитация ёлки

Сегодня весьма примечательная дата в нашем новогоднем календаре. Ровно 80 лет назад, 28 декабря 1935 года,  в СССР начался процесс реабилитации ёлки и Деда Мороза. Именно в этот день на первой полосе главной газеты советской страны — «Правды» — появилась небольшая заметка «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!»

Но что же этому предшествовало? Давайте быстренько пробежимся по нашей «рождественско-новогодней истории» последних двух веков.

Рождественская ёлка

В России Рождество издавна было вторым, после Пасхи, христианским праздником, но вот ёлка как непременный атрибут этого праздника появилась относительно недавно.

Да, известно, что Пётр I после возвращения из-за границы издал 20 декабря 1699 года указ, коим предписывалось летоисчисление вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и первым днём года считать 1 января, а не 1 сентября.

Этим же указом предписывалось пускать фейерверки, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».  Правда, после смерти царя-реформатора про ёлку практически забыли. Вернули её к жизни в начале XIX века немцы, обосновавшиеся в Петербурге.

Дело в том, что Германия считается первой страной, где была введена рождественская ёлка специально для детей. Обжившись в России немцы, естественно, продолжали соблюдать обычаи своей родины, в том числе и рождественскую ёлку. А за ними эту моду воспринял и высший свет Петербурга. Вот как об этих событиях пишет доктор филологических наук Е. В. Душечкина:

«И вдруг на рубеже 1840-х годов последовал взрыв. «Елочный ажиотаж», охвативший в это время Петербург, нуждается в объяснении.

Думается, что мода на «немецкое нововведение», которое из домов петербургской знати распространялось по менее состоятельным домам, подкреплялось модой на немецкую литературу и прежде всего — на Гофмана, «елочные» тексты которого пользовались большой популярностью.

«Щелкунчик» и «Повелитель блох», выходившие к Рождеству отдельными изданиями, представляя детям специальное праздничное чтение, попутно способствовали распространению в российских домах обычая рождественской елки, а иллюстрации к ним помогали закреплению ее зрительного образа».

“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”. С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века.

В 1852 году в Петербурге в Екатерингофском вокзале была устроена первая «публичная» ёлка. А к концу XIX века рождественская ёлка стала обычным явлением и непременным атрибутом Рождества. Известный педагог того времени Е. Швидченко в 1898 году писал:

«В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России. Редкая школа по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки. Все уже так привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не в праздники. И сколько радостей она приносит детям, сколько восторгов, сколько разговоров.

Уже одни только приготовления к елке способны занять детей на несколько недель и доставить им громадное удовольствие.
Общее внимание, любопытство и радость усиливаются, когда елка привезена и ее начинают украшать, убирать.

Посмотрите, с каким восторгом один ребенок клеит самый простой мешочек для конфет и пряников, другой подчищает и заправляет свечи, третий связывает свечи, четвертый вешает на ветки игрушки, пятый сортирует и укладывает под елкой подарки
А в самый день «елочного праздника» — кто опишет восторги детей? Как искрятся их глазенки, каким румянцем горят их личики, с каким воодушевлением они поют песни, как они пожирают глазами елку! Елка для них в это время — не кусок дерева, нет! — это красавица, которая так же живет и радуется, как они, она живет вместе с ними и они с ней Словом, рождественская елка имеет для детей огромное значение. Она дает им столько удовольствий, что трудно выразить».

Новогодняя ёлка

После революционных потрясений 1917 года для ёлки настали тяжёлые времена. В первые годы Советской власти ёлку особо не трогали. Известно, что 7 января 1923 года в большом зале санатория «Горки» состоялась ёлка с участием В. И. Ленина и Н. К. Крупской, организованная М. И. Ульяновой.

К концу 1920-х годов ситуация кардинально изменилась. Это было время широкой антирелигиозной пропаганды, одной из жертв которой стала и рождественская ёлка. Вот некоторые лозунги того периода:

«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!»

«Родители! Не сбивайте нас с толку, не делайте Рождества и елку!»

«Не надо елки детям, елки — поповские сети».

«Что елка для ребят? — Яд!»

В числе первых борцов за новый быт были пионеры и комсомольцы, мнения активистов антирелигиозной пропаганды публиковались в центральных газетах. Вот скажем, что писал некто Е. Гордиенко в газете «Правда» за 23 декабря 1928 года:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали ангела

«Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду среди учащихся и рабочих, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что Универпочта предлагает елочные украшения. Предлагаю Универпочте поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».

Спустя год, 22 декабря 1929 года, «Комсомольская правда» писала:

«Комсомол проводит в настоящее время подготовительную работу к антирелигиозной кампании во время рождественских праздников. Всем ячейкам дано конкретное задание — организовать кружки безбожников, устроить антирелигиозные вечера-постановки, создать добровольные группы организаторов антирелигиозной работы, а также организовать карнавалы, на которых будет распространяться антирелигиозная литература».

Развернулась антиёлочная кампания и в детских садах, где ребятишки разбивали ёлочные украшения и ходили с плакатами «Нам не нужно рождество, не нужна нам елка!».

А вот что писал про ёлку известный в те времена поэт Демьян Бедный:

«Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребеночком годочков пяти
Советского тут ничего не найти!»

Казалось бы, с ёлкой совсем покончено, но тут грянул гром: 28 декабря 1935 года газета «Правда» на первой полосе публикует заметку под заголовком ««Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». Вот её содержание:

В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

 
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

 
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей.

В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило накануне Нового года елку для своих ребятишек.

Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. 
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. 
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. 
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Под заметкой стояла подпись — П. Постышев (напомню, что П. П. Постышев в это время был кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и вторым секретарём  ЦК КП(б) Украины). Н. С. Хрущёв в своих мемуарах писал об этом так:

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город». Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали.

Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?» Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

 Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

Надо сказать, что первыми идею Постышева поддержали комсомольцы, уже на следующий день «Комсомольская правда» опубликовала Постановление ЦК ВЛКСМ «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года», где говорилось:

«Рекомендовать комсомольским и пионерским организациям провести 31 декабря с. г. в школах вечера учащихся 7, 8, 9 и 10 классов, посвященные встрече нового, 1936 года.

Вечера, посвященные встрече нового года, должны пройти весело и организованно на основе самодеятельности самих учащихся: пение, декларация, музыка, физкультурные выступления и игры, самодеятельные спектакли и инсценировки, не допуская на этих вечерах всякого рода докладов о деятельности школы, об общих задачах наступающего года и т. п.

 
1 января для учащихся младших классов устроить силами комсомола и пионеров елки в школах, детских клубах и детских домах. К организации елок необходимо привлечь родителей, шефов школ, и организовать различные подарки детям».

Одобренная на советском политическом Олимпе реабилитация ёлки состоялась. Правда, теперь ёлка превратилась из рождественской в новогоднюю, и на её вершине место восьмиконечной вифлеемской звезды заняла пятиконечная красная звезда (любопытно, что именно в 1935 году пятиконечные красные звезды появились на пяти башнях Московского Кремля).

Первая в СССР новогодняя ёлка прошла во Дворце пионеров и октябрят в Харькове (тогда столице Советской Украины) 31 декабря 1935 года. В следующем, 1936 году, новогодняя ёлка прошла и в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1963 г.

Собственно говоря, с тех времён новогодняя ёлка и начала своё триумфальное шествие по нашей стране «от Москвы до самых до окраин». Естественно, с неразлучной парой — Дедом Морозом и Снегурочкой.

Источник: https://politinform.su/44560-reabilitaciya-elki.html

История новогодней елки в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 декабря 2016 г. в Истринском районе Московской области срубят ель, которая затем будет установлена на Соборной площади Кремля и станет главной новогодней елкой России.

Как ожидается, дерево доставят в столицу на специальном автопоезде 17 декабря.

Зарождение традиции

В России первые рождественские ели появились в годы Смутного времени (1598-1613), после польской интервенции. Однако широкого распространения эта традиция не получила, елки ставили только в царских покоях и боярских палатах.

Во время правления Петра I (1672-1725) хвойные деревья перед праздниками стали устанавливать в Москве, в частности, на Соборной площади Кремля, в Гостином дворе.

Этот обычай царь перенял у живших в Немецкой слободе (ныне — район Лефортово) европейцев, в первую очередь, немцев.

29 и 30 декабря (19 и 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летосчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. Ранее в России использовалась византийская система летосчисления, в которой счет шел «от сотворения мира» (от 5508 года до н.э.), а наступление года отмечали 1 сентября.

Главные улицы Москвы, а также дома знати было велено украшать хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы — поставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей». Праздник Нового года продолжался семь дней. Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, устраивался фейерверк, пушечные и ружейные салюты.

Рождественская ель стала одновременно символом Нового года. Деревья наряжали на Рождество 25 декабря (с 1919 г. — 7 января), и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.).

В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки.

В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус — на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.

Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. в Санкт-Петербурге в здании Екатерининского (ныне — Московского) вокзала. Позднее общественные елки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их ставили в здании Благородного собрания в Охотном ряду (ныне — Дом Союзов). Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.

Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.

Возрождение праздника в советские годы

После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

В последующие годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском дворце. Однако в середине 1920-х гг. в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества было запрещено. Официальные новогодние торжества также были отменены как «буржуазные» и «поповские пережитки».

28 декабря 1935 г. в газете «Правда» была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

В ней автор предложил положить конец «неправильному осуждению елки» и призвал устроить под Новый год коллективные праздники для детей.

29 декабря «Правда» опубликовала постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января силами комсомольцев и пионеров елок в школах, детских клубах и детских домах.

В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж — Дед Мороз (в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави), спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка. Наряду с традиционными елочными украшениями появились новые игрушки — фигурки космонавтов, самолеты, танки, ракеты, початки кукурузы и др. Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная красная.

23 декабря 1947 г. указом Президиума Верховного совета СССР 1 января был объявлен праздничным и выходным днем.

С 1954 г. новогодний праздник для детей и молодежи проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. С 1962 г. его стали проводить в Кремлевском дворце съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец).

На первую кремлевскую елку были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Трансляция велась по радио, а в газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор праздник в Кремле стали называть главной елкой страны. С середины 1960-х гг.

он проходит в форме сказочного представления.

Ель на Соборной площади

С декабря 1996 г. на Соборной площади Кремля устанавливают живую ель. В 2001-2004 гг. из-за сильных морозов живое дерево заменяли на искусственное.

Ель для Соборной площади Кремля доставляют из Московской области (с 2015 г. — из Истринского района). Поиски подходящего дерева начинаются в конце лета, при этом используются данные космической и вертолетной съемки. Ель отбирает специально образованная комиссия Управления делами президента РФ совместно с представителями муниципалитетов, специалистами лесного хозяйства, транспорта, деятелями культуры и искусства.

Главный критерий отбора — визуальная привлекательность, размер и стойкость к перемене погоды. Для удобства транспортировки выбирают дерево, растущее вблизи дороги.

Параметры ели: возраст — не менее 80-100 лет, высота — от 30 м, диаметр у места сруба — не менее 60-70 см, размах лап — 15 м. Кроме того, дерево должно иметь пирамидальную крону, густую хвою насыщенного цвета и прочные ветви, чтобы выдерживать перепады температур.

В Москву его доставляют на специальном автопоезде. В Кремль ввозят через Спасские ворота, которые в обычные дни закрыты для проезда транспорта.

По традиции, в украшении ели участвуют дети из многодетных семей, воспитанники детских домов.

После новогодних праздников ель демонтируют, ее древесина идет на сувенирную продукцию.

Представление в Кремле

Главное новогоднее представление — Общероссийская елка в Государственном Кремлевском дворце. Ежегодно ее посещают более 5 тыс. детей. Среди них — победители конкурсов и олимпиад, воспитанники детских домов и интернатов, дети, чьи родители погибли в горячих точках, и др.

В 2014 г. на представление впервые приехали школьники из Крыма.

В 2015 г. на елку были приглашены также дети из Абхазии, Южной Осетии и Донбасса.

Источник: https://tass.ru/info/1656189

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию