Чем православные христиане отличаются от католиков

Католическая Пасха 2020: когда будет, чем отличается от православной

Чем православные христиане отличаются от католиков

Христиане западного обряда отметят Пасху в воскресенье, 12 апреля 2020 года, а эта неделя у них Страстная. Чаще всего католическая Пасха празднуется на неделю раньше православной, редко обе Пасхи совпадают.

Стоит отметить, что в этом году у христиан восточного обряда 12 апреля другой важный праздник — Вербное воскресение. А вот иудеи начнут праздновать Песах уже завтра, 8 апреля 2020 года.

Vgorode расскажет как надо отметить католическую Пасху, что можно делать в этот день, а чего следует избегать, отличается ли и чем именно празднование Пасхи у православных и католиков.

Почему у католиков и православных Пасха в разные дни

Во всех конфессиях Пасха — знаменательный день, который символизирует победу Иисуса Христа над смертью. Именно поэтому праздник носит название — Светлое Христово Воскресение. Пасха — праздник переходящий как у католиков, так и у православных, ее дата зависит от лунного календаря. Вот только церковное летоисчисление у двух конфессий ведется по-разному: православные — по юлианскому календарю (старый стиль), католики — по григорианскому (новый стиль).

Казнь, распятие, Воскресение Христа происходило во время празднования иудеями праздника Песах (воспоминание о дне исхода иудеев из Египта). Он выпадает на 14-21 день нисана, а именно первого полнолуния после дня весеннего равноденствия — 21 марта.

А вот христианская Пасха отмечается в первое воскресенье после полнолуния. Если оно наступает раньше, тогда пасхальным будет считаться следующий воскресный день. В 2020 году православная Пасха выпадает на 19 апреля 2020 года.

Православная Пасха всегда начинается, после праздника Песах.

Римо-католическая церковь высчитывая дату Пасхи также берет за основу день весеннего равноденствия. Но, именно за счет того, что летоисчисление ведется по новому стилю, даты Пасхи не совпадают.

Традиции и обряды католической Пасхи

Традиции празднования католической и православной Пасхи немного отличаются. Например, Великий пост у православных западного обряда не настолько строг, как у православных восточного обряда. Мясо католикам нельзя употреблять в определенные дни, а именно — в среду и пятницу, а также в Страстную неделю.

Не рекомендуют придерживаться поста беременным и кормящим, детям и больным. Кстати, постящиеся гости могут не придерживаться постных традиций, если посещают дом, обитатели которого не постятся, чтобы не обидеть последних.

Путешественникам также разрешается не поститься, ведь у них не всегда есть возможность найти необходимые блюда поблизости.

Страстная неделя для христиан исповедующих католицизм очень почитаема, насыщена ритуалами. Так, известно, что в среду Иисус Христос был предан Иудой Искариотом за 30 серебренников.

В католицизме Страстная среда носит названия пепельной, принято даже посыпать голову пеплом, как-бы демонстрируя раскаяние в своих грехах.

При этом используют не любой пепел, а от сожженных вербных веток, которые остались с прошлогоднего Вербного воскресения. Пепел долго хранят, чтобы перед Пасхой посыпать им голову.

Страстной четверг, Страстная пятница и Страстная суббота носят название Пасхальное триденствие. Оно начинается Мессой Вечери Господней в Великий четверг, а заканчивается Второй Вечерней воскресенья Пасхи. Под “триденствием” понимают не просто трехдневый временный промежуток, а три фазы: прощальную (Тайная вечеря), Смерть на кресте, пребывание в гробнице и Воскресение.

Церковное пасхальное богослужение проходит утром, в субботу. На службе прихожане освящают огонь и воду. Это происходит так: после зажжения огня с помощью кресала, благословляют свечи прихожан, поют “Да возрадуется” (Exultet), читают 12 пророчеств и освящают воду. После богослужения огонь несут домой и зажигают пасхальные свечи. Воску с них, а также святой воде приписывают чудодейственные свойства. По традиции, освященной водой над сразу же умыться.

Главный символ католической Пасхи не паска, а крашеные яйца. Их вместе с остальной ритуальной едой освящают священники, которые ходят в субботу по домам своих прихожан. Можно также еду принести для освящения в церковь. Из яиц готовят множество блюд на праздничный стол, самые популярные — яичница и омлет. Также принято готовить и вкусные мясные блюда, печь сдобный хлеб. Крашеными яйцами принято обмениваться с родными и близкими, ими играют в разные игры.

Еще один символ католической Пасхи — Пасхальный Кролик, символизирующий силу природы и процветание. Хозяйки заготавливают выпечку в виде кролика, а также шоколадные яйца. Праздничный стол красиво декорируют, ставят свечи, пасхальные корзинки, весенние цветы, декоративные яйца, пасхальных кроликов.

Утро в пасхальное воскресенье в домах у католиков довольно весело, ведь они принимают гостей. Это дети и молодежь, которые ходят по домам и поют пасхальные песни и поздравления (традиция чем-то напоминает рождественскую коляду).

Празднование Пасхи у католиков длится неделю, верующие посещают богослужения, участвуют в уличных представлениях, которые посвящены исключительно религиозной тематике, играют в игры с крашеными яйцами (катание по наклонной плоскости, кидание и стучание яйцами друг об друга и т.д.)

Источник: https://kiev.vgorode.ua/news/sobytyia/a1110950-katolicheskaja-paskha-2020-kohda-budet-chem-otlichaetsja-ot-pravoslavnoj

Христианские кладбища: Чем отличаются католические, протестантские и православные кладбища?

Чем православные христиане отличаются от католиков

Перефразируя Льва Толстого, все христианские кладбища похожи друг на друга. Но православные, католики и протестанты предпочитают хоронить своих умерших на “своих” кладбищах. Чем отличаются христианские конфессиональные кладбища друг от друга?

Крест

Допустимая форма и вид: четырёхконечный, нижняя часть удлинена.

Символы и изображения: если на кресте изображено распятие, то ступни Христа скрещены, так как тело его прибито к кресту тремя гвоздями – по одному на каждую ладонь и один на обе ноги вместе.

По телу и лицу Иисуса на распятии видно, что он испытывает муки: тело обмякло и провисает на гвоздях, раны свежие и кровоточат — такая натуралистичность подчёркивает жертву Христа. При этом крест могут украшать ленты, стебли роз с шипами. Концы креста бывают фигурными. Над головой Иисуса табличка на латыни — INRI (Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm), означающая «Иисус Назаретянин, царь Иудейский».

Нельзя вешать на крест фото умершего. Иногда делают гравировку портрета у подножья креста, как символ апокрифического черепа Адама. Обычно портрет или череп изображают на полной версии Распятия. Они символизируют, что казнь Христова произошла на Голгофе — месте погребения Адама, отца человечества. На его останки пролилась кровь Христа, тем самым смыв грехи: его и человечества.

Установка креста: ставить его не обязательно, но тем не менее крест как надмогильный памятник встречается у католиков довольно часто. Исторически крест устанавливали только в изголовье, сейчас же можно ставить его как в голове, так и в ногах могилы. Считается (впрочем, не только у католиков), что крест, расположенный у головы усопшего, будет для него хоругвью — символом победы над сатаной и смертью. Крест, поставленный в ногах, станет опорой умершему на Суде Божьем.

Надгробный памятник

Допустимая форма и вид: параллелепипед, крестовидные надгробия, плиты.

Символы и изображения: иногда гравируют портрет человека. Фотография — довольно редкое явление на католическом кладбище. Памятники с фотографиями чаще всего можно встретить на католических кладбищах Восточной Европы — сказывается общность традиций социалистического блока. Обычно на памятник наносят имя умершего, годы жизни, короткую эпитафию, часто на латыни.

Скульптуры на могилах

Допустимая форма и вид: каноны веры никак не регламентируют стилистику памятника. Она зависит от предпочтений самого умершего или его близких. Наиболее традиционный материал для католических скульптур — белый мрамор.

Символы и изображения: часто встречаются образы Христа, Девы Марии и ангелов.

Гробницы и склепы

Католические склепы бывают как личные, так и семейные. Как правило, их возводили знаменитые и богатые фамилии, но часто встречаются и склепы, построенные отдельным человеком. В католической культуре есть примеры и других групповых склепов: монашеских, орденских и др.

Допустимая форма и вид: зависит от региона и эпохи. Встречаются как подземные склепы (например, в помещениях под храмом — крипте), так и различные строения в стиле готики или эпохи Возрождения.

Символы и изображения: в родовых склепах кроме обычных христианских символов можно встретить изображения и имена упокоенных там людей. Групповые склепы чаще всего обезличены. Некоторые католические склепы представляют из себя настоящие «поля костей».

Кремация

Разрешена в католичестве с 1963 года. Католические священнослужители не рекомендуют держать урну дома или развивать прах. На католических кладбищах практика захоронения праха встречается повсеместно.

Известные католические кладбища

1. Ла Реколета (Аргентина, Буэнос-Айрес).

2. Пер-Лашез (Франция, Париж).

3. Празереш (Португалия, Лиссабон).

4. Стальена (Италия, Генуя).

5. Выборгское католическое кладбище (Россия, Санкт-Петербург).

Известные католические склепы

1. Капелла Ossos — часовня из костей (Португалия, Эвора).

2. Часовня черепов (Польша, Кудова-Здруй, Чермна).

3. Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини (Италия, Рим).

4. Костница в Соборе Всех Святых (Чехия, Кутна-Гора, Седлец).

5. Монастырь Сан-Франциско (Перу, Лима).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

Скульптура

Допустимая форма и вид: православная церковь установку скульптуры не приветствует. Эта практика вполне укоренилась в советскую и постсоветскую эпоху, но к православию отношения не имеет.

Символы и изображения: хотя на современных православных кладбищах нередко встречаются скульптуры, изображающие усопших в тех или иных ситуациях, считать использованную на них символику православной нельзя.

Известные православные кладбища

1. Новодевичье кладбище (Россия, Москва).

2. Всехсвятское кладбище (Россия, Тула).

3. Тихвинское кладбище (Россия, Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра).

4. Центральное кладбище (Болгария, София).

6. Куреневское кладбище (Украина, Киев).

Известные православные склепы

1. Склеп под Всесвятской церковью (Молдова, Кишинёв, Центральное православное кладбище).

2. Склеп-часовня князей Чернецких (Крым, Феодосия).

3. Фамильные склепы (Украина, Киев, Байково и Лукьяновское кладбища. Встречаются как православные, так и католические склепы).

4. Алапаевский склеп (Россия, Алапаевск, Свято-Троицкий собор).

5. Склеп монастыря св. Екатерины (Египет, Южный Синай, Санта-Катарин).

Известные протестантские кладбища

1. Смоленское лютеранское кладбище (Россия, Санкт-Петербург).

2. Кладбище Асситенс (Дания, Копенгаген, Ассистенс Киркегор).

3. Кладбище г. Свольвер (Норвегия, Нурлан, Svolvær).

4. Военное кладбище Krigsfangegravene (Дания, Loegumkloster).

5. Римское некатолическое кладбище (Италия, Рим).

Возможно, вам будет интересно:

13 июня 2019

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/khristianskie-kladbishcha-chem-otlichayutsya-katolicheskie-protestantskie-i-pravoslavnye-kladbishcha/

Православие и католицизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Чем православные христиане отличаются от католиков

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

  • Православие и иудаизм
  • Православие и буддизм
  • Православие и сектанство

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай.

    В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.

  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах

  1. В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
  2. Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
  3. Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы.

     Каждый восточный обряд имеет своего патриарха. Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский

  4. Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.

  5. Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.

    Папа римский

  6. Православие считает каноничными только законы и изменения в обрядах, принятые на Вселенских соборах, в то время как католицизм отдал право изменять богословские определения понтификам.
  7. По учению православия Богородица была призвана Богом, как не имеющая земных личных грехов, родила в непорочном зачатии Иисуса и почила, как простая смертная, после чего была вознесена Ангелами на Небо.
  8. Католики утверждают, что перед непорочным зачатием с Девы Марии был снят первородный грех всего человечества, по этой, только Ей данной, привилегии, была Она вознесена на небо душой и телом.

Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения

  1. Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
  2. В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
  3. Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов.

    Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.

  4. Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.

  5. В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
  6. Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
  7. В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.

    Исповедальня в католической церкви

  8. В восточном обряде усопшие поминаются на третий, девятый и сороковой день, а в латинском течении — третий, седьмой и тридцатый.
  9. Чисто человеческий вопрос — о возможно применения контрацепции. Католики в этом случае категорически против контрацепции, православным разрешено предохраняться в некоторых случаях.

Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-katolicizm.html

Основные различия между православием и католичеством. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. В основе различий православия и католичества лежит разный подход к главным христианским догматам (основам веры). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых, наиболее существенных, противоречиях двух церквей. 

Различия в источниках вероучения и отношении к церковному преданию

Для католической и православной церкви источником вероучения является Божественное Откровение, содержащееся в Священном Писании (книгах Нового и Ветхого Завета) и Священном Предании. Обе церкви считают вероучительными 27 книг Евангелия, но расходятся в своем отношении к книгам Ветхого завета (некоторые из них, например, книги Товита, Иудифи, не входят в канон православия).

Одно из важнейших различий между церквями – отношение к основам веры. Согласно католической «теории догматического развития», допускается возможность принятия новых догматов и дополнения Священного Предания (постановления церковных соборов, церковные каноны и т.п.) новыми «вероучительными» текстами. В числе нововведений – догмат о непогрешимости папы римского (1870) и др.

, а также решения католических соборов нового времени (всего 21, последний в 1962-1965 гг.) и римских пап. Православная церковь считает, что христианское учение не может подвергаться изменениям. Под Священным Преданием в православии понимаются постановления семи Вселенских соборов (последний – Никейский в 787 г.

), православные каноны, богослужебные тексты, творения богословов эпохи Вселенских соборов (Святых Отцов) и др.

Учение о верховенстве власти папы римского

Учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате) над всей христианской церковью стало источником обособления католичества уже с первых веков христианской истории. В 494 г. римский папа впервые стал именоваться «наместником Христа» на земле. В VI-VII вв. главы западной церкви пытались противопоставить свои решения постановлениям Вселенских соборов, за что, в частности, папа Григорий I был осужден за ересь VI собором (681). В 1054 г.

претензии римского престола на верховную власть над Константинопольским патриархом стали одной из причин раскола между западной и восточной церквями. Впоследствии признание верховенства власти римского первосвященника выдвигалось западной церковью как обязательное условие во время попыток объединения церквей на II Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) соборах.

В качестве догмата католичества учение о примате римского папы было утверждено на I Ватиканском соборе (1870).

В православии высшей церковной властью, правомочной решать вопросы, касающиеся основ вероучения, обладают исключительно Вселенские соборы.

Непогрешимость богословских определений понтифика

Уже с V в. в западной церкви постановления римских пап рассматривались наравне с постановлениями Вселенских соборов. В 1870 г. был принят один из основных догматов о непогрешимости богословских определений папы римского, которые он делает от лица всей церкви («ex cathedra»). Согласно православному учению, непогрешимостью обладают исключительно решения Вселенских соборов.

Филиокве

В IV в. был утвержден символ веры – строгая вероучительная формула, в которой собраны основные догматы христианства. В VII в. западная церковь решила внести в него изменения, добавив слова об «исхождении Святого Духа» не только от Бога Отца, но «и от Сына» (филиокве, от лат.

Filioque – «и Сына»). В 1014 г. филиокве было официально утверждено папой Бенедиктом VIII в качестве догмата, что стало одной из причин раскола церквей в 1054 г. С точки зрения православия, этот догмат искажает учение о Троице.

Кроме того, такое решение могло быть принято только с согласия всей церкви.

Учения о «сверхдолжных заслугах» и о «чистилище»

В Средние века в католической доктрине также утвердилось учение о так называемых  «сверхдолжных заслугах». Согласно ему, совокупность добрых дел всех когда-либо живших святых образует своеобразный «запас заслуг», который церковь может использовать для прощения грехов своей паствы. Отсюда возникло учение об индульгенциях. Православная церковь отрицает наличие каких-либо «сверхдолжных заслуг» и тем более возможность ими распоряжаться.

Согласно доктрине католической церкви, умерший христианин, отягощенный бременем «легких» грехов, не может сразу попасть в Царствие Божие и подвергается после смерти временному наказанию в «чистилище». Окончательно его посмертная судьба решается на Страшном суде. Православие отрицает существование «чистилища», а также разделение грехов на «легкие» и «тяжкие».

Согласно учению православной церкви, сразу после смерти судьба человеческой души решается во время так называемых «мытарств» (испытаний всех поступков в течение жизни). Молитва отдельных христиан и всей церкви может изменить посмертную судьбу человека по милосердию Бога. Окончательное решение о вечном проклятии или вечном блаженстве происходит на Страшном суде.

Учение о Богородице

В XIX и XX вв. католической церковью были провозглашены два новых, так называемых «мариологических» догмата.

Первый, о непорочном зачатии Девы Марии (1854), гласит, что Богородица в момент зачатия была освобождена от первородного греха в силу будущих искупительных заслуг Христа и благодаря данной ей привилегии.

Согласно учению православной церкви, по своей природе Богородица была такой же, как и все другие люди, хотя и не имела личных грехов. Ее спасение от последствий первородного греха стало возможным после искупительной жертвы и воскресения Христа.

Католический догмат о телесном вознесении Богородицы на небо (1950) провозглашает, что «Дева Мария была взята с телом и душой в Небесную Славу». Православная церковь учит, что Богородица умерла естественным образом, однако в силу своей святости была первой из смертных вознесена на небо.

Церковный календарь

Католическая церковь использует в своем богослужении григорианский календарь, который был введен папой Григорием XIII в 1582 г. В православной церкви действует юлианская система летоисчисления (древнеримский календарь, доработанный в Византийской империи). Ее использование обусловлено вычислением даты ежегодного празднования Пасхи.

При переходе на григорианский календарь христианская Пасха может совпадать с иудейской, что запрещено церковными канонами. Полностью юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Сербской, Русской и Грузинской православных церквях.

В остальных богослужение переведено на григорианский, однако расчет даты Пасхи и связанных с ней праздников все равно ведется на основе юлианской системы летоисчисления.

Другие различия

Значительные различия существуют и в повседневной жизни церквей. Православная церковь состоит из самоуправляемых (автокефальных) национальных церквей. Римско-католическая объединена в единую структуру, подчиняющуюся непосредственно римскому папе.

В православных храмах алтарь отделен от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарем называется сам престол, расположенный, как правило, в открытом пространстве храма. Кроме того, в католических церквях установлены скамьи, на которых верующие сидят во время части богослужения. Для православия, напротив, важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное пространство для совершения земных поклонов.

Во время молитвы православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Таинство миропомазания в православии соединено с крещением. В католической церкви оно совершается отдельно после достижения сознательного возраста (как правило, в 13-14 лет) и называется конфирмацией («утверждением»).

Священники православной церкви могут жениться, а для священнослужителей католической церкви обязателен целибат (безбрачие; исключение сделано для священников униатских церквей).

Источник: https://tass.ru/info/2657992

Чем отличается католическое Рождество от православного?

#Буквы разбирались, чем же отличаются эти два празднования Рождества.

По преданию, в Вифлееме Дева Мария родила Иисуса Христа – Сына Божьего. Весть о рождении пастухам принесли ангелы. Потом поклониться и принести свои дары пришли волхвы-мудрецы с Востока – дорогу им указала яркая звезда. В Библии говорится, что рождение Иисуса Христа дало возможность для спасения души и вечной жизни.

25 декабря Рождество празднует Римско-католическая церковь, большинство протестантских церквей, а также часть православных – включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую, Албанскую, Греческую (которые придерживаются Новоюлианского календаря), пишет портал Религиозно-информационной службы Украины.

В ночь с 24 на 25 декабря в римо-католических храмах Украины проходят торжественные богослужения. церемония проходит в Ватиканском соборе Святого Петра. Эту службу возглавляет Папа Римский Франциск и транслируется она по всему миру.

Папа Римский с лоджии базилики святого Петра в Ватикане по традиции обращается с рождественским посланием ко всем верующим и всем людям доброй воли мира. Приветствие звучит на 65-ти языках, в том числе и на украинском.

История возникновения Рождества

Праздник Рождества Христова зародился несколько столетий после рождения Иисуса – в Римской империи в первых поколениях христиан, как реакция на празднования языческих праздников.

“Кесарь Аврелиан 25 декабря 274 года провозгласил солнце-бога главным опекуном Римской империи и посвятил ему святыню на Марсовом Поле в Риме. Праздник бога-солнца праздновали 25 декабря потому, что тогда наступает зимний оборот солнца, дни становятся длиннее и солнце больше греет.

Этот день считался как рождением солнца и его победой над тьмой ночи.

Итак, христианский Рим, чтобы противодействовать языческому Риму, на место бога-солнца ставит свое христианское Солнце – Богочеловека и Его рождение также празднует 25 декабря”, – говорится в книге отца Юлиана Катрия “Познай свой обряд”.

Таким образом в первых столетиях не существовало Рождества.

Римо-католические традиции празднования Рождества

Накануне Рождества люди придерживаются Адвента – времени в ожидании праздника, когда особенно важно уделять внимание духовной жизни; кто-то, по желанию, соблюдает пост.

Праздник объединяет вокруг всю семью: принято украшать дом, наряжать елку. Также символами Рождества западного обряда является рождественский венок, омела, солома. На Рождество принято дарить подарки.

Вечером 24 декабря за столом собирается вся семья, но при этом одно место оставляют пустым.

Обычай ставить и украшать праздничную елку пришел из языческих времен. У древнегерманских народов существовала традиция: время, когда дни становились длиннее, а ночи короче – развешивали под потолком в своих домах ветви хвойных деревьев – это было символом победы жизни над смертью, дня над ночью, света над тьмой. Праздничную елку раньше украшали свечами, а ныне электрическими гирляндами – поскольку Христос часто сам себя называл светом.

Вигилийный ужин

Вечером 24 декабря вся семья собирается за столом. Вигилия с латинского означает бдение.

В Украине традиционным рождественским блюдом стала кутья – вареная пшеница с медом. Пшеница является символом вечности, так как ее зерно ежегодно оживает. А мед – символ вечного счастья святых в небе. На столе – традиционно состоит из 12 блюд – это символ 12 месяцев уходящего года, которые мы составляем Богу в благодарность и 12 месяцев будущего года, которые мы отдаем в руки Христа с просьбой о благословении.

Римско-Католическая церковь не настаивает на том, чтобы ужин был постным.

Обряд ломания облатки

Облатка (на польском языке – оплатек) – это пресный хлеб, которым во время вигилийного ужина между собой делить все семья.

С появлением вечерней звезды вся семья собирается вокруг праздничного стола. При свете свечей все поют колядку, потом молятся. А далее все члены семьи говорят друг другу пожелания, при этом отламывают кусочек облатки. Взаимное деления хлебом является выражением примирения и любви.

Почему остается свободное место за столом?

За праздничным столом остается одно свободное место. На тарелку кладется облатка – это пресный хлеб. Это место для какого-то гостя – бедного, сироты. Принимая их за стол, мы, согласно словам Иисуса, принимаем к себе самому – Христа.

Под конец вигилийного ужина вся семья колядует.

Для римо-католиков Рождество – это семейный праздник.

Православные традиции празднования Рождества

Верующие восточного обряда празднуют рождение Христа с 6 на 7 января. Стоит отметить, что дата празднования Рождества у всех одинаковая, разница только в системе летоисчисления.

Ежегодно перед Рождеством христиане придерживаются строгого рождественского поста – Филипповки, который начинается с 28 ноября и заканчивается 7 января. Во время поста люди стараются духовно очиститься и покаяться в грехах.

На Сочельник – 6 января – люди готовят 12 постных блюд в честь 12 апостолов Христа. Традиционно на столе стоят узвар, пампушки, борщ и кутья, которая является главным блюдом Святого вечера.

С первой звездой 6 января вся семья садится ужинать. Глава семьи зажигает рождественскую свечу, читает молитву и благословляет пищу.

На следующий день, 7 января, люди идут на богослужение, а дальше – ходят в гости к родственникам, колядуют и устраивают вертепы.

7 января заканчивается рождественский пост.

У христиан восточного обряда главное украшение дома – соломенный дидух.

Для православных и греко-католиков Рождество – это духовный праздник.

Какой ранг праздника Рождества среди других праздников?

У православных безусловное первенство держит праздник Пасхи – это победа Христа над грехом, смертью и дьяволом. Рождество после Пасхи занимает второе по рангу место, затем следуют все остальные церковные праздники.

У римо-католиков Рождество важнее Пасхи.

Что нельзя делать на Рождество?

Одинаково в рождественские дни западного и восточного обрядов христианам нельзя выполнять тяжелую, грязную работу. Домашние дела лучше отложить на потом. Нельзя сердиться, ругаться. Запрещено гадать. Нельзя в этот день обходить стороной бедных и нуждающихся – надо подать им милостыню.

Источник: https://bykvu.com/ru/bukvy/chem-otlichaetsja-katolicheskoe-rozhdestvo-ot-pravoslavnogo/

Великий пост у католиков и православных: сходства и различия

«Когда-то и на Западе Великий пост начинался с воскресенья. В храм торжественно входили кандидаты, готовящиеся к крещению на Пасху — ведь с древнейших времен эти сорок дней перед Пасхой были временем подготовки к восприятию новых членов Церкви, а крещение совершалось один раз в году, в пасхальную ночь.

Но была и другая категория людей — те, кто за какие-то серьезные грехи были отлучены от церковного общения: за время Великого поста они должны были подготовиться к воссоединению с Церковью. И специально для них проводился обряд, который символизировал процесс их возвращения — в среду, за несколько дней до начала Четыредесятницы (Великого поста — ред.

), епископ посыпал головы кающихся пеплом в знак их покаяния или рисовал им этим пеплом на лбу крест, который они не смывали до начала поста.

Обряд этот был настолько ярким, зримым, символичным и привлекательным, что постепенно в западной традиции и стал началом Четыредесятницы «, — рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

Символика сорока дней

По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви «в зачет» идет не все.

«Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа.

Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием.

И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней — просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова», — пояснил священник Кирилл Горбунов.

Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.

Священное Триденствие

Завершается Четыредесятница у католиков так называемым Священным Пасхальным Триденствием — с вечера Великого (Страстного) четверга до Пасхи. Это уникальное литургическое последование, во время которого верующие как бы сами становятся участниками смерти и воскресения Христа.

«Страстной четверг — это воспоминание о Тайной Вечере и установлении таинства Евхаристии. Тогда Христос, омыв ноги ученикам, показал им на своем примере, как жить этим таинством, и этот обряд сегодня совершается в Великий четверг во всех католических храмах: епископ или священник омывает ноги 12-ти прихожанам.

В Страстную пятницу мы вспоминаем смерть Спасителя. В католической церкви это единственный день в году, когда не служится месса, причащаются только заранее освященными дарами, алтарь обнажен и открыта пустая дарохранительница — то есть зримо показывается отсутствие Бога среди людей.

Страстная суббота — день скорби и покоя, день отдохновения Бога от трудов, когда Христос покоится во горбе.

И, конечно, вершина Триденствия и всего церковного года — «матерь всех бдений», Великая Пасхальная ночь», — говорит католический священнослужитель.

Еще одна особенность Великого поста в латинской традиции — богослужение Крестного пути, когда верующие идут по храму процессией, как бы молитвенно сопровождая Спасителя в Его пути на Голгофу.

И что еще важно: в католической церкви перед началом Четыредесятницы каждый верующий дает себе некоторое «постановление». Этот «подвиг», который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта.

И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет — соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу.

Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду.

Пост, молитва, милостыня

«Когда мы говорим слово «пост», мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня. Великий пост — это не просто гастрономическое упражнение силы воли.

Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается.

И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие», — отметил Кирилл Горбунов.

«Пост — то самое время, когда мы просим Бога преодолеть это безразличие как по отношении к Нему, так и по отношению к нашим ближним, и, в каком-то смысле, по отношению к своей собственной судьбе и вечной жизни», — добавил он.

Конечно, российские католики, которые «живут в пространстве русской христианской культуры», кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается.

Православное вхождение в пост

Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции «Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное», и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

«Эти подготовительные недели содержат несколько воскресных воспоминаний — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и изгнании Адама из рая (Прощеное воскресение): для того чтобы связать с постом некоторое внутреннее целеполагание, не только ограничение в еде, тех или иных развлечениях и отвлечениях, но и поставить нравственную, духовно-аскетическую цель, которую человек с помощью Божией постарался бы достигнуть во время святой Четыредесятницы», — отметил он.

И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения «пищевого устава», эти недели тоже имеют свои особенности.

«Если первая из них, начиная с Воскресенья о мытаре и фарисее, является «сплошной», то есть пост отменяется даже в среду и пятницу, то вслед за Воскресеньем о блудным сыне идет неделя обычная, то есть с постом в среду и пятницу.

А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь», — продолжает Максим Козлов.

Два этапа Четыредесятницы

В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа.

«В православной традиции, собственно Великим постом называются дни от Чистого понедельника, до пятницы, предшествующей воспоминанию Воскрешения Лазаря, когда на богослужении уже поют: «душеполезную совершившие (окончившие — ред.) Четыредесятницу».

А последующие дни — Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем.

В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня», — поясняет богослов.

Не случайно все дни этой недели называются Великими.

В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд «умовения ног» совершается только в кафедральных соборах (где архиерей омывает ноги 12 священникам) и в некоторых монастырях.

И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро (в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается).

На утрени Великой пятницы, которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя.

Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских (Великих) часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

А около трех часов дня (в евангельский «девятый час» — время смерти Спасителя) из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.

Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления (кеносиса) Христа и одновременно началом Его славы.

Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени (совершаемой накануне вечером) Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма.

А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви.

А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления.

Пассии

Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Источник: https://ria.ru/20160210/1372454543.html

Протестанты и католики в чем разница

1 сентября, 2018

В данной статье вы узнаете, чем отличаются католики от протестантов? А есть ли между ними разница вообще?  Почему католики не признают протестантов христианами, а протестанты не признают католиков христианами?

С чего все началось

Началось все еще задолго до появления католиков и протестантов. В Иудее образовались первые общины верующих в Йеhошуа hа-Машиаха (Иисуса Христа). Эта община состояла исключительно из евреев. Первым язычником, который обратился в Мессианскую веру, был Корнилий со своим семейством, изучающий Тору и соблюдающий ее заповеди. Ему и была ниспослана милость спасения за его добрые дела и молитвы:

1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,

2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

(Деян.10:1-5)

Впоследствии, язычников, принявших Мессианское учение, становилось все больше и больше и они уже во много раз превосходили по количеству еврейские общины.

Римская община

В Риме была смешанная община, где между язычниками и евреями всегда были конфликты. Это хорошо просматривается в Послании к Римлянам. Евреи гордились своим еврейским происхождением, язычники гордились тем, что Бог их помиловал, а евреев отверг. По этому поводу апостолу Павлу пришлось написать вразумительное послание для обеих сторон.

Однако так как евреев становилось более и более в Римской общине, то впоследствии они взяли и руководство в свои руки. В то время и Павла уже не было в живых и общину, по сути уже никто не контролировал, кроме властей Рима.

Римская община отличалась своим вероучением от учения Римских религиозных общин, которые поклонялись различным богам, во главе которых был Зевс. Поэтому, римскую общину всячески притесняли, за то, что они верят в еврейские Писания и в еврейского Бога. На то время уже существовало учение о божественности Иисуса Христа и о богородице Марии, которая родила Бога-Иисуса.

Сам сюжет богородицы позаимствован из легенд, в которых якобы боги спускались на землю к красивым женщинам, совокуплялись с ними и те рождали им человекобогов. Так, например Европа – любовница Зевса, была им похищена и, он сделал ей насилие, после чего она зачала и родила Зевсу двух сыновей.

Муж Европы был благодарен Зевсу и принес ему жертвы, потому как его жена, Европа, была бесплодной. Зевс ее оплодотворил. Именно по этой причине европейские государства называются Европой, так как они представляют собой любовницу Зевса.

 Современная Европа – это любимица Зевса и других богов, которые помогают Зевсу.

Император Константин

Когда к власти пришел Император Константин, то он увидел, что учение, которое исповедует Римская община, более принципиально, нежели учение Зевса. С политической точки зрения он увидел, что с помощью этой религии, которая становилась все более популярной, можно управлять массами.

А если сделать ее государственной религией, то все, захваченные территории автоматически будут поклоняться Богу-Христу. Чем больше захваченных земель, тем шире становится деятельность новой религии, и тем прочней становится власть Рима на земле.

После некоторого раздумья, Император Константин, делает Христианство официальной религией Рима, а Римскую церковь, делает центром Вселенной. Поэтому, она была названа Католикус (Вселенская).

Впоследствии Рим захватил все европейские племена и сделал их христианскими государствами. Таким образом, Иисус Христос стал богом всех европейцев.

Первый Никейский Собор

Пе́рвый Нике́йский собо́р — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским (Католическим) собором в истории христианства.

На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

(Википедия)

Все последующие Соборы так же были организованы римскими королями для определения врагов в Европе, коими были евреи и инакомыслящие. Это делалось укрепления Римской империи.

Появление Папы Римского

Католическая (Вселенская) церковь, первым Папой Римским считает апостола Петра, который передал ключи церкви своему преемнику  святому Пину (Vl – Vll), который стал первым официальным Папой Римским. С этого времени началась эпоха Папства.

Кто такие Католики

Итак, заглянув в историю, мы видим, что Католики – учение Христианства, установленное самим императором Константином для укрепления Римской империи, чтобы люди были едины и поклонялись только одному Богу-Христу.

Как выше уже говорилось, учение Христианства формировалось веками, где главной составляющей были политические цели.

По этой же причине была выпущена Библия, в которой были отредактированы еврейские тексты, включая и тексты апостолов, в пользу Римской империи, где все фокусировалось на христоцентричности – Христос Бог во плоти, предводитель Римского Христианства.

Появление протестантов

Протестант, происходит от слова протест. Первым протестантом, протестующим против беспорядков в церквах, стал Мартин Лютер, о котором уже все много наслышаны. Чем был недоволен Лютер? Он был недоволен тем, что священники не выполняют своих обязанностей по отношению к пастве.

Многие считают, что Лютер был против Папы, его власти, против учения Католической церкви. Это не так. Если прочитаете 95 тезисов Лютера внимательно, то вы увидите, что Лютер был и оставался до мозга костей католиком. Он не собирался создавать какое-то новое движение или учение. Его действия можно сравнить с борцом за справедливость. Он хотел навести порядок.

Он по-прежнему признавал Папу, высшим органом Христианства, а священников — уполномоченными Папой. Кроме того, он не отвергал индульгенции, но был против того, что индульгенции стали формальностью, которые по вине священников не приносят пользы в преображении паствы. Индульгенции предназначались изменить сознание человека, чтобы он перестал грешить. Но священники делали превратное – наживались на индульгенциях. И это раздражало Лютера.

И в ревности по чистоте Католической церкви, он написал свои легендарные 95 тезисов.

В чем же отличие католиков от протестантов

Разница между католиками и протестантами как раз лежит в тезисах, которые написал Лютер. По сути, Лютер был революционер, борющийся за справедливость в своей церкви. Он не мог и представить, что кроме Католической церкви, может существовать еще какая то. Лютер нашел много сторонников, которые поддержали его реформу.

Что такое Реформация

Реформация лежит в основе различия между католиками и протестантами. Реформация происходит от слова Реформа.

Реформа (лат. reformo) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

(Википедия)

Лютер, не собирался изменять Католическое вероучение. Какую же цель преследовал Лютер в своей Реформе Католической церкви? Ответ однозначен – укрепление и обновление Католических основ.

Кто такие протестанты

Итак, мы видим, что протестанты, возглавляемые Лютером, до мозга костей оставались католиками. После принятия ими тезисов Лютера, как основу Реформации Католической церкви, протестанты намеревались улучить духовное состояние своей церкви.

Однако, Папа Римский не признал Реформацию Лютера, как способ улучшить духовное состояние церкви объявил Лютера и его сподвижников смутьянами.

Но, Реформация набрала такой вес, что Папа стал побаиваться, как бы армия протестантов, не пошла войной на  Рим.

Папа Лютер

Тем временем, Лютер, отторгнутый Папой, продолжал ревностно бороться за чистоту Католической церкви и основывал для этого свои общины в городах, находящихся во власти протестантов. Таким образом, Лютер, стал Папой протестантов. Впоследствии у него была своя мощная армия, с помощью которой он подавил восстание крестьян, казнив 8000 пленных. Так же он казнил и предводителя восстания – Томаса Мюнцера.

Благодаря своей армии, Лютер сохранил территории, принадлежавшие протестантам. Армия Папы Римского, не смогла воевать с армией Лютера. Впоследствии, когда католики-протестанты уже держали Европу в своих руках, они завоевали Америку, Африку и Австралию. Поработили аборигенов на этих материках, разграбили ресурсы.

Итог — разница между католиками и протестантами

Из всего выше приведенного, можно заявить, что разница между католиками и протестантами заключается лишь в официальном статусе Папы. По своему же вероучению, протестанты – это реформированные католики, или, если говорить простым языком, более совершенные, более духовные католики, которые боролись за чистоту церкви. Для этого они использовали 98 тезисов Лютера.

Если говорить о догматике протестантов, то их догматике полностью основывается на догматике Католической церкви. А догматика Католической Церкви – это постановления Вселенских Соборов. Протестанты полностью признают власть постановлений Вселенских Соборов и следуют этому вероучению. Даже неграмотный в религии человек, заметит, что у католиков и протестантов (европейских) все церковные праздники в один день.

В Русском протестантизме, церковные праздники отмечают дважды – один раз по католически, другой раз по православному. На почве этого у них много происходит разногласий, но все же авторитет католического вероучения более влиятельней, нежели авторитет православия. Догматика Русских протестантов такая же, как и у европейских, потому что Русские протестанты появились на почве миссионерской деятельности европейских протестантов.

Соответственно, они полностью поддерживают их догматику.

Миф о тезисах Лютера

Оправдание по вере – именно это лежит в основе протестантизма. Но, извините, точно такое же заявление делают и католики, и мессианские евреи. Почему? потому что так написано в Библии.

Лютер не преследовал цели, доказать кому-то из своих единоверцев, что оправдание по вере не признается в католицизме. Эту истину знали и знают все католики. Еще раз следует подчеркнуть, что при внимательном и целенаправленном чтении 95 тезисов Лютера, вы не увидите, того, о чем говорят современные протестанты.

Впоследствии, когда в Европе протестантская власть превзошла по силе власть Папы, протестантские политики нарисовали выгодный для протестантского движения образ Лютера и его призыв. Для чего это было нужно? Чтобы уничтожить авторитет Папы. Чем меньше авторитет Папы, тем больше движение католиков-протестантов приобретет себе новых сторонников. И по сей день, в сознании протестантов, Лютер – это добрейшей души человек.

Однако, как показывает история, Лютер был жестокий диктатор и тиран. Протестантские же политики это скрывают, чтобы Лютер был идеалом в сознании каждого протестанта, потому что Лютер – отец реформации. Ну, а что такое реформация, нам уже понятно – это улучшение уже существующего. А разница между католиками и протестантами – это отсутствие официального статуса Папы и принятие учения Лютера, изложенного в его тезисах.

Источник: https://nev-tanah.info/protestanty-katoliki-raznica/

Православный крестик и католический: главные различия между двумя изделиями

:

Самый частый вопрос, который так же часто остается без ответа: «Чем отличается католический крестик от православного?» Нерелигиозный человек вряд ли поймет разницу: зачастую такие крестики очень похожи внешне, да и носятся одинаково. Но не всё так сложно, как может показаться. Чтобы научиться их различать, не обязательно углубляться в религиозные знания. Достаточно знать всего 5 важных деталей!

Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения

Безмолвный символ веры или изысканный предмет внешнего убранства? Скорее, и первое и второе. Многовариантность техник исполнения — яркое подтверждение тому, что значение христианского креста в современном мире довольно обширное. Золотые крестики носят религиозные люди, так и те, кто далёк от церкви; мастера облекают его в пышные формы, либо делают в строгом соответствии с церковными канонами.

За последние десять лет крестики с бриллиантами прочно вошли в ювелирный обиход, превратившись из религиозного символа в изысканный предмет роскоши. Этому в некой мере способствовали коллекции именитых брендов Dolce&Gabbana (осень-зима 2013), Tiffany&Co, которые стали активно использовать крестообразные подвесы в одежде/аксессуарах.

Форма креста — первое и главное отличие 

Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное — форма крестика.

В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; — восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.

Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя — его очищение покаянием.

Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма. 

Четырехугольный крест

По преданию, на таком кресте был распят Иисус. Четырехконечный крест — классика католицизма. А вот восточные собратья считают его равнозначным всем остальным. 

Шестиконечный крест

Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину (под наклоном), которая символизирует чашу грехов. Нижний конец — тяжесть от не раскаяния, а верхний — облегчение в покаянии, которое открывает путь в Царствие Небесное. 

У католиков крест — показатель сана священника. Крест с шестью концами — атрибут власти архиепископов, а с восемью — Папы Римского. 

Восьмиконечный крест

Изображение Иисуса на таком кресте находят в римских погребальнях еще в 3 веке. Над средней, самой длинной перекладиной, находится короткая, а под ней маленькая косая — так выглядит православный крест с восемью концами.

Восемь концов символизируют восемь периодов в развитии человечества, последний из которых — путь в духовное царство. Верхний конец на кресте — дорога вверх, в вечное царство, открытое Христом.

Различия католического и православного крестного символа

Для православия не так важна форма креста как то, что на нем написано/изображено. Внимательно изучив надписи на женском крестике, можно с полной уверенностью сказать, к какому течению христианства принадлежит изделие.

Надписи

Табличка с надписью, закрепленной над головой Христа, присутствует на обоих крестах. И даже надпись на ней, которая, по идее, должна описывать проступок Иисуса, одна и та же. Понтий Пилат, осуждая Сына Бога, так и не нашел действительной вины его, и табличка гласит: «Иисус из Назарета Царь Иудейский».

Самый простой способ определить, какой перед вами крестик, это посмотреть на надписи на православных/католических нательных крестах.

До сих пор эта надпись инициальной аббревиатурой гравируется на нательных крестах. На православных по-славянски I.Н.Ц.I., на католических по-латыни INRI. И еще, на православных крестах с обратной стороны может быть выгравировано выражение «Спаси и сохрани», на католических ничего подобного нет.

Изображение

Одно из самых дискуссионных отличий — изображение облика Христа. На католическом нательном кресте Иисус показан страдающим: с ранами и струящейся кровью, в терновом венце, с поникшей головой и закрытыми глазами. Его ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены. Так он должен напоминать христианам о том, какую цену заплатил за спасение людей.

Основной посыл православного распятия не в физических страданиях, а в торжестве воскрешения (ладони Иисуса развернуты к людям), в победе над смертью, Духа над телом. 

На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.

Распятие у католиков выступает над поверхностью, а у православных имеет плоский вид.

У христиан принято носить крестик под, а не поверх одежды, поскольку он считается личным оберегом каждого верующего. По мнению церковников, если крестик важен как символ веры, его не следует демонстрировать окружающим.

Расположение Христа

Если присмотреться к фигуре Христа, то можно заметить еще одну немаловажную деталь. На православном распятии каждая его нога пригвождена по отдельности, а у католиков — скрещены вместе.

Количество гвоздей

Если ноги Спасителя пригвождены к столбу двумя гвоздями — крест православный.

У католической церкви принципиально иное мнение и своя святыня — три гвоздя, хранящиеся в Ватикане. Соответственно, на католическом распятии ноги Иисуса наложены одна на другую и прибиты лишь одним гвоздем.

История возникновения раскола

Раскол между католиками и православными насчитывает более тысячи лет, а официально датируется 1054 годом. Среди причин называют церковные разногласия на политической и канонической почве.

Римские служители стремились руководить христианским миром, а византийцы противились это признавать. Кроме того, западные церковники выступали «за» обновление церковной доктрины, а восточные собратья считали грехом любые отклонение от первых догматов вселенских соборов.

Сегодня церковники насчитывают 49 таких отличий, многие из которых носят не только теологический, но и внешний характер. Например, католики, в отличие от православных, верят в непорочное зачатие Христа и Марии, крестятся щепотью пальцев слева направо, а также не признают иконостасы.

Выбор крестиков в сети Ювелірна Карта

В нашей ювелирной коллекции собрано более 100 моделей католических и  православных крестов в комбинации различных типов золота, а также с элегантной инкрустацией и растительными узорами. Все модели мужских крестиков, как и женских, отличаются аккуратностью исполнения, что позволит приобрести изделие в качестве значимого атрибута веры и изысканного украшения. 

Дополнительные вставки из драгкамней делают изделия более яркими и современными на вид.

Все крестики (для взрослых и детей) можно посмотреть в каталоге на Diamant.ua (с подробным описанием характеристик). Элегантные цепочки из белого/желтого/красного аурума составят крестику гармоничный ансамбль.

Среди множества моделей вы непременно найдете свой драгоценный талисман!

Источник: https://diamant.ua/ru/articles/chem-otlichaetsja-katolicheskij-krestik-ot-pravoslavnogo/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто должен покупать каравай на свадьбу
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем Библию
Что за плод вкусила Ева

Закрыть