Что значит быть православным человеком

Людмила Ильюнина, православный журналист и писатель

18-02-2017, 13:56 Просмотрено: 5 526

На встречу с читателями Нарвской центральной библиотеки Людмила Ильюнина, писательница, журналист, публицист, главный редактор журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга», принесла целую подборку книг, объединенных одной темой – темой Святой Земли.

«Я думаю, эти книги могут быть интересны не только людям верующим, но и не верующим, хотя бы потому, что от того, что происходит на Святой земле, зависят судьбы мира. Так было и так есть. Современная Сирия – ведь это тоже библейская земля», — говорит Людмила Ильюнина.

Новость изнутри

Как известно, Святая земля – это общеевропейское название Иерусалима и окружающих его территорий. Географически она отождествляется с Палестиной. Название возникло из-за размещения на этих землях основных христианских святынь, которые являлись следами проходивших здесь событий священной (библейской) истории или были как-то с ними связаны (например, Голгофа и проч.).

О Святой земле написано множество книг, в том числе и российскими писателями XIX — начала XX вв.

Интересно, что самые знаменитые из них, такие как, например, «Паломничество в Палестину к Гробу Господню» Ивана Ювачева-Миролюбова, «Иерусалим и Синай» Авраама Норова переиздаются и сегодня, рассказывает Людмила Александровна.

Несколько экземпляров этих известных книг она захватила с собой в Нарву и увлекательно рассказала об их создателях, поделилась своими впечатлениями от чтения старинных текстов.

А затем представила свою собственную книгу «Иерусалимские встречи или Десять дней на Святой Земле», которая вышла в 2014 году и уже была переиздана в 2016-м.

— Эта книга является одновременно и дневником, и путевыми заметками, и воспоминаниями, и путеводителем, и практическим руководством, касающимся бытовых проблем, — говорит Людмила Ильюнина. – О паломничестве на Святую Землю я рассказала, как о ряде встреч: о встрече со святыми местами; о встрече с людьми, сопутниками и святоземельцами; наконец, о встрече с собой.

Святой земле посвящены еще несколько книг Людмилы Ильюниной — «Притчи Святой земли», «Под сенью олив», «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его».

Вообще же, рассказывает Людмила Александровна, интерес к православной литературе сегодня в России постоянно растет. Причем ее выпускают как церковные, так и светские издательства. Так, современное «ОЛМА Медиа Групп» издало целую серию книг «Духовный путь», главная тема которых – Промысел Божий в жизни человека. У известного (в том числе и эстоноземельцам) могучего ЭКСМО, у популярного АСТ тоже есть целые серии православной литературы.

Активно развиваются православные масс-медиа – газеты, журналы, радио и телеканалы, интернет-порталы.

— Достаточно сказать, что в октябре прошлого года в Москве прошел уже VII Международный форум православных СМИ «Вера и слово», объединяющий как российских, так и зарубежных журналистов; он проходит раз в два года, начиная с 2004 года, — рассказывает Людмила Ильюнина.

Кто есть кто

Людмила Ильюнина – уроженка Санкт-Петербурга. Закончила филфак университета (тогда еще Ленинградского) и 20 лет проработала научным сотрудником в музее-квартире Александра Блока.

«Удивительно, но еще в советское время, когда атеизм был государственной политикой, нам удалось делать в музее выставки о монастыре Оптина Пустынь, о Павле Флоренском, о Валааме, — вспоминает Людмила Александровна.

– А когда наступили новые времена, я стала читать лекции на духовные темы в центральном лектории; в зале собиралось по 500 – 700 человек».

Оставив научную деятельность, Людмила Ильюнина ушла в журналистику и занялась литературным творчеством. Она — автор 30 книг (из них десять — о православных старцах), а также множества публикаций в научной и православной периодике.

Ильюнина — участник и ведущая передач на радио «Православный Санкт-Петербург» и «Град Петров», на православном телеканале «Союз», сотрудничает с православными интернет-сайтами, такими как, например, «Русская линия».

На протяжении 16 лет и до сего дня Людмила Ильюнина является главным редактором журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга», который издается общественной организацией «Православный Санкт-Петербург».

— Наш «Летописец» — это журнал церковной интеллигенции, творческих, ищущих, думающих людей. Их много в храмах Санкт-Петербурга, они трудятся в различных православных обществах; это верующие писатели, иконописцы, учителя, кинематографы, философы и просто одиноко творящие свое культурное дело верующие, церковные люди, — говорит Людмила Александровна. – Мы также выпускаем приложение к журналу – книги духовно-нравственного содержания, часть из них переводные. За пять лет вышло около 30 книг.

Вместе с мужем, поэтом и музыкантом Константином Сиверским (Адамсоном), несколько лет назад Людмила Ильюнина организовала издательство «Контраст».

-Бог дал мне удивительные встречи, — рассказывает Людмила Александровна о своем пути воцерковления. — Мои родители — не атеисты, но и не церковные люди; водили меня в храм до 7 лет. А потом я сама вернулась туда, когда мне было 15 лет.

Однажды она познакомилась в церкви с группой старушек. Бывшие дворянки, аристократки, они входили в православное братство, которое в 1930-м было закрыто; но это не повлияло на силу их веры и крепость их дружеских уз. Именно от них юная Людмила узнала об оптинских старцах, ей они передали свои тетради, рукописи, книги с собранием писем оптинских святых. «С этого все началось. А в литературном творчестве тема старчества стала для меня главной», — говорит писатель и публицист Ильюнина.

Другая жизнь

В последнее время вместе с мужем Людмила Александровна практически все время живет в  загороднем доме в деревне Сиверская, которая считается дачной столицей Санкт- Петербурга. А 5 лет назад они купили небольшую квартиру в Эстонии — в Азери. С Эстонией у Людмилы Александровны давняя связь. В 80-х она часто бывала в Тарту — в гостях у Юрия Лотмана и его супруги, с которыми была дружна, в Нарву и Силламяэ приезжала читать лекции по договору с Нарвским музеем.

В ноябре 2016 года Людмила Ильюнина и Константин Сиверский приезжали в Нарву на презентацию сборника рассказов живописателя русской дореволюционной жизни Василия Никифорова-Волгина, творчество которого было связано с Нарвой. Издание было выпущено к юбилею Нарвского Воскресенского собора.

3 ПРОСТЫХ ВОПРОСА:

— Над чем вы сейчас работаете?

— Я пишу две книги: одна посвящена Гатчинским святыням, другая – о Пюхтицах, послевоенная история монастыря вплоть до обретения Эстонией независимости в 1991 году. В моем распоряжении оказались очень интересные и ценные материалы.

— С чтения каких книг, на ваш взгляд, стоит начинать свое духовно-нравственное образование?

— Думаю, с чтения художественной литературы, тех произведений, где есть сердечное, доброе отношение к человеку. Ведь о Боге можно говорить, ни разу не произнося Его имя. Например, мой знакомый священник считал, что самый православный русский писатель – это Чехов. Рекомендую обязательно прочитать «Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянкина.

— Что значит, на ваш взгляд, в современном мире быть православным человеком?

— Я думаю, что православный человек – это тот, кто чувствует свою ответственность за судьбы всего мира. Как говорил старец Зосима в «Братьях Карамазовых»: «Каждый за все перед всем виноват». И у современника XX века старца Силуана Афонского есть замечательные слова: «Молю тебя, Господи, да познают тебя все народы Земли Духом Твоим Святым».

Светлана Зайцева

А нас впереди ожидало памятное место, связанное с великомучеником Георгием Победоносцем. Матушка Евфалия рассказала, что на Святой Земле очень почитают великомученика, даже мусульмане воздают ему честь. В древние времена христиане старались почти в каждом храме устроить придел в честь вмч. Георгия — это было гарантией того, что мусульмане не подвергнут храм осквернению и разрушению.

Откуда произошло такое почитание христианского святого последователями Мухаммеда? Они видели от святого воина — думается, это главная причина любви воинственного народа к нашему святому — много чудес. Матушка рассказала нам о двух из них — одно произошло несколько веков назад, другое недавнее.

При завоевании Святой Земли турками воин-лучник пустил стрелу в икону св. Георгия, она отскочила и вошла в руку святотатца. Батюшка того храма, в котором стояла икона, вручил ее раненому турку и сказал: «Иди, молись и проси прощения». Покаявшийся турок был исцелен, принял крещение и вскоре отошел ко Господу как мученик.

Недавнее чудо связано с нашими современными нравами. Мусульманин купил квартиру у христианина, и тот по какой-то причине оставил в ней иконы Божией Матери и великомученика Георгия. Новый хозяин квартиры должен был отлучиться на долгое время, а когда вернулся, обнаружил, что многое из его квартиры пропало.

В простодушии своем он обратился к святому Георгию со словами: «Как ты недосмотрел? Ну ладно, Она — Женщина, да еще с Ребенком, а ты — такой джигит на коне, как же ты не защитил мой дом?» И тут он услышал с улицы пронзительный крик: «Все отдам, все верну!» Кричал его сосед-вор, который в эту минуту увидел воина на белом коне с направленным на него копьем.

Эта история имеет широкое распространение среди мусульман, потому они особо почитают святого великомученика Георгия.

Город Лидда, здесь Георгий Победоносец родился, здесь похоронен.

На сайте www.simvol-veri.ru я узнала, что в монастыри организуются особые паломничества. Вот что рассказал их организатор диакон Роман Гультяев: «Был у нас Великим постом паломнический цикл для молодежи «По стопам отшельников- анахоретов». Взяли рюкзаки, спальники и отправились по местам, где подвизались отшельники.

В общем, и далеко уходить не требовалось. Вблизи Иерусалима есть очень много заброшенных монастырей. Все они исследованы израильскими археологами, есть их описание. В этих монастырях сохранились даже фрески, но, так как расположены они в пустыне, «классические» паломники туда не попадают.

А мы не могли пройти мимо этого сокровища археологии.

Перед отправлением читали патерик, чтобы оживить в воображении, как жили подвижники древности, понять, как было устроено монашество в те века. Шли пешком, находили по дороге разрушенные кельи, пещеры. По ночам у костра в пустыне читали жития святых, по очереди читали житие святой Марии Египетской, псалмы царя Давида, жития пророков. Представляете, какое впечатление оставляет в молодых сердцах такое чтение на месте подвигов святых?! Это самая лучшая катехизация и евангелизация.

Один из этапов этой молодежной программы — «Отшельник на один день». В пустынных ущельях есть множество заброшенных келий. Группа распределяется по ущелью, каждый берет себе келью метрах в пятистах друг от друга и поселяется в ней.

Главное условие — двадцать четыре часа никуда не выходить и не разговаривать друг с другом. Можно читать, из съедобного разрешается есть сухофрукты и пить воду. Ребята признавались, что очень сложно посидеть вот так одному, но зато интересно.

А когда встречались после суточного затворничества, делились опытом».

Источник: https://prospekt.ee/ljudi-i-zizn/ljudi/6074-lyudmila-ilyunina-pravoslavnyy-zhurnalist-i-pisatel.html

Каково это — быть православным миссионером? — ЕлицыМедиа

Священник Георгий Максимов, миссионер на Филиппинах:

Я родился и рос в атеистической семье, собирался поступать во ВГИК, мир кино мне очень нравился. Но прочитал Евангелие от Луки, почувствовал, что это необычная книга, понял, что жизнь одна и потратить ее надо на высшее — а выше Бога ничего нет. Поэтому я поступил в православный университет и стал священником.

Четыре года назад на Филиппинах прошел сильный тайфун — «Йоланда». Тысячи людей погибли. Мой знакомый, отец Кирилл Шкарбуль, служил тогда на Тайване и решил собрать гуманитарную помощь для филиппинцев.

Он приехал в зону бедствия и познакомился там с аглипаянцами — это церковь, отделившаяся от католиков сто лет назад. Их архиепископ, познакомившись с отцом Кириллом и восхитившись тем, как он воплощает веру в жизни, позвал его и попросил сделать прихожан православными.

Нас ждали тысячи людей, и в числе священников, направленных на Филиппины для катехизации, оказался и я.

Миссии не спонсируются из какого-то специального фонда нашей церкви. Большую часть денег мы получили от знакомых, друзей, прихожан, а владыка Марк помог с билетами на Филиппины. Миссии — это всегда выход из зоны комфорта, путешествие туда, где ты ничего не можешь контролировать. Поэтому просто приходится полагаться на Бога, отдавать себя в Его руки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия была у славян до христианства

Я останавливался, как правило, не в отеле. Жил в бамбуковых домах филиппинцев, в деревянных пристройках у храма — где будет возможность остановиться, там и останавливался. Ел я вместе с филиппинцами — рис, рыбу, яйца, фрукты.

Главное для миссионера — любовь. Она очень многому учит. Любят не с девяти утра до шести вечера, это не работа, любить нужно постоянно. Если ты любишь, то миссионерство становится в том числе и гуманитарным делом.

Одна наша прихожанка-филиппинка серьезно заболела. Она из бедной семьи, денег на лечение у нее нет, так что я помог ей финансово.

Мы не можем привезти грузовик риса, но помогать в силу своих возможностей обязаны, хотя наша главная задача — помочь людям понять православие и укрепиться в нем.

Вождь сказал: давайте, крестите меня, а вслед за мной покрестятся все мои люди. Но мы не можем на это пойти. Ведь речь идет о человеческих судьбах.
На Филиппинах есть аборигены, язычники. Они живут в горах. И вот вождь племени Билаан заинтересовался православием. Мы приехали к нему, познакомились. У аборигенов сознание архаичное: что вождь скажет, то все и будут делать. Вождь сказал: давайте, крестите меня, а вслед за мной покрестятся все мои люди.

Но мы не можем на это пойти. Ведь речь идет о человеческих судьбах: мы не можем принять в православие тех, кто еще не понимает, что значит быть православным. А чтобы это племя поняло, что такое православие, нужен миссионер, готовый поехать туда на два-три года, жить, работать, шутить, помогать — все делать вместе с этими аборигенами, понять их прежде всего. И только потом учить их православию.

Пока такого человека не нашлось, поэтому историю с этим племенем мы поставили на паузу.

В миссии с утра до вечера ты что-то делаешь: проводишь богослужения, читаешь лекции, учишь церковному пению. Ты постоянно находишься в пути, потому что много кто хочет узнать о православии в совершенно разных местах.

В последнюю миссию за полтора месяца у меня был только один более-менее свободный день. К счастью, моя жена с пониманием к этому относится, отпускает меня. А однажды мне даже удалось взять ее с собой.

Ее поддержка придает мне силы, так что во всем, что мне удалось сделать, есть и ее заслуга.

Нередки на миссиях чудеса. Я своими глазами видел историю молодой девушки, больной раком. Община помогала ей финансово, девушка проходила лечение, но это не давало результатов. В какой-то момент врачи сказали, что лучше просто пойти домой и спокойно умереть. Девушка приняла это как волю Божию, смиренно, и отправилась молиться святителю Николаю. Через неделю она в последний раз пошла на анализы в больницу — оказалось, что раковая опухоль полностью исчезла.

Один мой знакомый миссионер сказал, что самое прекрасное, что он видел в жизни — это глаза человека, который впервые слышит Евангелие. А я испытал самые благодатные чувства, когда мы крестили людей в августе 2015 года в филиппинском селении Ладол. Сотни людей в белых одеждах шли к морю принимать крещение — наверно, это было похоже на то, что было на Руси 1000 лет назад. Мы крестили девять часов. И я совершенно не чувствовал усталости.

Потом я ходил по улицам и видел ребят: они играли в футбол, а на шее у них были крестики, которые я на них надел. Я тогда подумал, что прожил жизнь не впустую.

«Брахману было тяжело, и я его крестил»

Священник Станислав Распутин, миссионер в Индии:

До 15 лет я был атеистом. Потом пережил мистический опыт встречи с Богом, стал верующим и понял, что единственный смысл жизни — в служении Богу.

Я поступил на юридический факультет и параллельно служил в церкви пономарем. Получив диплом, стал преподавать в университете, но довольно быстро ушел в священники. Что меня взяли в церковь, объясняется просто: у меня был большой опыт, больший, чем у многих, кто закончил семинарию.

Сам я не искал путей стать миссионером — просто следовал воле Божьей. И однажды мне предложили поехать в Индию. Ожиданий у меня не было: хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Но были задачи: например, мне нужно было крестить в православие бывших прихожан англиканской церкви.

Кроме заранее поставленных задач, возникали новые и новые. Я крестил брахмана, представителя высшей индийской касты. У него была тяжелая жизненная ситуация, и во сне ему явился Христос, хотя он ничего не знал о православии. Христос сказал: «Не бойся, я тебя спасу».

Прошел месяц — и я уже крестил брахмана.

Индуисты не очень любят христианских проповедников. Ко мне однажды пришла девушка из семьи индуистов и попросила покрестить ее. Она рассказывала, что только за то, что члены ее семьи нашли у нее Библию, ее сильно избивали. Девушка крестилась, семья отреклась от нее, и ей пришлось уйти из дома.

В России люди немного закостенели, у нас часто нужно уговаривать ходить в храм, а в Индии, где православный храм не так-то просто отыскать, люди жаждут истины. Они приходят не из моды, они хотят жить так, как учил Христос. Он же вне рамок культуры, он пришел в мир не только для евреев или русских, а для всех.

Бывает, проповедуешь для тысячи человек, все начинается хорошо, а через три года никто из этой тысячи не остается в православии
В России православная церковь старается быть церковью большинства, часто это сказывается на понимании людьми веры: из 10 крещенных в России в лучшем случае трое вернутся в церковь в течение полугода. А в непросвещенных странах нет цели угодить большим массам людей, работа ведется индивидуально, поэтому вера глубже и искренней.

Никогда не знаешь, какие результаты принесет миссия. Бывает, проповедуешь для тысячи человек, все начинается хорошо, а через три года никто из этой тысячи не остается в православии. А бывает, проповедуешь для 10 человек — и через три года они привлекают к вере тысячу других людей.

У священника есть три основные обязанности: священнодействовать, учить православных слову Божию и заниматься душепопечением. Миссионер может не делать ни первого, ни второго, ни третьего. задача миссии — показать людям альтернативу общепринятому жизненному пути. Например, если просто рассказать в школе о здоровом образе жизни и при этом упомянуть о духовном здоровье — это тоже будет миссией.

Миссия — это естественная потребность христианина делиться радостью Божией, которую он испытывает. К сожалению, сейчас довольно мало миссионеров отчасти из-за того, что в Советском Союзе у Церкви были очень ограниченные возможности для миссионерства, и так жило несколько поколений верующих, а чтобы сформировался новый опыт, должно пройти достаточно времени. Еще миссия — это выход из зоны комфорта. А готовы на это немногие.

«Крестили монголку — и к ней перестал приходить мертвый дедушка»

Отец Корнилий, миссионер в Монголии и Кении:

С детства для меня было естественно, что Бог есть. При этом в юности у меня был неприятный опыт греха. Я понимал, что делаю что-то плохое, но не мог остановиться.

Я ходил в церковь и однажды познакомился с отцом Даниилом Сысоевым, которого в 2009 году убили. В этом человеке я увидел, что можно жить без греха — не блудить, не пить, а жить по-христиански.

Постепенно я стал воцерковляться, пошел на миссионерские курсы отца Даниила. Я узнал дивный церковный мир, и мне хотелось поделиться этим знанием с людьми.

Отец Алексей Трубач, настоятель православного храма в Улан-Баторе, пригласил отца Даниила Сысоева в Монголию. Но отца Даниила убили, поэтому поехали мы — его ученики. С моим братом во Христе мы остановились в русской гостинице. Ее владелец — православный человек, он сделал нам большую скидку на проживание.

Я к монголам плохо не отношусь за то, что когда-то давно их предки держали нас под игом. Христианское отношение к людям — это отношение ко всем как к равным. К тому же татаро-монгольское иго — это Божье наказание за междоусобные распри. Тогда ведь христиане убивали христиан.

Но сейчас в Монголии господствует буддизм неприятного толка — тибетский. В музее экскурсовод показывал нам инструмент, которым буддийские ламы совершают свои обряды: он сделан из берцовой кости 17-летней девушки. По словам экскурсовода, обряд сохраняется до сих пор, человеческие жертвоприношения никуда не делись.

Еще они поклоняются духам, в один день монгол может сходить к ламе, а потом к шаману. Это приводит к тому, что светским языком называется полтергейстами и барабашками. Когда мы приехали в храм в Улан-Баторе, то к нам пришла монголка, которая уверяла, что духи заставляют ее стать шаманкой. Не знаю, чем закончилась история с этой женщиной, с ней работал отец Алексей.

Знаю точно, что к одной монголке перестал приходить мертвый дедушка, когда мы ее крестили.

В Монголии есть и протестанты, именно среди них мы должны были проповедовать. Они хотя бы верят в Бога. Апостол Павел тоже сначала шел к своим, к евреям, которые уже знали единого Бога, а только потом шел к язычникам.

Мы приходили в их молитвенные дома и рассказывали про православие. Со стороны пасторов мы, конечно, встречали противодействие. Один из них отменил все собрания на весь период, что мы там были, чтобы мы ни в коем случае к нему не зашли. Перед нами закрывали двери, вызывали охрану, но там, где нас хотели слушать, мы проповедовали.

Настоящие православные, не номинальные, а еженедельно посещающие церковь, ищущие Бога — пусть даже кенийцы, — ближе нам, русским православным, чем русские атеисты
Сложно говорить об успешности этой миссии, потому что мы пробыли в Монголии всего три недели.

Нам важно не количество обращенных, а качество их веры. Когда к святителю Николаю Японскому пришел протестант и попросил крестить его в православие, то святитель Николай отказал ему, попросил пойти и подумать над своим желанием.

Ведь крещение — это изменение жизни и мировоззрения, а не просто обряд.

Потом я вернулся в Россию, но пробыл дома не долго. OCMC — православная американская миссионерская организация — пригласила меня на миссию в Африку. Так я оказался в Кении.

Я попал в страну совсем с другой культурой и образом жизни. Африканцы очень бедны, у них очень жарко, много болезней и паразитов. Ты приезжаешь с защитными средствами, а у местных этого нет. И при этом они радуются жизни, любят друг друга.

Был такой отец Владимир. Он чернокожий, кениец. Он решил заняться миссией на севере своей страны — с племенами туркана. За несколько лет отец Владимир обратил около 300 человек. Мы тоже проповедовали среди народности туркана. Так как большинство из них уже были крещены, в основном мы проводили катехизис — углубление в веру.

Африка активно христианизируется, причем не только православными, но и католиками, и протестантами. Конечно, речь идет не о северных странах Африки, где принято мусульманство и за христианскую проповедь могут просто-напросто убить: казнить официально или же линчевать.

Настоящие православные, не номинальные, а еженедельно посещающие церковь, читающие молитвы, ищущие Бога — пусть даже кенийцы, — ближе нам, русским православным, чем русские атеисты.

В Кении я тоже пробыл недолго — всего около месяца. А настоящая миссия должна длиться как минимум год, а лучше — всю жизнь.

Источник: https://media.elitsy.ru/istorii/kakovo-jeto-byt-pravoslavnym-missio/

Неужели мы оказались в Церкви «по прописке»?

Архимандрит Андрей (Конанос)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия преобладает в Японии

Родиться в православной стране, быть крещенным в младенчестве и выучить наизусть Символ веры – значит ли это быть православным? Сумеет ли православный убедить окружающих в истинности своего пути? И как сделать это лучше всего? Над этими вопросами размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Первый дар Бога на земле

Однажды ко мне на урок Закона Божия в старшем классе пришел с проверкой коллега из министерства. Он сказал мне:

– Попроси ребят написать и перевести на современный греческий «Отче наш». Не вызывай их, не ставь оценок – просто посмотри, как они справятся.

Сначала я думал, что проверка займет совсем немного времени. Но на деле вышло иначе: пришлось долго сидеть с красной ручкой над работами учеников – ошибок было много, очень много, и орфографических, и в переводе. Так что благодаря «заданию» из министерства я узнал, какой уровень знаний у моих учеников.

Что хочется сказать по этому поводу?

Мы с вами ходим в Церковь, читаем молитвы, поем «Верую», но можем ли объяснить другим людям, что означает наша вера? Объяснить, что такое Православие? Мы не знаем, во что верим; не понимаем, что читаем. И не нужно здесь считать себя лучше остальных.

Да, есть те, кто знает древнегреческий, или разбирается в догматическом богословии, или читает святых отцов, – но сколько таких? А большинство из нас – знают, во что верят? Знают, что такое православие? Кто такой православный человек?

Как я услышал однажды:

– Конечно, я православный, а какой же еще? Ведь я – грек! Родился в Греции, меня крестили Я православный!

Но разве этого достаточно? Нет. Недостаточно называться православным потому, что ты родился в Греции. Ты не выбирал, где родиться. Это тебе дар от Бога, первый Его дар здесь, на земле. Бог облагодетельствовал тебя – и в этом нет никакой твоей заслуги.

Ты тогда даже понять ничего не мог, не мог сам ничего сделать для того, чтобы стать православным христианином. Православным тебя сделала Церковь, когда ты принял таинство Крещения. А затем путь к Православию только начинается, и сопровождаться он будет постоянной борьбой. Православие личное, опытное православие нужно завоевать.

Потому что данное при рождении – это дар Бога. Здесь нет ни твоего желания, ни заслуги. И ты не понимаешь, что получаешь.

Мы идем в церковь, как в музей

А Бог говорит тебе: «Вот, у тебя есть девяносто лет (к примеру), чтобы стать по-настоящему православным человеком». Как говорят святые отцы – приобрести веру опытным путем.

Так что одно дело – говорить: «Я знаю догматы». А другое – по-настоящему знать, осознавать, понимать, во что веришь. Мало просто повторять «Верую во Единого Бога Отца» – хотя и это редко кто может прочитать без ошибок, а уж тем более – наизусть, да еще и с переводом. Проблема в том, что мы на опыте не знаем всего этого.

Ведь когда святые отцы создавали Символ веры, они не собрались в один прекрасный день за письменным столом со словами: «А давайте подумаем, что сказать о Боге! Давайте скажем вот это, это и это!» Нет. Они жили верой в Бога, жили тем, о чем говорится в Символе веры. Верить в Бога означало для них жить Им, чувствовать Его. Вот Он – Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли.

Святые отцы чувствовали Бога, видели Его – Отца, Сына и Святого Духа. Для них Бог был не теорией, а явью. Видя, чувствуя Его, они просто записали, зафиксировали свое ощущение, которое дошло до нас в виде Символа веры. Вот что такое догматическое сознание. Говоря: «Верую в Господа Иисуса Христа», – эти люди видели Христа своим Господом, Богом, своим Избавителем.

Они видели, как Он пришел на землю, как распялся за весь род человеческий, как воскрес. Для них это было опытным знанием.

А у нас все формально. Мы приходим в церковь, будто в музей. Вот сейчас надо так повернуться, сейчас – это сказать, то сделать Система работает, и ладно, главное – повторять, тогда ты православный христианин. Христианин ли?

Как-то один иностранец – не грек и не православный – побывал на Афоне и посетил монастырское богослужение. И вот по окончании бдения его спросили:

– Ну, как тебе?

И иностранец ответил:

– Я увидел, что здесь истина и что люди, живущие тут, хранят и соблюдают ее. Но по их лицам этого не видно.

Иными словами, на лицах у монахов не отражалась сила слов, которые они произносили.

Можете представить, как царь Давид пел свои псалмы? Как он произносил эти слова: «Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой» (Пс.17:3)? Они лились у него из самого сердца. Он верил в это, жил этим – потому и пел так.

И Церковь передает нам его слова. Мы читаем их, но не живем ими. Говорим красивые фразы, замечательные предложения, прекрасные истины – все это и правда звучит потрясающе, но мы этим не живем. Называем себя православными, но не наслаждаемся силой звучания псалмов.

По чему это заметно? Да все по той же тревоге, которая не покидает нас; по тому, как возвращаемся из храма с беспокойным сердцем – вместо того, чтобы лететь на крыльях радости, позабыв обо всех проблемах. По тому, как продолжаем роптать и жаловаться – на жену, детей, соседей. По всему этому видно, что мы ничего не понимаем так, как надо.

Опыт и «прописка»

Православие – это то, к чему нас призвал Господь. Он призвал нас прожить жизнь христианина, призвал в Церковь. И мы – в Церкви, но не опытно, а так, «по прописке».

Большинство из нас называют себя православными, но недостаточно указать свою религиозную принадлежность в анкете. Нужно жить Православием.

Подумайте, сколько раз вы слышали в церкви слова: «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим!» А я – я сколько раз произносил эти слова вслух Вверить себя и своих ближних Богу!

Когда святой Иоанн Златоуст писал эти слова, они шли у него из самого сердца, он жил ими – и в одиночестве, претерпевая гонения и мучения, повторял: «Господи, я вверяю Тебе все. Себя, свои трудности – все вверяю Христу Богу». Он говорил это, и сердце его обретало покой. Говорил и верил.

А я повторяю эти слова и почти сразу же вновь смущаюсь, тревожусь, тону в своих проблемах – называя себя православным. Да, я отслужил прекрасную Литургию, но мои чувства – разве они прекрасны? Прикоснулся ли я сам к тому, что произносил на Литургии? Обладаю ли теперь этим? А вы?

Бывает, я задумываюсь, насколько я православный. По факту – да. Я крещен в православной Церкви, хотя крестил меня в Германии африканский миссионер. Иногда я пересматриваю фотографии со своего крещения – это удивительно: черные руки держат над купелью беленького младенца. И все это в Германии, и священник – православный африканец.

Да, меня крестили по всем канонам в Православной Церкви, но православный ли я? Сказать: «Я православный» – значит взять на себя большую ответственность. Тут дело не в словах. И уж тем более не в том, чтобы хвалиться своим православием, осуждая тех, кто не православный. Называя себя настоящим христианином, ты готов взять на себя большую ответственность, готов к великому смирению, готов откликнуться всем сердцем на любовь Божию.

Ведь что такое Православие? Это ответ человека на призыв Бога. Бог пришел на землю, дал нам Свою истину, открылся нам, воссияв истинным светом, и мы – люди, Церковь – отвечаем Ему своей верой, православной верой. Так что православие – это принятие человеком приглашения от Бога. Именно так мы отвечаем Ему – православной верой.

Истина не кричит

Наслаждаюсь тем, во что верую? Впрочем, все это – теоретические рассуждения. А давайте я сейчас приведу простой пример из жизни.

Допустим, ты садишься в такси, водитель которого – протестант. Или римокатолик, или иеговист, или адвентист, или пятидесятник – неважно. Или, к примеру, на улице тебя останавливает мормон, а может быть, кришнаит. И этот человек предлагает:

– Давай поговорим?

Что ты ответишь?

– Нет-нет, я православный, мне не о чем с тобой разговаривать!

Хорошо, можешь не разговаривать, но поговорить рано или поздно все равно придется. Мы живем в эпоху свободы слова. И на работе тебе могут задать вопрос:

– Ты православный? Почему?

А когда в ответ ты спросишь, кто по вероисповеданию твой коллега, он скажет:

– Я – иеговист, – и вежливо улыбнется.

– Почему же ты стал иеговистом?

И человек начнет последовательно объяснять тебе свою веру, обвиняя попутно Церковь во всех грехах – в том числе в обожествлении людей и идолопоклонстве. Ну и прибавит еще, что Бог – никакая не Троица, Дева Мария – не Богородица и т.д и т.п.

А ты, православный (ведь православный же?), слушаешь все это и не знаешь, как быть: или прекратить беседу («Знаешь, не хочу с тобой разговаривать. Ты еретик! Убирайся-ка подобру-поздорову») – и этот вариант явно не самый лучший.

Или же вступить в диалог и наговорить таких небылиц, что другой коллега, проходя мимо вас и услышав твои доводы, просто вмешается в спор и попытается объяснить все иначе. А возможно, ты так и останешься стоять перед этим иеговистом с открытым ртом, думая: «Что я могу ему ответить? Он столько знает!»

Вот именно – столько знает. Очень часто оказывается, что иеговисты, протестанты, пятидесятники и прочие знают свою веру гораздо лучше нас, православных. Да, они в прелести, они еретики, заблудшие люди, а кое-кто и вовсе занимается оккультными практиками и общением с демонами, – но они знают, что делают.

Они изучили свою веру и продолжают в ней совершенствоваться – читают множество книг, журналов, беседуют, участвуют в семинарах и конференциях, делают доклады, – в общем, углубляют свои знания.

А мы понятия не имеем, во что верим, и не можем никому дать достойный ответ, не можем никого убедить – с улыбкой, без криков и драк. Ведь истина не кричит, не орет и не дерется.

Что же она тогда делает? Вспомните слова Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Истина просто светит. Открывается, светит, и ничего больше.

И тогда человеку достаточно просто увидеть тебя, чтобы убедиться в истинности твоей веры и последовать за тобой – или хотя бы задуматься.

Источник: http://serafim-penza.cerkov.ru/internet-resursy-i-pravoslavnye-smi/arximandrit-andrej-konanos-neuzheli-my-okazalis-v-cerkvi-po-propiske/

Что дает мне Православие?

Часто приходится писать статьи в стиле «православие против». И действительно, православие против много чего в нашем современном мире: начиная от []

Часто приходится писать статьи в стиле «православие против». И действительно, православие против много чего в нашем современном мире: начиная от однополых браков и прочих извращений, заканчивая пережитками язычества в сознании большинства наших современников.

Священник Александр Ермолин

Да, об этих пережитках я сам пишу много. Это и завешивание зеркал, когда в доме покойник, и вера в сны, приметы, гороскопы. В общем, всё то переплетение христианства и язычества, с которым постоянно сталкиваюсь как священник.

Но ведь православие не только «против», как думают многие антиклерикалы, кричащие, что «Церковь нам запрещает жить в том грехе, в котором мы хотим». Православие еще и «за»! Православие – это огромный духовный и культурный пласт, который открывает человеку, желающему в него погрузиться, огромный мир.

Поэтому сегодня мы поговорим о другой стороне вопроса – что дает мне православие?

Православный – кто это?

Давайте определимся, кто такой православный. По данным социологических опросов, абсолютное большинство россиян исповедуют православное христианство. Правда, когда опросы идут несколько «вглубь» и учитывают частоту участия в церковных таинствах, чтение Священного Писания и многие другие проявления религиозности, то цифры резко падают.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как умер апостол Матфей

Так что же значит быть православным? Быть православным – значит реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26) – эти слова апостола Иакова по праву могут быть обращены к абсолютному большинству людей, называющих себя православными в социологических опросах.

Что такое быть православным? Быть православным – это значит жить духовной жизнью, это значит жить во Христе, значит реализовывать свою веру делами.

Православие – это путь

История из жизни. Великий пост. На собеседование перед Крещением приходит взрослый человек и говорит, что хочет сам креститься. Задаю ему простой вопрос: «Если я Вас крещу, будете ли Вы соблюдать Великий пост?» Зачастую возникает неловкая пауза. Человек с удивлением узнает, что на Крещении духовная жизнь начинается, а не заканчивается.

Бывает и другая ситуация. Приходит взрослый человек в состоянии кризиса. Скорее даже жизненного, а не духовного. Бросил муж или ушла жена, долго нет работы или что-то подобное. В общем, дела житейские. Поговорили с ним, попытался поддержать. Зачастую бывает так, что человек прошел непростой путь: по дороге в храм побывал у экстрасенсов, всякого рода парапсихологов и наконец-то пришел к священнику.

– Что мне делать? – спрашивает. И ведь понимаешь, что человек хочет от тебя универсальный рецепт, как получить счастье!

Обычно советуешь этому человеку в первую очередь начать регулярно исповедоваться, причащаться, читать утренние и вечерние молитвы, поститься. А дальше – Господь Сам его направит. И тут есть очень важный момент: это не универсальное решение проблемы, а правильный путь.

«С Господом более трудный путь покажется легким»

Принципиальная разница между священником и каким-нибудь «ясновидящим» заключается в том, что священник указывает на непростой, но правильный путь. «Ясновидящий» предлагает набор действий, которые нужно совершить, чтобы «все стало хорошо».

– Живи духовной жизнью, причащайся, будь с Богом, – скажет Вам священник.

– Прочитай ночью молитву на перепутье трех дорог, съешь клевер и запей это водой из колодца, и будет тебе счастье, – скажет современный экстрасенс.

Итоги этих путей будут совершенно разными. Если пойти по сложному первому пути, то в его конце будет Сам Господь, и трудный путь покажется легким. «Легкий» же путь покажется на самом деле самым тяжелым, так как принесет лишь временное облегчение.

Обычно стараюсь объяснить этим людям, что православие предлагает не решение проблемы – возвращение мужа или жены или новую работу. Быть может, не получится восстановить семью или найти хорошую работу. Но может случиться самое главное – путем этих испытаний Вы обретете Христа.

В этом и заключается принципиальное отличие временного и вечного решения проблемы.

«Суть христианства мне всегда, с детства, представлялась в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет», – написал в своих «Дневниках» протопресвитер Александр Шмеман. И действительно, православие не пытается решить какую-то сиюминутную проблему, пусть она даже будет очень и очень важной. Православие предлагает Вам глобальное изменение Вашей жизни.

Бог хранит нас в бурях, а не от бурь

Православие – это тяжелый путь. Это дорога, идя по которой, Вы столкнетесь с самыми разными искушениями и проблемами. И еще одно сравнение. Не бесспорное, конечно. Представьте, что Вы стали заниматься спортом. Никогда этого не делали и вдруг решили серьезно заняться своим здоровьем. Какая будет первая реакция организма? Боль. Мышцы, привыкшие к покою, станут жутко болеть.

Так и с духовной жизнью. Если Вы никогда не молились, не постились и вдруг начали, то Вы встретитесь с сопротивлением. С сопротивлением привычки и склонности к греху, с сопротивлением бесовских сил, которые с ужасом увидели, как добыча начала уходить из их цепких лап. Столкнетесь с самыми разными трудностями на жизненном пути. Но в этом и суть православия.

Есть такой принцип: «Бог хранит нас в бурях, а не от бурь».

Это тоже важное отличие православного понимания «решения проблемы» и «легкого пути». Современный человек хочет, чтобы при соблюдении каких-то простых условий «все было хорошо». Поставил свечку – и ждет счастья. Наверное, поэтому в нашем мире так популярна эзотерика самых разных мастей и калибров. Ведь она предлагает «простые» пути решения проблемы. Клади монетку под денежную жабу – будут деньги. Носи «глаз Фатимы» – не будет сглаза.

А православие нигде не говорит, что все будет легко и просто. Вспомним Евангелие. Господь называл своих учеников «светом миру» (Мф. 5, 14), но вместе с тем предупреждал их: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20).

Поэтому надо понимать: легко не будет. Но будет правильно. И напомню еще одни слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Вечная радость

Так все же: что дает мне православие? Православие – это радость жизни во Христе. Это та особая радость, которую сложно рационально описать. Да, православные такие: они молятся, большую часть года постятся, им многое нельзя, но у них есть самое главное – радость духовной жизни во Христе. Та радость, которую невозможно логически объяснить.

Источник: https://pravoslavie.fm/articles/chto-daet-mne-pravoslavie/

Что значит быть православным человеком?

Данная статья посвящена благодатной христианской теме. Как ребенку понять, что значит быть православным человеком? Это, с одной стороны, очень трудный вопрос, а с другой — объяснить все можно только примерами из жизни. Одних книг и занятий будет недостаточно. Как школьнику привить любовь к Богу, ближнему? Об этом будет рассказано ниже.

Взрослые — это пример для детей

Ребенок рождается без грехов. Ведь не может новорожденный кого-то оскорбить, обидеть и ненавидеть. С трехлетнего возраста, когда малыш уже начинает обращать внимание на окружающий мир, знакомиться с ним, его мировоззрение формируется согласно тому, что есть здесь и сейчас.

После 3-5 лет ребенок начинает познавать и хорошее, и плохое. Нередко дети начинают драться в песочнице, обзываться плохими словами. Откуда это берется? Даже если у одного ребенка семья дружная, но у другого мать и отец постоянно скандалят, то последний может уже сейчас копировать поведение родителей и передать негатив своим друзьям по песочнице. Так и развивается цепочка.

Начиная с 7 лет ребенок должен уметь отличать хорошие поступки от плохих. Что значит быть православным человеком? Ответы на этот вопрос кроются как раз в поступках, действиях любого человека.

Доброе сердце и хорошие поступки

Православный христианин часто приходит к священнику в храм, чтобы покаяться в грехах. Каких именно? Во всех. Под грехами подразумеваются не только плохие поступки (ударил, убил, украл), но и душевное состояние (ненависть, злоба, раздражение, зависть).

Родители должны сами быть добрыми, ласковыми и заботливыми людьми. Разве это по-христиански, когда мать кричит на ребенка, лупит, а тот ревет на весь район целый час? Нет, конечно. Если ребенок шалил, то родители должны поступать мудро, наказывать осторожно и без скандалов.

Нередко дети наследуют характер и привычки родителей.

Ребенок с семилетнего возраста допускается к исповеди. Что значит быть православным человеком в данном случае? Любить Господа Бога и всех людей, животных, птиц. Ведь любовь проявляется не только в заботе, но и в сострадании, помощи, утешении.

Апостол Павел в свое время объяснил, что такое христианская любовь, в чем она выражается. А именно: любовь не может завидовать, требовать, подстраивать под себя, ненавидеть, превозноситься над кем-то, радоваться печалям ближнего или расстраиваться, когда тот счастлив. Ещё много слов святой апостол сказал на эту тему.

Как написать сочинение

Не в каждой школе учителя затрагивают тему православия. Особенно сложно воспринять это тому ребенку, который вырос в атеистической семье или который воспитан иноверцами, в том числе и старообрядцами. Как в таком случае осторожно объяснить детям, что значит быть православным человеком? Ответ для 4 класса, где дети ещё мало понимают не только в духовной жизни, но и в повседневной, можно дать только действиями.

Каким образом? Научить их относиться друг к другу с уважением. Практически в любом классе случаются шалости, ссоры, обиды. Важно научить детей уважать друг друга. Кто в классе постоянно кого-то обижает? Пусть обидчик поймет, что нельзя так поступать. Ему надо объяснить, что такое душевная боль. Обиженному стоит посоветовать не поддаваться, сразу простить, забыть и помириться.

Ведь зло имеет свойство распаляться, обжигать очень больно.

Небольшое сочинение «Что значит быть православным человеком?» поможет детям развить чувство осмысления. Что это значит? Далеко не каждый взрослый человек понимает, зачем он живет. Пора задуматься над тем, какой должна быть жизнь, чтобы прожить ее с пользой.

Случается, что пожилой человек перед смертью признается в том, что умирать не хочется и страшно, потому что мало хорошего сделал, перед Богом не каялся, да и вообще о Нем не думал никогда. Чувствует душа умирающего, что именно к Господу на суд пойдет она.

Пусть дети с раннего возраста учатся любить Бога и своих родных, друзей и даже врагов. Ведь Иисус Христос любил и любит абсолютно всех, даже тех, кто его убил.

Важность посещения храма

Взрослые люди не всегда задумываются, зачем посещают храм. Разве лишь потому, что так надо? Это неправильное мышление. На просторах интернета есть забавная карикатура: слева и справа нарисован храм, справа — надпись «в храм» — и стоят сотни людей, слева написано «к Богу» — и стоит всего человек пять. О чем это говорит? Сотня людей идут в храм, просто чтобы свечки поставить, записки написать, поболтать. А та небольшая часть людей приходит в храм помолиться Богу.

Детей нужно приучать к общению с Господом, молиться. В этом поможет предварительная подготовка. Например, детская Библия и жития святых. Они прекрасно рассказывают о том, что значит быть православным человеком. Для детей все должно стать интересным, иначе толку не будет.

Послушание

Для христианина важно находиться в послушании кому-то. Невозможно плыть по течению без руководства свыше. Маленький ребенок должен слушаться родителей, воспитателей. Если этого не будет, то он будет в опасности. В опасности находится и душа православного человека, если он возьмется самостоятельно руководить собой в жизни. Чтобы этого не произошло, нужно иметь духовного наставника в лице приходского священника или старца, например.

Детям важно слушаться не только родных, но и батюшку в церкви. Что значит быть православным человеком во время послушания? Например, священник на исповеди скажет ребенку, чтобы он перестал обижать одноклассницу, потому что это плохо, Богу не нравится его поступок. Это и есть послушание от духовника. Родители могут то же самое сказать. И это будет послушанием. Но почему нельзя обижать одноклассницу с духовной точки зрения, может объяснить батюшка.

В очередной раз можно напомнить о важности изложения своих мыслей, идей. Что значит быть православным человеком? Сочинение-рассуждение на подобную тему дети пусть напишут именно о доброте сердечной и любви к Богу.

Жития святых

Прекрасным примером христианской жизни станут жития. Что это? Если быть кратким, то это биография святого человека. Но такое произведение пишется не как простая информация, а как учебник жизни для православных христиан, которые хотят научиться жить по-настоящему. Святой человек в жизни угодил Богу, служил Ему.

Об этом рассказывает автор, приводит примеры его подвигов, хороших поступков и, конечно же, рассказывает о чудесах. Современнику важно знать, что значит быть православным человеком. Краткое содержание житий святых поможет разобраться.

Не нужно углубляться в аскетические учения, чтобы понять, что такое любовь к Богу и ближнему.

И дети, и взрослые, если захотят, могут стать христианами. Важно помнить, что любовь начинается с малого. Окружающий мир нуждается в хороших людях. О том, что значит быть православным, расскажет Святая Церковь, научит этому через Евангелие, жития святых.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1342194644576372782/chto-znachit-byt-pravoslavnym-chelovekom/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Как правильно креститься какой рукой

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]