Что такое протестантизм

500 лет Реформации: что нужно знать — 10 коротких тезисов

Александр Кан обозреватель по вопросам культуры

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В честь 500-летия на главной площади города Виттенберг, у того самого собора, к двери которого Мартин Лютер прикрепил свои исторические тезисы, установлен памятник инициатору Реформации

100-летие Русской революции кажется безоговорочно важнейшим юбилеем 2017 года. Однако для Европы и Америки, для западной, да и для мировой истории в целом не менее, а, возможно, и более важным выступает другой юбилей: 500-летие раскола западного христианства и возникновения протестантизма.

Начавшаяся ровно полтысячелетия назад Реформация расколола до тех пор единую католическую церковь и положила начало длившимся века ожесточенным разрушительным войнам на европейском континенте.

Реформация породила не только бесчисленный сонм новых протестантских конфессий, но и заложила основу для новой протестантской этики.

С этой этикой неразрывно связано становление новой экономической системы — рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка — буржуазной демократии.

Реформация, хоть и породила протестантизм, но ему не тождественна, и потому в наш короткий обзор мы включили факты не столько из истории протестантизма, сколько о том, что непосредственно связано с породившим его конкретным историческим событием — Реформацией 1517 года.

1.Начало

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Гравюра 1518 года, изображающая Мартина Лютера, бросающего в огонь писания своего оппонента Иоганна Тетцеля

Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главному в те времена средству массовой информации) в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами.

Формальным поводом для обнародования тезисов был протест против торговли индульгенциями.

На самом деле этот документ был выражением растущего недовольства официальным католицизмом, погрязшим в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к истокам раннего христианства.

До него реформаторские настроения высказывали Ян Гус, Пьер Вальдо и живший еще в XIV веке Джон Уиклиф. Все они подверглись гонениям и проклятию со стороны официального католицизма и стали мучениками — предтечами Реформации.

2.Происхождение названия

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Ранние реформаторы. Второй слева — Мартин Лютер. Гравюра XVIII века

В момент обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники еще не назывались протестантами. Самого Лютера папа римский Лев X и император Карл V провозгласили еретиком и объявили вне закона. Тем не менее, число его сторонников в Германии росло.

В 1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с «ересью» Лютера. Однако ставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро князей и 14 городов объявили официальный протест.

Именно с тех пор приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации стали называть протестантами.

3.Причины

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Переведенная Лютером на немецкий язык Библия, издание 1642 года

Причин появления и стремительного распространения Реформации множество. из них — рост торговли и переход к денежной экономике, что привело к появлению крепнущего среднего класса, категорически недовольного тотальным господством традиционно укорененного в феодализме и не отвечавшего требованиям дня католицизма.

И хотя сами 95 тезисов Лютер написал на латыни, распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовали сделанные им в 1522 году перевод Нового, а в 1534 году — Ветхого заветов на понятный простым прихожанам немецкий язык.

4.Печатный станок

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Изобретатель печатного станка Иоганн Гутенберг

Но даже новые, понятные переводы не смогли бы захватить умы огромных масс людей без сделанного Иоганном Гутенбергом несколькими десятилетиями раньше, но получившим широкое распространение только во времена Лютера печатного станка. Без этого революционного изобретения идеи Реформации и протестантизма остались бы уделом небольшой группы образованных монахов.

К тому же это совпало со стремительным ростом грамотности. Если раньше люди, чтобы ознакомиться с Писанием, должны были идти в церковь и слушать его в переложении с латыни в версии священника, то теперь они могли держать реформаторский перевод Лютера у себя дома.

5.Контрреформация

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Противостоять сдержанности и лаконизму протестантских богослужений Ватикан решил еще большей пышностью своих ритуалов

Официальная католическая церковь сдаваться без боя, тем не менее, была не намерена.

Тридентский собор — XIX Вселенский собор католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте) — был собран специально для противостояния Реформации. На нем была сформулирована политика контрреформации.

Еще пятью годами раньше, в 1540 году, Игнасио Лойола основал «Общество Иисуса» — будущий орден иезуитов, главной целью которого также была борьба с Реформацией.

Борьбу эту Ватикан собирался вести по принципу «клин клином вышибают»: противостоять сдержанности, скромности и лаконизму протестантских богослужений он был намерен еще большей роскошью и музыкальной, живописной и архитектурной изощренностью католицизма.

6.Разветвленное дерево

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption 100-метровая Стена Реформации в Женеве с изображениями отцов-реформаторов.

Слева направо: Гильом Фарель, сподвижник Кальвина; Жан Кальвин, основатель кальвинизма; Теодор Беза, швейцарский реформатор, тоже сподвижник Кальвина; Джон Нокс, основатель пресвитерианской церкви

Ни одна другая крупная ветвь христианства не породила такого многообразия разветвлений, отдельных протестантских конфессий, церквей и общин, различия между которыми зачастую понятны лишь специалистам.

Наряду с лютеранами — главной и самой старой разновидностью протестантизма, получившей свое название от самого Мартина Лютера, — существуют еще кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

Особый интерес среди них представляют англикане. Возникновение этой ветви протестантизма сыграло огромную роль в истории Великобритании и достойно отдельного упоминания.

7.Англиканство

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Церемония вступления в должность главы англиканской церкви, 105-го архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. Кентерберийский собор, 21 марта 2013 года

Причиной возникновения англиканства — во всяком случае, на поверхности — стали не глубинные разногласия экономического, философского или религиозного свойства, как это было в Германии, а сумасбродство капризного короля.

К середине 1520-х годов Генрих VIII чувствовал неуклонно нарастающее раздражение неспособностью первой из шести его жен, Екатерины Арагонской, родить ему наследника-сына. В рамках католичества развод был невозможен — папа никогда бы его не утвердил.

Воспользовавшись растущей популярностью проникших с континента реформаторских идей, король расторг отношения с Ватиканом и провозгласил себя главой вновь образованной протестантской Церкви Англии.

На самом деле стремительный рост буржуазии в Англии делал появление реформаторских идей неизбежным. Британский монарх и по сей день остается официальной главой Церкви Англии.

В то же время появившиеся за столетия существования Британской империи многочисленные англиканские общины в бывших колониях существуют и управляются независимо от Церкви Англии. Главой 80 миллионов англикан в мире выступает архиепископ Кентерберийский.

8.Протестантские войны

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Экуменическое единство христианских конфессий — знак того, что религиозные войны среди христиан остались в прошлом.

Слева направо: католический архиепископ Райнхард Маркс, протестантский епископ Иоганн Фридрих и митрополит Греческой православной церкви Василис на Втором экуменическом соборе в Мюнхене, 13 мая 2010 года.

Характерные для того времени религиозная нетерпимость и жестокость нравов сделали войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными.

Самая известная из них — Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., начавшаяся в Германии и охватившая со временем практически всю Европу.

Суть войны состояла в попытке стоящего во главе Священной Римской империи королевского дома Габсбургов противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей. В ходе войны погибло 25-40% всего населения Германии.

Не менее известны и Гугенотские войны конца XVI века во Франции с их Варфоломеевской ночью и памятной поклонникам Дюма осадой Ла-Рошели.

9.Иконоборчество

Image caption В 1549 году толпа, во главе которой была группа радикальных протестантских проповедников, уничтожила интерьер собора Святого Павла в Лондоне

Своеобразным проявлением религиозных войн стало движение иконоборчества.

Основываясь на одной из Десяти заповедей (не сотвори себе кумира), некоторые протестантские реформаторы, в том числе основатель кальвинизма Жан Кальвин, стали настаивать на устранении всех религиозных образов.

Самые рьяные из них ринулись уничтожать не только иконы, но и живопись, скульптуры, гобелены и другие произведения искусства с изображением Бога, Девы Марии или святых, вернув таким образом к жизни существовавшую еще в Византии VIII-IX веков традицию иконоборчества.

Самым значительным его эпизодом стало так называемое Иконоборческое восстание во Фландрии в августе 1566 года. Был нанесен ущерб более чем пяти тысячам церквей и монастырей. Восстание утихло только после приостановления действия инквизиции и легализации кальвинизма.

10. Протестантизм в России

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Музей Немецкой слободы в Москве и его директор Григорий Стриженов

Оставшись после раскола христианской церкви 1054 года за пределами католицизма, Россия не могла быть затронута теми бурями, которые привнесла в христианский мир Западной Европы Реформация. Однако уже в ходе Ливонской войны (1558-1583) на территории России оказались многие населенные протестантами земли.

Впоследствии во многих городах России появились так называемые «немецкие слободы», где без какого бы то ни было притеснения и вмешательства властей жили поселившиеся здесь протестанты и действовали протестантские церкви.

С протестантским влиянием находившегося под очевидным очарованием по большей части реформистской Северной Европы многие связывают и деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

По различным данным, сегодня число протестантов в России составляет 2,5-3 миллиона человек.

В стране действует около 10 тысяч протестантских приходов; при этом лишь 4,4 тысячи из них официально зарегистрированы минюстом. Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы (более 1,5 млн верующих). Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, баптисты, адвентисты и евангельские христиане.

Также действуют общины методистов, пресвитериан, реформаторов, меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и другие.

.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-41741336

Российские протестанты годами посещали людей в тюрьмах. Теперь их туда не пускают — Meduza

Десять лет назад фермер Виталий Мокрушин стал пастором церкви в городе Соль-Илецке Оренбургской области и возглавил небольшую общину на 20–25 человек. К вере бывший слесарь локомотивного депо, которому сейчас 42 года, пришел в 1996-м — сказалась семейная традиция: меннонитами были все родные Мокрушина по линии матери.

В середине 2000-х — еще до того, как его рукоположили в , — Мокрушин стал регулярно приходить в колонию для пожизненно осужденных «Черный дельфин»: она находится в Соль-Илецке в нескольких кварталах от церкви меннонитов.

Разрешение на допуск священнослужитель получал в  по Оренбургской области — проблем с этим, по его словам, никогда не было.

Несколько лет он ходил в «Черный дельфин» каждую неделю: проводил службы, пел религиозные песни, читал проповеди, используя тюремное радио — заключенным на особом режиме содержания запрещено собираться вместе в одном помещении.

Мокрушин — один из многих представителей протестантских церквей, годами посещавших российские колонии.

Как рассказывает «Медузе» руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин, протестанты активно развивали свои тюремные миссии с начала 1990-х — при этом связь между протестантской общиной и заключенными образовалась еще в советское время: прихожан полуподпольных церквей (, , ), которые стали возникать в СССР в 1940–50-х годах, регулярно задерживали.

«Процент людей, которые прошли через тюрьмы, ссылки, штрафы, общение с милицией, среди протестантов очень большой, поэтому сопереживание заключенным в протестантском мире очень живо», — рассказывает Лункин, добавляя, что одним из важных аспектов учения протестантов является необходимость социальной работы ради спасения души.

Кроме ежемесячных проповедей по тюремному радио у Виталия Мокрушина также была возможность встречаться с заключенными лично — если кто-то из них просил об этом. «Для одного мы провели водное крещение, другим на протяжении нескольких месяцев преподавали вечерю Господню — аналог православного причастия, — вспоминает пастор.

— С некоторыми осужденными у нас завязалась долгая переписка». Чаще всего, по его словам, писали приговоренные к пожизненному заключению — они рассказывали, что после общения со священником к ним «приходило раскаяние, желание прожить правильно хотя бы остаток жизни».

По словам Мокрушина, руководство колонии было довольно визитами пастора — сотрудники ФСИН говорили, «что те, кто становятся христианами, стремятся работать и не нарушают режим».

В 2015 году визиты Виталия Мокрушина в колонию прекратились — как и его коллег из других регионов. ФСИН не продлила соглашение на посещение колоний со всеми протестантскими организациями России: заключить их удалось только представителям четырех конфессий — православным, мусульманам, иудеям и буддистам.

По словам Мокрушина, сошла на нет и переписка: «Когда человек долго не слышит слова Божьего, то постепенно начинает разочаровываться и остывать в вере».

«Медуза» поговорила с тремя другими священниками и двумя членами ОНК из разных регионов России, которые подтвердили, что протестантов в колонии больше не впускают.

Протестанты и эксперты связывают происходящее с давлением РПЦ и «пакетом Яровой» — а также с тем, что евангельские церкви у российских властей ассоциируются с Западом

В 2015 году член Президентского совета и Общественной палаты, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Сергей Ряховский получил письмо из ФСИН. Как он рассказывает, в нем говорилось примерно следующее: «Ваших прихожан в наших тюрьмах, колониях и СИЗО нет, здесь сидят крещенные в православии люди».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что является религиозным символом христианства

«Мы не ожидали такого хамства в отношении РПЦ, — говорит Ряховский. — [Работники ФСИН] ведь таким образом оскорбили православную церковь: получается, что она очень плохо работает с российским народом, не доносит христианские ценности и позволяет людям совершать преступления. Но главная неправда заключалась в том, что за то время, что мы служили в колониях, огромное количество сидельцев стали протестантами — евангельскими верующими».

В 2012 году проект «Атлас религий и национальностей» сообщал, что в России существует 10 тысяч протестантских церквей и около трех миллионов протестантов. По словам Романа Лункина, их количество продолжает расти: «Вокруг [протестантских] церквей обычно есть фонды, общественные организации, которые привлекают молодежь, вовлекают их в социальную работу — так что вокруг этих общин концентрируется больше людей, чем вокруг православных».

Ряховский рассказывает, что раньше каждая из протестантских конфессий заключала с администрациями ФСИН отдельные соглашения на местном уровне, но в 2015 году представители ведомства потребовали от протестантов создать централизованную организацию. Представители РОСХВЕ были к этому готовы, но документы постоянно возвращали на доработку — Ряховскому показалось, что во ФСИН «ждут некоей политической установки».

Зампред ОНК Пермского края, президент организации по ресоциализации заключенных «Выбор» Анна Каргапольцева — она лично организовывала посещение заключенных священнослужителями различных конфессий с 2007 года — рассказала «Медузе», что сегодня пастор может зайти на территорию колонии, только если осужденный напишет соответствующий запрос. «Письмо попадает православному священнику — помощнику генерала по работе с обращениями верующих. Он каким-то образом связывается с протестантом-священником и сообщает ему об этом», — объясняет Каргапольцева.

Сергея Ряховского такое положение дел возмущает: «Непонятно, почему православный священник должен разрешать евангельскому пастору приходить к евангельскому же прихожанину». К тому же, как утверждает Ряховский, чаще всего такие прошения просто не рассматривают — заключенного начинают «стращать» и убеждать, что русский человек не должен следовать «прозападным доктринам» (говорили об этом и собеседники «Медузы» из ОНК).

Фактический запрет на посещение заключенных Ряховский связывает с тем, что протестанты «неудобны коррумпированной системе ФСИН» — а кроме того, в глазах российской власти связаны с Западом и с украинским «Евромайданом», где представители местных церквей «молились, раздавали еду, проповедовали слово Божие, увещевали участников» (Ряховский подчеркивает, что «российских протестантов там не было»). Другие собеседники «Медузы» связывают происходящее с «пакетом Яровой», который, в частности, ужесточил закон о миссионерской деятельности, а также с давлением РПЦ.

Представители РПЦ не видят проблемы. По их словам, раньше протестанты злоупотребляли посещением тюрем

Анна Каргапольцева говорит, что за последние десять лет во время своих визитов лишь дважды видела в колонии православных священников: «По сравнению с протестантами это было „никогда“». По словам правозащитницы, один из этих визитов был связан с приездом в регион владыки — представители РПЦ хотели, чтобы заключенные вырезали для него из дерева специальное сиденье.

О том, что православные священники ходят в тюрьму неохотно, говорят и сами протестанты. По словам одного из собеседников «Медузы», попросившего не называть его имя, в колонии для пожизненно осужденных, где он раньше лично проводил службы по тюремному радио, теперь каждое утро запускают запись одной и той же проповеди. «Они до сквернословия людей доводят, — возмущается пастор.

— Невозможно же каждый день слушать одно и то же».

Сами представители РПЦ не согласны с этими претензиями. В Московском патриархате существует специальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, который некоторое время возглавлял протоиерей . При отделе, в частности, издавались материалы, призванные помочь православным священникам служить в местах лишения свободы; в 2013 году российский Синод принял специальный документ, посвященный «миссии тюремного служения» РПЦ.

Старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме Константин Кобелев сказал «Медузе», что старается посещать тюрьму каждую неделю, если позволяют дела.

Кобелев занимает должность главного специалиста отдела по взаимодействию с религиозными организациями ФСИН России: он курирует организацию взаимодействия администраций колоний с верующими и заявляет, что его главная задача — защита прав представителей всех религий, в том числе и атеистов.

По его словам, «никто не имеет права, пользуясь стесненным положением человека, расширять за счет него круг своих верующих».

В том, что протестанты фактически потеряли возможность посещать колонии, Кобелев дискриминации не видит: по его словам, осужденные всегда могут написать заявление о желании встретиться с таким священником — и его обязаны будут удовлетворить. При этом заявлений, по словам Кобелева, мало.

«Раньше как бывало? В колонии находятся два протестанта, и туда приезжает проповедник, в клуб насильно сгоняют все население колонии: и православных, и мусульман, все должны слушать и присутствовать, — утверждает он. — Это ведь тоже нарушение свободы совести.

Даже на концерт группы „Бутырка“ только желающие приходят, а на их концерты, на которых они пели религиозные песни, насильно всех сгоняли».

Протестантский пастор, не захотевший раскрывать своего имени, признался «Медузе», что ему все-таки удается посещать заключенных — во время краткосрочных свиданий.

Он также утверждает, что некоторые региональные управления ФСИН так и не расторгли соглашения с местными протестантами (регионы священник назвать отказался, чтобы «не навредить»).

Об этом же говорит и Сергей Ряховский: по его словам, некоторые региональные руководители ФСИН «берут на себя такую ответственность, потому что видят, как успешно протестанты реабилитируют бывших заключенных: процент рецидива после этой реабилитации минимален».

Протестантские священники не только ходили в колонии, но и занимаются реабилитацией вышедших заключенных. В отличие от РПЦ и ФСИН

В 2009 году Олег Стариков — он сам провел несколько лет в тюрьме, а выйдя из нее, стал протестантом — создал в городе Лысьве в Пермском крае благотворительный Фонд социальной помощи и правовой поддержки граждан.

По его словам, каждый месяц к нему обращаются 40 человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, 10 из которых — бывшие заключенные.

В благотворительном фонде существует социальная гостиница, работают юристы и психологи, проводятся «духовно-нравственные уроки и беседы» — в том числе с протестантскими священниками.

Как рассказывает Стариков, фонд не ставит себе целью обратить своих подопечных в протестантизм — важнее, чтобы у них снова не начались проблемы с законом. Показателями руководитель организации скорее доволен: по его словам, только один из десяти его подопечных возвращается в тюрьму — а около 7000 человек за время работы фонда «из правонарушителей превратились в законопослушных граждан».

Религиовед Роман Лункин подтверждает: протестанты активно занимаются реабилитацией бывших заключенных (государство в России такую работу не проводит — только 16 августа 2018 года ФСИН предложила создать службу поддержки для освободившихся из колоний).

Один из примеров, которые он приводит, — благотворительная программа «Рождественская елка Ангела», в рамках которой верующие передают детям людей, находящихся в тюрьме, подарки, а их родителям посылают открытки и письма.

Как рассказывает Лункин, «этот проект приветствуется многими подразделениями УФСИН, потому что способствует созданию нормальной психологической среды» — и продолжается до сих пор.

«В протестантских приходах достаточно бывших осужденных, которые хорошо понимают, как нужно работать с недавно освободившимися, — продолжает Лункин. — Это опять же связано с тем, что в советские времена многие протестанты прошли через тюрьмы.

Создать такую группу при православном храме гораздо сложнее — это могут негативно воспринять другие прихожане».

Эксперт считает, что отстранение протестантских священнослужителей от посещения колоний может привести к большему количеству рецидивов, что особенно скажется на обстановке в регионах с большим количествам тюрем, — например, Коми или Мордовии, — но и на всей стране в целом.

«[В начале 1990-х] нам пришлось много увещевать наших прихожан, чтобы они изменили свое отношение к людям, которые в прошлом совершили преступление или были законченными наркоманами», — добавляет глава РОСХВЕ Ряховский.

По его словам, увещевания помогли, и вопрос о том, «нужны ли церкви „бывшие“», сейчас уже никто не ставит.

Ряховский считает, что без работы протестантских центров реабилитации уровень преступности в стране был бы гораздо выше: по его данным, таких организаций сейчас по стране около семисот, а людей, которые стали евангельскими христианами, находясь в местах лишения свободы, — несколько тысяч.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/08/20/rossiyskie-protestanty-godami-poseschali-lyudey-v-tyurmah-teper-ih-tuda-ne-puskayut

Что такое протестантизм

Слово протестанизм переводится как «публично доказывать». Приверженцы такого верования являются либералами, в их понимании человек не должен посвящать всю жизнь прочтению молитв, а должен больше служить этому миру, и делать это лишь так, как сам того хочет. Верование относится к христианству, но имеет отдельные независимые церкви и свои правила. Образовалось в 16 веке во время антикатолического движения в Европе.

Реформация и раскол

В 16 веке во время реформации католической церкви появились первые сторонники протестанизма. Зародил эти мысли Мартин Лютер, который в 1517 году прибил на дверь церкви бумажку с информацией о том, что нужно отменить плату за покаяние, и другие несправедливые моменты католической веры.

Благодаря грамотно приведенным тезисам, он заставил общественность задуматься и присоединиться к нему. Мартин давал понять, что жить можно по-другому, не стоит отдавать всю свою жизнь молитвам и церкви, которая берет поборы с каждого, кто хочет ей довериться.

Именно такие действия дали первый толчок протестанскому движению.

После начала подобных движений появились разветвления протестанизма:

  1. Лютеранство – имеют центральную структуру служения и литургические традиции служения. Появилось во времена жизни Лютера.
  2. Кальвинизм – данное направление возглавил Ж. Кальвин. Ориентация в вере и поведении было на Святое писание. Поддерживает только власть Бога и отрицает наличие Христа.
  3. Англиканство – данное учение соединяет в себе католическую тягу и веру в церковь с личным спасением веры;
  4. Старокатолицизм – зародилось в 1870-е годы. Были против правления и силы Папы Римского, сохраняют правила веры старых церквей, которые были до 1054 года;
  5. Баптизм – категорически отвергается крещение младенцев, считается, что обряд должен проводиться во взрослом и сознательном возрасте, когда человек принимать решение очиститься и перестать грешить.

В церкви протестантов нельзя встретить особого декора, или каких-либо символов, а в качестве молитвенного места может подойти любая комната, или дом. Их олицетворяет простота, а служба строится вокруг проповеди, молитв и произнесения гимнов.

Главное – вера

В протестанизме также верят в единство Отца, Сына и Святого духа, но не прославляют Богородицу и остальных святых. У них не принято поклоняться перед иконами и идолами. А священных таинств всего два – крещение и причастие.

После того, как протестант достигает сознательного возраста, ему вручают священное писание, которое имеет свод правил и рассказов, но характерно то, что человеку не навязывают какое-то определенное поведение.

Каждый сам вправе решать, как трактовать священное писание.

Невзирая на отсутствие культа святых, протестанты верят в их существование, но относятся к ним просто как к личностям, которых необходимо уважать и следовать их примеру. Такие ритуалы как брак, исповедь и другие рассматриваются просто как обряд, который можно совершать или не совершать, в зависимости от желания верующего. Они считают, что главное то, какой смысл человек вкладывает в каждое свое действие, а не то, каким обрядом он это подтверждает.

В протестанизме между Богом и человеком нет посредников, смысл в том, что необязательно ходить каждый день в церковь и постоянно обращаться за помощью через священников, главное – верить и делать людям добро, ведь Бог и так все видит и слышит.

Такие убеждения заставили многих христиан и католиков на тот момент задуматься и перейти в новую веру, ведь каждому хочется надеяться, что наши слова и просьбы идут напрямую к Богу, и для этого нет необходимости делать дополнительные взносы.

Отличие протестанизма от православия и католичества

Хотя протестанизм является лишь течением, вышедшим из христианства, между основными верами есть заметные отличия. У протестантов отсутствует:

  • сложная церковная иерархия;
  • институт монашества;
  • культ икон и богородицы;
  • требование безбрачия для служителей.

Основные законы протестанизма:

  • спастись можно только полной верой, невзирая на величину содеянного греха;
  • Библия – норма и истина для церковной проповеди;
  • посредником между Богом и человеком может быть только Христос;
  • Бог сам открывается человеку.

Но нередко данная вера получает критику от атеистов и других вер за свою сильную пропаганду, которая запрещена советом церквей. Особой критике в современном мире поддаются именно консервативные протестанты, которые выступают против гомосексуалистов, разводов, абортов и половых связей вне брака.

Православие на данный момент в нашей стране заняло главную нишу и очень сильно подавило другие течения религии, но несмотря на это протестанты все же существуют по сей день, продолжают придерживаться своих верований и рассказывать о них людям.

Источник: https://bigjournal.ru/chto-takoe-protestantizm/

Что такое Протестантизм? Протестантизм — это Расписание тренингов. Самопознание.ру

Само слово «протестантизм» происходит от латинского «protestans», что переводится как «публично доказывающий». Данное христианское вероучение славится своей либеральностью. По мнению его идеологов, человек должен искать смысл своего существования не только в молитвах, но и в служении миру вокруг — и делать это таким образом, как он считает нужным.

История раскола

Движение протестантизма пустило ростки ещё в XVI веке в ходе реформации католической церкви.

Первые идеологи протестантизма посчитали, что католицизм слишком много внимания уделяет соблюдению догм, одновременно забывая о живом самобытном духе христианства.

В 1517 году Мартин Лютер прибил к дверям церкви бумаги с тезисами, в которых осуждал торговлю индульгенциями и призывал реформировать церковный устав. Это дало толчок к становлению протестантского движения в Европе.

На сегодняшний день внутри протестантизма существует множество самостоятельных течений — начиная от лютеранства, и заканчивая кальвинизмом. Некоторые из данных течений отошли достаточно далеко от классического библейского наследия.

Ввиду разнообразия существующих ветвей на сегодняшний день протестантизм играет масштабную роль в движении экуменизма. В настоящее время основное распространение протестантизм получил в скандинавских странах, Англии, Германии, США.

Не делайте из религии культа

На сегодняшний день внутри протестантской организации не существует единого центрального органа управления. По мнению протестантов, сложная бюрократическая система служит не религиозным целям, а мирским. Поэтому следует по мере возможностей пытаться «возделывать свой сад» и избегать построения сложной внутрисистемной иерархии.

В рамках протестантизма богослужение значительно упрощено по сравнению с тем же католицизмом: его характеризует нарочитая простота служб.

В молитвенных домах протестантов отсутствует какой-либо декор, там нет статуй или украшений. Такого рода домом может считаться любое строение, в которое приходят паства и священник, чтобы помолиться.

Богослужение строится вокруг проповеди, молитвы, и пения гимнов. Молебны, как правило, читаются на местных национальных языках.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется четверг на масленичной неделе

Просто верить

Протестанты так же, как и католики, верят в триединство Отца, Сына, и Святого Духа. Правда, количество священных таинств в протестантизме ограничивается всего двумя — крещением и причащением.

Важно, что таинство крещения совершается в отношении протестанта по достижении им сознательного возраста — чтобы он смог осознавать шаг, на который он идёт.

Главным источником вероучения считается Священное Писание, которое каждый верующий может трактовать так, как считает нужным.

В протестантизме отсутствует культ Богородицы, и нет выраженного поклонения иконам и святым. В то же время святые считаются мудрыми учителями, примеру которых не мешало бы следовать каждому добропорядочному протестанту.

Духовенство и миряне не так сильно отделены друг от друга — вероятно, именно с этим связано у протестантов отрицание монашества.

Различные ритуалы, будь то брак или исповедь, протестанты считают просто обрядом — ведь, прежде всего, важен тот смысл, который в них вкладывает каждый отдельно взятый верующий.

Человеку не нужен посредник между ним и Богом — такова основополагающая идея протестантизма. Мартин Лютер писал в своё время: «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве только самому себе». Возможно, поэтому протестантизм получил такое распространение — ведь каждому из нас хочется, чтобы наши думы и молитвы из наших уст лились сразу Богу в уши.

«Бог Наверно никто не знает, есть он или нет. Но я точно знаю, что он не имеет ничего общего с религией».

Существует много взглядов на религию. На мой взгляд, религия — это хорошо. Всё, что противоречит ей, создаёт нам проблемы.

Но у меня есть некоторые сомнения в отношении к религии. У всех появилась Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Протестантизм»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/protestantizm/

ПРОТЕСТАНТИЗМ

статьи

  • История.
  • Секты.
  • Вероучения и богослужебная практика.
  • Биографии.

ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции.

Слово «протестант» впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее «протестантами» стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в.

, вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание.

Данная статья служит путеводителем по статьям Энциклопедии, посвященным протестантским деноминациям.

История

Протестантизм, как особое явление в рамках христианства, был вызван и обусловлен рядом интеллектуальных, социальных, экономических и политических факторов. Эти факторы разбираются в иллюстрированной статье Энциклопедии Кругосвет РЕФОРМАЦИЯ.

В ней обсуждаются также главные исторические личности этого периода и разъясняется смысл сложных теологических споров, породивших эту продолжающуюся схизму в христианской церкви. Некоторым важным событиям, связанным с Реформацией, посвящены отдельные статьи Энциклопедии Кругосвет, например, ВОРМССКИЙ РЕЙХСТАГ, ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР.

В статье ХРИСТИАНСТВО Реформация рассматривается на фоне общей церковной истории, тогда как политические события и постоянно меняющиеся умонастроения в странах, охваченных религиозным брожением, излагаются в исторических разделах и статьях по отдельным странам (например, ГЕРМАНИЯ).

Характер протестантизма со времен Реформации исследуется в таких статьях Энциклопедии Кругосвет, как ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ, ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ.

Секты

Некоторые важные религиозные движения предшествовали Реформации, но тем не менее обычно их принято называть протестантскими. Это вальденсы, группа, возникшая в 12 в. во Франции, ей посвящена отдельная статья. В статье ГУСИТЫ рассказывается об появлении на Западе в 15 в. первой христианской церкви, которая не признавала верховенство папы Римского.

В ходе Реформации новая форма христианской религии, названная протестантизмом, почти сразу после своего возникновения разделилась на четыре главные ответвления. Учение Мартина Лютера в Германии легло в основу лютеранства, в настоящее время это самая крупная протестантская деноминация в мире. Основы вероучения, организационная структура и историческое значение освещаются в статье ЛЮТЕРАНЕ.

В Швейцарии главным выразителем протестантизма стала реформатская церковь, вызванная к жизни Хульдрейхом Цвингли и Жаном Кальвином. Их вероучение получило распространение в форме пресвитерианства, развитию которого посвящена статья ПРЕСВИТЕРИАНЕ. В противоположность этому протестантизм в Англии не был делом рук реформаторов: с самого начала англиканская община была неразрывно связана с политической историей Англии.

Вот почему из статей, посвященных личностям, определившим английскую политику того времени (ГЕНРИХ VIII; ЭДУАРД VI; ЕЛИЗАВЕТА I), читатель узнает также об истоках английского протестантизма. Основная статья АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ дополняется статьей ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ и статьями, посвященными диссидентским группам: КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ; НОНКОНФОРМИСТЫ; ДИССИДЕНТЫ; СЕПАРАТИСТЫ. Четвертая форма протестантизма, более радикальная по сравнению с другими, появилась с анабаптистами.

Они настаивали на строгом соблюдении новозаветных заповедей, а потому в них можно видеть духовных предшественников меннонитов и, как полагают некоторые, баптистов.

В дальнейшем дробление протестантизма продолжилось, ему способствовали вероучительные споры внутри сформировавшихся групп и претензии на получение нового откровения, что приводило к основанию новых сект. Множество этих деноминаций обсуждаются в отдельных статьях, среди них: ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА; КВАКЕРЫ; СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ; МЕННОНИТЫ; МОРМОНЫ; АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ.

Вероучения и богослужебная практика

Как бы многочисленны ни были протестантские секты, их символы веры обычно содержат три общих для всех фундаментальных принципа: протестанты признают 1) высший авторитет Библии, 2) оправдание только верой, 3) всеобщее священство верующих. Самая ранняя официальная формулировка протестантского вероучения содержится в АУГСБУРГСКОМ ИСПОВЕДАНИИ. Другие статьи, посвященные протестантским символам: КАТЕХИЗИС; КНИГА СОГЛАСИЯ.

Протестантизм, корни которого следует искать в первоначальном и средневековом христианстве, многое сохранил из своего католического наследия. Различие и сходство между католицизмом и протестантизмом в вопросах организационных и вероучительных можно проследить по статьям Энциклопедии Кругосвет: БИБЛИЯ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ЕВХАРИСТИЯ; ИНДУЛЬГЕНЦИИ; КРЕЩЕНИЕ; МИЛЛЕНАРИЗМ; ТАИНСТВО. Уяснить организацию протестантских церквей помогает статья КЛИР.

Биографии

В Энциклопедии Кругосвет имеется ряд биографических статей, посвященных ключевым персонажам в истории развития протестантизма. Главные реформаторы – КАЛЬВИН; ЛЮТЕР; МЕЛАНХТОН; ЦВИНГЛИ – представлены в статьях, где отражены программы их реформ.

Их предшественники – УИКЛИФ, ДЖОН; ГУС, ЯН – и противники (например, ЭКК, ИОГАНН) также рассматриваются в отдельных статьях.

Основатели протестантских сект более позднего периода (УЭСЛИ, ДЖОН; ФОКС, ДЖОРДЖ), представители современной протестантской мысли (БАРТ, КАРЛ; БУЛЬТМАН, РУДОЛЬФ; ТИЛЛИХ, ПАУЛЬ; ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ и другие) также представлены в Энциклопедии.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/PROTESTANTIZM.html

Что такое протестантская церковь?

Как известно, в христианстве существует три направления: католичество (представленное католической церковью), православие (представлено, соответственно, православной церковью) и протестантизм. Церковь, исповедующая последнее направление христианства, получила название протестантской.

Церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантскому направлению христианства. 

Откуда появилось название «протестант»? 

Существует несколько версий ответа на этот вопрос. Основная версия – историческая. В 1526 году Первый Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 года отменил это постановление.

В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест».

По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название «протестантов», а возникшие в результате Реформации конфессии — «протестантскими».

 Особенности протестантской церкви

В чём суть протестантской церкви, и чем она отличается от двух других христианских церквей?

Прежде всего, отметим, что протестантская церковь – это самая настоящая церковь. У неё есть все признаки и характеристики церкви. Помимо этого, время и история доказали, что протестанты – это не каприз эпохи Средневековья, а христианская церковь, занявшая своё уникальное место в истории христианства.

Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI в. как оппозиция установлениям и практике Римско-католической церкви. Процесс преобразования церковной практики принято называть «Реформацией», или «воссозданием». Идеалом Реформации было возвращение к апостольскому христианству с его первоначальными христианскими принципами, от которых, по мнению идеологов Реформации, Римско-католическая церковь отошла.

Возглавил движение по возвращению Церкви к апостольскому христианству священник Мартин Лютер.

Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось 17 октября 1517 года, когда он обнародовал 95 тезисов с критикой учения католической церкви о торговле индульгенциями, чистилища, молитв за умерших и спасения заслугами святых.

Среди прочего, им были отвергнуты папская власть, особая благодатность священства и его посредничество в спасении людей, церковная обрядовость и подчинённость Церкви светской власти.

Основы вероучения протестантской церкви

Во что, кроме базовых общехристианских постулатов, верят протестанты? Протестантское богословие включает в себя такие понятия, как необходимость оправдания верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, полная греховность человека и возможность спасения только по Божьей благодати. Богословским итогом Реформации — в противопоставлении учению Римско-католической церкви того времени – стали классические для протестантизма принципы Quinque Sola («только пять») — пять латинских тезисов, за которым стоят фундаментальные постулаты Реформации. Вот они:

  • Sola Scripture («только Писание»): Библия является единственным боговдохновенным и подлинным Божьим Словом, единственным источником христианских доктрин, ясным и способным истолковать само себя.
  • Sola Fide («только верой»): Прощение грехов можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.
  • Sola Gratia («только благодатью»): Спасение приходит только посредством Божьей благодати, как незаслуженно явленной милости, явленной Богом грешнику ради Иисуса, но не как нечто заслуженное грешником.
  • Solus Christus («только Христос»): Иисус является единственным посредником между Богом и человеком; спасение возможно только через веру в Него.
  • Soli Deo Gloria («только Богу слава»): человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, поскольку спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар искупления Иисуса на Кресте, но также дар веры в это искупление, рождённой в сердцах верующих Святым Духом.

Какие деноминации считаются протестантскими?

В ходе исторического и богословского развития в протестантизме возникли и закрепились следующие базовые течения: лютеранство (от фамилии «Лютер»), цвинглианство (от фамилии «Цвингли»), кальвинизм (от фамилии «Кальвин»), анабаптизм, меннонитство и англиканство.

В дальнейшем внутри некоторых основных течений возник ряд других – таких, как: Евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения, харизматы и др.

Преимущества и особенность протестантской церкви «Благая весть онлайн»

Церковь «Благая весть онлайн», как протестантская церковь, не только придерживается пяти вышеназванных истин, но и распространяет их в своих евангелизационных мероприятиях, проповедях, учении и публикациях. Каждый посетитель церкви сайта, социальных сетей или подписчик рассылок церкви «Благая весть онлайн», открыто узнаёт об этом.

По своей деноминационной принадлежности церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантизму, в частности, христианам веры евангельской (пятидесятников). Мы служим людям онлайн, поэтому для нас не важно, в какой стране или в каком городе Вы проживаете. Наши богослужения смотрят в России, Украине, странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Молдова, Армения, Кыргызстан), в странах Европы (Германия, Латвия, Эстония), а также русскоязычные зрители в США и Канаде.

Подробнее об этом читайте в публикации «Что такое «евангельская церковь».

Источник: https://ignc.org/blog/protestantskaya-tserkov/

Протестантизм — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Протестанти́зм — обозначение совокупности доктрин и сект, возникших из реформации XVI в. Протестантизм наряду с Православием и Римо-католицизмом входит в тройку основных направлений Христианства.

Изначально «протестантами» называли германских князей и города, которые подписали на Шпейерском сейме в 1529 году так называемую Протестацию — протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии [1].

Термин «протестанты» получил постепенно более широкий смысл. Под него подошли:

  • сторонники учения Лютера в Германии и северных государствах, Дании, Швеции, Норвегии;
  • отделившиеся с 30-х гг. XVI в. от Рима англикане, или сторонники епископальной церкви;
  • цвинглианцы и кальвинисты в Швейцарии, Германии, Польше и Франции, называемые большей частью реформатами;
  • последователи кальвинизма в Англии под общим названием пуритан;
  • более строгое направление в среде последних под именем пресвитериан (в Англии и Шотландии);
  • более свободные направления, примыкавшие к пуританству, под названием индепендентов, баптистов, квакеров в Англии и Америке;
  • приверженцы рационалистических сект, возникших в XVI в., унитарии и социниане, в Германии и Польше;
  • наконец, развившиеся на почве уже существующих церквей и сект направления и учения методистов, меннонитов, конгрегационалистов, «учеников Христа» и др. в Англии, Германии и США.

Число протестантских конфессий

По некоторым оценкам количество разных протестантских конфессий исчисляется десятками тысяч. Точное их число практически невозможно подсчитать. Помимо их огромного числа, такой подсчет затрудняет размытость границ понятия «протестантизм» в целом, догматических и организационных границ многих протестантских конфессий, и тем, что некоторые протестантские деноминации называются по-разному в разных частях света.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 441 млн. протестантов [2].

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1]  В германоязычных странах под словом «протестанты» до сих пор понимают только лютеран, в отличие от кальвинистов, которых называют «Реформатской церквью»

[2]  Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014: http://www.sedmitza.ru/text/4442843.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/87.html

Кто такие протестанты

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит вовсе не от слова ПРОТЕСТ. Тут просто совпадение в русском языке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько патриархатов в православии

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий).

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций.

Более подробно нужно остановиться на вопросе. Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия — Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Афанасьевский Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую [кафолическую] христианскую веру.Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель. Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве,не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества. Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух Святой.Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава [всех Ипостасей] одинакова, величие [всех Ипостасей] вечно. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой.Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен. Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим.Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным [Божеством].Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ.Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом. Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь.И все же существуют не три Господа, но один Господь. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и всеобщая [кафолическая] вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден.Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит [от Них]. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других, но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве.И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа.Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества матери Своей рожденным в должное время.Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности.Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос,Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день; Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло — [будут посланы] в вечный огонь.

Это — всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения.

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма.

1.      Sola Scriptura — «Только Писанием»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов» [1]

2.      Sola fide — «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий [2]. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.[3]

3.      Sola gratia — «Только благодатью» Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4.      Solus Christus — «Только Христос» С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5.      Soli Deo gloria — «Слава только Богу»
Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего.

Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании.

Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Источник: https://xn--e1axnc.xn--p1ai/protestantism/who

blog.rudnyi.ru/ru

Прочитал книгу историка Дэвида Ливингстона Забытые защитники Дарвина: Встреча протестантской теологии и эволюционной мысли. Книга рассказывает о восприятии дарвинизма протестансткими кругами США и Великобритании в девятнадцатом веке.

Ливингстон описывает отношение ряда ведущих теологов и ученых среди протестантов к теории Дарвина и показывает, что их позицию можно выразить как эволюционный теизм. Более того, в девятнадцатом веке в США именно протестанты способствовали принятию и распространению теории Дарвина.

Креационизм в рамках протестантского фундаментализма  — это явление, которое сложилось только в начале двадцатого века и которое не имеет аналогов в девятнадцатом веке.

В книге (двести страниц) шесть глав. В первой главе Ливингстон описывает состояние протестантской мысли в первой половине девятнадцатого века и основное внимание уделяет отношению протестантов к вопросу о возрасте Земли. Отмечается, что протестантские ученые и теологи не видели проблем с согласованием результатов науки о возрасте Земли с Библией. Вторая глава посвящена Дарвину и его теории.

Последующие две главы являются наиболее важными с точки зрения содержания книги. В них подробно представлены воззрения ряда протестантских ученых (глава 3, Louis Agassiz, Asa Gray, George Frederick Wright, James Dwight Dana, Arnold Guyot, William Dawson, Alexander Winchell, George Macloskie, William Henry Dallinger) и протестантских теологов (глава 4, Charles Hodge, James McCosh, Archibald Alexander Hodge, B. B.

Warfield, Robert B. Dabney, William G. T. Shedd, Augustus Hopkins Strong, James Iverach, James Orr) по отношению к теории Дарвина. В пятой главе описано зарождение и развитие протестантского фундаментализма в двадцатом веке.

  В заключительной главе Ливингстон рассказывает об отношении современных протестантских фундаменталистов к их предшественникам девятнадцатого века и далее рассматривает современный креационизм в рамках более широкого исторического контекста.

Между взглядами разных протестантов на теорию Даврина было много отличий. Для классификации взглядов следует выделить три отдельных вопроса: эволюция как таковая, естественный отбор и происхождение человека.

В то время как некоторые протестанты были согласны со всеми тремя выделенными выводами теории, другие принимали только один из выводов и отвергали остальные.

В целом, важно помнить, что протестантизм представлят собой группу разнородных течений, между которыми нет согласия даже по ряду важнейших теологических вопросов.

Общим было согласие о роли замысла Творца. Все протестанты были едины в том, что если научная теория отвергает замысел, то это атеизм. Другой пункт согласия был связан с ролью естественной теологии: изучение творения позволяет лучше понять Творца. Разногласия касались вопросов о том, как выглядело осуществеление замысла и соотвествия научных выводов с Библией.

Ливингстон показывает, как менялись представления о замысле в девятнадцатом веке: от представления Уильяма Пейли о том, что если есть часы, то обязан быть часовщик, к представлениям о трансцендентальном плане и вторичных причинах в духе Августина.

На этом пути ряд протестантов не видели проблем с эволюцией как таковой, естественным отбором как механизмом эволюции и даже с происхождением человека от обезьяноподобных.

Происхождение человека часто связывалось с вопросом о расах. Следует отметить, что этот вопрос был связан с обсуждением существования преадамитов (людей, созданных до Адама). Одними дарвинизм использовался как средство против расовой дискриминации: все произошли от Адама, поэтому преадамитов не существовало.

Другие были сторонниками преимущества белой расы и они использовали в своих целях теорию преадамитов, которую также можно было связать с теорией Дарвина — независимое происхождение рас.

Отмечу, что среди протестантов были точки зрения, что тело Адама могло произойти от обезьяноподобных, душа тем не менее была привнесена Богом.

В завершение переведу одну цитату, которая послужила основанием для заглавия заметки.

‘В конце концов Райт предложил, что между дарвинизмом и кальвинизмом существуют специальные отношения. Он озвучил пять главных аналогий в эссе под названием «Некоторые аналогии между кальвинизмом и дарвинизмом«. Райт отметил, что дарвиновская эволюция ни в коей мере не включает в себя идею неотвратимого прогрессивного развития — что близко к библейской доктрине о падении и человеческой греховности.

Более того, как дарвинизм, так и кальвинизм подтвердили единство человеческой расы и предположили прямую органичесую цепь, которая связывает все человечество путем наследования. Наследственная передача изменения и первородного греха казались Райту в особенности близким соотвествием.

Он видел во взаимодействии предопределения и свободы агента в рамках кальвинизма зеркальное отображение интеграции случая и паттерна в эволюционной системе Дарвина. Кроме того защитники обоих философий недолюбливали априорные методы — кальвинисты по причине боязни безудержного рационализма, дарвинисты по причине возложенных на самих себя ограничений по отношению к наблюдаемым, а не фундаментальным фактам.

В заключение суверенность законов в природе, как в истории создания, так и в исторической передаче божественных откровений, также давала возможность Райту заключить, что дарвинизм являлся «кальвинистской интерпретацией природы».’

Информация

David N. Livingstone, Darwin’s Forgotten Defenders: The Encounter Between Evangelical Theology and Evolutionary Thought, 1984.

См. также

Об эволюционном эксперименте преподобного Уильяма Даллингера:

Первый эволюционный эксперимент

Про преадамитов:

Преадамиты и происхождение человека

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/159887.html

Источник: http://blog.rudnyi.ru/ru/2017/07/darwinism-i-kalvinism.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что относится к греху прелюбодеяния

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]